Управление, менеджмент, руководство, администрирование… — синонимы или различающиеся понятия? Разница между администратором и менеджером

Новые профессии, появившиеся на рынке труда относительно недавно, прочно вошли в наш деловой обиход. Но и по сей день их легко перепутать между собой, так как названия не раскрывают сути явлений. Чем, к примеру, отличается менеджер от администратора? Так сейчас могут назвать и продавца, и консультанта, и даже небольшого начальника. Несколько важных критериев позволят разделить указанные понятия.

Определение

Администратор – это лицо, выполняющее распорядительные функции в организации, либо отвечающее за корректную работу информационных баз и систем. Специалист относится к категории административно-управленческого персонала, что автоматически предполагает высокую степень ответственности, а в определенных случаях – наличие подчиненных сотрудников.

Менеджер – это руководитель различного уровня, организующий работу в определённой сфере деятельности. В его подчинении всегда находятся нижестоящие сотрудники, которым он может давать указания в пределах своей компетенции. Высший уровень руководства – это топ-менеджмент, представленный руководителями предприятий, организаций, административно-территориальных единиц.

Сравнение

Таким образом, есть смысл сравнивать только менеджеров и тех администраторов, кто задействован в управлении людьми и осуществляет распорядительные функции. На первый взгляд кажется, что особой разницы между ними нет. Но при более детальном изучении становится понятно, что менеджеру нужно высшее образование, в то время как администратору достаточно среднего или профессионально-технического.

Как правило, менеджеру позволено больше, чем администратору. Он может на свой страх и риск принимать решения, если это не противоречит интересам компании. Функции администратора прикладные: организация работы, контроль над сотрудниками, коммуникация с клиентами. Для этого не нужно особой изобретательности: достаточно точно делать то, что прикажет начальство. Много сказано и о том, что основная функция менеджмента – мотивация людей, раскрытие их внутреннего потенциала.

Выводы сайт

  1. Образование. Администраторы нуждаются в среднем или профессионально-техническом образовании, менеджер – обязательно в высшем.
  2. Полномочия. Администратор работает в рамках своей инструкции, круг прав и обязанностей менеджера значительно шире.
  3. Личные качества. Чтобы стать менеджером, требуется решительность, инициативность, креативность. Администратор должен быть исполнительным, дисциплинированным, внимательным.

Администратор и управляющий салоном красоты — две разные специальности. Но нередко их обязанности выполняет один и тот же человек.

Администратор — тот, кто встречает клиентов на ресепшне, ведёт запись по телефону, производит расчёт с посетителями. Управляющий же — это более широкое понятие. Такую должность занимает человек, которому владелец заведения доверяет ведение важных дел. Чем занимается управляющий? По сути, он представляет собой директора, а параллельно выполняет целый ряд других обязанностей. Например, производит набор сотрудников в салон, начисляет заработную плату, закупает инвентарь, решает повседневные задачи.

Управляющий отчасти должен быть и психологом, ведь по долгу службы ему приходится общаться с работниками салона красоты, а при возникновении спорных вопросов — решать их. Этот человек должен уметь сохранять нейтралитет, не принимая ничью из спорящих сторон, предлагая своё решение. В таком случае доверие к нему со стороны сотрудников возрастает.

Можно ли начать управлять салоном красоты, не имея за плечами соответствующего опыта? Можно! А чтобы иметь хоть какое-то представление об индустрии красоты, достаточно пройти обучение на специализированных курсах. Сегодня обучением управляющих салонов красоты занимаются различные профессиональные академии. Всего несколько недель (или месяцев — зависит от выбранного вами курса), и вы — обученный специалист, который может управлять салоном красоты.

Во время курсов все желающие могут обучиться секретам успешного управления организацией, что позволит существенно повысить уровень обслуживания клиентов. Управляющий будет уметь выбирать из соискателей тех кандидатов, которые готовы работать и зарабатывать, а не «просиживать штаны», которые прислушиваются к мнению руководства и уважают его. Квалифицированный управляющий не допустит увода клиентов, он создаст все необходимые условия для того, чтобы клиентская база не только не уменьшалась, а возрастала.

