Как сделать и провести качественный тренинг. Секреты саморазвития – польза тренингов

Самое удивительное, что нет какой-то особой, конечной, истинной правды и все участники тренингов личностного роста имеют свое собственное мнение. Думаю, что и автор данной статьи имеет свое собственное субъективное мнение, но при этом постарается спокойно и без эмоций отделить зерна от плевел.

История возникновения , как обычно, началась в Америке в середине прошлого века, т.е. сравнительно недавно. Направлены эти тренинги были исключительно на бизнес. Бездуховная машина по выжиманию денег требовала новых адептов, именно с этой целью – «расширять горизонты сознания» и были созданы данные тренинги для всевозможных менеджеров. Чуть позже до умных голов дошло, что тренинги могут быть не только «сугубо бизнес», но и просто «как жить круто». Так и появились тренинги личностного роста, сначала в Америке, затем в Западной Европе, а затем эта модная тенденция распространилась и по всему цивилизованному миру.

«Правильные» тренинги личностного роста, это особый психологический экшен, способный творить чудеса. Вот только допускать к ним можно исключительно здоровых (психически и физически) людей, после предъявления ими соответствующих справок. Да и после завершения «правильного» тренинга, необходимо следить за жизнью выпускников месяца 3-4. Как же происходит в действительности?

1. Для чего необходимы тренинги личностного роста?

Устроители тренингов личностного роста преследуют вполне определенную цель, а именно выжать из человека как можно больше денег. Все остальное им глубоко до лампочки. На тренинги допускаются все без исключения люди, без справок о здоровье, без вопросов, а можно ли им «иметь мозги» на протяжении нескольких месяцев? Далее студенты подписывают бумаги, что за все происходящее они сами несут ответственность и начинается . Да, есть еще и расписка «о неразглашении» того, что происходит внутри тренинга.

2. Кто приходит на тренинги личностного роста?

На тренинги приходят неуверенные в себе одинокие люди, которые уже отчаялись что-либо изменить в своей судьбе. Именно они и хватаются на тренинг как за спасательную шлюпку, которая должна вынести их на волну успеха и удачи. Как правило, самому тренингу предшествует гостевой вечер, когда зомбированные «уже студены» носятся по городу в поисках свежей крови, именно они вовлекают на тренинги новых людей. У каждого студента стоит определенный план по вовлечению, и именно эти 5-10 несчастных людей ему необходимо привести на гостевой вечер. Как вы сами понимаете, каждый новый студент, это новые деньги.

Если вы попали на гостевой вечер, значит вы уже практически на тренинге. Сейчас проведут профессиональную обработку, и вперед, за светлым будущим. На гостевом вечере студенты, т.е. уже полноправные участники тренинга рассказывают, каких потрясающих результатов они добились. Пожилая женщина споет вам песню, молодая девушка расскажет, что вот-вот выйдет замуж, а мужчина в засаленном пальто объяснит, как открыть свое дело. И, правда, они вам лгать не будут, они действительно это сделали.

3. Из чего состоит тренинг?

Стандартный тренинг по промыванию мозга состоит из «Базового курса», «Продвинутого курса» и «Лидерской программы». «Базовый» длится неделю, «Продвинутый» – две недели, а «Лидерская программа» три месяца.

Первую неделю, именно на базовом курсе идет мощнейшая обработка мозга. Студенты полностью оторваны от реальной жизни, с 8 утра до полночи они проводят в помещении с закрытыми окнами, чтобы не было понимания, что сейчас, день или ночь. Ничего плохо на тренинге не происходит, говорятся правильные слова и истины, «все в твоих руках», «встань и сделай», вот только методы донесения информации очень похожи на . Кроме того, на базовом курсе используются психологические упражнения, которые запросто могут сломать психику или нанести ей необратимый вред, все зависит от индивидуальных особенностей каждого человека.

На базовом курсе чередуется метод кнута и пряника, это когда на студентов сначала орут и говорят все самое плохое в глаза, затем хвалят и обнимают. От такого изобилия эмоций, адреналин просто зашкаливает, и все, человек подсаживается на тренинг. Тем более, что кроме эмоциональной поддержки со стороны соучастников тренинга, существует и прямой шантаж. Если участник уходит с курса, то могут выгнать и всю его команду.

На продвинутый курс идут практически все участники базового, лишь у немногих хватает ума и смелости прекратить это эмоциональное насилие над собой. Продвинутый курс это адская смесь из бесчеловечных «стрейчей» (упражнений, растяжек сознания) и вполне даже адекватных общественных проектов. Т.е. группа студентов может бесплатно почистить городской пруд, помочь детскому дому, собрать деньги на приют для животных.

При этом некоторые , которые проводятся на продвинутом курсе, вообще запрещены для массового использования.

Совершенно серьезно, они могут вызвать нешуточные расстройства психики! Вплоть до последующего лечения в психиатрической клинике!

