Каталог организаций

Общая характеристика отрасли

В 2014 году транспортное машиностроение России продолжило движение по нисходящему тренду. Сокращение заказов на ключевую продукцию, повышение себестоимости производства из-за удорожания материалов и комплектующих потребовали от руководства предприятий реализовать целый комплекс мер по минимизации убытков. Все это повлекло за собой сокращение рабочих мест или отправку сотрудников в неоплачиваемые и вынужденные отпуска, снижение затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, перепрофилирование, уменьшение либо полное прекращение производства.

Общая стоимость отгруженной продукции в отрасли транспортного машиностроения в 2014 году составила 403,1 млрд руб., что на 8,3% ниже, чем в 2013 году. Численность персонала сократилась с 232,4 тыс. человек в январе 2014 года до 210,8 тыс. человек в январе 2015 года (-9,3%). В то же время средняя заработная плата выросла незначительно - с 29,3 тыс. руб. в январе 2014 года до 30,2 тыс. руб. в январе 2015 года (+3,1%), хотя с учетом инфляции реальная средняя зарплата снизилась на 6,8%. При этом в 2014 году по стране она составляла 32,6 тыс. руб.

Сокращение заказов ударило не только по персоналу, но и по исследовательской деятельности в отрасли. Уменьшились инвестиции предприятий в основной капитал. Если в 2013 году объем инвестиций составлял 17,6 млрд руб., то в 2014 году - 14,3 млрд руб. (-18,7%). Затраты предприятий на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки сократились более чем в 3 раза - с 3,1 млрд руб. в 2013 году до 0,9 млрд руб. в 2014 году.

Если в 2013 году доля организаций, получивших прибыль, составила 78% от общего числа предприятий транспортного машиностроения, то в 2014 году данный показатель снизился до 70,4%.

На сегодня системной проблемой отрасли остается отсутствие долгосрочного оплаченного спроса на продукцию транспортного машиностроения , при этом в каждой подотрасли имеются свои собственные особенности и предпосылки этой системной проблемы.

Локомотивостроение

В сфере локомотивостроения представлены две крупные компании - ЗАО «Трансмашхолдинг» и ЗАО Группа Синара, а основным потребителем локомотивов в России является ОАО «РЖД». Часть маневровых локомотивов закупается промышленными предприятиями.

В условиях стагнации мировой экономики и заморозки в 2014 году роста тарифов на предоставление услуг ОАО «РЖД» были сокращены объемы инвестиционной программы компании, в том числе и раздел, связанный с приобретением нового тягового подвижного состава. Как следствие, объемы закупок локомотивов ОАО «РЖД» сократились с 803 ед. в 2013 году до 629 ед. в 2014 году (-21,7%) . При этом сокращение заказов в основном затронуло сегмент производства маневровых тепловозов. По данным компании, в 2015 году прогнозный объем закупки тягового подвижного состава сократится до 484 ед., или 60,3% от объема 2013 года.

Снижение спроса повлекло за собой уменьшение объемов производства. В 2013 году был произведен 831 локомотив, в том числе 66 магистральных тепловозов, 415 магистральных электровозов, 270 маневровых тепловозов и 80 промышленных электровозов. В 2014 году объемы производства снизились на 15,6% до 701 ед. (рис.1).

Наибольшее падение в 2014 году наблюдалось в сфере рудничных электровозов, закупаемых промышленными предприятиями - в 2,5 раза. По нашим прогнозам, этот сектор локомотивостроения в 2015 году может сократиться до нескольких единиц.

Общая стоимость отгруженной продукции локомотивостроения снизилась с 69,5 млрд руб. в 2013 году до 66,6 млрд руб. в 2014 году (-4,2%). Незначительное на фоне прочих подотраслей сокращение стоимости отгруженной продукции вызвано переходом ОАО «РЖД» на закупку современного тягового подвижного состава, обладающего улучшенными эксплуатационными характеристиками, но имеющего большую относительно старых серий стоимость .

В последний год наблюдается сокращение численности работников предприятий локомотивостроения - с 11,4 тыс. человек в январе 2014 года до 10,2 тыс. человек (на 10,9%) в январе 2015 года. При этом практически не изменился показатель заработной платы, который за период с января 2014 по январь 2015 года вырос только на 2,2% - с 30,1 тыс. руб. до 30,7 тыс. руб., а с учетом инфляции снижение данного показателя составило 8,3%.

Инвестиции в основной капитал предприятий локомотивостроения также снизились на 22,9% - с 4,8 млрд руб. в 2013 году до 3,7 млрд руб. в 2014 году, в том числе инвестиции на НИОКР за рассматриваемый период снизились более чем в 5,5 раз - с 2,96 млрд руб. до 0,53 млрд руб.

Столь значительное снижение затрат на НИОКР сферы локомотивостроения может негативно повлиять на темпы разработки инновационной продукции и, в частности, реализации на сети железных дорог России программы тяжеловесного движения, в рамках которой планируется запуск в серийное производство современных высокомощных локомотивов .

С целью сохранения темпов развития отрасли транспортного машиностроения в целом и сферы локомотивостроения в частности в условиях действия со стороны ряда иностранных государств экономических санкций отечественными компаниями реализуется программа импортозамещения, направленная на разработку и запуск в производство продукции и комплектующих, ранее не выпускавшихся на территории России.

Результатом программы должна стать разработка и организация производства следующих узлов и компонентов:

  • тяговые двигатели;
  • тяговые трансформаторы;
  • компрессорное оборудование;
  • элементы тележек локомотивов
  • системы управления;
  • тормозное оборудование;
  • санитарные модули;
  • аппаратура освещения;
  • кабины локомотивов.

К концу 2015 года в рамках программы импортозамещения за счет внедрения новых разработок отечественного производства ожидается достижение следующих показателей:

  • повышение осевых нагрузок подвижного состава до 27 тс/ось;
  • сокращение параметра удельного расхода топлива и электроэнергии на тягу на 10-15%;
  • внедрение в эксплуатацию единой блочной системы управления и бортовой диагностики;
  • внедрение в производство тяговых электродвигателей на постоянных магнитах;
  • увеличение наработки локомотива на отказ на 30-40%;
  • повышение ресурса бандажей колесных пар до уровня не менее 1 млн км.

Грузовое вагоностроение

В сфере грузового вагоностроения за 2013-2014 годы наблюдалось снижение производства грузовых вагонов, вызванное результатами реформирования сектора предоставления вагонов под перевозку, сохраняющимся профицитом рабочего парка подвижного состава, которое усугубилось трудностями в российской экономике, а также значительным повышением поставщиками цен на ряд материалов и комплектующих. Всего в 2014 году было произведено 54,9 тыс. вагонов, что на 8,6% меньше, чем за предыдущий год (рис. 2).


По результатам 2014 года, производство железнодорожных цистерн сократилось на 43,3%, железнодорожных платформ - на 25,8%, выпуск крытых вагонов - более чем в 2 раза, вагонов бункерного типа - на 23,3%, вагонов-хопперов - в 2 раза. Несмотря на то что производство думпкаров выросло более чем на треть, их доля даже с учетом этого роста в общем объеме производства в 2014 году составила менее 0,3%.

