В международных отношениях как. Факультет "Международные отношения": кем работать? Специальность экономика международных отношений

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • История - профильный предмет, по выбору вуза
  • Обществознание - по выбору вуза
  • География - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза
В своем большинстве вузы требуют от студентов прохождения вступительных испытаний по трем направлениям. В качестве профильного экзамена выступает история. Второй экзамен может быть установлен по выбору учебного заведения — русский язык, обществознание и география. Чаще всего экзаменом по выбору выступает русский язык.
Дополнительно абитуриентам, как правило, требуется пройти испытание по иностранному языку.

Международные отношения — это достаточно востребованная отрасль, которая непрерывно растет и развивается. Специалисты высокой квалификации в области международных отношений пользуются невероятным спросом на межгосударственном уровне. Овладение данной специальностью — это залог обязательного удачного трудоустройства в любой точке нашей планеты.

Краткое описание специальности

Бакалавр в данном направлении — это специалист, который в идеале владеет всеми аспектами развития изучаемого направления (региона или стран): экономическими, политическими, культурными, правовыми и не только. Или же является квалифицированным экспертом в одной из областей международных отношений. Студенты могут выбрать один из наиболее близких им профилей обучения.

Направление предусматривает выбор среди следующих вариантов:

Крупные вузы

  • Российский университет дружбы народов;
  • Московский государственный лингвистический университет;
  • Марийский государственный университет;
  • Казанский (Приволжский) федеральный университет;
  • Институт стран Востока;
  • Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова.

Сроки и формы обучения

Освоение квалификации продолжается 4 года при дневной (очной) форме обучения. Некоторые вузы в качестве исключения предлагают очно-заочную и заочную формы обучения, но на основе уже имеющегося профильного образования.

Изучаемые предметы

В процессе овладения специальностью студенты изучают много профильных дисциплин, среди которых важная роль уделяется правовому направлению.

Это такие предметы, как:

  • европейское право;
  • международный суд;
  • конституционное право зарубежных стран;
  • международное публичное право;
  • международное экологическое право и другие.

Особое место занимают и экономические дисциплины, среди которых можно отметить следующие:

  • мировая экономика;
  • международные валютно-кредитные отношения;
  • международные экономические отношения и другие.

Политические дисциплины также являются одними из основных при обучении на данной специальности:

  • политические процессы в современной России;
  • внешняя политика РФ (современная);
  • международные конфликты;
  • международно-политический анализ (основы);
  • мировая политика и др.

Программа предусматривает изучение двух зарубежных языков, первый — международный, второй — язык изучаемого региона. Особое значение уделяется специальным дисциплинам, таким как дипломатия, консульская служба и другим. Среди дисциплин многие относятся к географическому направлению, например, география мира, география изучаемого региона и другие.

Получаемые знания и навыки

Выпускник данного направления должен:

  • владеть двумя языками на требуемом уровне, включая разговорную речь, письмо, чтение и слушание, перевод текстов устный и письменный;
  • знать историю, мировую политику, дипломатию, внешнюю политику родного государства и лидирующих стран мира, знать основы анализа международных отношений;
  • владеть базисными основами математики, экологии, информатики;
  • иметь навыки применения работы в компьютерных сетях и сети Интернет;
  • уметь на практике использовать методы прикладного анализа с целью необходимой ориентации в международной области;
  • уметь выполнять исполнительские и организационные функции на международном уровне;
  • уметь работать в международных коллективах, выполняя исполнительские и руководящие функции.

Кем работать

Выпускники могут получить работу в должности:

  • младшего и среднего персонала (в государственных органах международной направленности);
  • в дипломатических миссиях;
  • международных отделах и департаментах;
  • коммерческих и государственных организациях международного профиля.

Бакалавры могут работать:

  • референтами;
  • секретарями;
  • переводчиками;
  • лаборантами;
  • ассистентами;
  • консультантами;
  • аналитиками;
  • менеджерами;
  • администраторами;
  • советниками;
  • преподавателями;
  • экскурсоводами;
  • экспертами по конкретной стране или региону.

Карьера специалиста международных отношений достаточно сложная и требует максимум отдачи, поэтому большинство выпускников бакалавриата выбирают рабочее место во внешнеэкономической деятельности, которая сулит им достаточно широкие перспективы. Заработная плата консультантов по ВЭД начинается от 50 000 рублей. В оплачиваемых командировках также есть своя прелесть — возможность увидеть другие страны и проявить себя с лучшей стороны. Наиболее востребованы на рынке те специалисты, которые одновременно владеют разноплановыми навыками, например, имеют хорошие знания в экономике и международном праве.

Продолжение обучения по специальности

Для того, чтобы сделать прекрасную карьеру на международном уровне, необходимо быть настоящим профи в своем деле. Поэтому многие студенты не останавливаются на знаниях и умениях, которые они получают на уровне бакалавриата. По окончании обучения выпускники при желании могут продолжить освоение специальности в магистратуре и аспирантуре.

Считается, что факультет международных отношений - это самое престижное и дорогое отделение. Миллионы школьников по всей России мечтают поступить именно туда. Но часто случается так, что, желая учиться на столь популярном факультете, люди даже не знают, кем станут по окончании университета. Заканчивая кем работать - так и не придумывают.

