Наблюдение за рябиной осенью. методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему. Целевая прогулка "Наблюдение за рябиной" материал (окружающий мир, старшая группа) на тему Наблюдение за рябиной в подготовительной группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Колосок»

Конспект наблюдения в природе за рябиной осенью

в старшей группе.

Воспитатель первой квалификационной категории:

Сабирьянова А.А.

п. Октябрьский

2017 г

Цель: обобщать представления дошкольников о рябине через наблюдения в природе.

Задачи:

Образовательные:

    Закреплять представление о внешних признаках дерева;

    Формировать и расширять представление о её роли в природе по отношению к жизни людей и животных ;

    Активизировать словарный запас по теме.

Развивающие:

    Развивать познавательный интерес к наблюдениям в природе;

    Развивать словарь признаков;

    Развивать цветовое восприятие, наблюдательность и зрительную память .

Воспитательные:

    Воспитывать эстетические чувства: слышать и понимать художественное слово, видеть прекрасное в природе;

    Воспитывать интерес к подвижным играм, развивать быстроту и ловкость, умение работать в команде.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа: наблюдение за рябиной в разные времена года, попробовать ягоды рябины на вкус, чтение и заучивание стихов, примет, загадок о рябине.

Деятельность (речь)

воспитателя

Деятельность (речь) детей

Планируемые результаты

Вводная часть

Основная часть

Заключитель-ная часть

Ребята, не стойте в стороне,

Подходите к нам скорей!

Коль с нами пойдёшь -

Весело время проведёшь!

Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о чудесном дереве. Что это за дерево, угадайте:

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью красное ожерелье надела. (Рябина)

Молодцы ребята, давайте подойдём к рябине и поздороваемся с ней, полюбуемся ею. А сейчас поближе познакомимся с ней.

Рябина - великолепное украшение лесов. В осенние дни это деревце становится волшебно красивым. Как можно назвать это дерево? С чем можно сравнить рябину?

Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными красивыми листьями.

Какие краски использует природа?

Сколько стволов в кусте рябины?

Что это за красные бусы?

Какие ягодки у рябины?

С чем их можно сравнить?

Какие они на вкус?

Словно сказочная принцесса, в кружевном жёлтом сарафане, с ярко красными ожерельем – гроздьями, красуется рябина.

Вы хотели бы превратиться в красивую рябинку? Давайте попробуем.

На холме стоит рябинка

Держит прямо, ровно спинку

Ей не просто жить на свете

Ветер кружит, кружит ветер

Но рябина только гнётся.

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую.

В народе говорят: «Рябина является украшением нашей природы». Почему ее так называют?

Хотели бы вы подарить рябине ласковые слова?

Где можно встретить рябину?

Ребята, это дерево имеет необычный дар – делать добро. Как вы думаете, какое добро может делать это дерево?

Рябина имеет полезные лекарственные свойства. Оно помогает больным. Из веточек заваривают лечебный чай. Из ягод рябины варят варенье и джем, рябиновый мёд – душистый и полезный. Полезные и вкусные рябиновые ягоды спасают птиц и животных от голода. Особенно любят лакомиться плодами рябины дрозды, снегири, свиристели, тетерева, глухари, сойки. Если медведь в лесу найдёт рябину , унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится её плодами. Лесные великаны – лоси, дотягиваются до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полёвки, ёжики, белочки.

Ребята, посмотрите вокруг, какие ещё деревья растут рядом с рябиной?

Какое дерево выше?

Чем отличаются ветки?

Какая форма у листочков?

Одинаковы ли у них стволы по цвету?

Молодцы, ребята вы все очень внимательные. Хотите поиграть с этими деревьями? Тогда слушайте внимательно. Игра называется «К названному дереву беги!» . Я буду называть дерево, а вам нужно добежать до того дерева, которое я назову. Будьте внимательны!

Мне очень понравилось, как вы быстро бегаете, а теперь напомните мне пожалуйста:

Как выглядит рябина ?

