Особенности общения с пожилыми людьми. Общение с людьми разных возрастов. Страх общения с людьми

27.07.2019 Снилс

Важной социально-психологической проблемой является проблема удовлетворенности в общении. Общим интегральным критерием выступает количество потребностей, которые человек испытывает в процессе взаимодействия с другим. Среди всего многообразия потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребность в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени (Μ. Е. Литвак). Кроме того, важно учитывать особенности самого собеседника, которые будут проявляться в общении.

Доминантный собеседник. Он настроен непременно повлиять: если силен физически – вызвать у вас робость, если умен, оставить впечатление превосходящего ума. Человек жесткий, напористый. Легко перебивает, повышая голос, по не дает вам перебивать себя. Решителен, ему легко свернуть разговор на полуслове. В качестве сильной стороны можно отметить его умение принимать решения и брать на себя ответственность за происходящее. При общении с доминантным собеседником необходимо дать ему возможность выявить свою доминантность. Спокойно держаться собственной точки зрения, при этом избегать высмеивать его "силовые приемы", иначе может быть ссора.

Недоминантный собеседник. Уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать собеседника. Нуждается в поощрении, подбадривании не словами, а взглядом. Склонен перекладывать решения на других, поэтому в общении необходимо дать ему почувствовать уверенность в собственных силах и при принятии своих решений.

Мобильный собеседник. Он с легкостью переключается на общение от других занятий. Речь его быстрая, даже торопливая, одно выражение легко сменяется другим. Проститься с ним так же легко, как и разговориться. Общаясь с мобильным собеседником, необходимо подстроиться под его темп, постоянно замедляя скорость и частоту собственных реплик. Теперь можно вернуться к началу разговора и уточнить то, что было малопонятным.

Ригидный собеседник. Ригидность – личностная черта, которая выражается в затруднении (вплоть до полной неспособности) изменить намеченную программу деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидному человеку требуется некоторое время, чтобы включиться в беседу. Говорит он не спеша, вдумчиво, мысль излагает подробно. Распроститься с ним сразу невозможно, ему обязательно нужно расставить все "по полочкам". Если собеседник ригиден, наберитесь долготерпения, чтобы выслушать его внимательно.

Экстраверт. Экстраверсия – ориентация личности на мир внешних объектов. Экстраверт расположен к общению как форме деятельности. Легко или тяжело, ему нужно с кем-то пообщаться. Он может обратиться к совершенно незнакомому человеку. Одни и те же лица тяготят его, ему требуется разнообразие. Если беседа носит благополучный характер, то он строит диалог таким образом, чтобы вы расстались на ноте теплоты и взаимопонимания. В случае ссоры он не держит камня за пазухой. Общаясь с экстравертом, старайтесь не нарушать атмосферу взаимной симпатии. Его излишнее любопытство, поверхностность лучше всего сглаживать с помощью беззлобной иронии.

Интроверт. Интроверсия – ориентация личности на свой внутренний мир. Интровертам присущи необщительность, замкнутость ("им все равно меня не понять"). Он весь в себе, не любит ежедневных встреч и разговоры на личные темы. Темы творческого, философского и делового характера его привлекают больше. Общаясь с интровертом, избегайте панибратства и всякой личной тематики. Обсуждая вопросы профессиональные или абстрактные, будьте готовым к затяжным паузам.

Людям недостаточно иметь только хорошие и устойчивые отношения друг с другом. Необходим социальный интерес, определенная динамика жизни, которые приносит новые впечатления. Восприятие человека нацелено на некоторые изменения, новые ситуации. Поэтому слишком статичные, неизмененные отношения между людьми, лишенные динамики и не сопровождающиеся теми или иными событиями, со временем иссякают.

Позитивным фактором общения является принадлежность к одному социальному слою, возрастной категории и наличие общих интересов.

Выводы

  • 1. Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.
  • 2. Общение всегда рассматривалось как полифункциональный процесс. Основные функции общения: прагматическая, формирующая, подтверждающая, "межличностная", внутриличностная.
  • 3. В зависимости от особенностей общения выделяют различные его виды: по контакту с собеседником общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным или массовым, ролевым и личностным; по времени контакта кратковременным или длительным; по уровню передачи информации вербальным и невербальным.
  • 4. Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих объектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу. Выделяют следующие уровни общения: фатический (простой обмен репликами), информационный (обмен содержательной информацией), личностный (духовный уровень постижения сущности другого человека и самого себя).
  • 5. Среди многообразия социальных потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребности в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени.
  • 6. Умение находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательных отношений, характеризует общительность человека. Общительность – качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми.
  • 7. Среди многообразия потребностей человека от самого процесса общения можно выделить потребность в стимуляции, событиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени. Важно учитывать особенности самого собеседника, которые будут проявляться в общении: доминантность или недоминантпость, мобильность или ригидность, экстравертность или интровертность.

