Проблема современного общества - зависимость от интернета

25.09.2019 Снилс

Всемирная паутина уже давно окутала весь мир. Термин интернет-зависимость – это заболевание, признаки которого можно встретить на каждом шагу, оно «выдергивает» взрослых и подростков из привычного образа жизни в обществе. Специалисты бьют тревогу: с проблемой нужно бороться разными методами, иначе быть беде. Новая болезнь 21 века не заставила себя долго ждать.

Что такое интернет-зависимость

Определение новая болезнь 21 века не ново. Так называется зависимость от интернета или интернет-аддикция. Ее симптомы можно обнаружить и у себя. Проведите тест: отключите на два часа интернет. Что вы испытали? Злость, скуку, растерянность, навязчивую потребность проверить свою страницу? Любое из этих чувств говорит об одном: у вас современная интернет-болезнь. Нужна ли вам помощь? И да, и нет. Это зависит от того, насколько глубоко вы «увязли» в информационную сеть.

Виды

Психическое заболевание, вызванное всемирной сетью, имеет несколько форм зависимости. Их легко классифицировать на различные виды интернет-зависимости, каждый из которых имеет свою психологическую основу. Это:

  • Виртуальное общение. Огромное количество социальных сетей, чатов или блогов позволяет человеку общаться в любое время суток. Зависимый человек стремится завести сотни виртуальных друзей во время использования интернета, но при этом теряет реальных.
  • Понятие игромании. Онлайн игра, словно продолжение интернетных социальных сетей, разрешает окунаться в новый мир, виртуальную реальность или сказку. В таких играх одновременно принимают участие множество пользователей интернета в мире, что делает процесс еще более увлекательным, а психологическую зависимость еще сильнее.
  • Сексуальное влияние интернета. Человек, стремясь получить физическое удовлетворение, предпочитает смотреть фильмы и видео эротического и порнографического характера.

Причины

Психологи называют разные причины нарушения общения, которые приводят к компьютерной зависимости у взрослых или детей. Однако они сводятся к психологической проблеме – это неспособность выразить себя в социуме. Часто люди совершают необдуманные поступки, чтобы заполучить сотни тысяч лайков. Обычное общение при помощи социальных сетей переросло в самоутверждение за счет отзывов малознакомых людей.

Причиной возникновения игровой зависимости психологи называют скуку и возможность отгородиться от внешнего мира со своими заботами и проблемами. Что касается сексуальной зависимости от порнороликов, то здесь все просто. Это отсутствие постоянного полового партнера, невозможность раскрыться в сексуальном плане, другие расстройства психики.

Симптомы

Итак, как опознать зависимость у себя или своих близких? Существует множество симптомов, по которым можно судить, попал ли человек в коварные сети интернет-паутины или нет. Следующие признаки интернет-зависимости помогут вам распознать болезнь. Обратите внимание на внешность. Больной теряет трудоспособность, он становится похож на наркомана с бледной кожей, темными кругами, истощенным усталым взглядом.

Свободное время интернет-больной проводит в сети. Часто такое времяпровождение представляет собой бессмысленное «брожение» по социальным сетям, форумам и развлекательным сайтам. При этом запланированные полчаса перед сном плавно перерастают в целую ночь перед монитором. Если при этом пропадает сеть, человека начинает мучить скука, он становится раздражительным и нервным.

Человек, погруженный в виртуальный мир, забывает поесть, покупаться и даже сходить в туалет. Про сон иной раз не идет и речи. Если у него забрать «игрушку», он может стать агрессивным, зависимое поведение становится ярко-выраженным. Особенно интернет-аддикция поражает подростков. Живое семейное общение сходит на нет, друзья, родители родственники уходят на второй план. Таким людям требуется психологическая помощь.

Как избавиться от интернет-зависимости

Уже известно про наличие специальных клиник и пансионатов, где лечат наркозависимых и алкоголиков. Однако мало кто знает, что по всему миру были открыты и специальные учреждения, где лечат больных от компьютерной зависимости. В нашей стране их очень мало, и попасть туда нелегко, однако это не означает, что нужно отпускать руки. Побороть болезнь можно с помощью опытного психолога, консультаций у психотерапевта, поведенческой терапии, советов близких людей.

Лечение

Зависимость от мира интернета можно вылечить. Человеку, который проводит часами перед монитором, нужно помочь, применив разные способы лечения. Для этого не надо пить никаких медицинских препаратов, существуют другое лечение интернет-зависимости:

  • Путешествия. Необязательно лететь на другой конец света, можно просто выехать на выходные за город. Не забудьте при этом захватить палатку и оставить гаджеты дома.
  • Хобби. Помогите зависимому человеку найти себя в новом увлечении. Любимое дело поможет избавиться от проблемы.
  • Обучение. Учиться никогда не поздно. Вместо бесцельного «брожения» по просторам всемирной паутины, можно, например, начать изучать иностранный язык.
  • Спорт. Физические упражнения напомнят больному о том, что он живет в реальном мире. К тому же красивая фигура и крепкое здоровье никогда не бывают лишними.

Профилактика

Если один из методов лечения помог избавиться от этого психического заболевания, это не означает, что можно расслабиться. Любимое дело, общение с друзьями и достижение поставленной цели должны занимать все свободное время. Бывший больной начнет ценить каждую минуту жизни и жалеть о каждой секунде, проведенной впустую. Хорошая профилактика интернет-зависимости у подростков представляет собой активный образ жизни, включающий в себя спорт.

Последствия феномена интернет-зависимости

Прежде чем сесть за монитор, подумайте, чем это может грозить. Люди с диагнозом интернет-аддикции со временем теряют интерес к реальной жизни, а вместе с этим свой внешний вид и здоровье. Бессонные ночи, питание на скорую руку, забывчивость, ухудшение памяти – на все это можно закрыть глаза, ведь это ваша жизнь и вам решать, что с ней делать. Подумайте о своих близких, любимом человеке, детях, родителях – они страдают от таких психических расстройств.

Видео

Петрозаводский государственный университет,

кафедра технологического образования

Волошина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологического образования Петрозаводского государственного университета

Аннотация:

В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний момент проблема интернет-зависимости. В ней рассказывается о проблемах, возникающих при использовании интернет-ресурсов.

In the article, actual for today the problem of Internet addiction. It tells about the problems arising from the use of Internet resources.

Ключевые слова:

интернет; зависимость; виртуальный; компьютер; информация; время; аддикция; социальный.

Internet; dependence; virtual; computer; information; time; addiction; social.