В данном материале собраны все профессии, а также навыки и знания, которые вы приобретете, обучаясь на ФМО, а еще описаны те черты, которыми должен владеть каждый международник.

Факультет МЭО

В первую очередь, это - новейшая система образования, в рамках которой студентам читаются курсы международных процессов, имеющих место в политической, экономической или духовной сфере любого государства.

Обязательным на этом отделении является и преподавание 2 иностранных языков. Зачастую это английский (интернациональный), а второй студент выбирает по желанию: китайский, немецкий, французский, испанский или другой из списка предложенных администрацией вуза.

Кем работать после "Международных отношений"? На этот непростой вопрос попробуем найти ответ. Необходимо грамотно подходить к выбору специальности, взвесив все за и против, а не опираться только на престижность или популярность учебного заведения.

Если предаться объективным рассуждениям, то можно прийти к выводу, что диплом факультета международных отношений не возвысит вас над обладателями дипломов юристов, экономистов или программистов. Ваша будущая профессия и место в жизни зависит только от вашего упорства и желания.

На заметку абитуриенту

Миф о том, что на факультет международных экономических отношений можно попасть, только заплатив взятку, давно развеян. Главные качества для абитуриента - это хорошее знание хотя бы одного иностранного языка, стремление к познанию, отсутствие лени, коммуникабельность. Закончив факультет международных отношений, кем работать,решаете вы сами. Но для того, чтобы начать обучение, необходимо, будучи еще выпускником школы, понимать, что вы хотите получить по окончании университета.

Конкурс на поступление - один из самых больших в стране, поэтому думать о "светлом будущем" необходимо начинать прямо сейчас.

Знание языков

Курс иностранных языков обязательно включен в программу. Преподаватели будут требовать от вас очень многого, ведь английский - это профильный предмет, наряду с экономикой или географией. Чтобы выделяться на курсе, быть лучшим в группе, а потом иметь возможность заполучить работу своей мечты, вы должны ежедневно работать над собой.

Свободное владение несколькими языками даст вам хороший шанс трудоустроиться в этой сфере. Ведь в самом названии «международные» - подразумевается то, что вам необходимо будет общаться с людьми разных национальностей. А потому, чем больше языков вы знаете, тем лучше для вас. Таковы они - "Международные отношения": где работать - решать вам. Приложите для этого максимум усилий, будучи студентом, и успех будет сопутствовать вам все время.

Кем работают выпускники "международных отношений"?

Закончив обучение (фак-т "Международные экономические отношения"), кем работать, придумали самые известные российские выпускники этой специальности.

В их числе Сергей Лавров - министр иностранных дел, государственный деятель, он также является членом Совета безопасности Российской Федерации. В свое время Лавров стал выпускником факультета международных отношений (год выпуска - 1972).

Министр культуры РФ стал выпускником этого факультета чуть ранее, в 1968 году. С 2002 по 2008 гг. был послом России во Франции.

Следующий выпускник факультета международных отношений - Александр Любимов. Он является успешным тележурналистом и ведущим, президентом «Медиасоюза», председателем Совета директоров «ВИД», вице-президентом Академии российского телевидения. Выпустился в 1986 году.

Ксения Собчак окончила этот престижный факультет в 2004 году. Популярная и скандальная журналистка известна такими проектами, как «Дом-2», «Блондинка в шоколаде» и многие другие. Сейчас девушка занимается серьезной журналистикой.

Виталий Чуркин - это еще один знаменитый выпускник МЭО. Он является постоянным представителем Российской Федерации при ООН в Нью-Йорке, а также в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций. Окончил факультет международных отношений Чуркин в 1974 году.

Многие известные личности в области политики, экономики, юриспруденции, дипломатии, журналистики закончили "Международные отношения". Где работать после, как вы сами убедились, можно с легкостью придумать. Главное - стремление и упорство в достижении поставленных целей.

Обучение на факультете международных отношений

Учеба здесь тяжелая, требует много внимания, времени и хлопот. Но ведь результат действительно того стоит. За четыре года бакалаврата и год магистратуры студент успевает получить такие навыки: теоретические и практические знания в области международных политических и экономических отношений, он изучает все внешнеполитические вопросы, совершенствует знание иностранного языка, учится быть дипломатичным, сдержанным и серьезным.

За годы учебы студент превращается в аналитика, прогнозиста, методологиста, конфликтолога и переводчика.

Если вы закончили "Международные отношения", кем работать - решать вам. Возможностей очень много - это и экономическая, и политическая сфера, и культурно-развлекательная, также вы свободно найдете или будете востребованы в области юриспруденции.

Основные дисциплины

За время обучения вы усвоите курсы мировой политики, разберетесь в политических системах государств современного мира, овладеете методикой ведения международных переговоров, узнаете все о международном публичном и частном праве. Преподаватели расскажут вам об истории и основах теории международных отношений. В вашем списке будут такие предметы, как международная и национальная безопасность, основы дипломатии и международной гражданской службы. Вы познакомитесь с такими курсами, как внешняя и США и Канады, религиозный фактор в Африка: экономика и международные отношения, и мировая политика, современные международные отношения в Европе, Восточная и Юго-Восточная Азия: экономика и международные экономические отношения, современные международные отношения на Ближнем Востоке.

