Рекламная деятельность в нашей стране регламентируется. Впрочем, так происходит и во всем цивилизованном мире. Существует такой нормативный акт, как федеральный закон 38 ФЗ «О рекламе». Речь идет о документе № 38-ФЗ, принятом 13 марта 2006 года. Последняя его редакция – от 08.03.2015 г.
Федеральный закон 38 «О рекламе» своей целью имеет устранение недобросовестной конкуренции в данной сфере. Его смысл – в защите потребителей от вредного воздействия. Таковым признается реклама, которая способна вводить в заблуждение, наносить вполне осязаемый вред имуществу или здоровью. Кроме того, такая интеллектуальная собственность способна подрывать репутацию либо достоинство.
К ним относится политическая ее разновидность (включая предвыборную агитацию и связанную с референдумом), информация, которую закон обязывает раскрывать либо доводить до потребителя в обязательном порядке, аналитический и справочно-информационный материал (обзоры рынков, научные исследования). Все это не имеет цели продвинуть товар.
Далее должна быть упомянута информация органов власти, государства, местного самоуправления, не несущая коммерческого характера и не относящаяся к социальной рекламе. Такого же рода вывески и указатели тоже относятся к этой категории интеллектуальной собственности. Следует упомянуть и объявления различных субъектов, как юридических, так и физических лиц, не связанные с получением дохода.
Еще под действие закона не попадает та информация, что размещена на упаковке (данные о производителе и проч.) и любые элементы оформления, относящиеся именно к этому товару, а не к постороннему.
Та информация об объекте, которая естественным образом «вписана» в художественное или научное произведение, упоминает изготовителя либо продавца и не несет коммерческой цели, тоже относится к этой категории.
Давайте определимся с терминами. Под рекламой понимается любая информация, независимо от вида и способа размещения, адресат которой – широкий круг лиц. Цель ее – привлечение внимания к упоминаемому товару (услуге) для продажи или продвижения на рынке.
Другое понятие – объект рекламы. Им может быть товар, его изготовитель или продавец, мероприятие (концерт, фестиваль, конкурс, состязание), интеллектуальное достижение. Одним словом, сюда относится все, что требует привлечения внимания.
Товаром считается продукт деятельности (включая работы и услуги), предназначенный к продаже, обмену и прочим видам оборота.
Какими еще терминами оперирует федеральный закон «О рекламе»? Их не так уж много. Например, под так называемой ненадлежащей рекламой понимается та, что противоречит требованиям российского законодательства. А как же именуют здесь субъектов, т. е. действующих лиц?
Рекламодателями, производителями и распространителями называют лиц, занимающихся соответственно изготовлением или продажей товара, приводящих информацию в коммерческий формат и доводящих до потребителя любым способом. Эти три категории субъектов тесно связаны между собой и служат звеньями одной цепи.
Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Спонсорская реклама – та, обязательным условием которой является упоминание определенного лица в качестве «благотворителя».
Кроме того, существует и социальная ее разновидность. Под ней федеральный закон «О рекламе» подразумевает информацию некоммерческого характера для достижения целей благотворительности и т. п.
Решение всех упомянутых вопросов находится в компетенции федерального антимонопольного органа, а также его местных представителей.
Недостоверной является информация о самых разных правилах и сроках проведения мероприятий, числе призов/выигрышей и порядке их получения.
Сюда же относятся любые сведения о лицах, которые являются изготовителями либо продавцами данного товара.
Есть определенные действия, которые недопустимы. Их закон о рекламе строго запрещает. Это, прежде всего, призыв к противоправным действиям, жестокости и насилию. Далее следует упомянуть создание угрозы безопасности транспорта путем сходства некоторых символов с дорожными знаками. Еще – формирование осуждения тех, кто не применяет рекламируемый товар, или же использование порнографической информации.
Без рекламы ни один бизнес, товар или услуга не получают должного уровня развития или продвижения. Абсолютно любое дело нуждается в том или ином виде рекламы. В этом тексте вы узнаете об основополагающем нормативно-правовом акте в сфере рекламы – Федеральном законе «О рекламе» №38-ФЗ. Вы получите информацию относительно его структуры, содержания глав и последних изменений, а также сможете скачать его последнюю редакцию.
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» вступил в силу с 1 июля 2006 года, за исключением отдельных его положений, вступающих в силу, согласно статье 39 закона, в иные сроки. Последние изменения вступили в силу 01.09.2017 г.
