Какие отрасли входят в машиностроительный комплекс. Технологические особенности: кооперирование. Место тяжелого машиностроения и приборостроения в хозяйственном комплексе страны

Машиностроительный комплекс - это объединение нескольких отраслей машиностроения, взаимосвязанных между собой различными факторами. Этот комплекс обеспечивает машинами самого разного рода и порядка как другие отрасли производства конкретной страны и зарубежья, так и жителей этой страны. Соответственно, этот комплекс является очень важным для каждой страны - чем лучше он функционирует, тем меньшей является зависимость экономики от импорта. Каждый машиностроительный комплекс обладает самыми разнообразными характеристиками, отличительными чертами, в его состав могут входить разнообразные отрасли, в различных процентных соотношениях распределяясь по разным регионам. Соответственно, вам необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как функционирует этот комплекс на территории Российской Федерации. На самом деле у этого комплекса имеются свои интересные характеристики и особенности, которые и будут описаны в данной статье.

Мировое машиностроение

Однако, несмотря на то что данная статья в целом будет посвящена именно Российской Федерации, необходимо сначала рассмотреть машиностроительный комплекс в мировом масштабе. В конце концов, российский комплекс является составляющей частью мирового, причем, как вы сможете вскоре убедиться, очень внушительной и важной частью. Первое, на что стоит обратить внимание, - это то, что машиностроительная отрасль является лидером среди всех остальных отраслей по общей стоимости выпускаемой продукции. Если речь идет о высокоразвитых странах, то там в сфере машиностроения может быть занято около двадцати пяти процентов людей, работающих в какой-либо промышленности. При этом доля продукции может составлять до сорока процентов. Естественно, в каждой стране свои показатели, и здесь речь идет о самых высокоразвитых в экономическом плане странах. Однако любое государство стремится в первую очередь развивать именно машиностроение, потому что этот комплекс может очень сильно повлиять на экспорт. В качестве примера можно взять Японию, где невероятно хорошо развит машиностроительный комплекс. И доля общей стоимости экспорта всей продукции, приходящаяся именно на продукцию машиностроительной отрасли, там составляет около шестидесяти процентов. Собственно говоря, ориентирами в этой области могут служить Япония, США и Германия - именно эти три страны являются лидерами по общей стоимости продукции, а также они являются лидерами по процентному соотношению машиностроительных товаров к общему объему производства. Вы уже знаете, что в Японии на машиностроение приходится 60 процентов производства, в то время как в США и Германии этот процент приблизительно равняется сорока.

Введение в российское машиностроение

Как вы уже могли понять, машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, в которых осуществляется деятельность по производству и ремонту самых разнообразных машин. Имеются в виду далеко не только автомобили, но и любое другое оборудование. Естественно, несложно догадаться, что в Российской Федерации данный комплекс является одним из ведущих. К сожалению, процент продукции, приходящийся на машиностроение, очень далек от тех показателей, которые демонстрируют лидеры рынка, о которых уже было сказано выше. Если говорить более конкретно, то машиностроительный комплекс России обеспечивает лишь двадцать процентов общей продукции страны. Однако причина кроется не в том, что этот сектор в России слаб - причина заключается в большом разнообразии продукции в РФ. Подтвердить это помогут статистические данные о количестве людей, работающих в машиностроении. На 2016 год в России числилось около 50 тысяч машиностроительных предприятий. На них было на тот момент занято более трех с половиной миллионов человек. Если брать соотношение с общим числом людей, занятых в какой-либо отрасли промышленности в стране, то получается около одной трети, то есть 30-35 процентов, приходящихся именно на машиностроение. Соответственно, из этого можно сделать вывод, что машиностроительный комплекс России хоть и не является столь определяющим, как в Японии, Германии или Соединенных Штатах Америки, однако при этом остается очень важным для страны в целом.

Состав комплекса

Далее необходимо более детально разобрать состав комплекса в России. На самом деле сделать это довольно трудно, он очень крупномасштабен. Отрасли машиностроительного комплекса поодиночке перечислять нет смысла - этого не делают даже в учебных материалах. Чаще всего их объединяют в характерные группы, имеющие какие-либо общие черты и особенности. Конкретные названия отраслей обычно включаются лишь в специализированной литературе. Итак, на какие же группы разделяют отрасли машиностроительного комплекса России? В первую очередь, это тяжелое и энергетическое производство. Сюда можно отнести такие отрасли, как производство энергетического оборудования, производство горного оборудования, производство подъемно-транспортного оборудования, вагоностроение, турбиностроение, атомное производство и многие другие. Естественно, это не единственная группа, на которую стоит обратить внимание. Второй группой является станкостроение. Здесь самой выдающейся отраслью, на которую стоит ориентироваться, является производство станков - каждая отрасль будет описывать, какие именно станки в ее рамках производятся. Третья группа - это транспортное производство. Сюда относятся, например, автомобилестроение и судостроение, а также авиационная отрасль и даже ракетно-космическая. Следующая группа - сельскохозяйственное производство. Здесь имеется также немало разнообразных отдельных отраслей, таких как сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение. Также в отдельную группу выделяют машиностроение для легкой и пищевой промышленности - со своими подразделениями и отраслями. Ну и, конечно же, очень часто выделяется еще и группа точного машиностроения. Сюда относятся отрасли приборостроения, производство электротехники и так далее. Естественно, в различных источниках можно найти различное разделение отраслей на группы, но эти шесть групп встречаются повсеместно и считаются основными. Что ж, теперь вы знаете достаточно про отрасли машиностроительного комплекса России - пришло время перейти к рассмотрению его значения.

