Ночной полет сов так тих


1 вариант


Ночной полет сов так тих и беззвучен что самые чуткие животные его
не примечают.
Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»
2 вариант
1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы,
определите тип придаточного, составьте схему.
Товарищи спросили меня правда ли в этом овраге есть выводок
Лесник вывел нас на огромную поляну и хотя уже был поздний час
волчат.
(Что)бы не сбиться с пути надо сильным расти.
Немногим более недели прошло с той поры как судьба свела в степи
всех этих людей.

составьте схему.
Идите куда пошли ребята. Спросите куда они двинулись. Идите в
актовый зал куда пошли все.
Замените
3.
сложноподчиненным
Перестроенное предложение запишите.
сложносочиненное
(СПП)

Предложение
(ССП)
с придаточным следствия.

Наступили холода, и полевые работы пришлось прекратить.
4. Составьте предложение из его частей, запишите схему
(вертикальную) и определите вид подчинения.
Она не могла не отметить;
как ни была она взволнована;
что немцы располагают здесь зенитной артиллерией.
показал звероферму.
(Что)бы сделать что­нибудь великое нужно все силы души устремить
в одну точку.
Приглушенными были голоса ручьев словно они только еще
разучивали свои песни.
Сколько раз я уже убеждался что ничто хорошее не повторяется.
2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного,
составьте схему.
Песчаная дорога ведет к мостику под которым сочится и журчит
невидимая речка. Мне припомнилась нынче собака что была моей юности
друг. Новое общество должно быть таким чтобы каждый входил в него
со своим талантом.
Замените сложноподчиненные предложения
3.
(СПП)
сложноподчиненными предложениями с придаточными следствия.

До глубокой осени лилась с неба вода так, что нельзя было на поля
выйти.
Движение по шоссе замедлилось, потому что стоял густой туман.


Составьте вертикальную схему каждого предложения.
Если я тебя придумала стань таким как я хочу.
Весной иволга появляется поздно когда рощи уже одеты листвой и
(Не)смотря на то что неприятель не только не убавил огня а все
усиливал его бежавшим в лесу казалось что наступила абсолютная
тишина.
Человек наделен разумом и творческой силой чтобы преувеличивать
все лесные птицы давно улетели.
то что ему дано.
Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»
3 вариант
1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы,
определите тип придаточного, составьте схему.
И всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты
лунного света.
Погода была холодная ветреная так что сугробы намело выше окон.
Сердце так стиснулось что его не стало слышно.
Говорят что человеку время от времени полезно пожить в
одиночестве.
Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»
4 вариант
1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы,
определите тип придаточного, составьте схему.
Прекрасное прекрасно оттого что есть и безобразное на свете.
С осени когда пруды начинали покрываться пленкой мы с
2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного,
составьте схему.
нетерпением наблюдали за их замерзанием.
Для меня невозможно счастье если я не могу разделить это счастье с
Как человек озаряет те места где он живет.
Там где небо встретилось с землей горизонт родился молодой.
Я не знаю где граница меж товарищем и другом.

что: с придаточными следствия и образа действия.
4. Расставьте знаки препинания, определите вид подчинения.
Составьте схему каждого предложения.
другом.
2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного,
составьте схему.
Зрители не заметили что фокусник наполнил стакан водой. Зрители
не заметили когда фокусник наполнил стакан водой. Зрители не
заметили как фокусник наполнил стакан водой.
3. Замените простое предложение сложноподчиненным (СПП).
Перестроенные предложения запишите.

