Социальные системы управления могут рассматриваться на различных уровнях управления:
Ø на макроуровне (нац. экономика в целом);
Ø на региональном уровне (например, хозяйство АР Крым, хозяйство Одесской области);
Ø на микроуровне (организация, предприятие).
При этом существует ряд общих законов функционирования систем управления . Эти законы отражают объективно существующие, систематически повторяющиеся существенные взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.
К важнейшим законам функционирования социальных систем управления можно отнести:
1) закон синергии;
2) закон информированности и упорядоченности;
3) закон развития;
4) закон композиции.
Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем силу индивидуальных усилий членов этой организации .
Данный феномен и определил переход человечества к организованным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, т. к. для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии , согласно которому в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным.
Но по закону синергии в социальных системах управления возможно изменение энергии как в сторону увеличения, так в сторону уменьшения .
Важнейшей особенностью действия закона синергии является возможность управления приростом энергии . Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макроуровне – в целенаправленном регулировании социально-экономического развития страны.
Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения . При этом информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей , т. к. управление возможно только при наличии коммуникаций.
В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения или информационный средой. Информационная среда включает совокупность всех знаний, которыми обладают граждане данной страны.
Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию , т. е. организация изменяется во времени: рождается, развивается, умирает. Иначе говоря, организация имеет свое прошлое, настоящее, будущее. При этом развитие организации должно происходить целенаправленно .
Цель отражает идеальный мысленный образ результата деятельности, а цель управления – это желаемое состояние системы управления.
Правильное определение целей развития – залог успешного развития организации. После определения цели обычно осуществляется выбор стратегии развития, а затем реализация выбранной стратегии.
Закон композиции выражается в стремлении организации к объединению . Закон композиции особенно актуален для предприятий в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели.
К общим закономерностям управления можно отнести:
1) Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства – предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства.
Так, приватизация предприятий промышленности и торговли обусловила многообразие их организационно-правовых форм и ослабила централизованное руководство деятельностью этих предприятий.
2) Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления – система с плановой регуляцией процессов, протекающих в ней, потенциально и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов.
Эта закономерность подтверждается широким применением анализа на всех уровнях управления и применением программно-целевого и системного подходов.
3) Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления – означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления.
В качестве примера можно привести Китай.
Качественные сдвиги в развитии экономики, наметившиеся в 70-е года ХХ века, потребовали трансформации всего аппарата управления в Китае. Это нашло свое отражение в целом комплексе реформ. В результате китайская экономика и управление ею стали более восприимчивы к требованиям НТП, обрели тенденцию поступательного развития. Без кризисов и потрясений был осуществлен переход к регулируемым рыночным отношениям.
4) Закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении – отражает:
v с одной стороны , дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей, увеличением масштабов управляемых систем, с появлением новых функций и видов деятельности;
v с другой стороны , разделение труда обуславливает его координацию, т. е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.
Мы рассмотрели общие закономерности присущие управлению в целом. Но существуют также частные закономерности , характерные для отдельных сторон и систем управления. К ним относятся:
1) Закономерность изменения функций управления – означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления.
Так, на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы, распределение ее прибыли, а на уровне каждого магазина, входящего в торговый дом, решаются тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.
2) Закономерность оптимизации числа ступеней управления – предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.
3) Закономерность концентрации функций управления – состоит в том, что каждая ступень управления стремиться к большей концентрации функций, т. е. к расширению и росту численности управленческого персонала.
Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, который наблюдается во всей странах.
4) Закономерность распространенности контроля – отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя.
Оптимальным считается наличие 7 – 10 подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.
Как общие, так и частные закономерности управления имеют объективный характер и должны учитываться при формировании принципов управления.
К общим закономерностям управления можно отнести:
Рассмотрим эти закономерности.
Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства. Так, приватизация предприятий промышленности и торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.
Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления тоже закономерна, так как система управления с плановой регуляцией протекающих в ней процессов и потенциально, и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому служит широкое применение программно-целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.
Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления. Так, качественные сдвиги в развитии экономики, наметившиеся в Китае в 1970-е гг., потребовали определенной трансформации всего аппарата управления, что получило свое отражение в комплексе реформ, осуществление которых началось с 1975 г. В результате китайская экономика и управление ею стали более восприимчивы к требованиям научно-технического прогресса, обрели тенденцию устойчивого поступательного развития, без кризисов и потрясений был осуществлен переход к регулируемым рыночным отношениям.
К общим закономерностям управления можно отнести и усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении. Закономерность отражает, с одной стороны, дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей (в том числе и торговли), увеличением масштабов управляемых систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обусловливает его координацию, т.е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.