Катящиеся камни никогда не покроются мхом

Чем знаток и мастер отличается от простого любителя? Тем, что у него значительно богаче и разнообразнее палитра красок и набор инструментов, с помощью которых он рисует картины своего внутреннего и окружающего миров. Гурман различает мельчайшие нюансы предвкушения, вкуса, послевкусия. Он смакует каждый оттенок аромата (вспомните роман «Парфюмер» П. Зюскинда). Чтобы достичь совершенства нужно много работать и не уставать развивать свои творческие способности.

Обычно мы просто применяем в своей реальной практической деятельности те знания о менеджменте и руководстве, которые почерпнули из книжек, обучения, собственного опыта. Забот, задач, амбиций и проектов обычно так много, что мы мчимся, не переставая, в надежде покорить очередную призрачную вершину. Не успевая оглянуться назад и не пытаясь по-настоящему смело и решительно посмотреть вперед. Давайте попробуем хотя бы мысленно остановиться и провести эксперимент рефлексии, чтобы посмотреть на свою деятельность со стороны, понаблюдать за ней из внешней позиции.

Наука управления людьми дает базовый набор понятий, методик, способов и инструментов для выполнения функций начальника. Дополнительно были придуманы роли, игра в которые позволяет сделать процесс управления людьми более естественным. Далее я ограничусь только двумя, наиболее характерными ролями: менеджер и руководитель . В принципе обе они придуманы для организации, руководства и управления. Для выполнения самой работы, прежде всего, не лично самим , а с помощью голов и рук других людей – так называемых подчиненных. На мой взгляд, это две своеобразные стадии зрелости в понимании и овладении сути и смысла руководства. Говоря предельно жестко, о самых пограничных случаях, по моему мнению, (если обратиться к исторической ретроспективе), менеджер – это надсмотрщик над рабами, а олицетворением руководителя является император в древнем Китае. Задача надсмотрщика – заставить раба физически работать, не допустить порчи инструмента. При правлении древних императоров их авторитет был настолько велик, что все делалось «словно само собой» , а среди людей царила справедливость, согласие, доверие и уважение к существующему порядку вещей. Лао-цзы так писал о стилях управления:

Среди правителей наилучший тот,
Чье существование люди едва замечают;
Не столь хорош тот, кого они слушаются и превозносят;
Хуже всех правитель, которого презирают.
«Люди не уважают того,
Кто не уважает людей».
Мудрый правитель, добившись своей цели,
Не славит свои труды,
И люди скажут: «Мы сделали это сами».

Другой важный ракурс при исследовании управления − это лидерство . В данной статье мы на лидерстве отдельно не фокусируемся, а более подробно исследуем нюансы ролей «чистого» исполнителя чужой воли и «чистого» творца развития социума.

Если обратиться к словарям, то можно узнать, что:

Менеджер (от англ. manage − управлять) − специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий. Менеджеры организуют работу на фирме, руководят производственной деятельностью групп сотрудников фирмы. Менеджер является должностным лицом фирмы, компании, в которой он работает, и входит в средний и высший руководящий состав фирм. Менеджеры обычно разделяются на три страты: старшие, средние и низшие, что указывает на широкое социальное и экономическое неравенство в пределах данной категории. Высшие эшелоны включают высокооплачиваемых исполнительных директоров многонациональных корпораций, в то время как низшие − диспетчеров, получающих чуть больше рабочих ручного труда, рядом с которыми они работают и которых контролируют.

Руководитель − лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования − наказания и поощрения подчиненных для воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность. Лидер и руководитель не обязательно соединяются в одном человеке. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это работники, занимающие должности руководителей и заместителей руководителей самостоятельных предприятий, учреждений, организаций и колхозов, структурных единиц, подразделений; главные специалисты, мастера, прорабы.

В реальной жизни мы обычно имеем некую комбинацию из этих двух ролей. Понимание их отличий и умелое применение в каждой конкретной ситуации дает возможность реализации наиболее эффективного и гармоничного сплава науки и искусства управления людьми. Далее, для лучшего понимания специфики ролей менеджера и руководителя в современных условиях, умения их осознанно применять в конкретной ситуации, даны два списка. Первый показывает, в чем разница между менеджером и руководителем. Второй – описывает специфические компетенции, характерные и необходимые именно руководителю.

