ПАК ДА - нужны ли дальние горизонты? Министр обороны россии генерал армии сергей шойгу провел единый день приемки военной продукции

14.08.2019 Снилс

Макет РВВ-АЕ-ПД, представленный на авиакосмической выставке МАКС-2001. В хвостовой части видны развитые решётчатые аэродинамические рули, сохраняющие эффективность работы при 40-градусном угле наклона относительно нормали. Благодаря этому перегрузка ракеты может достигать 35 ед.

Регулярно заостряя своё внимание на таких «полюсах» геостратегической напряжённости, как Сирийский театр военных действий или предэскалационный Корейский полуостров, далеко не все успевают тщательно ознакомиться с менее освещёнными событиями технологического характера на страницах различных военно-аналитических изданий. Тем не менее, именно из последних может складываться наиболее достоверная тактическая картина, позволяющая относительно верно соотнести силы сторон, вышедших на эскалационную тропу; по пунктам расставить их сильные и слабые стороны, а также частично спрогнозировать исход грядущих морских, наземных и воздушных баталий.

Сейчас к таким событиям можно смело причислить активную фазу испытаний наиболее амбициозного детища корпорации «Matra BAE Dynamics Alenia» (MBDA) - ракеты класса «воздух-воздух» «Meteor». За последний месяц западноевропейские военно-аналитические ресурсы разместили на своих страницах сразу несколько новостных постов относительно достигнутых этапов прогресса в интеграции ракет «Метеор» с системами управления вооружением основных истребителей американской и европейской разработки.

Так, 27 апреля 2017-го года британский портал ukdefencejournal.org.uk сообщил об успешном запуске одновременно двух MBDA «Meteor» по разным целям с борта опытного истребителя «Eurofighter Typhoon IPA4» (летающей лаборатории версии «Instrumented Production Aircraft 4» для тестирования новых элементов БРЭО и вооружения) ВВС Испании. В ходе испытания была подтверждена возможность многоканальной работы «Тайфуна», оснащённого ранней модификацией БРЛС со щелевой антенной решёткой ECR-90 «CAPTOR-M». В боевых же условиях этот радар за счёт технических возможностей может одновременно «захватывать» 6 воздушных целей типа «истребитель» (ЭПР 1 м2) на дальности 115 км в простой помеховой обстановке и на расстоянии около 50 км - в сложной. Между тем впервые начальная боевая готовность «Метеоров» была достигнута в связке с БРЭО версии MS20 лёгких многоцелевых истребителей JAS-39C «Gripen» version 20 ВВС Швеции 11 июля 2016-го. Эту дату можно считать переломным моментом в качестве проведения операций по завоеванию превосходства в воздухе истребительной авиацией проамериканских стран на Европейском театре военных действий. В этот же день существенно изменилось и соотношение тактико-технических возможностей между истребительным составом 105-й смешанной авиадивизии ВКС России на кольском воздушном направлении и авиакрыльями ВВС Швеции (Скараборгским - F7, Блекингским - F-17 и т.д.); как вы понимаете, изменение далеко не в нашу пользу.


Экспериментальный многоцелевой истребитель «Eurofighter Typhoon IPA 4» (С.16-20/11-91) ВВС Испании с 2 управляемыми ракетами дальнего воздушного боя MBDA «Meteor»

Между тем принимаемые на вооружение ВКС в Западном военном округе модернизированные перехватчики МиГ-31БМ с ракетами Р-33С и Р-37 по техническим соображениям не могут считаться достойным асимметричным ответом «Грипенам», вооружённым MBDA «Meteor». Так, два типа ракет хоть и обладают огромной дальностью действия в 160 и 300 км соответственно, а также скоростями полёта в 3700 и 6400 км/ч, их маневренные качества остаются на весьма посредственном уровне, позволяя перехватывать воздушные цели, маневрирующие с перегрузками до 8 ед. лишь на дистанциях около 120 или 220 км. Да и то лишь на стратосферном участке полёта, где баллистическая скорость замедления ракет весьма мала благодаря разреженному воздуху. На малых высотах дальности Р-33С/37 значительно сокращаются из-за тропосферной потери скоростных и энергетических характеристик. Основное предназначение данного семейства ракет - перехват гиперзвуковых стратосферных целей на сверхбольших дальностях и маломаневренных низковысотных КР на средних дистанциях.

В то время, когда некоторые наши малосведущие форумчане и СМИ продолжают преподносить интеграцию ракет-перехватчиков Р-33С и РВВ-БД в системы управления огнём «Фоксхаундов» и ПАК ФА как «существенный отрыв» от западных ракет воздушного боя (как известно, сравнение разных по назначению Р-37 с AIM-120D абсолютно не имеет смысла), с Западной Европы приходит очень неутешительная опровергающая информация, с которой стоит внимательно ознакомиться. В частности, некоторые западные новостные ресурсы со ссылкой на airrecognition.com и источники в оборонном ведомстве начали открыто указывать на основные преимущества ракеты MBDA «Meteor». Одним из них, без сомнений, является продвинутый маршевый прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который в качестве газогенератора использует тяжёлое боросодержащее кислород-дефицитное топливо, обладающее примерно в 2 раза большей теплотой сгорания, нежели стандартное углеводородное топливо. Двигатель от компании «Bayern-Chemie Protac» оснащён регулирующим клапаном в сопле газогенератора, что позволяет очень чётко изменять скорость полёта и экономить остаток топлива для решающего подлётного участка траектории.

После набора «Метеором» высоты в 20 - 25 км и скорости порядка 3800 - 4000 км/ч, ПВРД осуществляет переход на экономичный режим работы с минимальным расходом топлива, ракета движется с 3,5-маховой скоростью и минимальным баллистическим торможением в стратосфере. По достижении расстояния 90 - 110 км от точки запуска ПВРД переходит на среднюю или максимальную тягу, и ракета ускоряется до 4 - 4,5М. В итоге на завершающем участке полёта (120 - 150 км) MBDA «Meteor» располагает вполне достаточными энергетическими качествами для перехвата целей, маневрирующих с перегрузками до 11-12 ед. При этом преследование цели может происходить как в стратосфере, так и в нижних слоях тропосферы. Такими качествами на сегодняшний день не обладает ни одна российская или американская ракета «воздух-воздух» большой дальности.