Значение комплекса

Каково же значение машиностроительного комплекса для Российской Федерации и ее экономики? На самом деле машиностроение играет очень важную роль в жизни России, о чем можно судить по статистической информации, предоставленной ранее, однако стоит более точно определить, какое значение имеет данный комплекс для экономики страны. Во-первых, машиностроительный комплекс обеспечивает техникой и оборудованием все другие комплексы, действующие на территории страны, благодаря чему они имеют более высокую эффективность, а также не приходится тратить лишние деньги на импорт заграничного оборудования. Соответственно, от уровня развития машиностроительного комплекса зависит и уровень развития всех других отраслей в стране, поэтому прилагается максимум усилий для того, чтобы этот комплекс в России не терял уровень, а только постоянно его набирал. Стоит также обратить особое внимание на то, что именно в машиностроительном комплексе осуществляется внедрение большей части новейших научно-технических достижений. Также не стоит забывать о гонке вооружений - в условиях современного мира безопасность страны (особенно такой страны, как Россия) выходит на первый план, а машиностроительный комплекс напрямую обеспечивает обороноспособность. Отдельно стоит упомянуть, что машиностроение, несмотря на то что оно составляет лишь двадцать процентов общего объема производства в стране, является самым крупным комплексом. Таким образом, его значение для России является очень высоким. Теперь вы знаете состав машиностроительного комплекса РФ и его значение для страны и ее экономики. Но это еще не вся информация, которую вы можете получить.

Технологический процесс

Если вы рассматриваете машиностроение, то вам обязательно необходимо обратить внимание и на технологический процесс производства, так как он является очень важным элементом общей картины. В случае с машиностроительным комплексом технологический процесс чаще всего подразделяется на три этапа - заготовку, механическую обработку и сборку. В некоторых случаях количество этапов может сокращаться - причиной этому является то, что зачастую конкретная машина или конкретный тип оборудования не производится полностью на одном заводе. Соответственно, один завод осуществляет подготовку одних деталей, другой - других, а третий осуществляет сборку готовой продукции. Это одна из отличительных черт машиностроительного комплекса России, так как тут очень сильно развиты движения специализации и кооперирования. В рамках специализации происходит распределение ответственности между различными заводами, а в рамках кооперирования - дальнейшее сотрудничество между этими заводами для достижения совместной цели. Это ключевые факторы машиностроительного комплекса Российской Федерации.

Технологические особенности: специализация

Специализация и кооперирование - это то, на что необходимо обратить особое внимание при изучении машиностроения в России. Развитие машиностроительного комплекса в этой стране было бы очень сильно затруднено, если бы не использование этих факторов. Итак, первая особенность, о которой пойдет речь, - это специализация. Как уже было сказано ранее, она представляет собой распределение обязанностей между различными предприятиями, то есть производство на конкретном предприятии определенных деталей или запчастей. Однако даже специализация имеет свои виды, которых насчитывается целых четыре. Первый - это предметная специализация, в рамках которой производятся готовые изделия. Это значит, что на заводе создаются целые готовые к использованию самолеты, станки, компьютеры и так далее. Второй - это подетальная специализация, здесь уже на одном заводе производятся конкретные части готового продукта. Третий - это технологическая специализация, в рамках которой не создаются даже детали, а выполняются лишь отдельные операции технологического процесса. Ну и четвертый вид - это функциональная специализация, которая находится немного в стороне от первых трех. Суть ее заключается в том, что завод, который производит автомобили, не только занимается их изготовлением, но также берет на себя ответственность за их продажу или предоставление определенных услуг, связанных со своей специализацией.

Технологические особенности: кооперирование

Как вы уже могли понять, кооперирование представляет собой производственные связи между несколькими заводами, каждый из которых выполняет определенную роль в производственном процессе, что приводит к совместному изготовлению готовой продукции. Что касается классификации кооперирования, то здесь все гораздо проще, по сравнению со специализацией. Кооперирование может быть либо внутриотраслевым, либо межотраслевым. В первом случае между собой кооперируют предприятия, относящиеся к одной отрасли либо (что более актуально в данном случае) к одному межотраслевому комплексу, а во втором - соответственно, относящиеся к разным отраслям и разным межотраслевым комплексам.

