Социально психологические методы менеджмента способствуют формированию. Социально-психологические методы управления: основные цели. Классификация методов управления

Методы управления персоналом - это методы влияния на коллектив в целом и конкретных сотрудников для координации и планирования их деятельности в производственном процессе. Выделяют три основные группы методов: административные, экономические и социально-психологические методы управления.

Первая группа методов основана на применении власти и установления жёсткой дисциплины. Экономические методы базируются на использовании экономических законов. Социально-психологические методы управления персоналом основываются на правильной и понятной Если говорить простым языком это методы «кнута», «пряника» и «убеждения».

Административные методы. Не стоит думать, что административный метод - плохой и нерациональный. Напротив, он основан на чётком понимании сотрудниками своей цели, установлении дисциплины труда, культуры трудовой деятельности, чувстве долга и ответственности. Любое распоряжение вышестоящего руководства должно исполняться неукоснительно в соответствии с регулирующими правилами. Личная инициатива не приветствуется. Организационное воздействие включает организационно-методические инструктирование, организационное нормирование и регламентирование. Нормативы присутствуют в любом виде деятельности организации. Поступающая информация строго нормируются.

Экономические методы. Основа экономических методов - технико-экономическое планирование. Такое планирование определяет программу деятельности организации. Руководство утверждает определённые планы, которые в дальнейшем доводятся до линейных руководителей структурных подразделений. У каждого подразделения существует свой текущий план и свой план-цель. являются очень востребованными в современном мире, где преобладает рыночная система хозяйствования. Комплексное взаимодействие системы прибылей, убытков, цен и спроса создают предпосылки для создания эффективной и гибкой системы управления организацией. Основная цель экономических методов - это мобилизация персонала предприятия на достижение запланированных результатов.

Социально- психологические методы управления основываются на системе личностных характеристик персонала, взаимоотношений в коллективе, социальных потребностях и т.д. Социально-психологические очень специфичны: их базис покоится на закономерностях социологии и психологии, интересах личности, коллектива, группы. Выделяют две большие группы методов: социально-психологические методы управления, направленные на группы людей и социально-психологические методы управления, направленные на личность конкретного сотрудника.

Эта классификация очень условна, поскольку в коллективе человек не изолирован, он обязательно относится к какой либо группе, осуществляя совместную с другими сотрудниками предприятия или фирмы. Социологические методы позволяют выделить ключевые фигуры в коллективе, обеспечить разрешение и предупреждение конфликтных ситуаций в коллективе и т.д. Эти методы относятся к основным инструментам по работе с коллективом, поскольку, благодаря им можно получить оптимальные данные для подбора, расстановки, оценки,

К примеру, анкетирование, как наиболее массовый опрос персонала, позволяет выявить огромный пласт информации. Для проведения интервью потребуется дополнительная подготовка и высококвалифицированный интервьюер, но в результате необходимая информация опять будет получена. Для анализа психологической атмосферы в коллективе лучше всего использовать Этот метод основан на построении матрицы личностных контактов межу людьми и выявлении лидеров. Метод наблюдения позволяет определить скрытые качества сотрудников, которые проявляются только в форс-мажорных обстоятельствах. Собеседование незаменимо при приёме на работу, переговорах и

Социально-психологическое воздействие на персонал осуществляется с помощью социальных и психологических методов. Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, воз-никающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на лич-ность с помощью пси-хологических приемов в целях превращения административного за-дания в осознанный долг (рис.15).

Рисунок 15 - Социально-психологические методы управления

Главная цель применения этих методов — формирование в коллективе положительного социально-психологического климата , благодаря чему в, значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи.

Влияние на коллектив при его формирований и развитии осуществляется посредством социальных методов, основными из которых являются метод социальных норм, воспитательные методы, методы, социального регулирования и др.

