Любительская астрофотография. Эмил Иванов. Избранные фотографии глубокого космоса. (20 фото)

08.08.2019 Снилс

Астрономы-любители и профессиональные астрофотографы могут получить всемирную известность благодаря своим волшебным фотографиям
После получения рекордных 1700 заявок на участие в ежегодном конкурсе «Астрономическая фотография года» Королевская обсерватория, наконец, объявила победителей. Без сомнения, это лишь малая часть всех впечатляющих космических фотографий, попавших на конкурс.

1. Северное сияние над замёрзшей лагуной, Джеймс Вуденд, Великобритания
Победитель в номинации «Земля и космос»

Бледно-зелёное свечение северного сияния происходит от воздействия на атомы кислорода высоко в атмосфере субатомных частиц, выброшенных Солнцем. Эти частицы притягиваются к северному и южному полюсам магнитного поля Земли, и именно поэтому такое световое шоу так часто наблюдается в замёрзших пейзажах Арктики и Антарктики. Фотографу удалось поймать тонкий ледяной окрас земли, воды и неба.

2. Звёздные дорожки над ветряной фермой, Мэтт Джеймс, Австралия
Второе место в номинации «Земля и космос»

Это монохромная композиция с высоким качеством графики. Она демонстрирует силу ветра вместе с видимым движением неба: вращение земли превращает след движения звёзд в настоящий ливень. Один из ветряков, в отличие от остальных, остаётся недвижимым. Его чётко различимые лезвия выделяются среди остальных, похожих на одуванчики.

3. Лунный шар, Патрик Куллис, США

Эта получившая высокую оценку фотография была сделана из высотного аэростата, запущенного в Боулдере, на высоте 26 500 метров немного к западу от Денвера, штат Колорадо. Луна стала видна только тогда, когда аэростат прошёл сквозь яркую дымку атмосферы и вошёл в разрежённый воздух стратосферы.

4. Венера - Луна, О Чул Квон, Южная Корея
Фото получило высокую оценку в номинации «Земля и космос»

Используя высокий динамический диапазон (HDR) фотограф уравновесил яркость восходящей Луны и гораздо более отдалённой Венеры, чтобы показать нам, что происходит, когда они находятся в одном и том же положении на небе. Венера оказывается скрытой от нас нашим ближайшим космическим соседом, но становится видна менее чем через час. Фотография показывает относительно быстрое видимое движение Луны вокруг Земли, один её оборот вокруг нашей планеты занимает 27,3 дня. Это впечатляющее взаимодействие Луны и Венеры можно увидеть с некоторых мест на Земле несколько раз в год, но требуется тщательное планирование, чтобы сфотографировать его.

5. Затмение над облаками, Каталин Балдеа, Румыния
Ещё одно высоко оценённое фото

Полное солнечное затмение - это одно из красивейших зрелищ природы, поэтому неудивительно, что многие люди готовы пойти на многое, чтобы увидеть хотя бы одно. На Земле период полного затмения, когда Луна целиком загораживает Солнце, длится всего несколько минут. Но плохая погода может уничтожить ваши шансы увидеть его. Здесь вам может пригодиться самолёт: вы можете лететь над облаками и преследовать тень Луны, держащей свой путь вокруг Земли.

6. Рябь на пруду, Александра Харт, Великобритания
Победитель в номинации «Наша Солнечная система»

Кипящая поверхность Солнца, находящаяся где-то далеко под нами, запечатлённая на этом незабываемом снимке передаёт весь масштаб и жестокость нашей родительской звезды. Зона солнечной активности слева может несколько раз проглотить всю Землю, и там ещё останется место. Фотограф удачно сравнил это явление с бросанием камня в пруд: внешние слои Солнца действительно ведут себя, как жидкость, которую постоянно крутят и искажают интенсивные магнитные силы.

7. Лучший среди кратеров, Джордж Тарсодис, Греция
Второе место в номинации «Наша Солнечная система»

Слово «кратер» было введено в использование в XVII-м веке итальянским астрономом Галилео Галилеем. Он вывел его из древнегреческого термина «krater», обозначающего сосуд для смешивания вина и воды. Появившиеся в результате ударов метеоритов на протяжении более чем миллиарда лет эти чашевидные лунные впадины обычно называют в честь учёных, художников и первооткрывателей. Пик в центре кратера, появился, вероятно, когда породы кратера подскочили вверх после его образования.

8. Извержение кальция К, Стивен Рамсден, США
Высокая оценка в номинации «Наша Солнечная система». Длина этого солнечного выброса составляет 1,3 млн км.

«Кальций К» относится к определённой длине волны фиолетового света, испускаемого ионами кальция в экстремальных условиях, таких как атмосфера Солнца. Астрономы могут получить свидетельства экстремальных явлений, таких как этот колоссальный выброс с поверхности Солнца, только при получении изображений в очень узком цветовом диапазоне.

9. Алмаз и рубины, Тунш Тезель, Турция
Высокая оценка в номинации «Наша Солнечная система»

Многие особенности Солнца становятся видны только во время полного солнечного затмения, когда Луна загораживает яркий солнечный диск. На фото мы видим внешнюю атмосферу Солнца, или корону, в виде белого тумана. Ближайший к поверхности атмосферный слой Солнца, известный как хромосфера, здесь появляется в красном свечении водорода. Фотограф поймал момент, когда крошечная часть солнечного диска сияет между горами на краю Луны, создавая эффект под названием «бриллиантовое кольцо».

10. Туманность Конская Голова, Билл Снайдер, США
Победитель в номинации «Открытый космос»

Туманность Конская Голова - это один из самых популярных объектов для съёмок на ночном небе, но этот снимок преподносит его в совершенно новом свете. Вместо того чтобы сосредоточиться исключительно на тёмном силуэте самой туманности, фотограф обращает внимание на похожий на сложенную складками ткань пейзаж из газа и пыли в её основании, воронкой стремящемся к яркой звезде. Это изображение расширяет наше видение и даёт новое представление о знакомом небесном объекте.

11. Туманность Улитка, Дэвид Фитц-Генри, Австралия
Второе место в номинации «Открытый космос»

Туманность Улитка, похожая на огромный глаз, смотрящий на нас через 700 световых лет космического пространства, это одна из ближайших планетарных туманностей к Земле, и наиболее изученная из них. На этом изображении в светящемся газе, из которого состоит туманность, видны мелкие детали, такие как похожие на головастиков «кометные узлы», которые, кажется, движутся от внутреннего кольца к внешнему. «Голова» каждого такого узла по размеру примерно сопоставима с нашей .

