Презентация - Архитектурный стиль «Ампир. Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир Архитектурные ансамбли парижа ампир презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Образ «идеального города» в классических ансамблях Парижа и Петербурга Жак Анж Габриель. Площадь Людовика XV в Париже Джакомо Кваренги. Академия наук в Петербурге Андреян Дмитриевич Захаров. Адмиралтейство в Петербурге

2 слайд

Описание слайда:

Появление новых социальных идей, новой морали, новой эстетики Просветительное движение, начатое Вольтером, подхваченное Дени Дидро, Ж.Ж.Руссо, обусловило появление новых социальных идей, новой морали, новой эстетики. Архитектура стала воплощением просветительских утопий и новых ценностей – естественности, простоты, ясности. В классической архитектуре капризные завитки орнамента и плавные силуэты рококо сменились прямыми линиями, четкими геометрическими формами, нерасчлененными объемами неоклассицизма. Вольтер (1694-1778) Д.Дидро (1713-1784) Ж.Ж. Руссо (1712-1778)

3 слайд

Описание слайда:

Жак Анж Габриель Площадь Людовика XV в Париже Утопические мечты об «идеальном городе», где дома стоят среди деревьев, широкие улицы образуют правильные участки, а с просторных площадей открываются перспективы городских кварталов, гениально реализовались в ансамбле Площади Людовика XV в Париже. Создателем был один из первых архитекторов неоклассицизма Жак Анж Габриель (1698-1782) Площадь Людовика ХV (площадь Согласия) - 1757-1779 Жак Анж Габриель (1698-1782) Расположив площадь на правом берегу Сены (одна естественная граница набережной), Габриель включил в пространство площади живую природу – водную глади реки и растительность парков.

4 слайд

Описание слайда:

Площадь Согласия. Париж Небольшая по размерам площадь выглядит огромной благодаря широкой панораме. Елисейские поля зеленой бесконечной лентой уводят взгляд к Триумфальной арке на площади Звезды (площадь Шарля ле Голля). С противоположной стороны, за парком высится Триумфальная арка на площади Карусель, а далее громада Лувра.

5 слайд

Описание слайда:

Джакомо Кваренги Академия наук. 1783 – 1789. Санкт-Петербург Простотой и суровостью, отличается здание Академии наук, построенное Кваренги рядом с петровской Кунсткамерой в 1783 - 1785 годах. Русское искусство развивалось аналогично французскому. Пафос простоты и линейности ощутим в сооружениях архитектора «екатерининского классицизма» Джакомо Кваренги (1744-1817). Идеи просветителей были созвучны эстетике классицизма и восприняты в России императрицей Екатериной II. Поклонник римской античности Джакомо Кваренги строил здания, отличающиеся симметрией, совершенными пропорциями и лаконизмом декора. Д. Кваренги (1748-1817) Екатерина II (1729-1796)

6 слайд

Описание слайда:

Стремление подчинить отдельное сооружение художественно-образному единству ансамбля и города в целом приобрело в первые десятилетия ХIХ в. определяющее значение. Сооружением в котором узнает себя целый город, стало построенное А.Д.Захаровым (1761-1811) здание Адмиралтейства. Адмиралтейство - первая постройка на левом берегу Невы в Санкт-Петербурге/ Первоначально Адмиралтейство задумывалось Петром I только как верфь, по его проекту она была заложена 5 ноября 1704 года. В 1806–1823 годах по указу Александра I здание перестраивал А.Д. Захаров. Захаровым построено третье здание Адмиралтейства, которое стало символом морского могущества России. Андреян Дмитриевич Захаров Адмиралтейство. 1806-1823. Санкт-Петербург А.Д. Захаров (1761-1811) Александр I (1777-1825)

Слайд 1

Архитектурный стиль
Ампир

Слайд 2

Стиль ампир был создан во Франции после буржуазной революции. Политический переворот принес с собой новые веяния в искусстве. Творцы XIX века вдохновлялись греко-римской культурой и во многом подражали ей. Прежде всего, это подражание отразилось в меблировке комнат на античный лад. Это новое течение зародилось в Париже после революции, в эпоху директории - примерно 1795 году, развивалось при консульстве и достигло полного расцвета при Наполеоне I, между 1804 и 1813 годами, и держалось на протяжении 20-25 лет.