География комплекса

География машиностроительного комплекса России является довольно сложной, так как страна имеет очень большие размеры. Однако сразу же стоит отметить, что около 90 процентов всех предприятий, работающих в машиностроительном комплексе, располагаются на западе, в европейской части страны. Самым насыщенным в данном плане является Центральный федеральный округ - там сосредоточено большое количество предприятий, относящихся к различным отраслям. Больше всего там представлены следующие отрасли: авиакосмическая, автомобильная, железнодорожная, станкостроительная, электронная, а также отрасли производства оборудования для нефтехимической промышленности, точного и сложного машиностроения и производства сельскохозяйственной техники. Естественно, это далеко не все отрасли, представительства которых там можно найти, но именно эти являются самыми выдающимися. Естественно, география машиностроительного комплекса не ограничивается только Центральным федеральным округом. Хотя, стоит признать, он играет ведущую роль в машиностроении в Российской Федерации.

Что же насчет других округов? Какие там представлены отрасли, составляющие машиностроительный комплекс? Размещение производства за пределами Центрального округа является насыщенным также в Приволжском округе (авиакосмическая и целлюлозно-бумажная промышленность, оборудование для нефтяной и газовой промышленности, сельскохозяйственное машиностроение и автомобилестроение) и в Уральском округе (многие отрасли такие же, как в Центральном округе, но также имеются предприятия, занимающиеся производством горно-шахтного оборудования и энергомашиностроением). В Северо-западном округе характерным является энергомашиностроение, судостроение и производство оборудования для лесной промышленности, в Южном округе - судостроение, производство оборудования для пищевой промышленности и сельскохозяйственное машиностроение, в Сибирском округе - авиакосмическая промышленность, производство железнодорожного транспорта и горно-шахтного оборудования, а в Дальневосточном округе - авиастроение и судостроение.

Проблемы комплекса

Каким бы ни было эффективным машиностроение в России, проблемы машиностроительного комплекса все же остаются актуальными. И все они вытекают из распада СССР и происходят из начала девяностых. Ни для кого не секрет, что в Советском Союзе машиностроение было на невероятно высоком уровне, однако, когда СССР распался, весь машиностроительный комплекс просто развалился вместе с ним. Причина заключалась в том, что качество продукции очень заметно снизилось, поэтому все большая и большая доля машиностроительной продукции в России приходилась на импорт. А самое главное - развал Советского Союза нарушил кооперирование - различные элементы производственного процесса оказались в разных странах и не могли продолжать сотрудничество, из-за чего эффективность производства резко упала. На сегодняшний день, естественно, состояние комплекса значительно улучшилось - были построены новые заводы и предприятия, на них активно ведется производство, постоянно идет поиск более выгодных и эффективных производственных связей, так что проблемы комплекса уменьшаются с каждым днем.

Машиностроительный комплекс в школе

Однако данная статья - это не первое место, где человек должен узнавать про машиностроительный комплекс России. 9 класс школы - вот, где впервые детям рассказывают о том, как обстоят дела с машиностроением в стране. Сейчас проходят работы по реформированию образования. Естественно, это влияет на то, как дети познают машиностроительный комплекс. География (9 класс) - раньше каждый знал, что именно тогда на этом уроке можно будет узнать о машиностроении. Сейчас это уже не обязательный факт. Однако при этом ни на грамм не снизилась важность, которую составляет для страны местный машиностроительный комплекс. 9 класс школы не должен ограничивать учеников в получении данной информации. Но не все еще потеряно. К счастью, везде можно найти учебники, в которых до сих пор рассказывается про машиностроительный комплекс. Урок 9 класса сохранился на бумаге, и там вы можете узнать о том, насколько великим был машиностроительный комплекс в СССР, и как Россия постепенно возвращает былое величие в этой сфере деятельности. Но и в данной статье в деталях было описано абсолютно все, что вам необходимо знать о машиностроительном комплексе в России - а эта информация является обязательной для каждого человека, который хочет обладать нормальным кругозором и считаться образованным. Ведь Российская Федерация до сих пор остается одной из сильнейших держав во всем мире, несмотря на серьезный удар в виде распада СССР.

Машиностроение — производитель машин и механизмов — главная отрасль промышленности, показатель ее технического развития и в целом уровня развитости экономики страны. В развитых странах машиностроение дает 35-40% стоимости промышленной продукции. Россия, где первые заводы появились лишь в начале XX в., к 1990 г. производила все основные виды машин и заняла 2-е место в мире после США по объему их производства. По темпам роста машиностроение обгоняло все другие отрасли (и вышло на первое место к 1990 г. по доле в суммарном выпуске промышленности).

В годы реформ машиностроение испытало более сильный спад, чем промышленность в целом — до 1/3 продукции к уровню 1990 г., а в некоторых отраслях спад достиг 80-90%. Это снизило долю в ВВП промышленности с 30% до 20%, что грозит России утратой статуса индустриально развитой страны.

