Для групп 4 человека 126400 - 99 500 рублей (включая удостоверение о повышении квалификации)
В стоимость включены: питание, раздаточный и методический материал, свидетельство.
Участники могут получить удостоверение о повышении квалификации по 223-ФЗ (108 ак.ч.) , продолжив обучение в дистанционном модуле.
Дополнительная оплата — 4000 руб/чел.
09 апреля 2018 года
09:30-10:00-
РЕГИСТРАЦИЯ
10.00-17.00 Регламентация способов и этапов электронных закупок. Ограничения на указание товарных знаков. Алгоритм и особенности закупок у СМСП в 2018г.
223-ФЗ в редакции 505-ФЗ от 31.12.2017, 496-ФЗ от 31.12.2017, 481-ФЗ от 31.12.2017, 470-ФЗ от 29.12.2017, 249-ФЗ в ред. от 29.12.2017):
возврата, основания удержания;
Обзор практики и актуальных разъяснений законодательства:
товары, выполнить работы, оказать услуги. Особенности заключения и исполнения договора
при переходе через «0» в закупках по цене единицы.
характеристик и параметров товаров/работ/услуг, порядок описания в ТЗ позиций
отсутствующих в каталоге и многопозиционных закупок, новый порядок обоснования
использования иных характеристик.
победе организации работающей на УСНО (позиция Судов, ФАС, Минфина).
Минэкономразвития и Судов.
о привлечении субподрядчиков для исполнения договора - позиция ФАС и судов.
Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами…» - ПРАКТИКА применения.
Правила подготовки и требования к содержанию Технического задания.
Национальная система стандартизации Российской Федерации. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ «О техническом регулировании», Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» - условия и порядок проведения стандартизации.
Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;
Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Технические регламенты и национальные стандарты.
Разъяснения ФАС и Министерства экономического развития по проблемным вопросам подготовки Технических заданий, в том числе:
Обзор результатов обжалований по сложным и спорным вопросам подготовки технических заданий за 2017г., в том числе:
Особенности подготовки Технического задания на закупку.
Примеры ТЗ и Типовые ошибки заказчиков!
Повышение эффективности подготовки Технических заданий:
Закупка по цене единицы товара/работы/услуги:
ПРИМЕРЫ и ОБРАЗЦЫ ДОКУМЕНТАЦИИ для проведения закупки по цене единицы!
Стандарт закупочной деятельности от ФАС:
Особенности закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства.
к СМСП/новая декларация/новый порядок подтверждения статуса СМСП.
Договора и приемка товаров, работ, услуг.
Ответы на вопросы участников семинара. Индивидуальные консультации.
Лектор: Бабунов Сергей Валерьевич - опыт работы Главным государственным инспектором в Управлении контроля размещения государственного заказа Центрального аппарата ФАС России, Заведующий кафедрой государственных и корпоративных закупок в ФГБОУ ДПО «ИРДПО», опыт проведения семинаров по методикам электронных площадок (более 8 лет преподавательской деятельности), эксперт-практик с 13 летним опытом по организации и сопровождению торгов, автор статей журнала «Бюллетень Оперативной Информации «Московские Торги».
1. Изменения, вступившие в силу с 31.12.2017 (Федеральные законы N 481-Ф3 от 31.12.2017, N 505-Ф3 от 31.12.2017).
1.1. Новые полномочия Правительства РФ, связанные с регулированием закупочной деятельности.
1.2. Новые исключения из сферы регулирования 223-ФЗ. Изменение Положения о закупках в связи с принятыми изменениями.
1.3. Изменения в целях регулирования 223-ФЗ.
1.4. О типовых Положениях о закупке. Порядок разработки и применения.
1.5. О присоединении к Положению о закупке основного хозяйственного общества.
1.6. Изменения в основаниях обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки.
1.7. Изменения в полномочиях Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданных ими организациями в части обжалования действия (бездействие) заказчиков.
1.8. Новые случаи неразмещения информации о закупке в ЕИС.
1.9. О реестре заказчиков по 223-ФЗ.
1.10. О корпоративных информационных системах.
1.11. О региональных и муниципальных информационных системах.
1.12. О ведомственном контроле закупочной деятельности.
