Этапы регистрации субъектов предпринимательского права. Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательской деятельности. Выбор организационно-правовой формы

27.07.2019 Снилс

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Факультет юридический
Кафедра государственного и муниципального права

1. Создание субъектов предпринимательской деятельности
Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.
Традиционно выделяют четыре способа создания субъектов предпринимательского права.
1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.
2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.
3. Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).
4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации.
Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Процедура государственной регистрации субъектов предпринимательского права урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне это нормы ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (введен в действие с 1 июля 2002 г., далее - Закон о регистрации), Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ", утвердивший Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности (в части, не противоречащей Закону о регистрации), нормы специальных законов ("Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах" и др.). В субъектах РФ приняты свои акты, определяющие порядок государственной регистрации.
Государственная регистрация - один из этапов создания коммерческой организации. Охарактеризуем эти этапы.
Определение состава учредителей, проведение общего собрания
Это первый шаг к созданию коммерческой организации. Законодательством предусмотрены правила, касающиеся состава и количества учредителей. К примеру, хозяйственное общество может быть создано одним лицом, о чем прямо говорится в п. 1 ст. 66 ГК РФ. При этом устанавливается одно ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. В силу ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти, число акционеров открытого общества не ограничено. В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О производственных кооперативах" число членов кооператива не может быть менее пяти. Полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере -граждане и юридические лица. Установлены ограничения на участие отдельных категорий гр........

Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - ст. 3301 (ч. 1)
2. Глазова, Е.В. Предпринимательское право /Е.В. Глазова. - СПб: Питер, 2014. - 208с.
3. Ершова, И.В. Предпринимательское право: Учеб. пособие /И.В. Ершова. - 6-е изд., испр. и доп. - М. : Юриспруденция, 2013. - 288с.
4. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник /С.Э. Жилинский. - 10-е изд., пересмотр. и доп. - М. : Норма, 2014. - 928с.
5. Зенин, И.А. Предпринимательское право: Учебник /И.А. Зенин. - М.: Высшее образование, 2013. - 629с.
6. Толкачев, А.Н. Российское предпринимательское право: Учеб. пособие для вузов /А.Н. Толкачев. - М.: Экзамен, 2013. - 544с.

Порядок и основные этапы создания субъектов предпринимательского права Создание субъектов предпринимательского права: понятие и способы. Лицензирование предпринимательской деятельности. Реорганизация субъектов предпринимательского права. Ликвидация субъектов предпринимательского права.

Создание субъектов предпринимательского права Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Процедура государственной регистрации субъектов предпринимательского права урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне это нормы ГК РФ, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129 -ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ", нормы специальных законов ("Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах" и др.). В субъектах РФ приняты свои акты, определяющие порядок государственной регистрации. Государственная регистрация - один из этапов создания коммерческой организации. Охарактеризуем эти этапы.

Этап I. Определение состава учредителей, проведение общего собрания Формы коммерческой организации Особенности Хозяйственное общество Может быть создано одним лицом (п. 1 ст. 66 ГК РФ). При этом устанавливается одно ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. АО и ЗАО В силу ст. 7 Федерального закона "Об акционерных обществах" число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти, число акционеров открытого общества не ограничено. Производственные В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О кооперативы производственных кооперативах" число членов кооператива не может быть менее пяти. Товарищество Полными товарищами в полных товариществах и товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере -граждане и юридические лица.

Этап II. Выбор организационноправовой формы Учредители могут создать коммерческую организацию в любой организационно-правовой форме, кроме случаев, установленных законодательством. Например, аудиторские фирмы могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством РФ, за исключением формы открытого акционерного общества. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Этап III. Оформление учредительных документов В качестве учредительных документов выступает устав (для кооператива, унитарного предприятия, акционерного общества), либо учредительный договор и устав (для обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью), либо только учредительный договор (для товариществ).

Этап IV. Разработка наименования коммерческой организации Согласно ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Указание на характер деятельности должно содержаться в обязательном порядке только в наименовании унитарных предприятий. Фирменное наименование должно служить средством индивидуализации лица. Для этого введен порядок его обязательной предварительной проверки на оригинальность. Наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" и слова "полное товарищество". В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О банках и банковской деятельности "ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова "банк", "кредитная организация" или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций".

Порядок включения в фирменное наименование слов "Россия", "Российская Федерация" предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N° 1463 "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация". В названиях коммерческих организаций эти слова применяются в соответствии с актами Президента РФ, Правительства РФ, а в иных случаях - с разрешения специально созданной Правительственной комиссии.

