Ми 35 армейский ударный вертолёт. Авиация россии

14.08.2019 Снилс

История создания

В конце 1960-х годов руководством Советского Союза было принято решение активизировать разработки специализированного боевого вертолёта. Успехи в разработках уникальных боевых машин пехоты породили идею создания «летающей боевой машины пехоты». Этим грозным оружием стал первый и основной советский боевой вертолёт Ми-24.

В результате целого ряда испытаний и доработок получилась транспортно-боевая машина, которая обладала высокими лётными характеристиками, имела мощное ракетно-пушечное вооружение, усовершенствованное прицельное и навигационное оборудование. Это последний вертолёт, созданный под непосредственным руководством М. Л. Миля.

В настоящее время около 1500 вертолётов этого типа состоят на вооружении более чем в 50 странах мира. В 1971 году первые вертолёты типа Ми-24 стали поступать в войска под названием Ми-24А. В последующие годы было создано множество модификаций этого вертолёта: Ми-24У, Ми-24Б, Ми-24Д, Ми-24ДУ, Ми-24В, Ми-24П, Ми-24ПН.

Модернизация данного типа вертолётов не прекращается и сегодня.

Миротворческие и боевые заслуги

Вертолёты типа Ми-24 эффективно применялись и применяются в горячих точках разных регионов мира, где доказали свою незаменимость в качестве надежного и универсального оружия. Вертолётчики особенно ценят Ми-24 за мощное и высокоточное вооружение и надежное бронирование. По составу вооружения и массе боевой нагрузки Ми-24 превосходят все серийные зарубежные аналоги.

Вертолёты обладают уникальным опытом работы в условиях высоких температур. Они надежны, неприхотливы, оснащены внушительным арсеналом вооружения благодаря чему заслужили репутацию отличных «солдат».

Вертолёты типа Ми-24 активно применялись в ходе войны в Афганистане. Об этих машинах знают и на Африканском континенте, где они также с успехом выполняют боевые задачи. Ми-24 принимали участие практически во всех операциях ООН по поддержанию мира в различных африканских регионах. В ходе этих операций российские вертолёты получили высокую международную оценку. Особо отмечалась их боевая эффективность и эксплуатационная надежность. Задачей боевых вертолётов являлось обеспечение безопасности персонала ООН путем воздушного сопровождения наземных конвоев, осуществление поисково-спасательных и наблюдательных полетов, поддержка аэромобильных операций воинского контингента миссии ООН.

Опыт эксплуатации вертолётов типа Ми-24 в европейских, азиатских, африканских и латиноамериканских странах дал большой объем информации, анализ которой позволил проводить дальнейшее совершенствование и модернизацию этого уникального Вертолёта.

Ми-35М

В 1990-х годах остро встал вопрос о необходимости дальнейшего совершенствования Ми-24. Основанием для принятия решения о его глубокой модернизации послужила необходимость улучшения летно-технических характеристик машины, а также обеспечения более эффективного использования всех возможных видов вооружения (включая высокоточное оружие) в круглосуточном режиме и в самых разнообразных физико-географических условиях, в том числе использование машины в условиях жаркого климата и высокогорья.

В 2000 году предприятие «Роствертол» и Московский Вертолётный завод им. М. Л. Миля за счет собственных средств приступили к работам по созданию опытного образца вертолёта Ми-35М. Для повышения эксплуатационной технологичности и унификации конструкции на новой машине установили те же несущую систему и двигатели, что и на Ми-28Н.

Благодаря программе модернизации вертолёт Ми-35М стал многоцелевой ударной машиной, способной выполнять боевые задачи в круглосуточном режиме, в том числе в сложных метеоусловиях. Вертолёт оснащен несъемной подвижной пушечной установкой НППУ-23 с пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм и вооружается противотанковыми управляемыми ракетами типа «Штурм» и «Атака». Одной из особенностей конструкции Ми-35М стало использование укороченных крыльев и облегченного неубирающегося шасси, что положительно сказалось на массе вертолёта. X-образный рулевой винт одновременно с уменьшением уровня шума обеспечивает вертолёт большей управляемостью. Машина получила и новые двигатели, что позволило увеличить ее высотность.

Ми-35М поставляются в страны СНГ и, что особенно важно, этими Вертолётами в настоящее время оснащаются подразделения Министерства обороны России.

Ми-35М в российской армии

Безусловно, главными эксплуатантами надежных «двадцатьчетверок» и их модификаций являются российские военные. Министерство обороны России - крупнейший заказчик продукции российских вертолётостроителей. Предприятие «Роствертол», входящее в холдинг «Вертолёты России», поставляет Минобороны Ми-35М в строгом соответствии с утвержденными графиками.

