Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Гомеостаз (Постоянство внутренней среды) Нарушение гомеостаза ведет к повреждению и гибели клеток. Все реакции, протекающие в клетке, направлены на поддержание гомеостаза. Получаемые извне белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы используются клетками для синтеза необходимых им веществ и построения клеточных структур. Для построения клеточных структур необходимо затрачивать энергию.
3 слайд
Описание слайда:
Метаболизм в клетках Энергетический обмен (катаболизм, диссимиляция) Пластический обмен (анаболизм, ассимиляция) распад, расщепление органических веществ синтез органических веществ С поглощением энергии С выделением энергии
4 слайд
Описание слайда:
Стадии метаболизма: Подготовительная стадия: переваривание пищи и доставка питательных веществ и кислорода к клеткам Обмен веществ и энергии в клетках Заключительная стадия: удаление продуктов распада
5 слайд
Описание слайда:
Ферменты, их химическая природа, роль в метаболизме Ферменты – это всегда специфические белки – катализаторы Каждый фермент обладает специфичность, потому что, как правило, катализирует определенный вид реакций. Узнав свой субстрат, фермент взаимодействует с ним и ускоряет его превращение. Ферменты – белки, при кипячении разрушаются и теряют свои ферментативные свойства.
6 слайд
Описание слайда:
Принцип действия ферментов Фермент и субстрат должны подходить друг к другу «как ключ к замку» фермент Субстрат- вещество на которое действует фермент
7 слайд
Описание слайда:
Ферменты Простые. Сложные Белковый компонент Белковый компонент Небелковая часть (кофермент: ионы металлов или витамины) +
8 слайд
Описание слайда:
Активность ферментов - Зависит от температуры, кислотности среды, количества субстрата, с которым он взаимодействует. - При повышении температуры активность ферментов увеличивается (при высоких температурах белок денатурируется). - Среда, в которой могут функционировать ферменты, для каждой группы различна (в кислой, в слабокислой, в щелочной или слабощелочной среде): в кислой среде активны ферменты желудочного сока в слабощелочной - ферменты кишечного сока в щелочной - фермент поджелудочной железы Большинство же ферментов активны в нейтральной среде.
9 слайд
Описание слайда:
Сказ о дележе наследства Умирал старый араб. Все его богатство состояло из 17 прекрасных белых верблюдов. Он собрал своих сыновей и объявил им свою последнюю волю: «Мой старший сын, опора семьи, должен получить после моей смерти половину верблюдов. Среднему сыну я завещаю треть всех верблюдов. Но и мой младший, любимый сын должен получить свою долю - одну девятую часть стада». Сказав это, старый араб умер. Похоронив отца, три брата стали делить верблюдов. Но исполнить волю отца они не смогли: невозможно было разделить 17 верблюдов ни пополам, ни на три части, ни на девять частей. Но тут через пустыню проходил дервиш. Бедный, как все ученые, он вел с собой черного облезлого верблюда, нагруженного книгами. Братья обратились к нему за помощью. И дервиш сказал: «Выполнить волю вашего отца очень просто. Я дарю вам моего верблюда, а вы попробуйте разделить наследство». У братьев оказалось 18 верблюдов, и все разрешилось. Старший сын получил половину верблюдов – 9, средний – треть стада – 6 и младший сын получил свою долю – двух верблюдов. Но 9, 6 и 2 дают 17, и после дележа оказался лишний верблюд - старый облезлый верблюд ученого. И дервиш сказал: «Отдайте мне назад моего верблюда за то, что я помог разделить вам наследство, а то мне придется самому тащить книги через пустыню». Вот этот черный верблюд и подобен ферменту. Он сделал возможным такой процесс, который без него был бы немыслим, а сам остался без изменений. Это действительно основное свойство ферментов, да и вообще всякого катализатора. Ферменты – это прежде всего катализаторы.
10 слайд
Описание слайда:
Энергетический обмен (диссимиляция, катаболизм) Часть поступивших в клетку органических веществ окисляется кислородом до конечных продуктов распада – СО2 и Н2О, аммиак NH3, мочевина При этом выделяется энергия! 1 г углеводов – 17,17 кДж 1 г жиров – 38,92 кДж 1г белков – 17,17 кДж
11 слайд
Описание слайда:
12 слайд
Описание слайда:
Энергетический обмен Это совокупность химических реакций постепенного распада органических соединений, сопровождающихся высвобождением энергии, часть которой расходуется на синтез АТФ. Процессы расщепления органических соединений у аэробных организмов происходят в три этапа, каждый из которых сопровождается несколькими ферментативными реакциями.