Несмотря на общую тенденцию по сокращению объема грузовых вагонов, за период 2013-2014 годов производство полувагонов увеличилось на 19,6% за счет перехода ряда предприятий на производство вагонов с улучшенными техническими характеристиками, включающими:

  • увеличенную погонную нагрузку за счет повышения осевых нагрузок, снижения массы тары и увеличения объема кузова;
  • увеличенные межремонтные пробеги за счет внедрения в конструкцию современных высокотехнологичных узлов, комплектующих и расходников;
  • сниженное воздействие на железнодорожное полотно за счет снижения необрессоренной массы вагона.

С целью стимулирования обновления парка Правительством РФ принято решение о выделении государственных субсидий на приобретение новых грузовых вагонов. Согласно Федеральному закону от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» объем субсидий на 2015 год составляет 2,35 млрд руб., на 2016 год - 2,22 млрд руб.

На текущий момент тенденция к сокращению производства грузовых вагонов сохраняется. За I квартал 2015 года было произведено 6,7 тыс. вагонов, что в 2,2 раза меньше, чем за аналогичный период 2014 года. По нашим оценкам, в 2015 году объемы производства грузовых вагонов составят около 35-45 тыс. вагонов в случае проведения государством политики поддержки вагоностроения и стимулирования приобретения вагонов с улучшенными техническими характеристиками.

Снижение стоимости отгруженной продукции сферы грузового вагоностроения в 2014 году составило 24,4% (со 110,3 млрд руб. до 83,4 млрд руб.), на что повлияло не только уменьшение объемов производства, но и сокращение средней цены на грузовой вагон - с 1,9 млн руб. в 2013 году до 1,6 млн руб. в 2014 году (рис. 3).


Сокращение объемов производства грузовых вагонов повлекло за собой снижение численности персонала.

За период с января 2014 по январь 2015 года численность персонала сферы грузового вагоностроения снизилась на 6,9% - с 39,1 тыс. человек до 36,4 тыс. человек. Всего за 2013-2014 годы ее численность сократилась на 11,9%. Наряду с сокращением численности персонала была также уменьшена среднемесячная заработная плата основных производственных рабочих. Данный показатель снизился с 28,1 тыс. руб. в январе 2014 года до 26,5 тыс. руб. (-5,7%) в январе 2015 года, а с учетом инфляции - на 14,9%. Урезание заработной платы в сфере грузового вагоностроения на фоне сохранения или незначительного роста данного показателя в прочих сферах транспортного машиностроения объясняется тем, что вагоностроительные предприятия в условиях падения спроса предпочли вместо дополнительных сокращений сохранить высококвалифицированный персонал , снизив издержки за счет уменьшения фонда оплаты.

Несмотря на значительное в денежном выражении снижение производства, инвестиции в основной капитал вагоностроительных предприятий за период 2013-2014 годов выросли на 20% - с 3,0 млрд руб. до 3,6 млрд руб., в том числе затраты на НИОКР увеличились на 19,7% - с 47,3 млн руб. до 56,6 млн руб. Рост инвестиций в основной капитал вагоностроительных предприятий обусловлен необходимостью выполнения мер по техническому перевооружению производств и запуска в серийное производство грузовых вагонов с улучшенными техническими характеристиками.

Пассажирское вагоностроение

В сфере пассажирского вагоностроения складывается крайне непростая ситуация, связанная с непосредственными результатами реформирования сектора пассажирских перевозок. В частности, ликвидация перекрестного субсидирования между грузовыми и пассажирскими перевозками, а также недостаточные объемы субсидирования перевозок пассажиров не позволяют сформировать основному пассажирскому перевозчику - ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК») - достаточную по объемам инвестиционную программу. Наступившие в 2014-2015 годах трудности в экономике России лишь осложнили поиск инвестиционных ресурсов для перевозчика.

В результате ключевой производитель - ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ОАО «ТВЗ») - испытывает острый дефицит заказов пассажирских вагонов: на начало января 2015 года заказано всего 25 двухэтажных вагонов при том, что мощности предприятия позволяют выпускать до 1,2 тыс. вагонов ежегодно. При таких условиях существует риск сокращения до 30% сотрудников завода.

Снижение производства на заводе было зафиксировано и за период 2013-2014 годов. Если в 2013 году было произведено 517 пассажирских вагонов, то в 2014 году - 365 вагонов, что на 29,4% меньше. При этом за I квартал 2015 года выпущено 14 вагонов. Это более чем в 4,5 раза меньше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года.

Снижение стоимости отгруженной продукции сферы пассажирского вагоностроения в 2013-2014 годах составило 20,8% - с 30,3 млрд руб. до 24,0 млрд руб.

Численность персонала сферы пассажирского вагоностроения за период с января 2014 по январь 2015 года сократилась на 17,7% - с 7,9 тыс. человек до 6,5 тыс. человек. Как уже было отмечено, в случае отсутствия новых заказов ОАО «ТВЗ» будет вынуждено сократить еще около трети своих сотрудников. Всего же за последние 3 года численность персонала отрасли снизилась на 3 099 человек, или на 32,2%. Тем не менее за период с февраля 2014 по февраль 2015 года среднемесячная заработная плата сотрудников сферы пассажирского вагоностроения выросла на 36,6% - с 23,2 тыс. руб. до 31,7 тыс. руб. С учетом инфляции рост составил 22,9%. В качестве отчетного месяца выбран февраль, так как и в январе 2014 года, и в январе 2015 года производство на ОАО «ТВЗ» было остановлено, а основные производственные рабочие были отправлены в вынужденные отпуска (рис. 4).


Рис. 4. Динамика производства пассажирских вагонов на мощностях ОАО «ТВЗ» в 2014-2015 годах.

При этом в сфере производства пассажирских вагонов возросли инвестиции в основной капитал - с 299,3 млн руб. в 2013 году до 444,2 млн руб. в 2014 году (+48,4%), в том числе затраты на НИОКР выросли почти в 5,5 раз - с 23,1 млн руб. в 2013 году до 124,2 млн руб. в 2014 году. Однако даже такой объем инвестиций значительно ниже уровня 2012 года, который тогда составил 1,5 млрд руб.

Моторвагонный подвижной состав

Сфера производства моторвагонного подвижного состава (МВПС) включает в себя производство вагонов электропоездов, вагонов метрополитена и трамвайных вагонов.

Аналогично сфере пассажирского вагоностроения складывается крайне непростая ситуация в секторе производства подвижного состава для пригородных железнодорожных перевозок. В результате реформирования этого сектора пассажирские перевозки были выделены в 26 пригородных перевозочных компаний, большинство из которых имеют убытки, не позволяющие им сформировать инвестиционные программы по закупке поездов для пригородных перевозок. На этом фоне с 1 января 2015 года по решению государства ОАО «РЖД» прекратило закупки пригородного подвижного состава, за исключением закупок по долгосрочному контракту с ООО «Уральские локомотивы». В результате производство пригородного подвижного состава в 2015 году может снизиться до критических для производителей размеров, когда не будет обеспечена безубыточная норма производства.

