История стратегически важной подводной лодки вмс аргентины "сан хуан". Гипотезы о причинах катастрофы

21.06.2019 Снилс

Разные подходы в организации войны накладывают отпечаток на все вооружение страны. Россия всегда была известна, как сухопутная военная держава. По этой причине самые серьезные силы государства сконцентрированы на суше и в воздухе. Одним из лучших образцов военной мысли отечественных конструкторов, стал Су-39 – современный и очень функциональный штурмовик.

Этот самолет настолько универсален, что способен выполнять любые задачи по поддержке войск на земле и на воде. В дополнение к этому, он получил как проверенные временем системы живучести в небе, так и полностью современное оборудование.

История создания

Прообразом нынешнего Су-39 стал , который прошел испытания на полях сражений и зарекомендовал себя очень удачной машиной. Этот штурмовик имел главную цель – борьбу с бронетанковыми войсками противника. Но требовалось создать более качественную машину, способную нести высокоточное вооружение и иметь более обширный диапазон действий.

Январь 1986 года стал началом проектной подготовки нового штурмовика. В его основу лег фюзеляж от Су-25УБ – это учебно-боевая версия знаменитого штурмовика, рассчитанная на 2 пилотов. Место второго пилота использовали для размещения бака и части бортового радара. Поэтому Су-39, который стал так именоваться после прохождения первых полетов в августе 1995 года, является 1-местной машиной.

Официально государственная процедура испытаний штурмовика началась с 1997 года, но до сих пор самолет не встал на конвейер.

Одно время этому мешал явный дефицит финансирования проекта, позже уже стало понятно, что дало о себе знать затянувшееся ожидание. Появились новые виды вооружений, которые обязательно потребовалось приспособить и для возможностей Су-39.

Сегодня известно о четырех собранных штурмовиках Су-39. Конечно для военных целей это ничто. Но проект можно назвать удачным, так как он воплотил надежный и проверенный временем планер и очень умное наполнение военного самолета.

Возможно, Су-39 никогда не увидит свет в качестве вставшего на вооружение штурмовика, но в том, что он послужит базой для дальнейшей модернизации, сомневаться не приходится.

Конструкция

Су-39 сохранил облик Су-25, но получил небольшие изменения. В целом, штурмовик Су-39 получил классическую компоновку и форму военного самолета. Многое сделано с прицелом на то, чтобы машина оставалась живучей, надежной и могла перенести даже прямое попадание из некоторых видов вооружений.

Конструктивно Су-39 представляет собой моноплан с высоко расположенным крылом.

Размеры штурмовика достаточно компактны, если не сказать малы. Это делает его маневренным, трудноуловимым для попадания, способным лететь на низких высотах, огибая препятствия и особенности рельефа поверхности. Отличить штурмовики этой серии можно по имеющемуся на носовой части обтекателю. На Су-39 он получил больший угол наклона, чем на основополагающей модели.

Места в кабине (Су-39 управляется 1 пилотом, но кабина предшественника Су-26УБ предполагала 2 места) хватило для установки бортового РЭО. Из-за его достаточно крупных размеров пришлось несколько сместить двухствольную 30 мм пушку ГШ-30 (относительно оси симметрии она сдвинута вправо на 273 мм) и переднюю стойки шасси (влево на 222 мм). Штурмовик получил характерный горб позади кабины, что делает Су-39 легко узнаваемым в модельном ряду КБ «Сухой».


Под днищем фюзеляжа появилась новейшая РЛС «Копье». Она незаменима в воздушном бою и позволяет обнаруживать летящие вражеские объекты и осуществлять прицеливание.
Управление самолетом считается очень простым, так как большую часть работы выполняет автоматика. Су-39 получил световую индикацию, проецируемую на стекло кабины (по аналогии с Миг-29).

Задача штурмовика – сдерживать передвижение вражеских сухопутных войск в тыл. По этой причине самолет конструировался для того, чтобы находиться в эпицентре сражений. Его кабина сделана из титана, а фонарь кабины выполнен из бронестекла. Даже прямое попадание снаряда из 30мм пушки не причинит вреда пилоту и важнейшим системам управления.

Еще одним качеством, которое гарантирует высокую надежность штурмовика – использование двух двигателей, размещенных по бокам от фюзеляжа.

Самолет может успешно продолжить полет и приземлиться даже при выходе из строя одной из турбин. Две основные опоры шасси расположены под крылом и убираются в специальные ниши, хвостовое оперение – однокилевое.

Летно-технические характеристики

Весь свой функционал штурмовик получил, исходя из целей, для которых он должен применяться:

  1. Изначально самолеты штурмовой авиации применялись для поражения бронетехники противника (Су-39, к примеру, пробивает ракетами «Вихрь» до одного метра брони).
  2. Су-39 получил вооружение (управляемые ракеты «воздух-поверхность»), которое позволяет вести бой даже с крупными соединениями противника на море. Благодаря широкому радиусу действия (самолет эффективен на расстоянии до 900 километров от места взлета) он способен оборонять прибрежную линию.
  3. Пилот может поражать или наносить существенный урон РЛС противника и его средствам ПВО и ПРО. Су-39 относительно эффективен в воздушном бою, может поражать летящие с низкой скоростью тяжелые транспортные самолеты и некоторые бомбардировщики.

Штурмовик КБ «Сухого» приобрел очень хорошие качества для скрытности. Нижняя часть фюзеляжа окрашена таким образом, чтобы визуально самолет сливался с небом. Специальное покрытие также снижает видимость на радарах противника. В инфракрасном диапазоне штурмовик также плохо заметен.


Для обеспечения скрытности он лишен турбофорсажа и получил сопло с нерегулируемыми лопатками. Это сказалось да динамике и скорости, но обнаружить штурмовик по тепловой карте стало сложнее. Для этих же целей разработчики пошли на снижение температуры отработанных газов, создав технологию их смешивания с атмосферным воздухом.

Системы сохранения живучести реализованы в станции разведки (пеленгует координаты РЛС противника), установке «Гордения» (которая отвечает за проецирование шумов и помех), системе «Сухогруз» (применяется для отвода ракет, которые подошли на опасное расстояние).

Кстати, последний рубеж обороны, «Сухогруз», имеет сразу несколько методов спасения самолета.

Он действует как стандартно, выпуская тепловые цели, сбивая наводку (установка ППИ-26), так и запускает цезиевые лампы, расположенные на кромках крыла. Эти мощные лампы (потребляют по 6 кВт каждая) создают оптические и тепловые помехи, отводя наведенную ракету в сторону.

Су-39 в сравнении с прямыми конкурентами

Российский штурмовик имеет неплохие показатели. Серьезным конкурентом ему можно назвать только французские Миражи.


В США же основное предпочтение отдается истребительной авиации. Поэтому с момента ввода в строй в 1976 году до сегодняшнего дня является единственным принятым на вооружение самолетом для поддержки бронетанковых войск и живой силы. Но он серьезно уступает более современному Су-39.

Су-39, Россия Мираж 2000-5 A-10 Thunderbolt II
Длина самолета/размах крыла/высота, м 15,06/14,36/5,2 15,55/8,22/4,5 16,26/17,53/4,47
Площадь крыла, кв.м 30,10 35 47,01
Масса пустой/максимальная взлетная, т 10,6/21,5 7,15/13,7 9,17/13,62
4,4 4 7,25
Емкость топливных баков, л 4890 6300 (с подвесными) 6200
Двигатели, количество и тяга, кгс 2х4500 ТРД Р-195(Ш) 1х4197 ТРД SnecmaAtar 9C 2х4112 General Electric TF-34-GE-100
Высота полета, км 12 18 13,38
Дальность полета максимальная/боевая, км 650 (у земли), 1050 (на высоте) 1250 на высоте 463 (у земли)/ 740 (на высоте)
Максимальная скорость, км/ч 950 956 722

Интересно, что уже по хорошей, для всей российской и советской военной техники, традиции Су-39 очень неприхотлив и готов к самым сложным условиям эксплуатации. Он способен вести бой днем и ночью, в любых погодных условиях, благодаря автоматическому пилотажно-навигационному оборудованию и продвинутым системам нацеливания.


Для взлета штурмовику понадобиться достаточно маленькая полоса – всего 1,2 км. Взлетать и садиться он может на грунтовые аэродромы вплоть до высокогорья (не выше 3 км над уровнем моря).

По условиям эксплуатации и цене штурмовик Су-39 является одним из самых оптимальных вариантов для штурмовой авиации мира.