13 слайд
Описание слайда:
Первый этап – подготовительный В желудочно-кишечном тракте многоклеточных организмов он осуществляется пищеварительными ферментами. У одноклеточных – ферментами лизосом. Сложные углеводы (крахмал, целлюлоза) простые углеводы (глюкоза, фруктоза) Жиры глицерин и жирные кислоты Белки аминокислоты Этот процесс называется пищеварением.
14 слайд
Описание слайда:
Второй этап – бескислородный (гликолиз). Постепенное расщепление и окисление глюкозы с накоплением энергии в виде 2 молекул АТФ. Гликолиз происходит в цитоплазме клеток. Он состоит из нескольких последовательных реакций превращения молекулы глюкозы в две молекулы пировиноградной кислоты (пирувата) и две молекулы АТФ, в виде которой запасается часть энергии, выделившейся при гликолизе: С6Н12O6 + 2АДФ + 2Ф → 2С3Н4O3 + 2АТФ. Остальная энергия рассеивается в виде тепла. В клетках дрожжей и растений (при недостатке кислорода) пируват распадается на этиловый спирт и углекислый газ. Этот процесс называется спиртовым брожением.
15 слайд
Описание слайда:
Энергии, накопленной при гликолизе, слишком мало для организмов, использующих кислород для дыхания. Вот почему в мышцах при больших нагрузках и нехватке кислорода образуется молочная кислота (С3Н6O3), которая накапливается в виде лактата. Появляется боль в мышцах. У нетренированных людей это происходит быстрее, чем у людей тренированных.
16 слайд
Описание слайда:
Третий этап – кислородный Состоит из двух последовательных процессов: цикла Кребса, названного по имени Нобелевского лауреата Ганса Кребса окислительного фосфорилирования. При кислородном дыхании пируват окисляется до СО2 и Н2О, а энергия, выделяющаяся при окислении, запасается в виде 36 молекул АТФ. (34 молекулы в цикле Кребса и 2 молекулы в ходе окислительного фосфорилирования). Эта энергия распада органических соединений обеспечивает реакции их синтеза в пластическом обмене. Кислородный этап возник после накопления в атмосфере достаточного количества молекулярного кислорода и появления аэробных организмов.
ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ
Лекция 21 проф. Мухина И.В. Лечебный факультет
Обменные, или метаболические, процессы, в ходе которых специфические элементы организма синтезируются из поглощенных пищевых продуктов, называют анаболизмом .
Обменные, или метаболические, процессы, в ходе которых специфические элементы организма или поглощенные пищевые продукты подвергаются распаду , называются катаболизмом .
Обмен веществ и энергии представляет собой совокупность процессов превращения веществ и энергии в живых системах, а также обмен веществами и энергией между организмом и внешней средой.
Состоит из трех этапов :
1. Поступление веществ в различные клетки (ферментативное расщепление веществ, всасывание, поступление в организм кислорода, транспорт веществ);
2. Использование питательных веществ клетками;
3. Выведение конечных продуктов метаболизма в окружающую среду.
Питательными веществами называют компоненты пищи, ассимилирующиеся в ходе обмена веществ в организме. К ним относятся белки, жиры, углеводы,
витамины, минеральные вещества и вода.
Физиологической задачей является количественная оценка обмена веществ, для чего исследуют приход в организм
белков, жиров и углеводов и их расход.
Пластическая (структура, регенерация)
Регуляторная (ферменты, гормоны, рецепторы)
Гомеостатическая (онкотическое давление, вязкость крови, буферные системы крови)
Защитная (антитела, гемостаз)
Транспортная
Энергетическая
Белки обладают различным аминокислотным составом, поэтому и возможность их использования для организма неодинакова. Из 20 аминокислот – 12 синтезируется в организме, а 8 – незаменимые аминокислоты (лейцин,
изолейцин, валин, метионин, лизин, треонин, фенилаланин, триптофан).
В связи с этим различают биологически ценные белки
неполноценные.
Пища должна содержать не менее 30% белков с высокой биологической ценностью, в основном животного происхождения. Коэффициент превращения животных белков из растительных – 0,6-0,7%.
Для полного удовлетворения потребностей организма в белке человек должен получать 80-100 г белка, в том числе 30 г животного происхождения, а при физических нагрузках – 130-150 г.
Физиологический оптимум белка – 1 г/кг массы тела.
При окислении 1 г белков выделяется 4,0 ккал=16,7 Дж.