Где она растёт?

Какие звери любят ягоды рябины ?

Какие птицы любят ягоды рябины ?

Что даёт рябина людям ?

Почему осеннюю рябину называют красавицей?

Сейчас, если есть желание, вы можете нарисовать рябину .

Дети подходят к воспитателю.

Слушают загадку, отгадывают её.

Подходят к рябине, здороваются.

Высказывают своё мнение.

Сравнивают с красивой девицей.

Называют цвета: красный, жёлтый, золотисто-красный, оранжевый и т.д.

Считают стволы.

Рассматривают грозди рябины.

Описывают ягоды: красные, алые, круглые, красивые.

Делают сравнение с ожерельем, пуговицами.

Высказывают своё мнение: горьковатые.

Высказывают своё желание. Выполняют различные движения (физкультминутка «Рябинка»).

Тянут руки вверх.

Вращают туловище вправо –влево.

Делают наклоны в стороны.

Машут руками, изображая ветер.

Высказывают своё мнение.

Называют ласковые слова (рябинушка, деревце, красавица и т.д.).

Высказывают своё мнение (в лесу, на опушках, в парке).

Высказывают своё предположение.

Слушают рассказ о полезных свойствах рябины.

Называют деревья, которые растут на участке ( сосна, берёза).

Отвечают на вопросы.

Играют в подвижную игру.

Дети рисуют рябину по желанию.

Организация детей к совместной деятельности.

Умение отгадывать загадки, логически мыслить.

Проявляют настрой на предстоящую совместную деятельность.

Умение сравнивать.

Умение называть прилагательные.

Снятие эмоционального и психологического напряжения.

Умение называть ласковые слова.

Умение высказывать своё мнение.

Умение слушать.

Умение анализировать.

Умение быстро ориентироваться.

Умение отображать свои впечатления на рисунке.

Цель. Уточнить представление детей о том, что ягоды рябины не только красивы, но и очень полезны. Развивать наблюдательность. Обогащение словаря: рябина, дерево, гроздья.


Беседа.
Воспитатель приглашает детей подойти к рябине.
Как называется это дерево?
Что произошло с рябиной?

Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и са­дах.

Улетели птицы разные, смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует, бусы красные надев.
(О. Высотская)

Кто любит ягоды рябины? Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроз­дьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удоволь­ствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом по­едают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки.

Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? В предзим­ние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свирис­телей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные слад­кие ягоды.

Что дает рябина людям? Из ягод рябины варят варенье и джем, а ряби­новый мед — душистый и полезный.


Как цвела чудесно ты порою летней,
Радовались люди на твои соцветья!
Прилетали пчёлы запасаться мёдом,
Ты им песни пела в тёплую погоду.
В холода дрожала каждым ты листочком,
"Шу-шу-шу,"- шептала тихим голосочком.

Дидактические игры:

  • "Листья шелестят" - предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и приклеенные к "ветке". По сигналу "Подул ветерок" ребенок плавно дует на листики так, чтобы они отклонились и шелестели. Цель: развивать речевое дыхание.
  • «Назови как можно больше деревьев» Цель: активизация словаря, развитие внимания. Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть деревья, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество деревьев.

«Золотые ворота» В игре участвуют 10-20 человек. Выбирают двух игроков, те отходят в сторону и договариваются, кто из них будет солнцем, а кто луной. Затем они становится лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные дети берутся за руки и вереницей идут через ворота. При этом они говорят:

Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается,

Второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас!

Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Задержанного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: луны или солнца. Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через ворота, и снова один из участников попадает в группу луны или солнца. Когда все игроки распределены, то устраивается перетягивание каната между двумя группами. При этом используется канат, веревка, палка или дети берут друг друга за пояс.

Индивидуальная работа : хождение по бревну. Цель: учить удерживать равновесие. (Определить длину бревна, измерив его шагами. Спросить детей, почему у всех получилось разное количество шагов).