1.13. О последствиях неразмещения Положения о закупках в ЕИС.
2. Изменения, вступившие в силу с 09.01.2018 (Федеральный закон N 470-Ф3 от 29.12.2017)
2.1. Новые исключения из сферы регулирования 223-ФЗ.
3. Изменения, вступающие в силу с 30.06.2018 (Федеральный закон N 496-Ф3 от 31.12.2017).
3.1. Изменения в сфере действия 223-ФЗ, связанной с реализацией инвестиционных проектов с государственной поддержкой.
3.2. Особенности осуществления закупок отдельных видов товаров, работ, оказания услуг, аренды (включая фрахтование, финансовую аренду) заказчиками - государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия российской федерации превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам.
4. Изменения, вступающие в силу с 01.07.2018 (Федеральный закон N 505-Ф3 от 31.12.2017) и изменения в Положениях о закупках.
4.1. Новые требования к составу Положения о закупках.
4.2. Понятие «конкурентной закупки».
4.3. Способы проведения конкурентных закупок. Схемы проведения способов закупок.
4.4. Неконкурентные закупки. Примеры неконкурентных способов закупки, а также случаев закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
4.5. Изменение в понятии «участник закупки».
4.6. Требования к участникам закупки. Примеры формулирования.
4.7. Требования к описанию предмета закупки. Примеры административной практики по тождественной ситуации в 44-ФЗ.
4.8. Новые полномочия Правительства РФ, связанные с регулированием закупочной деятельности.
4.9. Новые полномочия Корпорации развития малого и среднего предпринимательства.
4.10. Изменения в основаниях обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки.
4.11. Порядок осуществления конкурентной закупки:
4.12. Изменения в порядке проведения конкурса и аукциона.
4.13. Особенности проведения запроса котировок и запроса предложений.
4.14. Об обеспечении заявок на участие в конкурентной закупке. Случаи удержания обеспечения.
4.15. Случаи заключения договоров с несколькими участниками.
4.16. Конкурентная закупка в электронной форме. Функционирование электронной площадки для целей проведения такой закупки.
4.17. Особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.
4.18. Требования к конкурентной закупке, осуществляемой закрытым способом
4.19. Требования к закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе порядок размещения информации в ЕИС о такой закупке.
4.20. Изменения в составе извещения и документации об осуществлении конкурентной закупки. Порядок внесения изменений в извещение и документацию.
4.21. Изменения в ежемесячной отчетности заказчиков.
- эксперт федерального уровня, профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ГОУ "Институт развития дополнительного профессионального образования", член-корреспондент РАЕН
1. Практические аспекты реализации Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Административная и судебная практика. Прокурорский надзор (итоги обзора за 5 лет + 2017 год):
Нарушения обязательного порядка информационного обеспечения закупки.
1.1. Нарушения сроков размещения информации в ЕИС или неразмещение информации.
1.2. Нарушения порядка размещения информации в ЕИС.
1.2.1. Нарушения в форме плана закупок товаров, (работ, услуг).
1.2.2. Нарушения состава извещения о закупке, документации о закупке, протоколов, составленных по результатам закупки.
Нарушения в положении о закупке.
2.1. Формальные (технические) нарушения.
2.2. Содержательные нарушения.
2.2.1. Транспарентные содержательные нарушения.
2.2.2. Контроверзные содержательные нарушения.
Нарушения в практических действиях заказчиков.
3.1. Уклонение от проведения конкурентных процедур закупок.
3.2. Уклонение от проведения закупок в электронной форме.
3.3. Нарушения в документации о закупке.
3.4. Нарушения в действиях закупочной комиссии.
3.5. Нарушения при заключении и исполнении договоров.
3.6. Неправильное применение Закона № 223-ФЗ.
2. Практика применения Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. N 925 "О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами".
2.1. Примеры расчета соотношения долей российского и иностранного товара (работ, услуг) в смешанном предложении участника.
2.2. Примеры изменения Положения о закупке.
2.3. Примеры документации о закупке, учитывающей требования Постановления.
2.4. Административная практика применения Постановления.
2.5. Обзор разъясняющих писем Федеральных органов исполнительной власти.
