Экспорт российской нефти по странам. Сколько нефти продает россия в день. Основные компании – экспортеры

547,6 мл. тонн «черного долота», добытые в 2016 году нефтедобывающими предприятиями России поставили Российскую Федерацию во главу списка крупнейших производителей нефти. 66,5% из них добыто тремя добывающими компаниями. Неизменными остались и позиции России, как самого крупного экспортера этого ресурса.

 

Нефть во все времена служит источником могущества любой страны, ее национальным богатством. Добыча нефти в России позволила стране встать в один ряд с крупнейшими производителями этого важнейшего топливного ресурса, а по итогам 2016 года - даже крупнейшим.

Современную Россию относят к числу крупнейших мировых производителей «черного золота». Его здесь добывается более 12% от мировой добычи. Главным конкурентом является Саудовская Аравия.

В октябре Россия перебила среднесуточные показатели добычи Саудовской Аравии. В среднем в нашей стране добывалось 10,754 млн баррелей в день. «Российская Газета»

Источники: Росстат по данным ФТС России, BP Statistical Review of World Energy

По итогам 2016 года Россия достигла рекордного уровня добычи в 547,6 млн. тонн, из которых 46,5% экспортировано другим странам. А на валютные счета предприятий и организаций за год поступило 59013,8 млн. долларов США.

Средняя цена производителей на конец 2016 года сложилась 12607 рублей за 1 тонну сырья, цена приобретения была в 1,4 раза выше, или 18 180 рублей.

Источники: Росстат

Росстат приводит сравнительную оценку изменения среднесуточной нефтедобычи за последние три года по РФ, странах ОПЕК и Саудовской Аравии.


Источиник: Росстат

Признанием страны как нефтяной державы Россия обязана, прежде всего, азербайджанской нефти. Огромные неисчерпаемые разработанные запасы и их освоение на ее территории появятся уже потом, ко второй половине XX века.

А начиналось…

Около трех столетий назад Петр Великий приказал «...идтить к Баке, как наискорее и тщиться в оный с помощью Божией, конечно достать... Оная Бака богата нефтью отменного качества...». По императорскому указу генералом Матюшкиным в 1723 году был взят Баку, а с ним нефтяные скважины числом в 48, из которых качали черную нефть и еще несколько с белой.

Баку приобрел особенный статус, градоначальник его назначался лично императором. Так было при Александре III и Николае II. Россия с азербайджанской нефтью к 1901 году был признанным лидером по мировой добыче, 1,5 млн. тонн на фоне 1 млн. у США внушало уважение. Азербайджанский регион до Второй Мировой оставался главным районом нефтедобычи Советского Союза.

Источник: «Сборник статистических данных о добывающей и металлургической промышленности России» (1912 г.и.)

К 1940 году из 31,1 млн. тонн, добытых в СССР, на долю азербайджанской приходилось 71%, в 1945 она уже опустилась до уровня в 59% (11,5 млн. тонн из 19,4).

А 1950 год примечателен тем, что обширная российская территория между Волгой и Уралом, как главный нефтедобывающий регион страны, была названа «вторым Баку» и включала районы добычи нефти в России: богатейшие месторождения Башкирской и Татарской Автономных республик. Добыча ее, наконец, достигла довоенного уровня. А с началом промышленной эксплуатации западно-сибирских месторождений с 1964 года, постоянно наращивая объемы, СССР в мире стал первым по нефтедобыче.

Были спады, были подъемы. График наглядно демонстрирует показатели добычи нефти в России по годам.

Рис. 2. Добыча нефти (включая конденсат) в России в 1901 - 2016 годы
Источник: Росстат

Экспорт нефти в Российской Федерации

Немало промышленно развитых стран полностью обеспечивают себя этим важнейшим топливным ресурсом. Среди них Россия. Но никто из них не экспортирует его в такой значительной мере. По оперативным данным Росстата из 547,6 млн. тонн 254,8 (а это 47%) экспортировано странам ближнего и дальнего зарубежья. Причем, уровень этот сохраняется практически неизменным многие годы.

Таблица 4. Изменение соотношения добычи и экспорта нефти в Российской Федерации
Миллионов тонн

Экспорт нефти сырой

Добыча нефти

Соотношение добычи и экспорта нефти, %

Источник: Росстат

Рис. 3. Изменение экспорта сырой нефти в натуральном и денежном выражении
Источник: Росстат

Удельный вес экспорта сырой нефти в валютных поступлениях страны по итогам 2016 года был 26%. Свое влияние оказало снижение экспортных цен на нее.

Фактическая средняя экспортная цена на нефть в декабре 2016 года была 339,1 доллара США за тонну, выше, чем она была в январе (230,2), но так и не достигла уровня января 2015 года - 399,9. А мировая цена на марку «Юралс» в декабре уже превысила уровень начала предшествующего года (340,0 в январе 2015, 209,9 - в январе 2016 и 380,2 доллара за тонну - в декабре 2016). А как менялись обе эти цены на протяжении двух последних лет, покажет график.

Рис. 4. Изменение средней фактической экспортной цены РФ и мировых цен на нефть в 2015-2016 годах, долларов за тонну
Источники: Росстат, Минфин России

Такое положение дел объясняет, почему при сохраняющемся уровне поставок «черного золота» за рубеж, валютные поступления от ее реализации сокращаются.

Источник: Росстат

Российская нефть экспортируется преимущественно в страны Дальнего Зарубежья. На их долю приходилось по итогам 2015 года 90,6%. Основным импортером среди стран СНГ является Беларусь.

Рис. 5. Структура экспорта нефти из Российской Федерации, в %
Источник: Росстат по данным ФТС России.

По оценке Forbes к крупнейшим покупателям российского сырья относятся: Китай, Нидерланды, Германия, Польша, Италия, Южная Корея, Япония, Финляндия, Словакия.

Крупнейшие нефтяные месторождения в России

Не всякие залежи ископаемых считаются месторождением. Чаще это группа залежей, находящихся на некоей территории, площадь которой может доходить до сотен километров.

Приказом Министерства природных ресурсов РФ №298 от 01.11.2005г. введена новая «Классификация запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов», по которой все месторождения делятся на группы и зависят от количества залегаемого ископаемого (млн. тонн):

  • очень мелкие - до 1;
  • мелкие - 1-5;
  • средние - 5-30;
  • крупные - 30-300;
  • уникальные - 300 и более.

По сообщению Агентства Интерфакс, Россия стала первой в мире по нефтедобыче. Это сделали возможным разведанные запасы крупнейших месторождений.

Саудовская Аравия в декабре сократила добычу и экспорт нефти с исторических максимумов, зафиксированных в предыдущий месяц максимума, свидетельствуют данные Joint Organization Data Initiative (JODI). Это позволило России выйти на первое место в мире по объему производства нефти, хотя она также снизила добычу.
INTERFAX.RU Москва. 20 февраля 2017

Западная Сибирь с ее Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким округами остается центральными районами добычи в России. Она стоит в одном ряду с такими крупнейшими нефтегазовыми бассейнами, как Персидский и Мексиканский заливы, Сахара и Аляска. Большинство из месторождений начали разрабатываться еще в советское время.

Перспективные извлекаемые запасы этого полезного ископаемого Российской Федерации на 1.01.2015 г. составляли 18340,1 млн. тонн.