С наступлением холодов работа геологов прекратилась.
На месте впадения реки в озеро растет новый город.
4. Составьте схемы предложений и определите вид подчинения.
3. Замените простые предложения с причастным и деепричастным
оборотами на сложноподчиненное предложение. Перестроенные
предложения запишите.
На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи
Туманам плыть и плыть пока росой не упадут чтоб землю напоить.
Когда ясна цель когда мы организованны и единодушны для нас нет
кукурузы.
Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
невыполнимых задач.
4. Составьте предложение по его частям, запишите схему и
определите вид подчинения.
Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»
5 вариант
Что смерть к тебе идет;
не страшно знать;
коль умираешь ты за свой народ.
1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы,
определите тип придаточного, составьте схемы.
Стало мне вдруг хорошо на душе словно детство мое вернулось.
Мальчишки (не)смотря на то что их осыпало дождевыми каплями
продолжали рвать орехи.
Воздух так чист что видна каждая ветка.
Период обращения Луны вокруг Земли всегда одинаков о чем люди
знали еще сотни лет назад.
2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного,
составьте схему.
Скажите что пришли родители. Скажите чтобы пришли родители.
Скажите когда прийти родителям.
Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»
6 вариант
1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы,
определите тип придаточного, составьте схему.
По мере того как он говорил лицо Валька делалось все сумрачнее.
О соловьях их пении рассказано так много что трудно сказать что­то
новое.
Поднявшись на небольшой холмик откуда начиналась узкая тропинка
я оглянулся.
Если человек стал хуже то все ему хуже кажется.
2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного,
составьте схему.

Зрители не заметили что фокусник наполнил стакан водой. Зрители не
заметили когда фокусник наполнил стакан водой. Зрители не заметили
как фокусник наполнил стакан водой.
3. Составьте два сложноподчиненных предложения с союзом так
что: с придаточными следствия и степени.
4. Составьте схему каждого предложения. Расставьте знаки
препинания. Определите вид подчинения.
Мне кажется что я тоже полечу в глубокую и грязную трясину если я
сделаю еще хоть один шаг.
Весною иволга появляется поздно когда рощи уже одеты листвой и
все лесные певчие птицы давно прилетели.

то из охотников, проходя в поздний час лесом, не слыхал странных звуков, некогда так пугавших робкого человека, наивно верившего в таинственные недобрые силы природы. Лесным таинственным существам, колдунам, лешим приписывались страшные ночные звуки. Дьявольский хохот филина, зловещее уханье сов раздаются в тёмном лесу. Даже бывалому человеку становится порой в полуночный час жутковато. Воображению представляются сказочные лесные чудовища, пугавшие наших предков. Нередко над головою запоздавшего охотника в ночной темноте бесшумно промелькнёт и тотчас исчезнет крылатая лёгкая тень.

Много огромных ушастых филинов, малых и больших сов обитает в наших лесах. Совы и сычи живут в подгородных парках, в садах и старых усадьбах со старыми дуплистыми липами и дубами. Нередко совы-неясыти поселяются в больших, многолюдных городах, живут в старых каменных зданиях, на пустующих колокольнях.

Днём редко можно увидеть сову. Застигнутая в своём тёмном убежище, она неохотно вылетает на солнечный свет. Неуклюже усевшись, взъерошив свои лёгкие перья, ослеплённая дневным светом, ночная птица сидит неподвижно. Не выносят яркого света её огромные, круглые, беспомощно закрывающиеся глаза. Странно, точно на шарнире, во все стороны поворачивается круглая кошачья голова. При появлении человека птица грозно щёлкает клювом, перья на ней шевелятся.

Ночные совы приносят людям большую пользу. Они уничтожают грызунов, причиняющих вред сельскому и лесному хозяйству. Но есть хищные совы, которые убивают ночью сонных птиц и даже охотятся на глухариных и тетеревиных токах. Самым злым разбойником среди крупных сов справедливо считается ушастый филин- пугач. Недаром так ненавидят филина дневные птицы. Стоит страшному ночному разбойнику вылететь днём при солнечном свете, как со всех сторон по какому-то неведомому сигналу слетаются большие и малые птицы судить и наказывать своего лютого врага.

Ночной полёт сов так тих и беззвучен, что даже самые чуткие животные его не примечают. О присутствии сов можно узнать по громкому гугуканью, по уханью и хохоту страшного филина-пугача, раздающемуся в полуночный час в тёмном, глухом лесу.

В прошлые времена мы ловили живых сов в пустых деревенских овинах, где они скрывались от зимней стужи, охотясь на мышей, гнездившихся в обмолоченной ржаной и овсяной соломе. Днем совы прятались в закопченных тёмных «евнях» и «садках», где сушат зимою снопы. Чтобы поймать сову, мы протягивали в овине пеньковые вожжи или длинную возовую верёвку. Усевшись на протянутую верёвку, выгнанная из своего тёмного убежища сова так судорожно-крепко вцеплялась кривыми длинными когтями, что её можно было брать голыми руками.

