Кризис профессионального самоопределения. Переоценка профессиональной карьеры в середине жизни. Смена профессии: победит тот, кто не дрогнет

Кризисы профессионального развития личности

Таблица 21

Факторы, обусловливающие кризис

Способы преодоления кризиса

Кризис учебно-профессиональной ориентации (14-15 или 16-17 лет)

Формирование профессиональных намерений и их реализация. Становление «Я-концепции» и ее коррекция. Случайные судьбоносные моменты жизнедеятельности

Выбор профессионального учебного заведения или способа профессиональной подготовки

Кризис профессионального выбора (16-18 лет)

Неудовлетворенность профессиональным образованием и профессиональной подготовкой. Изменение социально-экономических условий жизнедеятельности. Перестройка ведущей деятельности

Смена мотивов учебно-профессиональной деятельности. Коррекция выбора профессии

Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет)

Трудности профессиональной адаптации. Освоение новой ведущей деятельности. Несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности

Активизация профессиональных усилий. Корректировка мотивов труда и «Я-концепции». Увольнение, смена специальности и профессии

Кризис профессионального роста (23-25 лет)

Неудовлетворенность возможностями занимаемой должности и карьерой. Потребность в дальнейшем повышении квалификации. Создание семьи и ухудшение финансовых возможностей

Повышение квалификации. Карьера. Смена места работы, вида деятельности. Хобби, семья, быт

Кризис профессиональной карьеры (30-33 года)

Стабилизация профессиональной ситуации. Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом. Ревизия «Я-концепции». Новая доминанта профессиональных ценностей

Переход на новую должность или работу. Освоение новой специальности и повышение квалификации. Уход в быт, семью, досуговые занятия, социальная изоляция, эротические приключения

Кризис социально-профессиональной самоактуализации (40-42 года)

Неудовлетворенность возможностями реализовать ебя в сложившейся профессиональной ситуации. оррекция «Я-концепции». Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом. сихофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья. Профессиональные деформации

Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность. Переход на новую должность или работу. Смена профессиональной позиции, сексуальные увлечения, создание новой семьи

Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет)

Уход на пенсию и новая социальная роль. Новый способ жизнедеятельности. Сужение социально-профессионального поля. Сужение финансовых возможностей. Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья

Социально-психологическая подготовка к новому виду жизнедеятельности. Организация социально-экономической взаимопомощи пенсионеров. Вовлечение в общественно-полезную деятельность

Кризис социально-профессиональной адекватности (65-70 лет)

Социально-психологическое старение, утрата профессиональной идентификации, неудовлетворенность жизнью

Социально-психологическая активность, освоение новых социально полезных видов деятельности

Психотехнологии преодоления кризисов профессионального становления создают условия для прогрессивного целенаправленного профессионального становления, способствуют профессиональной самоактуализации работников. Кризисы профессионального развития могут также стать следствием внедрения новой организации труда, новых технологий, аттестации, тарификации и т.п. Но они не являются предметом нашего анализа, как и кризисы, вызванные крупными жизненными неудачами и провалами.