Если у ВВС США хотя бы имеется AIM-120D (C-8) AMRAAM, сохраняющая неплохой энергетический потенциал на удалении до 70 - 90 км при работе по средневысотным и низковысотным целям за счёт увеличения длины топливного заряда и эффективности самого топлива в сравнении с ранними AIM-120С-5/7, то в составе истребительной авиации ВКС России нет ни одной лёгкой УРВВ большой дальности с подобным набором лётно-технических характеристик. Состоящие на вооружении Р-27ЭР/ЭТ, Р-77 (РВВ-АЕ) и поступающие более современные РВВ-СД («Изделие 170-1») при использовании на малых средних высотах обладают эффективной дальностью всего в 60 - 80 км. После выработки топливных зарядов обладающие огромным аэродинамическим сопротивлением решётчатые и «бабочковидные» рули ракет Р-27ЭР и Р-77 мгновенно уменьшают скорость c 4 до 2 и менее скоростей звука, особенно на малых высотах: ракета становится малоэффективной. Британская ракета «Метеор» абсолютно неподвластна недостаткам вышеуказанных типов обычных твердотопливных ракет воздушного боя, а поэтому даже наличие у наших Су-35С уникальных бортовых РЛС «Ирбис-Э» не даёт решающего преимущества перед истребителями ОВВС НАТО, оснащёнными перспективными прямоточными воздушно-реактивными «Метеорами». Более того, для эффективного использования этих УРВВ ни «Тайфуны», ни «Грипены» абсолютно не нуждаются в срочной модернизации новыми мощными радарами с АФАР «CAPTOR-E» и ES-05 «Raven», поскольку «Meteor» может либо наводиться на удалённый объект противника по его собственным излучениям, либо получать целеуказание от сторонних средств РТР/РЭР по каналу «Link-16» или CDL-39. Есть ли у нас ответ на появление перспективных MBDA «Meteor» у ближайших противников?


Модернизированная серийная версия управляемой ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77 с индексом РВВ-СД («Изделие 170-1»). Ракета была разработана в 2010-м году и отличается от стандартной РВВ-АЕ в разы более совершенной системой наведения, основанной на шифрованных радиоканалах коррекции и возможности использования трёх типов активных радиолокационных головок самонаведения: стандартной 9Б-1103М, активно-полуактивной 9Б-1103М-200ПА и активно-пассивной 9Б-1103М-200ПС

Без сомнений, да. Но перспективы его реализации, к сожалению, пока не совсем ясны. В конце 80-х - начале 90-х гг. ГосМКБ «Вымпел» приступило к разработке уникальнейшей на то время управляемой ракеты дальнего воздушного боя К-77ПД (РВВ-АЕ-ПД). Новое изделие проектировалось на базе корпуса и решётчатых аэродинамических рулей ракеты Р-77, но получило на 100 мм большую длину. Решётчатые рули дали возможность сохранить высокие маневренные качества ракеты «ПД» в сравнении с обычной РВВ-АЕ, что в дополнение к прямоточному воздушно-реактивному двигателю позволило в несколько раз увеличить эффективность перехвата маневрирующих целей на дальностях более 100 км и высотах 3 - 5 км (угловая скорость разворота Р-77ПД расчётно достигает 130-150 град/с, а предельная перегрузка 30 - 35 ед.). По совокупности боевых качеств данная ракета ничем не уступает британской УРВВ «Метеор», которая была разработана почти на десятилетие позже. Одним из конструктивных отличий РВВ-АЕ-ПД от «Meteor» стала оригинальная конструкция несущих плоскостей. Так, роль крыльев в аэродинамической схеме российской ракеты выполняют не отдельные плоскости, а развитые внешние поверхности четырёх воздухозаборников и воздушных каналов ПВРД.

Масса УРВВ Р-77ПД на 29% превышает вес серийной РВВ-АЕ (225 против 175 кг). Следовательно, для компенсации утяжеления, оказывающего прямое влияние на маневренность, был на 70 мм увеличен размах крестообразных решётчатых аэродинамических рулей (с 750 до 820 мм). Рули данной конструкции значительно более эффективны при маневрировании и эргономичные в плане сохранения приемлемого веса и габаритов ракеты для размещения во внутренних отсеках вооружения истребителей 5-го поколения (решётчатым рули подтвердили отличные качества ещё в конструкции оперативно-тактической баллистической ракеты 9М79 «Точка»). Дальность, заявленная производителем Р-77ПД, превосходит параметры «Метеора» и составляет 160-180 км. На широкое обозрение западноевропейской публике макет ракеты был впервые представлен на выставке в Фарнборо в 1993-м году, россияне же смогли ближе ознакомиться с уникальным творением отечественной инженерной мысли в ходе авиакосмического салона МАКС-1999; после этого никакой достоверной информации о лётных испытаниях и подготовке к серийному производству РВВ-АЕ-ПД так и не появилось.

«Свежие» РВВ-СД на подвесках тяжёлого сверхманевренного многоцелевого истребителя Су-35С, состоящего на вооружении 23-го авиаполка 303-й гвардейской смешанной авиадивизии 11-й армии ВВС и ПВО (аэродром совместного базирования Дзёмги, ВВО). Дальность ракеты «Изделие 170-1» увеличена с 80 до 110 км благодаря более совершенной аэродинамике несущего корпуса, включая утопленные точки крепления решётчатых рулей к приводному механизму. К 2018-му году на вооружении ВКС должно поступить более 500 РВВ-СД. Тем не менее они могут обеспечить превосходство лишь над промежуточными версиями AMRAAM - AIM-120-C5/7

С Западной Европы же продолжают приходить весьма неприятные для нас . Ракету MBDA «Meteor» активно интегрируют в архитектуру БРЭО не только таких машин со Старого Света, как «Тайфун», «Рафаль» и «Грипен», но и в систему управления вооружением американских малозаметных истребителей 5-го поколения F-35B «Lightning II», которые должны стать базовой палубной компонентой британского авианосца R08 HMS «Queen Elizabeth». Информация об этом появилась на различных источниках 26 апреля 2017 года со ссылкой на известный журнал janes.com и управляющего директора подразделения MBDA UK Дэйва Армстронга. Согласно их сведениям, к 2024 году будет доведено до совершенства полноценное программное обеспечение для СКВП F-35B Block IV, которое позволит использовать «Метеор» с борта «оморяченного» «Лайтнинга». Но здесь появляются некоторые нюансы.

