Сельское хозяйство и перспективы его развития. Животноводство в нашем крае: проблемы и перспективы развития. Гранты в действии: как преуспеть в бизнесе

03.07.2020 Снилс

Развитие сельского хозяйства сегодня занимает одну из лидирующих позиций в экономике. Даже на период кризиса 2015 г. сельское хозяйство продолжало успешно расти и развиваться. Об этом говорят растущие показатели – 2,9% по сравнению с 2014 г. Тем не менее в данной статье речь пойдёт не только о перспективах развития сельского хозяйства, но и о проблемах, которые связаны с данной отраслью экономики.

Современное состояние и перспективы развития сельского хозяйства в России

Несмотря на то, что развитие сельского хозяйства в 1990-е гг. не может похвастаться большими достижениями, в 2000-е гг. ситуация в корне изменилась, так как возобновили успешную политику в данной области. Это связано с государственной поддержкой и внедрением системы агрострахования и кредитования, которые привели к улучшению перспектив развития сельского хозяйства.

2015 г. не просто поднял сельское хозяйство «на ноги», но и стал показателем успешной государственной политики, результаты проведения которой превзошли ожидания: индекс сельхозпроизводительности во всех категориях составил 103%. В общей сложности было собрано 104,8 млн т зерна, и это на 5% выше ожидаемого исхода проведения Госпрограммы для развития сельского хозяйства. Птице- и скотоводство достигли отметки в 13,5 млн т, что на 4,2% больше, чем в 2014 г. При этом улучшилось производство яиц на 1,6%.

В 2014 г. было импортировано сельхозпродукции на сумму 39,9 млрд долларов, в 2015 г. – на 26,5 млрд. По итогам года импорт свежего и мороженого мяса сократился на 30%, рыбы – на 44%, а сыра и творога – на 36,5%. В основном, сельхозпродукция была импортирована из стран дальнего зарубежья и СНГ.

Также в 2015 г. выросли показатели экспорта сельхозпродукции в связи с улучшением перспектив развития сельского хозяйства в России. Так, экспорт свинины и мяса птицы вырос на 20%. Улучшились показатели вывоза подсолнечного масла и пшеницы. Опять же сотрудничество шло, по большей части, со странами дальнего зарубежья и СНГ.

На сегодняшний день продолжается рост перспектив развития сельского хозяйства в России. В связи с этим проводится поддержка экспорта институтами «ЭКСАР», «РОСЭКСИМБАНК», «Российский экспортный центр» и др. По итогам 2016 г. самыми популярными экспортируемыми сельхозпродукциями оказались:

  • cвинина и мясо птицы;
  • зерно (пшеница и ячмень);
  • свежая и мороженая рыба, морепродукты;
  • растительное масло разных категорий.

Основная тенденция развития сельского хозяйства в России – модернизация сельскохозяйственного оборудования. Из-за девальвации рубля и повышения цен на импортное оборудование к концу 2017 г. ожидается незначительное снижение темпов модернизации. Государственная поддержка в виде субсидий в производство сельхозтоваров – не менее важная перспектива развития сельского хозяйства в России. При этом будут задействованы тепличное овощеводство, свиноводство, развитие родительского стада, семеноводство и пр.

Государственные выплаты привлекают на сельскохозяйственный рынок и весьма крупных инвесторов, которые тоже могут оказать помощь в развитии сельского хозяйства. Но даже в процессе субсидирования возникла масса новых проблем, одна из которых – неравномерное распределение денежных средств. Так, например, на развитие отрасли животноводства выделяется достаточное количество субсидий, однако на кормопроизводство выплаты незначительные, отчего возникает дисбаланс. Производители сельхозпродукции также жалуются на нехватку денежных средств для модернизации и реконструкции хранилищ и теплиц.

Выдача государством кредитов на развитие сельского хозяйства также растёт. Так, в 2015 г. на развитие сельскохозяйственного производства государство выделило 263 млрд рублей. Уже к маю 2016 г. данная сумма кредитов выросла в 2 раза по сравнению с маем 2015 г.

Однако данные официальной статистики не дают полной картины перспектив развития сельского хозяйства в России. На самом деле есть масса нерешённых вопросов. Услуги кредитования касаются только крупных агропромышленных комплексов, тогда как мелкие сельскохозяйственные угодья страдают от нехватки денежных ресурсов из-за сильно развитой системы бюрократизации и других проблем. Чтобы получить государственную поддержку, мелким сельхозпредприятиям необходимо собрать массу справок, провести огромное количество экспертиз, столкнуться со скрытыми условиями, о которых не говорится в официальных документах.

Несмотря на массу нерешённых проблем, касающихся перспектив развития сельского хозяйства, данная отрасль экономики государства продолжает успешно развиваться. Показатели производства поднимаются. Однако в 2017 г. велика вероятность возникновения сильной разницы между спросом и предложением. Практически в каждой рыночной сфере в 2017 г. наблюдается падение спроса из-за нестабильной финансовой ситуации в стране. Данный факт может отрицательно сказаться на перспективах развития сельского хозяйства и не только.

Проблемы и перспективы сельского хозяйства в мире

Прежде чем перейти к рассмотрению проблем и перспектив сельского хозяйства в мире, разберём его общие характеристики на данном этапе рыночных отношений между странами.

Научные достижения (селекция, выведение новых гибридных сортов зерновых) в области развития сельского хозяйства обеспечивают улучшение аграрной производительности во многих странах. Данному факту способствовала так называемая «зелёная революция»: массовое применение удобрений, увеличение масштабов ирригационных работ, усиление механизации и т.д. Однако это коснулось только малой части стран, которые участвовали в «зелёной революции».

Основная причина трудностей, возникших в области развития сельского хозяйства, заключается в отсталости их аграрных отношений. Например, в Латинской Америке широко развиты так называемые латифундии, которые представляют собой огромные поместья сельскохозяйственного типа. А в Азии и Африке помимо больших территорий сельскохозяйственного назначения местного и иностранного капитала всё ещё популярны феодальные и полуфеодальные владения. Развитие сельского хозяйства в этих странах затруднено из-за пережитков прошлого, связанного с общинным землевладением.

Пестрый и отсталый характер аграрных отношений сочетается с пережитками в сфере организации общества, а также наличием действующих племенных и межплеменных отношений, огромной популярностью анимизма и веры иного характера. При рассмотрении перспектив развития сельского хозяйства важно обратить внимание и на социально-психологические аспекты народа, куда относится и потребительский менталитет. Помимо всего прочего, огромное влияние оказывает и история местных народов, имеющих в прошлом колонии.