Выводы

1. Кризисы профессионального становления выражаются в изменении темпа и вектора профессионального развития личности. Факторами, детерминирующими кризисы, выступают: возрастные психофизиологические изменения; изменение социально-профессиональной ситуации; качественная перестройка способов выполнения профессиональной деятельности; тотальная погруженность в социально-профессиональную среду; социально-экономические условия жизнедеятельности; служебные и жизненно важные события. Кризисы могут протекать кратковременно, бурно или постепенно, без ярко выраженных изменений профессионального поведения. В любом случае они порождают психическую напряженность, неудовлетворенность социально-профессиональной средой, собой. Часто кризисы протекают без ярко выраженных изменений профессионального поведения. Однако перестройка смысловых структур профессионального сознания, переориентация на новые цели, коррекция социально-профессиональной позиции подготавливают личность к изменению профессиональной биографии. 2. Кризисы в профессиональном развитии - явление нормативное. Они являются судьбоносными моментами в жизнедеятельности человека. Знание психологических механизмов, закономерностей и особенностей кризисных явлений позволит их учитывать и конструктивно преодолевать. Кризисы нельзя игнорировать, не замечать. Уход от них грозит человеку профессиональной дезадаптацией, крушением профессиональных надежд, несостоятельностью профессиональной биографии. 3. Кризисные явления - неотъемлемый атрибут динамического процесса профессионального становления личности. Степень осознания личностью кризисов индивидуальна. Она зависит от способа протекания кризисной ситуации, так как при благополучном ее прохождении человек редко осознает данное явление как кризис. Количество выделяемых кризисов во многом зависит от социально-профессиональной направленности, активности личности. Человек, интересующийся своим внутренним миром, стремящийся познать себя и испытывающий вследствие этого неудовлетворенность, рассматривает в своей профессиональной биографии большее количество кризисных явлений. Если же личность уходит от кризиса, старается его игнорировать, то она чаще сталкивается с крушением профессиональных надежд, несостоятельностью своей профессиональной биографии. 4. Наступление кризиса обусловлено целым рядом факторов: постепенными качественными изменениями способов выполнения деятельности, социально-профессиональной активностью личности, социально-экономическими условиями жизнедеятельности, возрастными психофизиологическими изменениями, а также полной поглощенностью профессиональной деятельностью. Однако на любой стадии профессионального становления в качестве фактора, детерминирующего возникновение кризиса, чаще выделяется социально-профессиональная активность. Именно чувство постоянной неудовлетворенности собой, поиск новых форм и способов самоосуществления в профессиональном труде, центрация на вопросах профессионального развития личности неизбежно приводят человека к противоречию с реальностью, порождают конфликт с собой. 5. Переживание кризиса вызывает перестройку психологической структуры личности, изменение социально-профессиональной направленности. Порождая психическую напряженность, кризисы стимулируют профессиональное развитие личности. Переживая кризис, личность, как правило, поднимается на более высокий уровень развития. Большинство обследуемых не указало на деструктивную функцию кризисных явлений. Видимо, это связано с особенностями контингента исследуемых. Человек, находящийся в постоянном поиске новых способов выполнения деятельности, повышающий свою квалификацию, стремящийся реализовать себя в работе, имеет больше шансов на успешное преодоление кризисов. К деструктивному выходу из кризиса относится поиск реализации себя вне профессиональной деятельности (в быту, в хобби и т.п.), а также появление профессионально нежелательных качеств личности. Если при конструктивном выходе из кризиса профессионально нежелательные качества преодолеваются личностью, то при деструктивном они становятся все более выраженными. 6. Преодоление кризисных явлений требует от личности профессионального поступка и психологически компетентного отношения к себе. Не всякая личность может самостоятельно найти конструктивный выход из кризиса. Высокая психическая напряженность, отрицательные эмоции, пассивное отношение к себе, заниженная самооценка часто приводят к деструктивному профессиональному поведению. Личность, находящаяся в ситуации кризиса, нуждается в своевременной психологической поддержке и помощи руководителей, друзей. Компетентную помощь могут оказать практические психологи. Действенным средством преодоления кризисов являются тренинги личностного и профессионального роста, семинары по выработке альтернативных сценариев профессионального становления, составление психобиографии и траектории профессионального становления личности.

Рекрутинговый портал HeadHunter, опросив более 8 000 работающих жителей России, выяснил,

Многие ли мечтают о том, чтобы кардинально сменить профессию, в каком возрасте люди чаще всего задумываются об этом и почему.

Кроме того, специалисты HeadHunter опросили 422 работодателей, чтобы понять, готовы ли они брать на работу таких кандидатов.

Оказалось, что абсолютное большинство опрошенных сотрудников российских компаний (81%) задумываются о кардинальной смене профессии! Подобные мысли приходят к каждому четвертому работнику в возрасте около 40 лет.

Каждый третий думает о смене профессии, потому что чувствует себя не на своем месте. Другая не менее популярная причина желания сменить сферу деятельности – отсутствие карьерных перспектив и возможности самореализоваться в текущей профессии. Наравне с этими причинами, 29% опрошенных называли низкую зарплату.