Углубленно изучите два иностранных языка, все выученное закрепите практическими занятиями.

Профессии, связанные с МЭО

Итак, ваш выбор - международные отношения. Кем можно работать по окончании соответствующего университета, представлено ниже:

  • дипломат;
  • конфликтолог;
  • переводчик;
  • переводчик-референт;
  • лингвист;
  • международный журналист;
  • политолог;
  • международный юрист;
  • менеджер по внешнеэкономической деятельности;
  • специалист по международной безопасности.

Кем работать после "Международных отношений"?

Вопрос актуален как никогда, особенно с учетом ситуации на рынке труда и выдвигаемых требований к соискателю. Множество людей заканчивает "Международные отношения". Кем потом работать, если все вакансии требуют опыта работы?

Нет одной определенной профессии, загоняющей вас в рамки. Вы должны заниматься тем, чем хотите, и тем, что получается у вас лучше всего.

Например, имея диплом факультета международных экономических отношений, вы сможете найти работу в зарубежных дипломатических и консульских представительствах России. Также попытайте счастья в российских государственных учреждениях и органах государственной власти, в том числе Министерстве экономического развития РФ.

Корпорации, такие как "Газпром", "ВТБ" Toyota, Microsoft и другие с радостью примут вас на практику, а там, зарекомендовав себя, вы сможете устроиться и на работу с испытательным сроком.

Главное - помните, что не бывает всего и сразу, начните с малого: СМИ, некоммерческих организаций, академических учреждений.

Навыки и умения

На лекциях расскажут, как нужно сопровождать международные делегации, как сформировать и продвинуть положительный имидж государства, а также как работать с прессой и в прессе.

Как видите, навыков и умений у международников очень много, соответственно и профессий, в которых вы сможете их применить, тоже большое количество.

Получая самую престижную специальность ("Международные отношения"), кем работать, решаете вы.

Чему вы научитесь за 5 лет?

Во-первых, это свободное владение двумя или более иностранными языками, во-вторых, вы с легкостью организуете международные переговоры, встречи, конференции и семинары, а также сможете и сами принять в них участие. Вас научат вести деловую переписку на иностранном языке.

Если вы приложите максимум усилий при обучении, то легко сможете переводить устную и письменную речь с русского на иностранный, и наоборот. Вам расскажут, как правильно оформлять контракты, проекты соглашений и другие официальные письма.

Вы сможете устанавливать и развивать международные связи, студентов учат и тому, как правильно оказывать помощь гражданам за рубежом.

Курсы, которые читаются международникам, вырабатывают у них аналитическое мышление, помогают решать конфликты любой сложности.

Самым популярным факультетом уже давно люди считают "Международные отношения". Кем работать после вручения диплома, знают не многие абитуриенты. Но ближе к окончанию учебы ребята, как правило, определяются с выбором. Вчерашние студенты, а сегодня дипломаты, переводчики, политологи и лингвисты, они уже знают, что такое международные отношения. "Кем работать?" Отзывы свидетельствуют, что подобный вопрос пред большинством из них уже не стоит.

Какие экзамены необходимо сдать для поступления на специальность международные отношения?

Для поступления на обучение по программе бакалавриата профильным предметом является история или обществоведение. Обязательным является экзамен по русскому языку. Выбор третьего, иногда также четвёртого экзамена осуществляется высшим учебным заведением, как правило, это география или иностранный язык.

Проходной балл зачастую зависит от престижа и популярности вуза, также формы обучения. Согласно последним данным, чтобы занять бюджетное место, необходимо набрать в среднем 376-392 баллов - этот показатель варьируется в различных вузах. Чтобы обучаться на платной основе, достаточно набрать 315-337 баллов.

Каждая специальность идентифицируется цифровым кодом, в том числе и международные отношения; специальность гуманитарная, предоставляющая образовательную квалификацию специалиста в различных сферах межгосударственных связей.

Форма и срок обучения

Срок обучения для получения степени бакалавра составляет 4 года, для получения степени магистра - 1 год. Полученная квалификация соответствует уровню специалиста по международным отношением со знанием одного или нескольких иностранных языков.

Большинство вузов предоставляет студентам возможность выбрать дневную, заочную, очную, вечернюю, дистанционную, очно-заочную форму обучения, а также получение второго высшего образования.

Дипломатическая академия МИД РФ предоставляет возможность продолжить обучение в аспирантуре, чтобы получить специальность в области политико-экономического глобального развития.

Что представляет собой специальность международные экономические отношения

Основное направление факультета международных экономических отношений - экономические связи на межгосударственном уровне. Профильными предметами являются мировая экономика, международное право, информатика, связи с общественностью (PR). Студенты повышают уровень знаний в области внешней политики и дипломатического этикета, ведения консульских протоколов, иностранных языков. Выпускники магистратуры свободно владеют двумя иностранными языками, один из которых является профильным; выпускники МГИМО владеют тремя иностранными языками. В программу входят

  • социология,
  • психология,
  • философия,
  • углублённое изучение истории и политологии.