Метод социальных норм позволяет упорядочить социальные, отношения между коллективами и внутри них на основе таких социальных норм, выработанных обществом, как гуманность , соучастие, сопереживание, критическое отношение к своим недостаткам, честность и т.д. Воспитательные методы включают пропаганду и агитацию, убеждение и воспитание, контроль за деятельностью администрации, участие исполнителей в управлении.

Методы социального регулирования предназначаются для упорядочения и гармонизации социальных отношений в коллективе. К ним относятся договоры и взаимные обязательства администрации и коллектива, уставы общественных организаций, порядок учета и очередность удовлетворения социальных потребностей и интересов.

Методы социального почина и новаторства предназначены для формирования и поддержания в коллективе наиболее прогрессивных социальных норм. К ним относятся обмен опытом, почин и новаторство.

Методы, социальной преемственности — посвящение в рабочие, чествование ветеранов, торжественные собрания, смотры, кон-курсы на лучших по профессии.

Управленческий цикл заканчивается подведением итогов. В то же время он служит началом нового цикла, поскольку создает исходную базу для новых решений.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система вза-имоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.).

Специфика этих методов заключается в значительной доле исполь-зования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом.

Социально-психологические методы - это способы осуще-ствления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и от-дельные личности. По масштабу и способам воздействия эти ме-тоды можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодей-ствие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного че-ловека.

Такое разделение достаточно условно, так как в современном общественном производстве человек всегда действует не в изоли-рованном мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

Социологические методы играют важную роль в управлении пер-соналом, они позволяют установить назначение и место сотрудни-ков в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производ-ства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение кон-фликтов в коллективе.

Социальное планирование обеспечивает постановку социаль-ных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уро-вень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необ-ходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые реше-ния. Анкетирование позволяет собирать необходимую информа-цию путем массового опроса людей с помощью специальных анкет. Интервьюирование предполагает подготовку до беседы сценария (программы), затем (в ходе диалога с собеседником) получение необходимой информации. Интервью - идеальный вариант бесе-ды с руководителем, политическим или государственным деяте-лем - требует высокой квалификации интервьюера и значительного времени. Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформаль-ных лидеров в коллективе. Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях (авария, драка, стихийное бедствие). Собеседование является рас-пространенным методом при деловых переговорах, приеме на ра-боту, воспитательных мероприятиях, когда в неформальной бесе-де решаются небольшие кадровые задачи.

Психологические методы играют важную роль в работе с персо-налом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индиви-дуальны. Главной их особенностью является обращение к внутрен-нему миру человека, его личности, интеллекту и поведению, с тем чтобы направить внутренний потенциал человека на решение кон-кретных задач организации.

Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психоло-гического состояния коллектива организации. Оно исходит из не-обходимости концепции всестороннего развития личности челове-ка, устранения негативных тенденций в развитии трудового кол-лектива. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психоло-гических нормативов, методов планирования психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести:

Формирование подразделений («команд») на основе психоло-гического соответствия сотрудников;

Комфортный психологический климат в коллективе;

Формирование личной мотивации людей исходя из философии организации;

Минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов, раздражений);

Разработку служебной карьеры на основе психологической ориентации работников;

Рост интеллектуальных способностей членов коллектива и уровня их образования;

Формирование корпоративной культуры на основе норм пове-дения и образов идеальных сотрудников.

Целесообразно, чтобы психологическое планирование выпол-няла профессиональная психологическая служба организации, состоящая из социальных психологов.

Методы управления персоналом можно также классифициро-вать по признаку принадлежности к общей функции управления: методы нормирования, организации, планирования, координации, регулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета. Более подробная классификация методов управления пер-соналом по признаку принадлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. По этому признаку вы-деляются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала; мотивации трудовой деятельности персона-ла; организации системы обучения персонала; управления конф-ликтами и стрессами; управления безопасностью персонала; орга-низации труда персонала; управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; высвобождения персонала.

Менеджмент на протяжении многих лет исследует социально-психологические методы управления. При этом межличностные отношения зависят от многих факторов, о чем и пойдет речь в материале статьи.