Лидерская программа, это более-менее спокойная программа, построенная на общих выходных и нацеленная на вовлечение новых адептов. В конце «лидерки» всем обещают третьи выходные, которые проводят на базе. Кроме бесчеловечных методов по отуплению студентов (не дают спать, не дают отдыхать, почти нет питания и так подряд двое суток), эти выходные действительно являются самыми запоминающимися со всего тренинга и вроде как, окрашены положительными эмоциями.

Еще есть так называемый, «веревочный курс», это единственный курс, который действительно стоит пройти без страха и упрека. Отличная вещь.


4. Подводим итоги.

После прохождения тренинга личностного роста более 90% людей искренне пытаются (помните, в самом начале, кто поет, кто свое дело открывает). Через три месяца, когда эффект от тренинга идет на убыль, половина студентов возвращается «капитанить», т.е. бесплатно отираться среди новеньких и выполнять самую черную работу (принес-унес-прибрал). Таким образом, они снова присутствуют на тренинге и снова ловят адреналин, но уже как капитаны. Другая половина, у которой тоже ничего не получилось, оглядывается и замирает в ужасе. В процессе выстраивания новой реальности они успели полностью разрушить свою жизнь, уволиться с работы, расстаться с мужем или женой. И лишь 10% людей прошедших тренинг, действительно чего-то добиваются в будущем. Справедливости ради хочется отметить, что эти 10% попали на тренинг случайно или ушли с него раньше окончания, да и изначально были лидерами сами.

Вывод: тренинг личностного роста, это однозначно русская рулетка. Хотите в нее сыграть, добро пожаловать. Автор статьи не утверждает, что все, что происходило на тренинге плохо, нет. Очень много было хорошего и полезного, но сама концепция «бери кого хочешь, лишь бы выжать деньги», запрещенные психологические приемы смазывают всю картину происходящего. Кстати, многие выпускники тренингов так никогда и не возвращаются в нормальную жизнь, они всегда где-то рядом с новой командой, которая расширяет свое сознание.

Одним из наиболее часто применяемых способов корректировки является тренинг.

Согласно "Психологическому словарю" тренинг - это "систематическая тренировка или совершенствование определенных навыков у участников тренинга".

В 50-х годах двадцатого века в США, а затем и в странах Западной Европы стали возникать и быстро развиваться особые формы психотерапевтической работы: "тренинговые или Т-группы". В них собирали людей психически здоровых, но имеющих психологические проблемы: им было трудно понимать самих себя, регулировать эмоции и поведение, они утрачивали чувство осмысленности и интерес к жизни, испытывали трудности при общении с другими людьми, чувствовали себя одинокими и т.п. Эти проблемы сильно затрудняли людям жизнь, иногда приводили к поведению, странному, даже ненормальному с точки зрения окружающих, а нередко - к попыткам самоубийства.

Тренер-психолог старался воздействовать на своих клиентов не только непосредственно, но и через других членов группы.

Многим людям становилось легче уже от осознания того, что не только они, но и другие испытывают подобные затруднения. В группе каждому человеку гарантировались поддержка и сохранение тайны всего, что говорилось во время встреч, поэтому люди могли в условиях относительной психологической безопасности рассказать о своих проблемах и трудностях, снова пережить трудные ситуации, не скрывая своих эмоций, услышать мнения других людей, в том числе и специалиста-тренера, опробовать новые для них формы поведения в игровых моделях жизненных ситуаций .

В настоящее время понятие "тренинг" используется достаточно широко. Так называют интенсивный курс обучения, сочетающий в себе короткие теоретические семинары и практическую отработку навыков. Само собой, "психологический тренинг" касается психологических навыков, таких как саморегуляция, развитие собственной личности, общения с другими людьми, и т.д., включая профессиональные навыки, особенно важные для тех, кто работает с людьми.

Теоретические обоснования и техники проведения тренингов очень интенсивно развиваются во всем мире. В настоящее время определились следующие основные направления: тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, тренинги общения.

Схема взаимосвязей между этими видами тренингов следующая:

Тренинги личностного роста более близки к психотерапевтическим группам. Во время этих тренингов при помощи разных техник участники стараются осознать и преодолеть свои психологические проблемы, препятствующие решению жизненных и профессиональных задач.

Каждый участник такого тренинга при помощи остальных участников и тренера может понять свои страхи, избавиться от своих внутренних барьеров, понять, как его воспринимают окружающие.

Это позволяет выявить и в будущем эффективнее применять свои положительные качества, сформировать реальную оценку своих способностей, изучить свои ошибки и недостатки .

Тренинги общения предназначены для того, чтобы научить членов группы эффективному поведению в различных ситуациях. Основной задачей, которую решают такие тренинги, является преодоление трудностей, возникающих в реальной жизни, с помощью навыков, полученных во время тренинга. Считается, что полученный опыт учебно-тренинговой группы станет своеобразной "прививкой", которая, впоследствии позволит выработать "иммунитет", если так можно выразиться. Разумеется, даже самый лучший тренинг не сможет подготовить человека ко всем возможным негативным ситуациям, но поможет избежать самых грубых ошибок и снимет остроту возможного стресса, который неизбежно возникнет при трудностях в общении.