УДК 159.9

За последние 20 лет Интернет заполнил собой профессиональную и обыденную жизнь миллионов, а то и миллиардов людей. На сегодняшний день вряд ли найдется среди вашего окружения человек, не имеющий аккаунта в социальной сети (а то и нескольких). Так или иначе, каждый из нас грешен: возвращаясь с работы, готовим или наскоро съедаем вкусный ужин, а далее идем "на прогулку" в свой виртуальный мир. Мало кто не засиживается по вечерам у компьютера, просматривая новости своих "виртуальных" друзей, листая фото и попутно выставляя одобрительные значки кликом мышки. А если человеку требуется отыскать какую-либо информацию на просторах всемирной сети - тогда совсем пиши пропало. Ты заходишь в интернет, думая, что всего на час, а на самом деле тебя затягивает и проходит в 2, а то и в 3-4 раза больше запланированного времени. Недаром в народных кругах Интернет зовется не совсем лестным словом.. И суть в том, что человек не замечает потерянных таким образом минут, а время торопится-бежит.

Этот вопрос уже долгое время волновал российских и зарубежных ученых-психологов, таких как Короленко Ц.П., Янг.К., Войскунского А.Е. Они долгое время занимались изучением аддикций или зависимостей. А Короленко Цезарь Петрович, к тому же - один из основателей современной аддиктологии. Короленко определял понятие зависимого поведения как стремление ухода от реальности путём изменения своего психического состояния. Интернет-зависимость по мнению данных ученых —это широкое понятие, обозначающее ряд проблем контроля, поведения над влечениями, которые проявляются в процессе использования электронной сети. .

При множестве наименований этой зависимости ученые, всё же, едины в определении поведенческих характеристик, которыми можно охарактеризовать этот феномен. Отмечаются нежелание, неспособность отвлечься от работы в Интернете и прекратить её; появление досады, негативных реакций, которые возникают при вынужденном отвлечении от работы; появляется стремление проводить за работой в интернете всё больше времени; возникает склонность забывать о домашних делах и о работе вне компьютерного пространства; нежелание принимать критику со стороны; готовность мириться с разрушением семьи, потерей сна и своего здоровья; постоянное забывание о полноценных приемах пищи и злоупотребление кофеиносодержащими средствами.

Эти характеристики как нельзя кстати подходят под определение большинства подростков: многие из них, приходя домой из школы, бросают портфель в коридоре и, сломя голову, бегут в свою комнату, чтобы поскорее сесть за компьютер. И им не важно, что каждые 5 минут родители напоминают им о несделанных уроках, о несъеденном ужине и о забытых домашних делах,- для них существует только здесь и сейчас - интернет. Всё это, на первый взгляд, не так трагично и вроде бы ничего серьезного не предвещает...но кто это может гарантировать? Если для формирования традиционных видов зависимостей потребуется не один год, то для интернет-зависимости этот показатель очень сильно снижается. Так, в ходе опросов, проводимых К. Янг, было обнаружено, что 25% интернет-зависимых личностей приобрели данный вид зависимости в течение полугода после начала работы в Интернет-пространстве, 58% — в течение второго полугодия, оставшиеся 17% — через год.

На сегодняшний день актуальность исследования проблемы интернет-аддикции становится всё более очевидной, это связано с увеличением роста количества интернет-пользователей в России и по всему миру. Со стремительным развитием всемирной паутины феномен интернет-зависимости постоянно видоизменяется и требует дальнейшего изучения, в том числе методами психологического исследования, поскольку за проявлениями описываемой проблемы нередко могут прятаться и другие зависимости или же психические отклонения.
Изучение индивидуально-психологических особенностей людей, которые имеют склонность к интернет-аддикции, является очень важным, нужно вовремя увидеть тревожные звонки в поведении человека и помочь ему справиться с этой проблемой.

Но всё же очевидно, что нельзя настаивать на однозначной вредности использования Интернет-ресурсов. Транспорт может быть как средством передвижения, так и, при ряде сложившихся обстоятельств, средством, калечащим людей. Но почему-то ещё никому не пришло в голову запретить выпуск автомобилей и передвигаться с помощью конных упряжек. Дело не в предметах, а только в том, как, кем и с какой целью они используются. Иными словами, всё должно быть в меру. Вот только кто её сможет соблюдать?

Так что же это такое - виртуальный мир? Мир, без которого нам уже не обойтись или всё-таки ловушка времени, сил, здоровья, жизни? Большинство мною опрошенных согласились с первым вариантом. Эта статистика угнетает, потому что пройдет еще 5-10 лет и Интернет заменит нам множество тех вещей и событий, которые мы бы с удовольствием сделали и прибрели в реальной жизни. Что ждет нас в ближайшем будущем - поколение людей, не мыслящих свою жизнь без всемирной паутины? Несмотря на грустные факты, всё же, хочется верить, что Интернет не поработит окончательно то драгоценное наше время, а люди научатся рационально пользоваться своими "часами".

Библиографический список:


1. Дрепа, М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии [Текст]/ М.И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение. –2009. –№2. –С. 189-193.
2. Жилов, В.С. Основные проблемы Интернет-зависимого поведения [Текст]/ В.С. Жилов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. –2008. – №54. – С. 361-365.
3. Спиркина, Т.С. Личностные особенности пользователей сети интернет, склонных к интернет-зависимости [Текст]/ Т.С. Спиркина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. –2008. –№60. –С. 473-478.
4. Шаталина, М.А. Анализ факторов, влияющих на формирование интернет-аддикции [Текст]/ М.А. Шаталина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – №1. –С. 188-192.

Рецензии:

2.12.2015, 20:09 Клинков Георгий Тодоров
Рецензия : Статья рекомендуется к публикации, после доработки.Основания: 1.Компютерная аддикция является социальным феноменом....(RSI) 2.Использование теста Кимберли Янга по отношении онлайн аддикции...(10 основных вопросов) 3.Аддикция создает а-социальный профиль ползвателей... 4.Аддикция является психо-соматическим явлением... Нужно иметь в виду ети конструкты когда заполняете статью научными доказательствами!Удачи Вам!

3.12.2015, 10:55 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия : Имеет смысл качественно переработать статью. На данный момент говорить о публикации преждевременно.

11.12.2015, 15:57 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия : Тема заявленной статья является актуальной на современном этапе. Но автору необходимо серьезно доработать представленную работу. Много публицистики, в статье стоит применять научный язык. Также стоит сделать вывод, а также не употреблять термин "аддикция" и "зависимость" как синонимы.