Этап V. Определение места нахождения организации Согласно ст. 52 ГК РФ, место нахождения организации должно указываться в ее учредительных документах. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размешается орган управления юридического лица, должны быть указаны основания для его размещения, данный орган должен быть постоянно действующим (генеральный директор, правление).

Этап VI. Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда К моменту создания организации должно быть сформировано не менее 50 процентов ее уставного (складочного) капитала. Каждый член производственного кооператива обязан внести к моменту регистрации не менее 10 процентов паевого взноса. С этой целью в банке открывается временный расчетный счет, на который вносится необходимая сумма. По временным расчетным счетам про изводятся операции только по зачислению первоначальных взносов учредителей в уставный капитал и взносов лиц, участвующих в подписке на акции. Уставный фонд унитарного предприятия должен быть оплачен собственником полностью до государственной регистрации. В случае оплаты уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда неденежными средствами лицо, вносящее вклад, должно указать конкретное имущество, вносимое в качестве вклада, а также подтвердить, что настоящий вклад является реальным и это имущество не вносилось в качестве вклада в уставный (складочный) капитал, уставный (паевой) фонд других юридических лиц, не заложено и не находится под арестом, а также произвести денежную оценку данного имущества. При неадекватности денежной оценки представить заключение независимого оценщика.

Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе, в качестве которого определено Министерство РФ по налогам и сборам (Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319). Данные обо всех созданных юридических лицах поступают в государственный реестр. Принципы его иедения и содержание определены Законом о регистрации. Регистрация некоторых субъектов имеет свою специфику. В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" Банк России ведет Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Некоторые организации с иностранными инвестициями регистрируются в Государственной регистрационной палате при Министерстве юстиции Российской Федерации. Определенные особенности имеет регистрация акционерных обществ, при учреждении которых представляется уведомление о принятии Московским региональным отделением ФКЦБ России документов для регистрации выпуска акций, распределенных среди учредителей акционерного общества.

Документы для регистрации могут быть переданы в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направлены почтовым переводом. Для регистрации создаваемой организации необходимо представить: заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала, уставною (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена. решение о создании юридического лица; учредительные документы (подлинники или нотариально удостоверенные копии); документ об уплате государственной пошлины.

Согласно Закону, государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов. Решение о государственной регистрации является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации (внесения в реестр) заявителю выдается подтверждающий этот факт документ (в настоящее время - свидетельство о регистрации).

Этап VIII. Изготовление печати Эскиз печати и штампа должен быть согласован исполнительным органом юридического лица, индивидуальным предпринимателем на бланке установленной формы. Бланк с согласованным эскизом печати (штампа) представляется в регистрирующий орган для утверждения. Для изготовления печати (штампа) по утвержденному эскизу регистрирующим органом выдается декларация. В Москве МРП (ее структурные подразделения) ведет Московский городской реестр печатей и штампов. Каждой печати присваивается порядковый номер.

Этап IX. Постановка на учет в налоговом органе Порядок постановки на учет в налоговом органе определен ст. 84 Налогового кодекса РФ. Организациям и физическим лицам, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков, выдается Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Сведения о налогоплательщиках и присвоенных им идентификационных номерах включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы, а в части, относящейся к учету налогоплательщиков-предприятий, - также в Государственный реестр предприятий, который ведется налоговыми органами.

Этап X. Открытие расчетного счета в банке Открытие расчетного счета в банке с внесением на него установленной части капитала (фонда). В случае если вклады в уставный капитал вносятся не денежными средствами, а имуществом (оборудование, сырье, оргтехника и т. п.), необходимо подтвердить передачу на баланс коммерческой организации указанного имущества справкой за подписью руководителя и главного бухгалтера.

Этап XI. Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах Постановка на учет в государственных внебюджетных социальных фондах: пенсионном, занятости населения, государственного социального страхования, медицинского страхования.

Лицензирование предпринимательской деятельности Федеральный закон № 99 -ФЗ от 04. 05. 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» ; Постановление Правительства РФ № 957 от 11. 2011 года «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» ; Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденные Правительством РФ.

Лицензия представляет собой специальное разрешение, выданное юридическому лицу (либо индивидуальному предпринимателю) соответствующим лицензирующим органом, и дающее ему право осуществлять определенный вид деятельности, при условии обязательного соблюдения лицензионных правил и требований. Под процедурой лицензирования предпринимательской деятельности понимается комплекс мероприятий, связанных с оформлением документов на предоставление, возобновление или прекращение действия лицензии, аннулирование разрешения, а так же контроль лицензирующих органов за соблюдением юр. лицом условий и требований лицензионного соглашения, ведение реестров лицензий.

Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности Функционирование любой организации может быть окончено в итоге проведения ее реорганизации путем осуществления одного из установленных законодательных методов: слияния, разделения, присоединения, выделения, преобразования

Реорганизация юридических лиц - это прекращение хозяйственной деятельности юр. лица с правопреемством, передачей всех имеющихся прав (включая обязанности) от одного субъекта предпринимательской деятельности к другому, за исключением законодательно определенных случаев реорганизации, к примеру, в форме выделения, когда юр. лицо продолжает осуществлять свою уставную деятельность. Отличительной чертой реорганизации от ликвидации юр. лица является тот факт, что реорганизация предполагает в будущем времени существование прав (обязанностей) в хозяйственном отношении, а именно сохранение материального имущества либо в увеличенном объеме, либо в сокращенном. Процедура реорганизации напрямую сопряжена с правопреемством, передачей имущественных (иных) прав и имеющихся обязанностей от одного изменяемого субъекта хозяйствования к иному, вновь образуемому юр. лицу. В итоге реорганизации все существующие права собственности на любое материальное имущество реорганизуемой компании переходят к иным юр. лицам, его правопреемникам.

Реорганизация субъекта предпринимательской деятельности может быть проведена одним из двух способов: - в добровольном порядке; - принудительным путем.

Добровольная реорганизация Проводится, исключительно, по решению всех учредителей (участников) компании, или исполнительного органа, который уполномочен на такие действия соответствующими учредительными документами; Организации, участвующие в процессе слияния, заключают многосторонний договор о слиянии, где оговаривают все существенные условия и порядок слияния, а также определяют порядок конвертации имеющихся акций каждого из акционерных обществ, в ценные бумаги образуемого общества. Процедура разработки и утверждения нового устава, включая выборы наблюдательного совета (или совета директоров) создаваемого общества, проводится на общем, совместном собрании всех участвующих в слиянии акционеров.

При слиянии компаний, права (обязанности) каждого из участвующих в процедуре субъектов, переходят к образуемому юр. лицу на основании утвержденного передаточного акта. При присоединении, последним наследуются все права и возникшие обязанности присоединенного предприятия, также на базе передаточного акта. При разделении, права (соответственно, обязанности) материнской организации, наследуются образуемыми организациями на основе разделительного баланса. При выделении, к каждому из выделенных субъектов, переходят права (обязанности) реорганизованного предприятия в сопряжении с разделительным балансом.

Добровольная ликвидация Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального предприятия может принять собственник.

Статья 61. ГК РФ Ликвидация юридического лица Принудительная ликвидация в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной; в случае осуществления деятельности без разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в СРО и/ или отсутствия свидетельства о допуске к определенному виду работ выдаваемым СРО; в случае деятельности, запрещенной законом, нарушением Конституции Р Ф, либо с другими неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов; в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций; по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано.

Этапы ликвидации 1. Сообщение о принятом решении в трехдневный срок регистрирующему органу, осуществившему государственную регистрацию данного лица. 2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации. 3. Публикация о ликвидации в органах печати. 4. Переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии. 5. Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам по месту постановки организации на учет. 7. Выход ликвидируемой организации из состава участников (учредителей) других юридических лиц. 8. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством. 9. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. 10. Продажа имущества юридического лица с публичных торгов. 11. Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества. (ст. 64 Гражданского кодекса РФ) 12. Представление согласованного ликвидационного баланса в налоговый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом. 13. Закрытие банковских счетов ликвидируемой организации. 14. Аннулирование идентификационньгх кодов в органах статистики. 15. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ФНС РФ) документов о проведенной ликвидации.

Вопросы для подготовки к практическому занятию: 1. Кто может быть учредителем юридического лица? 2. Может ли организация быть учреждена одним лицом? 3. Какой орган осуществляет регистрацию юридических лиц? 4. Какие требования предъявляются к содержанию учредительных документов? 5. Для чего необходимо лицензирование? 6. Каков порядок лицензирования? 7. Каковы последствия осуществления деятельности без лицензии? 8. В каких случаях прекращается деятельность юридического лица? 9. Каким способом может быть произведена реорганизация юридического лица? 10. Назовите основания ликвидации юридических лиц. 11. Опишите порядок ликвидации юридического лица.