Из статьи вы узнаете:

Социально психологические методы менеджмента: что это

Социально-психологические методы управления - это способы воздействия на работников организации, способствующие увеличению производительности труда. Они основаны на механизме, который помогает решать производственные задачи и составлять методологию.

Можно условно разделить понятие на две составляющие:

Средства управления - то, с помощью чего удается управлять коллективом.

Методы управления - способы, которые используются для реализации функций управления.

В процессе управления возникает сложная сеть межличностных отношений, формируется психологический климат в коллективе. При этом методы напрямую отражаются на мотивации, лояльности персонала. Социально-психологические методы менеджмента затрагивают интересы людей, регулируют отношения, а также влияют на формирование и развитие коллектива.

Методы включают целый арсенал приемов и способов, которые разрабатываются с учетом социальной психологии, социологии, психологии труда и личности. Они основываются на целом ряде наук, изучающих межличностные отношения и самого человека.

Социально-психологические методы необходимы для решения следующих задач:

  • диагностики профессиональной пригодности сотрудников;
  • подбора и расстановки кадров;
  • регулирования межличностных отношений;
  • повышения эффективности стимулирования деятельности сотрудников;
  • повышения эффективности воспитательной работы и укрепления дисциплины;
  • рационализации трудовых процессов.

Практическое решение перечисленных задач требует создания специальных социально-психологических служб. В некоторых случаях работа возлагается на менеджеров по персоналу, которые должны изучить социально-психологические методы управления в менеджменте, чтобы уметь применять их на практике.

Деятельность служб или менеджеров протекает по трем направлениям:

  1. исследование коллектива или отдельных групп, проведение наблюдений, постановка проблемы, опросы и анализ полученных данных;
  2. социальное проектирование, в ходе которого идет разработка рекомендаций в части развития коллективов;
  3. консультативная деятельность, а также обучение персонала и оказание помощи руководителям.

Так как социально психологические методы менеджмента воздействуют преимущественно на людей, затрагивают их интересы, необходимо постоянно наблюдать за реакцией, учитывать мнение коллектива. Нужно разрабатывать такую стратегию управления, которая будет позитивно восприниматься, при этом отличаться результативностью. Следует периодически проводить опросы, беседы, интервью для сбора информации, необходимой для оценки восприятия руководителей рабочими.

Социально-психологические методы управления: основные цели

Социально психологические методы менеджмента необходимы для познания и использования законов психической деятельности работников с целью оптимизации психологических явлений и процессов. Они имеют тесную связь и взаимообусловленность с социальными методами управления. Но между ними есть различие: при помощи социальных способов осуществляется управление отношениями между группами или внутри них; при помощи психологических происходит управление поведением индивида.

Главная цель - управление развитием и формированием коллектива, создание положительного социально-психологического климата, сплоченности, а также достижение общей цели путем создания единства интересов, развития инициативы. В их основе лежат интересы, потребности, мотивы, цели.

Методы управления отдельными групповыми процессами и явлениями включают:

  1. приемы повышения социальной активности работников, которые призваны повышать творческое отношение членов коллектива и инициативу к исполнению общественных и служебных обязанностей:
  2. способы социального регулирования, необходимые для упорядочения отношений на основе выявления целей и интересов;
  3. способы управления нормативным поведением путем нормирования поведения.

Социально психологическая группа методов, направленных на управление индивидуально-личностным поведением работников, призвана обеспечивать нужное производственное поведение специалистов в соответствии с поставленными целями:

внушение направлено на воздействие на волю индивида в критических или сложных ситуациях;

методы личного примера основаны на эффекте подражания;

методы ориентирующих условий применяются для изменения отношения работников к труду.

Социально-психологические методы действуют на основе влияния на человека. С помощью них происходит создание морально-психологического климата , что способствует активизации деятельности работников и повышения удовлетворенности процессом труда. Объектом на уровне предприятия является индивид (работник), субъектом - руководитель.