Любовь Колчанова
«Психологические проблемы интернет-зависимости»

«Мирный атом в каждый дом» v этот лозунг сегодня трансформировался в «современные компьютерные технологии в каждый дом». Компьютер перестал быть предметом роскоши, а стал для многих предметом первой необходимости. Но не всегда мирным. Хотя трудно переоценить все удобства, которые связаны с возможностью использования компьютеров и интернет-ресурсов, с ними в нашу жизнь входят и новые проблемы. Ведь любое явление имеет свою оборотную сторону.

«Я начал подозревать, что у меня проблемы с интернет-зависимостью, когда однажды я встал в 3 часа утра, чтобы залезть в «сетку», и встретил там своего друга, который пока не ложился спать. В 3 часа ночи он все еще висел в интернете-» v так начинается одна статья об интернет-зависимости, доселе неведомой нам проблеме, которая, по прогнозам специалистов, станет «чумой 21 века». До последнего времени проблемы компьютерной и интернет-зависимости волновали главным образом западное общество, но сейчас эти темы становятся актуальными и для нашей страны. Особенно в связи с современной государственной политикой, предусматривающей глобальную информатизацию всей сферы образования. Что же это за новые формы зависимости, в чем заключается связанная с ними опасность или, может быть, эта опасность несколько (или сильно) преувеличена? Давайте попробуем разобраться.

Термин «интернет-зависимость» («Internet Addiction Disorder», IAD) ввел нью-йоркский психиатр Иван Голдберг, понимая под этим выражением не медицинскую проблему наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, характеризующаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. «Рост толерантности» обозначает по сути привыкание и устойчивость ко все большим и большим дозам. При пользовании интернетом, конечно, не появляется никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова. Поэтому характер зависимости несколько иной, чем при употреблении алкоголя и наркотиков. «Привычное вещество» имеет свойство встраиваться в обмен веществ человека, поэтому наряду с психологической возникает и физическая (физиологическая) зависимость, то есть потребность, тяга на уровне организма. Так что в случае интернет-зависимости говорить о физической зависимости не приходится. А вот психологический компонент проявляется очень ярко.

Интернет v уникальное пространство, где можно найти всё v от шнурков до друзей. Только всё, что мы находим там v виртуально. Чтобы в реальности завязать эти шнурки или обнять друга, потребуется выйти из сети. Но тем не менее иллюзия реальности очень сильна. Возникает как бы параллельная реальность. И если что-то в «реальной реальности» не устраивает человека v силен соблазн ускользнуть туда, где окружающий мир будет строиться по собственному желанию. Разумеется, далеко не каждый человек будет вести себя подобным образом. Есть основания предполагать, что к такому поведению склонны люди с особым типом личности, как бы предрасположенные к различным зависимостям. Например, по наблюдениям нарколога Билла Кули (Keesler"s mental health clinic), страдающие алкогольной и наркотической зависимостью пациенты часто обращаются к интернету в поисках недостающего им уважения, любви и ощущения собственной значимости. Кули считает, что большую роль при этом играет анонимность интернет-коммуникации. «Многие люди получают on-line чувство принятия со стороны людей, которых они даже не знают», v говорит он. v «Это ощущение преодоления отчужденности заставляет человека забросить свою семью, дом, карьеру и здоровье».

Доктор Кимберли Янг, директор Центра интернет-зависимости (University of Pittsburgh-Bradford), изучившая более 400 случаев IAD, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в интернет, может стать интернет-зависимым, причем наибольшему риску подвергаются владельцы домашнего компьютера. Согласно д-ру Янг, типичный интернет-зависимый, вопреки сложившемуся стереотипу компьютеромана v это женщина около тридцати пяти со средним образовательным уровнем. Пока нет достаточно достоверных данных, но по предварительной оценке от 1 до 5 процентов использующих интернет впали в зависимость от него.

Выделяют разнообразные формы зависимости по принципу преимущественного выбора сайтов: зависимость от виртуального секса и просматривания порнографии, навязчивое осуществление покупок через интернет, частое посещение виртуальных казино, беспорядочное общение в чатах и форумах и так далее.

Как и любая форма зависимости, интернет-зависимость имеет хорошо различимые психологические подоплеки. Очень часто интернет привлекает людей с заниженной самооценкой, неудовлетворенных собой, неспособных в реальной жизни строить или поддерживать гармоничные отношения с другими. Виртуальное пространство дает что-то вроде эрзаца, заместителя живого общения, который к тому же обладает рядом дополнительных привлекательных особенностей. Это, например, возможность немедленно прервать неприятный контакт (что дает ощущение власти и контроля над ситуацией), отсутствие риска и ответственности в отношениях (анонимность, дистанцированность), новые острые переживания. Широко распространены виртуальные ролевые игры, где ты можешь стать кем захочешь, тем самым преодолевая собственные ограничения; вести себя, думать и чувствовать как вымышленный герой. Но вот игра заканчивается, виртуальное волшебство тает, и всё вокруг опять становится скучным, тусклым и серым. И хочется опять вернуться в тот мир, где ты силен, свободен и доволен собой, где ты хозяин и герой. Реальность постепенно замещается вымыслом v так и формируется зависимость.

Несмотря на явную озабоченность данным явлением, среди специалистов в области психического здоровья находятся и те, кто считает медицинский термин «зависимость» неприложимым к этому, на их взгляд, безобидному хобби. Им можно возразить, что хобби в отличие от зависимости не отрывает человека от реальной жизни, нанося вред самым важным ее аспектам.

Как же провести грань между хобби и зависимостью? Ведь не каждый, кто выпивает, становится алкоголиком. Ниже приведен список симптомов, которые являются характерными для данной формы зависимости. Они не обязательно присутствуют все вместе, но, как правило, один из признаков сочетается с несколькими другими. Если в течение достаточно долгого времени (не менее нескольких недель) вы обнаруживаете у себя не менее четырех симптомов одновременно v есть повод задуматься над своим состоянием.

Симптомы интернет-зависимости (в порядке нарастания серьезности):

* слишком частая проверка почты;

* сокращение времени на прием пищи на работе и дома, еда перед монитором;

* вход в интернет в процессе не связанной с ним работы;

* жалобы окружающих на ваше чрезмерное долгое сидение за компьютером;

* потеря ощущения времени on-line;

* более частая коммуникация с людьми on-line, чем при личной встрече;

* постоянное предвкушение очередной on-line сессии или воспоминания о предыдущей;

* игнорирование семейных и рабочих обязанностей, общественной жизни, научной деятельности или состояния своего здоровья в связи с углубленностью в интернет;

* невозможность сократить время пребывания в интернете;

* пропуск еды, учебных занятий, встреч или ограничение во сне ради возможности быть в интернете;

* вход в интернет с целью уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, вины, тревоги или подавленности;

* появление усталости, раздражительности, снижение настроения при прекращении пребывания в сети и непреодолимое желание вернуться за компьютер;

* «тайное» вхождение в интернет в момент отсутствия супруга или других членов семьи, сопровождающееся чувством облегчения или вины;

* отрицание наличия зависимости.

