Влияние рекламы на психику детей. Исследовательская работа на тему "влияние телевизионной рекламы на детей". Влияние рекламы на психику подростка

(4)

В статье рассказывается, как телевизионная реклама влияет на психику детей. Рассматриваются 3 возрастные группы. Это дети до 4 лет, 4-6 лет и подростки. Даются советы по ограждению малышей от вредного воздействия рекламных роликов.

Как реклама влияет на наших детей? Малыши, не достигшие 4 лет, воспринимают её как правдивую информацию. Причём она яркая, доступная и «красиво упакованная». В ней много динамики, движения и узнаваемости. К примеру, идёт какой-нибудь взрослый и абсолютно непонятный для ребёнка фильм. И вдруг, рекламный ролик. Он воспринимается маленьким человечком как старый добрый знакомый. Постоянно повторяющийся сюжет нравится детям, так как легко запоминается. Ребёнок радуется, что уже видел это, слышал и знает, чем короткий фильм закончится.

Самые желанные для рекламодателей зрители - это дети 4-6 лет. В таком возрасте они ещё не понимают подлинную корыстную сущность рекламы. Для них она представляется волшебным миром, в котором всё по-настоящему. Герои рекламных роликов представляются для малышей вполне реальными личностями с определённым образом жизни, вкусами и пристрастиями. Они воспринимаются как эталон для подражания. Очаровательные ровесники «из телевизора» постоянно лопают шоколад, жуют гамбургеры и играют с куклами Барби.

Что же касается подростков, то здесь ситуация ничуть не лучше, а может быть и хуже. Молодые люди, не имея устоявшихся жизненных принципов, берут за основу те нравственные установки и модели поведения, которые им навязывают с экранов телевизоров. А оттуда постоянно слышится: «Разве вы не достойны этого, побалуйте себя радостями жизни, вся эта роскошь принадлежит вам». В результате формируется определённый психологический тип людей, ориентированный на красивую жизнь и потребление.

Но где взять деньги на земные радости? Может быть, пойти на завод и вкалывать у станка. Ни в коем случае. Соберите 200 крышек, 300 вкладышей и вырежьте 400 логотипов. За это вы получите плеер, а если очень постараетесь, то отправитесь в кругосветное путешествие или станете собственником домика в деревне. И начинают течь родительские деньги на покупку товаров с крышками, логотипами и вкладышами. Таким образом формируется психология потребителя, ищущего лёгких заработков и беззаботного времяпровождения.

Психологи считают, что рекламная пропаганда богатства и роскоши формирует целую кучу комплексов у детей из семей с невысоким материальным достатком. Они становятся агрессивными, неуправляемыми. В их душах постоянно присутствует чувство обиды и неудовлетворённости.

Помимо этого реклама взращивает в душе ребёнка равнодушие к чужой боли и бездушие. Этому способствует смещение образов на экране. Очень часто рекламные блоки прерывают фильмы на самых трагических моментах. По задумке создателей картины в этом месте зритель должен сопереживать героям, но тут «в телевизоре» появляются счастливые лица, рекламирующие новый стиральный порошок. Сюжетная линия разрывается, а в голове ребёнка образуется непонятная смесь из улыбок, боли, крови и ещё неизвестно чего. Отсутствует только сострадание главным действующим лицам фильма. Так стоит ли после этого удивляться душевной чёрствости детей.

Серьёзные исследования по воздействию рекламы на детскую психику провели американские психологи. Статистика получилась удручающая. За прошедшие 3 десятилетия в 4 раза возросло количество рекламных фильмов, негативно влияющих на малышей и подростков. Увеличилось число сюжетов, расхваливающих сладости, закусочные и самые разнообразные газированные напитки.

Как результат, излишний вес наблюдается у каждого 4 американского ребёнка. Рекламу продуктов питания показывают по телевизионным каналам около 25 тысяч раз ежегодно. Дети в возрасте от 5 до 13 лет тратят на фаст-фуд примерно 4 млрд. долларов в год. Это огромные деньги, которые с лихвой окупают любые затраты на рекламу.

Как же оградить неокрепшие юные души от мощнейшего рекламного прессинга .

Естественно, нужна государственная программа. Но законодатели пока не очень то торопятся вмешиваться в деятельность тех отраслей экономики, которые ворочают многомиллиардными прибылями. Поэтому надо понимать, что в настоящее время спасение утопающих является делом самих утопающих.

Необходимо ограждать детей от вредного воздействия рекламных роликов. А это означает, что следует сократить до минимума время нахождения ребёнка у телевизора. В некоторых семьях он выполняет функции «фона» в квартире и работает с утра до вечера. Такая практика ни к чему хорошему привести не может. В наши дни уже существуют семьи, полностью отказавшиеся от «окна в мир». Сделали они это ради здоровья детей.