Если общие закономерности присущи управлению в целом, то частные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления. К частным закономерностям можно отнести:
Закономерность изменения функций управления означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, охватывающие инвестиционную политику фирмы, распределение прибыли и т.п., то на уровне каждого входящего в торговый дом магазина решаются преимущественно тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.
Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.
Закономерность концентрации функций управления состоит в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, т.е. к расширению и росту численности управленческого персонала. Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, которая наблюдается во всех странах.
Закономерность распространенности контроля отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие 7–10 подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже при изучении управления персоналом и процесса формирования наиболее эффективных групп.
Закономерности управления (как общие, так и частные) имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей. Закономерности управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления.
Управление организацией, рассматриваемое как реально существующий феномен, имеющий определенную форму и конкретное содержание, может быть лучше и глубже понято, если знать то, как оно выглядит при обобщенном, теоретическом рассмотрении. Естественно, всякое абстрактное рассмотрение явлений или процессов уводит от реальности, стирает конкретные характеристики и черты. Однако в то же время оно позволяет лучше понять их сущность и природу, вскрыть и описать те лежащие в их основе отношения и общие для них существенные черты, которые определяют форму и содержание рассматриваемых явлений и процессов, логику и направления их развития, а также их возможности и границы осуществления.
Закономерности управления отражают объективно существующие, существенные взаимосвязи различных повторяющихся элементов, а также явлений в процессе управления. их разделяют на общие и единичные. Общие закономерности присущие всем системам управления, а единичные связанные с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций.
К общих закономерностей управления можно отнести закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства; закономерность подавляющего эффективности сознательного равномерного управления; закономерность соотношения управляющих и управляемых систем, субъекта и объекта управления; закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении. Рассмотрим эти закономерности.
Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства приводит к созданию систем управления адекватных формам собственности на средства производства. Так приватизация предприятий торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.
Подавляющее эффективность сознательного планомерного управления также закономерна, так как система управления с плановой регуляцией этих процессов, протекающих в ней, и потенциально, и фактически эффективнее системы управления стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому является широкое применение программно-целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.
Усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении. Закономерность отражает, с одной стороны, будущий горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, связанные с развитием отраслей, увеличением масштабов управленческих систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обусловливает его координацию, то есть согласованность действий субъектов управления, выражается в кооперации управленческого труда.
Единство системы управления производством , что означает устойчивость внутренних связей при изменениях внешней среды.
В практике управления необходимо единство:
принципов управления для всех звеньев и ступеней управления;
основных функций управления, которая содержится в полноте управленческой деятельности;
методов управления, которые используются при решении различных проблем развития производства;
организационных форм системы управления, которая проявляется при унификации ее структурных характеристик и функциональном разделении управленческого труда;
процесса управления, отражающий его непрерывность и ритмичность, согласованность всех операций, стадий, этапов;
системы управления, которая проявляется в единых требованиях к руководителям и других работников аппарата управления.
Пропорциональность производства и управления необходима в организации для рационального развития основного и вспомогательного производства, как одного из условий высокой производительности труда. Пропорциональность важна и в середине основного производства, для четкой работы его подразделений.
Централизация и децентрализация управления предполагает необходимость эффективного распределения задач, функций и полномочий (рис. 2.1).
Централизованное управление представляет систему, при которой существует безпреревна, постоянно действующая и достаточно устойчивая подчиненность каждого звена субъекту управления. Оно требует обязательной согласованности управленческих решений, содержание которых определяется едиными целями развития системы.
Рис. 2.1. Распределение задач, функций и полномочий в менеджменте
В процессе развития производства уровень централизации меняется. Согласно теории управления нецелесообразно считать лучше: высокоцентрализованной или децентрализованное управление. Для каждого этапа развития производства должен быть свой оптимальный уровень централизации.
Важно на каком уровне иерархии принимается решение. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже степень, для которой оно предназначено, тем выше уровень централизации управления.
Соотносительность и адекватность управляющей и управляем систем. Изменения соотносительности субъекта и объекта управления происходит под действием различных факторов. Наиболее значимые из них являются организационные и экономические, которые проявляются в увеличении стоимости управления. Эта тенденция имеет объективную основу и отражает процессы повышения технического уровня управления на базе использования современной техники. Стоимость управления повышается также за счет новых требований, предъявляемых современным производством.
Если общие закономерности присущие управлению в целом, то частичные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления. К частичных закономерностей можно отнести закономерность изменения функций управления, закономерность оптимизации числа стадии управления, закономерность концентрации функций управления и закономерность распространенности контроля.
Закономерность изменения функций управления означает рост некоторых функций и уничтожение других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, которые охватывают инвестиционную политику фирмы и распределение прибыли, то на уровне каждого магазина, который входит в торгового дома, решаются преимущественно тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.
Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение лишних звеньев управления, повышает его гибкость и оперативность.
Закономерность концентрации функций управления состоит в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, т.е. к расширению и росту численности управленческого персонала. Эту закономерность заочно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, наблюдается во всех странах.
Закономерность распространенности контроля отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного управления их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие 7- 10 подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя.
Закономерности управления имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей. Закономерности управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления.
Закономерность - ϶ᴛᴏ часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений. К примеру, связь качества преподавания и качества обучения, показана на рис.3.
1,2,3 – закономерности закона
Сегодня в работе Э.М.Короткова представлены основные закономерности управления. Рассмотрим их кратко.
1. Закономерность интеграции.
Это первая из управленческих закономерностей, отмечающая закономерность интеграции деятельности людей в процессах управления. Осуществляется интеграция посредством реализации на практике таких категорий, как субъект и объект управления, функции и обязанности, объединяющие людей в процессе управления. Право принимать решения и воздействовать закрепляется полномочиями.
2. Закономерность иерархии управления.
Любое управление имеет иерархическое строение. Вершина иерархии - ϶ᴛᴏ должность, или лидер, или собрание акционеров, или совет директоров и т.д. Иерархия формируется на базе распределения полномочий, в связи с этим без полномочий нет управления. Развитие управления на современном этапе не уничтожает иерархию управления, а усложняет ее матричными и сетевыми структурами.
3. Закономерности крайне важно й централизации.
Условия управления меняются непрерывно, что приводит к перераспределению полномочий. Изменение последних приводит к изменению централизации управления. Практика показала, что это объективный процесс. Степень же централизации управления зависит от уровня развития организации, а именно от таких показателей, как масштаб организации, кадровое обеспечение, структура ресурсов и т.д.
4. Закономерность человеческого фактора управления.
В случае если признать, что организация это есть социально-экономическая система, то значит, управление в ней должно опираться не только на экономические законы, но и потребности, интересы, ценности, установки человека. В этом и состоит закономерность учета влияния человеческого фактора.
5. Закономерность реализации управленческих решений.
В случае если рассматривать организацию как процесс, состоящий из этапов целеполагания, оценки ситуации, установления проблемы и ее разрешения путем принятия управленческого решения, то закономерность должна быть сформулирована следующим образом: ʼʼВсякое управление осуществляется как процесс реализации управленческого решения, разрабатываемого на базе цели и определяющего последовательное движение к ее достижениюʼʼ.
6. Закономерность управляемости организации.
Управляемость – реакция управляемой подсистемы на воздействие управляющей. Низкая или высокая управляемость зависит от типа реакции на управленческие воздействия. Чем выше уровень управления и оно ближе по стилю к демократическому, по содержанию к стратегическому, инновационному и профессиональному, тем выше управляемость. Закономерность: управляемость характеризует соответствие управления условиям его функционирования.
7.Закономерность ресурсообеспечения управления.
В случае если объём деятельности по управлению зависитот масштабов и сложности управляемой системы, то это определяет крайне важно сть иметь определенные ресурсы, чтобы сделать управление эффективным. Значит, закономерностью является крайне важно сть регулирования затрат ресурсов на эффективное управление.
8. Закономерности соответствия целей субъекта и объекта управления.
В случае если цели системы не совпадают с теми целями, которые ставит перед собой управление – организация разрушится. Закономерность: цель устойчивого управления должна быть тождественная цели развития системы (организации) в целом.
9. Закономерность информационного обеспечения управления.
Так как информация определяет возможность управления, то значит, и качество управления зависит от качества информационного обеспечения. Закономерность: чем выше уровень информационного обеспечения, тем выше уровень управления.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, мы рассмотрели основные закономерности управления. Взаимодействие закономерностей управления отражает его суть. Способы учета закономерностей различны: формулировка рекомендаций, ограничений и т.д., при этом крайне важно понимать и учитывать принципы управления.
Закономерности управления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Закономерности управления" 2017, 2018.
Ранее мы уже говорили, что существуют три вида систем: механические, биологические, социальные. (Напомним, что самой сложной является последняя, в которую могут входить две другие, наиболее простой является техническая, которая может быть в составе и биологической... .
Важная особенность социальной системы (как и органической системы вообще) состоит в том, что небольшие изменения в одном из ее элементов могут вызвать «цепную реакцию», привести к серьезным последствиям для нее в целом. Это свойство широко используется в управлении: с... .
Управлению производством на промышленных предприятиях присущи определенные закономерности. В числе таких закономерностей в первую очередь выделяется соответствие организации производства его целям. Эта закономерность предопределяет методические подходы к... .
В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив определяют их волю, сознание и намерения.... .
Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы) В самом общем виде управление...