Результатом землеустроительных работ является. Что такое землеустроительные работы. Цены на землеустроительные и геодезические работы

Этот небольшой по объему документ завершал собой целую эпоху подушной подати в России, введенной Петром I. Согласно Высочайше утвержденному мнениюГосударственного Совета с 1 января 1887 г. отменялась подушная подать для всех плательщиков Российской империи, кроме Сибири. Для основной территории Сибири (Томской, Тобольской, Енисейской и Иркутской губерний) подушная подать была отмена С.Ю. Витте с 1 января 1899 г. законом 19 января 1898 г. Однако действие закона не распространялось на Алтайский округ Томской губернии, Приамурское генерал-губернаторство, Якутскую область, Киренский округ Иркутской губернии, Туруханский край Енисейской губернии, Нарымский край Томской губернии, Березовский и Сургутский округа Тобольской губернии.

Введение подушной подати в России Петром I вызвано было увеличением численности регулярной армии и необходимостью источников для ее содержания. В 1718 г. была проведена народная перепись, чтобы разложить на число душ мужского пола сумму, потребную на обеспечение армии. Первоначально было велено писать в подушную подать крестьян, бобылей, деловых и задворных людей, и однодворцев. В 1720 г. в подушную подать были записаны дворовые люди и церковники. По итогам переписи оказалось чуть более 5 млн душ, что и определило суму подати с души в 74 коп. В 1722 г. подушная подать была распространена и на посадских людей в размере 1 руб. 20 коп. с души. Но взимание подушной подати началось только с 1724 года.
Подушная подать была сословным, а не общим налогом. Уже при Петре I в ревизские сказки не вносились дворяне и представители высшего духовенства. В 1775 г. от подушной подати было освобождено купечество, для которого были установлены гильдейские пошлины. В 1863 г. подушную подать перестали платить мещан: вместо нее был введен налог на недвижимость в городах, посадах и местечках. Но на мещан Сибири эта мера была распространена только в 1873 г.После того, как от уплаты подушной подати были освобождены все сословия, кроме крестьян, эта подать превратилась исключительно в крестьянский налог.
Повышение подушной подати с конца ХVIII в. было связано с расходами на устройство и содержание сухопутных и водных путей сообщения. Очередной виток повышения подушной подати начался с 1861 г. Причем повышение происходило с учетом региональных особенностей. После 1867 г. до самой отмены уже не происходило повышений подушной подати.
При Петре I подушную подать собирали полковники и комиссары квартирующих в местностях полков, Екатерина I поручила это дело губернаторам и воеводам, а Анна Иоанновна передала сбор подати опять военным. Наконец, при Екатерине II сбор подушной подати был возложен на помещиков, их приказчиков и старост. С учреждением в 1775 г. Казенных Палат, именно последним было поручено руководить распределением и сбором подушной подати. Подушная подать взималась по ревизским душам, число которых от ревизии до ревизии оставалось неизменным: умершие в промежуток между ревизиями не исключались из окладов, а родившиеся не вносились в них. За поступление подушной подати отвечало все крестьянское общество. В свою очередь, распределение подушной подати между отдельными плательщиками производилось самими крестьянскими обществами с учетом размера наделов, числа душ в семье и т.п.
Чем больше усиливался разрыв между хозяйствами по мере развития их в капиталистических условиях, тем менее приемлемой для государства становилось подушное обложение, этого разрыва не учитывавшее. Вследствие существования подушной подати существовала круговая порука, потому что иначе нельзя было обеспечить подать, наложенную на отдельных лиц. В свою очередь, круговая порука влекла за собой и ограничение свободы передвижения крестьянства, и фактическое ограничение крестьян в праве выбора занятий. Поэтому с начала 1860-х гг. вопрос об отмене подушной подати поднимался неоднократно вместе с подготовкой отмены крепостного права. Большую важность этот вопрос получил, начиная с 1870 г., когда он впервые был поставлен перед земствами, был ими обсужден и так или иначе разрешен, но не получил никакого дальнейшего движения в правительственных сферах.
Наконец, в 1879 г. была образована комиссия для обсуждения предположенной отмены подушной подати и для взыскания других источников доходов для ее замены. Комиссия, состоявшая из чиновников разных ведомств и приглашенных экспертов, составила проект о трех видах замены подушной подати: подоходным налогом на 35 млн руб. с доходов от торговых и промышленных капиталов, промыслов и личного труда; личным налогом на 16 млн руб. с лиц рабочего возраста; усадебным налогом на 18 млн руб. с усадеб всех без различия сословий.