До конца 2014 года единственным крупным производителем вагонов электропоездов на территории России оставался ОАО «Демиховский машиностроительный завод». В 2013-2014 годах объемы производства предприятия выросли на 75,3% - с 275 до 482 вагона. Однако за I квартал 2015 года предприятием не выпущено ни одного моторного вагона, что вызвано отсутствием заказов со стороны основных потребителей - пригородных пассажирских компаний. В то же время с января 2015 года на мощностях ООО «Уральские локомотивы» официально запущено серийное производство поездов ЭС2Г «Ласточка». Всего за I квартал выпущено 25 вагонов электропоездов, что в 3,3 раза меньше, чем выпуск этого вида подвижного состава за аналогичный период 2014 года.

В сфере производства трамвайных вагонов наблюдается дальнейшее снижение объемов выпуска продукции. За период 2013-2014 годов производство трамваев сократилось на 24,1% - со 137 ед. до 104 ед. При этом за I квартал 2015 года был выпущен только 1 трамвайный вагон. Это всего 5% от объемов производства за аналогичный период 2014 года. При этом спрос на трамвайную продукцию имеется, однако отечественные компании по ряду контрактов в этой категории уступают иностранным компаниям. Так, в 2014 году в Москву было поставлено 60 трамваев Fokstrot производства польской PESA, еще 60 трамваев будет импортировано в 2015 году. В Санкт-Петербург в 2014 году были поставлены 4 трамвая производства французской компании Alstom. Ростов-на-Дону в 2015 году может заказать у Франции 12 подержанных трамваев производства Alstom. Швейцарский производитель трамваев Stadler активно продвигает на российский рынок свою продукцию - трамвай «Метелица» производства Stadler-Minsk - совместного предприятия Белоруссии и Швейцарии.

При этом российские производители на сегодняшний день способны предоставить конкурентоспособную по отношению к иностранным аналогам продукцию, например, в 2015 году в Санкт-Петербург планируется поставка 10 трамвайных вагонов производства ООО «ПК ‘‘Транспортные системы’’». Однако усилия российских компаний по продвижению своих интересов не консолидированы, и это ограничивает их эффективность. Кроме этого, недоступность заемных средств с невысокими ставками делает неконкурентоспособными предложения российских производителей. Сложившаяся ситуация в городском рельсовом хозяйстве и в соответствующей сфере транспортного машиностроения во многом связана с отсутствуем единых общероссийских подходов по вопросу закупки подвижного состава с учетом необходимости реализации программ локализации и импортозамещения, программы развития городского рельсового транспорта Российской Федерации, закона о городском рельсовом транспорте и иной необходимой нормативной правовой базы.

Перечисленные трудности могут привести в конечном итоге к потере целой сферы транспортного машиностроения России и невозможности впоследствии удовлетворить потребности в новом современном городском рельсовом транспорте. Таким образом, разработка Концепции развития городского рельсового транспорта и формирование основных мер поддержки и развития российских производителей, направленных на создание и поддержание долгосрочного оплаченного спроса, может являться одной из приоритетных задач для государства в сфере производства этого вида рельсового транспорта.

В сфере производства вагонов метрополитена основным поставщиком продукции остается ОАО «Метровагонмаш». За период 2013-2014 годов производство вагонов метро сократилось на 21,5% - с 442 ед. до 347 ед. Основным потребителем продукции завода является ГУП «Московский метрополитен».

Согласно графику поставок по выигранным тендерам завод в 2015 году поставит Московскому метрополитену только 160 вагонов. За I квартал 2015 года объем выпуска составил 55 ед., что на треть меньше, чем за аналогичный период 2014 года.

Стоимость отгруженной продукции сферы производства моторвагонного подвижного состава в 2013-2014 годах сократилась на 12,2% - с 42,6 млрд руб. в 2013 году до 37,4 млрд руб. в 2014 году за счет сокращения производства трамвайных вагонов и вагонов метрополитена.

Среднесписочная численность сотрудников предприятий сферы производства МВПС в 2013-2014 годах сократилась на 1 200 человек, или на 11,4% (с 11,4 тыс. человек до 10,2 тыс. человек). Среднемесячная заработная плата сотрудников сферы производства МВПС в январе 2014 - январе 2015 года сократилась на 9,7% - с 34,1 тыс. руб. до 30,8 тыс. руб. С учетом инфляции снижение составило 19,4%.

Инвестиции в основной капитал предприятий сократились почти в 2 раза - с 1,1 млрд руб. до 0,6 млрд руб. В то же время в 4,5 раза - с 29 млн руб. до 130 млн руб. - выросли затраты на НИОКР.

Выводы

В связи со сложными экономическими условиями, вызванными рядом как внешних, так и внутренних факторов, российское транспортное машиностроение продолжает снижать производственные программы и сокращать рабочие места. Учитывая значительную долю транспортного машиностроения в экономике России и влияние на уровень занятости, а также, как правило, градообразующую роль предприятий в регионах, государство будет вынуждено разрабатывать наиболее эффективные меры поддержки таких предприятий .

При решении основной проблемы транспортного машиностроения, недостаточности платежеспособного спроса целесообразно применять меры прямого и косвенного характера, направленные на реализацию Подпрограммы 6 «Транспортное машиностроение» Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», а также принять регуляторные меры, направленные на повышение конкурентных преимуществ новой продукции транспортного машиностроения. Одной из антикризисных мер может быть упрощение и снижение административных барьеров при оформлении документов на получение государственной поддержки предприятиям промышленности.

Результатом действия комплекса мер поддержки отрасли должно стать укрепление позиций российских предприятий, снижение затрат на производство продукции, увеличение доли отечественных комплектующих в структуре выпускаемого подвижного состава.

Давление западных санкций в конечном итоге должно привести к консолидации отечественных производителей, разработке и серийному производству продукции совершенно нового уровня для российского рынка.

Список используемой литературы

1. Проект Стратегии развития транспортного машиностроения России до 2030 года. - URL: www.opzt.ru/_files/3188.docx.

2. Инвестиционная программа ОАО «РЖД» на 2014-2016 гг.

3. Подпрограмма 6 «Транспортное машиностроение» Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». - URL: http://minpromtorg.gov.ru/activities/state_programs/list/.

4. Поддержка грузового вагоностроения - одна из актуальных задач промышленной политики / В.Б. Савчук, И.А. Скок // Техника железных дорог. ‒ 2013. ‒ № 1 (21). - С. 43-47.

5. Российская промышленность в 2008-2014 годах: от кризиса до?.. / Е.Н. Рудаков // Техника железных дорог. - 2015. - № 1 (29). - С. 18-24.