С учётом всего вышесказанного, сельское хозяйство многих развивающихся стран не может удовлетворить их потребности в продовольствии. В связи с этим на сегодняшний день насчитывается огромное количество людей, живущих на данных территориях и страдающих от голода.

Даже несмотря на то, что голод постепенно удаётся искоренить, численность нуждающихся в еде людей по-прежнему огромна и достигает отметки в 1 млрд. Каждый год в развивающихся странах от недостатка пищи погибает около 20 млн человек. И это ещё одна проблема развития сельского хозяйства.

Перспективы развития сельского хозяйства в ряде развивающихся стран неудовлетворительны ещё и потому, что многие традиционные блюда имеют низкую калорийность и острый недостаток белков и жиров. Данный факт отрицательно влияет на физическую выносливость живущих в странах Южной и Восточной Азии людей.

Тяжелая ситуация с развитием сельского хозяйства и трудности с обеспечением продовольствием определяют для многих развивающихся стран проблему продовольственной безопасности. Речь идёт о получении достаточного количества пищи, важного для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Специалисты ООН ФАО установили порог продовольственной безопасности, который составляет 17% от мирового потребления запасов прошлого урожая, что составляет 2 месяца обеспечения пищей.

При этом специалисты ООН выяснили, что в большей части развивающихся стран живёт огромное количество людей, страдающих нехваткой жизненных ресурсов, что также стало следствием возникновения проблем развития сельского хозяйства. Нарушение продовольственной безопасности наблюдалось сразу в 24 странах, при этом 22 государства расположены в Африке. В связи с возникшими критическими условиями проживания был предпринят ряд мер по устранению продовольственных проблем. Речь идёт о продовольственной помощи: пожертвование и обеспечение ресурсами на льготных условиях кредитования.

Продовольственные пожертвования совершаются, по большей части, в отношении государств Африки, Азии и Латинской Америки. Первое место по поставкам занимают США. За последние годы укрепилась роль государств ЕС, которые жертвуют продовольствие в страны Азии и Африки.

Перспективы развития сельского хозяйства на международном уровне

Выше мы говорили о том, что сегодня выпускается намного больше объёмов продовольствия по сравнению с предыдущими годами. Тем не менее число голодающих по-прежнему оставляет желать лучшего. Население занято проблемой развития сельского хозяйства во благо обеспечения продовольствием всех нуждающихся. Так, например, если обратить внимание на объёмы продовольствия в США, то можно сделать вывод: к 2030 г. запасов еды хватит лишь на 2,5 млрд человек, хотя численность населения планеты на тот момент будет приблизительно 8,9 млрд. Из расчётов потребления пищи на начало XXI века выходит, что к 2030 г. мы упадём до уровня Индии, который составляет 450 г зерна на 1 лицо ежесуточно. В свою очередь, данная проблема развития сельского хозяйства станет причиной многочисленных войн.

Ни в коем случае нельзя пускать на самотек процесс развития сельского хозяйства в рамках производства, потребления и перераспределения. Важно разработать план перспектив развития сельского хозяйства на международном уровне. При этом можно опираться на 4 направления.

1. Расширение земельного фонда

Сегодня под сельскохозяйственные угодья выделяется приблизительно 0,34 га земли на 1 лицо. В теории же площадь может значительно расшириться до 4,69 га на 1 человека. Учитывая данный факт, невольно задумываешься над проблемами развития сельского хозяйства в мире, ведь земельный резерв планеты позволяет расширить участки. Однако стоит учитывать тот факт, что далеко не любая почва подойдёт для развития сельского хозяйства. Кроме того, чтобы расширить фермерские владения, понадобится огромная сумма денег.

2. Повышение эффективности аграрного производства

В конечном счёте, наибольшую весомость приобретает именно этот вариант: улучшение финансовой стабильности экономики посредством повышения эффективности сельскохозяйственного производства. Эксперты в области развития сельского хозяйства посчитали, что с применением новейших технологий в аграрной сфере на современном этапе можно было бы спокойно обеспечить продовольствием как минимум 12 млрд человек. Кроме того, технологический прогресс не стоит на месте и продолжает своё развитие и сейчас. Поэтому перспективы развития сельского хозяйства постоянно росли бы в лучшую сторону и не только за счёт биотехнологий, но и благодаря успехам генетиков.

3. Расширение социальных возможностей

Однако настоящий путь улучшения перспектив развития сельского хозяйства вытекает из учёта социальных возможностей граждан. В этом заключается ещё одно направление стратегического плана по развитию сельского хозяйства. Цель на данном этапе – осуществление глобальных сельскохозяйственных реформ в развивающихся государствах, опираясь на характерные черты каждой из стран. Итогом должно стать преодоление отсталости имеющихся аграрных структур. Во время проведения реформ важно обратить особое внимание на такие проблемы развития сельского хозяйства в развивающихся странах, как устранение неполадок из-за широкого участия первобытнообщинных отношений во множестве африканских государств, латифундизма в Латинской Америке и распространения раздробленных мелкокрестьянских владений в Азии.

Во время сельскохозяйственных реформ лучше всего опираться на уже имеющийся опыт развитых стран. Например, увеличивать роль правительства в развитии сельского хозяйства при помощи выдачи субсидий для замены старого оборудования новым, а также в сфере финансовой поддержки малого и среднего аграрного бизнеса. Особое место важно отвести решению вопросов, связанных с добровольной кооперацией, обилием форм и финансовым стимулированием игроков.

Очередная задача проведения социальной реформы с ростом финансовой эффективности заключается в сокращении разрыва на потребительском уровне между разными группами государств.

Бесспорно, улучшение правительственной деятельности касается и зоны воспроизводства населения, чей подъём может оказаться более контролируемым с применением эффективных средств.

4. Международное сотрудничество

В конце концов, четвёртым этапом стратегического плана по улучшению перспектив развития сельского хозяйства вполне может стать международное сотрудничество, а также помощь развитых стран развивающимся. Миссия такого проекта заключается, во-первых, в преодолении нехватки продовольствия, а во-вторых, в выявлении внутреннего потенциала развивающихся стран. Чтобы раскрыть весь скрытый резерв, необходимо решить проблемы во всех направлениях: экономика, образование, здравоохранение и пр.