Прежде всего, власть попыталась ослабить социальную напряженность в деревне. В 1881 г. были понижены выкупные платежи, поскольку с освобожденных от крепостной зависимости крестьян взыскивалось больше, нежели уплачивалось по обязательствам выкупной операции. При помощи учрежденного в 1882 г. Крестьянского поземельного банка, который оказывал крестьянам содействие в приобретении бывших помещичьих земель, власть пыталась решить проблему крестьянского малоземелья. Благодаря поддержке этого банка, крестьяне приобрели в 1883–1900 гг. 5 млн десятин земли.
Когда во главе Министерства финансов стал Бунге, он решился в 1882 г. окончательно приняться за разрешение этого вопроса. В мае 1882 г. последовал Высочайший указ Александра III, которым было велено отменить: подушный сбор в пользу казны с мещан; подушную подать с приписных к волостям безземельных крестьян и дворовых людей; подушную подать с крестьян, получивших от помещика надел на основании статьи 123 Общего Положения и статьи 116 малороссийского местного положения. Также министру финансов Н.Х. Бунге было велено выработать соображения о постепенной (в течение 8 лет, начиная с 1 января 1883 г.) отмене подушной подати с остальных разрядов населения.
Коронационным манифестом от 15 мая 1883 г. были прощены все недоимки по подушной подати. В том же месяце от подушной подати были освобождены безземельные, фабричные и заводские крестьяне. Для бывших помещичьих крестьян (в некоторых местностях и для других плательщиков) подушная подать была снижена наполовину. Наконец, 28 мая 1885 г. императором было утверждено мнение Государственного Совета о прекращении взимания подушной подати с 1 января 1886 г.: со всех крестьян, на которых распространялось действие положений 19 февраля 1861 г. и 21 июня 1863 г.; с прибалтийских крестьян, за исключением поселенных на казенной земле; с малороссийских казаков и других разрядов населения, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать. А с 1 января l887 г. велено было отменить взимание подушной подати со всех разрядов населения империи, кроме Сибири.
Бунге старался идти навстречу народным нуждам даже тогда, когда это было сопряжено с некоторыми жертвами для казны. При отмене подушной подати ему пришлось встретиться с большими трудностями именно по вопросу о равновесии бюджета, в который подушная подать ежегодно давала около 40 млн руб. Предполагалось частично возместить это увеличением налога на спирт и оброчной подати с государственных крестьян, от повышения которой правительство в 1886 г. отказалось на 20 лет. Компромисс был найден в переводе государственных крестьян с оброка на обязательный выкуп, входе которого их подати за землю были повышены в среднем на 45%. То есть перевод государственных крестьян на выкуп оказался ни чем иным, как увеличением оброка. Впрочем, эта реформа была проведена с некоторой рассрочкой: с 1 января 1883 г. и с 1 января 1884 г. подушная подать была сложена с наиболее переобремененных крестьян, а с крестьян остальных местностей - с 1 января 1886 г.
Кроме налога на спирт, были увеличены налоги на сахар и табак, повышен гербовый сбор и таможенные ставки на многие предметы ввоза, введен налог на золотопромышленность. Также вырос налог с недвижимых имуществ в городах и поземельный налог, введен сбор с доходов от денежных капиталов и налог на дарения и наследства, повышены налоги на заграничные паспорта и т.п.
К числу мероприятий министра финансов относилось и создание института податных инспекторов, на которых было возложено как взыскание податей, так и собирание сведений о зажиточности и платежеспособности населения в целях дальнейшего урегулирования податной системы. До этого взимании податей производилось полицией с применением жестких форм взыскания, вплоть до распродажи необходимого в крестьянском быту имущества и даже хлеб на корню.
В итоге преобразований основным крестьянским налогом в госбюджет стал государственный оброчный сбор, в котором стал более ярко проявляться подоходный принцип. Привязка к наделу сохранилась: платежу оброчного сбора подвергались лишь пользователи государственных земель. При этом основным критерием определения оклада налога выступала стоимость или доходность земли. Но принимались в расчет и вспомогательные признаки, позволяющие оценить хозяйственную состоятельность данного селения: сумма числящихся недоимок, численность жителей и т.п. Хотя реформированное крестьянское обложение оставалось далеким от полноценного воплощения подоходного принципа, наиболее явный анахронизм в налоговой системе был устранен.

Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета (Собр. Узак. 1885 г. Июня 14, ст. 551а) – Об отмене подушной и преобразовании оброчной подати
Государственный Совет, в Соединенных Департаментах Государственной Экономии и Законов и в Общем Собрании, рассмотрев представление Министра Финансов об отмене подушной и преобразовании оброчной податей, мнением положил:
1. Прекратить взимание подушной подати с 1 января 1886 года:
а) со всех крестьян, бывших помещичьих, удельных и других, на которых распространяется действие Положения 19 февраля 1861 года и 26 июня 1863 года (36657, 39792);
б) с состоящих на особом положении крестьян Прибалтийских губерний, за исключением водворенных на казенных землях и
в) с малороссийских казаков и других поселян, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать.
2. С 1 января 1887 г. отменить подушную подать окончательно для всех плательщиков в Империи, за исключением Сибири.
3. С того же 1 января 1887 года, в виду окончания к тому времени срока, на который был назначен постоянный размер оброчной подати с государственных крестьян [Выс. ук. 24 ноября 1866 г. (43888)], произвести преобразование этой подати на основаниях, необходимых для окончательного ее выкупа в 44-х-летний срок.
4. Предоставить Министру Финансов приступить безотлагательно к подготовительным действиям и составлению предположений: а) о преобразовании оброчной подати с государственных крестьян, с тем, чтобы общая сумма имеющих заменить ее выкупных платежей превышала не более, чем на 45 процентов, нынешнюю общую сумму этой подати, и чтобы распределение упомянутых платежей между селениями было, по возможности, соразмерно с ценностью и доходностью состоящих в их распоряжении наделов, и б) об изменениях, которые должны быть сделаны в узаконениях, основанных на счет населения по ревизским душам, о порядке ответственности по уплате в казну окладных сборов и о паспортной системе. Предположения по упомянутым предметам, по сношении с подлежащими ведомствами, внести на рассмотрение, установленным порядком, с таким расчетом времени, чтобы приведение их в действие могло последовать с 1 января 1887 года.
Резолюция. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в Общем Собрании Государственного Совета, об отмене подушной и преобразовании оброчной податей, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить.


Барабанов О.Н. Реформы и контрреформы в России XIX-XX вв.: Международный «круглый стол» ассоциации выпускников ист. фак. МГУ // Вестник Моск. ун-та. Серия 8. История. 1995. № 5. С. 64-65.

Боханов А.Н. Император Александр III. М., 1998.

Корелин А.П. С.Ю. Витте и бюджетно-финансовые реформы в России конца XIX - начала ХХ века // Отечественная история. 1999. № 3. С. 42-64

Российские реформаторы, XIX - начало XX вв. / Под ред. А.П. Корелина. М., 1995.

Степанов В.Л. Н.Х. Бунге: Судьба реформатора. М., 1998.

На какой регион Российской империи не распространялась отмена подушной подати с 1 января 1887 г.?

Когда была введена подушная подать и как она рассчитывалась?

С кем связана отмена подушной подати?

Каковы последствия отмены подушной подати?

15.05.1883 (28.05). – Отмена подушной подати манифестом Императора Александра III

История подушной подати в России

Введение в России подушной подати в царствование вызвано было увеличением численности регулярной армии и необходимостью найти источники для ее содержания. Когда были испробованы без успеха разные частные фискальные мероприятия, появился ряд проектов, в которых указывалось, что самой удобной единицей обложения для государства является "персона". Вся задача заключается в определении количества населения и суммы расходов на содержание армии; при делении второго числа на первое получится количество подати, которое должно пасть на каждую душу населения.

В 1718 г. было повелено произвести народную перепись и разложить на число душ сумму, потребную на содержание войска. При этом первоначально было повелено писать крестьян, бобылей, деловых и задворных людей и однодворцев, а в 1720 г. было приказано писать и дворовых людей и церковников. По производстве и поверке переписи (ревизии) оказалось несколько больше 5 миллионов душ, и подать была назначена в 74 коп. с души. В 1722 г. эта подать была распространена на посадских людей, т. е. городских жителей, в размере по 1 руб. 20 коп. с души. Взимание подушной подати началось с 1724 года.

С самого своего возникновение подушная подать была сословным, а не общим налогом. Так, уже при Петре I не вносились в ревизские сказки дворяне, попы и др. Впоследствии от подушной подати постепенно были освобождены и другие сословия. В 1775 г. от нее было освобождено купечество, для которого были установлены гильдейские пошлины. В 1863 г. была отменена подушная подать с мещан, а вместо таковой был введен налог на недвижимость в городах, посадах и местечках. Последняя мера была распространена на Сибирь только в 1873 г.

С конца ХVIII в. начались сильные повышение окладов подушной подати, которые в 1818 г. равнялись 3 руб. 30 коп. ассигнациями в Европейской России и 3 руб. в Сибири, так как на последнюю не были распространены повышение подушной подати на устройство и содержание сухопутных и водяных путей сообщения. Затем довольно долго не происходило повышение подушной подати; в 1839 г. ее оклады по переложении на серебро составили 95 коп. для Европейской России и 86 коп. для Сибири.