Тема 5. Порядок и способы создания субъектов предпринимательского права

5.1. Понятие и способы создания субъектов предпринимательского права

Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права.

Традиционно выделяют четыре способа создания субъектов предпринимательского права.

1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ, органов субъектов РФ и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий. Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления.

2. Учредительный способ применяется при создании коммерческих организаций с одним участником (например, хозяйственных обществ), а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности.

3. Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственного кооператива).

4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации (например, на основании ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в некоторых случаях необходимо получить разрешение антимонопольного органа).

Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

71. Порядок создания страховых компаний В рамках гражданского права и страхового законодательства РФ существуют определенные правила для создания и регистрации страховой компании:1) страховая компания в РФ может быть только юридическим лицом и обязана функционировать

Из книги Треннинг. Настольная книга тренера автора Торн Кей

Другие способы создания команды Некоторые тренинговые компании сегодня применяют другой подход к увеличению численности их тренеров. Они создают небольшие группы независимых тренеров, которых иногда приглашают к сотрудничеству. Очевидно, этот подход обеспечивает

автора Смагина И А

Тема 1. Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права 1.1. Предмет и метод российского предпринимательского права Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:а) как комплексная отрасль права– совокупность юридических

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

1.1. Предмет и метод российского предпринимательского права Российское предпринимательское право можно рассматривать в трех аспектах:а) как комплексная отрасль права– совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

1.3. Принципы российского предпринимательского права Принципы российского предпринимательского права – основополагающие начала, на которых строится предпринимательское право. Выделяют ряд принципов предпринимательского права.1. Принцип свободы предпринимательской

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 2. Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения 2.1. Понятие и виды источников российского предпринимательского права Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

2.1. Понятие и виды источников российского предпринимательского права Термин «источник права» традиционно рассматривают в двух аспектах – материальном (содержательном) и формальном. Под источником права в материальном смысле понимаются условия жизнедеятельности

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

2.2. Нормативно-правовой акт как источник российского предпринимательского права Нормативно-правовой акт является основным источником права в Российской Федерации. Ниже приведены нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность.1. Конституция

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

2.3. Обычай делового оборота и общепризнанные принципы и нормы международного права как источники российского предпринимательского права Понятие обычая делового оборота определено в статье 5 ГК РФ.Обычаи делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 3. Субъекты предпринимательского права 3.1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.Признаки субъектов

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

3.1. Понятие, признаки и виды субъектов предпринимательского права Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником предпринимательских правоотношений.Признаки субъектов предпринимательского права1. Легитимация в

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

5.1. Понятие и способы создания субъектов предпринимательского права Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

5.2. Этапы создания субъектов предпринимательского права В процессе создания коммерческой организации выделяют несколько этапов.1. Определение состава учредителей, проведение общего собрания учредителей. Законодательство устанавливает различные требования к

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 1. Предмет, метод и принципы российского предпринимательского права I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Российское предпринимательское право является:А. Базовой отраслью праваБ. Комплексной отраслью праваВ. Специальной отраслью

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 2. Источники предпринимательского права. Предпринимательские правоотношения I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Источником российского предпринимательского права не является:А. Обычай делового оборотаБ. Международный договор РФВ.

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 3. Субъекты предпринимательского права I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Подразделение коммерческой организации получает наибольшую самостоятельность в хозяйственном обороте, если оно образовано как:А. Представительство Б. Филиал

Создание субъекта предпринимательского права представляет собой процесс совершения юридически значимых действий и принятия соответствующих актов, направленных на придание лицу статуса субъекта предпринимательского права .

Традиционно выделяют четыре способа создания субъектов предпринимательского права.

1. Учредительно-распорядительный способ предусматривает, что основанием для учреждения юридического лица является распоряжение соответствующего государственного или муниципального органа (решения Правительства РФ , органов субъектов РФ и местного самоуправления). Данный способ применяется при создании государственных и муниципальных унитарных предприятий . Функции собственника по созданию таких предприятий возложены на соответствующие федеральные органы исполнительной власти , исполнительные органы субъектов РФ и соответствующие органы местного самоуправления .

3. Договорно-учредительный способ используется при создании коммерческих организаций с числом учредителей более одного (хозяйственных товариществ , хозяйственных обществ , производственного кооператива).

4. Дозволительно-учредительный способ предусматривает необходимость получения разрешения государственного органа на создание коммерческой организации (например, на основании ст. 17 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках » в некоторых случаях необходимо получить разрешение антимонопольного органа).

