Сообщение о разных видах повествования. Повествование

02.09.2019 Снилс

Тип речи - это способ, выбранный автором конкретного текста для того, чтобы поставить и решить задачи, ради которых его творение было создано. Умение правильно определять тип речи необходимо ученикам школ и студентам филологических факультетов. Важно хорошо ориентироваться в видах текста, чтобы понимать цели и задачи автора. В русском языке традиционно выделяют три типа речи. Необходимо запомнить основные признаки каждой разновидности – тогда в дальнейшем можно точно определить тип речи текста, воспользовавшись алгоритмом.


Типы текста в русском языке
Наиболее широко распространено в русском языке повествование . Обратите внимание на его признаки.
  1. В текстах данного типа рассказ ведётся в определённой временной последовательности. Проследите развитие описываемых событий.
  2. Каждый текст-повествование имеет следующую структуру:
    • завязка (начало действия, события);
    • развитие действия;
    • развязка (окончание события, завершение повествования).
    Подумайте, характерна ли эта структура для анализируемого вами текста. Учитывайте особенности авторского изложения, поэтики. Например, завязка может быть невыраженной, а открытый финал романа – тоже развязка.
  3. Повествование может вестись от третьего и от первого лица:
    • чаще всего авторы оформляют текст от третьего лица – это так называемое «авторское повествование»;
    • когда рассказ ведётся от первого лица, рассказчик называется автором, либо обозначается с помощью местоимения «я».
  4. Признаком повествовательного типа текста является употребление глаголов совершенного вида прошедшего времени. Однако обязательно учитывайте, что далеко не все авторы пользуются традиционным оформлением текста. Иногда в качестве средств выразительности выступают иные формы глагола:
    • глаголы будущего времени создают впечатление неожиданности действия, делают повествование стремительным, динамичным;
    • глаголы несовершенного вида акцентируют внимание на длительности действия;
    • глаголы, употребляемые в форме настоящего времени, позволяют приблизить происходящее в тексте к читателю, совместив временные пространства реального восприятия текста и описываемых событий: создаётся иллюзия одновременного существования героев книги и читателя, действие разворачивается «на глазах».
  5. Повествовательные тексты также иногда содержат элементы рассуждения и описания. Определяя тип речи текста, обращайте внимание на базовые признаки, их соотношение, отделяйте основное от второстепенного.
Следующий тип текста – описание . Для данного типа речи характерно последовательное описание человека, события, предмета или явления. Тексты-описания имеют ряд признаков.
  1. Авторы часто используют конструкции, осложнённые однородными членами. В процессе перечисления свойств предмета они становятся лучшим средством оформления текста. Если перед вами текст, содержащий несколько предложений с однородными определениями, дополнениями, обстоятельствами, – скорее всего, это описание.
  2. В описаниях художественного стиля обычно используют эпитеты, сравнения, метафоры.
  3. Описания в научной речи более сдержанные и ёмкие.
  4. Описание чаще всего содержит небольшие текстовые фрагменты повествовательного типа, иногда включает в себя элементы рассуждения. Например, даются краткие комментарии при описании предмета или события.
  5. Анализируя текст, выделите основные приёмы, имеющие наибольшую смысловую нагрузку. Текст-описание ориентирован на создание объективного представления о предмете.
Третьим типом речи текста является рассуждение . В нём проводится исследование конкретных предметов, их взаимосвязи. Запомните основные свойства рассуждения.
  1. Каждый текст-рассуждение строится по определённой схеме:
    • сначала автор формулирует тезис или гипотезу, иногда это предваряется кратким вступлением;
    • затем в основной части приводятся аргументы и доказательства;
    • заключительная часть содержит выводы.
    Прочтите внимательно текст, обратите внимание на форму выражения авторской позиции. Если в тексте освещается конкретная проблема, приводятся примеры, автор высказывает собственное мнение и делает соответствующие выводы – это рассуждение.
  2. Текст-рассуждение имеет чёткую логическую структуру.
  3. Обычно в рассуждениях не принято использовать художественные средства. Иногда они встречаются в публицистике, эссе, но не являются определяющими для общей стилистики. В рассуждении автор ориентируется на объективное доказательство своей точки зрения.