Специальность экономика международных отношений

Экономика международных отношений рассматривает как внутригосударственную иерархию, так и интернациональные связи между предприятиями, торговыми структурами, финансовыми организациями, научно-техническими учреждениями, сферами туризма и других услуг, оказывамых на международном уровне, миграционные отношения.

История специальности международные отношения

Историческим началом данной дисциплины считается британский университет Aberystwyth . Изначально кафедра была создана с целью выявления причин разжигания первой мировой войны.
Сегодня международные отношения включают в себя изучение широкого спектра межнациональных вопросов, таких как политическая экономия и международная безопасность.

Специальность международные отношения - вузы

Многие российские вузы гуманитарной направленности предлагают бакалавриат, магистратуру и второе высшее образование в области международных отношений. Это вузы Москвы по специальностям международные отношения и высшие учебные заведения в других городах, в которых есть соответствующая кафедра.

Программа бакалавриата состоит из базовых дисциплин, магистратура ориентирована на профильную специализацию, зависящую от основной направленности вуза. В НИУ акцент делается на мировой экономике и международном менеджменте Евразии. ИБДА РАНХиГС готовит специалистов в области мировой политики и глобальных процессов. Программы МГИМО специализируются на вопросах политики, дипломатии и энргетики . В МГЛУ особое внимание уделяется ведению протоколов, международному администрированию. В вузах можно получить такие специальности, как востоковедение и регионоведение . Широко практикуются обучение и стажировка за рубежом.

Специальность международные отношения - кем работать

Обучение по специальности международные отношения включает в себя широкий спектр профессиональных компетенций в различных отраслях. Одна из главных причин популярности данного образовательного направления - универсальность. У бакалавров и магистров, закончивших вузы со специальностью международные отношения, очень широкий выбор дальнейшего трудоустройства.

Программа обучения включает в себя исторические, правовые и экономические дисциплины, а также иностранные языки. У выпускников отличные перспективы, где работать по специальности международные отношения.

На первых порах после окончания вуза работа по специальности международные отношения может представлять собой должность переводчика, стажера младшего научного сотрудника. В дальнейшем карьера выпускников развивается в таких направлениях, как политология, научные исследования, международные консультационные услуги, журналистика и переводческая деятельность.

Возможно Вас заинтересуют.

совокупность экономических, политических, культурных, военных, дипломатических и других связей и отношений между государствами, организациями и движениями, действующими на международной арене.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

отношения между народами, опосредуемые при наличии государств отношениями государственных институтов и структур; историческое призвание международных отношений - обеспечивая разноплановый обмен между народами и странами, реализовывать во внешней межгосударственной сфере коренные национально-государственные интересы своей страны, своего народа, сопоставляя и согласовывая их с национально-государственными интересами других стран и народов.

Поскольку главным элементом международных отношений, их основой являются национально-государственные интересы отдельных стран, важно учитывать следующее.

Национально-государственные интересы - категория объективная. Но ее особенность заключается в том, что интерес вообще, национально-государственный интерес, в частности - субъектная категория, т.е. носителем интереса всегда является определенный субъект - отдельный человек, нация, народ и т.д. Именно это обстоятельство часто является причиной ошибочных трактовок интереса как субъективной или субъективно-объективной категории. Это - неверно. Подобно тому как интересы отдельных людей представляют собой не продукт человеческой воли и человеческого сознания, а являются результатом его естественноисторических потребностей, диктующих человеку необходимость их удовлетворения, так и национально-государственные интересы страны, населяющих ее наций и народов - порождение реальных условий их внутреннего развития, взаимоотношений с другими народами и нациями.

Национально-государственные интересы - категория историческая. Национально-государственные интересы обусловлены исторически сложившейся раздробленностью человечества на обособленные общности, живущие в своих национально-государственных или многонациональных образованиях. Не будь государств и наций, не существовало бы и национально-государственных интересов. Они становятся реальностью лишь в сфере межгосударственного общения, где и проявляются как международные отношения. Историзм национально-государственных интересов обнаруживается также в том, что они не остаются неизменными, а претерпевают существенную эволюцию в связи с изменением внутренних и международных условий развития страны. Наконец, важно и то, что национально-государственные интересы не вечны: они существуют, пока существуют нации и государства, их интересы и действия.

Национально-государственные интересы - категория, тесно связанная с социально-политическими отношениями, ибо в ней отражаются и выражаются интересы нации, страны, преломленные через интересы общественно-политической силы, стоящей у власти, формирующей политику страны как внутри, так и возне. Мало того, важна и общая расстановка сил в стране и ее изменения, что сказывается в сфере международных отношений.

Национально-государственные интересы - комплексная категория, включающая систему компонентов, охватывающих различные сферы общественной жизни. Сюда относятся, в первую очередь, политические и экономические интересы, связанные с обеспечением благоприятных условий и предпосылок развития данной страны, ее населения. Весьма существенное значение имеют и производные формы выражения национально-государственных интересов: военностратегические, дипломатические интересы и т.д.

