Атомный крейсер орлан. Линейный крейсер атомной эры. Автоматическая малокалиберная артиллерия

В 1970-х годах в Советском Союзе начали строить тяжелые атомные ракетные крейсера проекта 1144, обладавших невиданной мощью и огромными размерами, что позволило западным специалистам определить их в класс линейных крейсеров. Статья посвящена истории создания и службы этих выдающихся кораблей.

Первые работы по надводным кораблям с атомной энергетической установкой начались в Советском Союзе еще в 1950-х годах. Однако первоначально руководство военно-морского флота не обращало внимания на эти перспективные разработки. Лишь после окончания Карибского кризиса стала очевидной необходимость создания корабля с фактически неограниченной дальностью действия, способного вести патрулирование во всех уголках Мирового океана.

В течение 1960-х годов велась разработка подобного корабля. Так как в то время уничтожение субмарин противника считалось главной задачей, новое военное судно было в первую очередь заточено под использование противолодочного вооружения. Конструкторы полагали, что новый корабль станет заменой старым БПК и будет построена большая серия новых судов. Однако возникла проблема, связанная с кораблями сопровождения. Новый атомный БПК, уже тогда получивший обозначение «проект 1144», был практически полностью лишен средств противовоздушной обороны, что требовало наличия корабля поддержки. Однако создать проект подобного крейсера с атомной установкой конструкторы очень долгое время не могли.

В самом конце 1960-х годов такой проект все-таки появился на свет. Крейсер, получивший обозначение «проект 1165», был оборудован не только новейшими средствами ПВО, но и противокорабельным вооружением. Соединение из атомного БПК и вышеупомянутого крейсера являлось бы практически неуязвимым для авиации и кораблей вероятного противника, однако обладало куда меньшими возможностями для противодействия субмаринам. В итоге руководством ВМФ было принято решение об установке на перспективный корабль нового гидроакустического комплекса. Для его монтирования было необходимо не только резко увеличить водоизмещение, но и повысить мощность атомной энергетической установки.

Все это привело к тому, что в 1971 году оба проекта были объединены, и новый военный корабль получил длинное обозначение: атомный противолодочный крейсер проекта 1144. Проектирование корабля велось конструкторами ленинградского Северного проектно-конструкторского бюро (ПКБ). Этот крейсер стал «любимчиком» тогдашнего командующего ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова, сторонника создания океанского флота, способного совершать походы в самых отдаленных точках океана. Новый корабль с атомной установкой отлично вписывался в эту стратегию. В итоге перспективный крейсер, оснащенный всеми новейшими видами вооружения, по своим размерам превзошел большинство тяжелых кораблей времен Второй мировой войны. Его длина составляла четверть километра, а водоизмещение приближалось к отметке 25 тысяч тонн.

Крейсер проекта 1144 обладал сокрушительной мощью: на нем были установлены все новейшие на тот момент виды корабельного вооружения. Корабль мог нести 20 противокорабельных ракет «Гранит», был вооружен комплексами ПВО «Форт» («оморяченный» С-300) и «Оса-М», системами противолодочной обороны, торпедными аппаратами, артиллерийскими орудиями. Крейсер нового проекта стал одним из первых в мире кораблей, на котором были смонтированы вертикальные пусковые установки, благодаря чему можно было не только сэкономить место, но и упростить запуск зенитных и противокорабельных ракет. Кроме всего прочего, крейсер проекта 1144 был оснащен новейшим гидроакустическим комплексом «Полином», а так же радиолокационными станциями наблюдения за надводными и воздушными целями. Отдельные системы корабля получили бронирование.

Работы в Северном ПКБ шли довольно быстро, и уже через два года после начала проектирования, в 1973 году, руководством ВМФ СССР было принято решение о строительстве серии из четырех кораблей. Первый из них получил имя «Киров». Западные специалисты и по сей день именуют крейсера проекта 1144 «Kirov-class battlecruiser», тем самым сравнивая отечественные корабли с линейными крейсерами. Вполне оправданная оценка, если учитывать возможности и размеры этих кораблей.

С 1980 по 1988 годы в состав советского ВМФ вошли три тяжелых атомных ракетных крейсера проекта 1144: «Киров», «Фрунзе» и «Калинин». Начиная с середины 1980-х годов эти корабли совершили несколько дальних походов. Однако ближе к началу 1990-х их интенсивность резко снизилась: сказалось сокращение финансирования. По той же причине затянулось строительство четвертого корабля серии, носившего имя бывшего генерального секретаря партии Ю. В. Андропова. Он, как и «Фрунзе» с «Калининым», строился по усовершенствованному проекту 1144.2. Здесь необходимо отметить, что по количеству и ассортименту вооружения все корабли серии различаются между собой. Четвертый крейсер, впоследствии названный в честь российского императора Петра Великого, является наиболее продвинутым из всех.

Модернизация крейсеров

В течение 1990-х годов первые три корабля были переведены в резерв, где находились практически два десятилетия. «Петр Великий» же постепенно достраивался, и лишь в 1996 году был спущен на воду. С 1998 года он находится в строю Северного флота ВМФ России, является его флагманом. Во время своей службы корабль совершил большое количество дальних походов в Атлантическом океане, Средиземном море, побывал в водах Индийского и Тихого океанов. «Петр Великий» неоднократно становился участником крупных военно-морских учений, участвовал в операции по поиску затонувшей АПЛ «Курск», в 2009 году вел патрулирование у берегов Сомали, где экипажем корабля были пойманы несколько групп пиратов.Остальные же крейсера, получившие после распада СССР имена «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Нахимов», до последнего времени находились в резерве в весьма плачевном состоянии. Однако начиная с 2010 года в прессу стали проникать слухи о возможном восстановлении этих кораблей. В 2012 году руководством страны были принято решение о модернизации первого из них – «Адмирала Нахимова». В ближайшие годы на этом крейсере будут проходить работы, в ходе которых он получит новейшее вооружение, в том числе возможности для работы по наземным целям крылатыми ракетами комплекса «Калибр». По заявлениям военных, в будущем такая модернизация затронет и другие крейсера проекта 1144. Эти работы откроют новые возможности для российских тяжелых атомных крейсеров, или, если так можно выразиться, «второе дыхание», что позволит им еще многие годы находиться в строю отечественного военно-морского флота.

Прочитал как мне показалось интересную статью о ракетном крейсере «Петр Великий», предлагаю вам ознакомиться и высказать свое мнение:

Усиление присутствия ВМФ России в Мировом океане откликнулось потоком громких сообщений в СМИ: интервью, вопросы, прогнозы, комментарии и оценки отечественных и зарубежных экспертов. Главной «звездой» происходящих событий, как обычно, является атомный ракетный крейсер «Петр Великий» — самый крупный из неавианесущих боевых кораблей в мире, 26 000-тонный исполин с монументальным обликом имперского крейсера и тремястами ракет на борту.

Всякий раз, при упоминании имени «Петра», на форумах начинается его сравнение с зарубежными кораблями аналогичного класса и назначения. Разумеется, прямых аналогов отечественного ТАРКРа не существует – этот крейсер уникальный в своем роде технический шедевр. Но, по ряду параметров, соперников подобрать можно: возможности ПВО «Петра» принято сравнивать с американскими Иджис-крейсерами (или эсминцами — что, впрочем, одно и то же).