3. Подходы к сопоставлению ценовых предложений участников, применяющих УСН и являющихся плательщиками НДС: административная и арбитражная практика.
4. Примеры по порядку оценки и сопоставления заявок, в том числе по критериям «цена договора», «квалификация участника», «срок поставки», «срок гарантии», «отрицательный опыт работы с заказчиком».
5. Иные возможные изменения законодательства.
Лектор: Трефилова Татьяна Николаевна - эксперт федерального уровня, профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ГОУ "Институт развития дополнительного профессионального образования", член-корреспондент РАЕН
Бронирование номеров в гостинице «Измайлово»
Одноместный/ двухместный номер -3640 руб./сутки; завтрак 700 руб.
Систему регулирования закупок необходимо трансформировать так, чтобы она работала не на соблюдение процедуры, а на конечный результат .
Последние два года идут острые публичные дискуссии о состоянии государственных закупок в России. Результатом этих дискуссий стало признание необходимости существенных изменений в законодательстве и решение о создании Федеральной контрактной системы. На практике это означает новую реформу системы госзакупок. Но для того, чтобы она оказалась успешной, важно извлечь уроки из прошлого - включая ошибки и просчеты.
Первая реформа госзакупок была связана с именем Бориса Немцова, который в 1997 году занял должность вице-премьера РФ. Реформа стала реакцией на глубокий кризис в сфере обеспечения государственных нужд после распада СССР и всей административно-командной системы управления экономикой. Госснаб как один из столпов плановой системы был ликвидирован, но сохранились старые каналы прямого бюджетного финансирования госпредприятий и госучреждений при отсутствии контроля за деятельностью их руководителей. Одновременно наблюдалось резкое падение госрасходов с систематическими задержками в оплате госзаказа со стороны государства. Все вместе это создало массовые стимулы для вывода активов и коррупции.
В апреле 1997 года президентским указом №305 было введено обязательное конкурентное размещение всех госзаказов стоимостью выше 2500 МРОТ, что тогда примерно соответствовало сумме $35 тыс. Одновременно вводились требования о публикации информации о торгах, об обязательном обучении специалистов по госзакупкам в организациях-заказчиках.
Практическая реализация реформы столкнулась с серьезными проблемами. В частности, указ №305 не создал систему правоприменения. Он не предусматривал реальных санкций за какие-либо нарушения прав поставщиков и за отсутствие информации о торгах. У Министерства экономики, курировавшего сферу закупок, практически отсутствовал аппарат для осуществления контроля и регулирования. За все госзакупки в РФ отвечали два отдела в департаменте регулирования цен в Минэкономики - со штатной численностью 30 сотрудников. Одной из функций этого подразделения было согласование поступавших со всей страны запросов на размещение госзаказов у единственного поставщика. В итоге на оценку документов и обоснование решения по каждому такому запросу у сотрудников Минэкономики в среднем оставалось 20 секунд. Наконец, не было даже минимальной сводной статистики о том, как работает система закупок и что с ней происходит. Очевидно, что такая система была неэффективной.
Вторая реформа госзакупок была связана с происходившим с середины 2000-х годов усилением государственного присутствия в экономике, включая заметный рост госзаказа.
Реформа была инициирована руководителем ФАС И. Артемьевым и министром экономического развития и торговли Г. Грефом. Она получила большую политическую поддержку, и в июле 2005 года Госдумой был принят ФЗ №94.
В первую очередь новый закон был нацелен на борьбу с коррупцией. Он должен был обеспечить прозрачность закупок и создать условия для конкуренции на торгах. Ставка была сделана на использование максимально простых, унифицированных процедур с изначальным ограничением закупок у единственного поставщика и с резким ограничением возможностей для заказчиков повлиять на отбор поставщиков. При этом отбор поставщиков проводился по критерию наименьшей цены.
Одним из следствий этого стало снижение цен на торгах, которое практически не наблюдалось до введения 94-ФЗ. В результате суммарная экономия средств для бюджета, по данным ФАС, за шесть лет применения закона составила около 1,2 трлн руб., и ФАС рассматривала эту экономию как ключевой индикатор эффективности 94-ФЗ.