Человеку дана возможность общения не только для того чтобы передавать собеседнику какую-то важную информацию, но и для того чтобы мы могли выразить свои эмоции, проявить симпатию и искренность чувств. Кроме того, общение между людьми является неотъемлемой часть работы и деловых взаимоотношений. Психологи уверены, для того чтобы общение с людьми происходило корректно и грамотно, стоит освоить искусство ведения диалога.




Психологические особенности общения между людьми

Искусство грамотного общения очень важно в современном мире. Каждый день мы контактируем друг с другом, что позволяет нам взаимодействовать в решении каких-либо вопросов, либо добиваться доминирования и лидерства.

Исследования, проведенные психологами, доказывают, что комфортные взаимоотношения между людьми возможны только при совпадении интересов. Также, специалисты уверяют, что если затронуть тему, которая будет интересна социопату, то он с удовольствием вступит в диалог. То есть, исходя из вышесказанного можно сделать вывод, для того чтобы Ваш диалог был конструктивным и провел к каким-то результатом, нужно обладать даром распознавать интересы собеседника. Но к счастью, в психологии существует несколько приемов которые позволяют сделать общение комфортным без сверх способностей читать мысли.

Эффект Франклина

Позволяет добиться доверительного отношения от человека, с которым у Вас изначально не заладились отношения. Назван этот способ налаживания контакта в честь одного из американских лидеров. Франклин обладал незаурядным умом и талантом добиваться от людей желаемого. Когда общение с тем или иным человеком у него не складывалось, он просто одалживал у него книгу. После чего у оппонента скалывалось предположение, что если он помог человеку, то и этот человек когда-нибудь поможет ему.

Эффект «дверью прямо в лоб»

Называют способ достижения результата, благодаря просьбе больше того, что Вам нужно. Если в первый раз вы услышите утвердительное «Нет» на вашу просьбу, то в следующий раз, без тени сомнения, вы можете попросить то же самое, но только в меньшем количестве. Оппонент, услышав просьбу с более удачными условиями, навряд ли даст отрицательный ответ и поможет.

Копируйте манеру собеседника

Для того чтобы расположить собеседника к себе, можно незначительно копировать его манеры, особенности речи и поведения. Так человек поймет, что между Вами есть что–то общее, что возможно Вы близки по духу и мировоззрению, и охотнее пойдёт на контакт. Но главное не переборщить, иначе оппонент подумает, что вы его передразниваете, и это только оттолкнет его от вас.

Называйте оппонента по имени

Для того чтобы создать дружественную атмосферу, психологи рекомендуют во время общения называть своего оппонента по имени. Так он будет уверен, что он услышан и уважаем Вами.

Даже если Ваша точка зрения не совпадает с мнением собеседника, нужно постараться найти точки соприкосновения. Только так можно добиться каких-либо результатов. Кроме того, каждому человеку хочется ощущать, что он может быть услышан, поэтому стоит хотя бы сделать вид, что Вам интересно его мнение.



Основные правила общения с людьми

Жизненные успехи бок обок идут с общением и налаживанием контактов с другими людьми. Понятно, что найти подход к каждому человеку невероятно сложно, ведь все мы разные и отличаемся воспитанием, характером и темпераментом. Но для того чтобы сделать связь между собеседниками более-менее комфортной, психологи рекомендуют придерживаться ряда простейших правил:

  1. Для того чтобы диалог сложился, нужно дать понять собеседнику что Вы выступаете на ровне с ним. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому стоит исключить пренебрежение и недоверие.
  2. Для того чтобы собеседник понял, что вы заинтересованы в информации или обсуждении, не стоит отвлекаться во время разговора, а также желательно производить соглашающиеся жесты, например, кивок головой.
  3. Перед каждым ответом собеседнику стоит выдерживать паузу в одну секунду. Это создаст впечатление обдуманного решения.
  4. Не стоит сопровождать общение фальшивой улыбкой, она должна быть только искренней или отсутствовать вовсе.
  5. Пытаясь произвести впечатление на собеседника и убедить его в своем мнении, ведите речь уверенно. Это создаст впечатление что Вы знаете с чем имеете дело. И это подтолкнёт оппонента пойти к Вам на встречу.

Не так давно учеными было доказано, что мужчины гораздо более убедительны в своих суждениях. Связанно это с тем, что мужской пол часто общается короткими четкими предложениями, кроме того не склонен к сомнениям и не противоречит сам себе.