Помню, деревенские ребятишки однажды мне принесли пойманную в овине сову. Я смастерил для неё клетку в холодных сенях нашего дома, и скоро она привыкла к новому жилью. В самом начале весны она стала вести себя беспокойно, громко кричала по ночам. Неспокойное её поведение мешало спать людям, и мне пришлось выпустить её на волю.

Дня через два или три сова сама вернулась в свою клетку. Она по-прежнему сидела на жёрдочке и смотрела на меня круглыми глазами. Я угостил её кусочком сырой говядины. С тех пор она неизменно прилетала в свою клетку. В нашем и соседних домах она ловила мышей, добросовестно выполняя обязанности кошки.

Несколько лет назад мне пришлось путешествовать по Кавказскому заповеднику. Некоторое время мы жили в горах, в глухом, окружённом лесом посёлке. Сотрудники заповедника — молодые зоологи — устроили маленький зверинец. Кроме живших на свободе ручных оленят и смешного медвежонка Буки, воровавшего у нас со стола сахар, в клетках жили злые лесные коты и другие мелкие звери. В большой, обтянутой железной сеткой вольере помещались четыре совы. Днём они неподвижно сидели на ветвях сухого деревца, находившегося в самой вольере, и, поворачивая круглые головы, смотрели на проходивших мимо людей.

За этими совами ухаживал сын наблюдателя-лесника, наш четырнадцатилетний приятель Ваня. Он охотился на соек (других птиц в горном лесу водилось мало) и своей скромной добычей кормил сов. Добытые Ваней сойки были единственной их пищей.

Как-то кормилец сов Ваня захворал, долго не мог ходить на охоту. Несколько дней совы оставались без всякой пищи. Голодные птицы всё так же неподвижно сидели на ветвях дерева, казалось, не проявляя ни малейшего беспокойства.

Рано утром, сойдя с крыльца и остановившись у вольеры, однажды я с удивлением увидел, что в ней осталось три совы. Четвёртая сова исчезла бесследно. Я очень внимательно осмотрел вольеру. Кроме старых ссохшихся «погадок», в ней ничего не было. Никаких отверстий, куда могла вылететь ночью исчезнувшая сова, я не обнаружил.

Ещё через две ночи в клетке остались лишь две совы. Несомненно, голодные совы в ночной темноте убивали и съедали своих подружек. Трудно представить, что происходило ночью в вольере. Никаких следов борьбы не было заметно, на земле не осталось и одного пёрышка (известно, что в отличие от дневных хищных птиц совы съедают добычу вместе с перьями и мелкими костями, которые отрыгивают потом в виде круглых комочков — «погадок»). Живые преступницы сидели спокойно, не шевелясь.

Чтобы прекратить безобразное «самоедство», я посоветовал выпустить птиц на волю.

По моему совету дверь в вольеру на ночь оставили открытой. Утром голодных птиц в вольере не оказалось — они улетели на охоту в лес.

Каково было наше удивление, когда на третий или четвёртый день мы обнаружили выпущенных на волю птиц на прежнем месте — в открытой вольере.

Они спокойно сидели на ветвях сухого дерева и так же смотрели на нас круглыми глазами.

С тех пор вольеру мы не запирали и каждое утро находили в ней сов.

Трудно понять, почему так упорно возвращались птицы в свою тюрьму, где им пришлось пережить жестокую голодовку.

ТЕМА: БСП со значением противопоставления .

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

    формировать их личностную позицию;

    воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения орфографической и пунктационной зоркости учащихся, умения определять виды сложных предложений.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):

    1.Запись на доске:
    - тема урока;
    2. Таблица БСП.

    3.Разноуровневые карточки.

*ПОВТОРЕНИЕ.

    Словарная работа.
    Задание 1. Кросс, компромисс, конгресс, прогресс, процесс, экспресс.
    Запишите слова в тетрадь. Объясните их значения. Устно составьте предложения с этими словами. Что объединяет эти слова в их написании? (Удвоенная буква С.). Запомните правописание этих слов.

