В.Н. Калуцков, А.Ю. Латышева
МГУ имени М.В. Ломоносова,
г. Москва
[email protected],
[email protected]
Теория и практика планирования культурного ландшафта: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф., Саранск, нояб. 2010 г. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2010, С. 7-15 .
"Этнодеревня", "этническая деревня" – быстро развивающееся явление в культурном и туристическом пространстве России. Сам термин "этническая деревня" не является устоявшимся; в отношении таких объектов используют также термин «этнографическая», «национальная» и даже «интернациональная».
В настоящее время насчитывается около пятидесяти, а проектируется свыше двадцати этнических деревень в разных российских регионах – от Смоленской области до Камчатки. Во многом создание этнодеревень связано с развитием туризма (этнического туризма). Существуют и другие причины.
Понятие этнодеревни может рассматриваться с разных позиций. С позиции этнографии этнодеревня представляется в качестве поселения, сохранившего свой так называемый «этнический тип», с системой признаков, характеризующих традиционную культуру этноса. В сфере туризма понятие «этнодеревня» интерпретируется как туробъект, специально оборудованное место (комплекс) для развития этнического туризма, а также в сочетании с агро-, экотуризмом и т.д.
С позиции этнокультурного ландшафтоведения этнодеревня рассматривается в качестве нового типа культурного ландшафта, культурного ландшафта XXI века. В принципиальном плане этнодеревня представляет собой имитационный культурный ландшафт. Даже в тех случаях, когда этнодеревня создается на базе реальной деревни "этнодеревенский культурный ландшафт" выступает в качестве модели, реплики, имитации, а иногда и образной стилизации традиционного деревенского ландшафта со всеми составляющими его связующими компонентами (Калуцков, 2000). Очевидно, что моделированию лучше поддаются материальные компоненты культурного ландшафта – природный ландшафт, архитектура, планировка селения, элементы традиционной хозяйственной деятельности, сельскохозяйственной и промысловой. Однако накоплен уже значительный опыт в моделировании духовной культуры. На базе этнодеревень проводятся фольклорные фестивали, праздничные обрядовые действия, справляются свадьбы по этническим образцам и т.д.
Этнодеревни различны по своему целевому назначению, функциям и специфике. Можно выделить следующие цели создания этнодеревень: сохранение ценных, уникальных и типичных, архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма.
Среди функций этнодеревень выделяются: функция охраны объектов этнографического наследия; просветительская, воспитательная и образовательная; рекреационно-туристическая.
Рассмотрим истоки, становление и современное состояние этнодеревень в нашей стране с позиции этнокультурного ландшафтоведения, как нового типа культурного ландшафта, динамично развивающегося в условиях глобализации.
Начало. В России создание этнодеревень в форме музеев деревянного зодчества относится к 1960-70-м гг. Для этого этапа развития этнодеревень характерна ориентация на сохранение уникальных и типичных для данного региона традиционных деревенских построек – храмов, жилых домов, хозяйственных сооружений. В деятельности самих музеев-заповедников преобладали охранительная и просветительская функции. Типичными для этого периода можно назвать музеи под открытым небом – архангельский «Малые Корелы» и новгородский «Витославицы». В организации и функционировании этих музеев-заповедников просматриваются важнейшие принципы их деятельности:
Региональность (ориентация на полный территориальный охват регионально-областной культурной традиции во всех ее субрегиональных и этнических появлениях),
Учет культурного разнообразия региона (секторальная организация полевой экспозиции по секторам, соответствующим локальным культурным традициям региона),
Ландшафтность (стремление представить не только отдельные здания, но их «естественную» среду, хозяйственные угодья и урочища, адекватный природный ландшафт, ландшафтное планирование территории музея)
Пейзажность (моделирование исходной пейзажной ситуации, стремление передать гармонию традиционного культурного ландшафта, его эстетическое прочтение).
Реализация этих принципов в ситуации плановой государственной поддержки дала свои результаты. Уже к 1980-м гг. во многих регионах были созданы полноценные культурно-ландшафтные комплексы, хорошо отражающие архитектурные, планировочные, декоративные и другие особенности региональной культурной традиции.
Кризис. С одной стороны, кризис 1990-х надолго приостановил планомерную деятельность музеев деревянного зодчества. По этой причине, к примеру, в архангельском музее деревянного зодчества «Малые Корелы» до сих пор нет сектора поморской культуры – «ядерной» культуры для данной региональной традиции ("Не успели!"). Но, с другой стороны, проявляются и положительные моменты. Уже в 1980-90-е гг. оживление архитектурного ландшафта музеев-заповедников происходит за счет поддержки традиционных промыслов с организацией на их территории ярмарок, а в последующем и мастер-классов, возрождения традиционных праздников с приглашением фольклорных коллективов, народных мастеров, музыкантов, певцов, проведения фольклорных фестивалей и конкурсов. Музеи-заповедники становятся центрами региональной культурной жизни, начинают активнее работать с внешними туристическими потоками.
Современная ситуация. В 2000-е гг. в ситуации с этнодеревнями возникли новые направления развития. Активное движение по созданию все новых этнических деревень оказалось связано не только с требованиями сферы туризма, но и с глобальными процессами, с национальной политикой Субъектов Федерации, с процессами развития региональной и местной идентичности. Возникают новые типы этнодеревень, новые подтипы "этнодеревенских культурных ландшафтов" – национальные деревни, региональные этнодеревни национальных республик, локальные этнодеревни, включая этнодеревни малых народов России, а также мировые (глобальные) этнодеревни.
Рис. 1. Этнические деревни в современной России
Деятельность на базе этнодеревень малых народов России носит ярко выраженный эколого-культурный, охранительный характер. В этом плане интересны детские этнооздоровительные центры в ХМАО, например, этническое стойбище «Мань Ускве», созданные специально для детей малочисленных народов этой территории в целях сохранения их культуры, особенностей мировоззрения, языка и способов ведения хозяйства, а также оздоровления детей. Деятельность других этнодеревень малых народов ориентирована на пропаганду духовной культуры, ознакомление с элементами материальной культуры, мировоззренческими аспектами взаимоотношений с природой (комплексы «Бакалдын», «Ус Хатын» и др. в Якутии; Ительменская деревня, «Мэнэдек» в Камчатском крае; этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск, ЯНАО).