Особенности общения с пожилыми людьми

Часто нам приходиться вести диалог с пожилыми людьми, которые смотрят на мир с высоты собственного опыта. Именно поэтому найти общий язык с ними порой бывает практически невозможно, кроме того на общении сказывается плохое самочувствие собеседника в возрасте и возрастные изменения в организме, которые не дают вести диалог в полной мере, например, такие, как глухота.

Также для пожилых людей актуально ощущение отставания от современного мира, поэтому многое, о чем мы можем с ними говорить, становится сложным и непонятным. В таком случае найти точки соприкосновения можно только благодаря близким к пожилому человеку людям. При общении с людьми в возрасте, нужно обдумывать каждое движение и интонацию разговора, а кроме того употреблять ясную и четкую речь. Это позволить быть услышанным и правильно понятым.


Страх общения

Мы испытываем потребность в общении с первых дней жизни, но в связи с подавлением индивидуальности в кругу семьи, некоторые люди, даже во взрослой жизни, испытывают страх общения. Такие индивидуумы стараются не идти на контакт и избегать его всевозможными способами, что способствует замкнутости и возникновению различных комплексов.

Для того чтобы побороть страх, психологи рекомендуют заняться повышением самооценки. Сделать это можно благодаря различным тренингам и регистрации собственных успехов.



Видео по теме статьи.

Общение является основным инструментом взаимодействия между людьми. С помощью вербальных или невербальных знаков выражаются эмоции, желания, намерения, передается информация. Владение коммуникативными навыками позволяет легко налаживать контакт с людьми, быть успешным во всех сферах жизни.

Что такое этика общения?

Учение о морали входит в понятие этики. Моральные нормы включают правила взаимодействия между людьми, установленные обществом. Взаимодействие включает в себя общепринятые нормативы поведения и общения. Этические принципы условны и в разных культурах они отличаются. Однако их соблюдение является необходимым условием существования в обществе.

Сущность нравственности заключается в наличии моральных качеств, позволяющих успешно взаимодействовать с окружающими людьми на достойном уровне.

Общепринятые нормы исключают какое-либо насилие, нецензурную лексику, критику, унижение.

Приветствуется уважительное отношение, доброжелательность, открытость, равенство, свобода самовыражения.


Речевые коммуникации

Вербальное общение с использованием речевых средств сопутствует выражению своих мыслей, мнения, эмоций, обмену информацией. Его можно характеризовать с точки зрения:

  • грамотности;
  • доступности;
  • точности;
  • содержательности;
  • выразительности.

В процессе речевых отношений также важно следить за интонацией голоса и тембром.



Различают следующие виды вербальной коммуникации:

  • Обычное общение или беседа – происходит обмен мнениями, опытом.
  • Обсуждение – решаются вопросы, обсуждаются задачи.
  • Конфронтация – происходит спор, отстаивание позиции.
  • Диспут – происходит публичное обсуждение общественно важных тем.
  • Дискуссия – обсуждаются различные мнения с целью поиска истины.
  • Симпозиум – проводятся непродолжительные выступления нескольких людей.
  • Лекция – происходит выступление одного участника.
  • Полемика – происходит обмен мнениями, обсуждение с целью победить, отстоять свою позицию.

Результативность того или иного вида вербальной коммуникации зависит от правильно поставленных целей, от конструктивности информации.




Как правильно разговаривать с людьми?

Так, например, при общении с младшими или детьми им необходимо уделять больше времени, искренне интересоваться их проблемами, внимательно слушать.

Ни в коем случае нельзя критиковать или унижать. С детьми надо общаться как со взрослыми, с уважением, доброжелательностью.


При общении с друзьями или со сверстниками важно уважать чужое мнение. Не рекомендуется давать советы там, где их не просят. Взаимодействие должно строиться на принципах сотрудничества, открытости, честности.


При общении с родителями нужно быть более терпимыми, внимательно выслушивать их мнение или советы. Ни стоит конфликтовать, пытаться доказывать свою правоту. Необходимо стремиться к конструктивному диалогу. Добрые ласковые слова творят чудеса.



Общаясь с инвалидами, не стоит акцентировать внимание на их положении. Проявление чрезмерной жалости, сочувствия может раздражать или унижать собеседника.

Ни в коем случае нельзя говорить что-то с высокомерием или в пренебрежительном тоне. При разговоре нужно быть предельно внимательным, вежливым.


При коммуникации со старшими, взрослыми людьми необходимо проявлять уважение, вежливость, честность. Не допускается обращение на «ты» или просто по имени, если только такое желание не выразит сам собеседник. Разговаривать нужно в спокойной, непринужденной, доброжелательной манере.

Общение с пожилыми людьми должно быть основано на уважении, почтительности, вежливости, открытости. Обращаться нужно всегда по имени отчеству, на «вы».