Слайд 3

Новый стиль получил название ампир (empare), что в дословном переводе означает империя. Создателем архитектурного стиля ампир по праву можно считать художника Давида, а выразителями его - архитекторов Шарля Персье и Пьера Фонтена. Созданные ими проекты реализовались в отделке парижских дворов и особняков Наполеона. Их работы были примером подражания для художников всех стран, которые нахлынули в Париж около 1800 года, после спада революционной волны. Новый стиль в мебели стал популярным в других странах после выпуска изданного собрания проектов обстановки жилищ в 1801 году Перьсье и Фонтеном. Это издание было повторено в 1812 году.

Слайд 4

Производство мебели в стиле Ампир отличается от предшествующего стиля Людовика XVI тем, что в самом дизайне мебели используются античные, в особенности римские архитектурные формы: колонны, пилястры, консоли, карнизы и фризы, используемые для членения передних сторон шкафов и комодов. Опорные части столов, кресел, стульев, диванов делаются в виде античных герм, сфинксов, гриффонов, колонн и львиных лап, заимствованных из развалин древнего Рима и раскопок Помпеи. В форме мебели используются прямоугольные, массивные, замкнутые формы, профили и выступы на ней редки.

Слайд 5

Впервые в истории мебели важную роль стала играть фактура материала. В предшествовавших стилях она скрывалась за нагромождениями резных украшений и различных шаблонов. На шкафах, секретерах, комодах и других предметов меблировки остаются большие плоскости филенок, обрамленных слабо выступающей обвязью рамы.

Слайд 6

Иногда одну целую доску использовали для передней части комода. Для этого ее распиливали по линии ящиков, благодаря чему сохранялся общий рисунок и расположение струй и слоев дерева. Качество древесных пород теперь играет важную роль. Для изготовления мебели предпочтение отдавалось темно-красному дереву. Его гладкая поверхность украшается бронзой, золоченой через огонь, со строго симметричными узорами. Отдельные детали покрыты резьбой. Ножки, следуя античному стилю, часто имеют форму лап животных. Иногда сверху этих лап неожиданно помещаются фигуры лебедей, львов или сфинксов. На углах шкафов и комодов косяками служат античные колонны с бронзовой золоченой базой и капителью или отдельные фигуры крылатых побед ("Ника"). Кресла принимают форму древнеримских. Передние ножки нередко идут прямо от подлокотников и представляют собой гермы; если же они заканчиваются около сиденья, то подлокотники поддерживаются резными фигурами львов, гриффонов, лебедей и других животных или же каннелированными колоннами, или массивными завитками.

Слайд 7

Слайд 8

Как кресла, так и вся другая мебель для сидения жесткая. Мебель стиля Ампир, отдает предпочтение пышности, в ущерб удобству пользования. Стулья несколько проще кресел, причем их спинке часто придается форма лиры, которая является одним из наиболее употребительных мотивов в украшениях предметов меблировки стиля ампир.

Слайд 9

Как во французской мебели, так и в мебели других стран можно заметить непосредственную связь традиций столяров эпохи ампир с традициями предшествующей эпохи Людовика XVI. Убедительнейшим доказательством этого может служить мебель Жакоб Дельматра, который, начав перед самой революцией работать в стиле Людовика XVI явился главным исполнителем мебели по рисункам Персье и Фонтэна для Наполеона и многих иностранных государей. Сотрудником Жакоба был знаменитый бронзовщик Томир, принимавший большое участие в украшении всех возведенных тогда дворцов. Довольно значительное число новых типов мебели, созданных в эту эпоху, указывает, что столярное искусство без ущерба для античного идеала сохранило свою творческую изобразительность в отношении практических потребностей эпохи. В это время входят в употребление книжные шкафы с решетками, туалетные столики, шкафы для фарфора, открытые серванты, витрины для драгоценностей, круглые подставки для цветов (жардиньерки), клавикорды, стоячие зеркала - "псише" и др.


Конец 18 – начало 19 века- Эпоха неоклассицизма в русском зодчестве.

Классицизм – европейское культурное – эстетическое течение, которое ориентировалось на античное (древнегреческое и древнеримское искусство) (XVII-XIXвв.).

Неоклассицизм – это термин, который применяют в искусстве для обозначения художественных явлений второй половины XVIII - первой трети XIX веков.

Ампир - (имперский стиль), стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве.