Предположение о наличии либо отсутствии зависимости можно сделать при помощи специальных тестов. Существует множество опросников разной степени сложности, разработанных с целью выявления зависимости. Эти опросники представляют собой список вопросов или утверждений, связанных с проявлениями IAD. Они предназначены для заполнения самим предполагаемым интернет-зависимым, либо его родными или друзьями. Предлагаю попробовать заполнить одну из таких методик, достоинством которой является наличие шкалы для измерения частоты проявления симптома (то есть вы отвечаете не просто «да» или «нет», а можете ранжировать частоту проявления того или иного признака).

Для определения степени своей зависимости ответьте на нижеследующие вопросы, используя предложенную шкалу:

* 0 v это ко мне не относится
* 1 v редко
* 2 v время от времени
* 3 v иногда
* 4 v часто
* 5 v всегда

1. Как часто вы остаетесь on-line дольше, чем намеревались?

2. Насколько часто вы игнорируете домашние обязанности, чтобы подольше побыть в сети?

3. Насколько часто вы предпочитаете возбуждение от интернета близости со своим партнером?

4. Завязываете ли вы новые отношения с пользователями интернета?

5. Насколько часто окружающие жалуются, что вы проводите за компьютером слишком много времени?

6. Бывает ли, что ваше обучение в школе или институте страдает из-за того, что вы проводите слишком много времени on-line?

7. Как часто вы проверяете почту, прежде чем заняться необходимыми делами?

8. Как часто продуктивность вашей работы страдает из-за погруженности в интернет?

9. Бывает ли, что вы принимаете оборонительную позицию или становитесь скрытным, когда кто-то спрашивает, что вы делаете в сети?

10. Насколько часто вы стремитесь заместить тревожные мысли о своей жизни успокаивающими мыслями об интернете?

11. Часто ли вы предвкушаете очередной сеанс on-line?

12. Бывает ли, что вы ощущаете, что жизнь без интернета была бы скучной, пустой и безрадостной?

13. Часто ли вы раздражаетесь, кричите и выходите из себя, когда кто-то мешает вам во время сеанса on-line?

14. Насколько часто вы отказываете себе во сне из-за ночных вхождений?

15. Когда вы вне сети, насколько часто вас захватывают мысли об интернет или фантазии о подключении?

16. Как часто вы, находясь on-line, говорите себе: «ну еще несколько минуточек"?

17. Пытались ли вы сократить время пребывания в сети, но безуспешно?

18. Часто ли вы пытаетесь скрыть от других продолжительность вашего пребывания в сети?

19. Как часто вы предпочитаете интернет общению с людьми?

20. Как часто у вас ухудшается настроение, появляется раздражительность или подавленность, когда вы вне сети, исчезающие, как только вы подключились?

После того как вы ответили на все вопросы, сложите полученные числа. Чем больше итоговая цифра, тем сильнее у вас выражена зависимость от интернет и серьезнее проблемы, вызванные использованием компьютера.

Итоговая цифра в интервале от 20 до 49 v вы обычный пользователь интернет. Временами вы остаетесь в сети немного дольше, чем обычно, но вы в состоянии контролировать использование интернета.

Итоговая цифра в интервале от 50 до 79 v вы сталкиваетесь с проблемами по причине чрезмерного использования интернета время от времени или часто. Вам нужно обратить внимание их на влияние на вашу жизнь.

Итоговая цифра в интервале от 80 до 100 v чрезмерное использование интернета породило значительные проблемы в вашей жизни. Вам необходимо осознать влияние интернета на вашу жизнь и заняться проблемами, напрямую связанными с использованием интернета.

Как и любой измерительный инструмент, опросники бывают более или менее точными и достойными доверия. Для серьезного профессионального исследования используют только апробированные (валидизированные) методики, часто со множеством шкал, со специальным ключом и более сложной схемой интерпретации, так что не обязательно очень серьезно относиться к результатам приведенного теста. К тому же заключение о состоянии человека никогда не делается на основании одного-единственного опросника.

Зависимость от сетевого пространства является психологической проблемой, поэтому в качестве лечения используют различные формы психотерапии, в частности, когнитивно-бихевиоральную v постепенное изменение мыслительных установок и поведенческих стереотипов зависимого. Это довольно длительный процесс (до нескольких месяцев), так как для закрепления новых форм мышления и поведения требуется время. Также популярностью пользуются многоступенчатые программы по типу 12-шаговой системы, используемой для лечения алкогольной зависимости. Парадоксально, но факт v существуют интернет-центры по освобождению от интернет-зависимости. Этакий виртуальный клуб, где общаются люди, желающие избавиться от чрезмерного увлечения компьютером. На мой взгляд, это все равно что предлагать Анонимным Алкоголикам (американское движение по самопомощи при алкогольной зависимости) встречаться в баре!

Еще один психотерапевтический подход основан на понимании интернет-зависимости не как самостоятельного явления, а как следствия более глубоких внутриличностных и межличностных проблем. В этом случае воздействуют на причину, а не на следствие. Это, возможно, более долгий и трудный путь, но дающий результат в виде не только избавления от компьютерной зависимости, но и общего повышения качества жизни, улучшения самопонимания и развития способности к построению удовлетворяющих отношений. Конечно, психологическая зависимость v это не простуда и не перелом, которые можно вылечить независимо от желания больного. Настрой больного на преодоление вредной привычки и усилия с его стороны необходимы v иначе толку не будет.

К сожалению, теневая сторона появления в нашей жизни компьютера не исчерпывается одной только проблемой формирования интернет-зависимости. Голдберг впоследствии предложил вместо Internet Addiction Disorder использовать термин Pathological Computer Use (PCU) v «патологическое использование компьютера», диагностическим критерием для которого является появление при избыточном использовании компьютера следующих явлений вместе или по отдельности (А и/или В):

А. Дистресс (истощение от сильного напряжения);

В. Ухудшение профессионального, социального, семейного, межличностного, экономического, психологического или физического функционирования.

