Диаграмма сродства - пример построения. Назначение и цели. Математическое планирование эксперимента

Диаграмма сродства

Эта диаграмма служит для определения причин нарушения процесса и их систематизации для облегчения поиска мер, которые направлены на их исключение. Например, важной задачей для компании является нахождение правильных методов осуществления научных исследований и разработок с учетом условий, которые складываются в современном обществе в "эпоху высокоэффективных технологий". При этом важным оказывается вопрос, как изменить существующую систему обеспечения качества, чтоб она соответствовала новым требованиям. Каждая такая тема характеризуется множеством словесных данных. Диаграмма сродства представляет собой метод систематизации основных проблем, требующих решения, подобранных по принципу сродства того количества словесных данных, которое относится к этим проблемам.

Принципы создания диаграммы сродства и определения основных нарушений процесса с целью принятия мер по их устранению приведены на Рисунке 1.

Рисунок 1 - Принцип построения диаграммы сродства

Как видно из рисунка, диаграмма сродства является творческим средством организации больших количеств устных данных, таких как идеи, пожелания потребителей или мнения групп, участвующих в обсуждаемой проблеме по принципу сродства различных данных, и иллюстрирует скорее ассоциации, чем логические связи.

Создавать диаграмму сродства предпочтительнее группой. Опыт показывает, что удобно использовать группу, которая состоит из 6-8 человек, имеющих предварительный опыт совместной работы.

Создание диаграммы может быть следующим.

Определить предмет или тему, которая станет основной для сбора данных.

Собрать данные, которые группа произведет во время "мозгового штурма" вокруг насущной проблемы. Важным является то обстоятельство, что эти данные должны быть собраны беспорядочно. Каждое сообщение может регистрироваться на карточке каждым участником.

Затем задача состоит в том, чтоб сгруппировать родственные данные вместе по направлениям различных уровней согласно принципам Рисунка 1.

Нужно найти карточки, которые кажутся родственными в некоторой степени, положить эти карточки вместе. И повторить этот шаг снова.

Эту работу желательно проводить в тишине, избегая ненужных дискуссий. Во время этого процесса будут обнаружены расхождения мнений в отношении взаимосвязи различных данных. Однако опыт подсказывает, что наибольшая часть конфликтов рассеется в последующей работе.

Закончить работу нужно, когда все данные будут приведены в порядок, т.е. собраны в предварительные группы сродственных данных, когда вышеупомянутые конфликты будут разрешены во время дискуссии.

Необходимо найти направленность каждой группы данных. Эта направленность должна в некотором смысле резюмировать сродство каждой группы данных. Это можно сделать иначе, выбирая одну карточку из группы и устанавливая ее во главе или формируя новую направленность.

Эту процедуру можно повторить с резюмированием ведущих направлений, таким образом создавая иерархию. Анализ заканчивают, когда сгруппируют данные в соответствии с подходящим количеством направлений.

На Рисунке 2 приведен пример части диаграммы сродства, построенной на основе поставленного вопроса: "Что характеризует привлекательную и надежную компанию?"

Рисунок 2 - Диаграмма сродства, построенная в соответствии с поставленным вопросом: "Что характеризует привлекательную и надежную компанию?"


Диаграмма связей

Диаграмма служит инструментом, который позволяет выявить логические связи между основной идеей или различными данными.

Задачей этого инструмента управления служит установление соответствия основных причин нарушения процесса, с использованием диаграммы сродства, тем проблемам, которые требуют решения.

Следует отметить, что есть некоторое сходство между диаграммой связей и причинно-следственной диаграммой.

На Рисунке 3 приведен принцип построения диаграммы связей.

Рисунок 3 - Принципы построения диаграммы связей

Так же, как и для диаграммы сродства, работа над диаграммой связей должна проводиться в соответствующих группах. Важным является то, что исследуемый предмет должен быть сначала определен. Основные причины, требуемые для работы, можно сгенерировать, например, из диаграммы сродства или причинно-следственной диаграммы.

На Рисунке 4 в качестве примера показаны части диаграммы связей при решении проблем "недостатка понимания служащими компании необходимости продолжения качественных усовершенствований".


Рисунок 4 - Диаграмма связей, построенная в соответствии с возникшей проблемой: "неполное понимание сотрудниками необходимости улучшения качества работы".

Древовидная диаграмма

Эта диаграмма используется в качестве метода системного определения оптимальных средств решения возникших проблем и строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения.

Принцип построения древовидной диаграммы показан на Рисунке 5 .

Рисунок 5 - Принцип построения древовидной диаграммы.


