Цифровая беззеркальная гибридная камера LUMIX DC-G9. Дрожат руки? Избавьтесь от смазанной картинки при любых настройках. Изображение и качество видео

Говорят, что волка кормят ноги. IT-журналиста во время различных выставок кормят ноги и фотокамера, иногда подкармливает еще и диктофон. Понятно, что чем лучше и функциональнее камера, чем светосильнее объектив — тем более качественные снимки мы получим на выходе. Последние пять лет со мной в любой поездке обязательно была зеркальная камера: сначала — достаточно простенькая Sony Alpha A100, затем ей на замену удалось недорого урвать А700 в Шанхае — было просто невозможно устоять перед разницей по сравнению с московскими ценами (21 тыс. рублей против почти 40 тыс. в Москве — дело было в начале 2008 года). Потом на смену «китовому» объективу был прикуплен универсальный «размашистый» объектив Carl Zeiss 16-80/3,5-4,5 — данного диапазона фокусных расстояний хватало для 95% сюжетов.

В комплекте с Sony Alpha A700 сразу была обретена вертикальная питающая рукоятка, несколькими месяцами позднее пришло осознание, что необходима внешняя вспышка — порой освещение стендов оставляет желать лучшего, да и во время пресс-конференций лишний свет не помешает. Таким образом, комплект из всего вышеперечисленного вместе со вспышкой Sony HVL-F56AM покрывал все рабочие нужды — две батареи позволяли отщелкать не менее тысячи снимков на одной зарядке, объектив давал возможность делать вполне сносные портреты и был достаточно широкоугольным. Так что около четырех лет весь этот недешевый набор путешествовал со мной в рабочих поездках.

Все бы хорошо, но общий вес данного комплекта составлял около 2,5 кг, и если непрерывно таскать его на себе в течение трех-четырех выставочных дней я привык, то при подготовке к поездке и сборе чемоданов всегда приходилось идти на компромисс. Ведь к фотоаппарату еще нужен был кардридер (в ноутбук CF-карту не вставишь), а также зарядное устройство. Плюс зарядное устройство для пальчиковых батареек, а также комплект запасных аккумуляторов. Добавьте сюда ноутбук и блок питания для него — в итоге немаленький рюкзак Lowepro Computrekker AW100 оказывался практически заполненным. Так что в последнее время при взгляде на прогресс беззеркальных камер каждый раз возникало желание отказаться от громоздкой зеркалки в пользу путешествий налегке.

Потребители все чаще отдают предпочтение компактным беззеркальным камерам, ведь они сопоставимы с начальными DSLR-фотоаппаратами по качеству картинки, предлагая гораздо меньшие габариты и массу. Это подтверждает и статистика: к примеру, в прогрессивной Японии беззеркалки весной этого года почти догнали по доле рынка DSLR-аппараты — при такой тенденции в последнем квартале этого года они наверняка займут больше половины рынка камер со сменной оптикой.

В рамках прошедшей выставки Photokina 2012 было представлено немало интересных камер в данной нише — к примеру, Panasonic Lumix GH3 явно нацелена на конкуренцию с зеркалками, причем не начального, а среднего ценового сегмента. Родоначальник беззеркальных камер является одним из лидеров в данном классе, предлагая широкий диапазон продукции самого разного уровня. Представленная в июле этого года Lumix G5 — одна из самых интересных в портфолио компании Panasonic. Именно на ее примере попробуем выяснить, сможет ли она заменить зеркалку пятилетней давности с не самым дешевым объективом.

Итак, Lumix G5 получила 16,05-Мп сенсор Live MOS и процессор обработки изображений Venus Engine VII FHD. Диапазон чувствительности новой матрицы — от 160 до 12 800 единиц в ISO-эквиваленте. Основные характеристики можно почерпнуть из следующей таблички:

Технические характеристики

Panasonic Lumix G5
Матрица Micro 4/3, 16,05 Мп
Максимальное разрешение фотосъемки 4608x3456 / 4608x3072 / 4608x2592 / 3456x3456
Максимальное разрешение видеосъемки 1920x1080, 60p
Чувствительность, единиц в ISO-эквиваленте 160 / 200 / 400 / 800 / 1600 / 3200 / 6400 / 12800
Диапазон выдержек, с 1/4000 — 60
Серийная съемка До 6 кадров/с
Видоискатель Электронный, 1,44 Мп
Поле зрения видоискателя 100%
Экран Сенсорный, поворотный, 3 дюйма, 920 тыс. точек
Аккумулятор Литий-ионный, 8,4 Вт*ч
Габариты, мм 119,9х83,2х70,8
Масса, г 396 (включая батарею и карту памяти)

Фотокамера была предоставлена на тестирование с обычным «китовым» объективом 14-42 мм — к сожалению, нового компактного «power-зума» с аналогичным диапазоном фокусных расстояний на момент тестирования в российском представительстве компании Panasonic не оказалось.

Итак, что можно сказать хорошего при первом взгляде на камеру? В глаза бросается типично «зеркальная» компоновка органов управления. Благодаря удобному утолщению с правой стороны Lumix G5 лежит в руке как влитая, при этом указательный палец автоматически попадает на кнопку спуска затвора. Также указательным пальцем можно с легкостью управлять зуммированием новых объективов вроде вышеупомянутого 14-42 мм. Изменять фокусное расстояние на самом объективе гораздо менее удобно — приходится задействовать вторую руку, да и постоянно путаешься с тем, в какую сторону нажимать на клавишу-качели.

Любителей снимать видео порадует специальная кнопка для активации данного режима, так что всегда можно оперативно заснять какое-либо интересное событие. Несколько огорчает наличие рядом кнопки активации интеллектуального режима, хотя начинающие фотолюбители, возможно, оценят данное решение.

Отдельной похвалы заслуживает экран: он поворачивается на 180° вбок и наклоняется на 270° вверх и вниз, так что в поисках удачного снимка не придется приседать и изгибаться. Радует, что производитель не стал перекладывать управление камерой на сенсорный экран, сохранив привычные элементы контроля, — практически все параметры можно изменять, не прикасаясь к дисплею. В распоряжении пользователя сразу три настраиваемые кнопки, на которые можно «повесить» изменение тех или иных параметров. Приверженцы привычного взгляда на окружающий мир могут воспользоваться помощью электронного видоискателя — благодаря датчику при приближении лица к камере изображение на дисплее гаснет автоматически.

Как видно, производитель тщательно подошел к вопросу эргономики Lumix G5 — она, возможно, и уступает по этому параметру DSLR-камерам, но среди беззеркалок явно в числе лучших. Конечно, габариты G5 сложно назвать миниатюрными, но за удобство нужно платить.

Переходим от теории к практике. Посмотрим, как справится Panasonic Lumix G5 со съемкой в выставочных павильонах — освещение там часто недостаточное, да и источники света бывают с разной цветовой температурой.

ЭФР 28 мм, ƒ/5, 1/60 с, ISO 400

С балансом белого все отлично, проэкспонирован снимок также нормально, а шумов на ISO 400 практически не видно даже при 100%-м приближении фотографии.

ЭФР 28 мм, ƒ/5, 1/60 с, ISO 1250

А вот следующий кадр камере явно не удался. Впрочем, на подобных сюжетах наверняка спасует любая камера, если не установить экспозамер по центральной точке. Несмотря на чувствительность ISO 1250, уровень шумов незначителен.

ЭФР 84 мм, ƒ/5,6, 1/200 с, ISO 160

Тут автоматическое определение баланса белого подвело, да и с экспозицией не все в порядке. Впрочем, в фоторедакторе подобные промахи корректируются при помощи пары кликов мышкой.