Не стоит спорить. Следует понимать, что люди в более пожилом возрасте особенно ранимы, они нуждаются в понимании, поддержке, помощи.

При разговоре нужно использовать только добрые и позитивные слова.


Как правильно общаться по телефону?

При общении по телефону отсутствует зрительный контакт, поэтому основное и решающее впечатление складывается на основе приветствия. Первые произнесенные фразы, интонация, манера общения влияют на результат и на продолжительность всего разговора.

Телефонное общение начинается с того момента когда пошли гудки в телефоне. По правилам хорошего тона трубку следует снимать сразу после третьего звонка. Ждать ответа рекомендуется до восьмого звонка.

После того как прозвучит ответ важно максимально вежливо поздороваться, обязательно представиться.

Если человеку звонят впервые, то нужно сообщить, откуда стал известен номер телефона. Затем приступают к основной части разговора.


Здесь важно соблюдать размеренный темп речи. Слишком быстрая речь плохо воспринимается на слух, ее смысл часто упускается. Медленный темп может начать раздражать собеседника, и он начнет отвлекаться. Голос должен быть не слишком тихим и не слишком громким.

Для поддержания позитивного настроя при разговоре нужно улыбаться. Улыбка всегда чувствуется при разговоре по телефону, и она придает особую вежливость голосу. Рекомендуется периодически обращаться по имени или имени отчеству. Человеку всегда приятно слышать свое имя. К тому же это придает оттенок индивидуальности.



Если планируются серьезные переговоры, обсуждение коммерческих условий, то текст или ключевые фразы лучше подготовить заранее.

Однако собеседник не должен догадываться о том, что слова заранее подготовлены. Разговор должен проходить в максимально естественной, непринужденной манере.

Важно делать паузу между смысловыми предложениями, давая человеку возможность высказать свое мнение по обсуждаемому вопросу. При этом нужно внимательно, активно слушать. Это можно делать с помощью таких коротких фраз как «да», «хорошо», «понятно».


Заканчивать телефонный разговор необходимо на позитивной ноте. Нельзя резко обрывать общение . Последние фразы очень важны. Правильное прощание является чуть ли не последним шансом, который может помочь изменить ситуацию в противоположную сторону. Поэтому его лучше планировать заранее.


Этикет в социальных сетях

Современные технологии позволяют общаться через интернет, используя для этого приложения, социальные сети. Постепенно такая коммуникация проникает во все сферы деятельности человека. Если раньше такое общение встречалось только между близкими друзьями и родственниками, то сейчас так решаются серьезные рабочие вопросы, обсуждаются политические темы, создаются группы по интересам. Обсуждения в социальных сетях формируют мировоззрение современных людей.



​Существуют негласные правила этикета, которых следует придерживаться при переписке, дабы не испортить о себе впечатление. Не видя собеседника и не слыша его голос, мнение, как правило, формируется на основе:

  • грамотности;
  • способности лаконично выражать свои мысли;
  • вежливости;
  • используемого словарного запаса.


Любое сообщение надо начинать с приветствия, обращения по имени.

Следует иметь в виду, что слова, написанные только заглавными буквами, несут большую эмоциональную нагрузку. Лучше избегать большого количества восклицательных, вопросительных знаков, многоточий, недосказанности. Это может сформировать неправильное отношение к сказанному. Ни в коем случае нельзя использовать нецензурные слова.

Прежде чем отправлять сообщение, его следует внимательно прочитать, оценить целесообразность предоставляемой информации. Не стоит забывать о сообщении благодарности при любой возможности.



Все это может отпугнуть не только собеседников, но также и потенциальных работодателей. Одной из современных тенденций поиска и подбора персонала является использование социальных сетей.


Правила невербального разговора

Невербальное взаимодействие осуществляется с помощью мимики, жестов, привычек. Одежда, ее крой, цвет, сочетание могут многое сказать об эмоциональном состоянии, характере, статусе. Неряшливый вид создает плохо выглаженная одежда, расстегнутая на все пуговицы. Целостность образу придает прическа. Волосы должны быть чистыми и аккуратно уложенными.


Существуют определенные правила, позволяющие эффективно взаимодействовать друг с другом. Среди основных моментов можно выделить:

  • Соблюдение дистанции . Вторжение в личное пространство – ближе, чем на 40 см – вызывает дискомфорт.
  • Зрительный контакт. При разговоре нужно как можно чаще смотреть в глаза, около 60% всего времени. Так формируется доверительное отношение. Однако не стоит злоупотреблять. Слишком долгий пристальный взгляд выражает недоверие, агрессию.