По словам Д. Армстронга, для правильного размещения «Meteor» на внутренних узлах подвески F-35B Block IV необходима доработка аэродинамических рулей ракеты под геометрические особенности внутреннего отсека истребителя. При этом Армстронг откровенно блефует, заявляя, что изменение формы и площади рулей не окажет влияния на эффективность ракеты. На информационном ресурсе www.navyrecognition.com ещё в июле 2014-го года были размещены фотографии макета F-35B с выставки «Farnborough International Air Show - 2014», где за открытыми створками отсека вооружения находилось 2 УРВВ MBDA «Meteor» и 8 компактных многоцелевых управляемых ракет SPEAR-3. На «Метеорах» отчётливо видны те самые «урезанные» аэродинамические рули, о «эффективности» которых говорил глава британского подразделения MBDA. Площадь каждой поворотной плоскости едва соответствует половине той, которая наблюдается в стандартных версиях ракет «Meteor», AIM-120C или «MICA-IR/EM». Чтобы заявлять при таком раскладе, что ракета сохранит прежнюю маневренность, необходимо быть либо некомпетентным в вопросах аэродинамики, либо просто ввести в заблуждение читателей, уповая на их низкую техническую подкованность. Располагаемая угловая скорость разворота ракеты «Meteor» может снизиться примерно в 1,5 раза, что не позволит эффективно перехватывать цели с перегрузками более 8 ед.


Фотография демонстрирует расположение ракетного вооружения во внутренних отсеках самолёта вертикального/короткого взлёта и посадки (СВ/КВП) F-35B. Видны сильно «урезанные» хвостовые аэродинамические рули ракет «Meteor», которые значительно скажутся на их лётно-технических характеристиках. Маневренность этой модификации будет значительно ниже, чем у ракет семейств РВВ-АЕ/СД, AIM-120C и «MICA»

У нашей РВВ-АЕ-ПД параметры совершенно иные. Решётчатые рули снабжены специализированным складным механизмом. Это даёт возможность минимизировать габариты контейнеров хранения, а также размещать ракету в ограниченных пространствах внутренних отсеков вооружения, либо внешних подвесных стелс-контейнеров для ракетно-бомбового вооружения (ракета может поместиться в пространство квадратного сечения с шириной стороны 30 см и длиной 3750 мм). Суммарная рабочая площадь всех лезвиевидных плоскостей каждого решётчатого руля Р-77ПД примерно соответствует или слегка превышает площадь единого плоского аэродинамического руля обычной модификации «Meteor», и примерно в 2 раза превышает площадь руля ракеты «Meteor», адаптированной под отсеки F-35B. Уже эта деталь уравнивает их ЛТХ. Следующим пунктом стоит более низкий момент при развороте, за счёт которого стало возможным оснащение более миниатюрными «рулевыми машинками» (приводами), а также способность приведения руля к 40-градусному углу атаки, чего ни в «Метеорах», ни в AMRAAMах реализовать не удастся из-за слишком большого момента на цельных рулевых элементах.

За счёт подобных технологических наворотов РВВ-АЕ-ПД безоговорочно опережает две модификации MBDA «Meteor» по маневренным параметрам на всех дальностях применения. Незначительным, в сравнении с «Метеором», недостатком можно считать лишь слегка большие габариты нашей ракеты в сложенном состоянии, причиной чего является наличие не 2-х, а 4-х воздухозаборников комбинированного ракетно-прямоточного двигателя КРПД-ТТ с твердотопливным маршевым зарядом газогенератора. Двигатель КРПД-ТТ «Изделие 371» с удельным импульсом тяги от 500 до 700 (в 2,5 раза больше, чем у зенитной 48Н6Е2) придаёт ракете догиперзвуковую скорость в 4,5-5М, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени. Это позволяет вдогон перехватывать цели, которые сегодня недосягаемы для таких «энергетических» УРВВ, как Р-27ЭР. Высокая эффективность РВВ-АЕ-ПД может сохраняться на высотах до 30+ км.

Что касается систем наведения РВВ-АЕ-ПД и MBDA «Meteor», то и наша, и британская ракеты воздушного боя обладают совершенными инерциально-навигационными системами, модулями радиокоррекции и могут оснащаться новыми типами многорежимных активных радиолокационных головок самонаведения, работающими на верхних частотах сантиметрового диапазона (J, Ku).


Активные радиолокационные головки самонаведения семейства AD4A являются основой системы наведения четырёх типов ракет-перехватчиков наземного и воздушного базирования, среди которых: ЗУР средней дальности «Aster-15» и «Aster-30», а также УРВВ «MICA-EM» и «Meteor»

Под использование на РВВ-АЕ-ПД может быть адаптирована новейшая активно-пассивная радиолокационная головка самонаведения 9Б-1103М-200ПС. Щелевая антенная решётка диаметром 200 мм и современная цифровая элементная база позволяют «агатовской» АРГСН позволяют в активном режиме захватывать цель типа «HARM» на удалении 5,5 км, истребитель - 15 км, в то время как минимально доступная ЭПР соответствует 0,05 м2. Пассивный режим даёт возможность пеленговать радиоизлучающие цели (самолёт ДРЛО/РТР, истребитель с включенной РЛС или ПКР с работающей ГСН) на дистанции от нескольких десятков до 200 км. Более того, 9Б-1103-200ПС способна работать по объекту, летящему со скоростью 5300 км/ч. Согласно данным производителя и специализированных источников (что подтверждено параметрами АРГСН), в список целей даже ранней РВВ-АЕ попадают практически любые элементы высокоточного и средств воздушного нападения (от противорадиолокационных ракет до аналогичных ракет «воздух-воздух» «Sparrow», AMRAAM и «Meteor»).

Данная головка самонаведения предусматривает режим работы «пустил-забыл» и может выходить на цель как по непрерывно поступающему сигналу радиокоррекции с борта носителя или сторонних радиолокационных средств, так и методом сложного пропорционального наведения путём полёта в упреждающую точку встречи с целью. Последний влечёт за собой некоторые риски, связанные с возможной потерей цели в случае, если на расстоянии в три и более десятка километров до объекта перехвата ракета будет обнаружена современным самолётом ДРЛОиУ или АФАР-радаром истребителя типа AN/APG-79/81/77, который оповестит жертву о приближении ракеты, после чего она сможет уйти из-под зоны сканирования ГСН подлетающей РВВ-АЕ-ПД. Но это лишь нюансы, которых в условиях постановки РЭП обеими сторонами может и не быть.