К 2011 году контроль госзакупок осуществляли более тысячи сотрудников ФАС в Москве и во всех регионах. Как следует из отчетов ФАС, сотрудники ведомства ежегодно проверяют свыше 100 тыс. проведенных закупок, выдают десятки тысяч предписаний об устранении нарушений, взыскивают штрафы на общую сумму в десятки миллионов рублей. Иными словами, в сфере госзакупок была создана реально работающая система правоприменения.
Однако в целом надежды на создание эффективной системы госзакупок опять не оправдались.
Первая новация, которая вызвала неоднозначные последствия, - фактический запрет на использование квалификационных критериев и учет деловой репутации при отборе поставщиков. Многократно озвученная позиция ФАС сводится к тому, что процедура отбора поставщиков не влияет на качество поставок. Однако в действительности это глубокое заблуждение. Отнюдь не для всех товаров, работ и услуг можно априори определить и быстро проверить требования к качеству.
Так, есть простые товары и услуги. Их качество легко определимо и может быть прописано в конкурсной документации. Это, например, сахарный песок, цемент или уборка помещений. Но есть другие категории товаров и услуг, качество которых можно проверить только в процессе использования, причем иногда дефекты могут проявиться со значительным лагом. Классический пример - это строительные работы или дорогостоящее сложное оборудование (например, компьютерные томографы). Именно поэтому на этих рынках важную роль играют квалификация и деловая репутация поставщика. А применительно к НИОКР, медицинским и образовательным услугам качество не всегда можно проверить даже в процессе использования.
Второй спорный момент был связан с тем, что в целях обеспечения доступа к торгам малого и среднего бизнеса были введены очень низкие стоимостные пороги, после которых начиналось обязательное применение конкурентных процедур. Изначально они становились обязательны для всех закупок стоимостью свыше 60 тыс. руб., позже этот лимит был повышен до 100 тысяч.
Обязательность таких процедур привела к чрезмерному расширению объектов контроля. Согласно официальной статистике Росстата, более 90% от общего числа - это так называемые «малые закупки». Они являются объектом контроля наравне с крупными закупками, но реально их стоимостная доля в общем объеме закупок маргинальна - всего около 6%. В итоге происходило распыление административного ресурса на те объекты, которые не заслуживали внимания.
Третий важный момент. В соответствии с 94-ФЗ был создан официальный сайт для размещения информации о госзаказах www.zakupki.gov.ru . Благодаря его наличию для СМИ и широкой общественности стала доступна информация о явных «отклонениях» в системе госзакупок - начиная с истории про «золотые кровати» для МВД и заканчивая закупками «золотых томографов». Однако, к сожалению, за пять лет практического применения 94-ФЗ так и не были созданы нормальные работающие механизмы анализа накопленной на сайте информации о миллионах проведенных торгов и их участниках, а также об уровне и динамике цен на закупаемые государством товары, работы и услуги.
В целом можно констатировать, что главный акцент в политике ФАС был сделан на контроль процедур размещения заказа - при отсутствии контроля за результатами госзакупок и проблемами, возникающими при осуществлении поставок для госнужд. Серьезные проблемы с обеспечением поставок должного качества и в должные сроки стали одним из главных аргументов против 94-ФЗ. При этом, начиная с 2008 года, с резкой критикой сложившейся системы госзакупок выступали не только госзаказчики, но также Счетная палата, ТПП и Генпрокуратура, а с 2010 года - президент Дмитрий Медведев.
Очевидно, что систему регулирования закупок необходимо трансформировать так, чтобы она работала не на соблюдение процедуры, а на конечный результат:
1. ФАС в рамках контрольных процедур вместо механической проверки любых контрактов (мелких, средних, крупных) следует концентрироваться на крупных контрактах и закупках, по которым было сильное падение цен.
2. Необходимы особые процедуры отбора поставщиков по всем крупным закупкам, даже простым - с учетом стандартных факторов, которые используются в мировой практике. Это успешный опыт выполнения аналогичных проектов, наличие квалифицированных кадров и оборудования.
3. Нужны легальные процедуры адаптации контрактов к меняющимся условиям внешней среды. Их можно и нужно формализовывать, обозначая, при каких условиях и в каких масштабах возможно изменение цен или продление сроков действия контракта. В противном случае это все равно будет делаться - но в «серой» зоне, с неизбежным расширением предпосылок для коррупции.