Таким образом, патологическое использование компьютера v более широкое понятие, чем интернет-зависимость, так как включает в себя компьютерные «вредности», связанные не только с сетевым пространством. Есть еще компьютерные игры, стимулирующие проявления агрессии; программы обучения иностранному языку, небезупречные с точки зрения психофизиологии; симуляторы чувственных переживаний, постепенно переселяющиеся из «Матрицы» в реальную жизнь и стирающие грань между реальностью и псевдомиром- Исследование влияния этих новых для нас явлений на тело и психику поможет построить отношения с ними так, чтобы они служили человеку, а не человек становился их рабом.

В заключение хочу подчеркнуть, что акцент на возможных опасностях, связанных с использованием компьютера и интернета, не означает призыв воспринимать их как несомненное зло, от которого необходимо избавиться. Но о неисчерпаемых возможностях и удобствах, подаренных этими благами цивилизации, знают все, минусы же не всегда на виду. А кто предупрежден, тот вооружен

К сожалению, в условиях современной жизни подростки попадают в ловушки различных зависимостей. Употребление алкоголя и наркотиков среди молодых людей, несмотря на ведущуюся пропаганду здорового образа жизни, находится по-прежнему на весьма высоком уровне. Еще одна опасность кроется в чрезмерной зависимости подростков от компьютера - интернета, игр, социальных сетей.

Компьютеры есть сегодня в большинстве современных квартир и нам уже трудно представить себе, как обходится без этих жужжащих помощников - учиться, работать, развлекаться. Мгновенная передача данных и поиск нужной информации, поддержка связи с друзьями, покупки, игры, кино и многое-многое другое - всё это достижения современных технологий, которыми с удовольствием пользуется человечество.

Однако эта ситуация имеет и обратную сторону - чрезмерное увлечение компьютером постепенно подрывает физическое и интеллектуальное здоровье, разрушает нервную систему и в итоге делает зависимого от компьютера человека не только больным, но и одиноким.

Современные социальные сети, компьютерные игры онлайн, возможность приобщиться к любой, даже самой табуированной в обществе информации с помощью интернета, словно специально созданы для подростков, нервная система которых еще не окрепла окончательно, ведь детям этого возраста (12-16 лет) изначально присущи стремление к эскапизму (некоторому уходу о реальности), фантазированию, склонности выдавать желаемое за действительное и т.д. Компьютер и интернет полностью удовлетворяют эти потребности молодого человека, который с их помощью может стать кем угодно в своем виртуальном пространстве.

Кроме того, в подростковом возрасте складываются представления о нравственности, добре и зле, которые под влиянием информационного потока из компьютера и телевизора могут значительно исказиться. Это не только нарушение зрения и осанки, работы внутренних органов, например, шум в сердце у ребёнка, тахикардия, нарушения давления, но и социальная изоляция, а в крайних случаях - психические нарушения.

Признаки интернет - зависимости у подростков таковы:

Ребенок проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон;

Из-за увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе; Подросток предпочитает виртуальное общение, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей;

Интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером. Вы замечаете, что подросток стал более раздражительным, или наоборот, проявляет равнодушие к окружающим.

Исследования специалистов по психическому здоровью относительно интернет - зависимости начались уже в 1996 году, но согласие в названии этого термина, критериях и методах диагностирования пока не достигнуто. Существует ряд терминов, связанных с неумеренным использованием интернета: возникновение привыкания к интернету, патологическое использование интернета, проблемное использование интернета, интернет-зависимость.

Однако, невзирая на то, какое название применяется для описания феномена привычки к интернету, наличие зависимости человека от интернета не поддается сомнению. Зависимость существует при условии, если поведение человека, направленное на достижение чувства радости и на избавление от какого-либо психологического груза, выходит из-под его контроля. Человек постепенно перестает контролировать свое поведение и тягу к интернету, несмотря на ее отрицательные последствия.

Зависимость подростков от интернета несет серьезную угрозу для их психического и физического здоровья. Активное изучение последствий неумеренного и бесконтрольного использования подростками интернета позволяет сделать вывод, что терапевтический подход к данной проблеме касается не только психологов, психиатров, социальных работников и других специалистов по психическим заболеваниям человека.

Угрюмова Марина

Тему исследования "Интернет-зависимость – проблема современного общества" мы выбрали потому, что она близка нам, так как быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности.

В своей работе мы опираемся на исследования зарубежных ученых и социологические опросы, проводимые среди учащихся нашего техникума. Тем более, в нашей стране проблема Интернет-зависимости ещё слабо изучена.

При изучении данной темы мы поставили цели и задачи.

Цель: Провести исследования с учащимися I, II курса и преподавателями по теме «Интернет-зависимость». Обосновать, является ли Интернет качественно иной формой взаимодействия индивидуума с окружающей средой, выявить интернет – зависимых учащихся и разработать рекомендации для контроля времени в сети.

Задачи:

1. Провести анализ литературы, для изучения проблемы Интернет-зависимости.

2. Определить наличие проблемы Интернет-зависимости среди учащихся и преподавателей Татауровского филиала «Байкальского техникума туризма и экологосберегающих технологий».

3. Наметить пути решения проблемы интернет – зависимости.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Байкальский техникум туризма и экологосберегающих технологий»

Интернет-зависимость -

Проблема современного общества

(исследовательская работа)

ТФ БТТ и ЭТ, ГС 1, I курс.

Руководитель: Ярохина Марина Юрьевна, преподаватель спец. дисциплин

Татаурово, 2012

Введение. …………………………………………………………….

  1. Актуальность темы……………………………………………

Основная часть. ……………………………………………………...

2.1 Теоретическая часть……………………………………………..

2.1.1 Интерес, порождающий манию ……………………………...

2.1.2 История возникновения «Интернет-зависимости» …………

2.1.3 Симптомы зависимости ………………………………………

2.2 Исследовательская часть………………………………………...

2.2.1 Анкетирование…………………………………………………

2.2.2 Обработка информации……………………………………….

Заключение…………………………………………………………..

Список использованной литературы ……………………………….

Приложения ………………………………………………………….

  1. Введение
  1. Актуальность темы

Молодое поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают? Почему Интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети «затягивает» субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире. Эти вопросы волнуют и нас.

Тему исследования "Интернет-зависимость – проблема современного общества" мы выбрали потому, что она близка нам, так как быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности.

В своей работе мы опираемся на исследования зарубежных ученых и социологические опросы, проводимые среди учащихся нашего техникума. Тем более, в нашей стране проблема Интернет-зависимости ещё слабо изучена.

При изучении данной темы мы поставили цели и задачи.