12. Калифорния против Плеяд, Рохелио Берналь Андрео, США
Высокая оценёнка в номинации «Открытый космос»

Скопление Плеяд в правой части этой фотографии, издавна известное как Семь Сестёр, на самом деле включает около тысячи звёзд, сформировавшихся примерно 100 млн лет назад. Плеяды - постоянный фаворит астрономов-любителей и астрофотографов, но этот необычный снимок показывает скопление в более широком контексте его локального окружения, дрейфующим сквозь хаотическую область тёмной пыли. Туманность Калифорния, названная так в честь американского штата, - это облако светящегося водорода в левой части фотографии.

13. Фрагмент туманности Вуаль, Джей-П. Метсаванио, Финляндия

Угловатые формы и яркая цветовая палитра передают насильственный характер происхождения этой газовой структуры - это то, что осталось от звезды, взорвавшейся более 5000 лет назад. Светящийся след всё ещё расширяется, и вся туманность занимает сейчас в 36 раз большую площадь, чем полная Луна.

14. У ног Ориона, Марко Лоренци, Италия
Высокая оценка в номинации «Открытый космос»

Такие фотографии напоминают нам, что в нашей галактике происходит гораздо больше всего, чем кажется на первый взгляд, и что пространство между звёздами редко бывает пустым. Чрезвычайно длинная 18-часовая выдержка позволяет увидеть пышные облака пыли и газа, которые обычно находятся в тени их более знаменитого соседа в верхней части снимка - ослепительного сердца Ориона. Разбросанные яркие голубые звёзды освещают пыль, что позволяет нам видеть полную картину.

15. Туманность Конская Голова, Шишир и Шашанк Долакиа - 15 лет, США
Победители конкурса «Молодой астрофотограф года»

Это превосходная фотография туманности Конская Голова. На ней ясно видно известное красное свечение на фоне конской головы - это светится газообразный водород, ионизированный соседними звёздами. Изображение обращает особое внимание на сильно концентрированное облако пыли в силуэте конской головы. Оно вырисовывается на фоне красного свечения, потому что туманность преграждает путь лучам света, которые пытаются пробиться сквозь неё.

16. Прибрежные лестницы, Крис Мёрфи, Новая Зеландия
Победитель премии сэра Патрика Мура за лучший дебют

Кажется, что эта угрюмая сцена стремится передать сообщение о «глубоком времени», поскольку каждый слой скал, находящихся на переднем плане, - это запись тысячи лет геологической истории. Между тем в небе время и пространство неразрывно переплелись, поскольку свету звёзд требуются десятилетия, столетия и даже тысячелетия, чтобы пробиться к нам через огромную пропасть пространства.

17. Гибридное солнечное затмение 2, Юджин Каменев, Германия
Победитель в номинации «Люди и космос»

Это редкий пример гибридного солнечного затмения, начавшегося на рассвете над западной Атлантикой, при котором Луна не полностью загораживает Солнце, оставляя яркое кольцо света вокруг. Когда лунная тень переместилась на восток через океан, затмение стало полным, и Солнца не было видно совсем. К тому времени, когда затмение достигло Кении, Солнце вновь вышло из-за Луны, получив форму полумесяца на закате.

18. NGC 3718, Марк Хэнсон, США
Победитель среди в категории автоматизированных телескопов

Гринвичская обсерватория объявила победителей фотоконкурса среди астрономов-любителей. Что можно сказать по этому поводу? Мероприятию исполнилось пять лет. Прислано более 1 200 снимков. На этот раз к традиционным категориям добавились две: «Люди и космос» (фотографии людей, которые делают то, что у них испокон веку получалось лучше всего, - в изумлении смотрят на небо) и «Премия памяти сэра Патрика Мура» (выдающегося астронома-любителя и страстного популяризатора науки, скончавшегося в конце прошлого года). Но не это главное. Главное сказал Иммануил Кант, памятуя, конечно, о древних греках: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».

Чтобы человек мог видеть, ему нужен орган зрения, заточенный под наблюдение окружающего мира. Чтобы видеть истину, тоже нужен какой-то орган; назовём его душой. Какому ювелиру отдать нам душу, чтобы она вернулась тщательно откалиброванным магическим кристаллом, не искажающим то, что творится вокруг и в ней самой? Искусство и природа - вот два лучших мастера, слава которых не умирает тысячелетиями. Порой остаётся лишь замереть в молчании и смотреть на их плоды, ожидая огранки.

Гран-при и первый приз в категории «Земля и космос» взял Марк Ги (Австралия, хайрез тут, ставьте на рабочий стол немедленно) за небеса Южного полушария. Здесь действительно есть на что посмотреть. Сплетение пыли и звёзд в центральных областях Млечного Пути, до которых 26 тыс. световых лет. Слева вверху - ещё более далёкие Магеллановы Облака. Что бы мы ни делали, за чем бы ни бегали, с нами всё время эта перспектива, говорящая, что... Да вы сами прекрасно знаете, о чём она говорит!

Бушует морской простор!
Далеко, до острова Садо,
Стелется Млечный Путь.
(Басё)

Магнитное поле Земли - что твой кузнец, который в своём горне придаёт северному сиянию самые разнообразные формы, скручивая тонкие листы материала в причудливые цветы и чаши. Фредрик Бромс из Норвегии за этот снимок, сделанный на берегах Грётфьорда, получил второй приз в категории «Земля и космос».

Слово скажу -
Леденеют губы.
Осенний вихрь!
(Басё)

Ядро кометы C/2011 L4 (PANSTARRS) тоже состоит из камня и льда, как и этот пейзаж. В начале с. г. она неосторожно приблизилась к Солнцу и отрастила себе хвост длиной сотни тысяч километров. Печальная картина того же Фредрика Бромса из царства Снежной Королевы.

О, не думай, что ты из тех,
Кто следа не оставил в мире!
Поминовения день...
(Басё)

Весь космический свет, который достигает поверхности Земли, проходит сквозь атмосферу. Во время этого путешествия его могут исказить самые разные атмосферные явления. Например, крошечные кристаллы льда приводят к рефракции лунного света, порождая прекрасные гало. Автор снимка - Дани Каксете (Испания).

Луна или утренний снег...
Любуясь прекрасным, я жил, как хотел.
Вот так и кончаю год.
(Басё)

Тщательный выбор времени, ночь под ясным небом, бесчисленные часы обработки полученных изображений - вот какого труда стоил Дэвиду Кингэму (США) этот снимок метеорного потока Персеиды. Невозможно предсказать, где и когда появится следующая падучая звезда. Пришлось скомбинировать 23 кадра. Говорят, фотографии статичны? Боже, какая чушь!