Источник: Госдоклад МПР РФ «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2014 году»

Таблица 6. Крупнейшие месторождения нефти по объемам извлекаемых запасов

Миллионы тонн

Год начала эксплуатации

Где находится

Самотлорское

Ханты-Мансийский АО

Ромашкинское

Татарстан, г. Альметьевск

Приобское

Ханты-Мансийский АО

Арланское

Удмуртия

Ванкорское

Красноярский край

Ямало-Ненецкий АО

Лянторское

Ханты-Мансийский АО

Туймазинское

Башкортостан

Фёдоровское

Ханты-Мансийский АО

Мамонтовское

Ханты-Мансийский АО

Источники: vestifinance.ru

При этом продолжаются разведочные работы, осваиваются новые перспективные места, среди которых «Сахалин-5», активное развитие которого приходится уже на век нынешний, а нефтяные запасы оценивают в 1,5 млрд. тонн, а также «Великое» что на Архангельских землях с запасами, оцениваемыми в 300 млн. тонн.

Практически половина всех извлекаемых запасов российской нефти падает на первую пятерку крупнейших месторождений:

  • Самотлорское;
  • Ромашкинское;
  • Приобское;
  • Арланское;
  • Ванкорское.


Источники: vestifinance.ru, Государственный доклад МПР РФ «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2014 году»

Крупнейшие компании

Для Российской Федерации, обладающей огромными нефтяными запасами, нефтедобывающие компании служат реальным источником пополнения бюджета, которые смело можно отнести к стратегическим. Крупнейшие компании по добыче нефти остаются прибыльными, даже когда мировые цены падают.

Таблица 7. Изменение объемов добычи нефти предприятиями РФ в 2011-2016 годах Миллионов тонн

НК «Роснефть»

ПАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ»

ОАО «Сургутнефтегаз»

«Газпром нефть»

«Татнефть»

АО «НГК Славнефть»

«Башнефть»

ПАО НК «РуссНефть»

Справочно: по РФ

Русснефть в 2013 году без учёта выбывших активов предприятий Уральского блока

Источники: для оценки использовались данные: информагенства RNS, а также официальные сайты компаний: «Роснефть», «Лукойл" и остальные.

За период с 2011 года более половины всей нефти в стране добывались тремя:

  1. компания «ЛУКОЙЛ»;
  2. ОАО «Сургутнефтегаз».

С учетом вклада групп компаний «Газпром нефть» и «Татнефть» их доля увеличивается и по оперативным данным 2016 года достигает 82,2%.


Источники: Официальные сайты компаний, за 2016 год - Информагенство RNS


Источники: Данные по России - Росстат, по компаниям - Информагенство RNS

РБК приводит прогнозы экспертов агентства Fitch Ratings:

«2016 год может оказаться последним годом роста добычи нефти в России... Новые проекты из-за резкого падения цен на нефть будут тормозиться, а добыча на разработанных месторождениях Западной Сибири продолжит падать на 3-4%».

Итоги и выводы

Влияние этого ресурса на развитие экономики России еще на долгие годы останется решающим.

Страна остается безусловным мировым лидером по добыче и экспорту «черного золота».

Западно-Сибирский регион и его нефтедобывающие компании являются реальным источником для пополнения государственного бюджете РФ.

Хотите знать больше? Посмотрите:

Каждый год Россия добывает около 500 миллионов тонн нефти, из которых чуть меньше половины идет на экспорт без переработки. В отличие от газовой отрасли, где есть один монополист и один способ доставки топлива, в нефтянке все сложнее, причем участники рынка постепенно меняются, а конкуренция между трейдерами нарастает.

Газовая реформа, сделавшая «Газпром» монополистом в сфере экспорта газа, упростила отношения между ним и другими газовыми компаниями донельзя: с середины 2000-х годов последние должны продавать топливо «Газпрому», а тот, используя свою систему магистральных газопроводов, отправляет его на экспорт. В нефтяной отрасли тоже есть свой трубопроводный монополист - «Транснефть», но он саму нефть у производителей не выкупает, а только берет плату за транзит. С одной стороны, это позволяет нефтяникам получить дополнительную прибыль, с другой - вынуждает их искать клиентов самостоятельно.

Объемы производства нефти в России хоть и медленно, но все же растут (см. график), чего нельзя сказать об экспорте: в натуральном (неденежном) выражении он в последние годы медленно сокращается. В 2012 году страна экспортировала чуть меньше 240 миллионов тонн нефти, из которых более 210 миллионов шло в дальнее зарубежье. Сокращение экспорта связано с тем, что российская экономика растет и требует все больше топлива. К тому же власти России выступают за то, чтобы хотя бы первичная переработка нефти происходила внутри страны.

Инфографика: Лента.ру

Поскольку основные добывающие активы российских компаний находятся в Тюменской области и Ханты-Мансийском автономном округе, то есть в тысячах километров от основных экспортных путей, до границы топливо доставляется главным образом через трубопроводные системы «Транснефти». По данным на 2011 год, из всего экспорта российской нефти в 242 миллиона тонн «Транснефть» перекачала по своим трубам почти 208 миллионов тонн, то есть 86 процентов от общего объема.

Остальное сырье компании доставляют до границы самостоятельно. Как правило, речь идет о тех случаях, когда нефтяники управляют экспортным коридором - например, портом. Так, «Роснефть» продает часть нефти из Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции через принадлежащий ей перевалочный комплекс в Архангельске, а топливо с проекта «Сахалин-1» экспортируется через порт Де-Кастри (Хабаровский край). Он принадлежит консорциуму разработчиков «Сахалин-1», то есть «Роснефти», американской ExxonMobil, японской Sodeco и индийской ONGK. «Лукойл» экспортирует более пяти миллионов тонн нефти в год через морской терминал в поселке Варандей (Тимано-Печора) и порт Светлый (Калининградская область).

Основу экспорта нефти из России составляет перевалка через морские порты, откуда танкеры развозят топливо по всему миру. В стране сложились два основных центра экспорта - Балтика и порты Черного моря. В 2011 году «Транснефть» транспортировала в сторону Новороссийска 43 миллиона тонн нефти, в сторону Приморска (Ленинградская область) - более 71 миллиона тонн. Приблизительно по 15 миллионов тонн в год отправляется на Дальний Восток в порт Козьмино. В 2012 году также началась отгрузка нефти по Балтийской трубопроводной системе-2 с конечной точкой в порту Усть-Луга (Ленинградская область) с мощностью в 30 миллионов тонн. Правда, стопроцентной загрузки Усть-Луги в 2012 году ждать не стоит - за 10 месяцев через порт было перевалено чуть меньше 11 миллионов тонн нефти.

Еще один важный экспортный канал - трубопроводы. Они были построены по большей части в советское время и сейчас доходят до границ многих стран СНГ. Уже полвека и нефтепроводу «Дружба», который был задуман для транспортировки нефти в страны соцблока и сейчас доставляет топливо в Германию и Польшу. Всего «Дружба» помогает отправить в Европу более 60 миллионов тонн нефти ежегодно.

Новым трубопроводным направлением для «Транснефти» в последние годы стал Китай, который получает нефть по ответвлению от трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», идущего от Сковородино в Амурской области. По данным самой госкомпании, объем поставок в Китай по нефтепроводу в 2011 году составлял почти столько же, сколько покупают по «Дружбе» Чехия, Словакия и Венгрия вместе взятые (более 15 миллионов тонн).

По России нефть путешествует не только по трубопроводам, но и по железной дороге, однако объемы таких перевозок постепенно сокращаются, а на экспорт нефть в цистернах, судя по данным «Транснефти», не идет с 2009 года.

Примечательно, что рейтинги крупнейших добывающих компаний России и крупнейших экспортеров (если судить по данным «Транснефти») совпадают не полностью. Первое место и в том, и в другом рейтинге занимает «Роснефть», а вот второй по объему экспорта является ТНК-ВР - третья по величине добывающая компания страны. На долю двух этих корпораций в 2012 году пришлось 90,1 миллиона тонн экспортированной нефти, или 38 процентов от общего объема. С учетом того, что «Роснефть» в 2013 году завершит поглощение ТНК-ВР, на долю госкомпании придется более трети всего отечественного экспорта нефти.