Древовидная диаграмма, созданная группой, является наиболее продуктивной. Процедура ее создания похожа на описанную для диаграммы сродства, однако здесь очень важно то, что предмет (проблема и т.п.), который должен исследоваться, точно определен и распознан.

На Рисунке 6 показан пример построения древовидной диаграммы для решения проблемы, поставленной потребителем по "легкости в обращении" с регулировочным гаечным ключом.

Рисунок 6 - Древовидная диаграмма пожелания потребителя "легкость в обращении", которое относится к регулировочному гаечному ключу.


Древовидная диаграмма может использоваться, например, в таких случаях:

Когда неясно сформулированные пожелания потребителя в отношении продукта преобразуются в пожелания потребителя на управляемом уровне;

Когда необходимо исследовать все возможные части, касающиеся проблемы;

Когда краткосрочные цели должны быть достигнуты раньше результатов всей работы, т.е. на этапе проектирования.

Чтобы определить причины этой проблемы была создана рабочая группа из представителей разных подразделений организации. Рабочая группа методом «мозгового штурма» выявила возможные причины, которые были собраны в виде разрозненных данных.

3. Выполняем группировку данных по общим признакам. Названия общим признакам не присваиваются. Отдельные данные при последующей работе могут быть перенесены в другие группы.

Группа 1 Группа 2 Группа 3

Группа 4 Группа 5 Группа 6

4.Выявляем общий признак для каждой группы:

группа 1 - вероятный общий признак - условия работы;

группа 2 - вероятный общий признак выделить сложно, поэтому группу необходимо разделить на подгруппы;

группа 3 – вероятный общий признак – контроль;

группа 4 – вероятный общий признак – человеческий фактор;

группа 5 – вероятный общий признак – средства обеспечения и снабжение;

группа 6 – вероятный общий признак – техника безопасности.

5. Пересматриваем состав данных каждой группы и формулируем окончательный вариант обобщающего признака. Всего получаем семь групп – условия работы, документация, идентификация, контроль, человек, обеспечение, безопасность.

6.Составляем итоговый вариант диаграммы сродства.



Идентификация

Безопасность Обеспечение Контроль

Качество монтажного инструмента

Наглядность и простота представления данных, которые дает диаграмма сродства, является ее бесспорным преимуществом. Но недостаток у диаграммы также существенный – это субъективность распределения данных по родственным признакам. Наиболее серьёзно этот недостаток проявляется при индивидуальной работе. Метод «мозгового штурма» и командная работа несколько снижают субъективность, но не исключают ее.

Без особой детализации приведем еще один пример диаграммы сродства.

Рассмотрим процесс построения диаграммы сродства на примере компании – оператора сотовой связи. Компания долгое время была лидером на региональном рынке, но затем появились два серьезных конкурента. Группа по решению проблем компании сформулировала общую тему для обсуждения следующим образом: «Увеличение продаж услуг сотовой связи в условиях присутствия на рынке крупных конкурентов».

После проведении мозгового штурма были определены основные причины, влияющие на сформулированный результат. На основании полученных данных группа построила диаграмму сродства(рис.2.8).


Рис.2.8. Диаграмма сродства постановки проблемы «Увеличение объема продаж…»

Задание для самостоятельной работы.

Постройте диаграмму сродства по идеям, высказанным по проблеме: «каким образом улучшить условия труда?» Дайте заголовок каждой теме, внутри которой группируются родственные данные (по 30,50 и 76 идеям).

1. Создание хорошего климата (где надо кондиционер, радиатор…).

2. Озеленение кабинета.

3. Цветовая гамма кабинета.

4. Интерьер (обстановка, мебель, расположение).

5. Питание (горячее, разнообразное).

6. Обеспечение оргтехникой и канцтоварами.

7. Улучшить работу транспорта.

8. Обеспечение площадями на должном уровне.

9. Обеспечение перевозкой (до работы, после работы) персонала.

10. Отмена сроков выполнения задания, а их самоназначение.

11. Освобождение женщин от тяжелого труда с предоставлением более легкой работы.

12. Расстановка персонала по рабочим местам согласно их компетенции, что приведет к улучшению выполнения работ.

13. Провести дополнительное отопление.

14. Поставить кондиционер.

15. Закупить оргтехнику.

16. Поставить удобный стол.

17. Поставить регулируемые кресла.

18. Провести местное освещение.

19. Улучшить декоративность самого кабинета.

20. Увеличь обеденный перерыв до 1 часа.

21. Сократить продолжительность рабочей смены до 6.40 часов либо сместить на 30 минут.

22. Организовать работу буфетов, кафетериев на все время смены, а не только в обеденное время.