Правило изодинамии Рубнера – обмен жиров, белков, углеводов взаимосвязан. Питательные вещества могут взаимозаменяться в соответствии с их энергетической ценностью, так как существуют промежуточные метаболиты, например, ацетилкоэнзим А , с помощью которого все виды обмена сводятся к общему пути – циклу трикарбоновых кислот . Однако белки, в связи с их пластической функцией и неспособностью к депонированию не могут заменяться ни жирами, ни углеводами.
Азотистый баланс - разница между количеством азота, поступившего в организм с пищей, и количеством азота, выделяемого из организма в виде конечных метаболитов.
16 г азота соответствуют 100 г белка (1 г азота соответствует 6,25 г белка).
Если количество поступившего азота равно количеству выделенного, то можно говорить об азотистом равновесии . Для поддержания азотистого равновесия в организме требуется 30-45 г/сут животного белка.
Состояние, при котором количество поступившего азота превышает выделенное, называется положительным азотистым балансом.
Состояние, при котором количество выделенного азота превышает поступившее, называется отрицательным азотистым балансом.
Минимальное количество белка, постоянно распадающегося в организме, называется коэффициентом изнашивания (Рубнер) . Он составляет примерно 0,028-0,075 г азота/кг в сутки. Таким образом, потеря белка у человека массой 70 кг равна 23 г/сут . Поступление в организм белка в меньшем количестве ведет к отрицательному азотистому балансу, неудовлетворяющему пластические и энергетические потребности организма.
Анаболизм – соматотропин (гормон аденогипофиза), инсулин (поджелудочная железа), андроген (мужские половые железы).
Катаболизм – тироксин и трийодтиронин (щитовидная железа), глюкокортикоиды (в печени стимулируют синтез) и адреналин (надпочечники).
Липиды: нейтральные жиры (триглицериды), фосфолипиды, холестерин, жирные кислоты.
Пластическая (фосфолипиды, холестерин);
Энергетическая;
Источник образования запасов энергии и эндогенной воды (у женщин депо 20-25% массы тела, у мужчин – 12-14%);
Регуляторная (преобразование мужских половых гормонов в женские в жировой ткани).
Обмен веществ иГлавную роль в
сопряжении
анаболических
и
катаболических
процессов в
организме
играют:
АТФ,
НАДФ Н.
Является мультипараметрической, т.е.
включающей в себя регулирующие системы
(центры) множества функций организма
(дыхания, кровообращения, выделения,
теплообмена и др.).
Совокупность физических, химических и физиологических процессов превращения веществ и энергии в организме человека и обмен веществами и энергией между организмом и окружающей средой. Обеспечивает пластические и энергетические потребности организма. Обмен веществ
Это достигается за счет извлечения Q из поступающих в организм питательных веществ и преобразование её в формы макроэргических (АТФ и другие молекулы) и восстановленных (НАДФ – Н-никотин- амид-адениндинуклеотидфосфат) соединений. Их Q используется для синтеза белков, нуклеиновых кислот, липидов, а так же компонентов клеточных мембран и органелл клетки для выполнения механической, химической, осмотической и электрической работ, транспорта ионов.
Обмен веществ Энергетический обмен (диссимиляция, катаболизм) Энергетический обмен (диссимиляция, катаболизм) Пластический обмен (ассимиляция, анаболизм) Пластический обмен (ассимиляция, анаболизм) Совокупность процессов биосинтеза органических веществ, компонентов клетки и других структур органов и тканей. Обеспечивает рост, развитие, обновление биологических структур, а так же непрерывный ресинтез макроэргов и накопление энергетических субстратов. накопление энергии совокупность процессов расщепления сложных молекул, компонентов клетки, органов, тканей до простых веществ, с использованием части из них в качестве предшественников биосинтеза, и до конечных продуктов распада с образованием макроэргических и восстановленных соединений. выделение энергии
Обмен веществ начинается с момента всасывания моносахаридов (углеводы); глицерин и жирные кислоты (жиры); аминокислоты (белки). Обмен веществ начинается с момента всасывания моносахаридов (углеводы); глицерин и жирные кислоты (жиры); аминокислоты (белки).
На их долю приходится 50% сухой массы клетки Расщепляются до аминокислот (заменимых и не заменимых). В белке – 16% азота. 6,25 г белка при распаде образуют 1 грамм азота. N-баланс («+» и «-» баланс). Распад белка в организме происходит непрерывно. На 1 кг массы тела человек в сутки полному разрушению подлежит 0,028-0,075 г азота. За сутки выделяется 3,77 г азота (3,77г (N) х 6,25г = 23г белка (коэф. Изнашивания по Рубнеру).
