собственности вещном нраве хозяйственного ведения или оперативної о управления Собственником имущества унитарного предприятия может бьпь государство, частное физическое или другое юридическое лицо
Унитарное предприятие - коммерческое юридическое лицо Дочернее предприятие может быть создано унитарным предприятием основанным на праве хозяйственного ведения
Наименование унитарного предприятия должно содержать указание на характер его деятельности (промышленное торговое, др) а гакже на собственника его имущества, на организационно-правовую форму, а также индивидуальное обозначение (например, Амкодор)
Имущество унитарного предприятия не распределяется по долям, паям, акциям и иным образом между кем бы то ни было Не может распределяться это имущество и между работниками предприятия по вкладам и иным аналогичным принципам Государственные унитарные предприятия могут быть рес публиканскими либо коммунальными Республиканские унитарные предприятия основываются как на праве оперативного управления, так и на нраве хозяйственного ведения, а коммуналь ные - только на праве хозяйственного ведения Частные унитарные предприятия, действующие в Беларуси, основаны только на праве хозяйственного ведения Их имущество принадле жит супругам и членам фермерского хозяйства на праве общей совместной собственности Долевая собственность на имуще ство унитарного предприятия не допускается
Дочерние предприятия также действуют на праве хозяйственного ведения Дочернее предприятие зависимо от основного, что сказывается на правах третьих лиц
Орган управления, т е руководитель унитарного предприятия, действует по назначению собсгвенника или уполномочен ного им лица Правовой статус назначаемого руководителя многообразен Это может быть наемное лицо на условиях трудового договора или индивидуальный предприниматель, находящийся с собственником в гражданско-правовых отношениях а не трудовых
Вопросы создания унитарных предприятий относящихся к республиканской собственности решают Правительство либо уполномоченный им орган Устав государственного унитарного предприятия утверждает министерство или уполномоченный на то орган Уставный фонд унитарного предприятия должен быть сформирован полностью до момента его регистрации В целях унификации положений уставов различных унитарных предприятий в качестве методических рекомендаций утверждены Примерный устав республиканского унитарного предприятия и Примерный устав республиканского казенного предприятия
К разновидности частных унитарных предприятий по общему правилу следует отнести крестьянские (фермерские) хозяйства, создаваемые в форме юридического лица (Закон от 18 февраля 1991 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Казенные предприятия. Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления имуществом, которое им выделено, называются казенными, что должно быть выражено в их наименовании.
Создаются казенные предприятия по исключительной компетенции правительств, которые утверждают и уставы этих предприятий. Соответственно к таким предприятиям могут относиться предприятия особой публичной значимости, они имеют особую правоспособность. Прекращение их деятельности является также предметом исключительного ведения Правительства.
Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по долгам казенного предприятия. Казенное предприятие не может принимать на себя обязательство о возмещении убытков и возмещать убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) по договору поставки для государственных нужд. В настоящее время в Беларуси нет казенных предприятий.
Хозяйственные общества и товарищества - это тип коммерческих юридических лиц. К хозяйственным обществам относятся: акционерные общества; общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью. В отдельных странах встречаются и другие своеобразные виды обществ, например коммандитные акционерные общества. Многообразие видов обществ способствует учету интересов учредителей и вкладчиков этих обществ.
Хозяйственные товарищества обычно подразделяются на полные и коммандитные.
Данные виды юридических лиц не следует смешивать с простым товариществом, не являющимся юридическим лицом, возникающим на основании договора о совместной деятельности.
Между обществами и товариществами имеются следующие различия:
союз потребительских обществ; областной союз; республиканский Белкоопсоюз как высшее звено системы
Особенностью правового положения потребкооперации в Беларуси обусловлена тем, что Белкопсоюз входит в систему, республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству.
В наименовании кооперативов обязательно должны указываться слова «кооператив» или «потребительское общество», «потребительский союз», а также сведения об основной цели их деятельности, например, гаражно-строительный.
Члены потребительского кооператива несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.
Общественные организации. Деятельность общественных объединений в Беларуси регулируется ст. 117 ГК и специальным Законом от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях».
Общественным объединением признается добровольное объединение граждан на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.