Летчики армейской авиации различных военных округов постоянно совершенствуют навыки управления и применения нового вертолёта в ходе учений. Так, в августе 2015 года машины Ми-35М Западного военного округа принимали участие в летно-тактических учениях в Ленинградской области. Вертолётчики отработали нанесение огневого удара по тыловым объектам условного противника, а затем высадили тактический воздушный десант в глубине его обороны.

В октябре 2015 года подобные учения экипажей Ми-35М Южного военного округа проходили в предгорьях Эльбруса. Вертолёты отрабатывали полеты и маневрирование на предельно малых высотах в условиях высокогорья, в том числе с огибанием рельефа местности - хребтов и подгорий, а также выполняли пролеты через горные ущелья. Кроме того, пилоты практиковали взлеты и посадки с необорудованных горных площадок на высотах от 1,5 до 3,0 тыс. м и обучались уверенному ориентированию по приборам, а также приемам эффективной и точной стрельбы из штатного вооружения вертолётов.

В ноябре 2015 года экипажи вертолётов Ми-35М авиабазы армейской авиации Южного военного округа прошли курс специальной подготовки с применением очков ночного видения на горном полигоне в Кабардино-Балкарии. Военные вертолётчики отрабатывали выполнение десантно-транспортных задач на равнинной местности и в условиях высокогорья, а также полетные задания по обнаружению баз незаконных вооруженных формирований и диверсионно-террористических групп условного противника в горных районах и лесном массиве.

Ми-35М с новым оборудованием

Глубокая модернизация вертолёта Ми-24 в Ми-35М позволила создать машину, обладающую массой неоспоримых преимуществ и составившую достойную конкуренцию современным образцам зарубежной военной техники. Однако с развитием новых технологий возникает необходимость обновления части оборудования и вооружения. В соответствии с пожеланиями заказчиков в настоящее время «Роствертол» и Московский Вертолётный завод им. М. Л. Миля под руководством холдинга «Вертолёты России» создают новый Ми-35М, оборудованный новейшими системами. Эти системы дают возможность значительно повысить живучесть вертолёта и его боевые качества.

На новом Ми-35М установлены системы, позволяющие обеспечить применение более современных средств поражения (управляемого и неуправляемого вооружения), а также возможность полета по маршруту в автоматическом режиме и снижение нагрузки на экипаж при управлении вертолётом и применении вооружения.

Взамен применявшейся ранее аппаратуры радио-электронного противодействия на Ми-35М установлен бортовой комплекс обороны «Президент-С35», позволяющий Вертолёту быть практически неуязвимым для управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения.

В соответствии с программой импортозамещения покупных комплектующих изделий, осуществляемой на предприятиях холдинга «Вертолёты России», на новом Ми-35М установлены: двигатель ВК-2500-02, новый прицел летчика, идентичный установленному на вертолёте Ми-28НЭ, аппаратура передачи команд и аппаратура канала управления управляемым ракетным вооружением производства предприятий России. Ми-35М с новым оборудованием впервые был продемонстрирован на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015.

Своевременно принятое решение о глубокой модернизации вертолёта Ми-24 в вариант Ми-35М и успешное воплощение этой идеи в жизнь дало возможность легендарной боевой машине, перешагнув в новое тысячелетие, занять достойное место в современной боевой авиации.

Ми-24 ВМ, представляющего собой модификацию знаменитой советской винтокрылой машины. Советские летчики называли его "летающим танком" по аналогии с известным в годы ВОВ штурмовым самолетом Ил-2. Неофициальное прозвище боевого аппарата было "Крокодил" из-за типовой схемы камуфляжа вертолета.

Когда возник предшественник Ми-35М?

В начале 1960 годов советскому конструктору Михаилу Милю стало ясно, что тенденция к всевозрастающей мобильности боя приведет к созданию летающих боевых машин поддержки пехоты, которые могли бы быть использованы для выполнения как боевых, так и транспортных задач. Первый макет вертолета В-24, выражающего эту концепцию, разработанный под руководством Миля, был представлен в 1966 году в экспериментальном цехе Министерства авиапромышленности. Концепция этого изделия была основана на другом проекте - вертолете общего назначения В-22, который самостоятельно никогда не летал. В-24 ​​имел центральный грузопассажирский отсек, который мог вместить восемь человек, сидящих спиной к спине, и маленькие крылья, способные нести до шести ракет и расположенные в верхней задней части вертолета, а также двухствольную пушку.

Принятие решения о начале разработки

Миль предложил свою конструкцию руководителям советских вооруженных сил. В то время как она получила поддержку ряда военачальников, другие из них посчитали, что развитие обычных вооружений было бы лучшим использованием ресурсов. Несмотря на противодействие, Милю удалось убедить первого зама министра обороны, маршала Андрея Гречко, созвать экспертов для изучения этого вопроса. В конечном итоге предложение Миля победило, и запрос Минобороны на разработку вертолета для поддержки пехоты был выдан. Так начал свой долгий путь развития боевой вертолет Ми-35М. История его разработки проходила на фоне развития и использования боевых и ударных вертолетов со стороны армии США во время Практика их применения убедила советское руководство в преимуществах вооруженного вертолета и способствовала поддержке развития проекта Ми-24, который в наше время превратился в вертолет (Миль) Ми-35М.