Согласно результатам опроса, лишь каждый третий прислушался к своему сердцу/кошельку и сменил профессию. Большинство же пока останавливает отсутствие необходимого образования (41%) и обещания самому себе решить этот вопрос позже (30%).

Поняв, что движет соискателями, специалисты HeadHunter решили взглянуть на проблему смены профессии уже состоявшимися специалистами с точки зрения работодателей.

Выяснилось, что 40% представителей российских компаний не видят ничего плохого в том, что кандидат, будучи в зрелом возрасте, решил кардинально сменить сферу деятельности и теперь начинает карьеру «с нуля»: по словам работодателей, такие резюме рассматриваются наравне с остальными. Однако четверть работодателей все же признаются, что не смогли бы быть полностью объективными, рассматривая таких кандидатов, и будут значительно придирчивее, нежели обычно.

И все же 45% опрошенных работников, решившихся на кардинальную смену профессиональной деятельности, заявили, что ни разу не пожалели о своем решении, а приятным бонусом для них стало увеличение оплаты труда (при сравнении одной и той же ступени карьерной лестницы), что вероятнее всего является следствием вовлеченности и удовлетворенности от работы.



Береснева Е.А., заместитель директора, ООО «ЕРЦ» (Екатеринбург), эксперт проекта HR -лига HeadHunter :

«Возраст – не помеха для смены вида деятельности. Конечно, когда приходит человек в возрасте, и говорит, что хотел бы начать все с самого начала – это кажется странным. В 90% случаев такие кандидаты отказываются впоследствии сами от предложенных вакансий, т.к. неожиданно для них оказывается, что надо заново учиться и с жизненным опытом никто не собирается считаться (т.к. он элементарно не применим на этой должности), а профессионального опыта нет. Кандидаты, которые готовы вкладываться в свое развитие, чтобы начать профессиональную деятельность заново – это редкость. И мы всегда им рады. Самомотивация – самая сильная по сравнению со всеми остальными видами мотивации».

Вера Степина, Руководитель службы персонала, ФГУП НИИ «Восход», эксперт проекта HR-лига HeadHunter:

«По моему опыту, самое удачное время для смены рода деятельности – это 25 — 35 лет. Когда приходит понимание, что изначально выбранная профессия «не совсем то, что нужно» и выбор новой специальности происходит более осознанно. И тогда непрофильный опыт предыдущей работы можно использовать для быстрого освоения нового рода деятельности. Конечно, далеко не в каждом направлении можно начинать трудиться в зрелом возрасте. Но это не повод, чтобы опускать руки. Есть и очень успешные примеры такого «поиска себя», и они вдохновляют!»

Генералова Елизавета, Менеджер по персоналу, ООО «Неолайн РУС», эксперт проекта HR-лига HeadHunter:

«Кардинальная смена деятельности после 30 лет — как минимум, повод задуматься. К этому возрасту у людей формируются определенные привычки и навыки, которые так или иначе определяют характер работы, которая будет по душе кандидату. Лично мое мнение (как человека, а не как специалиста по персоналу) — не очень солидно уже искать себя. Стартовать придется с ассистентских позиций, это достаточно мощный психологический удар, да и с возрастом способность к обучению пусть не у всех, но снижается. Есть «алмазы», которые нашли себя очень поздно, но со всей душой готовы подойти к новому делу — их очень мало. Не хочется каждый раз ошибаться и напарываться на кандидата, который не реализовал себя раньше, из-за чего сейчас у него может быть повышенное чувство собственной важности и нужности. Чем старше кандидат, тем больше у него опыта, и не факт, что он сможет абстрагироваться от прошлого опыта и прекратить сравнивать. Таким образом, он просто замедлит адаптацию, что может сказаться на его нахождении внутри коллектива и результативности работы »

Смена профиля деятельности – это серьезный шаг в жизни. Это отбрасывает человека в профессиональной деятельности назад к нулевой отметке, приводит к изменению системы ценностей. Появляется ощущение, что теряешь время, которое наверстать уже никогда не сможешь, как ни старайся. “Но это ложное понимание вещей, нужно просто правильно подойти к делу, - так считает Елена ВИНОГРАДОВА, директор Департамента управления персоналом ЗАО «Международный центр финансово-экономического развития – консалтинг», - и еще неизвестно, кто будет в жизни более успешным: тот, кто выбрал профессию раз и навсегда или тот, кто сменил ее».