– входят в состав гормонов, катализаторов, ферментов, структур клетки. Белки строят мембраны белково-липидных комплексов, входят в состав хромосомнного аппарата, органоидов клетки, микротрубочек. Вся совокупность обмена веществ в организме (дыхание, пищеварение, выделение) обеспечиваются деятельностью ферментов, которые являются белками. Все двигательные функции организма обеспечиваются взаимодействием сократительных белков – актина и миозина. Пластическое значение
Не велико по сравнению с углеводами и жирами. Белки - 1г – 17,6 кДж Из 20 входящих в состав аминокислот 10 незаменимых: лейцин, изолейцин, валин, метионин, лизин, треонин, фенилаланин, триптофан, гистидин, аргинин. Наиболее биологически ценны белки мяса, яиц, рыбы, икры, молока. Энергетическое значение.
В белке – 16% азота. Его организм усваивает только в составе пищи. 6,25 г белка при распаде образуют 1 грамм азота. Коэффициент изнашивания по Рубнеру. На 1 кг массы тела человек в сутки полному разрушению подлежит 0,028-0,075 г азота. За сутки выделяется 3,77 г азота 3,77г (N) х 6,25г = 23г белка у здорового человека количество синтезированного N =N распавшегося. N-баланс («+» и «-» баланс). Распад белка в организме происходит непрерывно. Азотистый баланс.
– приводит к угнетению кроветворения и синтеза иммуноглобулинов, к развитию анемии и иммунодефицита, расстройству репродуктивной функции. У детей нарушается рост, в любом возрасте - снижение мышечной ткани и печени, нарушение секреции гормонов. Снижение поступления в организм и нарушение всасывания железа
Белка – вызывает активацию обмена аминокислот и энергетического обмена, повышение образования мочевины и увеличение нагрузки на почечные структуры с последующим их функциональным истощением. В результате накопления в кишечнике продуктов неполного расщепления и гниения белков возможно развитие интоксикации. Белковый минимум – г (у некоторых категорий до 50г и больше) в сутки. Избыточное поступление с пищей
Регуляция Диссимиляция Ассимиляция Гормоны: соматотропный во время роста организма – увеличение массы всех органов и тканей. У взрослого человека – рост синтеза за счет проницаемости клеточных мембран для аминокислот, усиления синтеза РНК в ядре клетки. Тироксин и трийодтиронин – в определенных концентрациях стимулируют синтез белка и благодаря этому активизировать рост, развитие и дифференциацию тканей и органов. В печени – глюкокортикоиды – стимулируют синтез белка Гормоны надпочечников – глюкокортикоиды (гидрокортизон, кортикостерон) усиливают распад в тканях, особенно в мышечной и лимфоидной, а в печени наоборот, стимулируют синтез белка.
Часть жировых компонентов тела может быть синтезирована из углеводов. : входят в состав клеточных мембран.. : их теплотворная способность более чем в 2 раза больше чем у углеводов и белков. 1г жира при расщеплении дает 38,9 кДж Пластическое значение Энергетическое значение.
Жир всасывается из кишечника, поступает преимущественно в лимфу и в меньшем количестве непосредственно в кровь. Организм получает липиды в основном в виде т.н. нейтрального жира, который расщепляется в организме на глицерин и жирные кислоты. С пищей поступает и незначительное количество свободных жирных кислот. Незаменимые ненасыщенные жирные кислоты: линолевая, линоленовая, арахидоновая – не образуются в организме человека.
Поступление с пищей – 30% калорийности суточного рациона. В пожилом возрасте до 25%. Увеличение потребления жира – возрастает масса тела- повышение риска развития СС и обменных заболеваний, а также рака кишечника, молочной и предстательной желез. Избыток растительного масла – повышение риска различных онкологических заболеваний (кроме оливкового масла).
Регуляция Диссимиляция Ассимиляция ЦНС: гипоталамус – при разрушении вентромедиальных ядер – длительное повышение аппетита и усиление отложение жира Парасимпатическое влияние Гормоны: глюкокортикоиды (корковый слой надпочечников) ЦНС: гипоталамус: раздражение вентромедиальных ядер – потеря аппетита и исхудание. Симпатическое влияние Гормоны: адреналин и норадреналин (мозговой слой надпочечников); соматотропный, тироксин (щитовидная ж.), половые гормоны,
Могут синтезироваться в организме из аминокислот и жира. Но существует минимум углеводов в пищевом рационе – 150 г. В норме поступление в сутки г.