4. Необходимо сократить масштаб применения аукционов в госзакупках, потому что аукционы эффективны лишь для тех товаров, качество которых проверяемо в момент поставки.
5. Нужен гораздо более широкий доступ к данным о госзакупках и создание нормальных технологических возможностей для анализа этих данных.
Данная статья продолжает серию публикаций российских экспертов из Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА, www.arett.ru) о стратегических проблемах развития страны.
Тревожная информация содержится в очередном мониторинге закупок госкомпаний, составленном ФАС, Федеральным казначейством и Минэкономики. Отчет о результатах деятельности государственных компаний за первые 6 месяцев 2016 года уже направлен Дмитрию Медведеву. Из документа следует, что за полгода 96% закупок госкомпаний проводились на неконкурентной основе, из них 51% — это заказы у единственного поставщика, 45% — "иные способы". Причем последних зафиксировано 3,8 тысячи, в том числе особенно экзотические — "неконкурентная закупка" и "наш любимый способ закупок" (такие названия в документации использовали сами заказчики). В общей сложности, за исследуемый период в ЕИС было размещено закупок на 8,7 трлн рублей, из них только 28% (более 2,4 трлн рублей) проводятся в электронной форме. Более половины заказов сконцентрированы на трех площадках: РЖД, Газпромбанк и B2B-Center. Последнее, на чем акцентируется внимание в представленном мониторинге - это формальное выполнение квот на закупки малого бизнеса и недостоверность информации в отчетных документах.
Как известно, реформа закупочной системы стартовала в апреле 2016 года, когда премьер-министр выдал соответствующие поручения. В мае Минэкономики внесло в Кабмин поправки, согласованные с ФАС, но в Государственную Думу они так и не поступили. Таким образом, в законе, распространяющем действие на закупочную деятельность ГУПов и МУПов, упоминания о фондах и автономных учреждениях нет.
Как рассказывают специалисты, наиболее радикальные правительственные поправки в закон о закупках (пункт о переводе на электронные торги и закупок госкомпаний, и госзакупок) так и не дошли до Государственной Думы из-за действий крупных заказчиков, особое недовольство которых вызвало предложение перевести крупные закупки по на универсальные площадки заказов по , передать расчетные центры банкам и уменьшить размер и сроки блокирования средств на счетах. Как известно, эти проекты и на данный момент находятся на этапе согласования в главном управлении президента.
Таким образом, именно непринятие поправок в остановило реформу закупок государственных компаний. Как известно, поправки обсуждались 23 июня на совещании в Комитете по экономической политике Государственной Думы. Слушали сенатора Николая Журавлева, который озвучил письмо Сбербанка с критикой проекта. Также, по предварительным данным, против некоторых пунктов проекта выступает и ВТБ. Стоит отметить, что официальных комментариев по этому поводу ни от Сбербанка, ни от ВТБ нет.
На этой неделе на сайте Минэкономразвития была опубликована новая редакция поправок к , содержащая существенные изменения. В этом варианте предлагается разрешить корпорации малого и среднего бизнеса подавать жалобы в ФАС при нарушениях на торгах. Также, если государственные компании не выполняют лимит закупок у МСБ или предоставляют неправдивые сведения, то до конца года их можно будет частично перевести под действие закона .
Итак, в новом проекте содержится ряд уступок госкомпаниям. В частности, предусматривается лишь частичное ограничение перечня закупочных процедур, разделив их на открытые и закрытые конкурентные закупки у единственного поставщика и "иные способы", причем применятся они будут только в отношении закупок стоимостью менее 5 млн рублей. Войдите в долевое строительство дома в городе Липецк.
На площадке "Сбербанк-АСТ" заявили, что считают этот вариант изменений сырым, непроработанным и таким, что не способствует конкуренции. А некоторые специалисты утверждают, что предлагаемые меры больше подходят под определение экспериментальных, которые помогут протестировать работоспособность новых норм. И только потом можно говорить о распространении их на другие сегменты рынка закупок.