Перспективная активно-пассивная РГСН 9Б-1103М-200ПС, разработанная Московским научно-исследовательским институтом «Агат», управляется БЦВМ «Алиса» с частотой около 50 МГц и объёмом памяти ППЗУ порядка 65 Кб. Производительности данного «ядра» вполне достаточно для обеспечения активной или пассивной работы АРГСН с одновременным получением целеуказания от сторонних средств радиотехнической разведки морского, наземного и воздушного базирования

На MBDA «Meteor» также установлена передовая и высокоэнергетическая импульсно-доплеровская активная радиолокационная ГСН, спроектированная на базе AD4A, работающая в более высокочастотном J-диапазоне сантиметровых волн (12-18 ГГц). Как следствие, имеется возможность работы по аналогичным для Р-77 или ещё более малоразмерным целям. Как заявляют разработчики «Dassault Eleqtroniqu» и «GEC-Marconi», AD4A способна поразить цель в сложнейшей помеховой обстановке на фоне морской/земной поверхности, включая все без исключения ракурсы подлёта к цели (передняя и задняя полусферы и т.д.). Используются аналогичные принципы пропорционального наведения с возможностью радиокоррекции и без неё, а также. Диаметр ГСН составляет 180 мм. Учитывая, что аналогичные головки самонаведения установлены на сверхманевренных ракетах-перехватчиках «Aster-30 Block 1», поражающих цели прямым попаданием, то MBDA «Meteor» вполне можно причислить более-менее достойным противоракетам, как и нашу РВВ-АЕ-ПД. Правда, британский концепт обладает более низкими маневренными качествами, в связи с чем эффективность в борьбе с «вёрткими» целями может быть сомнительна даже с учётом наличия ПВРД.

Есть у вышеописанных ракет с прямоточным воздушно-реактивным и комбинированным ракетно-прямоточным двигателями и другие недостатки, связанные с упрощённым обнаружением посредством современных оптико-электронных прицельных инфракрасных комплексов, установленных на тактические истребители поколений «4++/5». К ним относится инфракрасная система с распределённой апертурой датчиков AN/AAQ-37 DAS истребителя F-35A, оптико-электронный прицельный комплекс ОЛС-35/УЭМ и СОАР российских истребителей Су-35С и МиГ-35, а также системы «Pirate IRST», «OSF» и «Skyward-G IRST» многоцелевых истребителей «Тайфун», «Рафаль» и «Грипен» соответственно. На протяжении большей части траектории полёта газогенератор и камера сгорания продуцируют высокотемпературную реактивную струю, которая может быть запеленгована вышеуказанными инфракрасными сенсорами на расстоянии около 100 км (обычные УРВВ с коротким периодом работы РДТТ данными недостатками не обладают).

И даже при таких обстоятельствах энергетические преимущества ракет MBDA «Meteor» и РВВ-АЕ-ПД значительно перевешивают некоторые их недостатки. К сожалению, вынуждены констатировать неприятную реальность. Несмотря на все «огрехи», связанные с недостаточными размерами аэродинамических рулей в версии ракеты «Метеор» для истребителей F-35B, первая модификация для истребителей поколения «4++» является предельно боеспособной единицей, которая по всем основным качествам дальнего боя стоит на ступеньку выше УРВВ, находящихся на вооружении истребителей наших ВКС на сегодняшний день. Помимо распространения «Метеоров» среди ВВС европейских стран-участниц НАТО, интерес к изделию могут проявить и ВВС США, способные приспособить его к применению с борта F-35A/B/C или даже F-22A «Raptor», что настораживает ещё больше.

Ситуация же с нашей РВВ-АЕ-ПД, способной в одночасье парировать все преимущества «Метеоров», по сей день полна загадок и неопределённостей. По данным ряда источников, обновлённая «прямоточная» ракета Р-77ПД, получившая в XXI веке индекс «Изделие 180-ПД», прошла несколько этапов разработки, первый из которых завершился в 1999-м году. В 2002-м утвердили аванпроект, а уже в 2007-м разработали конструкцию двигателя КРПД-ТТ «Изделие 371». В 2012-м году были завершены научно-исследовательские и конструкторские работы по перспективной ракете; также озвучивались планы её интеграции в СУВ Т-50 ПАК ФА. После этого чётких заявлений о дальнейшей судьбе данного семейства ракет на вооружении российской тактической авиации так и не последовало.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=16890
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/meteor/meteor.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/rvv-cd/rvv-cd.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/rvv-cd/9b-1103m-200ps.shtml
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/mica/mica.shtml
http://militaryrussia.ru/blog/topic-674.html
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=16874

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Последние месяцы были отмечены существенным прогрессом в продвижении программы российского истребителя пятого поколения ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). 27 октября 2013 года в Комсомольске-на-Амуре совершил пятый летный опытный образец ПАК ФА - самолет Т-50-5. 20 ноября эта машина для прохождения испытаний на аэродром ОАО "Летно-исследовательский институт имени М.М. Громова" в подмосковный Жуковский. В начале 2014 года предполагается предъявление ПАК ФА на Государственные испытания, первый этап которых планируется завершить в 2015 году. К моменту первого полета Т-50-5 состоялось более 450 полетов четырех первых летных опытных образцов Т-50 - напомним, что летные испытания первого летного опытного образца Т-50-1 были начаты 29 января 2010 года.

На Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина (филиал ОАО "Компания "Сухой") ведется изготовление еще четырех опытных образцов ПАК ФА - самолетов Т-50-6-1, Т-50-6-2, Т-50-7 и Т-50-8, которые должны быть сданы до конца 2014 года.

Пятый летный опытный образец истребителя пятого поколения ПАК ФА - самолет Т-50-5 ("бортовой номер 055"). Комсомольск-на-Амуре, ноябрь 2013 года (с) Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина (филиал ОАО "Компания "Сухой") .

Одновременно переходит в производственную стадию создание основных систем для ПАК ФА.

В рамках программы ПАК ФА создаются два перспективных турбореактивных двухконтурных двигателя для данного самолета, оба проекта осуществляются созданной под эгидой ОАО "ОПК «Оборонпром» двигателестроительной интегрированной группой - ОАО «Объединённая двигателестроительная корпорация» (ОДК). В настоящее время на ПАК ФА устанавливаются двигатели первого этапа («изделие 117», АЛ-41Ф1) разработки ОАО "НПО "Сатурн", производство которых осуществляется ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО). Двигатель «изделие 117» максимальной тягой до 14500 кг представляет собой дальнейшее развитие известного семейства двигателей АЛ-31Ф с сохранением их "горячей части" и использованием модифицированного компрессора двигателя АЛ-41Ф («изделие 20»), ранее разрабатывавшегося в рамках еще советской программы истребителя пятого поколения МФИ. К настоящему моменту выпущено 18 двигателей первого этапа («изделие 117»), четыре из которых проходят стендовые испытания, и 14 - летные испытания в составе объектов Т-50. На нынешнем этапе разработки по основным элементам двигателя «изделие 117» достигнут ресурс 750 часов до капитального ремонта. Ведется подготовка к серийному производству двигателя на УМПО.