В классицизме России можно выделить 2 этапа:

первый - екатерининский (конец XVIII века) или ранний русский классицизм,

второй - александровский (начало XIX века) , переходящий в ампир (был только во Франции и России)


Характерные черты классицизма:

1) Уравновешенностью, чёткий и спокойный ритм, строгие пропорции.

2) Симметрия, подчёркивание центра.

3) Парадный вход располагался в центре и оформлялся в виде портика (выступающей вперёд части здания с колоннами и фронтоном).

4) Колонны отличались по цвету от стен. (колонны красились обычно в белый цвет, а стены в жёлтый).

Смольный. Санкт-Петербург.


Париж

В середине XVIII в. классицизм во Франции переживает свое второе рождение. Всплеск повышенного интереса к древности подкрепляется открытием замечательных памятников художественной культуры во время раскопок некогда засыпанных при извержении вулкана древних городов.

Площадь Вогезов в Париже (1605-1612), общий вид.


Ярким представителем «нового» классицизма в архитектуре является Жак-Анжи Габриэль (1698 – 1782)

Его взгляды на классицизм нашли выражение в Малом Трианоне - загородном дворце французского короля в Версале, напоминающем, скорее, небольшой особняк.


Дворец Малый Трианон 1762-1764, Версаль

Беседка в Трианоне



Новые градостроительные задачи, выдвинутые временем находят гениальную реализацию в ансамбле площади Людовика XV (ныне площадь Согласия; 1757-1779).

Прямоугольная в плане площадь связана с городом лучами трех аллей. С двух сторон ее окружают зеленые массивы садов Тюильри и Елисейских полей, с третьей - река. Замыкают ансамбль два здания, крыльями охватившие площадь с четвертой стороны.





Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчеркивает даль

В проспектах, арках и воротах

Классическая вертикаль.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь

Видны, как бы для любованья

Поставленные на ладонь.

И плавно прилегают воды

К седым гранитам городским -

Большие замыслы природы

К великим замыслам людским...

Д. Самойлов. «Над Невой»


  • Ж. Леблона,
  • Д. Трезини,
  • А. Ринальди,
  • И. Старова,
  • Д. Кваренги,
  • О Монферана,
  • А.Захарова
  • К.Росси,
  • А.Воронихина,
  • Ч.Камерона

Совместную творческую деятельность русских и иностранных мастеров отличали высокий профессионализм и следование принципам классицизма.

Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей.


Старов Иван Егорович (1745-1808)

  • Русский архитектор, один из основоположников русского классицизма.
  • Важнейшие из его сооружений:

- Троицкий собор в Александро-Невской лавре;

- Таврический дворец;

- Князь-Владимирский собор (перестройка после пожара);

- Софийский собор, близ Царского Села,

- и дачные дворцы в имениях Тайцы, Сиворицы и Пелла Санкт-Петербургской губернии,

- Екатерининский собор в Херсоне.


Свято - Троицкий собор в Александро - Невской лавре.

Усадьба Сиворицы.


Екатерининский собор в Херсоне.

Князь – Владимирский собор.


Таврический дворец (1783 - 1789)

  • Большая городская усадьба Г. А. Потемкина-Таврического - фаворита Екатерины II
  • Здание состоит из трех основных объемов, соединенных низкими галереями - в глубине участка увенчанного куполом центрального и двух флигелей, выдвинутых вперед, на красную линию улицы.

Джакомо Антонио

Доменико Кваренги

(1744 – 1817)

Архитектор итальянского происхождения, едва ли не самый плодовитый представитель палладианства в русской архитектуре. Почётный вольный общник Императорской Академии художеств.

В 35 лет, в январе 1780 года Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора её величества». В первое десятилетие своего пребывания в России он построил Английский дворец в Петергофе (1780-1787), павильон в Царском Селе (1782). В Санкт-Петербурге Кваренги построил здания Эрмитажного театра (1783-1787), Академии наук (1783-1785), Ассигнационного банка (1783-1789), Иностранной коллегии.


Английский дворец.

Дворец в Английском парке на юге Петергофа, выстроенный по заказу Екатерины II в 1781-1789 годах. Во время Великой Отечественной войны уничтожен артиллерийским обстрелом 291-й немецкой пехотной дивизии.

Дворец на литографии К. Шульца (XIX век)

Мемориальный камень на месте дворца (2011)





Андреян Дмитриевич

Захаров (1761 – 1811)

русский архитектор, представитель стиля ампир. Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Портрет работы С. С. Щукина.