И вот здесь-то и начинается самое интересное…

Эгида («Агис» др. греч.) – мифический щит Афины и Зевса, по преданию, сделанный из шкуры волшебной козы Амалтеи. В центре щита закреплена голова Медузы Горгоны, превращающая своим взглядом человека в камень. Универсальное оружие для нападения и защиты помогло Зевсу в битве с титанами.

В 1983 году на океанские просторы вышел новый боевой корабль. На корме развивался на ветру огромный транспарант «Stand by admiral Gorshkov: “Aegis” - at sea!» (Берегись адмирал Горшков! «Иджис» в море!). Вот так, с приторным звездо-полосатым пафосом, начал свою службу ракетный крейсер USS Ticonderoga (CG-47).«Тайкондерога» стала первым в мире кораблем*, оснащенным боевой информационно-управляющей системой «Иджис» («Эгида»). БИУС «Иджис» обеспечивает одновременное слежение за сотнями надводных, наземных, подводных и воздушных целей, их селекцию и автоматическое наведение оружия корабля на самые опасные объекты. Официальные источники всегда подчеркивали, что «Иджис» выводит противовоздушную оборону соединений кораблей ВМС США на новый уровень: отныне ни одна противокорабельная ракета, даже при массовом пуске, не сможет прорваться сквозь супертехнологичный «щит» крейсера «Тайкондерога».В настоящее время БИУС «Иджис» установлена на 107 кораблях ВМС пяти стран мира. За 30 лет своего существования, система боевого управления обросла таким множеством страшных историй и легенд, что ей позавидует даже Древнегреческая мифология.

Пуск зенитной ракеты комплекса С-300Ф

Крейсер несет на борту 200 с лишним зенитных ракет, этого хватит на всех – уверенно заявляют патриоты.

Нет! – вопят проамерикански настроенные граждане, — боевая информационная система «Иджис» («Эгида») стоит целого мира. Ваш крейсер просто щенок по сравнению с проверенной «Тикондерогой» или «Орли Берком».

Идите к чертям! – выходят из себя сторонники отечественного флота – на нашем крейсере стоят два комплекса С-300 — только попробуйте сунуться!

Стреляй, дешевка! – отвечают им из-за океана — Корабли янки умеют поражать цели на низкой околоземной орбите — вот где настоящая, а не показная мощь!

Конструктивного диалога не случается до тех пор, пока кто-нибудь из бдительных граждан не замечает странности в облике российского крейсера: – Господа, отчего надстройки «Петра» выглядят, словно чернобыльский лес после аварии?

Вычурный силуэт, громоздкие пирамидальные мачты, по всюду торчат раскидистые «ветви» антенных устройств радаров и систем связи… Одно лишь перечисление этого «зоопарка» способно вызвать улыбку: комплекс радиолокационных средств «Петра Великого» включает в себя радары «Восход», «Фрегат М2», «Подкат», «Позитив», «Волна», 4Р48 с фазированной антенной решеткой, антенный пост 3Р95, радар управления артиллерийским огнем МР184 «Лев», наконец, две навигационные РЛС «Вайгач-У».

Помимо общей нерациональности и сложности в согласовании работы столь большого количества радиотехнических средств, неряшливый облик «Петра» здорово увеличивает его заметность – крейсер сияет на экранах вражеских радаров, подобно ярчайшей звезде. Наверняка определенную роль сыграли «отсталые большевистские технологии»… Но не до такой же степени!

Каким же ладным и современным, после этого, кажется американский Иджис-эсминец типа «Орли Берк» — чистые линии надстроек, выполненных с учетом технологии «стелс», минимум внешних декор-элементов, единственный многоцелевой радар обнаружения с неподвижными полотнами ФАР. Американский «Берк» похож на гостя из других миров – настолько необычен его облик, по сравнению с кораблями российского ВМФ.

Эсминец типа «Орли Берк»

Но так ли это на самом деле? Какие «подводные камни» скрываются за стильным образом американского эсминца? И так ли устарел наш «Петр Великий», как это кажется на первый взгляд?

В гламуре высоких технологий, или Скупой платит дважды

Американский корабль построен вокруг боевой информационно-управляющей системы «Иджис», объединившей в себе все средства обнаружения, связь, оружие и системы борьбы за живучесть корабля. Универсальные эсминцы-роботы способны обмениваться информацией с себе подобными и принимать решения за командира. К созданию подобной системы янки шли 20 лет – по-настоящему серьезная разработка, в которой заложены самые прогрессивные идеи современного морского боя: во главе угла стоит обнаружение и мгновенная селекция целей. Американский корабль первым примет решение, первым выстрелит и первым уничтожит противника. Пентагон называет Иджис-эсминцы лучшей морской системой ПВО на сегодняшний день.

Ключевой элемент системы – радиолокационная станция AN/SPY-1, представляющая комбинацию из четырех плоских фазированных антенных решеток, закрепленных по бокам надстройки эсминца. «Спай» способен в автоматическом режиме выполнять поиск по азимуту и углу места, осуществлять захват, классификацию и сопровождение сотен воздушных целей, программировать автопилоты зенитных ракет на стартовом и маршевом участках траектории.

Фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1D

Применение единого многофункционального радара позволило упростить сбор и анализ информации, а также исключить взаимные помехи, возникающие на других кораблях при работе большого числа радиолокационных станций.

Однако, за видимым преимуществом SPY-1 скрывается сложнейшая техническая проблема: Как научить радар эффективному обнаружению целей на больших и на малых дистанциях одновременно? Дециметровые волны («Спай» работает в диапазоне S) хорошо отражаются от морской поверхности – шквал помех затрудняет распознавание несущихся над самой водой ракет, делая эсминец совершенно беззащитным перед сверхзвуковыми ПКР. Кроме того, низкое расположение антенн SPY-1 сокращает и без того небольшую дальность обнаружения низколетящих целей, отнимая у корабля драгоценные секунды, необходимее для реакции на угрозу.

Никто в мире не рискнул повторить американский фокус с «единым многофункциональным радаром» — на проектах боевых кораблей, созданных в других странах, в дополнение к радару общего обнаружения всегда предусматривается установка специализированной РЛС для обнаружения низколетящих целей:
- британский «Дэринг» (дециметровый обзорный S1850M + сантиметровый SAMPSON)
- франко-итальянский «Горизонт» (S1850M + сантиметровый EMPAR)
- японский «Акидзуки» (двухдиапазонный FCS-3A с активными ФАР. По-факту — два радара (диапазон С и X), объединенных под общим названием).
Но как обстоят дела с обнаружением ВЦ у российского атомного крейсера?

Радары «Петра Великого»

У российского корабля все в полном порядке – обнаружение воздушных целей возложено на три радиолокационные станции различного назначения:

Мощный обзорный радар МР-600 «Восход» (расположен на вершине фок-мачты – первой мачты с носа корабля);

Трехкоординатный радар МР-750 «Фрегат М2» с фазированной антенной решеткой (располагается на вершине следующей, более низкой грот-мачты);

Специализированная двухкоординатная РЛС МР-350 «Подкат» для обнаружения низколетящих целей (две антенны расположены на площадках по бокам фок-мачты). Главной особенностью станции являются особая диаграмма излучения с зауженными «боковыми лепестками» (сканирование по малому углу места) и высокой частотой обновления данных.

Именно такого радара не хватает американскому Иджис-эсминцу.