Юрий Саакян, к.ф.-м.н., генеральный директор ИПЕМ,

Владимир Савчук, заместитель генерального директора ИПЕМ,

Игорь Скок, главный эксперт-аналитик исследований транспортного машиностроения ИПЕМ

Крупнейший промышленно-технологический форум пройдет в Минске (пр. Победителей, 20/2) с 8 по 11 апреля 2014 года в составе широко известных и авторитетных выставок «Машиностроение», «Литметэкспо», «Сварка и резка» и «Защита от коррозии. Покрытия». Тематика выставок органично связана и охватывает широкий спектр промышленных технологий в сфере машиностроения, металлообработки, конструкционных материалов, ресурсосбережения.
Официальную поддержку выставке оказывают Министерство промышленности Республики Беларусь, Ассоциация производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент» (Россия).
Международная специализированная выставка продукции машиностроения, промышленного оборудования, производственных технологий, станков и инструмента МАШИНОСТРОЕНИЕ проводится один раз в два года и включает шесть выставочных салонов:
ПРОМКОМПЛЕКТ-ПРОМСЕРВИС – 4-я международная специализированная выставка промышленного оборудования, технологий и компонентов;
ЭкспоТУЛЗ - международный специализированный салон металлорежущего, формообразующего и абразивного инструмента;
ЭкспоФОРМИНГ - международный специализированный салон оборудования длягибки, правки, профилирования, листообрабатывающегооборудования;
ЭкспоСОУИНГ - международный специализированный салон пильного оборудования;
ЭкспоСЁРФЕСИНГ - международный специализированный салон оборудования и технологий обработки поверхности;
ЭкспоПАМПС& ВАЛВС - международный специализированный салон насосов, компрессоров, вакуумной техники и трубопроводной арматуры.
Основу экспозиции составляют металлообрабатывающее оборудование, металлообрабатывающий инструмент и технологическая оснастка, системы автоматизации и управления производством, гидро-пневмоаппаратура и приводные системы, приборы контроля технологических параметров и измерительная аппаратура, цеховое оборудование.
Станкостроение является одной из ведущих отраслей машиностроения Республики Беларусь. В последние годы налицо и качественный прогресс. Конкурентная борьба за рынки СНГ с ведущими станкостроительными компаниями мира заставляет совершенствовать технологии, повышать качество и искать перспективные рыночные сегменты, определять доступные ценовые и технологические рыночные ниши. Предприятия, сумевшие активизировать деятельность в данном направлении, более успешны, другие, занимающие пассивную позицию, терпят поражение. Выставка, как зеркало рынка, хорошо отражает эти тенденции и демонстрирует рост площадей и обновленный состав экспонатов, прежде всего белорусских предприятий.
В выставке «Машиностроение - 2012» примяли участие представители ведущих компании из 15 стран: Беларуси, Германии, Испании, Италии, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, России, Словении, США, Украины, Швейцарии, Швеции, Японии.
Расширяют свои стенды и экспонируют новое оборудование флагманы отечественного станкостроения, зарубежные компании готовят к демонстрации современное оборудование, в полной мере отвечающее запросам нашей промышленности. Новейшие информационные разработки и технологические решения обеспечивают экономический эффект за счет существенного роста производительности труда, гибкости производства при повышении точности (например, механической обработки деталей) и безусловной гарантии качества конечной продукции.
На выставке будет представлено разнообразное станочное оборудование всех ценовых диапазонов. Среди наиболее известных и авторитетных брендов: AgieCharmilles, Amada,Boschert, DMG, Ermaksan, Geka, HaasAutomation, Hermle, Jet, Klingelnberg, Knuth, Mazak, Meba, MitsubishiElectric, Okuma,PEE-WEE, Spinner, Trumpf, Victor.
Посетители смогут увидеть металлорежущий и абразивный инструмент производства: BahcoTools, Klingspor,Mitsubishimaterials, SecoTools;а также: приводную технику BoschRexroth, системы ЧПУ Siemens, координатно-измерительную технику CarlZeiss, компрессоры AtlasCopco и многое другое.
Выставка «Машиностроение-2014» предусматривает масштабную деловую программу. Мероприятия бизнес-форума направлены на обмен информацией о текущем состоянии промышленности Республики Беларусь, ее перспективах и основных тенденциях развития современного рынка.
Важным мероприятием деловой программы выставки станет Республиканский научно-практический семинар «Инновационные технологии, автоматизация и мехатроника в машино- и приборостроении», организаторами которого выступают Министерство образования Республики Беларусь, Национальная академия наук Беларуси, Белорусский национальный технический университет.
Участие в выставке «Машиностроение-2014» - это не только возможность представить продукцию и технологии промышленного производства, но и установить полезные деловые контакты, найти новые рынки сбыта.

Моделирование движения трехзвенного робота с безредукторным приводом с использованием робастных регуляторов. <...> Расчет процессов осадки на молотах при деформировании бабой молота с наполнителем. <...> Универсальная теория структуры, общие свойства и алгоритмы направленного синтеза и анализа статически определимых механических систем . <...> Устройство защиты от вредных выделений (шума, светового излучения и аэрозолей) в пределах допустимых концентраций для оснащения полуавтоматов и машин термической резки металлов с программным управлением. <...> Эффект расщепления трехкратной частоты колебаний упругой конструкции , содержащей перпендикулярные роторы. <...> Вибродиагностика технического состояния червячных передач по неравномерности вращения ведомого вала. <...> В данном исследовании представлен пример разработки регулятора, основанного на алгоритме стабилизации интервальных квадратичных систем методом форм. <...> Задача такого управления актуальна при проектировании роботов с традиционными приводами в случае больших масс и/или скоростей, а также роботов с более перспективным с современной точки зрения безредукторным приводом в связи с взаимовлиянием степеней подвижности. <...> Для доказательства эффективности такого вида стабилизации проведено компьютерное моделирование движения трехзвенного стержневого робота с использованием регулятора, что выявило существенное уменьшение динамической ошибки. <...> В качестве примера многосвязной системы рассмотрим трехзвенный робот с вращательными степенями подвижности (рис. <...> 0,5 рем окружность в плоскости с наклоном α к плоскости О0 В качестве программной траектории выбеx0z0, по которой эффектор робота движется равномерно. <...> Алгоритм асимптотической стабилизации в целом интервальных квадратичных систем с неограниченным управлением. <...> Метод форм при асимптотической стабилизации решений интервальных квадратичных систем . <...> 1 9 Известия высших учебных заведений УДК 621.771 Расчет <...>

Вестник_МГТУ_им._Н.Э._Баумана._Известия_высших_учебных_заведений._Машиностроение_№1_2014.pdf