Социально психологические методы менеджмента включают:

  1. способы формирования, развития коллектива с учетом совместимости по всем параметрам;
  2. приемы гуманизации отношений между руководителями и сотрудниками, которые соответствуют принципам справедливости: стилю руководства, этике и культуре управления;
  3. способы побуждения (мотивации), способствующие развитию инициативы, предприимчивости, стремления к труду;
  4. способы профессионального отбора, а также обучения направлены на соответствие психологических характеристик сотрудников выполняемой работе.

Выбирая экономические и социально психологические методы социального управления, нужно учитывать климат в коллективе, способности руководителя. Если менеджер некомпетентен в данных вопросах, не имеет организаторских способностей и знаний психологии, он не сможет использовать приемы воздействия на работников. Необходимо грамотно использовать методы управления: экономические, организационные, социально-психологические, ведь только так можно улучшить климат в коллективе, увеличить производительность труда.

Экономические и социально-психологические методы управления и материальная стимуляция

Социально-психологическая группа методов управления напрямую связана с экономической. Материальная мотивация основывается не только на поощрении, но и на наказании работников посредством наложения на них штрафов . Поэтому экономические методы должны стимулировать деятельность организации, служить мотивационным фактором для персонала.

Экономические и социально-психологические методы менеджмента включают внутрипроизводственный хозяйственный расчет:

закрепление за подразделением ресурсов, требуемых для хозяйственной деятельности;

предоставление оперативно-хозяйственной самостоятельности посредствам наделения руководства полномочиями;

разрешение использовать часть прибыли по усмотрению подразделения;

применение санкций при невыполнении обязательств подразделениями.

Используя экономические и социально-психологические методы, нужно учитывать тот факт, что от благосостояния работников напрямую зависит эффективность всей организации. При этом экономическая мотивация складывается из трех факторов:

прямое материальное вознаграждение, в том числе заработная плата, премии, непосредственное участие в прибыли и акционерном капитале;

дополнительные выплаты, например, за достижение каких-то успехов;

Экономические и социально-психологические методы управления осуществляются посредством стимулирования персонала. Они включают систему заработной платы и премирования, но чтобы добиться эффекта от их применения, персонал должен четко понимать, что доход напрямую связан с результатом.

Экономические и социально-психологические методы: что нужно учитывать

Экономические и социально-психологические методы управления персоналом должны активно использоваться в организациях с целью увеличения благосостояния. Но нужно понимать, что излишнее материальное поощрение не всегда позволяет добиться увеличения мотивации, заинтересованности, стремления к труду. В ряде случаев работники начинают хуже трудиться, так как перестают понимать взаимосвязь между результатом и вознаграждением .

Руководитель должен:

  1. обеспечивать условия работы сотрудникам;
  2. определять рамки их действий;
  3. четко формулировать текущие цели и задачи;
  4. создавать окружение, необходимое для выполнения задачи.

Экономические и социально-психологические методы управления эффективны тогда, когда работники позитивно воспринимают руководителя. Если выбран неподходящий стиль управления, никакое стимулирование не позволит увеличить производительность труда. Руководитель должен быть примером, вызывать уважение у работников. Только так можно добиться поставленных целей, улучшить психологический климат в коллективе, развить стремление к труду.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Известно, что результаты труда, во многом зависят от целого ряда социально-психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников поможет руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% -- от умения работать с людьми .

Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, насколько морально-психологическая обстановка в коллективе стимулирует работников, производительность труда может увеличиться примерно в 1,5 раза или в несколько раз уменьшиться.