Менее масштабным проектом является этнографический комплекс «Трам» в Краснодарском крае (п. Фадеево). В нем эклектично представлены различные культуры: элементы европейской средневековой культуры (скандинавский замок, английская башня, европейская мельница), черкесские постройки, юрты, а входные ворота и вовсе выполнены в китайском стиле. Кроме того, в комплексе создан зоопарк, который стилизован под животноводческую ферму, а также содержится конюшня.
Некоторые выводы. Этническая деревня относится к глобализационным культурным ландшафтам, представляя собой один из новых типов культурных ландшафтов XXI века – имитационный культурный ландшафт. При этом некоторые этнодеревенские культурные ландшафты сразу проектируются как имитационно глобальные («мировая деревня»), другие же отражают самобытность местной культурной традиции, иногда выступая последним оплотом местной идентичности.
Этничность в этнодеревнях может быть задана и как музейных экспонат, и как живая культурная традиция в разных ее проявлениях – от фольклора до национальной кухни.
Формирующуюся систему этнических деревень в России можно рассматривать как инфраструктуру нового для страны вида туризма – этнокультурного туризма (Бутузов, 2009). Туризм, целью которого является приобщение к этнокультурному наследию, является перспективным для России. Страна обладает богатым и разнообразным этнокультурным наследием, уникальным сочетанием различных этнокультурных комплексов.
Наряду с воспитанием толерантного, уважительного отношения к «другому», к другой культуре, что особенно важно в ситуации полиэтничной России, этнические деревни способствуют сохранению разнообразных культурных традиций, повышению этнического самосознания, а также формированию имиджа регионов, способного привлекать туристов как из России, так из зарубежья.
Список использованной литературы
Приложение. Свод этнодеревень России
Существующие этнодеревни
Мировые этнодеревни:
Региональные музеи деревянного зодчества:
10. «Коломенское», Музей деревянного зодчества (этнографический центр на территории МГОМЗ Коломенское») (Москва)
11. «Костромская слобода», архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник (Костромская обл., г. Кострома, рядом с Ипатьевским монастырем)
12. Лудорвай, Архитектурно-этнографический музей-заповедник (республика Удмуртия, г. Ижевск)
13. «Малые Корелы», музей деревянного зодчества (Архангельская обл., в 25 км от Архангельска, рядом с деревней Малые Карелы)
14. Музей деревянного зодчества (Вологодская обл., д. Семенково)
15. Нижегородский этнографический музей на Щелоковском хуторе - Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья (Нижегородская обл., Нижний Новгород, лесопарк Щелковский Хутор)
16. Нижне-Синячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства (Свердловская область, Алапаевский р-он, с. Нижняя Синячиха)
17. Раздорский этнографический музей-заповедник (Ростовская область, Усть-Донецкий район, ст. Раздорская, хутора Пухляковский и Каныгин)
18. «Старый Сургут», Историко-этнографический комплекс (ХМАО, г. Сургут)
19. Тальцы, Иркутский архитектурно-этнографический музей (Иркутская область, г.Иркутск)
20. «Томская писаница»: Архитектурно-этнографические комплексы «Шорский улус Кезек» и «Русское сибирское село» (Кемеровская обл., г. Кемерово, территория Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница»)
21. «Хохловка», Архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества (Пермский край, Пермский р-он, с. Хохловка, В 45 км от г. Перми)
22. Этнографический музей народов Забайкалья, музейный комплекс под открытым небом (Республика Бурятия, п. Верхняя Берёзовка, в 8 км от Улан-Удэ)
23. Этнографический музей под открытым небом (Красноярский край, п. Шушенское)
24. Этнографический музей под открытым небом (республика Марий-Эл, г. Козьмодемьянск)
Новые региональные этнодеревни:
25. Атамань, этнодеревня (Краснодарский край, ст. Тамань)
26. Другой мир, этнодеревня (Ярославская обл., г. Ярославль)
27. Мандроги, туристическая деревня (Ленинградская обл., Подпорожский район, деревня Верхние Мандроги)
28. «Национальная деревня народов Саратовской обл.» (Саратовская обл., г. Саратов)
29. «Национальная деревня народов Оренбургской обл.» (Оренбургская обл.г. Оренбург)
30. «Русская деревня», архитектурно-ландшафтный ансамбль (г. Санкт-Петербург, Петергофское шоссе)
Локальные этнодеревни:
31. «Алтын-Сус», эколого-этническая деревня (Хакасия, г. Абакан)
32. «Бакалдын», этнографический комплекс (Саха, в 45 км от г. Якутска)
33. «Деревня в горах», агротур в д. Иргизлы (Башкортостан, НП «Башкирия», п. Нугуш)
34. Ительменская деревня, туристская деревня общины ительменов «Пимчах» (Камчатский край, с. Сосновка Елизовского муниципального района)
35. «Мань Ускве», этническое стойбище – детский этнооздоровительный центр (ХМАО, д. Ясунт Березовского района)
36. «Медовый хуторок», музей усадьба-хутор (Псковская обл., Печорский район, д. Дубровка)
37. «Мэнэдек», эвенское стойбище, этно-культурный комплекс (Камчатский край, Быстринский р-он, с. Анавгай)
38. «Петроглифы Сикачи-Аляна», этнокультурный туристский комплекс (Хабаровский край, в 50-75 км от Хабаровска, с. Сикачи-Аляна)
39. Поморская Тоня Тетрина, Экологический этнографический комплекс (экологическая деревня) (Мурманская область, д. Тоня Тетрина)
40. Свенгард, средневековая усадьба (Ленинградская обл., г. Выборг)
41. Старая Умба, поморская этнокультурная деревня (Мурманская обл., д. Умба)
42. «Тэк курт», детская языковая деревня – этнооздоровительный центр (ХМАО, п. Теги Березовского района)
