Это, в частности, относится, к компаниям, которые оказывают услуги населению и выдают покупателям бланки строгой отчетности. Плюс те, что переведены на ЕНВД, а также аптечные учреждения. Но даже в этом случае существует альтернатива кассовому чеку.
Здесь есть несколько вариантов. Первый - если организация оказывает услуги населению и выдает бланки строгой отчетности. Именно эти бланки в таком случае и являются альтернативой кассовому чеку.
Требования к оформлению бланков строгой отчетности установлены Положением "Об осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники " (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 г. N 359). Они должны содержать следующие обязательные реквизиты:
Второй вариант касается плательщиков ЕНВД. Они также не обязаны применять ККМ и вместо кассового чека могут выдать иной документ. Он может быть выполнен в виде товарного чека, квитанции им т.д. Законом о ККТ не установлено каких-либо требований к его изготовлению или форме. Поэтому такой документ может быть выписан от руки или изготовлен на компьютере. Однако он должен содержать обязательные сведения:
Но даже если контрольно-кассовая техника не применяется, налоговые органы по-прежнему вправе контролировать деятельность организации. Но если инспектор не сверяет кассовые чеки с контрольной лентой, это не значит, что он может проверить правильность выписывания тех же товарных чеков, а также соответствие их формы установленным требованиям.
Кстати, административные штрафы за отказ в выдаче товарного чека такие же, которые присуждаются за неприменение ККТ , то есть:
В любой точке, где осуществляется продажа товаров или услуг за наличный расчет, по закону должна стоять какая-либо контрольно-кассовая машина (ККМ). На сегодняшний день исключение сделано только для индивидуальных предпринимателей, находящихся на упрощенной схеме налогообложения, и выездной торговли.
Использовать разрешается только те модели, которые внесены в регулярно обновляемый Государственный реестр контрольно-кассовых машин. В нем все ККМ делятся на четыре вида:
Обязательными функциями ККМ являются печать кассовых чеков и фискальная регистрация. Чеки нужны покупателям и торговой инспекции, а содержимое фискальной памяти - налоговым органам. Фискальная память иначе называется электронной контрольной лентой защищенной (ЭКЛЗ), а на ее наличие указывает буква «К» в названии модели. Все остальное, что отличает разные модели друг от друга, делается уже на благо продавца.
Автономная ККМ - простейший вариант. Все функции такого аппарата ограничены двумя упомянутыми. Соединение с компьютером или внешним оборудованием не предусмотрено технически. Автономные ККМ подходят для применения там, где автоматизации нет и не предвидится. Остальные три вида кассовых аппаратов по существу являются тремя режимами работы. Многие ККМ способны работать в любом из этих режимов - все зависит от комплектации и конкретной настройки аппарата.
Пассивные системные ККМ могут подключаться к компьютеру. Кассовый аппарат работает в режиме offline: он обменивается информацией с компьютером только по команде, одномоментно, и делают это обычно перед началом и после окончания рабочей смены. Непосредственно во время работы связь с компьютером не нужна. Кассовый аппарат содержит запоминающее устройство, в котором хранит всю номенклатуру товаров. Первоначально она загружается в память аппарата из программы учета на компьютере. При необходимости данные о товарах догружаются в ККМ или изменяются. В зависимости от модели, к пассивной ККМ может присоединяться периферия: сканер штрихкода, электронные весы, дисплей покупателя.
Кассир работает непосредственно за ККМ. Он регистрирует продажи покупателям, вводя код товара с клавиатуры кассы или передавая его в кассу с подключенного сканера штрихкодов. Сведения о количестве проданного товара по каждой позиции и суммах сохраняются в памяти ККМ. В конце рабочей смены из касс производится выгрузка данных о продажах в программу учета на компьютере. Активные ККМ названы так потому, что они активно управляют присоединенным компьютером (программой учета на нем) и другим оборудованием. Активная система работает в режиме online, т. е. обмен информацией с программой учета на компьютере происходит в реальном времени.