Ход разработки

Поначалу инженеры КБ Миля подготовили два основных конструктивных варианта: 7-тонный одномоторный и 10,5-тонный двухмоторный. 6 мая 1968 года была выпущена директива приступить к разработке второго варианта. Работа шла под руководством Миля вплоть до его смерти в 1970 году. Началась работа по проектированию в августе 1968 года. Полномасштабный макет вертолета был рассмотрен и утвержден в феврале 1969 года. Летные испытания прототипа, впоследствии превратившегося в вертолет Ми-35М, начались 15 сентября 1969 с привязкой системы наведения, а четыре дня спустя был проведен первый свободный полет. Вскоре был построен и второй экземпляр, а затем выпущена пробная партия из десяти вертолетов.

Доработки по замечаниям военных

Прототипов нынешних Ми-35М - вертолетов Ми-24 - начались в июне 1970 года, продолжаясь в течение 18 месяцев. Изменения, внесенные в конструкцию, были направлены на усиление структурной прочности, устранение проблемы усталости и снижение уровня вибрации. Кроме того, отрицательный 12-градусный уклон был введен в крыльях с целью устранения тенденции вертолета к рысканию из стороны в сторону на скоростях свыше 200 км/ч, а ракетные пилоны комплекса “Фаланга-М» были перенесены из фюзеляжа на законцовки крыльев. Рулевой винт был перемещен с правой на левую сторону хвоста, а направление вращения изменено на обратное. Ряд других конструктивных изменений был сделан до начала производства первой версии Ми-24А в 1970 году. Получив подтверждение своей работоспособности в 1971 году, она через год была официально принята на вооружение.

Общий обзор конструкции

В основном она была заимствована у вертолета Ми-8 (по классификации НАТО "Хип") с двумя турбодвигателями верхнего расположения, пятилопастным главным винтом и трехлопастным хвостовым винтом. Конфигурация двигателей дала вертолету Ми-35М его характерные воздухозаборники с двух сторон фюзеляжа. Оригинальные версии имеют тандемную схему кабины: впереди помещается стрелок, а над ним и несколько позади сидит летчик.

Фюзеляж Ми-24 был сильно бронированным и мог противостоять воздействию от попаданий 12,7 мм пуль со всех направлений. Титановые лопасти также устойчивы к 12,7 мм боеприпасам. Кабина защищена ветровыми бронестеклами и поддоном, армированным титаном. В герметизированной кабине экипажа поддерживается избыточное давление для защиты экипажа в условиях радиоактивного заражения.

Летные характеристики

Значительное внимание было уделено приданию Ми-24 максимально возможной скорости. Фюзеляж был выполнен обтекаемым и оснащен выдвижным шасси, чтобы уменьшить лобовое сопротивление. На высокой скорости крылья обеспечивают значительную подъемную силу (до четверти от общей ее величины). Основной винт наклонен на 2,5° вправо от фюзеляжа, чтобы компенсировать тенденцию к перекосу в неподвижном состоянии. Шасси также наклонено влево, что отклоняет весь боевой вертолет Ми-35 в ту же сторону, когда он находится на земле. При этом основной винт находится в горизонтальной плоскости. Хвост также асимметричный, что создает на него боковое усилие на скорости, таким образом разгружая хвостовой винт.

Модификации основной модели

Первым серийно выпускаемым с 1971 г. вертолетом стал Ми-24А. Он еще не имел тандемной кабины, а его хвостовой винт поначалу располагался справа. После переноса винта на левую сторону он остается там на всех последующих моделях.

Следующий пошедший в серию с 1973 г. вертолет был модели Ми-24Д. На нем впервые появляется тандемная кабина.

С 1976 г. в серийный выпуск пошла модель Ми-24В, на которой впервые появляются противотанковые ракеты системы Штурм-В. До 1986 года их устанавливалось всего 4, а затем их число увеличилось до 16.

Вершиной советского этапа развития бренда Ми-24 стала модель Ми-24 ВП, выпускавшаяся с 1989 года. Кроме противотанковых ракет Ми-24 ВП был оснащен ракетами «воздух-воздух» и зенитными ракетами «Игла-С». Таким образом, он мог поражать как наземные бронированные, так и воздушные цели (вертолеты, самолеты-штурмовики. беспилотники). Его американский аналог AH-64A Apache значительно уступал ему в скорости, боевых возможностях. защищенности.

Российский этап модернизации бренда

С распадом СССР прервалось более чем на 20 лет и развитие знаменитого семейства «милевских» штурмовых вертолетов. Модель Ми-24 ВП была выпущена всего в 30 экземплярах.