    Повторение изученного
    Задание 2.Прочитайте предложения (предложения записаны на доске), вставьте пропущенные буквы, объясните их.
    Толстые сосульки св…сали с крыш… и обтаивали на солнце. Капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.
    - Каковы эти предложения по составу? (Простые с однородными сказуемыми).

Составьте из этих предложений: сложносочиненное предложение, сложноподчиненное, бессоюзное. (Устно. 1 – с союзом и, 2 – если, когда, так как). Когда капли падали с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели пеню весны. (СПП). Толстые сосульки св…сали с крыш… и обта…вали на солнце,и капли падали с них, звонко уд…ряли о лед, по всем улицам пели песню весны.(ССП)

Обратите внимание на необычайное богатство синтаксической синонимии, то есть на возможность передать одно и то же содержание разными синтаксическими конструкциями, что говорит об огромных возможностях русского синтаксиса. Вместе с тем, есть и отличия в смысловых отношениях сложносочиненного (ССП) и сложноподчиненного (СПП), бессоюзного сложного предложения (БСП). Какие? (В ССП отношения между предложениями равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий. В СПП отношения неравноправные – временные, условные, причинные и т.д.)
Задание 3. Расставьте номера предложений в таблицу, определите, с помощью чего связаны части сложного предложения. Определите вид придаточного в СПП.
(Таблица на доске – без третьей части, после выполнения задания ученики выходят к доске и заполняют таблицу.)
1. Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.
2. Лед уже тронулся, и на другой берег нельзя было переправиться.
3. С утра было жутко холодно, но к обеду выглянуло солнце.
4. Чтобы не выдать себя, рыбак обмотал весла тряпками.
5. Домик, куда меня привели, был небольшой, но уютный.
6. Рано утром в саду запел соловей, от пруда послышалось кваканье лягушек.
7. Я сразу понял, что это дело мне по силам.
8. Лодка причалила к берегу, и мы наконец ощутили под ногами твердую землю.
9. Где тонко, там и рвется.
10. Дождь продолжал хлестать, я продрог до костей.
ССП СПП БСП
2, 3, 8 1 (прид.врем.), 4 (прид.цели)
5 (прид.опр.), 7 (прид.изъяс.)
9 (прид. места) 6, 10
Цифровой диктант.

Спп – сложноподчиненное предложение;
Ссп - сложносочиненное предложение;
Бсп – бессоюзное сложное предложение.

    Погасло дневное светило, на море синее вечерний пал туман .

    К вечеру небо осветилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

    Слово только тогда оказывает надлежащее действие, когда оно высказано горячо и проникнуто убеждением.

    Где некогда все было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.

    Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником два года незаметных.

    Прошло сто лет, и юный град, полночных стран краса и диво, из тьмы лесов, из топи блат вознесся пышно, горделиво.

    Солнце багряным кругом сползает к горизонту; в сизую дымку закутывается тайга.

    Ночные тени в лесу исчезли; по всей земле разлился серовато-сизый свет утра.

    Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало.

    Небо, воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно .

    В необыкновенно синем небе подымалось солнце, но иней на прибрежной траве еще не растаял.

    Кто землю лелеет, того земля жалеет.

Проверка диктанта по ключу (учащиеся обмениваются тетрадями, выставляют друг другу оценки) .

Ключ) :

Задание: укажите количество грамматических основ в предложениях.

1. Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях воды. (2)

2. Он был прирождённым рассказчиком, и ветвистость его рассказов только подчёркивала подлинность самого древа жизни, которое он описывал. (3).

3 .Недалеко от деревни мы обнаружили небольшое озерцо, у берегов которого плавали дикие утки. (2)

4. Солнце погасло, и вода у берегов стала тяжёлой, кубовой. (2)

5. Было ещё очень рано, над водой стелился туман, и не было никого на берегу.(3).

Игра “Блеф-клуб”

Цифровой диктант. Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны с утверждением, ставьте в тетради цифру 1 , если не согласны с утверждением, ставьте цифру 0.

    [ О и О ] – схема сложноподчиненного предложения.