Цель: Провести исследования с учащимися I, II курса и преподавателями по теме «Интернет-зависимость». Обосновать, является ли Интернет качественно иной формой взаимодействия индивидуума с окружающей средой, выявить интернет – зависимых учащихся и разработать рекомендации для контроля времени в сети.

Задачи:

  1. Провести анализ литературы, для изучения проблемы Интернет-зависимости.
  2. Определить наличие проблемы Интернет-зависимости среди учащихся и преподавателей Татауровского филиала «Байкальского техникума туризма и экологосберегающих технологий».
  3. Наметить пути решения проблемы интернет – зависимости.

Методы:

Теоретический метод: изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация типов интернет-зависимости, обобщение по результатам анкетирования.

Эмпирические методы:

Наблюдение, анкетирование.

Анализ статистических данных полученных в результате анкетирования учащихся и преподавателей техникума.

Объект: влияние интернета на поведение учащихся и способность контролировать свое время в сети.

Предмет: проблема интернет – зависимости учащихся Татауровского филиала Байкальского техникума туризма и экологосберегающих технологий.

Гипотеза: Можно предположить, что Интернет-зависимость проявляется в том, что люди утрачивают способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.

  1. Основная часть
  1. Теоретическая часть
  1. Интерес, порождающий манию.

Если человек не сумеет сам заметить опасность,

если не отгородит глухой стеной ту сферу своей

жизни и деятельности, где властвует техника,

от остальных сфер своей жизни и души,

он превращается в духовного калеку.

Даниил Андреев "Роза Мира"

Интернет все больше и больше внедряется в нашу жизнь, становится одним из доминирующих инструментов, как для персональной, так и академической и профессиональной коммуникаций. Количество пользователей Интернета насчитывает приблизительно 400 миллионов человек по всему миру. Для России эта цифра составляет 8,8 миллионов человек. И с каждым днем количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете. Соответственно, растет и количество исследований, посвященных изучению зависимости от Интернета. Зависимость от Интернета до сих пор остается феноменом, а не самостоятельным заболеванием, в классификатор психических расстройств (DSM-V) она так и не вошла.

Технологической основой «информационной революции» служит формирование информационных сетей, обрабатывающих все возрастающее количество информации. Благодаря этим сетям, любой из нас в любой точке мира и в любое время может получить необходимую информацию и пообщаться.

Но бурное развитие технологий и лавинообразно растущий поток информации, «выливающийся» на пользователей Сети, таят в себе скрытую угрозу. Времяпрепровождение в Сети может стать настолько притягательным, что у человека вырабатывается нездоровая привязанность или зависимость от интернета.

Существует некоторое разнообразие типов итернет-зависимости, рассмотрим основные пять типов:

  1. киберсексуальная зависимость – непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятиям киберсексом;
  2. пристрастие к виртуальным знакомствам;
  3. навязчивая потребность в Сети – совершение покупок в интернет-магазинах и участие в виртуальных аукционах, конкурсах лотереях;
  4. информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, беспорядочный поиск информации;
  5. «гейм-зависимость» – пристрастие к компьютерным играм (стрелялки – Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа StarCraft, квесты).

Все виды деятельности, осуществляемые посредством Интернета, такие как общение, познание или игра, обладают свойством захватывать человека целиком; они не оставляют ему времени и сил на реальную жизнь. В связи с этим сегодня специалисты интенсивно обсуждают заболевание «интернет-зависимости» или «интернет-аддикации» (Internet Addiction Disorder). [

Для его обозначения уже появились образные русскоязычные термины: «нетоголик», «интернетоман» или «интернет-аддикт».

В самом общем виде зависимость от интернета проявляется в том, что люди предпочитают «виртуальную» жизнь «реальной», проводя в категории «нетоголик» до 18 часов (и даже более) в день.

Истинные «интернетоманы» - люди, утратившие способность контролировать свое время в Сети. Оно уходит на серфинг, игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.

Многие годы учеными решалась проблема повышения мотивации обучения. Учитывая тот факт, что классно-урочная система обучения прочно держит в своих руках всю систему обучения уже более 300 лет, можно бы было с уверенностью сказать, что эта проблема еще долго не будет решена. Если бы …, да, если бы не Интернет со своими богатыми информационными ресурсами и еще добавим с увеличением информационной составляющей в производственной деятельности, возникает необходимость пересмотра способов деятельности не только в производственной, но и в образовательной сфере.

Интернет как новый инструмент, средство современного жизнеобеспечения снимает проблему повышения мотивации. Проблемы подрастающего поколения, не замечаемые взрослыми и находившиеся в состоянии «покоя» в реальной действительности (т.е. допуск взрослых в этот мир был закрыт), вылились в определенные негативные явления: появление молодежной субкультуры, Интернет-аддикция, флейм (флейм - это процесс, который иногда возникает при виртуальном общении, "словесная война") и т.д. Обратите внимание, что проблемы существуют, имеют определенные названия (явно не российского происхождения), т.е. это проблемы не носят частный характер.

Настоящее исследование не ставит перед собой цели полностью осветить роль отдельных факторов в формировании интернет-зависимости у молодежи и исчерпывающим образом охарактеризовать варианты и формы этого феноменологического континуума (континуум – это некоторая , в которой исследуются процессы/поведение этой среды при различных внешних условиях). Это скорее попытка наметить основные направления будущей работы, попытка осмыслить ряд положений, проистекающих в первую очередь из индивидуального опыта пользователя интернет.

Многие положения данной работы могут представляться несовершенными, ввиду недостаточной глубины подхода к исследуемым процессам, либо просто спорными, как спорно, по существу, само предположение о существовании феномена интернет-аддикции.

Интернет-аддикция (Internet addiction) - реально существующий феномен психологической зависимости от Интернет.

Термин «Интернет-зависимость» («Internet Addiction Disorder», IAD) ввел нью-йоркский психиатр Иван Голдберг, понимая под этим выражением не медицинскую проблему наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, характеризующаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. «Рост толерантности» обозначает по сути привыкание и устойчивость к все большим и большим дозам. При пользовании интернетом, конечно, не появляется никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова. Поэтому характер зависимости несколько иной, чем при употреблении алкоголя и наркотиков. «Привычное вещество» имеет свойство встраиваться в обмен веществ человека, поэтому наряду с психологической возникает и физическая (физиологическая) зависимость, то есть потребность, тяга на уровне организма. Так что в случае интернет-зависимости говорить о физической зависимости не приходится. А вот психологический компонент проявляется очень ярко.