– Как Вы считаете, по какой причине люди меняют профессиональную ориентацию?

– По этому поводу существует много мнений, например, не профессию менять, а место работы или направление деятельности в рамках одной специальности и др. Надо сказать, что с последними формулировками я больше согласна, хотя и не рекомендовала бы делать это всем поголовно. Объясню почему.

Во-первых, смена работы, даже в рамках одной специальности и с похожими должностными обязанностями, – это всегда огромный стресс, и людям, не склонным к авантюрным поступкам и каким-то порывистым действиям, очень трудно будет это переносить.

Во-вторых, если человек меняет, тем более кардинально, свой профиль деятельности, значит, его что-то не устраивает в настоящем месте работы. И очень важно самому себе в этом признаться. Соответственно, причины смены профессиональной ориентации, по большому счету, сводятся к ошибкам, которые мы сделали в начале нашего трудового пути, и надо иметь большое мужество, чтобы это признать.

Я лично часто сталкиваюсь с людьми, которые неправильно выбрали профессию и находятся явно не на своем месте, но не желают этого признавать.

– Человек решил сменить профиль работы. С чего необходимо начинать, чтобы карьера сложилась успешно?

– Сначала необходимо определиться, что все-таки вам по душе. Для этого лучше, не уходя с предыдущего места работы, познакомиться со специалистами других профессий, прочесть литературу и вообще постараться посмотреть на мир шире. Возможно, следует получить консультацию по профориентации у психолога. Может быть, удастся выбрать профессию, которая каким-то образом пересекается с полученными вами ранее знаниями.

Таким образом, когда вы определились и сами поверили в то, что способны на большее, остается самая малость – убедить в этом нового работодателя.

Если вы специалист с 10-летним опытом работы, то на начальные позиции все-таки идти не советую, лучше сначала пройти переподготовку, познакомиться с неизвестной областью хотя бы теоретически, чтобы иметь возможность занять более перспективное положение в новой компании. Я уж не говорю, что необходимо тщательно выбирать компанию, но это надо делать всегда, не только в нашей ситуации.

– По какому принципу выбрать вуз, курсы или лучше обучаться в процессе работы?

– Если вы уже имеете высшее образование и не одно – я бы посоветовала пройти обучение на курсах, которые давали бы больше практики, так как с таким багажом знаний как у вас, уже не составит труда понять теоретический материал.

– Без опыта в необходимой области устроиться на работу сложно. Как можно ускорить подъем по карьерной лестнице на новом поприще?

– Сейчас рынок труда таков, что работодатель ориентируется не только на профессиональные качества кандидатов, но в большой степени на личностные. Надо постараться продемонстрировать свое желание работать в этой компании (предварительно собрав информацию), свой потенциал, свою готовность трудиться во внеурочное время и полностью отдаваться работе.

– У человека уже есть одна профессия, и в связи с этим у него, хочет он того или нет, сформировался шаблон, как овладеть специальностью. При смене профиля деятельности это поможет или, наоборот, навредит?

Скорее всего, такого шаблона нет, если ты не узко специализированный работник рабочей специальности, например, токарь. Навыки и опыт человеком приобретаются в процессе работы – поэтому и в новой профессии, чем дольше будешь работать, тем быстрее и полнее будешь овладевать специальностью.

– Елена, что Вы можете пожелать тем, кто решил сменить область деятельности?

– Найти дело, которым готов заниматься всю жизнь. Не ошибиться в выборе, все тщательно взвесить. Но даже если ошиблись – признайте это и ищите дальше – обязательно найдете! Ведь только занимаясь любимым делом, человек может быть по-настоящему счастлив.

