Объективные законы развития менеджмента. Принципы менеджмента. Законы управления и их характеристики

30.09.2019 Снилс

Эффективность принимаемых решений зависит, прежде всего, от того, насколько выбранная альтернатива действий управ­ляемого объекта учитывает законы (закономерности) его управле­ния и жизнедеятельности. Механизм реализации принятия реше­ния должен соответствовать этим законам (закономерностям), объ­ективно действующим в сфере экономического, политического или военного управления и определяющим его функционирование и развитие. Для принятия научно обоснованных решений необходи­мо выяснить механизм действия, формы проявления законов и, главное, правильно их использовать в конкретной ситуации. Это позволит сознательно создавать условия, в которых реализуются объективные законы, научно предвидеть развитие событий, выдви­гать обоснование и реальные цели управления, принимать опти­мальные решения .

Общие законы управления. Рассмотрим необходимость учета наиболее важных законов.

Закон целеполагания. Состоит в том, что цель действий управля­ющей системы должна выбираться на основе объективных законов движения (изменения) и специфических законов функционирова­ния элементов управляемой организации. В противном случае будут выбраны нереальные цели действия, а управление будет хаотичным и неоптимальным. Согласно законам развития управляемой органи­зации (фирмы, бизнеса) ее движение (изменение) происходит не ха­отично и не в произвольных направлениях, а по определенным пра­вилам. Принятое управленческое решение должно организовывать (ограничивать) разнообразие объекта управления, а не вступать в противоречие с законами его развития. Однако соответствие цели действий управляемого объекта его законам движения еще не озна­чает, что эта цель выбрана правильно. Так, в управленческом целепо-лагании встречаются такие три проблемы :

1. Соответствие ресурсов, целей и условий их достижения. На­пример, декабристы выдвигали благородные, справедливые цели. Они должны были осчастливить народ или хотя бы вызвать его под­держку, но желание субъекта управления так и не осуществилось.

При выборе цели необходимо учитывать имеющиеся ресурсы и действующие факторы, которые являются важнейшим средством и условием ее достижения. К ним относятся: ресурсы:

Природные,

Материальные, финансовые,

Человеческие (качественные и количественные характеристики); факторы:

Управленческие (механизм управления, используемые техноло­гии должны быть готовы к реализации цели);

Правовые (система законов и механизмы их обеспечения, миро­воззрение, традиции, образ жизни и поведение людей);

Демократические (уровень развития системы самоорганизации жизнедеятельности людей на основе их прав и свобод, состояние общественных отношений, культуры общества).



2.Соответствие целей требованиям внешней и внутренней сред, а также методам их достижения (цели достигаются, если они выбра­ны с учетом требований объективных законов управления и сущест­вуют соответствующие им методы управления).

3.Соответствие цели результатам управления (любая деятель­ность и ее продукт должны иметь социальный эффект, например, ре­шение, принятое в социальной сфере, должно отвечать цели сохра­нения и развития общества, его устоев и ценностей). Для любой сис­темы управления, реализующей принятие решения, цель является "внешней" категорией, которую формируют лица, принимающие ре­шения, чаще всего интуитивно. При выборе цели действий необхо­димо учитывать следующее:

Цель должна быть достижимой, отвечать реальной ситуации и иметь соответствующие ресурсы;

Цель должна быть ясной и устойчивой, а не неопределенной и аморф­ной, не должна конкурировать с другими целями;

Цели могут быть различными по характеру. Они полностью зави­сят от назначения системы и условий ее функционирования. Закон разнообразия. Требует, чтобы разнообразие воздействий,

исходящих от управляющего органа, было не меньше, чем разнооб­разие возможных изменений управляемого объекта. В противном случае управляемый объект выйдет не только из-под регулирую­щего воздействия (будет невозможно привести его к заданному состоянию), но также из-под управления. Нарушение этого закона можно проиллюстрировать. Например, руководитель, принявший неудачное решение, оправдываясь, говорит: "Этого мы не знали.



Это мы не предусмотрели. Этого никто не ожидал. Это случайность и т. д."

Закон необходимого разнообразия требует соответствия управ­ляющей и управляемой подсистем, соответствия механизма управ­ления цели. Примером может быть необходимость соответствия сис­темы управления обществом культурному разнообразию, ментальности народа. Следовательно, повышение разнообразия (уровня профессиональной компетентности) управляющего органа - важ­ное условие повышения качества управления. Тот, кто имеет глубо­кие знания, навыки, развитые способности, опыт в принятии реше­ний, может принимать необходимые управленческие решения в лю­бой ситуации, поскольку обладает большим разнообразием средств воздействия, культурой управления.

Закон традиций. Требует учета традиций национальных и сфор­мированных влиянием организационной культуры, действующих норм в обществе, наличия у людей определенных стереотипов.

Закон движения (изменения). Предполагает наличие в процессе управления изменений состояния органов и объектов управления, процессов, происходящих в системе управления при достижении цели . Следовательно, лица, принимающие решения, долж­ны учитывать, что после их принятия и реализации обязательны из­менения в системе управления.

Закон обратной связи. Устанавливает связь управляющего и управляемого органов, их специфические причинно-следственные связи (связи взаимодействия), в которых каждый элемент системы управления выступает и как причина, и как следствие. Результат, достигнутый управляющим воздействием на управляемый объект, вызывает, в свою очередь, обратное действие. От достигнутого ре­зультата зависит дальнейшее поведение системы управления. Управ­ляющее воздействие при наличии обратной связи постепенно или быстро меняет свои значения во времени и в зависимости от ранее достигнутого разнообразия управляемого объекта позволяет сделать управление гибким, экономичным и способным противостоять слу­чайным изменениям в системе управления. Без знания истинного состояния динамически изменяющегося объекта управления невоз­можно принимать необходимые управленческие решения.

Специфические закономерности управления. Рассмотренные законы (закономерности) выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элемента­ми внешней среды, которые следует учитывать при принятии реше­ний. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние. Например, изменение формы и содержа­ния управления требует соответствующей материально-техничес­кой базы или эффективность принятого решения зависит не только от комплекта взаимосвязанных задач, но и от организации работы персонала управления, используемых им методов управления. Исхо­дя из этого, при принятии решения следует учитывать связи и зави­симости внутри каждой системы управления, между ее составными элементами, между формами организации и содержанием работы персонала.

Учитывая действующие в мире бизнеса законы конкурентной борьбы, следует внимательно проанализировать специфические за­коны управления, описанные военными . На данном уровне развития теории управления можно выделить два закона.

Закономерная зависимость организационных форм и методов управления от его организационной структуры, материально-тех­нической базы и условий. Раскрывает наиболее существенные при­чинно-следственные связи и зависимости организационных форм и методов управления от средств, форм и способов ведения конкуре­нтной борьбы и технической оснащенности органов управления. Внедрение новых технических средств сбора, передачи, обработки, отображения и документирования информации создает объектив­ные предпосылки для повышения эффективности принимаемых ре­шений. Однако эти возможности реализуются в том случае, когда с внедрением новых средств будут изменяться механизм управления, формы и методы деятельности персонала управления.