Особенностями правового статуса общественных объединений являются следующие. Общественные объединения действуют не столько в корпоративных интересах своих членов, сколько в интересах тех целей, которые определены их уставами, особенно это касается деятельности фондов, партий и др. Следовательно, их деятельности более присущ публичный характер. Члены общественных организаций не имеют в имуществе этих организаций своих паев. Они не получают никаких дивидендов на свои взносы в имущество общественного объединения. В ряде случаев общественным объединениям запрещается расходовать свои средства на разные имущественные выплаты и дотации своим членам. Деятельность общественных объединений не направлена на извлечение прибыли, хотя для целей выполнения своих уставных задач они могут заниматься хозяйственной деятельностью (особой коммерциализацией отличаются в республике профсоюзы и церковные организации). Члены общественных объединений не имеют права на долю в имуществе объединения при его ликвидации. Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, предусмотренные уставом. Фактически такое имущество переходит государству.
Таким образом правоспособность общественных объединений и в объективном и в субъективном смысле шире, чем правоспособность коммерческих организаций, деятельность которых ограничена только видами деятельности, определенными 06-
щегосударственным классификатором видов экономической деятельности.
Фонды. Фонд - не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами самостоятельно, либо совместно с юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Таким образом фонды имеют определенные цели, а значит ограниченную правоспособность, различающуюся даже между самими фондами.
Фонд, в отличие от ряда общественных объединений (партий, профсоюзов и др.), не имеет членства; отсутствует личная, в том числе субсидиарная, имущественная ответственность его учредителей и участвующих в его деятельности по обязательствам фонда. Согласно уставу этого юридического лица его органы управления могут быть коллегиальными.
Важнейшими особенностями фонда как юридического лица являются следующие.
Учредители и члены фонда не имеют никаких прав на имущество фонда. После ликвидации фонда имущество передается другим юридическим лицам, имеющим аналогичные уставные цели и задачи, либо государству как универсальному правопреемнику, осуществляющему социально значимые задачи при отсутствии иных лиц для этого. Имущество фонда - это его собственность, но о своей деятельности фонд обязан публиковать отчеты в средствах массовой информации.
Управляют фондом не учредители, а попечительский совет, специально создаваемый из числа авторитетных в соответствующей сфере лиц. Свою деятельность они осуществляют добровольно и безвозмездно.
Для прекращения деятельности фонда имеется особый перечень оснований. Фонды не ликвидируются добровольно, а по решению суда. Это значит, что ни в уставе, ни иным образом вне закона и суда нельзя определять основания, порядок и условия его ликвидации.
Для деятельности фонда характерен ее публичный характер.
Устав фонда должен помимо общих сведений содержать информацию о: попечительском совете, как органе управления фондом, осуществляющем надзор за деятельностью фонда; о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Уставом может быть запрещено впредь его изменение органами управления фонда. Право внесения изменений в устав может иметь суд, если таковые требуются, но уставом не запрещены.
В наименовании фонда обязательно должно содержаться слово «фонд».
Число учредителей фонда и размер уставного фонда в ГК не определены
Учреждения. Учреждение - организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично
Обычно учреждение создается как орган государственного управления (министерство, государственный комитет ис полнитсльный и распорядительный орган и др), а также как научная, образовательная, медицинская организация (высшее и иное учебное заведение, институт, больница, поликлиника и др)
Для учреждения и деятельности учреждения характерна прямая юридическая связь с собственником - учредителем и его деятельностью, интересами Так, при недостаточности имущества у учреждения по его обязательствам собственник несет субсидиарную ответственность Собственник, например государство, может быть единственным учредителем учреждения Он создает в форме учреждений научные, учебные, лечебные, спортивные, туристические и другие организации
Учреждения отнесены к некоммерческим организациям Однако на практике органы государственного управления широко участвуют в гражданском обороте Юридическими предпосылками тому являются наделение их обособленным имуществом и признание за ними права оперативного управления на выделенное имущество
Учреждения самостоятельно приобретают имущество для осуществления своей основной деятельности. Кроме того, они часто вступают в хозяйственные договоры для обеспечения продукцией своих подчиненных и связанных с ними юридических лиц Научные, образовательные и медицинские государственные и частные учреждения не смогут нормально существовать, если не будут выполнять некоторые объемы определенных видов коммерческой деятельности (например, платное лечение и образование)
Министерства как учреждения управляют пакетами акций государства в акционерных обществах и в этом случае должны вести себя в коммерческом отношении как всякий собственник или его доверенное лицо
Аффилированные лица (от англ to affiliate - связывать, присоединять)
Понятие аффилированного лица означает не особый тип или вид лица в гражданском обороте, а особое его состояние связанности с другими лицами
Аффилированность может быть управленческая, имущественная, зичная, доі оворная и т п Состояние аффилированности лица сказывается на его гражданско-правовом положении, на его действиях. Оно влияет на процесс осуществления прав. Аффилированным, например, является дочернее общество.