ЭФР 30 мм, ƒ/5,6, 1/60 с, ISO 800

За следующий кадр Lumix G5 получает заслуженную пятерку. И баланс белого не подвел, и с экспозицией все хорошо и шумы на ISO 800 почти незаметны.

ЭФР 38 мм, ƒ/5,6, 1/60 с, ISO 160

При съемке устройств с близкого расстояния ошибки автофокуса сразу бросаются в глаза. Как видно по данному кадру, здесь система автофокусировки сработала как надо.

ЭФР 34 мм, ƒ/5,6, 1/60 с, ISO 400

Съемка черных предметов на белом фоне, как уже было отмечено, дается фотоаппаратам непросто. На сей раз Lumix G5 не подвел.

ЭФР 28 мм, ƒ/5,6, 1/60 с, ISO 800

Еще более сложный объект для съемки — ноутбук с темным корпусом и включенным экраном на стенде белого цвета. В данном случае результат можно считать удовлетворительным.


ЭФР 58 мм, ƒ/5,6, 1/60 с, ISO 500

Снимать черные смартфоны со включенным экраном во весь корпус — занятие не из легких: к предыдущим проблемам добавляется малая глубина резкости. Полученный в данном случае результат можно оценить на четыре с минусом.

ЭФР 48 мм, ƒ/5,6, 1/60 с, ISO 400

На автомобильных выставках мне, к сожалению, побывать пока не удалось, но Lumix G5, как видно, готов к выполнению даже таких задач.

ЭФР 28 мм, ƒ/5,6, 1/80 с, ISO 160

Журналисты просто обожают фотографировать устройства, спрятанные за стеклом. Производители явно об этом знают и с готовностью потакают нашим маленьким слабостям. В результате можно наблюдать такие концептуальные изображения.

ЭФР 50 мм, ƒ/5,6, 1/60 с, ISO 500

Когда экспонаты на стенде установлены как надо, Panasonic Lumix G5 способна выдавать вполне пристойные кадры.

ЭФР 74 мм, ƒ/5,6, 1/20 с, ISO 1600

Фотографирование табличек с характеристиками — неотъемлемое развлечение во время съемки репортажей с выставок. В этом случае главное, чтобы автофокус сработал как надо, ведь если текст не попадет в ГРИП, разобрать его потом будет весьма сложно. Также на данной фотографии можно оценить уровень шумов при ISO 1600. Отмечу и работу системы оптической стабилизации изображения — при ЭФР 74 мм и выдержке 1/20 с смазывания практически не заметно.

По данной подборке фотографий видно, что в большинстве случаев Panasonic Lumix G5 сравнима с DSLR-камерой по качеству изображения. Если учесть, что за редким исключением фотографии на нашем сайте по большей стороне не превышают 800 точек, можно резюмировать, что именно для публикации снимков с выставок беззеркалка, в принципе, вполне подходит. Что касается именно процесса съемки, то тут не все так просто. Да, с эргономикой у Lumix G5 полный порядок, но отточенный за несколько лет процесс съемки на семисотую «Альфу» по скорости превзойти не удалось. К автофокусу камеры претензий нет, но вот при продолжительной последовательной съемке различных объектов лаг между кадрами ощущается явственно. Аккумулятора, как правило, хватает на рабочий день, в течение которого обычно делается 250-300 снимков, вечером камеру приходится заряжать снова.

Если с данным сценарием использования беззеркальной камеры все более-менее ясно, то как обстоят дела с более привычной ролью большинства фотоаппаратов — съемкой достопримечательностей во время отпуска? Естественно, тут у каждого пользователя свои требования, но наверняка покупатель не самой дешевой системной камеры хочет максимально качественных снимков в любых условиях. Попробую привести пример некоторых характерных фотографий, сделанных во время отпуска в Германии.

ЭФР 28 мм, ƒ/5,6, 1/160 с, ISO 160

28 мм эквивалентного фокусного расстояния — показатель не рекордный, но обычно достаточный для съемки памятников архитектуры. В данном случае можно отметить геометрические искажения по краям кадра и заваленный горизонт. Впрочем, второе — это проблемы фотографа, ну а что касается искажений — требовать многого от «китового» объектива было бы наивно.

ЭФР 40 мм, ƒ/5,0, 1/1250 с, ISO 160

ЭФР 46 мм, ƒ/5,0, 1/1200 с, ISO 160

Как уже было отмечено, Panasonic Lumix G5 умеет снимать Full HD-видео, причем в формате AVCHD, да еще и с частотой 60 к/с. Ознакомиться с примером видеосъемки можно по данной ссылке .

В общем, за две недели использования камера Panasonic Lumix G5 проявила себя с лучшей стороны как во время командировки, так и в небольшом отпуске. Легкая, относительно компактная, удобная, эргономичная, с отличным экраном — Lumix G5 выдает хорошую картинку как в помещении, так и на улице.

Вернемся к попыткам заменить DSLR-камеру беззеркалкой. Могу сказать, что зеркалка уже продана, а Lumix G5 всерьез рассматривается в качестве варианта потенциального приобретения. Впрочем, нынешняя конкуренция на рынке беззеркальных камер делает выбор весьма сложным: скоро в продажу поступит Sony NEX-6, есть еще Fujifilm X-E1, да и у Panasonic ассортимент подобных камер впечатляющий — от компактной Lumix GF5 и вплоть до навороченной GH3. Так что всем выбирающим любительскую зеркалку хочется посоветовать подумать дважды и пойти на разумный компромисс, приобретя более компактную системную камеру.

11.11.2017 5040 Тесты и обзоры 0

Компания Panasonic представила новую беззеркальную камеру Lumix DC-G9, адресованную, как утверждает производитель, профессиональным фотографам (в первую очередь тех, кто занимается съемкой объектов дикой природы) и видеооператорам. Позиционируется G9 в линейке компании как высококлассная камера, наряду с флагманской GH5.

Попробуем разобраться, на сколько хороша новинка, и вначале, традиционно для наших обзоров, сравним ее характеристики с другими фотоаппаратами.

Panasonic Lumix G9 vs Panasonic Lumix GH5 vs Sony A9

Характеристики / Модель Panasonic Lumix G9
Разрешение сенсора 20.3 МП 20.3 МП 24.2 МП
Тип сенсора, размер Four Thirds (17.3 x 13 мм) Four Thirds (17.3 x 13 мм) Full-Frame (36 х 24 мм)
Процессор Venus Engine 10 Venus Engine BIONZ X
Фильтр низких частот Нет Нет Нет
Стабилизация изображения 5-осевая на сдвиге сенсора, эффективность 6.5 стопов 5-осевая на сдвиге сенсора, эффективность 5 стопов
Система автофокусировки По контрасту По контрасту Фазовая
Точек автофокусировки 225 225 693 фазовые точки
25-зонный контрастный АФ
Светочувствительность ISO / (расшиненная) 200-25600 / (100-25600) 200-25600 / (100-25600) 100-51.200 / (50-204.800)
Скорость затвора Min - Max 60—1/8000 сек. (электронный затвор 1/32000 сек.) 60—1/8000 сек. (электронный затвор 1/16000 сек.) 30—1/8000 сек. (электронный затвор 1/32000 сек.)
Скорость серийной съемки 9 к/с со следящей АФ, 12 к/с с фисированной АФ, 60 к/с с фиксированной АФ и электронным затвором 9 к/с со следящей АФ, 12 к/с с фиксированной АФ, 40 к/с с электронным затвором
5 к/с, 20 к/с с электронным затвором
Видоискатель Цифровой, OLED, 3.68 млн. точек, 100% покрытие, 0.86x Цифровой, OLED, 3.68 млн. точек, 100% покрытие, 0.67x Цифровой, OLED, 3.68 млн. точек, 100% покрытие, 0.78x
Максимальное разрешение видео 4K (3840 x 2160)@ 60p 4K (4096 x 2160) @ 24p 4K (3840 x 2160) @ 30p
ЖК-дисплей 3.0″, 1.04 млн. точек, сенсорный, наклонный 3.2″, 1.62 млн. точек, сенсорный, наклонный 3" ,1.4 млн. точек, наклонный, сенсорный
Горячий башмак Да Да Да
Ресурс батареи на 1 заряде (CIPA) 400 410 480 (ЭВИ), 650 (ЖК-экран)
Слоты для карт памяти 2xSDXC (2xUHS-II) 2xSDXC (1xUHS-II) 2xSDXC (1xUHS-II)
Беспроводная связь Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth Wi-Fi, Bluetooth, NFC
Защита корпуса Да Да Да
Габариты, мм 137 x 97 x 92 139 x 98 x 87