Реклама – это самый востребованный продукт в мире. С помощью нее, люди могут популяризировать конкретный продукт или услугу. Но реклама тоже подвержена ограничению определенных правил. В РФ – это Федеральный закон «О рекламе», принятый 13.03.2006 года №38-ФЗ (далее – Закон №38-ФЗ). Последняя редакция данного закона, датируется 29.07.2017 года. В этой статье вы найдете информацию относительно структуры закона о рекламе и краткого содержания его глав, сможете подробно изучить изменения, которые происходили с текстом Закона №38-ФЗ, а также скачать его последнюю редакцию 2018 года.
Данный закон состоит из 6 глав и 40 статей. Каждая глава Закона №38-ФЗ состоит из:
Сначала рассмотрим наиболее важные изменения, произошедшие за предыдущий год. В этом году было 9 новых редакций Закона №38-ФЗ, плюс несколько нормативно-правовых актов, вступивших в силу на протяжении прошлого года:
Изменения, произошедшие в 2016 году:
Список изменяющих документов:
(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ,
от 09.02.2007 N 18-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ,
от 21.07.2007 N 193-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ,
от 13.05.2008 N 70-ФЗ, от 27.10.2008 N 179-ФЗ,
от 07.05.2009 N 89-ФЗ, от 27.09.2009 N 228-ФЗ,
от 17.12.2009 N 320-ФЗ, от 27.12.2009 N 354-ФЗ,
от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 27.07.2010 N 194-ФЗ,
от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 05.04.2011 N 56-ФЗ,
от 03.06.2011 N 115-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,
от 11.07.2011 N 202-ФЗ, от 18.07.2011 N 218-ФЗ (ред. 20.07.2012),
от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ,
от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 20.07.2012 N 119-ФЗ,
от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.05.2013 N 98-ФЗ,
от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ,
от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ,
от 21.10.2013 N 274-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ,
от 21.12.2013 N 375-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ,
от 28.12.2013 N 416-ФЗ, от 04.06.2014 N 143-ФЗ,
от 28.06.2014 N 190-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ,
от 21.07.2014 N 235-ФЗ, от 21.07.2014 N 264-ФЗ,
от 21.07.2014 N 270-ФЗ, от 04.11.2014 N 338-ФЗ,
от 29.12.2014 N 460-ФЗ, от 29.12.2014 N 485-ФЗ,
от 31.12.2014 N 490-ФЗ, от 03.02.2015 N 5-ФЗ,
от 08.03.2015 N 50-ФЗ, от 03.07.2016 N 304-ФЗ,
от 05.12.2016 N 413-ФЗ,
с изм., внесенными Федеральным законом от 03.07.2016 N 281-ФЗ)
С 1 января 2017 года объем рекламы, допускаемой к распространению в периодических печатных средствах массовой информации, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, увеличился до 45% объема одного номера издания (вместо установленных сейчас 40%).
Важно, что периодические печатные издания смогут публиковать больше рекламы, не теряя права на пониженную ставку НДС (10%).
Редакция от 05.12.2016
Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральными законами от 03.07.2016 N 304-ФЗ, от 05.12.2016 N 413-ФЗ.
Изменение статьи 16
Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок пять процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Часть 7 статьи 28 — изложена в новой редакции.
7. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте размещения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом, фирменное наименование (наименование) застройщика либо указанное в проектной декларации индивидуализирующее застройщика коммерческое обозначение. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, может содержать коммерческое обозначение, индивидуализирующее объект (группу объектов)капитального строительства (в случае строительства многоквартирных домов наименование жилого комплекса), если коммерческое обозначение (наименование жилого комплекса) указано в проектной декларации.
Часть 8 статьи 28 — изложена в новой редакции.
8. Реклама, связанная с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, не допускается до выдачи в установленном порядке разрешения на строительство многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, государственной регистрации права собственности или права аренды, субаренды на земельный участок, на котором осуществляется строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в составе которых будут находиться объекты долевого строительства, получения заключения уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или)иных объектов недвижимости органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется строительство (создание) соответствующих многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости,о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Закон «О рекламе» принят 13 марта 2006 года. Законопроект регулирует всесторонние требования к материалам, содержащие информацию рекламного характера, методы передачи, налагает запрет или уменьшает рекламирование определенных видов товаров и устанавливает основные принципы муниципального контроля в этой области.
Федеральный закон №38-ФЗ состоит из 6 глав и 40 статей. Краткий обзор дает читателю представление о содержании данного законопроекта:
Последние поправки вносились Президентом 1 апреля 2017. Однако, закон имеет также новую редакцию, которая обретет законную силу только 1.09.2017.