Для дальнейшего развития ПАК ФА и полного достижения всех его заданных характеристик разрабатывается новый двигатель второго этапа («изделие 30») максимальной тягой до 16000 кг и более, который должен быть доведен до серийного производства ориентировочно к 2020 году. Разработка двигателя второго этапа ведется в кооперации между предприятиями дивизиона «Двигатели для боевой авиации» ОДК, при этом КБ-интегратором по разработке двигателя определен филиал УМПО - «ОКБ им. А.Люльки». В кооперации также задействованы ФГУП «НТЦ газотурбостроения «Салют» (Москва) и ОАО «НПП «Мотор» (Уфа). Кроме того, в работе участвуют и конструкторы ОАО «НПО «Сатурн» (Рыбинск), входящего в другой дивизион ОДК - «Двигатели для гражданской авиации». Головным изготовителем серийных двигателей второго этапа будет УМПО.

Работы по двигателю второго этапа («изделие 30») ПАК ФА включают научно-исследовательскую работу по разработке нового газогенератора, включающего пятиступенчатый компрессор высокого давления, камеру сгорания и одноступенчатые турбины высокого и низкого давления, а также НИР по разработке трехступенчатого компрессора низкого давления.

До конца 2013 года должно быть завершено техническое проектирование двигателя второго этапа и выпущена документация для изготовления демонстраторов газогенератора и двигателя. В 2014 году запланировано изготовление на УМПО и начало стендовых испытаний опытных газогенераторов и двигателя-демонстратора «изделие 30».

Радиолокационный комплекс системы управления вооружением Ш-121 самолета ПАК ФА с бортовой РЛС Н036 с пятиантенной системой с активными фазированными антенными решетками (АФАР) создан при головной роли ОАО «Научно-исследовательский институт приборостроения имени В. В. Тихомирова» (НИИП, Жуковский). В состав БРЛС Н036 входят пять АФАР - активная фазированная антенная решётка Х-диапазона Н036-01-1, размещенная в передней части фюзеляжа, две АФАР бокового обзора Н036Б и Н036Б-01, и две АФАР Н036Л и Н36Л-01 L-диапазона в носках крыла, предназначенные для обнаружения и государственного опознавания целей. Также в состав РЛК входит универсальная вычислительная система Н036УВС. Летно-конструкторские испытания опытных образцов РЛК Ш-121 ведутся с июля 2012 года на прототипах Т-50-3 и Т-50-4, а теперь в наиболее полной конфигурации они будут осуществляться и на Т-50-5. Серийное производство РЛК Ш-121 налаживается на ОАО "Государственный Рязанский приборный завод" (ГРПЗ).


Штатное расположение антенн РЛК Ш-121 на самолете ПАК ФА (с) Петр Бутовский / Air Cosmos

Наибольший прогресс в развитии РЛК Ш-121 связан с доведением до состояния массового производства основного элемента РЛС с АФАР - приемо-передающих модулей. Производство таких модулей - широкополосных усилителей СВЧ для ППР, представляющих собой монолитную интегральную схему типа GaN - налажено на ФГУП "Научно-промышленное предприятие "Исток" (Фрязино, Московская область), входящем в состава холдинга "Росэлектроника".

Разработка СВЧ-модулей для РЛС Н036 осуществлялась на НПП "Исток" с 2003 года. На основе мощных транзисторов и монолитных инте гральных схем СВЧ-диапазона пред приятием были разработаны СВЧ-модули для активной фазированной решетки, о бъединяющие в себе все приемо-пе редающие каналы антенны, цепи пита ния, системы охлаждения и цифрово го управления.

В настоящее время на НПП "Исток" запущена первая в России линия для промышленного производства транзисторов и монолитных интегральных схем СВЧ-диапазона. Для нашей страны это стало настоящим прорывом, поскольку еще четыре года назад монолитные интегральные схемы СВЧ выпускались лишь единичными экземплярами. Запуск этой линии позволил наладить серийное производство СВЧ-субмодулей для РЛС с АФАР.

Созданная в НПП "Исток" пилотная линия по сборке, настройке, испытаниям и серийному выпуску СВЧ-субмодулей АФАР имеет производительность 100 тысяч модулей в год, что обеспечивается освоением с 2010 года серийного производства многослойной низкотемпературной керамики (LTСС). Исходная керамическая лента для этого изготавливается на предприятии. Введен в эксплуатацию специализированный участок по механообработке корпусных деталей для СВЧ-субмодулей АФАР с производительностью до 200 тысяч комплектов деталей в год.

Носовая а ктивная фазированная антенная решётка Х-диапазона Н 036-01-1 (1522 приёмо-передающих модуля) РЛС Н036 РЛК Ш-121 самолета ПАК ФА в экспозиции авиасалона МАКС-2009 (с) paralay.iboards.ru




Многоканальный приемо-передающий модуль Х-диапазона РЛС Н036 РЛК Ш-121 самолета ПАК ФА в экспозиции авиасалона МАКС-2011 (с) paralay.iboards.ru



Активная фазированная антенная решётка L-диапазона Н036Л РЛС Н036 РЛК Ш-121 для размещения в носках крыла самолета ПАК ФА. Экспозиция авиасалона МАКС-2011 (с) paralay.iboards.ru

Разработка управляемого вооружения для ПАК ФА осуществляется ОАО "Корпорация тактическое ракетное вооружение" (КТРВ). Комплексы ракетного оружия класса "воздух-воздух" создаются входящим в состав КТРВ московским ОАО "Гос МКБ "Вымпел" имени И.И. Торопова". Для ПАК ФА "Вымпел" ведет разработку перспективных изделий класса «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности внутреннего размещения и с поэтапным наращиванием их боевых характеристик.

В сфере вооружения малой дальности ведутся работы по модернизации семейства ракет Р-73. Основным направлением ее модернизации стало создание "изделия 760" (РВВ-МД) так называемого «второго этапа модернизации». Характеристики ракеты наращены за счет оснащения её комбинированной системой управления в составе тепловой головки самонаведения, инерциальной системы управления (ИСУ) и приёмника линии радиокоррекции. Захват цели может осуществляться уже после пуска по целеуказанию от ИСУ. Поперечный размер ракеты 320 х 320 мм. Она способна захватить цель на траектории и при запуске совершить разворот на 160 градусов. Заявлялось, что "изделие 760" прошло государственные испытания и готово к серийному производству.

Также создается практически новая ракета малой дальности, ближнего высокоманевренного воздушного боя и противоракетной обороны, получившая обозначение К-МД ("изделие 300"). Ракета оснащена матричной тепловой ГСН с возможностью распознавания образа и повышенной вдвое дальностью захвата. Двигатель двухрежимный с временем работы до 100 секунд и трехканальным устройством газодинамического управления. Испытания ракеты ожидались в 2014-2015 годах.