Как считают эксперты, по стоимости и эффективности Су-39 превосходит зарубежные аналоги современности от 1,4 до 2,2 раза.Это сделало штурмовик желанным, поэтому завод в Улан-Удэ, где планируется его собирать, уже сейчас имеет заказы на производство, хотя самолет пока считается опытным образцом.

Вооружение

Одна из отличительных черт Су-39 – его громадный оружейный потенциал. По сути, поднимаясь с аэродрома, он в одиночку может выполнить самые сложные задачи. Установленная в носовой части система «Шквал-М» (спрятана за носовым обтекателем), выводит изображение местности под самолетом на экран пилота в кабине.


Ее качество такое высокое, что можно увидеть танк на 10 км по курсу, а жилой дом – даже на 15 км. В ширину мониторинг работает на 2 км. Все это позволяет эффективно захватывать цели или видеть запуск ракет по Су-39 и вовремя предпринимать меры по отклонению.

Ключевая особенность вооружения самолета – высочайшая точность. Например, основное вооружение – противотанковые управляемые ракеты «Вихрь» (штурмовик может нести до 16 штук) – попадают в цель с разбросом всего 60 см при запуске за 10 км до нее. К примеру, предшественник, Су-25 имел гораздо больше (160 штук) ракет С-8, которые не управлялись, поэтому использовались все для поражения одной единственной цели.

Су-39 же способен вывести из строя до 14 бронированных объектов противника за один вылет.

Вероятность попадания в движущийся танк «Вихрем» оценивается сегодня как 80-85%.

Точное наведение на цель помогает автоматическая система слежения за целью. Это еще одна особенность штурмовика, которая делает его незаменимым на поле боя.

Вооружение штурмовика подвешивается на 11 узлах (по 5 под каждым крылом и 1 под фюзеляжем).


Су-39 способен нести на борту:

  • неуправляемые блоки С-8 (160 ракет), С-13 (40) или С-24;
  • ракеты «воздух-воздух» Р-60 (2) или Р-73 (2);
  • сверхзвуковые ракеты «воздух-земля» «Вихрь» (16), Х-25Л (4), С-25Л (8), Х-29Л (4), Х-58 (4), Х21 А/АД/П (4) или Х-35 (4);
  • свободнопадающие бомбы ФАБ-250 или -500, РАБ-250 или -500 (8);
  • подвесные контейнеры со стрелковым вооружением.

Если вооружить комбинированным снаряжением (для работы по воздушным, морским и сухопутным целям), то самолет способен сдерживать наступательные силы противника. При этом он будет достаточно маневренным и способным обходить ПВО и ПРО.


Штурмовик Су-39 однозначно получился удачным самолетом, который может использоваться для различных военных целей в небе. Он одинаково успешно справится с работой разведчика, штурмовика, бомбардировщика или даже истребителя. Этот универсализм, конечно, предопределил будущее проекта.

Пусть серьезный отпечаток на штурмовик наложило тяжелое экономическое время, которое не дало запустить Су-39 в серию, перспективы самолета все-таки очевидны.

У него есть шансы послужить базой для будущих поколений штурмовиков. Возможно, что для этого потребуется только улучшить вооружение, авионику на борту и двигатели, используя ту же схему планера, кабины и фюзеляжа.

Видео

К моменту вторжения на Фолклендские острова и Южную Георгию ВМС Аргентины включали собственно флот, морскую авиацию и морскую пехоту. Общее руководство вооруженными силами осуществлял глава военной хунты генерал-лейтенант Л. Гапьтиери. В ходе войны очень важная роль выпала на долю аргентинских ВВС, которые стали главным противником британских сил. Командовал авиацией бригадный генерал Б. Лами-Дозо. Командующий флотом - вице-адмирал Д. Анайя. Оба они входили в состав хунты.

Командующим группировкой на Фолклендах стал генерал-майор М. Менендес, являвшийся также и губернатором этой территории (ее объявили провинцией Isla de Malvinas). С политической точки зрения, считалось очень важным продемонстрировать единство силовых структур страны, поэтому на островах базировались не только армейские части и ВВС, но и моряки, а также два катера и вертолет из состава Береговой охраны (Prefectura Naval).

В иностранной литературе перед названиями аргентинских кораблей и вспомогательных судов часто указывается «ARA», что подчеркивает принадлежность к ВМФ: «Военно-морской флот Республики Аргентина» (Armada Republico Argentina).

Можно отметить, что название аргентинского авианосца в справочной литературе дается в двух вариантах: «Veinticinco de Mayo» и «25 de Mayo». Никакого существенного различия нет, просто во втором случае дата пишется цифрами.

Следует учитывать, что до сих пор многие вопросы, связанные с аргентинским флотом, остаются не проясненными. Наиболее ярким примером здесь можно считать участие в событиях 1982 г. КРВ «Guerrico». После повреждений, полученных кораблем у Грютвике-на (см. стр. 28) он, вернувшись в свой порт, по одним данным, провел в ремонте три дня и участвовал в выходах Оперативного соединения 79.2 в океан. По другим данным, корвет оказался серьезно поврежден и вынужден встать на продолжительный ремонт. Так или иначе, но ПУ его комплекса «Exocet» были демонтированы с корабля и военно-транспортным самолетом доставлены в Порт-Стэнли. Там их установили на специальные прицепы и использовали в береговой обороне. Именно такой установкой была выпущена ПКР, повредившая «Glamorgan».

СОСТАВ АРГЕНТИНСКИХ СИЛ ВО ВРЕМЯ ОПЕРАЦИИ «ROSARIO»
(захват Порт-Стэнли 1 - 2 апреля 1982 г.)

TASK FORCE 20 (Соединение дальнего прикрытия и поддержки)

Командующий - вице-адмирал J. Lombardo.

Авианосец «Veinticinco de Mayo» (флагман); эсминцы «Comodoro Ру», «Hipólito Bouchard», «Piedra Buena», «Segui»; танкер «Punta Medaños».

TASK FORCE 40 (Амфибийное соединение) Командующий - контр-адмирал J. Gualter Aliara. Эсминцы «Santísima Trinidad», «Hercules»; фрегаты «Drummond», «Granville»; подводная лодка «Santa Fe».

TASK GROUP 40.1 (Десантная группа) Командующий - контр-адмирал морской пехоты С. Busser. Десантный корабль «Cabo San Antonio», полярное судно (ледокол) «Almirante Irizar», транспорт «Isla de los Estados».

TASK FORCE 60 (Силы, выделенные для захвата о. Южная Георгия)

Командующий - капитан 1 ранга С. Trombeta. Полярное судно (ледокол) «Bahía Paraíso» (флагман); корвет «Guerrico». Придан военный транспорт «Bahía Buen Suceso».

СИЛЫ АРГЕНТИНСКОГО ФЛОТА В АТЛАНТИЧЕСКОМ ОКЕАНЕ
(по состоянию на 30 апреля 1982 г.) Командующий - вице-адмирал J. Lombardo

Оперативное соединение 79.1

Командующий - контр-адмирал J. Aliara

АВ «Veinticinco de Mayo» (капитан де навио J. Sarcona);

ЭМ «Santísima Trinidad», «Hercules»; TH «Punta Medaños»

Оперативное соединение 79.2

Командующий - капитан де навио J. Calmon КРВ «Drummond», «Granville», «Guerrico»

Оперативное соединение 79.3

Командующий - капитан де навио Не. Bonzo КР «General Belgrano»; ЭМ «Hipólito Bouchard», «Piedra Bueno»; TH «Punta Delgada»

Отряд ПЛ: ПЛ «Santa Fe», «San Luis»

Прочие: полярное судно (ледокол) «Almirante Irizar»; разведывательные суда «Maria Alejandra», «Constanza», «Capitán Сапера», «Narwa»

Необходимо учитывать, что это именно списочный состав. Например, в момент атаки КР «General Belgrano» британской субмариной, TH «Punta Delgada» вместе с соединением не действовал.

Авианосец типа «Colossus»

Водоизмещение: полное - 19 896 т, стандартное - 15 892 т. Размерения: 211,3 х 37 х 7,6 м.

ЭУ: паротурбинная, две паровые турбины Parsons по 20 000 л.с; четыре котла Admiralty. Два винта. Скорость: 23,5 уз.

Дальность плавания: 12 000 миль при 14 уз. Экипаж: 1000 человек + 500 человек авиакрыло.

Вооружение: 10x1 40-мм/70 АУ «Bofors».