Все данные о товарах ККМ оперативно получает от программы учета, сформированная кассой информация о продажах сразу попадает в нее же. Технически в кассовом аппарате установлена интерфейсная плата, позволяющая работать с персональным компьютером, и другими внешними устройствами. В зависимости от модели, с компьютером активная ККМ связывается или по стандартным интерфейсам (COM, USB), или в компьютер должна быть установлена специальная интерфейсная плата.
К активным ККМ относятся и РОS-терминалы (от англ. Point Of Sales - торговая точка). Это кассовые аппараты с фискальной памятью, построенные на базе миниатюрного ПК, со множеством «продвинутых» функций. Существенно, что корпус опечатан, вскрывать и обслуживать терминал разрешается только представителям авторизованного сервиса. Основная сфера применения терминалов - крупные предприятия торговли, где покупатели проходят через кассу непрерывным потоком.
Фискальные регистраторы могут работать только под управлением компьютера. Фактически они являются принтерами для печати чеков, оборудованными фискальной памятью. Хотя на фискальном регистраторе обычно есть цифровая клавиатура, основное рабочее место продавца (кассира) - за компьютером. Типичное применение - достаточно редкие продажи крупного товара, когда продавцу удобнее оформлять все документы на компьютере.
Прежде всего, решите, как кассовый аппарат должен вписываться в заведенную у вас систему учета и вообще в организацию процесса продаж. Простой частный вопрос - размер зала, расстояние от кассы до стойки с товарами и ценниками на них. Если продавец может с места посмотреть на ценник и тут же пробить чек, сканер штрихкода на кассе, скорее всего, будет лишним. Другое дело - магазин самообслуживания или магазин-склад с большим ассортиментом. В этом случае пассивная или активная ККМ позволит «расшить узкие места» в момент оформления покупки. Опять же, смотрите по обстановке: какая-то выгода от применения дорогого аппарата возможна только в том случае, если он позволит высвободить человека, сократить штат продавцов и кассиров.
Выбирать следует из моделей ККМ, включенных в государственный реестр. Строго говоря, другие аппараты в нашей стране официально и не продаются. Далее круг сужается в зависимости от вида вашей деятельности: торговля, услуги, гостиницы и рестораны, торговля нефтепродуктами. В реестре ККМ и в документации к самому аппарату указывается, в каких отраслях разрешено использование конкретной модели кассы. Кассовый аппарат должен быть поставлен на учет в налоговой инспекции. Обязательным условием является заключение договора с лицензированным центром технического обслуживания (ЦТО). Все вопросы ввода ККМ в эксплуатацию, а также регистрация его в налоговой службе решаются через ЦТО.
Большинство центров технического обслуживания занимаются и продажей самих кассовых аппаратов. При покупке с одновременным заключением договора на обслуживание обычно предоставляется ощутимая скидка. Плюс покупки и обслуживания в одном месте очевиден: сервисники знают аппаратуру «изнутри», и их мнение о тех или иных моделях самое верное, поскольку подкреплено опытом.
При осуществлении наличных денежных расчетов при продаже товаров, выполнения работ или оказания услуг, фирмы и индивидуальные предприниматели должны использовать контрольно-кассовую технику (ККТ). А что думают суды, если фирма вместо ККТ воспользуется торговым терминалом?
Налоговые органы ответственно следят за фирмами и индивидуальными предпринимателями, которые применяют контрольно-кассовые аппараты.
Напомним, что порядок использования ККТ регулируется Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», согласно которому, следует применять те модели ККТ, которые включены в Государственный реестр.
Законом установлено, что к ККТ, которая используется при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт относятся:
Уточним, что терминал по приему платежей - это торговый автомат самообслуживания с программно-техническим обеспечением, который предназначен для осуществления приема наличных денежных средств (в том числе оплаты за услуги сотовой связи, коммунальных платежей). А деятельность при помощи такого автомата получила название - вендинг.
Опираясь на эти утверждения, организации вправе обратиться в суд с целью признания незаконным решения налоговых органов о неправомерном использовании торгового терминала взамен ККТ. В защиту своих требований фирмы могут предъявить тот факт, что применение торгового автомата не идет вразрез с вышеупомянутым законом, так как его можно отнести к программно-техническому комплексу. Что же говорят судьи?
Организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Положением о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (утв. постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470), установлен перечень критериев, которым должна соответствовать контрольно-кассовая техника (о правилах работы ККТ читайте в № 10 за 2007 год). Так, ККТ должна иметь:
Если терминал будет соответствовать этим требованиям, то его применение будет вполне оправданным. Отметим еще два момента, при которых применение торгового терминала будет правомерным. Во-первых, если терминал будет признан программно-техническим комплексом, применение которого, согласно статье 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, предусмотрено наравне с контрольно-кассовыми машинами.
Во-вторых, в качестве приемлемой модели в соответствии с письмом Роспрома от 24 апреля 2006 г. № СП-1386/16 в составе терминалов самообслуживания будет использован фискальный регистратор ПРИМ 21К при условии размещения под кожухом терминала и получения данных по каналу связи.
В большинстве случаев претензии налоговиков к владельцам торговых терминалов связаны с выдаваемыми чеками. Как отмечают чиновники, платежный терминал или торговый автомат обязан, в соответствии с законодательством о применении ККТ, выдать фискальный чек. А те квитанции, которые выдают автоматы, по мнению налоговиков, не являются гарантией оплаты. Оперируя этими данными, налоговые органы могут предъявить компаниям штрафы. Напомним, что, согласно статье 14.5 Кодекса об административных правонарушениях, за неприменение ККТ предусмотрен штраф в размере:
Позиция налоговиков ясна, дело за судьями. Анализ сложившейся арбитражной практики показывает различный подход судов к этому вопросу. Например, арбитры в постановлениях ФАС Уральского округа от 21 мая 2007 г. по делу № Ф09-3847/07-С1, от 14 мая 2007 г. по делу № Ф09-3378/07-С1 полностью разделяют точку зрения инспекторов.
В этом случае, суды признают, что организации и индивидуальные предприниматели не освобождаются от применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товаров через торговые автоматы, терминалы самообслуживания и другие кассовые автоматы. Сославшись на письмо Роспрома от 24 апреля 2006 г. № СП-1386/16, они указали, что отсутствие у платежного терминала фискального регистратора (то есть технической возможности применения ККТ) не позволяет в установленном законом порядке использовать его для приема наличных платежей. Поэтому предприниматели и организации были признаны виновными в совершении административного правонарушения.
А например, в постановлениях (ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 мая 2007 г. по делу № А69-313/07-8-Ф02-2827/07, Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2007 г. по делу № Ф04-6408/2007(38154-А27-29), Западно-Сибирского округа от 6 сентября 2007 г. по делу № Ф04-6028/2007 (37715-А03-29) вывод судов имеет положительный исход для фирм и индивидуальных предпринимателей. В этом случае суды не поддерживают позицию налоговых органов, аргументируя тем, что статья 1 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ позволяет использовать и программно-технические комплексы, включенные в Государственный реестр электронно-вычислительных машин. Но в силу того, что на сегодняшний день отсутствует сам Госреестр ЭВМ, то и предъявление претензий являются необоснованными.
Также существенным фактом для судов является мнение ВАС (постановление от 31 июля 2003 г. № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин»), в соответствии с которым за использование организацией или индивидуальным предпринимателем вместо ККМ иных указанных в Федеральном законе от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ видов контрольно-кассовой техники не могут быть привлечены к ответственности за неприменение ККМ.
Напомним, что, по мнению ВАС, под неприменением ККТ следует понимать:
Но следует иметь в виду, что отсутствие единой судебной практики и позиции ВАС Российской Федерации по данной категории дел не может свидетельствовать о невиновности организаций. Такой вывод сделал ФАС Центрального округа в постановлении от 27 июня 2007 г. по делу № А62-1104/2007.
Поэтому организациям, использующим торговые автоматы, необходимо следить за нормативными актами, которыми будет дополняться Государственный реестр ККТ. А в случае наложения штрафа за неприменение ККТ, необходимо проанализировать судебную практику в своем регионе, прежде чем обжаловать постановление об административном правонарушении.