Но телевизору нужно найти замену. Аналогичную функцию вполне по силам взять на себя дискам с хорошими фильмами. Их можно смотреть по видео в строго определённое время. Вполне разумно записывать интересные телепередачи, стирать рекламу и также смотреть их по видео. Кроме этого нужно регулярно разъяснять маленькому человечку подлинную суть рекламных роликов. Пусть он узнает, для чего взрослые делают эти короткие фильмы. А самое главное, поймёт, что они не имеют с реальной жизнью ничего общего.

Выход же из сложной ситуации возможен только один. Необходимо в корне пересмотреть сам принцип создания рекламных фильмов. Вместо того, чтобы расхваливать зубную пасту, необходимо твердить, что зубы следует чистить утром и вечером. В другие ролики также следует вставлять социально нужную информацию. Тогда вся эта коммерческая вакханалия не так будет раздражать. От неё появится хоть какая-то польза, а наши дети станут заметно лучше и сердечнее.

Стоит включить телевизор, и реклама начинает атаку на психику ребенка. Быстрая смена видеокадров, изменение масштаба изображения и силы звука, стоп-кадры и аудиовизуальные спецэффекты травмируют нервную систему и вызывают повышенную возбудимость у детей раннего возраста.

Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки способствует релаксации, снижает умственную активность и критичность восприятия информации.

Реклама оказывает негативное влияние на развитие личности. Детям навязывают идеалы красоты, жизненные цели, способ существования, которые крайне далеки от реальности. Тем не менее их заставляют к этому стремиться, сравнивать себя с «идеалом». Сознание ребенка постепенно превращается в хранилище стереотипов.

Нередко реклама делает ребенка более агрессивным и раздражительным. Какие для этого существую причины? Во-первых, многие рекламные ролики повторяются слишком часто, прерывают интересные фильмы или мультики. Во-вторых, такие товары как горные велосипеды, путешествия, автомобили пока не доступны ребенку, а иметь их хочется. Так как желания и возможности не совпадают, возникает чувство разочарования, а нередко и злости на родителей, которые не могут купить дорогую «игрушку». В-третьих, сама реклама может отличается агрессивностью.

Реклама влияет на детей не только психологически, но и физиологически. Когда маленький телезритель «в запой» смотрит рекламные ролики он неподвижно сидит или лежит, его вниманием полностью завладела реклама. Такая гиподинамия приводит к замедлению обмена веществ, а значит и к накоплению жиров в организме ребенка. Вместо того, чтобы бегать, прыгать и таким образом тратить калории, ребенок, наоборот, накапливает их. Особенно, когда под телевизор проходит и завтрак, и обед, и ужин. Глядя на «голубой экран», малыш может съесть гораздо больше, чем нужно его организму. Отсюда проблемы с лишним весом в раннем возрасте, расстройства желудочно-кишечного тракта. Кроме того, реклама предлагает маленькому потребителю далеко не самые полезные продукты. Малыш после просмотра рекламы начинает вымогать у родителей разные снэки и сладости, что тоже не прибавляет ему здоровья.

Психологическое же воздействие рекламы на неокрепшие умы юного поколения еще более сильное. Даже технология создания рекламных телевизионных роликов уже предусматривает воздействие, в первую очередь, на детей. Маркетологи всего мира уже давно осознали, что нет более благоприятной почвы для рекламы, чем детская аудитория. Хоть дети и не могут купить рекламируемый товар, зато они способны повлиять на решение своих родителей. Ребенок может просто вымогать у мамы или папы купить шоколадку или чипсы «как в рекламе».

А для детей в возрасте 6-12 лет, когда они уже имеют свои карманные деньги, особо привлекательна реклама, в которой предлагается без усилий что-то получить. Например, «пришлите нам 10 этикеток и получите бейсболку». И детей трудно переубедить, что такие лотереи не гарантируют получения выигрыша, да и та бейсболка, честно говоря, стоит гораздо дешевле.

Иногда продукты (чипсы, жевательная резинка, леденцы, шоколадные батончики, газированные напитки), в рекламе которых используется образ подростка, являются не слишком полезными для питания. Родителям бывает трудно доказать это ребенку, приходится уступать под воздействием его настойчивых уговоров и покупать то, что он просит.

Многие ролики призывают «перекусить», если наступило чувство легкого голода. Благодаря этому количество приемов пищи увеличивается, а полноценное питание нередко и вовсе заменяется подобными «перекусами».