В сфере вооружения средней дальности идут работы по модернизации ракеты Р-77. Первой усовершенствованной версией ракеты стало "изделие 170-1". Следующим этапом модернизации стало "изделие 180" (РВВ-СД). Решетчатые рули заменены на плоские нескладывающиеся рули. Ракета оснащена новой многорежимной активно-пассивной радиолокационной ГСН. По известным данным, серийное производство РВВ-СД должно быть начато в 2013 году.

Отдельным направлением развития ракет семейства Р-77 является создание "изделия 180-ПД" повышенной дальности, и ракеты с индексом "изделие 181С". Кроме того, "Вымпел" ведет создание ракеты средней дальности новой конструкции.

В сфере вооружения большой дальности для ПАК ФА "Вымпел" выполняет работы по модернизации ракеты Р-37. На базе "изделия 610М" разрабатывается новое "изделие 810". Эта ракета должна размещаться во внутренних отсеках ПАК ФА. Испытания намечены на 2014-2015 годы.

В качестве вооружения класса "воздух-поверхность" на ПАК ФА "первых этапов" предполагается использовать ряд новых образцов вооружения предприятий КТРВ - разработанную ОАО "ГНПП "Регион" корректируемую авиационную бомбу КАБ-250 калибра 250 кг (предположительно имеет комбинированную спутниковую и лазерную полуактивную систему наведения), противорадиолокационную ракету Х-58УШК (разработчик ОАО «ГосМКБ „Радуга“ им. А. Я. Березняка») и модульные управляемые ракеты малой дальности семейства Х-38 (разработчик головное предприятие КТРВ).

Новый российский самолет представляет собой набор мощных характеристик, что делает его одним из лидеров в авиационном мире. Несмотря на то, что двигатель пятого поколения будет испытан только к концу 2017 года, уже сейчас можно полюбоваться на ТТХ замечательного Т-50.

ЭПР
ПАК ФА имеет ЭПР менее 0,3 м2. Грани фюзеляжа Т-50 лежат в параллельных плоскостях, воздухозаборники, передние кромки крыла и оперения имеют одинаковый угол стреловидности. Одинаковый угол также у задних кромок крыла и оперения. Кроме того, снижено тепловое излучение от двигателей и их шумность.

F-35 с ЭПР 0,1 - 0,2 м2 будет обнаружен бортовой РЛС Н036-01-1 на расстоянии 175 — 200 км, откуда может начинаться атака с использованием ракет РВВ-БД («изделие 610М»), а также более приспособленных для этого высокоманевренных ракет с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, известных как «изделие 180-ПД». РЛС AN/APG-81, установленная на F-35A, сможет обнаружить ПАК ФА с ЭПР менее 0,3 м2 на дальности от 120 до 140 км.


Для Т-50 ПАК ФА поставлены РЭБ "Гималаи";
— полная интеграция системы в борт самолета;
— функция “умной обшивки”;
— создание активных и пассивных помех головкам самонаведения современных ракет;
— увеличение помехозащищенности и боевой живучести самолета.

Система является одним из ключевых элементов Т-50 ПАК ФА, которая позволит снизить общую массу, увеличить живучесть и боевую эффективность самолета. Ее применение не только улучшает помехозащищенность и боевую живучесть самолета, но и в значительной степени нейтрализует технологии снижения заметности самолетов противника.

70% фюзеляжа самолета состоит из износостойких композитных материалов. Если собрать Т-50 из обычных авиационных материалов, его масса увеличится в четыре раза.

Данная технология позволяет увеличить дальность обнаружения целей (400 км), распознавать и классифицировать групповые и одиночные объекты (Одновременное сопровождение — до 60 целей), одновременно атаковать несколько целей (Одновременное наведение на 16 целей), а также обеспечивать связь и радиоэлектронное противодействие.

Летные характеристики:
Максимальная крейсерская скорость - 2 100 км/ч
Максимальная скорость - 2 600 км/ч
Скороподъемность - 330 м/с

Для того, чтобы пилот смог перенести все нагрузки, для Т-50 был разработан противоперегрузочный костюм нового поколения.
Он позволит претерпеть пилоту нагрузки даже в 9G.

Т-50 оснащен 7-14 видами ракет:
Пушка 9-А1-4071К
Калибр: 30 мм
Боекомплект: 150 снарядов в ходе одного вылета
Пушечная установка ННПУ-50 поражает все современные бронированные цели

Ракета малой дальности Р-73/РВВ-МД
Класс: “воздух — воздух”
Высота полета поражаемых целей: 0,02-20 км
и ближнего высокоманевренного воздушного боя
Дальность действия - 40 км

Ракета средней дальности К-77-1/РВВ-АЕ/СД
Класс: “воздух — воздух”
Высота полета поражаемых целей: 0,02-25 км
Предназначена для поражения воздушных целей
Дальность действия - 110 км

Ракета большой дальности К-37М/РВВ-БД
Класс: “воздух — воздух”
Высота полета поражаемых целей: 0,015-25 км
Предназначена для поражения воздушных целей
Дальность действия - 300 км

Противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ, оптимизированая для внутрифюзеляжного размещения
Класс: “воздух — поверхность”
Предназначена для поражения наземных радиолокационных станций
Дальность действия - 245 км

Авиационная модульная управляемая ракета Х-38МЭ малой дальности
Класс: “воздух — поверхность”
Предназначена для уничтожения наземных целей, надводных кораблей и подводных лодок в надводном положении
Дальность действия - 40 км

Авиационная тактическая противокорабельная ракета Х-35УЭ
Класс: “воздух — поверхность”
Высота полета ракеты над гребнями волн: до 4 м
Предназначена для поражения надводных целей
Дальность действия - 260 км

Корректируемая авиационная бомба КАБ-500С
Класс: “управляемые авиационные бомбы”
Предназначена для поражения стационарных наземных и надводных целей типа складов, военно-промышленных объектов

Все положительные стороны «Сушек» и ожидающихся к принятию на вооружение строевых частей МиГ-35 могут просто «рассыпаться в пыль» от одного лишь недофинансирования и «замораживания» проекта ракетно-прямоточной управляемой ракеты класса «воздух-воздух» «Изделие 180-ПД». Противник находится «у ворот» существенного технологического прорыва в области разработки ракет воздушного боя нового поколения. Данный прорыв вполне способен сместить эффективность российской тактической авиации (в плане выполнения задач по завоеванию господства в воздухе) на твёрдое третье место, после ВВС Китайской Народной Республики.

