Юсуф Карш — выдающийся мастер портретной фотографии. Работы мастера портретной фотографии Юсуфа Карша (Yousuf Karsh)

12.08.2019 Снилс

Знаменитый канадский фотограф армянского происхождения Юсуф Карш вошел в мировую историю фотографии благодаря своим великолепным портретным работам. Согласно изданию International Who’s Who, Карш сумел сфотографировать 51-го из 100 наиболее примечательных людей прошлого века. Ему позировали Альберт Эйнштейн, Нельсон Мандела, Эрнест Хемингуэй, Одри Хепберн, Пабло Пикассо, советские лидеры и президенты США. Сам же Юсуф Карш был отмечен «Книгой рекордов Гиннеса» как самый выдающийся мастер портретной фотографии.

Юсуф Карш родился в 1908 году в армянской семье в городе Мардин, на юго-востоке Турции. Из-за репрессий и геноцида армянского населения он в 14-летнем возрасте вместе со своими родителями вынужден был бежать в Сирию. Уже спустя два года его родители «встали на ноги» и сумели скопить деньги для того, чтобы послать мальчика в Канаду, где в городе Шербрук жил его дядя фотограф Джордж Нагаш. Юсуф Карш не знал ни французского, ни английского языка и все свободное время проводил в фотостудии, помогая своему дяде. С собственной камерой он часто слонялся по окрестностям города, а затем печатал свои фотографии. Однажды, приятель Карша послал подаренную им фотографию на конкурс, где снимок получил главный приз в 50 долларов. Заметив фотографический талант Карша, его дядя послал племянника в Бостон к своему другу фотографу-портретисту Джону Гаро. В этот период времени Джон Гаро считался одним из самых известных и востребованных портретистов на Атлантическом побережье Соединенных Штатов. Юсуф Карш прилежно учился у своего нового наставника, осваивая все технические тонкости фотографии.

Проведя в Бостоне в общей сложности более трех лет, Юсуф Карш снова возвратился в Канаду, где в 1931 году открыл свою собственную небольшую студию в центре Оттавы. Поначалу дела шли не слишком хорошо, но вскоре число постоянных клиентов заметно выросло и снимки молодого фотографа даже начали мелькать в еженедельнике «Saturday Night». Ему поступил заказ на фотографирование репетиций и выступлений группы актеров-любителей Малого театра Оттавы. Именно там он впервые познакомился с возможностями искусственного освещения и игрой света. Благодаря тому, что сын генерал-губернатора был одним из ведущих актеров театра, Каршу вскоре представилась уникальная возможность сделать портрет такой важной особы. И хотя в первый раз молодой фотограф слишком волновался и снимки генерала-губернатора откровенно не получились, но ему был представлен второй шанс, которым он блестяще воспользовался. Сделанный им парадный портрет генерала-губернатора был напечатан в нескольких популярных изданиях в Канаде и Великобритании.

Благодаря такому успеху в 1936 году ему представился случай сфотографировать американского президента Франклина Рузвельта, который приехал с визитом в Канаду. Во время своей работы он познакомился с премьер-министром Канады Маккензи Кингом, в результате чего получил возможность фотографировать многих важных персон и политических деятелей.

Но, пожалуй, наиболее известной работой Юсуфа Карша стал портрет Уинстона Черчилля, сделанный им в конце 1941 года. Во время съемки Карш не хотел запечатлеть Черчилля с его знаменитой сигарой в зубах, чтобы снимок не получился похожим на другие. Поэтому он смело подошел к Черчиллю и, пробормотав «Простите, сэр», выдернул сигару из его губ. Вернувшись к камере, Карш сумел сделать снимок несколько агрессивного и воинственного премьера, который был вне себя от такой наглости фотографа. Эта уникальная фотография была напечатана в журнале «Life», а затем появилась на многих почтовых марках и плакатах.

Фотография Черчилля сделала Юсуфа Карша еще более знаменитым, и ему уже не приходилось самостоятельно искать заказы. Он фотографировал ученых, политиков, писателей, художников, актеров, космонавтов, королей, президентов, и даже римские папы обращались к его услугам. Среди наиболее знаменитых портретов Юсуфа Карша можно отметить снимки Альберта Эйнштейна, Пабло Пикассо, Жана Кокто, Фиделя Кастро, Джона Кеннеди, Одри Хепберн, Эрнеста Хемингуэйя, Бернарда Шоу, Элеанор Рузвельт и многие другие. По меткому выражению британского маршала Монтгомери все политические деятели и знаменитости хотели быть «каршированными» (от глагола «Karshed», то есть быть сфотографированным Каршем).