Учет механизма действия данного закона предполагает:

Создание для каждого "бизнеса" как объекта управления соответ­ствующей системы управления;

Постепенное совершенствование организационных форм и мето­дов управления по мере освоения персоналом средств автомати­зации и автоматизированных систем управления;

Планомерную переподготовку персонала управления и лиц, при­нимающих решения.

Закономерность единства организационно-методологических ос­нов на всех уровнях управления. Отражает взаимосвязи и зависи­мости структурных форм и методов управления во всех подчинен­ных и взаимодействующих органах и системах управления. Требо­вания этого закона особенно актуальны при создании совместных предприятий (прежде всего с иностранными организациями), где существуют определенная организационная культура, специфика управления.

Учет этого закона и механизма его действия дает возможность с научных позиций:

Определить структуру системы управления совместно действую­щими организациями;

Обеспечить взаимодействие органов управления и содействие им;

Обоснованно распределить функции управления и учесть иерар­хические особенности на уровнях управления в процессе сов­местного принятия решений.

Законы развития объективного мира и законы менеджмента

Каждый руководитель (менеджер) в своей деятельности неизбежно подчинен (хочет он этого или нет) действию законов природы, общества, мышления и управления.

Эти законы являются высшей ступенью познания человечества и имеют форму всеобщности. Они характеризуют:

– единство процессов объективного мира;

– связь мировых процессов;

– взаимосвязь мировых процессов;

– цельность мирового процесса.

В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества, мышления.

Это законы диалектики :

1) Закон единства и борьбы противоположностей .

Во всяком явлении или предмете существует противоположности, которые могут занимать полярные положения. Они взаимодействуют, переходят друг в друга, меняются местами, что является источником внутренних противоречий. В тоже время, эти противоречия служат внутренним источником развития. В результате возникают новые противоречия, и появляются и их конструктивные разрешения. Очевидно, что не все (и не всегда) противоположности вступают в борьбу друг с другом. Альтернативой понятию «борьба » является, например, понятие «сотрудничество ». В каждом конкретном случае – это выбор индивидуума. Возникает вопрос: не следует ли, на данном этапе эволюции человеческого мышления уточнить формулировку закона, заменив слово «борьба» на слово «сосуществование» или «взаимодействие»?

2) Закон отрицания .

Выражает последовательность восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному и характеризует замену старого новым.

3) Закон перехода количественных изменений в качественные изменения (особенно ощутим в экономике и управлении).

В сфере управления и, как частный случай, в сфере менеджмента, как в любой другой сфере сознательной деятельности общества, действуют многообразные законы. Будучи познанными и примененными, они предоставляют руководителям широкое поле для созидательной и эффективной работы.

Законы управления имеют всеобщий характер для всех общественных формаций и способов производства. Бесконечность содержания процессов и явлений объективного мира предполагает и бесконечность законов, в нем действующих.



В сфере управления (менеджмента) на современном этапе достаточно исследованы следующие законы:

1) Закон единства и целостности системы управления .

Вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, интересов (это не означает унификацию звеньев и уровней).

2) Закон обеспечения необходимого числя степеней свободы системы управления.

Число степеней свободы должно быть необходимым и достаточным. Управляющая система должна иметь больше степеней свободы, чем управляемая. Иначе, управляющая система станет тормозом в развитии управляемой системы

3) Закон необходимого разнообразия систем управления .

Системы управления, обладая разнообразием, должны отличаться внутренней структурой, пропорциями, которые определяются технологией процессов управления. Типовые структуры, схемы, системы должны служить не догмой или ограничением, а методическими указаниями к рационализации конкретной системы управления.

4) Закон соотносительности управляющих и управляемых систем.

Системы должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития.

Принципы менеджмента

Наука управления в своей основе имеет систему базовых положений, которые присущи только ей и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением.

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под принципами управления подразумеваются основные, фундаментальные идеи и представления об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и закономерностей управления.

Принципы управления универсальны. Они применимы и для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом, как официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным), так и неофициальным (семейным, дружеским, бытовым).

Коллектив является особенно сложным объектом управления, и принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы; ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.

Искусство управления не может опираться только на интуицию и талант руководителя. Это искусство базируется на солидной теоретической базе, накопленной за тысячи лет человеческой цивилизации – на принципах и законах управления.

Принципы управления, непосредственно вытекающие из законов и закономерностей управления, разнообразны и имеют богатое содержание. Они имеют объективный характер и должны иметь правовое оформление, закрепленное в системе нормативных документов, положений, соглашений, договорных обязательств, законодательных актов и т.д. все сказанное выше, в равной степени относится и к принципам менеджмента, как частного случая управления.

– научность;

– системность и комплексность;

– единоначалие и коллегиальность;

– демократический централизм;

– сочетание отраслевого и территориального подходов в управлении.

Необходимость соблюдения принципа научности в управлении требует привлечения всего спектра современных знаний, их тщательного анализа и, прежде всего, использования всего комплекса наук о человеке. При этом необходимо применять и передовые методы системного анализа в области экономических наук, философии, психологии, физиологии, этики, эстетики, технических и технологических наук и т.д.

Принцип системности и комплексности требует одновременно и комплексного и системного подходов к управлению. Системность означает необходимость использования теории больших систем, системного анализа в каждом управленческом решении. Комплексность означает необходимость всестороннего охвата всей системы, учета всех сторон, всех направлений, всех ее свойств.

Любое управленческое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это обеспечивает компетентность его разработки, учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое таким образом решение проводится в жизнь под персональную ответственность руководителя фирмы. Для каждого должностного лица устанавливается своя зона ответственности.

Необходимо разумное, рациональное сочетание централизованного и децентрализованного начал в управлении на любом уровне. На уровне государства – это соотношение между центром и регионами, на уровне предприятия – между руководителем и коллективом. Полярности взаимно исключают друг друга. Крайняя степень демократизма – охлократия (власть толпы), анархии, вседозволенность. Крайняя степень централизма – автократия, т.е. режим предельно жесткой власти личности или центра. Необходимо разумное равновесие. Теоретически принцип демократического централизма пока очень слабо проработан.

Развитие общества тесно связано с прогрессом отраслевого и территориального управления. Здесь также необходим баланс первого со вторым. Перекос в одну или другую сторону в государстве приводит к печальным результатам (вспомним Совнархозы Никиты Сергеевича Хрущева). Другая сторона реализации этого принципы состоит в том, что интересы любой фирмы должны быть тесно увязаны с интересами населения конкретной территории. Местные власти и население, зная какие выгоды для региона последуют от активной деятельности тех или иных фирм, станут их союзниками.

1. Законы управления.

Теоретической основой менеджментаявляется методология теории управления.
- это совокупность исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов.
Методология теории управления - это структура, логическая организация, законы, принципы, методы и средства деятельности в области управления.
Важнейшие элементы методологии теории управления :

  • законы;
  • принципы;
  • методы.

Рис. 3.1. Понятие закона

На управление (менеджмент) влияют различные законы, отражающие устойчивые явления, происходящие в сфере управления (рис. 3.2).