Основное топливо для большинства организмов. Основная роль определяется энергетической функцией. Поступает в основном в виде растительного полисахарида – крахмала и животного полисахарида – гликогена. Глюкоза крови является непосредственным источником энергии в организме. Уровень глюкозы в крови составляет 3,3-5,5 ммоль/л (60-100мг%). Снижение уровня глюкозы в крови – гипогликемия. Снижение уровня до 2,2-1,7 ммоль/л (4,-30 мг%) – «гипогликемическая кома». Введение в кровь глюкозы быстро устраняет данные расстройства. Энергетическое значение. 1г – 17,6 кДж
Из глюкозы в клетках печени синтезируется гликоген – резервный, отложенный про запас углевод. Пищевая гипергликемия (алиментарная) –после приема пищи с быстро всасывающимися углеводами. В результате глюкозурия – выделение глюкозы с мочой при уровне глюкозы в крови выше8,9-10,0 ммоль/л (мг%). Для сохранения относительного постоянства в крови происходит расщепление гликогена в печении поступление ее в кровь.
Мозг-12%, кишечник-9%, мышцы-7%, почки – 5%. Распад углеводов в организме животных происходит как бескислородным путем до молочной кислоты (анаэробный гликолиз), так и путем окисления продуктов распада углеводов до СО 2 и Н 2 О. Захват глюкозы из притекающей крови:
Избыточное потребление углеводов – способствует повышению липогенеза и ожирению. Постоянный избыток дисахаридов и глюкозы, быстровсасываю- щихся в кишечнике, создают высокую нагрузку на эндокринные клетки поджелудочной железы, секретирующих инсулин, что может способствовать их истощению и развитию сахарного диабета.
Диссимиляция Ассимиляция Гормоны. Инсулин – гормон поджелудочной железы (β- к-ки островковой ткани) – усиление синтеза гликогена в печени и мышцах и повышение потребления глюкозы тканями организма) ЦНС - «сахарный укол» - укол продолговатого мозга в области дна IV желудочка. - раздражение гипоталамуса – гл. звено – кора ГМ -стресс
Регуляция Диссимиляция Гормоны: глюкагон (альфа клетки островковой ткани поджелудочной железы); адреналин – мозгового слоя надпочечников; глюкокортикоиды – корковый слой надпочечников; соматотропный гормон гипофиза; тироксин и трийодтиронин – щитовидная железа. Из-за однонаправленности их влияния по отношению к эффектам инсулина эти гормоны часто объединяют понтяием « контринсулярные гормоны »
Теплообразование в организме имеет 2-х фазный характер. При окислении белков, жиров и углеводов одна часть энергии используется для синтеза АТФ, другая превращается в теплоту. Теплота, выделяющаяся непосредственно при окислении питательных веществ, получила назв. Первичной теплоты. На этом этапе большая часть энергии превращается в тепло (первичная теплота), а меньшая используется на синтез АТФ и вновь аккумулируется в ее химических макроэргических связях.
Так, при окислении углеводов 22,7% энергии химической связи глюкозы в процессе окисления используется на синтез АТФ, а 77,3% в форме первичной теплоты рассеивается в тканях. Аккумулированная в АТФ энергия используется в дальнейшем для механической работы, химических, транспортных, электрических процессов и в конечном итоге тоже превращается в теплоту, обозначаемую вторичной теплотой. Следовательно, к-во тепла, образовавшегося в организме, становится мерой суммарной энергии химических связей, образовавшаяся в организме, может быть выражена в единицах тепла – калориях или джоулях.
– энерготраты организма в стандартных условиях, идущие на поддержание минимально необходимого для жизни клеток уровня окислительных процессов и с деятельности постоянно работающих органов и систем (дыхательной мускулатуры, сердца, почек, печени). – выражают в количеством тепла в килоджоулях (килокалориях) на 1 кг массы тела или на 1 м 2 поверхности тела за 1 ч или за одни сутки. Для среднестатистического мужчины= 4,19 кДж (1 ккал) на 1 кг массы тела в час, или 7117 кДж (1700 ккал) в сутки. У женщин той же массы (70 кг) на 10% ниже. Величина основного обмена зависит от многих факторов, но особенно сильно она изменяется при некоторых эндокринных заболеваниях. Например, резкое повышение величины основного обмена наблюдается при гиперфункции щитовидной железы, а при гипофункции этой железы, он понижен. К снижению величины основного обмена приводит недостаточность функции гипофиза и половых желез.