У поправок непростая судьба. Проект в первом чтении был принят еще в сентябре 2015 г. Потом забуксовал из-за сопротивления госкомпаний, им предлагалось избавиться от 3800 способов закупок и перейти на пять. За закрытый перечень процедур и перевод на электронные площадки госзаказа выступала ФАС.
Новая версия проекта закрепляет перевод всех торгов в электронную форму, но только для государства. Также закрепляет регистрацию поставщиков через единую информационную систему, отмену обязательного обеспечения контрактов до 5 млн руб. и перевод всех торгов на спецсчета. При полном переводе всех госзакупок в электронную форму предложения участников торгов станут анонимными, участвовать в торгах смогут все желающие, а выбор победителя будет более объективным, передал через представителя замруководителя ФАС Рачик Петросян. Также это поможет избежать манипуляций с бумажной формой заявок.
Полностью перевести в электронную форму закупки госкомпаний не удалось (см. врез), следует из текста поправок. Против этого выступал «Газпром», направивший в комитет Госдумы по экономической политике свои предложения, а также несколько других госкомпаний, говорит сотрудник комитета Госдумы. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос «Ведомостей». «Газпром» также настаивал, чтобы законопроект урегулировал внутригрупповые сделки, рассказывает сотрудник комитета: сейчас при продаже сырья «дочке» он обязан организовать тендер. По законопроекту внутренние сделки не будут публиковаться на сайте закупок и будут проводиться как закупка у единственного поставщика.
Электронный вид закупок
Для госкомпаний в электронную форму будут переведены только закупки среди малого и среднего бизнеса, рассказывает Петросян, для них будет установлен закрытый перечень процедур, а сами закупки будут проводиться на электронных торговых площадках, работающих в сфере госзакупок (всего их шесть. – «Ведомости»). Перевести закупки в электронный вид предложено с 1 июля 2018 г., обязательно проводить такие торги в электронной форме нужно с начала 2019 г., говорит представитель Минфина: планируется принять нормативные акты для безболезненного перехода на новые процедуры.
Но принять законопроекты в весеннюю сессию Госдума может не успеть. В понедельник поправки должны были быть рассмотрены на заседании комитета по экономической политике, но рассмотрение так и не состоялось, а сам проект может быть перенесен на осеннюю сессию, утверждают два участника совещаний в Госдуме. Представитель комитета от комментариев отказался. Минфин считает необходимым принять законопроект в весеннюю сессию, уточнил его представитель. Надежда, что поправки будут приняты в эту сессию, есть, считает федеральный чиновник.
Правительство торопится перевести госзакупки на электронные процедуры в кратчайшие сроки, чтобы исполнить поручение президента Владимира Путина, объясняет руководитель Ассоциации директоров по закупкам Андрей Черногоров. Но сами проекты могут навредить закупкам, предупреждают эксперты. Отмена обеспечения заявок в закупках до 5 млн руб. приведет к манипуляциям со стороны недобросовестных поставщиков и возврату рейдерства в сфере госзакупок, которое было широко распространено до его введения, говорит гендиректор Единой электронной торговой площадки Антон Емельянов. Недобросовестные поставщики смогут шантажировать заказчиков и срывать торги, бесконечно снижая цену в ходе аукциона, опасается он. С ним соглашается гендиректор Агентства госзакупок Татарстана Яков Геллер – норма, которая должна была помочь малому бизнесу, может обрушить всю систему госзакупок.
Открытый же конкурс в электронной форме не улучшит процедуру торгов, считает Геллер, сохраняются субъективные критерии оценки. Сделать систему значительно прозрачнее и эффективнее помог бы каталог потребностей, считает он, но вместо этого планируется создать «каталог товаров работ и услуг». «Получается, что если дали больше денег – построим школу, а если меньше – садик», – заключает он. Законопроект не будет препятствовать развитию конкуренции, а, наоборот, улучшит ситуацию, считает представитель Минэкономразвития.
Зато поправки в закон о закупках госкомпаний по сути получились «беззубыми», указывает Черногоров: потерялась обязательность электронных процедур и остался нерешенным вопрос с регулированием электронных площадок, что не позволит решить проблему закупок у единственного поставщика.