Скажи мне, для чего,
О ворон, в шумный город
Отсюда ты летишь?
(Басё)

Образования вроде этого кажутся неизменными и неподвластными времени: человеческая жизнь коротка. С точки зрения Галактики они мимолётны и преходящи. Через несколько тысяч лет яростное излучение звёзд туманности Sh2-239 рассеет облака пыли и газа. Адам Блок (США) выиграл категорию «Дальний космос».

Наша жизнь - росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь - и всё же...
(Исса)

Пылинки, составляющие туманность Ро Офиучи, точно такие же по размерам, как те, из которых на Земле состоит дым. Пыль отражает свет соседних звёзд (см. голубые и желтоватые области), блокируя и поглощая блеск далёких светил (см. коричневые и чёрные участки). Справа яркая звезда ионизирует водородное облако, заставляя его светиться красным, в внизу виднеется расположенное намного дальше шаровое скопление, в котором насчитываются тысячи звёзд. Том О"Донохью (Ирландия) и второе место в категории «Дальний космос».

Так кричит фазан,
Будто это он открыл
Первую звезду.
(Исса)

Омега Центавра - шаровое скопление нескольких миллионов звёзд. Чем ближе к центру, тем кучнее светила. Хорошо заметный красный цвет некоторых звёзд выдаёт дряхлость этого образования: ему миллиарды лет. Птолемей заметил его почти две тысячи лет назад, а в современные каталоги внёс Эдмунд Галлей в 1677 году. Фотограф: Игнасио Диас Бобильо (Аргентина).

О цикада, не плачь!
Нет любви без разлуки
Даже для звёзд в небесах.
(Исса)

Открытая Каролиной Гершель в 1783 году NGC 253 - редкий пример «галактики звездообразования», где темпы формирования новых светил во много раз превышают скорость Млечного Пути. Она выглядит пёстрой из-за обширных полос пыли, протянувшихся через галактический диск. Они усеяны красными облаками ионизованного водорода; именно там рождаются новые звёзды.

Стаял зимний снег.
Озарились радостью
Даже лица звёзд.
(Исса)

M81 и M82, расположенные на расстоянии двенадцати миллионов световых лет от Земли, - галактики с изюминкой. Близкий контакт между двумя объектами заставил газ собраться в их центральных регионах. В M81 этот приток пожирает сверхмассивная чёрная дыра. В соседней M82 газ подпитывает формирование новых звёзд, в результате чего облака водорода (обозначены красным) выбрасываются обратно к внешним границам. Фотограф: Иван Эдер (Венгрия).

Дерево - на сруб...
А птицы беззаботно
Гнёздышко там вьют!
(Исса)

Маньто Хуэй (КНР), победитель в категории «Солнечная система», тоже отличился выбором времени и искусством обработки изображений. И вот мы видим неуловимую внешнюю атмосферу Солнца - корону. Луна, любезно заслонившая ослепительную звезду, позволяет разглядеть призрачное свечение газа, температура которого достигает миллиона градусов. На протяжении многих веков полные солнечные затмения были единственным способом изучить эту часть Солнца. Фотографии позволяют рассматривать её сколько угодно.

Ладанка льёт аромат.
Сколько неявного очарования
В девушке глухонемой.
(Бусон)

Каждое из этих тёмных пятен размером примерно с Землю, а вся область магнитных потрясений - как десять наших планет. Взгляните, как много деталей на снимке Алана Фридмана (США, второе место в категории «Солнечная система»). За пределами пятен относительно спокойно: горячая плазма чинно поднимается, остывает и возвращается обратно. Поверхность Солнца напоминает кастрюлю с кипящей водой, где каждый пузырёк - размером с Францию.

«Буря началась!» -
Грабитель на дороге
Предостерёг меня.
(Бусон)

Монтаж? Как бы не так! Эта удивительная картина (спасибо, Игнасио Диас Бобильо) - окно сразу и в Солнечную систему, и в Галактику, и во Вселенную. Комета C/2012 F6 (Lemmon) заглядывает в наши тигули раз в 11 тыс. лет. Свет от шарового скопления GC 47 Tucanae в центре изображения прошёл более 16 тыс. лет, а от карликовой галактики Малое Магелланово Облако - 200 тыс.

Луна так ярко светит!
Столкнулся вдруг со мной
Слепец - и засмеялся...
(Бусон)

Орбита Луны вокруг Земли не идеально круглая, так что в разные периоды она может оказываться чуть ближе или чуть дальше, чем обычно. Если Луна проходит перед Солнцем, находясь в своей дальней точке, она не может полностью закрыть солнечный диск. Это называется кольцеобразным затмением. Данное составное изображение, полученное Цзя Хао (КНР), демонстрирует то, что происходило в мае 2013 года. Ближе к горизонту очевидно искажающее влияние атмосферы Земли.

Каменщик стучит,
Огненные искры
По ручью плывут.
(Бусон)

На удивление чёткий портрет жемчужины Солнечной системы сделал Дэмьен Пич (Великобритания). Вот какая нынче аппаратура у астрономов-любителей: видны даже тонкие полосы в верхних слоях атмосферы Сатурна, а кольца обладают изысканной градацией яркости и цвета. Отлично просматриваются полупрозрачное внутреннее кольцо и внешний разрыв Энке. Обратите внимание на гексагональную бурю на северном полюсе (научная диковинка!): видны три угла.

Я поднялся на холм,
Полон грусти, - и что же:
Там шиповник в цвету!
(Бусон)

Джейкоб Марчио (США, 14 лет) выиграл конкурс среди юных фотографов, сосредоточившись на самом центре Галактики и уместив в одном изображении десятки миллиардов звёзд. Здесь тёмные полосы межзвёздной пыли и газа на фоне блестящего балджа, множество скоплений и звёздных питомников.

Я в полночь посмотрел:
Переменила русло
Небесная река.
(Рансэцу)

На фотографии десятилетней (!) Арианы Берналь (США) мы видим сразу три самых значимых для нас объекта во Вселенной: Солнце уходит, появляется Луна, а над этим всем председательствует атмосфера Земли, из-за которой два светила покраснели. Вглядитесь: вот наша земля, наше море, наше небо, а вот и творение человеческих рук: мост «Золотые ворота» в Сан-Франциско. (Обязательно см. полноразмерное изображение!)