Чем руководитель отличается от менеджера

1. Менеджер − администратор, руководитель − инноватор.

2. Менеджер поручает, руководитель − вдохновляет.

3. Менеджер работает по целям других, руководитель работает по своим целям.

4. У менеджера основа действия − план, у руководителя − виденье.

5. Менеджер полагается на систему, руководитель полагается на людей.

6. Менеджер использует доводы, факты, руководитель использует эмоции.

7. Менеджер поддерживает движение. Руководитель дает импульс движению.

8. Менеджер − профессионал. Руководитель − энтузиаст.

9. Менеджер работает за зарплату, а руководитель − за идею.

10. Менеджер принимает решения. Руководитель превращает решения в реальность.

11. Менеджер делает дело правильно. Руководитель делает правильное дело.

12. Хорошего менеджера уважают. Хорошего руководителя обожают.

13. Руководитель − лидер, а менеджер − исполнитель.

14. Руководитель думает, прежде всего, над стратегией, менеджер − над тактикой.

15. Руководитель подбирает и вдохновляет команду, менеджер − мотивирует и стимулирует подчиненных.

16. Руководитель помнит о мелочах и повседневной рутине, но по-настоящему его заботит будущее и неизвестное.

17. Руководитель задает ориентиры, мечтает, творит, придумывает, доверяет. Менеджер организует, отчитывается, контролирует, достигает заданных показателей.

18. Руководитель делает в первую очередь то уникальное, что никто кроме него в организации не может. Остальное он делегирует. Менеджер действует примерно также. Но его «уникальное» качественно другого рода.

19. Нужны и те и другие. Они органично дополняют друг друга.

Что должен уметь делать руководитель

1. Быть лидером.

2. Нести ответственность.

3. Вдохновлять других на профессиональное и творческое выполнение служебных обязанностей.

4. Находить, ставить цели и достигать их.

5. Признавать свои ошибки.

6. Прощать и требовать, требовать и прощать.

7. Организовывать, руководить и управлять (планировать, исполнять, мотивировать, контролировать).

8. Переводить конфликты в конструктивное русло.

9. Показывать личный пример в служении делу.

10. Думать глобально, действовать локально.

11. Изменяться с изменениями (чувствовать наступление перемен).

12. Действовать и принимать правильные решения в условиях цейтнота, неопределенности и хаоса.

13. Уважать различные точки зрения.

14. Делегировать полномочия без потери качества результата.

15. Принимать решения и добиваться их исполнения.

16. Отменять свои решения, если ситуация изменилась не так, как планировалось.

17. Быть гибким и принципиальным одновременно.

18. Доверять и уважать начальников, коллег, подчиненных.

19. Находить и нести новые смыслы в мир.

20. Саморелиазоваться самому и давать саморелиазоваться другим.

21. Уметь «выпрыгивать2 из текучки, повседневности, рутины.

22. Уметь одновременно занимать противоположные точки зрения и находить выходы из безвыходной ситуации.

23. Учить других и учиться самому.

24. Проектировать и строить будущее.

25. Черпать мировую космическую энергию и трансформировать ее в добрые дела.

26. Дарить людям радость.

27. И многое, многое другое…

В заключение хочется пожелать всем нам не уставать работать над дальнейшим совершенствованием собственного личного мастерства и открытия новых смыслов, красок и горизонтов в менеджменте и руководстве. Делать это весело, с творческим задором и огоньком! Тем более, что в современном мире отношения начальник – подчиненный носят в определенной степени условный характер. Каждый человек по-своему уникален, знает и умеет делать что-то лучше всех в мире. Поэтому отношения лучше учиться выстраивать на принципах партнерства равных коллег. Но это уже другая история, которая следует…

Менеджмент

Как явствует из приведенной классификации процессов управления, англоязычное понятие "менеджмент" нельзя однозначно заменить русскоязычным термином "управление", поскольку в первом случае речь идет лишь об одном из видов управления, а именно об управлении производством (хотя в последнее время некоторые исследователи склонны распространять это понятие на социальное управление в целом, что, как будет показано далее, не лишено основания).