Прекращение деятельности юридических лиц
Прекращение деятельности юридических лиц возможно в двух формах: реорганизации и ликвидации.
Реорганизация - это такое прекращение деятельности юридического лица, которое влечет его исключение из состава участников гражданского оборота с передачей прав и обязанностей другому лицу.
Известны пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
При присоединении прекращает существование лишь присоединяющееся юридическое лицо. Именно оно реорганизуется таким образом. Принимающее предприятие не прекращается, а только экономически увеличивает свое имущество или свои долги. Это может произойти на основании договора между объединяющимися юридическими лицами и их кредиторами. Причем принимающее лицо не вносит никаких изменений в свои учредительные документы, не меняет свой правовой статус, за исключением случаев его становления как монополиста, когда возможно требование о разрешении присоединения от соответствующего государственного антимонопольного органа и др.
При слиянии права и обязанности двух и более юридических лиц переходят к новому юридическому лицу.
При разделении делимое юридическое лицо прекращается с возникновением двух и более новых.
При выделении возникает и специально регистрируется только выделяемое лицо. Другое же, остающееся предприятие, не прекращается. При этом никаких существенных внутренних или внешних изменений его правового положения может и не произойти. Так, оно может по договору с кредиторами сохранить свои обязательства перед ними в полном объеме. Исключение имеет место, например, при принудительном антимонопольном разукрупнении юридического лица путем выделения из состава его имущества других юридических лиц с соответствующим публичным контролем за этим процессом.
Преобразование также влечет прекращение одной организационно-правовой формы юридического лица с возникновением на его месте новой организационно-правовой формы. При этом обычно никаких существенных изменений имущественного, организационного, технологического, кадрового и иного состава и статуса не происходит. Преобразование может иметь место при выбытии участника юридического лица (например, товарищества), когда в юридическом лице осталось число участников ниже минимально допустимого по закону.
Уредители, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны уведомить об этом его кредиторов. А кредиторам предоставлено право требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемым должником Тем самым законодательно введены гражданско-правовые механизмы защиты прав третьих лиц при реорганизации. Причем комплексно регулируются вопросы в Общей части ГК о лицах и в Особенной части об обязательствах.
Допускается принудительная реорганизация юридических лиц по решению комие гентного государственного органа. Такой реорганизации могут быть подвергнуты юридические лица, нарушающие антимонопольное законодательство. По этим же основаниям юридические лица обязаны согласовывать с соответствующими государственными органами свои планы по слиянию. присоединению и преобразованию.
Для целей уточнения и конкретизации переходящих прав и обязанностей от одного юридического лица к другому при реорганизации составляются документы в форме передаточного акта (при выделении) или разделительного баланса (при разделении) согласно законодательству о бухгалтерском учете. При отсутствии таких документов или необходимых сведений в них правопреемники несут солидарную ответственность по долгам реорганизованного юридического лица из которого они возникли.
Главным основанием реорганизации при слиянии и присоединении является договор двух юридических лиц. При выделении, разделении и преобразовании таким юридическим фактом является решение высшего органа управления реорганизуемого юридического лица.
Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей (правопреемства) к другим лицам, если законодательством специально не предусмотрен переход прав и обязанностей к другим лицам. Установлен ряд правил перехода некоторых обязательств ликвидированного юридического лица к другим лицам. Это касается субсидиарных обязательств учредителей юридического лица по удовлетворению имущественных требований кредиторов такого юридического лица.
Прекращение деятельности юридических лиц производится по волеизъявлению: учредителей (иных уполномоченным ими лиц); суда, в случаях установленных законом, регистрирующих органов (ст. 53, 57 ГК).
В Беларуси ликвидация юридических лиц с участием иностранного капитала допустима лишь по решению учредителей или уполномоченных лиц.