    Слово пунктуация произошло от пунктуальный.

    Независимое предложение в составе сложноподчиненного называется главным.

    Придаточное предложение может стоять только после главного.

    Придаточное предложение присоединяется к главному по смыслу, с помощью союзов и союзных слов.

    В предложении: Мы живем в поселке, в котором строится много новых красивых домов, - придаточное определительное.

    В предложении: Всякий труд важен, ибо облагораживает человека ,- придаточное предложение находится перед главным.

    Придаточные обстоятельственные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей.

    Указательные слова в сложноподчиненном предложении находятся в придаточной части.

    Предложение: Скажите, когда отправляется поезд? – сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.

РЗНОУРОВНЕВЫЕ ЗАДАНИЯ.

В небе грозно сверкает молния гремит гром.

По улицам двигались тяжелые грузовики и мчались легковые автомобили.

«Разминка».

Приём «Кроссворд» (при решении которого ученики прочтут название вида сложного предложения, которое мы изучаем).

Учитель: отгадайте слово в кроссворде и подумайте, как оно может быть связано с новой, пока неизвестной темой урока.

    Приставка в слове беспокойный (бес-)

    Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного. (Союз).

    Суффикс как в слове сонный (-Н-)

    Окончание прилагательного в ср.роде ед.числа

Учитель: в результате у нас получилось слово?

Ответы учащихся.

*Новая тема . Работа по схеме.

Служить бы рад- прислуживаться тошно.

Служить бы рад, но прислуживаться тошно.

Чтение правила.

1. Мир строит- война разрушает. Мир строит, а война разрушает.
Содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. Такие предложения можно заменить сложносочиненными
с противительными союзами а, но. Тире в бессоюзном сложном предложении ставится: 1.Если первая часть противопоставляется второй. [Противопоставление ]- синонимичны ССП с противительными союзами (а, но) .

    Что мы знаем о ССП с противительными союзами.

В ССП с противительными союзами выражаются отношения:

Противопоставления: Лето пошло на убыль, но дни стоят душные и тяжелые.

Сопоставления: Ранняя птичка носок очищает, а поздняя глаза продирает. /средства связи: противительный союз а, сопоставительная интонация, антонимы (ранняя -поздняя)/, неполнота второго простого предложения (опущено подлежащее птичка).

Учитель диктует предложения, ученики вписывают в таблицу только номера предложений.

    Ночной полет сов так тих и беззвучен, что самые чуткие животные его не примечают.

    Наступили холода, и полевые работы пришлось прекратить.

    Досадно мне за бессонную ночь, но это досадное чувство сменилось радостью.

    Сколько раз я уже убеждался, что ничто хорошее не повторяется.

    Вишня перед нашим домом пожелтела, а на розовом кусте еще не распустились бутоны.

    За Акбарой трусил Ташчайнар, а волчата резво носились от избытка энергии.

Языковая разминка

На доске записаны предложения.

Ученье – все, а неученее – тьма.

Повторенье – мать ученья.

Азбука – к мудрости ступенька.

Лук – от семи недуг, а чеснок – от девяноста девяти.

Весна красна цветами, а осень – снопами.

Хлеб питает тело, а книга – разум.

 Доброго не бойся - худого не твори.

 Делу время- потехе час.

 Доброе слово дом построит - злое дом разрушит.

 Что объединяет эти предложения? (это пословицы)

 Что еще у них общего? (во всех предложениях есть тире)

 Есть ли различия в записанных группах слов? (есть, для каждой группы – свои правила постановки тире)

 Какие же основания для постановки тире в 1-й группе слов? (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.)

 Назовите условие постановки тире во 2-й группе слов (неполное предложение, в котором опущено сказуемое)

 Какие смысловые отрезки разделяются тире в 3-й группе? (части бессоюзного сложного предложения)

     Вспомните, в каких еще случаях ставится тир (в предложениям с прямой речью и при обобщающем слове после однородных членов предложения).

    Закрепление.

    Творческий диктант.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

    Лето припасает – зима поедает.

    Доброта - качество -излишек доброты нам не вредит.

    Добрый человек оставляет добрую память () злой человек будет быстро забыт.