Оксфордский словарь английского языка дает четыре трактовки термина "менеджмент": 1) способ, манера общения с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особые умения и административные навыки; 4) орган управления, административная единица. В то же время в чисто функциональном плане менеджмент можно оценить как процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям . Итак, понятие "менеджмент" правомерно относить только к классу управления социальными системами и к его основным видам. В частности, различают менеджмент социально-политический, непроизводственной и производственной сфер. Как и управление, понятие "менеджмент" кроме основных видов включает соответствующие уровни, основные формы и подвиды (финансовый менеджмент, менеджмент персонала, маркетинговый менеджмент и т. д.). В целом менеджмент - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, направленный на то, чтобы сформировать и достичь цели организации через других людей .

Администрирование

В социальных науках администрацией принято называть любую крупномасштабную организацию профессиональных служащих, чья основная обязанность состоит в том, чтобы реализовывать политику тех, кто принимает решения . Администрация - это рациональная система или организованная структура, предназначенная для квалифицированного и эффективного исполнения общественной политики и имеющая достаточно строгую иерархию власти.

Схема 1.

В узком смысле администрирование означает профессиональную деятельность государственных чиновников, направленную на осуществление решений руководства. В широком смысле администрирование - это не только профессиональная деятельность чиновников, но и вся система административных институтов с достаточно строгой иерархией, посредством которой ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз. В этом случае понятие "администрирование" соответствует понятию "административно-государственное управление", представляющему собой особую социальную функцию, направленную на упорядочение развития в интересах всего общества, где государственный чиновник является социальным агентом власти. Государственное администрирование означает скоординированные групповые действия в государственных делах : 1) связанные с тремя сферами власти - законодательной, исполнительной, судебной и их взаимодействием; 2) имеющие важное значение в формировании государственной политики и являющиеся частью политического процесса; 3) в значительной степени отличающиеся от администрирования в производственной и культурной областях; 4) тесно связанные с многочисленными социальными группами и индивидами, работающими в различных компаниях и организациях.

Таким образом, администрирование представляет собой управленческий процесс более высокого и более масштабного уровня, чем менеджмент (в узком смысле). Административное управление направлено в основном на выработку и постановку масштабных и перспективных целей (организации, отрасли, региона, государства), а менеджмент - на реализацию поставленных задач и поиск оптимальных путей их решения. При этом администрирование, как и менеджмент, относится только к классу социального управления.

Роли руководителя: Специалист или Администратор?

Специалист знает ЧТО делать и ему очень нравится делать это.
Администратор знает КАК управлять специалистами. И ему нравится ими управлять

Кажется, что управленцев-универсалов много и их легко подобрать и поменять, а вот специалисты – незаменимы. Но на самом деле толковые Администраторы встречаются не так уж и часто. Причем, в зале славы мирового бизнеса великих Администраторов пожалуй больше, чем великих спецов. Типичная фигура ставшего успешным бизнесмена – это Специалист, который с годами стал великим Администратором. Поменял свою ключевую роль, сумел так трансформировать себя.
Почему для успешного бизнеса Администратор должен взять верх над Спецом?
Потому что в долгосрочной перспективе управленческие функции гораздо весомее специальных. В долгосрочной перспективе система, порядок, процедуры берут верх над талантами, озарениями, идеями.
Иногда эта победа происходит на уровне смены руководителей, а иногда – возможно более драматично – внутри Директора-специалиста, который постепенно все больше становится Администратором. И такая внутренняя трансформация происходит в эту минуту с сотнями директоров, показывая их зрелость и готовность развивать свою компанию дальше.