Поскольку дети более эмоционально чувствительны, чем взрослые, то и воздействие рекламы они ощущают сильнее, и привыкание возникает быстрее. Главная неприятная особенность этого воздействия в том, что оно нарушает стабильность жизни и влечет за собой резкие изменения настроения и поведения зрителя.

Для ребенка все происходящее на экране - это настоящее, он еще не способен отличить правду от вымысла. Поэтому по поведению героев рекламных роликов дети формируют для себя модель поведения во взрослом мире. Но в рекламе эта модель упрощенная либо же вообще нереальная. Редко в рекламном ролике встретишь доброго и честного персонажа, пропагандирующего нравственность. Гораздо чаще - это эгоистичные, сексуально-агрессивные персонажи, которые действуют лишь в угоду своим желаниям. Только представьте себе какой образ взрослого предлагает ребенку реклама: он постоянно страдает от кариеса, перхоти, запаха изо рта, расстройства желудка и тому подобных вещей. Тот еще образчик...

1 из 19

Презентация - Влияние рекламы на психику подростка

Текст этой презентации

Тема данной работы - влияние рекламы на психику подростка Объектом исследования является реклама и ее влияние. Цель работы - изучить влияние рекламы на здоровье и психику подростка. Цель предполагает задачи: 1. Рассмотреть, как реклама влияет на подростков. 2. Исследовать проблемы, которые возникают после просмотра реклам. 3. Выяснить причины возникновения проблем и найти пути их решения

Мы выдвигаем следующую гипотезу: Реклама оказывает сильное воздействие на формирование и развитие отношений к окружающему миру и действительности, а также личностные отношения подростков. Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы для того, чтобы люди поняли, как реклама влияет на них.

Невозможно сегодня просто пройтись по улице мегаполиса и не встретить изобилие всевозможной рекламы, она повсюду: на щитах, плакатах, листовках, тентах, в газетах, на телевидении и т.д. Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

По данным Всероссийского исследования «Российские подростки в информационном мире». «В структуре досуга телесмотрение находится у подростков на первом месте, тогда как чтение - на четвертом». Соответственно наиболее часто на глаза подросткам будут попадаться рекламные ролики, транслируемые по телевидению. На втором месте, скорее всего, окажется наружная реклама, затем Интернет-реклама, реклама на радио, ну и в газетах и журналах.

Цель нашего исследования, проведенного среди учащихся МОУСОШ 24 г. Копейска состояла в изучении влияния телевизионной рекламы на психику детей разных возрастных групп. В исследовании приняли участие 74 ученика, из них 46 учеников среднего (6-8 классы) и 28 - старшего школьного возраста (9-11 классы).

Отношение к рекламе 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 11 класс Всего
Положительное 19% - 17% - - 7,2%
Отрицательное 30% 43% 29% 33% 41% 35,2%
Равнодушное 48% 57% 57% 67% 59% 57,6%
В ходе исследования было выявлено, что большинство школьников (57,6%) равнодушно относятся к рекламе, никак не реагируя на нее, но, конечно же, есть и такие, которые воспринимают рекламу негативно - 35,2% .

О том, верит ли подросток тому, что сообщается в рекламном ролике, можно судить по данным. Больше всего верят рекламе младшие подростки (учащиеся 6-8 классов). Число детей, испытывающих доверие к определенной рекламной продукции, снижается с возрастом. Можно сделать вывод, что отношение старшеклассников к рекламе более осознанно и критично.
Доверие к рекламе 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 11 класс Всего
Да - - - - - 0%
Нет 37% 42% 36% 73% 57% 49%
Частично 63% 58% 64% 27% 43% 51%

Когда она начинается, то 42,8% подростков сразу переключают на другой канал (см. таблицу 4), 46,6% - уходят куда-нибудь и лишь 10,6% - смотрят ее (в основном дети среднего звена).
Действия во время рекламы 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 11 класс Всего
Смотрю ее 23% 16% 14% - - 10,6%
Переключаю на другой канал 39% 38% 32% 54% 51% 42,8%
Ухожу куда-нибудь 38% 46% 54% 46% 49% 46,6%

По данным анкетирования, 67% школьников не всегда понятен смысл той или иной рекламы (см. таблицу 5), причем была выявлена интересная закономерность: понимание содержания рекламы от перехода к старшему звену не увеличивается, а уменьшается. Вероятно, это связано с тем, что старшие подростки более вдумчиво относятся к тому, что видят на экране телевизора.
Всегда ли понятно содержание рекламы 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 11 класс Всего
Да 54% 58% 43% 38% 42% 47%
Нет 46% 42% 57% 62% 58% 53%

В ходе анкетирования выяснилось: лишь 4% родителей комментируют рекламу, как-то указывают своим детям на ее недостатки, остальные 95,8% не обращают на нее внимания
Отношение к рекламе родителей 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 11 класс Всего

Влияние рекламы на психику подростков

1.3 Влияние рекламы на психику подростка

Подростки сегодня находятся в ситуации выбора, и зачастую эта ситуация очень сложна. Им приходится выбирать между различными взглядами и различными представлениями, и, что особенно трудно, формировать собственную картину мира. Как мы уже выяснили, телевидение служит важным источником информации, расширяющим знания о мире. Образ мира в несколько последних десятилетий формировался в значительной степени именно телевидением.