На вершине фок-мачты — антенна обзорной РЛС «Восход», чуть ниже, на площадках по сторонам мачты заметны две антенны РЛС «Подкат». Впереди, на крыше надстройки, фазированная антенная решетка радара СУО ЗРК С-300ФМ «Форт-М»

Но обнаружить – еще не значит уничтожить. Цель необходимо взять на сопровождение, навести на неё оружие и проконтролировать весь процесс полета ракеты к цели.

У штатовского корабля этим занимается, как обычно, многофункциональный радар AN/SPY-1 вкупе с тремя радарами подсветки цели. Супер-радар «Спай» способен одновременно контролировать до 18…20 зенитных ракет: определять их положение в пространстве и автоматически передавать на автопилоты ЗУР корректирующие импульсы, направляя их в нужный сектор неба. Однако, система «Иджис» тщательно следит, чтобы число ракет на конечном участке траектории не превышало трех единиц.

Фокус в том, что большинство современных морских ЗРК (в т.ч. «Стэндерд» и С-300Ф) используют полуактивный способ наведения: специальный радар «подсвечивает» цель, головка ракеты реагирует на отраженное «эхо». Все просто. Но кол-во одновременно обстреливаемых целей ограничено кол-вом радаров подсветки.
Как уже отмечалось выше – у американских эсминцев всего три РЛС AN/SPG-62. Курсовые углы прикрывает одна, кормовые – две, с борта – все три сообща. У российского атомного крейсера ситуация принципиально иная: наведение ракет комплексов С-300Ф и 300ФМ занимаются две специализированные РЛС, каждая из которых обеспечивает сопровождение ЗУР с момента её пуска до попадания в цель:

Радар с фазированной антенной решеткой 4Р48 (плоская «пластина» в передней части надстройки «Петра Великого»). В отличие от американского AN/SPG-62, который обеспечивает одновременную подсветку всего одной цели, отечественная система формирует шесть каналов наведения: всего 4Р48 способна одновременно наводить до 12 ракет по 6 воздушным целям!

Второй радар — 3Р41 «Волна», получивший на флоте за характерный облик прозвище «сиська» (хорошо видна в кормовой части надстройки). Вообще-то, на этом месте панировали установить современный 4Р48, но, увы, при строительстве крейсера средств хватило только на «сиську», а современные 4Р48 были проданы за рубеж и установлены на борту китайских эсминцев типа «Лючжоу».
В результате, со стороны кормы «Петр» способен наводить всего 6 ракет по трем целям – но, в любом случае, это лучший результат, по сравнению с американским Иджис-эсминцем.

Помимо большего числа каналов управления, отечественная схема управления огнем на основе специализированных радаров 3Р41 и 4Р48 обеспечивает гораздо более надежное и помехоустойчивое наведение ракет на маршевом участке, по сравнению с американским многофункциональным AN/SPY-1.

В отличие от американского Иджис-эсминца, где наведение всех типов зенитных ракет («стэндерд-2,3», «си сперроу», ESSM) оосуществляется одной-единственной системой управления огнем (SPY-1 + три SPG-62), российский крейсер оснащен двумя типами комплексов ПВО с индивидуальными системами наведения. Кроме зональных ЗРК С-300Ф/300ФМ, на борту «Петра» установлен зенитный комплекс самообороны «Кинжал» — 128 ракет малой дальности, предназначенных для отражения атак противокорабельных ракет.

«Кинжал» имеет собственный антенный пост 3Р95, находящийся в кормовой части надстройки, рядом со спаренным артиллерийским орудием. Зенитный комплекс использует 4-х канальную радиокомандную систему, обеспечивающую одновременное наведение до 8 ракет по 4 воздушным целям в секторе 60° х 60°.

Пуск ракеты ЗРК «Кинжал» с атомного крейсера «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»), конец 1980-х

Последний рубеж обороны «Петра» образован шестью зенитно-артиллерийскими комплексами «Кортик» — каждый боевой модуль представляет собой спаренный автомат калибра 30 мм (суммарный темп стрельбы 10 000 выстр./мин) вкупе с блоком зенитных ракет 9М311 малой дальности. Помимо собственных радиолокационных средств, «Кортики» получают целеуказание с двух антенных постов РЛС «Позитив».

У американских крейсеров и эсминцев в этом случае все намного печальнее – на борту «Орли Берков», в лучшем случае, смонтирована пара автоматизированных зениток «Фаланкс», представляющих собой комплект из шестиствольной 20 мм пушки и компактной РЛС управления огнем, смонтированный на одном лафете. В связи с попытками снижения затрат на их постройку, эсминцы ВМС США последней серии вообще лишены каких-либо зенитных средств самообороны.

Собственно, «Орли Берк» много чего лишен – фантастические Иджис-эсминцы, позиционируемые Пентагоном, как лучшие боевые корабли ПВО/ПРО, не имеют ни специального радара для обнаружения НЛЦ, ни достаточного количества РЛС подсветки целей. Именно этим объясняется приятная взору «гладкость» их надстроек и отсутствие «лишних» антенн.

Эпилог

«Фрагат», «Подкат», «Волна»… Каждый из радаров имеет свое конкретное назначение и ориентирован на выполнение какой-то своей специфической задачи. Объединить их в единую «универсальную» станцию – идея привлекательная, но труднореализуемая на практике: на пути инженеров встают фундаментальные законы природы – для каждого случая предпочтительнее работать в определенном диапазоне волн.

Неслучайно, одна из самых совершенных разработок в области морских средств обнаружения — перспективный радар AN/SPY-3 с тремя активными ФАР, планируемый к установке на американский эсминец «Замволт», изначально создавался как составная часть системы из двух радаров: сантиметрового AN/SPY-3 для поиска низковысотных целей и обзорного AN/SPY-4 (диапазон дециметровых волн). Впоследствии, под ударами финансовых сокращений, Пентагон отказался от установки AN/SPY-4, с формулировкой «эсминец не предназначен для обеспечения зональной ПВО». Проще говоря, супер-эсминец «Замволт» не сможет эффективно поражать воздушные цели на дальности свыше 50 км (однако, в отличие от «Берка», который умеет сбивать космические спутники, «Замволт» идеален при отражении атак низколетящих ПКР).

Янки, как известно, большие любители стандартизации и унификации — вот теперь пусть выбирают, что лучше…

В отличие от американских «Иджисов» и «Замволтов», русский атомный крейсер несет на борту полный комплект средств обнаружения и управления огнем для поражения воздушных целей на любых дистанциях. Даже сейчас, с учетом намеренного ослабления его характеристик, в связи известными событиями политико-экономического характера, тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» остается сильнейшей боевой единицей, чьи возможности, в плане ПВО, равноценны двум-трем американским Иджис-эсминцам.

В конструкции этого исполина заложен огромный потенциал – замена устаревшей РЛС «Восход» на современный радар с активной ФАР, подобный европейскому S1850M и оснащения корабля ракетами комплекса С-400 с заменой части боекомплекта на зенитные ракеты с активными головками самонаведения – превратит крейсер в неприступную морскую крепость.