Наконец во второй половине 2000 годов появилась и чисто российская Ми-24ВМ. У него неубираемое шасси, он может нести следующие виды ракет: противотанковые типа «воздух-воздух» и зенитные типа «Игла-В». Для защиты от наземных ПЗРК, наводящихся на тепловое излучения двигателя вертолета, он оборудован системой защитных инфракрасных помех.

На экспорт вертолет Ми-24ВМ поставляется под обозначением Ми-35М. Как же он выглядит? Фотографии реальных боевых машин не всегда могут передать все особенности конструкции. Очень наглядно передает их пластиковая модель вертолета Ми-35М (1:72) «Звезда», широко распространенная среди российских и зарубежных любителей авиационной техники и показанная на фото ниже.

Рекорды скорости полета на Ми-24В

Он был самой распространенной моделью данной боевой машины. На Ми-24В было установлено несколько мировых рекордов скорости полета и времени подъема на заданную высоту. Вертолет был модифицирован, чтобы как можно больше уменьшить его вес - одной из доработок стало удаление заглушек крыльев.

Несколько официальных рекордов в различных номинациях на Ми-24В были установлены женским экипажем в составе Галины Расторгуевой и Людмилы Полянской в 70-е годы прошлого века. Так 16 июля 1975 г. ими была достигнута скорость 341,32 км/ч при полете по прямой на расстояние 15/25 км, а 18 июля 1975 г. установлен скоростной рекорд в 334,46 км/ч при движении по кругу в 100 км. 1 августа 1975 г. при полете по кругу в 500 км эта величина составила 331,02 км/ч, а 13 августа 1975 г. при движении без полезной нагрузки по замкнутой траектории длиной 1000 км вертолет разогнался до 332,65 км / ч. Эти рекорды держатся до настоящего времени.

Сравнение с западными вертолетами

Чем отличается вертолет Ми-35М? Характеристики его сочетают качества бронированной боевой машины и Он не имеет прямого аналога в армиях стран НАТО. Известно, что вертолеты UH-1 ("Хьюи") использовались во время войне во Вьетнаме либо для переброски войск, либо как боевые машины, но они не были в состоянии выполнять обе эти задачи параллельно. Преобразование UH-1 в боевой вертолет означало зачистку всего отсека для размещения пассажиров под дополнительное топливо и боеприпасы, и как следствие, утрату возможности использовать его как транспортное средство. Ми-24 и все его последующие модификации, включая и Ми-35М, был разработан для выполнения обеих задач, и его возможности подтвердились во время войны в Афганистане в 1980-1989 гг.

Ближайшим западным эквивалентом его был Sikorsky S-67 Blackhawk, который использовал многие из тех же принципов проектирования и был построен как высокоскоростной и высокоманевренный штурмовой вертолет с ограниченными транспортировочными возможностями и использованием множества узлов от более ранней модели Sikorsky S-61. S-67, однако, не был принят на вооружение. Ми-24 был назван единственным в мире "штурмовым вертолетом" благодаря сочетанию огневой мощи и способности к переброске войск.

Ми-35М – это глубокая модернизация хорошо себя зарекомендовавшего транспортно-боевого , который получил в войсках прозвище «Крокодил» . В настоящее время Ми-35М производится как на экспорт, так и для нужд российской армии. Вертолет предназначен для поражения бронетанковой техники противника, огневой поддержки подразделений сухопутных войск на поле боя, десанта и эвакуации раненых. Помимо этого может использоваться для перевозки различных грузов в кабине и на внешней подвеске. Выпуском вертолета занимается предприятие ОАО «Росвертол», расположенное в Ростове-на-Дону.

В 2010 году Минобороны РФ заказало 22 вертолета Ми-35М со сроком поставки в 2010-2015 годах. По состоянию на август 2012 года в российской армии насчитывалось 12 вертолетов Ми-35М . Позднее был заключен еще один дополнительный контракт на поставку 27 вертолетов сроком до 2014 года. Помимо России эксплуатантами данного вертолета являются Венесуэла – заказ 10 вертолетов (обозначение Mi-35М2 Caribe), Бразилия – заказ на 12 вертолетов (обозначение AH-2 Saber), Азербайджан – заказ на 24 вертолета.

Благодаря программе модернизации новый вертолет Ми-35М стал многоцелевой ударной машиной, которая способна выполнять боевые задачи в круглосуточном режиме даже в самых сложных метеоусловиях. Вертолет оснащен подвижной двуствольной артиллерийской установкой ГШ-23Л калибра 23-мм и вооружается противотанковыми управляемыми ракетами типа «Штурм».