Новые повышение подушной подати начались с 1861 г. при , причем стали повышать оклады в среднем размере, так что для местностей, где платежная способность население была слабее, и подать повышалась в меньшем размере, чем для местностей, в которых население отличалось лучшим материальным благосостоянием. После 1867 г. уже не происходило повышений подушной подати, и оклады последней колебались от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп., смотря по местностям.

Взимание подушной подати происходило следующим образом: При Петре ее собирали полковники и комиссары квартирующих в местностях полков, поручила это дело губернаторам и воеводам, а передала его опять военным. При сбор подушной подати был возложен на помещиков, их приказчиков и старост, а в 1775 г. с учреждением Казенных Палат, последним было поручено руководить распределением и сбором подушной подати.

Раскладка подушной подати происходила следующим образом: подушная подать взималась по ревизским душам, число которых от ревизии до ревизии оставалось неизменным, так как умершие в промежуток между ревизиями не исключались из окладов, а родившиеся не вносились в таковые. Впрочем, случайные причисление и исключение происходили и между ревизиями, например, вносились пропущенные при ревизии, возвратившиеся из бегов и т. п. Все эти дела ведались Казенными Палатами.

Распределение подушной подати между отдельными плательщиками производилось самими крестьянскими обществами, причем принимались во внимание разные обстоятельства: размер наделов, число наличных душ в семье и др. Источниками крестьянских платежей служили земледелие и крестьянские заработки, так что подушную подать, как часть этих платежей, следовало бы считать имущественно-личным налогом, хотя по названию она была личною податью. За поступление подушной подати отвечало все крестьянское общество.

После того, как от уплаты подушной подати были последовательно освобождены все сословия, кроме крестьян, эта подать стала исключительно крестьянским налогом. Существование налога, уплачиваемого лишь частью населения, нарушало равенство населения перед податным законом.

Поэтому с самого начала 1860-х гг., вопрос об отмене подушной подати возбуждался неоднократно вместе с подготовкой . А в 1879 г. состоялось Высочайшее повеление об образовании комиссии для обсуждения предположенной отмены подушной подати и для взыскания других источников государственных доходов ее замены. В 1882 г. уже при последовал Высочайший указ, которым было повелено совершить отмену подушной подати постепенно по мере взыскания источников для ее замены, но чтобы такая отмена была совершена в течение 8 лет, начиная с 1 января 1883 г.

Коронационным манифестом Александра III 15 мая 1883 г. были прощены все недоимки по подушной подати, накопившиеся по 1 января 1883 г. В том же мае 1883 г. высочайше повелено освободить от подушной подати всех остальных безземельных, фабричных и заводских крестьян. Все бывшие помещичьи крестьяне, а в некоторых местностях и все другие плательщики получили сбавку подушной подати наполовину. Наконец, 28 мая 1885 г. Высочайше утверждено мнение Государственного Совета о совершенном прекращении взимания подушной подати с 1 января 1886 г.: а) со всех крестьян, на которых распространяется действие положений 19 февраля 1861 г. и 21 июня 1863 г.; б) с состоящих на особом положении прибалтийских крестьян, за исключением поселенных на казенной земле; в) с малороссийских казаков и других разрядов населения, состоящих как на особых, так и на общих окладах, за исключением платящих оброчную подать. С 1 янв. l887 г. велено было отменить взимание подушной подати со всех разрядов населения империи, кроме Сибири.

Вместо подушной подати были введены пошлины с безвозмездного перехода имуществ, повышены некоторые статьи таможенного тарифа, повышены на 1 коп. с градуса акциз на спирт, увеличена оброчная подать государственных крестьян (с обращением ее в выкупные платежи) и приняты некоторые другие финансовые меры.

Землеустроительные работы – масштабная деятельность, которая проводится госорганами и ответственными геодезическими организациями на законных основаниях.

Изучение земель и их изменений, проведение межевания участков, составление документации должны осуществляться по установленному порядку. В государстве действует экспертиза землеустроительных материалов, поэтому чтобы не допустить несоответствия требованиям законодательству, необходимо чёткое соблюдение всех этапов работ.

Землеустроительные работы – это комплекс мероприятий, который охватывает изучение состояния земельных ресурсов, установку новых границ и межевых знаков, деятельность по планированию и организации рационального использования наделов. Эти работы необходимо выполнять при изменении границ административных единиц или при межевании наделов, выделенных под сельскохозяйственную деятельность.

В землеустройство входит и организация территорий, на которых проживают малочисленные коренные жители дальних регионов страны.

Законом, который регулирует отношения в области землеустройства, предусмотрены следующие виды землеустроительных работ.