23. Повысить мотивацию, причем не только финансовую сторону.

24. Повышать квалификацию работников с привлечением специалистов со стороны.

25. Обмен опытом с другими предприятиями, хотя бы на уровне экскурсии, с периодичностью 1 раз в полгода.

26. Объединить в одну компьютерную сеть все отделы завода.

27. Выбрать в коллективе лидера.

28. Провести уборку.

29. Дешевые обеды.

30. Культурное обслуживание.

31. Предоставление необходимых ресурсов для работы.

32. Хорошая работа транспорта.

33. Руководители должны рассматривать своих подчиненных как равных.

34. Разница в оплате самого высокооплачиваемого на заводе не больше 10 раз, чем самый низкооплачиваемый.

35. Чаще проводить образовательные курсы.

36. Повышение мотивации труда.

37. Улучшение социальной сферы.

38. Озеленение не только рабочего места, но и всего завода.

39. Дотации на питание или вообще бесплатное питание.

40. Бесплатное проведение концертов звезд эстрады для работников завода (1 раз в квартал).

41. Униформы для работников завода (в соответствии с размерами).

42. Соблюдение норм смены инструмента и оборудования.

43. Условие рабочего места.

44. Условия окружающей среды (внешней и внутренней).

45. Организация дисциплины труда.

46. Мотивация работы.

47. Система карьеры персонала.

48. Получение дополнительного образования по направления специфики работы.

49. Руководители должны уважать чувства достоинства в любом человеке.

50. Возможность попробовать новые идеи.

51. Нельзя увольнять людей просто потому, что надо снизить издержки.

52. Возможность саморазвиваться.

53. Возможность получать нужную информацию.

54. Нельзя унижать человека, особенно на проходной.

55. Возможность дополнительно зарабатывать.

56. Хотелось бы чувствовать, что о тебе заботятся.

57. Повысить количество командировок по обмену опытом.

58. Стараться закупать новое оборудование.

59. Закупать новый современный инструмент.

60. Современное универсальное программное обеспечение.

61. Условие отдыха.

62. Окружающая обстановка рабочего места.

63. Моральное состояние коллектива.

64. Оценка удовлетворенности условиями работы.

65. Совершенствование техники безопасности условий труда.

66. Изменение позиции руководства к условиям труда персонала.

67. Сравнение и ориентир на достижения в этой области других предприятий.

68. Изучение опыта улучшения условий труда.

69. Возможность влиять на решения руководства.

70. Хотелось бы, чтобы спрашивали советы по вопросам, по которым есть знания и опыт.

71. Оценка работника должна быть объективной.

72. Должен быть независимый профсоюз.

73. Внедрение современных технологий.

74. Хорошая медицина.

75. Возможность покупки в кредит от завода (квартира, машина и т.д.).

76. Возможность постоянно обучаться, даже тому, что на данный момент не является причастным к работе.

Диаграмма связей

Диаграмма связей - инструмент, позволяющий выявить логические связи между основной идеей, проблемой или различными данными .

Задачей этого инструмента управления является установление соответствия основных причин нарушения процесса, выявленных с помощью диаграммы сродства или диаграммы шести слов, тех проблем, которые требуют решения. Между диаграммой связей и диаграммой "рыбьи кости" есть некоторое сходство. Классификация причин нарушения процесса по важности осуществляется с учетом используемых в компании ресурсов, а так же числовых данных, характеризующих причины.

Метод диаграммы связей обеспечивает рассмотрение сложно запутанной проблемы в процессе организации выполнения следующих функций :

· осмысление плохого результата как проблемы и, следовательно, поиск причины, вызывающей эту проблему;

· установление непосредственных связей между явлением и его причиной и, следовательно, достижение структуры проблемы;

· разработка средств для достижения цели.

Диаграмма связей является логическим инструментом. Рассмотрим ситуации, в которых диаграмма связей может быть полезной :

· рассматриваемая тема (или предмет) настолько сложна, что связи между различными идеями не могут быть установлены при помощи обычного обсуждения;

· временная последовательность, согласно которой делаются шаги, является решающей;

· есть подозрения, что проблема, затронутая в вопросе, является исключительно симптомом более фундаментальной незатронутой проблемы.

Принципы построения диаграммы связей показаны на рис. 2.9.

Причина

Рис. 2.9. Принципы построения диаграммы связей

При построении диаграммы связей могут быть выделены следующие блоки:

· причины, они приводят к каким-либо результат (т.е вызывают проблемы определенного уровня);

· причина = результат, выявленное определение является одновременно результатом воздействия некоторой причины и причиной, вызывающей какой-либо результат .