43. «Ульчская деревня», музей под открытым небом (Хабаровский край, п. Джари Нанайского р-на)
44. «Ус Хатын», этнографический обрядовый комплекс (Якутия, Намский тракт)
45. Черкехский историко-этнографический комплекс (Якутия, с. Черкех)
46. «Чочур Мыран (Муран)», этнографический комплекс (Якутия, в черте г. Якутска, по Вилюйскому тракту)
47. «Чуанели», детский этнооздоровительный центр – школа труда и отдыха (ХМАО, д. Чуанели (урочище) Березовского района или п. Ванзетур)
48. «Ытык-Хайа», Этнографический комплекс Турцентр (Якутия, в 6 километрах от Якутска, по Вилюйскому тракту)
49. Этнографическая деревня, Поселение семьи нанайцев конца ХIХ - начала ХХ века (Хабаровский край, заповедник «Болоньский», село Джуен)
50. Этнографический комплекс (пос. Горнокнязевск Приуральского района, ЯНАО, в 12 км от Салехарда)
51. «Ямщицкое подворье», культурно-этнографический комплекс (Якутия, д. Еланка Хангаласского улуса)
Проектирумые этнодеревни
52. «Алтай», этническая деревня в составе ОЭЗ ТРТ «Алтайская долина» (Республика Алтай, Майминский район, в 25 км от Горно-Алтайска)
53. Дальневосточный Международный этнографический парк «Диалог народов «Возрождение» (Приморский край, г. Находка)
54. Древневалдская этнографическая туристская деревня на территории ОЭЗ «Валдай» (Новгородская обл., п. Валдай)
55. Интернациональная деревня, Этнографический МУП (Воронежская обл., г. Воронеж)
56. «Камчатские скрижали», туристско-этнографический центр (Камчатский край, г.Петропавловск-Камчатский)
57. «Междуречье», этническая станица (казачий курень), музей под открытым небом (Краснодарский край, г. Славянск-на-Кубани)
58. МЗД (Красноярский край, г. Енисейск)
59. МЗД (Республика Башкортостан, г. Уфа)
60. «Ленинские горки», национальная деревня (ранее - культурный комплекс-музей) (Ульяновская обл., г. Ульяновск)
61. «Родная деревня», историко-этнографический комплекс (Башкортостан, НП «Башкирия», п. Нугуш)
62. «Русская деревня», этнографическая деревня – туристический комплекс (Костромская обл., д. Игорево Галичского района)
63. «Русский мир», Национальный культурно-этнографический парк, Культурный, этнографический, ремесленный, торговый, воспитательный и социальный проект (Московская обл., г. Сергиев Посад)
64. «Сибирское подворье», туристический центр (Тюменская обл., Тобольский р-н, с.Абалак)
65. «Старая крепость «Черкасский острог», музейно-туристский комплекс (Пензенская обл., г. Пенза)
66. Центральноазиатское подворье, «Этническая деревня ремесленников Урала» (Свердловская обл., окрестности г. Екатеринбурга)
67. «Ыб», музейно-этнографический комплекс деревянного зодчества под открытым небом (Республика Коми, южная часть Сыктывдинский р-на, в 49 километрах от райцентра с. Выльгорт и в 55 километрах от г. Сыктывкара, с. Ыб)
68. Этнографическая и экологическая деревни на территории туристической ОЭЗ (Калужская обл., Тарусский район)
69. Этнографическая деревня староверов (Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, п. Новопокровский)
70. Этнографическая деревня (Республика Мордовия, г. Саранск)
71. Этнографическая деревня (Адыгея, в 10 км от Майкопа)
72. Эколого-этнические деревени и туристический маршрут "кругосветное историческое путешествие" (Краснодарский край, г. Сочи)
73. Этнографический комплекс (этнопарк) «Три эпохи» в составе Мегапарка «Земля Кутха» (Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский)
74. Этнографический музей орочей на открытом воздухе (Хабаровский край, Ванинский район)
Агрессивная среда мегаполисов является чрезвычайно утомительной для человека, поэтому многие горожане стремятся обзавестись дачными участками и сельскими усадьбами, куда отправляются отдыхать при каждом удобном случае. Для тех, кто по разным причинам не может позволить себе покупку и содержание загородного дома, прекрасным выходом может стать агротуризм - относительно новое направление, подразумевающее проживание в сельской местности подальше от больших городов, с возможностью принять участие в различных культурно-досуговых мероприятиях.
Рассматривая сельский туризм как бизнес, нельзя не отметить, что он в равной степени представляет интерес как для отдыхающих, так и для фермеров, имеющих в своем распоряжении достаточное количество ресурсов для комфортного размещения нескольких постояльцев. Более того, туристы воспринимают привычные для местных жителей процессы как экзотику, а потому охотно принимают участие в полевых работах, ухаживают за животными, арендуют лодки для рыбалки и собирают грибы, принося тем самым владельцу деревенской гостиницы неплохой дополнительный доход.
Главная особенность сельского туризма заключается в условиях проживания: гостей размещают в старинных бревенчатых домах или в стилизованных под старину усадьбах, расположенных в районах с нетронутой природой, вдали от промышленных предприятий и многоэтажных бетонных зданий. За исключением комплексов с полной исторической реконструкцией, такие деревенские отели обеспечивают посетителям удобства на уровне курортных апартаментов: в комнатах имеются санузлы, кондиционеры, телевизоры и холодильники, а в столовой постояльцам предоставляется трехразовое питание.
Основной смысл подобного вида отдыха заключается в отрыве жителей мегаполисов от привычной суеты и погружении в неторопливую и размеренную сельскую жизнь. Кроме того, туры носят и познавательный характер: многие горожане никогда не видели подлинного народного костюма, не сидели с удочкой на рассвете и не доили корову.