  • Использование открытых поз . Не рекомендуется скрещивать руки или ноги. Такие позы выражают закрытость, нежелание идти на контакт.
  • Прямая осанка свидетельствует об уверенности в себе.
  • Отсутствие поз, выражающих недовольство, превосходство, пренебрежение. К ним можно отнести позу, когда руки упираются в бок, опущены в карманах или же находятся за спиной.
  • Отсутствие чрезмерной жестикуляции. Иначе может показаться, что говорящему не хватает словарного запаса, чтобы выразить свои мысли.

Следует отметить, что месторасположение собеседников также немаловажно. Находясь друг напротив друга, оппоненты более склонны к конфронтации, нежели располагаясь рядом. Поэтому для деловых переговоров часто используют круглые столы.


Особенности бесконфликтного общения

Во время конфликта происходит столкновение мнений, интересов, позиций. Результатом конфронтации может стать достижение общей цели или разрушительные последствия. Поэтому любой конфликт необходимо стремиться перевести в позитивное русло, а при возможности вообще предотвратить.


Прежде чем распыляться в эмоциях надо постараться трезво взглянуть на ситуацию, проанализировать, попытаться вежливо донести суть вопроса.

Обязательно нужно предоставить оппоненту возможность выйти из положения достойно. Для того чтобы не создавать предпосылки для возникновения конфронтации, рекомендуется придерживаться нехитрых принципов, позволяющих эффективно взаимодействовать с окружающими.


К ним можно отнести:

  • вежливость;
  • уважение;
  • позитивность;
  • открытость;
  • внимание;
  • порядочность;
  • конкретность;
  • сохранение личностных границ;
  • терпимость;
  • справедливость;
  • сострадание.



Умение войти в положение другого человека позволяет понять мотивы его поведения, взглянуть на ситуацию под другим углом. Не следует реагировать на агрессию эмоционально. Это может привести к неконтролируемой опасной ситуации. Также не стоит поддаваться на провокации.

Следует помнить, что у каждого индивидуума имеются свои особенности характера, темперамента, мировоззрения, воспитания, жизненной ситуации. Это надо понимать и принимать. Реакцию на тот или иной посыл человек выбирает сам. Не стоит сразу «рубить с плеча».


Деловая сфера общения

В профессиональном мире принято соблюдать этику делового общения. Это свод правил, направленных на достижение конкретных целей. Специфика взаимодействия заключается не в том, чтобы показать интересные стороны своего характера, а в том, чтобы заинтересовать партнера, вызвать доверие и уважение. Важно найти точки соприкосновения, обозначить границы, зоны взаимодействия. При этом учитываются культурные, национальные особенности делового партнера.


Среди ключевых навыков успешных деловых переговоров можно выделить:

  • умение правильно выражать свои намерения;
  • способность анализировать;
  • умение слушать;
  • способность отстаивать свою позицию;
  • трезвая оценка всех плюсов и минусов;
  • владение профессиональной терминологией.


Существуют основные этапы делового разговора:

  • Приветствие. На данном этапе происходит формирование первого впечатления.
  • Вводная часть. Включает подготовку к обсуждению ключевых вопросов.
  • Обсуждение. Включает конкретизацию ситуации, рассмотрение возможных вариантов, принятие решения.
  • Завершение. Прощание, также оказывающее влияние на формирование целостного впечатления.


При разговоре необходимо проявлять искреннюю заинтересованность темой, доброжелательность. Настроение, эмоциональное состояние не должны оказывать влияние на темп речи и ее громкость. Выражение лица должно быть открытым, приветливым. Ничто так не располагает, как искренняя улыбка собеседника.

В сфере профессионального общения ценятся такие качества как тактичность, честность, порядочность, ясность.

Сначала всегда высказывают положительные стороны, а уже потом упоминают отрицательные.


Независимо от того, в какой форме проходит деловая встреча, необходимо следить за дикцией, темпом речи, громкостью, построением фраз, правильной расстановкой акцентов. При любом исходе деловой встречи должно остаться положительное впечатление от разговора. Это значительно повышает шансы на улучшение результата.

За последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

Особенности общения с людьми с ограниченными возможностями

Для многих общение с людьми с ограниченными возможностями становится настоящим испытанием. Люди бояться задеть инвалида неосторожным словом, взглядом, заставить человека почувствовать себя не комфортно.