  1. История возникновения «Интернет-зависимости»

Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется, как "навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернет, будучи on-line". Доктор Кимберли Янг, директор Центра интернет-зависимости (University of Pittsburgh-Bradford), изучившая более 400 случаев IAD, считает, что каждый, у кого есть доступ к модему и выходу в Интернет, может стать интернет-зависимым, причем наибольшему риску подвергаются владельцы домашнего компьютера. Пока нет достаточно достоверных данных, но по предварительной оценке от 1 до 5 процентов использующих Интернет впали в зависимость от него. К. Янг, исследуя Интернет-зависимых, выяснила, что они чаще всего используют чаты (37 %), телеконференции (15 %), E-mail (13 %), WWW (7 %), информационные протоколы (ftp, gopher) (2%). Приведенные сервисы Интернета можно разделить на те, которые связаны с общением, и те, которые с общением не связаны, а используются для получения информации. К первой группе относятся чаты, телеконференции, E-mail, ко второй - информационные протоколы. Янг отмечает, что в этом исследовании было также установлено, что "Интернет - независимые пользуются преимущественно теми аспектами Интернет, которые позволяют им собирать информацию и поддерживать ранее установленные знакомства. Интернет - зависимые преимущественно пользуются теми аспектами Интернета, которые позволяют им встречаться, социализироваться и обмениваться идеями с новыми людьми в высоко интерактивных средах". То есть, большая часть Интернет-зависимых пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Поскольку большую часть Интернет - зависимых в исследовании Янг составили те, кто пользуется сервисами Интернет, основной частью которых является общение, то ее выводы относительно всех Интернет-зависимых касаются скорее именно этой группы людей. Хотя, исходя из данных Янг, можно выделить две совершенно различных группы пользователей: висящих на общении ради общения (91 %) и висящих на информации (9%). Но в ее исследовании такие группы Интернет-зависимых не выделялись. Относительно того, какие особенности Интерната являются для них наиболее привлекательным, 86 % Интернет-зависимых назвали анонимность, 63% - доступность, 58 % - безопасность и 37 % - простоту использования. По данным Янг, Интернет-зависимые используют Интернет для получения социальной поддержки (за счет принадлежности к определенной социальной группе: участия в чате или телеконференции); сексуального удовлетворения; возможности "творения персоны", вызывая тем самым определенную реакцию окружающих, получения признание окружающих (Приложение 1-3).

  1. Симптомы и различия зависимости.

Симптомы зависимости таковы:
- навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в интернете,
- постоянное ожидание следующего выхода в сеть,
- пристрастие к работе (играм, программированию или другим видам деятельности) и информационная перегрузка (то есть непреодолимая тяга поиска информации по WWW или веб-серфинг).
- не желание отвлечься от работы или игры с компьютером;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления как программного обеспечения (в т.ч. игр), так и устройств компьютера;
- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
- ощущение эмоционального подъема во время работы с компьютером;
- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
Различия зависимости:
Причины появления зависимости различны у интровертов и экстравертов. Интроверты (интроверт – это человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире , замкнутостью , созерцательностью ), как правило, с помощью Интернета восполняют недостаток общения в реальной жизни. Быстро понимая, что Интернет-общение не удовлетворяет потребность в понимании, продолжительных знакомствах и дружбе, они переключаются на компьютерные игры. Часто, игры и развлечение являются их изначальным интересом, и до Интернет-общения интроверты могут не добраться вовсе.
Экстраверты (эктраверт – это
человек, психический склад которого характеризуется преимущественной обращённостью к объектам внешнего мира), чаще изначально приходят в Интернет общаться, заводя массу новых знакомых в чатах и форумах. Больше всего ценя при этом анонимность и личную изолированность. Они находят в Интернете то, чего нет в их реальной жизни.

В США несколько психиатрических институтов начали серию серьёзных исследований. Составляется социальный и психологический портрет пациента, причины его психической зависимости и способы воздействия на него. . Большинство филиалов Общества Анонимных Алкоголиков и Наркоманов открыли группы поддержки интернет-зависимых, переживающих трудное возвращение к нормальной жизни. Причём, существуют и группы для родственников, которые желают вернуть члена семьи для нормального общения. Более серьёзная и меланхоличная организация, которая взялась лечить молодых пользователей, - Центр Internet/Computer Addiction Services, расположенный в Сиэтле, который возглавляют Хилари Кэш (Dr Hilarie Cash) и Джей Паркер (Jay Parker). Именно по их данным, от IAD страдает каждый десятый американский пользователь. Как же лечится интернет-зависимость? Вы можете не верить, но так же, как и алкоголизм и наркомания. В некоторых источниках сопоставление абсолютно недвусмысленное. Например, один исследователь, размышляя над социально-этническим портретом интернет-наркомана, заявил, что, мол, галлюциногены предпочитают "белые" американцы, "героин" - чёрные, а Интернет - пока неизвестно кто. Более того, наиболее распространенная программа, по которой лечат "пойманных в Сети" - это известная программа 12-и шагов, смысл которой заключается в том, что "отнятие" от "кибер наркотика" проводится параллельно с наполнением оффлайновой жизни смыслом. То есть, человеку в процессе групповой терапии раскрывают неизвестные или забытые стороны человеческой, реальной жизни. Причём, признаком выздоровления считается такая жизнь, когда пользователь сам контролирует время, проведённое в Сети, и это время не превышает 4-6 часов. Параллельно с этим ведётся так называемая социальная реабилитация - человек пытается вернуть утраченные связи и отношения, постепенно уходя от групповой терапии. Как в случае с любой другой зависимостью, уже определили несколько степеней "погружения в иллюзорный мир". Вот список симптомов, после которых надо немедленно снаряжаться в больницу. Во-первых, во снах "картинки" начинают "скролиться" (scrolling). Во-вторых, когда идёт подключение модема, поднимается кровяное давление, учащается пульс. В-третьих, во время долгого нахождения за компьютером человек испытывает нечто похожее на "повышенное осознание" - он не воспринимает своё тело и то, что происходит вокруг. Со стороны это похоже на медитацию. В редких случаях притупляется чувствительность, на лице - застывшая мимика, чаще всего ничего не выражающая. В оффлайне наблюдаются внезапные "выпадения" из контекста беседы и смех невпопад. Надо отметить, что по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем. Хотя, как показывают исследования московских психологов, многие Интернет-зависимые отдают себе отчет в том, что не получат реальной поддержки в сети, и не расценивают Интернет как среду, гарантирующую общение.

  1. Исследовательская часть
  1. Анкетирование

Для сбора статистических данных был использована анкета на определение «Интернет-зависимости».

Место проведения: ГОУ СПО Татауровский филиал «Байкальского техникума туризма и экологосберегающих технологий».