– совокупность основного обмена и энергетических трат организма, обеспечивающих его жизнедеятельность в условиях терморегуляционной (в условиях охлаждения до300%), эмоциональной (40-90%), пищевой и рабочей нагрузок. * I группа - работники умственного труда ккал; * II группа - работники механизированного труда и сферы обслуживания ккал; * III группа - работники умеренно тяжелого труда, связанного со значительными физическими усилиями ккал; * IV группа - работники тяжелого, немеханизированного труда ккал; * V группа - работники очень тяжелого физического труда ккал; Питание – процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения организмом пищевых веществ, необходимых для компенсации энерготрат, построения и восстановления клеток и тканей тела, осуществления и регуляции функций организма.
Коэффициент полезного действия – отношение механической энергии ко всей энергии, затраченной на работу, выраженное в процентах. При физическом труде человека = от 16 до 25%. Коэффициент физической активности – степень энергетических затрат при различной физической активности = отношение общих энерготрат на все виды деятельности за сутки к величине основного обмена. По этому принципу разделены мужчины на 5 групп, а женщины на 4 группы.
1. Пища должна обеспечивать достаточное поступление в организм энергии с учетом возраста, пола, физиологического состояния и вида труда. 2. Пища должна содержать оптимальное к-во и соотношение различных компонентов для процессов синтеза в организме (пластическая роль питательных в-в).
Соотношение белков, жиров, углеводов = 1: 1,2: 4,5. Белков г, столько жиров, 400 г углеводов. Доля сахаров не должна превышать 10-12% углеводов суточного рациона, что соответствует г. *У грудных детей за счет жиров – 50% энерготрат, углеводов 40%, белков – 10%. У взрослых – основное – углеводы. С лет снижают калорийность на 15%, В 70 лет – на 30%. Соотношение 1,0:0,8:3,5. Высокая потребность в витаминах и минеральных элементах. Ежедневно витамина С по 0,5 г 3 раза в стуки, молочно-растительная пища, балластные в-ва, оптимальная кулинарная обработка пищи.
3. Пищевой рацион должен быть адекватно распределен в течение суток. Разделение суточного рациона на 3-5 приемов пищи с интервалами времени 4-5 часов 3-х разовое питание завтрак – 30%, обед – 45%, ужин25%. Ужинать за 3 часа до сна. Прием пищи не
Включить эффекты
1 из 15
Отключить эффекты
Смотреть похожие
Код для вставки
ВКонтакте
Одноклассники
Телеграм
Добавить свою рецензию
Презентация по биологии на тему "Обмен веществ в организме" поможет учителю в проведении урока. Целью презентации является изучение совокупности химических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность организма. Материал дополнен тематическими таблицами и иллюстрациями, текст прекрасно структурирован.
Формат
pptx (powerpoint)
Количество слайдов
Лошкарева В.И.
Аудитория
Слова
Конспект
Присутствует
Предназначение
Для проведения урока учителем
Слайд 1
Слайд 2
это совокупность химических процессов, обеспечивающих жизнедеятельность организма
совокупность процессов биосинтеза, при которых из более простых веществ синтезируются сложные с накоплением энергии химических связей
совокупность ферментативных процессов расщепления сложных органических веществ в организме
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Посмотреть все слайды
Цели урока:
Ход урока.
Учитель.
Наблюдатели.
Учитель.
Эксперт 1. Когда-то миллионы лет назад,
Бактерии, простейшие, грибы,
Эксперт 2.
Эксперт 1.
Что такое атмосфера?
Выпишите состав атмосферы.
Положительная роль бактерий.
Эксперт 2.
Значение атмосферы:
Эксперт 1.
Озоновая дыра.
Парниковый эффект.
Эксперт 1.
Наблюдатели.
Эксперт 1. Итак, подведем итог.
Эксперт 2.
Эксперт 1.
Эксперт 2. Столетьями приумножая знанья,
Предназначенья миссии своей.
В сотрудничестве раздвигать!
Пред нами ныне 21 век,
Разумное творение Природы!
Учитель.
Рефлексия.
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
4 слова (фраза)
1 существительное (точка).
Литература:
Бавыкина Н.А., Дедух Г.В., Ярославцева И.Ф.
Тема: Роль атмосферы и бактерий в жизни планеты (интегрированный урок-конференция, 8 класс)
Аннотация: Презентационное сопровождение урока
Цели урока:
1. Создание условий для изучения состава атмосферы, групп бактерий, их роли в природе и жизни человека.
Развивать познавательный интерес к предмету, умения находить в тексте материал для выполнения проекта.