Основное правило общения с людьми с ограниченными возможностями заключается в том, что вы никогда не должны показывать им свое превосходство и излишнюю сердобольность, и навязчивое сочувствие. Общаться с людьми с ограниченными возможностями нужно так же как вы общаетесь с остальными людьми и вести себя при этом нужно так же как вы ведете себя всегда. И смотреть на людей с ограниченными возможностями на улице нужно так же как вы смотрите на всех остальных. И ни в коем случае не нужно относиться к инвалиду как к ущербной личности. Можно иметь руки и ноги, ходить и бегать, но при этом быть самым несчастным человеком на Земле. И, наоборот, можно не иметь возможности ходить, но при этом иметь настолько богатый внутренний мир и глубокую любовь к жизни, запас оптимизма и душевных сил, что назвать такого человека несчастным просто язык не повернется.

1. При общении с людьми, испытывающие трудности при передвижении

Помните! Инвалидная коляска — это неприкосновенное пространство человека. Не облокачивайтесь на нее, не толкайте, не кладите на нее ноги без разрешения. Начать катить коляску без разрешения — то же самое, что схватить и понести человека без его разрешения.

Всегда спрашивайте, нужна ли помощь, прежде чем оказать ее.

Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом.

Если Ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.

Если вам разрешили передвигать коляску, сначала катите ее медленно. Коляска быстро набирает скорость, и неожиданный толчок может привести к потере равновесия.

Всегда лично убеждайтесь в доступности мест, где запланированы мероприятия. Заранее поинтересуйтесь, какие могут возникнуть проблемы или барьеры, и как их можно устранить.

Не надо хлопать человека, находящегося в инвалидной коляске, по спине или по плечу.

Если возможно, расположитесь так, чтобы ваши лица были на одном уровне. Избегайте положения, при котором Вашему собеседнику нужно запрокидывать голову.

Например, в начале разговора сразу присядьте, если есть возможность,причем прямо перед ним.

Если существуют архитектурные барьеры, предупредите о них, чтобы человек заранее имел возможность принимать решения.

Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием.

Не думайте, что необходимость пользоваться инвалидной коляской — это трагедия. Это способ свободного (если нет архитектурных барьеров) передвижения.

Есть люди, пользующиеся инвалидной коляской, не утратили способности ходить и могут передвигаться с помощью костылей, трости и т.п. Коляски они используют для того, чтобы экономить силы и быстрее передвигаться.

2. При общении с людьми с нарушением слуха


Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу.

Разговаривая с человеком, у которого плохой слух,смотрите прямо на него. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

Подойдите, если можно, к неслышащему человеку поближе,говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

Чтобы привлечь внимание человека, который плохослышит, назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека или же помахать рукой.

Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов.

Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить,понял ли вас собеседник.

Иногда контакт достигается, если неслышащему говорить шепотом. В этом случае улучшается артикуляция рта, что облегчает чтение с губ.

Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, чтобы она была точно понята.

Если существуют трудности при устном общении,спросите, не будет ли проще переписываться. Не забывайте о среде, которая вас окружает. В больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат.

Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через сурдопереводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, помните, что только три из десяти слов хорошо прочитываются.

3. При общении с людьми с нарушением зрения


Предлагая свою помощь, направляйте человека, не стискивайте его руку, идите так, как вы обычно ходите. Не нужно хватать слепого человека и тащить его за собой. Опишите кратко, где вы находитесь. Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких притолоках и т.п. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону. Называйте себя и представляйте других собеседников, а также остальных присутствующих.

Когда вы предлагаете незрячему человеку сесть, не усаживайте его, а направьте руку на спинку стула или подлокотник. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан находится по середине стола».

Если вы знакомите его с незнакомым предметом, не водите по поверхности его руку, а дайте ему возможность свободно потрогать предмет. Если Вас попросили помочь взять какой-то предмет, не следует тянуть кисть слепого к предмету и брать его рукой этот предмет.

Когда Вы общаетесь с группой незрячих людей, не забудьте каждый раз называть того, к кому Вы обращаетесь.

Не заставляйте Вашего собеседника вещать в пустоту: если Вы перемещаетесь, предупредите его.

Вполне нормально употреблять выражение «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.

Если Вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.

При спуске или подъеме по ступенькам ведите незрячего перпендикулярно к ним. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений. При сопровождении незрячего человека не закладывайте руки назад — это неудобно.


Не смущайтесь столь обширному списку того, что правильно, а что неправильно. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл. Будьте спокойны и доброжелательны. Если не знаете, что делать, спросите об этом своего собеседника. Не бойтесь задеть его этим — ведь Вы показываете, что искренне заинтересованы в общении. Если Вы стремитесь быть понятым — Вас поймут. Не бойтесь шутить. Шутка, тактичная и уместная, только поможет Вам наладить общение и разрядить обстановку. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте, и тогда все будет хорошо.

Одной из первых социальных потребностей, развивающихся у человека, является потребность в общении. По мнению многих отечественных психологов (Л. С. Выготского, М. И. Лисиной), именно потребность в общении становится ведущим фактором психического развития человека.