Машиностроение — самый сложный комплекс по организации производства, составу отраслей, особенностям их развития и размещения. Главная черта этой отрасли — специализация предприятий на выпуске отдельных узлов, деталей и агрегатов с последующей их сборкой на «головных» заводах. В СССР насчитывалось более 10 тыс. «головных» и сборочных заводов, их филиалов и смежников. Они разместились во всех районах страны, ее крупных и средних городах. Таким образом, машиностроение способствовало развитию регионов и связей между ними, что усиливало единство страны. Эта же специализация и кооперация заводов способствовала резкому спаду в отрасли, т.к. многие заводы-смежники оказались после распада СССР вне России.

Важной чертой машиностроения была концентрация конечного выпуска техники на небольшом числе заводов, что позволяло снижать удельные расходы. Так, в 80-е годы около трети готовых машин производили 10 заводов-гигантов. Сейчас они с трудом поддаются реконструкции и переводу на выпуск серийных модификаций машин, что становится основным путем развития мирового машиностроения.

Особенность состава России — преобладание отраслей «тяжелого» и «среднего» машиностроения, выпускающих технику для горнодобычи, металлургии, энергетики, строительства, большегрузного транспорта, а также , на которые приходилось более 50% его объемов. О высокой развитости ВПК говорит рис. который показывает присутствие его производств во всех крупных городах России, а также в прошлом «закрытых» городах, специализировавшихся на выпуске самой современной военной техники и оружия. Выпуск техники для личного потребления и отраслей социального значения — медицинской, полиграфической, швейной, пищевой, а также бытового оборудования составлял лишь малую долю машиностроения. Отставало от потребностей страны и тонкое, и точное машиностроение — электроника, производство средств автоматики, телемеханики, современной связи. Практически все отрасли научнотехнического прогресса были ориентированы на потребности ВПК, чем объясняется успешное развитие в стране авиации и ракетнокосмической техники.

Разные отрасли машиностроения по-разному реагировали на экономические реформы. Так, производство тракторов и комбайнов снизилось в 15 раз, самолетов и большегрузных машин — в 10 раз, станков и военной техники — в 8-10 раз, энергетического оборудования — в 4 раза. С 1999 г. началось восстановление машиностроительного комплекса. Лучшими показателями характеризуется выпуск легковых и грузовых машин малой мощности, автобусов и вагонов, энергетической и сельскохозяйственной техники.

Особенности размещения машиностроения

По мере развития машиностроение «сдвигалось» от центров металлургической промышленности, где производилась «тяжелая» техника, к районам, где сосредоточены квалифицированные трудовые ресурсы. Особенно это было характерно для «среднего» машиностроения, выпускающего все виды движущейся транспортной техники. Современные же виды точного наукоемкого машиностроения — авиакосмическое, приборостроительное, электротехническое и электронное — размещаются вблизи крупнейших научно-технических центров и в столичных ареалах. В настоящее время в России сложились следующие районы размещения машиностроения:

Центр и Северо-Запад как первые районы российского машиностроения сохранили и развили производство практически всех видов
машин — энергетического и электротехнического оборудования автомобилей автобусов тепловозов, вагонов, тракторов. Но особенно они выделяются сложными и точными производствами — станков, приборов, инструментов, электроники, оптики, телерадиотехники. Здесь сосредоточено более половины авиакосмического комплекса страны.

Волго-Вятский и Поволжский районы — крупнейшие производители транспортных средств. Здесь производят 80% легковых и грузовых машин страны, троллейбусы и автобусы. Во многих городах региона делают самолеты, вертолеты, ракеты, и Астрахань — центры , трактора выпускают в и т.д. Вторая специализация — выпуск техники для нефтедобычи, нефтехимии, энергетики. В этом регионе машиностроение дает 35-40% объемов промышленного производства — больше, чем в других районах страны.

Урал — главный район тяжелого и оборонного машиностроения, развивающийся на основе собственного производства металлов. Здесь выпускается металлургическое оборудование, подъемные и буровые установки, тяжелые станки, землеройная техника и тяжелые самосвалы, турбины и трактора. На Урале производили все виды военной техники: танки, артиллерию, ракеты разного типа, оружие ПВО, стрелковое оружие, машины пехоты, взрывчатые вещества; разрабатывались новые виды военной и космической техники и материалы к ней. В связи с тем, что именно тяжелое и оборонное машиностроение резко снизили объемы производства, экономическая ситуация на Урале особенно тяжелая.

В Центрально-Черноземном и Северо-Кавказском районах развито машиностроение, обслуживающее местные отрасли. В первую очередь, это выпуск тракторов, комбайнов и другой техники для агрохо- зяйственного комплекса, горнодобывающей техники для КМА и Донбасса, для местной энергетики и . Единственный в России завод «Атоммаш» в Волгодонске выпускает оборудование для атомных электростанций. Заметную роль играет производство бытовой техники — телевизоров, холодильников, счетных машин и др.

Север и Сибирь — это районы военного и тяжелого машиностроения. Большинство заводов размещены в городах вдоль Транссибирской магистрали и в портовых городах. Здесь производят военные самолеты, танки, тяжелые ракеты, подводные лодки, системы управления ими. Выпускается горнодобывающее, лесохозяйственное и заводское оборудование, трактора и комбайны. Центрами приборостроения и точного машиностроения стали Новосибирск, Томск, Омск. В целом этот регион дает менее 20% машиностроительного производства, поэтому много машин гражданского назначения ввозится из Европейского региона или импортируется.