Эти виды тренингов тесно взаимосвязаны. Их объединяют в комплексный социально-психологический тренинг. Метода, применяемые при социально-психологическом тренинге, очень разнообразны, но в их основе лежат групповые дискуссии и ролевые игры в различных вариантах и сочетаниях. При организации и проведении тренинга руководитель-тренер стремится к тому, чтобы при погружении в особую тренинговую среду участники смогли осознать собственные психологические проблемы и научились их преодолевать. Основным результатом успешно проведенного тренинга должны стать: возросшая адекватная самооценка, снятие барьеров в общении, изменение основной стратегии поведения. Все эти факторы создают основу для внутреннего личностного роста. Успешно проведенный тренинг характеризуется рядом побед, как внешних, так и внутренних.

Участие в социально-психологическом тренинге особенно важно для людей, профессии которых предполагают интенсивное общение, а также для тех, кто испытывает трудности в сфере человеческих контактов.

Бизнес-тренинги являются разновидностью первых двух категорий, но сами они сориентированы на решение конкретных профессиональных задач. Чаще всего встречаются тренинги ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций, формирование команды, эффективного управления, и т.п.

В учебном процессе тренинг является делом обязательным, а не добровольным. Обучение при помощи тренингов значительно отличается по основным принципам от общепринятых способов, таких как лекции и семинары. При этих видах обучения требуют дачу только правильных ответов, неправильные же строго наказываются. При проведении тренингов к ошибкам относятся снисходительно. В этом контексте ошибки рассматриваются как неотъемлемая часть обучения.

Существуют основные принципы проведения тренинга:

Правило максимальной активности. Сущность этого правила такова: в процессе тренинга молодые люди вовлекаются специальным образом в организованные действия. Например, разыгрывание какой-либо определенной ситуации, или выполнение неких упражнений и т.д. Принцип или правило активности опирается на известную идею из области экспериментальной психологии: человеком усваивается 10% того, что он слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает и 90% того, что делает лично. Активное поведение на тренинговых занятиях важнее, чем обычное усвоение информации, поэтому необходимо быть терпимым к ошибкам, позволяя учащимся чувствовать себя максимально свободно и комфортно.

Тренинг должен быть не рядовым скучным занятием, а событием. Для этого очень важно заполнить его различными видами активности. Все происходящее на тренинге не должно быть сконцентрировано именно на нем, а должно выглядеть как увлекательная игра, но наполненная ссылками на окружающую реальность, так, чтобы полученные навыки можно было впоследствии применять на практике в реальной жизни .

  • - Общение по принципу "здесь и теперь". На тренинге участники должны общаться только "здесь и теперь", т.е. обсуждать не прошлое или будущее, а настоящее, то, что делается во время самих занятий. Это позволяет уменьшить влияние психологической защиты и поддержать психологическую безопасность.
  • - Правило персонификации высказываний, суть которого состоит в полном отказе обезличенных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию говорящего, или избегать прямых высказываний в определенных случаях. Таким образом, вместо высказываний типа: "имеется ввиду…", "говорится…" и т.д., во время тренинга необходимо говорить: "я имею ввиду…", "я говорю…", и т.д.
  • - Принцип исследовательской творческой позиции. Правило отсутствия критики и безоценочности высказываний. Имеется ввиду, что в тренинговой группе необходимо стремиться к созданию максимально свободной творческой атмосферы. С этой целью специально организуются проблемные, неопределенные ситуации, которые провоцируют участников на нестандартные высказывания и поступки. В ходе тренинга участники должны иметь возможность реально осознать закономерности, уже известные в психологии, как свои собственные особенности, свои личные возможности. В этих целях критика, как таковая, должна быть сведена к минимуму и должна относиться только к конкретному высказыванию или поступку, но никак не к конкретной личности. Наиболее важны такие навыки, которые вырабатываются во время тренинга, как принятие себя и окружающих такими как есть, умение выслушать других людей, безоценочность суждений.
  • - Принцип партнерского общения. Правило доброжелательности. Общение во время тренинга должно учитывать особенности каждого участника, его чувства и переживания. Соблюдение этого правила позволяет создать в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволит участникам группы экспериментировать со своим поведением, не опасаясь совершения ошибок. Постоянный диалог, полноценное общение внутри группы вырабатывает уважение к чужой мысли, доверие, избавляет от взаимных подозрений, неискренности в разговорах и поступках, страха.
  • - Принцип объективации или осознания поведения. Правило обратной связи. Означает осознание его участниками мотивов своего поведения, изменение импульсивного поведения на сознательную саморегуляцию. Именно это свойство в дальнейшем позволит управлять своим поведением и внутренним миром.

Основным средством объективации такого осознания считается обратная связь. Поэтому так важны обсуждения всего, что происходит в группе. Большую помощь может оказать видеозапись поведения участников группы в определенных ситуациях, с последующим просмотром и обсуждением. Необходимо учитывать, что видеозапись является мощным средством воздействия, которое может оказать и негативное влияние, а значит, нужно пользоваться им с осторожностью.