Подходя с этих позиций к определению сущности национально-государственных интересов той или иной страны (ее нации, народа), нужно учитывать, что этот субъект международных отношений вовсе не сам определяет суть интересов: содержание экономических, политических и других интересов составляют объективные, т.е. не зависящие от воли и сознания партий и правительств потребности страны, живущего в ней, определенным образом организованного сообщества людей. При формировании собственно национально-государственных интересов эти потребности выступают в объективной связи, в объективном взаимоотношении с внешними, международными условиями своего удовлетворения. Другими словами, если потребность выражает нужду, нужность для субъекта чего-то, то интерес есть объективное отношение субъекта, имеющего соответствующую потребность, к условиям удовлетворения этой потребности. Причем сами эти условия являются предметом данного интереса.

Очевидно, что национально-государственные интересы - объективный фактор международной жизни. Но если это так, то не следует ли из этого, что в международных отношениях субъективному фактору вообще "нечего делать", разве что собирать и организовывать силы, чтобы под угрозой их применения продиктовать партнеру свои, вытекающие из национально-государственных интересов требования, настаивая на их беспрекословном выполнении, или, если подобных сил нет или они заведомо слабее, сознательно подчиниться силе своего более могущественного партнера-противника? Хотя такое и случается, в силу чего сами международные отношения бывают отношениями господства и подчинения или отношениями равноправного сотрудничества, все же значение субъективного фактора в международных отношениях весьма велико.

Одна из исходных и главных задач субъективного фактора состоит в том, чтобы правильно осознать и сформулировать суть национально-государственных интересов данной страны, населяющей ее общности людей. А это - далеко не простая задача, если учитывать все многообразие геополитических, географических, экономических, политических, этнических, исторических и других факторов, обусловливающих объективное содержание национально-государственных интересов.

Следующая, не менее важная и трудная задача - учесть внутренние тенденции и международные условиях развития своей страны (и других) и в свете ее национально-государственных интересов и их реализации сформулировать внешнеполитическую концепцию, раскрывающую, какие основные цели и по каким внешнеполитическим направлениям должны быть достигнуты во внешнеполитической сфере в определенный срок.

Необходимо эту общую внешнеполитическую концепцию, определяющую стратегические цели внешней политики, конкретизировать во вполне определенный внешнеполитический курс, определяющий, что и как, в отношениях с какими странами и в каких областях должно быть достигнуто, чтобы была реализована внешнеполитическая концепция, а вместе с ней и удовлетворены национально-государственные интересы.

Если к этому добавить формулировку главных принципов внешней политики, необходимое соотношение традиций и новшеств, а также способов, средств и путей согласования своих национально-государственных интересов с таким же комплексом интересов как противников, так и союзников, а также все многообразие конкретных действий всех внешнеполитических служб, ответных акций, страховок и запасных ходов и т.д., то при учете взаимодействия всего этого на мировом поприще и в историческом развитии мы и получим то, что называется международными отношениями.

Достаточно в эту общую картину поставить конкретную страну, ее народ и действия его правительства, его многоплановые взаимоотношения, действия и противодействия не с одним, а со всеми другими субъектами международных отношений, чтобы их сложная мозаика приобрела близкий к реальности вид.

Международные отношения. Международная политика имеет небольшое отличие от политики внутренней... Внутренняя политика имеет место в рамках суверенного субъекта международных отношений - то, что мы называем государством или страной. В то время как международная политика имеет место между такими субъектами международных отношений. Суверенитет означает быть хозяином на своей собственной земле, сохранять за собой последнее слово в юридических спорах на территории страны. Понятие суверенитета возникло в XVI в., когда абсолютистские монархии укрепляли свои позиции и искали правового оправдания для этого. Суверенитет является одерживающей силой в стране. Преступники, повстанцы и отступники теоретически контролируются или подавляются суверенным правителем, которым сейчас является уже не король, а национальное правительство. Суверенитет также означает, что иностранные державы не имеют никакого права вмешиваться в дела вашей страны; их влияние прекращается на ваших границах.

Внутри суверенного субъекта международных отношений существует (или, по крайней мере, предполагается, что существует) закон. Если у вас есть основание для жалобы на кого-то, "не берите закон в свои собственные руки. Отнесите его в суд". В международных отношениях применимым оказывается почти противоположное: взятие закона в свои собственные руки - путем угрозы военной силой или ее использованием - является совершенно нормальным явлением. Часто другого подхода не существует.

Эта важная разница между внутренней и международной политикой вызывает негодование у искусных специалистов в области одной из них и когда они вторгаются в область другой. Президент Джонсон был мастером во внутренней политике; он получал от Конгресса все, что он только желал. Но он не смог поставить на место худого, маленького Хо Ши Мина, потому что Хо был хозяином на своей собственной территории. То, что срабатывало у Джонсона внутри страны - сделки, угрозы, убеждения - потерпело фиаско в международном плане. Некоторые утверждали, что именно использование Никсоном "нечестных приемов" международной политики в политике внутренней, привело к уотергейтскому скандалу и его падению. В действительности, Никсон был умным госудорстиешьш деятелем: он одновременно улучшил отношения с Советским Союзом и Китаем. И его неискренность и склонность к секретам сослужила ему плохую службу в разрешении внутренних проблем. Международная политика не есть внутренняя политика в большем масштабе. Без мирового суверенитета, служащего для установления правил и власти, международная политика носит более неуправляемый и сложный характер.