Перспективы машиностроения связаны с тремя направлениями:

  • Выход на мировой уровень через сотрудничество с отраслями научно-технического прогресса, чьи достижения уже используются в производстве авиационной, космической и военной техники;
  • Выход на региональные рынки развивающихся стран с производством энергетической, лесозаготовительной, горнодобывающей, металлургической техники — не дорогой и надежной в эксплуатации;
  • Обеспечение внутреннего рынка, индивидуального и предпринимательского спроса автотранспортом, вездеходными машинами, легкими судами и самолетами, малогабаритной сельхозтехникой, оборудованием для легкой и , для подсобного домашнего хозяйства, индивидуального строительства.

В целом, необходима переориентация машиностроения с продукции производственного назначения на продукцию мелкосерийного и индивидуального спроса и социального назначения.

Вам предстоит узнать: Состав машиностроительного комплекса. Состав машиностроительного комплекса. Классификация машиностроительных отраслей. отраслей. Состав машиностроительного комплекса. Состав машиностроительного комплекса. Классификация машиностроительных отраслей. отраслей. Где и почему размещаются машиностроитель- Где и почему размещаются машиностроитель- ные предприятия. ные предприятия. Где и почему размещаются машиностроитель- Где и почему размещаются машиностроитель- ные предприятия. ные предприятия. Значение машиностроительного комплекса. Значение машиностроительного комплекса. Проблемы машиностроительного комплекса. Проблемы машиностроительного комплекса.


Машиностроение – ведущая отрасль промышленности как по величине (около 40% всех занятых и около 20% валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими приборами, оборудованием пользуются их работники. Машиностроение – ведущая отрасль промышленности как по величине (около 40% всех занятых и около 20% валовой продукции), так и по значению: технический уровень всех отраслей хозяйства, производительность труда в них зависят от того, какими приборами, оборудованием пользуются их работники. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве страны. Поэтому развитие машиностроения, постоянное обновление его продукции – необходимое условие прогресса во всем хозяйстве страны. Что такое машиностроение?


Состав машиностроения Машиностроительный комплекс - сложное межотрас- левое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. Машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью. (см схему)схему К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. В состав комплекса входит «малая металлургия» - производство стали и проката на машиностроительных предприятиях.


Станкостроительная и инструментальная промышленность Производство нефтепро - мыслового и бурового геолого-разведочного оборудования Энергетическое Автомобилестроение Горношахтное и горнорудное Горношахтное и горнорудное Авиастроение Приборостроение Строительно-дорожное Производство оборудования для легкой и пищевой промышленности Производство оборудования для легкой и пищевой промышленности Металлургическое Машиностроение для животноводства и кормопроизводства Электротехническое Тракторостроение Судостроение Подъемно-транспортное Сельскохозяйственное Электронное Химическое Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования Производство нефтегазоперерабатывающего оборудования Машиностроение








Главный фактор размещения любого машиностроитель- ного завода – его положение по отношению к другим машиностроительным заводам. Главный фактор размещения любого машиностроитель- ного завода – его положение по отношению к другим машиностроительным заводам. Это обусловлено тем, что для предприятий характерно широкое развитие специализации. Это обусловлено тем, что для предприятий характерно широкое развитие специализации. Специализация - это сосредоточение предприятия на выпуске однородной продукции. подетальная - выпуск отдельных деталей и узлов; предметная - выпуск определенных видов готовых изделий; технологическая - выполнение одной или нескольких операций технологического цикла. технологическая - выполнение одной или нескольких операций технологического цикла.


Специализация – необходимое условие повышения эффек- тивности работы промышленности. Специализация – необходимое условие повышения эффек- тивности работы промышленности. В современной экономике практически отсутствуют пред- приятия, обходящиеся только своими силами, ничего не по- лучая со стороны. В современной экономике практически отсутствуют пред- приятия, обходящиеся только своими силами, ничего не по- лучая со стороны. Обратная сторона этого процесса – кооперирование. Обратная сторона этого процесса – кооперирование. Кооперирование - это объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции. Современные крупные автомо- бильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющих («по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроитель- ные и авиационные заводы – с тысячами смежников. Современные крупные автомо- бильные заводы связаны с сотнями предприятий, поставляющих («по кооперации») отдельные детали, узлы, материалы, а судостроитель- ные и авиационные заводы – с тысячами смежников.