Нужно отметить, что в тренинговых группах, которые составляют незнакомые между собой люди, существует строгое правило конфиденциальности и доверительности общения. Однако, в учебной группе это правило не действует, так как учащиеся постоянно общаются друг с другом, вне тренинга. Все, что стало известным во время тренинга, может стать известным посторонним, не смотря ни на какие правила. Поэтому любые темы и обсуждения должны быть максимально корректными.

Существует ряд особенностей организации тренингов личностного роста в учебном процессе .

Тренинг, включенный в учебный процесс, проводится, как правило, в обычной аудитории и длится 90 минут (2 академических часа) один раз в неделю. Посещение занятий обязательно. Все участники знакомы между собой, и, как правило, большинство из них общается вне тренинга и учебы. Это затрудняет использование обычных методик и требует более сложного подхода.

Стандартная расстановка мебели в аудитории не годится для проведения тренинга. Необходимо так расставить столы и стулья, чтобы все участники могли общаться и беспрепятственно видеть друг друга и тренера. Кроме этого, необходимы места, где можно будет работать парами и группой по 3-4 человека. В круге должно быть не больше 20 человек. Если участников больше, то их делят на подгруппы и работают по очереди. Для проведения тренинга желательно иметь аудио- и видео аппаратуру, это может существенно облегчить процесс.

Сам тренинг может протекать следующим образом. Курс должен включать в себя две взаимосвязанные части: информационно-теоретическую и тренинговую. Теоретическая часть может проводиться в виде лекции или семинара и должна занимать 20-25% от всего времени курса. Оптимальным будет разбить эти часы на несколько частей и проводить в разные периоды курса. Основное время курса должен занимать тренинг, в ходе которого проводятся тестирование, разминки, ролевые игры, обсуждения и т.д. В начале обучения тренеру необходимо ознакомить учащихся с правилами и принципами тренингов, описанными ранее. Сколько именно времени посвящать каждой теме, на чем заострить особое внимание, зависит от конкретной группы.

Личностный рост - это постоянное, неуклонное развитие личностного потенциала.

Личностный потенциал -- это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях (Д.А. Леонтьев). Иначе говоря, личностный потенциал -- это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя, прежде всего, из своих внутренних представлений и критериев.

Анализируя литературу, мы изучили психологические особенности студенческого возраста и особенности эмоциональной сферы, рассмотрели студента как личность; определили понятие "личностного роста", а так же рассмотрели теоретические основы тренинга личностного роста.

Данная теоретическая база является прочной основой для проведения исследования и разработки программы тренинговых занятий, направленных на личностный рост студентов.

К тренингам личностного роста можно отнести такие групповые тренинги, как Лайфспринг или Источник жизни, Синтон и другие программы и курсы, призванные привести к личностному прорыву, раскрыть внутренний потенциал, сделать из вас лидера, и т.д. - но не выработать конкретные навыки.

У меня был давнишний опыт посещения курса НЛП. Это, конечно, не Спарта и не Лайфспринг, но тоже вполне бесполезное. Хотя тогда казалось, что это очень крутой тренинг. В первую очередь, из-за наивности: раз люди тут собрались и выглядят весьма довольными, значит, тут явно что-то полезное есть. Во-вторых, убеждала уверенная манера ведущих курсов и их общий позитивный настрой. А то, что данные практики научно никак не подкреплены - даже и в голову не приходило. Срабатывал также мыслительный шаблон: если улучшения происходят после применения некой методики, значит происходят они вследствие её применения. Но «после» не значит «вследствие». Сейчас мне все эти ошибки видны, но не 10 лет назад. И я признаю, что впустую потратил тогда время)

Зачастую, если не всегда, в основе программ таких тренингов лежат сомнительные с точки зрения научной психологии и педагогики идеи и практики. Как правило, эти программы ведут люди, чье образование состоит из "корочек" об окончании таких же тренинговых программ или их продвинутых ступеней. Звания таких тренеров могут быть выдуманными, формальными или присужденными через сомнительные организации. Такие звания, как: коуч успеха, тренер №1 по самодисциплине, психолог-практик, НЛП-мастер и другие.

Стоит отметить и то, что польза программ тренингов личностного роста для их участников не доказана, в то время, как есть свидетельства вреда некоторых из них.

Известны случаи, когда у людей после таких практик развивались психические расстройства, депрессии, что некоторых доводило до самоубийства, разводу или потере работы. Помимо явного психического вреда, существует еще и риск "подсесть" на тренинги, начав посещать их снова и снова. Для вас закончится один тренинг, но вам скажут, что нужно продолжать работать над собой и прийти на новый, продвинутый курс. Для заманивания в эти сети, используются методы, которые в этом плане могут быть вполне эффективными - похожие применяются в разного рода сектах и культах. Поэтому зачастую тренинги личностного роста называют психокультами.

Помимо всего остального, можно получить и вполне реальный физический вред. На некоторых занятиях вас могут заставить терпеть тяжелые физические нагрузки и выполнять задания, способные привести к травме. Должного медицинского контроля, как и чувства меры у ведущих, на этих тренингах нет.