127 x 96 x 63

Вес, г 658 725 673

Конструкция

В конструкции DC-G9 мы видим небольшие изменения относительно GH5. Фотоаппарат выглядит немного более угловатым в своих пропорциях, что связано с поднятой кнопкой затвора и хватом, тогда как пентапризма с острыми краями сидит немного ниже. Наиболее заметным изменением дизайна является появление на верхней панели ЖК-дисплея, характерного для высококачественных зеркальных фотокамер, благодаря чему вы всегда можете быстро взглянуть на все ключевые параметры съёмки. Среди беззеркальных камер этим может похвастаться лишь дорогущая Leica SL. Из-за ЖК-дисплея переключатель режимов переместился на левую от видоискателя сторону, и теперь режимы съёмки выбираются с помощью переключателя в основании диска выбора.

Задняя часть G9 аналогична планировке GH5, заметны лишь некоторые незначительные изменения. Доступно большое количество программируемых функциональных кнопок. Также имеется удобный мини-джойстик для быстрого выбора области АФ. DC-G9 оснащёна рукояткой для хвата приличного размера, а задний выступ для большого пальца немного более выражен по сравнению с GH5, позволяя получить удобное «сцепление» с камерой. Передняя и задняя рамки камеры (а не вся камера) выполнены из магниевого сплава, сам корпус герметизирован для защиты от влаги, пыли и холода.

Оснащение

G9 получила тот же датчик с разрешением 20.3 MП, что и флагманская GH5, с максимальным разрешением снимков 5184 х 3888 пикселей. Конечно же, у сенсора так же отсутствует низкочастотный фильтр. Если кому-то разрешения 20.3 МП покажется мало, то Lumix G9 может предлагает новый режим высокого разрешения, в котором фото выводятся в файлах с эквивалентным разрешением 80 мегапикселей как в формате JPEG, так и в RAW. Это работает путём объединения восьми изображений, которые были сделаны очень быстро друг за другом, с небольшим сдвигом датчика между последовательными кадрами. При использовании такого режима необходим штатив.

Диапазон чувствительности остаётся тем же, что и в GH5 - от ISO 200 до 25.600. Это особенность, которую в первую очередь хотелось бы улучшить, поскольку она отстаёт от конкурентов. Но Panasonic считает, что качество изображения улучшено, камера имеет, по сравнению с GH5, более хорошую цветопередачу и пониженный уровень шума более интеллектуальному шумоподавлению и использованию новейшего процессора обработки Venus.

В GH5 появилась 5-стоповая система стабилизации сенсора, но с G9 Panasonic делает ещё один шаг вперёд и доводит эффективность стабилизации до уровня 6.5 стопов экспозиции. Добиться этого удалось, как утверждают в компании, используя угловую скорость и информацию о векторе движения не только от гироскопа, но и от акселерометра и собственно сенсора. В сочетании с объективами, оснащенным собственными двухосевыми стабилизаторами, камера способна очень хорошо справляться с компенсацией сотрясений при съемке.

OLED-видоискатель G9 является действительно большим, с разрешение 3,86 миллиона точек (количество такое же, как на GH5, но приближение увеличено с 0.76x до 0.83x), частотой обновления 120 кадров в секунду и с максимальным эквивалентным увеличением 0.83х. Глядя через видоискатель G9 можно легко забыть, что камера использует датчик Four Thirds.Кратность увеличения может быть уменьшена до 0.77х или 0.7х.

На задней панели Lumix G9 имеется 3-дюймовый сенсорный дисплей разрешением 1.040.000 точек. Он немного меньше, чем 3.2" сенсорный экран у GH5, но зато оснащён ночным режимом для облегчения съёмки при слабом освещении.

Также в камере используется качественный механизм затвора. Он, как и полагается современной профессиональной камере, должен прослужить не менее чем 200000 циклов и обеспечивает солидный, профессиональный диапазон работы - от 60 до 1/8000 с.

Lumix G9 оборудована Wi-Fi 802.11ac и Bluetooth 4.2 LE с низким энергопотреблением. Последний обеспечивает постоянное соединение с вашим смартфоном. Также в наличии два слота для SD-карт, поддерживается формат UHS-II быстрой скорости передачи данных, интерфейсы HDMI и USB 3.0. Стоит выделить возможность подключения внешней вспышки, микрофона и наушников.

Производительность

Обычный механический затвор G9 максимально может "разогнаться" до 9 кадров в секунду с AF-C, но переход к электронному затвору позволяет увеличить скорость до впечатляющих 20 кадров в секунду. А если это всё ещё недостаточно быстро для вас, G9 может также снимать с максимальной скоростью 60 кадров в секунду с использованием электронного затвора и фиксированной фокусировки. Буфер дает возможность делать подряд до 50 снимков в формате RAW.

Сама же система автофокусировки получила тот же охват в 225 точек фокусировки, что и GH5, и это покрывает большую часть кадра. Фокусировка чувствительна до уровня освещённости EV -4, и также использует технологию автоматической фокусировки Panasonic DFD (Depth from Defocus). Эта технология улучшена по сравнению с системой, используемой в GH5, увеличивая скорость сбора данных с 0.05 с до 0.04 с, что должно улучшить эффективность отслеживания. Автофокус G9 в режиме видео улучшился по сравнению с предыдущими моделями. Он быстрее находит объект, на котором нужно сфокусироваться. Panasonic удалось сделать действительно полезный автофокус для видеосъёмки.

Panasonic G9 и GH5 не имеют сходных характеристик записи видео, но, несмотря на акцент на фотосъёмку, характеристики видеозаписи удовлетворят требования большинства фотографов. Вы можете с новинкой снимать видео 4К со скоростью до 60 кадров в секунду, причём это формат Cinema 4К (4096 x 2160), с максимальным битрейтом 150Mbps со всей поверхности датчика изображения. Также есть возможность использования зебры, focusing peaking и уменьшать мерцания. Panasonic Lumix DC-G9 предлагает режимы 4K фото разрешением 8 МП и 6K фото - разрешение 18 MП, которые позволяют извлечь кадры из коротких видеороликов.

Резюме

Panasonic сделала разумный шаг, создав Lumix G9. GH5 по всем качествам занимает позицию камеры для видеооператора, а в G9 занимает нишу полнофункциональной модели фотокамеры высокого класса с хороших набором видеовозможностей. Менять вашу GH5 на G9, конечно же, не стоит, а вот перед теми, что делает первую покупку серьезной системной беззеркалки - стоит задуматься.

Ценник в $1.699 Lumix G9 смотрится вполне демократично, новинка стоит меньше, чем GH5, и значительно дешевле полнокадровых "семерок" и девятой модели Sony.