    В рассуждении большую роль играет заключение – в нём подводится логический итог всему сказанному. Автор делает обобщение, желая воздействовать на читателя, убедить его в правильности своего мнения. Постарайтесь определить, насколько важно это для анализируемого вами текста: если авторское мнение, оценка приводятся только как дополнение описания или повествования – это не рассуждение.

Как определить тип текста? Алгоритм

Ученики и студенты нередко задаются вопросом: как определить тип текста? Для плодотворной работы знать признаки разных видов речи недостаточно. Нужно следовать заданному алгоритму, чтобы быстро и точно выяснить тип текста.

  1. Сначала внимательно прочитайте текст. Ознакомьтесь с ним тщательно, вдумчиво.
  2. Старайтесь в процессе чтения не держать постоянно в памяти признаки, характерные для разных типов текста. Сосредоточьтесь на осмыслении материала. Сейчас ваша задача – выяснить цель автора. Не ищите сразу в тексте художественные средства, не анализируйте структуру.
  3. Прочитав текст полностью, запишите его основные мысли. Сформулируйте несколько главных тем, тезисов, в которых заключён смысл, содержание материала.
  4. Перечитайте последний абзац, либо 5-6 предложений текста.
  5. Подумайте: какова цель автора? Зачем он создал данный текст?
  6. Задайте вопросы к тексту. Есть три разновидности базовых вопросов, каждая из них соответствует определённому типу текста:
    • текст-повествование: что? когда? где?; в нём описываются факты, которые существуют последовательно, присутствуют временные координаты;
    • текст-описание: какой? каков?; осуществляется описание фактов, существующих одновременно;
    • текст-рассуждение: как? почему? зачем?; даётся развёрнутый анализ причинно-следственных отношений, связывающих описываемые факты.
  7. Определив, какие вопросы наиболее адекватны исследуемому материалу, начните его анализ, опираясь на обозначенные признаки разных типов речи текста.
  8. Выясните, какие признаки играют самую значительную роль в тексте. Скорее всего, он будет содержать признаки разных типов текста. Вам понадобится определить значение каждого признака и соотнести его с целью автора.
Ориентируйтесь на базовые цели текстов. Цель повествования – рассказать о явлении, предмете, существующем во времени. В описании главное – описать предмет. Автор рассуждения ставит себе следующую цель: рассказать о проблеме, предмете, явлении со своей точки зрения, аргументировано доказать собственную позицию.

Повествование это «событие рассказывания», то-есть общение повествующего субъекта (повествователя, рассказчика) с адресатом-читателем; совокупность композиционных форм речи, связывающих читателя с изображенным миром и приписанных автором повествователю или рассказчику. Это и отличает повествование от сюжета, то-есть развертывания «события, о котором рассказывается» в произведении. Специфический признак повествования - его «посредническая» функция: осуществление контакта читателя с миром героев. При этом «не только субъект речи определяет речевое воплощение повествования, но и сами по себе формы речи вызывают с известной определенностью представление о субъекте, строят его образ» (Кожевникова). Не относятся к повествованию те случаи, когда вставной рассказ персонажа имеет только характеристическое и сюжетное значение (рассказы генерала Иволгина в «Идиоте», в отличие от рассказов Томского в «Пиковой даме» или Максимыча у Лермонтова) или когда персонаж сообщает о предмете, событии или другом действующем лице, но нет процесса рассказывания как предмета изображения.