После построения диаграммы и определения всех связей между причинами следует наиболее важные причины обвести жирной линией, а важные причины и результаты соединить жирными стрелками. Процесс построения диаграммы состоит из нескольких шагов.

Шаг 1

Для построения диаграммы связей можно использовать причины, выявленные с помощью диаграммы сродства или диаграммы шести слов. Руководителю необходимо разместить листы с полученными диаграммами на доске и чистые листы, на которых будет построена диаграмма связей.

В центре листа следует расположить формулировку проблемы (негативное следствие, которое необходимо разрешить, или результат, которого хочет добиться фирма). Далее на это же листе необходимо разместить основные причины, влияющие на результат. Родственные причины следует размещать рядом друг с другом, а заголовки тем рядом с формулировкой проблемы для лучшего определения связей. Если у проблемы выявлено очень много причин, влияющих на нее, то следует сначала сделать следующее:

На диаграмме сродства (или диаграмме шести слов) присвоить номер каждой формулировке причины, при этом порядковыми номерами (1,2,3,....) обозначить заголовки тем (основных причин), а родственные причины каждой из тем соответственно номерами 1.1, 1.2, ... или 2.1, ..., 3.1, 3.2,...;

Разместить на листе вокруг проблемы номера заголовков, вокруг которых расположить номера содержащихся в данном заголовке причин.

Шаг 2

На данном шаге группе необходимо с помощью мозгового штурма выявить связи между причинами и результатами. В случае рассмотрения проблемы, имеющей большое количество причин, следует сначала установить связи между родственными причинами и соответствующим им заголовком, а также между заголовками тем и основной формулировкой проблемы. Затем следует определить связи между заголовками тем и между единичными причинами различных блоков. Все выявленные связи обозначить на диаграмме стрелками.

В случае, когда причин, вызывающих проблему не так много, то следует рассмотреть связи между всеми причинами и формулировкой в произвольной последовательности. В какой - какая группа решает индивидуально, в соответствии с логикой и в зависимости от конкретной рассматриваемой проблемы.

Шаг 3

Данный шаг необходимо провести в случае рассмотрения большого списка причин. В этом случае следует еще раз переписать диаграмму на новом листе, заменяя присвоенные причинам номера их формулировки.

Шаг 4

После определения всех связей необходимо обозначить графическими объектами:

формулировку проблемы - прямоугольником, причины - прямоугольником с округленными углами, причина – результат - овалом .

Выбор видов графических объектов для обозначения основных элементов диаграммы не регламентирован, участники группы могут выбрать любые другие графические объекты для обозначения их. Главное - обязательно их обозначить для того, чтобы можно было легче ориентироваться в диаграмме.

Далее группа должна обсудить построенную диаграмму связей и выявить главные причины, влияющие на проблему. Данные причины необходимо выделить каким-либо образом (например, жирными линиями) и сосредоточиться на разрешении именно этих причин. Возможно, после построения диаграммы выяснится, что имеется более существенная проблема, чем сформулированная первоначально группой. Либо при рассмотрении общей темы данная диаграмма связей позволит учесть все причины, влияющие на другие блоки причин, при дальнейшей детализации проблемы и рассмотрении более узких проблем.

В качестве примера рассмотрим построенную диаграмму связей (рис. 2.10) составленную для поиска "никогда не уменьшающегося числа бракованных деталей" на сборочной линии по производству некоторых бытовых приборов.



Рис.2.10.Диаграмма связей, составленная для поиска причины отказов на сборочной линии

Проблема "никогда не прекращающегося числа бракованных изделий" означает потерю ведущего положения, а одной из возможных причин, например, может быть "слишком много болтовни во время работы". Когда график связей составили в первый раз, думали, что темы пустых разговоров - ежедневные сплетни. Однако после изучения выяснилось, что по большей части темы этих пустых разговоров - "жалобы на работу" и каждую из этих причин устранили. В результате стало возможным сокращение числа бракованных изделий.

Рассмотрим еще один пример. На рис. 2.11 показаны части диаграммы связей при решении проблемы, сформулированной как "недостаток понимания служащими компании необходимости продолжения качественных усовершенствований".

Руководство не подает хорошего примера

Рис. 2.11. Диаграмма связей, построенная в соответствии с возникшей проблемой "недостатка понимания служащими компании необходимости продолжения качественных усовершенствований".

Задание для самостоятельного решения

Постройте диаграмму связей по идеям, предложенным при решении проблемы "В организации отсутствует система мотивации персонала".

