Аудирование и чтение образец по русскому языку. Обучение и общение

Развитие навыка понимания иностранной речи на слух - один из важнейших ключевых моментов изучения английского языка.

Определение и сущность аудирования

Аудирование - это процесс восприятия иностранной устной речи на слух. Это один из самых сложных навыков, так как эта языковая активность включает в себя несколько факторов:

  • В отличие от чтения, прослушивание требует понимания в реальном времени. Здесь нет возможности остановиться и вникнуть. Особенно если это экзамен, где время весьма ограничено.
  • Вы не можете контролировать содержание, как при говорении или написании собственного текста. Нет возможности обойти незнакомые лексические единицы и грамматические конструкции, заменив их более привычными.
  • Речь диктора может иметь некоторые особенности, затрудняющие понимание текста: своеобразный акцент, дикцию, интонацию.
  • Английский язык содержит множество диалектов. Нередко представители разных районов Великобритании, Соединённых Штатов или Австралии с трудом понимают друг друга.
  • Темп речи среднестатистического англичанина или американца довольно быстрый.

Виды аудирования

Существует несколько разновидностей этой речевой деятельности:

  • Listening for detail - прослушивание с полным пониманием содержания текста, включая мельчайшие подробности. Это один из самых сложных видов, так как воспринять все детали можно лишь при хорошем знании языка.
  • Listening for gist - прослушивание с целью понять основные моменты и общий смысл. Этот вид намного легче, так как здесь не нужно стараться уловить каждую деталь. К тому же такой вид активности помогает развить одно полезное качество - языковую догадку, то есть способность восполнять пробелы из контекста.
  • Listening for specific information - это прослушивание какого-либо отрывка с целью найти конкретную информацию. Остальную часть текста можно пропустить.
  • Inferential listening - догадка на основе прослушанной информации. Такой вид носит скорее психологический характер, так как основной смысл в данном случае - не понимание информации, а улавливание эмоционального настроя и состояния собеседника. Этот вид можно отнести к При подготовке к экзаменам такой вид деятельности не очень полезен, однако в реальной жизни способность улавливать интонационные оттенки и настроение другого человека в значительной мере упрощает процесс общения.

Обучение и общение

Учебное аудирование - это средство для достижения главной цели, свободного распознавания и понимания английской речи. Оно подразумевает настраивание слуха, приобретение навыков распознавания иностранной речи, узнавание лексико-грамматического материала, понимание, оценку услышанного и воспроизведение в письменном или устном виде. Для этой языковой активности используются специальные учебные материалы и адаптированные аудиокниги, предназначенные для разных уровней владения английским языком. При самостоятельных занятиях есть возможность прослушать текст многократно. На экзаменах, как правило, количество прослушиваний ограничено до двух раз.

Коммуникативное аудирование - это и есть основная цель обучения, свободное понимание речи носителей какого-либо иностранного языка при однократном воспроизведении.

Что даёт аудирование?

Есть ряд полезных навыков, которые оно поможет приобрести:

  • Мелодика речи и интонация. Многие люди, изучающие английский без общения с носителями, переносят на иностранную речь интонацию своего родного языка. Чтобы освоить другой язык в полной мере, нужно знать не только грамматическую систему, общие правила произношения и лексику. Очень важно освоить также эмоциональную сторону коммуникации.
  • Произношение. Несмотря на то что практически в любом английском словаре все лексические единицы сопровождаются транскрипцией, далеко не все нюансы можно передать с помощью графического воспроизведения звуковых особенностей. Многие моменты можно понять и прочувствовать лишь на практике, слушая и повторяя.
  • Полисемия. Английские слова имеют множество значений и вариантов употребления. Аудирование - это один из способов, который поможет понять употребление слов на конкретных примерах.
  • Языковая догадка. При общении на родном языке каждый человек способен восполнить недостающую информацию, если чего-то не расслышал. Точно такой же навык нужно приобрести, обучаясь иностранному языку. Ещё одна сторона - способность догадываться о значении новой лексической единицы из контекста, а также благодаря пониманию структуры языка.