Напоминаю, что в этой статье не противопоставляются как противники «Петр Великий» и какой то из кораблей США с системой «Иджис», тут пытаются сравнить эффективность систем ПВО

Конечно же стоит тут упомянуть, что Орли-Берков сейчас в наличии в ВМС США около 60 штук, а «Петр Великий» только один. Это так и это огромный минус. Но, есть и позитивные моменты, принято решение о ремонте и модернизации еще трех «Орланов»

«Киров» / «Адмирал Ушаков» — Было принято решение об утилизации корабля. Однако сейчас планируется произвести его ремонт и полную модернизацию. Ввод в строй возможен после 2020 года.
«Фрунзе» /«Адмирал Лазарев» — Планировался к утилизации. Однако в 2011 году принято решение о его восстановлении и модернизации.
«Калинин» / «Адмирал Нахимов» - С 1999 года стоит на ремонте и модернизации на заводе «Севмаш» в Северодвинске. Находится в менее плачевном состоянии, чем «Адмирал Лазарев» и «Адмирал Ушаков», и не планировался к утилизации. В 2012 году должно быть завершено проектирование нового облика корабля. Прежде всего, планируется заменить морально устаревшее радиоэлектронное оборудование. После модернизации крейсер должен быть передан Тихоокеанскому флоту. (Источник: http://www.modernarmy.ru/article/142 © Портал «Современная армия»)

А так же можно напомнить, что для Зумвальта из-за сокращения расходов двухдиапазонный радар DBR уже исключён из проекта. Ибо действующий образец до сих пор выпилить не удалось, а денег ушло немеряно. Единственно что у них хорошо отлажено так это маркетинговый ПИАР. Спустили на воду с барабанным боем и битьем шампанского КОРПУС авианосца CVN 78 «Джеральд Форд» без той же РЛС DBR , без электромагнитных катапульт EMALS и широко распиаренной турбоэлектрической системе посадки (AAG). Всё вышеперечисленное находиться на стадии создания опытных образцов. Зато корпус спущен на воду и сколько ему "ржаветь" в ожидании не понятно

Вот несколько старых эпизодов применения американской системы:

Подвиг первый. «Иджис» побеждает аэробус Огненная стрела прочертила небосвод, и рейс 655 авиакомпании Air Iran исчез с экранов радаров. Ракетный крейсер «Vincennes» ВМС США успешно отразил воздушную атаку… Джордж Буш-старший, занимавший в то время должность вице-президента, благородно заявил: «Я никогда не буду извиняться за Америку. Неважно, какие были факты» («I will never apologize for the United States of America, I don’t care what the facts are»).

Танкерная война, Ормузский залив. Ранним утром, 3 июля 1988 года, ракетный крейсер USS «Vincennes» (CG-49), защищая датский танкер «Карома Маерск», вступил в бой с восемью катерами Военно-морских сил Ирана. В погоне за катерами, американские моряки нарушили границу иранских территориальных вод, и, по трагической случайности, в этот момент на радаре крейсера появилась неопознанная воздушная цель.

«Эйрбас» А-300 авиакомпании Air Iran совершал в то утро регулярный рейс по маршруту Бендер-Аббас – Дубай. Простейший маршрут: набор высоты 4000 метров — полет прямо — посадка, время в пути – 28 минут. В дальнейшем, расшифровка найденных «черных ящиков» показала, что пилоты слышали предупреждения с американского крейсера, но вовсе не считали себя «неопознанным самолетом». Рейс 655 шел навстречу своей гибели, на борту в этот момент находились 290 человек.

Идущий на малой высоте пассажирский лайнер был опознан, как иранский истребитель F-14. Год назад при подобных обстоятельствах «Мираж» ВВС Ирака расстрелял американский фрегат «Старк», тогда погибло 37 моряков. Командир крейсера «Vincennes» знал, что они нарушили границу тервод другого государства, поэтому атака иранского самолета представлялась самым логичным последствием. Нужно было срочно принять решение. В 10:54 по местному времени на направляющие балки пусковой установки Mk26 были поданы две зенитные ракеты «Стандард-2»….

USS Vincennes. Убийца

Уже после трагедии, ведущий эксперт Пентагона Дэвид Парнас посетовал прессе, что «наши самые лучшие ЭВМ не могут отличить с близкого расстояния аэробус от истребителя».
«Нам говорили, что система «Иджис» самая великолепная в мире и такого просто не может произойти!» - возмущенно заявила член палаты представителей Патриция Шроудер.

Финал этой грязной истории был необычным. В журнале «New Republic» (Вашингтон) появилась статья следующего содержания: «Мы обязаны извиниться перед Советским Союзом за нашу дешевую реакцию в 1983 году на сбитый над Охотским морем южнокорейский Боинг-747. Можно бесконечно спорить о сходстве и различии двух инцидентов. Наши жертвы находились в воздухе над зоной боевых действий. Их жертвы находились в воздухе над советской территорией. (Что если бы таинственный самолет появился в небе Калифорнии?) Сейчас становится все более очевидным: наша реакция на сбитый южнокорейский самолет - часть циничной пропаганды и результат технологического высокомерия: мол, такого с нами никогда не могло случиться».

Подвиг второй. «Иджис» спит на боевом посту.

Переправа, переправа. Пушки бьют в кромешной тьме. Это линейный корабль «Миссури» зимней ночью 24 февраля 1991 года громит передовые части армии Ирака, посылая снаряд за снарядом из своих чудовищных 406 мм орудий. Иракцы не остаются в долгу – с берега в линкор летят две противокорабельные ракеты «Хайин-2» (китайская копия советской ПКР П-15 «Термит» с увеличенной дальностью полета)

«Иджис», настало твое время! «Иджис», HELP! Но «Иджис» бездействовал, тупо мигая своими лампочками и дисплеями. Ни один из ракетных крейсеров, входящих в соединение кораблей ВМС США, не отреагировал на угрозу. Положение спас корабль Её Величества «Глостер» — с предельно малого расстояния британский эсминец срубил один «Хайин» с помощью ЗРК «Sea Dart» — обломки иракской ракеты рухнули в воду в 600 метрах от борта «Миссури» (первый случай успешного перехвата в боевых условиях противокорабельной ракеты с помощью ЗРК). Понимая, что надеяться на свой непутевый эскорт более не имеет смысла, экипаж линкора начал отстреливать дипольные отражатели – с их помощью вторая ракета была уведена в сторону (по другой версии – ПКР «Хайин-2» сама упала в воду).

Конечно, две противокорабельные ракеты не представляли серьезной угрозы для толстокожего линкора – броневые плиты толщиной 30 сантиметров надежно прикрывали экипаж и оборудование. Но сам факт того, что работу «Иджиса» выполнил старый эсминец с помощью зенитно-ракетного комплекса, разработанного в середине 60-х годов, наводит на мысль, что суперсовременный «Иджис» банально провалил задание. Американские моряки никак не комментируют это обстоятельство, хотя ряд экспертов высказывает мнение, что Иджис-крейсера действовали в другом квадрате, поэтому не смогли обнаружить цели — иракские ПКР летели ниже их радиогоризонта. А «Глостер» находился непосредственно в эскорте линкора «Миссури», поэтому своевременно пришел на помощь.

«Глостер» — британский эсминец типа 42, его систершипы «Шеффилд» и «Ковентри» бесславно погибли в Фолклендской войне. Полное водоизмещение кораблей проекта – 4500 тонн, т.е. де-факто это маленькие фрегаты.

Здесь можно было бы закончить историю о приключениях ВМС США в Персидском заливе, но, в момент ракетной атаки, в боевой группе линкора «Миссури» случилось другое забавное ЧП – зенитный комплекс самообороны «Фаланкс», установленный на американском фрегате «Джэррет» принял один из диполей за ПКР и автоматически открыл огонь на поражение. Попросту говоря, фрегат устроил «friendly fire», обстреляв линкор «Миссури» из шестиствольной пушки. А «Иджис», конечно, здесь ни при чем, шоколад ни в чем не виноват.