    На дворе палил зной – в доме было прохладно.

    Доброго не бойся - худого не твори.

    Делу время- потехе час.

    Доброе слово дом построит - злое дом разрушит.

9.Не учи безделью – учи рукоделью

Он гость – ты хозяин

Я давно написал другу письмо … (противопоставление).

Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

Труд человека кормит- лень портит.

[Противопоставление ]- синонимичны ССП с противительными союзами (а, но) .

Выборочный диктант. Выписать из текста БСП со значением противопоставления.

    Кончил дело – гуляй смело.

    Двум смертям не бывать одной не миновать.

    Источник утоляет жажду - доброе слово оживляет сердце.

    За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал.

    Добрый человек оставляет добрую память- злой человек будет быстро забыт.

    Желтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам.

    Музыка стихла- /но/праздник продолжался.

    Станция была действительно крохотной-/но/ город за ней раскинулся редкостный.

    Я спешу туда ж - а там уж весь город.

    Все страшно устали- /но/ никто не роптал.

    Шумит на дворе непогода,
    А в доме давно уже спят.

    Первая охотничья неудача рассердила меня- /но/не истребила страсти.

    Лето припасает - зима поедает.

    Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку.

    Я сильна – ты жалок.

    Поедем домой: будет холодно.

    В поле потемнело: надвигалась гроза.

    Скучно тебе жить – займись чем-нибудь.

    Мы очень зябли: ночи были уже холодные.

Работа по вариантам.

Выписать БСП со значениями сопоставления и противопоставления. с. 186

4. Физкультурная минутка «Мотылек».

Частое моргание. Снимает напряжение с глаз, улучшает кровоснабжение.

Раскрой глаза спокойно, широко.

Моргать начинай свободно, легко.

Без остановки и часто моргаем:

Взмах тонких крылышек изображаем.

IV. Итог урока . Что мы узнали о бессоюзном сложном предложении со значением противопоставления?

Учитель. Мне очень хочется узнать ваше мнение о нашем сегодняшнем уроке. На парте перед каждым из вас – красные и синие цветы. Если вам понравилось на уроке и вы узнали что-то новое, прикрепите к вазе красный цветок, если вам было скучно и неинтересно –синий (приём «Букет настроения»).

Домашнее задание. Выучить правило, упр. 413.

Е.А. СЫЧЕВА,
гимназия № 1541,
г. Москва

Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

9-й класс

Данная контрольная работа рассматривается как итоговая форма проверки знаний и умений учащихся по теме «Сложноподчиненное предложение». Именно такая форма работы позволяет увидеть, как учащиеся усвоили грамматический материал, в отличие от диктанта, который проверяет лишь грамотность.
Работа содержит шесть вариантов, что позволяет ее использовать в целом классе. Каждый из вариантов содержит четыре однотипных задания.
Учащиеся должны показать умение определять типы придаточных предложений, виды подчинения, составлять горизонтальные и вертикальные схемы.
Контрольная может быть использована при повторении в конце или в начале года, а также в 11-м классе при подготовке к итоговой аттестации, так как данный материал входит в Единый государственный экзамен по русскому языку.

1-й вариант

1.

Ночной полет сов так тих и беззвучен что самые чуткие животные его не примечают.
Товарищи спросили меня правда ли в этом овраге есть выводок волчат.
(Что)бы не сбиться с пути надо сильным расти.
Немногим более недели прошло с той поры как судьба свела в степи всех этих людей.

2.

Идите куда пошли ребята. Спросите куда они двинулись. Идите в актовый зал куда пошли все.

3. Замените сложносочиненное предложение (ССП) сложноподчиненным (СПП) с придаточным следствия. Перестроенное предложение запишите.

Наступили холода, и полевые работы пришлось прекратить.

4. Составьте предложение из его частей, запишите схему (вертикальную) и определите вид подчинения.

Она не могла не отметить;
как ни была она взволнована;
что немцы располагают здесь зенитной артиллерией.