Причины языкового барьера

Существует ряд причин, которые влияют на степень обучаемости. может быть вызван некоторыми факторами:

  • Особенности личности. По люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетов. Если человек лучше всего воспринимает информацию зрительно, то ему будет сложнее понимать незнакомую речь на слух. Полностью перестроить тип личности невозможно, однако можно развить недостающие качества.
  • Недостаток знаний. Вполне вероятно, что трудности понимания речи диктора вызваны недостаточным знанием грамматики и маленьким словарным запасом.
  • Особенности разговорного английского. Нередко в повседневной речи носители используют ряд сокращений: going to - gonna, want to - wanna, am not - ain"t, must not - mustn"t etc.
  • Недостаток практических занятий. Даже при хорошем уровне владения иностранным языком нужно достаточное количество практики. Важно уделять время тренировке каждого навыка (письмо, устная речь, аудирование и чтение).
  • Сложный материал. По мере обучения нужно постепенно увеличивать требования. Чрезмерно завышенная планка в самом начале образовательного процесса не принесёт хороших результатов. Поэтому в первую очередь можно остановиться на учебных текстах и адаптированных аудиокнигах. Если возникают определённые сложности при попытке понять английскую речь, можно выбрать книгу на уровень ниже. Например, если ваши грамматические знания и лексический запас на уровне Upper-Intermediate (B2), возьмите аудиокнигу Intermediate (B1).

Как улучшить понимание иностранной речи на слух

Две основные причины возникающих сложностей - темп речи и недостаточные знания. Важно научиться воспринимать не каждое отдельное слово, а целые устойчивые выражения и конструкции. Этот процесс можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Музыкант не думает о том, как сыграть каждую отдельную ноту, он мыслит пассажами и фразами.

В каждом тексте есть ряд словосочетаний, которые вам уже встречались неоднократно. В первую очередь это всевозможные клише, такие как, например, as a matter of fact - фактически, there is no doubt - не подлежит сомнению , etc. Знание подобных устойчивых конструкций существенно упростит процесс восприятия информации.

Регулярность занятий

Постоянная практика - ключ к успеху. Полчаса ежедневных занятий будут полезнее, нежели трёхчасовой урок раз в неделю. Прослушиванию иностранного текста нужно уделять хотя бы некоторое время каждый день. Это в значительной степени ускорит процесс обучения. Если ваш уровень знаний позволяет, можно включать слушание песен и просмотр фильмов, сериалов и телепередач. Также очень полезны подкасты - короткие аудиовыпуски разной тематики, в которых обсуждаются языковые явления, традиции и обычаи, общество, новости и т.д. Ещё один способ, который заслуживает внимания, - слушание аудиокниг в фоновом режиме. То есть вам не обязательно пытаться вникать и понимать абсолютно всё. Вы просто будете постепенно привыкать к звучанию английской речи.

На что обратить внимание при подготовке к экзаменам?

Если вы прорабатываете тексты из учебника, перед прослушиванием обратите внимание на название урока, иллюстрации и список вопросов. Попытайтесь вникнуть и предугадать, что именно вы услышите. Это поможет настроить мозг на восприятие нужной информации.

Если вам предстоит сдавать аудирование нужно прорабатывать так же тщательно, как и остальные вопросы, а подготовку начинать задолго до экзамена. При подготовке старайтесь воссоздать те же условия, который будут на экзамене:

  • Старайтесь справиться с заданием за ограниченное время.
  • Используйте колонки, а не наушники.
  • Поскольку это аудирование с заданиями, уделите время не только прослушиванию, но и заполнению бланков.
  • Внимательно читайте вопросы, так как довольно часто ошибки вызваны неправильным пониманием задания.
  • По возможности заблаговременно узнайте приблизительные темы и найдите необходимые пособия. Независимо от того, на каком экзамене вам предстоит сдавать аудирование: 11 класс, IELTS или TOEFL, начните подготовку заранее.
  • Учите любимые песни. Это поможет развить как навык восприятия на слух, так и произношение. Причём эти две языковые активности тесно взаимосвязаны. Вам сложно услышать то, что вы не можете произнести.
  • Прослушайте английскую аудиокнигу, перевод который вы читали на родном языке.
  • При поиске материалов ориентируйтесь на свой уровень и интересы. Выбирайте тексты для аудирования, темы которых вам интересны.
  • В начале обучения избегайте материалов, изобилующих специфической терминологией.
  • Понимание незнакомых слов старайтесь восполнить из контекста.
  • По возможности общайтесь с носителями.
  • Следует избавиться от иллюзий, что за неделю или месяц можно освоить иностранный язык на высоком уровне. Если вам предстоит сдавать экзамен, начните подготовку заблаговременно.