Авиация: 18 самолетов, 4 вертолета (число летательных аппаратов на борту часто менялось, один из вариантов - 10 штурмовиков «Skyhawk», 4 противолодочных самолета «Tracker», 4 вертолета «Sea King»; на начало мая 1982 г. - 8 «Skyhawk», 6 «Tracker» и 5 «Sea King»). Оснащен паровой катапультой. РЛС LW-01, LW-02 - обнаружения воздушных целей; РЛС DA-02 - обнаружения надводных целей; РЛС ZW-01 - навигационная. ,

«Veinticinco de Mayo» (V-2)

Бывший голландский «Karel Doorman», британский «Venerable»

Заложен: 3.12.1942, Cammell Laird, Биркенхед Спущен на воду: 30.12.1943 Вступил в строй: 17.1.1945

В апреле 1945 г. продан Нидерландам и в мае того же года вошел в состав голландского флота. В октябре 1968 г. куплен у Нидерландов, зачислен в состав ВМФ Аргентины 12.5.1969. За время службы прошел ряд модернизаций, последняя из которых завершилась в 1981 г.

В апреле 1982 г. обеспечивал высадку аргентинского десанта на Фолклендские острова.

В ходе Фолклендской войны соединение, в которое входил авианосец, первоначально находилось к северу от островов. 1 мая должен был состояться вылет штурмовиков «Skyhawk» с корабля для атаки британского авианосного соединения, но, как гласит официальная версия, вследствие неподходящих погодных условий (отсутствия ветра, что не позволяло штурмовикам совершить взлет с максимальной нагрузкой) «битвы авианосцев» так и не произошло.

После потопления КР «General Belgrano» авианосец вернулся в порт. Авиакрыло «Veinticinco de Mayo» в ходе конфликта выполняло полеты с авиабаз Рио-Гранде и Рио-Гальегос. Эскадрилья штурмовиков «Skyhawk» потеряла три машины, на ее счету потопление фрегата «Árdent» 21 мая.

Новейшие самолеты «Super Etendard» еще не были подготовлены к выполнению взлетов с корабля и посадок на него и не могли действовать в палубном варианте. В ходе конфликта они использовались только с береговых аэродромов.

В июне 1986 г. АВ выведен из боевого состава. В 1997 г. исключен из списков флота. В январе 1999 г. продан в Индию на слом, год спустя приведен на буксире в Аланг и посажен на мель.

Крейсер типа «Brooklyn»

Водоизмещение: полное - 13 645 т, стандартное - 10 800 т. Размерения: 185,4 х 21 х 7,3 м.

ЭУ: паротурбинная, четыре турбины Westinghouse по 25 ООО л.с, восемь котлов Babcock & Wilcox Express. Четыре винта. Скорость: 32,5 уз. (на ходовых испытаниях). Дальность плавания: 7600 миль при 15 уз. Экипаж: 1000 человек.

Вооружение: ЗРК «Sea Cat» 2x4 РПУ, боезапас 70 ЗУР; 5x3 6747 АУ; 8x1 5725 АУ; 2x2 40-м м АУ.

Бронирование: борт - 102 - 37 мм, палубы - 76 - 51 мм, башни - 127 - 76 мм, рубка - 203 мм.

Авиация: два вертолета.

Радиоэлектронное оборудование: РЛС LW и DA - поиска цели.

«General Belgrano» (С-4)

Бывший американский «Phoenix» (CL-46)

Заложен 5.4.1935, New York Shipbuilding Со, Кемден Спущен на воду: 12.3.1938 Вступил в строй: 18.3.1939

В состав аргентинского флота вошел 17.10.1951 под названием «17 de Octubre». В 1956 г. переименован в «Generai Belgrano».

«General Belgrano» вышел из гавани Ушуайя 26 апреля 1982 г. в сопровождении двух эсминцев - «Piedra Buena» (D-29) и «Bouchard» (D-26). Они составили Task Group 79.3.

30 апреля соединение было замечено британской АПЛ «Conqueror». После совещания военного кабинета премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер дала согласие на атаку крейсера.

Первая торпеда - в районе 10-15 м от носовой оконечности корабля. Попадание второй торпеды пришлось ближе к корме. Торпеда взорвалась в машинном отделении. Начавшая поступать в корпус вода не откачивалась, так как помпы не работали. Корабль начал крениться на левый борт. Через 12 минут после атаки командир крейсера Bonzo отдал приказ покинуть корабль.


По официальной версии, эсминцы сопровождения находились в неведении относительно судьбы крейсера. Они «потеряли» эскортируемый «General Belgrano» и визуального контакта не имели.

С 3 по 5 мая аргентинские и чилийские суда спасли 770 членов экипажа крейсера. Погибли 323 человека - 321 моряк и двое гражданских лиц, находившихся на корабле (встречаются и другие данные о потерях; например, в книге В Адамса «The Falklands conflicto указано - 368 погибших).

Подводные лодки

Тип «Balao»
(модернизированы по программе GUPPY)

Водоизмещение: в подводном положении - 2420 т, в надводном положении - 1870 т. Размерения: 93,7 х 8,3 х 5,5 м.

ЭУ: дизель-электрическая; три дизеля общей мощностью 4800 л.с;

два ТРЭД общей мощностью 5400 л.с. Два винта.

Скорость: 15 уз. в подводном положении, 18 уз. - в надводном.

Дальность плавания (надводная): 12 000 миль при 10 уз.

Глубина погружения: 120 м (максимум).

Экипаж: 82 человека.

Вооружение: 10 - 533-мм ТА (шесть носовых, четыре кормовых), 24 торпеды.

При постройке установлены 1х127-мм/25 орудие и 4 пулемета; при модернизации сняты.

«Santa Fe» (S-21)

Бывшая американская «Catfish» (SS-339)

Заложена: 1.1.1944, Electric Boat Co Спущена на воду: 19.11.1944 Вступила в строй: 19.3.1945

В состав аргентинского флота зачислена 7.1.1971, прибыла в Аргентину в сентябре того же года.

К началу конфликта ПЛ (командир - капитан де корвета A. Bicain) находилась в плохом техническом состоянии. Тем не менее, участвовала в захвате Порт-Стэнли (высадка группы спецназа). В апреле получила приказ действовать в районе острова Южная Георгия, предварительно доставив подкрепление его гарнизону.


20 апреля началась британская операция по возврату Южной Георгии. «Santa Fe» была обнаружена британской радиоразведкой, с 23-го числа велись ее активные поиски. В ночь с 24 на 25 апреля люди и снабжение были выгружены в Грютвикене. Затем ПЛ направилась в море, но утром вертолет «Wessex» с ФР «Antrim» обнаружил ее и сбросил две глубинные бомбы Мк 11. Затем поврежденная субмарина подверглась атакам вертолетов «Wasp» и «Lynx» с трех других кораблей, которые продолжили атаку, применив противолодочную торпеду (безуспешно), ПКР AS-12 (одно попадание в рубку, один член экипажа ПЛ получил тяжелое ранение), а также ведя пулеметный огонь. При повторных атаках «Santa Fe» получила еще четыре попадания ПКР AS-12 (две из них не взорвались). Поскольку серьезные повреждения не позволяли субмарине погружаться, экипаж покинул ее и в тот же день сдался вместе со всем гарнизоном Южной Георгии.

Во время перевода захваченной ПЛ в одну из бухт Грютвикена британские морские пехотинцы, охранявшие трофей, застрелили механика F. Artuso. Его ошибочно посчитали совершающим диверсию с целью уничтожения корабля. Сама же ПЛ затонула на мелководье. Экипаж англичане отправили в Уругвай, откуда аргентинские моряки уже в мае вернулись на родину.

После окончания боевых действий «Santa Fe» была поднята англичанами, отбуксирована в район с большими глубинами и 20 февраля 1983 г. затоплена.

Однотипная «Santiago del Estero» (S-22), бывшая американская «Chivo» (SS-341), к началу конфликта находилась в очень плохом техническом состоянии (готовилась к исключению из состава флота) и в боевых действиях не участвовала. Ее пытались использовать в качестве ложной цели для британской разведки в Пуэрто-Белграно.

Тип «Salta» (209/1)

Водоизмещение: в подводном положении - 1285 т, в надводном положении - 1185 т. Размерения: 55,9 6,3 5,5 м.

ЭУ: дизель-электрическая, четыре дизеля MTU, один ГРЭД 5000 л.с. Один винт.

Скорость: 22 уз. в подводном положении (11 - под РДП), 10 уз. - в надводном.

Дальность плавания: 6000 миль при 8 уз. Глубина погружения: 250 м (максимум). Экипаж: 32 человека.

Вооружение: 8 - 533-мм ТА, 14 торпед AEG SST-4 или Мк 37.