  1. Получение информации о состоянии земель.
  2. Картографическая и геодезическая деятельность. Эта сфера отношений регулируется отдельным федеральным законом и включает работы по изучению геодезическими предприятиями картографического материала, его обработку и внесение изменений, непосредственный сбор данных с местности (определение координат, высот, наблюдение за изменениями и снятие замеров с географических объектов).
  3. Работы по планированию и дальнейшей организации использования земельных ресурсов проводятся с целью определить назначение земли в связи с проектами экономического развития отдельной административной единицы и всего государства в целом. Все мероприятия проводятся на основании градостроительной документации, которая может включать этапы для совершенствования земельных ресурсов, программы по их освоению, объёмы и сроки выполнения планов.
  4. Описание расположения границ объектов, относительно которых проводится землеустройство. Смысл мероприятия заключается в изучении сведений, которые находятся в ЕГРН (едином государственном реестре недвижимости), выборе метода описания объекта и определения с нормативной точностью местонахождения границ наделов. Результатом работ является схема участка в бумажном и электронном виде, включающая описательную и графическую части. Действия по описанию границ проводятся на основании установленного Порядка Минэкономразвития.
  5. Определение границ наделов и административных единиц на местности происходит на основании сведений из ЕГРН. Новые границы между поселениями обозначаются межевыми знаками, которые устанавливаются на основании Постановления Правительства, предусматривающего правила проведения таких работ. После закрепления границ на местности эта информация вносится в сформированное землеустроительное дело.
  6. Проведение внутрихозяйственного устройства проводится в отношении сельскохозяйственных земель и территорий, на которых проживают коренные малочисленные народы отдалённых регионов.
В свою очередь, Получение информации о состоянии земель, включает такие работы:


  • изучение почвы и её изменений, геоботаническое обследование участков на предмет эрозий, заболоченности, появления уплотнений, подверженности оползням и т. д.;
  • оценка земли – осуществляется для получения информации о возможности целевого использования надела;
  • инвентаризация – проводится с целью выявления земли, которая вовсе не используется или используется не по назначению, а также для проверки правильного расположения наделов и определения новых границ.
Работа по планированию предусматривает такие действия:
  • охрана земли;
  • работа над предложениями о дальнейшем рациональном использовании земель;
  • проведение районирования с целью распределения сельскохозяйственных земель.
А внутрихозяйственное устройство включает такую деятельность:
  • проверка рационального использования земельных ресурсов, которые переданы индивидуальным и коллективным субъектам для ведения сельского хозяйства, а также возможность вести традиционный образ жизни отдалёнными регионами;
  • при выявлении деградирующих земель проводится разработка проекта по рекультивации территории с планом дальнейших мероприятий по улучшению свойств ресурсов.

Работы по землеустройству – это комплексная деятельность уполномоченных органов, которая включает несколько видов мероприятий. Каждое из них имеет конечную цель – приведение в порядок земельных отношений и рациональное использование ресурсов для экономического развития государства.

Осуществление землеустройства проходит в три этапа.

Подготовка

Она состоит из нахождения нужной документации, в которой ранее могли указываться данные об участке.

Это могут быть:


  • выписки из ЕГРН, которые содержат информацию о данном участке, о характере местности, где он расположен и о привязке к ней;
  • чертежи границ участка, установленные ранее;
  • документы о праве владения или пользования наделом;
  • если ранее на участке находились , то требуются также данные об их прошлом размещении;
  • список лиц, которые заинтересованы в проведении межевания.

Кроме того, заключается договор о проведении землеустройства, определяются расценки на осуществление работ и предположительные сроки выполнения. Должны быть учтены также соседние участки, которые могут быть затронуты такой деятельностью.

Полевой этап

Землеустроитель организовывает выезд на участок, сверяет данные полученной ранее документации с ситуацией на месте. Выписка из кадастрового перечня, чертежи границ надела, составленные ранее, межевальные знаки – всё это может браться за основу технического проекта, с которым будет землеустроитель работать.

Готовят план работ, который должен включать такие данные:
  • о причинах проведения работ;
  • о приметах местности;
  • данные, которые отображены в старой документации;
  • информацию о старых знаках, границах, характерных точках местности;
  • порядок, по которому планируется собирать новые данные;
  • при необходимости проведения новых подсчётов или для проверки старых данных необходимым является уточнение формул и порядка расчётов.

Документ визируется землеустроителем и утверждается заказчиком. При наличии спорных вопросов, на этом этапе можно привлечь специалистов в отрасли земельного права.

Кроме составления плана, на этом этапе проводятся все работы, связанные с землеустройством – установка новых границ, закрепление их знаками, межевание и т. д.

Камеральный этап

Он состоит из обработки и оценки полученных на предыдущих этапах данных, перечня и описания проведённых работ и оформления всех материалов в конечный документ.

Вся землеустроительная деятельность проводится в три этапа: она невозможна без изучения истории объекта, проведения работ на местности и составления конечного документа с занесением данных в Росреестр.