Около 1804 года.


В конце 1799 года указом Павла I Захаров был назначен главным архитектором Гатчины, где проработал почти два года:

  • достроил Лютеранскую церковь Святого Петра,
  • возвел Горбатый мост.

Лютеранская церковь Святого Петра (1799 – 1800 гг.)

Горбатый мост. 1800.


Захаровым был выполнен ряд довольно значимых по объему и содержанию работ:

  • Андреевский собор в Кронштадте (1805 – 1817),
  • проект морского госпиталя для Херсона,
  • проекты застройки Провиантского острова и Галерного порта.

Проект Андреевского собора

архитектора А.Д.Захарова. 1806 г.

Церковь Обуховского завода (снесена в XX веке)


Однако выдающееся значение творческой деятельности Захарова обусловлено прежде всего созданием нового Адмиралтейства.

Адмиралтейство. 1806 – 1823 гг.


Архитектурно-планировочный центр Санкт-Петербурга. Первое здание Адмиралтейства, возведенное еще в 1704 году по проекту самого Петра I, представляло собой одноэтажный мазанковый корпус в форме буквы "П", увенчанный башенкой. Именно здесь строились корабли и зарождался российский флот.


Перед Захаровым стояла непростая задача - необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с Адмиралтейством.

В 1806-1823 годах архитектор Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота.




Воронихин Андрей Никифорович

(1759 – 1814)

Русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.

Проектировал не только структуру самих зданий, но и декор интерьеров, дизайн мебели, осветительных устройств, добиваясь особой цельности образов.

По его эскизам были перестроены интерьеры Строгановского дворца на Невском (1793), а также реставрирован после пожара дворец в Павловске (с 1803).

Главными творениями мастера явились петербургские Казанский собор и Горный институт.


  • Построен в 1801 г.-1811 г. в честь древней иконы Казанской богоматери, по имени которой назван (по решению Павла I).
  • Крестово-купольное здание обращено к Невскому проспекту вытянутым боковым фасадом. Мощная полукруглая колоннада с 6-колонным портиком образует торжественную площадь.

Санкт-Петербург, Россия. Невский проспект. Казанский собор.

Казанский собор, 1821 год.


В 1813 в Казанском соборе похоронен М. И. Кутузов.

В 1837 перед собором установлены памятники Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли

6 декабря 1876 перед Казанским собором состоялась первая в России революционная демонстрация студентов и рабочих.

В 1932 в Казанском соборе открыт Музей истории религии и атеизма.

Памятник фельдмаршалу князю Кутузову

Смоленскому. 1812 год.




Национальный минерально-сырьевой университет «Горный» - один из ведущих и крупнейших вузов Санкт-Петербурга, первое высшее техническое учебное заведение России.

Интерьер.

Скульптурная группа перед портиком.


Эпоха неоклассицизма и период зарождения имперского стиля ознаменовали собой начало работ по упорядочению ансамблей Петербурга.

В новой архитектуре были сделаны шаги по преодолению феодальной хаотичной городской застройки и созданию ансамблей, рассчитанных на свободный обзор.

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Оставим итальянцам

Пустую мишуру с её фальшивым глянцем.

Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти,

Придётся одолеть преграды и пути,

Намеченной тропы придерживаться строго:

Порой у разума всего одна дорога...

Обдумать надо смысл и лишь потом писать!

Н. Буало. «Поэтическое искусство».

Перевод В. Липецкой

Так поучал своих современников один из главных идеологов классицизма поэт Никола Буало (1636-1711). Строгие правила классицизма воплотились в трагедиях Корнеля и Расина, комеди­ях Мольера и сатирах Лафонтена, музыке Люлли и живописи Пуссена, архитектуре и убранстве дворцов и ансамблей Парижа...

Наиболее ярко проявился классицизм в произведениях ар­хитектуры, ориентированных на лучшие достижения античной культуры - ордерную систему, строгую симметрию, чёткую со­размерность частей композиции и их подчинённость общему за­мыслу. «Строгий стиль» архитектуры классицизма, казалось, призван был наглядно воплотить его идеальную формулу «бла­городной простоты и спокойного величия». В архитектурных со­оружениях классицизма господствовали простые и ясные фор­мы, спокойная гармония пропорций. Предпочтение отдавалось прямым линиям, ненавязчивому декору, повторяющему очерта­ния предмета. Во всем сказывались простота и благородство от­делки, практичность и целесообразность.