Е. Бодиева , эксперт «ПБ»
Любой предприниматель, которого закон обязывает использовать в процессе деятельности кассовый аппарат, наверняка задавался множеством вопросов, касательно порядка его обслуживания. С одной стороны он обязан четко следовать нормам закона и вести учет движения денежных средств, с другой стороны, ему надо как-то минимизировать свои расходы, чтобы торговля имела смысл.
Несоблюдения правил использования контрольно-кассовой машины (ККМ), тянет за собой ответственность, как правило, немалые штрафы. Но и законодательство в этой сфере меняется довольно быстро. В данном материале мы постараемся рассказать, когда нужен кассовый аппарат для ИП, может ли работать ИП без кассового аппарата, какие на сегодня существуют правила его пользования и обслуживания.
Торговля с кассовыми аппаратами должна соответствовать нормам закона. Как свидетельствуют его положения, аппарат обязательно нужен, при расчете в компании с клиентами наличными средствами или банковскими картами. К слову, правовая форма компании значения не имеет. То есть правило касается не только ИП, но и ООО, ЗАО. Также его использование не зависит от вида деятельности компании. Продает она товар, услуги или выполняет определенный вид работ на заказ, ей все равно нужен такой аппарат.
Однако есть исключения, когда кассовый аппарат для ИП или ООО можно не устанавливать. К таким исключениям относятся:
Без аппарата вести деятельность могут ООО, которые применяют ЕНВД. Но тогда они обязательно должны выдавать товарный чек или квитанцию, которые подтверждают, что деньги получены, а товар передан. Правда, и это правило имеет исключения – оно не касается организаций на ЕНВД, которые продают алкоголь крепостью более 15%. Говоря кратко, ставится подобный кассовый аппарат для ИП, которые оформлены на УСН. Кроме этого их работа не подпадает под закрепленные законом исключения.
Надо понимать, что ИП и ООО не имеют права приобретать ККМ в обычном магазине техники. Подобные агрегаты может продавать только специальная компания. Она же в дальнейшем ведет техническое обслуживание и ремонт. Перечень компаний, которым разрешено работать в этой сфере, закреплен Государственной экспертной комиссией по ККМ. Работать такие компании могут через собственную сеть дилеров. Также они организовывают собственные центры технического обслуживания (ЦТО).
Логично, возникает вопрос, сколько стоит подобный агрегат. По средним показателям ККМ стоит 8-25 тыс. руб. Но кроме собственно покупки нужен еще договор с ЦТО на обслуживание такой техники, без которого зарегистрировать в налоговой аппарат невозможно. Кроме вашего экземпляра договора сотрудник ЦТО должен наклеить на корпус агрегата специальную объемную голограмму «Сервисное обслуживание».
На обслуживание надо выделять не менее 300 руб. каждый месяц. К тому же ежегодной замене подлежит блок памяти ЭКЛЗ (электронной контрольной ленты защищенной). Когда переполняется фискальная память, ее тоже необходимо менять. В зависимости от модели аппарата эта услуга обойдется в 6 тыс. руб.
Кстати, ЦТО при желании может вам продать ККМ, который был в употреблении. Это существенно сократит ваши расходы на открытие ООО или ИП. Имейте ввиду, что в этом случае аппарат должен быть оснащен новым блоком фискальной памяти ЭКЛЗ и быть снятым с учета в налоговой. Учитывайте также, что общая длительность пользования аппаратом не должна превышать семи лет.