Участник проекта The Secret Джеймс Артур Рэй довел троих людей до могилы, а около двух десятков людей до больничной койки, когда вел своих подопечных к тому, чтобы стать "духовными воинами". Из российских примеров стоит упомянуть проект Спарта. Здесь применяются непомерные нагрузки через физические упражнения, в ходе которых, как заявляется организаторами, вы должны понять, что способны на большее. Интересно, смогли это понять те, кто, благодаря таким опасным занятиям в ходе тренинга, стал инвалидом, как Александр Захаров, или погибли, как Илья Лунин и Роман Каплан? Об этих случаях сообщалось в СМИ, но Спарта и ей подобные тренинги продолжают существовать.

Ходил в своё время на два разных совсем тренинга:

1) ДЭИР ("дальнейшее энерго-информационное развитие"). По сути оказалось какой-то "практической магией". Пытались там чего-то видеть невидимое и воздействовать дистанционно на людей и ситуацию. Традиционно всё для таких тренингов было построено - базовый курс, терпимый по деньгам, на котором ты вроде как вкус этого всего должен почувствовать, но реально у тебя ничего толком не получается. А чтобы получалось - надо ещё тучу последующих курсов пройти и дополнительных ответвлений от них. Короче, высасывание бабла с тех, кто хочет научиться "суперспособностям".
Я ограничился базовым курсом. Во многом ещё и потому, что мне претит "механистический подход", когда человек не работает духовно-нравственно над собой, а просто учится каким-то механическим действиям, которые вроде как дают ему какой-то контроль над другими людьми. При том, что он то остался тем же человеком, с теми же страстями и моральными качествами. Как он всё это будет применять (если оно бы и правда действовало)? Тьфу, противно.
2) "Планета лидеров" (по сути же - "Лайфспринг"). По моим ощущениям проводят просто психологическую накачку разными методами (лекции, потом индивидуальные и групповые упражнения). Если примитивно объяснять, то что-то типа аутотренинга: "Ты можешь! У тебя получится! Нужно только сильно захотеть и стараться! Сломай психологические барьеры, которые мешают тебе больше хотеть и делать!" Методики хорошо продуманы, в результате после курса весь летаешь, хочешь всех обнимать, мечтать и реализовывать мечты. Но потом выясняется, что эта накачка быстро проходит, что всё реализуется не так просто, как виделось когда ты был накачан эмоциями. Тебе хочется вернуться в это состояние "полёта на крыльях", а как это сделать? Если ты всё это не воспринимаешь критически, то будешь и дальше ходить на следующие "ступени" за накачкой и ощущением причастности к чему-то продвинутому, будешь рекрутировать новых учеников (обязательное условие для ступени "бизнес" - привести, кажется, 3-х новых человек на эти курсы), убеждать себя и всех вокруг, что только тут всё настоящее и ты настоящий. Что это хорошие, нужные тренинги, а не выжимание бабла из людей, подсевших на эмоциональный "наркотик" и не MLM (многоуровневый маркетинг - фактически "пирамида" из вновь привлекаемых клиентов).
Тут я не жалею, что я сходил на базовый курс, мне было полезно. Но другим рекомендовал бы с большой осторожностью - есть большой шанс попасться как и на любую другую пирамиду, коих нынче бесчисленное множество. А кому-то может и психику сломать, случаи такие по Лайфспрингу зафиксированы.

Мне несказанно повезло - я учусь на психолога, и у нас есть целый курс, где мы учимся отличать тренинги личностного роста от психосект. Увы, не всем так повезло - ответы ясно дают понять, что именно психосекты продаются в нашей стране под видом тренингов, что очень печалит. И да, все эти лайфспринни и трансерфинги реальности - это именно они, психосекты.

Про себя же могу рассказать, что именно тренинги очень много мне дали.

Тренинг Кенги, спорный с научной точки зрения, для меня был эффективен, на нем я смогла научиться доводить дело до конца, достигать целей.

Тренинги общения научили меня слушать и слышать, "читать" людей, а главное - говорить на понятном им языке, они же научили меня видеть манипуляции, противостоять их воздействию.

Тренинги тем полезнее, чем они проще - заявлено в теме, что будут учить быть увереннее в себе - круто! Иди, учись. А вот если обещают полную прокачку своей личности - это уже признак нехороший! Менять личность = ломать личность, и этим чаще всего на всяких там Лайфсприннах и занимаются.

Вот список тех сект тренингов и практик, с которыми я экспериментировал на себе, о которых я знаю не понаслышке:

Синтон - Николай Козлов; StopSmoke - Тимур Мамедов; Школа своего дела - Юрий Мороз; Симорон - Бурлан&Бурлан; Трансерфинг реальности - Вадим Зеланд; Исцеляющий импульс - Володимир Вукста (Голтис); Радуга жизни - Андрей и Юлия Кучеренко; Сыроедение - много там авторов; Очистительные практики - Марва Оганян; КОБ (Концепция общественной безопасности) - Петров & Со; Бойцовский клуб - Виталий Лозовский; Тренинги личностного роста, успеха и отношений - Ильдус Кутуев (читай - Николай Латанский); Инвестирование в недвижимость "для чайников" - Наташа Закхайм.