«Лукойл», вторая по величине нефтяная компания России, по экспорту не входит даже в тройку. Из-за высокого объема переработки внутри страны «Лукойл» экспортирует меньше 25 миллионов тонн, уступая по этому показателю «Сургутнефтегазу» (26,7 миллиона тонн в 2012 году). Впрочем, указанные данные не учитывают экспорта «Лукойла» по каналам «Транснефти», то есть фактически к цифрам частной компании стоит добавить еще как минимум пять миллионов тонн.

Инфографика: Лента.ру

После пересечения границы

Российская нефть каждый год доставляется в десятки стран мира - от государств Западной Европы до Японии и США. Правда, в большинстве случаев доставка до конечных потребителей - не забота самих компаний. Дело в том, что когда речь заходит об экспорте нефти в дальнее зарубежье, они предпочитают работать с трейдерами, которые выкупают у них топливо и сами реализуют его на рынке. Это снижает доходность бизнеса, но страхует россиян от внештатных ситуаций. Например, если где-то в Европе закрылся нефтеперерабатывающий завод, пользовавшийся российской нефтью, то это становится головной болью трейдера, а не производителя.

Выбор между трейдером и прямыми поставками актуален для компаний, у которых нет собственных трейдеров. Так, «Роснефть» создала своего трейдера, зарегистрированного в Швейцарии, только в 2011 году, а вот «Лукойл» работает через свою стопроцентную дочку Litasco уже больше десяти лет. При этом объемы торговли Litasco не ограничиваются нефтью и нефтепродуктами «Лукойла»: по официальным данным компании, в 2011 году она закупила «на стороне» 20 миллионов тонн нефти и 37 миллионов тонн нефтепродуктов.

У «Роснефти» успехи пока куда более скромные. До недавнего времени эта компания занималась поставками нефти по трубопроводу «Дружба» в Германию на совместное предприятие BP и «Роснефти», но с 2013 года значение этой компании должно повыситься. Так, в феврале стало известно, что «Роснефть» подписала прямой контракт на поставку в Польшу около шести миллионов тонн ежегодно. Аналогичные соглашения были подписаны с Total и Shell, и, как ожидается, в ближайшем времени будет подписано еще одно - с Eni. Правда, объемы закупок Total, Shell и Eni в официальных сообщениях не указываются.

Экспортная пошлина на нефть в 2012 году держалась около 400 долларов за тонну нефти. Это означает, что за счет экспорта государственный бюджет получил только на пошлине на нефть в дальнее зарубежье приблизительно 84 миллиарда долларов (2,5 триллиона рублей). Для сравнения, общие доходы федерального бюджета (включая другие экспортные пошлины и налоги) в 2012 году составили 12,858 триллиона рублей.

На прямые контракты постепенно переходят не только лидеры рынка, но и все остальные. Так, консалтинговая компания Argus в январе сообщала , что «Татнефть» договорилась с польской Grupa Lotos о прямых поставках на Гданьский НПЗ. Правда, официально эта информация не подтверждалась.

Еще сложнее получить информацию о независимых от добывающих компаний трейдерах. Официально публиковать структуру экспортных поставок не должны даже торгующиеся на бирже компании. В свою очередь, сами трейдеры также не спешат делать доступной хоть какую-либо отчетность. Например, трейдер Sunimex занимает лидирующее положение в поставках российской нефти по трубопроводу «Дружба» в Германию, но детали его бизнеса остаются в тени. Единственное, что про Sunimex можно сказать наверняка, - что им управляет предприниматель Сергей Кишилов.

Даже крупнейший до недавнего времени трейдер российской нефти, поступающей в порты, - компания Gunvor - и та отчитывается о результатах деятельности, только когда ей это нужно и только в тех объемах, которые считает достаточными. Известно, что продажи Gunvor в 2010 году составили 104 миллиона тонн нефтяного эквивалента, но какова в них доля России - непонятно.

Данные за 2010 год плохо отражают современное положение дел еще и потому, что сильно поменялась сама ситуация на рынке. Если раньше основные экспортные объемы нефти от «Роснефти», «Сургутнефтегаза», ТНК-ВР реализовывала именно компания Геннадия Тимченко, то в 2012-м она неожиданно проиграла несколько тендеров в России. В сентябре агентство Reuters сообщало, что объемы торговли российской маркой нефти Urals упали у Gunvor в несколько раз, так как в тендерах «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и ТНК-ВР победили его конкуренты: Shell, Vitol и Glencore.

Перед самым Новым годом по Gunvor был нанесен еще один удар: Glencore и Vitol согласовали долгосрочный контракт с «Роснефтью» на 67 миллионов тонн нефти. Это сырье российская компания обязуется поставить трейдерам в течение пяти лет. Иными словами, Glencore и Vitol законтрактовали пятую часть годичного экспорта «Роснефти», идущего через «Транснефть».

Уже в 2013 году выяснилось, что доли между Glencore и Vitol будут распределены неравномерно. По данным того же агентства Reuters, Glencore получит до 70 процентов от общего объема нефти, что сделает его одним из крупнейших или даже самым крупным трейдером российской нефти.

В Gunvor, впрочем, объясняли, что не уходят с российского рынка, а просто меняют концепцию бизнеса: если раньше компанию интересовали долгосрочные контракты, то сейчас трейдер закупает российскую нефть на открытом рынке, где иногда стоимость сырья даже ниже, чем по долгосрочным контрактам. «Роснефти» же, наоборот, выгодно заключить соглашения на несколько лет вперед и получить по ним предоплату. Эти средства можно будет направить на оплату акций ТНК-ВР и, таким образом, не брать дорогостоящий кредит.

Шансы на то, что российской нефтью в ближайшее время начнет торговать какой-то новый трейдер, невелики: работающие через собственных «дочек» компании будут стараться развивать в первую очередь их, а остальные сотрудничают с нынешними участниками рынка уже много лет и вполне им доверяют. В то же время в самом условном рейтинге крупнейших трейдеров могут происходить изменения, особенно если учитывать, что конкуренция и дальше будет расти хотя бы за счет сокращения количества экспортируемой нефти.

2015: Новый рекорд по объему добычи

Абсолютный максимум по добыче в СССР был показан в 1988 г. на уровне 11,07 млн баррелей в сутки. Тогда помимо РСФСР весомый вклад в добычу вносили также такие республики, как Казахская ССР, Азербайджанская ССР, Туркменская ССР и Узбекская ССР.

В сентябре 2015 года Россия установила новый рекорд по нефтедобыче за постсоветский период - уровень добычи, по данным Министерства энергетики РФ, составил 10,74 млн баррелей в сутки. Это на 0,4% (30 тыс. баррелей в сутки) выше показателей августа 2015 года. Прежний максимум был показан в марте 2015 года на уровне 10,71 млн баррелей в сутки .

В целом сентябрьские показатели России по добычи нефти стали наиболее высокими за весь период после распада СССР.

По оценкам экспертов Deutsche Bank, которые приводит издание Wall Street Journal , по итогам 2015 года в России, скорее всего, также будет поставлен новые рекорд по среднегодовому уровню добычи: по прогнозам нефтедобыча в 2015 г. составит 10,6 млн баррелей в сутки по сравнению с прежним постсоветским рекордом в 10,58 млн баррелей в сутки, который был показан в 2014 г.

2013: Россия - крупнейший производитель нефти в мире

В 2013 году Россия была крупнейшим производителем нефти в мире, опережая Саудовскую Аравию, ближайшего конкурента, на миллион баррелей в сутки.

В 2013 году Россия установила новый годовой рекорд по добыче нефти, превзойдя все лучшие показатели индустрии с начала 1990-х годов. Об этом заявил министр топлива и энергетики России Александр Новак. По словам министра, объем добычи составил 523,2 миллиона тонн, что на 4,5 миллиона больше, чем в 2012 году .

