Управление изменением ассортиментной политики оао "нефтемаш". Теория "поля" К. Левина и особенности применения ее на практике

Анализ силового поля - это метод управления, применяемый для диагностирования ситуаций. В любой ситуации есть как движущие, так и сдерживающие силы. Движущие силы - это те, что толкают процесс в определенном направлении. Их примерами могут служить воздействие руководства, материальное поощрение и конкуренция. Движущим силам противодействуют сдерживающие. Примерами сил, которые мешают переменам, могут служить апатия и враждебность. Такой анализ позволяет определить, действие каких движущих сил следует усилить и действие каких сдерживающих сил необходимо ослабить или вовсе исключить.

Анализ силового поля полезен при изучении переменных, от которых зависит успех реализации программы изменений. Это важный метод анализа всех сил, которые выступают «за» и «против» перемен. Проведя такой анализ, вы сможете наметить меры по поддержке тех, кто отстаивает то или иное решение, и по ослаблению влияния оппозиционеров. Этот метод позволяет вам оценить каждую силу и решить, не следует ли вообще отказаться от своего плана.

Последовательность шагов при проведении анализа силового поля такова.

1. Перечислите в одной колонке все силы, поддерживающие перемены, а в другой - все силы, противодействующие переменам.

3. Постройте диаграмму, показывающую соотношение сил, выступающих «за» перемены и «против».

Пример

Представьте, что вы - управляющий, которому нужно решить, следует ли установить на заводе новое оборудование. Чтобы провести анализ силового поля, нарисуйте схему, аналогичную изображенной на рисунке. Исходя из полученных результатов вы можете предложить, чтобы в первоначальный план было внесено несколько изменений.

Обучив персонал (что увеличит затраты на 1 балл), вы сможете уменьшить страх перед новой технологией (на 2 балла).

Нужно показать персоналу, что перемены необходимы для выживания компании (новая сила «за», +2 балла).

Нужно продемонстрировать персоналу, что новые машины сделают работу более интересной и разнообразной (новая сила, +1 балл).

В связи с ростом производительности труда можно повысить зарплату (затраты +1 балл, сокращение сверхурочных -2 балла).

Можно установить машины несколько иного типа, снабженные фильтрами для предотвращения загрязнения окружающей среды (воздействие на окружающую среду -1 балл). Эти поправки к плану изменили бы соотношение сил с 11:10 (против плана) до 13:8 (в пользу плана).

8 Вопросы «семи W» и «да-нет»

Существуют два вида вопросов, которые можно использовать для конкретизации проблемы: вопросы «семи W» и вопросы «да-нет». Вопросы «семи W» - кто (who), что (what), где (where), когда (when), с чем (what... with), каким образом (what way) и в какой степени (to what extent) - позволяют яснее понять проблему. Если вы зададите такие вопросы, как «О ком идет речь?», «Что конкретно произошло?», «Где это случилось?», «Когда это случилось?», «С чем это связано?», «Каким образом это случилось?» и «В какой степени это может повлиять на ситуацию?», то составите себе гораздо более полное представление о проблеме.


Более цельную картину происходящего вы получите, и если зададитесь вопросом, что могло бы произойти, хотя и не произошло.

Таблица - Вопросы «да-нет»

Вопросы «семи W» и «да-нет» можно задавать одновременно. Например,

спросив, что произошло, вы можете тут же поинтересоваться тем, чего не случилось, хотя и могло случиться, и т.д. Сравнение того, что случилось, с тем, что могло произойти, но все же не произошло, также позволяет определить возможные причины происходящего. Примерный список таких вопросов приводится в таблице.

Вопросы «семи W» и «да-нет» используются, для того чтобы получить более четкое и полное представление о проблеме и ее возможных причинах.

Пример

Несколько лет тому назад компания Fiberfix разработала новый вид пряжи для производства ковров. На стадии разработки процесса возникли серьезные проблемы: число обрывов нити при ее намотке на катушки было выше экономически оправданного. Для решения этой проблемы создали специальную команду, которая использовала вопросы «семи W» и «да-нет».