Нищий на пути!
Летом вся его одежда -
Небо и земля.
(Кикаку)

15-летний Эрик Дьюар (Канада) оставил затвор камеры открытым и собрал драгоценный звёздный свет, из-за которого пустынный ночной пейзаж кажется светлым, как днём. Но звёзды в небе выдают секрет: стояла глубокая ночь.

Не из обычных людей
Тот, которого манит
Дерево без цветов.
(Оницура)

Большая Туманность, она же туманность Ориона и M42, находится в известном созвездии Ориона чуть ниже пояса охотника. Невооружённому глазу туманность предстаёт как ещё одна звезда в мече Ориона, однако 15-летний Сэмюэл Копли (Великобритания) сумел показать диффузный характер сего образования. Ну и, конечно, посмотрите на эту форму!

Пахарь мотыгою бьёт...
А кажется, он неподвижен
В дымке весенних полей.
(Кёрай)

Луна как будто выходит из межпланетной тьмы, и Джейкоб Марчио поймал контраст между тёмными лавовыми «морями» и южным нагорьем.

О светлая луна!
Я шла и шла к тебе,
А ты всё далеко.
(Тиё)

Обманчиво простой снимок человеческих фигур на фоне восходящей Луны сделал Марк Ги. Фотограф подчеркнул крошечные размеры людей на смотровой площадке на фоне нашего естественного спутника, который обычно кажется таким маленьким. Обратите внимание: близко к горизонту турбулентная атмосфера Земли размывает и смягчает контуры Луны, окрашивая естественные прохладно-серые тона тёплым желтоватым свечением. Победа в категории «Люди и космос»!

Бросил на миг
Обмолачивать рис крестьянин,
Глядит на луну.
(Басё)

Что это за столб дыма поднимается над горизонтом на снимке Бена Каналеса (США), занявшего второе место в категории «Люди и космос»? Эта пыль играет важную роль в жизни нашей Галактики. Облака, сформированные из пепла умерших и умирающих звёзд, порождают новые светила.

Там, куда улетает
Крик предрассветной кукушки,
Что там? - Далёкий остров.
(Басё)

Сэму Корнуэллу (Великобритания) посчастливилось стать одним из свидетелей главного события астрономического 2012 года - шестичасового прохождения Венеры по солнечному диску. Увы, пасмурное небо едва не омрачило праздник, ведь следующий транзит состоится только в 2117 году. В последние минуты фотограф воспользовался разрывом в облаках. Почему такой цвет? Сияние Солнца способно ослепить фотографа и испортить цифровую камеру, поэтому применялся специальный фильтр. Заслуженный приз памяти сэра Патрика Мура!

Увидел я раньше всего
В лучах рассвета лицо рыбака,
А после - цветущий мак.
(Басё)

Большую туманность Ориона часто называют звёздными яслями из-за огромного количества звёзд, которые создаются внутри облаков пыли и светящегося газа. Когда происходит коллапс плотных сгустков газа под их собственной тяжестью, оставшийся «мусор» оседает в тёмных дисках, окружающих каждую новообразованную звезду. Один из таких протопланетных дисков можно увидеть на фотографии Ласло Франчича (Венгрия): ищите силуэт на ярком фоне светящегося газа в центральном звёздном скоплении. Материал диска будет конденсироваться, и через некоторое время явятся на свет планеты, луны, кометы и астероиды. Победа в категории «Роботизированное наблюдение».

Все волнения, всю печаль
Твоего смятенного сердца
Гибкой иве отдай.
(Басё)

Любительская Астрофотография, вы когда-нибудь задумывались что это за направление в фотографии? Пожалуй, это самый сложный и трудоёмкий жанр из всех, что существует, это я вам могу сказать со стопроцентной ответственностью, так как имею полное практическое представление обо всех направлениях в фотоиндустрии. В любительской астрофотографии нет предела совершенству, нет каких-то рамок, всегда есть, что сфотографировать, можно заниматься как творческой фотографией так и научной, и главное, что это очень душевный жанр фото. Но реально ли получать снимки космоса не выходя из дома, на бытовые фотоаппараты и объективы и в любительские телескопы, не имея при этом орбитального телескопа вроде Хаббла? Мой ответ - да! Все, конечно же знают про знаменитый телескоп Хаббл. Nasa постоянно делиться красочными снимками объектов глубокого космоса (Deep sky object или DSO или просто дипскай) с этого телескопа. И эти снимки очень впечатляют. Но почти никто из нас не понимает, что именно изображено, где это находится, какими размерами обладает. мы просто смотрим и думаем "вот это да". Но стоит самому заняться астрофотографией, как сразу начинаешь осознавать и узнавать вселенную. И космос уже не кажется таким уж необъятным. И самое главное, что с опытом снимки любителей астрофотографии получаются не менее красочные и детальные. Без сомнения у Хаббла будет выше разрешение и детализация, и он может заглянуть намного дальше, но порой, некоторые снимки мастеров в этом жанре путают со снимками Nasa и даже не верят, что это получено обычным человеком на бытовое оборудование. Даже мне иногда приходится доказывать знакомым, что это действительно мои снимки, а не взятые с просторов интернета, хотя мой уровень мастерства в этом деле пока не дотягивает и до среднего. Но каждый раз я оттачиваю свои навыки и добиваюсь лучших результатов.
Пример одного из моих стареньких снимков, северный полюс Луны:

Расскажу поподробнее как я это делаю и какое для этого понадобиться оборудование. И главное, что мы можем фотографировать в космосе в любительский телескоп или обычный фотоаппарат со сменной оптикой. Правда на последний вопрос, очень простой ответ - всё, ну или почти всё.