В России сельский туризм привлекает преимущественно женщин, доля которых в целевой аудитории достигает 70%. Проживание в деревне может быть интересно и другим жителям мегаполисов - семейным парам с детьми и молодым людям, отдающим предпочтение здоровому образу жизни и экологической чистоте окружающей среды.
Еще одна довольно обширная категория туристов - это иностранные граждане, желающие ознакомиться с культурными традициями и народным фольклором. Для таких гостей естественная природная среда, национальный колорит и аутентичность сельского быта иногда оказываются важнее, чем наличие в номере телевизора. Учитывая, что иностранцы подбирают места для отдыха преимущественно через интернет, необходимо разработать собственный многоязычный сайт с красочными фотографиями, описанием услуг и прейскурантом, а также регулярно размещать объявления на зарубежных туристических форумах и в соцсетях.
Коллективные выезды на природу также распространены в корпоративной среде: руководители различных компаний покупают подобные туры для своих работников с целью проведения мероприятий, направленных на укрепление командного духа и отработку способов взаимодействия между сотрудниками. Такие клиенты обычно арендуют гостиницу на срок от нескольких часов до двух-трех дней и платят за это значительно больше, чем обычные частные посетители.
Наконец, концепция развития сельского туризма подразумевает тесное взаимодействие с туроператорами: компании, заинтересованные в сотрудничестве на выгодных условиях, не только разместят информацию об услугах домашней гостиницы на своем сайте и в рекламных материалах, но и помогут в разработке качественного туристического продукта, организуют трансфер и развлекательную программу.
Клиенты домашних гостиниц предъявляют разные требования к организации своего отдыха: кто-то просто желает провести время на природе, другие интересуются охотой и рыбалкой, третьи приезжают в деревню для знакомства с фольклором и народными ремеслами. В соответствии с перечнем культурно-досуговых мероприятий выделяют несколько самых популярных программ сельского туризма:
В то же время негативные факторы способны существенно усложнить работу предпринимателя и повлечь дополнительное расходование ресурсов, направленное на преодоление последствий их влияния:
Разумеется, далеко не каждая деревня будет привлекательна для туристов: в некоторых населенных пунктах достопримечательности или интересные природные ресурсы отсутствуют в принципе. Поэтому домашнюю гостиницу желательно открывать в регионе, известном своими культурными традициями, ремеслами, архитектурными памятниками и красивым ландшафтом.
Большим преимуществом станет наличие неподалеку лесного массива и любого водоема - озера, пруда или реки: посетители обязательно заинтересуются таким активным отдыхом, как рыбалка, купание, походы за грибами или ягодами. Соответственно, предприниматель сможет заработать на предоставлении гостям различного инвентаря - лодок и катамаранов, велосипедов, удочек, наборов грибника.
Выбирая, с чего начать сельский туризм в таком районе, необходимо уделить внимание наличию любых подобных ресурсов и оценить возможность их использования для разработки программы культурно-досуговых мероприятий. Кроме того, для обслуживания и развлечения туристов можно задействовать:
К усадьбе, претендующей на роль домашней гостиницы, предъявляются достаточно высокие требования, призванные обеспечить максимальную комфортабельность проживания гостей. Поэтому при благоустройстве придомовой территории необходимо:
Помещения, предназначенные для размещения гостей, нужно оборудовать системами вентиляции, освещения и отопления, санузлами и душевыми кабинами. Разумеется, некоторые туристы в погоне за исторической достоверностью захотят жить при печном отоплении, умываться из ручья и спать на полатях, однако основная масса посетителей предпочтет этому минимальный набор удобств:
Наименование | Кол-во | Цена | Сумма |
Кровать | 9 | 8 000 | 72000 |
Шкаф для верхней одежды | 3 | 4500 | 13500 |
Шкаф для белья | 3 | 6000 | 18000 |
Стул или табурет | 9 | 1 000 | 9000 |
Стол обеденный | 3 | 2500 | 7500 |
Люстра или настенные светильники | 3 | 2000 | 6000 |
Телевизор | 3 | 9 000 | 27000 |
Кондиционер | 3 | 18 000 | 54000 |
Роутер | 3 | 1500 | 4500 |
Электрочайник | 3 | 1000 | 3000 |
Мини-холодильник | 3 | 6500 | 19500 |
Покрывала | 9 | 2 000 | 18000 |
Подушки | 9 | 500 | 4500 |
Одеяла | 9 | 2 000 | 18000 |
Постельное белье | 18 | 500 | 9000 |
Унитаз с бачком | 3 | 4 000 | 12000 |
Душевая кабина | 3 | 12 000 | 36000 |
Зеркало | 3 | 2 000 | 6000 |
Раковина умывальника | 3 | 8 000 | 24000 |
Смеситель | 3 | 1 000 | 3000 |
Бойлер | 3 | 5500 | 16500 |
Полотенце большое | 18 | 500 | 9000 |
Полотенце маленькое | 18 | 300 | 5400 |
Коврик | 3 | 500 | 1500 |
Сушилка для белья | 3 | 1 500 | 4500 |
Шатер садовый | 3 | 3500 | 10500 |
Комплект мебели садовый | 3 | 6 000 | 18000 |
Мангал | 3 | 700 | 2100 |
Набор посуды | 3 | 5 000 | 15000 |
Гамак | 3 | 1000 | 3000 |
Итого: | 450000 |
Площадь гостевых комнат выбирается из расчета не менее 6–7 м² на человека для двухместных номеров, либо 5–6 м² на человека для трехместных.
Трехразовое питание включается в базовый пакет услуг домашней гостиницы. Для его организации необходимо обустроить небольшую столовую на 10–12 человек, в которой можно также установить самовар и разложить на блюдах сладости для организации чаепития в любое время суток. Не исключено, что именно это место станет для гостей центром общения и обмена впечатлениями после насыщенного дня.