Таблица - Вопросы «семи W» и «да-нет», используемые для решения проблемы «обрывы нити».

9 Диаграмма «почему-почему»

Диаграмма «почему-почему» является разновидностью диаграммы «скелет рыбы». Этот метод позволяет установить причину возникновения проблемы, задавая вопрос «почему?» от трех до пяти раз. Например, если кто-то говорит, что у вас плохая продукция, и вы хотите понять, в чем причина низкого качества ваших продуктов, то вы спрашиваете его: «Почему?». Он вам что-то отвечает, вы снова спрашиваете его: «Почему?», и так продолжается до тех пор, пока вы не получите абсолютно исчерпывающего ответа.

Диаграмму «почему-почему» используют для последовательного выявления коренных причин возникновения проблемы.

Пример

На рисунке представлена диаграмма «почему-почему», отражающая коренные причины возникновения проблемы «низкие продажи продукции».

Аналитическим инструментом определения движущих и сдерживающих сил изменения является модель К. Левина «Анализ поля сил». Курт Левин писал «Вопрос удерживается в равновесии в результате взаимодействия двух противоположных наборов сил - тех, которые стремятся способствовать изменениям (движущие силы), и тех, которые пытаются сохранить статус-кво (сдерживающие силы)» Таким образом, до начала изменений силовое поле находится в равновесии сил, благоприятствующих изменениям и противостоящим им. Левин говорит о существовании квази-постоянного социального равновесия. Для любых перемен существующий статус кво, или равновесие должно быть нарушено-либо путем добавления благоприятствующих изменениям условий или же путем сокращения противостоящих сил. Курт Левин предполагает, всякий раз, как движущие силы оказываются сильнее противостоящих сил статус кво будет нарушен, или, проще говоря, произойдет изменение. Применительно к ОАО «Серпуховский завод «Металлист» и изменению ассортиментной политики на нем анализ поля сил будет выглядеть следующим образом:

Потенциал. Наличие финансовых средств (количество которых неизменно сокращается).

Движущие силы:

  • 1. Падение спроса на имеющуюся продукцию.
  • 2. Конкуренция.
  • 3. Совершенствование производственных технологий.
  • 4. Наличие финансовых средств.
  • 5. Требования клиентов к качеству выпускаемой продукции.

Сдерживающие силы:

  • 1. Устаревшее оборудование.
  • 2. Недостаточная квалификация персонала.
  • 3. Негативное отношение части персонала к модернизации.
  • 4. Плотный производственный график (отсутствие времени на реконструкцию производственных линий).
  • 5. Высокая трудоемкость процесса.

Основной движущей силой, стимулирующей предприятие к изменениям, является падение спроса на имеющуюся продукцию (это можно заключить исходя из анализа показателей прибыли предприятия - она снижается из года в год) Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., Вып. У. 2010 - 451 с..

Среди сдерживающих сил устаревшее оборудование и загруженный график производства (предприятие не перестает выполнять заказы и функционирует в рабочем режиме) в совокупности делают глубокую реструктуризацию и модернизацию производственных линий не возможной (так как это срывает график поставки).

Конкуренция на рынке повышается вслед за либерализацией отрасли нефтедобычи и переработки, что и провоцирует повышение требований клиентов к продукции (больше выбор - выше требования). Поэтому графически они изображены равноценными.

Поскольку иногда проще ослабить сдерживающие силы, чем усилить движущие, руководству предприятия необходимо пересмотреть график работы и поставок, так как только в этом случае есть шанс на масштабную модернизацию оборудования Алиев, В.Г. Теория организации: учебник / В.Г. Алиев. - М.: Экономика, 2010. - 429 c..

Программа изменений предполагает пять этапов:. Подготовительный. Размораживание. Изменение. Замораживание. Оценка. Подготовительный этап.

Успех изменения во многом зависит от того, как качественно будет проведена подготовительная фаза. Подготовительный этап включает в себя:

  • - осознание необходимости изменений (определение проблемы);
  • - определение уровня изменений и вероятной степени сложности;
  • - определение сил, действующих при изменении (анализ поля сил);
  • - выбор стратегии.