Рис. 3.2. Влияние научных законов на управление

Общие законы управления отражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды:

  • закон единства и целостности систем управления;
  • закон соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления);
  • закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления;
  • закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления организационной системы;
  • закон обеспечения необходимого уровня свободы системы управления;
  • закон единства действий законов управления.

Закон единства и целостности систем управления . Данный закон гласит, что система управления должна обладать организационным и функциональным единством.
Она должна содержать все необходимые элементы, объективно соответствующие целям и задачам управления. Функциональная целостность означает, что система управления должна реализовывать все функции управления, необходимые для достижения целей системы.
Единство системы управления означает, что она образует собой единую систему, а не сумму частей, фрагментов, блоков. Это означает, что вся система управления должна быть построена на основе единых принципов, подходов, единых интересов, что не означает унификацию, единообразие звеньев, уровней и подходов в управлении.
Закон соотносительности управляющей (субъекта управления) и управляемой систем (объекта управления) предполагает их функциональное и структурное соответствие возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития.
Любая система управления состоит из субъекта и объекта управления (из управляющей и управляемой системы). Соотносительность систем означает, что функциональная составляющая управляемой системы (объекта управления) должна соответствовать высокому уровню функциональной составляющей управляющей системы (субъекта управления). Уровень компетентности работников управляющей системы должна быть выше уровня компетентности работников управляемой подсистемы. Совершенствование управляющей системы должно быть более динамичным, нежели управляемой.
Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления. Данный закон гласит, что организационно-экономические системы (организации) с сознательным планомерным управлением и потенциально, и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессов.
Закон соответствия содержания и формы прямой и обратной связи в системе управления организационной системой . Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.
Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.
Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.
Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.
Закон обеспечения необходимого уровня свободы системы управления. Это законтребует от системы управления не только достаточной гибкости, обладания необходимыми внутренними ресурсами, но и определенной устойчивостью и жесткостью. Гибкость ограничивается наличием ресурсов, жесткость системы обеспечивается четкостью норм, стандартов, ритуалами и т.п. Жесткость системе придают и субъективные ограничения (уровень компетентности руководителей и квалификация персонала). Необходимое число степеней свободы предполагает, что число степеней свободы управляющей системы всегда должно превосходить число степеней свободы управляемой системы.
Закон единства действий законов управления. Суть закона в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая разноприложенных, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами.
Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления, как и законов развития объективного мира в целом.


Для того, чтобы наиболее полно использовать действия законов, необходимо, с одной стороны, уметь, выделить действия каждого закона, а с другой стороны - выяснить механизм воздействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.
Рис. 3.3. Влияние законов управления на категории менеджмента

Частные законы управления - законы управления, присущие его отдельным сторонам, подсистемам и их элементам:

  • закон изменения функций управления;
  • закон сокращения числа ступеней управлений;
  • закон концентрации функций управления;
  • закон распространения контроля.

Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.
Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.
Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, следовательно к росту численности управленческого персонала.
Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.

2. Принципы управления.

Принципы управления представляют собой основные правила, определяющие построение организаций, поведение субъекта и объекта в процессе управления, целесообразный характер взаимоотношений организации с окружающей средой.
Принципы управления являются результатом обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, норм и положений, которые в силу своих черт становятся общими для любых организаций.
Принципы объективны, носят закономерный характер, отражают закономерности развития отношений управления, связаны по цепочке: законы - закономерности - опыт управления - принципы .

Роль принципов в системах управления определяется тем, что, с одной стороны, принципы выступают как свод основных законов управления объектами разного рода, с другой стороны, они являются правилами управленческой деятельности. В системах управления все элементы тесно взаимодействуют и находятся во взаимовлиянии Принципы и их соблюдение оказывают существенное влияние на такие важные категории управления как стили управления и методы управления, а также посредством их влияния определяются те или иные способы и приемы управления, направленные на достижение результата (рис. 3.4).

Рис. 3.4. Механизм влияния принципов управления

Впервые принципы менеджмента были обобщены и систематизированы в начале ХХ века основоположником школы административного управления Анри Файолем. Сегодня эти принципы не потеряли своей актуальности:

  • разделение труда (повышает квалификацию и уровень выполнения работы);
  • власть (право давать команды и нести ответственность за результаты);
  • дисциплина (соблюдение рабочими и менеджерами правил и договоренностей, существующих в организации);
  • единство распорядительства, или единоначалие (выполнение распоряжений только одного руководителя и подотчетность только одному руководителю);
  • единство руководства или направления (один руководитель и один план для группы людей, действующих для достижения единой цели);
  • подчинение индивидуальных интересов общим ;
  • вознаграждение персонала (оплата должна отражать состояние организации и стимулировать работу персонала);
  • централизация (уровень централизации и децентрализации должен зависеть от ситуации и выбирать его следует так, чтобы он давал наилучшие результаты);
  • скалярная цепь (четкое построение целевой последовательности команд от руководства к подчиненным);
  • порядок (каждый должен знать свое место в организации);
  • справедливость (к рабочим следует относиться справедливо и по-доброму);
  • стабильность персонала (кадры должны находиться в стабильной ситуации);
  • инициатива (менеджеры должны стимулировать выдвижение идей подчиненными);
  • корпоративный дух (следует создавать дух единства и совместных действий, сплачивать коллектив).

Принципы менеджмента А. Файоля являются основой современных общих принципов управления.
Общие принципы управления - это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики. К ним относят:

  • научность;
  • системность и комплексность;
  • принцип единоначалия в управлении и коллегиальность в выработке решений;
  • принцип централизации и децентрализации;
  • принцип пропорциональности в управлении;
  • принцип экономии времени;
  • принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и наоборот, приоритет структуры над функциями управления в действующих организациях;
  • принцип делегирования полномочий;
  • принцип обратной связи;
  • принцип экономичности;
  • принцип эффективности;
  • принцип мотивации.