Перспективы развития сельского хозяйства в мире в долгосрочной перспективе

Оценкой перспектив развития сельского хозяйства в мире занимаются ОЭСР и ФАО. Их прогнозы рассчитаны на 10 лет вперёд. Таким образом можно узнать о развитии сельского хозяйства в мире в долгосрочной перспективе, но только с учётом современной аграрной индустрии.

По анализируемым данным удалось установить сразу несколько путей развития сельского хозяйства мировой экономики. Предпосылками стали 4 гипотезы.

  1. Посевные площади под главными сельскохозяйственными культурами (пшеница, кукуруза, рис) не будут сокращаться, а будут даже увеличиваться. Продовольственный кризис 2007-2009 гг. позволил сделать такой вывод. Если не будет предпринят ряд мер по, то нам грозит повторное кризисное явление прошедших лет.
  2. Во всех странах всё больше ресурсов будет тратиться на внедрение достижений научно-технического прогресса в сельское хозяйство. Данный факт положительно скажется на пользовании благами природы. Речь идёт, в первую очередь, о водных и земляных ресурсах.
  3. Развивающиеся страны многих регионов будут увеличивать потребление белков за счет мясной и молочной продукции. Отсюда популяризация выращивания растений с целью их дальнейшего использования на корм животным.
  4. В большинстве стран будет сохраняться тенденция использования сельскохозяйственных ресурсов, прежде всего, для продовольственных целей. Государства с особыми природными и политическими условиями, позволяющими грамотно пользоваться благами земли для создания биотоплива, останутся в стороне. Речь идёт о Соединённых Штатах, Бразилии, а также некоторых государствах Юго-Восточной Азии.

По прогнозам на 2020 г. значительно улучшится производство пшеницы – до 806 млн т, что составит прирост в 18% к 2008 г., к 2050 же г. сбор пшеницы доберётся до отметки в 950 млн т (прирост 40% к 2008 г.). Однако не стоит забывать, что численность населения планеты постоянно растёт и к этому моменту увеличится на 30-35%. Отсюда улучшение среднедушевой обеспеченности пшеницей.

Поскольку пшеница активно используется в животноводстве, в развивающихся государствах возможен рост импорта этих зерновых с 24-26% до 30%. Причём более быстрые темпы роста ожидаются в менее развитых государствах. Такая перспектива развития сельского хозяйства в менее развитых странах гарантирует снижение доли импорта с 60% до 50%. Но даже такой показатель нельзя признать успешным. В любом случае понадобится помощь развитых государств, чтобы менее развитые страны могли подняться в аграрном производстве на уровень выше.

Есть и отчёты по прогнозам перспектив развития сельского хозяйства в мясной и молочной отраслях. Оказалось, что темпы производства молока развиваются гораздо быстрее, чем увеличивается население планеты. Это может привести к тому, что к 2050 г. объём производимого молока составит 1222 млн т, и это на 80% больше, чем в 2008 г.

Огромную роль в этом процессе играют именно развивающиеся государства, поскольку, исходя из полученных прогнозов, производство молока в этих странах возрастёт в 2,25 раза. Но и эти данные не смогут скрыть тот факт, что разница в объёме производимого молока в развивающихся и развитых странах будет огромна. Есть вероятность уменьшения поголовья коров в ряде развивающихся стран при их повышенной продуктивности. Такой шаг поможет избавиться сразу от двух проблем развития сельского хозяйства: поднять производство продуктов растительного происхождения и увеличить количество молочного белка в продовольственном меню нищей части населения.

Однако по-прежнему остаётся нерешённой проблема развития сельского хозяйства в мясной отрасли, ведь именно от неё во многом зависит питание населения мира.

По прогнозируемым данным ожидаются улучшения в мясной промышленности к 2050 г.: производство и потребление говядины вырастет на 60%, свинины – на 77%, мясо птицы – в 2,15 раза. При этом опять сохранится разница между темпами роста мясной промышленности и демографической ситуацией на планете. Если развивающиеся страны станут продвигать собственный мясной продукт на внутреннем рынке, то они вполне смогут повысить эффективность в данной сфере развития сельского хозяйства. В менее развитых странах следует ожидать, что большая часть говядины и свинины население будет получать путём внутреннего производства, но 40% мяса птицы будет удовлетворять импорт.

Таким образом, опираясь на вышеуказанные данные, можно сделать вывод: при повышении эффективности аграрного производства с заменой старого оборудования на инновационные технологии, позволяющие значительно экономить ресурсы, вполне возможно улучшить перспективы развития сельского хозяйства в мире с программой на 40 лет. Остаётся решить ещё одну проблему развития сельского хозяйства в мире, связанную с голодом.

При прогнозировании продовольственного потребления расчёт ведётся на душу населения планеты и постоянно растёт. Но со временем рост значительно уменьшится. В период с 1970 по 2000 гг. наблюдался прирост потребления продовольствия на душу населения в сутки в 16%. По предположительным данным в период с 2001 по 2030 гг. продовольственные затраты увеличатся до 2950 ккал. Однако это всего 9%-ный прирост за 30 лет.

К 2050 г. ожидается увеличение потребления до 3130 ккал на душу населения, а прирост составит 3% за 20 лет. Эти данные учитывают тот факт, что потребление продуктов питания в развивающихся странах будет расти гораздо быстрее, чем в развитых государствах. В связи с этим высока вероятность уравнивания показателей продовольственного потребления в развитых и развивающихся странах, что также улучшает перспективы развития сельского хозяйства на мировом уровне.

На сегодняшний день лишь половина общего населения планеты может позволить себе полноценное питание. Буквально 30 лет назад ситуация была иной: всего 4% входило в круг «полностью обеспеченных». К 2050 г. около 90% населения мира будет беспрепятственно получать 2700 килокалорий на душу в сутки.

Все перечисленные достижения составляют перспективы развития сельского хозяйства в мире на долгосрочный период и зависят от ряда инновационных изменений в аграрной отрасли экономики.

Перспективы развития сельского хозяйства в России

1. Импортозамещение в сельском хозяйстве

Импортозамещение сегодня помогает решить массу проблем развития сельского хозяйства в России. Ни для кого не секрет, что в 2014 г. Россия попала под «раздачу» санкций со стороны европейских стран, США, Канады, Австралии и Японии. В результате чего Правительство РФ предприняло ряд мер, запретив импорт определённого перечня продовольственных товаров, по большей части речь идёт о сельскохозяйственных продуктах.