Основу меню для туристов составляют из простых и незатейливых деревенских блюд, приготовленных из продукции фермерского хозяйства. Сюда могут входить:
Нужно быть готовым к тому, что некоторые гости из числа тех, кто придерживается вегетарианской или лечебной диеты, сочтут неприемлемым деревенское меню и пожелают приготовить собственные блюда из привезенных с собой или купленных у фермера продуктов. Для их удобства нужно оборудовать отдельную кухню, оснащенную всей необходимой утварью и бытовой техникой:
Наименование | Кол-во | Цена | Сумма |
Набор кастрюль | 2 | 3500 | 7000 |
Набор сковород | 2 | 3000 | 6000 |
Набор ножей | 2 | 500 | 1000 |
Вилки, ложки | 2 | 2900 | 5800 |
Плита газовая | 1 | 6000 | 6000 |
Разделочные доски | 2 | 800 | 1600 |
Кухонная утварь | — | 3000 | 3000 |
Кухонный комбайн | 1 | 3000 | 3000 |
Холодильник | 1 | 15000 | 15000 |
Мойка | 1 | 600 | 600 |
Смеситель | 1 | 1000 | 1000 |
Итого: | 50000 |
Немногие постояльцы будут удовлетворены возможностью просто пожить вдали от городского шума, искупаться в чистой речке, попариться бане и посмотреть на живых коров: обычно людей, интересующихся агротуризмом, привлекают несколько иные цели - погружение в деревенский быт, активный отдых, участие в сельскохозяйственных работах. Кроме того, многие покупают семейные туры и привозят в село детей, выросших в городе и никогда не видевших живой природы. Поэтому для гостей разрабатывают набор различных культурно-досуговых мероприятий, включая их в базовый пакет либо предлагая в качестве дополнительных услуг:
При разработке бизнес плана сельского туризма необходимо учесть, что работы по обустройству домашней гостиницы не ограничиваются ремонтом в номерах: для обеспечения приемлемого уровня комфорта и организации досуга постояльцев придется привести в порядок придомовую территорию, установить кондиционеры и спутниковые антенны, закупить инвентарь. Желательно также иметь в своем распоряжении небольшой микроавтобус для доставки туристов к месту отдыха и организации экскурсионных поездок.
Перечень расходов, сопутствующих созданию гостиницы из трех трехместных номеров, будет включать следующие позиции:
Наименование | Цена, руб. | Кол-во, шт. | Сумма, руб. |
Регистрация СПД | — | — | 2000 |
Ремонт гостевых комнат | 75000 | 3 | 225000 |
Оборудование гостевых комнат | 150000 | 3 | 450000 |
Оборудование кухни | 50000 | 1 | 50000 |
Благоустройство двора | 150000 | 1 | 150000 |
Установка септика на 6 м³ | 80000 | 1 | 80000 |
Туристические велосипеды | 10000 | 4 | 40000 |
Лодки | 40000 | 3 | 120000 |
Спортинвентарь | — | — | 20000 |
Разработка информационного сайта | — | — | 20000 |
Транспорт, микроавтобус | 350000 | 1 | 350000 |
Итого: | 1507000 |
К сожалению, у владельцев фермы, занятых предоставлением услуг сельского туризма, физически не хватит времени на обслуживание постояльцев, уход за животными и полевые работы одновременно. Поэтому в штат предприятия необходимо принять нескольких наемных помощников:
Наименование | Сумма, руб. |
Коммунальные платежи | 36000 |
Ремонт снаряжения | 20000 |
Маркетинговые расходы | 30000 |
Страхование имущества | 10000 |
Транспортные расходы | 24000 |
Зарплата повару | 180000 |
Зарплата экскурсоводу-аниматору | 180000 |
Зарплата уборщице | 180000 |
Налог на ФОТ | 164700 |
Административные расходы | 24000 |
Продукты питания | 369000 |
Страховые взносы ИП | 27600 |
Итого: | 1245300 |
Агротуризм как бизнес, предполагает формирование туристического продукта из целого комплекса основных и дополнительных услуг. По умолчанию сюда включают размещение в отдельной комнате, трехразовое питание, возможность контактировать с животными, заниматься активным отдыхом и сельскохозяйственными работами. При разработке ценовой политики следует принимать во внимание тарифы аналогичных сельских гостиниц, расположенных в Пермском крае, в Карелии и на Алтае: здесь каждый день проживания обходится туристу в 1200–1500 рублей.
⏩ Видео по теме
Чтобы повысить конкурентоспособность предприятия, рекомендуется в периоды падения туристической активности снижать стоимость услуг и привлекать тем самым клиентов, желающих сэкономить на отдыхе. Таким образом, с учетом сезонных колебаний посещаемости фермер, сдающий в аренду три трехместных номера, может в течение года получить доход в 1,74 млн. рублей:
Гостей в среднем | Человеко-дней | Тариф, руб./сутки | Доход, руб. | ||
Лето | 80% | 7,2 | 648 | 1300 | 842400 |
Осень | 30% | 2,7 | 243 | 1000 | 243000 |
Зима | 40% | 3,6 | 342 | 1200 | 410400 |
Весна | 30% | 2,7 | 243 | 1000 | 243000 |
Итого: | 1738800 |
Повышению рентабельности предприятия способствует предоставление набора платных услуг, перечень которых формируется в зависимости от доступных в данной местности ресурсов: например, при наличии конефермы можно организовать верховые прогулки, а при наличии водоема - сдавать в аренду лодки и удочки. Составляя бизнес план агротуризма, необходимо проанализировать все имеющиеся возможности, а затем разработать прейскурант с учетом амортизации оборудования и себестоимости культурно-досуговых мероприятий:
Таким образом, суммарный годовой оборот домашней гостиницы превысит 2 млн. рублей. Учитывая текущие расходы, можно вычислить основные экономические показатели проекта и ожидаемый срок окупаемости:
Занимаясь развитием сельского туризма, нельзя останавливаться на достигнутом. Чтобы посетители ежегодно возвращались в гостиницу, следует постоянно улучшать качество обслуживания, благоустраивать окружающую территорию, продумывать новые экскурсии и развлекательные мероприятия. Однако самым главным фактором, способствующим повышению лояльности гостей, является особая домашняя обстановка, которую нужно создавать на ферме путем неизменного проявления гостеприимности, доброжелательности и готовности в любую минуту оказать постояльцам необходимую помощь. При этом благодарность и восторженные отзывы клиентов послужат достойным вознаграждением за приложенные усилия.
