Ах, как красиво идут модели по подиуму, какое умопомрачительное вечернее платье у Умы Турман и как шикарно смотрится свадебный наряд на манекене в дорогом салоне. А ведь над этими безукоризненно продуманными и качественно пошитыми вещами трудилось много людей.
С развитием цивилизации появилась ткань, ножницы, иглы и нитки, а в 18 веке австрийские умельцы выпустили первую в мире швейную машинку. Она еще не была усовершенствована, не могла выполнять много функций, но это уже был огромный прорыв в швейном производстве. Так появились профессии портного, закройщика, швеи.
Прежде чем что-то пошить, человек продумывает фасон. Например, увидела платье на подруге - хочется такое же. Или понравился один из нарядов главной героини фильма - почему бы и себе такой не пошить. Приходишь к закройщику и озвучиваешь свои пожелания. Хороший мастер сразу при тебе составит эскиз, ты даешь согласие - начинается работа.
Первым делом снимаются мерки. Многие не любят стоять подолгу и ждать, когда тебя обмеряют по десять раз и все запишут на листочке. Начинают нервничать и дергать закройщика, пытаясь ускорить процедуру. Вот и зря: от того, насколько точны будут снятые мерки, зависит качество готового изделия.
Вначале все хорошо просчитывается, продумывается и только после этого мысли ложатся на выкройку. Делать выкройку - это особый талант, опыт работы, профессиональные навыки и любовь к тому, что ты делаешь.
Когда выкройка на бумаге готова, ее нужно перенести на ткань. Это также делает закройщик. Раскроив ткань и разрезав ее на необходимые детали, мастер с чувством выполненного долга передает все это швее.
Но на этом его работа не заканчивается. Если у швеи что-то не стыкуется, не получается изделие, необходимое по фасону, закройщик должен устранить недостатки в кратчайшие сроки. Работа считается полностью выполненной, когда вещь пошита и передана заказчику.
Важные качества закройщика:
Чтобы пошить вещи для модницы-Клеопатры, в очередь выстраивались десятки желающих, но только две женщины проработали у царицы несколько лет, соответствуя всем ее требованиям и воплощая в жизнь все капризы и прихоти.
Швея должна сочетать в себе несколько качеств:
Молодым девчонкам и всем, кто хочет научиться шить, кажется очень скучным изучать различные технологии пошива, знать устройство швейной машины и уметь ее наладить. А учить виды тканей и их свойства считают никому не нужным и глупым занятием.
Как ошибаются эти милые наивные девочки! Ведь для того чтобы играть на фортепиано или скрипке, нужно сначала выучить ноты, уметь их читать и извлекать из инструментов чарующую музыку, а не ослиное мычание. Так и в швейном деле: стоит один раз разобраться во всех теоретических вопросах, закрепить на практике - и всю жизнь шить безупречную одежду и слышать похвалу в свой адрес.
Редко встретишь сегодня мужчину, который часами будет сидеть и сострачивать детали одежды. А в случае плохой строчки - распорет и снова будет сшивать. Нет, мужчины для такой работы не подходят. К тому же, они не любят возиться с деталями и часто нетерпеливы. Поэтому женщина справляется с этим намного лучше.
Если не уметь общаться с закройщиком - можно десятки раз переделывать одно и то же. Принимая готовые детали будущего изделия, швея внимательно все выслушивает, смотрит эскизы и обязательно задает вопросы. Лучше потратить лишних 10 минут на беседу с закройщиком, чем часы на переделку.
Тот, кто соединяет в себе и закройщика, и швею - называется красивым словом - портной или портниха. Этот умелец все делает сам - от снятия мерок и составления эскизов до передачи готового изделия заказчику.
Нет надобности снова перечислять все требования, которые предъявляются к такому мастеру. Закройщик умеет все! По крайней мере - обязан уметь. Это очень удобно тем, кто работает не на производстве, а занимается индивидуальным пошивом и имеет своих клиентов.
Какая бы ни была профессия у человека, связанного с пошивом одежды, главное одно - качественный результат. Ведь как здорово видеть на заказчике безупречно сидящий изготовленный тобой костюм, счастливые глаза и огромные слова благодарности.