Итого потрачено только денег больше 230 000 рублей. Времени - почти 10 лет жизни... За этот период и с такими денежными инвестициями можно было бы стать крутым профи в какой-нибудь области - да в той же логистике, например.

А в результате - куплен опыт, некоторые навыки (впрочем не особо важные), остались некоторые связи (в этом плане неплохо), ну и все, по большому счету.

С подобными практиками есть несколько засад.

Засада первая. Если тратить ресурсы на псевдонауку, то тем самым отвлекаются отнюдь неиллюзорные ресурсы от действительно работающих вещей: науки, медицины, инженерии, инноваций.

Засада вторая. Псевдонаучное мракобесие вручает в руки последователя неправильную "карту местности". Последователь псевдонауки оказывается дезориентированным. Местность - вот она, перед ним каждый день. А куда идти - непонятно, потому что карты врут.

Засада третья. Дело в том, что вся эта псевдонаука использует в своих умозаключениях и логических цепочках в том числе вполне доказанные и очевидные факты. В этой всей антинаучной чуши где-то в чем-то есть рациональное зерно, есть представительство истины! Неподготовленному уму сложно отличить зерна от плевел, и получается, что ложь проходит в сознание внутри троянского коня известных фактов.

Засада четвертая. Пока адепт исповедует свою религию - выманить его оттуда практически невозможно! Очень сложно посеять зерно сомнения в сознание человека, который во что-то уверовал. Вследствие разных наших когнитивных искажений.

Засада пятая. Если человек допустил в сознание одно мракобесие и уверовал в него, то все - пиши пропало - это мракобесие легко притягивает к себе другие. "Сон разума рождает чудовищ" - все новых и новых. Мракобесие тоже эволюционирует, оставляя в живых самые устойчивые к распространению инфовирусы.

Каждому тренеру приходится разрабатывать и проводить новые тренинги. Как сделать новый тренинг? Есть несколько вариантов создания: тренер может взять свой старый тренинг, доработать его, изменить под новые заказы и требования рынка. Может пойти и другим путем - создать новую программу под новую тему. Это может быть заказ от компаний, но может быть и желание самого тренера. Нередко это связано с запросами его аудитории или ему в голову пришла новая тема. Тренер еще не знает, будет ли этот тренинг востребован на рынке тренинговых услуг. Создавая новую программу, тренер имеет определенные критерии качественного тренинга. У разных тренеров они разные. Я предлагаю следующие критерии качественного тренинга личностного роста. Эти критерии основаны на том, что нравится, интересно участникам тренинга а не тренеру. Критерии должны быть достаточно объективны.

Критерии качественного тренинга

1. Новизна темы.

2. Новизна, структурированность и оригинальность подачи информации.

3. Новизна упражнений.

4. Практичность и понятность упражнений и игр.

5. Успешное использование приобретенных умений в реальной жизни

6. Получение ответов на свои вопросы

7. Приятная атмосфера на тренинге.

8. Личность самого тренера

Я считаю, что главный интегральный критерий качественного тренинга - его востребованность на рынке тренинговых услуг. Естественно, на успешность проведения тренинга влияет и подача материала самим тренером. От каких качеств тренера зависит восприятие программы, а значит и успех тренинга?

Профессиональные тренерские качества: умение публично выступать, организовать и управлять дискуссиями, давать эффективную обратную связь участникам тренинга, самому участвовать в демонстрации некоторых упражнений.

Личностные качества: энергетика, артистизм, эмоциональность, гибкость, остроумие, юмор и др.

Определенный профессиональный и жизненный опыт.

Достаточно глубокие знания по теме тренинга.

Один из критериев удавшегося тренинга - эмоциональный подъем, который испытывает сам тренер. Другими критериями могут быть – постоянный интерес к программе, желание сделать ее более яркой, оригинальной. Тренер готов думать о программе 24 часа в сутки Но бывает и так, что субъективное восприятие тренером процесса тренинга может кардинально отличаться от восприятия участников - как в положительную, так в отрицательную сторону.

Для меня, пожалуй, важный критерий успешности тренинга – это умение тренера давать обратную связь участникам, с последующим повтором отрабатываемого упражнения. Участники тренинга всегда хотят понять, что они делают правильно, а что нет.

Чтобы создать новую программу тренинга, имеет смысл задавать себе следующие вопросы:

Зачем я делаю этот тренинг, какую цель я преследую?

Какие цели и задачи тренинга?

На какую аудиторию рассчитан тренинг?

Чем я отличаюсь от конкурентов?

Соответствуют упражнения информационным блокам?

Как сделать тренинг ярче, наглядней?

Какие еще есть варианты проведения тренинга?

Будет тренинг интересен аудитории и чем?

Насколько тренинг рентабелен?