· Текучесть кадров

· отношение к человеку - "винтик", пустое место

· массовое отсутствие улыбок на лицах

· отсутствие перспектив развития для работников

· отсутствие заинтересованности руководства в изменении организации

· халатное отношение к работе

· низкая трудовая дисциплина

· отсутствие финансовых возможностей мотивации персонала

· когда всем "все равно" (а мне это надо?)

· отсутствие конкуренции

· отсутствие дифференциальной системы поощрений

· отсутствие четких должностных инструкций

· рост хищений

· главное для предприятия - деньги и экономические показатели

· наличие личного кладбища у предприятия

· отсутствие династий - преемственной поколений

· карьера - "по трупам"

· оценивают не по способностям, а как "оближут"

· некомпетентность руководителей всех уровней

· Начальство не любит возражений

· отсутствие страха потерять эту работу

Диаграмма Исикавы

Диаграмма причины-следствия Исикавы (Cause-and-Effect-Diagram) - это графический метод анализа и формирования причинно-следственных связей, инструментальное средство для систематического определения причин проблемы и последующего графического представления.

Именно с такой целью поначалу использовалась диаграмма в начале 50-х гг. XX столетия. Потом она стала применяться для поиска при­чин любых недостатков и проблем, а не только низкого качества про­дукции. Называют диаграмму по-разному.

Встречаются названия «рыбий скелет», диаграмма «речных притоков» - из-за ассоциаций, которые вызывает схема. Еще одно название «диаграмма причин и результатов» - звучит менее экзотически, но зато точно отражает ее суть.

Названа диаграмма так потому, что в законченном виде она напоминает по форме скелет рыбы. Диаграмма «рыбьи кости» предназначается для отделения причин от следствий и помогает увидеть проблему целиком. При таком способе для многих проблем открываются различные новые перспективы их рассмотрения. В общем виде диаграмма Исикавы представлена на рис. 2.12.


Производственные факторы


Средняя кость А 1 В 1 Большая кость

А 2 ПРОБЛЕМА

малая кость


Производственные факторы

Рис. 2.12. Причинно-следственная диаграмма с разделением причин по уровням (для пояснения «рыбьих костей»): 1 - система причинных факторов; 2 - следствие (формулировка проблемы); А, В, ... - главные причины (или причины 1-го уровня); Al, В1, - причины 2-го уровня; А2, В2, ... - причины 3-го уровня и т. д.

Как показано на рис. 2.12, следствие является «хребтом» этого скелета и в то же время результатом различных причин (факторов), причины А, В, С и т. д. На рисунке они обозначены стрелками, которые называются «большими костями». Эти причины являются в свою очередь, следствием других причин: Al, А2, ...(для следствия A); Bl, В2, ... (для следствия В), обозначенные соответствующими стрелками («средние кости»). Вторичным причинам могут соответствовать третичные причины и т. д.

К семи новым инструментам контроля качества продукции относятся:

– диаграмма сродства

– диаграмма зависимостей

–системная (древовидная) диаграмма

– матричная диаграмма

– стрелочная диаграмма

– диаграмма планирования оценки процесса

– анализ матричных данных

– схема потока

Диаграмма сродства:

Цель метода – Систематизация и упорядочение идей, потребительских требований или мнений членов групп, высказанных в связи с решением какой-либо проблемы.

Диаграмма сродства обеспечивает общее планирование. Это творческий инструмент, который помогает уяснить нерешенные проблемы, раскрывая ранее невидимые связи между отдельными частями информации или идеями, путем сбора из разных источников бессистемно изложенных устных данных и их анализа по принципу взаимного сродства (ассоциативной близости).

План действий

1. Сформировать команду из специалистов, владеющих вопросами по обсуждаемой теме.

2. Сформулировать вопрос или проблему в виде развернутого предложения.

3. Провести "мозговую атаку", связную с основными причинами существования проблемы или ответов на поставленные вопросы.

4. Зафиксировать все высказывания на карточках, сгруппировать родственные данные по направлениям и присвоить заголовки каждой группе. Попробовать объединить какие-либо из них под общим заголовком, создавая иерархию.

1. При формулировании темы для обсуждения использовать "правило 7 плюс или минус 2". Предложение должно иметь не менее 5 и не более 9 слов, включая глагол и существительное.

2. При проведении "мозговой атаки" использовать стандартную методику.

3. Каждая формулировка записывается на отдельную карточку.

4. Если карточка может быть отнесена больше чем к одной группировке, следует сделать копии.

Карточки, не вошедшие ни в какую группировку, составляют остаток. Как правило, это 4 или 5 карточек.

Дополнительная информация:

Диаграмма сродства используется в работе не с конкретными числовыми данными, а со словесными высказываниями.