Аудирование по английскому - довольно сложное задание, однако при регулярных занятиях и правильно подобранных учебных материалах к этой части экзаменационной работы можно подготовиться даже самостоятельно.

1. Аудирование как компонент устного речевого общения. Виды слушания.

2. Некоторые психологические особенности аудирования.

3. Условия аудирования. Система упражнений, направленная на формирование навыков и умений аудирования.

Литература

1. Архипова Е.А. Основы методики развития речи учащихся. – М., 2004.

3. Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М.,

1. Обучение учащихся русской устной речи как форме речевого общения

предусматривает специальную работу по обучению как говорению, так и аудированию

Термин «аудирование» появился сравнительно недавно. В отличие от простого слушания этот термин означает слушание с пониманием или понимание речи на слух.

Аудирование как компонент устного речевого общения – это сложный мыслительный процесс восприятия и понимания речи на слух, в результате которого слушающий приходит к определенным умозаключениям.

Аудирование занимает в коммуникативной деятельности человека одно из ведущих мест: в повседневной жизни человеку приходиться больше слушать, чем говорить. В учебном процессе аудирование является одним из основных источников получения знаний по всем предметам, поэтому аудированию как виду речевой деятельности надо специально учить. На уроках русского языка следует развивать глобальное, детальное и критическое восприятие речи.

Глобальное слушание предполагает восприятие текста в целом. Ученики отвечают на вопросы типа: о чем шла речь, какова его основная мысль, как можно озаглавить услышанное и т.д.

Детальное слушание – это осознание, если не всех, то самых главных блоков текста, зависит от установки, которая дается говорящим. Детальное восприятие мы наблюдаем, когда проводятся такие виды работы, как пересказ или изложение текста, пересказ объяснения учителя и др.

Критическое слушание основывается и на глобальном, и на детальном восприятии, оно требует критического осмысления на слух: выражение согласия или несогласия с мнением автора; выражение своей точки зрения на то, о чем говорится в тексте.

Итак, для организации эффективной работы по обучению аудированию учителю необходимо знать, какие психологические и методические условия необходимы для успешного решения этой задачи.

2. Аудирование как вид речевой деятельности имеет свою структуру и свои механизмы. В отличие от говорения, аудирование является как бы производным, вторичным в процессе речевой коммуникации: содержание его полностью определяется говорением.

По внутренней структуре аудирование характеризуется трехчастностью: 1) 1-я часть – мотивационно-побудительная; 2) 2-я часть – аналитико-синтетическая; 3) 3-я часть – исполнительская.

В мотивационно-побудительной части аудирования ставится цель слушания: что слушать и зачем . В зависимости от содержания воспринимаемой речи слушающий намечает цель аудирования: запомнить факты и частные детали или уловить основную мысль речи, слушать для развлечения или углубления и расширения знаний и т.д. Конкретизация цели слушания подготавливает к восприятию речи.

В аналитико-синтетической части аудирования происходит обработка поступающего на слух речевого сообщения. Этот процесс проходит несколько этапов: восприятие, осмысление и понимание звучащей речи.

Слушающий узнает на слух только те слова, которые воспринимались прежде в той форме и в том значении, в каком они употреблены в данном аудиотексте. Наличие незнакомых слов, словоформ и синтаксических конструкций затрудняет ее восприятие. Значит, психологической основой восприятия речи на слух является узнавание (или припоминание) употребленных в ней языковых средств.

В любой речи непременно встречаются новые элементы, с которыми слушающий сталкивается впервые. Если таких незнакомых элементов незначительное количество, то понимание речи не исключается – слушающий догадывается о значении незнакомых элементов по форме и смыслу контекста. При наличии же большого количества незнакомых языковых элементов восприятие и понимание иноязычной речи на слух невозможно.