Окончание работ должно сопровождаться правильно оформленной документацией.

Это могут быть:
  • генеральные схемы по землеустройству РФ и отдельных административных единиц;
  • схемы по использованию и охране земли;
  • планы объектов – состоят из графической и описательной части, в описательной части находятся сведения об участке, полученные в процессе проведения процедуры, графическое изображение – это чертёж участка с наличием на нём геодезических знаков;
  • проекты по внутрихозяйственному устройству – для сельскохозяйственных наделов и отдалённых регионов;
  • тематические картографические материалы, где отображается состояние земель, их режим использования, данные районирования и зонирования территории;
  • материалы, полученные в результате детального геоботанического исследования земель;
  • проекты по улучшению и развитию земель, решения о необходимости проведения рекультивации и других работ по восстановлению деградирующих участков.

Виды документов, перечисленные выше, являются обязательными для всей территории государства, но отдельные административные единицы вправе издавать специальные документы в зависимости от специфики региона (к примеру, акты Красноярска обязывают создавать проекты по местности, где занимаются оленеводством).


Вся документация, сформированная по результатам работ, подлежит согласованию с государственными органами и внесению в землеустроительное дело.

Утверждение проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 2002 года. Оно осуществляется в месячный срок и в необходимых случаях требует заключения государственных экспертов.

Вся согласованная документация вносится в Государственный фонд данных, который формируется из землеустроительных дел и является собственностью Российской Федерации.

Нарушение установленных требований может повлечь привлечение к ответственности виновных субъектов.

Проведение землеустроительных работ осуществляется только компетентными органами, вся информация должна детально проверяться на предмет соответствия законодательству. Неисполнение требований может послужить основанием для привлечения к ответственности.

Основной целью землеустроительных мероприятий является сбор точных данных в отношении имущества (землевладения, недвижимости) для внесения их в госреестр и получения права собственности на указанные объекты.

Документирование основных параметров участка или домовладения станет основой для совершения с ними в дальнейшем любых сделок. Земельно-кадастровые работы осуществляются квалифицированными инженерами специализированных организаций.

Виды кадастровых мероприятий

Мероприятия по землеустройству проводятся в отношении любых объектов для осуществления эффективного управления недвижимостью.

Важно! Информация, полученная в результате проведения землеустройства, используется самыми различными госструктурами, в том числе и налоговыми органами.

Важнейшей функцией собранных в ходе землеустройства данных является получение возможности поставить объекты на учет и подтвердить права на собственность. Все мероприятия можно разделить на следующие виды кадастровых работ:

Все земельно-кадастровые работы требуют проведения определенных процедур, порядок соблюдения которых строго обозначен.

Кадастровые работы по земельным участкам

Инициаторами организации землеустройства могут быть как землевладельцы, так и некоторые государственные органы, которым необходимо получить уточненные сведения об отдельных участках. Кадастровые работы в отношении земельных участков могут проводиться в следующих случаях:

  • при предоставлении земли в пользование;
  • при изъятии участка;
  • при перераспределении земельных наделов;
  • при объединении отдельных участков;
  • при необходимости уточнения границ надела;
  • при выявлении земель, нарушенных в результате деятельности человека или под воздействием природных факторов;
  • при необходимости рекультивации или консервации земель.

Наиболее востребованным территориальным землеустроительным мероприятием является межевание. Уточнение границ земельных наделов проводится при уже имеющемся разделении участков на объекты для того, чтобы привести общую территорию в порядок.

Необходимость в землеустроительных процедурах возникает в случае споров о границах землевладения, организации проездов и проходов к смежным участкам, а также при выделении доли в наследстве. Комплексные кадастровые работы по умолчанию включают в себя межевание.

Важно! Межевание дает возможность отстаивать права на участок при любых возникающих спорах на законных основаниях.

Для объединения или разделения территории также прибегают к услугам кадастровых организаций. Первичное межевание подразумевает под собой определение границ участка, предназначенного для сдачи в аренду или для возведения сооружений. Землеустроительные процедуры проводятся и в отношении загрязненных или поврежденных территорий, подлежащих рекультивации или консервации.

В этом случае проводятся комплексные кадастровые работы, потому что на таких территориях часто находятся сооружения (здания бывших военных частей, сельскохозяйственные постройки).

К объектам землеустройства относятся отдельные участки и территориальные зоны, в отношении которых осуществляются кадастровые работы.

При проведении земельно-кадастровых работ необходимо соблюдать некоторые требования к формируемым участкам:

  • Площадь территории должна соответствовать градостроительному регламенту.
  • Границы землевладения не могут пересекаться с границами других участков (населенных пунктов, муниципальными).
  • Предоставление участка недопустимо, если такое действие повлечет невозможность эксплуатации других объектов.
  • Участок не должен вклиниваться в соседние участки и препятствовать их эксплуатации.

