Классификация шрифтов и особенности их использования в веб дизайне

27.08.2019 Снилс

Письменность — один из важнейших этапов в истории культуры, результат тысячелетних творческих устремлений человеческого общества. Возникновение ее относится к глубокой древности. Уже наши далекие предки, жившие в первобытной общине, пользовались графическим способом передачи образов и мыслей. Об этом свидетельствуют рисунки на стенах пещер и на скалах, сохранившиеся до нашего времени. В этих рисунках человек эпохи палеолита воплощал весь комплекс своих мыслей, они служили ему одновременно и письмом. Эти два понятия — рисование и письмо тысячелетиями остаются близки. Греческое слово «графо» означает и письмо и рисование.

Подготовительной ступенью к графическому письму можно считать и узелковое письмо кипу древних перуанских индейцев (инков) и вампум древних индейских племен (ирокезов и гуронов), в котором знаками служили бусы и разноцветные ракушки.

Картинное письмо — пиктография было начальным этапом в развитии письменности всех народов мира. В дальнейшем отдельный предметный рисунок пиктографического письма стал выражать уже отдельное слово или часть предложения. На следующем этапе развития письма каждый слог обозначался своим особым знаком. Фонетическое письмо, в котором знак обозначает определенный звук, входящий в состав слова, явилось заключительным этапом в эволюции способов письма.

Предшественником нашего современного письма считают письмо древнего Египта.

Египетское иероглифическое письмо восходит к четвертому тысячелетию до н. э. В нем было около 600 знаков — довольно четкие изображения предметов, людей, животных. Передавать видимые предметы не представляло трудности. Действия же передавались при помощи их характерных моментов. Для отвлеченных понятий выбирались фигуры, связанные с данным словом: югу соответствовала лилия (гербовый цветок Южного Египта), прохладе — ваза с вытекающей водой, старости — сгорбленный человек с посохом и т.д.

Иероглифы употреблялись исключительно в среде жрецов и служили во времена первых династий письменами, а позже стали применяться с декоративной целью в монументальных надписях. Иероглифы сохранялись в таком виде примерно 3 000 лет почти без изменения, хотя из них тем временем образовался простой вид обиходного письма.

Под влиянием необходимости писать быстро из иероглифов образовалось.курсивное иероглифическое письмо (от латинского слова currere — бегать) для обыденных надобностей. Развившееся из курсивных иероглифов иератическое письмо было письмом священников-жрецов. Из иератического письма образовалась и его более простая форма — демотическое письмо (народное письмо). В эпоху создания демотического письма возникли уже и первые школы светских писцов, куда принимались и дети ремесленников. Это народное письмо начало вытесняться во II столетии до н.э. греческим письмом, более скорописным и более удобочитаемым.

Высеченные на скалах надписи, обнаруженные на Синайском полуострове, показывают, что обитавшие там семитские племена переняли около XVI века до н.э. из египетского картинного письма целый ряд знаков и дали им наименования, взятые из своего языка. Эти изобразительные знаки были уже сильно стилизованы египтянами, а теперь их изменение пошло еще быстрее. Они стали употребляться как обозначения звуков, т. е. первого согласного звука семитского слова, обозначавшего изображенный этим знаком предмет. Таким образом был создан алфавит .

  • История шрифта (эта страница)
  • История латинского шрифта .
    • Римское капитальное письмо
    • Римское курсивное письмо . Маюскульный курсив, Минускульный курсив
    • Квадратные капиталы . Рустика
    • Унциальное письмо . Унциал старый и новый, Полуунциальное письмо
    • Ирландско-англосаксонское письмо . Руны, Каролингское письмо
    • Меровингское письмо . Вестготское письмо, Арабское "мавританское" письмо
    • Старо-италийское письмо . Каролингский минускул, Ломбардские версалы, Готский маюскул
    • Готика . Текстура, Текстурные минускулы
    • Ротунда . Круглоготическое письмо, Швабское письмо
    • Фрактура . Канцлей, Бастардное письмо
    • Письмо Петрарки . Готическая антиква ранних гуманистов, Нотула
    • Орудия и материалы письма
    • Разделение труда при изготовлении книг
    • Ренессанс . Гуманистический минускул, Минускул-антиква
    • Антиква . Латинское письмо, Старинная антиква, Переходная антиква, Новая антиква, Антиква пером
    • Курсив антиквы . Рукописные шрифты
    • Каллиграфия . Рондо
    • Египетский шрифт . Брусковый шрифт, Итальянский шрифт, Кларендон
    • Гротеск . Гротеск-антиква
    • Конструирование шрифтов
    • Искусство шрифта в Испании и Германии
    • Искусство шрифта в других европейских странах
    • Обновление искусства шрифта
  • История русского шрифта
    • Кириллица . Устав
    • Киевская Русь . Князь Ярослав Мудрый. Богатыри Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василий Буслаевич. Дьякон Григорий. Великого князь Святослав Ярославич
    • Московская Русь . Писец Исаак Бирев. Князь Владимир
    • Полуустав . Великий князь Московский Иван III
    • Скоропись . Гражданская скоропись
    • Вязь . Каллиграфия
    • Буквари Кариона Истомина
    • Буквица словенского языка
    • Книгопечатание . Царь Иван Грозный. Книгопечатник Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец
    • Реформы Петра Великого . Реформы алфавита и шрифта
    • Таблица эволюции русского письма
  • Классификация письменных языков