Одной из особенностей конструкции Ми-35М стало использование укороченных крыльев и облегченного неубирающегося шасси, что положительно сказалось на весе вертолета. Претерпел изменения и X-образный рулевой винт, который теперь обеспечивает вертолету большую управляемость одновременно с уменьшением уровня шума. Получила машина и более мощные двигатели, что позволило увеличить высоту полета.

Ми-35М ВВС Бразилии

Многоцелевой ударный вертолет Ми-35М оснащается модернизированной обзорно-прицельной системой ОПС-24Н, которая совместима с системой ночного видения, БРЭО и может использоваться как в дневных, так и в ночных условиях. Вертолет получил тепловизионную систему наблюдения, а также приборы ночного видения, что позволяет обнаруживать и распознавать цели на расстоянии в несколько километров в любое время суток. Помимо этого вертолет оснащается современной спутниковой системой навигации, которая связана с бортовым компьютером вертолета. Это позволяет сократить время расчет маршрута, определения навигационных параметров, выдачи маршрута на экран монитора командира вертолета более чем в 2 раза.

Помимо боевой версии вертолет может использоваться в роли: десантного, грузового и санитарного . В десантном варианте вертолет может перевезти в грузовой кабине до 8 десантников с личным вооружением. В транспортном варианте вертолет способен перевозить до 1 500 кг. боеприпасов или иных грузов внутри грузовой кабины. При этом вертолет Ми-35М оснащен системой внешней подвески и вне грузовой кабины может перевезти груз общей массой до 2 400 кг. В санитарном варианте Ми-35М может выполнять транспортировку 2-х лежачих и 2-х сидячих раненых или больных в сопровождении одного медицинского работника.

Особенности вертолёта Ми-35М

Модернизированный вертолет Ми-35М создан на базе экспортного варианта вертолета Ми-24 (Ми-35) для применения более совершенных средств поражения в круглосуточном режиме. Целью предпринятой модернизации вертолета является существенное улучшение его летно-технических характеристик, а также обеспечение более эффективного использования всех возможных видов вооружения (включая высокоточное оружие) в круглосуточном режиме и в самых разнообразных физико-географических условиях. В том числе использование машины в условиях жаркого климата и высокогорья.

Ми-35М ВВС Венесуэлы

Для обеспечения круглосуточного выполнения боевых задач на Ми-35М были установлены :
— новая обзорно-прицельная система ОПС-24Н, включающая в свой состав гиростабилизированную оптико-электронную станцию ГОЭС-342;
— прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24;
— комплекс навигации и электронной индикации КНЭИ-24;
— светотехническое оборудование, которое адаптировано к использованию очков ночного видения.

Установка на вертолет данных систем позволила :
— обеспечить машине круглосуточное обнаружение и распознавание как наземных, так и надводных целей;
— осуществлять наведение управляемых ракет;
— определять расстояния до объекта атаки с помощью лазерного дальномера;
— осуществлять более точное прицеливание при использовании стрелково-пушечного подвижного и неподвижного вооружения, а также неуправляемых ракет;
— обеспечить осуществление полета по заданному маршруту в полуавтоматическом режиме;
— уменьшить физическую нагрузку на экипаж вертолета в процессе управления машиной и использования имеющегося вооружения.

Использование очков ночного видения (ОНВ) привело к тому, что наружное и внутреннее светотехническое оборудование Ми-35М было специально адаптировано под них. Применение ОНВ позволяет обнаружить объекты при освещении не менее 5×10-4 люкс. ОНВ работают в диапазоне длин волн от 640 до 900 нм. Применение приборов ночного видения обеспечивает вертолету :

— возможность пилотирования на высотах от 50 до 200 м. с визуальным контролем за подстилающей поверхностью;
— обнаружение целей типа «бронетехника», «мачта ЛЭП», «дорога» и т. д.;
— выполнение взлета, посадки, полета и захода на посадку, а также выполнение посадок с касанием земли на неосвещенных и необорудованных площадках;
— выполнение разного рода поисково-спасательных операций, а также наблюдение за местностью в ночное время.

Ми-35М ВВС России

Вертолет Ми-35М вооружен НППУ-23 – носовой несъемной подвижной пушечной установкой с пушкой «ГШ-23Л» (двуствольная). В зависимости от варианта вооружения, вертолет может быть носителем следующих видов вооружений :
— противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) «Атака-М» и «Штурм-В» до 8 штук, оснащенные различными типами боевых частей, в зависимости от типа целей;
— 2 или 4 блока Б8В20-А с НАР типа С-8 (неуправляемая авиационная ракета калибра 80-мм);
— подвесное пушечное вооружение, которое состоит из 2-х контейнеров УПК-23-250, оснащенных пушками «ГШ-23Л».

Для улучшения технических характеристик, летно-технических характеристик, а также аэродинамических качеств вертолета Ми-35М на нем была смонтирована новая несущая система. Она включается в себя новый несущий винт, лопасти которого производятся из композиционных материалов, винт обладает новым аэродинамическим профилем. Лопасти винта обладают меньшей массой и увеличенным техническим ресурсом. Их живучесть при боевых повреждениях была повышена.