Именно телерекламе мы уделим наибольшее внимание в силу уже названных ранее причин (совмещение в телеролике видео- и аудиоряда, наибольшая доступность, массовость аудитории и т.д.), хотя многое из того, о чем будет сказано ниже, в том или ином виде, в меру возможностей, представлено во всех остальных видах рекламной продукции.

Реклама - одно из наиболее сильных средств, закладывающих определенные, предпочтительные модели поведения. Под воздействием рекламы у детей и подростков могут формироваться и формируются новые потребности и ожидания. Если же продукт предназначен для детей, то реклама не только побуждает их быть инициаторами покупок родителями, но и стимулирует самостоятельные покупки, и 60% детей младшего школьного возраста сами покупают мороженое, сладости, сухарики и чипсы. Таким образом, у детей формируются не только социальные модели, но и потребительское поведение.

2. Реклама как «образец» межличностных отношений (между противоположными полами, различными поколениями и т.п.), которые в подавляющем большинстве случаев копируются молодыми людьми из-за уверенности в том, что именно так обустраиваются определенные отношения (здесь выполняется функция «подражания»);

Результаты условно могут быть сгруппированы в зависимости от двух характеристик:

В первой главе мы рассмотрели теоретический анализ проблемы влияния рекламы на психику подростка и выяснили, что без сомнения реклама, особенно телевизионная, оказывает формирующее влияние на психику подростков. Имеются положительные и отрицательные моменты. У каждого психолога, родителя своё мнение. А влияние это происходит посредством его психофизиологических особенностей, так как подросток 14-17 лет ведёт очень насыщенную внутреннюю жизнь.

Виды и причины отклонений в развитии у детей

Эмоции человека - важнейшая часть его психики. Сопровождая практически любые проявления активности, эмоции служат одним из главных регуляторов психической деятельности и поведения...

Цель нашего исследования, проведенного среди учащихся Унинской МОУ СОШ с УИОП Кировской области, состояла в изучении влияния телевизионной рекламы на психику детей разных возрастных групп. В исследовании принимали участие 40 учащихся...

Возрастная характеристика подростка средней школы и её особенности

Нервная система. Состояние нервной системы у подростков иное, чем у взрослых и детей. Это проявляется в усиленной работе тех ее отделов, которые обеспечивают энергозатраты и адаптацию различных систем организма к внешним условиям...

Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях культурно-досуговой деятельности на примере любительского объединения "Ратник"

Развитие человека как личности происходит в общем контексте его «жизненного пути», говорил Рейнвальд Н. И., который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе...

Использование развивающих игр и упражнений на уроках технологии

Почему младенец визжит от восторга? Почему игрок, увлекаясь, забывает все на свете? Почему публичное состязание повергает в неистовство тысячеголовую толпу? Интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом...

Новые средства и методы образования

Для очень многих учеников школа не имеет большого значения. Это справедливо не только для отстающих и слабоуспевающих, но и для тех, кто учится хорошо. Учащимся предлагается некоторая работа просто потому, что она составляет часть программы...

Особенности влияния подростковой субкультуры на социализацию личности

Подростковый возраст -- это возраст от 10-11 до 15 лет. Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости...

Разработка рабочей программы по декоративно-прикладному искусству и керамике

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 ? 8 классах средней школы и охватывают возраст от 11?12 до 14?15 лет...

Роль педагога-организатора в профилактике компьютерной зависимости у подростков

В общем, термин "зависимость" определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. На сегодняшний день известны следующие "зависимости": по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм)...

Подростковый возраст - это переход от детства к взрослости, период становления и формирования зрелого организма. В этом возрасте усиленно развиваются внутренние органы. Масса сердца увеличивается почти в 2 раза, возрастает объём крови...

Социально-педагогические аспекты культуры в становлении личности подростка

С 80-х годов в нашей стране наблюдаются положительные тенденции, которые проявляются в восстановлении доступа к мировой культуре, в появлении возможностей свободного развития разнообразных эстетических подходов...

Творческое воображение школьников

У подростков с порой полового созревания соединяются мощный подъем воображения и первые начатки созревания фантазии. В этот период происходит глубокое преобразование воображения: из субъективного оно превращается в объективное...