Специалист
Директор-Специалист сделал типичную для многих карьеру. Он был хорошим специалистом, его сделали начальником профильного отдела, а позже выдвинули и на руководство. А возможно, все было и не так – надоело работать «на дядю» и он создал свою компанию и стал директором-Специалистом прямо со старта. Второй вариант встречается сегодня чаще – Специалисту не нравится быть в подчинении у «тормозящих» руководителей и он открывает свою фирму только ради этого – не тратить время на дураков.
Специалисту очень нравится то, чем занимается фирма, он сам с удовольствием выполняет наиболее ответственные заказы. Видно, что это ему в радость. В дни зарплаты он притворно удивляется: «Что, за все это удовольствие еще и деньги платят?».
Ему действительно не так уж важны деньги. Нет, хорошо, конечно, что их регулярно платят. Но на работу же ходят не за этим! Он со вкусом цитирует из старой книги Ли Яккоки: «Если бы я любил деньги, то занимался бы недвижимостью. Но я люблю автомобили!».
У него высокий авторитет в офисе, и не потому, что он -- директор. Ведь он здеcь – лучший, это очевидно! Все понимают, что многое в компании держится именно на том, что «наш директор -- Специалист с большой буквы», «таких еще поискать».
Совещания он не собирает. Зачем? Он-то все схватывает в первую минуту и действует быстрее, чем будет оформлено письменное распоряжение и его разнесут по кабинетам. И его подход дает гибкость, компания быстро подстраивается под ситуацию, клиенты довольны, что учтены их требования и нет формализма.
Специалист уверен, что в этом и есть секрет правильного руководства. Отбросить формальности и скучные процедуры! Обсуждать вопросы на бегу, в коридоре, и с теми, кто понимает! Подхватывать интересные идеи и сразу же внедрять! Разве лучшие решения рождаются на совещаниях?
Сотрудникам он предоставляет возможность самим организовывать свою работу. Он как бы говорит – Ну вы же умные, я вам доверяю, действуйте! И люди, действительно, самоорганизовываются. Ну, а если что-то идет не так, то он легко спускается с позиции руководителя на позицию авторитетного специалиста и делает, помогает делать другим. И постепенно у него складывается в голове картина своей роли – он должен вдохновлять и помогать, он доделает и дотянет то, с чем люди сами не справились. И это часто срабатывает, компания продолжает расти, завоевывать клиентов и репутацию на рынке.
Но чем крупнее и успешнее становится фирма, тем больше от Специалиста требуют совсем других ролей и действий. В какой-то момент, директор видит, что для адекватного руководства своей уже большой компанией он должен значительную часть времени уделить администрированию, менеджменту. И максимально сократить занятия своим любимым делом, тем, ради чего, он собственно и ходил на работу.
Он старается больше времени уделять административным вопросам, поступившись своими профессиональными амбициями. Но как замечательному Специалисту стать обыкновенным менеджером? Может лучше продолжать быть Специалистом, который заодно еще порешает и вопросы общего менеджмента? Предыдущий опыт подталкивает его именно к этому – продолжать быть хорошим специалистом. Ведь до сих пор он добивался успеха именно благодаря этому.
А в офисе нарастают проблемы и люди ведут себя не так, как он ожидает.
Специалист драматически переживает вхождение организации в период, когда уже не так важны его знания, а нужна четкость, порядок, требовательность и монотонность. Монотонность, которая его вообще сводит с ума. Директор, который привык быть в роли Специалиста, вдруг обнаруживает, что теперь фирме не очень нужны его уникальные знания – в организации есть кому быть спецами. Коллектив от него ждет правил игры. Справедливой системы мотивации, понятной системы планирования, жесткой системы контроля – от него ждут организации работы большой группы людей – а в этом он не специалист. Он умеет управлять техническими или химическими системами, а нужно управлять людьми.
Тут он вынужден отдать первые роли тем, кому нравится заниматься именно этим, наведением порядка и контролем, и выходит, что уже не он руководит своей организацией, а эти люди, которые представлялись ему не вредными, конечно, но и не очень далекими.
Он начинает вспоминать прошлое и жалеть о времени, когда он был так востребован, и все ему было ясно. Специалист не догадывается, что его ситуация типична и многие известные директора прошли через это. Вот, например, что об этом говорит в недавнем интервью Билл Гейтс: «Иногда я завидую тем, кто программирует. После того, как я перестал писать программы для Майкрософт, я часто полушутя говорил на совещаниях: Может заеду на выходных в офис, напишу эту программу сам. Теперь я так уже не говорю, но постоянно об этом думаю».
Постепенно Директор смиряется с тем, что теперь у него другая роль, не специалиста, а руководителя по общим вопросам. Он активнее сотрудничает с умелыми администраторами и все меньше появляется в специализированных подразделениях фирмы.
Получает ли он столько же удовольствия как и в начале своей директорской карьеры? Спросите у него.