Помимо этого на вертолете применяется новая втулка несущего винта с эластомерными шарнирами, которые не требуют смазки, главные детали втулки выполнены из титановых сплавов. Рулевой четырехлопастной винт с двухъярусным Х-образным расположением лопастей также производится из композиционных материалов и был оснащен торсионной подвеской. Помимо этого было сокращено количество точек смазки втулки рулевого винта вертолета.

Новая несущая система вертолета обеспечивает машине: высокие характеристики маневренности, низкую акустическую заметность, а также возросшую боевую живучесть. Установленные на Ми-35М лопасти несущего винта, выполненные из композитных материалов, позволяют сохранить их работоспособность до окончания полета даже в случае поражения артиллерийскими снарядами калибра до 30-мм. При этом композитные лопасти обоих винтов (несущего и рулевого) оснащены электротепловой противообледенительной системой.

Помимо этого на вертолете Ми-35М были установлены современные двигатели ВК-2500-02, увеличенной мощности, являющиеся дальнейшим развитием двигателей семейства ТВ3-117. Использование новых двигателей ВК-2500-02, которые обладают повышенной высотностью и большим в сравнении с двигателями ТВ3-117 ресурсом (до 60 000 часов) позволяет эффективно использовать вертолет в условиях высокогорья и высоких температур, а также обеспечивает безопасность выполнения полета и посадки Ми-35М с одним неработающим двигателем.

Ми-35М ВВС России

В конструкции турбины двигателей ВК-2500-02 были использованы современные жаропрочные материалы, электронно-механическая система управления двигателем, был усилен диск первой ступени компрессора. Все это позволило увеличить температуру газов перед турбиной компрессора и свободной турбиной, повысив частоту вращения турбокомпрессора. На двигателе были реализованы режимы полета «максимал» и «чрезвычайный», которые используются в случае полета лишь на 1 работающем двигателе.

Вертолет Ми-35М получил новое укороченное крыло, оснащенное балочными держателями ДБЗ-УВ, которые позволяют устанавливать на вертолет многоместные пусковые устройства АПУ-8/4-У, используемые для крепления управляемых ракет. Помимо этого укороченное крыло с новыми держателями позволило увеличить технологичность снаряжения Ми-35М различным спецгрузом при помощи установленного в крыло механизма для его подъема.

Получил вертолет и новые взлетно-посадочные устройства, которые предназначены для поглощения и восприятия нагрузок при взлете, посадке и осуществлении руления машины по земле, а также изменения клиренса вертолета на стоянке. Также машина оснащается неубирающимся шасси, которое обеспечивает безопасность полета вертолета на предельно малых высотах или в случае совершения аварийной посадки.

Таким образом, можно утверждать, что вертолет Ми-35М, благодаря оснащению цифровым вычислительным комплексом и современной авионикой, очками ночного видения 3-го поколения, стал круглосуточным, всепогодным вертолетом с расширенным спектром решаемых боевых задач.

Лётно-технические характеристики Ми-35М:
Размеры:
— диаметр несущего винта – 17,2 м,
— диаметр рулевого винта – 3,84 м,
— длина – 17,49 м,
— высота – 4,16 м.
Масса пустого – 8360 кг, нормальная – 10900 кг, максимальная взлетная – 11500 кг.
Тип двигателя – 2 ВК-2500-02, 2х2200 л.с.
Максимальная скорость:
— у земли – 300 км/ч,
— крейсерская – 260 км/ч.
Практическая дальность – 450 км (без ПТБ) и 1000 км (с ПТБ).
Статический потолок – 3150 м, динамический – 5100 м.
Экипаж – 2 человека.
Вооружение: 2х23-мм установка НППУ-23 (450 патронов), до 8 ПТУР «Штурм-В», «Атака-М», 2 или 4 блока НАР С-8 и др.

МИ-35 - многоцелевой ударный вертолет является продуктом модернизации известной заслуженной боевой машины МИ – 24. По своему предназначению может выполнять следующие действия.

  • Поддержка огнем сухопутных родов войск – пехоты, десантных подразделений.
  • Локализация бронетехники неприятеля, транспортных средств.
  • Санитарные функции. Эвакуация раненых с поля боя.
  • Перевозка грузов. Транспортировка в кабине вертолета и на шасси.

История создания.

Вертолет Ми - 35 является практически копией Ми - 24 В, но с конструированного для экспорта. Эта модель начала разрабатываться в 1969 году в московском конструкторском бюро М.Л. Миля. В середине семидесятых модель была принята на вооружение советской армией. На рубеже двух веков ростовская авиакомпания ОАО «Роствертол» получило заказ на модернизацию этих вертолетов, учитывая большой спрос на эти машины за рубежом. В 2000 году усовершенствованный Ми – 35 увидел свет. В настоящее время эти боевые машины находятся на вооружении семи стран Южной Америки, Азии, Европы.