Этапы создания субъектов предпринимательского права

4. Разработка наименования коммерческой организации. В соответствии со ст. 4 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций , а также унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Назначение фирменного наименования коммерческой организации состоит не только в ее идентификации, индивидуализации ее деятельности в хозяйственном обороте, но и в том, что оно само по себе является объектом гражданских прав коммерческой организации.

Фирменное наименование приравнено по правовому режиму к объектам интеллектуальной собственности . Право на фирменное наименование относится к исключительным правам его владельца. Только ему принадлежит право использовать фирменное наименование в хозяйственных операциях различными способами, в том числе в рекламе товаров, в качестве элемента товарного знака; передавать право пользования другим коммерческим организациям на основе договора коммерческой концессии (франчайзинг) и т. д. Законодательством предусмотрена гражданско-правовая ответственность для лица, неправомерно использующего чужое зарегистрированное фирменное наименование. По требованию обладателя права на фирменное наименование нарушитель обязан прекратить использование чужого фирменного наименования и возместить причиненные убытки (п. 4 ст. 54 ГК РФ).

Кроме указания на организационно-правовую форму фирменное наименование может быть представлено именем или фамилией, либо характеризовать предмет деятельности, либо быть произвольным. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» «ни одно юридическое лицо в РФ, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова „банк“, „кредитная организация“ или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций».

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» организации, не отвечающие требованиям данного закона, не имеют права на использование в своем наименовании слов «биржа» или «товарная биржа».

Порядок включения в фирменное наименование слов «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 8 декабря 2005 г. N 743 «О мерах по организации принятия Правительством РФ решений, предусмотренных Постановлением Верховного Совета РФ от 14 февраля 1992 г. № 2355-1». В названиях коммерческих организаций эти слова применяются в соответствии с актами Правительства РФ, принимаемыми по результатам рассмотрения заявления и иных документов заинтересованных лиц специально созданной межведомственной комиссией, которая при рассмотрении обращений должна учитывать:

  1. значимость, характер, масштаб и сферу деятельности организации в интересах российского общества;
  2. положение организации в соответствующей сфере деятельности или на рынках Российской Федерации;
  3. производство уникальных, присущих только Российской Федерации товаров, услуг;
  4. представление интересов Российской Федерации на мировом рынке при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
  5. наличие оригинального полного и сокращенного названий организации, позволяющих отличить их от других названий, а также соответствие этих названий нормам государственного языка Российской Федерации.

5. Определение места нахождения организации . В соответствии со ст. 52 ГК РФ, место нахождения организации должно указываться в ее учредительных документах. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК РФ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно исполнительного действующего органа, а в случае отсутствия такового - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности . В качестве местонахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размещается орган управления юридического лица, должны быть указаны основания для его размещения, данный орган должен быть постоянно действующим (генеральный директор, правление).

6. Формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда. На момент государственной регистрации уставный капитал хозяйственного общества должен быть оплачен его учредителями не менее чем наполовину. Аналогичное правило действует и при формировании складочного капитала в хозяйственных товариществах. Члены производственного кооператива обязаны внести к моменту государственной регистрации кооператива не менее чем десять процентов паевого взноса. Остальная часть паевого взноса вносится в течение года после государственной регистрации кооператива.

7. Государственная регистрация юридического лица в установленном законом порядке.

Правовые основы государственной регистрации юридических лиц

Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц урегулированы ГК РФ, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей », нормами специального законодательства (об акционерных обществах , об обществах с ограниченной ответственностью , о производственном кооперативе и др.).

Государственная регистрация - заключительный этап создания коммерческой организации . Она имеет правоустанавливающее значение.

Под государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей понимаются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти , осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц , приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законодательством (ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). от 17 мая 2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти , осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» определены налоговые органы РФ.

Для регистрации создаваемой организации необходимо представить следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации с подтверждением соответствия учредительных документов требованиям законодательства, достоверности сведений, соблюдения порядка учреждения юридического лица, оплаты уставного (складочного) капитала , уставного (паевого) фонда. Подпись заявителя должна быть нотариально удостоверена;
  2. решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
  3. учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
  4. выписка из реестра иностранных юридических лиц ответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
  5. документ об уплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных законом. Документы представляются уполномоченным лицом непосредственно или почтовым отправлением.

Датой представления документов является день их получения регистрирующим органом. В этот же день заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом.