Отрасль Факторы размещения Крупные центры оборудование для металлургии и горно-добывающей пром. энергетическое машиностроение тяжелые станки и кузнечно- прессовое оборудование локомотивостроение тракторостроение сельскохозяйственные машины автомобилестроение (легковые) автомобилестроение (грузовые) автобусы и троллейбусы Пользуясь текстом учебника (стр), картами атласа, заполните таблицу:




За девяностые годы спад производства в машиностроении был большим, чем в других отраслях. Это чаще всего объясняется тем, что машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с бывшими союзными республиками СССР. За девяностые годы спад производства в машиностроении был большим, чем в других отраслях. Это чаще всего объясняется тем, что машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с бывшими союзными республиками СССР. Но не менее важна и другая причина – более низкое качество многих видов машин по сравнению с импортными (отставание по техническому уровню и по надежности). Особенно это характерно для потребительских товаров. Но не менее важна и другая причина – более низкое качество многих видов машин по сравнению с импортными (отставание по техническому уровню и по надежности). Особенно это характерно для потребительских товаров. Из такой ситуации возможны два выхода: Из такой ситуации возможны два выхода: 1) Можно потребовать от правительства введения высоких пошлин на импортные машины. (Этого, например, добился Волжский на импортные машины. (Этого, например, добился Волжский автозавод) автозавод) 2) Создавать конкуренцию, заставлять отечественных производи- телей повышать качество своей продукции. телей повышать качество своей продукции.


Повторение Определите, центры какого машиностроения перечислены в каждой группе: 1.Елабуга, Ижевск, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на- Дону, Серпухов, Таганрог, Тольятти, Ульяновск - … легковое автомобилестроение 2. Миасс, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород - … грузовое автомобилестроение 3. Курган, Ликино-Дулёво, Нижний Новгород, Павлово, Ульяновск - … автобусостроение 4. Коломна, Людиново, Муром, Новочеркасск - … локомотивостроение 5. Абакан, Брянск, Тверь, Калуга, Нижний Тагил, Новоалтайск, Чита - … вагоностроение 6. Владимир, Волгоград, Липецк, Петрозаводск, Рубцовск, Чебоксары, Челябинск - … тракторостроение


Практическая работа. Обозначение на контурной карте основных центров автомобилестроения, судостроения, станкостроения и железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения. Ход работы. 1. Используя данные таблицы, на контурную карту России нанесите: - государственную границу России; - границы её экономических районов; - различными цветами обозначьте важнейшие центры машиностроения России и подпишите их названия. 2. Сделайте вывод о размещении машиностроения России.


Легковое автомобилестроение: Елабуга, Ижевск, Калининград, Москва, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Серпухов, Таганрог, Тольятти, Ульяновск. Грузовое автомобилестроение: Миасс, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород. Автобусостроение: Курган, Ликино-Дулёво, Нижний Новгород, Павлово, Ульяновск. Троллейбусостроение: Уфа и Энгельс. Локомотивостроение: Коломна, Людиново, Муром, Новочеркасск. Вагоностроение: Абакан, Брянск, Тверь, Калуга, Нижний Тагил, Новоалтайск, Чита. Производство вагонов метро: Мытищи и Санкт-Петербург. Судостроение и судоремонт: Архангельск, Астрахань, Благовещенск, Великий Устюг, Владивосток, Зеленодольск, Калининград, Красноярск, Москва, Мурманск, Нижний Новгород, Новодвинск, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Тюмень, Усть-Кут, Хабаровск. Станкостроение: Вологда, Воронеж, Иваново, Златоуст, Киров, Коломна, Москва, Новосибирск, Оренбург, Рязань, Самара, Ульяновск, Челябинск. Тракторостроение: Владимир, Волгоград, Липецк, Петрозаводск, Рубцовск, Чебоксары, Челябинск. Комбайностроение: Бежецк, Биробиджан, Красноярск, Люберцы, Омск, Ростов-на-Дону, Рязань, Таганрог.


Введение

Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения

Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ и краткая экономическая характеристика его развития

1 Тяжёлое машиностроение

2 Общее машиностроение

3 Среднее машиностроение

4 Приборостроение

Современные проблемы и перспективы развития и размещения машиностроительного комплекса

Заключение

Библиографический список


ВВЕДЕНИЕ


Машиностроительный комплекс - составная часть единого народнохозяйственного комплекса страны.

Машиностроительный комплекс - важнейший комплекс, играющий огромную роль в воспроизводственном процессе, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою структуру, специализацию внутри её и отличительные особенности.

Этот комплекс играет большую роль в жизни общества. Вся история человечества неразрывно связана с использованием различных машин. В настоящее время нет такой отрасли народного хозяйства, в которой не использовались бы машины и механизмы самых широких масштабов. Они являются важнейшими компонентами в нашей жизни. С использованием машин и механизмов человек облегчает свой труд, меньше тратит на него времени.

Благодаря машиностроительному комплексу мы экономим свое время и получаем наиболее эффективные товары, с помощью которых осуществляем различные потребности.

Машиностроительный комплекс влияет на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общего производства. Только в результате насыщения всех отраслей народного хозяйства высокопроизводительными машинами, внедрения комплексной механизации и автоматизации производства можно добиться повышения производительности труда и расширения выпуска различной продукции.

Важность машиностроительного комплекса в жизни людей обуславливает необходимость совершенствования приборов и механизмов, инструментов и машин.