Трудовая деятельность : уборка листьев под деревьями, сбор ягод и веток рябины для поделок, кормления птиц. Цель. Воспитание бережного отношения к птицам.

Программное содержание:

Расширить и уточнить знания детей о рябине.
Развивать любознательность, интерес к природе.
Воспитывать умение видет красоту природы.

Оборудование:

Картинки с изображением рябины в разное время года (при отсутствии возможности наблюдения в природе).

Ход занятия:

Сегодня мы познакомимся поближе с удивительным и необычайно красивым деревом. Вот оно. (Показ). Знакомо ли вам его название? (Ответы детей). Это рябина. Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей? Что по-вашему красиво в этом дереве? (Ответы детей).

Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши.

Ягоды не сладость,
Зато глазу радость
И садам украшенье,
А друзьям угощенье.

Каждый год появляются на рябине плоды. Стоит дерево по осени и еле ветки держит - так на них добра много. Недаром про ягоды рябины загадка есть: «Висят на ветке подружки, прижавшись тесно друг к дружке». Ягоды у рябины бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, есть ярко-красные, есть коричневые в крапинку, а греческая рябина желто-оранжевыми ягодами обзавелась.

И не спроста так много ягод созревает на рябине. Иначе нельзя: на всех может не хватить. Среди птиц и зверей столько много любителей рябины, что ягоды ее будут объедены, склеваны, сжеваны прямо на дереве. А если какие ягоды на землю и упадут, так тут же их подберут и съедят кабаны, косули, лисы, зайцы.
Ягоды рябины крепко держатся на ветках, могли бы и до самой весны провисеть. Однако уже к середине зимы от них ничего не останется. Все подъест лесной народ и разнесет вместе с пометом по всему лесу драгоценные семена, из которых новые рябинки вырастут.

Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Лесники знают об этом и, потому с лета заготавливают веники из рябиновых ветвей: голодной зимой лесные копытные звери с большим удовольствием угостятся ими.

Люди тоже едят и используют рябину. Из ягод готовят лакомства, напитки, а из цветов - чай. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней. А еще в старину дети делали бусы, нанизывая ягоды рябины на нитку. Давайте соберем немного ягод и попробуем самми сделать такие бусы. (Сбор ягод рябины). А когда вы будете делать рябиновые бусы, я расскажу вам легенду о возникновении этого дерева.

Методическая разработка по окружающему миру на тему:

Наблюдение за рябиной осенью.

Наблюдение на прогулке за рябиной для детей старшей группы.


Описание материала: Предлагаю вам конспект наблюдения на прогулке для детей подготовительной группы (5-6лет) по теме «Наблюдение за рябиной». Данный материал будет полезен воспитателям. Этот конспект познавательного характера, направлен на закрепление знаний по данной теме и воспитание любви к природе.
Также я предлагаю небольшую подсказку по планированию прогулки.


Цель: продолжать наблюдение за рябиной осенью;

Ход наблюдения:

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев. (О. Высотская)

Вопросы детям:
- Как выглядит рябина?
- Где она растет?
Рябинка – так ласково называют люди это дерево.
Словно девица-красавица надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед - душистый и полезный. У рябины хорошая древесина - тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.
- Какие звери любят ягоды рябины?
- Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?
- Что дает рябина людям? Что изготавливают из рябины?
Исследовательская деятельность.
Посчитать, сколько стволов в кусте рябины, сколько гроздей. Рассмотреть через увеличительное стекло кору дерева, ягоды, листья.
Сравнить красную рябину с другими деревьями и кустарниками на территории детского сада.
Трудовая деятельность
Сбор мусора и веток на участке.
Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.
Подвижные игры
«Мы веселые ребята»
Цель: создать условия для активной двигательной деятельности детей; закреплять умение участвовать в коллективной подвижной игре, и проявлять ловкость, быстроту, координацию движений.
«Утка – гусь»
Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость, действовать по сигналу.
Индивидуальная работа:
Развитие движений.
Цель: закрепить прыжки на одной (правой, левой) ноге.
Самостоятельная деятельность детей.