Научность. Этот принцип определяет, что управленческая деятельность, формирование, функционирование, и развитие систем управления должны базироваться на основании данных науки, т.е. объективных законах и закономерностях. Кроме этого, принцип научности предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов познания объектов управления, исследование реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов. Особенностью этого принципа также является применение в практической деятельности достижений теории и опытных данных научного управления объектами разного рода, в т.ч. различной отраслевой принадлежности.
Системность и комплексность. Принципы системного подхода предусматривают изучение объекта управления и управляющей системы совместно и нераздельно. Системность означает необходимость использования системного анализа и синтеза в каждом управленческом решении. В системе управления неправильное, ошибочное решение может свести на нет всю деятельность системы, привести к ее разрушению.
Комплексность в управлении означает необходимость всестороннего охвата всей управляемой системы, учет всех направлений, всех сторон деятельности, всех свойств.
Принцип единоначалия в управлении и коллегиальности в выработке решений. Принцип единоначалия исходит из того, что у каждого подчиненного должен быть один непосредственный начальник, отдающий ему распоряжения, приказы, и отчитывается подчиненный только перед ним.
Любое принимаемое решение должно разрабатываться коллегиально (коллективно). Это означает всесторонность (комплексность) его разработок и учет мнений многих специалистов по различным вопросам. Принятое коллегиально решение претворяется в жизнь под персональную ответственность руководителя организации.
Принцип централизации и децентрализации. Централизация это когда люди, власть, ответственность, структуры подчиняются одному центру, одному лицу или какому-либо органу управления. Централизация позволяет обеспечить жесткую координацию звеньев в рамках системы управления.
Децентрализация происходит в результате передачи части власти, полномочий и ответственности, а также права принятия решения в пределах своей компетенции на более низкие уровни управления. В результате децентрализации происходит «рассредоточение» власти. Децентрализация способствует структурной гибкости и развитию адаптивных возможностей системы управления.
Централизация и децентрализация находятся в единстве и взаимном дополнении друг друга. Не может существовать полностью децентрализованная структура управления, поскольку она потеряет свою целостность. С другой стороны не может существовать и система управления, лишенная полностью децентрализации.
Принцип пропорциональности в управлении. Данный принцип находит свое отражение в соотносительности управляющей и управляемой частей организации. Ее суть заключается в обеспечении взаимного соответствия между субъектом и объектом управления. Рост и усложнение объекта управления, к примеру, подсистемы производства, ведет к росту и усложнению субъекта управления (управляющей подсистемы).
Уровень соответствия субъекта управления объекту управления может быть определен рядом показателей, таких как: соотношение численности управленческого персонала и рабочих; соотношение мощности вспомогательных и обслуживающих подсистем (информационной, математической, технической) потребностям функциональных подразделений) и т.д.
Принцип пропорциональности в управлении актуален при нахождении и соблюдении правильного соотношения между коллегиальностью и единоначалием, организацией и самоорганизацией, централизацией и децентрализацией, что составляет круг важнейших задач управления.
Принцип единства распорядительства в управлении. Рациональная структура управления − это структура, в которой установлена четкая персональная закрепленность полномочий распорядительства по каждому конкретному вопросу на каждом уровне и по отношению к каждому объекту управления (подразделению или работнику), за конкретным руководителем.
Однозначность закрепления полномочий распорядительства обеспечивает четкость функционирования управленческой вертикали. Каждый руководитель имеет полную ясность относительно пределов своей компетенции и действует в соответствии с этими представлениями.
Принцип экономии времени. Принцип экономии времени требует постоянного уменьшения трудоемкости операций в процессе управления. Это, прежде всего, относится к информационным операциям по подготовке и реализации решений.
Принцип приоритета функций управления над структурой при создании организации и, наоборот, приоритет структур над функциями управления в действующих организациях. Создание новых систем управления осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализуется набором задач. Затем эти задачи группируются по общности, для этих групп формируется набор функций, а затем набор производственных и управленческих звеньев и структур.
В реально действующих системах управления управленческие функции распределены между производственными и управленческими звеньями и структурами, отлажены взаимосвязи между элементами структуры.
В процессе функционирования организации лишние элементы структуры «отмирают», а недостающие постепенно появляются, вместе с ними «отмирают» или появляются новые функции.
Принцип делегирования полномочий . Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел и может сконцентрироваться на решении задач сложного управленческого уровня.
Принцип обратной связи. Обратная связь в системах управления - это особая форма устойчивой внутренней связи между субъектом и объектом управления, которая носит информационный характер и является необходимым условием протекания процессов управления, а также имеет целью координацию управленческих действий. Суть принципа обратной связи заключается в том, что любое отклонение системы от её естественного или заданного состояния является источником возникновения в субъекте управления нового движения, направленного на то, чтобы поддержать систему в её заданном состоянии.
Принцип экономичности . Это требование - правило управленческой деятельности, системы управления, определяющее: управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности. В любом случае их показатели должны соотноситься и оптимально сочетаться. Сопоставление различных вариантов результатов и затрат на управление дает ответ об его экономичности.
Принцип эффективности. Этот принцип - требование высокой результативности (прибыльности) функционирования объекта управления. Его количественная определенность может выражаться через показатели результативности деятельности объекта управления и дополняться соответствующими синтетическими показателями оценки самой управленческой работы.
Принцип мотивации . Этот принцип утверждает, что управление может быть высокорезультативным только при справедливом стимулировании персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах - материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей и определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности.

3. Методы управления.

Методы управления - это способы осуществления управляющего воздействия и реализации целей управления.


Рис. 3.5. Методы управления

Экономические методы управления основаны на действии экономических законов и воздействуют на имущественные интересы организаций и персонала. К ним относятся: хозяйственный расчет, экономический расчет, планирование, прогнозирование, экономический анализ, экономическое обоснование, экономическое стимулирование и т.д. Эти методы составляют основу экономического управления организациями.
Организационно-административные методы управления базируются на объективных законах организации совместной деятельности людей и управления ею, на естественной потребности людей взаимодействовать в определенном порядке. Такие методы делятся на три группы:
организационно - стабилизирующие - устанавливают долговременную связь в системах управления между людьми (концепция управления организацией, организационная структура управления, штаты, инструктирование, нормирование, регламентирование, контроль и надзор);
организационно-распорядительные - обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и подразделений (данные методы реализуются в форме договоров, приказов, распоряжений, указаний, постановлений);
организационно-дисциплинарные - предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности персонала за выполнение обязанностей; к ним относятся правила и нормы поведения работников и системы контроля за их поведением, а также разработка и применение поощрительных мер (за выполнение работниками установленных правил) и мер наказания (за выполнение работниками установленных правил).
Социально-психологические методы управления представляют собой способы воздействия: на поведение личности и коллектива; на состояние и настроение организации; активизации климата в организации на базе высокой нравственной культуры, глубокого уважения человека и коллектива.
В менеджменте социально-психологические методы являются не только нравственной категорией управления, но и материальной, дающей прибыль или убыток, так как в хозяйственных организациях социально-психологические процессы, явления и действия просчитываются с точки зрения затрат и прибыли, получаемой от их применения. В основе этих методов лежат объективные законы социального развития и законы психологии. Данные методы управления делятся на две группы:
социальные, к которым относятся социальное нормирование (правила внутреннего распорядка, внутрифирменного этикета и т.д.); социальное стимулирование коллективов и отдельных работников; социальное регулирование (договоры, взаимные обязательства, системы отбора, удовлетворение социальных потребностей) и др.;
психологические - используются в целях гармонизации отношений между членами организации и установления наиболее благоприятного психологического климата; к ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения работников.

Выводы

  • Законы и закономерности управления важнейшая фундаментальная основа методологии теории управления. Они отражают устойчивые и повторяющиеся явления в сфере управления. Учёт и следование законам управления способствует достижению эффективности управления современными предприятиями.
  • Законы управления являются отправной точкой для формирования принципов менеджмента. Принципы менеджмента - это правила, которых нужно придерживаться руководителю при осуществлении управления. Принципы менеджмента нужно не только знать, но и неукоснительно следовать им.
  • Принципы менеджмента определяют характер, содержание и использование методов управления. Методы управления - это основные способы осуществления управления в направлении достижения целей организации. Все методы управления взаимосвязаны и взаимозависимы, они реализуются на практике в комплексе.