Воспитывать бережное отношение к природе, расширять санитарно-гигиенические представления учащихся.
Оборудование: презентация, листы ватмана, фломастеры.
Ход урока.
Учитель. Урок сегодня необычный, его проводят три учителя: учитель биологии, учитель географии и учитель химии. Есть вопросы, которые находятся на границе этих наук: химии, биологии и географии.
Мы с вами являемся участниками конференции на тему « Роль атмосферы и бактерий в жизни планеты».
На конференции присутствуют группы ученых: географы, микробиологии, экологи, химики, а также эксперты.
В адрес нашей конференции пришло послание. Зачитаем его.
Приветствуем Вас, жители планеты Земля, именующие себя Человечеством. Наблюдая за вашей планетой, мы обнаружили, что она имеет оболочку, заселенную живыми организмами. Наряду с высокоорганизованными существами широко представлены древние организмы, вы их называете бактерии. Они играют важную роль в процессах, происходящих в природе. От их жизнедеятельности зависит постоянство газового состава атмосферы, они очищают поверхность планеты от гниющих остатков. Мы часто задаем вопрос «Возможно ли существование человека без бактерий?»
Несмотря на их возраст, интерес к этим организмам не ослабевает, и нам хотелось бы узнать почему?
С уважением отряд наблюдателей с планеты Вибрион.
А вот и сами наблюдатели к нам прилетели.
Наблюдатели. Мы узнали, что вы готовите конференцию и просим вас рассказать, чем же интересна ваша планета, может быть, свою мы тоже обустроим по-новому.
Учитель. Уважаемые наблюдатели, просим вас занять почетное место рядом с экспертами. Предлагаем послушать ученых по интересующему вас вопросу.
Эксперт 1. Когда-то миллионы лет назад,
На нашей замечательной планете
Возникла жизнь, и начался парад
Невидимых существ на этом свете.
Бактерии, простейшие, грибы,
Не счесть червей, и так от века к веку
Жизнь становилась гуще и сложней
И, наконец, дошла до человека.
Эксперт 2. Цель нашей конференции познакомиться с особенностями воздушной оболочки Земли, ее строением, составом, ролью в жизни планеты, значением бактерий в природе и жизни человека и экологическими проблемами, возникшими в результате хозяйственной деятельности человека.
Эксперт 1. Группы ученых проанализируют материал учебника, согласно инструктивной карточки, подготовят выступление и проект. На подготовку выступления вам дается 10 минут.
Инструктивная карточка географов.
Цель. Изучить состав, строение и значение атмосферы. Подготовить выступление и проект.
Что такое атмосфера?
Выпишите состав атмосферы.
Строение атмосферы, зарисуйте схему.
Значение атмосферы для планеты.
Инструктивная карточка микробиологов.
Цель. Изучить группы бактерий, их роль в природе и жизни человека. Подготовить выступление и проект.
Роль бактерий подцарства Настоящие бактерии в природе: разрушители органических веществ, клубеньковые бактерии, стр. 11 учебника
Бактерии брожения, их использование человеком, стр.11 учебника
Болезнетворные бактерии, стр.11 учебника
Метанобразующие и серобактерии, их роль в природе, стр.14 учебника
Цианобактерии, их разнообразие, особенность питания, роль в природе, жизни человека, стр.15 учебника
Способы сохранения продуктов питания.
Инструктивная карточка химиков-экологов.
Цель. Изучить экологические проблемы планеты Земля. Подготовить выступление и проект.
1. Экологические проблемы, вызванные загрязнением атмосферы: озоновая дыра, парниковый эффект.
Экологические проблемы, связанные с деятельностью бактерий: проблема сохранения здоровья, «цветение» воды.
Положительная роль бактерий.
Эксперт 2. Особенностью планеты Земля является ее атмосфера, даю слово группе ученых географов.
Выступление группы географов. Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Ее строение. Тропосфера - нижний слой атмосферы. Над полюсами тропосфера простирается до высоты 8-9 км, ее характерная особенность - это понижение температуры с высотой. В ней сосредоточен весь водяной пар, здесь формируются осадки. Над тропосферой находится стратосфера. На высоте
20-30 км концентрируется озон, который поглощает ультрафиолетовое излучение Солнца.
Мезосфера и термосфера образуют высокие слои атмосферы. Здесь воздух сильно разряжен и под действием космических излучений имеет высокую электропроводимость. Здесь возникают полярные сияния.
Значение атмосферы:
1. защищает планету от метеоритов;
предохраняет от чрезмерного нагревания и охлаждения;
защищает все живое от ультрафиолетового излучения.;
служит для дыхания живым организмам.