Политика как могущество. Международные отношения, которые страдают от недостатка суверенитета, превалирующего во внутренних ситуациях, во многом зависят от могущества. Покойный великий Моргентау считал, что могущество является основным элементом международной политики и что идеалисты игнорируют это на свой страх и риск. Не обладая достаточным могуществом страна не может выжить, добиться самостоятельно своих целей в этом беспокойном мире. Следует иметь в виду, что могущество - это не то же, что и сила. Сила - это конкретное применение военной мощи; под могуществом подразумевается более общая способность страны идти своим путем. Могущество включает военные, экономические, политические и психологические факторы. Некоторые элементы могущества поддаются оценке и их можно рассчитать. А именно:

География. Благодаря размеру территории, климату и естественным границам некоторые страны легче защищать, чем другие. В жизни стран география в значительной степени является судьбой.

Природные ресурсы. Продовольствие, полезные ископаемые и нефть являются важными факторами могущества.

Население. Здесь учитывается как количественный, так и качественный состав. Как поняли арабы в войне с Израилем, большое, обедневшее, слаборазвитое население не может быть источником могущества. При всех равных параметрах большее по величине население, из которого набирают солдат и рабочую силу, означает, несомненно, возросшее могущество страны.

Экономика. Индустриально развитая страна обычно значительно сильнее, чем сельскохозяйственная страна. Первая может производить свое собственное оружие и имеет более подготовленное население для его использования. Страна более развитая в экономическом отношении может дольше выдержать военную конфронтацию. Кроме войны индустриальная экономика располагает большим потенциалом для торговли и вызывает большее уважение, чем отсталая экономика. Япония благодаря торговле сделала то, чего бы не смогла сделать при помощи военной силы.

Правительство. Правительство, твердо стоящее у власти, является значительно более сильным оппонентом, чем то, которое не обладает такой властью. Сильное правительство может совершенствовать экономику, повышать благосостояние своего населения и укреплять национальную интеграцию.

Возможности в военном отношении. Страна может обладать всем, о чем говорилось выше, но не смочь превратить это в военную мощь. Франция и Британия, испытавшие ужас от потерь, понесенных во время первой мировой войны, не позаботились об укреплении своей мощи для борьбы с Гитлером. Япония, промышленный гигант, является карликом в военном отношении, поскольку составленная американцами конституция запрещает ей иметь армию, и этот пункт многие японцы хотели бы изменить.

Психологические источники могущества. Самым большим условием при выравнивании является психология страны. Объединена ли она, уверенная в самой себе и своем деле, в своем стремлении к пожертвованию? Вот где заключена самая большая ошибка, которую делают. Линдон Джонсон направил американцев во Вьетнам, считая, что мы одержим легкую победу. Но коммунисты знали, что бы они хотели: объединенного Вьетнама без иностранцев при определенного рода социализме. Наша страна не была настолько уверена в себе, и поэтому война была проиграна на внутреннем фронте, как в Сайгоне, так и в Вашингтоне. В 1980 г. Ирак, наблюдая за кажущимся хаосом иранской революции, посчитал, что будет легко захватить иранскую территорию. Но иранцы сражались как маньяки, жертвуя тысячами в своих атаках, в которых они шли на верную смерть, благодаря чему иракцы были отброшены на свою собственную территорию. В 1982 г. Аргентина, сама страдающая от разъединенности и жестокого военного правительства, посчитала, что будет легко присвоить Фолклендские острова, принадлежащие ослабевшей в экономическом отношении Британии. Но именно британцы оказались сильными в психологическом плане, а аргентинцы слабыми.

Что такое Международные Отношения? Значение слова «Международные Отношения» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Значение «Международные Отношения» в словарях

Международные Отношения В Восточном Средиземноморье В Iii В. До Н. Э. – Исторический словарь