Подвиг третий. «Иджис» летает в космос

Летает, разумеется, не сама БИУС, а зенитная ракета RIM-161 «Standard-3» под внимательным контролем «Иджиса». Кратко: идея СОИ (Стратегической оборонной инициативы) никуда не исчезла – Америка по-прежнему мечтает о «противоракетном щите». В начале 2000-х годов была разработана четырехступенчатая зенитная ракета «Стандарт-3» для поражения боевых блоков баллистических ракет и космических спутников на низкой околоземной орбите. Именно они стали яблоком раздора в вопросе о размещении американской ПРО в Восточной Европе (гораздо большую опасность представляют «Стандард-3» морского базирования – мобильные и неуловимые Иджис-системы, но обсуждение этой проблемы не представляет интереса для политиков).

21 февраля 2008 года над Тихим океаном состоялась ракетно-спутниковая феерия – ракета «Стандард-3», запущенная с Иджис-крейсера «Lake Erie» настигла свою цель на высоте 247 километров. Американский разведывательный спутник USA-193 двигался в этот момент со скоростью 27 тысяч км/час.
Ломать - не строить. Увы, в нашем случае поговорка не верна. Вывести из строя космический аппарат нисколько не легче, чем построить его и запустить на орбиту. Сбить спутник ракетой – всеравно, что попасть пулей в пулю. И это удалось!

Но есть один нюанс. «Иджис» совершила свой подвиг, стреляя по цели с заранее известной траекторией – у американцев было достаточно времени (часы, дни?), чтобы определить параметры орбиты неисправного спутника, выдвинуть корабль в нужную точку Мирового океана, и в нужный момент нажать на кнопку «Пуск». Поэтому перехват космического спутника имеет мало отношения к противоракетной обороне. Но, как гласит китайская пословица: самый длинный и сложный путь начинается с первого шага. И шаг этот уже сделан – американским специалистам удалось создать чрезвычайно мобильную, дешевую и эффективную ракетную систему, чьи энергетические показатели позволяют обстреливать цели на низкой околоземной орбите. Уже в настоящий момент, ВМС США способны «перещелкать» всю орбитальную группировку «вероятного противника», а количество российских спутников на орбите сравнительно невелико по сравнению с запасами ракет-перехватчиков «Стандард-3».

Шутки шутками, но только очень наивный человек может утверждать, что «Иджис» безвреден и, как боевая система, никуда не годится. Любую систему характеризует не ошибка, а реакция на ошибку – после первых «подвигов» «Иджиса» компания Lokheed-Martin провела большую работу над ошибками – был изменен интерфейс системы, постоянно модернизируются радар AN/SPY-1 и ЭВМ командного центра, корабли получили новый ассортимент вооружения: крылатый убийца «Томагавк», противолодочный боеприпас ASROC-VL, перехватчик противокорабельных ракет в ближней зоне RIM-162 «Evolved Sea Sparrow Missle», зенитная ракета с активным самонаведением «Стандард-6» и, конечно, противоспутниковая «Стандард-3». А главное – подготовка экипажа, без человека любая техника лишь груда металлолома.

Lokheed Martin приводит следующие цифры, оценивающие итоги тридцатилетней эксплуатации системы «Иджис»: к настоящему времени 107 Иджис-кораблей суммарно провели 1250 лет в боевых походах по всему миру, в ходе тестовых и боевых запусков с кораблей было выпущено более 3800 ракет различных типов. Наивно полагать, что американцы ничему не научились за это время.

По материалам:

1. http://militaryrussia.ru/
2. http://www.defenseindustrydaily.com/
3. Справочник «КОРАБЛИ ВМФ СССР Том II. Ударные корабли. Часть I. Авианесущие и ракетно-артиллерийские корабли 1 и 2 рангов», Апальков Ю.В.
4. «Атомные крейсера типа «Киров»», Павлов А.С.

Опять таки не могу вам не напомнить про или вот Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий"
История создания

В 1964 г. было начато проектирование отечественного боевого надводного корабля, имеющего практически неограниченную дальность хода. Первоначально планировалось создать 8000-тонный противолодочный корабль с ядерной энергетической установкой. Однако к конце 60-х годов подводные лодки с межконтинентальными ракетами ВМС США с атомными энергетическими установками выходят в океан и становятся практически неуязвимыми. Для борьбы с ними с целью предупреждения нанесения ядерного удара в советском ВМФ создаются оперативные соединения противолодочных кораблей, способных нести боевое дежурство в выявленных районах патрулирования ударных подводных лодок вероятного противника. В свою очередь обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных групп потребовало создание более крупного многоцелевого крейсера в отличии от ранее проектируемого. Так родился проекта 1144 тяжелого атомного ракетного крейсера.


ТАРКР “Петр Великий”, правнук линкоров и линейных крейсеров эпохи “брони и снаряда”, - последний корабль проекта 1144 “Орлан” является дальнейшим развитием ударных ракетных крейсеров, включая крейсера пр.1164. В отличии от своих предшественников ТАРКР имеет повышенную автономность плавания, оснащен более эффективными гидроакустическими средствами, противолодочным оружием и крылатыми ракетами. Аналогов за рубежом не имеют: американские крейсера с ядерной силовой установкой типа “Верджиния” по водоизмещению в 2.5 раза меньше, а крейсер “Лон Бич” в 1.5 раза. Создание кораблей такого класса стало одним из самых значительных достижений отечественного кораблестроения XX в.

Характеристики и оборудование

Полное водоизмещение корабля более 26 000 т. Команда: 727 чел. Лётный персонал: 18 чел. Главное оружие - противокорабельные крылатые ракеты “Гранит“. Зенитное, ударное, противолодочное вооружение позволяет крейсеру решать практически любые боевые задачи. Надстройки несут множество радаров и антенн систем раннего предупреждения. Ракетные установки располагаются впереди, под палубой, оставляя кормовую секцию для главной силовой установки и вертолетного ангара.

Главная энергетическая установка оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 Мвт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами. Сопряжение ядерных реакторов с нефтяными пароперегревателями увеличивает общую мощность установки и тем самым скорость корабля.

Два вала вращают 2 пятилопастных винта.

Технический комплекс ядерной энергетической установка включает помимо реактора, в котором обеспечивается преобразование энергии ядерного распада в тепло, еще целый набор сложного и ответственного технологического оборудования - насосы, парогенераторы, системы управления реактором и энергоустановкой, турбина с редуктором, фильтры, теплообменники, компрессоры, различные приборы и др.

Для обеспечения эксплуатации объектов с судовыми ЯЭУ дополнительно требуются: специально оборудованные базы с рядом береговых служб, специальные средства и устройства для загрузки свежего и для выгрузки отработавшего ядерного топлива, сбора, хранения и переработки твердых и жидких радиоактивных отходов и т.п.

Вооружение

Основу вооружения ТАРК составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты “Гранит” П-700 (3М-45), являющиеся развитием системы ПРК “Базальт”. На западе ракеты Гранит известны под кодовым наименованием “Shipwreck”. При стартовом весе 7 т. ракета развивает скорость 2,5 М и может доставить фугасную боевую часть массой 750 кг или ядерный заряд мощностью до 500 кт на расстояние 600 км.