Диаграмму сродства следует применять, главным образом, когда:

· необходимо систематизировать большое количество информации (различных идей, разных точек зрения и т. д.);

· ответ или решение не всем абсолютно очевиден;

· принятие решения требует согласия среди членов команды (а воз- можно, и среди других заинтересованных лиц), чтобы эффективно работать.

Достоинства метода

Раскрывает родство между различными частями информации.

Процедура создания диаграммы сродства позволяет членам команды выйти за рамки привычного мышления и способствует реализации творческого потенциала команды.

Недостатки метода

При наличии большого числа объектов (начиная с нескольких десятков) инструменты творчества, в основе которых лежат ассоциативные способности человека, уступают инструментам логического анализа.

Диаграмма сродства – первый из инструментов среди семи методов управления качеством, который способствует выяснению более точного понимания проблемы и позволяет выявлять основные нарушения процесса путем сбора, обобщения и анализа большого числа устных данных на основе родственных (близких) отношений между каждым элементом.

Ожидаемый результат

Новое понимание требований и проблемных вопросов, и новые решения старых проблем.

Эта диаграмма служит для определения причин нарушения процесса и их систематизации для облегчения поиска мер, направленных на их исключение. Например, важной задачей является нахождение правильных методов осуществления научных исследований и разработок с учетом условий, складывающихся в современном обществе в «эпоху высокоэффективных технологий». При этом важным оказывается вопрос, как изменить существующую систему обеспечения качества, чтобы она соответствовала новым требованиям. Каждая такая тема характеризуется множеством словесных данных. Диаграмма сродства представляет собой метод систематизации основных проблем, требующих решения, подобранных по принципу сродства того количества словесных данных, которое относится к этим проблемам.

Диаграмма взаимосвязей.

Эта диаграмма составляется для того, чтобы проблемам, требующим разрешения, зафиксированным в диаграмме сродства, поставить в соответствие основные причины, вызвавшие их появление, например, диаграмма зависимостей, указывающая причины несовпадения параметров опытных образцов изделия по его проекту.

На диаграмме, показанной на рисунке 8.2 приведено 30 факторов, которые рассматриваются как первичные и вторичные причины несовпадения: зависимости между ними показаны стрелками. Классификация этих причин по важности осуществляется с учетом используемой технологии, числовых данных, характеризующих причины и т.д.

Чтобы оценить значимость взаимного влияния подсчитывают количество входящих и выходящих стрелок на каждом факторе.


Древовидная диаграмма.

Диаграмма дерева исследует все возможные причины на основании множества последовательных шагов.

Эта диаграмма используется в качестве метода системного определения оптимальных средств решения возникших проблем и строится в виде многоступенчатой древовидной структуры, элементами которой являются различные средства и способы решения. Как правило, иерархические структуры типа «дерево». Применяется для анализа возможности решения некоторой сложной проблемы.

Анализ может осуществляться в разных аспектах, например, для:

Выявления тех подпроблем, совокупность которых отражает сущность сложной исходной проблемы (в этом случае дерево представляет собой дерево проблем);

Определения набора средств, с помощью которых может быть обеспечено решение исходной проблемы (дерево становится деревом средств или деревом мероприятий);

Обозначения или иерархического упорядочения тех целей, для достижения которых выполняется некоторый проект или программа (дерево целей);

Выбора оптимального набора средств, обеспечивающих решение исходной сложной проблемы (дерево решений);

Распространения ресурсов (например, финансовых), выделяемых для решения отдельных подпроблем сложной проблемы (дерево относительных важностей);

Прогнозирование возможности решения отдельных подпроблем сложной проблемы (дерево прогнозов).

Применяются и другие виды деревьев: дерево свойств, дерево показателей, дерево классификационное, дерево дефектов, дерево полезностей, дерево функций, дерево взаимосвязей, дерево ресурсов.

Практически все перечисленные выше виды деревьев могут рассматриваться как частные случаи дерева проблем. Поскольку оно наиболее часто используется на практике, последующий материал будет излагаться на наиболее часто встречающемся дереве проблем.

Кроме сложных и простых в дереве свойств могут присутствовать так называемые квазипростые свойства. Это свойства, которые в силу того, что они являются сложными, могут быть разделены на группы менее сложных, однако нет необходимости подвергать их такому делению, поскольку известна функциональная или корреляционная зависимость между таким сложным свойством и группой менее сложных свойств.

В дереве свойств качество, как наиболее сложное свойство рассматривается в виде ствола дерева, который условно считают расположенным в 0-м ярусе дерева (рисунок 8.3). Это сложное свойство делится на менее сложные свойства, каждое из которых, в свою очередь, делится на еще менее сложные и т.д. Причем свойства более низкого (К-1)-го яруса являются обобщающимися для соответствующих свойств последующего К-го яруса (К=1,2,…m, где m – номер самого высокого (последнего) яруса дерева свойств).