Новак отметил, что по прогнозу социально-экономического развития страны предполагал объем добычи нефти на уровне 505-510 миллионов тонн. Он добавил, что прирост минувшего года был обеспечен в том числе благодаря поправкам в налоговое законодательство России, стимулирующим добычу трудноизвлекаемых запасов.

Одной из составляющих данного роста стала работа «Роснефти » на Ванкорском месторождении в Красноярском крае, где компания сумела существенно нарастить добычу. Кроме того, больше нефтяного сырья стал производить «Газпром ».

Транспортировка: Роль "Транснефти"

Экспорт нефти

2017: 252 млн тонн (-0,9%)

Трубопроводы

Еще один важный экспортный канал - трубопроводы. Они были построены по большей части в советское время и сейчас доходят до границ многих стран СНГ. Уже полвека и нефтепроводу «Дружба», который был задуман для транспортировки нефти в страны соцблока и сейчас доставляет топливо в Германию и Польшу. Всего «Дружба» помогает отправить в Европу более 60 миллионов тонн нефти ежегодно.

Новым трубопроводным направлением для «Транснефти» в последние годы стал Китай , который получает нефть по ответвлению от трубопровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», идущего от Сковородино в Амурской области. По данным самой госкомпании, объем поставок в Китай по нефтепроводу в 2011 году составлял почти столько же, сколько покупают по «Дружбе» Чехия, Словакия и Венгрия вместе взятые (более 15 миллионов тонн) .

Железная дорога

Нефтетрейдеры

Российская нефть каждый год доставляется в десятки стран мира - от государств Западной Европы до Японии и . Правда, в большинстве случаев доставка до конечных потребителей - не забота самих компаний. Дело в том, что когда речь заходит об экспорте нефти в дальнее зарубежье, они предпочитают работать с трейдерами, которые выкупают у них топливо и сами реализуют его на рынке. Это снижает доходность бизнеса, но страхует россиян от внештатных ситуаций. Например, если где-то в Европе закрылся нефтеперерабатывающий завод, пользовавшийся российской нефтью, то это становится головной болью трейдера, а не производителя.

Litasco (Лукойл)

Выбор между трейдером и прямыми поставками актуален для компаний, у которых нет собственных трейдеров. Так, «Роснефть » создала своего трейдера, зарегистрированного в Швейцарии, только в 2011 году, а вот «Лукойл » работает через свою стопроцентную дочку Litasco уже больше десяти лет (январь 2013 г). При этом объемы торговли Litasco не ограничиваются нефтью и нефтепродуктами «Лукойла»: по официальным данным компании, в 2011 году она закупила «на стороне» 20 миллионов тонн нефти и 37 миллионов тонн нефтепродуктов .

Sunimex (Сергей Кишилов)

Еще сложнее получить информацию о независимых от добывающих компаний трейдерах. Официально публиковать структуру экспортных поставок не должны даже торгующиеся на бирже компании. В свою очередь, сами трейдеры также не спешат делать доступной хоть какую-либо отчетность. Например, трейдер Sunimex занимает лидирующее положение в поставках российской нефти по трубопроводу «Дружба» в Германию , но детали его бизнеса остаются в тени. Единственное, что про Sunimex можно сказать наверняка, - что им управляет предприниматель Сергей Кишилов.

Gunvor (Геннадий Тимченко)

Даже крупнейший до недавнего времени трейдер российской нефти, поступающей в порты, - компания Gunvor (Гунвор) - и та отчитывается о результатах деятельности, только когда ей это нужно и только в тех объемах, которые считает достаточными. Известно, что продажи Gunvor в 2010 году составили 104 миллиона тонн нефтяного эквивалента, но какова в них доля России - непонятно.

Данные за 2010 год плохо отражают современное положение дел еще и потому, что сильно поменялась сама ситуация на рынке. Если раньше основные экспортные объемы нефти от «Роснефти», «Сургутнефтегаза », ТНК-ВР реализовывала именно компания Геннадия Тимченко , то в 2012-м она неожиданно проиграла несколько тендеров в России. В сентябре 2012 года агентство Reuters сообщало, что объемы торговли российской маркой нефти Urals упали у Gunvor в несколько раз, так как в тендерах «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и ТНК-ВР победили его конкуренты: Shell, Vitol и Glencore.

В Gunvor, впрочем, объясняли, что не уходят с российского рынка, а просто меняют концепцию бизнеса: если раньше компанию интересовали долгосрочные контракты, то сейчас трейдер закупает российскую нефть на открытом рынке, где иногда стоимость сырья даже ниже, чем по долгосрочным контрактам. «Роснефти» же, наоборот, выгодно заключить соглашения на несколько лет вперед и получить по ним предоплату. Эти средства можно будет направить на оплату акций ТНК-ВР и, таким образом, не брать дорогостоящий кредит .

Glencore

Перед самым Новым 2013 годом по Gunvor был нанесен еще один удар: Glencore и Vitol согласовали долгосрочный контракт с «Роснефтью» на 67 миллионов тонн нефти. Это сырье российская компания обязуется поставить трейдерам в течение пяти лет. Иными словами, Glencore и Vitol законтрактовали пятую часть годичного экспорта «Роснефти», идущего через «Транснефть».

Уже в 2013 году выяснилось, что доли между Glencore и Vitol будут распределены неравномерно. По данным того же агентства Reuters , Glencore получит до 70 процентов от общего объема нефти, что сделает его одним из крупнейших или даже самым крупным трейдером российской нефти.

Появятся ли новые трейдеры

Шансы на то, что российской нефтью в ближайшее время начнет торговать какой-то новый трейдер, невелики: работающие через собственных «дочек» компании будут стараться развивать в первую очередь их, а остальные сотрудничают с нынешними участниками рынка уже много лет и вполне им доверяют. В то же время в самом условном рейтинге крупнейших трейдеров могут происходить изменения, особенно если учитывать, что конкуренция и дальше будет расти хотя бы за счет сокращения количества экспортируемой нефти.

Прямые контракты

До 2013 года "Роснефть " занималась поставками нефти по трубопроводу «Дружба» в Германию на совместное предприятие BP и «Роснефти», но с 2013 года значение этой компании должно повыситься. Так, в феврале 2013 года стало известно, что «Роснефть» подписала прямой контракт на поставку в Польшу около шести миллионов тонн ежегодно. Аналогичные соглашения были подписаны с Total и Shell, и, как ожидается, в ближайшем времени будет подписано еще одно - с Eni. Правда, объемы закупок Total, Shell и Eni в официальных сообщениях не указываются.

На прямые контракты постепенно переходят не только лидеры рынка, но и все остальные. Так, консалтинговая компания Argus в январе 2013 года сообщала, что «Татнефть » договорилась с польской Grupa Lotos о прямых поставках на Гданьский НПЗ. Правда, официально эта информация не подтверждалась.

Экспортная пошлина и зависимость экономики от нефти

Экспортная пошлина на нефть в 2012 году держалась на уровне около 400 долларов за тонну нефти. Это означает, что за счет экспорта государственный бюджет получил только на пошлине на нефть в дальнее зарубежье приблизительно 84 миллиарда долларов (2,5 триллиона рублей). Для сравнения, общие доходы федерального бюджета (включая другие экспортные пошлины и налоги) в 2012 году составили 12,858 триллиона рублей.

При этом экономика России намного менее зависима от экспорта нефти, чем большинство стран – крупнейших экспортеров нефти в мире.

Крупнейшие покупатели: China National United Oil Corporation, Chemchina

«Роснефть», «Транснефть» и китайская CNPC в 2009 году подписали соглашения о поставках нефти сроком на 20 лет. Поставки начались 1 января 2011 года. В обмен «Роснефть» получила от китайских банков кредит в $15 млрд, «Транснефть» - $10 млрд. Было решено построить ответвление от нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) на Китай.