Процедура ликвидации юридического лица регулируется специальным гражданским и иным законодательством. По особым правилам происходит ликвидация обанкротившихся юридических лиц.
Некоторые особенности ликвидации отдельных видов хозяйственных обществ и товариществ состоят в следующем.
Полные товарищества ликвидируются, если в нем остался один товарищ. Но оставшийся товарищ вправе преобразовать ПТ в течение трех месяцев в унитарное предприятие.
В коммандитном товариществе этого не происходит, если остался еще один коммандит. КТ также ликвидируется, если в нем не осталось ни одного коммандита. Если встает вопрос о ликвидации КТ по указанным основаниям, то полные товарищи вправе преобразовать это КТ в ПТ, а также в унитарное предприятие, если остался один товарищ.
Общество с ограниченной ответственностью ликвидируется если своевременно не сформирован его уставный фонд, его раз мер оказался ниже минимального размера, установленного законодательством.
Иные виды юридических лиц
Условия воспроизводства человека и его инфраструктуры вызывают к жизни все новые и новые виды юридических лиц, которые, с одной стороны, имеют признаки вышерассмотренных, а с другой стороны, отличаются особыми признаками, либо в них по особому проявляются общие признаки.
Одним из таких своеобразных видов юридических лиц являются товарные биржи. Такие биржи являются важными составляющими в механизме ценообразования. Кроме того, это традиционное место по обмену товарами в гражданском обороте. Этим определяется их значение в системе народного хозяйства.
Правовое положение регулируется Законом от 13 марта 1992 г. «О товарных биржах».
Особенности правового положения товарных бирж состоят в том, что они не имеют целью получение прибыли и участники не получают от биржи дивидендов. В этой связи биржа является некоммерческим юридическим лицом, сама не участвует в торговом обороте, не учреждает других юридических лиц. В то же время члены биржи обязаны участвовать в формировании ее уставного фонда и вправе переуступать свою долю другим лицам. Товарная биржа может иметь и иные признаки коммерческих юридических лиц. Такие биржи вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность. Биржа может вкладывать свой капитал в аналогичные структуры. Кроме того, биржи в Беларуси могут учреждаться в любой организационно-правовой форме.
В то же время следует различать биржу как форму объединения торговых посредников (и в этом смысле некоммерческую ассоциацию коммерческих лиц) от биржевой деятельности, осуществляемой членами биржи Биржевая деятельность это коммерческая торгово-посредническая деятельность.
Торгово-промышленные палаты также являются своеобразным видом юридических лиц. По общему правилу это некоммерческие организации, создаются учредителями из числа резидентов физических и юридических лиц. Существуют территориальные палаты и центральная организация.
Учредители палаты не несут имущественной ответственности по ее долгам.
Деятельность Белорусской торгово-промышленной палаты урегулирована Указом Президента Республики Беларусь от 23 июля 2001 г. № 403. Своеобразие этого юридического лица в том, что по целям и задачам своей деятельности оно относится к общественным некоммерческим организациям, хотя последние не учреждаются юридическими лицами в Беларуси. Вместе с тем, БелТПП может включать в состав участников и юридических лиц.
БелТПП может осуществлять предпринимательскую деятельность и иметь прибыль. Регистрируется она в Министерстве юстиции, но не по правилам регистрации общественных организаций, а по правилам регистрации субъектов хозяйственной деятельности.
Юридическое лицо - организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Признаки юридического лица (табл. 6.1):
организационное единство | четкая внутренняя структура организации, наличии органов управления, структурных подразделений, которые в единстве позволяют решать задачи юридического лица (документально закреплено в учредительных документах) | |
наличие обособленного имущества |
а) юридическое лицо обладает имуществом, которое принадлежит ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления; б) имущество должно быть отражено на балансе или в смете; в) законом определяется минимальный размер обособленного имущества - минимальный уставный капитал. |
|
способность отвечать по обязательствам своим имуществом | по общему правилу юридические лица отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Обратная сторона этого правила: участники (учредители) юридического лица не отвечают по его долгам своим имуществом. Только в порядке исключения можно возложить бремя имущественной ответственности на собственность участников (например, в полных товариществах). | |
способность выступать в имущественном обороте от своего имени | юридическое лицо, выступая в имущественном обороте, обладает фирменным наименованием, закрепленным в учредительных документах | |
возможность предъявлять иски и выступать в качестве ответчика в суде |
Табл. 6.1. Признаки юридического лица
Классификация юридических лиц может происходить по нескольким критериям (рис. 6.3).