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.Э. БАУМАНА ИЗВЕСТИЯ высших учебных заведений МАШИНОСТРОЕНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ВЫХОДИТ ЕЖЕМЕСЯЧНО 1 Содержание Расчет и конструирование машин Т.А. Макарова. Моделирование движения трехзвенного робота с безредукторным приводом с использованием робастных регуляторов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 В.Ю. Лавриненко, Е.И. Семенов, А.Е. Феофанова. Расчет процессов осадки на молотах при деформировании бабой молота с наполнителем. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 И.В. Леонов. Снижение расхода энергии подъемно-транспортными машинами в цикле «разгон–торможение» . . . . . . 17 В.И. Пожбелко. Универсальная теория структуры, общие свойства и алгоритмы направленного синтеза и анализа статически определимых механических систем. Часть 1. Оптимальная структура механизмов и ферм. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 С.Д. Саленко, Ю.А. Гостеев, М.С. Павлючик. Расчет нестационарного течения в газовой скважине при использовании микротурбины для увеличения дебита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Технология и технологические машины Л.Г. Откидач. Устройство защиты от вредных выделений (шума, светового излучения и аэрозолей) в пределах допустимых концентраций для оснащения полуавтоматов и машин термической резки металлов с программным управлением. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 С.С. Гаврюшин, A. Mакмиллан, А.С. Подкопаева. Синтез микроактюатора дискретного действия по заданным функциональным параметрам. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55 С.В. Аринчев, Д.А. Рачкин. Эффект расщепления трехкратной частоты колебаний упругой конструкции, содержащей перпендикулярные роторы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 Л.А. Андриенко, В.А. Вязников. Вибродиагностика технического состояния червячных передач по неравномерности вращения ведомого вала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 Н.А. Коновалов, В.А. Ерофеев, С.И. Полосков. Прогнозирование качества сварных соединений по данным мониторинга процесса контактной стыковой сварки оплавлением. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 ИЗДАЕТСЯ С 1958 г. 2014

Стр.1

BAUMAN MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY PROCEEDINGS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS МАCHINE BUILDING SCIENTIFIC AND TECHNICAL JOURNAL ISSUED MONTHLY 1 Contents Calculation and design of machinery T.A. Makarova. Simulation of motion of a three-link robot with a gearless drive using robust regulators . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 V.Yu. Lavrinenko, E.I. Semenov, A.E. Feofanova. Calculation of upsetting processes on hammers during deformation by a hammer head with a filler . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 I.V. Leonov. Reducing energy consumption in material handling machines during acceleration and braking . . . . . . . . . . . . . . 17 V.I. Pozhbelko. Universal theory of structures, general properties and algorithms for the directed synthesis and analysis of statically determinate mechanical systems. Part 1. Optimal structure of mechanisms and trusses . . . . . . . . . . . . . . . 24 S.D. Salenko, Yu.A. Gosteev, M.S. Pavlyuchik. Calculation of unsteady flow in a gas well using microturbines to increase the flow rate . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36 Technology and process machines L.G. Otkidach. Equipment for protecting against harmful emissions (noise, light radiation, and aerosols) within allowable concentrations for program-controlled semi-automatic machines for thermal cutting of metals . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 S.S. Gavryushin, A. McMillan, A.S. Podkopaeva. Synthesis of discrete microactuators from specified functional parameters . . . . 55 S.V. Arinchev, D.A. Rachkin. Splitting the triple frequency of oscillations of an elastic structure comprising perpendicular rotors . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61 L.A. Andrienko, V.A. Vyaznikov. Vibrodiagnostics of technical conditions of worm gears from the driven shaft nonuniform rotation . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 N.A. Konovalov, V.A. Erofeev, S.I. Poloskov. Predicting the quality of weld joints by monitoring the process of contact flash-butt welding . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73 PUBLISHED SINCE 1958 2014

Третий Международный Форум «Технологии в машиностроении-2014» и Вторая Международная Выставка вооружения, технологий и инноваций «Оборонэкспо-2014» — это идеальная бизнес-платформа

Организаторы Форума:

  • Министерство промышленности и торговли РФ
  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
  • Государственная корпорация «Ростехнологии».

Генеральный Устроитель Форума — ОАО «Транспортно-выставочный комплекс «Россия» (ОАО «ТВК «Россия»).

Генеральный партнер форума: Союз машиностроителей России

Устроитель Форума — ОАО"Авиасалон"

Первый Международный Форум «Технологии в машиностроении — 2010» прошел с 30 июня по 4 июля 2010 года.

Выставочная программа Форума впервые объединила ранее самостоятельные выставки, которые продемонстрировали современные тенденции развития машиностроительной отрасли:

  1. Международная выставка по технологиям в машиностроении «ИНТЕРМАШ»
  2. Международный Салон вооружения и военной техники « »
  3. Международная выставка в области аэрокосмонавтики « »
  4. Международная выставка «Беспилотные многоцелевые комплексы «UVS — TECH»

Второй Международный Форум «Технологии в машиностроении — 2012» посетило свыше 70000 человек. Итогом пяти дней напряженной работы стали выработанные участниками деловой программы пути решения проблем развития важнейшего сектора промышленности, новые деловые контакты, заключенные договора. Деловая программа Форума включала 20 конференций, круглых столов и семинаров, на которых выступили около 190 докладчиков. Участниками этих мероприятий стали более 3000 специалистов из 103 стран. На мероприятии было аккредитовано свыше 1300 журналистов из 270 российских и зарубежных средств массовой информации.

Выставочная программа Форума «ТВМ-2012» объединила две выставки: Международная выставка вооружения и военной техники "ОБОРОНЭКСПО«и Международная выставка «Машпромэкспо»:

3-й Международный Форум "Технологии в машиностроении - 2014" (Форум "ТВМ-2014") привлек внимание свыше 80000 человек.

Форум "Технологии в машиностроении - 2014" и 2-я Международная выставка вооружений и военной техники "Оборонэкспо - 2014" стали значимыми событиями в выставочной программе года для отечественных машиностроителей и оружейников. Деловая программа Форума включала 16 конференций, круглых столов и семинаров, на которых выступили около 100 докладчиков. Участниками этих мероприятий стали более 1500 специалистов. В работе Деловой программы Форума приняли участия представители ряда иностранных компаний, реализующих совместные проекты с российскими машиностроителями.

Основные тематические разделы Оборонэкспо:

  • Ракетные и артиллерийские системы и комплексы. Стрелковое оружие и средства ближнего боя. Специальное оружие. Вооружение ВВС и ВМФ. Вооружение и техника ПВО. Ракетно-космическая техника. Высокоточное оружие.
  • Боеприпасы всех видов и родов войск.
  • Автобронетанковая техника и вооружение.
  • Системы боевого управления и связи. Средства радиоэлектронной борьбы. Информационная безопасность. Логистическая поддержка жизненного цикла В и ВТ.
  • Средства разведки, наблюдения и прицеливания. Беспилотные летательные аппараты и комплексы. Роботы и робототехника.
  • Тренажеры и полигонное оборудование. Учебно-тренировочные средства и автоматизированные системы обучения.
  • Инновационные материалы и технологии в оборонной промышленности.
  • Электроника. Радиоэлектронные технологии. Приборостроение.
  • Двигателестроение в оборонно-промышленном комплексе.
  • Технологии в связи, оптические системы и комплексы.
  • Научные учреждения. Высшие учебные заведения.
  • Экипировка и обмундирование военнослужащих.
  • Тыловое обеспечение и снабжение войск. Обеспечение жизнедеятельности личного состава.

В выставочной программе Форума участвовали более 300 компаний из Российской Федерации и 9 зарубежных стран. Экспозиции участников заняли 11600. кв. м. Более 8000 кв. м на открытых площадках занимали натурные образцы вооружения, военной техники и гражданской продукции машиностроительной отрасли.