Выделяют три основные группы мотивов, связанных с потребностью в общении:
познавательные мотивы (потребность во впечатлениях);
деловые мотивы (потребность в активной деятельности);
личностные мотивы (потребность в признании и поддержке).

Ю. Б. Гиппенрейтер отмечает, что именно эти потребности можно проследить у новорожденного, что доказывается серией экспериментов.

Как известно, развитие общения ребенка тесно связано с развитием его речи. Разумеется, в первые два года жизни это развитие идет высокими темпами.

К концу первого - началу второго месяца жизни у ребенка возникает специфическая реакция на человеческую речь - особое внимание к ней, называемое слуховым сосредоточением. На третьем месяце в ответ на речевые обращения взрослого у ребенка появляются собственные речевые реакции, входящие в состав «комплекса оживления». Вместе с речью развивается и эмоциональная сфера ребенка. Специалисты (в частности, В. Н. Белкина, А. Н. Модина) считают, что уже в возрасте 2-3 месяцев появляются первые эмпа-тические реакции.

Примерно с четырех месяцев ребенок начинает различать высказывания взрослых по интонации, что свидетельствует о том, что он уже умеет пользоваться речью как средством эмоционального общения. Под эмоциональным общением понимают общение посредством так называемых выразительных движений, т. е. движений, соответствующих определенному эмоциональному состоянию: поз, мимики, прикосновений, поглаживаний, прижимания к груди, отталкивания и т. д. До шести месяцев общение ребенка со взрослыми имеет сугубо эмоциональный характер.

На шестом месяце жизни ребенок ориентируется не только на эмоциональный тон и характер высказывания, но и на ритмику взрослой речи. Во втором полугодии жизни ребенок начинает пользоваться «псевдословами», которые выполняют сигнальную функцию, но не имеют постоянных обобщенных значений. В качестве средства общения вместе с эмоциональными реакциями появляется действие с предметом, поэтому исследователи полагают, что в этот период - к концу первого полугодия - наряду с эмоциональным общением обособляется и предметное общение. Предметное общение - это общение ребенка со взрослыми, основным средством которого является предмет. В процессе такого общения ребенок начинает усваивать общественно обусловленное значение предмета. После 6-8 месяцев у ребенка формируется новый тип общения со взрослыми - ситуативно-деловой, под которым понимается такое общение ребенка со взрослыми в процессе совместных действий с предметами, целью которого является само по себе совместное действие.

К концу первого года жизни ребенок может заражаться отрицательным эмоциональным состоянием близкого - плакать, огорчаться вместе с ним, а также жалеть расстроенного, обиженного человека.

Таким образом ребенок показывает свое сочувствие и сопереживание. Продолжает развиваться эмпатия, присущая довольно длительный период почти всем детям в так называемом чистом виде. Такое эмоциональное состояние прекрасно описывает удивительный знаток детской психологии шведская писательница А. Линдгрен в повести «Эмиль из Ленненберги»: «Ой, мы совсем забыли про Эмиля! Бедняжка, засиделся он в этой столярке! - сказала мама... Маленькая Ида разревелась» (Линдгрен А., 2004. С. 38).

В этот же период у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Кроме того, к концу первого года жизни ребенок уже начинает произносить слова и усваивает семантику слова. В начале второго года жизни ребенка начинается период развития собственно речевого общения. В этот период потребность в общении становится одной из ведущих потребностей ребенка.

К концу второго года жизни словарь ребенка активно пополняется и он начинает говорить уже предложениями. В этот период дети общаются в основном со взрослыми, часто это общение носит форму обращений. А. А. Реан приводит результаты наблюдений С. С. Харина за детьми 2-3-летнего возраста. «Процентное распределение обращений детей ко взрослым по их содержанию следующее: доля предметных обращений - 50 %, деловых - 30, эмоционального плана - 20 %. Таким образом, деловые обращения, связанные с предметной деятельностью, составляют целых 80 % всех обращений ребенка ко взрослому» (Реан, 2003. С. 147).

Общение ребенка 2-3-летнего возраста со взрослыми выполняет следующие важнейшие функции:
осознание своего опыта;
определение способа решения жизненных задач, выхода из различных ситуаций;
систематизация и накопление жизненного опыта.

В этот период жизни в процессе общения со взрослыми у ребенка начинает формироваться эмоциональная реакция на похвалу.