Восприятие речи на слух значительно облегчается, когда слуховые ощущения сопровождаются зрительными, т.е. когда слушающий видит лицо говорящего, следит за положением его губ, за мимикой и жестами.

Осмысление воспринимаемой речи происходит на основе взаимодействия слуховых ощущений и мышления. Для предметного понимания речи требуется знание того явления действительности, о котором сообщается в речи (предметное понимание опирается на жизненный опыт слушающего). На основе предметного понимания слушающий образно представляет все то, о чем сообщается в речи. Отсутствие нужного предметного понимания может привести к ошибочному пониманию всего содержания воспринимаемой речи. Этот фактор выдвигает свои требования к отбору речевого материала для обучения аудированию.

Завершающим этапом понимания является понимание общего содержания и общей идеи высказывания. Понимание всего содержания устного речевого сообщения базируется на кратковременной (оперативной) и долговременной памяти: на протяжении всего прослушивания сообщения нужно хранить в памяти содержание каждой фразы; из понимания каждой отдельной фразы складывается понимание всего сообщения.

Итак, рассмотренные нами особенности механизма восприятия речи на слух несомненно следует учитывать при обучении аудированию на уроках русского языка.

3. При аудировании, особенно иноязычной речи, затрудняет многое: содержание речи, языковой материал, темп речи, характер речи (монолог, диалог), объем воспринимаемой речи и др. При разработке методики обучения аудирования необходимо учитывать те моменты, которые могут вызвать у учащихся затруднения, и создавать в учебном процессе благоприятные условия по преодолению этих затруднений.

Трудности могут вызвать следующие стороны воспринимаемой на слух иноязычной речи:

Языковой материал, особенно на начальном этапе формирования навыков аудирования, должен состоять из знакомого языкового материала.

Предварительная отработка в разных контекстах языкового материала воспринимаемого на слух речевого сообщения составляет одно из первых обязательных условий выработки навыков аудирования иноязычной речи.

Речевые сообщения, используемые в целях аудирования, должны быть по содержанию доступными пониманию учащихся данного возраста, соответствовать их интересам. Содержание информации должно содержать элемент новизны, расширять кругозор школьников.

Объем сообщения: в зависимости от класса тексты, рассчитанные для слушания, должны быть от 3 до 10 минут.

Характер речи: для аудирования желательно давать преимущественно динамичные тексты с простой фабулой.

Источник речи: для аудирования речевое сообщение может быть предъявлено из разных источников (из уст говорящего (учителя, докладчика, рассказчика), с экрана, магнитофонной ленты и т.д. Гораздо легче воспринимается речь непосредственно из уст говорящего, знакомый голос (например, голос учителя) воспринимается лучше, чем незнакомый, поэтому при обучении аудированию сначала целесообразно научить детей воспринимать речь при непосредственном общении (из уст учителя), затем постепенно переходить к предъявлению речи для слушания из различных источников звукозаписи.

Темп речи: наиболее благоприятными для восприятия речи на слух являются такие условия, когда темп речи говорящего и темп проговаривания слушателем воспринимаемой речи совпадают. На первых порах для прослушивания следует давать речь в несколько замедленном темпе, т. к. артикуляционно-произносительные навыки русской речи у школьников еще несовершенны. По мере приобретения определенных навыков аудирования темп речи для восприятия на слух ускоряется до нормального, естественного уровня.

Способ предъявления речи: роль зрительных опор и экспрессивности речи при аудировании настолько велика, что, по мнению психологов, они несут больше информации, чем язык (вплоть до 50% и более информации).

Сказанное убеждает в необходимости широко использовать при обучении аудированию зрительных опор всех видов (жесты, мимика, интонация говорящего и т.д.)

Система упражнений на аудирование должна предусмотреть постепенное преодоление указанных трудностей. Система упражнений на аудирование представлена в методике следующими видами упражнений:

Прослушать текст и ответить на данные вопросы;

Прослушать текст, задать вопросы к тексту и ответить на них;

Определить, правильно ли поставлены вопросы к тексту. Какие из них неуместны?