Субъекты повествования - повествователь и рассказчик - разграничиваются по-разному. Во-первых, обычно считается, что рассказчик легко отличим от автора именно благодаря форме первого лица-«Ich-Erzahlung», а третье лицо - «Er-Erzahlung» связано с позицией «всеведущего автора» (Р.Уэллек и О.Уоррен, В.Е.Хализев). Во-вторых, эти же субъекты изображения иногда различают как варианты воплощения в тексте авторской позиции: через сопоставление им разных «версий самого себя» - «скрытый автор» и «недостоверный рассказчик» (У.Бут) или же разных «субъектных форм» - «носитель речи, не выявленный, не названный, растворенный в тексте», и «носитель речи, открыто организующий своей личностью весь текст» (Б.О.Корман). В-третьих, противопоставляют «повествование в собственном смысле посредничества » и «изображение, то-есть отражение вымышленной действительности в сознании романного персонажа, при котором у читателя возникает иллюзия непосредственности его наблюдения за вымышленным миром, что включает и рассказывание (Ф.К.Щтанцель).

Повествователь это тот, кто сообщает читателю о событиях и поступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик действующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человеческий тип (душевный склад, темперамент, отношение к нравственным нормам), не будучи при этом ни участником событий, ни - что еще важнее - объектом изображения для кого-либо из персонажей. Специфика повествователя одновременно - во всеобъемлющем кругозоре (его границы совпадают с границами изображенного мира) и в адресованности его речи в первую очередь читателю, то-есть направленности ее как раз за пределы изображенного мира. Иначе говоря, эта специфика определена положением «на границе» вымышленной действительности. Повествователь - не лицо, а функция. Или, как говорит Т.Манн (в романе «Избранник», 1951), «невесомый, бесплотный и вездесущий дух повествования». Но функция может быть прикреплена к персонажу (или «дух» может быть воплощен в нем) - при том условии, что персонаж в качестве повествователя будет совершенно не совпадать с ним же как действующим лицом. Повествующий Гринев, например, - отнюдь не определенная личность, в противоположность Гриневу - действующему лицу. Второй - объект изображения для первого; такой же, как и все остальные персонажи. «Всезнание» повествователя точно так же входит в авторский замысел, как в иных случаях - в «Преступлении и наказании» или в романах И.С.Тургенева - в него может входить и неполная осведомленность этого субъекта изображения.

В противоположность повествователю рассказчик находится не на границе вымышленного мира с действительностью автора и читателя, а целиком внутри изображенной реальности. Все основные моменты «события самого рассказывания» в этом случае становятся предметом изображения, «фактами» вымышленной действительности. Если повествователя внутри изображенного мира никто не видит и не предполагает возможности его существования, то рассказчик непременно входит в кругозор либо повествователя (Иван Великопольский в «Студенте» А.П.Чехова), либо персонажей (Иван Васильевич в «После бала» Л.Н.Толстого).

«Посредничество» повествователя помогает читателю прежде всего получить более достоверное и объективное представление о событиях и поступках, а также и о внутренней жизни персонажей. «Посредничество» рассказчика позволяет войти внутрь изображенного мира и взглянуть на события глазами персонажей. Первое связано с определенными преимуществами внешней точки зрения; напротив, произведения, стремящиеся непосредственно приобщить читателя к восприятию событий героями, обходятся вовсе или почти без повествователя, используя формы дневника, переписки, исповеди.

Повествование в собственном, узком смысле это тип высказывания , в котором доминирует информационная функция. Описание отличается от него функцией изобразительной, характеристика же представляет собой образ-рассуждение, цель которого - объяснить читателю характер персонажа. Но передача читателю различных сообщений - лишь один из возможных вариантов посреднической роли повествователя или рассказчика. Поэтому к области повествования в широком смысле относятся и фрагменты без предметной направленности, имеющие чисто композиционное значение (см. Нарратология).

Повествование - это сообщение, рассказ об определенном событии в его временной последовательности. Теперь, когда мы знаем, что такое повествование, поговорим о его характеристике. Особенной чертой повествования является то, что в нем говорится о действиях, следующих друг за другом. Для повествовательных текстов характерно наличие завязки (начало события), развития события, развязки (конец события). Повествование может идти как от третьего лица (авторское повествование), так и от первого - рассказчик обозначается личным местоимением я.