Вопросы для самоконтроля

  • В чем состоит специфика законов управления?
  • Охарактеризуйте становление принципов управления.
  • Дайте определение общим принципам управления.
  • Классификация принципов управления.
  • Что такое методы управления?
  • В чем сущность экономических методов?
  • Сущность и содержание организационно-административных методов управления.
  • Что представляют собой социально-психологические методы управления?
  • В чем взаимосвязь и отличие методов управления?

Ситуации и задания для обсуждения

Ситуация.

При проведении реконструкции цеха мастер Иванов И.И. получил задание предложить кандидатуры работников своего цеха (в количестве 10 человек) для перевода на другую работу. Мастеру не хотелось бы обижать подчиненных ему людей, поэтому он нашел следующее решение вопроса: он предлагает начальнику цеха список из 20 человек и просит его выбрать десятерых, которые ему кажутся подходящими. Однако начальник цеха такое решение отклонил.

Вопросы для обсуждения ситуации: Какой принцип управления использовал начальник цеха, отказав мастеру? Какой принцип управления хотел применить Иванов И.И., обратившись к начальнику цеха? Почему решение мастера было отклонено?

Задания

  • Попытайтесь к перечисленным в лекции принципам управления добавить несколько своих; обсудите их в группе на занятии.
  • Определите, с помощью, каких методов управляется учебная группа в процессе проведения занятия.
  • Необходимо разработать мероприятия по стабилизации кадров в организации. Какие методы управления необходимо использовать? Сформулируйте мероприятия.

Литература

  • Бурганова Л.А. Теория управления: учебное пособие / Л.А. Бурганова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 139 с.
  • Ладико І.Ю. Загальний менеджмент: навчальний посібник / І.Ю. Ладико, В.Г. Сумцов. - Луганськ: Вид-во Східноукраїнського національного університету імені Володимира Даля, 2004. - 282 с.
  • Лукашевич В.В. Менеджмент в структурних схемах: учебное пособие / В.В Лукашевич. - М.: Издательство "Экзамен", 2003. - 224 с.
  • Мартыненко Н.М. Основы менеджмента: учебник / Н.М. Мартыненко. - К.: Каравелла, 2003. - 496 с.
  • Мухин В.И. Основы теории управления: учебник / В.И. Мухин. - М.: Экзамен, 2002. - 256 с.

Теоретические положения, обладающие определœенным уровнем абстракции и обобщения, чаще всœего формулируются в виде законов, закономерностей и принципов.

Наивысший уровень понимания сущности явления отражают объективные законы, которые устанавливают связи их свойств и характеристик. Учёт этих связей и способствует практике управления.

Закон – внутренняя и необходимая, всœеобщая и существенная связь предметов и явлений объективной действительности, ᴛ.ᴇ. прочное, повторяющееся, идентичное в явлении.

Существуют различные точки зрения на понятие законов управления. Одни авторы считают, что это юридические законы, регламентирующие управление. Другие считают, что эти не юридические, а экономические законы, так как управление осуществляется в социально-экономических системах. Наконец некоторые считают, что это специфические законы, определяющие функционирование и развитие специфической сферы деятельности человека – управления. Кто прав? Правы те, кто считают, что глубинные, сущностные процессы в явлениях отражаются в законах: часть юридических и экономических законов используют управленцы в своей работе, часть законов сформировалось только в сфере управления как специфических.

Законы управления – положения, определяющие строение, функционирование и развитие управления и характеризующие существенные (необходимые), устойчивые (повторяющиеся) и объективные (независимые от желания людей) внутренние черты и связи.

Приведем примеры законов управления ввиду отсутствия их систематизированного перечня.

Пример 1. Закон крайне важно го разнообразия. Сущность закона в следующем:

– разнообразие управляющей системы должно быть не менее разнообразия управляемого объекта;

– чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Пример 2. Закон единства анализа и синтеза. Сущность закона в следующем:

– каждая материальная система, будь то живой организм, завод, учебное заведение стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счёт постоянного пересмотра функций и изменения своей структуры;

– вслед за разделœением функций и преобразованием структуры управления наступает их синтез, соединœение воедино в новом качестве.

Пример 3. Закон информированности – упорядоченности. Сущность закона состоит в следующем: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем скорее наступает упорядочение деятельности и тем большая вероятность ее устойчивого функционирования.

Пример 4. Закон развития. Сущность закона состоит в следующем: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всœех этапов жизненного цикла.

Пример 5. Закон самосохранения. Сущность закона состоит в следующем: каждая материальная система стремится сохранить себя (выжить), используя для достижения этого весь свой ресурс (потенциал).

Законы управления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Законы управления" 2017, 2018.

  • - Различают общие и специфические законы управления.

    К общим законам управления относятся: · закон специализации управления; · закон интеграции управления; · закон экономии времени; Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами... .


  • - Законы управления

    Принципы менеджмента Законы менеджмента Тема 3. ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Ситуации для обсуждения 1. В США говорят так: «Пока менеджер либо предприниматель работает, он должен учиться». Правильно ли это? 2.... .


  • - Статический режим работы систем и линейные законы управления

    АНАЛИЗ СУ Основные требования к СУ: 1) точность: в становившемся режиме система должна поддерживать заданное значение выхода, причем ошибка (разница между заданным и фактическим значением) не должна превышать допустимую; 2) устойчивость: это свойство системы... .


  • - Законы управления

    (1) пропорциональное управление: ; . В установившемся режиме Сигнал ошибки: Пусть Тогда Ошибка где к – общий коэффициент усиления. При данном управлении всегда имеется ненулевая статическая ошибка, причем она тем меньше, чем больше. При таком законе ПФ...

  • Разработка рациональной системы организации сводит-ся к определению основных функций деятельности, что в свою очередь позволяет найти лучший способ разделения организации на подразделения и рабочие группы, которые и составляют основные "строительные блоки" или элементы системы организации. После этого осуществляется распо-ложение элементов организации в пространстве, т. е. рас-пределение их по уровням управления и определение гео-графического местоположения. Завершающим этапом проектирования системы управления является установление информационных взаимосвязей между элементами органи-зации и разработка регламента происходящих в ее внут-ренней среде процессов.

    В основе построения рациональной структуры организации лежит применение основополагающих законов управления и организации, а также общих и специальных принципов.

    Некоторые исследователи, к числу которых относятся Саймон, Смитбург и Томпсон, считают, что научные исследования по административному управлению преследуют две другие цели. К этим целям они относят: во-первых, изучение поведения людей, работающих в организациях, во-вторых, разработку практических рекомен-даций по повышению эффективности работы организации.

    Основные положения административного ме-неджмента как науки должны формулироваться с учетом осо-бенностей организационного поведения, а не рассматривать поведение персонала как самостоятельный объект исследо-вания.