«San Luis» (S-32)

Заложена: 1.10.1970, Howaldtswerke Deutshe Werft AG, Киль. Сборка ПЛ производилась в Аргентине, на государственной верфи в Буэнос-Айресе. Спущена на воду: 2.5.1973 Вступила в строй: 24.5.1974

Командир - капитан де фрегата F.M. Azcueto.

К началу операции «Росарио» имела ряд технических неисправностей.

За время конфликта совершила несколько торпедных атак, ни одна из которых успеха не достигла. Так, 1 мая выпущена торпеда SST-4 (предположительно, по ФР «Brilliant»). ПЛ подверглась безрезультатному преследованию британских кораблей и вертолетов. 8 мая по не идентифицированной цели выпущена торпеда Мк 37. В ночь с 10 на 11 мая выпущены две SST-4. Возможно, что одна из них попала (не взорвалась) в буксируемый акустический охранитель «Graseby» Мк 182 ФР «Arrow».

Субмарина разобрана на запчасти в 1997 г.

Однотипная «Salta» (S-31) к началу конфликта находилась в ремонте и в боевых действиях не участвовала.

Эскадренные миноносецы тип 42


Водоизмещение: полное - 4100 т, стандартное - 3500 т. Размерения: 125 х 14,3 х 5,8 м.

ЭУ: комбинированная газотурбинная COGOG (Combined Gas and Gas), две форсажные газовые турбины Rolls-Royce Olympus ТМЗВ по 28 000 л.с, две маршевые газовые турбины Rolls-Royce Тупе RM1A по 4250 л.с. Два вала. Скорость: 30 уз.

Дальность плавания: 4000 миль при 18 уз. Экипаж: 280 человек.

Вооружение: ПКР «Exocet» 4x1 ПУ ПКР ММ38; ЗРК «Sea Dart» 1x2 РПУ, боезапас 22 ЗУР; 1x1 4,5755 АУ Vickers Mk 8; 2x1 20-мм «Oerlikon» АУ Mk 7; 2x3 324-мм ТА Мк 32. Авиация: один Lynx Мк 2. Радиоэлектронное оборудование:

РЛС 965R - обнаружения воздушных целей с двойной антенной системой типа АКЕ-2;

РЛС 992Q - обнаружения и идентификации надводных целей; две РЛС 909 - управления ЗРК «Sea Dart»; РЛС 1006 - навигационная; подкильная ГАС 162.

«Hercules» (D-1)

Заложен: 16.6.1970, Vickers Shipbuilding yard, Барроу-ин-Фёрнесс Спущен на воду: 24.10.1972 Вступил в строй: 12.7.1976

В настоящее время - в строю. После модернизации в 1999 - 2000 гг. переведен в класс быстроходных десантных кораблей, получил бортовой номер В-52.

«Santisima Trinidad» (D-2)

Заложен: 11.10.1971, ANFE, Рио-Сантьяго Спущен на воду: 9.11.1974 Вступил в строй: июль 1981 г. С 1989 г. на приколе. Переведен в резерв в 2002 г.


Эскадренные миноносцы типа «Gearing»

Водоизмещение: полное - 3500 т, стандартное - 2425 т. Размерения: 119 х 12,5 х 5,8 м.

ЭУ: две паровые турбины Westinghouse по 30 000 л.с, четыре котла Babcock & Wilcox. Скорость: 31,5 уз.

Дальность плавания: 6150 миль при 11 уз. Экипаж: 275 человек.

Вооружение: ПКРК «Exocet» 4x1 ПУ ПКР ММ38;

3x2 5738 АУ Мк 38;

2x3 533-мм ТА Мк 32;

2 бомбомета «Hedgehog».

Авиация: способны нести легкий вертолет.

Радиоэлектронное оборудование: РЛС SPS 37; ГАС SQS 29.

«Comodoro Ру» (D27)

Бывший американский «Perkins» (DD-877)

Заложен: 7.12.1944, Consolidated Steel Corporation, Орандж Спущен на воду: март 1945 г. Вступил в строй: 5.4.1945

В состав аргентинского флота вошел 15.1.1973. Переведен в резерв в 1984 г., в том же году сдан на слом.

Эскадренные миноносцы типа «Allen M. Sumner»

Водоизмещение: полное - 3320 т, стандартное - 2200 т. Размерения: 114,8 х 12,5 х 5,8 м.

ЭУ: две паровые турбины General Electrics по 30000 л.с, четыре котла Babcock & Wilcox. Скорость: 34 уз.

Дальность плавания: 4600 миль при 15 уз.

Экипаж: 291 (D-26, D-29) или 331 (D-25) человек.

Вооружение: ПКРК «Exocet» 4x1 ПУ ПКР ММ 38;

3x2 5738 АУ Мк 38;

2x2 3750 АУ Мк 33 (только на D-25);

2x3 533-мм ТА Мк 32;

2 бомбомета «Hedgehog».

Авиация: способны нести легкий вертолет (кроме D-25).

Радиоэлектронное оборудование:

РЛС SPS 6 (D-25), SPS 40 - поиска надводных целей;

РЛС SPS 10 - тактическая;

ГАС SQS 30 (D-25), SQS 30, SQA 10.

Бывший американский «Hank» (DD-702)

Заложен: 17.1.1944, Federal Shipbuilding, Кирни Спущен на воду: 21.5.1944 Вступил в строй: 28.8.1944 В состав аргентинского флота вошел 4.7.1972 Переведен в резерв в 1983 г., в том же году сдан на слом.

«Hippolito Bouchard» (D-26)

Бывший американский «Borie» (DD-704)

Заложен: 29.2.1944, Federal Shipbuilding, Кирни Спущен на воду: 4.7.1944 Вступил в строй: 21.9.1944

В состав аргентинского флота вошел в июле 1972 г.

Исключен из состава флота в 1984 г.

«Piedra Buena» (D-29)

Бывший американский «Collett» (DD-703)

Заложен: 11.10.1943 Bath Iron Works Co, Bam

Спущен на воду: 5.3.1944

Вступил в строй: 16.5.1944

В состав аргентинского флота вошел 1.7.1972

После исключения из списков флота использован в качестве учебной мишени. В феврале 1988 г. потоплен ПКР «Exocet», выпущенной с ФР «Espora».

Корветы типа А69 («Drummond»)

В литературе 1970 - 1980 гг. классифицировались как фрегаты.

Водоизмещение: полное - 1170 т, стандартное - 950 т. Размерения: 80 х 10,3 х 5,5 м (по ГАС), по килю - 3 м. ЭУ: дизельная, два дизеля SEMT Pielstick 12PC2V400 по 5500 л.с. Скорость: 24 уз.

Дальность плавания: 4500 миль при ходе 12 уз. Экипаж: 93 человека.

Вооружение: ПКР «Exocet» 2x1 ПУ ПКР ММ38;

1x1 100 мм/55 АУ mod 68;

2x1 20 мм /70 АУ;

1 - 375-мм бомбомет Мк 54;

4x1 L3 (L5) противолодочных ТА.

Радиоэлектронное оборудование:

РЛС DRBV 51 - поиска наземных и воздушных целей;

РЛС DRBC 32Е - управления огнем;

РЛС DECCA 202, DRBN 32 - навигационные;

«Drummond» (Р-1)

Бывший «Good Норе» ВМС ЮАР, «Lieutenant de Vaisseau le Henaff» ВМС Франции

Заложен: 12. 3.1976, Lorien Pole Naval, Лорьян Спущен на воду: 5.3.1977 Вступил в строй: март 1978 г. В настоящее время - в строю.

«Guerrico» (Р-2)

Бывший «Transvaal» ВМС ЮАР, «Commandant L"Herminier» ВМС Франции

Заложен: 1.10.1976, Lorien Pole Naval, Лорьян Спущен на воду: 13.9.1977 Вступил в строй: октябрь 1978 г.

3 апреля 1982 г. около Грютвикена (Южная Георгия) поврежден гранатами РПГ и огнем ручного огнестрельного оружия британских морских пехотинцев. Контейнерные установки ПКР «Exocet» сняты с корабля и отправлены для использования в береговой обороне Порт-Стэнли.

В настоящее время - в строю.

«Granville» (Р-3)

Заложен: 1.12.1978, Lorien Pole Naval, Лорьян Спущен на воду: 28.6.1980 Вступил в строй: 22.6.1981 В настоящее время - в строю.

Патрульные корабли (корветы)

Тип «Sotomoyo»

Водоизмещение: полное - 800 т, стандартное - 689 т. Размерения: 43,6 х 10,4 х 3,7 м. ЭУ: дизель-электрическая 1500 л.с. Скорость: 12,5 уз.