Количество участников: 62 человека

из них учащихся I и II курса - 55 чел., преподавателей - 7 чел.

Время проведения: февраль 2012 года

АНКЕТА

Для определения степени зависимости

Для определения степени своей зависимости ответьте на нижеследующие вопросы, используя предложенную шкалу:

0 - это ко мне не относится

1 - редко

2 - часто

3 - всегда

  1. Часто ли проводите в он-лайн больше времени, чем намеревались?
  1. Часто ли Вы пренебрегаете домашними делами, чтобы провести больше времени в сети?
  1. Часто ли Вы предпочитаете пребывание в сети реальному общению с друзьями?
  1. Часто ли Вы заводите новые знакомства с пользователями Интернет, находясь он-лайн?
  1. Часто ли Вы проверяете электронную почту, раньше, чем сделать что-то другое, более необходимое?
  1. Часто ли страдает Ваша производительность труда из-за увлечения Интернетом?
  1. Часто ли Вы занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда Вас спрашивают, чем Вы занимаетесь в сети?
  1. Часто ли Вы блокируете беспокоящие мысли о Вашей реальной жизни, утешительными мыслями об Интернете?
  1. Обработка информации

Анализ анкеты: После того как вы ответили на все вопросы, сложите полученные числа. Чем больше итоговая цифра, тем сильнее у вас выражена зависимость от интернет и серьезнее проблемы, вызванные использованием компьютера.

Итоговая цифра в интервале от 0 до 9 - вы обычный пользователь интернет. Временами вы остаетесь в сети немного дольше, чем обычно, но вы в состоянии контролировать использование интернета.

Итоговая цифра в интервале от 10 до 19 - вы сталкиваетесь с проблемами по причине чрезмерного использования интернета время от времени или часто. Вам нужно обратить внимание их на влияние на вашу жизнь.

Итоговая цифра в интервале от 20 до 24 - чрезмерное использование интернета породило значительные проблемы в вашей жизни. Вам необходимо осознать влияние интернета на вашу жизнь и заняться проблемами, напрямую связанными с использованием интернета

Обработав итоги анкетирования, мы получили след результат.

Итоги анкетирования: Определение степени зависимости.

№ вопроса

Это ко мне не относится

Редко

Часто

Всегда

Ср. знач

Итоги: по стажу работы в Интернете

Стаж

Женщины

Мужчины

1-6 мес.

6 мес. – 1 год

2 года

Мужской

Женский

Социологическое исследование показало, что 54 человекf относятся к группе «обычных пользователей Интернета». Они могут путешествовать по сети сколь угодно долго, т.к. умеют контролировать себя.

А 8 человек уже имеют некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом. И если не обращать внимание на эти проблемы сейчас, то в дальнейшем они могут заполнить всю их жизнь.

  1. Заключение

Таким образом, поставленная цель нашей исследовательской работы достигнута. В ходе исследования были выявлены 8 человек интернет – зависимых из 62 человек исследуемых. Гипотеза подтвердилась. Да, Интернет-зависимость проявляется в том, что люди утрачивают способность контролировать свое время в сети, предпочитая виртуальную жизнь реальной.

Заканчивая эту работу можно сделать следующие выводы:

  1. Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека. Психиатрия уже признала факт зомбирующей и отупляющей роли интернета.
  2. Мы считаем, что говорить о синдроме Интернет – зависимости однозначно нельзя. Не все пользователи Интернета «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость.
  3. На наш взгляд, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя.
  4. Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей – вот противоядие Интернет – зависимости.
  1. Рекомендации

Если результаты анкетирования показывают, что привыкание начинает развиваться, то необходимо начинать лечение, пока оно еще возможно на самостоятельном уровне.

Прежде всего, вычислить сайты, форумы, чаты не относящиеся к образованию, и ограничить, а то и вовсе прекратить их посещение.

Необходимо как-то отвлечься. Например, записаться на спортивную секцию, завести домашнее животное, увлечься каким-либо хобби и т.д. И может быть, через некоторое время, вы с радостью обнаружите, что к Интернету теперь подключаетесь только в случае необходимости.

Главное - найти то, что Вам интересно, и полностью посвятить свободное от учебы или работы время именно этому занятию.

Чтобы избавится от интернет – зависимости и предпочесть реальную жизнь виртуальной, мы разработали следующие рекомендации:

1. установить предел времени, которое можно проводить в Интернете;
2. заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете;
3. программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета;
4. установить для себя правило, ни под каким видом не обращаться к Интернету в течение рабочего дня (если только это не входит в рабочие обязанности);
5. ввести, чувствительные для себя (однако без нанесения ущерба здоровью), санкции за несоблюдение такого рода правил и ограничений;
6. налагать на себя подобные санкции до тех пор, пока не восстановится способность выполнять данные самому себе обещания;
7. заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься чем-то другим;
8. научиться извлекать из жизни другие наслаждения, способные заменить или превзойти удовольствие, получаемое при работе в Интернете;
9. обращаться за помощью всякий раз, когда собственных усилий оказывается недостаточно;
10. избегать таких встреч и пребывания в таких местах, которые могли бы побудить вернуться к аддиктивному поведению.

Для реализации такого рода рекомендаций субъект должен достичь определенной психологической зрелости – например, способности к самоконтролю и самоуправлению, развитой рефлексии, а также умения и, главное, желания предвидеть возможные последствия (в особенности негативные) своих поступков.

  1. Список используемой литературы
  1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. Психологическое исследование мотивации пользователей Интернета // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
  2. Бурова (Лоскутова) В.А. Кибераддикты среди нас // Газета «Известия»,  №2  2001.
  3. Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде // 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000.
  4. Жичкина А. «О возможностях психологических исследований в сети Интернет», статья, 2002г. http://flogiston.ru/
  5. Колчанова Л. «Психологические проблемы интернет-зависимости», статья http://www.imago.spb.ru
  6. Пережогин Л.О. «Интернет-аддикция в подростковой среде», статья. – http://cyberpsy.ru/
  7. Чудова Н.В., Евлампиева М.А., Рахимова Н.А. Психологические особенности коммуникативного пространства Интернета // Медиапсихология. М., 2001.
  1. Приложения

Приложение 1.

Доли пользователей Интернета в странах, % от населения

Примечание 1. В зарубежных странах учтены лица в возрасте 16-17 лет и не учтены - не имеющие домашнего телефона
Примечание 2. Данные по зарубежным странам были уточнены на основании Nielsen/NetRatings Global Internet Trends™ Regional Reports, Quarter 3,2001