Существует более дешевый аналог выдачи чеков при покупке – чекопечатающая машинка (ЧПМ). Ее преимущество заключено в облегчении отношений с налоговиками. Регистрация такого агрегата не нужна, и совершенно неважно, по какой системе налогообложения предприниматель предпочел работать: УСН, ЕНВД или какой другой. Но надо четко понимать, что она не может использоваться вместо ККМ. Если закон обязывает ИП или ООО работать с кассовым аппаратом, установка ЧПМ будет нарушением. Дело в том, что ЧПМ не оснащена такой деталью, как блок памяти ЭКЛЗ, а потому и регистрация такого аппарата не нужна. Использовать его могут ООО на ЕНВД, чтобы не выписывать квитанции. Но даже тогда чек, выданный ЧПМ, должен содержать определенный набор данных:
Чтобы контролировать поток средств у бизнесмена, закон обязал их зарегистрировать ККМ в налоговой. Для этого он должен отнести в ближайшее отделение, которое обслуживает адрес установки аппарата, пакет документов. Это в тех случаях, когда оно не совпадает с местом регистрации предпринимателя или ООО. Налоговой надо предоставить такие бумаги:
Обратите внимание, что это общий условный список. Точный перечень бумаг, который нужен для оформления, стоит узнать лично в налоговой. Вся регистрация занимает около получаса.
Если предприниматель решил больше не работать с ККМ, например, когда он перешел с УСН на другую систему налогообложения, агрегат надо снять с учета. Эта процедура проводится там же, где проводилась его регистрация. Бизнесмен обязан собрать и подать такие бумаги:
Кроме всего прочего мастер, обслуживающий ККМ компании, обязан зафиксировать все данные, которые нужно иметь, чтобы снять с учета ККМ, а именно:
Эти показания и указанные выше документы необходимо предоставить налоговой не позже трех дней с момента выписки данных.
Отдельно надо учитывать, что бизнесмену, работающему на УСН с ККМ, обязательно надо оформить договор на обслуживание агрегата со соответствующим ЦТО. Прежде всего, эта бумага требуется, чтобы зарегистрировать кассовый агрегат в налоговых органах. Кроме этого, закон требует обязательное ежегодное прохождение процедуры освидетельствования аппарата, после которой на него наклеивается соответствующая наклейка с голограммой. Кроме всего прочего такой регулярный осмотр позволяет продлить срок службы аппарата, сохранить гарантийный срок.
На сотрудников налоговых органов возложена не только регистрация кассовых аппаратов, но и работа по отслеживанию правильности их использования. Соответственно, налоговики имеют право выписывать штрафы при обнаружении неточностей.
Так, они могут оштрафовать за:
За такие неточности штраф назначается в размере:
Предприниматель, работающий на УСН, при эксплуатации ККМ должен оформлять такие бумаги:
Кроме этого, каждая организация и ИП, работающие на УСН и использующие ККМ, обязуются придерживаться кассовой дисциплины.
На сегодня в Государственной Думе на рассмотрении лежит законопроект, касающийся оптимизации использования подобных аппаратов при осуществлении предпринимательской деятельности. Он требует, чтобы до 1 июля 2017 года не только ИП на УСН, но и другие предприниматели перешли на работу с так называемыми онлайн-кассами. Под такими кассами имеются ввиду особые устройства на кассовых аппаратах, с помощью которых через Интернет можно передавать данные о каждой операции налоговому органу.
Начало регистрации подобных касс открыто с апреля 2016 года. К 1 июля 2017 года этот процесс должен полностью завершиться и каждый предприниматель на УСН или организация должны иметь собственную онлайн-кассу. Это же касается и плательщиков ЕНВД и ПСН – они должны установить у себя подобные аппараты до 1 января 2018 года.
Покупатели при этом будут получать электронный чек. С помощью специального мобильного приложения они смогут проверять легальность этих чеков, а также при необходимости подать жалобу в ИФНС. Законодатель полагает, что таким образом можно существенно увеличить поступления в бюджет и сократить теневой оборот наличных средств. Кроме этого, так предпринимателям будет легче взаимодействовать с налоговыми органами, а именно:
Соответственно, у каждого предпринимателя на УСН и организации сократятся расходы на покупку кассовых аппаратов. Прежде всего, за счет того, что за каждую установленную онлайн-кассу предприниматель на УСН или организация получат налоговый вычет в 18 тыс. руб. Кроме этого, при расчетах клиенты смогут использовать собственные планшеты, смартфоны.
Похожие записи:
Похожие записи не найдены.