Шрифт, пожалуй, один из самых значимых, интересных, но в то же время сложных инструментов в арсенале веб-дизайнера. Шрифт используется на каждом сайта, и поэтому само использование шрифта, а также комбинация его с другими шрифтами на странице должны подчиняться определенной логике. Поэтому давайте разберемся, какие бывают группы шрифтов, какие их отличительные особенности в начертании, а также рассмотрим в каких случаях уместно применять тот или иной шрифт. В данной статье мы рассмотрим шрифты с засечками и их подгруппы, рубленые шрифты, рукописные и декоративные шрифты.

1. Шрифт с засечками (Serif)
Вообще, сериф (Serif) переводится с английского как засечка, небольшой выступ, короткий штрих у основания и в верхней части буквы или символа. Большая группа шрифтов с засечками включает в себя шрифты старого стиля, современного стиля и египетского стиля.

Старый стиль
Шрифты старого стиля основаны на технике письма клинописью. Засечки строчных букв всегда располагаются под углом, а все изогнутые линии буквенных форм имеют переход от толстого штриха к тонкому. Если провести линию через тонкие части закругленного штриха, то она всегда будет диагональной.

Шрифты старого стиля считаются лучшими для набора длинного текста. Во-первых, у них крайне мало отличительных особенностей, мешающих чтению. А во-вторых, глаз как бы цепляется за засечки, что облегчает сам процесс чтения.

Современный стиль
Еще их называет Modern или Didone. Внешний вид шрифтов современного стиля отличается некой отчужденностью. Здесь уже нет явного подражания клинописи. У таких шрифтов засечки горизонтальные и более тонкие, явно выраженный, контрастный переход от толстой линии к тонкой и очевидный вертикальный нажим.

Такие шрифты очень хорошо смотрятся при написании крупным кеглем. Однако, из-за резкого перехода от толстой линии к тонкой, такие шрифты не годятся для длительного чтения. Поэтому их лучше всего использовать для написания заголовков и логотипов.

Египетский стиль
Этот стиль шрифта иногда называется Claderon, по названию первого шрифта этой группы. Их отличительная особенность — едва заметный переход или контраст от более толстой линии к тонкой, а иногда и вообще его отсутствие. Также засечки строчных букв у таких шрифтов горизонтальные и толстые. Еще одно название этой группы Slab Serif. В переводе с латинского slabs значит прямоугольные.

Поскольку штрихи у шрифтов египетского стиля более плотные и единообразные, то такой шрифт идеально подходит для длинных текстов. Но при этом следует учесть, что вся страница в целом будет выглядеть более темной. Этот стиль получил широкое распространение при наборе детских книжек.

2. Рубленый шрифт


Слово sans в переводе с французского означает «без». Таким образом название этой группы переводится как «без засечек». В таких шрифтах практически нет нажима при переходе от более толстой линии к тонкой. Из-за этого они выглядят более единообразно по толщине.

Считается, что шрифты с засечками более удобны для чтения. Однако, что касается веб-дизайна, то тут нет однозначного мнения. Это связано с техническими особенностями монитора. Я для себя выбрала шрифт с засечками, но на многих сайтах я вижу, что используются рубленые шрифты для основного текста, тот же Arial или Tahoma. Так что тут уж на ваше усмотрение. Скачать некоторые вы можете на моем сайте.