Дальность плавания: 16 500 миль при 8 уз. Экипаж: 49 человек. Вооружение: 1x1 40-мм АУ; 2x1 20-мм АУ.

«Alférez Sobral» (А-9)

Бывший американский океанский буксир «Catawaba»

Вступил в строй: 18.4.1945

2 мая поврежден ПКР «Sea Skua» с вертолетов «Lynx» эсминцев «Glasgow» и «Coventry». Разрушен мостик, погибли восемь человек (включая капитана), еще восемь получили ранения.

По состоянию на 2003 г. находился в строю.

«Comodoro Somellara» (А-10)

Бывший американский океанский буксир «Salish»

Заложен: Levingstone S.B. Со, Орандж

Вступил в строй: 7.12.1944

Передан аргентинскому флоту 10.2.1972

Британские источники указывали, что «Comodoro Somellara» был потоплен ПКР «Sea Skua» в ходе той же атаки, когда получил повреждения «Alférez Sobral». Однако спустя несколько лет после окончания конфликта появилась информация, что корабль не только не погиб, но даже не получил никаких повреждений.

Тип «Cherokee»

Водоизмещение: полное - 1675 т, стандартное -^1235 т.

Размерения: 62,5 х 11,6 х 4,7 м.

ЭУ: дизель-электрическая 3000 л.с.

Скорость: 16 уз.

Экипаж: 85 человек.

Вооружение: 2x1 40-мм АУ.

«Francisco de Gurruchaga» (A-3)

Бывший американский океанский буксир «Luiseno»

Заложен: Charleston S. В. and D.D. Co, Чарльстон Вступил в строй: 16.6.1945 Передан аргентинскому флоту 24.7.1975 По состоянию на 2003 г. находился в строю.

Десантный корабль «Cabo San Antonio» (Q-42)

Водоизмещение: полное - 8000 т, порожнее - 4300 т.

Размерения: 135,6 х 18,9 х 5 м.

ЭУ: два дизеля по 6850 л.с.

Скорость: 16 уз.

Экипаж: 124 человека.

Вооружение: 3x4 40-мм АУ.

Авиация: один вертолет.

Десантовместимость: 700 десантников, 23 средних танка, 8 пла-вающих транспортеров LCVP.

Заложен: AFNE, Рио-Сантьяго Спущен на воду: 1968 Вступил в строй: 2.11.1978

Во время захвата Фолклендских островов высадил основные силы десанта. К настоящему времени исключен из состава флота.

Полярные суда


«Almirante Irizar» (Q-5)

Водоизмещение: полное - 11 811 т. Размерения: 119,3 х 25 х 9,5 м.

ЭУ: четыре дизеля Wartsila-SEMT-Pielstrick 8PC2-5L по 4050 л.с. Два винта. Скорость: 16,5 уз.

Экипаж: 133 человека + 100 пассажиров. Авиация: два вертолета. РЛС AWS 2 - поисковая.

Заложено: 4.7.1977, Wartsila, Хельсинки Спущено на воду: 3.2.1978 Вступило в строй: 15.12.1978

Использовался вначале как войсковой транспорт, затем как госпитальное судно. После окончания боевых действий участвовал в перевозке аргентинских военнопленных (в том числе и раненых) на материк.

В настоящее время - в строю


«Bahia Paraiso» (Q-6)

Водоизмещение: 9600 т. Размерения: 133 х 19,5 х 9,7 м. ЭУ: два дизеля по 7500 л.с. Два винта. Скорость: 18 уз.

Экипаж: 125 человек + 125 пассажиров. Авиация: два вертолета («Puma», «Alouette»). Вступил в строй: 1978 г.

К настоящему времени исключен из состава флота.


«Punta Medaños» (В-18)

Водоизмещение: полное - 16 331 т, стандартное - 14 352 т. Размерения: 153,1 х 18,9 х 8,7 м.

ЭУ: две паровые турбины по 4750 л.с, два котла Babcock & Wilkox. Два винта. Скорость: 18 уз.

Дальность плавания: 13 700 миль при 15 уз. Экипаж: 99 человек.

Авиация: оборудован вертолетной платформой.

Заложен: Swan Hunter Вступил в строй: 10.10.1950 К настоящему времени исключен из состава флота.



«Punta Delgada» (B-16)

Бывший американский «Sugarland» типа «Klickitat»

Водоизмещение: полное - 6090 т, стандартное - 5930 т. Размерения: 99,1 х 14,7 х 6,1 м.

Силовая установка: один дизель Westinghouse 1400 л.с. Один винт. Скорость: 11,5 уз.

Дальность плавания: 9000 миль при 11 уз. Экипаж: 72 человека.

Заложен: St. Johns River S.В., Джексонвиль Спущен на воду: 7.4.1945 Вступил в строй: 1945 г. К настоящему времени исключен из состава флота.

Патрульные катера Береговой охраны

Тип «Маг del Plata» (Blohm und Voss Z-28)

Катера этого типа были заказаны в ФРГ 24.11.1978. Первый из серии пополнил состав Prefectura Naval в середине 1979 г.

Водоизмещение полное: 81 т. Длина: 28 м. Ширина: 5,3 м. Осадка: 1,7 м.

ЭУ: два дизеля MTU 331-Т092. Два винта. Скорость: 22 уз.

Дальность плавания: 1200 миль при 12 уз. Экипаж: 15 человек. Вооружение: 2x1 20-мм АУ.

«Islas Malvinas» (GC-82)

1 мая 1982 г. поврежден вертолетом «Lynx» с ФР «Alacrity» вблизи острова Кидни. Захвачен англичанами в Порт-Стэнли 14 июня, переименован в «Tiger Вау». Служил в качестве патрульного и вспомогательного катера на Фолклендских островах. К настоящему времени - списан.

«Rio Iguazu» (GC-83)

22 мая при транспортировке двух 105-мм пушек поврежден артогнем истребителя «Sea Harrier» в проливе Шуазель. Погиб один человек, двое получили ранения. Сел на мель в Баттон-Бей. Пушки были сняты вертолетом и, несмотря на повреждение одной из них, использовались при обороне Дарвина. 13 июня обстрелян ПКР «Sea Skua» с вертолета «Lynx», приписанного к ФР «Penelope». После войны остов катера отбуксировали в Гуз Грин.

По утверждению аргентинцев, в налете 22 мая участвовали два или три самолета, один из которых был сбит ответным огнем.

Транспорты ВМФ


«Bahia Buen Suceso» (В-6)

Водоизмещение: полное - 5300 т, стандартное - 3100 т. Размерения: 102,5 х 14,3 х 4,2 м. ЭУ: два дизеля Nordberg по 1650 л.с. Скорость: 14,6 уз.

Дальность плавания: 15 000 миль при 12 уз.

Заложен: Canadian Vickers, Галифакс Вступил в строй: апрель 1950 г.

К началу 1982 г. TP считался устаревшим и находился в плохом техническом состоянии. Предусматривалось его списание в этом же году. Однако в марте доставил на Южную Георгию рабочих для разборки на металл старого китобойного имущества. После занятия аргентинцами Фолклендского архипелага доставлял важные военные грузы, включая артиллерию, боеприпасы, продовольствие. К моменту подхода британского соединения находился в Сан-Карлосе. Во время шторма 12 мая получил повреждения.

Утром 16 мая в Фокс Бей Ист был обнаружен британским вертолетом. Часть экипажа покинула судно, которое вскоре подверглось атаке двух самолетов «Sea Harrier» с AB «Hermes». В результате артобстрела TP получил повреждения (бомбы не использовались из-за находящихся рядом гражданских объектов), два члена экипажа были ранены. До окончания боевых действий «Bahia Buen Suceso» стоял на якоре в бухте, неоднократно подвергаясь обстрелам и бомбардировкам. 15 июня захвачен моряками с ФР «Avenger».

После окончания боевых действий во время шторма «Bahia Buen Suceso» сорвало с якоря и он сел на мель. Позже его отбуксировали на глубоководье и 21 октября 1982 г. затопили артогнем с кораблей, самолетов «Sea Harrier» и торпедой с ПЛ «Оупх».

«Isla de los Estados»

Водоизмещение: полное - 3900 т, стандартное - 2700 т. Размерения: 81,4 х 13,5 х 5,8 м. ЭУ: дизель 2950 л.с. Скорость: 14 уз.

Вступил в строй: 1975 г.

Строился в Испании как торговое судно «Trans-Betica». В 1980 г. куплен Транспортной службой ВМФ Аргентины, зачислен в состав флота как транспорт, переименован.