Необходимость масштабной реформы законодательства о госзакупках сегодня осознают практически все. Динамика его изменения и так остается очень высокой, однако речь идет о пересмотре основ правового регулирования в этой сфере. Уже почти год в правительстве не могут определиться, как именно будет проходить реформа: по варианту, предлагаемому Минэкономразвития России, или по варианту ФАС России.
На этой странице мы собрали сведения об этих альтернативных законопроектах, о хронологии событий, происходящих вокруг реформы. Это сделано для того, чтобы лучше понять разницу между двумя подходами, оценить их перспективы, а также выразить собственную позицию по этой теме на открытом нами .
Хронология событий
В конце ноября 2010 года Президент РФ в своем потребовал закона о госзакупках, поскольку ситуация ухудшается: потери государства достигают 1 трлн руб. В новой редакции закона глава государства предлагал предусмотреть норму о заблаговременном информировании об открытии закупок и планировании закупок минимум на 3 года.
24 февраля глава ФАС России Игорь Артемьев и начальник Управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа Михаил Евраев представили . В концепции предлагает не создавать новый закон, а внести изменения в закон N 94-ФЗ.
5 марта на сайте Минэкономразвития России проекта Федерального закона "О федеральной контрактной системе (ФКС)". Авторы документа предлагают создать в России новую систему государственных (муниципальных) закупок, заменив закон 94-ФЗ новым законом. И новый закон посвятить всему процессу госзакупок, а не только стадии размещения (как сейчас в 94-ФЗ). Тогда Минэкономразвития России по вопросу перехода на федеральную контрактную систему в сфере государственных закупок. Об этом сообщил глава палаты Сергей Степашин. Он считает, что перерабатывать Федеральный закон N94-ФЗ больше нельзя. Позднее заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев сообщил, что концепцию создания федеральной контрактной системы поддерживают все министерства и ведомства страны, за исключением ФАС РФ и Минфина России.
24 марта с участием первого вице-премьера Игоря Шувалова прошло обсуждение вариантов изменений в законодательство о госзакупках, в котором приняли участие и Минэкономразвития России, и ФАС России. На совещании было закона N 94-ФЗ. Поэтому ни проект нового закона "О федеральной контрактной системе" от Минэкономразвития, ни поправки к закону N 94-ФЗ, предложенные ФАС России, не были рассмотрены Президиумом Правительства РФ в течение лета 2011 г.
Однако на прошедшем 28 марта совещании от Правительства РФ доклад о ходе разработки законодательства, повышающего эффективность системы государственных закупок. Президент РФ подчеркнул необходимость внятных, прозрачных и эффективных правил действия в сфере проведения закупок и отметил, что особое внимание нужно уделить планированию обеспечения государственных нужд, обоснованию начальных цен закупок, управлению исполнением контрактов, мониторингу этих контрактов.
В связи с этим 21 апреля был подписан . Поправки прежде всего касаются определения начальной цены контрактов, повышения гарантий качества товара и финансовых гарантий на этапе допуска к торгам.
В законе о госзакупках появилась новая ст. 55.3 "Особенности размещения заказов по решению Правительства РФ", наделяющая Правительство РФ правом устанавливать особенности размещения конкретных госзаказов. Также кабинет министров наделен правом по конкретному заказу определять необходимость установления в контракте условия о предъявлении встречных требований при исполнении государственного контракта. Помимо этого, размещать заказ у единственного поставщика теперь смогут лица, привлекаемые бюджетными учреждениями, заключившими контракт на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), бюджетные учреждения в случае выполнения НИОКР за счет полученных грантов, художники-постановщики, декораторы и др. Внесены поправки о порядке подачи жалоб на положения конкурсной документации. Установлен минимальный и максимальный размеры общего годового объема поставок товаров для заказчиков, размещающих заказы у субъектов малого бизнеса - 10% и 20% соответственно. Определены дополнительные требования к товару, поставляемому по госзаказу. Он должен быть новым, не бывшим в употреблении, с неистекшим сроком годности. В основу принятых поправок легла концепция, предложенная Минэкономразвития России, в части позиций, по которым у ФАС России и министерства не было разногласий.
Как отмечал заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев, поправки "носят характер (решения) неотложных задач". В частности, они направлены на обеспечение максимально эффективного расходования бюджетных средств и повышение качества закупаемых товаров, работ, услуг, а также на создание более гибкой и корректной процедуры закупок. Закон о госзакупках пообещали продолжить дорабатывать .