Опираясь на представления зодчих эпохи Возрождения об «идеальном городе», архитекторы классицизма создали новый тип грандиозного дворцово-паркового ансамбля, строго подчинён­ного единому геометрическому плану. Одним из выдающихся ар­хитектурных сооружений этого времени стала резиденция фран­цузских королей в предместье Парижа - Версальский дворец.

Сказочный сон» Версаля

Марк Твен, посетивший Версаль в середине XIX в.

«Я ругал Людовика XIV, потратившего на Версаль 200 мил­лионов долларов, когда людям не хватало на хлеб, но теперь я его простил. Это необыкновенно красиво! Ты смотришь, пя­лишь глаза и пытаешься понять, что ты на земле, а не в садах Эдема. И ты почти готов поверить, что это обман, только ска­зочный сон ».

Действительно, «сказочный сон» Версаля и сегодня поража­ет масштабами регулярной планировки, пышным великолепием фасадов и блеском декоративного убранства интерьеров. Версаль стал зримым воплощением парадно-офици­альной архитектуры классицизма, выразившим идею рационально устроенной модели мира.

Сто гектаров земли в чрезвычайно короткое время (1666-1680) были превращены в райский уголок, предназначенный для французской арис­тократии. В создании архитектурного облика Вер­саля участвовали зодчие Луи Лево (1612-1670), Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708) и Андре Ленотр (1613-1700). В течение ряда лет они многое перестраивали и изменяли в его архитектуре, так что в настоящее время он представляет собой сложный сплав нескольких архитектурных плас­тов, вбирающих характерные черты классицизма.

Средоточием Версаля является Большой дво­рец, к которому ведут три сходящихся лучами подъездных проспекта. Расположенный на неко­тором возвышении, дворец занимает господствую­щее положение над местностью. Его создатели раз­делили почти полукилометровую протяжённость фасада на центральную часть и два боковых крыла - ризалита, придаю­щих ему особую торжественность. Фасад представлен тремя эта­жами. Первый, выполняющий роль массивного основания, оформлен рустом по образцу итальянских дворцов-палаццо эпо­хи Возрождения. На втором, парадном, находятся высокие арочные окна, между которыми располагаются ионические ко­лонны и пилястры. Венчающий здание ярус сообщает облику дворца монументальность: он укорочен и завершается скульп­турными группами, придающими зданию особую нарядность и лёгкость. Ритм окон, пилястр и колонн на фасаде подчёркивает его классическую строгость и великолепие. Не случайно Мольер сказал о Большом дворце Версаля:

«Художественное убранство дворца настолько гармонирует с совершенством, которое придаёт ему природа, что его вполне можно назвать волшебным замком».

Интерьеры Большого дворца оформлены в барочном стиле: они изобилуют скульптурными украшениями, богатым декором в виде позолоченной лепнины и резьбы, множеством зеркал и изысканной мебелью. Стены и потолки покрыты цветными мраморными плитами с чёткими геометрическими рисунка­ми: квадратами, прямоугольниками и кругами. Живописные панно и гобелены на мифологические темы прославляют короля Людовика XIV. Массивные бронзовые люстры с позолотой до­вершают впечатление богатства и роскоши.

Залы дворца (их около 700) образуют бесконечные анфилады и предназначены для прохождения церемониальных шествий, пышных празднеств и балов-маскарадов. В самом большом па­радном зале дворца - Зеркальной галерее (длина 73 м) - на­глядно продемонстрированы поиски новых пространственных и световых эффектов. Окнам на одной стороне зала соответствовали зеркала на другой. При солнечном или искусственном осве­щении четыреста зеркал создавали исключительный простран­ственный эффект, передавая волшебную игру отражений.

Поражали своей парадной пышностью декоративные компо­зиции Шарля Лебрена (1619-1690) в Версале и Лувре. Про­возглашённый им «метод изображения страстей», предполагав­ший помпезное восхваление высокопоставленных особ, принёс художнику головокружительный успех. В 1662 г. он стал пер­вым живописцем короля, а затем директором королевской ма­нуфактуры гобеленов (вытканных вручную ковров-картин, или шпалер) и руководителем всех декоративных работ в Версаль­ском дворце. В Зеркальной галерее дворца Лебрен расписал

золочёный плафон множеством аллего­рических композиций на мифологиче­ские темы, прославлявшие царствова­ние «Короля-солнце» Людовика XIV. Нагромождаемые живописные алле­гории и атрибуты, яркие краски и де­коративные эффекты барокко явно контрастировали с архитектурой клас­сицизма.