Речь идёт о старте совместного японско-британского проекта дальнобойной ракеты воздушного боя JNAAM (Joint New Air-to-Air Missile), договорённость по которому была достигнута между представителями внешнеполитических и оборонных ведомств двух государств ещё в конце 2015 года, а затем окончательно подкреплена визитом министра обороны Майкла Фэллона и главы МИД Великобритании Филиппа Хэммонда в Японию 8 января 2016 года. Здесь мы имеем дело не с обыкновенной дальнобойной управляемой ракетой класса «воздух-воздух» типа AIM-120D, а с перспективной УРВВ, обладающей уникальной помехозащищённостью от многочисленных комплексов радиоэлектронной борьбы, установленных как на перехватываемых летательных аппаратах, так и на прикрывающих средствах РЭБ воздушного базирования. JNAAM является гибридом британско-французской ракетно-прямоточной ракеты воздушного боя «Meteor» от компании MBDA и японской ракеты «воздух-воздух» средней дальности AAM-4B, где от первой будет взята конструкция планера и интегрального ракетно-прямоточного двигателя, а от второй - аппаратный блок инерциально-навигационной системы и активная радиолокационная головка самонаведения с активной ФАР.

Наличие интегрального ракетно-прямоточного двигателя со стартовым ускорителем и твердотопливным зарядом борсодержащего газогенератора позволит JNAAM, равно как и MBDA «Meteor», перехватывать воздушные цели на дальности 150-170 км, сохранять высокую скорость (3,5-4М) на завершающем участке полёта (в десятки раз повышает успешность перехвата в сравнении с AIM-120D), регулировать скорость полёта в зависимости от типа цели посредством клапана газогенератора, находящегося в передней стенке камеры сгорания; следовательно, изделие имеет гораздо больший удельный импульс тяги, превосходящий аналогичный параметр у отечественных УРВВ Р-77, РВВ-СД и Р-27ЭР/ЭМ. Если последние типы ракет, ввиду потери скоростных качеств, не смогут перехватить маневрирующий объект на дальности 70-90 км, то для JNAAM это не является проблемой и в 150 километрах от точки пуска.

Пришло время детально ознакомиться с активной радиолокационной головкой самонаведения JNAAM. Известно, что на большинстве современных зенитных управляемых ракет (9М96Е2, «Aster-30», ERINT и 9М82МВ), а также ракет воздушного боя (РВВ-АЕ/СД, Р-37, AMRAAM, «Astra», MICA-EM и т.д.) применяются АРГСН на основе щелевых антенных решёток, работающих в частотном диапазоне 8-40 ГГц (X, J, Ku и Ka-диапазоны), но обладающих низкой помехозащищённостью и дальностью «захвата» целей с ЭПР 1 м2 от 12 до 30 км. И это без интенсивного радиоэлектронного противодействия со стороны противника, где эффективная дальность действия может ещё больше снизиться. На JNAAM будет применяться перспективная активная радиолокационная ГСН на базе АФАР, которая является «сердцем» японских УРВВ AAM-4B. Она имеет массу тактико-технологических достоинств перед устаревшими волноводно-щелевыми ГСН. Во-первых, это высочайшая помехозащищённость, позволяющая селекционировать воздушную цель на фоне сразу нескольких источников мощных радиоэлектронных помех шумового, заградительного и уводящего типов. Проблему могут представлять лишь авиационные станции РЭБ, излучающие мощные имитационные помехи; против любых других типов помех могут использоваться «обнуления» диаграммы направленности в сторону излучателей помех.

Во-вторых, ГСН с активной ФАР, разработанная компанией «Mitsubishi Electric Corporation», обладает в 1,4 раза большим энергетическим потенциалом, позволяя захватывать цель с ЭПР 1,5-2 м2 (МиГ-29СМТ или МиГ-35) на дальности 17-25 км в сравнении с такими щелевыми ГСН, как французская AD4A или российская 9Б-1103М-200ПА. Как следствие, режим «пустил-забыл» реализуется на 40% раньше и, вместо опасной процедуры подсвета цели с одновременным сближением, пилот может значительно раньше начать выполнение противоракетного манёвра, что в итоге может сохранить жизнь экипажу и дать возможность продолжить операцию по завоеванию превосходства в воздухе.

В-третьих, специалисты «Mitsubishi Electric Corporation», совместно с исследователями из «Technology Research and Development Institute», разработали для инерциальной навигационной системы AAM-4B уникальный программный алгоритм, позволяющий на 15-20% сократить траекторию и время полёта к цели. Если практически во всех инерциальных навигационных системах ракет воздушного боя американского, западноевропейского и азиатского производства присутствует алгоритм с методом «пропорционального наведения» («Proportional Navigation»), предусматривающий постоянное «преследование» цели с нерациональным маневрированием и расходом кинетической энергии, то ИНС ракеты JNAAM будет использовать метод «наведения с прогнозированием движения цели» («Motion Prediction»).

Концепт управляемой ракеты воздушного боя AAM-4B

Его суть заключается в том, что в момент схода ракеты с подвески бортовая РЛС точно определяет местоположение удалённой цели (включая снижение или набор высоты, либо замедление или разгон), целеуказание передаётся на ИН-модуль ракеты, после чего её БЦВМ рассчитывает упреждающую точку встречи с целью. Ракета не следует за целью, постоянно корректируя и удлинняя траекторию, а направляется в расчётную точку, что позволяет ускорить время перехвата. Связь ракеты с носителем осуществляется по кодированному радиоканалу тактической сети «Link-16», что указывает на возможность выдачи целеуказания не только с истребителя-носителя, но и с других юнитов, оснащённых терминалами «MIDS/TADIL-L» (самолёты ДРЛО E-3C/G «Sentry», E-2D, самолёты РЭР RC-135V/W, большинство многоцелевых истребителей ОВВС стран НАТО, наземные радары AN/TPS-75 и эсминцы/крейсера УРО «Arleigh Burke/Ticonderoga»).

Активная радиолокационная головка самонаведения с АФАР также предусматривает применение ракеты JNAAM в режиме «воздух-поверхность», для меньшего кругового вероятного отклонения в этом случае может потребоваться введение дополнительного миллиметрового канала работы, увеличивающего точность. Исходя из возможностей современных АФАР-РЛС, перспективный гибрид MBDA «Meteor» и AAM-4B сможет использоваться и в пассивном режиме работы ГСН, который позволит поражать наземные РЛС ДРЛО, лишая противника важной тактической информации о воздушной обстановке. Уже сейчас осведомлённые источники заявляют об увеличении энергетических возможностей ГСН JNAAM, ведь на горизонте активное внедрение приёмо-передающих модулей на базе нитрида галлия (GaN), над чем активно работают японские специалисты. Такое исполнение АРГСН даст возможность пеленговать цели с ЭПР 1,5 м2 в радиусе 25-30 км, что является уникальным показателем для антенной решётки диаметром порядка 155 мм.