И вот 1 сентября глава Минэкономразвития России Эльвира Набиуллина федерального закона "О федеральной контрактной системе". Им хотят заменить действующий закон о госзакупках 94-ФЗ.
15 сентября начальник управления контроля госзаказов ФАС России Михаил Евраев федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа". Это тот же законопроект, что ведомство представляло весной этого года, но несколько доработанный с учетом представленных предложений общественности и бизнеса. Как сообщили представители ФАС России, данная концепция уже получила одобрение Минфина России, Генпрокуратуры, Московской ассоциации предпринимателей, Опоры России, а также более чем 50 субъектов РФ.
Уже 15 сентября заработала рабочая группа по реформированию законодательства о госзакупках при Правительстве РФ. В нее вошли представители ФАС России, Минфина России и Минэкономразвития России. Именно на этой площадке и будет принято решение о судьбе госзакупок в РФ. А пока оба проекта находятся на стадии общественного обсуждения.
29 сентября на совещании "О совершенствовании законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок и формировании федеральной контрактной системы" глава Правительства РФ Владимир Путин заявил, что взамен 94-ФЗ . Также им были обозначены ключевые положения, которые должны найти отражение в законодательстве о госзакупках.
Сравним эти два законопроекта:
ФАС России | Минэкономразвития России |
В чем ключевые различия?
Минэкономразвития России предлагает установить общественный контроль за государственными закупками - граждане смогут участвовать в заседаниях комиссий заказчиков, а общественные объединения будут наделены правом представлять свои предложения по совершенствованию госзакупок. В проекте ФАС России соответствующих положений нет. Их предложение - публиковать как можно больше сведений о закупках, заказчиках, поставщиках на официальных сайтах и пусть общественность смотрит, а в случае чего - жалуется.
Минэкономразвития России предлагается признавать несостоявшимися аукционы в случае снижения начальной цены на 25%. При этом если цена в заявке занижена по отношению к начальной более чем на 25%, заказчик вправе при проведении конкурсных процедур потребовать обоснование цены участником. А вот в ФАС России считают, что при снижении цены контракта на торгах более чем на 30% нужно просто в 1,5 раза увеличивать размер обеспечения - такая защитная мера.
Хоть в Минэкономразвитии России и говорили о перспективе создания особого института контрактных офицеров , эта инициатива в законе о ФКС реализации не нашла. А вот в ФАС России идею взяли на вооружение и предусмотрели создание уполномоченного органа по госзакупкам на федеральном и региональном уровнях, а также в крупных муниципальных образованиях. Речь идет о так называемых контрактных управляющих . При этом и контрактные управляющие, и контрактные офицеры призваны помогать заказчикам и заниматься обеспечением самой процедуры госзакупки.
Помимо этого, ФАС России предлагает :
Минэкономразвития России в свою очередь особое внимание уделяет созданию практически с нуля самой системы ФКС в России - вводятся новые понятия, прописываются полномочия уполномоченного органа по контролю в ФКС и предполагается создание Совета по ФКС, подробно описывается каждая стадия госзакупки.
В частности, министерство предлагает :
Несмотря на все разногласия, и Минэкономразивития России, и ФАС России хотят охватить новыми положения все этапы госзакупок - от планирования закупок до контроля их результатов. Кроме того, в обоих законопроектах говорится о прогнозировании закупочной деятельности и создании типовых контрактов.
Создается впечатление, что ФАС России, лучше зная все проблемы и тонкости госзакупок, хочет избавиться от мелких и не очень пробелов в регулировании, которые выявлены антимонопольщиками в процессе работы. Это, в большинстве своем, такие важные "технические" поправки - прописать нормативы, размеры, сроки, ускорить процедуру рассмотрения жалоб и заявок. А вот Минэкономразвития России мыслит глобальнее - предлагает концептуальные изменения системы, но не очень разбирается в мелочах. Так, например, предложения министерства насчет требований к участникам закупок, внесения изменений в положения контракта, одностороннего расторжения контракта уже раскритикованы практиками из ФАС России.