Такое понятие, как «повествовательная техника» часто применяется в нарратологии (теории повествования) и используется для обозначения совокупности повествовательных приемов, употребляемых автором во время написания литературных произведений.

Функционально-смысловые типы речи

Всю нашу речь можно условно разделить на следующие типы: повествование, описание, рассуждение. Каждый из них обладает характерными признаками. Давайте же рассмотрим, что такое описание, повествование, рассуждение, и чем же они отличаются.

Описание - это изображение определенного явления, лица, предмета, путем перечисления и раскрытия его главных признаков. К примеру, описывая человека, мы указываем на такие признаки, как рост, цвет глаз и волос, осанка, походка, улыбка, возраст и т. п. Описание помещения будет состоять из таких признаков, как размер, особенности мебели, оформление стен, число окон и т. д.

Рассуждение - это словесное разъяснение, изложение, подтверждение определенной мысли. Композиция данного типа речи такова: тезис, то есть та мысль, которую необходимо обосновать либо опровергнуть; далее следует обоснование мысли, которое содержит аргументы, доказательства, которые подтверждаются примерами; заключение, вывод.

О повествовании поговорим более подробно.

Особенности повествования

В общем, любой повествовательный текст рассказывает какую-нибудь историю. При этом история может как последовательно излагаться от самого начала до самого конца, так в ней могут присутствовать перестановки событий. Чтобы понять, что такое текст повествования, нужно помнить, что в таком рассказе могут быть пропущены некоторые события, либо присутствовать воспоминания о прошлых событиях или намеки на будущие.

Время, которое требуется для повествования, по-разному соотносится со временем, которое необходимо для того чтобы совершилась история: превышать его, быть меньше его или быть ему равным. Разные комбинации соотношений двух времен образуют повествовательные движения: сцену, паузу, эллипсис и резюме. Каждому из таких движений свойственен некоторый темп повествования, а чередование (или соотношение) движений отвечает за повествовательный ритм.

И ) – это набор речевых элементов (особенных для каждого стиля речи слов и способов построения предложений) .

А тип речиэто способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение .

Задали реферат или курсовую по литературе или другим предметам? Теперь можно не мучиться самому, а просто заказать работу. Рекомендуем обращаться >>сюда , тут делают быстро и дешево. Более того, тут можно даже торговаться
P.S.
Домашки, кстати, там тоже делают 😉

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность — большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование бывает изобразительным (акцент – на сменяющиеся образы, которые «показывают» событие) и информативным (текст не только рассказывает о событии, но и объяснят его, включает интересные факты).

Пример текста повествования:

«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…»

Примерный текст – изобразительное описание — отвечает на следующие вопросы:

  1. что случилось? – в городе пошел дождь;
  2. где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
  3. когда случилось? — летом пошел дождь.

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков .

Текст описания состоит из следующих частей:

  1. общая характеристика предмета, общее впечатление;
  2. признаки, детали;
  3. общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность — преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.

Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Пример текста описания:

«Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.»

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:

  1. какой предмет описывается? – дождь;
  2. каков предмет? – серный, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:

  1. тезис – мысль, которую нужно доказать;
  2. обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
  3. резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.

Рассуждения бывают следующими:

  1. рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
  2. рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
  3. рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Пример текста рассуждения:

«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.»