Администратор

Администратор не проектирует дома, и не торгует одеждой, и не жарит бифштексы, и не ремонтирует автомобили. Он не умеет ничего этого делать! Но под его руководством люди делают это отлично. Компетенция Администратора -- организационный механизм -- и с этим делом он справляется лучше других в офисе.
В детстве он не мечтал стать Администратором, вряд ли кто-то в детстве вообще мечтает стать Администратором. Разве что, у него мама была Администратором в кинотеатре, и ему нравилось без билетов проходить на мультики. Но после, знаете как это бывает – ты хорошо организовал ремонт класса в школе, и взял на себя координацию выездов курса на пикники в институте - и все получалось, и тебя слушаются. И в армии поставили старшиной. То есть оказалось, что ты хорошо соединяешь других людей в согласованно работающие группы! И, что важно, это не требует у тебя какого-то напряжения, это происходит естественно.
Директор, который готов к роли Администратора, понимает, что с ростом организации возрастет неразбериха внутри, растет запрос на координацию усилий всех специалистов. Уже не хватает просто короткой договоренности – я сделаю так, а ты так. Слишком много людей и договаривающихся сторон, слишком много втянуто подразделений.
Конечно, упорядочить хаос ему так сразу не удается. Но постепенно в действиях сотрудников выделяются повторяющиеся действия и процессы. А это значит, что их можно описать и стандартизировать, а значит -- освободить себя от прямого контроля. Он-то мечтает о системе, которая действует без его вмешательства.
Директор-Администратор организует описание процессов, договаривается о способах измерения результатов. Он организует рассылку и разъяснение описанных процедур. Он знает -- процедуры спасут эту организацию. Точных данных нет, но с большой вероятностью можно утверждать, что систему стандартов ISO придумали Администраторы -- она им очень облегчает работу.
У него в кабинете висит цитата кого-то из великих: «Правила не обязательно любить, их достаточно выполнять и это сработает!». Он любит показывать на нее во время совещаний. Совещание -- это вообще ключевой инструмент Администратора и здесь уж он позволяет себе развернутся. Предварительные материалы, которые рассылаются участникам совещания за день раньше, четкая процедура обсуждения, протокол принятых решений – это становится нормой на фирме.
Администратор демонстрирует замашки бюрократа. Иногда ему говорят это с осуждением, но он-то понимает, что бюрократия -- это правильно, это работает. И он не рассчитывает, что все в офисе будут его любить. Меня не надо любить, -- как бы говорит он, -- но нужно выполнять инструкции, и я вас за это буду поощрять.
Сложности у Администратора возникают при общении с талантливыми неординарными сотрудниками, которые хотят работать «поверх» правил. Что делать с талантами, с гениями, которые не любят подчиняться и стандартизировать свой рабочий процесс?
Толковый Администратор не станет «всех стричь по одну гребенку». Он построить два подхода к сотрудникам -- общий (ко всем) и отдельный (к талантам). Возможно, талантам разрешат нарушать некоторые правила, возможно, их освободят от какой-то отчетности, наверняка им упростят доступ к руководству для обсуждения важных идей напрямую и т.д.
Если организация успешно проходит этап стандартизации и все у нее уже действует как в хорошо отлаженной машине, то снова растет спрос на нестандартные решения, неожиданные действия, то есть на Специалистов, которые могут нарушить систему, сделать по-другому, проявить гибкость. Администратор может начать сопротивляться этому. Ведь только-только все наладил и вот, пожалуйста, уже появились желающие все разрушить и снова вернуть компанию в хаос!
Но правильно было бы не бороться, а четко выделить участок, где проходят эксперименты и изменения. Тогда Администратор сотрудничает с новаторами и помогает им вписать новые подходы в общую систему, организует внедрение нового процесса в то, что уже отлажено. Умный Администратор понимает, что процедуры не должны стать самоцелью. В хорошей бюрократии люди знают -- кто именно принимает решения, каковы права и обязанности участников процесса. Это такой контракт, «общественный договор», который принимается в интересах организации в целом.