Расширение международных связейВ связи с образованием новых государств и изменением экономических условий общая международная обстановка к концу IV-началу IIIв. дон. э. существенно изменилась. В сношения с эллинистическими государствами теперь были вовлечены новые, отдалённые страны, о которых до того времени в Грецию и Македонию доходили лишь смутные сведения. Если завоеватели и колонисты с запада двигались на восток, то и далёкие восточные страны в свою очередь искали путей на запад. Могущественная китайская империя Цинь во второй половине III в. до н. э. стала распространять своё влияние в этом направлении. Позднее, во II в. до н. э., вслед за караванами направлялись посольства, завязывались дипломатические отношения. Царство Магадха в долине Ганга установило и поддерживало дипломатические отношения с двумя самыми могущественными эллинистическими государствами - царствами Селевкидов и Птолемеев. События на Востоке не могли не оказывать воздействия на политические отношения в Западной Азии и в Эгейском море. С течением времени это воздействие становилось всё более и более заметным. Для эллинистического периода характерно вовлечение в сферу влияния крупных эллинистических государств целого ряда племён, которые ранее вели сравнительно обособленное существование. Державы Селевкидов и Птолемеев, могущественное Боспорское царство оказывали определённое воздействие на племена, жившие на их окраинах, способствовали развитию у этих племён классовой дифференциации и формированию государства. Одновременно наблюдается укрепление и расширение связей в масштабах всего Средиземноморья. В IV - начале III в. до н. э. на Балканском полуострове выдвинулись новые государства - Македония, Эпир, Иллирия; получили большое значение их связи с Сицилией, Италией, Киренаикой, Карфагеном. Сиракузский тиран Агафокл, пытавшийся завоевать Карфаген, поддерживал тесные сношения с эллинистическими правителями. Царь Эпира Пирр вёл борьбу за власть над Македонией с Лисимахом и Деметрием (впоследствии и с Антигоном Гонатом) и в течение нескольких лет воевал в Италии и Сицилии. Характер военных столкновений в III в до н э.В начале 70-х годов III в., т. е. к концу борьбы диадохов, не только закончился в общих чертах процесс образования крупнейших государств эллинистического мира - Египта, царства Селевкидов, Македонии, но обозначились уже достаточно ясно их взаимоотношения, выявились их сильные и слабые стороны, наметились конфликты, вызвавшие новые, ожесточённые военные столкновения. Приёмы ведения войны в эпоху эллинизма существенно изменились. В сражениях эллинистического времени обычно принимают участие крупные силы-десятки тысяч тяжеловооружённых воинов-пехотинцев, многочисленные отряды лёгкой пехоты, тяжеловооружённой и лёгкой конницы. Большое значение получило применение боевых слонов. Выросли размеры военных кораблей. Основным типом такого корабля теперь становятся одетые в броню пентеры и гептеры, имевшие соответственно 5 и 7 рядов гребцов. Широко развивается искусство осады и защиты крепостей. Вносятся важные усовершенствования в разнообразные виды метательных орудий (камнемёты, стреломёты), сооружаются подвижные осадные башни и сложные стенобитные машины, при помощи которых пробивали брешь в стенах города. Совершенно изменился характер армий: это были уже не гражданские ополчения прежнего времени, но профессиональные войска, проходившие специальное обучение. В военных предприятиях нередко участвовали пираты. Как уже не раз указывалось, огромную, иногда решающую роль играли в армиях наёмники, а для укомплектования ими войск были необходимы крупные денежные средства. От наёмников следует отличать категорию воинов, получавших за свою службу земельные наделы. Эти воины-колонисты (клерухи) образовывали постоянную армию, тесно связанную с правящей династией, от представителей которой они получали свои наделы. Воины III в. велись не только ради расширения сфер политического господства, но и для захвата рабов и лаои, важнейших торговых путей та рынков. Как и ранее, главным театром военных действий оставались самые населённые и богатые области Передней и Малой Азии, а также Эллада. Поля и виноградники Сирии, шерсть Милета, смола Иды привлекали жадные взоры правителей крупных государств. В Сирии и на побережье Малой Азии были расположены начальные пункты торговых путей, которые вели далеко в глубь Азии, а также на Запад, в бассейны Средиземного и Эгейского морей. В истории III столетия очень ярко проявляется связь между внутренним состоянием государства и его внешней политикой. В городах Сирии, Палестины, Малой Азии и Эллады шла непрерывная борьба партий, представлявших интересы различных слоев населения и ориентировавшихся на различные внешние силы. Вся политика македонян в Греции основывалась на последовательной поддержке в греческих городах имущего меньшинства. Радикальные демократические группировки в греческих полисах, как правило, ориентировались на Птолемеев, поддерживавших в Греции антимакедонские движения. Не раз в обстановке всё усиливавшегося соперничества между отдельными государствами провозглашались воодушевлявшие греков лозунги свободы и независимости, но свобода оказывалась иллюзорной, а попытки добиться её приводили полисы к тому, что они снова и снова оказывались в зависимости от крупнейших государств эллинистического мира, политические и экономические интересы которых играли решающую роль в международных отношениях. В истории III в. до н. э. известны случаи отпадения целых областей, попытки образования новых самостоятельных государств. Так, из царства Селевкидов выделились Пергам, Понт, Греко-Бактрийское и Парфянское царства, Каппадокия. Во многих городах Эллады и в Малой Азии тираны и династы захватывали власть, пользуясь поддержкой крупной державы или, наоборот, используя её временную слабость. Войны Египта с царством Селевкидов и Македонией в середине III в. до н. э.