Рассмотрим что представляет из собя экотуризм (или, как его еще называют этно- или сельский туризм), как начать собственное дело в этом направлении, перспективы, сложности и прочие вопросы с ним связанные.
Подобный вид туризма подразумевает погружение городских жителей в среду, кардинально отличающуюся от их обычной жизни. То, что для деревенских - обычное времяпровождение или труд, для работников офисов - экзотика и развлечение. Большинство из них никогда не топили печь, не доили корову, не рубили дрова и т.д. и т.п.
Самый лучший отдых, как известно - кардинальная смена деятельности и места проживания. Именно это вы и должны будете им предложить. Но при этом не должно быть полного отрыва от внешнего мира, не должно быть проблем с дорогой к месту отдыха и, желательно, со спутниковой связью.
Поиск и подбор места - это, пожалуй, самая главная задача. И, если есть возможность вложить средства, то лучше всего самому выбрать деревню и купить там дом.
Самым первым делом необходимо определиться с местом . Как минимум, это должен быть один дом в деревне. Хорошо, если неподалеку будут река и лес. Желательно, чтобы место было как можно менее цивилизовано. То есть электричество, должно быть, а вот водопровод, газ и прочие блага цивилизации ни к чему. Если не у вас, то у ваших друзей и знакомых такой дом обязательно найдется.
Но даже если вы не найдете подобной «недвижимости» в ближайшем окружении, то ничего страшного не случится, достаточно проехаться по селам, и вы получите массу предложений от местных жителей, которые сдадут для гостей если не дом, то хотя бы комнаты. Вполне можно обойтись даже отдельными койками. Это не так удобно и немного повысит себестоимость, но удобно тем, что вам не придется делать вложений в косметический ремонт дома до начала работы.
Следующий вопрос, который предстоит решить - транспорт . На данный момент нанять тот же микроавтобус не составит никакого труда. Если есть такая возможность, то часть пути можно проделать в телегах или на санях - это внесет определенную ноту экзотики еще по дороге к месту отдыха.
Заранее необходимо решить вопрос с питанием . Самый простой способ - договориться с местными жителями. В этом случае вам не придется заботиться о составлении меню и приготовлении пищи. Единственное, что, скорее всего, придется взять на себя - закупку продуктов. А в том, что на такое предложение откликнется множество желающих, можно не сомневаться, в деревнях мало работы, поэтому многие не против получить дополнительный доход. Возможно в этой части вы сможете запустить смежный .
Чем вы сможете заинтересовать потенциальных клиентов? Ведь приезжать они будет не просто посмотреть на деревню, гостей надо занять тем, что им может быть интересно.
Как уже говорилось выше, прежде всего, можно занять их обычным деревенским бытом. Это может быть что угодно: выгон коров на пастбище, колка дров и растопка печи, даже какие-то огородные работы - все то, чем невозможно заниматься в городе. Набрать воды из колодца для бани (в которой потом сам же и будешь париться), подоить корову и впервые попробовать настоящее парное молоко - это настоящая экзотика для людей, проводящих жизнь среди «каменных джунглей».
Составляя примерную программу, необходимо ориентироваться на то, что интересного смогут предложить сами местные жители. Например, если в деревне есть лошади, то можно предложить катание на санях зимой или телегах летом. Или выкачку меда под руководством местного пасечника.
Очень хорошей идеей может оказаться проведение совместных вечеров с местными жителями.
Стоит только сделать такое предложение, как выяснится, что и петь здесь любят и гармонист свой есть. Такие вечера станут развлечением не только для туристов, но и для принимающей стороны, поэтому мероприятия обойдутся практически бесплатно, если не считать затрат на небольшое застолье.
Естественно, в программу должны быть включены традиционные виды отдыха:
Очень неплохо, если вы сможете переодеть своих гостей в традиционные русские костюмы, тогда вживание в образ станет намного полнее.
В общем, как видите, деревня сможет предоставить огромное количество занятий, даже грядка с картофелем может стать объектом, если подойти к этому с умом. А что именно вы будете использовать, зависит от местности, наличия инвентаря и времени года.
Понятно, что главные потребители такой услуги - жители мегаполисов . Но особенность этого бизнеса в том, что наибольшим спросом он пользуется пока что не у нас в стране, а за рубежом - там это направление очень модно. Иностранцы чаще всего ищут места для отдыха при помощи интернета. Надо просто разместить на тематических зарубежных форумах объявления, составленные на разных языках.
Второй вариант - поиск корпоративных клиентов . Сейчас распространены выезды на природу всем коллективом, а вы сможете предложить нечто оригинальное. В этом случае можно договариваться даже не о нескольких днях, а об определенном количестве часов.
И еще один путь продвижения услуг (довольно простой и действенный) - договоренность с . Если условия партнерства, которые вы предложите, будут интересными, то они сами начнут их рекламировать, включать в буклеты и предлагать при личных встречах с клиентами.
Жители мегаполисов часто устают от городской суеты. Состоятельные горожане стали отдавать предпочтение отдыху на природе.
Модной тенденцией становится по оказанию услуг этнотуризма .
Это отдых в сельской местности, включающей в себя не только традиционно русские занятия (рыбалку, охоту и т.д.), но и знакомство с местными обычаями и традициями.
В настоящее время спрос на подобные туристические услуги превышает существующее предложение.
В интернете можно найти не так много компаний, которые специализируются на этнотуризме.