Потребность ребенка в общении существенно изменяется на третьем году его жизни. Как известно, это кризисный возраст. Именно в этом возрасте, по мнению Л. С. Выготского, поступки ребенка начинают мотивироваться не содержанием ситуации, а отношениями с другими людьми. Общение со взрослыми и сверстниками, круг которых к этому периоду уже значительно возрастает, превращается в истинно социальное взаимодействие. Ребенок впервые начинает осваивать правила, нормы взаимодействия в группе. К этому периоду четко проявляются индивидуальные различия коммуникативных способностей у детей. Приблизительно к трем годам у ребенка складывается уже довольно ясное представление о своих возможностях, которое становится основой формирующегося образа самого себя. Образ складывается и подтверждается в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребенка и опыта общения с другими людьми.

В возрасте 4-6 лет наблюдается социально-психологический феномен дружбы, под которым понимаются глубокие индивидуально-избирательные межличностные отношения, характеризующиеся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого.

Дружба выполняет множество функций, среди которых особенно выделяются:
развитие самопознания;
формирование чувства причастности;
связи с обществом себе подобных.

М. И. Лисина (1986) в результате исследований выделила четыре основные формы общения, которые проявляются в первые семь лет жизни ребенка: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная.
Ситуативно-личностная форма (0-6 месяцев) - общение, в ходе которого взрослый обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных потребностей.
Ситуативно-деловая форма (6 месяцев - 3 года) - общение, разворачивающееся в ходе совместной деятельности со взрослыми.
Неситуативно-познавательная форма (3-4 года) - общение, разворачивающееся на фоне совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности ребенка по ознакомлению с физическим миром.
Внеситуативно-личностная форма (4 года - 6-7 лет) - общение, разворачивающееся на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира.

В возрасте 6-7 лет ребенок попадает в совершенно новую для него социальную ситуацию - школьную среду. Круг общения со сверстниками соответственно значительно расширяется. Ребенок приобретает новые навыки социального взаимодействия с ровесниками, учится заводить друзей.

А. А. Реан и Я. Л. Коломинский (1999) выделяют в школьном возрасте первый и второй круги общения. В первый круг входят те одноклассники, которые являются объектом устойчивого выбора. Ко второму относятся те, с кем ребенок иногда общается, и те, кого он избегает.

Развитие общения со сверстниками знаменует новую стадию эмоционального развития ребенка, характеризующуюся появлением у него способности к эмоциональной децентрации. Под эмоциональной децентрацией в данном случае понимается способность отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способность к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека.

В период, когда ребенок заканчивает начальную школу, т. е. в возрасте 9-10 лет, он теряет интерес к общению со взрослыми и переключает его на одноклассников. По данным Г. Р. Пертенава (1988), в 9 лет интерес ко взрослым типичен для 46,5 % детей, а к 10 годам он падает на 14,1 %, при этом активно снижается интерес к родителям (Реан А. А., 2004). Важно, что общение со сверстниками имеет го-мосоциальный характер, предполагающий общение, в ходе которого ребенок предпочитает общество детей своего же пола.

Вместе с тем общение с одноклассниками способствует усвоению таких типов отношений, как лидерство и дружба.

В начале подросткового возраста общение имеет гомосоциальный характер, позже оно становится гетеросоциальным. Такое развитие общения помогает молодым людям освоить гендерные роли, соответствующее им поведение, принять социальные нормы и ценности.

Однако, как показывают современные исследования (Я. Л. Коло-минский, А. А. Реан, Т. В. Слотина), авторитет родителей у сегодняшних подростков возрастает по сравнению с данными исследований прошлых лет, повышается и ценность семьи. Возможно, это связано с тем, что современная семья очень нестабильна и утратила свои традиционные функции. Разлады между родителями всегда глубоко переживались детьми, особенно подросткового возраста.

В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них - эмоции близости как основы любви, родительских отношений, которые включают в себя радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительности к потребностям ребенка, чувство интереса к нему и восхищение им (Реан А. А., 2004).

В период ранней взрослости специфика развития общения тесно связана с особенностями профессиональной деятельности и самосовершенствованием человека, с созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени.

В пожилом возрасте общение большинства людей ограничивается семейным общением и общением с ближайшим окружением. В этом возрасте люди нередко теряют своих близких, и с этим часто связано появляющееся чувство одиночества. Одиночество может рассматриваться как одна из форм дефицитного общения. По данным Ю. А. Потаниной, в одиночестве живут около 17 % мужчин и 31,3 % женщин, при этом почти все страдают от чувства одиночества (Реан А. А., 2004).

Таким образом, развитие общения в первые семь лет жизни идет очень высокими темпами, затем совершенствуется, углубляется в подростковом и зрелом возрасте. В пожилом возрасте общение также имеет огромное значение для человека, но приобретает новые оттенки и особенности. На всем протяжении своего развития общение тесно взаимосвязано с деятельностью человека, определяет ее и определяется ею.