Сегодня журнал IQR предлагает вашему вниманию не типичную для нашего времени историю. Среди молодых принято начинать бизнес без знаний, бросаясь в омут с головой. Никто не желает сначала учиться по специальности, практиковаться в профессии и только потом открывать свой бизнес. Между тем, это традиционный путь, ценимый на Западе. Мы долго думали, в какой же раздел определить этот материал - « » или « »? В целом речь пойдет про построение бизнеса на основе профессионального опыта. Но в первую очередь — это история о любимой профессии. Остальное героиня материала расскажет вам сама.
Меня зовут Евгения Владимировна, мне 48 лет, живу я в городе Уссурийске, и вот уже почти 30 лет работаю закройщиком-портным. С самого раннего детства я постоянно что-то шила, кроила, вышивала. Мои куклы были самыми модными и богато одетыми, на зависть подружкам. Секрет был в том, что рядом с моим домом находилось ателье, и в контейнер, который стоял при входе, каждый вечер уборщица выносила ворох разноцветных обрезков тканей. Несмотря на повальный дефицит, найти в контейнере можно было какие угодно ткани. Парчу, бархат, кусочки меха. Наверное, именно тогда и родилась моя мечта стать портным. В рабочем поселке, где я жила, не было учебного заведения по обучению портных или хотя бы швей. А это, как оказалось, разные профессии. Об этом я расскажу чуть позже.
После окончания 8 класса я поступила в профессионально-техническое училище № 28 города Уссурийска, где за неполных три года выучилась на швею. Тогда-то я и поняла, что швея - это не совсем то, о чем я мечтала. Хотела-то я стать портным.
Портной отличается от швеи более высокой квалификацией, он может раскроить изделие по готовым лекалам, сшить изделие от начала и до конца, швея же специализируется на выполнении какой-то определенной операции швейного производства. Как правило, портной работает в ателье по ремонту и пошиву одежды по индивидуальным заказам, а швея - в условиях массового, поточного производства на фабрике, где все операции швейного процесса чётко распределены между работниками.
Я хотела научиться все делать сама — от начала и до конца. Выучившись на швею, я поступила в техникум. Через три года получила специальность закройщика-портного. Теперь я знала и умела все, что необходимо для пошива одежды. Я могла сконструировать и раскроить любую модель. Во всяком случае, я была в этом уверена.
Я нисколько не жалею, что начала изучать профессию с самых азов, ведь тонкости швейного дела позже очень пригодились в моей трудовой деятельности. Я научилась разбираться в тканях, в тонкостях ухода за ними, знала, какой номер иглы и нити нужно выбирать, работая с той или иной тканью. Я умела наладить любую швейную машину, отрегулировать строчку - словом, я не боялась испортить вещь. Получая профессию закройщика-портного, я научилась строить выкройки, снимать мерки, вносить изменения в существующие лекала. Я полностью была готова к своей первой работе.
Первым моим рабочим местом стало ателье по пошиву верхней одежды. На работу я устроилась легко, поскольку по окончании учебы я получила диплом с отличием. Еще бы! Я ведь училась с огромным удовольствием.
Тогда я не поняла, почему при собеседовании заведующая очень обрадовалась тому, что я никогда не работала на фабрике в поточном производстве. Оказывается, работая на одной операции, девушки теряют навыки, которые получают в учебных заведениях.
После работы на фабрике устроиться в ателье будет гораздо сложнее. Сначала в ателье я работала швеей. Закройщик приносил мне готовые, раскроенные детали. Мне лишь оставалось сначала сшить их «на живую нитку». После первой примерки, если все оказывалось впору, швы сшивались на готовность.
С клиентами ателье я не работала, все действия по обсуждению и зарисовке модели проводил закройщик. Он же проводил примерку. Работа мне очень нравилась, но все же я хотела большего. Хотелось самой кроить изделия, предлагать клиентам модели и варианты, которые в моей голове рождались прямо на ходу.