Спальня короля расположена в центральной части дворца и обращена окнами в сторону восходящего солнца. Именно отсюда открывался вид на три магистрали, расходящиеся из одной точки, что символически напоминало о главном средоточии государственной власти. С балкона взору короля откры­валась вся красота Версальского парка. Его главному создателю Андре Ленотру удалось связать воедино элементы архитектуры и садово-паркового искусства. В отли­чие от пейзажных (английских) парков, выражав­ших идею единения с природой, регулярные (французские) пар­ки подчиняли природу воле и замыслам художника. Версаль­ский парк поражает чёткостью и рациональной организацией пространства, его рисунок точно выверен архитектором с по­мощью циркуля и линейки.

Аллеи парка воспринимаются как продолжение залов двор­ца, каждая из них завершается водоёмом. Множество бассейнов имеют правильную геометрическую форму. В гладких водных зеркалах в предзакатные часы отражаются лучи солнца и при­чудливые тени, отбрасываемые кустами и деревьями, подстри- жёнными в форме куба, конуса, цилиндра или шара. Зелень образует то сплошные, непроницаемые стены, то широкие гале­реи, в искусственных нишах которых расставлены скульптур­ные композиции, гермы (четырёхгранные столбы, увенчанные головой или бюстом) и многочисленные вазы с каскадами тонких струй воды. Аллегорическая пластика фонтанов, выполненных известными мастерами, призвана прославлять царствование аб­солютного монарха. «Король-солнце» представал в них то в обли­ке бога Аполлона, то Нептуна, выезжавшего из воды на колесни­це или отдыхавшего среди нимф в прохладном гроте.

Ровные ковры газонов поражают яркими и пёстрыми кра­сками с причудливым орнаментом из цветов. В вазах (их было около 150 тыс.) стояли живые цветы, которые меняли таким об­разом, чтобы Версаль был в постоянном цвету в любое время го­да. Дорожки парка посыпаны цветным песком. Некоторые из них выстилали сверкающей на солнце фарфоровой крошкой. Всё это великолепие и пышность природы дополняли запахи миндаля, жасмина, граната и лимона, распространявшиеся из теплиц.

Была природа в парке этом

Как будто неживой;

Как будто с выспренним сонетом,

Возились там с травой.

Ни плясок, ни малины сладкой,

Ленотр и Жан Люлли

В садах и танцах беспорядка

Стерпеть бы не могли.

Застыли тисы, точно в трансе,

Равняли строй кусты,

И приседали в реверансе

Заученном цветы.

В. Гюго Перевод Э. Л. Липецкой

Н. М. Карамзин (1766-1826), посетивший Версаль в 1790 г., рассказал о своих впечатлениях в «Письмах русского путешест­венника»:

«Огромность, совершенная гармония частей, действие целого: вот чего и живописцу нельзя изобразить кистию!

Пойдём в сады, творение Ленотра, которого смелый ге­ний везде сажал на трон гордое Искусство, а смиренную На­туру, как бедную невольницу, повергал к ногам его...

Итак, не ищите Природы в садах Версальских; но здесь на всяком шагу Искусство пленяет взоры...»

Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир

После окончания основных строительных работ в Версале, на рубеже XVII-XVIII вв., Андре Ленотр развернул активную деятельность по перепланировке Парижа. Он осуществил раз­бивку парка Тюильри, чётко фиксируя центральную ось на про­должении продольной оси Луврского ансамбля. После Ленотра был окончательно перестроен Лувр, создана площадь Согласия. Большая ось Парижа давала совершенно иную трактовку горо­да, отвечавшую требованиям величия, грандиозности и парадности. Композиция открытых городских про­странств, система архитектурно оформленных улиц и площадей стали определяющим фактором планировки Парижа. Чёткость геометрического рисунка увязанных в единое целое улиц и площадей на долгие годы станет критерием оценки совершенства городского плана и мастерства градостроителя. Многим городам мира впоследствии предстоит испытать на себе влияние классического парижского образца.