Блеск и нищета micro 4/3

Четыре года назад я представил в статье "Об истории создания фотокамер, стандартах и самодельных фотоаппаратах " прототип цифровой камеры со сменной оптикой и прямым визированием по изображению на матрице. Уже тогда казалось, что идея давно назрела и требует серийного воплощения. И вот, наконец, появилась серийная модель Panasonic Lumix G1, развивающая идеи, изложенные в той статье. Принципиальная новизна этой камеры не в сменной оптике и не в прямом визировании - это уже было у зеркальных камер - а в очень коротком рабочем отрезке. Естественно, вкупе с вышеперечисленными факторами:). Я с удовольствием констатирую, что камера получилась удачная, идеи были правильные, но основой для технического творчества масс она вряд ли станет в силу политики консорциума 4/3. Однако, изучение этой камеры может быть весьма полезным для любителей технического творчества. Собственно о самой камере уже много написано. Данная же статья посвящена сменной оптике и возможностям ручной фокусировки на высококачественном электронном видоискателе данной камеры. Тем не менее, и в этой статье приведу несколько фотографий, позволяющих лучше представить конструкцию и функциональные возможности камеры.



Вид спереди с поднятой вспышкой


Вид сверху


Вид сзади


Вид спереди с развернутым ЖК экраном


Сверху разъем для подключения пульта дистанционного управления. Разъем стандартного диаметра, но втыкать следует только родной фирменный пульт. Снизу разъем HDMI и комбинированный разъем USB и видеовыход. Сигнал на телевизор поступает только в режиме просмотра фотографий.



Вид снизу


Аккумулятор


Вид на камеру без объектива. В выключенном состоянии затвор открыт и матрица доступна для чистки.


Вид на объектив со стороны байонета

Если поставить камеру рядом с ее цифровыми собратьями, то она выглядит довольно компактной, в сравнении же с классическими пленочными камерами ее размеры кажутся вполне стандартными.


Зенит 3м, Panasonic Lumix G1 и ФЭД

На момент рождения этой камеры фирма представила два объектива, специально разработанных для этого стандарта: 14-45 мм F:3,5-5,6. O.I.S. и 45-200 мм F:4,0 - 5,6 O.I.S. В 2009 году обещают еще три объектива: 14-140 мм F:4,0 - 5,6 O.I.S. HD, 7-14 мм F:4,0 и 20 мм F:1,7. Кроме того, через адаптер DMW-MA1PP возможно подсоединение автофокусных объективов:
- Olympus Zuiko 25 F2.8 "Pancake"
- Olympus Zuiko Digital ED 14-42 мм F:3,5-5,6
- Olympus Zuiko Digital ED 40-150 ммF:4-5,6
- Panasonic Leica D Summilux 25 мм F:1,4 ASPH
- Panasonic Leica D Vario-Elmar 14-50 мм F:3,8-5,6 ASPH. Mega OIS
- Panasonic Leica D Vario-Elmar 14-150 мм F:3,5-5,6 ASPH. Mega OIS
Кроме того, умельцы давно сделали переходник со стандарта 4/3 на резьбу М42, а Виктор Лушников сделал и свой "одуванчик " для камер Olympus. Подробную спецификацию можно посмотреть на . Тем не менее, это существенно беднее, чем у любой цифровой зеркальной камеры. Современные зеркальные камеры имеют режим живой картинки и ко многим из них можно без проблем подсоединить объективы от старых аппаратов при условии, что рабочий отрезок этих объективов будет длиннее рабочего отрезка камеры. Сообщается, что у объективов стандарта micro 4/3 рабочий отрезок примерно 20 мм, а этот факт открывает поистине блестящие перспективы по подключению любых объективов от дальномерных и зеркальных камер, выпущенных в прошлом веке. Теоретически сверхкороткий рабочий отрезок позволяет сделать достаточно толстое кольцо, начинка которого может содержать даже мотор для автофокусных объективов с "отверточным" приводом. На фоне этой необъятной перспективы сегодняшняя ситуация с объективами смотрится, если не нищетой, то бедностью, причем существующей линейке объективов явно не хватает светосильных объективов с фиксированным фокусным расстоянием. Да и набор широкоугольников представляется весьма ограниченным.

Попробуем скрестить эту камеру с объективами дальномерных камер с резьбой М39 и рабочим отрезком 28,8 мм. Такими объективами с советских времен комплектовались аппараты Leica и ее многочисленные клоны, такие как, например, ФЭД и Зоркий. Изготовление переходного кольца позволит нам убить двух зайцев: во-первых, получить стандартное крепление, а во-вторых, более точно установить рабочий отрезок стандарта micro 4/3. Дело в том, что прямое измерение рабочего отрезка при наличии камеры и объектива представляется затруднительным, поскольку привод фокусировки у объективов электронный и установленный на оптической скамье объектив выставить на бесконечность достаточно сложно. Камера представляет нам еще меньше возможностей, поскольку перед матрицей расположен достаточной толстый стеклянный фильтр неизвестной толщины и с неизвестным показателем преломления. Таким образом, плоскость фокусировки объектива на воздухе лежала бы где-то в толще этого фильтра. Если считать, что объективы дальномерных камер достаточно хорошо отъюстированы, то добившись точной фокусировки по шкале дистанций, нанесенной на объектив, мы можем вычесть из 28,8 мм толщину получившегося кольца и получить более точное значение рабочего отрезка камеры. Забегая вперед, скажу, что у меня получилось 19 мм. Разброс параметров использованных объективов для дальномерных камер позволяет оценить погрешность +/- 0,2 мм. Кольцо получилось достаточно простое, принципиальных проблем с ним тоже не возникло. Конструктивно байонет на пару мм больше по диаметру, чем классические, существующие уже более 60 лет Ihagee Exakta. Любопытно, что, как я уже писал в статье "OLYMPUS E-300 ", предыдущий байонет нового стандарта тоже имел лишь незначительные механические отличия от уже открытого на тот момент байонета "Н" ("F"). Т.е. политика, похоже, такова - хоть и есть доступное открытое решение, но мы все равно сделаем все свое и никому не будем объяснять, зачем нам это понадобилось:-)


Переходник на рабочий отрезок 28,8 мм с резьбой М39 и удлинительное кольцо до рабочего отрезка 45, 5 с резьбой М42.

Сделав этот переходник, я получил потенциальную возможность подсоединить к камере сотни объективов от дальномерных камер. А воспользовавшись стандартным когда-то удлинительным кольцом с длиной в 16,7 мм, к ним добавятся еще и тысячи объективов от зеркальных аппаратов с рабочим отрезком 45,5 мм. Вручную фокусироваться удобнее, когда есть перебег за бесконечность. Поэтому я сделал кольцо чуть-чуть короче. Если необходимо пользоваться шкалой дистанции на объективе, я между объективом и кольцом вставляю юстировочную шайбу толщиной 0,8 мм. По умолчанию, возможность съемки без объектива или с механическим объективом в камере заблокирована, поэтому в меню надо найти пункт Съемка без объектива и разрешить ее.

Для точной ручной фокусировки весьма полезна экранная лупа. В программном обеспечении 1.0 она автоматически включается через 10 с. Есть смысл заменить программное обеспечение камеры на версию 1.1, в которой включение и выключение экранной лупы осуществляется кнопками на задней панели. Кратность экранной лупы и ее положение можно менять. Это делает экранный видоискатель очень удобным для фокусировки с наклонным объективом. На мой взгляд, это даже удобнее, чем на дорожной камере. Возможно, еще большее удобство представляло бы управление камерой компьютером, но среди поставляемых с камерой программ подобных нет, и мне неизвестно, возможно ли их сделать для данной камеры в принципе.

С камерой поставляются две программы: программа просмотра PHOTOfunSTUDIO и программа преобразования сырых кадров SILKYPIX Developer Studio 3.0 SE. Вторая имеет богатые возможности коррекции снимков, в том числе, и аберраций оптики, и может работать не только с сырыми файлами RW2, но и с форматом JPEG.