Начнём, пожалуй, с оборудования. Хотя на самом деле начать нужно не с оборудования, а понимания того, где вы живёте, сколько у вас свободного времени, есть ли возможность выезжать за город по ночам (если вы живёте в городе) и как часто вы готовы это делать и, конечно же, готовы ли тратиться на этот жанр в материальном плане. Тут, к сожалению, есть закономерность: чем дороже оборудование, тем лучше результат. НО! результат на любое оборудование зависит не в меньшей степени от опыта, условий и желания. Будь у вас самое лучшее оборудование, но без опыта ничего не получится.
Итак, как только у вас будет понимание ваших возможностей, то от этого и зависит выбор оборудования. Я житель Москвы, и часто ездить за город у меня нет ни возможности ни энтузиазма, поэтому свой акцент в самом начале пути, я поставил на объекты солнечной системы, то есть Луну, Планеты и Солнце. Дело в том, что в любительской астрофотографии есть три подвида - планетная съёмка, съёмка дипская и фотография широких звёздных полей на малые фокусные расстояния. И я затрону в этой статье все три вида. Тем не менее, выбор оборудования для этих подвидов разный. Есть некоторые универсальные варианты по дипскаю и планетной съёмки, но у них свои плюсы и минусы.
Почему мой выбор пал прежде всего на съёмку объектов солнечной системы? Дело в том, что на эти объекты не влияет городская засветка, которая не даёт просочится звёздам. А яркость Луны и планет очень высокая, поэтому они легко пробиваются через городскую засветку. Есть правда другие нюансы - это тепловые потоки, но с этим смириться можно. А вот достойная съёмка дипская в городе возможна только в узких каналах, но это отдельная тема с ограниченным выбором объектов.
Итак, для любительской астрофотографии объектов солнечной системы я использую следующие оборудование, позволяющие мне хорошо наблюдать и фотографировать Луну, планеты и Солнце:
1) Телескоп по оптической схеме шмидта-кассегрена (сокращённо ШК) - Celestron SCT 203 мм. Его используем в качестве объектива с фокусным расстоянием 2032 мм. При этом я могу эффективно разогнать ФР до 3х, то есть примерно до 6000 мм, но за счёт потери светосилы. Выбор пал именно на ШК, потому что это самый удобный и выгодный вариант в квартирном использовании. Именно ШК обладают компактными и одновременно мощными характеристиками, например, при прочих равных ШК будет в два с половиной раза короче классического Ньютона, а на балконе такие размеры имеют очень большое значение.
2) Монтировка Телескопа Celestron CG-5GT - это эдакий компьютеризированный штатив, который способен поворачиваться в след за выбранным объектом по небосводу, а так же нести на себе громоздкое оборудование без дёрганий и тряски. Моя монтировка начального класса, поэтому имеет много погрешностей в своём предназначении, но с этим я так же научился бороться.
3) Камера TheImagingSource DBK-31 или EVS VAC-136 - старенькие специализированные камеры для любительской планетной астрофотографии, но я их так же приспособил и для микросъёмки на клеточном уровне. Впрочем вы можете обойтись и бытовыми фотоаппаратами со сменной оптикой, просто результат будет хуже, но за неимением прочего - вполне сгодиться, я тоже когда-то начинал с Sony SLT-a33.
4) Ноутбук или ПК. Ноутбук, конечно, предпочтительнее, так как он мобильный. Подойдёт самый простой вариант без игрового потенциала. Он нам нужен, чтобы синхронизировать всё оборудование, и записывать сигнал с камер. Но если вы используете бытовой фотоаппарат, то вполне можете обойтись и без компьютера.
Этот основной комплект для лунно-планетной съёмки, не считая ноутбука, мне обошёлся в 80 000 р. по курсу доллара - 32 рубля из них 60 тысяч на телескоп и монтировку и 20 тысяч на камеру. Тут надо сразу отметить, что всё оборудование для любительской астрофотографии это исключительно импорт, поэтому мы с вами напрямую зависим от курса рубля, так как в долларах цена не меняется на протяжении нескольких лет.
Вот как выглядит мой телескоп на фото. Как раз фото с балкона, где я устанавливаю его перед съёмкой:

Как-то я навешал на свой телескоп много оборудования одновременно для лунной и дипскайной съёмки, для проверки потянет ли монтировка. Она потянула, но со скрипом, поэтому использовать такой вариант не рекомендовано на этой монтировке - слабовата.

Что же мы всё-таки можем увидеть и сфотографировать на этот любительский телескоп? Фактически почти все планеты солнечной системы, крупные спутники Юпитера и Сатурна, Кометы, Солнце и конечно же Луну.
И от слов к делу, представляю несколько фотографий некоторых объектов солнечной системы, полученных в различное время при использовании вышеописанного телескопа. И первым я покажу сними самого близкого космического объекта солнечной системы - Луны.
Луна это очень хороший объект. На неё всегда интересно смотреть и фотографировать. На ней видно много деталей. Каждый день в течении месяца вы видите новые лунные образования и каждый раз ждёте всё более хорошей погоды, без ветра и турбулентности, чтобы сделать снимок ещё лучше, чем в прошлый раз. Поэтому фотографировать Луну не надоедает, а наоборот хочется всё больше и больше, тем более мы можем строить композиции, панорамы и выбирать фокусное расстояние для различных целей.
Кратер Клавий. Сфотографированный в 5000 мм в инфракрасном спектре:

Часть лунного терминатора, сфотографирован в 2032 мм в дневное время, поэтому контраста не совсем хватает:

Панорама Лунных Альп из двух кадров. На фотографии видны сами Альпы с каньоном и древний кратер Платон, залитый базальтовой лавой. Снято в 5000 мм.

Три древних кратера вблизи северного Полюса Луны: Пифагор, Анаксимандр и Карпентер, ФР - 5000 мм:

Ещё больше лунных фотографий в 5000мм

Лунное море, а точнее море Кризисов, снято в 2032 мм. Этот снимок снят на две камеры, одна ч/б в инфракрасном спектре, другая в видимом спектре. Инфракрасный слой пошёл за основу яркостного, видимый спектр лёг сверху в виде цвета:

Кратер Коперник на фоне Лунного рассвета, 2032 мм:

А теперь панорамы Луны в различных фазах. при клике откроется больший размер. Все панорамы Луны сняты в 2032 мм.
1) Серповидная Луна:

2) Луна первой четверти, подробнее об этой фазе можно прочитать тут

3) Фаза Выпуклой Луны. Эту панораму Луны я фотографировал на цветную камеру видимого спектра:

4) Полнолуние. Самое скучное время на Луне это - полная Луна. В этой фазе Луна плоская как блин, очень мало деталей, всё слишком яркое. Поэтому в полнолуние я почти никогда не фотографирую Луну, особенно в телескоп, максимум в 500 мм на обычный объектив и фотоаппарат. Хотя данный вариант сделан на мой телескоп, но с редуктором фокуса, подробнее здесь:

А вот, кстати, фотография без какого-либо специального оборудования. Фотоаппарат+телевик. Заодно вся правде о Суперлунии, при клике на фото откроется больший размер, а по ссылке более подробное описание :

Следующий объект - Венера, вторая планета от Солнца. Этот снимок я снимал в Белоруссии, разгонял фокусное расстояние телескопа в 2,5 раза до 5000 мм. Фаза Венеры была такой, что она представилась в виде серпа. Отмечу, что никаких деталей в видимом спектре на Венере различить нельзя, лишь густой облачный покров. Чтобы различить детали на Венере надо использовать ультрафиолетовые и инфракрасные фильтры.