Кабина Ми-35.

На переднем плане в кабине вертолета находится стрелок – оператор вооружения. Сзади него располагается летчик, рабочее место которого, для лучшего обзора, приподнято на треть метра над местом стрелка. За летчиком располагается механик. Все отсеки полностью герметизированы, внутри кабин – повышенное давление, препятствующее попаданию некачественного воздуха вовнутрь. Для сохранения комфортных условий во время полета в кабины подается тепло и вентиляция.

При разработке модели позаботились о безопасности, как членов экипажа, так и самой боевой машины. Хотя это понятие в боевых условиях – вещь относительная, но тем не менее. Установленные стальные плиты создали бронированный щит для кабины вертолета, баков ГСМ, гидробака, редукторного узла, приводной коробки. Аналогичная защита установлена между кабиной оператора и летчика, а также между бортмехаником и командиром экипажа. Кресло последнего снабжено стальными откидными защитными листами за спиной и головой. Лобовое панорамное стекло также забронировано.
Оборудование вертолета.

Электронная "Начинка"

Проведенная в конце двадцатого века модернизация боевой машины существенно улучшило ее боевые качества, что позволяет совершать полеты в любое время суток и при всевозможных погодных условиях. Применяемая новая наблюдательная тепловизионная система IR TV позволяет обнаружить объект в районе пяти километров. Найти месторасположение боевой машины в пространстве помогает современная навигационная система GPS 115L Garmin. Полученные данные навигации выводятся на экран монитора приборной панели и дублируется для записи на видеоноситель.

Экипаж вертолета снабжен очками ночного видения (ОНВ), позволяющими выполнять боевые задачи в ночных условиях. Также приборная панель Ми – 35 имеет системы
- ГОЭС – 342, стабилизированную оптико-электронную станцию,
- ПрВК – 24, расчетный прицельный комплекс,
- КНЭИ – 24, навигационную систему и многие другие устройства, позволяющие выполнять сложные боевые задачи.
Существенно улучшено взлетно-посадочное устройство. Оно регулирует клиренс, существенно облегчает нагрузки при поднятии или приземлении боевого вертолета.

Технические характеристики.

На этом военном вертолете установлены два турбовальных мотора «Климов» ТВЗ - 117 ВМА по 2225 л.с. каждый. Они позволяют создать Ми – 35 следующие показатели.

  • Скоростной «потолок» - 340 км/час.
  • «Рабочая» скорость – 280 км/час.
  • Скоростная максималка – 320 км/час.
  • Дальность при перегоне – 1000 км.
  • «Рабочая» дальность полета – 450 к.
  • Максимальная высота в динамике – 4500 м.
  • Статистическая – 1750 м.
  • Вес боекомплекта – 1780 кг.
  • Допустимый взлетный вес – 11 500 кг.

Большим преимуществом считается следующий показатель: в конструкции боевой машины Ми – 35 задействованы многие унифицированные узлы, применявшиеся в хорошо зарекомендовавших себя моделях Ми – 8 и Ми – 14.

class="eliadunit">

Вооружение

Для обеспечения первого пункта – поддержки огнем наземных подразделений, на борту МИ – 35 установлено следующее вооружение

  • Ракетная система «Фаланга С» или «Фаланга П».
  • «Штурм – В», система с установкой до восьми ракет 9М 114, управляемые, противотанковые.
  • Ракеты С – 80 и С – 240 с калибром, соответственно, 80 и 240 мм, неуправляемые.
  • Оружие, находящееся в гондоле в подвешенном состоянии. Могут применяться разнообразные типы
  • пулеметы 9А – 629, с калибром 12,7 мм
  • 9А – 622, 7,62 мм калибра
  • Як Б, имеющий скорострельность в 4500 выстрелов в минуту
  • Бомбы весом в диапазоне 50 – 500 кг
  • Мины.
  • Возможна установка высокоточного орудия, для решения специфических задач на поражение.
  • Пушка двуствольная ГШЛ 23Л, калибра 23 мм.

Осуществляя контроль с воздуха, вертолет Ми – 35 помимо огневой поддержки пехотный частей, может осуществить высадку десанта в количестве восьми вооруженных солдат в полной амуниции, которые размещаются во время полета в кузове вертолета. Орудийные установки позволяют уничтожить бронированную технику противника, транспорт, находящийся в стоящем или движущемся состоянии, укрепленные зоны, группировки вражеских сил, объекты на водной поверхности, низколетящие воздушные средства. Неспроста, неофициальное название Ми – 35 – летающая боевая машина пехоты.