Ракета предназначена для борьбы с авианосными ударными группами (АУГ) и способна действовать не только против соединений кораблей всех классов в ходе вооруженных конфликтов любой интенсивности, но и эффективно поражать цели на побережье противника обычной боевой частью. При необходимости корабли с комплексом “Гранит” могут явиться резервом решения задач Морских стратегических ядерных сил.
Первоначально ракетным комплексом “Гранит” вооружены 12 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа “Антей”, по 24 ПКР на каждом, со скоростью подводного хода более 30 узлов.


На ТАРКР пр.1144 двадцать ПКР “Гранит” установлены под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов. Модификация ПКР “Гранит” установленная на кораблях проекта 1144.2 не контролируется после запуска. В режиме беглого огня одна ракета, выполняющая роль “наводчика” летит по высокой траектории чтобы максимально увеличить площадь захвата цели, в то же время другие ракеты летят по низкой траектории. В полёте ракеты обмениваются информацией о целях. Если ракета -”наводчик” перехвачена, тогда одна их других ракет автоматически принимает на себя её функции. Ракетная система устойчива по отношению к радиопомехам противника.

По опыту боевой и оперативной подготовки ВМФ, сбить такую ракету практически невозможно. Даже если поразить “Гранит” противоракетой, ракета из-за своей огромной массы и скорости может сохранить начальную скорость полета и в результате долететь до цели.


Корабельные боевые системы ТАРКР включают:

Боевой информационный центр; систему радиосвязи; систему спутниковой связи;
системы управления огнём ПКР, комплексов РБУ-1000 и “Удав-1″;
радиолакационные станции: РЛС обзора, РЛС обнаружения низколетящих и надводных целей, РЛС управления огнём корабельных систем ПВО - 2 ед., РЛС управления огнём 30-мм артустановок - 4 ед., Навигационная РЛС - 2 ед.;
а также активную, пассивную акустические системы и электронную измерительную системы.

Противовоздушное зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение “Перта Великого” включает ЗРК С-300Ф,систему ПВО “Кинжал”, ЗРК “Кортик” с АК-630 и артустановку АК-130.

ЗРК “Форт-М” в отличие от своего предшественника - зенитного комплекса “Форт”, способен обстреливать до 6 целей одновременно на расстоянии до 120км и успешно бороться с противокорабельными ракетами на высотах до 10 метров. Расширение зоны поражения достигнуто за счет улучшения энергетических характеристик передатчика и чувствительности приемных каналов.

Зенитная управляемая ракета 48Н6Е2 (унифицирована с сухопутным комплексом С-300ПМУ-2) с вертикальным стартом имеет улучшенную двигательную установку и увеличенную боевую часть. Ракета - телеуправляемая, с полуактивным самонаведением на конечном участке полета. Доставляется на корабль в транспортно - пусковом контейнере. Предельная дальность полета - 200км.

На крейсере “Петр Великий”, дополнительно установлен носовой комплекс С-300ФМ “Форт-М” . Таким образом, ТАРКР вооружен одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2.

На ТАРКР “Петр Великий” вместо противовоздушной системы “Оса-МА”, установленной на более ранних кораблях пр.1144 и на крейсерах пр.164 , установлен комплекс “Кинжал” с улучшенными ТТХ. ЗРК “Кинжал” - это многоканальный, всегоподный, автономный зенитный ракетный комплекс ближней обороны, способный отражать массированный налет низколетящих противокорабельных, противорадиолокационных ракет, управляемых и неуправляемых бомб, самолетов, вертолетов и т.п. Принят в 1989 г. на вооружение. больших противолодочных кораблей пр. 1155. Из тяжелых крейсеров “Кинжал” установлен также на “Адмирале Кузнецове”. За рубеж поставляется под наименованием “Клинок”.

Комплекс “Удав-1″ оснащен 40 противолодочными ракетами. Аналогичной систему имеет ТАВКР “Адмирал Кузнецов“.
РБУ-1000 составляют основу системы Смерч-3, имеющей следующий состав: 2 шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты), заряжающее устройство, глубинные бомбы РГБ-10 со взрывателем УДВ-60, систему ПУСБ «Буря» с приставкой «Зуммер», управляющую огнем до четырех РБУ. Время реакции с момента обнаружения ПЛ до начала стрельбы 1-2 минуты. Дальность действия системы составляет 1км.
Более ранние образцы ударных крейсеров (в т.ч. пр.1164) имеют систему Смерч-2 с РБУ-600.

Для противолодочной защиты также предназначены три вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РТ
Ка-27 известен на западе под названием “Helix” и оснащён противолодочным вооружением, включая поисковую РЛС, гидроакустические буи, акустическую систему и детекторы магнитных аномалий. Ка-27 может вооружаться торпедами, бомбами, минами и ПКР. Ка-25, известный на западе под наименование “Hormone” является предшественником Ка-27.

ТАРКР “Петр Великий” - самый большой в мире неавианесущий ударный боевой корабль. “Петр Великий” как и другие корабли проекта «Орлан» проектировался как ударный крейсер для завоевания превосходства на море. И хотя атомные крейсеры пр.1144 “Орлан” в течение ряда лет были лучшими в мире кораблями своего класса, ряд специалистов вынуждены признать проект неудачным. По их мнению, для того, чтобы противостоять современным противокорабельным ракетам, авиационным пушкам и бомбам небольшого калибра, корабль следовало оснастить хотя бы минимальной броневой защитой. Корабль не обладает достаточной огневой мощью и автономностью. Реальный «Орлан» может справиться с любым из чрезвычайно неудачных американских послевоенных крейсеров, но абсолютно беззащитен перед авианосным соединением или модернизированными американскими линейными кораблями типа LOWA.

Таким образом, имеется мнение, что “Орлан” не способен выиграть противоборство за господство на море. Поддержание его технически исправным и боеготовым требует больших капиталовложений. Так, как уже отмечено выше, перезарядка атомной энергоустановки уникальная операция со сложной инфраструктурой, которая так и не создана соответствующим образом из-за отсутствия средств.

Возможно именно подобные оценки ведут к заключению о том, что наличие кораблей класса “Орлан” не предусматривается концепцией развития ВМФ России до 2015 г. Обоснованность подобных выводов подтвердит или опровергнет история. В месте с тем все возможные негативные последствия реализации проекта при должной организации на госуровне последующей эксплуатации “Петра Великого” могут быть существенно снижены, что в свою очередь может предоставить благоприятных возможности для возвращения в боевой состав и других кораблей проекта “Орлан”.
Основные характеристики ТАРКР “Петр Великий”

-
Экипаж, чел 760

Водоизмещение, т
Стандартное - 24 300
Полное - 26 190

Дальность хода, миль
на вспомог. турбинах - 1 000
на ЯЭУ - не огр.

Скорость, уз.
полного хода - 31
экономная - 18

Автономность, сут. 60

Главная энергетическая установка
ядерный реактор - 2хКН-3
паровая турбина ГТЗА, л.с. - 2х70 000
газовая турбина, kW - 4×3 0000
газовая ГТГ, kW - 4×1 500

Габариты, м:
длина - 251
ширина - 28.5
осадка - 10.3

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) "Петр Великий" предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от атак с воздуха и подводных лодок противника в удаленных районах морей и океанов. Является флагманом Северного флота ВМФ РФ.