Последние изменения вносились 1-го апреля текущего года. Рассмотрим поправки, которые вносились:
Статья 3
Статья 3 закона «О рекламе» действует от последней редакции от 13 мая 2009. С тех пор новые поправки в нее не вносились. Данная статья рассказывает об основных понятиях, которые используют в ФЗ. Даются термины с кратким разъяснением. Всего дано 12 терминов:
Эти понятия помогают лучше разобраться в Федеральном законе №38-ФЗ.
Статья 16
Статья 27
Во вторую часть закона №38-ФЗ были уже внесены изменения. Реклама допускается:
Также в закон №38-ФЗ введены пункты, описывающие, где допускается реклама:
Извещения информационного типа должны содержать по закону:
Однако, уже существует редакция закона, которая вступит в силу в начале сентября текущего года. В ней были внесены изменения в следующие статьи:
Статья 5
В законе №38-ФЗ рассказывается о требованиях, применяемых к материалам рекламного характера. Изначально она состояла из 11 пунктов, но в новой редакции был введен 12 пункт. Он гласит, что в случае размещения, на основании полученных данных от анализа объема аудитории, рекламы на телеканале, рекламодатели и распространители должны использовать указанную информацию в соответствии с соглашениями, которые они заключили с организациями. Данные организации являются уполномоченными на проведение исследований федеральной службой исполнительной власти, осуществляющей функции по контролю и надзору в сфере СМИ.
В остальном, реклама обязана быть достоверной и добросовестной. Она должна быть на русском языке — это обязательное условие. Закон запрещает рекламирование, побуждающее к агрессии, насилию. Материалы рекламного характера не должны прерывать детские, религиозные и образовательные передачи. Это возможно только при согласии правообладателя. Выход на рекламу не должен происходить чаще, чем раз в 15 минут.
Статья 38
Описывает ответственность, которую несут рекламодатели, распространители за нарушение Федерального закона №38-ФЗ:
Это все последние изменения, которые ожидаются в будущем в законе «О рекламе».
В последнее время рекламы стало невероятно много. Она окружает нас повсюду: в интернете, на улице, по телевидению и т.д. Естественно, такая обширная и сложная система, как реклама должна подлежать строгому регулированию. Федеральный закон "О рекламе" с комментариями будет разобран в этой статье.
В соответствии с Федеральным законом "О рекламе" представленный процесс является донесением определенной информации любым законным способом, с использованием любых средств и в любой форме. Информация может быть направлена неопределенному кругу лиц. Адресована она при этом на привлечение внимания к объекту процесса. Формирование и поддержание интереса к определенному объекту - вот что является главной целью рекламы.
Сфера применения Федерального закона довольно большая. Так, вторая статья гласит о политической рекламе, о справочно-информационных или аналитических материалах, об информации о товарах и т.д. Все требования, устанавливаемые настоящим законом, относятся, как правило, к изготовителю товара, но распространяются на граждан, исполняющих услуги и работы по рекламированию.
Отдельно стоит рассказать про недостоверную рекламу. В ней содержатся:
Некоторые специалисты выделяют и другие классификации.
Четвертая глава "О рекламе" (N 38-ФЗ) повествует о процессах саморегулирования в рекламной области. Что это вообще такое? Речь здесь идет об объединении рекламодателей, создаваемом в целях защиты интересов своих членов и представительства. В объединении устанавливаются и соблюдаются определенные этические нормы, обеспечивается строгий контроль над этими нормами.
Саморегулирование - достаточно частое явление в сфере рекламы.
Выше уже было упомянуто об активном участии антимонопольного органа в рекламной сфере. Этот орган, согласно Федеральному закону №38 "О рекламе", вправе осуществлять достаточно большое количество функций.
В частности, здесь стоит выделить:
Статья 35.1 Федерального закона "О рекламе" (с изменениями от 28.03.2017) гласит о том, что государственный надзор в области производства и показа рекламы должен осуществляться в порядке, установленном законами РФ. Предметом проверок является банальное исполнение должностными лицами требований, устанавливаемых рассматриваемым Федеральным законом.
Какие должны быть основания для проведения проверок? Вот о чем говорит закон:
Проверка должна длиться не более двадцати рабочих дней. Однако в исключительных случаях может быть продлена.