    В административном менеджменте основной упор дела-ется на исследование управленческих процессов, происхо-дящих в органах государственной власти, что во многом оп-ределяет основные черты, отличающие административный менеджмент от общей теории и практики управления:

    1. Преимущественное применение линейной или линейно-функциональной систем управления.

    2. Жесткая иерархия.

    3. Формализованный способ принятия и фиксации управ-ленческих решений.

    4. Четкое разграничение должностных полномочий, зак-репленное в виде приказов и должностных инструкций.

    5. Разделение власти (т. е. любое, даже самое высокопос-тавленное, должностное лицо всегда подконтрольно друго-му лицу или вышестоящему органу управления).

    Глава II. Законы управления

    2.1. Понятие и виды законов управления

    Закон - это зависимость, которая либо зафиксирована в законодательных документах, либо является общепринятой для большой группы людей, либо имеет признание и поддержку авторитетных ученых.

    ^ С научной точки зрения законом можно считать "необхо-димое, существенное, устойчивое, повторяющееся отноше-ние между явлениями в природе и обществе".

    Одной из основных проблем при изучении сущности управленческих законов является корректное и пол-ное определение этого понятия. Одни утверждают, что законы управления являются законами общественного развития, выступающими как во вза-имодействии управляемой и управляющей систем, так и в каждой из них в отдельности и проявляющимися в деятель-ности людей и их хозяйственной практике. Другие определяют закон управления как связь целей управления со средствами их достижения.

    ^ Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способами и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.

    Законы управления делят на три основные группы.

    ^ К первой группе относятся общие (объективные) зако-ны управления. В качестве примера здесь можно привести закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления, закон единства системы управ-ления, закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления, экономической при-роде отношений между ее подсистемами и др.

    ^ Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых мож-но в значительной степени повысить эффективность функ-ционирования системы управления в целом, а также ее от-дельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций упражнения, закон сокращения числа ступеней управления, закон "распро-страненности контроля.

    ^ К третьей группе относят за-коны, не связанные непосредственно с управлением , но способные оказать значительное влияние на результаты дея-тельности организаций. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином "специальные".

    ^ 2.2. Содержание и сущность общих законов управления

    К общим законам управления относятся:

    1.Закон соответствия социального содержания управле-ния форме осуществления деятельности, являющейся объек-том управления.

    2. Закон преимущественной эффективности сознательно-го и планомерного управления.

    3. Закон единства системы управления.

    4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.

    5. Закон соответствия содержания и форм прямой и об-ратной связей в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.

    6. Закон единства действий законов управления.

    Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства тру-дом работников, с другой - отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности.

    Управление можно рассматривать в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономи-ческом.

    С технической точки зрения управление можно рассмат-ривать как единство всех видов работ, выполняемых участ-никами кооперированного труда. Управление производством как техническая необходимость характеризует достигнутый уровень развития и качествен-ные особенности организации управления.

    При рассмотрении отношений управления как социально-экономической категории на первый план выходит социальный характер управления, отвечающий на вопрос, в чьих инте-ресах осуществляется управление. В социальном плане уп-равление представляет собой отношения между собственни-ком средств труда и наемными работниками. Исходя из этого, цель управле-ния, а также его методы и формы находятся в прямой и непосредственной зависимости от формы собственности на средства труда.

    ^ Закон преимущественной эффективности сознательного, планомерного управления гласит, что экономические систе-мы с сознательным планомерным управлением и потенциаль-но, и фактически эффективнее систем со стихийной регуля-цией протекающих в них экономических процессов.

    Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего обще-ства.

    Непосредственная связь производства с потреблением (со-циальный маркетинг), задач управления с интересами работ-ников (социальный менеджмент) создают у трудящихся ис-креннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эф-фекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духов-ных потребностей населения.

    Согласно закону единства систем управления деятельность любой организации представляет собой единую централизо-ванно управляемую систему. В свою очередь, указанная сис-тема разделена на иерархические уровни управления, каж-дый из которых представляет собой подсистему (или сово-купность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.

    Концепция иерархической структуры управления была сформулирована немецким социологом Максом Вебером еще в начале XX в. Она предполагает:

    Четкое разделение труда, обеспечивающее возможность использования высококвалифицированных рабочих кадров;

    Скалярную цепь команд, т. е передачу распоряжений с вышестоящих уровней управления на нижестоящие в после-довательном порядке;

    Наличие формальных правил и норм поведения персонала;

    Подбор кадров в соответствии с квалификационными тре-бованиями к конкретной должности, закрепленными в соот-ветствующих справочниках или должностных инструкциях.

    Сущность закона соотносительности управляющей и уп-равляемой систем (субъекта и объекта управления) заклю-чается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.

    Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хо-зяйственная деятельность организации. Субъект управления - это соответствующие органы или структурные подразделе-ния, осуществляющие целенаправленное руководство объек-том управления.

    Объект и субъект управления оформлены в определен-ные системы - управляемую и управляющую. Они находятся в непрерывном взаимодей-ствии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику разви-тия субъекта управления, что выражается в совершенство-вании форм и методов управления. Чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффек-тивность совместной деятельности.

    Соотносительность управляющей и управ-ляемой систем - это тип отношений, в основе которого ле-жит их взаимное влияние, предполагающее установление и поддержание между ними оптимальных соотношений, в том числе по численности занятых работников, уровню техни-ческого обеспечения, экономическим показателям и т. п.

    Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления экономической при-роде отношений между ее подсистемами заключается в сле-дующем.

    Управление состоит в подаче субъектом управления сиг-налов на выполнение соответствующих действий управляе-мой системой. Эти сигналы представляют собой команды-ре-шения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.

    Управляющее воздействие со стороны органа управле-ния осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объек-том этого еще недостаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях кон-троля системы и учета воздействия на нее внешней среды.

    Таким образом, любой процесс управления должен вклю-чать в себя четыре основные составляющие, как это показа-но на рис. 2.1. К таким составляющим относятся:

    Входное воздействие (прямая связь), т. е. информацион-ные сигналы, поступающие от управляющей системы к уп-равляемой;

    Преобразование входного воздействия - заключается в обработке поступивших сигналов по определенному алгоритму ;

    Результат преобразования входного воздействия, т. е. исполнительское действие управляемой системы;

    Влияние результата на входное воздействие (обратная связь), т. е. поступление в управляющий орган отчетов о те-кущем состоянии и функционировании объекта управления.

    Рис. 2.1. Прямые и обратные связи в организации
    Чем выше уровень управления, тем сложнее осуществ-ление его обратной связи с управляемой системой. Поэтому к обратной связи на высших уровнях управления организа-ции предъявляются три основных требования.

    Первое требование состоит в том, чтобы формы обратной связи на каждом конкретном уровне управления носили обоб-щенный характер и были взаимосвязаны с соответствующи-ми формами обратной связи на других ступенях иерархичес-кой лестницы.

    Второе требование заключается в том, что формы обрат-ной связи должны позволять компенсировать влияние на си-стему возмущающих внешних воздействий, природа которых остается неизвестной.

    Третье требование предполагает возможность гибкой реакции управляющей системы на обратную связь любого рода.