Однако она жестко запрограммирована на работу с камерами Panasonic. Попытка открыть в ней кадр JPEG, снятый другой камерой, приводит к появлению сообщения: камера не поддерживается.

На фоне этого сообщения, я полагаю, что если у вас несколько цифровых камер, то стоит воспользоваться альтернативным программным обеспечением. Тем более, что есть выбор. Эту камеру поддерживают и , и . (В версии 2.4 beta 4 надо в настройках добавить в список обрабатываемых файлов файл с расширением RW2).
Что касается программ просмотра, то с данной камерой умеют работать и .

Стоила ли игра свеч? На мой взгляд, безусловно. Например, объектив Юпитер-3 (в девичестве Carl Zeiss Sonnar) дает нам относительное отверстие 1:1,5 при фокусном расстоянии 50 мм. Это прекрасный портретник. Кстати, неплохой и очень дешевый портретник для этого аппарата получится из одного из самых массовых объективов в мире Biotar 2/58. У нас он в начале носил название "БТК" -- "БиоТар Красногорский", а затем стал называться Гелиос-44. Пригодятся подобные объективы и при ночных съемках. Чуда конечно они не сотворят, чувствительность для съемки с рук все равно придется устанавливать повышенную, но не предельную.

А если дополнить его линзой, использовавшейся для создания афокальной насадки в статье "Рыбьи глаза и компактные камеры ", то можно получить и на данной маленькой матрице круг с охватом 180 градусов. При этом рабочий отрезок уменьшится примерно до 30 мм.


Объектив Пеленг с переделанной оправой и насадочной линзой.

На приведенной ниже фотографии круг слегка зарезается, но у нас-то есть запас, поэтому варьируя фокусное расстояние насадочной линзы и рабочей отрезок, можно добиться практически идеального по охвату результата.

Конструкция с дополнительной линзой усиливает хроматические аберрации. Если щелкнуть мышью по миниатюре, то откроется снимок с хроматическими аберрациями, исправленными с помощью программы RawTherapee. Исходный снимок можно посмотреть .

Объективов с фокусным расстоянием 135 мм и относительным отверстием 1:2,8, разработанных как для зеркальных, так и для дальномерных камер, было выпущено очень много. Они дают нам возможность легко сделать фоторужье.

PENTACON 2.8/135

При испытании данной конструкции выяснилось, что довольно сильно падает контраст, что, вероятно, связано с отсутствием чернения внутренней поверхности кольца. На приведенном снимке он значительно поднят при преобразовании из сырого формата RW2. Поскольку объектив рассчитан на существенно больший кадр, то на стенки падает значительное количество света, который, отражаясь от стенок, попадает на матрицу. Возможно, стоит обклеить внутреннюю поверхность кольца черным бархатом или установить дополнительную световую ловушку в виде кольца из черной бумаги с отверстием, согласующим угол зрения объектива с размерами матрицы, наклеенного в плоскости байонета. Бархат плох тем, что накапливает пыль, а ловушка мешает использованию систем со сдвигом объектива. Улучшит ситуацию и более длинная бленда, согласованная по углу зрения с маленькой матрицей, а не кадром 24х36, как штатная, приведенная на снимке.

Меха и кольца под резьбу М42 позволят использовать камеру и для макросъемки. Причем в этом случае у нас относительно большой запас для наклона и сдвига.


И-100У 4/110

Приведенный снимок не очень показателен, монета не простирается в бесконечность и аналогичную четкость можно получить предельным диафрагмированием объектива без его наклона. В данном случае размытие изображения за счет увеличения аберраций при наклоне сопоставимо с дифракционным размытием при закрытой диафрагме. Хотя иногда можно найти оптимальное соотношение наклона и диафрагмы, однако это требует столько усилий, что к наклону стоит прибегать только тогда, когда необходимой глубины резкости нельзя добиться предельным диафрагмированием. Подробнее о съемке с наклоном и сдвигом можно прочитать в ранее опубликованных статьях: "Дорожная камера ", "О попытках максимально использовать возможности оптической системы ", "Чудо механики – объектив PC MICRO-NIKKOR 85 мм 1:2,8 D ".

Переход на стандартную резьбу делает и подсоединение камеры к микроскопу вполне стандартной и отработанной за полвека операцией.

Миниатюра. Расстояние между короткими штрихами 10 мкм.

Фрагмент

Возможно подсоединение и объективов для среднеформатных камер. Но особого смысла в этом нет. Они рассчитаны на большую площадь кадра, а не на сверхмелкозернистую пленку, так что наша матрица на 18х13,5 мм мала, а ее 12 млн чувствительных элементов чересчур мелкие для этих объективов.

Может использоваться камера и для специальный исследований, например как спектрограф:

Данная конструкция аналогична описанной в статье "Занимательная спектроскопия ". В фокальной плоскости первого объектива расположена щель, между объективами - дифракционная решетка. Устройство направляется на источник света. Если снять спектр лампы накаливания при разных выдержках, то можно заметить, что будет меняться не только яркость, но и цвет некоторых участков спектра. Как и большинство цифровых камер с RGB фильтрами, данная с трудом различает, например, чисто желтый (линия натрия) свет.


Выдержка 1/125 с

Выдержка 1/15 с

Спектральный состав света в данном эксперименте можно однозначно определить, измерив расстояние от края снимка. Цвет темной полосы на верхнем снимке и желтой полосы на нижнем один и тот же, и число фотонов, попавших на эту часть матрицы, практически не отличается от соседних зеленых и красных областей. Однако монитор не может воспроизвести монохроматическое излучение, а в лучшем случае способен заменить узкую спектральную полосу широкой с совпадающей средней точкой. Поэтому при недостатке света узкая спектральная область игнорируется, а при избытке заменяется широкой. Проблема в том, что если у нас сплошной спектр, то изменение яркости в разных частях спектра происходит не в одинаковой пропорции к числу упавших на матрицу фотонов. Мы можем вычислить цвет и его энергию, но не можем оценить его визуально. P.S.

Основной вывод, который позволяют сделать испытания этой камеры, заключается в том, что электронный видоискатель вполне конкурентноспособен в сравнении с матовым стеклом зеркальных камер. При низком освещении картинка становится шумной и медленно меняется, но на матовом стекле при подобном освещении у многих камер разглядеть что-либо вообще трудно. Хотя фокусировка при низком освещении по электронному видоискателю и требует других навыков, чем фокусировка по матовому стеклу, она, возможно, даже более эффективна. Избавляясь от матового стекла в конструкции камеры, мы автоматически решаем проблему точности фокусировки. Даже если толщина переходного кольца не позволяет установить объектив точно на расстоянии рабочего отрезка, это не скажется на точности фокусировки, а только на соответствии шкалы дистанций на объективе реальности. С точки зрения классических приемов юстировки остается актуальным только достижение перпендикулярности матрицы оптической оси. При нынешнем подходе к производству все ручные юстировочные операции очень дороги. Поэтому система подвижного крепления матрицы в трех точках с возможностью перемещения с помощью электромоторов решает не только вопрос автоматической фокусировки при использовании произвольного объектива, но и вопрос юстировки наклона. Системы перемещения матрицы для стабилизации дрожания показывают, что технически эта система сегодня вполне реализуема.

Второй важный вывод - система фокусировки без использования дополнительных датчиков по изображению, формируемому на матрице, имеет конкурентоспособную скорость.

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

Panasonic Lumix G1
Н/Д(0)

Несколько часов и чуть больше 2000 фотографий позже превратятся в следующее резюме: Panasonic Lumix G9 понравилось нам во время практического теста во всех отношениях. Почти лучше, чем прежняя флагманская модель Lumix GH5. Почему? Потому что внимание здесь целиком и полностью сфокусировано на фотографии - а это нам ближе всего.