Федеральный Закон №38-ФЗ "О рекламе" закрепляет ответственность рекламодателей за нарушение установленных требований. Так, статья 38 законопроекта гласит о том, что нарушение законодательства о рекламе влечет за собой гражданскую ответственность для юридических и физических лиц (из ряда индивидуальных предпринимателей). Иск в арбитражный суд может поступить при выявлении антимонопольным органом фактов распространения недостоверной рекламы. Может быть возбуждено дело и об административном правонарушении - в основном для рекламопроизводителей и рекламораспространителей.
Выплачиваемые недобросовестными сотрудниками рекламных служб штрафы поступают в федеральный бюджет - около 40 процентов от суммы штрафа. 60 процентов поступает в бюджет субъекта.
Последняя редакция закона о рекламе в РФ вышла в свет 10 октября 2015 года. Первый же текст был одобрен Думой 22 февраля 2006 года. Как и во всех остальных случаях, по ходу своей работы ФЗ постоянно дополнялся, и некоторые его диспозиции и положения теряли правовой смысл, а значит немедленно отменялись. Далее ознакомим вас с последними изменениями в области пропаганды алкоголя, табачных изделий, медицинских услуг и товаров.
Действующий текст закона за последние несколько лет также подвергался некоторым доработкам. В частности, теперь статья 22 более не работает, т.к. она признана утратившей силу. Но законодательство Российской Федерации настаивает на том, чтобы даже отмененные диспозиции указывались в законах и кодексах.
Новый формат является лишним подтверждением выше сказанного — распространение товаров народной медицины теперь должно сопровождаться должным набором документов. Поправки также коснулись отдельных требований для субъектов РФ (к примеру, для Краснодарского и Ставропольского Краев).
Стимулирующие положения закона о рекламе в последней редакции коснулись добросовестной конкуренции (глава 5). Цели же и сфера действия остались прежними — информация о недобросовестной конкуренции будет передаваться в государственный исполнительный орган, который имеет право осуществлять защиту и полный контроль правоотношений в данной области (ФАС).
В Москве, Московской области и других крупных административных центрах и регионах России размещение наружки осуществляется в том же порядке, что и во всех остальных регионах страны.
Однако в Московской области положения ФЗ дополнены и местными определениями. К примеру, рекламные мероприятия (это касается и Москвы), не должны иметь антисоциальный характер, и нарушать права потребителя (так называемая социальная).
Наружная реклама в любом ее выражении не может быть размещена на памятниках архитектуры, дорожных знаках, объектах культурного назначения, либо же без договора с собственником строения или земельного участка. И данное правило распространяется также и на администрацию региона.
Применение штендеров в РФ пока не запрещено. Подобные конструкции не должны содержать ничего противозаконного, и размещаться с соблюдением норм, отмеченных в описываемом нами акте с изменениями. В интернете имеется множество не совсем актуальной информации о запрете штендеров — это полнейшее заблуждение, так как об этом в рассматриваемом законе РФ ничего не сказано.
Как уже было отмечено, для того, чтобы разместить какую-либо рекламную информацию на фасаде здания, необходимо получить разрешение и прийти к соглашению с администрацией города. Вывески на домах, улице, фасаде здания (или жилого дома), даже на собственном балконе, обязательно должны быть заранее обговорены с администрацией, или же с управляющей компанией. Выполняется проверка содержания рекламного плаката на наличие противозаконных высказываний, призывов и т.д.
В тоже время, согласно закону о рекламе в последней редакции на автомобилях и любом другом транспорте (исключение — общественный транспорт, так как информация на нем так же подвергается корректировке) можно рекламировать любой допустимый объект или услугу без ограничений.
Данное положение предписывает соблюдение следующих императивов при желании пропагандировать тот или иной медицинский препарат:
Плюс, конечно если имеются противопоказания, то о них следует упоминать. Более подробно со всем списком можно ознакомиться в статье 24 акта.
Любое упоминание алкоголя с со ссылкой на его полезность или безвредность не допускается с экрана телевизора, радио, пано и т.д. В подобной версии также не должны использоваться образы (даже нарисованные) людей. В конце любого подобного объявления обязательно значится информация о том, что данный алкогольный продукт при употреблении в больших количествах способен нанести серьезный вред здоровью.
Ожидается, что к Чемпионату мира по футболу 2016 должно что-то измениться (но это не коснется крепкой алкогольной продукции и табачных изделий).
Пропаганда каких-либо банковских, оценочных, страховых и иных профильных финансовых услуг и аналогичной деятельности (даже на телевидении) должна обязательно содержать строгое наименование или реквизитов лица, предлагающего эти услуги либо проводящего такую деятельность.