1. По характеру деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие:
а) коммерческими являются организации, в качестве основной цели своей деятельности преследующие извлечение прибыли, а также распределяющие прибыль между участниками. К таким относятся хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия;
б) некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Перечень некоммерческих организаций, приведенный в ГК, является открытым. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
2. По видам прав учредителей (участников) в отношении юридических лиц или их имущества различают:
а) юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы). Собственником передаваемого имущества становится сама организация;
б) юридические лица, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право. Так, государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения владеют имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;
в) юридические лица, в отношении которых их участники не имеют никаких имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения); благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Акционерные общества открытого типа ОАО |
Акционерные общества закрытого типа ЗАО |
Рис. 6.3. Виды юридических лиц
Юридический практикум:
Подлежит ли удовлетворению ее заявление? Ответ обоснуйте.
Верное ли решение вынес суд? Ответ обоснуйте.
Правомерны ли действия Потапенко? Обоснуйте свой ответ.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие отношения являются предметом гражданского права?
2. Перечислите три категории субъектов гражданского права.
3. Какими качествами должны обладать физические лица как субъекты гражданского права?
4. В каком случае физическое лицо может быть признано ограниченно дееспособным?
6. Перечислите основания недееспособности физических лиц.
7. Раскройте понятие юридического лица.
8. Какие требования предъявляются к имуществу юридического лица?
9. В каких документах закрепляется фирменное наименование юридического лица?
10. Перечислите виды юридических лиц.
11. Выделите отличительные признаки коммерческих и некоммерческих организаций.
Юридическое лицо - основной субъект хозяйствования. Его существенные и определяющие признаки сложились ещё в советской правовой науке, закреплены практикой и сохранились в гражданском законодательстве практически всех государств на постсоветском пространстве.
Не следует идентифицировать предприятие и юридическое лицо: первое является лишь разновидностью второго. Иногда юридическое лицо по умолчанию считается созданным с целью получения прибыли, тогда как ряд общественных организаций и государственных учреждений, являясь юридическими лицами, имеют совсем иные цели, далекие от получения прибыли.
Чтобы правильно идентифицировать юридическое лицо, следует понимать отличительные черты этого правового института. К признакам юридического лица относится:
Ниже рассмотрим указанные признаки более подробно.
Юридическое лицо - это, прежде всего, организация, имеющая определённую организационную структуру, а также единоличные или коллегиальные органы управления, которые реализуют дееспособность юридического лица.
Право определять организационную структуру юридического лица закрепляется в учредительных документах и, как правило, относится к исключительной компетенции юридического лица. Органы управления также определяются учредительным документом предприятия. Это может быть как единоличный орган управления в лице директора, так и коллегиальный, например правление во главе с председателем. Порядок назначения органов управления, их вид, полномочия во многом зависят от организационно-правовой формы, целей и сферы деятельности создаваемого субъекта хозяйствования.
Организационная структура является основой для ряда важных документов:
Если юридическое лицо находится в государственной или муниципальной собственности, то в учредительные документы вносится порядок и условия согласования организационной структуры с вышестоящим органом, а также процедура назначения, утверждения состава и контроля за деятельностью органов управления такого субъекта.
Некоторые теоретики высказывают позицию, что к признакам юридического лица не относится наличие обособленного имущества. Это едва ли так.
Юридическое лицо - самостоятельный субъект товарно-денежных отношений. Участвуя в хозяйственном обороте, оно получает возможность самостоятельно приобретать имущественные права и исполнять обязанности, а также отвечать по взятым обязательствам. Всё это обеспечивается наличием обособленного имущества юридического лица.
Имущество - не обязательно материальный объект. Оно может включать имущественные права, банковские вклады, права на ценные бумаги и другие разновидности взносов.
Имущество, как правило, передаётся организации её учредителями для ведения хозяйственной деятельности, однако с момента государственной регистрации переданные активы становятся собственностью вновь созданного субъекта - юридического лица. Именно поэтому имущество называется обособленным.
Его обособленность гарантируется разграничением ответственности юридического лица и его учредителей: первое не отвечает по обязательствам вторых, и наоборот.
Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации - с даты внесения соответствующей записи в реестр в предусмотренном законодательством порядке.
Дееспособность, как правило, возникает одновременно с правоспособностью. Исключение составляет ситуация, когда уставная деятельность предприятия подлежит лицензированию (патентованию) или другой разрешительной процедуре, осуществляемой уполномоченными государственными органами. В таком случае дееспособность юридического лица наступает с момента официальной выдачи разрешительного документа.
Свою дееспособность юридическое лицо реализует через созданные им органы управления и в порядке, предусмотренном учредительными документами. Способность приобретать от своего имени имущественные права и обязанности состоит в возможности юридического лица заключать договоры, контракты и соглашения, в том числе и трудовые, выступать стороной в обязательствах и нести ответственность за их исполнение. Дееспособность включает в себя и право третьих лиц предъявить организации претензии, иски, обратить взыскание на принадлежащее ей имущество.
Для защиты своих интересов перед контрагентами и иными участниками хозяйственного оборота юридическое лицо получает право выступать в суде истцом, ответчиком или третьей стороной. При этом организация выступает от своего имени, а не от имени учредителей.
Участвуя в судебном процессе, орган управления юридического лица имеет право назначить представителя, действующего по доверенности. Доверенность выдаётся органами управления, имеющими такие полномочия в соответствии с учредительными документами организации.
Важно правильно определять существенные признаки юридического лица как субъекта хозяйствования, которые помогают отличать его от смежных понятий, так как для различных категорий предусмотрены различные правовые процедуры и последствия.
Существует ряд признаков, которые ошибочно приписывают юридическому лицу. Такие признаки могут быть свойственны другим правовым институтам и не являются определяющими для организации. Ниже рассмотрим некоторые из них.
Зачастую компетенцию органов управления организации отождествляют с властными полномочиями, однако эти понятия не идентичны. Органы управления юридическим лицом выполняют функции, предусмотренные учредительными документами, и только в пределах собственной компетенции для регулирования хозяйственной деятельности управляемого субъекта.
Властные полномочия свойственны органам государственной власти, которые регулируют определенную сферу общественных отношений способами, предусмотренными законодательством:
Отличие состоит в том, что властные полномочия государственных органов распространяются на неопределенное множество субъектов хозяйствования государства. Полномочия же органов управления организации распространяются только на хозяйственную деятельность конкретного юридического лица и характеризуются как функции управления. Как видите, к признакам юридического лица не относится наличие властных полномочий.
К определяющим признакам юридического лица ошибочно относится наличие обособленных подразделений: филиалов, представительств и других структурных единиц с особыми правами.
Следует уточнить, что создание таких подразделений является именно правом, а не обязанностью юридического лица, предусмотренным законодательством. Так, организация может выделить часть своего имущества и на его базе создать обособленное структурное подразделение с расширенными хозяйственными правами, например, правом самостоятельно заключать договоры от имени юридического лица, правом приема и увольнения работников подразделения.
При этом обособленное подразделение не становится отдельным субъектом хозяйствования и осуществляет только те полномочия, которые определены для него юридическим лицом и закреплены в доверенности и положении.
Как видите, наличие обособленных подразделений к признакам юридического лица не относится: несение обязанностей и пользование правами головной организации осуществляется филиалами частично и в пределах, предусмотренных учредительными документами.
Прибыль выступает одним из показателей хозяйственной деятельности, отражается на бухгалтерском балансе и является объектом для расчета налогов. Именно поэтому прибыль зачастую ошибочно считают обязательным признаком юридического лица.
В то же время организации могут создаваться с разными целями. Эти цели закрепляются в учредительных документах и отражаются на дальнейшей хозяйственной деятельности такого субъекта. Цели могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. В зависимости от этого юридическое лицо может быть прибыльным или неприбыльным.
Таким образом, получение прибыли является показателем хозяйственной деятельности коммерческих организаций и не относится к обязательным признакам всех юридических лиц.
Государственная регистрация создаваемой организации проводится в порядке, установленном законодательством, и предполагает обязательное указание её юридического адреса.
Законом предусмотрено, что местонахождением юридического лица считается тот адрес, который указан в его учредительных документах. Устав или иной учредительный документ организации обязательно содержит юридический адрес: как правило, это местонахождение органа управления.