3. Рукописный шрифт
Техника создания таких шрифтов включает в себя написание вручную специальной кисточкой или ручкой для каллиграфии. Рукописные шрифты не подходят для написания длинных текстов, особенно из одних прописных букв. Но они очень красиво смотрятся, набранные крупным кеглем. Так что, как декоративный элемент оформления они просто незаменимы. Скачать вы можете в соответствующей подборке.

4. Декоративный шрифт
К этой категории относятся большинство шрифтов, не попадающих в остальные категории. Декоративных шрифтов очень много и их количество увеличивается день ото дня. Из-за своей яркой экстравагантности такие шрифты стоит применять дозировано и аккуратно. Это могут быть логотипы, заголовки, надписи. Примеры представлены у меня на сайте.

Шрифт, пожалуй, один из самых значимых и интересных, однако, в то же время самых сложных инструментов в арсенале веб-дизайнера. Шрифт используется на каждом сайте, и поэтому само его существование, а также комбинация его с другими шрифтами на странице должны подчиняться определенной логике. Поэтому, прежде всего, необходимо разобраться, какие существуют группы шрифтов, какие их отличительные особенности в начертании, а также рассмотрим в каких случаях уместно применять тот или иной шрифт. В данной статье мы предлагаем рассмотреть шрифты с засечками и их подгруппы, а так же рубленые, рукописные и декоративные шрифты.

1. Шрифт с засечками (Serif)

Вообще, Serif – переводится с английского языка как засечка или небольшой выступ, короткий штрих у основания и в верхней части буквы или символа. Шрифты с засечками –это довольно большая группа включающая в себя шрифты старого современного и египетского стиля.

Старый стиль

Старый стиль шрифтов основан на технике письма клинописью. Это видно по характерным засечкам строчных букв, которые всегда располагаются под углом, а все изогнутые линии буквенных форм имеют переход от толстого штриха к тонкому. Можно провести небольшой эксперимент – если провести линию через тонкие части закругленного штриха, то она всегда будет диагональной.

Такие шрифты считаются наилучшим вариантом для набора длинного текста. Во-первых, у них очень мало отличительных особенностей, мешающих чтению, а во-вторых, глаз как бы цепляется за засечки, что облегчает сам процесс чтения.

Современный стиль

Современный стиль или так называемый Modern, а так же Didone. Внешний вид современного стиля отличается некой отчужденностью шрифтов. Здесь уже нет такого, явного, подражания клинописи. У шрифтов современного стиля засечки горизонтальные и более тонкие, а так же явно выраженный, контрастный переход от толстой линии к тонкой и очевидный вертикальный нажим.

Шрифты современного стиля очень хорошо смотрятся при написании крупным кеглем. Однако, из-за резкого перехода от толстой линии к тонкой, они не удобны для длительного чтения. Поэтому лучше всего их использовать для заголовков и логотипов.

Египетский стиль

Египетский стиль иногда называется Claderon, по названию первого шрифта этой группы. Их отличительная особенность – едва заметный переход от более толстой линии к тонкой, а зачастую и вообще его отсутствие. Засечки строчных букв у этих шрифтов горизонтальные и толстые. Еще одно название этой группы Slab Serif, что в переводе с латинского означает – прямоугольные.

Поскольку штрихи у шрифтов такого стиля более плотные и единообразные, он идеально подходит для длинных текстов. Но при этом следует учитывать, что в целом, вся страница будет выглядеть более темной. Этот стиль широко используется при наборе детских книжек.

2. Рубленый шрифт

Слово sans в переводе с французского означает «без», таким образом, название этой группы переводится как «без засечек». В рубленом шрифте практически нет нажима при переходе от более толстой линии к тонкой, что делает его более единообразным по толщине.

Вообще, считается, что шрифты с засечками более удобны для чтения, но что касается веб-дизайна, то тут не существует однозначного мнения. В основном это связано с техническими особенностями монитора. Но все остается на ваше усмотрение.

3. Рукописный шрифт

Техника создания Рукописных шрифтов включает в себя написание текста вручную, специальной кисточкой или ручкой для каллиграфии. Такие шрифты не подходят для написания длинных текстов, особенно если текст состоит только из прописных букв. Но не смотря ни на что, они очень красиво смотрятся, набранные крупным кеглем и как декоративный элемент при оформлении они просто незаменимы.

4. Декоративный шрифт

К декоративным относятся большинство шрифтов, не попадающих под остальные параметры. Это очень большая и разнообразная категория шрифтов, и их количество увеличивается день ото дня. Из-за своей экстравагантности, их стоит применять очень дозировано и аккуратно. Это могут быть логотипы, заголовки или отдельные надписи.