В марте 2013 года «Роснефть» и CNPC о поставках в Китай 35 млн т нефти до 1 января 2019 года на условиях предоплаты. В соответствии с допсоглашением, с 1 января 2017 года по 31 декабря 2023 года в КНР будет поставлено 70 млн т нефти. Это означает, что с учетом ранее направленных 21 млн т общий объем поставок по этому контракту достигнет 91 млн т за 10 лет, а поставки нефти в КНР вырастут на 56 млн т.

В период с 2005 по 2016 годы «Роснефть» заключила ряд долгосрочных контрактов, в рамках которых уже поставила в Китай более 186 млн т нефти на сумму превышающую $95 млрд. С 2009 по 2016 годы компания поставила в Китай около 30 млн тонн нефтепродуктов на сумму более $19 млрд.

«Роснефть» совместно с CNPC реализует проект строительства Тяньцзиньского НПЗ. Ежегодный объем переработки ТНПЗ составит 16 млн т, в том числе 9,1 млн т нефти, поставляемой «Роснефтью» по ВСТО.

В январе 2017 года Россия впервые крупнейшим поставщиком сырой нефти в Китай, обойдя по этому показателю Саудовскую Аравию. По данным таможенной службы КНР, поставки топлива из России выросли по сравнению с 2015 годом на четверть и составили 1,05 млн баррелей в сутки. Саудовская Аравия в 2016 году поставляла в КНР 1,02 млн баррелей в сутки, что на 0,9% больше, чем годом ранее.

По итогам 2016 года Китай ввез из России товаров на сумму $28 млрд. Экспорт российских товаров в Китай вырос за год на 68,1%.

2. Нидерланды

Крупнейшие покупатели: BP, Glencore, Gunvor, Litasco, Shell, Total, Trafigura

С 1992 года товарооборот между Россией и Нидерландами ежегодно увеличивался на 10-15%. По итогам 2016 года объем экспорта из России в Нидерланды составил $29,3 млрд (10,2% всего российского экспорта). Причины: сырьевая направленность российского экспорта и созданная в Нидерландах инфраструктура для перевалки нефти. Страна занимает четвертое место в мире по экспорту нефтепродуктов (треть из них, более 33 млн т в год, поступает из России) благодаря порту Роттердам, на территории которого расположены крупнейший нефтеперерабатывающий центр и центр спотовой торговли нефтью и нефтепродуктами в Северо-западной Европе. В Роттердаме работают 45 химических предприятий и 5 нефтеперерабатывающих заводов. Доля в одном из них - НПЗ Zeeland - принадлежит «Лукойлу».

3. Германия

Крупнейшие покупатели: Altex Handel und Bereitung, ENI, Efremov-Kautschuk, Rosneft Trading, Litasco

По итогам 2016 года Германия вошла в тройку крупнейших российских импортеров, закупив товаров на $21,3 млрд. Из них на долю нефти пришлось $6,6 млрд. Германия является одним из крупнейших покупателей российской нефти еще со времен СССР, когда был построен нефтепровод «Дружба».

В 2016 году «Роснефть» завершила сделку по расформированию созданной совместно с BP в Германии компании Ruhr Oel GmbH. В рамках договоренностей с BP российская компания увеличила свою долю в капитале нескольких германских НПЗ. В том числе в НПЗ Bayernoil (мощность 10,3 млн т), НПЗ MiRO (14,9 млн т) и в НПЗ PCK Raffinerie (11,6 млн т). В результате реорганизации «Роснефть» получила контроль над 12% нефтеперерабатывающих мощностей в Германии с общим объемом переработки 12,5 млн т в год. В компании пояснили, что PCK Raffinerie может получать российскую нефть по трубопроводу «Дружба», что является серьезным логистическим преимуществом.

В декабре 2016 года совет директоров «Роснефти» одобрил сделку с дочерней компанией Rosneft Trading S. A. по поставке нефти по трубопроводу «Дружба» на переработку на НПЗ группы «Роснефть» в Германии в объеме до 8,2 млн т на сумму $2,65 млрд.

Крупнейшие покупатели: Grupa Lotos, Orlen, Nercuria Energy, Tatneft Europe

В 2016 году Польша закупила в России товаров на $9,1 млрд (3,2% от всего российского экспорта). Из них более половины ($5,4 млрд) пришлось на нефть, которую Польша получает по построенному еще во времена СССР нефтепроводу «Дружба» (сдан в эксплуатацию в 1964 году). После развала СССР поставки нефти в Польшу не прерывались. Как пояснил Forbes бывший российский нефтетрейдер, маржа переработки НПЗ в Польше и Германии, которые получали нефть по «Дружбе», была на $2–2,5 за баррель выше, чем во всех остальных НПЗ в Европе.

В июне 2016 года «Роснефть» и польская Orlen продлили до 2019 года договор о поставках 25,2 млн т нефти по нефтепроводу «Дружба.

Крупнейшие покупатели: Concept Oil, Litasco, Ou Centrobalt, Russneft (UK) Limited, Trumpet, Total, Vitol

Италия в 2016 году импортировала российских товаров на $11,9 млрд. Нефти было закуплено на $4,5 млрд.

Италия начала закупать в СССР большие объемы нефти в конце 50-х годов прошлого века. В 1960 году Eni заключила с Москвой крупный контракт в рамках которого Советский Союз должен был в течение четырех лет поставить в Италию 12 млн т сырой нефти в обмен на 240 000 т труб большого диаметра, оборудование для нефтепроводов и 50 000 т синтетического каучука. Союзнефтеэкспорт обязался до 1966 года не продавать нефть другим покупателям в Италии.

Летом 1966 года Москва подписала с главой FIAT Джанни Аньели контракт о строительстве в Тольятти автозавода по выпуски малолитражных автомобилей по итальянским технологиям.

В 2012 году Eni и «Роснефть» заключили соглашение о стратегическом партнерстве в освоении месторождений Вал Шатского на черноморском шельфе и Федынского и Центрально-Баренцевского участков в Баренцевом море. В декабре 2016 года совет директоров «Роснефти» одобрил покупку у Eni доли в газовом блоке Шорук на шельфе Египта за $2,8 млрд.

В декабре 2013 года компания «Лукойл» приобрела 100 % НПЗ ISAB на Сицилии.

6. Белоруссия

Крупнейшие покупатели: Белорусская нефтяная компания, Мозырский НПЗ, «Нафтан», «Славнефтегаз»

В 2016 году Белоруссия ввезла из России товаров на $14,1 млрд. В том числе нефти - на $4,1 млрд.

Россия в соответствии с пакетом соглашений о Таможенном союзе с 2011 года поставляет в Белоруссию нефть беспошлинно для переработки на белорусских НПЗ. Часть переработанной нефти в виде бензина возвращается в Россию. Другая экспортируется Минском за пределы Таможенного союза. Продажа нефтепродуктов, произведенных из российской нефти, является одним из ключевых источников пополнения белорусской казны.
Вокруг экспортной пошлины не раз вспыхивали споры между Минском и Москвой. Минск должен выплачивать ее в российский бюджет. Но Белоруссия этого не делает, настаивая, что экспортирует органические растворители, экспорт которых пошлиной не облагается.

Споры между двумя странами возникают не только по поводу этих пошлин. В первом квартале 2017 года Минэнерго России запланировал сократить на 12% экспорт нефти в Белоруссию. Объем поставок составит 4 млн т вместо планировавшихся 4,5 млн т. Москва объяснила это тем, что Минск не оплатил долги по газу в размере $281 млн. В ответ на претензии Москвы Министерство антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии решило с 1 февраля поднять тарифы на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам на 7,7%.