Новое понимание города как объекта архитектурного воздей­ствия на человека находит отчётливое выражение в работе над городскими ансамблями. В процессе их возведения были наме­чены главные и фундаментальные принципы градостроения классицизма - свободное развитие в пространстве и органичная связь с окружающей средой. Преодолевая хаотичность город­ской застройки, архитекторы стремились создать ансамбли, рас­считанные на свободный и беспрепятственный обзор.

Ренессансные мечты о создании «идеального города» нашли воплощение в формировании площади нового типа, границами которой оказывались уже не фасады тех или иных зданий, а про­странство прилегающих к ней улиц и кварталов, парки или са­ды, набережная реки. Архитектура стремится связать в опреде­лённом ансамблевом единстве не только непосредственно сосед­ствующие друг с другом сооружения, но и весьма отдалённые точки города.

Вторая половина XVIII в. и первая треть XIX в. во Франции знаменуют новый этап развития классицизма и его распрост­ранение в странах Европы - неоклассицизм . После Великой французской революции и Отечественной войны 1812 г. в градо­строении появляются новые приоритеты, созвучные духу своего времени. Наиболее яркое выражение они нашли в ампире. Для него были характерны следующие черты: парадный пафос импе­раторского величия, монументальность, обращение к искусству императорского Рима и Древнего Египта, использование атри­бутов римской военной истории в качестве основных декоратив­ных мотивов.

Суть нового художественного стиля очень точно была переда­на в знаменательных словах Наполеона Бонапарта:

«Я люблю власть, но как художник... Я люблю её, чтобы из­влекать из неё звуки, аккорды, гармонию».

Стиль ампир стал олицетворением политического могущест­ва и военной славы Наполеона, послужил своеобразным прояв­лением его культа. Новая идеология вполне отвечала политиче­ским интересам и художественным вкусам нового времени. По­всюду создавались крупные архитектурные ансамбли открытых площадей, широких улиц и проспектов, возводились мосты, мо­нументы и общественные здания, демонстрировавшие импера­торское величие и силу власти.

Например, мост Аустерлиц напоминал о великом сражении Наполеона и был сооружён из камней Бастилии. На площади Каррузель была сооружена триумфальная арка в честь победы при Аустерлице . Две площади (Согласия и Звезды), отстоящие друг от друга на значительном расстоянии, были соединены ар­хитектурными перспективами.

Церковь Святой Женевьевы , возведённая Ж. Ж. Суффло, стала Пантеоном - местом упокоения великих людей Франции. Один из самых эффектных монументов того времени - колонна Великой армии на Вандомской площади. Уподобленная древне­римской колонне Траяна, она должна была, по замыслу архи­текторов Ж. Гондуэна и Ж. Б. Лепера, выразить дух Новой им­перии и жажду величия Наполеона.

Во внутреннем ярком убранстве дворцов и общественных со­оружений особенно высоко ценились торжественность и велича­вая помпезность, их декор был нередко перегружен военной ат­рибутикой. Доминирующими мотивами стали контрастные со­четания цветов, элементы римского и египетского орнаментов: орлы, грифоны, урны, венки, факелы, гротески. Наиболее ярко стиль ампир проявился в интерьерах императорских резиден­ций Лувра и Мальмезона.

Эпоха Наполеона Бонапарта завершилась к 1815 г., очень ско­ро стали активно искоренять её идеологию и вкусы. От «исчез­нувшей как сон» Империи остались произведения искусства в стиле ампир, наглядно свидетельствующие о её былом величии.

Вопросы и задания

1.Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведени­ям?

Как градостроительные идеи классицизма XVIII в. нашли своё практическое воплощение в архитектурных ансамблях Парижа, на­пример площади Согласия? Что отличает её от итальянских барочных площадей Рима XVII в., например площади дель Пополо (см. с. 74)?

2. В чём нашла выражение связь между архитектурой барокко и классицизма? Какие идеи унаследовал классицизм от барокко?

3. Каковы исторические предпосылки для возникновения стиля ампир? Какие новые идеи своего времени он стремился выразить в произведениях искусства? На какие художественные принципы он опирается?

Творческая мастерская

1. Проведите для своих одноклассников заочную экскурсию по Версалю. Для её подготовки можно использовать видеоматериалы из Интернета. Нередко сравнивают парки Версаля и Петергофа. Как вы думаете, какие основания имеются для подобных сравнений?