Благодаря импортозамещению в современных магазинах РФ 80% продовольствия составляет отечественный продукт и всего 20% – иностранный. Проводятся работы по развитию внутреннего сельского хозяйства. К концу 2017 г. ожидается значительный прирост зерновых (свыше 100 млн т). Урожай гречихи также превысит ожидания. Однако особое внимание стоит уделить всё же мясной, молочной и овощной промышленности. Перспективы развития сельского хозяйства в этих отраслях дают прогнозы на достижение ожидаемого прироста через 2-3 года, и только в молочной сфере – через 7-10 лет. Уже через 3-5 лет ожидается полный переход на внутреннюю торговлю овощами и фруктами.

2. Повышение роли государства в развитии сельского хозяйства России

За прошедшее десятилетие перспективы сельского хозяйства в России значительно улучшились, благодаря возрастанию роли правительства в этой отрасли экономики. Аграрная реформа Госпрограммы фиксирует популяризацию действий государства по развитию сельского хозяйства в стране:

  1. Обеспечение финансовой поддержки аграрной промышленности с участием регионов.
  2. Распределение и перераспределение получаемых доходов.
  3. Выдача кредитов на сельскохозяйственные нужды в рамках государственной поддержки.
  4. Сельскохозяйственное страхование.

Производители аграрной промышленности, таким образом, могут получить более тридцати видов государственной поддержки. Основной упор при этом делается на субсидирование части процента по кредитованию на долгосрочную перспективу, а также обеспечение погектаровой помощи.

Помимо всего прочего, Правительством РФ был разработан ряд нововведений для развития сельского хозяйства начинающим фермерам: грант на создание сельхозугодий, который включает в себя 1,5 млн рублей и 300 тыс. рублей на бытовое обустройство, а также выдача субсидий инвестиционных кредитов и части первого взноса по лизингу аграрной техники.

Многие банки, например, «Россельхозбанк», тоже принимают активное участие в поддержке развития сельского хозяйства в стране, разрабатывая новые линейки финансовых продуктов. Если вы являетесь владельцем малого или среднего бизнеса, то можете оформить годовой кредит по сниженной ставке – от 15,95%. При этом кредитный портфель «Россельхозбанка» в период с 2014 по 2015 гг. подскочил на 13,2% и составляет теперь больше 1,5 млн рублей.

Перспективы развития сельского хозяйства Российской Федерации зависят в основном от кредитов. На современном этапе остаётся нерешённой проблема нехватки инвестиций в долгосрочной перспективе.

3. Привлечение инвестиций

Как мы уже упомянули выше, проблема привлечения инвестиций в развитие сельского хозяйства является основной на современном этапе работы АПК. Поскольку большинство аграрных предприятий имеют низкий уровень доходов, желающих инвестировать в развитие сельского хозяйства РФ очень и очень мало. Однако на привлечение инвестиций может положительно повлиять факт субсидирования экспортных предприятий и таких отраслей, как свиноводство, тепличное овощеводство, семеноводство.

2017 г., по мнению специалистов, станет благоприятным для инвестирования в сферы молочной продукции (в частности сыров), свинины, птицы, рыбы. Однако не стоит забывать о рисках финансовых вложений.

Правительству РФ удаётся привлекать инвесторов в развитие сельского хозяйства с помощью ряда активных мер. Например, вкладчику возвращается 20% от суммы, затраченной на капитальное строительство. Так, инвесторы в овощеводческой промышленности уже в нынешнем году смогут вернуть свои 20%. В 2017 г. предусмотрено выделение денежной суммы в размере 16 млрд рублей на реализацию этой идеи.

Средний срок окупаемости инвестиций в развитие сельского хозяйства в России составляет 5 лет.

4. Развитие собственной научной базы и технологичности отрасли

Пожалуй, одним из основополагающих факторов для улучшения перспектив развития сельского хозяйства в стране является обеспечение АПК высококвалифицированными специалистами. В связи с этим государство старается активно поддерживать аграрные вузы. На сегодняшний день на территории Российской Федерации воспитанием специалистов в сфере сельхозиндустрии занимаются 54 аграрных вуза. Каждый год они выпускают по 25 тыс. готовых кадров.

На современном этапе развития сельского хозяйства в стране анализируются выявления необходимых нововведений в аграрной сфере: опыты в сфере селекции и генной инженерии. Также создаются абсолютно новые виды флоры и фауны, которые обладают лучшей жизнеспособностью и продуктивными качествами.

Не стоит забывать о развитии отраслей кормопроизводства и ветеринарии.

5. Развитие фермерства

По статистическим данным, на территории РФ работает 355 тыс. производителей сельского хозяйства, большую часть которых составляют индивидуальные предприниматели и небольшие организации. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России установила, что 38% всего сельского населения очень заинтересованы в вопросе развития фермерского хозяйства.

Возникает вопрос: возможно ли появление фермеров в нашей стране? Конечно, возможно. И этому есть весомое доказательство. Так, например, Орловская область является на современном этапе развития сельского хозяйства наиболее популярной в данной сфере: 90% земель отведено под АПК. При этом в сёлах живёт более 300 тыс. людей, что составляет 40% общего населения Орловской области. Частные фермерские хозяйства – основная цель перспектив развития сельского хозяйства в стране.

Рассказывает практик

Татьяна Антипенко, главный редактор портала Agro.ru, Москва

С 1 июля 2017 года вступает в силу закон о запрете на выращивание и разведение генетически модифицированных растений и животных в нашей стране. Исключение: случаи, когда это делается в научных целях.

Еще с 1 января 2016 года вступил в силу новый ГОСТ – «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортировки». Кроме того, появился новый единый стандарт маркировки продуктов питания. Это изменит представление населения о качестве отечественных продуктов в лучшую сторону.

Тяга к российским продуктам уже есть, можно считать это одним из проявлений роста патриотических настроений. Набирает популярность стремление питаться здоровой пищей. Растущий спрос поддерживают открывающиеся интернет-магазины фермерских продуктов. Однако за столь короткий срок потребители вряд ли изменят мнение о местных производителях.

Недоверие к системам проверок прочно сидит в сознании россиян. К тому же у нас не сформировалось четкое представление о разнице между органическими продуктами, качество которых подтверждено сертификатом, и фермерскими. Сельхозпроизводителям предстоит провести серьезную пропагандистскую работу, чтобы убедить покупателей в том, что российская продукция не уступает по своему качеству импортной.

Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов.
Лоренс ПИТЕР, педагог.

Станет ли образование локомотивом для села? На наших глазах открывается новая страница в истории российского агропромышленного комплекса. Президент Владимир Путин обозначил государственную позицию: сельское хозяйство, наша продовольственная безопасность и независимость - важнейший приоритет для страны и россиян. Курс на импортозамещение обнадёжил аграриев. Отечественные сельхоз-производители взволнованы: удастся ли им занять освободившиеся рыночные ниши? Оценка специалистами потенциального объёма замещения привозной продукции в среднесрочной перспективе довольно оптимистична: мяса крупного рогатого скота - на $2,5 млрд., рыбы и рыбной продукции - на $2,5 млрд., молочной продукции (масло, сыры, молоко) - на $1 млрд., яблок и груш - на 1 млрд. долларов.

Но для государства вопросы звучат более остро и глубоко: что необходимо, для того чтобы в дальнейшем избежать зависимости от недружественных действий стран--партнёров, способно ли сельское хозяйство России обеспечить продовольственную безопасность страны и главное - кто это будет делать? На сегодня село, как никакая другая отрасль, слабо укомплектовано специалистами, а потому одна из важнейших позиций, требующая внимания, - кадровая составляющая аграрного кластера. В основе её должно находиться качественное образование, соответствующее высочайшим требованиям к современному производству продукции.

Реальная статистика

Территория России превышает 17 млн. кв. километров, из которых 400 млн. гектаров, или 23,4 процента, - земли сельскохозяйственного назначения. Демографические ресурсы сельских территорий составляют 38 млн. человек - 27 процентов общей численности населения, в том числе трудовые ресурсы - 23,6 млн.
Плотность населения низкая - 2,3 человека на 1 кв. километр. Поселенческий потенциал насчитывает 155,3 тыс. сельских населённых пунктов, из которых 142,2 тыс. имеют постоянных жителей. В сельском расселении преобладает мелкодисперсность - 72 процента населённых пунктов имеют численность менее 200 человек, а поселения с численностью свыше 2 тыс. жителей составляют 2 процента.

По данным сборника «Россия в цифрах».

Аграрные образовательные учреждения - одни из старейших в России, накопивших богатое наследие. За прошедшие двести с лишним лет в аграрном образовании появились традиции, представляющие собой исторически сложившиеся идеи, практические действия, которые передаются из поколения в поколение и способствуют эффективному выполнению первостепенных задач страны. За два века работы учебные заведения обучили более миллиона специалистов для российского села.

Сегодня рабочие кадры для АПК готовят профессиональные училища и лицеи системы Минобрнауки РФ. Специалистов среднего и высшего звена выпускают 59 вузов, 25 учреждений дополнительного профессионального образования и 162 учреждения среднего профобразования, подведомственные Минсельхозу РФ. В них, по данным министерства сельского хозяйства, обучается примерно 460 тыс. человек. Более 87 процентов от общего числа студентов получают специальности сельскохозяйственного профиля, остальные - специальности, необходимые для развития сельских территорий и их инфраструктуры. Но при этом российскому АПК недостаёт порядка 80 тыс. специалистов с высшим образованием. Казалось бы, в чём проблема: выпускников должно хватить отрасли с лихвой? Однако реальная картина далека от статистической: молодёжь в село не едет.

Сегодня на земле трудятся в основном полупрофессиональные кадры, получившие умения и навыки на рабочем месте, не имеющие основ научных знаний по профессии. Особенно это касается личных подсобных хозяйств, где наиболее распространён метод «проб и ошибок». На практике только треть выпускников вузов и техникумов приходит на работу в сельскохозяйственные организации. Остаются на селе и того меньше: по разным специальностям от 2 до 18 процентов обучавшихся за счёт федерального бюджета. Тем временем потребность отечественных предприятий в специалистах высшего звена такова: для замещения должностей руководителей организаций - 8,6 тыс. человек, главных агрономов - 9,7 тыс., главных зоотехников - 10,1 тыс., главных ветврачей - 10,4 тыс., главных инженеров - 13,8 тыс., главных экономистов - 6,2 тыс., главных бухгалтеров - 13,2 тыс. Высока потребность в специалистах среднего звена и людях, владеющих рабочими профессиями.

Нынешний кадровый состав сельскохозяйственной отрасли стареет в целом. За последние годы в предпенсионный возраст вступила значительная часть работников массовых профессий, в том числе занятых ручным трудом в растениеводстве, животноводстве и других сферах деятельности. Освобождаемые места непривлекательны для молодёжи. Существует множество факторов, которые отбивают у молодых специалистов желание жить и трудиться на селе. Тяжёлый труд - одна из причин. Не зря же редактор и романист Эдгар Хау заметил: «Крестьянин, даже если он решил побездельничать, встаёт с петухами, чтобы начать это дело пораньше». Сельский труд считается непрестижным также из-за сезонности работ и низкой оплаты. Заработок зависит от реализованной продукции, хотя трудозатраты и вложения могут быть разные при одинаковых объёмах продукции. Как подтверждают данные Минсельхоза РФ, в 2013 году среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве чуть превысила 14,5 тыс. рублей, что в два раза меньше среднего показателя по всем отраслям экономики.

Разрыв между городом и селом по уровню доходов увеличивается. Бедность, разрушающая трудовой и генетический потенциал села, остаётся массовым явлением. Можно сказать, что бедность концентрируется на сельских территориях, на которые приходится 42 процента всего малоимущего (по располагаемым ресурсам) населения России, тогда как на долю сельского населения приходится 27 процентов общей численности населения страны.

Кстати, то что вузы сосредоточены в основном в крупных городах, - немаловажное обстоятельство, которое становится препятствием для выпускников школ из сельской глубинки, чей «стартовый капитал» меньше. Поступить им на учёбу крайне сложно. То есть довольно значительную часть студентов составляют горожане, которые вряд ли после окончания вуза поедут работать на село. Да и уровень общего оптимизма у сельской молодёжи в возрасте от 14 до 24 лет при вступлении в самостоятельную жизнь, согласно результатам социологических исследований, невелик - 48,8 процента, и тот основывается на переезде из сельской местности в город. Половина учащихся выпускных классов сельских школ сегодня не заинтересована в трудовой подготовке по сельскохозяйственному профилю, только 15 процентов изъявляют желание быть высококвалифицированными специалистами и лишь 9 процентов стремятся к получению сельскохозяйственной профессии.