Чтобы покупателю не пришлось переплачивать за видео-функции, которые пользователям из «целевой аудитории» и даром не нужны, данная DSLM-камера ориентирована на работу прежде всего с фотографией. Вместо 10-битного цветового пространства при съемке видео, поддержки HDR и XLR-адаптера Panasonic Lumix G9 выходит с огромным OLED-видоискателем, удивительно эффективным стабилиатором изображения и быстрой, как стрела, серийной съемкой. До 60 кадров в секунду штампует данная системная камера. И да, не только в 6К-Foto-режиме с 18-мегапиксельными JPEG, но и в полноценном 20-мегапиксельном разрешении и RAW-формате.

Звучит хорошо, а на деле еще лучше: дело в том, что при использовании электронного затвора чрезвычайно четкий и невероятно огромный 0,83-кратный 120-герцовый видоискатель работает без блэкаута. Это означает, что мешающие черные кадры после каждого снимка отсутствуют. Классно? Абсолютно, хотя есть один нюанс: скорости в 60 кадров в секунду Panasonic Lumix G9 достигает только с фиксированной фокусировкой. Известный по камерам семейства Lumix точный и быстрый модуль AF-C-фокусировки работает в данной DSLM хоть и чуть медленнее, но медлительным его все равно никак не назовешь: 20 кадров в секунду должны удовлетворить требованиям даже взыскательных фотографов, снимающих спортсменов или диких животных.


Panasonic Lumix G9: переднее колесико находится на верхней стороне - кто переходит не с Canon, сначала должен к этому привыкать

Panasonic Lumix G9: высокая скорость через UHS-II

Столь стремительный темп серийной съемки требует и соответственной скорости работы от слота для карт памяти. Panasonic Lumix G9 располагает сразу двумя такими, которые поддерживают стандарт UHS-II с его максимальными 300 Мбайт в секунду. Но в то время, как при использовании JPEG-формата из-за лишь половинного задействования пропускной способности серийная съемка получается практически неограниченной, в случае с RAW-файлами данная DSLM-камера стандарта «Micro Four Thirds» начинает заикаться уже примерно через одну секунду. Учитывая размер файла, составляющий по 23,5 Мбайт и, следовательно, производству по 1400 Мбайт в секунду, удивительным этот факт можно назвать лишь условно.

Другая особенность заключается в «подвеске» матрицы: интегрированный 5-осевой стабилизатор при фотографировании с руки позволяет использовать претендующие на рекорд экспозиции до 6,5 ступеней длиннее. При фокусном расстоянии до 50 мм в пересчете на малый формат, снимки остаются четкими даже если время выдержки составляет около 0,8 с. Впрочем, и не при таких экстремальных ситуациях удивительно спокойное изображение видоискателя оказывается очень убедительным, при этом работает стабилизатор изображения даже при очень длинных фокусных расстояниях.

Кроме того, Panasonic Lumix G9 использует Pixel-Shift-режим для защиты от размытия в своей линейке Lumix. При этом камера автоматически делает восемь снимков подряд и складывает из них изображение разрешением до 80 Мпикс. Как и в отличие от , это делает внутреннее программное обеспечение. При этом фотографии получаются не только больше, но и четче. Особенно если эти снимки, например, в Photoshop, снова довести до разрешения в 20 Мпикс, то можно получить невероятно детализированные фотографии - разумеется, необходимым для этого условием является использование штатива, а также неподвижность снимаемой сцены.


Panasonic Lumix G9: большой дисплей на верхней стороне поначалу хоть и кажется бесполезным, но в итоге оказывается практичным для экономии энергии

Panasonic Lumix G9: удивительная выносливость и от аккумулятора

Несколько неожиданным выглядит приятно большой информационный дисплей на верхней стороне корпуса. Есть ли в нем смысл на DSLM-камере, у которой постоянно мерцает дисплей, где конечно же отображаются все настройки типа параметров ISO и диафрагмы? Более чем, и прежде всего по соображениям экономии энергии. Все потому, что поворотный сенсорный 3,2-дюймовый дисплей на обратной стороне может быть сложен и, следовательно, деактивирован.

Благодаря датчику приближения электронный видоискатель включается только по мере необходимости. В конце практического тестирования оставшееся время автономной работы превышало 50 процентов от исходной - и это несмотря на более чем 2000 сделанных фотографий. Первоклассный показатель для системной камеры, которая уже достигает уровня DSLR. Для тех, кто будет переходить на протестированную нами модель именно с такого типа камер, наличие информационного дисплея уже само по себе было бы желанным дополнением.

Кстати, о дополнениях: помимо двух регулировочных колесиков для настройки диафрагмы и выдержки, а также практичного джойстика для управления фокусировкой, удобный и защищенный от брызг воды корпус из магниевого сплава украшают множество важных прямых кнопок. Баланс белого, светочувствительность, экспокоррекция, а также пять свободно программируемых функциональных кнопок предоставляют доступ ко всему, что нужно фотографу при повседневной эксплуатации.

Следует упомянуть и о видео-функциях. Наличием Ultra-HD с 60 кадрами в секунду, а также разъемов для микрофона и наушников будут довольны все операторы-любители. Также можно назвать впечатляющей замедленную видео-съемку в разрешении Full-HD на скорости до 180 кадров в секунду. Только несколько таких профессиональных функций, как HDR-видео и таймштамп остались прерогативой Lumix GH5. И все же, как мы и писали в самом начале: фотографы могут спокойно обойтись без всего этого.

Зато на борту есть: WLAN- и Bluetooth-модули для беспроводной передачи данных, а также дистанционного управления со смартфона или планшета. Интерфейс micro-USB 3.0 тоже для этого сгодится, при этом будет работать несколько быстрее и, кроме того, позволяет подзаряжать аккумулятор камеры от пауэрбанка.


Panasonic Lumix G9: на удобном и весящем примерно 660 граммов корпусе нашлось место даже разъему для X-синхрокабеля

Panasonic Lumix G9: первое впечатление - убедительное

Подводя итоги, мы пришли к выводу, что Panasonic Lumix G9 может стать одной из лучших, если не самой лучшей, DSLM-камерой для Micro-Four-Thirds-фотографов. В соответствии с этим стоимость кажется вполне адекватной: около 120 тыс. руб. стоит «тушка». Со стандартным объективом 12-60 мм F3,5-5,6 аппарат обойдется в примерно в 135 тыс. руб., а за комплект с улучшенной оптикой 12-60 мм F2,8-4 производитель потребует порядка 160 тыс. руб. Кто сделает предзаказ до старта продаж в январе, тот сможет получить батарейную рукоятку DMW-BGG9 совершенно бесплатно.

Но минуточку, неужели здесь совсем нет поводов для критики? И да, и нет. Во время проведения практического тестирования кнопка спуска затвора работала очень чувствительно, что привело к получению нескольких «незапланированных» снимков. Но если это - все, то попасть в Топ-10 нашего соответствующего рейтинга данной камере после проведения полноценного тестирования, собственно говоря, уже ничего не помешает.

Вывод Chip

В лице Panasonic Lumix G9 у нас на практическом тестировании побывала одна из самых классных DSLM-камер стандарта «Micro Four Thirds»: чрезвычайно быстрая серийная съемка, огромный OLED-видоискатель, современный 6К-Foto-режим, а также один из самых высокопроизводительных стабилизаторов изображения - все это прилично поднимает планку ориентиров для конкурентов. Пожалуй, верно будет сказать, что во время практического теста Panasonic Lumix G9 проявила себя как настоящая бомба. Одна мелочь, однако, все-таки мешает.