Сидя над швейной машиной, я думала о том, что вот здесь я могла бы предложить более интересное изделие, а тут можно было бы добавить отделочную строчку. Однако вскоре мою работу отметила заведующая ателье и перевела меня в закройщики.
Первое время мне помогала моя наставница — из опытных закройщиков, но уже через полгода я смогла работать сама. Мне было очень интересно работать с заказчиками. Конечно, не все клиентки соглашались принять мои идеи и предложения, но были и такие, которые просили совета. И вот тут-то я давала волю своей фантазии. И снова я не чувствовала полного удовлетворения, ведь вещи шила не я!
Решение пришло только в конце 90-х, когда я смогла открыть собственное ателье. Особых трудностей с заказчиками я не испытывала, к тому времени у меня уже было много клиентов, которые хотели шить одежду исключительно у меня. Я пригласила несколько девочек, и мы начали работать. Конечно, мне было непросто. Помимо того, что я шила заказы, приходилось контролировать качество работы своих сотрудников (я очень дорожила репутацией ателье), вести бухгалтерию (на первом этапе я не могла себе позволить нанять на работу специалиста), встречать и провожать клиентов.
Когда дела пошли в гору, я наняла бухгалтера, который вел мои финансовые и налоговые дела. На ресепшн взяла милую и улыбчивую девушку, которая очень хорошо разбиралась в моде и умела общаться с клиентами. Теперь я полностью могла посвятить себя любимому делу. И знаете, даже спустя 30 лет, оно все такое же любимое и интересное для меня.
Однозначно стоит! Даже когда я работала в ателье, всегда получала очень приличную заработную плату. Конечно, я не помню, о каких суммах идет речь, но совершенно точно мне хватало на то, чтобы я могла снимать прекрасное жилье, хорошо питаться и еще и путешествовать. Тогда я объехала почти всю страну. А еще я смогла скопить на открытие собственного дела. Мне ведь нужно было арендовать помещение, оформить бумаги, купить оборудование. Открыв ателье, я первое время ощущала нехватку средств, ведь я привыкла жить на широкую ногу, но уже через 2 года все пришло в норму, я снова могла путешествовать, теперь уже за границу.
Даже в тяжелые годы перестройки мое любимое дело приносило мне приличный доход. Сейчас мой заработок в среднем составляет 180-200 тысяч рублей в месяц. Это и доходы от пошива мною изделий, и те деньги, что приносят мне девочки, работающие в ателье. И это — без учета того, что я плачу налоги, аренду, заработную плату бухгалтеру и администратору — чистыми.
Заработок портного напрямую зависит от того, что вы шьете, с какой скоростью и качеством, от места работы (очень важна репутация предприятия). Но, конечно же, самые высокие доходы приносит работа в известных модельных агентствах или в собственном ателье.
Девочки, которые работают в моем ателье, зарабатывают по-разному, в зависимости от количества заказов. Если клиенту не принципиально, у кого шить, то стараюсь распределять заказы равномерно, чтобы все смогли в итоге хорошо заработать. Заработок их колеблется от 25 до 60 тысяч рублей. И, надо сказать, наше ателье еще не самое дорогое в городе.
Моя профессия - это не только заработок, но и моральное удовлетворение, которое я получаю каждый день. Говорить о том, что я и моя семья всегда красиво и со вкусом одеты, думаю, не стоит. Шью я для себя и своих близких абсолютно все - от корсетов до шуб. В процессе работы обучилась я и скорняжному делу. Когда было трудно достать хорошее постельное белье, шила я и его. Новогодние костюмы моей дочери всегда были самыми лучшими. Ну и, конечно, сшитая вещь — это не только оригинально, но и не так дорого, как вещь, купленная в модном бутике.
О минусах профессии скажу лишь то, что она отнимает здоровье. Вы очень тщательно должны следить за своим зрением и состоянием суставов. Потеряв зрение, вы потеряете работу. То же самое можно сказать и о руках. Даже небольшие проявления артрита, остеохондроза или других подобных заболеваний могут положить конец вашей профессиональной деятельности.