Участвовал в высадке десанта на Фолклендских островах, затем перевозил снабжение и вооружение для гарнизона. 10 мая при доставке военного фуза в районе Порт-Ховарда был замечен британским ФР «Alacrity». Не подчинившись приказу остановиться, подвергся обстрелу из 4,5" орудия. В результате нескольких попаданий произошел взрыв перевозимого на судне горючего. Погибли почти все находившиеся на борту члены экипажа и сопровождающие груз: 15 гражданских и 3 военных моряка, 2 военнослужащих сухопутных войск, 1 - из наземного персонала ВВС и 1 - из Береговой охраны. Спаслись только два члена экипажа (гражданских). Подсчет осуществлен по поименному списку погибших.

Суда торгового флота

Водоизмещение полное: 20 704 т.

Вышло к Фолклендским островам 18 апреля, имея на борту 3500 т груза (в т.ч. боеприпасы и ГСМ) для сухопутных войск и ВВС. Прибыло к месту назначения 20-го числа, но из-за трудностей с разгрузкой смогло выйти в море только 1 мая. В тот же день около 11.00 было безуспешно атаковано вражескими самолетами (по аргентин-

ским данным). Примерно в 17.30 по ошибке атаковано штурмовиком «Skyhawk» из состава 5-й истребительно-бомбардировочной группы, получило попадание неразорвавшейся АБ. 7 мая прибыло в аргентинский порт, где бомба была обезврежена.

«Rio Carcarana»

Грузовое судно компании «ELMA»

Водоизмещение полное: 10 430 т. Длина: 180 м. Скорость: 17 уз.

Вышло из Буэнос-Айреса 22 апреля с военным грузом (934 т). Как и «Formosa», имело большие трудности при разгрузке и не смогло своевременно покинуть Фолкленды. По аргентинским данным, 1 мая подверглось безрезультатной атаке вражеской авиации.

16 мая атаковано бомбами и обстреляно из бортового оружия двумя самолетами «Sea Harrier» в Порт-Кинг. Повреждено и покинуто экипажем (снят судном «Forrest»). Потоплено ПКР «Sea Skua» с вертолета «Lynx» с фрегата «Antelope» 23 мая.

Судно для обслуживания нефтяной платформы (тендер) принадлежало компании «Geomatter».

Водоизмещение: 1000 т. Длина: 54 м. Скорость: 8 уз.

29 апреля вышло из Рио-Гальегос и прибыло на Фолкленды 1 мая, став последней единицей аргентинского флота, прибывшей на острова. Во время боевых действий выполняло перевозки между различными пунктами архипелага. 23 мая «Yehuin» вооружен двумя 7,62-мм пулеметами. 15 июня (по британским данным) захвачен ФР «Plymouth». Переименован англичанами в «Falkland Sound».

Кроме вышеперечисленных аргентинское командование привлекало для обеспечения военных перевозок следующие единицы: «Mar del Norte»; «Lago Argentino» (грузовое судно компании «ELMA»); «Rio Cincek» (грузовое судно компании «ELMA»); «Puerto Rosales» (танкер).

Бывшие британские суда «Forrest»

Небольшое судно (около 250 т), принадлежавшее британской администрации островов. После захвата Фолклендов реквизировано аргентинцами. С 14 апреля использовалось ими для обеспечения военных перевозок, имело военный экипаж. 1 мая участвовало в бою с британским вертолетом. После капитуляции аргентинского гарнизона возвращено владельцам.

Британское судно, принадлежало «Falkland Islands Сотрапу». После захвата Фолклендов реквизировано аргентинцами.



Две фотографии TP «Isla de los Estados».
Он стал единственной жертвой британской корабельной артиллерии...

С 14 апреля активно использовалось для обеспечения военных перевозок, имело военный экипаж, получило вооружение: 2x1 7,62-мм пулемета. По британским данным, 22 мая выбросилось на берег, оставлено экипажем, захвачено ФР «Brilliant» и «Yarmouth» и отбуксировано в Дарвин. После войны возвращено владельцам.

Кроме того, аргентинцы использовали еще несколько захваченных малых судов, в том числе шхуну, буксир и т.д. Все они после войны были возвращены прежним владельцам.

Разведывательные суда (траулеры) «Narwal»

Водоизмещение 2480 т. Экипаж: 26 человек.

9 мая поврежден 1000-фн неразорвавшейся бомбой и опием 30-мм пушек самолетов «Sea Harrier» из состава 800-й эскадрильи. Погиб один член экипажа, 14 человек получили ранения. В тот же день на борт поднялась команда морских пехотинцев, корабль взят на буксир. Затонул во время шторма 10 мая.

Также использовались для выполнения разведывательных задач траулеры «Maria Alejandra»; «Constanza»; «Capitan Сапера».


Самолет не вызвал особого интереса у традиционных зарубежных клиентов фирмы, тем более неожиданным оказался контракт на 14 экземпляров для авиации ВМС Аргентины, заключенный в сентябре 1979 года. Эта страна встала на путь конфронтации со своими латиноамериканскими соседями, США и Великобританией, но еще не дошла до того, чтобы обратиться за помощью к СССР. Израиль и ЮАР не могли в полной мере удовлетворить ее запросы; оставалась Франция, также не страдавшая особыми комплексами в вопросах торговли оружием.

Военно-морские силы Аргентины располагали единственным авианосцем. Этот корабль был построен в начале 1945 года в Англии и введен в строй Королевских ВМС под именем «Вэнэрэбл», что в переводе значит «почтенный». Ему недолго суждено было плавать под флагом владычицы морей. Избавляясь от излишков вооружения, Великобритания продала «почтенного» голландцам, а уже те - Аргентине, где он получил название ARA «Бентисинко ди Майо» («Двадцать пятое мая»).

В середине семидесятых пришла пора в очередной раз менять авиагруппу, так как единственными боеспособными самолетами на борту «25 мая» остались далеко не новые «Скайхоки». Администрация тогдашнего президента США Картера увязала возможность поставок американской техники с вопросом о правах человека, что было равносильно требованию смены правительства страны. Местная военная хунта отличалась крутым нравом, править по-другому не хотела, да и не умела, наверное. В конце концов, отказала в поставках «Харриеров» и Англия.

Положение усугублялось и чисто-техническими обстоятельствами: устаревшая катапульта авианосца не могла обслуживать самолеты весом свыше 12 тонн. В сложившихся условиях Командованию морской авиации Аргентины (Commando de Aviacion Naval Argentina) ничего не оставалось кроме как выложить 160 миллионов долларов США за 14 «Супер-Этандаров», 28 противокорабельных ракет AM 39 «Экзосет», несколько запасных двигателей «Агар» 8К50, необходимые запчасти и сопутствующее оборудование.

Самолеты для Аргентины практически ничем не отличались от поставляемых для ВМС Франции. Первоначально было условлено применение на них ракеты «Мартин Пескадор». Несмотря на первое слово в названии, американский ракетно-космический гигант Мартин Мариетта Корпорейшн, никакого отношения к этой системе не имел. А разработана она была в аргентинском национальном НИИ Техники ВВС (Institute de Investigaciones Cientificas y Tecnicas de las Fuerzas Armadas - сокращенно CITEFA).

Передающую часть радиокомандной системы управления ракетой скомпоновали в контейнер, который можно было подвесить под крыло, при этом одна ракета «цеплялась» под противоположную консоль. Трехметровый снаряд имел архаичное ручное наведение на цель, маленькую дальность пуска - до 9 км, и слабую боевую часть. Испытания и доводка «Пескадора» шли со скрипом, и дело окончилось выпуском предсерийной партии в 50 штук, которым так и не суждено было поступить на вооружение. В связи с этим отказались и от планируемой доработки «Супер-Этандаров».

В октябре 1980 года группа аргентинских летчиков, которым предстояло первыми осваивать новую технику, прибыла во Францию и приступила к изучению матчасти. Полеты начались лишь 26 марта следующего года под руководством инструкторов из французской флотилии 14F, когда в Ландивизио прибыли 5 машин первой экспортной серии.

«Супер-Этандары» уже красовались национальными опознавательными знаками и даже аккуратными, нанесенными прямо на заводе, эмблемами.

На их бортах были нанесены пятизначные номера. Их первая цифра «3» означала, что самолеты принадлежат 3-й морской эскадре (Зо Esquadra Aeronaval). Буква «А» символизировала ее назначение - Ataque (штурмовая). Далее шла двойка - номер эскадрильи (2о Esquadrilla Aeronaval de Caza у Ataque - 2-я истребительно-штурмовая эскадрилья авиации флота). Завершал комбинацию тактический номер самолета (с 01-го по 14-й), продублированный на носу. Четырехзначный регистрационный номер наносился мелким шрифтом на хвостовой части. Нумерация была ясной и четкой, и тем не менее, при этом не обошлось без казуса.