Недостаточное внимание к социально-психологическим аспектам менеджмента не может не сказываться на производительности труда. Как показывает практика, формирование здорового морально-психологического климата, воспитание чувства товарищеской взаимопомощи и коллективизма более активно идет в коллективах рыночного типа. В работе приводятся интересные данные социологических исследований, подтверждающих этот тезис. Так, 91% опрошенных считают, что среди членов трудовых коллективов стала складываться атмосфера взаимной требовательности и ответственности, изменилось (в лучшую сторону) отношение к труду и распределению его оплаты, 82% опрошенных работников массовых профессий интересуются и "болеют" за успехи своих коллег.

Чтобы воздействие на коллектив было наиболее результативным, необходимо не только знать моральные и психологические особенности отдельных исполнителей, социально-психологические характеристики групп и коллективов, но и осуществлять соответствующее управляющее воздействие. Для этих целей применяются социально-психологические методы, которые представляют собой совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, способов воздействия на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанную необходимость, внутреннюю потребность человека. Это достигается посредством приемов, которые носят личностный характер, таких, как формирование авторитетов, личный пример руководителей и лучших работников и т. п.

Главная цель применения этих методов -- формирование в коллективе благоприятного социально-психологического климата, благодаря которому можно решать организационные и экономические и даже воспитательные задачи. Социально-психологические методы менеджмента базируются на постулате, согласно которому поставленные перед коллективом цели могут быть достигнуты с помощью одного из важнейших критериев эффективности и качества работы -- человеческого фактора. Умение учитывать это обстоятельство позволит руководителю целенаправленно воздействовать на коллектив, создавать условия для труда, адекватные актуальным задачам и в конечном счете формировать коллектив, объединенный в своей целеориентации.

Основное средство воздействия на коллектив -- убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности. Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы формирования и активизации коллектива. Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда и факторам внешнего окружения.

Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать верные управленческие решения.

Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии. Такие методы требуют, чтобы во главе коллектива стояли люди, умеющие использовать разнообразные инструменты менеджмента и обладающие способностью системному видению проблем. Успех деятельности руководителя в этом случае зависит от того, насколько верно он использует различные формы социально-психологического воздействия, которые в конечном счете сформируют позитивные межличностные отношения. В качестве основных форм такого воздействия можно рекомендовать: планирование социального развития трудовых коллективов; убеждение как метод воспитания и формирования личности; экономическое соперничество; возможность критики и самокритики; обсуждение актуальной проблематики с представителями коллектива, что является одной их форм участия персонала в управлении организации.

В ряде научных работ (например в ) социальные и психологические методы рассматриваются изолировано.

Рассмотрим подробнее социальные методы . Способности людей" наиболее полно могут реализоваться, а производительность их труда резко повысится, если создан производственный коллектив, где существует творческая обстановка, здоровый социально-психологический климат, взаимопомощь, подчинение установленному порядку. Использование социальных методов означает создание равных возможностей для всех членов коллектива (вне зависимости от их должности и прочих заслуг) при получении различных социальных благ; организация и проведение социального планирования и регулирования, направленные на улучшение условий труда и отдыха членов трудового коллектива, повышение их производственной активности. Конкретно это происходит через обмен опытом, распространение починов, новаторство, воспитание, убеждение, проведение различных праздников, торжественных вечеров, конкурсов и т. д.

Наиболее сложны по своему содержанию психологические методы управления. Они основаны на глубоком познании психологической природы человека, структуры его потребностей. Здесь без помощи науки руководителю не обойтись, ибо законы поведения человека скрыты от непосредственного наблюдения. Чтобы применять эти методы, надо знать психологические особенности отдельных работников, социально-психологические особенности отдельных групп и коллективов.

Важнейшие из психологических методов -- это методы психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора, ориентации и обучения. Реализация этих методов заключается в периодической оценке профессиональной пригодности, психологического климата и удовлетворенности трудом в коллективе, в воспитании, персональном психологическом консультировании работников и во многом другом.

В заключение вопроса о методах менеджмента отметим, что в работе менеджера важным является не только эффективное использование того или иного метода, а их согласование между собой, комплексное использование всех групп методов.

менеджмент управление административный экономический