Подобные споры обычно находят решение на самом высоком уровне - в ходе личных встреч глав государств Владимира Путина и Александра Лукашенко.

7. Южная Корея

Крупнейшие импортеры: BP, Trafigura, Concept Oil, Exxon Mobil, Mitsubishi Corporation, Sakhalin Energy

По итогам 2016 года Южная Корея вошла в десятку крупнейших импортеров российских товаров. Экспорт из России в эту страну вырос за год на 76,3% и достиг $10 млрд. Не в малой степени этот прирост объясняется ростом закупок российской нефти ($4 млрд в год).

В феврале 2017 года южнокорейская SK Innovation Co. получила первый 1 млн баррелей российской нефти марки Urals. Это первая поставка нефти Urals в страну за последние 10 лет, отметило агентство Bloomberg. Это объясняется тем, что затраты на поставки нефти с Ближнего Востока возросли в связи с соглашением стран ОПЕК и независимых производителей о сокращении добычи нефти.

Крупнейшие покупатели: Concept Oil, Exxon Mobil, JX Nippon Oil & Energy, Marubeni Petroleum, Litasco, Sakhalin Energy

Япония импортировала в 2016 году из России товаров на $9,4 млрд. Треть импорта - $3,2 млрд - пришлась на нефть. Всего Япония закупила в 2016 году минерального топлива, включая нефть, на сумму в $110,7 млрд. Это на 27,4% меньше, чем годом ранее.

9. Финляндия

Крупнейшие покупатели: Glencore, Gunvor, Litasco, Neste OYJ, Trafigura

В 2016 году Финляндия ввезла из России товаров на сумму в $6,5 млрд. Из них на долю нефти пришлось $2,7 млрд.

10. Словакия

Крупнейшие покупатели: Normeston Trading, Glencore, Litasco, Tatneft Europe

Словакия стала одним из крупнейших импортеров российской нефти благодаря нефтепроводу «Дружба», построенному СССР и введенному в эксплуатацию еще в 1968 году. В 2014 году министр энергетики России Александр Новак и министр промышленности Словакии Павол Павлис подписали новый 15-летний договор о поставках российской нефти в Словакию и транзите нефти в европейские страны. По новому договору, Словакия ежегодно будет получать по трубопроводу «Дружба» около 6 млн т нефти, Еще 6 млн т нефти будут прокачиваться через ее территорию в страны Западной Европы.

Oil export from Russia

A. KORZHUBAEV, L. EDER, RAS Siberian branch

Рассмотрена современная структура экспорта нефти из России по способам, направлениям и маршрутам поставок, включая транзит.

In clause the modern system of export of crude and mineral oil from Russia is considered. It is shown, for increase of efficiency of the international business it is expedient diversification of petroleum export by the ways, directions and routes of deliveries.

Современные тенденции

Россия – крупнейший (наряду с Саудовской Аравией) в мире производитель и экспортер нефти. В структуре отраслей нефтяная промышленность в наибольшей степени интегрирована в мировую экономику, при этом ее роль в бюджетной системе страны является определяющей. Около 75% продукции нефтяной промышленности поставляется на экспорт, при этом доходы от экспорта углеводородов составляют 60 – 65% всех доходов от экспорта товаров из России. В последние годы добыча неф­ти и конденсата в РФ составляет 488 – 494 млн тонн; экспорт нефти и нефтепродуктов – 350 – 360 млн тонн. Структура нефтяного экспорта по способам, направлениям и маршрутам поставок определяет экономические и геополитические приоритеты развития.

Экспорт нефти из России в 2009 г. составил около 246 млн тонн, что выше показателя предыдущего года на 3,4%, однако более чем на 8 млн тонн меньше, чем в 2007 г. (табл. 1, 2). Увеличение экспорта нефти связано с ростом добычи при снижении внутреннего потребления. Кроме сырой нефти в значительных количествах экспортировались нефтепродукты – свыше 120 млн тонн; учитывая особенности налогообложения в России и спроса на международных рынках, структура экспорта на сегменте нефтепродуктов не изменилась – главным образом мазут и дизельное топливо, выступающие в качестве сырья для дальнейшей переработки в странах-реципиентах.

Табл. 1. Структура экспорт нефти из России в 2009 г

Табл. 2. Экспорт нефти из России в дальнее и ближнее зарубежье

Основная часть экспорта нефти из России – 211,9 млн тонн, или более 86%, в структуре совокупного экспорта была поставлена в дальнее зарубежье, главным образом в Нидерланды, Польшу, Германию, Финляндию, Францию, Италию, Китай. За последний год этот показатель вырос на 4,3%. В то же время продолжают сокращаться поставки в ближнее зарубежье, в 2009 г. экспорт в этом направлении снизился на 1,8% – до 34,1 млн тонн.

Поставки российского сырья в Казахстан сократились на 11,4% и составили 6,3 млн тонн. При этом экспорт нефти в Белоруссию в 2009 г. вырос по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. на 0,7% и достиг 21,4 млн тонн. Объем поставок в Украину увеличился на 5,2% – до 6,3 млн тонн (табл. 3).

Табл. 3. Структура экспорта нефти из России в страны ближнего зарубежья

Организационная и технологическая структура экспорта

Основная часть нефти в России как для переработки внутри страны, так и на экспорт поставляется по системе магистральных нефтепроводов АК «Транснефть». Компания осуществляет транспорт более 93% добываемой в России нефти. Общий грузооборот – более 1091,4 млрд т·км. Остальная часть транспортируется самостоятельно крупными вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК) и независимыми производителями, в рамках отдельных проектов по альтернативным системам магистральных нефтепроводов (нефте­провод Каспийского трубопроводного консорциума – КТК; нефтепровод проекта «Сахалин-1», нефтепровод консорциума Sakhalin Energy) либо по железной дороге.

АК «Транснефть» является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Мин­неф­тепрома СССР. Учредитель – Правительство Российской Федерации. АК «Транснефть» является естественной монополией в области транспортировки нефти в РФ по трубопроводам. В настоящее время АК «Транснефть» эксплуатирует около 50 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 до 1220 мм, 400 нефтеперекачивающих станций, 1066 резервуаров емкостью около 16 млн куб. м.

В 2007 – 2008 гг. при снижении абсолютных показателей экспорта с 216 до 203 млн тонн организационная структура экспорта практически не поменялась и оставляла соотношение 91:9 – поставки неф­ти через систему АК «Транснефть» и минуя эту систему. Однако в 2009 г. при увеличении объема экспорта из России в дальнее зарубежье до 211 млн тонн дополнительный прирост экспорта осуществлялся, минуя систему АК «Транснефть», в то время как поставки нефти АК «Транснефть» остались на уровне 2008 г. (табл. 4). В структуре экспорта в дальнее зарубежье российской нефти доля поставок через систему АК «Транснефть» составила около 87,6% (185,6 млн тонн). Дополнительные объемы нефти, минуя систему АК «Транснефть», экспортировались преимущественно через морские терминалы.

Табл. 4. Экспорт нефти в дальнее зарубежье с дифференциацией по организационной структуре

В 2009 г. через систему АК «Транснефть» на экспорт в дальнее зарубежье было поставлено около 206,9 млн тонн нефти, в том числе российской – 185,6 млн тонн, транзит составил около 23,7 млн тонн (табл. 5). Транзитные операции совершаются из Казахстана и Азербайджана. Поставки нефти из Казахстана через систему АК «Транснефть» осуществляются по направлениям Атырау-Самара в объеме 17,5 млн тонн, а также по маршруту Актау-Баку-Новороссийск, Актау – Махачкала и др. Нефть из Азербайджана в Россию в 2009 г. поставлялась по маршруту Баку-Новороссийск в объеме 2,5 млн тонн.