+ высококачественный корпус и хорошая продолжительность времени автономной работы
+ огромный и четкий OLED-экран
+ быстрый автофокус и стремительная серийная съемка
+ Dual-SD-слот с поддержкой UHS-II
+ UHD с 60 кадрами в секунду и 6K-Foto-режим
очень чувствительная кнопка спуска затвора
нет NFC
серийная съемка в RAW-формате на полной скорости длится всего около одной секунды

Около двух недель назад мы познакомились с обновлённой камерой Sony - a7R Mk III. Тогда нам казалось, что производитель превзошёл всех конкурентов и даже самого себя, реализовав «в железе» самые смелые мечты фотографа о своём рабочем инструменте. Но поверить в то, что вызов «полнокадровому совершенству» сможет бросить «дважды кроп», было просто невозможно. Однако именно это, кажется, и сделал Panasonic, анонсировав Lumix DMC G9, - беззеркальную фотокамеру для профессионалов.

На слове «фото» имеет смысл сделать акцент и отметить, что именно фотофлагман данная компания выпускает, пожалуй, впервые. Что ж, тем интересней будет с ним ознакомиться, ведь он олицетворяет взгляд Panasonic на развитие фототехники в ближайшие несколько лет.

Система формирования изображения

Для Lumix G9 Panasonic приготовил новый 20.3 Мп сенсор формата микро 4/3 собственной разработки - Digital Live MOS. Он лишён оптического фильтра низких частот и наделён специальным антибликовым покрытием, предотвращающим двоение изображения. Ряд улучшений в технологии производства матрицы позволили оптимизировать градиентные переходы и расширить динамический диапазон фотографий. Новый сенсор к тому же эффективно подавляет эффект «роллинг шаттер». В итоге G9 превзошёл по качеству изображения все предыдущие беззеркальные камеры серии Lumix G, и флагманский GH5 в том числе.

Сердцем Panasonic G9 является процессор обработки изображения Venus Engine. О его архитектуре известно крайне мало, но вот в потрясающей скорости сомневаться не приходится, ибо производительность CPU камер Panasonic всегда была одной из лучших. Процессор Lumix G9 наделили технологиями Multipixel Luminance Generation и Intelligent Detail Processing, призванными обеспечить точную и естественную цветопередачу.

Технология трёхмерного управления цветом в G9 учитывает не только оттенок и насыщенность, но и яркость цвета, что позволяет добиваться точной цветопередачи как в тёмных, так и в светлых областях фотографии. При этом особое внимание уделено достоверности передачи цвета неба и человеческой кожи.

Для нужд продвинутых режимов автофокуса Venus Engine получил новую технологию Deep Learning, отвечающую за распознавание не только лица и глаз, но и тела человека.
Серьёзной модернизации подверглись алгоритмы шумоподавления и JPEG-компрессии. Шумоподавитель G9 работает заметно деликатнее, сохраняя детализацию при съёмке на средних значениях светочувствительности, а JPEG-компрессор теперь особенно внимателен к цветопередаче и сохранению деталей на снимках. Если же съёмка ведётся в режимах 6K/4K, то анализу подвергается вся серия снимков, для того чтобы исправить искажения и уменьшить шумы на финальных фотографиях.

И, наконец, благодаря незаурядной скорости процессора Lumix G9 была увеличена частота опроса сенсора до 480 к/с, что не могло не отразиться на росте скоростей фокусировки и серийной съёмки.

Скорость!

Panasonic и в G9 остаётся верен системе автофокусировки, основанной на определении контраста. Однако доведённая до совершенства технология DFD (Depth From Defocus - «дистанция из расфокусировки»), определяющая расстояние до объекта съёмки на основе оптических характеристик объектива и результата сравнения двух изображений, снятых с разной резкостью, позволила довести время фокусировки до 0.04 с.

Располагая такими скоростными показателями, разработчики Lumix G9 смогли довести частоту серийной съёмки со следящей автофокусировкой до 20 к/с, а с фокусировкой по первому кадру серии - до 60 к/с. При этом - отметим особо - изображение в видоискателе во время съёмки серии не затеняется.

Минимальная выдержка механического затвора - 1/8 000 с. С ним скорость серийной съёмки ограничена значением 9 к/с.

Число контрастных фокусировочных зон у G9 увеличилось с 49 до 225. Каждую из них можно выбрать, изменить её размер, а с помощью новой функции AF Point Scope - увеличить, чтобы убедиться в том, что удалённый объект находится в зоне резкости.

Привычные технологии распознавания лиц/глаз и следящая фокусировка никуда не делись, но у последней заметно возросла «цепкость» удержания отслеживаемого объекта.

Продвинутым пользователям Lumix G9 позволяет самостоятельно настроить тонкости поведения системы автофокуса: изменить её чувствительность, подстроить порог переключения между фокусировочными зонами, назначить уровень предсказания движения объектов. Для всех этих параметров есть четыре профиля, соответствующие наиболее часто встречающимся условиям съёмки.

Дизайн и эргономика управления

Дизайн каждой новой модели камеры Panasonic становится всё отвязней и брутальней. Это может нравиться или нет, но это точно интересно и совершенно однозначно говорит пользователю о том, что в его руках действительно новая модель фотоаппарата.

Корпус DMC-G9 выполнен из магниевого сплава. Все кнопки, переключатели, стыки панелей и крышки отсеков снабжены уплотнительными элементами, что наделяет данную камеру пылевлагозащитой и морозоустойчивостью (до −10 C°).

Кнопок и переключателей - в избытке, но самым интересным новшеством, вне всякого сомнения, будут джойстик перемещения зоны фокусировки и кольцо режимов протяжки, расположенное соосно с кольцом переключения режимов съёмки.

Для изменения параметров и прямого ввода экспопары предназначены два диска на верхней панели камеры. На ней же расположился и огромный по меркам данного класса камер статусный ЖК экран - весомое нововведение для современных фотоаппаратов Panasonic.

На задней панели - цветной сенсорный дисплей с поворотной конструкцией крепления, выполненный по технологии RGBW. Он позволяет комфортно работать с камерой в любом положении, на ярком солнце, а включив специальный режим, и в темноте. Сенсорное управление у камер Panasonic традиционно одно из самых эргономичных, поэтому монитор Lumix G9 - абсолютно полноценный и самодостаточный орган управления.
Однако не он тут главный. Главным на задней панели, кажется, назначили глазок электронного OLED видоискателя. Он просто огромен!

Его характеристики поражают увеличением, которое составляет примерно 1.66×/0.83× (в эквиваленте 35 мм камеры). При необходимости увеличение можно изменить на 0.7×, 0.77× и 0.83×. Частота обновления достигает 120 к/с, а минимальный лаг - 0.005 с. Разрешение матрицы видоискателя - 3.68 млн. точек, а контраст - 10 000:1. В ночном режиме яркость видоискателя снижается. Широкий наглазник (21 мм) будет удобен, даже если фотограф носит очки.

В соответствии со своим профессиональным статусом Lumix G9 оснащена двумя отсеками для карт памяти. Причём абсолютно равнозначными с точки зрения поддерживаемой скорости SD карт - UHS II.

И, конечно же, не были забыты порты для подключения внешнего микрофона, наушников, ПДУ и синхроразъём для управления студийным светом.
USB 3.0 разъём у Lumix G9 обычный - формата micro-B. Однако с его помощью камера может не только передавать отснятый материал или заряжать аккумулятор, но и получать электропитание для своей работы. Значение этой простой и, казалось бы, очевидной функции сложно переоценить, ибо она радикально повышает автономность камеры.
При этом о традиционном способе повышения автономности цифровых камер - батарейной рукояти - тоже не забыли. Её спроектировали специально для Lumix G9.