Если привязать эти пункты к конкретно рассматриваемой теме, то этот этап будет включать в себя собрания менеджеров высшего звена с целью определения основных направлений изменений (выявление причин проблем и «проблемных зон» на предприятии) и обсуждение вариантов проведения и реализации этих изменений.

II. Размораживание.

После того как на нашем предприятии была выявлена требующая решения проблема понижения спроса на выпускаемую продукцию, рабочая группа менеджеров проводит диагностику данной проблемы с целью выявить объект направления необходимого изменения. Вследствие чего руководство предприятия создает комиссию из управленческого персонала во главе со старшим менеджером по разработке программы изменений. Каждый член комиссии выдвигает свои предложения по предстоящим изменениям, в результате составляется примерный план мероприятий. Составляется программа изменений. Для этого необходимо: составить технико-экономический анализ работы предприятия; исследовать рынок, на котором присутствует завод (комплектующих нефтепереработки и добычи) и смежные с ним направления, провести тщательный мониторинг клиентов, конкурентов, поставщиков и всех возможных участников рынка. Осуществить программу маркетинговых исследований. Все это делается с целью выявления и определения товаров и продуктов, производство которых будет наиболее целесообразно с экономической точки зрения Жигун, Л.А. Теория организации: Словарь / Л.А. Жигун. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 116 c..

III. Изменение.

Фактическая реализация стратегии изменений. Когда рабочая группа определила расширенный список продукции, а администрация и высший менеджмент утвердила его (вместе с собранием акционеров), начинается работа по сбору и закупке оборудования для модернизации производственной линии. Специалисты исследуют рынок и оформляют сделки по приобретению новых станков, установок, транспортного оборудования, комплектующих и расходных материалов к ним. Так же ведется поиск операторов и инженеров по управлению новым оборудованием, и проводятся курсы подготовки уже имеющихся сотрудников к работе на новом производстве. Осуществляется покупка, доставка и установка нового оборудования (пусконаладочные работы) и материалов для него. Торжественный запуск новой производственной линии.

IV. Замораживание.

На этом этапе происходит закрепление изменения. Персоналу и сотрудникам понадобится время для ознакомления с новым производством. На этом этапе возможны срывы, аварии, увольнения не справляющихся с новыми обязанностями. Очень важно принять меры по устранению этих негативных явлений и как можно быстрее ввести завод в нормальное «рабочее русло». Всячески поощрять инициативных рабочих, возможно пересмотреть систему мотивации, или разработать (совместно со специалистами) программу работы с новыми сотрудниками. Задача менеджмента на этапе: минимизировать процесс адаптации к новшествам и как можно быстрее наладить стабильный рабочий процесс Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков; Под ред. А.П. Агарков. - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c..

V. Оценка.

Это определение степени достижения результатов, желаемых последствий. В данном случае это будет видно из результатов финансовой деятельности предприятия на конец года. Если показатели прибыли будут повышаться относительно базового года (последнего года, когда предприятие выпускало свой прежний ассортимент) - значит изменения оказали положительный эффект. Так же важным показателем будет являться удельный вес новой продукции в общем объеме изготовленных предприятием продуктов (так как на предприятии осуществляется массовое производство, то отследить этот показатель будет сложно).

Анализ силового поля Курта Левина - мощный инструмент, используемый для понимания, что нужно для изменений как в корпоративной, так и в личной сферах.
Самое важное - он прост в использовании и обладает полной достоверностью как профессиональный инструмент.

Общее представление.

Давайте начнем с простого научного эксперимента.
Вам потребуется для этого присесть. Сидите? Отлично. Теперь вопрос - что удерживает Вас на стуле?
Есть два варианта ответа на этот вопрос. Первый - гравитация, которая вдавливает Вас в стул. Движущая сила, если хотите.
Другой ответ - сам стул, который обеспечивает противоположную гравитации силу и не дает Вам упасть на землю.
Получается, пока Вы сидите - Вы находитесь в своего рода равновесии, балансе сил.
Две силы удерживают Вас на месте. Гравитация толкает вниз, удерживая на стуле, а сам стул противостоит этому, удерживая Вас от падения на землю.
Две равные силы, движущая и противостоящая силы, работают для поддержания равновесия или статуса кво.