При построении (синтезе) деревьев в системном анализе, исследовании операций, чаще всего используют так называемое нижестороннее дерево (т.е. дерево, растущее вниз (рисунок 8.4 а)). Реже верхнестороннее дерево (рисунок 8.4 б) или правостороннее (растущее слева направо рисунок 8.4 в). Совсем редко применяют левосторонее (т.е. растущее влево рисунок 8.4 г).

На практике применяются три основные формы изображения дерева: табличная форма (рисунок 8.5 а), дающая возможность компактно (но не совсем наглядно) изобразить взаимосвязи элементов дерева и две так называемые графовые формы, менее компактные по сравнению с табличной, но обеспечивающие лучшую наглядность. Эти разновидности графовых форм: строгая графовая форма рисунок 8.5 б) и нестрогая графовая форма (рисунок 8.4 а-г).

Строгая графовая форма используется чаще всего в прогнозировании и исследовании операций.

Правила, регламентирующие выбор типа дерева:

Полное дерево при применении точного метода решения задачи (решение задачи количественного сравнения двух объектов по их качеству с минимальной погрешностью);

Усеченное дерево при применении шкалы рангов (если количественные результаты сравнения объектов по качеству допустимо выразить в шкале рангов).

Неполное дерево при применении упрощенного метода решения задачи.

Каждое свойство, входящее в группу свойств должно быть необходимым для адекватного описания связанного с этой группой сложного свойства, расположенного на дереве свойств на один ярус ниже, и, одновременно, количество этих свойств должно быть достаточным для обеспечения выше адекватного описания.

Число свойств в группе должно быть минимальным, не более семи-девяти.

Правильное построение дерева – важное условие, в решающей степени влияющее на достоверность получаемой при оценивании качества объекта информации.

Предположим, что фактор «много бракованных деталей, получаемых по внешнему заказу» на диаграмме зависимостей является наиболее важным фактором. В этом случае проблемой, требующей решения, будет «Снижение брака деталей, получаемых по внешнему заказу». Меры, применяемые для решения возникшей проблемы, выбираются с учетом самых разных факторов, таких как руководство фирмой, на которой размещен заказ, уровень техники на фирме-заказчике, уровень техники контроля и т.д.

На рисунке 8.6 приведена древовидная диаграмма, в которой систематизированы меры, с помощью которых планируется распространение на фирме «семи новых инструментов контроля качества», для успешного осуществления плана внедрения всеобщего контроля качества.

В правой части диаграммы обычно приводится оценка мер по их важности и подробное пояснение способа выполнения намеченной меры.


Матричная диаграмма.

В матричной диаграмме подобно «дому качества» из «голоса заказчика» противопоставляются требования к продукции с точки зрения заказчика и с точки зрения продавца. В отдельных клеточках матрицы оценивается взаимовлияние.

Эта диаграмма выражает соответствие определенных факторов и явлений различным причинам их появления и средствам устранения их последствий, а также степень взаимных зависимостей этих факторов, причин их возникновения и мер по их устранению. На рисунке 8.7 приведена наиболее часто используемая Т-образная матричная диаграмма. На диаграмме приведены различные факторы, ухудшающие внешний вид определенных изделий, вызывающие их причины, а также процесс, являющийся причиной их возникновения. Расположение данных по трем направлениям образует Т-образную матричную диаграмму. Степень важности показана специальным, заранее оговоренным значком. Желательно, чтобы данные в клетках, расположенных на пересечении осей, были представлены в процентах появления брака. На основании приведенных данных можно решить, часто ли возникает отклонение от требуемого уровня качества, выраженное в том или ином явлении, какая причина оказывается наиболее важной в возникновении этого отклонения, какой процесс оказался источником этого отклонения и т.д. Таким образом, эта диаграмма дает возможность определить меры для уменьшения отклонения от требуемого уровня качества изделия, т.е. для уменьшения процента брака.


Стрелочная диаграмма.

Стрелочная диаграмма используется на этапе составления оптимальных планов тех или иных мероприятий после того, как определены проблемы, требующие решения, намечены необходимые меры, определены сроки и размечен ход осуществления запланированных мер, т.е. после составления первых четырех диаграмм. На рисунке 8.8 приведена стрелочная диаграмма плана подготовки 1-й конференции членов кружков качества на фирме.

Стрелочная диаграмма наглядно показывает взаимозависимость процессов и событий.