Отпугивает молодых незначительность перспектив как в карьерном, так и социальном планах. В результате в отраслевой численности занятого населения доля работающих в сельском, лесном и рыбном хозяйствах сократилась с 48 процентов в 1992 году до 27 процентов в 2009 году. Эксперты отмечают, что стратегические цели аграрного образования должны быть тесно увязаны с проблемами решения социальных проблем сельских территорий. Ещё сто лет назад наш известный экономист Александр Чаянов подчеркивал, что сельское хозяйство в России нельзя рассматривать только как деятельность, приносящую доход и пропитание тем, кто ею занимается. Это образ жизни, и если он под влиянием каких--либо факторов начинает изменяться, это непосредственно отразится и на эффективности отрасли в целом.

Привлекательность труда для молодёжи сдерживается инвестиционно--технологическими факторами. Современное производство на селе скорее исключение, чем правило, отсюда и низкий уровень производительности труда в отрасли: по различным оценкам, в пять-десять раз меньше, чем в наиболее развитых странах мира, и в два раза ниже, чем в среднем в отечественной экономике. По словам специалистов, ситуация требует кардинальных мер, чтобы не пройти точку невозврата. Уже сегодня почти четвёртая часть сельскохозяйственных угодий, в том числе около 30 процентов пашни, подвержена водной и ветровой эрозии. Ежегодно в результате несельскохозяйственной деятельности разрушается около 50 тыс. гектаров земель, и масштабы этих разрушений превышают площади рекультивируемых территорий. Происходит деградация лесного фонда страны, что связано не только с его нерациональным использованием, но и участившимися пожарами, которых происходит более 18 тыс. в год.

Между тем в России сосредоточено 9 процентов мировых сельхозугодий. Как подчеркнул заместитель министра сельского хозяйства России Александр Петриков:

Страна с таким потенциалом по определению обязана иметь передовое сельскохозяйственное производство, образование и науку. В противном случае возрастает зависимость от зарубежных поставок, в том числе технологий. Учитывая растущую потребность на мировых агропродовольственных рынках в продуктах, рост мирового населения и потенциальную возможность вовлечения наших огромных земельных богатств в хозяйственный оборот, задачи развития аграрного образования в России приобретают глобальный характер.

Клубок проблем

Надо отметить, российские учебные заведения имеют сегодня высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, опытных специалистов, обладающих научными знаниями и прочными деловыми связями с предприятиями и агрохолдингами. Но наука до сих пор не оправилась от кризисных 90-х годов. Тогда уровень бюджетных ассигнований для Российской сельскохозяйственной академии не превышал 30 процентов от потребности. В итоге только за 1992-1997 годы численность исследовательских кадров сократилась с 30 до 14 тыс. человек. Особенно значительным оказался отток молодых квалифицированных специалистов. Динамика этих показателей позволяет говорить о трёхкратном сокращении научно-технического потенциала отечественного аграрного сектора.

Тяжёлыми оказались эти годы и для самого сельского хозяйства, которое испытало беспрецедентное для мирного времени падение объёмов производства на 40-50 процентов. В Советском Союзе подобное было зарегистрировано лишь в результате Великой Отечественной войны, когда подверглись разорению лучшие сельскохозяйственные районы страны. Даже в потерпевших сокрушительное поражение Германии и Японии, несмотря на повсеместные разрушения, спад сельскохозяйственного производства составил лишь около 30 процентов. В критические годы коллективизации сельскохозяйственное производство в СССР сократилось только на 14 процентов, но 90-е нанесли стране сильнейший удар. Данные Госкомстата России свидетельствуют, что в период между переписями населения (1989-2002) обезлюдело около 179 тыс. сельских населённых пунктов.

Лишь после 2001 года наметились первые ощутимые признаки стабилизации и возрождения аграрной экономики. Однако и сейчас большинство сельскохозяйственных предприятий остается нерентабельным, неспособным не только к внедрению инноваций, но и к ведению нормального воспроизводственного процесса. В образовательной и научной деятельности перемены оказались более ощутимы и значимы - началась масштабная модернизация. Сегодня основное внимание уделяется изучению вопросов рыночной экономики и предпринимательства, инновационной и внешнеэкономической деятельности, менеджменту, правовому обеспечению АПК, налогообложению и кредитованию, изучению и созданию современных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Учебные заведения осваивают новые образовательные технологии. Но до сих пор остаётся множество проблем, которые негативно сказываются на качестве профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, кадров массовых профессий, в целом на кадровом обеспечении агропромышленного комплекса. Вопрос вопросов - морально устаревшие и слабо обновляемые материально--технические фонды. Отрасли требуется основательное техническое переоснащение образовательного процесса с одновременным применением новых образовательных технологий.

Недостаточно крепки связи образовательных учреждений с сельхозпредприятиями, а содержание образования не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым сегодня работодателями к уровню профессиональной компетентности выпускников. Студенты испытывают сложности с прохождением практики. Прежде производственной базой для учащихся и специалистов, проходящих переподготовку, были учебно-опытные хозяйства высших учебных заведений. Сегодня, в результате проведённых в стране аграрных реформ, часть учхозов утратила свой статус, а большинство отделилось от вузов и стало самостоятельными государственными унитарными предприятиями. Но поскольку сумма господдержки сократилась, производство стало нерентабельным. В связи с этим многие хозяйства резко сократили посевные площади и поголовье скота. Учебные хозяйства уменьшили базу практики для студентов вузов, а кафедры высших учебных заведений сократили количество экспериментов и опытов, проводимых на полях и фермах учебно-опытных хозяйств. Как следствие, снизилось внедрение в производство новых сортов сельскохозяйственных растений, пород скота, современных высокоиндустриальных технологий. В российской аграрной науке только по отдельным научным направлениям ведутся исследования, близкие к мировым аналогам или даже задающие мировой уровень. Практическая же результативность этих исследований крайне низка: по разным оценкам, ежегодно остаются невостребованными сельхозпроизводством до 40-50 процентов законченных научно-технических разработок. Это обусловлено как отсутствием эффективного организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью, побуждающего разработчика создавать инновационные проекты, а потребителя их использовать, так и низкой ориентированностью науки на потребности практики.