Как стало известно 1 сентября 2017 года из документа «Оборонные программы и бюджет Японии», сформулированного Минобороны Японии за последние несколько месяцев, в следующем году планируется выделение 66 млн. долларов на продвижение совместного с Великобританией проекта перспективной ракеты дальнего воздушного боя JNAAM. Сейчас будущее изделие можно считать главным тактическим активом воздушного господства британских малозаметных истребителей СКВП F-35B и заказанных Японией F-35A. Данную информацию пора воспринимать всерьёз уже сегодня. Ведь, если у Военно-воздушных сил Китая уже имеется достойный асимметричный ответ на будущие JNAAM Воздушных сил самообороны Японии в виде сверхдальнобойных «воздушных убийц» PL-12D/15/21D, практически готовых к серийному производству, наш проект РВВ-АЕ-ПД всё ещё находится «в долгом ящике», открывать который, по-видимому, никто так и не намерен. Между тем, напомним, что даже мощнейшие бортовые радары «Ирбис-Э» и «Белка» не определяют превосходства над воздушным противником, обладающим наиболее дальнобойными и точными ракетами-перехватчиками в мире.

Материалы предоставлены: Галушко С. гр. А-532 БГТУ "ВОЕНМЕХ"

Ракета класса «воздух-воздух» средней дальности Р-77-1 (изделие 170-1) предназначена для поражения воздушных целей (истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов ВТА, вертолетов, крылатых ракет) в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности, в т.ч. с многоканальным обстрелом по принципу «пустил-забыл».

Возможна адаптация на носители иностранного производства.

Головной разработчик - Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Вымпел» им. И.И.Торопова. Экспортное обозначение РВВ-СД.

"Изделие 170-1" представляет из себя результат глубокой модернизации ракеты предыдущего поколения и разрабатывалось, в первую очередь, для размещения на истребителе Су-35С (см. фото ) и бомбардировщике Су-34 (см. фото ). Ракета входит в состав вооружения истребителя пятого поколения Т-50 и может размещаться на его узлах внешней подвески (см. фото1 , фото2 ). Модернизированный МиГ-31БМ самолёт может нести до четырёх новых ракет Р-77-1.

Задание на разработку "Изделия 170-1" было выдано Министерством обороны в 2003 году. В декабре 2005 года были изготовлены первые четыре образца для предварительных испытательных пусков. После изготовления ещё 6 изделий в 2006 году был открыт этап государственных совместных испытаний. Но фактически испытания не проводились, т.к. еще не был создан авиационный комплекс Су-35С, способный применять это изделие. В конце 2010 года комплекс был готов к испытаниям. Заключительные пуски, проведенные в том же году, завершились прямыми попаданиями в цель, подтвердив все заданные показатели для этого класса изделий. Серийное производство Р-77-1 развернуто на производственной базе МКБ "Вымпел".

Следующим этапом развития линейки ракет средней дальности МКБ "Вымпел" стало "Изделие 180", предназначенное для вооружения истребителя пятого поколения - Т-50. Изделие 180 оснащается новыми комбинированными активно-пассивными радиолокационными головками самонаведения разработки МНИИ «Агат», усовершенствованным ракетным двигателем. Поставка двигателя 542У для ЛКИ изделия 180 была произведена в 2006 г. Для размещения внутри фюзеляжа T-50 решетчатые рули заменены на плоские нескладывающиеся рули.

Отдельным направлением развития ракет средней дальности, выполняемым МКБ "Вымпел" , стала разработка изделия 180-ПД (повышенной дальности), оснащенного прямоточным реактивным двигателем 371.

Состав

РВВ-СД - ракета нового поколения, оснащена усовершенствованными многоканальными системами самонаведения. Применение цифровых технологий, современных материалов и комплектующих позволило получить более высокие показатели тактико-технических характеристик по сравнению с предыдущими образцами. Это касается увеличения дальности действия, повышения точности и вероятности поражения целей, улучшения помехозащищенности, а также обеспечения применения ракет в любых климатических и погодных условиях в любое время года и суток.

Система наведения - инерциальная с радиокоррекцией и активное радиолокационное самонаведение. На ракете РВВ-СД установлена современная моноимпульсная доплеровская активная радиолокационная головка самонаведения (АРГСН) 9Б-1103М, созданная Московским научно-исследовательским институтом "Агат". У АРГСН 9Б-1103М значительно повышена мощность передатчика и чувствительность приемника, обновлено программное обеспечение, улучшена помехозащищенность к искусственным и естественным помехам. Это позволило увеличить максимальную дальность пуска в переднюю полусферу (ППС) до 110 км и поражать цели, маневрирующие с перегрузкой до 12g.

АРГСН 9Б-1103М (см.) была впервые продемонстрирована на международном авиасалоне "Фарнборо-1998" и в дальнейшем неоднократно модернизировалась.

На Международном форуме "Технологии в машиностроении 2014" МНИИ «Агат» представил новые головки самонаведения семейства 9Б-1103М, предназначенные в т.ч. для оснащения изделий 170-1 и 180:

  • АРГСН 9Б-1103М-200ПС с дополнительным пассивным каналом (см. )
  • АРГСН 9Б-1103М-200ПА с дополнительным полуактивным каналом (см. ).

По утверждению разработчиков, совмещение в одном устройстве сразу двух систем самонаведения с различными боевыми возможностями обеспечивает повышение эффективности средств поражения, оснащенных этой ГСН.

Двигательная установка ракеты - однорежимный РДТТ. Взрыватель - лазерный неконтактный. Боевая часть - стержневая, мультикумулятивная.

По сравнению с РВВ-АЕ у РВВ-СД улучшены аэродинамические характеристики за счет применения удлиненного носового радиопрозрачного обтекателя, обтекаемой хвостовой части и утопленных узлов крепления решетчатых рулей.

Подвеска авиационной ракеты РВВ-СД на самолет — носитель осуществляется с помощью авиационного катапультного устройства АКУ-170Е. АКУ-170Е - поршневого типа, тип привода — пирогидравлический. В качестве энергоисточника используется пиропатрон ЭПК-28Т-2.

АКУ-170Е обеспечивает:

  • многоразовую подвеску и снятие ракеты без дополнительных регулировок;
  • принудительное катапультирование с удержанием ее от поворота по курсу и крену до момента отделения;
  • применение ракеты в течение 30 суток без снятия ее и проведения дополнительных проверок и регулировки АКУ.