Табл. 5. Экспорт нефти из РФ и транзит в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» в 2009 г.

Поставки нефти в ближнее зарубежье – Белоруссию, Украину, Казахстан – в полном объеме осуществляются по магистральным нефтепроводам «Транснефти».

В организационной структуре экспорта нефти через систему АК «Транснефть» доминируют: «Роснефть», доля которой в суммарном объеме экспорта нефти составила в 2009 г. около 27,9% (48,4 млн тонн), ТНК-ВР – 19,5% (33,8 млн тонн), «Сургутнефтегаз» – 15,6% (27,1 млн тонн), ЛУКОЙЛ – 14,3% (24,9 млн тонн) (табл. 6). На эти 4 компании приходится более 77% суммарного экспорта нефти из России. Доля других компаний не превышает 10% (14 – 15 млн тонн). Предприятия, не входящие в состав ВИНК, поставили в 2009 г. в дальнее зарубежье по системе АК «Транснефть» около 12 млн тонн нефти.

Табл. 6. Экспорт нефти российских ВИНК в дальнее зарубежье (по системе АК «Транснефть», включая железнодорожные поставки)


Минуя магистральные нефтепроводы «Транснефти», экспортируется около 26,3 млн тонн нефти (12,4% от суммарных поставок). Поставки, в основном, осуществляют компании, добывающие нефть в рамках отдельных экспортных проектов: как правило, непосредственно вблизи побережья, имеющие трудности с организацией поставок нефти в магистральную трубопроводную систему либо желающие сохранить качество нефти и не смешивать его с экспортным сортом Urals. К портам нефть доставляют по специализированным нефтепроводам, по железной дороге, речным и автомобильным транспортом.

Морские поставки через систему АК «Транснефть»

Традиционно в структуре экспорта нефти из России в дальнее зарубежье доминируют морские поставки (в 2009 г. – 140 млн тонн, или 66%, в структуре экспорта), основная часть морских терминалов подключена к системе АК «Транснефть» (в 2009 г. поставлено 127 млн тонн) (табл. 7). В 2009 г. в структуре поставок неф­ти в дальнее зарубежье доля экспорта через морские терминалы возросла на 6,4% относительно 2008 г. Одновременно поставки по железной дороге, главным образом в Китай, в связи с вводом в эксплуатацию первой очереди нефтепровода ВСТО существенно сократились (на 11,8%).

Табл. 7. Экспорт нефти в дальнее зарубежье по способам поставок


Около 50% всех морских поставок нефти из России осуществляется через порт Приморск, через который в 2009 г. было экспортировано свыше 70 млн тонн российской нефти (табл. 8); общий объем перевалки сырой нефти – 74,9 млн тонн (рост на 1,2% относительно 2008 г.). Порт является конечным пунктом Балтийской трубопроводной системы (БТС) и магистрального нефтепродуктопровода Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск. Грузопотоки российской нефти, перегружаемой через порт, распределялись в прошлом году: 61,7% экспортировано в Нидерланды, 15,1% – в Финляндию, 5,2% – в Швецию, 3,8% – в Испанию, по 2,4% – во Францию и Данию, 2,3% – в Литву, 2,1% – в США, 1,6% – в Тринидад и Тобаго. В 2009 г. Приморский торговый порт обслужил 748 танкеров.

Табл. 8. Структура морских поставок в дальнее зарубежье в 2009 г.


Новороссийский морской торговый порт (НМТП) – крупнейший российский порт в Черноморском бассейне. Объем перевалки российской нефти в 2009 г. составил около 33 млн тонн, общий объем экспорта, включая транзит, по итогам года увеличился на 4,5% до 44,5 млн тонн с 42,6 млн тонн. Нефть экспортируется на рынок южной Европы, прежде всего в Италию (порт Генуя) и Францию (порт Марсель). «НМТП» использует 2,2 км береговой линии для обработки наливных грузов, включая нефть и нефтепродукты, которые переваливаются на нефтебазе Шесхарис. На территории перевалочной нефтебазы Шесхарис НМТП арендует причал протяженностью 2,2 км и владеет 2,2 км нефтепровода, доставляющего нефть в терминал из нефтебазы «Транснефти».

Кроме Новороссийского торгового порта из бассейна Черного моря российская нефть экспортируется через терминал в Туапсе (4,2 млн тонн) и транзитом через Украину поставляется в терминал Южный (9,5 млн тонн.).

В конце 2009 г. начал эксплуатацию крупнейший российский нефтеэкспортный терминал на востоке России – Козьмино (Приморский край). Спецморнеф­тепорт Козьмино является конечной точкой трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан. Ввод в эксплуатацию спецморнефтепорта в бухте Козьмино (побережье Японского моря) дает возможность экспортировать восточно-сибирскую нефть на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Мощность порта на первом этапе реализации проекта ВСТО, согласно ТЭО проекта, составляет 15 млн тонн нефти в год. Из Сковородина нефть доставляется железнодорожным транспортом. Каждый состав вмещает от 4,5 до 4,8 тыс. тонн нефти. В сутки в порту сливается нефть шести-семи железнодорожных составов. В мае АК «Транснефть» рассчитывает принимать в Козьмине восемь поездов с нефтью в сутки, а летом выйти по графику на девять поездов. В целом эстакада рассчитана на десять составов (в каждом 72 вагона). Порт рассчитан на возможность загрузки с причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. тонн.

В декабре 2009 г. из Козьмина был отправлен первый танкер «Роснефти» с экспортной нефтью марки ВСТО объемом 100 тыс. тонн финским трейдером IPP Oy. В январе партии нефти из порта отправили ТНК-BP и «Сургутнефтегаз». В целом в январе – марте 2010 г. объем перевалки нефти в порту составил около 3 млн тонн. Покупателями выступили дочерняя компания японской Mitsubishi – Petro Diamond, малазийская Petronas и международные трейдеры Vitol и Crudex.

Морские поставки, минуя систему АК «Транснефть»

Часть нефти экспортируется из России через терминалы, не входящие в систему АК «Транснефть», – Де-Кастри (Хабаровский край), Карсаков (о. Сахалин), Санкт-Петербурский торговый порт, Архангельск и Белокаменка, Калининградский торговый порт и др. Прирост экспорта нефти в 2009 г. осуществлялся, прежде всего, за счет дополнительного увеличения загрузки морских терминалов, не входящих в систему «Транснефти».

Де-Кастри – один из крупнейших портов Дальнего Востока, обеспечивающий экспортные поставки неф­ти на рынок стран АТР. Экспортный терминал принадлежит консорциуму проекта «Сахалин-1» (оператор – ExxonMobil), в котором российской компании «Роснефть» принадлежит 20%. Мощность терминала составляет около 12 млн тонн в год. Объем перевалки нефти через порт Де-Кастри в 2009 г. составил 7,4 млн тонн. Поставки осуществляли танкеры-стотысячники, 77 раз заходившие в Де-Кастри.

Морской нефтеэкспортный терминал «Корсаков» поставляет нефть и сжиженный природный газ в рамках проекта «Сахалин-2». Компания Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2») в 2009 г. экспортировала около 5,4 млн тонн нефти, что на 4 млн тонн больше, чем в 2008 г. Было отгружено около 59 партий нефти и 81 партия сжиженного природного газа (СПГ).

Архангельский нефтеналивной терминал и стационарное плавучее нефтехранилище Белокаменка на северо-западе России входят в структуру НК «Роснефть» и используются для экспорта части нефти, добываемой компанией в Тимано-Печоре («Северная нефть»). Нефть поставляется по трубопроводам до железнодорожного нефтеналивного комплекса Приводино, где она перегружается в железнодорожные цистерны и транспортируется до Архангельского нефтеналивного терминала, откуда на танкерах-челноках перевозится до плавучего нефтеналивного хранилища-танкера Белокаменка, расположенного в одной из бухт незамерзающего Кольского залива. Из резервуаров нефтехранилища нефть поставляется на экспорт в страны Европы и США. Перевалочная мощность Белокаменки составляет 12 млн тонн нефти в год. Последние годы экспорт нефти через систему Архангельск – Белокаменка составляет около 3,5 млн тонн.