Такой вид досуга еще недостаточно популяризирован в нашей стране и это как раз является плюсом для новичков в данном бизнесе.
Предприимчивые сельчане, обладающие некоторыми сбережениями и свободным временем, могут организовать прибыльный бизнес в этой сфере деятельности.
Для того чтобы построить свое дело на этнотуризме, необязательно даже самому проживать в сельской местности. Достаточно иметь знакомых или родственников, которые будут готовы участвовать в подобном начинании за определенное вознаграждение.
В этом случае временные затраты на организацию бизнеса будут минимальными, перед тем как начинать свой бизнес на этнотуризме проведите исследование рынка и .
Как начать свой бизнес в сфере этнотуризма в 2020 году:
Во-первых, стоит разработать программу развлечений для будущих клиентов. Желательно включить в нее рыбную ловлю (без спиннингов, с обычными удилищами), охоту, сбор ягод, заготовку дров на зиму, выгон животных на пастбище, экскурсии на местную ферму и т.д.
Желательно также предлагать отдыхающим катание на лошадях, вечерний отдых у костра и т.д. Чтобы они смогли проникнуться духом старины, можно предложить клиентам переодевание в национальные костюмы.
По сути, горожанам будет интересно сделать все то, чем обычно занимаются сельские жители. Для них это будет экзотическим отдыхом, который поможет приобрести новый опыт и много позитивных эмоций.
Продолжительность отдыха в деревне может быть варьироваться от нескольких дней до нескольких недель (в зависимости от пожеланий клиентов). Бизнесмен может разрабатывать как групповые, так и индивидуальные туры.
Бизнес на этнотуризме – перспективное начинание, особенно для жителей многонациональных регионов нашей страны .
От него можно получать хороший профит не только летом, но и зимой.
В холодное время года отдыхающие могут кататься на санях, париться в русской бане и т.д.
Стартовые вложения в бизнес на предоставлении услуг этнотуризма могут составлять от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч рублей (в зависимости от масштабов деятельности, специфики сельского отдыха и других факторов).
Бизнесмену нужно будет сформировать команду сотрудников, готовых к работе в сельской местности. Обязательно нанять нескольких гидов, а также водителя с личным транспортом.
Для того чтобы находить клиентов, имеет смысл организовать партнерские отношения с местными туристическим агентствами.
Кроме того, следует вложить средства в продвижение подобных туристических услуг в интернете.
Этнотуризм – достаточно дорогое удовольствие . Некоторые состоятельные жители мегаполисов платят за подобный отдых 1000 рублей в час.
В небольших городах расценки могут быть ниже. Ценовую политику стоит формировать в зависимости от платежеспособности потенциальных клиентов.
Так или иначе, стартовые затраты на организацию подобного туристического бизнеса можно вернуть всего за 1 сезон работы.
Бесплатные консультации по бизнесу Вы можете получить в моей группе ВК «
"Этнодеревня", "этническая деревня" - быстро развивающееся явление в культурном и туристическом пространстве России. Сам термин "этническая деревня" не является устоявшимся; в отношении таких объектов используют также термин "этнографическая", "национальная" и даже "интернациональная".
В настоящее время насчитывается около пятидесяти, а проектируется свыше двадцати этнических деревень в разных российских регионах - от Смоленской области до Камчатки. Во многом создание этнодеревень связано с развитием туризма (этнического туризма). Существуют и другие причины.
Понятие этнодеревни может рассматриваться с разных позиций. С позиции этнографии этнодеревня представляется в качестве поселения, сохранившего свой так называемый "этнический тип", с системой признаков, характеризующих традиционную культуру этноса. В сфере туризма понятие "этнодеревня" интерпретируется как туробъект, специально оборудованное место (комплекс) для развития этнического туризма, а также в сочетании с агро-, экотуризмом.
С позиции этнокультурного ландшафтоведения этнодеревня рассматривается в качестве нового типа культурного ландшафта, культурного ландшафта XXI века. В принципиальном плане этнодеревня представляет собой имитационный культурный ландшафт. Даже в тех случаях, когда этнодеревня создается на базе реальной деревни "этнодеревенский культурный ландшафт" выступает в качестве модели, реплики, имитации, а иногда и образной стилизации традиционного деревенского ландшафта со всеми составляющими его связующими компонентами (Калуцков, 2000). Очевидно, что моделированию лучше поддаются материальные компоненты культурного ландшафта - природный ландшафт, архитектура, планировка селения, элементы традиционной хозяйственной деятельности, сельскохозяйственной и промысловой. Однако накоплен уже значительный опыт в моделировании духовной культуры. На базе этнодеревень проводятся фольклорные фестивали, праздничные обрядовые действия, справляются свадьбы по этническим образцам и т.д.
Этнодеревни различны по своему целевому назначению, функциям и специфике. Можно выделить следующие цели создания этнодеревень: сохранение ценных, уникальных и типичных, архитектурных сооружений, традиционных для данной местности; демонстрация планировочных и пространственно-организационных этнических традиций; демонстрация основных хозяйственных и промысловых особенностей этноса; проведение традиционных народных праздников; организация этнокультурного туризма.
Среди функций этнодеревень выделяются: функция охраны объектов этнографического наследия; просветительская, воспитательная и образовательная; рекреационно-туристическая.
Рассмотрим истоки, становление и современное состояние этнодеревень в нашей стране с позиции этнокультурного ландшафтоведения, как нового типа культурного ландшафта, динамично развивающегося в условиях глобализации.
В России создание этнодеревень в форме музеев деревянного зодчества относится к 1960-70-м гг. Для этого этапа развития этнодеревень характерна ориентация на сохранение уникальных и типичных для данного региона традиционных деревенских построек - храмов, жилых домов, хозяйственных сооружений. В деятельности самих музеев-заповедников преобладали охранительная и просветительская функции. Типичными для этого периода можно назвать музеи под открытым небом - архангельский "Малые Корелы" и новгородский "Витославицы".