Второй снимок Венеры, я сделал с Московского балкона без увеличения фокусного расстояния, то есть ФР=2032 мм. В этот раз фаза Венеры была больше повёрнута к нам освещённой стороной, но для объёма я подрисовал блик тёмной стороны Венеры в редакторе, это надо отметить особенно, так как тёмную сторону Венеры, её пепельный свет, нельзя запечатлеть ни при каких обстоятельствах в отличии от Лунного пепельного света.

Следующая планета по списку это Марс. В любительский телескоп четвертая от Солнца планета выглядит совсем небольшой. Это и не удивительно, её размеры в два раза меньше Земли, и даже в момент противостояний Марс виден как небольшой красноватый шарик с некоторыми деталями поверхности. Однако кое-что мы можем наблюдать и фотографировать. Например, на этом снимке отчётливо видно большую белую шапку марсианского снега. Снимок сделан при использование 3-х кратного экстендера с итоговым ФР - 6000 мм.

На следующей фотографии мы уже наблюдаем марсианскую весну. Зимняя шапка растаяла и даже удалось запечатлеть облака в виде бледных слабоконтрастных диффузных пятнышек серобелоголубого оттенка. Если бы была возможность наблюдать Марс каждый день, можно было бы хорошо изучить периоды сезонности на Марсе, его вращение вокруг оси, таяние и образование снежных шапок, а так же появление и движение облаков. Фотография как и предыдущая, получена на 6000 мм.

А это как раз фотография Марса в момент противостояния в 2014 году. Обратите внимание как хорошо прорисовались моря и материки Марса (условные обозначения тёмных и светлых участков на Марсе и Луне). Подробнее о географии планеты на снимке можно узнать тут:

Пятая планета Солнечной системы это царь планет - Юпитер. Юпитер это самая интересная для наблюдений и фотографирования планет. Даже не смотря на свою огромную удалённость, Юпитер в телескоп виден крупнее остальных при прочих равных. Если с погодой повезёт, то на Юпитере можно хорошо различить такие образования как вихри, полосы, БКП (большое красное пятно) и другие детали, а так же его 4 Галилеевых спутника (ИО, Европа, Каллисто и Ганимед). И куда проще это запечатлеть на фотографии, правда результат снимка напрямую зависит от погодных условий и оборудования. Вот как у меня получается фотографировать Юпитер в свой любительский телескоп. Панорама Юпитера со спутниками:

Фотография Юпитера с БКП

Так же Юпитер имеет смысл фотографировать в инфракрасном спектре. В этом спектре видно гораздо больше деталей и сами детали выглядят более резкими:

Следующая, шестая планета - Сатурн. Огромный газовый гигант, узнаваемый прежде всего, своими кольцами. Для меня это вторая планета по интересности. Но его удалённость столь громадна (до 1500 млрд км), что моему телескопу едва ли хватает мощности разлить пояса на поверхности планеты, до ураганных вихрей разрешения моей оптики не хватает. Однако я всё равно с интересом наблюдаю и фотографию эту планету, ведь передо мной открываются его кольца, часто я вижу тень от колец отбрасываемых на планету. А при хороших условиях можно различить загадочное образование Сатурна - гексагон, в частности его видно на фотографии ниже. География планеты с описанием доступна по этой ссылке:

Что же касается оставшихся планет - Меркурий, Нептун, Уран и карликовой планеты Плутон, то их я не фотографировал, но наблюдал (кроме Плутона). Меркурий в мой телескоп виден как очень маленький диск серого цвета, никаких деталей на нём я не различал. Уран и Нептун в мой телескоп видны в виде небольших голубоватых дисков разных оттенков, интереса в фотографии эти планеты для меня пока так же не представляют. Но с более мощным оборудованием, я обязательно их сфотографирую. Солнце так же очень интересно фотографировать, но для этого нужны специальные фильтры. Иначе можно испортить зрение и камеру.

Следующий подвид астрофотографии самый творческий и лёгкий. Это фотографирование широких звёздных полей на малые фокусные расстояния. Для этого вида, в принципе, необязательно специальное астрооборудование. Достаточно иметь фотоаппарат с соответствующим объективом и штатив, ну а если у вас есть автоматизированная монтировка или же другие аксессуары для компенсирования вращения земли, то это будет ещё лучше.
Итак, нам потребуется:
1) фотоаппарат
2) объектив с ФР от 15 до 50, это может быть рыбий глаз, портретик или пейзажник. И лучше, чтобы это был фикс с высокой светосилой от 1,2 до 2,8. Можно использовать 70 мм и больше, но при таких ФР оборудование для компенсации вращения очень желательно.
3) Штатив и желательно оборудование для компенсации вращения поля, но для начала можно им пренебречь.
4) тёмная безлунная звёздная ночь и свободное время.
Вот и весь набор для этого вида астрофотографии. Но есть некоторые нюансы. Первый и главный нюанс при съёмке на неподвижном штативе заключается в правиле выдержки. Правило называется «правило 600» и работает оно так: 600/ФР объектива = максимальная выдержка. Например, у вас объектив с ФР 15, значит 600/15=40. В данном случае 40 секунд это максимальное время выдержки, при котором звёзды будут оставаться звёздами и не растягиваться в сосиски, особенно по краям кадров. На практике лучше уменьшать это максимальное время на 20%. Второй нюанс заключается в выборе местности, не всегда тёмная звёздная ночь будет вам рада. Иногда, по ночам бывает очень сыро и влажно в наших широтах, особенно вблизи лесов, болот, рек и тд. И тогда буквально через пол часа у вас совершенно запотеет объектив и сфотографировать ничего не получится. Чтобы этого избежать нужно использовать либо фен либо специальные апертурные обогреватели в виде гибких тенов. Звёздные поля я начал прицельно осваивать только летом 2015 года, поэтому много фотографий у меня нет. Вот пример фотографии млечного пути, снят на Sony SLT-a33 + Sigma 15mm рыбий глаз с использованием монтировки с автовидением, выдержка 3 минуты, подробнее о фотографии можно почитать по ссылке

А вот тоже млечный путь снятый при восходе Луны на туже технику, но уже со стационарного фотоштатива, выдержка всего 30 секунд, на мой взгляд вполне отчетливо виден Млечный путь.