Все эти нюансы может учесть только опытный специалист, поэтому выполнение кадастровых работ должен проводить грамотный инженер.

Этапность в проведении кадастровых работ

Все мероприятия в отношении земельных участков осуществляются в определенном порядке. Их можно разделить на несколько этапов:

  • организационный;
  • плановый;
  • полевой;
  • камеральный.

Выполнение кадастровых работ на организационном этапе предполагает подготовку к проведению процедур землеустройства: предварительный сбор данных об участке, идентификация имеющейся документации, выезд на участок, установление землепользователей, согласование проекта с владельцами соседних участков.

На этапе планирования землеустройства формулируется задание для территориального проектирования, основой для которого служит материал, собранный в ходе организационных мероприятий. Задание утверждается заказчиком работ, составляется договор подряда на его выполнение.

Выполнение кадастровых работ на полевой стадии включает в себя топографо-геодезические мероприятия с использованием специализированного оборудования. На этом этапе определяются координаты характерных точек объектов и границ участка, производится описание контуров сооружений, размещенных в пределах землевладения.

В ходе территориального землеустройства устанавливаются пути прохода и проезда к обследуемому участку и соседствующим с ним. На этом же этапе закрепляются пункты определения границ, их привязка к местности.

Порядок проведения камерального этапа территориального землеустройства включает в себя обработку полученных данных и составление межевого плана, который содержит всю информацию о смежных землевладениях и отражает результаты геодезических исследований.

Осуществив выполнение кадастровых работ, специалисты составляют акты территориального исследования, произведенного в установленном порядке; собираются все документы для постановки на учет в госреестре. Все виды кадастровых работ предполагают выдачу заказчику копий документов и схем в необходимом количестве.

Важно! План межевания обязательно согласовывается и утверждается всеми участниками долевой собственности и владельцами соседних участков.

Законом предусмотрен определенный порядок согласования плана с правообладателями соседних участков, если они владеют ими на праве собственности, бессрочного пользования, аренды (сроком более пяти лет), а также если это пожизненно наследуемое владение.

Кадастровые работы по недвижимому имуществу

Сбор сведений и подготовка документов об объектах недвижимости с целью их дальнейшей постановки на учет в госреестре определяется как кадастровая деятельность в отношении недвижимости. Результатом проведения землеустроительных мероприятий является составление кадастрового плана и технического паспорта для следующих объектов:

  • многоквартирного, отдельного жилого, дачного дома или нежилого здания (склады);
  • инженерных сетей и сооружений (дорог, путепроводов, подземных и наземных коммуникационных линий, электроподстанций);
  • отдельных помещений (комнаты, квартиры, места общего пользования);
  • объекты незавершенного строительства;
  • планируемые объекты недвижимости.

Землеустроительные и кадастровые работы осуществляются в случае возникновения необходимости перестройки сооружения, его перепланировки, внесении изменений в конструкцию, а также разрушения в силу различных обстоятельств. Они необходимы для получения технического паспорта на любой объект недвижимого имущества с целью оформления права на собственность в установленном законом порядке и получения возможности совершать операции по купле, обмену или продаже.

Техническая инвентаризация осуществляется для получения учетных данных об объекте путем обследования и съемки (первичная инвентаризация недвижимого имущества). Во время текущей инвентаризации осуществляется регистрация изменений, произошедших после ремонта, перепланировки или после сноса здания.

При выполнении мероприятий по недвижимости, так же, как и по земле, необходимо, чтобы были соблюдены все этапы кадастровых работ, среди которых можно выделить организационный, планировочный, полевой и камеральный. Порядок обследования определяется нормами и правилами проведения мероприятий. В начале работ предполагается сбор технической документации, осуществление запросов в соответствующие службы для выяснения первоначального статуса недвижимого имущества.

Затем планируется порядок проведения технической части, план действий согласовывается с заказчиком и утверждается стоимость. Правила проведения полевого этапа территориального землеустройства включают в себя геодезическую съемку и привязку объекта к натуре, на камеральном обрабатываются полученные данные, и составляется техническая документация.

Комплексные кадастровые работы

В порядок процедур по совершению комплексных кадастровых работ входит землеустройство и инвентаризация объектов недвижимого имущества, расположенных на обследуемом участке. Такие же работы проводятся при выделении участков для дальнейшей застройки.

Комплексные кадастровые работы включают в себя такое же количество этапов, как и при проведении других видов землеустройства. Только проводятся мероприятия одновременно для земельного участка и объекта недвижимого имущества.