Готовясь к важному событию в своей жизни, будь то свадьба или юбилей, многие из нас предпочитают отшивать одежду на заказ. Ведь это отличный способ приобрести вещь, идеально соответствующую нашим потребностям и представлениям. Просматривая многочисленные объявления в газетах и на сайтах, можно встретить немало предложений от профессиональных швей и портных. Но чем же данные термины отличаются друг от друга, и какому из мастеров отдать свое предпочтение? Попытаемся разобраться в этих нелегких вопросах.
Швея
– мастер по шитью одежды.
Портной
– профессия, связанная с изготовлением одежды из текстильных полотен.
И портной, и швея специализируются на пошиве одежды. Однако портной имеет более высокую квалификацию, он занимается пошивом изделия от начала и до конца. К его функциям относятся перенос меловых линий, раскрой вещи по готовым лекалам, разметка знаков и контрольных линий, наложение прокладочных материалов и множество других операций. Специализация швеи ограничивается какой-либо одной операцией по пошиву изделий – к примеру, обработкой всех деталей или только определенной части изделия на швейной машине.
Как правило, местом работы портного служит ателье по пошиву и ремонту одежды, предоставляющее услуги частным заказчикам. Швея же зачастую трудится на фабрике в условиях поточного, массового производства, где все швейные операции имеют четкое распределение между работниками. Она должна уметь совмещать рисунки, вести ровную строчку и отвечать многим другим требованиям, предъявляемым к специалистам в данной области.
Как портные, так и швеи обязаны обладать усидчивостью, терпением, внимательностью, хорошим зрением, отличной координацией движений и микромоторикой пальцев. Также обязательными требованиями являются наличие знаний об устройстве машин и правилах их эксплуатации, об основах техники безопасности. Часто на предприятиях портные, швеи и закройщики составляют одну бригаду.
Портной имеет более высокую квалификацию, он занимается пошивом изделия от начала и до конца. Специализация швеи ограничивается какой-либо одной операцией по пошиву изделий.
Местом работы портного служит ателье по пошиву и ремонту одежды, предоставляющее услуги частным заказчикам. Швея работает на фабрике в условиях поточного, массового производства, где все швейные операции имеют четкое распределение между работниками.
Регулярно покупая одежду люди не задумываются о том, кто делает ее. Ну максимум на что они обращают внимание это на брэнд, т.е фирму изготовителя. А между тем, мало кто отделяет швею от портного и наоборот. Давайте попробуем разобраться, чем отличается одно от другого.
Профессия портного это ремесло очень древнее и всегда считалось весьма почетным. Секреты и наработки портновского мастерства этой профессии накапливались тысячелетиями. В наше время, как и в любое другое, обязан быть грамотным специалистом в своем деле. Способным решать все поставленные задачи самостоятельно. Все виды работ по изготовлению одежды: снимать мерки, делать выкройки, подбирать материал, шить - все это портной выполняет сам. Чаще всего портной работает индивидуально, на дому или в ателье. Как правило, портной это специалист широкого профиля и шить, например не только брюки или платья, но и пальто, шубы, костюмы и т.д. Хороший портной это всегда актуально. Выбрав для себя такой вид деятельности, Вы всегда будете востребованы.
С развитием массового производства одежды и появлением в 19 веке первой швейной фабрики появилась профессия (от слова шить). Свое место в профессиональном смысле, швея заняла именно тогда и по сей день является востребованной, да это и логично. Пока люди будут ходить в одежде, а она иметь свойство изнашиваться, швеи будут всегда нужны.
Обычно, швеи работают на предприятиях, как правило, крупных фабриках или ателье с разделением труда, выполняя определенную операцию. Профессиональная швея должна в совершенстве владеть такими тонкостями работы на производстве как: совпадение рисунков, наличие ровных строчек и многими другими нюансами, которые являются основными требованиями предъявляемыми к профессиональным швеям.
Общие требования для этих профессий это усидчивость, концентрация и терпение, хорошее зрение и внимательность, хорошая координация движения рук и микромоторика пальцев. Также обязательны знания конструкции основных деталей одежды. Навыки выполнения машинных и ручных, утюжельных работ, приемы регулировки настроек режимов работы швейных машин и многое другое.