Далее идёт небольшая подборка созвездий снятых на Sony SLTa-33 + Sigma 50 mm. Выдержки по 30 секунд, на монтировке с автовидением:
1. первое созвездие Цефей:


1.1 схема созвездия с обозначениями:

2. Созвездие Лиры


2.1 Схема созвездия:

3. Созвездие Лебедь


3.1 и схема Лебедя и его окрестностей

4. Созвездие Большая медведица, полный вариант, а не только ковш:


4.1 Схема Большой медведицы:

5. Созвездие Кассиопея, легко узнаётся так как похожа на букву W или М смотря с какого ракурса смотреть:

А вот это Лебедь уже с выдержками 10 минут, фотографию сделал в мае 2016 года, подробнее можно почитать здесь:


Последний, третий вид астрофотографии это дипскай. Это самый сложный вид в любительской астрофотографии, чтобы мастерски получать снимки нужно очень много опыта и достойное оборудование. В съёмке дипская нет ограничений по ФР, но чем выше ФР тем сложнее получить качественный результат, поэтому типичными средними фокусными расстояниями считаются объективы от 500 до 1000 мм. Чаще всего используются либо рефракторы (желательно апохроматы), либо классические Ньютоны. Есть и другие более сложные и эффективные оптические приборы, но они стоят уже совсем других денег.
Я, как и в случае со звёздными полями, начал осваивать данный жанр только летом 2015 года, до этого были, конечно, попытки, но безуспешные. Впрочем про съёмку дипскай-объектов, таких как галактики, туманности и звёздные скопления можно писать очень долго. Я же просто поделюсь своим опытом.
Для фотографирования дипская нам потребуется:
1) Монтировка с автовидением, это обязательное условие.
2) объектив от 500 мм (можно использовать и от 200 для больших объектов, таких как туманность Ориона М42 или Галактики Андромеды М31). Я использую свой телевик для фотоохоты Sigma 150-500.
3) Фотоаппарат (я использую Sony SLT-a33) или более продвинутая камера для астрофотографии.
4) Обязательное умение выставлять монтировку по полярной оси, чтобы она была точно выставлена на полюс мира.
5) Крайне желательно, а точнее крайне необходимо освоить гидирование с дополнительным гид-телескопом и гидирующей камерой. Это нужно для того, чтобы камера гид захватывала звезду, находящеюся рядом со снимаемым объектом и тем самым посылала сигналы монтировке следовать точно за этой звездой. В результате правильного гидирования можно выставлять даже часовые выдержки и получить максимально чёткие кадры без проявления потянутости звёзд с хаббловской прорисовкой объектов.
6) Ноутбук для синхронизации монтировки, камеры и гидирования
7) Система питания, автономное или розетка, тут решать вам.

Для того, чтобы все это оборудование разместить на монтировке я сделал пластину, просверлив в ней кучу дырок и прикрутил всё необходимое оборудование. Фотография моего оборудования, сделана во время съёмки:

И вот, что у меня получается на данный момент в съёмке дипская:
1. Галактика Андромеды (М31):

2. Тёмная туманность Ирис в созвездии Цефея:

4. Добавляю фотографию туманности Вуаль, которую я сделал в мае 2016 года, подробнее о съёмки Вуали здесь:

А вот так получилась туманность Ориона М42 с московского балкона в мой планетный телескоп с ФР 2032мм, выдержка 30 сек:


Как видно, в городских условиях в видимом спектре такой выдержки не достаточно для проработки фона и периферии, а большая выдержка даёт только молочную засветку по всему кадру, поэтому в городе я фотографирую только Луну и планеты, в чём добился почти максимальных результатов на своё оборудование. Остаётся только ловить хорошую погоду или менять оборудование на более мощное для улучшения качества снимков.

Как резюме могу сказать, что астрофотография это очень серьёзный жанр и без целеустремлённости здесь ничего не выйдет. Но как только у вас начнёт что-то получаться, вам это будет доставлять сплошное удовольствие! Поэтому я всех призываю развивать и популизировать этот интереснейший жанр в фотографии!

1. Фотограф Терри Хенкок (Terry Hancock). «Туманность Андромеды (M31 , NGC 224)». М31 – это спиральная галактика в созвездии Андромеды, которая удалена от нас на 2,5 млн. световых лет. Ее можно увидеть невооруженным глазом в безлунную ночь в виде грязного светового пятна. Но фотограф из Мичигана воспользовался обсерваторией на своем заднем дворе, чтобы показать громадную спираль из миллиардов звезд, раскаленного светящегося газа и темной пыли. Туманность Андромеды будет еще более впечатляющей через 4,5 млрд. лет. Ученые предполагают, что тогда она столкнется с нашей галактикой Млечный путь.

2. Фотограф Фабиан Нейер (Fabian Neyer). «Туманность Ориона». На выразительном снимке части созвездия Ориона видны розовые завитки облаков водорода и хлопья межзвездной пыли. Сама Туманность Ориона – это яркий пучок света справа: это одна из самых ярких туманностей в небе. Туманность, которая находится в 1,350 световых лет от Земли, зимой отчетливо можно увидеть невооруженным глазом. Также слева хорошо различим Пояс Ориона, а слева по центру, напротив розового облака, крошечный силуэт Туманности Конская Голова.

3. Фотограф Коудзи Ониси (Koji Onishi). «Хаябуса в небе II». Космический корабль Хаябуса был сфотографирован над Южной Австралией во время его вхождения в атмосферу 13 июня 2010 года. Он был запущен в 2003 году для изучения астероида Итокава и приземлился на него в 2005, прежде чем вернуться на Землю с образцами астероидной почвы. Раскаленная капсула корабля промчалась по небу справа налево. Ее цвет и яркость менялись в зависимости от слоя атмосферы, которую она пересекала.

4. Фотограф Джефри Салливан (Jeffrey Sullivan). «Лунная радуга над водопадом Йосемити и звездные следы». Съемка на длинной выдержке дает полное ощущение дня, но это свет от полной луны, которая создает радугу над водопадом в Национальном парке Йосемити в Калифорнии. Чтобы получить следы звезд фотографу пришлось в течение нескольких часов сделать более 500 отдельных снимков.

5. Фотограф Фредерик Бромс (Fredrik Broms). «Жизнь во вселенной». Эта панорама над островом Квалоя (Kvaloya) в Норвегии наглядно иллюстрирует многообразие астрономических объектов и феноменов. Занавес Северного сияния мерцает в атмосфере, в то время как яркую луну в центре частично покрывают облака. Над луной блестят яркие плеяды звезд. Остальные звезды, находящиеся намного дальше от Земли, светят высоко-высоко над Северным полярным кругом, завершая драматическую картину. Панорама включает в себя 4 снимка.