В то же время организация порой располагается по фактическому адресу в принадлежащем ей или арендованном помещении или закрепляет отдельный адрес для получения почтовой корреспонденции. В результате организация может иметь несколько официальных адресов, закрепленных за ней на тех или иных легитимных основаниях.
Из изложенного ясно, что юридический адрес является обязательным реквизитом учредительных документов и условием государственной регистрации, однако не относится к существенным признакам юридического лица.
Само по себе наличие печати на документе не подтверждает полномочий подписанта. Его компетенция проверяется по учредительным документам или надлежаще заверенной доверенности, выданной органом управления юридического лица.
Законодательством может быть предусмотрено обязательное заверение подписи члена органа управления или представителя печатью организации, а может и не обязывать юридическое лицо к получению печати вовсе, так что печать не является обязательным признаком юридического лица.
Таковы общие характеристики юридического лица как основного субъекта хозяйственного оборота и участника товарно-денежных отношений.
На рынке люди вступают в различные отношения. Взаимодействие осуществляется непосредственно обособленными физлицами и опосредованно. В последнем случае граждане действуют через разные объединения. Любая такая группа действует как одно целое. Люди объединяются в ней, имея общий интерес, цели и задачи. Группы могут иметь формализованный и неформализованный характер. В последнем случае они действуют без какого-либо правового оформления. Формализованные объединения получают статус юридических лиц или иную категорию, предусмотренную законом.
В 48-й статье Кодекса дано определение юридического лица. В нем приводятся основные признаки объединения. В статье определено, что юридическим лицом признается организация, которая обладает на законных правах имуществом, отвечает им по собственным обязательствам. Статус предполагает способность объединения реализовывать вещные и невещные права, выступать ответчиком/истцом.
Юридическим лицом является организация, имеющая в собственности , хозяйственном ведении, оперативном управлении определенный имущественный комплекс. При этом материальные ценности должны отвечать ряду критериев. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество. Оно должно учитываться на самостоятельном балансе.
Юридическим лицом признается организация, которая отдельно от своих участников несет имущественную ответственность. Это означает, что предприятие не отвечает по долгам учредителей. Участники, в свою очередь, также не несут ответственности по обязательствам компании.
Юридическим лицом признается организация , способная выступать в суде в качестве ответчика и истца. Любое объединение, созданное на законных основаниях, обладает правоспособностью. В качестве документа, подтверждающего правомерность объединения, выступает свидетельство о госрегистрации.
Юридическим лицом признается предприятие, запись о котором внесена в ЕГРЮЛ. В соответствии с законом, начало существования компании определяется календарным числом внесения сведений о ней в Единый реестр. Еще один признак касается участия в гражданском обороте.
Юридическим лицом является организация , действующая от своего имени, а не от лица учредителей. Объединение самостоятельно приобретает и реализует имущественные и неимущественные (личные) права, исполняет обязанности.
ГК разделяет объединения по нескольким признакам:
По данному критерию предприятия разделены на две крупные категории: некоммерческие и коммерческие. Первые не занимаются предпринимательством. Их цель не связана с получением доходов, которые, в свою очередь, не распределяются между участниками. Коммерческим предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение денежной выгоды.
В ГК разница между указанными объединениями сведена к следующему. И первое, и второе предприятие вправе получать прибыль от свое деятельности. Однако коммерческая структура может распределять извлеченный доход между участниками, а в некоммерческом объединении средства направляются на реализацию уставных задач.
Он представляет собой комплекс определенных характеристик, которые объективно выделяются в системе общих критериев и существенно отличают конкретную фирму от множества других. В классе коммерческих компаний выделяют хозяйственные товарищества/общества, производственные кооперативы, муниципальные и государственные унитарные предприятия. Вторая группа юрлиц включает в себя:
По характеру взаимодействий между предприятием и его участниками выделяют две группы компаний. В первую входят организации, в которых у учредителей сохраняется право собственности на их вклады, вносимые в создаваемое ими объединение. При этом последнее не владеет и не распоряжается ими. Во второй группе находятся предприятия, в которых участники не имеют права собственности на вклады, поскольку оно переходит к организации. В этой категории различают два подтипа:
К первому подтипу относят унитарные муниципальные и госпредприятия, а также учреждения, находящиеся на финансировании владельца. Среди них потребительские и хозяйственные общества и товарищества. Во вторую подгруппу включены все прочие компании. К ним относят благотворительные и прочие фонды, религиозные общества, союзы, ассоциации, объединяющие предприятия, прочие некоммерческие структуры.