Помимо разрушительных боевых заданий вертолет может выполнять и гуманные действия: забирать контуженных и раненых бойцов с зоны военных конфликтов и перенаправлять их в госпиталь. В кабине вертолета можно разместить двое носилок с пострадавшими людьми, двух сидячих больных и медицинского работника.
Неосновной функцией вертолета может быть транспортировка грузов различного типа в кабине – до полутора тонн, или на подвесном устройстве. Общая грузоподъемность составляет 2,4 тонны.

Модификации Ми – 35.

Существует несколько вариантов этого многоцелевого боевого вертолета.
Ми – 35 М. Посадочное шасси не складывается, что позволяет гасить часть энергии удара при падении. Конструкция располагает укороченными крыльями, снабжена лазерным дальномером, высотные силовые агрегаты «Климов» ВК – 2500.

Ми – 35 П . Имеет аналоговую несущую систему, как на Ми – 24, трехлопастной рулевой винт, стандартные крылья, в качестве орудийной пушечной установки размещена модель ГШ 30 К с используемыми снарядами 30- мм калибра.

Ми – 35 ПН. Используется для вылетов в темное время суток. Имеется соответствующее оборудование: «ночные» очки, устройство наведения «Зарево», позволяющая правильно устанавливать прицел в темное время суток.

Ми – 35 ПМ. В этой модели применяется новый рулевой винт, а материалом для лопастей служит новейшее композиционное сырье.
Преимущества.

Детище КБ Миля Ми – 35 в настоящее время пользуется большим спросом на рынке мировом вооружения. Перечислим основные достоинства этой боевой машины.

  • Многофункциональность. Позволяет выполнять различные боевые задачи.
  • Удобство в эксплуатации. Способен совершать вылеты в любое время суток, время года, при большом температурном разбалансе.
  • Отличная маневренность.
  • Наличие большой орудийной базы, позволяет вести огонь из различного вида оружия и разным калибром.
  • Надежность. Эта модель, впрочем, как и ее предшественники, находились в строю долгое время.

class="eliadunit">
  • На форуме «Армия-2015» в экспозиции армейской авиации демонстрировался многоцелевой ударный вертолет Ми-35М, являющийся глубокой модернизацией вертолета Ми-24 В. Ми-35М разработан Московским вертолетным заводом имени М.Л. Миля и серийно выпускается на «Роствертоле» с 2005 года.
  • Вертолет Ми-35М круглосуточно обеспечивает: боевое применение управляемого и неуправляемого вооружения вертолета в простых и ограниченно сложных метеоусловиях; выполнение полета на высотах 10-25 м. днем и не менее 50 м. ночью над поверхностью земли с выходом на цель.
  • Для круглосуточного боевого применения Ми-35М оснащен современным комплексом навигации и электронной индикации с многофункциональными цветными дисплеями, обзорно-прицельной системой, включающей в себя тепловизионный и телевизионный каналы, лазерный дальномер и пеленгатор. Ми-35М отличает усовершенствованная конструкция. Он оснащается новыми мощными двигателями ВК-2500 производства «Климов», имеет стеклопластиковые лопасти несущего винта, втулку несущего винта с эластомерными шарнирами, новый автомат перекоса и Х-образный рулевой винт. Фюзеляж вертолета Ми-35М обладает укороченным крылом, имеет неубирающееся шасси.
  • Ми-35М отличается высокими летными характеристиками, в частности, он может эффективно применяться в условиях высоких температур и высокогорья. Конструкция Ми-35М обеспечивает вертолету низкую акустическую заметность, повышение боевой живучести, а также снижает трудоемкость технического обслуживания.
  • Помимо выполнения ударных функций вертолет Ми-35М может использоваться как: десантно-транспортный — для перевозки до 8 десантников с личным вооружением в транспортной кабине; транспортный — для перевозки боеприпасов или других грузов общим весом до 1500 кг внутри грузовой кабины. Ми-35М оборудован также системой внешней подвески, позволяющей перевозить груз весом до 2400 кг; санитарный — для перевозки больных и раненых в сопровождении медицинского работника.В течение многих лет вертолеты типов Ми-24/25/35 доказали свою высокую эффективность.
  • Ми-35М - это машина, в которой уникальный опыт длительного боевого применения соединен с последними достижениями и разработками в области вертолетостроения. Ми-35М стоит на вооружении России, Венесуэлы, Бразилии и Азербайджана.
  • И еще: Федеральная служба безопасности (ФСБ) России объявила тендер на поставку пяти вертолетов Ми-35 для государственных нужд, начальная (максимальная) цена госконтракта составляет 2,83 млрд руб. Соответствующая заявка размещена на портале госзакупок, передает «РИА Новости». Вертолеты должны быть поставлены до 10 декабря 2017 года в Ставрополь.
  • Стоимость одной единицы техники оценивается почти в 556,6 млн руб., следует из материалов к тендеру. Заявка размещена в виде закупки у единственного поставщика.
  • 1. 2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.