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:

  1. почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
  2. зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

  • повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях ; повествование – это клип, кино, смена кадров;
  • описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект ; описание – это фотография, застывший кадр;
  • рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…» ; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. 😉 Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

Повествование

Повествование

ПОВЕСТВОВАНИЕ - один из трех элементов сочинения, устанавливаемый традиционной стилистикой и определяемый как изображение действий или событий во времени. От описания П. отличается так. обр. тем, что изображаемые явления даются не в одновременности, но в их хронологической последовательности, от рассуждения - тем, что связь изображаемых явлений дается в плане временной, а не логической последовательности. Ложноклассическая теория словесности склонна была рассматривать П. как частный вид описания (ср. напр. Ломоносов, Краткое руководство к красноречию, 1748, § 285); напротив, Лессинг выделяет П. как основной элемент всякого эпического произведения.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Повествова́ние

Рассказ о действиях и событиях. В эпическом роде литературы повествование – основная часть произведения (включает авторские рассуждения, описания различных предметов, мест, людей, несобственно-прямую речь героев), практически весь текст, кроме прямой речи героев. Обычно повествование ведётся от имени автора или рассказчика, причём повествователи могут меняться. Точки зрения разных повествователей отличаются их осведомлённостью о событиях, оценкой, а также пространственно-временными характеристиками. Напр., в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова трижды происходит смена субъекта повествования: вначале это сам автор, затем Максим Максимыч, потом Печорин. Точка зрения субъекта повествования определяет структуру произведения, служит для выражения авторского замысла. Так, Лермонтов меняет повествователей, как бы постепенно приближаясь к «герою нашего времени»: сначала совсем не знавший его автор, потом хорошо знакомый с ним Максим Максимыч, потом он сам. Точки зрения в повествовании могут постоянно меняться, смешиваться, образовывать сложное единство, как в произведениях Ф. М. Достоевского .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "Повествование" в других словарях:

    Речь, сказ, история, рассказ, эпопея, очерк, описание, телеповествование, рассказывание, повесть Словарь русских синонимов. повествование см. рассказ 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З … Словарь синонимов

    В эпическом литературном произведении речь автора или персонифицированного рассказчика, т. е. весь текст произведения, кроме прямой речи персонажей … Большой Энциклопедический словарь

    ПОВЕСТВОВАНИЕ, повествования, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. повествовать. 2. Повесть, рассказ о каком нибудь событии. 3. Часть литературного изложения, в котором идет речь о совершающихся события и ходе действия, в отличие от… … Толковый словарь Ушакова

    ПОВЕСТВОВАНИЕ, я, ср. (книжн.). Связный рассказ о каких н. событиях, о чём н. совершившемся. Авторское п. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ПОВЕСТВОВАНИЕ - ПОВЕСТВОВАНИЕ. Один из функционально смысловых типов речи, вид речевого сообщения по способу выражения мыслей. Объектами П. являются действия, события и их последовательность. При П. создаются динамические образы, что обусловливает широкое… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    повествование - ▲ описание история повествование изложение какой л. истории; описание событий. повествовать. повествовательный. повествование от первого лица. повествование от третьего лица. рассказ. рассказчик. рассказывать. пересказ. пересказывать. поведать … Идеографический словарь русского языка

    Повествование - – функционально смысловой тип речи (см.), предназначенный для изображения последовательного ряда событий или перехода предмета из одного состояния в другое. Напр.: И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Я; ср. 1. к Повествовать. Возобновить п. Прерывать чьё л. п. 2. Рассказ о действиях, поступках, событиях. П. о жизни народа в то далёкое время. 3. Спец. Текст эпического литературного произведения без прямой речи. Лирическое, историческое п. * *… … Энциклопедический словарь

    повествование - 1. Тип текста, основанный на рассказе о событиях, действиях. П. употребительно в художественной, разговорной, публицистической речи. В художественной речи повествование направлено на воплощение художественного образа, в публицистической – на… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    повествование - Тип текста, отражающий мир в динамике, во времени. Рассказ о событии. Выделяется: объективированное, субъективное повествование и сообщение … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Книги

  • Повествование о обращении от согласия Поморцев к святой, соборной, апостольской восточной церкви , Е. Г. Бронина. Повествование о обращении от согласия поморцев к святой, соборной, апостольской восточной церкви московского купца Захария Федоровича Бронина, художеством иконописца, супруги Евдокии…