Каспийский трубопроводный консорциум

В 2009 г. КТК со своего морского терминала в Южной Озерейке под Новороссийском отгрузил на экспорт 34,6 млн тонн нефти, что на 9,9% выше показателя предыдущего года, в т. ч. российской нефти – 4 млн тонн. На выносных причальных устройствах консорциума было загружено 319 танкеров. Всего с начала эксплуатации КТК (октябрь 2001 г.) отгружено свыше 209 млн тонн (более 1,6 млрд баррелей) нефти.

В декабре 2009 г. акционеры КТК утвердили план реализации проекта расширения, предусматривающее увеличение пропускной способности трубопроводной системы КТК до 67 млн тонн нефти в год, что может быть полностью завершено в 2014 г.

Трубопроводные поставки

Экспортные трубопроводные поставки через систему АК «Транснефть» осуществляются по нефтепроводу «Дружба» в европейском направлении и по системе ВСТО в Китай и к морскому экспортному терминалу Козьмино на Дальнем Востоке России (табл. 9).

Табл. 9. Структура трубопроводных поставок в дальнее зарубежье в 2009 г.


Нефтепровод ВСТО

В декабре 2009 г. была пущена в эксплуатацию трубопроводная система ВСТО. Основная цель строительства ВСТО – транспортировка нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки АТР. Система технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами «Транснефти», что позволит создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.

Основными районами Западной Сибири, обеспечивающими ресурсную базу ВСТО, являются Томская область и Ханты-Мансийский автономный округ. В настоящее время ведется строительство нефтепровода Пур-Пе – Самотлор, планируется сооружение нефтепровода Заполярное – Пур-Пе, что позволит подключить к системе месторождения ЯНАО.

В декабре 2009 г. введен в эксплуатацию участок Тайшет – Сковородино протяженностью 2,7 тыс. км и мощностью 30 млн тонн в год, построены семь нефтеперекачивающих станций (НПС), специальный морской нефтеналивной порт (СМНП) Козьмино мощностью 15 млн тонн нефти в год. Начато строительство второй очереди ВСТО – Сковородино – Козьмино и нефтепровода-отвода на Китай Сковородино – Дацин.

В 2009 г. нефтепроводные поставки по системе ВСТО, в первую очередь, в период эксплуатации в реверсном режиме (Талаканское, Верхнечонское – Тайшет – Ангарск) составили около 1,5 млн тонн. В перспективе планируется доведение мощности ВСТО до 80 млн тонн в год.

Нефтепровод «Дружба». Одним из направлений обеспечения энергетической безопасности России в части экспортных операций с углеводородами является снижение поставок через транзитные территории, прежде всего, по трубопроводам. За последние четыре года в период 2006 – 2009 гг. экспорт нефти по неф­тепроводу «Дружба» сократился с 73 до 53,2 млн тонн, прежде всего, объемы поставок в страны, реэкспортирующие российскую нефть. Наряду с российской неф­тью по системе «Дружба» прокачивается сырье из стран Каспия.

Нефть по нефтепроводу «Дружба» поставляется в нескольких направлениях.

Южная ветка обеспечивает поставки нефти от Белоруссии (Мозырь) в Украину и далее в Венгрию (пункт сдачи Фенешлитке) и через нефтепровод «Адрия» в Словению (пункт сдачи Будковице) и далее в Чехию.

По северной ветке осуществляются поставки неф­ти в Польшу (пункт сдачи – Адамова Застава), оттуда в польский порт Гданьск и в Восточную Германию (на НПЗ в Шведте и Лейне).

В 2009 г. экспорт российской нефти в Германию по нефтепроводу «Дружба» составил около 19,1 млн тонн. Немецкое направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Шведте, Лейне и транзитные поставки через порт Росток.

Поставки нефти из России в Польшу составляют около 20,3 млн тонн, в том числе в порт Гданьск – 4,6 млн тонн. Польское направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Плоцк и Гданьск.

В 2009 г. в Чехию из России было прокачено около 4,9 млн тонн нефти. Чешское направление предполагает поставки российской нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Литвинове, Кралупе и Пардубице. Ранее Чехия полностью зависела от поставок российской нефти, но в конце 1996 г. было завершено строительство нефтепровода, соединяющего Ингольштадт (Германия) и Кралупский НПЗ.

Экспорт нефти в Словакию в 2009 г. составил около 2,6 млн тонн. Словацкое направление предполагает прямые поставки нефти на крупнейший в Словакии нефтехимический комплекс компании Slovnaft в Братиславе.

В 2009 г. экспорт нефти из России в Венгрию составил 6,4 млн тонн. Венгерское направление предполагает поставки на три нефтеперерабатывающих завода компании MOL (Дунайский НПЗ в Сазхаламбатте, Тиссайский НПЗ в Тиссайвароше, Залайский НПЗ в Залаэгерсеге) и транзитные поставки в Словению, Сербию и Швейцарию. Транзит составляет около 4,5% от общего объема поставок на этом направлении.

Экспорт нефтепродуктов из России в 2009 г.

Экспорт нефтепродуктов из России в 2009 г. составил 120,6 млн тонн (табл. 10). С 2005 г. наблюдается постепенное снижение темпов роста экспорта неф­тепродуктов. Если в 2005 г. экспорт нефтепродуктов вырос более чем на 17%, то в 2007 г. – на 8,6%, а в 2009 г. – на 5,2%.

Табл. 10. Экспорт нефтепродуктов из России в 2000 - 2009 гг., млн тонн

Свыше 95% экспорта российских нефтепродуктов приходится на страны дальнего зарубежья. За 2009 г. объем экспорта нефтепродуктов в дальнее зарубежье вырос на 7%, экспорт в страны СНГ сократился на 38,4% (с 7,79 до 5,18 млн тонн).

На мазут приходится около 53% (63,85 млн тонн) в общей структуре экспорта нефтепродуктов из России, дизельное топливо – 31,1% (37,5 млн тонн), бензин – 3,7% (4,5 млн тонн) (табл. 11).

Табл. 11. Структура экспорта нефтепродуктов из России в 2009 г.

Выводы

В структуре экспорта нефти и нефтепродуктов из России доминируют поставки сырой нефти, а в структуре экспорта нефтепродуктов – поставки мазута и дизельного топлива, предназначенных для дальнейшей переработки в странах-реципиентах. В региональном плане экспорт ориентирован в основном на атлантическое направление, прежде всего, в страны Европы.

Для повышения эффективности внешнеэкономических операций в нефтяной промышленности целесообразна диверсификация экспорта нефти по способам, направлениям и маршрутам поставок – расширение мощности на балтийском направлении (Приморск – БТС; Усть-Луга – БТС-2), увеличение транзита на черноморском направлении (КТК-2), развитие тихоокеанского направления (ВСТО-2 – Сковородино–Козьмино; отвод на Китай – Сковородино – Дацин; Северный Сахалин – Комсомольск-на-Амуре; Северный Сахалин – Де-Кастри – «Сахалин-1»; Северный Сахалин – Корсаков – «Сахалин-2».

Экспорт высококачественных нефтепродуктов конечного назначения (не для переработки) может быть организован в результате модернизации и строительства НПЗ, связанных с системой нефтепроводов АК «Транснефть», вблизи государственной границы и портов (Туапсе, Кириши, Ангарск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Козьмино).