Кадастровые документы

Результатом проведения землеустройства и являются выдаваемые на руки заказчику документы:

С момента получения документов у хозяина участка возникает возможность оформления права собственности в рамках существующего законодательства с учетом изменений, внесенных в параметры участка. Выдаваемый после проведения землеустройства кадастровый паспорт содержит следующие сведения:

  • схематический чертеж участка;
  • персональный кадастровый номер, присваиваемый участку;
  • уточненная площадь;
  • адрес или местоположение;
  • кадастровая стоимость;
  • назначение и разрешенные способы использования земли;
  • дата постановки на учет в кадастре;
  • сведения о соответствии земельных границ положениям закона.

В справке должны быть отражены сведения по отдельным секторам участка, точные координаты и определение линий границ земли. Только после завершения всех работ и получения необходимых регистрационных документов собственник имеет право на законных основаниях проводить любые сделки с земельным участком, а также недвижимостью.

Проведение изысканий и другие кадастровые и землеустроительные работы требуют обращения в специализированные организации и немалого опыта, поэтому для получения качественного результата лучше прибегнуть к услугам инженеров, которые осуществят профессиональное выполнение кадастровых работ.

Землеустройство - это одно из важнейших направлений в законодательстве, с помощью которого происходит планирование, изучение, организация и использование земельных ресурсов. Причем регулируются отношения, касающиеся всех форм собственности, а именно государственной, муниципальной или частной.

Основные задачи

Поскольку землеустройство - это правовая категория, регулирующая сферы по эксплуатации земли, она включает в себя перечень определенных мероприятий и действий. Они используются в следующих случаях:

  • изменение размеров и границ различных ;
  • использование проблемных участков, улучшение их качества;
  • защита земли от природных катаклизмов, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
  • обнаружение объектов с различными нарушениями;
  • восстановление земли после воздействия природных катаклизмов.

Основные функции и задачи данной сферы заключаются в следующих действиях:

  • получение информации, касающейся качества земли по всей территории РФ;
  • разработка планов по использованию участков;
  • составление описи, включающей в себя информацию о расположении и качестве земли;
  • определение границ;
  • контроль над землями, находящимися в ведении коренных народов.

Землеустройство - это в первую очередь действия, направленные на контроль и сохранение земель, находящихся на территории России.

Цели

Цели землеустройства достаточно обширны и составляют следующий список:

  • обеспечение эффективного ;
  • охрана территорий как от природных катаклизмов, так и от противоправной деятельности человека;
  • улучшение качества земель и обеспечение благоприятных условий.

Также землеустройство включает в себя проведение работ, направленных на оптимизацию использования земель и их восстановление.

Виды

Виды землеустройства различаются по задачам и направлениям действия. Принято выделять 3 основные группы.

Государственное землеустройство считается самой обширной отраслью, деятельность которой сводится к выполнению следующего:

  1. Изменение планировок для более удобного использования.
  2. Осуществление организации работы сельскохозяйственных предприятий, чья деятельность влияет на экономику государства.
  3. Борьба с эрозией почвы, улучшение ее плодородия.
  4. Обнаружение бесхозных земель и постановка их на учет.
  5. Установка границ городов, поселков и т.д.
  6. Произведение замера и прочих обследований территорий.
  7. Изъятие земель при обнаружении нарушения законодательства.

Каждый вид землепользования отвечает за выполнение конкретных функций. Данное разграничение способствует более эффективной работе системы.

Субъект и объект

Описание землеустройства будет неполным без указания, что такое этих отношений.

В качестве объекта рассматривается вся территория Российской Федерации, а именно земли различного целевого назначения, принадлежащие государству, муниципалитету и т.д.

Субъекты землепользования включают в себя:

  1. Само государство в целом, его субъекты, выступающие в лице властных органов.
  2. От имени муниципальных образований действуют органы самоуправления.
  3. Юридические лица (предприятия, организации и т.д.).
  4. Физические лица.

К специальной части этой категории права относятся земли, принадлежащие коренным народам.

Документы

Землеустройство, как и любая другая отрасль, включает в себя наличие определенной документации, а именно:

  • схемы и планы, на которых наглядно показано разделение всей территории на участки;
  • проекты внутрихозяйственного землеустройства;
  • отчёты по проведению различных исследований;
  • карты, на которых наглядно показана цель использования участков и качество ландшафта;
  • материалы, содержащие оценку плодородия почвы и прочие показатели;
  • планы по улучшению, защите и освоению земельных участков.

Землеустройство - это категория права, основным направлением которой является сохранение богатого потенциала земель, их защита и восстановление. Также с помощью данной отрасли проводится контроль над использованием и качеством территорий. Если бы такая категория, как землеустройство, отсутствовала в Российском законодательстве, то, скорее всего, многие богатые земли давно бы были истощены, ресурсы использовались с меньшей эффективностью, а количество правонарушений увеличилось в несколько раз.