В начале 70-х годов III в. сильнейшим государством в эллинистическом мире был, несомненно, Египет. Его не затронуло Вторжение галатов, опустошивших на своём пути Македонию, часть Греции и Малой Азии. Огромные хозяйственные ресурсы Нильской долины составляли прочную основу могущества Птолемеев. Египетский флот господствовал на море в течение почти всей первой половины III в. Опираясь на эти ресурсы, Египет вёл широкую завоевательную политику. В 274 г. до н. э. между Египтом и его наиболее близким и опасным соперником - царством Селевкидов началась так называемая первая Сирийская война. Данные источников не позволяют восстановить точно последовательный ход событий. Военные действия происходили в Африке и в Азии и шли с переменным успехом. Война продолжалась до 273/72 г. и не дала решающих результатов, хотя всё же в выигрыше оказался Египет. К концу 70-х годов владения Египта охватывали южное побережье Малой Азии, крупнейшие греческие города в Карий и Ионии (Галикарнас, Книд, Милет, Самос), многие из Кикладских островов, всю Финикию и часть Келесирии (южная часть Сирии). Под влиянием Птолемеев находилась и Лига островитян - союз полисов на островах Эгейского моря. В конце 70-х годов, после неудачной попытки эпирского царя Пирра утвердиться на македонском престоле, происходит усиление Македонии, и в 60-х годах Греция снова становится театром военных действий. Египет не сталкивался непосредственно на суше с Македонией, но вёл с ней длительную и упорную борьбу с переменным успехом при посредстве греческих государств, поддерживая их сопротивление Антигону Гонату и его преемникам, широко используя лозунги свободы и независимости. Птолемей II организовал против Македонии крупный греческий союз во главе с Афинами и Спартой, сблизившимися на основе общей ненависти к македонскому владычеству. Антимакедонская политика в Афинах проводилась демократической партией, вождями которой в это время были Хремонид и его брат Главкон. До нас дошло постановление афинского народного собрания, принятое по предложению Хремонида, о союзе со Спартой, Элидой, Ахайей и др., с призывом ко всем остальным государствам Эллады установить «общее согласие» и примкнуть к их союзу. Однако и на этот раз македоняне одержали верх над коалицией греческих городов. Зажиточные слои населения в греческих городах были на стороне «сильной власти» и ориентировались на Македонию. Антимакедонская же коалиция не сумела вовремя объединить свои силы и не получила достаточной помощи от Египта. Победа Антигона в этой войне, прозванной «Хремонидовой» (267-261), снова закрепила гегемонию Македонии над Элладой, В эти же годы Египет, поддерживая Пергам в его борьбе с Антиохом I, укрепил свои позиции в Малой Азии. В начале 50-х годов возобновилась борьба за Южную Сирию. Македония и царство Селевкидов выступают теперь совместно против Египетской державы, причём Антигон Гонат достигает решающего успеха на море. В сражении при Косе (258 г. до н. э.) македонский флот разбил наголову египетский, и господство на море перешло к Македонии. Антигон встал во главе Лиги островитян. Преобладание Македонии не было, однако, длительным и прочным. В конце 50-х годов Коринф и Халкида ушли из-под власти Антигона, с Египтом был заключён мир. В 249 г. Делос снова уже оказался в руках Птолемея. Лига островитян была распущена. В эти же годы из царства Селевкидов выделились Бактрийское царство и Парфия. В 247 г. умер Антиох II, а в 246г.- Птолемей II Филадельф. Вопрос о преемстве власти в царстве Селевкидов послужил поводом к новой войне с Египтом из-за Сирии (третья Сирийская война). В надписи Птолемея III говорится о крупных успехах египетских войск, о завоевании не только Сирии, но и Междуречья, Бактрии и других областей царства Селевкидов. Успехи эти, несомненно, преувеличены, хотя, вероятно, Сирия и Междуречье были действительно временно заняты египетскими войсками. Но уже в 245 г. в ходе военных действий произошёл перелом не в пользу Египта. Полисы Сирии и Вавилонии были на стороне Селевкидов. Селевк II (247-226), сын Антиоха II, перешёл через Тавр и начал успешное наступление в Сирии против египетских войск. В эти же годы Антигон Гонат нанёс египетскому флоту у острова Андрос новое сокрушительное поражение. Но силы Египта всё ещё были велики, и хотя Птолемей должен был очистить занятую им обширную территорию, однако города Ионии (Эфес, Милет), остров Самос, остров Лесбос, острова на севере Эгейского моря, побережье Фракии и Херсонес Фракийский перешли в его руки. Соотношение сил на Балканском полуострове и в Восточном Средиземноморье к концу III в. до н. э. На Балканском полуострове наряду с Македонией к середине III в., как уже указывалось, большую роль стали играть Этолийский и Ахейский союзы. В другом греческом государстве - Эпире в результате ожесточённой внутренней борьбы царская власть была уничтожена, царство превратилось в союз нескольких областей, возглавленный тремя стратегами. Быстро развивается рабовладение и имущественное неравенство у племён, живших на севере Балканского полуострова. В III в. до н. э. на юге Иллирии возник союз иллирийских племён с центром в Скодре, который вскоре превратился в государство и включил в свой состав также северные области. Главными результатами политического развития эллинистических государств были следующие. Египет потерял господство на море. Территория государства Селевкидов вследствие отпадения Парфии и Бактрии сократилась; внутри государства происходила острая династическая борьба, представлявшая для него большую опасность ввиду его рыхлой структуры. На Балканском полуострове наряду с Македонией, Ахейским и Этолийским союзами принимают активное участие в политической борьбе окраинные племена и государства: дарданы, иллирийцы и др. В эту борьбу впервые вмешивается Рим. Все эти политические события имеют своей основой внутреннее развитие рабовладельческих обществ. В ближайшие десятилетия окончательно определяется путь, по которому пошло это развитие.