Аргентина пыталась скрыть количество купленных штурмовиков, и объявила об оснащении своих учебных эскадрилий легкими самолетами Аэрмаччи МВ.339АА, номера которых начинались с 0761. Этим, видимо, пытались создать впечатление того, что число вновь купленных боевых машин сократилось до десяти (первый «Этандар» был 0751, а последний свободный номер получался 0760).

Но шила в мешке не утаишь. Простодушные работники малярного цеха завода Дассо в Мериньяке продолжили прямую нумерацию своих изделий, и таким образом в регистре аргентинской авиации появилось четыре двойных номера (0761-0764), закрепленных и за MB.339 и за «Супер-Этандарами».

После окончания первого этапа обучения самолеты и летчики отбыли в порт Сент-Назер, откуда они морем отправились на родину. Поначалу их разместили на военно-морской базе Команданте Эспора в Пуэрто-Бельграно, где личный состав эскадрильи продолжил боевую подготовку.

Весной 1982 года пилоты на пяти поставленных «Супер-Этандарах» налетали по 100 часов. Это было неплохо, но они ни разу еще не включали боевой режим бортовой РЛС и лишь в общих чертах знали, что нужно делать с ракетой в боевом вылете. Их теоретическую подготовку провели инструкторы из Израиля. Практических пусков не было, отсутствовал и тренажер.

Тем временем обстановка в регионе, где только недавно завершилась аргентино-чилийская война, снова резко обострилась, и опять в центре событий оказалась Аргентина. Ее руководству позарез был нужен эффектный военный успех, страну сотрясали демонстрации толп недовольных жизнью голодных и озлобленных граждан. И хунта не нашла ничего лучше, чем возобновить старый спор с Англией по поводу небольших островов где-то у черта на куличках на самом юге Атлантики. Аргентинцы их называли Мальвинскими, а англичане - Фолклендскими.

Трудно сказать, на что надеялись аргентинские правители, но ход был сделан. Над заветными островами был водружен сине-белый флаг республики Аргентина, народ ликовал и восхвалял смелых генералов, а на далеких берегах Туманного Альбиона, постепенно оправляясь от шока, собирали эскадру для акта возмездия и восстановления статус-кво.

Как только в конце апреля 1982 года вспыхнул конфликт в Южной Атлантике, Франция наложила эмбарго на любую военную помощь Аргентине. К тому времени было получено лишь пять ракет «Экзосет», а один «Этандар» оказался «на приколе» из-за отсутствия запчастей. В общем, дела обстояли не лучшим образом. Тем не менее машины перебросили на аэродром Рио Гранде на Огненной Земле, поближе к зоне боевых действий. Это было на удивление трезвое решение - «Этандары» сразу «потерялись». Кроме того, летчики еще не начали летать с палубы авианосца, да и выводить в море флот было бы самоубийством. С англичанами шутки плохи, подтверждение чему не заставило себя ждать слишком долго.

1 мая конфликт вступил в новую фазу. Британская подводная лодка потопила аргентинский крейсер ARA «Генерал Бельграно». Погода была отвратительная, снег сменялся дождем и туманом, но уже на следующий день пара «Этандаров» отправилась на поиск кораблей неприятеля. Правда, в этот день успех не сопутствовал аргентинцам: комэск Коломбо не смог сконтактироваться с танкером КС-130Н - пришлось вернуться на базу.

4 мая в 9:45 по местному времени его заместитель капитан третьего ранга Аугусто Бедакаррац и лейтенант флота Армандо Майора стартовали с базы Рио Гранде на «Этандарах» с бортовыми номерами «02» и «03». На высоте 40-50 метров, соблюдая радиомолчание, они дважды дозаправились и вышли в район сосредоточения британского флота, обнаруженного в 10:30 патрульным самолетом «Нептун». «Подскочив» до 150 метров, летчики включили РЛС.

На экранах светились две цели - эсминец УРО HMS «Шеффилд» и ракетный фрегат HMS «Плимут». Разность курсовых углов составляла 40 градусов, и «Этандары» разделились. На бортовых часах 11:04, а на «Шеффилде» еще не видят противника. Корабль ведет радиопереговоры с Лондоном, и его радары выключены, чтобы устранить помехи спутниковой системе связи «Скайнет». На дистанции 46 км РЛС «Этандара» захватила цель, а когда до нее оставалось 37 километров, капитан третьего ранга Бедакаррац нажал на кнопку «пуск».

А уже на следующий день телеэкраны всего мира облетели сенсационные кадры - «Экзосет» кометой несется над самой водой и поражает новейший британский эсминец проекта «42». На корабле загорелись алюминиевые надстройки, команда не смогла справиться с пожаром и была вынуждена оставить корабль. «Плимут» оказался осмотрительнее. На нем вовремя заметили опасность и дезориентировали «свою» ракету, выбросив облако дипольных отражателей. Резкий разворот и снижение до высоты 30 метров позволили аргентинским пилотам быстро уйти из зоны огня английских ЗРК.

По иронии судьбы на «Шеффилде» находился командный пункт противовоздушной обороны всего оперативного соединения, его гибель оказалась звонкой пощечиной британскому Адмиралтейству. Кроме того, на дно Атлантики отправилась, как минимум, одна ядерная боеголовка. Было предпринято ряд ответных мер.

Наиболее эффектной оказалась попытка уничтожить «Супер-Этандары» с помощью коммандос из спецподразделения SAS. Этой акции придавалось огромное пропагандистское значение, вероятно поэтому она так широко обсуждалась. Правда, о результатах британские газеты писали как-то странно: «сасовцы» нашли секретную аргентинскую авиабазу, чуть ли не подземный аэродром, проникли на ее территорию и "...подорвали один, а может быть, и больше «Супер-Этандар»". Аргентинская сторона лишь ограничилась нотой чилийскому правительству, на чью территорию якобы были высажены диверсанты.

В те дни каждый аргентинский летчик наверное мечтал лишь об одном - потопить вражеский авианосец. Это стало бы блестящей победой и настоящей катастрофой для британской эскадры, но прорваться в центр ордера, конечно, было невероятно трудно. Задача еще более усложнилась, когда дряхлые, готовые буквально рассыпаться в воздухе «Непту-ны» перестали летать на задания. Их последний боевой вылет состоялся 15 мая. Функции воздушной разведки и целеуказания окончательно взяли на себя не оснащенные спецаппаратурой транспортные самолеты С-130 «Геркулес» и пассажирские лайнеры аргентинских авиалиний. В связи с этим увеличилось время пребывания ракетоносцев в зоне поиска, а следовательно и риск быть обнаруженными патрулирующими «Харриерами».

Тем не менее, «Этандары» продолжали поиск врага. Вылеты 17 и 23 мая закончились безрезультатно. Летчики, опасаясь охранявших периметр «Харриеров», шли на бреющем, и не включали РЛС, надеясь обнаружить корабли визуально. Наконец, двадцать пятого капитану третьего ранга Роберто Куриловичу (Roberto Curilovic) и лейтенанту Хулио Барраца повезло.

Они стартовали на «Супер-Этандарах» с бортовыми номерами «З-А-203» и «-204». Скрытно дозаправившись от танкера КС-130, пилоты вышли в район в ста милях северо-восточнее Пуэр-то Аргентине, где береговая РЛС AN/TSF-43F обнаружила корабли англичан. В пятом часу пополудни на расстоянии 80 км от расчетной точки засекли большую группу судов. Крупную цель окружали эсминцы и фрегаты. Вот он, авианосец!

Цель идентифицирована как HMS «Гермес». На часах 16:32, дистанция 48 километров - атака! Ракеты устремились к своим жертвам, которые уже заметили опасность. Эфир содрогнулся бурей радиопомех, над морем взвился фейерверк стартующих ложных целей, дипольных отражателей и тепловых ловушек, но зенитные комплексы не успели отразить удар. Вынырнув из сверкающего облака станиолевых полосок, ракеты «растерялись», их головки потеряли цель, и они легли в галс. И тут совсем рядом, в каких-то 5-6 км оказалась новая жертва - контейнеровоз типа «ро-ро» «Атлантик Конвейер».

Удар, взрыв, - и огромное судно пошло ко дну, унося с собой 6 средних и 3 тяжелых транспортных вертолета, а также несколько сот тонн продовольствия, снаряжения и боеприпасов, предназначенных для экспедиционных сил. На борту «Атлантика» погибло 12 человек. Аргентинцы заявили, что транспорт и был главной целью заранее спланированной акции, и что именно его искали два «Геркулеса», один из которых и навел «Этандары».