6. Фотограф Оле Си Саломонсен (Ole C Salomonsen). «От возбужденного до основного состояния». Северное сияние над Эльсфьордом в Норвегии. Название связано с физической основой этого ослепительного природного светового шоу. Высоко в атмосфере Земли частицы солнечного ветра сталкиваются с молекулами газа, передавая часть своей энергии и приводя электроны молекул в «возбужденное» состояние. При возвращении электронов к своему обычному или «основному» состоянию, молекулы двух основных газов в атмосфере дают характерный светящийся цвет: кислород – зеленый, а азот – красный.

7. Фотограф Эдди Тримарчи (Eddie Trimarchi). «Яркая Луна-3». Если смотреть на Луну невооруженным глазом, она выглядит в монохромно серых тонах. Но разные минералы на лунных породах и почве придают ей очень тонкие цветовые вариации, которые были усилены, чтобы Вы смогли увидеть их на этом необычном изображении.

8. Фотограф Антон Янковой. «Непальские Гималаи». Следы звезд над горным массивом Аннапурна запечатлены недалеко от базового лагеря Анапурны в одноименном Национальном парке в Непале на высоте 4130 метров над уровнем моря. Благодаря эффекту длинной выдержки фотографу удалось запечатлеть траектории движения звезд по небу и их отражение в озере.

9. Фотограф Тун Тезель (Tung Tezel). «MangaiaOePan». Над вершинами холмов недалеко от деревушки Онероа, на побережье острова Мангаи, самого южного острова составе островов Кука, видна южная часть Млечного Пути. Фото сделано на выдержке в 30 секунд. Влажный атмосферный воздух создает эффект рассеивания и окрашивает звезды в различные цвета.

10. Фотограф Маркус Дейвис (Marcus Davies). «Паутина (Туманность Тарантул и ее окрестности)». По протяженности туманность Тарантул занимает около 3 тыс. световых лет. Она принадлежит галактике-спутнику Млечного Пути - Большому Магеллановому Облаку и находится на 170 тыс. световых лет от Земли. На фото преобладает огромный массив газа, который проникает в пространство между звездами со скоплениями светящегося водорода. Тарантул является гигантской звездной колыбелью, где рождаются тысячи новых звезд, некоторые из которых в целых 130 раз массивнее нашего Солнца.

11. Фотограф Хуан Карлос Касадо (Juan Carlos Casado). «Равноденствие». С помощью замедленной съемки на фото запечатлено вращение Земли, снятое с выгодной позиции в Эквадоре в день равноденствия 2010 года. Солнце прошло над головой и село на западе. На фотографии это движение отобразилось ярким следом, который проходит через середину неба. Потом, когда небо потемнело, стали видны звезды. Их круговая траектория вокруг, сконцентрированная около северного и южного полюсов, обусловлена вращением Земли.

Гринвичская королевская обсерватория - основная астрономическая организация Великобритании. На ежегодном конкурсе представлены самые красивые и зрелищные виды космоса, от огромных галактик, находящихся в сотнях миллионов лет от нас, до драматических пейзажей ночного неба.

Недавно был объявлен список наиболее вероятных претендентов на победу в конкурсе лучших фотографий в области астрономии за 2014 год. Победитель будет объявлен в сентябре, а пока познакомимся с некоторыми космическими работами поближе.

1. Планетарная туманность Медуза является частью остатка сверхновой. Свет от этого взрыва достиг планеты Земля более 30 тысяч лет назад. Туманность находится на расстоянии примерно в 5000 световых лет от Земли в созвездии Близнецов. (Фото Astronomy Photographer of the Year | Bob Franke):

3. Трехдольная диффузная туманность M 20 в созвездии Стрельца. Название туманности предложено Уильямом Гершелем и означает «разделённая на три лепестка».(Фото Astronomy Photographer of the Year | Bill Hinge):

4. Северное сияние и непериодическая околосолнечная комета PANSTARRS. (Фото Astronomy Photographer of the Year | Rune Johan Engeboe):

5. Космический пейзаж на фоне замка Данлюс (Dunluce Castle). Это живописные руины древнего замка эпохи позднего средневековья в графстве Антрим, Северная Ирландия. (Фото Astronomy Photographer of the Year | Martina Gardiner):

6. Звездное небо над Малин-Хед - небольшим рыбацким поселком. Здесь находится самая северная точка Ирландии. (Фото Astronomy Photographer of the Year | Martina Gardiner):

7. Национальный парк Скафтафетль в Исландии. Невероятная, потусторонняя фотография из самого инопланетного места на Земле. (Фото Astronomy Photographer of the Year | Stephane Vetter):

8. Наша галактика Млечный путь, Шотландия. (Фото Astronomy Photographer of the Year | Maciej Winiarczyk):

9. Звездные треки и Дорога гигантов - уникальная прибрежная местность, представляет собой около 40 000 соединенных между собой базальтовых (реже андезитовых) колонн, образовавшихся в результате древнего извержения вулкана. Расположена на северо-востоке Северной Ирландии. (Фото Rob Oliver):

10. Эмиссионная туманность IC 1805, растянувшаяся на сотни световых лет, состоит из светящегося межзвездного газа и темных пылевых облаков. Она находится на расстоянии 7 500 световых лет от Солнца и является областью звездообразования. Благодаря своей форме она получила название туманность Сердце. (Фото Ivan Eder):

11. Метеоритный дождь над вулканом Бромо. Путешествие « ». (Фото Singapore):

12. Метеорный поток в штате Колорадо. (Фото Patrick Cullis):

13. Туманность NGC 6888, также известная как туманность Полумесяц. (Фото Mark Hanson):

14. Луна и самый большой гигант Солнечной системы - Юпитер (точка справа). Также смотрите « ». (Фото Sebastian Guillermaz):

15. Звездные треки, Аргентина. (Фото Sebastian Guillermaz):

16. Туманность Ориона. В ближайшие несколько миллионов лет пыль в туманности Ориона будет постепенно разрушена формирующимися сейчас звёздами или рассеется в Галактическое пространство. (Фото Anna Morris):

17. Ро Змееносца - двойная звезда в созвездии Змееносца. Расстояние до звезд оценивается в 390-400 световых лет. Светимость звёзд выше солнечной приблизительно в 4900 и 2100 раз. (Фото Rolf Wahl Olsen):

18. Планеты в ряд: Юпитер, Венера и Меркурий. Человек показывает рукой на Юпитер. (Фото Lorand Fenyes).