Реализация этих принципов в ситуации плановой государственной поддержки дала свои результаты. Уже к 1980-м гг. во многих регионах были созданы полноценные культурно-ландшафтные комплексы, хорошо отражающие архитектурные, планировочные, декоративные и другие особенности региональной культурной традиции.
С одной стороны, кризис 1990-х надолго приостановил планомерную деятельность музеев деревянного зодчества. По этой причине, к примеру, в архангельском музее деревянного зодчества "Малые Корелы" до сих пор нет сектора поморской культуры - "ядерной" культуры для данной региональной традиции ("Не успели!"). Но, с другой стороны, проявляются и положительные моменты. Уже в 1980-90-е гг. оживление архитектурного ландшафта музеев-заповедников происходит за счет поддержки традиционных промыслов с организацией на их территории ярмарок, а в последующем и мастер-классов, возрождения традиционных праздников с приглашением фольклорных коллективов, народных мастеров, музыкантов, певцов, проведения фольклорных фестивалей и конкурсов. Музеи-заповедники становятся центрами региональной культурной жизни, начинают активнее работать с внешними туристическими потоками.
В 2000-е гг. в ситуации с этнодеревнями возникли новые направления развития. Активное движение по созданию все новых этнических деревень оказалось связано не только с требованиями сферы туризма, но и с глобальными процессами, с национальной политикой Субъектов Федерации, с процессами развития региональной и местной идентичности. Возникают новые типы этнодеревень, новые подтипы "этнодеревенских культурных ландшафтов" - национальные деревни, региональные этнодеревни национальных республик, локальные этнодеревни, включая этнодеревни малых народов России, а также мировые (глобальные) этнодеревни.
В новой ситуации региональный принцип организации этнодеревень получил новое наполнение. Это проявляется в создании по инициативе региональных администраций так называемых национальных деревень (например, национальные деревни народов Саратовской и Оренбургской областей). Их создание администрации рассматривают как элемент национальной политики в многонациональном регионе. Архитектурная аутентичность в данном случае уже не имеет большого значения. Здания в таких этнодеревнях представляют собой образные стилизации разных этноархитектурных стилей. На базе таких этнодеревень создаются этнографические экспозиции, музеи, этнические клубы, фольклорные коллективы. Тем самым поддерживаются разные этнокультурные идентичности в регионах.
"Региональные этнодеревни" национальных республик, отражая традиционный этнический культурный ландшафт республики, по своей пространственной организации и принципам деятельности близки музеям деревянного зодчества. Наиболее интересные этнодеревни этого типа расположены в Чувашии, Ибресинский этнографический музей под открытым небом, Бурятии. Этнографический музей народов Забайкалья в п. Верхняя Берёзовка, в республике Марий-Эл, Этнографический музей под открытым небом в г. Козьмодемьянск.
Деятельность на базе этнодеревень малых народов России носит ярко выраженный эколого-культурный, охранительный характер. В этом плане интересны детские этнооздоровительные центры в ХМАО, например, этническое стойбище "Мань Ускве", созданные специально для детей малочисленных народов этой территории в целях сохранения их культуры, особенностей мировоззрения, языка и способов ведения хозяйства, а также оздоровления детей. Деятельность других этнодеревень малых народов ориентирована на пропаганду духовной культуры, ознакомление с элементами материальной культуры, мировоззренческими аспектами взаимоотношений с природой (комплексы "Бакалдын", "Ус Хатын" и др. в Якутии; Ительменская деревня, "Мэнэдек" в Камчатском крае; этнографический комплекс в поселке Горнокнязевск, ЯНАО).
Мировые (глобальные) этнодеревни представляют собой турпродукт, рассчитанный на развлекательные услуги, носящие этнический оттенок. Местные культурные традиции при их создании, как правило, не учитываются. "Этномир", расположенный в окрестностях города Боровск Калужской области, - яркий пример коммерчески масштабного туристского проекта. На его территории предполагается разместить около 100 этнодворов, имитирующих жизнь и быт народов около 270 стран. Россия как многонациональная страна будет представлена 12 этнодворами (народов Кавказа, Поволжья, Урала, Дальнего Востока, Сибири). В домах разместятся мастерские, торговые лавки, гостиницы ("этнические жилища" со всеми удобствами) и рестораны национальных кухонь. Менее масштабным проектом является этнографический комплекс "Трам" в Краснодарском крае (п. Фадеево). В нем эклектично представлены различные культуры: элементы европейской средневековой культуры (скандинавский замок, английская башня, европейская мельница), черкесские постройки, юрты, а входные ворота и вовсе выполнены в китайском стиле. Кроме того, в комплексе создан зоопарк, который стилизован под животноводческую ферму, а также содержится конюшня.
Этническая деревня относится к глобализационным культурным ландшафтам, представляя собой один из новых типов культурных ландшафтов XXI века - имитационный культурный ландшафт. При этом некоторые этнодеревенские культурные ландшафты сразу проектируются как имитационно глобальные ("мировая деревня"), другие же отражают самобытность местной культурной традиции, иногда выступая последним оплотом местной идентичности.
Этничность в этнодеревнях может быть задана и как музейных экспонат, и как живая культурная традиция в разных ее проявлениях - от фольклора до национальной кухни.
Формирующуюся систему этнических деревень в России можно рассматривать как инфраструктуру нового для страны вида туризма - этнокультурного туризма (Бутузов, 2009). Туризм, целью которого является приобщение к этнокультурному наследию, является перспективным для России. Страна обладает богатым и разнообразным этнокультурным наследием, уникальным сочетанием различных этнокультурных комплексов.
Наряду с воспитанием толерантного, уважительного отношения к "другому", к другой культуре, что особенно важно в ситуации полиэтничной России, этнические деревни способствуют сохранению разнообразных культурных традиций, повышению этнического самосознания, а также формированию имиджа регионов, способного привлекать туристов как из России, так из зарубежья.