Согласны? Хорошо, теперь давайте поиграем. Предположим, мы хотим выйти из равновесия и дать Вам упасть на пол. Что мы можем сделать?
С одной стороны, можно увеличить силу гравитации. Стул, в конечном счете, не выдержит, и Вы упадете.
С другой стороны, мы можем оставить гравитацию в покое и ослабить стул, результат будет тот же.
Если Вы дочитали до этого момента, можете считать, что только что закончили анализ силового поля и поняли основные идеи этого анализа. Также становится понятно, почему данный эксперимент уместен в данной статье.
Курт Левин применял точно такой же подход к людям в своей теории изменений среди социальных ситуаций.

Сила может быть с Вами, а может быть против Вас.

Курт Левин писал «Вопрос удерживается в равновесии в результате взаимодействия двух противоположных наборов сил - тех, которые стремятся способствовать изменениям (движущие силы), и тех, которые пытаются сохранить статус-кво (сдерживающие силы)». Это то, что мы доказали нашим экспериментом, и это выделено на диаграмме ниже.

Таким образом, до начала изменений силовое поле находится в равновесии сил, благоприятствующих изменениям и противостоящим им. Левин говорит о существовании квази-постоянного социального равновесия.
Для любых перемен существующий статус кво, или равновесие должно быть нарушено - либо путем добавления благоприятствующих изменениям условий или же путем сокращения противостоящих сил.
Курт Левин предполагает, всякий раз, как движущие силы оказываются сильнее противостоящих сил статус кво будет изменен.
Это полезное знание. Особенно, когда мы применяем его, чтобы понять, как люди ведут себя при изменениях или почему они им сопротивляются.
Всегда будут существовать движущий силы, делающие перемены привлекательными для людей, и сдерживающие силы, стремящиеся сохранить все, как есть.
Успешные изменения достижимы как усилением движущих сил, так и ослаблением сдерживающих сил.
Анализ силового поля интегрирован в трехэтапную теорию изменению Левина, когда Вы сначала размораживаете существующее равновесие, затем двигаетесь к желаемым переменам, и в итоге замораживаете изменения на новом уровне, устанавливая новое равновесие, противостоящее будущим изменениям.

Использование анализа силового поля.

Анализ силового поля Левина используется, чтобы различить, какие факторы в ситуации или организации направляют или отдаляют человека к/от желаемого состояния, и какие противостоят движущим силам.
Этот анализ нужен для того, чтобы сформировать решения, которые сделают перемены приемлемыми.
«Силы» - более чем настрой к изменениям. Курт Левин знал, как много эмоционального заложено в человеческом отношении к переменам.
Чтобы понять, что заставляет людей принимать или противостоять изменениям, необходимо понять ценности и опыт человека или группы.
Развитие самоанализа и эмоционального интеллекта поможет понять силы, которые движут нами и другими людьми. Поведение других людей предупредит Вас о присутствии движущих или сдерживающих сил.
Следующие шаги представляют собой некий алгоритм использования анализа силового поля:

  1. Определите изменение, которое Вы хотите увидеть. Запишите цель или видение будущего желаемого состояния. Или Вы можете предпочесть понимание текущего статуса кво.
  2. Изобразите движущие силы, благоприятствующие изменению - пользуйтесь мозговым штурмом, рисуйте Mind Map. Запишите их на диаграмме силового поля.
  3. Изобразите сдерживающие силы, противостоящие изменению - пользуйтесь мозговым штурмом, рисуйте Mind Map. Их также запишите на диаграмме силового поля.
  4. Оцените движущие и сдерживающие силы. Это можно сделать, присвоив им балльную оценку - от 1 (слабо) до 5 (очень сильно), и подведя итоги по каждой стороне. Или же можно отбросить цифры, и сконцентрироваться целостно на влиянии каждого фактора.
  5. Оцените силы. Решите, какие силы обладают некой гибкостью к изменениям или на какие можно повлиять.
    6. Разработайте стратегию! Создайте стратегию по усилению движущих сил или ослаблению сдерживающих, или в обоих направлениях. Если Вы оценили каждую силу по балльной шкале, подумайте, как Вы можете увеличить очки движущих сил или снизить итоги сдерживающих сил?
  6. Установите очередность действий. Какие действия можно предпринять, которые дадут наибольший результат? Определите ресурсы, которые Вам потребуются, и решите, как будете осуществлять задуманные действия.
Совет: Иногда проще ослабить сдерживающие силы, чем усилить движущие.

Анализ силового поля критикуется обычно из-за субъективной оценки движущих и сдерживающих сил.
Некоторые авторы считают, что данная модель работает внутри ограниченного набора условий, и есть ситуации вне этих условий, в которых теория Левина будет менее применима.
В конечном счете, анализ силового поля может быть, а может и не быть полезным в Вашей ситуации. Решать Вам самим.
Анализ силового поля подкреплен моделью управления изменениями Курта Левина, и зарекомендовал себя как заслуживающий доверие профессиональный инструмент для управления изменениями.

АНАЛИЗ ПОЛЯ СИЛ – это метод выявления и оценки группы факторов и групп лиц, влияющих на изменение, способствующих осуществлению изменений или ему противодействующих.

Цель метода: оценка сильных и слабых сторон организации.

Использование метода: «Анализ поля сил» – практический инструмент, используемый для понимания того, почему изменения в организации происходят или не происходят. А также для определения конкретных сил, воздействуя на которые можно ускорить или сделать возможным изменения в организации. «Анализ поля сил» помогает разработать конкретные стратегии проведения изменений в организации.

Сущность метода:

· Любая ситуация не может быть статической.

· Любая ситуация – результат взаимодействия двух независимых и противоположных групп факторов (сил).

· Эти группы факторов называют движущими и сдерживающими силами.

· Движущие силы – это факторы, выводящие ситуацию из ее текущего состояния.

· Сдерживающие силы – факторы, поддерживающие существующую ситуацию.

· Силы, способствующие изменению: инициатива и желание руководителя, знание менеджмента руководителями, необходимость сокращения потерь рабочего времени и оптимизации рабочего процесса, необходимость получения детальной информации для анализа и прогноза возникновение кризисной ситуации в коллективе, влияние технологического прогресса.

· Силы, препятствующие изменению: эгоистичные интересы сотрудников, непонимание и недостаток доверия к руководству, неправильная оценка ситуации, нежелание менять привычный стиль работы, естественный страх к переменам, угроза выявления контролем нарушений, отсутствие необходимых навыков

· Данные силы находятся в состоянии равновесия и полностью не исчезают никогда. Пока воздействия этих двух групп сил равны, поддерживается текущая ситуация.

· К изменению текущей ситуации приводит:

1. Возрастание мощности движущих сил;

2. Уменьшение мощности сдерживающих сил.

Задание 1: Дана конкретная проблемная ситуация. Определить и вписать в схему движущие и сдерживающие силы.

Задание 2: Изучить способы ослабления сопротивления персонала изменениям.

Соотнести в таблице способы ослабления сопротивления персонала и инструменты их реализации: В классической модели Курта Левина «Анализ поля сил» приводятся следующие способы ослабления сопротивления персонала изменениям:

Предоставление информации. При проведении изменений очень важно соблюдать принцип открытости. Планируемые изменения должны обсуждаться в коллективе открыто. Каждый должен иметь возможность высказать свои тревоги и опасения. Задача руководителя – максимально снизить опасения сотрудников от будущих изменений.