Составить план к прослушанному тексту;

Пересказать текст;

Выбрать из нескольких данных формулировок основной мысли наиболее удачную;

Выразить свое отношение к содержанию прослушанного текста;

Определить, какая из данных иллюстраций отражает содержание текста;

Кодирование (символическое изображение) информации (таблицы, схемы, рисунки) и др.

Как видим, перечисленные упражнения способствуют выработке умения понимать речевое сообщение. Кроме того, обучение аудированию требует озвученных упражнений, которые предполагают широкое использование технических средств обучения, в первую очередь применение звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры.

Итак, эффективность обучения аудированию во многом зависит от систематичности выполнения упражнений, учета психологических особенностей данного вида речевой деятельности и факторов, вызывающих у учащихся затруднения при аудировании.

АУДИРОВАНИЕ АУДИРОВАНИЕ (от лат. audire - слышать) - прослушивание озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух (главным образом в учебном процессе).

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "АУДИРОВАНИЕ" в других словарях:

    Восприятие на слух и понимание устной речи. См. также: Речевая деятельность Устный перевод Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    - (от лат. audire слышать), прослушивание озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух (главным образом в учебном процессе) … Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 4 аудит (5) восприятие (20) преподавание (11) … Словарь синонимов

    АУДИРОВАНИЕ - (от лат. audire – слышать). Рецептивный вид речевой деятельности; смысловое восприятие устного сообщения. А. состоит из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания. При обучении иностранному языку конечной целью… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    аудирование - АУДИРОВАНИЕ, я, ср Форма обучения иностранным языкам, состоящая в прослушивании учащимися озвученных текстов для тренировки их восприятия и понимания на слух. Больше всех занятий по иностранному языку Катя не любила аудирование … Толковый словарь русских существительных

    I ср. Рецептивный вид речевой деятельности, заключающийся в понимании звучащей речи; слушание (в методике обучения языку или изучения языка). II ср. Независимая экспертиза финансовой отчётности какого либо предприятия, или учреждения, какой либо… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Аудирование - (см. Слушание) … Педагогическое речеведение

    аудирование - ауд ирование, я … Русский орфографический словарь

    аудирование - восприятие на слух и понимание устной речи … Толковый переводоведческий словарь

Книги

  • Аудирование для школьников 8 класс , Т.К. Сигал. Данная кассета является звуковым приложением к книге Аудирование для школьников. 8 класс Т. К. Сигал (на английском языке). Кассета содержит тексты уроков книги с выборочными упражнениями,…
  • Аудирование. Тестовые задания по английскому языку для подготовки к ГИА. 9 класс , Л. М. Гудкова, О. В. Терентьева. · Тесты содержат задания, предусмотренные программой по английскому языку для 9 класса, и соответствуют содержанию и структуре раздела "Аудирование" ГИА по английскому языку. · Авторы…

Контрольное занятие модуля Аудирование по русскому языку 5 класс.

Конкретизированный образовательный итог, проверяемый в процессе КМ: обучающийся научится осознавать и воспроизводить полное содержание научно-познавательного аудиотекста в письменном виде.

Аудирование текста. русский язык. урок развития речи.

перед прослушиванием текста ученики получают техническое задание, аспекты оценивания и знакомятся с ними; прослушивают тексты с интервалом 3-5 минут; делают техническое задание в течении 30 минут.

Техническое задание ученикам:

Учащимся предлагается прослушать два текста. 1-ый текст контрольный, 2-ой деформированный. Прослушав два текста , учащиеся должны воспроизвести подробный вариант контрольного текста.

Прослушать и уяснить контрольный аудиотекст; 2-ой раз прослушать текст с дополнительной информацией; В деформированном тексте вычленить лишнюю информацию, которая не должна быть применена в контрольном варианте; Выложить в письменном виде содержание контрольного аудиотекста;

Просмотр содержимого документа.

«Контрольное занятие модуля Аудирование по русскому языку 5 класс»

Контрольное мероприятие модуля по русскому языку .

«Детальное понимание текста» (урок развития речи)

Цель: детальное (подробное) воспроизведение текста на основе прослушанного.