В данной контрольной работе будет отражена не только территориальная структура, факторы и особенности размещения машиностроительного комплекса РФ, но и охарактеризовано его современное состояние, перспективы развития и размещения.


1. МЕСТО МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В ХОЗЯЙСТВЕ РФ. ФАКТОРЫ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РАЗМЕЩЕНИЯ


Машиностроительный комплекс - составная часть единого народнохозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение:

-создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;

-является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей;

-обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;

-выступает как районообразующий фактор;

-является отражением степени развития производительных сил в регионе;

-дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса.

Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится примерно 25% стоимости произведенной продукции и примерно 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондовой ёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения. Таким образом, машиностроение представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроительный комплекс относится к сложным, многоотраслевым комплексам, включающим компоненты, представленные на рисунке 1.


Рис. 1. Компоненты машиностроительного комплекса


Машиностроение - ведущая отрасль промышленности. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг, а также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования.

Малая металлургия представлена литьем узлов, деталей, заготовок для производства машин, металлургическим производством для машиностроительных заводов.

Машиностроительный комплекс делится на четыре группы:

-тяжелое машиностроение - эта группа отраслей машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство металлургического, горнорудного, подъёмно-транспортного оборудования, энергоблоков, других крупногабаритных, металлоёмких изделий.

-общее машиностроение - характеризуется средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Общее машиностроение включает транспортное машиностроение (без автостроения), производство технологического оборудования для промышленности (без лёгкой и пищевой) и строительства, сельскохозяйственное машиностроение (без тракторостроения).

-среднее машиностроение - отличается малой металлоемкостью, но повышенной энергоемкостью и трудоемкостью. Среднее машиностроение включает производство автомашин, тракторов, станков, машин и оборудования средних габаритов для промышленности, сельского хозяйства, транспорта и строительства.

-приборостроение - характеризуется наименьшей металлоемкостью, наибольшей трудоемкостью, потребностью в высококвалифицированных кадрах. Приборостроение - группа отраслей по производству точных машин, механизмов, приборов и инструментов.

Машиностроительный комплекс - важнейший комплекс, играющий огромную роль в воспроизводственном процессе, взаимосвязанный со многими отраслями хозяйства страны, имеющий свою структуру, специализацию внутри её и отличительные особенности. Развитие и размещение отраслей машиностроительного комплекса базируется на тех же принципах, что и всех отраслей единого народнохозяйственного комплекса.

Факторы, определяющие развитие и размещение машиностроительного комплекса:

-природные условия, география природных и сырьевых ресурсов;

-объемы капитальных вложений, источники финансирования;

-специализация и уровень развития хозяйств экономических районов;

-базовый уровень развития науки и техники;

-пути сообщения и транспортная сеть;

-трудовые ресурсы, их состав, уровень квалификации;

-формы организации производства;

-масштабы, структура и география потребления продукции;

-транспортабельность сырья и готовой продукции;

-экологическая обстановка в регионе.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшими является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд факторов таких как:

-Наукоёмкость. Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

-Металлоёмкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

-Трудоёмкость. С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

-Близость потребителя. Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из-за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.

-Военно-стратегический аспект - можно вынести как отдельный фактор географического размещения машиностроения. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Машиностроение - составная часть машиностроительного комплекса, объединяющая ряд отраслей и подотраслей, выпускающих разнородную продукцию для производственной и непроизводственной сфер и населения; характеризуется свойственной ей отраслевой структурой.

Под отраслевой структурой понимается количественное соотношение между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Ее формирование происходит под влиянием экономических, организационных и технических факторов:

-уровень развития науки и техники в стране;

-темпы развития отраслей народного хозяйства;

-материальный и культурный уровень населения страны;

-место страны в системе международного разделения труда;

-уровень специализации и кооперирования.

Важнейшие особенности в машиностроительной промышленности, оказывающие влияние на размещение предприятий по территории страны, формируются также под воздействием принципов и факторов:

-разнообразность и сложность изделий, технологических процессов;

-использование продукции машиностроения не ограничивается одним районом;

-более дешёвая перевозка металла для машиностроительных заводов, чем перевозка готовых изделий;

-широкое распространение интеграционных структур, как внутри страны, так и в отношении зарубежных стран;

-возможность использования отходов металла машиностроительных заводов в районах развитого машиностроения (вторичное использование);

-необходимость определенного уровня культуры производства, наличия лабораторий, НИИ, обмена опытом между предприятиями;

-тяготение заготовительных предприятий к источникам сырья; сборочных - к потребителю; механических - к комплексу факторов;

-меньшая степень влияния природной среды, наличия воды и др.;

-широкое использование различных форм специализации;

-более эффективные специализация и кооперирование предприятий внутри района.