Елена МАЛИНАРИ

Если сравнивать периодизации, предлагаемые различными авторами, анализирующими взрослые периоды жизни человека, то нередко в качестве главного критерия перехода от одной стадии к другой выступает готовность человека пересматривать смыслы своей жизни и профессиональной деятельности, а также готовность перестраивать свою систему ценностей. Для многих людей взрослые периоды жизни - это периоды максимальной самореализации именно в профессиональной и трудовой деятельности.

«Профессиональное самоопределение» уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.

В последнее время все чаще высказывается мнение, что и профессиональное самоопределение, и профессиональное самосознание формируются много позже подросткового возраста. Частично с этим можно согласиться, но важно понять и то, что сами по себе профессиональное самоопределение и профессиональное сознание проходят разные этапы в своем развитии, и, естественно, более зрелые уровни развития мы можем наблюдать лишь во взрослой жизни человека.

Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, жизненное и личностное. На высших уровнях своего проявления эти типы почти взаимопроникают друг в друга: в современном мире, когда основную часть времени взрослые люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением (с «главным делом» жизни). Хотя в перспективе возможны ситуации, когда у человека будет все больше появляться свободного от работы времени для личного развития. И тогда, возможно, именно жизненное самоопределение (за рамками рутинных видов профессиональной деятельности) станет для многих людей основой их личностного самоопределения.

Переживаемый людьми среднего возраста переход середины жизни оказывается одним из факторов, который может вынуждать их резко изменить свое отношение к работе, да и саму работу. После 40 лет у взрослых людей могут измениться ценности и цели, что заставляет их думать об изменении направления своей профессиональной карьеры. Эти изменения объясняются возвращением мечты - стремлений, идеалов и целей молодости. Некоторые исследователи полагают, что взрослые лучше всего справляются с этим периодом переоценки, если они систематически оценивают свои способности, а также плюсы и минусы их текущего профессионального положения.

Лишь малая часть людей резко изменяет свою профессиональную карьеру в середине жизни. Это делают, как правило, те, кто чувствует, что их способности не используются полностью в той работе, которая у них есть. Причиной этого могут быть изменения характера работы или снижение трудности задач за счет достигнутого человеком высокого уровня профессионализма.

Э.Ф Зеер выделяет основные факторы кризисов профессионального становления:

Сверхнормативная активность как следствие неудовлетворенности своим положением, своим статусом;

Социально-экономические условия жизнедеятельности человека (сокращение рабочих мест, ликвидация предприятия, переезд);

Возрастные психофизиологические изменения (ухудшение здоровья, снижение работоспособности, синдром «эмоционального сгорания»);

Вступление в новую должность (а также участие в конкурсах на замещение, в аттестациях);

Полная поглощенность профессиональной деятельностью («трудоголики» характеризуются как специалисты, одержимые работой как средством достижения успеха и признания; специалисты, которые иногда серьезно нарушают профессиональную этику, становятся конфликтными; специалисты, которые нередко проявляют жестокость во взаимоотношениях);

Изменения в жизнедеятельности (смена места жительства, перерыв в работе, «служебный роман»).

Кризисы часто сопровождаются нечетким осознанием недостаточного уровня своей компетентности и профессиональной беспомощности.

Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова в числе факторов, обусловивших кризис социально-профессиональной актуализации (38-42 года) выделяют:

Неудовлетворенность возможностями реализовать себя в сложившейся профессиональной ситуации;

Коррекция «Я-концепции», связанная часто с изменением ценностно-смысловой сферы;

Недовольство собой, своим социально-профессиональным статусом;

Психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья;

Профессиональные деформации, т.е. негативные последствия длительной работы.

Способы преодоления кризиса:

Переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство). К этому времени работник еще полон сил, у него накопился определенный опыт, а его отношения с коллегами и начальством нередко позволяют ему экспериментировать и рисковать без сильного ущерба делу.

Сверхнормативная социально-профессиональная деятельность, переход на новую должность или работу. Если в этом возрасте (наиболее плодотворном для многих профессий) работник не осмелится реализовать свои основные замыслы, то всю последующую жизнь он будет сожалеть об этом.