Демонстрационная программа Форума в первые три дня работы включала динамические показы образцов вооружений и военной техники на специально построенном полигоне Транспортно-выставочного комплекса «Россия». Кроме того, для официальных делегаций иностранных государств на полигонах ФГУП «ГНПП «Базальт» и ФГУП «ЦНИИТОЧМАШ» состоялись показы гранатометного и стрелкового оружия.

Программа «Непобедимые и легендарные» стала яркой демонстрацией возможностей современной гражданской и военной техники. В показе приняло участие 30 единиц техники. Главным режиссером-постановщиком стал Заслуженный артист России Алексей Гарнизов, постановщиком «танкового балета» — хореограф Большого театра Андрей Меланьин. Синхронное маневрирование пяти тяжелых гусеничных боевых машин на предельно малой площади было официально зафиксировано Российским комитетом по регистрации рекордов планеты. За три дня, открытых для посетителей, состоялось пять показов. Программу «Непобедимые и легендарные» смогли увидеть более 35000 зрителей.


Форум «Технологии в машиностроении» будет проводиться с периодичностью один раз в два года, по четным годам. В июне 2013 года на территории ТВК «Россия» ФС «Росприроднадзор» и ТВК «Россия» организуют новый выставочный проект «Технологии в экологии».

Расширенное описание мероприятия, карта с отметкой места проведения, а также ссылка на официальный сайт мероприятия доступны только

В среду 22 апреля на сайте Правительства РФ опубликованы основные результаты работы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации за 2014 год.

Основные моменты подведенных результатов работы приведены в отчете Минпромторга .

Индекс промышленного производства в январе - декабре 2014 года составил 101,7% к январю - декабрю 2013 года, в декабре 2014 года - 103,9% к декабрю 2013 года и 108,1% к ноябрю 2014 года (102,1% - с исключением сезонного и календарного фактора).

В обрабатывающих производствах динамика производства в 2014 году составила 102,1% по сравнению с 2013 годом; в декабре 2014 года - 104,1% по отношению к декабрю 2013 года и 109,2% к ноябрю 2014 года. В 2014 году производство по отношению к 2013 году возросло по всем видам обрабатывающих производств за исключением производства машин и оборудования (92,2%); производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (99,5%).

Объёмы производства в декабре 2014 года снизились по сравнению с декабрём 2013 года по всем видам деятельности обрабатывающих производств за исключением производства машин и оборудования (101,2%); производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (106%).

В декабре 2014 года цены производителей промышленных товаров в обрабатывающих производствах возросли на 8,5% к декабрю 2013 года.

В январе - ноябре 2014 года (по данным ФТС) внешнеторговый оборот России составил 459,4 млрд долларов, снизившись на 5,2% по сравнению с январем - ноябрём 2013 года. При этом экспорт составил 422,7 млрд долларов (минус 3,8% к январю - ноябрю 2013 года); импорт - 263,4 млрд долларов (минус 7,6%).

Оборонно-промышленный комплекс

Объём промышленной продукции, произведённой предприятиями ОПК за 2014 год, вырос на 15,5% (в сопоставимых ценах 2014 года), в основном за счёт роста объёмов продукции военного назначения.

Прирост объёмов производства продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года наблюдается во всех отраслях ОПК: радиоэлектронной промышленности - на 24%; авиационной промышленности - 17,1%; судостроительной промышленности - 14,4%; промышленности боеприпасов и спецхимии - 13%; ракетно-космической промышленности - 8,6%; промышленности обычных вооружений - 5,4%.

В 2014 году деятельность Минпромторга в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК) была направлена на выполнение указов и решений Президента, Правительства и Военно-промышленной комиссии, которые предусматривали обеспечение реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных сил и модернизацию ОПК.

Состав оборонно-промышленного комплекса определяется сводным реестром организаций ОПК. По результатам 2014 года в утверждённый перечень входило 1339 организаций. Свыше 70% организаций - в сфере деятельности Минпромторга. Общая численность работников, занятых в организациях ОПК, составила около 2 млн человек, в том числе более 1,3 млн человек было занято в оборонных отраслях промышленности.

В течение 2014 года Минпромторгом совместно с Минобороны, Роскосмосом и госкорпорацией «Росатом» были подготовлены предложения по импортозамещению и снижению зависимости от поставок продукции иностранного производства, применяемой для создания, производства и ремонта образцов вооружения, военной и специальной техники. Разработан, утверждён Правительством и реализуется план мероприятий по импортозамещению российскими организациями промышленности комплектующих изделий, сырья и материалов, поставляемых иностранными предприятиями для обеспечения выполнения государственного оборонного заказа. Сформированы соответствующие детальные планы-графики импортозамещения комплектующих изделий по каждому образцу вооружения, военной и специальной техники. Уже в 2014 году была реализована независимость по ряду изделий. Разработан и с ноября 2014 года реализуется механизм, предполагающий установление доли закупаемого отечественного технологического оборудования по государственным программам промышленности. Соответствующие требования внесены в типовые формы заданий на проектирование объектов капитального строительства, а также в типовые договоры о предоставлении бюджетных инвестиций.

На предприятиях ОПК осуществлялись техническое переоснащение, реконструкция части производственной и экспериментально-технологической базы. В 2014 году введено 76 объектов, в том числе на предприятиях: авиационной промышленности - 11 объектов; судостроительной промышленности - 15 объектов; промышленности обычных вооружений - 6 объектов; промышленности боеприпасов и спецхимии - 11 объектов; радиоэлектронной промышленности - 32 объекта; промышленности металлургии и тяжелого машиностроения - 1 объект.

Разработано более 270 промышленных технологий для выпуска конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.

В соответствии с распоряжением Президента от 30 декабря 2014 года «О назначении работникам организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации стипендии за выдающиеся достижения в создании прорывных технологий и разработке современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства и стипендии за значительный вклад в создание прорывных технологий и разработку современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства» назначены: 228 стипендий за выдающиеся достижения на сумму 114 млн рублей и 683 стипендии за значительный вклад на сумму 239,05 млн рублей.

Сформирована и представлена в Минобрнауки сводная заявка на подготовку около 9 тыс. человек в рамках государственного плана подготовки научных работников и специалистов для организаций ОПК.

Разработана и утверждена приказом Минпромторга Стратегия развития системы многоуровневого образования в ОПК до 2020 года, призванная стать базовым документом, который охватывает все направления подготовки кадров для ОПК.

Создан Центр мониторинга подготовки квалифицированных кадров для организаций ОПК. Минпромторгом совместно с Фондом «РЖС» создаются жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) с государственной поддержкой. В настоящее время реализуются 12 пилотных проектов ЖСК.

Судостроение

Развёрнуты работы по строительству новых линейных дизель-электрических ледоколов различного назначения и мощности, а также атомного ледокола проекта 22220 мощностью 60 МВт.

Продолжаются работы по строительству плавучего энергоблока проекта 20870.