По степени влияния определенных факторов на размещение предприятий машиностроения по территории страны они условно делятся на следующие группы:


Таблица 1

Группы предприятий машиностроения

ГруппаПринцип размещения группыХарактеристикаГруппа 1Отрасли, размещающиеся в районах металлургических базПодъемно-транспортное, металлургическое, энергетическое машиностроение. Производство характеризуется небольшими сериями или единичными экземплярами. Продукция металлоемкая, но малотрудоемкая.Группа 2Отрасли, размещающиеся в районах потребления продукцииОборудование для нефтяной, химической промышленности. Строительные, дорожные, сельскохозяйственные машины. Производство характеризуется большими объемами. Продукция средней металлоемкости. Транспортабельна.Группа 3Отрасли, размещающиеся в центрах, с наличием квалифицированных кадровАвтомобиле и тракторостроение, дизелестроение, оборудование для легкой, пищевой и полиграфической промышленности. Производство продукции массовое, характеризуется высокой трудоемкостью и фондоемкостью.Группа 4Отрасли, размещающиеся в районах высокой технической культуры (наличие НИИ, экспериментальных баз)Радиотехническая и электронная промышленность, приборостроение, некоторые производства электропромышленности. Для продукции характерна высокая трудоемкость, малая металлоемкость.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Машиностроительный комплекс - совокупность отраслей промышленности, производящих оборудование для всех подразделений хозяйства, а также многие предметы потребления. Машиностроение как отрасль возникло 200 лет назад в Англии. И сейчас по стоимости производимой продукции и по числу занятых (более 80 млн. чел.) занимает I место среди отраслей мировой промышленности. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависят производительность труда во всех отраслях хозяйства, научно-технический прогресс. Машиностроение определяет не только отраслевую структуру промышленности, но и ее размещение. Для машиностроения характерно углубление специализации производства и расширение его масштабов.

Состав и значение различных отраслей машиностроения (которых насчитывается около 70) подвергаются значительным изменениям. Так, например, в начале XX века отраслями, определяющими развитие всего машиностроения, были станкостроение и электромашиностроение. Затем к их числу прибавились автомобилестроение и самолетостроение. Сейчас по стоимости продукции лидирует электронная промышленность - самая наукоемкая из отраслей машиностроения. В ее составе особенно выделяются производство вычислительной техники (лидируют США, Япония, Республика Корея, о. Тайвань и др.) и электронной аппаратуры.

Вторая по значению отрасль современного машиностроения - производство наземных, воздушных и водных средств транспорта. Транспортное машиностроение имеет 2 направления - гражданское и военное. По стоимости и количеству выпускаемой продукции лидирует в отрасли автомобилестроение. Почти половина всех автомобилей а мире выпускается четырьмя крупнейшими компаниями: «Дженерал моторе», «Форд», «Фольксваген», «Тойота». Основные страны производители: германия, США, Франция, Япония.

Авиаракетно-космическая промышленность - очень наукоемкая и включает в себя большое количество различных производств. Лидерами отрасли стали США, Россия, Франция, Великобритания, Германия.

По-прежнему сохраняют свое значение судостроение и производство железнодорожного оборудования, хотя география их размещения испытала значительные изменения.

В состав общего машиностроения включены заводы по изготовлению машин и оборудования для всех отраслей народного хозяйства. Продукция отрасли очень разнообразна и востребована всеми государствами мира, но почти 90% ее выпускается в четырех государствах - США, Германии, Японии, России.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его размещение.

Во-первых, е эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой.

Во-вторых, выпуск машиностроительной продукции требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли.

В третьих, до-статочно высока металлоемкость отрасли, поэтому предприятия машиностроения, часто ориентируются на ее центры.

Но в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась, за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости. Машиностроение все больше становится отраслью повсеместного распространения. В четвертых, стадии производства машиностроительной продукции осуществляются, как правило, на отдельных специализированных предприятиях - в машиностроении велика роль специализации кооперирования. Но вследствие этого приобретает исключительное значение транспортный фактор. В пятых, вследствие специфики многих предприятий машиностроения (например, выпускающих комбайны или оборудование для горнодобывающей промышленности и т. п. - которые сложно транспортировать), многие из них ориентируются на потребителя.

В эпоху НТР машиностроение возникло и стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности в мире. И тем не менее, различия между отдельными странами достаточно велики.

Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и Германия. В этих странах выпускается наиболее разнообразная продукция. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и Бразилия.

На экономической карте мира можно также выделить четыре машиностроительных региона. Первый - Северная Америка, где производится практически вся машиностроительная продукция. Второй регион - зарубежная (по отношению к СНГ) Европа, который производит главным образом массовую машиностроительную продукцию, в нем высоко развиты также некоторые новейшие отрасли. Третий - Восточная и Юго-Восточная Азия, в котором лидирует Япония, также сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии. Четвертый регион - страны СНГ, отличающиеся большим объемом производства машин и оборудования, но отстающие по развитию наукоемких отраслей.

В цепом, по объему производства машиностроительной продукции развивающиеся страны сильно отстают от развитых, давая всего 1/10 объема. Но в некоторых из них машиностроение развивается высокими темпами - в Бразилии. Индии, Аргентине, Мексике и особенно - в «новых индустриальных странах», что в целом связано со строительством в них филиалов западных фирм.