Смена профессиональной позиции, сексуальное увлечение, создание новой семьи. Как ни парадоксально, но иногда старая семья, уже привыкшая к тому, что работник является надежным «кормильцем», может сопротивляться выходу такого «кормильца» на уровень творчества и риска. Семья может начать опасаться, что творчество отразится на зарплате и отношениях с начальством. При этом семья часто не учитывает стремление своего «кормильца» к самореализации в труде. И тогда на стороне может найтись человек (или другая семья), которые с большим пониманием отнесутся к таким стремлениям. В данном возрасте это серьезная причина многих разводов.

Несообразности в субъективной картине профессионального жизненного пути, дисбаланс представлений о прошлом, настоящем и будущем могут выражаться в более или менее тяжелых кризисных переживаниях, существенно отражающихся на реализации, построении жизненного пути. В связи с этим требуется, в частности, компетентный самоанализ кризисных ситуаций и поиск исхода из них, что в итоге дает эффекты развития профессионала.

В частности, Р.А. Ахмеров приводит варианты так называемых «биографических кризисов»:

Кризис нереализованности . Он возникает, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены реализованные связи событий жизни. Возникают переживания такого содержания, что жизненная программа не выполнена, «не удалась», «не повезло»; человек не видит или недооценивает свои достижения, успехи, и в своем прошлом не усматривает существенных событий, достаточно полезных с точки зрения настоящего и предстоящего.

Одной из причин этого рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека «забросило», с которой он считается, и которая может не ценить его специфический опыт, подготовленность, квалификацию.

Здесь хорошо бы или сменить среду, или хотя бы найти в ее рамках приемлемую «субкультуру» - кружок понимающих тебя людей, или (и) не слишком близко принимать навязываемы средой ценностные представления, расходящиеся с общечеловеческими, или вносить лепту в облагораживание данной малокультурной среды, или «приналечь» на работу во имя дальнейших очевидных достижений («бегство в работу»).

Кризис опустошенности . Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в субъективной картине жизненного пути слабо представлены актуальные связи, ведущие от прошлого и настоящего в будущее. И несмотря на то, что человек сознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него доминирует переживание, что он - «уже выкуренная сигарета», и у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей.

Одной из причин может быть некоторая душевная усталость после длительного периода самозабвенной и упорной работы, «штурма высот» в жизни, профессии. В этом случае оправданны существенная передышка, отстройка от утомившего образа жизни и деятельности. Другой вариант - при резкой смене социальной, производственной ситуации, жизненных обстоятельств у всякого возможна затрудненность ориентировки в сложном потоке внешних явлений, переживание большой неопределенности, непредсказуемости будущего. Здесь полезна ориентация на общечеловеческие, а не ситуативные ценности, поиск единомышленников, «родственных душ» и обсуждение с ними действительно непростых проблем существования в неопределенном мире.

Кризис бесперспективности . Он возникает в ситуации, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены потенциальные связи событий, проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего (оно может казаться и вполне определенным - картина «безнадежного застоя», «гарантированной скуки» впереди или отсутствия перспектив профессионального роста, утверждения себя в основных жизненных ролях, уместных для данного возраста), а в переживании, обозначаемом словами «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и активность, и ценные личностные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самоопределения, совершенствования, реализации в тех или иных возможных ролях.

Компетентные люди, друзья должны помогать друг другу в ситуациях кризисов, исходы из которых одновременно означают и дальнейшее развитие человека как личности и как профессионала.

Нет смысла строго «привязывать» типы кризисов к календарному возрасту, их возникновение и протекание очень индивидуально.

«Человек, который непрерывно учится,
найдет нечто такое, что ему по душе,
и добьется того, что оно станет на него работать.
Не стоит всю жизнь работать на одном месте ради того,
чтобы вас наградили золотыми часами при выходе на пенсию»
Харви Маккей (американский предприниматель)

Очень много людей работают на нелюбимой работе, и поэтому частенько чувствуют себя несчастливыми. По словам психологов, человек способен достичь успеха, если будет менять свою специальность раз в 6-7 лет.