В ОАО «Завод “Красное Сормово”» и ОАО «Окская судоверфь» продолжается серийное строительство танкеров смешанного плавания проектов RST-25 и RST-27 и сухогрузов RSD-44.

Важнейшим проектом 2014 года и последующих годов является создание судостроительного комплекса «Звезда» на Дальнем Востоке.
На предприятиях отрасли продолжается серийное строительство атомных подводных лодок (АПЛ), неатомных подлодок (НАПЛ) и боевых надводных кораблей.

В 2014 году сдан заказ головной многоцелевой АПЛ «Северодвинск» проекта 885 «Ясень».

Сданы две неатомные подводные лодки: одна проекта 636.3 (головная из серии в 6 единиц для Черноморского флота) и одна экспортная проекта 636.
Сдан также четвёртый корвет проекта 20380.

В гражданском судостроении завершено строительство и передано заказчикам 30 единиц судов и офшорной морской техники. Продолжается строительство порядка 150 судов.

ОАО «Севмашпредприятие» передало в коммерческую эксплуатацию первую в мире ледостойкую нефтяную платформу МЛСП «Приразломная» в Баренцевом море.

Авиастроение

За 2014 год произведено: 31 ближнемагистральный пассажирский самолёт Sukhoi SuperJet-100, из них 11 - на экспорт; пять ближнемагистральных пассажирских самолётов Ан-148; три среднемагистральных пассажирских самолёта Ту-214, а также выпущено 37 вертолётов, из них 20 - на экспорт.

Подписан федеральный закон «О национальном исследовательском центре “Институт имени Н.Е.Жуковского”». Создание центра обеспечит в том числе объединение научно-исследовательского потенциала организаций государственного сектора авиационной науки и повышение его конкурентоспособности.

Машиностроительное производство

В 2014 году индекс производства машин и оборудования составил 92,2% к уровню 2013 года, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 99,5%, транспортных средств и оборудования - 108,5%.

За январь - декабрь 2014 года индекс производства машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства составил 93,3% к 2013 году.
Произведено 6,7 тыс. штук (87,7 % к январю - декабрю 2013 года) тракторов для сельского и лесного хозяйства, гусеничных тракторов - 493 штуки (44,9%). ОАО «ЧТЗ-Уралтрак», ООО «Владимирский моторо-тракторный завод», ООО «ТД "ХТЗ"»,ООО «Джон Дир Русь», ООО «Клаас» снизили объёмы производства к январю - декабрю 2013 года. Вместе с тем увеличили выпуск тракторов ОАО «Петербургский тракторный завод», ЗАО «Агротехмаш», ОАО «Сарэкс», ООО «Комбайновый завод «Россельмаш», ОАО «ПО "Елабужский автомобильный завод"», ОАО «Череповецкий литейно-механический завод».

Производство зерноуборочных комбайнов в 2014 году уменьшилось на 3% по сравнению с 2013 годом и составило 5,7 тыс. штук. При этом ООО «Комбайновый завод "Ростсельмаш"», ООО «СиЭнЭйч-КамАЗ Индустрия» увеличили объём производства.

За январь - декабрь 2014 года производство строительно-дорожной техники составило: экскаваторов 2 тыс. штук (107,2% к январю - декабрю 2013 года), бульдозеров - 0,7 тыс. штук (60,5%), автогрейдеров - 0,8 тыс. штук (77,6%).

В 2014 году производство автомобилей, прицепов и полуприцепов уменьшилось на 12,5% по сравнению с 2013 годом.

Производство легковых автомобилей в 2014 году составило 1739,6 тыс. штук, что на 9,7% ниже, чем в 2013 году. Выпуск автомобилей иностранных брендов предприятиями, работающими в режиме промышленной сборки, составил 1048,3 тыс. штук (- 2,9 %).

В 2014 году производство железнодорожного подвижного состава характеризовалось следующими показателями: произведено 346 магистральных электровозов, что составляет 94,8% к 2013 году, 72 секции магистральных тепловозов (109,1%), 54,5 тыс. грузовых магистральных вагонов (90,7%), 853 вагона пассажирских магистральных (107,7%).

Энергетическое машиностроение

Совокупный объём производства основного энергетического оборудования в 2014 году составил 123 млрд рублей, что составляет 98% от уровня 2013 года.

Среднемесячная зарплата на основных предприятиях отрасли составляет 33,4 тыс. рублей (рост 1,8% к уровню 2013 года).

В натуральных показателях по основным видам продукции энергетического машиностроения в 2014 году выпущено: газовых турбин - 1273 МВт (110,8% по отношению к 2013 году); гидравлических турбин - 2167 МВт (156% по отношению к 2013 году); паровых котлов - 2397 тонн пара в час (94%по отношению к 2013 году); генераторов переменного тока - 5708,6 МВт (72% по отношению к 2013 году).

Начато производство первых в отечественной практике унифицированных газоперекачивающих агрегатов в Рыбинске Ярославской области. Продолжается подготовка производства гидроэнергетического оборудования в рамках ОАО «ВолгаГидро» - совместного предприятия ОАО «РусГидро» и немецкой компании VoithHydro. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2015 год.

Меры поддержки и тенденции:
Основными механизмами государственной поддержки промышленных предприятий энергетического машиностроения являются:
- субсидирование затрат на НИОКР в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов (постановление Правительства от 30 декабря 2013 года №1312);
- субсидирование процентов по инвестиционным кредитам на реализацию комплексных инвестиционных проектов (постановление Правительства от 3 января 2014 года №3).

Важным механизмом государственной поддержки является формируемый Фонд развития промышленности, предусматривающий использование механизма возвратного финансирования по льготным ставкам при реализации инвестиционных проектов.

В целом итоги работы в 2014 году характеризуются продолжением снижения объёма производства по ряду продукции, что обусловлено общемировыми тенденциями снижения промышленного производства, а также заключительной стадией поставок энергетического оборудования по проектам строительства электростанций с использованием механизма ДПМ на внутренний рынок. Кроме того, вследствие длительного цикла изготовления мощного энергетического оборудования годовые объёмы производства испытывают значительные колебания.

Нефтегазовое машиностроение

Потребление продукции нефтегазового машиностроения на российском рынке в 2014 году составило 450 млрд рублей (в 2013 году - 412 млрд рублей). Зарубежными компаниями поставлено продукции ориентировочно на 61% от всего рынка нефтегазового машиностроения.

В настоящий момент отрасль нефтегазового машиностроения представлена более чем 250 предприятиями по производству бурового, насосного и компрессорного оборудования, устьевой арматуры, трубопроводной арматуры, колонного и реакторного оборудования и других видов продукции. Нефтегазовое машиностроение развивается в Тюменской области, Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Пермском крае, Москве, Свердловской области, Республике Удмуртия, Самарской области, Волгоградской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском крае. В 2014 году в Старом Осколе Белгородской области открылся ООО «Оскольский завод нефтяного машиностроения», специализирующийся на производстве рабочих органов насосов для нефтедобывающего оборудования.