Юридическим лицом является организация, которая имеет в собственности определенные материальные ценности. К данной категории относят кооперативы, некоммерческие предприятия, за исключением учреждений.
Как выше было сказано, имущественный комплекс должен отвечать ряду требований. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности материальные ценности, стоящие на самостоятельном балансе. Другими словами, все, что не учтено документально, нельзя отнести к имуществу компании. Проще говоря, вклад участника до фиксации в балансе не является собственностью юрлица.
Кроме указанных выше, существуют унитарные муниципальные и госпредприятия, дочерние компании. Им имущество передается в хозяйственное ведение. Законом предусмотрено предоставление материальных ценностей в На таком праве обладают имуществом и учреждения.
Юридическим лицом признается предприятие, зарегистрированное в установленном порядке. Для проведения данной процедуры необходимо выполнить ряд мероприятий. В первую очередь создание организации начинается с оформления документации. В ее состав входит устав и решение об образовании предприятия. Следует сказать, что оформление и утверждение этих документов должно осуществляться на общем собрании участников. Если же компанию создает один субъект, то он принимает все решения единолично. На этапе оформления учредительной документации важно правильно выбрать основной тип деятельности компании.
Этот документ считается одним из основных для предприятия. Устав определяет основной тип деятельности компании, обязанности и права учредителей, финансовую политику, ответственность, способы распределения прибыли. Разделы документа обсуждаются на общем собрании. В протоколе записываются вопросы и принятые решения по ним. Если учредитель один, то он, соответственно, все делает в единоличном порядке. В уставе указывается наименование предприятия (полное и сокращенное), организационно-правовой тип.
В случае реорганизации в документ должны быть внесены изменения. Решение о них также принимается на собрании. Любые корректировки устава подлежат госрегистрации. В ФНС предоставляется решение собрания и новый документ. Изменения вступят в силу с момента внесения соответствующих записей в реестр.
Его наличие является обязательным требованием закона. Размер капитала, в соответствии с законодательством, 10 тыс. р. Госрегистрация осуществляется при наличии не менее 50 % от указанной величины. У предприятия должен быть открыт счет в банке. В регистрирующий орган вместе с остальными документами предоставляется справка о наличии р/с с нужной сумой.
Ранее действовавшее законодательство требовало регистрировать компанию по месту ее непосредственной деятельности. То есть им должно было стать нежилое помещение. В настоящее время в качестве юридического адреса может выступать даже квартира, где проживает собственник организации. Следует, однако, учесть, что если владелец один, то потребуется только правоустанавливающий документ. Если же собственников квартиры несколько, нужно будет предоставить письменное согласие от каждого из них. Если у предприятия уже есть помещение, то в регистрирующий орган предъявляется документ, на основании которого оно используется. Это может быть арендное соглашение, св-во о праве собственности на здание и пр.
Налоговая инспекция является регистрирующим органом. Перед сдачей документации следует заплатить госпошлину. К пакету документов прилагается заявление о регистрации. Его бланк выдается в инспекции и заполняется по образцу. Одновременно с документами можно подать заявление о системе налогообложения. Стоит отметить, что по умолчанию создающееся общество будет использовать ОСНО. Если предприятию это невыгодно с финансовой точки зрения, то есть смысл сразу написать заявление о переходе на УСН. Подать его можно также и после получения св-ва о госрегистрации в пятидневный срок. Если заявление не будет подано, то предприятие будет выплачивать все налоги, предусмотренные по ОСНО (на прибыль, с имущества, НДС и пр.).
Юридическим лицом признается предприятие, обладающее средствами идентификации. В качестве них выступают в первую очередь наименование и печать. Название компании выбирается в соответствии с требованиями закона. В печати не используют слово "Россия" и производные от него, а также герб РФ, за исключением случаев, установленных в нормах.
В настоящее время существует огромное количество юридических лиц. В международной практике и зарубежных законодательствах определяются и другие типы предприятий, не предусмотренные отечественными нормами. Такая ситуация отражает особенности хозяйства тех или иных стран, продолжительную историю развития рыночных отношений. В перспективе вероятно появление других видов организаций и в России. Для этого должны возникнуть соответствующие предпосылки.