В 1952-1954 годах в СССР было принято решение создать новый ракетно-ядерный флот. В 1964 году было начато проектирование отечественного боевого надводного корабля, имеющего практически неограниченную дальность хода. Первоначально планировалось создать 8000-тонный противолодочный корабль с ядерной энергетической установкой. Однако после появления в конце 60-х годов подводных лодок ВМС США с межконтинентальными ракетами и атомными энергетическими установками было решено для борьбы с ними создать оперативные соединения противолодочных кораблей. Для обеспечения боевой устойчивости корабельных противолодочных групп потребовалось создание более крупного многоцелевого крейсера в отличие от ранее проектируемого. Так родился проект 1144 тяжелого атомного ракетного крейсера.

По проекту 1144 на Балтийском заводе построены четыре тяжелых атомных ракетных крейсера: "Киров" (с 1992 года - "Адмирал Ушаков"), "Фрунзе" (с 1992 года - "Адмирал Лазарев"), "Калинин" (с 1992 года - "Адмирал Нахимов") и "Петр Великий". Эти суда имеют на вооружении практически все виды боевых и технических средств, созданных для военных надводных кораблей.

К строительству последнего корабля серии - "Петр Великий" (при закладке именовался "Куйбышев", потом - "Юрий Андропов") - завод приступил в 1986 году. Через 10 лет крейсер ушел на ходовые испытания. В соответствии с планом государственных испытаний ходовая программа выполнялась в суровых условиях Заполярья. В 1998 году атомный крейсер был передан флоту.

ТАРКР "Петр Великий" является дальнейшим развитием ударных ракетных крейсеров. В отличие от своих предшественников ТАРКР имеет повышенную автономность плавания, оснащен более эффективными гидроакустическими средствами, противолодочным оружием и крылатыми ракетами.

Технические данные

Водоизмещение: cтандартное - 24 300 тонн, полное - 26 190 тонн

Скорость: полный ход - 31 узел, экономный - 18 узлов

Автономность: 60 суток

Габариты: длина - 251 метров, ширина - 28,5 метра, осадка - 10,3 метра

Экипаж: 760 человек.

Главная энергетическая установка крейсера оснащена двумя реакторами на быстрых нейтронах тепловой мощностью по 300 Мвт и двумя вспомогательными нефтяными паровыми котлами. Сопряжение ядерных реакторов с нефтяными пароперегревателями увеличивает общую мощность установки и тем самым скорость корабля. На корабле также установлены: 8 парогазогенераторов, 4 электростанции суммарной мощностью 18 тысяч кВт, 2 турбины по 75 тысяч лошадиных сил.

Основу вооружения составляют противокорабельные сверхзвуковые ракеты "Гранит" П-700 (3М-45) ("Shipwreck"). На крейсере 20 ПКР "Гранит" установлены под верхней палубой, с углом возвышений 60 градусов.

Корабельные боевые системы включают: боевой информационный центр; систему радиосвязи; систему спутниковой связи; системы управления огнём ПКР, комплексов РБУ-1000 и "Удав-1"; радиолокационные станции: РЛС обзора, РЛС обнаружения низколетящих и надводных целей, РЛС управления огнём корабельных систем ПВО - две, РЛС управления огнём 30-мм артустановок - четыре, навигационная РЛС - две; а также активную, пассивную акустические системы и электронную измерительную систему.

Противовоздушное зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение "Петра Великого" cостоит из ЗРК С-300Ф с 48 ракетами 48Н6, С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2, систему ПВО "Кинжал", ЗРК "Кортик" с АК-630 и артустановку АК-130.

На крейсере "Петр Великий" дополнительно установлен носовой комплекс С-300ФМ "Форт-М".

Противолодочное вооружение крейсера укомплектовано ракетными противолодочной системой "Водопад-НК" и противоторпедной "Удав-1", ракетно-бомбовыми установками РБУ?1000 и вертолетами Ка-27ПЛ.

Противолодочный ракетный комплекс (ПЛРК) "Водопад?НК" имеет 20 противолодочных ракет или торпед. Стрельба ведется с 10 ПУ (ракетно?торпедных аппаратов).

Комплекс "Удав-1" оснащен 40 противолодочными ракетами. Аналогичную систему имеет крейсер "Адмирал Кузнецов".

РБУ?1000 составляют основу системы "Смерч-3", имеющей следующий состав: две шеститрубных дистанционно наводящихся противолодочных ракетных ПУ РБУ-1000 (боекомплект 102 ракеты), заряжающее устройство, глубинные бомбы РГБ-10, систему ПУСБ "Буря" с приставкой "Зуммер", управляющую огнем до четырех РБУ.

Для противолодочной защиты также предназначены три вертолета Ка-27ПЛ или Ка-25РТ.

Ка-27 ("Helix") оснащён противолодочным вооружением включая поисковую РЛС, гидроакустические буи, акустическую систему и детекторы магнитных аномалий. Ка-27 также может вооружаться торпедами, бомбами, минами и ПКР.

Тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРКР) пр. 1144.3 «Петр Великий» – это сверхсложная в техническом и боевом отношении система, оснащенная самыми современными средствами поражения, навигации, целеуказания, разведки и управления. Многие специалисты считают данный корабль даже более сложным, чем атомные подводные ракетоносцы. Над его созданием в нашей стране трудились долгих 12 лет.

Заложенный для нужд Тихоокеанского флота под названием «Юрий Андропов» он в 1998 году вошел в состав Северного флота России под именем «Пётр Великий». 9 апреля 1998 года был подписан акт приемки атомного крейсера в состав российского флота. 18 апреля в торжественной обстановке на борту «Петра Великого» был поднят Андреевский флаг.

Корабль относится к атомным ракетным крейсерам 3-го поколения, является самым большим в мире неавианесущим боевым кораблем. ТАРКР «Петр Великий» предназначен для уничтожения крупных надводных целей (одиночных и групповых), защиты соединений флота от атак подводных лодок и атак с воздуха в удаленных районах мирового океана. Всего по проекту 1144 «Орлан» было построено 4 корабля, помимо «Петра Великого» это крейсера: «Киров» («Адмирал Ушаков»), «Фрунзе» («Адмирал Лазарев») и «Калинин» («Адмирал Нахимов»).

В настоящее время в строю находится лишь один корабль данного типа – «Пётр Великий», при этом все 3 ТАРКР пр. 1144 после проведения ремонта и модернизации будут возвращены в состав флота.

Тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий» обладает стандартным водоизмещением в 23.750 тонн, полное водоизмещение крейсера – 26.390 тонн. Корабль обладает следующими размерами: длина наибольшая – 251,2 метра, по ватерлинии – 230 метров, ширина – 28,5 метров, осадка – 10,3 метра. Высота корабля 59 метров от уровня основной плоскости.

Главная энергетическая установка крейсера атомная с 2-мя ядерными реакторами на быстрых нейтронах . Общая мощность установки – 600 МВт, также имеется 2 главных турбозубчатых агрегата (ГТЗА) мощностью по 70 000 л.с. каждый. В резервном варианте они могут получать пар от 2-х паровых котлов, работающих на органическом топливе. Сопряжение атомной силовой установки с нефтяными пароперегревателями повышает общую мощность силовой установки и скорость крейсера.

Для сравнения «Пётр Великий» в состоянии обеспечить теплом и электроэнергией город размером в 150-200 тысяч жителей. Два гребных вала передают вращение на 2 пятилопостных винта. Максимальная скорость хода «Петра Великого» – 32 узла (почти 60 км/ч). Два резервных паровых котла в состоянии обеспечить кораблю скорость в 17 узлов и дальность хода не менее 1000 морских миль.