2. Проведение правовой экспертизы документов осуществляет регистрирующий орган в целях установления соответствия документов требований законодательства как по форме, так и по содержанию.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

По итогам экспертизы государственный служащий ФНС РФ составляет заключение о соответствии (несоответствии) документов установленным требованиям.

3. Принятие решения о государственной регистрации юридического лица является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр, которое осуществляется путем присвоения организации очередного номера в журнале регистрации поступающих документов, проставления специальной надписи (штампа) с наименованием регистрирующего органа, номером и датой на первой странице учредительных документов, скрепляемой подписью должностного лица, ответственного за регистрацию.

4. Выдача заявителю документа (регистрационного свидетельства), подтверждающего факт внесения записи в государственный реестр осуществляется в срок не позднее одного дня с момента государственной регистрации юридического лица.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) в иных случаях, указанных в законе (п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 Федерального закона № 129-ФЗ).

Отказ в государственной регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности не допускается.

Решение об отказе в государственной регистрации должно быть принято не позднее срока , установленного для государственной регистрации (5 рабочих дней) и должно содержать основания отказа.

Решение об отказе в государственной регистрации направляется лицу, указанному в заявлении о государственной регистрации, с уведомлением о вручении такого решения и может быть обжаловано в судебном порядке.

Под созданием субъектов ПП понимаются совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу правового статуса субъекта ПП.

Способы создания субъектов предпринимательского права:

- учредительно-распорядительный способ (при создании унитарных предприятий по решению Правительства РФ, соответствующего органа субъектов РФ);

- учредительный способ (применяется при создании коммерческих организаций с одним участником, а также при легитимации индивидуальной предпринимательской деятельности);

- договорно-учредительный (при создании коммерческой организации с числом учредителей более одного);

- дозволительно-учредительный способ (необходимо разрешение соответствующего государственного органа).

Этапы создания субъектов ПП:

1) определение состава учредителей (хозяйственное общество может быть создано одним лицом, учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица; число акционеров ЗАО не должно превышать пятидесяти. В противном случае указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое, иначе оно подлежит ликвидации в судебном порядке. Число акционеров открытого общества не ограничено; число членов кооператива не может быть менее пяти);

2) выбор организационно-правовой формы (в законодательных актах устанавливаются запреты или ограничения на использование тех или иных коммерческих организаций для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; требования о ведении отдельных видов деятельности организациями, созданными в определенных организационно-правовых формах);

3) учредительные документы (в зависимости от выбранной организационно-правовой формы коммерческой организации, ее учредительными документами являются устав (унитарные предприятия, кооперативы, акционерные общества), либо учредительный договор и устав (общества с ограниченной и дополнительной ответственностью), либо только учредительный договор (товарищества));

4) наименование коммерческой организации (фирменное наименование определяется в учредительных документах организации и включается в единый государственный реестр юр. лиц при государственной регистрации юр. лица, оно должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юр. лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности);

5) место нахождения организации (в учредительных документах коммерческой организации должно быть указано место ее нахождения; место нахождения юр. лица определяется местом его государственной регистрации; государственная регистрация юр. лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);


6) формирование уставного (складочного) капитала, уставного (паевого) фонда (уставный капитал представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов учредителей организации – АО, ООО; в хозяйственных товариществах формируется складочный капитал; в производственных кооперативах формируется паевой фонд, который образуется за счет паевых взносов; при создании государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения формируется уставный фонд);

7) государственная регистрация юр. лиц и ИП(это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации, ликвидации юр. лиц, приобретении физическими лицами статуса ИП, прекращении физическими лицами деятельности в качестве ИП, иных сведений о юр. лицах и об ИП);

8) изготовление печати (эскиз печати должен быть разработан исполнительным органом юр. лица, ИП на бланке установленной формы; требования к печати организаций различных видов определяются специальным законодательством);

9) регистрация в органах статистики (при идентификации юр. лица используются коды, присваиваемые ему при регистрации Федеральной службой государственной статистики);

10) постановка на учет в налоговом органе (постановка организации или физического лица на учет подтверждается документом установленной формы; каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика; сведенияоб организациях и физических лицах, поставленных на учет включаются в Единый государственный реестр налогоплательщиков);

11) открытие расчетного счета в банке с внесением на него установленной части капитала;

12) постановка на учет в государственных социальных фондах (Пенсионном фонде, Фонде государственного социального страхования, фондах обязательного медицинского страхования).