Эксперт 1. А какие живые организмы способствуют формированию атмосферы Земли? Я даю слово группе ученых микробиологов.
Выступление группы микробиологов. Мы изучили группы бактерий, их роль в природе и жизни человека. Выделяют три подцарства бактерий: Настоящие бактерии, Архебактерии, Оксифотобактерии. Они играют важную роль в процессах, происходящих в природе. От их жизнедеятельности зависит постоянство газового состава атмосферы. В этом большую роль сыграли цианобактерии. Это древние организмы, возникшие около трех млрд лет назад. Они изменили состав древней атмосферы и обогатили ее кислородом. По способу питания они относятся к автотрофам. Существует большая группа бактерий гетеротрофов сапрофитов. Благодаря метанобразующим бактериям в недрах планеты образовался горючий газ метан.
Бактерии могут вызывать порчу продуктов питания. Для этого используют разные способы сохранения продуктов питания: замораживание, маринование, засахаривание, стерилизация, пастерилизация.
Выступление группы химиков-экологов. Готовясь к конференции, мы решили обратить внимание на самые важные проблемы, которые мы видим в нашей атмосфере и проблемы, связанные с жизнедеятельностью бактерий.
Сохранение здоровья. Так как, сейчас, известно много разных болезнетворных бактерий, то встает вопрос, как защитить себя? Это соблюдение правил личной гигиены, не отказываться от прививок, следить за чистотой помещений, термическая обработка продуктов питания.
Кислотные дожди. К архебактериям относятся серобактерии. Которые окисляют серу до серной кислоты, которая выпадает с дождем и разрушает каменные и бетонные сооружения.
«Цветение» воды. Отдыхающие часто бросают мусор в водоемы, что вызывает увеличение цианобактерий, от которых вода «цветет», вызывая гибель всего живого в водоеме.
Озоновая дыра.
Парниковый эффект.
Благодаря бактериям образовались запасы каменного угля, нефти, бурого железняка.
Эксперт 1. Уважаемые гости - наблюдатели с планеты Вибрион мы выслушали все доклады. Сможете ли вы сейчас дать ответ на свой вопрос «Возможно ли существование человека без атмосферы и бактерий»?
Наблюдатели. Нет. Бактерии принимали участие в создании атмосферы, поддерживают чистоту на вашей планете, почвы вашей планеты богаты азотом, в недрах много полезных ископаемых, благодаря бактериям вы употребляете в пищу много полезных продуктов.
Спасибо вам за интересные рассказы.
Эксперт 1. Итак, подведем итог.
Наша планета особая, она имеет атмосферу, которая защищает планету от метеоритов, предохраняет от чрезмерного нагревания и охлаждения, защищает все живое от ультрафиолетового излучения, служит для дыхания живым организмам.
Эксперт 2. В формировании атмосферы участвовали бактерии, которые могут жить в анаэробных и аэробных условиях, по способу питания могут быть гетеротрофными сапрофитами, автотрофами.
Эксперт 1. Мы часто слышим выражение «Планета в опасности!», давайте будем заботиться о чистоте воздуха, воды, почвы, ведь там живут бактерии и другие живые существа.
Эксперт 2. Столетьями приумножая знанья,
От века к веку становясь мудрей,
Поднялся человек до пониманья,
Предназначенья миссии своей.
Она проста! Мы жить с Природой в мире Обязаны, ее не покорять,
А лишь познаний горизонты шире
В сотрудничестве раздвигать!
Пред нами ныне 21 век,
Свои проблемы и свои невзгоды.
Пусть будет мудр и славен человек -
Разумное творение Природы!
Учитель. Мы выслушали мнение участников конференции и предлагаем вам задание к следующему симпозиуму по выбору.
Написать сочинение на тему «Бактерии. Как без вас?»
Составить кроссворд «Значение бактерий в природе и жизни человека».
Написать мини-сочинение «Роль атмосферы на планете Земля».
Рефлексия. Творческое задание: напишите короткое стихотворение синквейн, посвященное изученному сегодня на уроке материалу. Стихотворение состоит из 5 строчек (используем технологию критического мышления).
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
4 слова (фраза)
1 существительное (точка).
Литература:
Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. – М.: Дрофа, 2003.
Герасимова Т. П. Начальный курс географии. – М.: Дрофа, 2002.
Коринская В.А., Душина И.В. География материков и океанов. – М.: Дрофа, 2002.
Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. – М.: Просвещение, 1985�
Скачать конспект