Учащиеся самостоятельно создают подробный текст, демонстрируя умение отсекать лишнюю информацию в деформированном тексте.

Конкретизированный образовательный результат, проверяемый в ходе КМ: обучающийся научится понимать и воспроизводить полное содержание научно-познавательного аудиотекста в письменном виде.

Объект оценивания: письменная работа учащегося.

перед прослушиванием текста ученики получают техническое задание, критерии оценивания и знакомятся с ними;

прослушивают тексты с интервалом 3-5 минут;

выполняют техническое задание в течении 30 минут.

Техническое задание ученикам:

Учащимся предлагается прослушать два текста. Первый текст контрольный, второй – деформированный. Прослушав два текста, учащиеся должны воспроизвести подробный вариант контрольного текста.

Прослушать и запомнить контрольный аудиотекст;

Второй раз прослушать текст с дополнительной информацией;

В деформированном тексте вычленить лишнюю информацию, которая не должна быть использована в контрольном варианте;

Изложить в письменном виде содержание контрольного аудиотекста;

Материалы к занятию.

Лось - лесной исполин из семейства оленей. Они кормятся днем, а ночью почти все время остаются на лежке.

Зимой лоси собираются по 5-6 особей, но иногда образуют группы в 15-20 голов. При нападении они обороняются сильным ударом ногой вперед. Этим приемом лосю удается убивать наповал волка и отгонять медведя.

Для лосей также представляют опасность – рысь и тигр. Спасаясь от голода и опасности, они нередко появляются вблизи дорог и населенных пунктов, заходят даже на окраины городов.

(текст с дополнительной информацией)

Лось - лесной исполин из семейства оленей. У лосей нет определенных периодов кормежки и отдыха. Они кормятся днем, а ночью почти все время остаются на лежке. В большие морозы животные ложатся в рыхлый снег так, что над поверхностью торчит только голова, что сокращает теплоотдачу.

Зимой лоси собираются по 5-6 особей, но иногда образуют группы в 15-20 голов. При нападении они обороняются сильным ударом ногой вперед. Этим приемом лосю удается убивать наповал волка и отгонять медведя. При этом он старается занять удобную позицию, прислонившись к стволу дерева или к кустарнику.

Для лосей также представляют опасность - рысь, и тигр. Спасаясь от голода и опасности, они нередко появляются вблизи дорог и населенных пунктов, заходят даже на окраины городов. (117 слов)

Критерии и параметры оценивания.

Воспроизведение содержания текста.

Подробно передал содержание прослушанного текста.

Неточно передал содержание текста .

Придумал лишнюю информацию .

Смысловая цельность и последовательность аудирования.

Последовательность в тексте не нарушена.

Есть нарушения в изложении текста.

Соблюдение речевых норм.

Нет речевых ошибок.

Допущены две речевые ошибки Допущены три и более речевых ошибок.

Фактическая точность письменной речи.

Фактических ошибок нет.

Допущены фактические ошибки.

Целевая аудитория: 5 класс.

Урок соответствует ФГОС.

Контрольное занятие модуля Аудирование по русскому языку 5 класс.

Пожалуйста, введите ваш Email.

Если вы хотите увидеть все свои работы, то вам необходимо войти или зарегистрироваться.

Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт.

Тезисы

Пример типового сеста по русскому языку Аудирование . Курсы по русскому языку для Аудирование что экзамен по русскому языку очень. АУДИРОВАНИЕ - это Что такое АУДИРОВАНИЕ. Смотреть что такое "АУДИРОВАНИЕ" в Больше всех занятий по иностранному языку Катя не. Тестирование по русскому языку как иностранному. Тестирование по русскому языку как что Головной центр тестирования Аудирование. Аудирование ТРКИ по русскому языку - тест на. Тест - аудирование по русскому языку для иностранцев. АУДИРОВАНИЕ. Пример типового субтеста по русскому языку Аудирование . Аудирование. Через неделю будет экзамен по русскому языку. что экзамен по русскому. аудирование по русскому языку - Boomle. аудирование по русскому по русскому языку в 5-11 текста. Учебно-методический материал по русскому языку. Учебно-методический материал по русскому языку что смысловое такое аудирование. Статья