Нельзя забывать, что образование - это не только высшие учебные заведения. В сельскохозяйственной сфере, как ни в какой другой, очень важна преемственность, если мы хотим, чтобы российская деревня не опустела. Сегодня в отрасли отсутствует системная работа по организации непрерывного обучения, координации повышения квалификации и переподготовки кадров. Несмотря на приход инноваций и глобализацию современного общества, на селе по¬прежнему сохраняется много традиционных технологий, где требуются специалисты на уровне начального профессионального образования. Необходимо поднимать престиж крестьянского труда, на котором держится аграрная экономика любого государства. Специалисты считают, что для сохранения преемственности необходимо обеспечить координацию учебных программ образовательных заведений всех уровней. В структуру должна вписаться и сельская школа. И конечно, в идеале ни одно звено этой цепи не должно быть ущемлённым. Пока же можно констатировать, что есть существенная разница в финансировании.

Сельские училища и техникумы настиг кризис, который не позволил обновить их материальную базу и своевременно провести компьютеризацию, - поясняет директор Каменск-Уральского агропромышленного техникума, член-корреспондент Академии профессионального образования Сергей Некрасов. - Большинство из нас ведет обучение на технике двадцатипятилетней давности, мы уже давно не видим ни моделей, ни наглядных пособий (скорее всего, их просто перестали выпускать). К тому же, если раньше нас окружали прибыльные колхозы и совхозы, способные оказать помощь в совершенствовании материальной базы, принять учащихся на производственную практику, выплачивать дополнительные адресные стипендии, то теперь вокруг одни фермеры, которые просто не в состоянии оказать профессиональному образованию какую¬либо помощь. И это несмотря на то, что каждое сельское училище или техникум обслуживает по три-четыре района, а агропромышленный комплекс до сих пор продолжает являться основой слабо диверсифицированной сельской экономики.

Невысоким остаётся уровень жизни работников образовательных учреждений, при этом, как отмечают педагоги, оплата труда в системе аграрного образования ниже, чем в других учебных заведениях. То есть, чтобы трудиться в этой сфере, надо быть большим энтузиастом. Отток педагогических кадров замедляет начавшуюся модернизацию системы.

В аграрном образовании, по оценкам многих специалистов, существуют явные противоречия. Образовательные организации финансируются из различных источников - местных, региональных, федеральных, что затрудняет концентрацию средств на подготовку наиболее важных для конкретных условий кадров. К тому же отсутствует информация о потребностях в работниках различного уровня квалификации: магистрах, специалистах, бакалаврах, сотрудниках со средним специальным и начальным профессиональным образованием - механизаторах и животноводах. То, что учебные заведения находятся в ведении двух министерств, эксперты тоже считают минусом. И это далеко не все болевые вопросы, накопившиеся в отрасли.

Что за рейтингом?

По убеждению специалистов, образование может стать тем локомотивом, который способен вытащить российское село из затяжного системного кризиса. Но при нынешнем положении вещей в сельскохозяйственной отрасли и демографическом спаде возникает вполне закономерный вопрос: откуда же возьмутся те производительные силы, которые, получив образование, обеспечат продвижение аграрной науки и экономики?

Ситуацию понимают на самом высоком уровне. Государство всё больше внимания уделяет аграрному сектору экономики, поддерживая село национальными проектами и профинансированными программами. Сельхозпредприятия начали мотивировать специалистов: молодёжь, которая остается жить и работать на селе, поощряют жильём, грантами, надбавками к зарплате. Правительством страны утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, которой определены основные цели государственной аграрной политики и развития рыбохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе. Документ определяет ключевые проблемы и финансово--экономические, правовые и организационные меры, позволяющие вывести сельские территории на качественно новый уровень развития, обеспечивающий комплексное сбалансированное решение экономических, социальных и экологических задач при сохранении природно¬ресурсного и историко-культурного потенциала сельской местности. Основная цель - поднять уровень и качество жизни российской деревни, сделать её более привлекательной. Среди мер названо научное и кадровое обеспечение села.

В принципе, система высшего аграрного образования к этому готова. Министерство сельского хозяйства продолжает работу по её оптимизации. Как отмечают специалисты ведомства, в настоящее время накоплен положительный опыт реорганизации вузов в форме объединения. Например, на базе сельскохозяйственного и ветеринарного институтов в г. Омске в 1994 году создан Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, в г. Саратове в состав Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова в 1998 году вошли академия ветеринарной медицины, сельскохозяйственная академия и агроинженерный университет. Сегодня эти объединённые университеты являются одними из самых крупных и эффективно функционирующих учебных заведений, подведомственных Минсельхозу РФ. Кроме того, к аграрным вузам в течение последних десяти лет присоединены 22 техникума, 41 институт повышения квалификации, 1 НИИ. В течение нескольких лет обсуждается вопрос об объединении отраслевых высших учебных заведений, расположенных в одном субъекте Российской Федерации, с целью создания крупных многопрофильных агротехнологических университетов, что позволит обеспечить комплексность решения образовательных и научных задач, поставленных реалиями времени.

Для этого есть предпосылки. Согласно оценке Минобрнауки РФ, проводившего мониторинг деятельности федеральных государственных учреждений высшего профобразования в 2012 году, к категории «имеющих признаки неэффективности» отнесено 46 процентов аграрных вузов. Но следует заметить, что эти учебные заведения обладают рядом особенностей, обусловленных отраслевой спецификой. Во-первых, все аграрные вузы имеют более низкие показатели по ЕГЭ. Это объясняется не их неэффективностью, а низкой престижностью сельскохозяйственных профессий. В аграрные вузы поступают в основном выпускники сельских школ - более 60 процентов, у которых средний балл ЕГЭ ниже, чем у городских школьников. Во-вторых, сельскохозяйственные учебные заведения имеют более низкие показатели по некоторым финансовым критериям, что связано с исторически сложившимся недофинансированием. В частности, в среднем на одного студента¬агрария из федерального бюджета затрачивается на 25-30 процентов финансовых средств меньше, чем в других вузах, а низкая доходность сельскохозяйственных организаций не позволяет привлекать их средства на проведение научных исследований.