Участие и вовлечение. Имеет смысл прислушиваться к мнению сотрудников организации (особенно у тех, кого лично коснется изменение) и использовать их советы. Здесь нужно проявлять определенную осторожность, поскольку сам процесс общения может занять много времени и затормозить изменения. К тому же не все советы могут идти на пользу.

Помощь и поддержка. Подход может включать в себя обучение новым навыкам, управление стрессом, обсуждение общих проблем и др. Здесь тоже нужно проявлять осторожность, поскольку сам процесс общения может занять много времени и затормозить изменения.

Переговоры и соглашения. В некоторых ситуациях изменений совершенно очевидно, что не все получат выгоду от изменений, что будут «проигравшие». Например, ожидается сокращение штатов. В этом случае тем, кто попадает под сокращение, может быть предложена материальная компенсация или обучение для устройства на другую работу.

Манипулирование и преувеличение роли. Можно преувеличить роль некоторых сотрудников в будущих изменениях и, таким образом, не только снизить их сопротивление, в некоторых случаях можно получить поддержку. Тут есть две опасности. Во-первых, если люди почувствуют, что Вы ими манипулируете, сопротивление может резко возрасти. Во-вторых, сотрудники с преувеличенной ролью могут повлиять на изменение в непредсказуемом направлении

Возможные инструменты ослабления сопротивления персонала:

Индивидуальные обсуждения

Совещания в группах

Презентации

Письма

Отчеты

Информационные бюллетени

Предоставление информации

Участие и вовлечение

Помощь и поддержка

Переговоры и соглашения

Манипулирование и преувеличение роли

Задание 3: Смоделировать проблемную ситуацию, применить полученные навыки – разработать механизм решения проблемы на основании схемы проведения анализа. Контекст – введение (реализация) ФГОС 2 поколения.

Этапы проведения анализа

Составить описание ситуации

Проанализировать ситуации:

Определить характер возникшей в коллективе проблемы

Определить количество движущих и сдерживающих сил

Движущие

Сдерживающие

Оценить мощность групп движущих и сдерживающих сил (в баллах)

Движущие

Сдерживающие

Провести сравнительный анализ мощности действия движущих и сдерживающих сил

Определить способы ослабления сопротивления персонала изменениям

Определить способы повышения активности персонала

Определить пути разрешения проблемной ситуации

Составить экспертное заключение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Организационная характеристика и анализ факторов внешнего окружения промышленного предприятия Сызранская ТЭЦ. Диагностика кадрового менеджмента предприятия. Анализ системы найма персонала и разработка программы отбора кадров на основе модели К. Левина.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2014

    Анализ ассортиментной политики предприятия по товарной группе пива. Разработка модели по совершенствованию деятельности базового предприятия в области ассортиментной политики и управления качеством реализуемого пива на примере ЗАО "ТД Перекресток".

    дипломная работа , добавлен 15.08.2010

    Входной контроль качества на промышленном предприятии. Инвестирование в процессы контроля качества на промышленном предприятии. Анализ процесса "Входной контроль качества" в ОАО "ГМС Нефтемаш". Анализ процесса по отношению к типовым требованиям.

    дипломная работа , добавлен 23.05.2015

    Теоретический аспект анализа общего внешнего окружения организации: задачи, методы, порядок проведения. Определение значения анализа и оценки факторов внешней среды предприятия для менеджеров. Анализ производителей, поставщиков, потребителей, конкурентов.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2013

    Учет факторов внешнего окружения. Область внешнего окружения, значимость фактора, текущее состояние, возможное будущее состояние, угрозы и возможности предприятия, частота мониторинга. Ранжирование факторов по частоте мониторинга. Стратегическая реакция.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2008

    Диагностика состояния предприятия в целом и по функциональным областям деятельности. Разработка прогноза развития ситуации и оценка перспектив. Разработка организационной структуры управления предприятием. Построение функциональной модели предприятия.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2011

    Этапы проведения стратегического анализа предприятия: STEP–анализ факторов макросреды, влияние факторов мезосреды, SNW-анализ внутренней среды. Формулирование проблемного поля предприятия с помощью матрицы SWOT-анализа и его количественная оценка.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2009