    Оптимальное функционирование и развитие любой сис-темы управления возможно лишь при условии наиболее пол-ного соответствия содержания и форм прямой и обратной связи экономической природе взаимоотношений между его подсистемами различного уровня и масштаба.

    Суть закона единства действий законов управления состо-ит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из ко-торых подчиняется тому или иному закону управления. Ины-ми словами, законы управления непосредственно взаимодей-ствуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использова-ния всей системы законов управления в совокупности.

    ^ 2.3. Частные законы управления

    К частным законам, касающимся управляющей подсис-темы, относятся:

    1. Закон изменения функций управления.

    2. Закон сокращения числа ступеней управления.

    3. Закон концентрации функций управления.

    4. Закон распространения и контроля.

    Закон изменения функций управления гласит, что повы-шение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.

    Сущность закона сокращения числа ступеней управле-ния заключается в том, что чем меньше уровней управле-ния в структуре организации, тем при прочих равных усло-виях управление эффективнее и оперативнее.

    ^ Закон концентрации функций управления устанавлива-ет, что управление объективно стремится к большей кон-центрации функций на каждой ступени управления, а следо-вательно, к росту численности управленческого персонала.

    Согласно закону распространения и контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и воз-можностями контроля их действий со стороны руководите-ля.

    ^ Закон синергии гласит, что для любой организации су-ществует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы вхо-дящих в нее элементов, либо существенно меньше указан-ной суммы.

    Согласно данному закону задача руководителя любой орга-низации в первую очередь заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный набор ее элементов.

    Сущность закона самосохранения состоит в том, что лю-бая материальная система стремится сохранить себя и ис-пользует для этого весь свой потенциал. Общая сумма созидательных ресурсов организации должна превышать суммарное воздействие внешних и внутренних разрушающих факторов. В противном случае организация просто прекратит свое существование.

    ^ Закон развития : каждая материальная система стремится достичь наибольшего сум-марного потенциала.

    Жизненный цикл любой материальной системы включает в себя восемь последовательно сменяю-щих друг друга этапов:

    1. Порог нечувствительности.

    2. Внедрение.

    4. Зрелость.

    5. Насыщение.

    8. Ликвидация

    При этом первые четыре этапа представляют собой про-цесс прогрессивного развития, а последние три - регрес-сивного.

    Закон информированности-упорядоченности : чем большей инфор-мацией о текущем и перспективном состоянии внутренней и внешней среды располагает организация, тем выше вероятность ее нормального функционирования.

    ^ Закон единства анализа и синтеза устанавливает, что любая материальная система стремится настроиться на наиболее экономичный режим функционирования посредством применения анализа и синтеза.

    Основу системы управленческого анализа и синтеза состав-ляет метод постепенного приближения . Этот метод включает в себя четыре уровня.

    Первый уровень: предварительный анализ с позиций сто-роннего наблюдателя.

    К документам, необходимым для проведения анализа натданном уровне, относятся:

    Учредительный договор или решение единственного уч-редителя;

    Учетная политика предприятия;

    Бухгалтерский баланс;

    Документы налоговой отчетности;

    Организационная структура управления.

    В результате проведения анализа разрабатываются об-щие рекомендации системного характера.

    Второй уровень предполагает проведение так называемой мозговой атаки на совещании ведущих специалистов органи-зации.

    Для этого необходимы следующие документы:

    Перечень основных нерешенных вопросов;

    Результирующим документом является перечень согласо-ванных с консультантом ответов на поставленные вопросы.

    На третьем уровне осуществляется создание группы раз-вития предприятия и формирование стратегии.

    Необходимые документы:

    Распоряжение руководителя о создании группы разви-тия организации;

    План обучения группы развития;

    Основные отчеты организации.

    Основным результатом деятельности группы развития является разработка и реализация мероприятий по совер-шенствованию экономической, финансовой и технологичес-кой политики предприятия.

    Четвертый уровень управленческого анализа и синтеза предполагает постоянную работу группы развития в качестве нового структурного подразделения организации.

    Требуемые документы:

    Текущие отчетные документы о деятельности организации;

    Бизнес-план;

    Результаты маркетинговых исследований.

    Результирующими документами являются скорректиро-ванный бизнес-план, а также рекомендации по совершен-ствованию системы производства и управления.

    ^ Закон композиции и пропорциональности гласит: любая материальная система стремится сохранить в своей структу-ре все необходимые элементы, находящиеся в определен-ной соотносительности. Действие указанного закона осуществляется на основе трех принципов: планирования, координации и полноты.

    ^ Принцип планирования устанавливает, что каждая орга-низация должна иметь план деятельности и развития.

    Принцип координации гласит, что каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и опера-тивными изменениями и вносить соответствующие коррек-тивы в исполнительный механизм.

    Согласно принципу полноты любая организация должна осуществлять весь набор функций основной деятельности и управления либо собственными силами, либо посредством привлечения независимых специалистов или сторонних орга-низаций.

    ^ 2.4. Специальные законы управления

    Специальные законы управления представляют собой за-коны, которые не связаны непосредственно с управлением, но способны оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К специальным законам относятся экономические, юридические, социальные и иные законы.

    ^ Закон возрастающих вмененных издержек непосредственно связан с производством продукции и гласит, что по мере увели-чения производства продукта вмененные (предельные) издерж-ки производства каждой новой единицы продукта возрастают.

    ^ Законы спроса и предложения необходимо учитывать в процессе планирования, прогнозирования и осуществления деятельности организаций, работающих в сфере оптовой и розничной торговли.

    ^ Закон спроса отражает обратную связь между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определен-ного периода времени.

    Закон предложения констатирует прямую связь между ценой и величиной предложения товара или услуги в тече-ние определенного периода.

    Законы спроса и предложения могут быть представлены в графическом виде (см. рис. 2.2). Цена за единицу товара Б

    Рис. 2.2. Соотношение величины спроса и предложения на товар Б
    В точке пересечения кривой спроса и кривой предло-жения определяются равновесная цена и равновесное ко-личество продукции.

    ^ Закон убывающей отдачи. Он характеризует ситуации, когда последовательные рав-ные приросты переменного ресурса добавляются к посто-янным ресурсам сверх какого-то определенного уровня их использования, а предельный продукт переменного ресур-са сокращается.

    ^ Закон убывающей предельной полезности : по мере того как потребитель увеличивает потребление товара или ус-луги, предельная полезность каждой дополнительной еди-ницы товара или услуги сокращается.

    К юридичес-ким законам, оказывающим влияние на управление орга-низацией, можно отнести:

    ^ Гражданский кодекс РФ .

    Налоговый кодекс РФ .

    Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе", регламентирующие осуществление внешнеэконо-мической деятельности.

    ^ Закон РФ "О сертификации продукции и услуг", опре-деляющий порядок организации и проведения экспертных ис-пытаний продукции, услуг и процессов с последующей выда-чей сертификата соответствия или права пользования зна-ком соответствия.

    ^ Закон РФ "О стандартизации", устанавливающий пра-вила разработки и утверждения стандартов на выпускаемую продукцию.