На территории особой экономической зоны «Алабуга» в Республике Татарстан состоялось открытие завода немецкой компании RMA PipelineEquipment по выпуску шаровой трубопроводной арматуры. После выхода на проектную мощность будет производиться не менее 11 тыс. единиц арматуры в год.

В Гусь-Хрустальном Владимирской области состоялось открытие производственно-механического комплекса Гусевского арматурного завода «Гусар» по выпуску трубопроводной арматуры большого диаметра для нефтегазовой промышленности.

В целом динамика производства продукции российскими производителями в 2010-2014 годах положительная (рост на 17%), однако доля импортного оборудования остаётся на высоком уровне.

Уже существует и применяется ряд инструментов государственной поддержки российских производителей нефтегазового оборудования. Осуществляется финансовая поддержка инвестиционных проектов предприятий нефтегазового машиностроения из бюджетных источников в части субсидирования уплаты процентов по кредитам, части затрат на проведение НИОКР, части затрат на реализацию пилотных проектов в области инжиниринга и промышленного дизайна.

Выявлены критические товарные группы нефтегазового оборудования, производство которых в России отсутствует, а риск прекращения импортных поставок может существенно негативно сказаться деятельности нефтегазодобывающих компаний.

Распоряжением Правительства от 3 ноября 2014 года №2195-р утверждён План мероприятий по снижению зависимости российского топливно-энергетического комплекса от импорта оборудования, технических устройств, комплектующих, услуг иностранных компаний и использования иностранного программного обеспечения, а также по развитию нефтегазового комплекса Российской Федерации.

Тяжёлое машиностроение

По итогам 2014 года объём производства по предприятиям тяжёлого машиностроения составил 199,8 млрд рублей, или 101,3% к 2013 году.

В натуральных показателях объём выпуска по основным видам продукции в 2014 году составил: сталеплавильное оборудование и литейные машины -16,6 тыс. тонн (77,7% к 2013 году); прокатное оборудование - 496 тонн (28,5%) к 2013 году); проходческие комбайны - 28 штук (93,3% к 2013 году); мостовые электрические краны - 2401 штука (95,1% к 2013 году); козловые и полукозловые электрические краны - 133 штуки (95,7%) к 2013 году).

Среднесписочная численность рабочих на основных предприятиях отрасли составили 135 461 человек (87,1% к 2013 году), среднемесячная зарплата - 29 тыс. рублей (102,6% к 2013 году) соответственно.

Минпромторгом утверждена «Стратегия развития тяжёлого машиностроения на период до 2020 года» (далее - Стратегия), ориентированная на решение системных проблем отрасли тяжёлого машиностроения.

В качестве основного механизма реализации Стратегии Минпромторгом разработана подпрограмма «Тяжёлое машиностроение», которая вошла в состав государственной программы «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности». Подпрограмма предусматривает мероприятия по созданию конкурентоспособной новой техники и технологий для решения стратегических задач развития тяжёлого машиностроения.

Кроме того, в настоящее время действуют меры государственной поддержки в части субсидирования уплаты процентов по кредитам, части затрат на проведение НИОКР.

В 2014 году продолжилась реализация крупных инвестиционных программ предприятий. ОАО «Копейский машиностроительный завод» реализует инвестиционные проекты по комплексному техническому перевооружению производственного комплекса завода (I и II очереди), созданию нового литейного производственного комплекса с освоением новейших технологий получения литых заготовок. Например, ОАО «Машиностроительный концерн "ОРМЕТО-ЮУМЗ"» осуществляется модернизация металлургического, литейного, механообрабатывающего и сварочного производства.

Станкоинструментальная промышленность

В 2014 году объём производства станкоинструментальной продукции (механообрабатывающего, литейного, кузнечно-прессового, сварочного, термического, гальванического, деревообрабатывающего и прочего оборудования, а также инструмента) составил 33,64 млрд рублей.

Объём производства металлообрабатывающего оборудования составил 6,61 млрд рублей, или 112% к уровню 2013 года.

В натуральных показателях объём выпуска по основным видам продукции в 2014 году составил: металлообрабатывающее оборудование - 4088 штук,металлорежущие станки - 2739 штук, кузнечно-прессовое оборудование - 1349 штук, деревообрабатывающие станки - 4869 штук. В том числе освоен выпуск 16 новых моделей станков, преимущественно с прецизионными параметрами обработки поверхностей, в том числе пяти осевых обрабатывающих центров. Предприятиями отрасли освоен выпуск новых образцов цельного твёрдосплавного режущего инструмента, концевых фрез с нанесением нанопокрытий, фрез со сменными режущими пластинами для обработки высокопрочных титановых и жаропрочных никелевых сплавов.

В 2014 году в станкостроении сохранилась негативная тенденция, определяемая существенным отставанием объёмов собственного производства от масштабов внутреннего потребления.

Вместе с тем в 2014 году начались структурные изменения в номенклатуре выпускаемой отечественными станкостроительными предприятиями продукции - увеличивается выпуск оборудования с ЧПУ и обрабатывающих центров, что повышает долю наукоёмкой продукции и положительно влияет на добавленную стоимость.

Идёт активная модернизация отечественных станкостроительных предприятий. ООО «Группа "СТАН"» и немецкий концерн Siemens подписали договор на поставку комплектующих для производства станков на предприятиях группы «СТАН». Ковровский электромеханический завод запустил сборочное производство станков с программным управлением японской компании Takisawa. Холдинг «Станкопром» и немецкий концерн Niles-Simmons подписали соглашение о сотрудничестве в реализации стратегии импортозамещения станкостроительной продукции в России. Соглашение предусматривает организацию крупноузловой сборки высокоточных станков на базе Савёловского машиностроительного завода. Состоялось официальное открытие Российско-швейцарского центра компетенций в области технологий микрообработки. Центр будет содействовать модернизации российского машиностроения и развитию российской станкоинструментальной промышленности на основе применения передовых швейцарских машиностроительных технологий и оборудования, а также повышению качества подготовки и переподготовки инженерных и научно-технических кадров для машиностроения.

Постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №328 утверждена новая редакция подпрограммы «Станкоинструментальная промышленность» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности».

Постановлением Правительства от 27 октября 2014 года №1128 утверждены Правила предоставления субсидий на проведение НИОКР в рамках реализации комплексных проектов по организации серийных производств станкоинструментальной продукции.

Постановлением Правительства от 27 ноября 2014 года №1257 утверждены Правила предоставления субсидии в виде имущественного взноса в ГК «Ростех» на цели реализации проектов по созданию серийных производств станкоинструментальной продукции.

С 1 января 2014 года действует постановление Правительства №1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства». В 2014 году на прохождение экспертизы по Постановлению №1224 подано 3968 заявлений. Из прошедших экспертизу 3361 заявления отечественный аналог выявлен в 924 случаях (27,5%), что отражает реальные возможности отечественных станкостроителей по замене импортного технологического оборудования.

В настоящее время доля закупаемого отечественного технологического оборудования установлена на уровне 10%. В период до 2020 года этот показатель планируется довести до 60%.