Конечно, можно обойтись и без этих вопросов. Но вопросы помогают нам посмотреть на программу тренинга шире и увидеть новые возможности в его разработке.

Как создать идею, сценарий нового тренинга и грамотно его срежиссировать?

Возьми у лучших тренеров программу и сделай под себя.

Комбинация модулей из разных имеющихся программ

Возьми материалы для тренинга из других сфер жизни: упражнения, игры, информацию.

Ищи новый диапазон применения уже имеющейся программы тренинга

Какая информация особенно интересует участников тренингов - новая программа,

Какие модули тренинга пользуются особым успехом новая программа.

Что делать с бизнес–тренингами?

В случае создания новых бизнес–тренингов, мы должны руководствоваться и другими критериями. Существует много вариантов оценки успешности проводимых бизнес-тренингов. Возьмем наиболее распространенную модель критериев результативности тренинга.

Модель Киркпатрика

1.Реакция: насколько тренинг понравился участникам (ведущий тренинга, атмосфера на тренинге, программа, организация тренинга)

2.Усвоение: какая информация, какие компетенции, навыки были усвоены в результате обучения.

3.Поведение: как в результате обучения изменилось поведение участников тренинга в их профессиональной деятельности.

Имеет смысл проводить диагностику уровня знаний, компетенций, навыков и уровня мотивации на обучение участников тренинга перед началом программы, а также задуматься над тем, кто и как после тренинга будут контролировать, стимулировать и мотивировать участников на использование полученных знаний и умений в их деятельности.

Выводы

1. Нужно иметь четкие критерии оценки, чтобы разработать и проводить качественный тренинг личностного роста.

2. При разработке бизнес - тренинга мы должны иметь не только четкие критерии его оценки, но учитывать и другие общепринятые модели оценки тренинга, ориентированные на анализ изменения поведения участников тренинга в их непосредственной деятельности и экономических показателей эффективности.

Упражнение для тренинга личностного роста "Я в будущем"

Каждый участник рисует себя в будущем. Происходит защита участниками своего рисунка.

Упражнение для тренинга личностного роста "Шприц"

Цель упражнения: помочь участникам более глубоко почувствовать и пережить ситуацию уговоров, выработать "иммунитет" к психологическому воздействию.

У каждого подростка существует естественный психологический барьер по отношению к наркотикам, особенно внутривенным. Не так-то просто в первый раз решиться на то, чтобы проколоть себе вену или ввести в организм вещество, действие которого непредсказуемо. Именно на этом этапе, до того как подросток прошел "посвящение": сделал первую инъекцию или выкурил первую сигарету, необходимо выработать у него навыки самозащиты.

Упражнение делается по кругу. Инструкция: тот, у кого в руках находится шприц, должен предложить соседу справа уколоться якобы имеющимся в шприце наркотиком; задача второго - отказаться; делается 3 попытки, после чего шприц передается тому, кто отказывается, и так по кругу. В конце проводится короткое обсуждение, отмечаются те варианты отказа, которые были наиболее убедительными, и те случаи, когда у "искусителя" сохранялось настойчивое желание продолжать уговоры.

Упражнение для тренинга личностного роста "Чемодан в дорогу"

Группа садится по кругу.

Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (ведущий ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд помогает вам, и одно, которое мешает. При этом надо помнить, сто называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того, как все выскажут свое мнение, следующий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т.д.

Упражнение для тренинга личностного роста "Цвет эмоций"

Выбираем водящего. Водящий по удару гонга закрывает глаза, а остальные участники задумывают тихонько между собой какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Когда водящий откроет глаза, все участники своим поведением, в первую очередь, эмоциональным состоянием, пытаются изобразить этот цвет, не называя его, а водящий должен отгадать, что это за цвет. Если он отгадал, то выбирается другой водящий, если нет, то остается тот же самый. Итак по команде один игрок закрывает глаза, а все остальные молча загадывают цвет. Затем игрок открывает глаза, а все остальные изображают задуманный цвет своим поведением. Водящий должен его отгадать. Все понятно? Внимание! Спасибо, игра закончена.

Упражнение для тренинга личностного роста "Табу"

Цель упражнения: помочь участникам понять, как они относятся к разного рода запретам и ограничениям. Нередко любопытство или желание изведать запретный плод или стремление продемонстрировать свою смелость руководят подростком в его поступках. Хорошо, когда он знает, какие чувства им управляют, это позволяет сделать осознанный выбор.

Ведущий ставит в центре круга небольшую шкатулку или коробочку, в которой лежит неизвестный предмет. "Там лежит то, что нельзя", - говорит ведущий. Затем он предлагает каждому как-то проявить себя в отношении этого предмета. Участники могут вставать или оставаться на месте, выражая отношение мимикой или жестами; они могут подходить к шкатулке, брать ее в руки, заглядывать внутрь, - каждый поступает так, как считает это нужным. Даже если кто-то останется на месте, ничего не предпринимая, - это тоже будет способом реагирования на ситуацию. При выполнения упражнения важно помнить, что это упражнение действия, а не объяснений, поэтому, если кто-то будет пытаться просто рассказать словами о своей позиции, задача ведущего побудить его "показать" свое отношение.