Если Вам не нравится то, чем Вы занимаетесь, то пришло время что-то поменять в жизни. Чтобы обрести профессиональную гармонию специалисты советуют сменить направление своей карьеры и устроиться на работу, на которой Вы будете забывать о времени и чувствовать максимальный подъем энергии и вдохновения.

Решение о смене направления деятельности

На протяжении всей жизни немало людей решаются сменить сферу своей деятельности, несмотря на потраченные силы и деньги на получение образования. И причины на то самые разные. Смена отрасли деятельности является серьезным шагом. Такое решение человек может принять как в молодом, так и в зрелом возрасте.

Задумываются о смене направления своей карьеры люди, которые считают, что заслуживают на более высокую заработную плату и желающие улучшить качество своей жизни. Нестабильность финансового положения заставляет в корне менять род занятий. Если Вы убеждены в том, что Ваша работа не даст Вам возможности получать высокую зарплату, то смело ищите другое место.

Потеря интереса к работе и симптомы профессионального выгорания также способны подвигнуть человека к принятию решения о смене отрасли своей деятельности. Прежде чем принять радикальное решение, Вам стоит отдохнуть и взять отпуск. Вы сможете обдумать все и понять, что именно Вас не устраивает. Возможно, Вы устали или же разочаровались в коллективе либо в руководстве.

Невозможность карьерного и профессионального роста является одной из наиболее веских и частых причин, по которым человек решается сменить род своей деятельности. Бывает так, что новая отрасль способна обеспечить продвижение по карьерной лестнице и хорошие перспективы. Не стоит сразу же кардинально менять свою специализацию, возможно, смежные отрасли помогут Вам полностью раскрыться и достичь максимальных высот на карьерном поприще.

Новая профессия зачастую позволяет кандидату раскрыться, реализовать творческий потенциал и получить моральное удовлетворение.

При поиске новой профессии необходимо психологически подготовиться. При смене сфере деятельности необходимо освоить новые знания и навыки.

Поиск новой сферы деятельности

Прежде, чем сменить профессию, необходимо проанализировать ситуацию на рынке труда. Новая работа должна не только вызывать интерес, но и по возможности пересекаться с уже имеющимся профессиональным опытом. Необходимо оценить вероятность трудоустройства, определить перспективы новой работы, уровень зарплаты и конкуренцию среди кандидатов.

Как правило, новая профессия нуждается в получении новых знаний и самосовершенствовании. В зависимости от возраста, возможностей и выбора, Вам придется получить высшее образование, переквалифицироваться или пройти курсы профессиональной подготовки. Получение дополнительного образования повышает востребованность специалиста на рынке труда.

Приняв решение о смене направления своей карьеры, непременно заявите об этом своему работодателю и как можно тактичней аргументируйте причину ухода. Будет хорошо, если о смене профессии Ваш бывший работодатель узнает от вас, а не со слов коллег. Постарайтесь сохранить хорошие отношения с руководством, возможно, придется вернуться на старое место работы.

Реакция работодателя на кандидата, решившего сменить отрасль деятельности

Как свидетельствует статистика, работодатели с некоторой настороженностью относятся к людям, которые решили сменить род своей деятельности. Особенно это касается кандидатов среднего возраста. Как правило, работодатель хочет узнать, какие причины смены отрасли карьеры и почему кандидату не удалось реализоваться на прошлом месте работы. Чаще всего работодатели отдают предпочтение молодым и энергичным кандидатам, которые способны предложить новые интересные идеи, способные внести вклад в развитие компании.

Если Вы хотите устроиться на новую работу, то должны своими словами и действия доказать работодателю, что именно Вы подходите для новых карьерных подвигов и сможете справиться с новыми функциональными обязанностями.

При смене профессии кандидату стоит приготовиться к более низким должностям и небольшой заработной плате. Часто люди не выдерживают таких перемен и со временем решаются вернуться в свою прежнюю профессиональную среду. Согласитесь, что тяжело бывшему руководителю работать на должности подчинённого или помощника.