Как видно из диаграммы, для подготовки требуется 48 дней. На диаграмме показан порядок осуществления мероприятий, представлены параллельные операции. В случае если 48 дней окажется слишком много по отношению к намеченному сроку открытия конференции, план необходимо скорректировать. Для этого следует оптимизировать программу подготовки: добавить параллельные операции, сократить сроки, отведенные на те или иные операции, и т.д.


65.Диаграмма планирования осуществления процессов.

Как и при анализе FMEA при осуществлении отдельных шагов уже заранее исследуются потенциальные препятствия и определяются соответствующие контрмеры.

Эта диаграмма применяется для оценки сроков и правильности осуществления программы и возможности корректирования тех или иных мероприятий в ходе их выполнения в соответствии со стрелочной диаграммой в случаях решения сложных проблем в области научных разработок, в области производства при хроническом появлении брака, при получении крупных заказов со стороны и т.д. В этом случае вначале составляют программу и, если на промежуточных этапах ее реализации возникнут отклонения от намеченных пунктов, сосредотачивают внимание на мероприятиях, приводящих процесс в соответствие с программой. В тех случаях, когда в ходе выполнения программы складывается непредвиденная ситуация, которую совершенно нельзя было учесть заранее, необходимо составить новую программу, лишенную прежних недостатков.

В работах по корректированию процесса должны участвовать не только непосредственные исполнители, но и другие лица и подразделения, имеющие отношение к этой области. Это позволяет не упустить время и добиться наибольшего эффекта в реализации планов. На рисунке 8.9 приведен пример диаграммы PDPC, которая была использована при осуществлении одной из задач в области научных разработок.


Матрица приоритетов.

Это метод представления в нескольких двухмерных плоскостях. Анализ матричных данных соответствует методу анализа составляющих, типичным примером которого является метод многофакторного анализа.

Пусть, например, требуется определить 234 числовых данных, относящихся к 9 факторам, на которых может сказываться брак, для 26 видов изделий, изготавливаемых литьем по корковым формам, с целью снижения брака (таблица 8.1).

Результаты анализа этих данных представлены на рисунке 8.10. Разными по размеру черными кружками на рисунке показан процент брака для отдельных видов изделий.

Результат анализа показал, что к составляющим первого порядка важности относятся такие факторы, как вес, площадь заглушки, отношение веса к площади заглушки, диаметр выводной трубки, а к составляющим второго порядка важности – расход материала на единицу готовой продукции, форма.

Таблица 8.1 – Исходные данные для анализа матричных данных

Факторы Изделия

Из рисунка 8.10 можно сделать вывод, что процент брака высок для факторов первого порядка важности, матричные данные для которых оказались в отрицательных плоскостях. После проведения специальных мероприятий, направленных на снижение брака, процесс производства был стабилизирован.

Каждый из семи инструментов можно применять по одному, но они построены таким образом, что взаимодействуют, и из этого складывается дополнительная польза (рисунок 8.11).


67.Математическое планирование эксперимента.

Иначе KJ-метод, в честь создателя метода японского ученого Jiro Kawakita. Входит в состав семи новых инструментов качества.

Назначение и цели

Систематизация большого объема нечисловой (словесной) информации, выявление связей между проблемами и путями их решения.

Упорядочение анализируемых данных необходимо для лучшего понимания проблемы и подготовки оптимального плана их устранения.

Область применения

Построение диаграммы сродства целесообразно в случаях, когда:

  1. Требуется провести анализ большого объема информации;
  2. Пути решения проблем не являются очевидными для всех заинтересованных лиц;
  3. Необходимо согласование со стороны задействованных специалистов.

Диаграмма сродства не подходит для работы со слишком большим объемом информации. Несколько десятков объектов лучше анализировать, используя методы логического анализа.

Суть метода и процедура построения диаграммы

Данные, собранные из различных источников, анализируются на предмет схожести и отображаются на диаграмме блоками, соединенными стрелками, как изображено на рисунке 1.

Для построения диаграммы сродства требуется:

  1. Собрать работников, задействованных в решении задачи;
  2. Анализируемый вопрос описать одним предложением, в котором должно быть от 5 до 9 слов, в том числе глагол и существительное;
  3. Организовать «мозговой штурм» для определения главных проблемных факторов;
  4. Записать полученные данные на карточки, распределить их по схожести. Каждой группе родственных данных присвоить имена, формируя иерархичную структуру.

Примеры

Диаграмма сродства требований потребителей к Nokia6210

(рисунок 2)

Диаграмма сродства требований потребителей к качеству лент

(рисунок 3)

Диаграмма сродства для анализа причин возникновения дефектов асфальтобетонного покрытия