Упражнение для тренинга личностного роста "Самопрезентация"

Цель: включение адаптивных механизмов, отработка навыков проявления эмоций, способствующих процессу профессиональной адаптации.

1)Тренер предлагает каждому из участников рассказать о себе и о значимых для него событиях с позиции того, что вызвало:

Удивление,

Интерес,

Радость.

2)Процедура идет по кругу и может включать оценку самопрезентации предшествующего участника по той же схеме «удивление-интерес-радость».

3)По окончании процедуры можно обсудить в группе результаты самопрезентации (при необходимости).

Упражнение для тренинга личностного роста "Пессимист, Оптимист, Шут"

Цель: создание целостного отношения человека к проблемной ситуации, получение опыта рассмотрения проблемы с разных точек зрения.

1)Тренер предлагает каждому участнику описать на отдельных листках в нескольких предложениях ситуацию, вызывающую у него стрессовое состояние или сильные негативные эмоции, либо ситуацию, которую участник затрудняется принять. Написанная история не должна содержать никаких эмоциональных описаний, - только факты и действия.

3.Тренер зачитывает на группе все варианты стрессовых ситуаций, и группа выбирает 2-3 наиболее типичных, имеющих значимость для всех.

4.Тренер предлагает группе разделиться на три подгруппы и раздает каждой подгруппе по одной истории. Задание для подгрупп следующее: надо наполнить каждую историю эмоциональным содержанием - пессимистичным (для 1-ой подгруппы), оптимистичным (для 2-ой подгруппы) и шутовским (для 3-ей подгруппы). То есть, досочинить предложенную историю и дополнить ее деталями, свойственными Пессимисту или Оптимисту, или Шуту.

6.После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "На какой я ступеньке?"

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней.Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

1-4 ступенька - самооценка занижена

5-7 ступенька - самооценка адекватна

8-10 ступенька - самооценка завышена

Упражнение для тренинга личностного роста "Комиссионный магазин"

Цель упражнения: - формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики; - выявление значимых личностных качеств для совместной тренинговой работы; - углубление знаний друг о друге через раскрытие качеств каждого участника.

Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества, например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.

По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.

На упражнение отводится 20-25 минут.

Упражнение для тренинга личностного роста "Зато..."

Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.

1)Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнив­шуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).

2)Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:

Каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа:

«зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь...»;

После того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.

Упражнение для тренинга личностного роста "В чем мне повезло в этой жизни"

Цель упражнения: повышение уровня жизненного оптимизма, создание хорошего настроя на работу.

Участники группы разбиваются по парам. Ведущий предлагает задание: "В течение трех минут расскажите своему партнеру о том, в чем вам повезло в этой жизни. Через три минуты поменяйтесь ролями". После упражнения проводится короткий обмен впечатлениями.

Техника "Воскресный вечер"

Эта техника будет способствовать вашему личностному росту, кристаллизации интересов. Если вы "издерганы" обстоятельствами, то есть не можете похвастаться уравновешенностью, применение этой техники может вам помочь. Кроме того, техника может помочь вам настроиться оптимальным способом на грядущую рабочую неделю.

Суть техники предельно проста. От вас требуется только одно, приучить себя, своих близких и друзей к тому, что вечер воскресенья - это ваше личное время. Время, когда вы занимаетесь собой. В это время можно изолироваться от людей в отдельной комнате. Можно пойти погулять, сходить в парк или - скажем - в кинотеатр. Можно делать всё, что угодно. Фактически, здесь одно ограничение - не быть связанным с кем-то этим вечером какими-то обязательствами. Теоретически, можно посвятить воскресный вечер общению с супругом или ребёнком. Но так или иначе всё равно от вас будут что-то требовать. Поэтому самое хорошее - это просто остаться наедине с собой, своим хобби.

На взрослого человека очень сильно давит фактор долженствования: должен на работе, должен в семье, должен друзьям, должен знакомым и далеким родственникам... И вполне вероятно, что под этими "плитами" зреют зелёные ростки ваших интересов и скрытых способностей. Стоит лишь иногда давать этим росткам солнечный свет... Уже после месяца-другого вам будет сложно представить как это раньше вы жили без свободного воскресного вечера.

Ролевая игра "Соблазнение"

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию "соблазнения". Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Двое желающих принимают на себя роли подружек, которые встретились как-то вечером на квартире, пока родителей нет дома. Задача одной - уговорить другую выпить вместе с ней спиртное, используя для этого всевозможные аргументы. Другая должна во что бы то ни стало отказаться. Продолжительность такого взаимодействия 15 минут. По окончании остальные участники дают "обратную связь" той подружке, которая отказывается, с целью выделить моменты, наиболее удачные в плане отстаивания своей позиции, и то, что было неубедительно.

В другом варианте этого же упражнения уговаривающей стороной может быть парень, а отказывается девушка; предполагается, что между ними имеется взаимная симпатия.

Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

Что внутри вас помогало вам отказаться?