2-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

Лесник вывел нас на огромную поляну и хотя уже был поздний час показал звероферму.
(Что)бы сделать что-нибудь великое нужно все силы души устремить в одну точку.
Приглушенными были голоса ручьев словно они только еще разучивали свои песни.
Сколько раз я уже убеждался что ничто хорошее не повторяется.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Песчаная дорога ведет к мостику под которым сочится и журчит невидимая речка. Мне припомнилась нынче собака что была моей юности друг. Новое общество должно быть таким чтобы каждый входил в него со своим талантом.

3. Замените сложноподчиненные предложения (СПП) сложноподчиненными предложениями с придаточными следствия. Перестроенные предложения запишите.

До глубокой осени лилась с неба вода так, что нельзя было на поля выйти.
Движение по шоссе замедлилось, потому что стоял густой туман.

4.

Если я тебя придумала стань таким как я хочу.
Весной иволга появляется поздно когда рощи уже одеты листвой и все лесные птицы давно улетели.

3-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

И всюду где только лес был пореже лежали на земле белые холсты лунного света.
Погода была холодная ветреная так что сугробы намело выше окон.
Сердце так стиснулось что его не стало слышно.
Говорят что человеку время от времени полезно пожить в одиночестве.

2. Расставьте знаки препинания.

Как человек озаряет те места где он живет.
Там где небо встретилось с землей горизонт родился молодой.
Я не знаю где граница меж товарищем и другом.

3. Составьте два сложноподчиненных предложения с союзом так что: с придаточными следствия и образа действия.

4. Расставьте знаки препинания, определите вид подчинения. Составьте вертикальную схему каждого предложения.

(Не)смотря на то что неприятель не только не убавил огня а все усиливал его бежавшим в лесу казалось что наступила абсолютная тишина.
Человек наделен разумом и творческой силой чтобы преувеличивать то что ему дано.

4-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

Прекрасное прекрасно оттого что есть и безобразное на свете.
Как человек озаряет те места где он живет.
С осени когда пруды начинали покрываться пленкой мы с нетерпением наблюдали за их замерзанием.
Для меня невозможно счастье если я не могу разделить это счастье с другом.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

3. Замените простое предложение сложноподчиненным (СПП). Перестроенные предложения запишите.

С наступлением холодов работа геологов прекратилась.
На месте впадения реки в озеро растет новый город.

4. Составьте вертикальную схему и определите вид подчинения.

Туманам плыть и плыть пока росой не упадут чтоб землю напоить.
Когда ясна цель когда мы организованны и единодушны для нас нет невыполнимых задач.

5-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

Стало мне вдруг хорошо на душе словно детство мое вернулось.
Мальчишки (не)смотря на то что их осыпало дождевыми каплями продолжали рвать орехи.
Воздух так чист что видна каждая ветка.
Период обращения Луны вокруг Земли всегда одинаков о чем люди знали еще сотни лет назад.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Скажите что пришли родители. Скажите чтобы пришли родители. Скажите когда прийти родителям.

3. Замените простые предложения с причастным и деепричастным оборотами на сложноподчиненное предложение. Перестроенные предложения запишите.

На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.
Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

4. Составьте предложение по его частям, запишите схему (вертикальную) и определите вид подчинения.

Что смерть к тебе идет;
не страшно знать;
коль умираешь ты за свой народ.

6-й вариант

1. Расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы, определите тип придаточного, составьте схему.

По мере того как он говорил лицо Валька делалось все сумрачнее.
О соловьях их пении рассказано так много что трудно сказать что-то новое.
Поднявшись на небольшой холмик откуда начиналась узкая тропинка я оглянулся.
Если человек стал хуже то все ему хуже кажется.

2. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схему.

Зрители не заметили что фокусник наполнил стакан водой. Зрители не заметили когда фокусник наполнил стакан водой. Зрители не заметили как фокусник наполнил стакан водой.

3. Составьте два сложноподчиненных предложения с союзом так что: с придаточными следствия и степени.

4. Составьте вертикальную схему каждого предложения. Расставьте знаки препинания. Определите вид подчинения.

Мне кажется что я тоже полечу в глубокую и грязную трясину если я сделаю еще хоть один шаг.
Весною иволга появляется поздно когда рощи уже одеты листвой и все лесные певчие птицы давно прилетели.