Последний, двенадцатый боевой вылет 2-й эскадрильи состоялся 30 мая. В этот день был задуман комбинированный удар по авианосцу HMS «Инвинсибл». Планировалась атака с разных направлений - аргентинцы поняли, что система управления британских зенитных ракетных комплексов не справляется в этом случае с обильным потоком информации от радаров и блокирует передачу команд огневым средствам.

Стартовала пара «Супер-Этандаров» с бортовыми номерами «05» и «02». У них была одна (последняя!) ракета на двоих. «Двойка» должна была подстраховать машину ведущего, если на ней откажет локатор. Вторая, отвлекающая, группа состояла из восьми «Скайхоков», каждый из которых нес по три пятисотфунтовые бомбы. Самолеты нашли противника и, несмотря на то что тоже были обнаружены, пошли в атаку. Их летчики уже видели главную цель - авианосец «Инвинсибл».

«Скайхоки» разделились. Первая четверка ринулась в атаку, вызывая на себя огонь всех кораблей охранения. Тем временем остальные скрытно выходили на исходные рубежи для нанесения решающего удара.

Пилот «ноль-пятого» «Этандара» Алехандро Франциско четко выполнил заход. Оставляя за собой жирный дымный след, ракета вырвалась из-под крыла и понеслась вперед, а пара ракетоносцев, отстрелявшись, вышла из боя. На земле они доложили об уничтожении цели.

Казалось, дело уже сделано, однако полет смертоносной ракеты прервали снаряды 114-мм артустановки эсминца HMS «Эксетер», расстрелявшей ее с дистанции 12800 м. Но неприятности для экипажа «Инвинсибла» не окончились. «Этандары» отвлекли на себя основное внимание, и британские зенитчики едва не прозевали атаку второй четверки «Скайхоков». Несколько бомб попало в авианосец, корабль сильно накренился и загорелся. А на следующий день аргентинские газеты с небывалой помпой возвестили о его гибели. Фактически же «Инвинсибл» выжил, хотя и получил тяжелейшие повреждения и надолго вышел из стоя.

Оставшуюся без боеприпасов 2-ю эскадрилью скрытно перебросили на тихий аэродром подальше от войны. Бросать на штурмовку войск такую технику было бы уже слишком.

Когда бои закончились, все пять «Супер-Этандаров» были выставлены на всеобщее обозрение. На борту «ноль-второго» были нанесены изображения «Шеффилда» и «Инвинсибла», на «тройке» - «Шеффилда» и «Атлантик Конвейера»; контур потопленного контейнеровоза украшал нос борта «04», а «ноль-пятый» красовался силуэтом «Инвинсибла». Их летчики стали настоящими национальными героями, а вот отважным генералам, бездумно бросившим страну в эту авантюру, повезло гораздо меньше. Многие из них были отстранены от власти, а некоторые отправились в тюрьму. Никто не забыт и ничто не забыто.

18 ноября 1982 года из Сент-Назера были отгружены пять «Супер-Этандаров» для Аргентины, а через несколько дней к берегам Латинской Америки отправились и остальные заказанные самолеты и ракеты «Экзосет». Сей вполне законный шаг вызвал решительный протест Великобритании, но деньги были уже давно уплачены и честь фирмы оказалась куда важнее «атлантической солидарности». Кроме того, фолклендская война сделала связке «Супер-Этандар»- «Экзосет» отличную рекламу, и превратила ее в выгодный товар.

Мир наконец-то позволил летчикам 2-й эскадрильи Аргентинских ВМС закончить освоение самолета в полном объеме. 18 апреля 1983 года новый командир подразделения капитан третьего ранга Бедакаррац впервые произвел посадку на авианосец «Бен-тисинко ди Майо». Правда, из соображений экономии и по политическим причинам дальние океанские походы не планировались, да и срок службы корабля подходил к концу. Старели и самолеты. 29 мая 1996 года первым «вышел в отставку» самый заслуженный из аргентинских «Супер-Этандаров» - борт «03». В этот день в одиннадцать часов утра капитан-лейтенант Сергио Маркез в последний раз поднял его в небо с базы Пунта Индио. Но вернемся в начало восьмидесятых.

Пять лет назад было принято решение об акционирование треста "Арктикморнефтегазразведка" - одного из ведущих предприятий в области геологоразведки на арктическом шельфе, располагавшем для этого собственным флотом. В 2011 г. эти намерения были реализованы и 100% акций нового ОАО были переданы в уставный капитал ОАО "Зарубежнефть". В свою очередь собственником акций этого общество является Российская Федерация в лице Росимущества.

ТБС "Нефтегаз-61". 2012 г. Фото: Eugene Iron / fleetfoto.ru

Начиная с 2012 г. новый "собственник" предпринял попытки к избавлению от большей части флота, представленного танкерами, бункеровщиками, пассажирскими судами и семью транспортно-буксирными судами проекта В-92/II. Эти суда, носившие имена Алдома, Пасвик, Тумча, Нефтегаз-51, Нефтегаз-55, Нефтегаз-57, Нефтегаз-61, построены в 1986-90гг. в Польше. Суда выставлялись на продажу четыре раза на протяжении двух лет, но желающих не нашлось. За этот период была единственная заявка на "Алдому" от Азово-Черноморского филиала ФГБУ "Морспасслужба", отклоненная по итогам её рассмотрения. За это время цена судов снизилась практически на 25%. В феврале 2015г. на продажу выставили только четыре судна - Тумча, Нефтегаз-51,57,61. Прием заявок был завершен в мае, но итоги тендера не опубликованы до сих пор.

На прошлой неделе в российских СМИ появились сообщения о продаже четырех ТБС ВМФ Аргентины. Два из них находятся в Мурманске, два - в Архангельске.

Новые суда аргентинских ВМС "Bahia Agradable" и "Puerto Argentino" в порту Архангельск. Фото: Виталий В / fleetphoto.ru.

В Южной Америке об этом было известно месяцем раньше.

Приводятся данные, что соглашение о покупке четырех судов было заключено еще в начале года, его стоимость - 8,16 млн.долл. (хотя официально на торги эти четыре судна были выставлены всего за 167 млн.руб). К настоящему времени затраты Аргентины достигли 11 млн., учитывая подготовку к перегону.

Судно "ARA Bahía Agradable" ВМС Аргентины. Фото: planobrazil.com.

В Южную Америку проданы именно те четыре ТБС, выставленные на продажу в феврале этого года. Приводятся новые наименования в составе ВМС Аргентины: Нефтегаз-61 получит наименование ARA Puerto Argentino (A-21), Нефтегаз-51 - ARA Estrecho de San Carlos (A-22), Тумча - ARA Bahía Agradable (A-23), Нефтегаз-57 - ARA Islas Malvinas (A-24).

Вторая пара буксиров аргентинских ВМФ в Мурманске - слева A.R.A EST.SAN CARLOS, справа A.R.A.ISLAS.MALVINAS. Фото: Nord Norge, группа "Вспомогательный Флот ВМФ СССР" / ok.ru.

Еще одно ТБС - бывший "Пасвик" - с июня этого года базируется в порту Корсаков, оператором выступает ООО "Мидглен Лоджистикс Сахалин".

ТБС "Отто Шмидт" во время ремонта на Приморском СРЗ в Находке. Июнь 2015г. Фото: Roderik / fleetphoto.ru.

В настоящее время четыре судна проекта В-92 эксплуатируются Госморспаслужбой РФ, еще два буксира находятся в составе ВМФ России. Один из них - "Виктор Чероков" (бывший МБ-305) проходит модернизацию на Прибалтийском судостроительном заводе "Янтарь" в опытовое гидрографическое судно.

Может быть и остальные распроданные на родине пригодились?

Со стороны bmpd заметим , что все четыре приобретенных ВМС Аргентины буксира получили новые названия в честь аргентинских наименований различных объектов Фолклендских (Мальвинских) островов, подчеркивая аргентинские притязания на этот архипелаг:

Islas Malvinas - собственно Мальвинские острова;

Puerto Argentino - аргентинское название административного центра островов Порт-Стенли

Estrecho de San Carlos - аргентинское название Фолклендского пролива между островами Западный Фолкленд и Восточный Фолкленд

Bahía Agradable - аргентинское название бухты Коув близ Порт-Стенли, где во время Фолклендского конфликта в результате удара аргентинской авиации 8 июня 1982 года были тяжело повреждены британские большие десантные корабли Sir Galahad (впоследствии затоплен) и Sir Tristam, со значительными потерями в личном составе британских экспедиционных сил.