Схема планирование прогулки.

Прогулки: - Типовые (максимально свободная деятельность)
- Комбинированные (целевая+свободная деятельность)
- Прогулка – экскурсия
- Тематическая
Структура прогулки:
Наблюдение, рассматривание;
Опыты и эксперименты;
Трудовая деятельность;
Подвижные игры;
Индивидуальная работа с детьми;
Организация свободной деятельности;
Дидактические и сюжетно ролевые игры.

Наблюдение.
- Индивидуальное,
За живыми объектами.
- Групповое, За неживыми объектами.
- Фронтальное, За явлениями окружающей среды.
- Эпизодическое,
- Длительное.
Индивидуальная работа.
- разучивание, закрепление физических упражнений.
- заучивание стихотворений.
-закрепление изученного ранее материала.
Хозяйственно бытовой труд.
- индивидуальный
- на участке
- групповой - на веранде
-коллективный.
- на клумбе

Марина Боева
Конспект прогулки в старшей группе «Наблюдение за рябиной»

Тема : «Наблюдение за рябиной »

Цель : продолжать знакомить детей с рябиной ; развивать цветовое восприятие, наблюдательность и зрительную память ; учить различать деревья по их листьям; воспитывать интерес к подвижным играм, развивать быстроту и ловкость, умение работать в команде.

Ход прогулки

Воспитатель читает стихотворение Высотской :

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев

А рябина осень празднует

Бусы красные надев.

Задаём детям вопросы :

Как выглядит рябина ?

Где она растёт?

Какие звери любят ягоды рябины ?

Какие птицы любят ягоды рябины ?

Что даёт рябина людям ?

Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растёт она в лесах, парках и садах. Если медведь в лесу найдёт рябину , унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится её плодами. Лесные великаны – лоси, дотягиваются до самой верхушки деревца, с аппетитом поедят плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полёвки, ёжики, белочки.

В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склёвывают её сочные ягоды.

Из ягод рябины варят варенье и джем, рябиновый мёд – душистый и полезный. У рябины хорошая древесина – упругая и прочная. Делают из неё посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Затем воспитатель с детьми находят два конверта. В конвертах находятся листочки, близкие по форме, но разного цвета. В первом – все белые, во втором разные – натуральные.

Проводится игра «Найди пару и раскрась листочек» (путём наложения) .

Воспитатель сообщает, что осенний дождь смыл все краски на листочках (раздаёт белые листочки) . Листья опять можно сделать красивыми, если вы украсите их. Дети отыскивают листочки, близкие по форме и накладывают на белый листочек.

«Назови дерево с которого упал листочек?» - говорит воспитатель (дети называют) .

Трудовая деятельность :

Сбор листьев для осенних поделок.

Подвижные игры :

«Поменяй мяч» ,

«Ловишка с ленточками» .

Индивидуальная работа :

Развитие движений.

Цель : учить детей прыжкам на одно ноге (правой, левой) .

Публикации по теме:

КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОГУЛКИ Тема: Мальчики и девочки, мужчины и женщины, какие они? Цель: формировать доброжелательные отношения между.

Конспект прогулки в старшей группе «Мир удивительных цветов» Конспект прогулки в старшей группе Удивительный мир цветов Ребята, отгадайте загадку: На зеленой хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек.

Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, применения.

МАДОУ №218 г. Кемерово Цель:организовывать отдых детей на прогулке, обобщить представления детей об осени,любоваться красотой природы осенью.

Конспект прогулки в старшей группе с использованием снежных построек Задачи: обеспечить детям полноценный активный отдых на зимней прогулке; создать эмоциональный комфорт у детей; стимулировать детей к включению.

Конспект проведения целевой прогулки в парк в старшей группе «В стране дорожных знаков» Программное содержание: Закрепить знания о правилах дорожного движения, перехода улицы без помощников, светофоре, о некоторых дорожных знаках;.