Министерство сельского хозяйства РФ провело свой отраслевой мониторинг среди подведомственных вузов. По результатам отраслевой оценки было признано, что 14 вузов нуждаются в оптимизации. Поэтому продолжается плановое укрупнение учебных заведений. Как заверили в министерстве, это влечёт за собой увеличение объёмов финансирования образовательного и научного процессов, повышение средней заработной платы научно-педагогических работников, исключение дублирования одноимённых направлений подготовки, повышение экономической эффективности деятельности вузов. Необходимо обновить материально--техническую базу учебных заведений, поскольку физический износ оборудования составляет около 70 процентов. Как отмечают специалисты министерства, направления образовательной, научной и другой деятельности, проводимые каждым вузом, после объединения сохранятся и получат дальнейшее развитие во вновь созданных на их базе университетах. Предполагается создать студенческие кампусы (институты) с профильной подготовкой. Безусловно, будут учтены глубокие исторические традиции и уникальность каждого учебного заведения. К разработке концепции объединённого университета приглашаются учёные советы, факультеты и кафедры реорганизуемых вузов.

Но аграрным вузам требуются не только структурные изменения. Необходима глубинная модернизация сельскохозяйственного образования, чтобы соответствовать реалиям сегодняшнего дня. Нехватка квалифицированных молодых кадров в агропромышленном комплексе - половина беды. Сегодня селу нужен работник, обладающий самыми современными знаниями. Грамотные специалисты - залог эффективной работы, дополнительная прибыль и стабильность организации. Особенно профессионалы важны в условиях совершенствования технологий на современных производствах. Нужно учитывать, что спрос большинства работодателей направлен на получение готового высоко-квалифицированного, опытного специалиста. Это ставит перед вузами новые задачи.

Модернизация

Начавшаяся в образовании модернизация призвана снять остроту проблем или устранить их вовсе. Тема эта многогранна и актуальной будет ещё долго. Основными направлениями модернизации аграрного образования являются обеспечение доступности образования для сельской молодёжи, подготовка квалифицированных кадров соответствующего уровня и профиля, конкурентных на рынке труда, способных обеспечить эффективное ведение агропромышленного комплекса. Современная концепция образования включает необходимость выработки кругозора, охватывающего всю систему сетевых взаимоотношений между различными компонентами агросферы.

Модернизацию необходимо рассматривать как комплексный инновационный процесс, включающий решение проблем повышения качества образования и его эффективной организации, существенного повышения уровня учебно-методической работы, материального и информационного процесса. Наиболее масштабные изменения произошли в высшем образовании, где формально завершён переход к уровневой системе, включающей бакалавриат и магистратуру. У студентов должны появиться новые мотивации к получению профессиональных и общекультурных компетенций. Этому способствуют новые технологии обучения, применение активных и интерактивных методов, привлечение к реализации образовательных программ работодателей. Вузам предстоит отладить взаимодействие с работодателями и их объединениями не только в разработке и реализации основных и дополнительных программ, но и в оценке компетенций выпускников. Ещё одно направление в комплексе мер модернизации - повышение статуса нескольких аграрных университетов. На конкурсной основе Минобрнауки РФ определило четыре инновационных вуза - РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Кубанский государственный аграрный университет, Орловский ГАУ и Ставропольский ГАУ, - которым предоставлено государственное финансирование для создания инновационной образовательной среды.

Создание модели взаимодействия аграрных образовательных учреждений, бизнеса и государства позволит инновационную составляющую в научно-исследовательской деятельности дополнить развитием прямых связей с организациями агропромышленного комплекса, - отметила Людмила Хоружий, декан учётно-финансового факультета РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, - в первую очередь, со стратегическими партнёрами из числа крупнейших компаний, агрохолдингов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. В результате будут развиваться конкурентоспособные фундаментальные исследования, и на их базе будут реализовываться прорывные прикладные разработки с последующей коммерциализацией, что обеспечит дальнейшее укрепление аграрных вузов.

Ректоры многих аграрных вузов России выделяют следующие базисные моменты платформы развития аграрного образования в России: система образования должна быть построена на активном сочетании практики с теорией, при этом вузы - стать центрами разработки и реализации различных инновационных методов организации и управления производством. Студент, обучаясь с помощью новейших технологий, может стать хорошим специалистом только в том случае, когда теория будет подкреплена качественным производственным опытом. Таким образом, вновь встаёт вопрос о сохранении в структуре образовательных учреждений учебно-опытных хозяйств и организации других форм практического обучения. У каждого учебного заведения есть свои подходы. В частности, ректор Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии Александр Самоделкин рассказывает:

Перед преподавательским составом поставлена задача - научить студентов быть не только узкими специалистами в своей области, но и иметь представление о сопутствующих процессах, чтобы они могли начать с нуля новый бизнес, развивать производство, быть конкурентоспособными. Эти знания мы планируем давать в виде и основного курса лекций, и практических занятий, и дополнительного образования, и в виде еженедельных открытых тематических конференций. Очевидно, что без высококвалифицированных кадров в современных условиях не обойтись. Благодаря областным и федеральным программам, а также приходу частных инвесторов сельское хозяйство развивается, и у молодых специалистов есть хорошие перспективы для самореализации. К нам стали приходить представители крупных хозяйств, которые хотели бы подобрать себе квалифицированные кадры, и примерно с третьего курса студенты уже могут быть ориентированы на конкретное предприятие и работу там. Руководители заинтересованы в знающей молодёжи, поэтому предоставляют возможность практики во время обучения, иногда осуществляют и стипендиальную поддержку.

Важнейшим аспектом модернизации аграрного образования в России, по мнению специалистов, может стать её международная составляющая. В последнее десятилетие предпринят ряд шагов по содержательной модернизации профессионального образования, повышению его качества, интеграции российского образования в международное образовательное пространство. В первую очередь речь идёт о вхождении России в Болонский процесс, повышении гибкости образовательных программ, преодолении ранней узкой специализации, внедрении федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Отечественные учебные заведения должны быть не пассивными, а максимально активными участниками процесса интернационализации образования, наращивать экспорт образовательных услуг и выстраивать такую сбалансированную систему взаимоотношений с иностранными партнёрами, которая отражала бы интересы России.

Надо помнить, что исторически Россия всегда являлась аграрной страной, и от эффективного развития сельского хозяйства во многом зависело её благосостояние. Основной задачей развития страны как крупнейшей мировой державы является обустройство территорий, в чём ключевая роль принадлежит аграрному образованию. В начале XXI века, когда агропромышленный комплекс России вступил в новый период своего развития, от квалификации и компетенции специалистов во многом зависит решение вопросов обеспечения продовольственной безопасности страны, сохранение и возрождение российского села.