    Закон РФ "О защите прав потребителей", предусмат-ривающий систему мер, направленных на защиту потреби-телей продукции, работ и услуг от недобросовестных про-давцов и производителей.

    ^ Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ> утвержденное приказом Министерства финансов РФ № 170 от 26 декабря 1994 г., устанавливающее правила и порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности на территории РФ.
    Глава III. Принципы административного управления

    ^ 3.1. Социально-экономическая сущность принципов управления

    Слово "принцип" происходит от латинского principium - начало, основа.

    В наиболее общем виде принципы управления можно оп-ределить как изначальные по отношению к процессу управ-ления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производитель-ных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерно-стей) способствует достижению поставленных перед обще-ством целей и решению задач.

    Механизм формирования принципов управления представ-лен на рис. 3.1.

    Рис. 3.1. Механизм формирования принципов управления
    К факторам, определяющим принципы менеджмен-та, можно отнести и существующие на данный момент вре-мени способы осуществления производственной деятельно-сти, форма собственности на средства производства, а так-же социокультурные факторы.

    В основе любой системы теоретических понятий должна лежать их классификация. К классификации принципов уп-равления в настоящее время также существует несколько различных подходов. Один из них предусматривает деление управленческих принципов на четыре основные группы:

    Общие для всех видов управления;

    Относящиеся ко всем компонентам системы управления;

    Специфические для управления конкретным производством;

    Относящиеся к отдельным частям системы управления.

    Любая система управления состоит из двух подсистем - управляющей и управляемой. К первой группе относятся принципы, касающиеся отдельных ком-понентов управляющей системы, а также всей системы в совокупности. Ко второй - принципы управления конк-ретными видами деятельности.

    Принципы, относящиеся к первой группе, - это общие принципы управления, т. к. они отражают специфику теории и практики управления в наиболее общем понимании этого явления. Для принципов, входящих во вторую группу – "специальные принципы управления", по-скольку они непосредственным образом связаны со специ-фикой управления конкретными видами деятельности.

    Вся суще-ствующая совокупность принципов управления подразделя-ется на три основные группы. К первой группе относятся об-щие принципы управления, касающиеся системы управле-ния в целом. Ко второй группе - принципы управления, относящиеся к отдельным компонентам системы управления. Принципы, входящие в третью группу, регламентируют по-рядок и правила управления конкретными видами деятель-ности.

    ^ 3.2. Общие принципы управления

    В состав системы кибернетических принципов входят прин-цип самодвижения и самоуправления систем, принцип иерар-хии, принцип относительности управляющих и управляемых подсистем, принцип взаимодействия с окружающей средой, принцип целеполагания и целеосуществления, принцип соот-ветствия управляющей и управляемой подсистем, принцип обратной связи, принцип оптимальности функционирования.

    Совокупность кибернетических принципов отражает их взаимосвязь, целостность и единство по отношению к любой системе управления.

    Основным в системе общих принципов управления по пра-ву можно считать принцип научной обоснованности управле-ния. Научный подход к менеджменту требует сплошного, комп-лексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, с последую-щим применением полученных знаний в практике управления.

    ^ Принцип системного подхода к решению управленчес-ких задач. Системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязан-ных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как: люди, структура; задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различ-ных целей.

    Главное в системном подходе - это разработка и ис-пользование представлений о целостности систем. Познать целое - значит раскрыть его сущность и специфику; со-став, количественные и качественные характеристики эле-ментов; структуру; функции элементов и их влияние на функцию целого; интеграционные факторы, обеспечиваю-щие целостность системы; историю данного целого.

    В основе системного подхода лежит системный анализ, включающий в себя формулирование цели функционирова-ния системы, определение количественного и качественного состава входящих в нее элементов.

    ^ Принцип оптимальности управления устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств.

    С вышеназванным принципом неразрывно связан принцип гибкости управления, практическая реализация которого по-зволяет обеспечить своевременную адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды или ее быструю пе-рестройку в соответствии с новыми целями функционирова-ния.

    В сис-теме общих принципов управления на современном этапе ос-новное место занимают принцип научной обоснованности управления, принцип системного подхода к решению управ-ленческих задач, а также принципы оптимальности, гибкос-ти и демократизации управления.

    С точки зрения административного менеджмента, можно выделить еще два немаловажных принципа управления, принцип регламентации и принцип формализации.

    Согласно принципу регламентации все процессы, проис-ходящие в системе управления, должны быть жестко рег-ламентированы.

    ^ Принцип формализации предусматривает формальное закрепление норм и правил функционирования организации в виде приказов, указаний и распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных под-разделениях и должностных инструкций.

    ^ 3.3. Частные принципы управления

    Частными принято называть принципы управления, от-носящиеся к отдельным элементам системы управления. В группе частных принципов управления можно условно вы-делить две подгруппы.

    Первая подгруппа включает в себя принципы, касающие-ся осуществления отдельных функций управления. Сюда вхо-дят принципы планирования, организации, учета, контро-ля, принципы проведения маркетинговых исследований и мероприятий и т. п.

    Ко второй группе относятся управленческие принципы, связанные с отдельными сторонами управления, например, социальной, экономической, организационно-технической и т. д., а также с уровнями управления (структурное подраз-деление, организация, отрасль, национальная экономика).

    ^ Принцип приоритета цели формулируется следующим образом. В системе цель-задача-функция наивысший при-оритет имеет цель, затем задача и потом функция.

    Принцип приоритета функций над структурой при созда-нии организаций гласит: проектирование и создание новых организаций прежде всего вызвано необходимостью реали-зации конкретных функций. В случаях, когда отсутствует возможность формирования набора структурных подразде-лений организации в соответствии с набором функций, рас-сматриваются иные варианты построения организации, ис-ходя из приоритета цели, достижению которой должны слу-жить вышеупомянутые функции.

    В сформировавшихся и нормально функционирующих органи-зациях процессы взаимодействия протекают таким образом, что недостающие элементы системы постепенно появляют-ся, а излишние постепенно отмирают.

    ^ Принцип приоритета субъекта управления над объектом управления в формирующихся организациях имеет следую-щее содержание. В процессе создания организации ее учре-дители должны избирать в соответствии со своими потребно-стями и возможностями трудовой коллектив, характер дея-тельности, организационно-правовую форму и иные параметры организации.

    Сущность принципа приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций заключается в следующем: руководители всех уровней управления орга-низации должны назначаться в соответствии с характерис-тиками и потребностями конкретных структурных подраз-делений.

    К принципам соответствия относятся принцип соответ-ствия поставленных целей выделенным ресурсам, принцип соответствия распорядительства и подчинения, принцип со-ответствия эффективности производства и экономичности, принцип оптимального сочетания централизации и децент-рализации производства и управления.

    ^ Принцип соответствия поставленной цели выделенным ресурсам имеет следующее содержание: каждой цели дол-жен соответствовать набор финансовых, сырьевых, матери-альных, энергетических и человеческих ресурсов, позволя-ющий обеспечить достижение указанной цели.

    ^ Принцип соответствия распорядительства и подчинения гласит: у каждого сотрудника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных руково-дителей.