Батарейный блок DMW BGG9 идеально стыкуется с камерой, защищён от влаги и пыли и содержит практически все те же управляющие элементы, что и правая сторона корпуса камеры, включая джойстик перемещения зон фокусировки.

Креатив и творческий потенциал

Одним из самых заметных новшеств Panasonic Lumix G9 стала её «двойная» система оптической стабилизации. Как несложно догадаться, она включает в себя стабилизацию, основанную на сдвиге сенсора, - Body I.S. и в объективе - O.I.S. Для B.I.S. был разработан новый алгоритм, который точнее рассчитывает движение камеры, учитывая данные, полученные с гироскопа, сенсора изображения и акселерометра.

Сочетание систем B.I.S. и O.I.S. позволило реализовать технологию пятиосевой стабилизации изображения «Dual I.S. 2» с эффективностью, достигающей 6.5 стопов (по методике CIPA)! При этом система «Dual I.S. 2» доступна в любых режимах фото- и видеосъёмки, включая 4K, а подавляющее большинство объективов Panasonic уже совместимы с вышеназванной технологией стабилизации. Для всех остальных объективов будет работать B.I.S.

Сочетание системы стабилизации, основанной на сдвиге сенсора и возможностей Venus Engine, позволило инженерам реализовать в Lumix G9 новый для камер Panasonic режим съёмки в сверхвысоком разрешении. В этом режиме камера соединяет 8 изображений, полученных при помощи сдвига сенсора, и создаёт фотографию в разрешении 80 Мп (10 368 × 7 776), что, наверняка, найдёт отклик в сердцах фотографов-пейзажистов или фотографов-предметников.

Целый набор новых режимов съёмки основан на выдающейся скорости Lumix G9 - Burst, Burst (Start/Stop), Pre-burst. Во-первых, появилась новая функция упреждающей съёмки. С ней камера начинает снимать за 0.4 с до нажатия кнопки спуска, поэтому ответственный момент уже почти невозможно будет пропустить. Во-вторых, традиционные для Panasonic режимы 4K-фото в G9 были расширены до 6K-фото, а это означает, что снимки в 6K-серии теперь имеют разрешение 18 Мп (почти полное разрешение сенсора). В рамках режима 6K-фото съёмка ведётся со скоростью 30 к/с. Режим 4K-фото был улучшен. Теперь он позволяет снимать фотографии со скоростью 60 к/с в разрешении 8 Мп.

Видеосъёмка

Для наилучшей видеосъёмки на сегодняшний день и на ближайшее будущее у Panasonic, как известно, есть Lumix GH5. И G9 никоим образом не собирается составлять ей конкуренцию в стане видеографов. Однако высочайшее качество видеозаписи, с битрейтом до 150 Mb/s в формате 4K при 60 к/с, G9 всё же обеспечивает. При этом считывание видеокадра происходит со всей площади сенсора.

Остаются в арсенале пользователя Lumix G9 и такие продвинутые видеофункции как «зебра», подсвечивание резких границ (focusing peaking) и, конечно же, быстрый и отлично работающий в видеорежиме автофокус вкупе с более чем впечатляющей по эффективности двойной оптической стабилизацией.

Функции комфорта

Panasonic Lumix G9 оснащён новым модулем Wi-Fi, поддерживающим стандарт IEEE 802.11ac, что даёт повышенную безопасность и большую скорость передачи данных.
Также в новой камере реализована поддержка Bluetooth 4.2 (BLE: Bluetooth Low Energy), позволяющая поддерживать постоянное соединение со смартфоном или планшетом при минимальном энергопотреблении. Она же даёт возможность синхронизировать по беспроводной связи настройки с другими камерами Lumix G9, что особенно удобно при многокамерной съёмке.

При помощи приложения Panasonic Image App для iOS/Android можно дистанционно управлять камерой, назначать фотографиям геотэги и, естественно, просматривать и публиковать сделанные снимки.

Заключение

В ходе знакомства с Panasonic Lumix DMC G9 нас не покидало ощущение дежавю, и лишь к концу написания этого обзора пришло понимание сути новой камеры: дух безвременно почившей системы Nikon 1 - в особенности, славного, но так и не принятого фотографическим сообществом «мастера скорости J5», кажется, вселился в Lumix G9. Об этом непрозрачно намекают и показатели скорости серийной съёмки, и количество мегапикселей матрицы, и даже режим упреждающей съёмки. Но, как это водится у реинкарнирующихся «просветленцев», перевоплощение случилось на гораздо более высоком уровне развития.

Новый шедевр Panasonic отлично подойдёт для съёмки дикой природы и спортивных соревнований: кроп-фактор 2x и скорость дают ей весомое преимущество перед конкурентами. Эта же камера, благодаря сравнительно небольшой матрице, будет одним из лучших выборов для макрофотографа. Тем более, есть надежда, что в G9 Panasonic не забудет реализовать обычную для многих своих камер функцию фокус-стекинга. И, наконец, путешественники и пейзажисты точно не останутся равнодушными к размерам и весу Lumix G9 и оптики формата микро 4/3, а также к режиму съёмки со сверхвысоким разрешением.

В розничной продаже Lumix G9 должна появиться в марте 2018 года по цене 129 999 руб.

Технические характеристики Panasonic Lumix DC-G9

Крепление объектива

Micro Four Thirds

Digital Live MOS с шаблоном Байера (RGBG)

Размер датчика, мм

17.3×13 (микро 4/3)

Множитель фокусного расстояния

Полное число пикселей, Мп

Эффективное число пикселей, Мп

Максимальное разрешение фото

Диапазон светочувствительности, ISO

200–25 600 (расширенный: 100–25 600)

Цветовое пространство

Пользовательский баланс белого

Да (4 слота)

Стабилизация изображения

Двойная: на основе сдвига датчика и оптическая в объективе

Эффективность системы стабилизации

6.5 стопов (по методике CIPA)

Формат файла

· JPEG (Exif v2.31)

· RAW (Panasonic 12-битный RW2)

Система автофокусировки

По контрасту с технологией DFD, 225 зон

Подсветка автофокуса

Крепление экрана

Полностью поворотный

3 дюйма, сенсорный, TFT LCD, 1.04 млн. точек

Видоискатель

Электронный, OLED, 3.68 млн. точек

Охват видоискателя

Увеличение видоискателя

1.66× (0.83× в эквиваленте к полному кадру)

Максимальная выдержка, с

Минимальная выдержка с механическим затвором, с

Минимальная выдержка с электронным затвором, с

Режимы работы затвора

· Одиночный

· Непрерывный I/II

Встроенная вспышка

Внешняя вспышка

Да (через горячий башмак или синхроразъём)

Выдержка X-синхронизации, с

Скорость серийной съёмки, к/с

С фокусировкой по первому кадру - 60

С перефокусировкой в каждом кадре - 20

Компенсация экспозиции, EV

± 5 (с шагом 1/3)

Брекетинг экспозиции, EV

± 3 (3, 5, 7 кадров с шагом 1/3, 2/3 и 1)

Брекетинг баланса белого

Формат видеофайлов

MPEG-4, AVCHD, H.264

Режимы видеосъёмки

Микрофон

Типы карт памяти

2× SD/SDHC/SDXC (UHS-II)

3.0 (5 Гбит/сек) с функцией зарядки и питания

Порт микрофона

Порт наушников

Беспроводной интерфейс

Wi-Fi 802.11ac + Bluetooth

Дистанционное управление

Да (проводное / беспроводное через смартфон)

Аккумулятор

Li-ion, DMW-BTC13 c зарядкой через USB‑порт

Ресурс батареи (CIPA)

400 снимков на одном заряде

Вес (включая батарею), г

Габаритные размеры, мм

Датчик ориентации

Запись Timelapse