Экипаж атомного ракетного крейсера состоит из 610 человек (112 офицеров) , которые размещаются в 1600 различных помещениях, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, а также 30 кубриков для матросов и старшин (на 8-30 человек каждый). Помимо этого экипаж корабля располагает 15 душевыми, сауной с бассейном, двумя банями, двухуровневым медицинским блоком, с лазаретами-изоляторами, рентгеновским и зубоврачебным кабинетами, операционной, аптекой, амбулаторией, спортзалом, оснащенным различными тренажерами, 3-мя кают-компаниями для офицеров, мичманов и адмиралов, салоном для отдыха с роялем и бильярдом, а также собственной корабельной телестудией. Длина 49 коридоров боевого корабля составляет более 20 км, при этом корабль имеет 6 палуб и 8 ярусов. Высота его надстроек равна высоте 7-этажного жилого дома.

Защита ТАРКР предусматривает реализацию мер по уменьшению его радиолокационной заметности. Помимо этого мерами конструкционной локальной защиты была усилена защита погребов для хранения снарядов, зенитных и противокорабельных ракет. Автономность плавания корабля по запасам еды и продовольствия – 60 суток, по топливу – 3 года (на ядерном реакторе неограниченно).

Основным вооружением ракетного крейсера является противокорабельный ракетный комплекс «Гранит» (создан «НПО Машиностроения»). На крейсере имеется 20 пусковых установок СМ-233 с усовершенствованными высокоточными крылатыми противокорабельными ракетами П-700 «Гранит». ПУ смонтированы под верхней палубой корабля, с углом возвышения 60 градусов.

Максимальная дальность пуска ракет – 550 км, полет ракеты исключительно по маловысотной траектории – 200-250 км. Скорость полета ракеты – 1,6-2,5 Маха. Длина ракеты П-700 составляет 10 метров, диаметр 0,85 метра, стартовый вес – 7 тонн. Ракета может оснащаться боеголовкой в обычном исполнении (750 кг. ВВ), ядерной моноблочной (500 кт) или топливно-воздушным боезарядом для создания объемного взрыва.

Ракеты «Гранит» обладают многовариантной программой по атаке целей, а также повышенной помехозащищенностью и предназначены для нанесения ударов по морским групповым целям. При выполнении залповой стрельбы одна из ракет летит на большой высоте, для того чтобы повысить дальность обнаружения противника, обмениваясь полученной информацией с остальными ракетами, которые могут буквально стелиться у водной поверхности.

В случае если ракета-лидер будет сбита противником, ее место автоматически может занять одна из вспомогательных ракет. Загоризонтное наведение и целеуказание может осуществляться при помощи самолетов Ту-95РЦ или вертолетов Ка-31, а также специализированных космических систем разведки и целеуказания.

Противовоздушную оборону корабля обеспечивает аналог сухопутного комплекса С-300 под названием С-300Ф «Форт» . На корабле имеется 12 ПУ и 96 ракет вертикального пуска. Помимо этого в состав ПВО корабля входит автономная корабельная противовоздушная система «Клинок» («Кинжал»). Каждая из 16 подпалубных ПУ барабанного типа оснащена 8 твердотопливными одноступенчатыми телеуправляемыми ракетами 9М 330-2, суммарный боезапас – 128 ракет. Унифицированы с ракетами сухопутных войск «Тор-М1».

Помимо этого тяжелый атомный ракетный крейсер оснащен зенитным ракетно-артиллерийским комплексом «Кортик» , который обеспечивает оборону корабля от ряда «точных» вооружений, включая противорадиолокационные и противокорабельные ракеты, авиабомбы, вертолеты и самолеты, малотоннажные суда. Всего на корабле имеется 6 ЗАРК «Кортик», каждый из них имеет по 2х30-мм шестиствольных артиллерийских установки АК-630 М-2 с суммарной скорострельностью на уровне в 10.000 выстрелов в минуту, а также 2 блока по 4 двухступенчатых ракеты 9М311 с неконтактным взрывателем и осколочно-стержневой боевой частью.

Данные ракеты унифицированы с ракетой армейского комплекса ПВО 2С6 . Система управления ЗРК «Кортик» включает в себя радиолокационную и телевизионную системы, которые соединены между собой при помощи элементов ИИ. 2-е установки ЗАРК установлены в носовой части крейсера по обе стороны от ПУ «Гранит», а еще 4 – в кормовой части главной надстройки.

Помимо этого «Пётр Великий» вооружен 130-мм многоцелевыми спаренными артиллерийскими установками АК-130 (длина ствола 70 калибров, боезапаса – 840 снарядов), максимальная дальность стрельбы до 25 км. Скорострельность – от 20 до 80 выстрелов в минуту. АК-130 использует 27-кг снаряды, которые могут оснащаться разными типами взрывателей: ударным, дистанционным и радиовзрывателем. Готовый к стрельбе боезапас составляет 180 снарядов. Артустановка управляется системой управления стрельбой МР-184, которая позволяет одновременно сопровождать и обстреливать 2 цели.

Также ТАРКР вооружен 2-мя противолодочными (по 5 ПУ с каждого борта) ракетно-торпедными 533-мм комплексами РПК-6М «Водопад» , ракето-торпеды которого могут поражать подлодки противника на удалении до 60 км. Для борьбы с неприятельскими торпедами на крейсере имеется противоторпедный комплекс РКПТЗ-1 «Удав-1М» (10 труб-направляющих, время реакции - 15 с, автоматическая конвейерная перезарядка, максимальная дальность – 3000 метров, минимальная – 100 метров, вес ракет – 233 кг).

Помимо этого ТАРКР «Пётр Великий» оснащен реактивными бомбометными установками, которые расположены следующим образом: одна десятитрубная РБУ-12000 (масса снаряда 80 кг, дальность стрельбы 12 000 метров) находится в носовой части судна и установлена на поворотной платформе, еще 2-е шеститрубных установки РБУ-1000 «Смерч-3» (масса снаряда 55 кг, дальность стрельбы – 1000 метров) установлены в кормовой части на верхней палубе с каждого борта.

Общекорабельная система противодействия включает в свой состав 2-е спаренных 150-мм ПУ ПК-14 (комплекс выстреливаемых помех), ложные цели, противоэлектронные ловушки, а также ложную буксируемую торпедную цель, оснащенную мощным шумогенератором. Также на борту крейсера располагается 2 противолодочных вертолета Ка-27.

Радиоэлектронная начинка тяжелого ракетного крейсера включает в свой состав 16 станций 3-х типов . Общекорабельные средства слежения, целеуказания и сопровождения состоят из 2-х станций космической связи (САТСОМ), 4-х станций космической навигации (САТПАУ), а также 4-х специальных электронных станций. За воздушной и надводной обстановкой постоянно следят 2-е всепогодных трехкоординатных РЛС «Фрегат-МАЭ» (производства завода «Салют»). Данные станции способны обнаружить цель на удалении до 300 км и на высотах до 30 км.

Также «Пётр Великий» оснащен 4-мя радиоэлектронными системами управления стрельбой бортового оружия, 3-мя навигационными станциями, системой опознавания «свой-чужой», средствами управления полетами вертолетов. Гидроакустическая система крейсера включает в свой состав гидролокатор с корпусной антенной, которая установлена в бульбовом обтекателе, для поиска и обнаружения неприятельских подлодок на низких и средних частотах, а также автоматизированную буксируемую гидроакустическую систему, имеющую антенну переменной глубины погружения (150-200 м) и работающую на средних частотах.