Что же отличало Юсуфа Карша от других фотографов-портретистов его времени? Прежде всего, это большая подготовительная работа и внимание к мелочам. Он продумывал основные моменты съемки и старался разузнать определенную информацию о своей модели, которая может понадобиться ему для создания великолепного портрета. Фирменным почерком Юсуфа Карша стало использование классического света, направленного, прежде всего, на лицо и руки модели. По мнению самого фотографа, грамотное использование света является тончайшим инструментом для отображения лица человека.

С помощью световых эффектов Юсуф Карш добивался потрясающей глубины и выразительности своих портретов, а также предельной резкости и проработки каждой детали. Для этого он использовал мощные источники заливающего света и специальные прожекторы, которые Карш возил с собой по всему миру. Почти вся фотографическая техника, которую он применял в своей работе, была сконструирована самим Каршем.

Еще одна особенность работ Юсуфа Карша – это его уникальное умение «поймать момент». Как говорил сам знаменитый фотограф, «в каждом человеке спрятана тайна и моя задача - открыть ее. Это открытие произойдет - если оно вообще произойдет - в ничтожно малый интервал времени. Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь еще сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф должен успеть сделать свою работу - или он проиграл».

Юсуф Карш закрыл свою студию в Оттаве в 1992 году после шестидесяти лет плодотворной работы для того, чтобы по его собственному выражению – просто фотографировать тех, кто ему нравится. Спустя десять лет он скончался, однако, его портреты до сих пор впечатляют своим драматизмом и внутренней силой. Благодаря необычайному таланту Юсуфа Карша мы можем узнать для себя, как в реальности выглядели самые известные личности XX столетия. Работы Юсуфа Карша входят в постоянные экспозиции ведущих музеев, неизменно оказывая чарующее впечатление на зрителя.

Великий фотопортретист Юсуф Карш говорил, что смысл фотографии, так же как и смысл жизни, заключается в одном слове, и слово это - Свет. Его считали мудрецом, а он просто делал свою работу. Он фотографировал таких великих личностей, как Альберт Энштейн, Эрнест Хэмингуэй, Его завораживающие фотопортреты "дышат" характерами запечатлённых персон.

Юсуф Карш: биография

Юго-восточная Турция, место, которое жители называют "Библейский рай". В древнем городе Мардин, где дома напоминают восточную сказку, где в изобилии растут фруктовые деревья, где люди разных вероисповеданий веками живут мирно, в 1908 году 23 декабря родился Юсуф Карш.

Но вскоре идиллии пришёл конец. В 1915 году гонения на армянских христиан переросли в страшное явление - геноцид. Юсуф пережил казнь двоих дядей, смерть сестры от тифа и прощание с отцом, которого заставили служить в турецкой армии. Властями было конфисковано всё имущество, включая дом. Семейству выдали лишь одного осла и приказали навсегда покинуть родной Мардин.

Новый дом Карши обрели в Сирии, но родители желали для сына лучшей жизни. Было принято решение, что ребёнок всеми путями эмигрирует в США. Но стало известно, что квота для армян исчерпана, и мальчика отправили в Канаду к дяде.

Первые 4 миллиона долларов

16-летний Юсуф Карш сошёл на берег Галифакса в канун 1925 года. Джордж Накаш поприветствовал племянника на родном языке. Позже в своей книге воспоминаний он напишет, что эти слова стали единственным, что было знакомо в чужом для него мире.

От порта они уехали на санях, На их сбруе висели колокольчики, которые звонко звенели, а люди ходили настолько счастливыми, что их радость опьянила юношу.

Убежищем от проблем стал заснеженный город Шербрук, где жил Джордж Накаш. Здесь не ходили солдаты с автоматами, не было бедности, болезни и гонений. Несмотря на восточную внешность, даже одноклассники приняли парня с теплотой и, чтобы не мучиться с запоминанием иностранного имени, назвали его Джо. Юсуф начал учить новый язык, привыкать к новому климату и строить новую жизнь.

К счастью, всё то, что пришлось пережить в Мардине, не озлобило Юсуфа, толерантность к другим он впитал в себя с молоком матери. Отец всегда говорил сыну: "Если тяжело сдержаться, кинь в обидчика камень, но промахнись".

Спустя полгода парень начинает работу в фотостудии своего дяди. Джордж подарил племяннику самый простой фотоаппарат, и Юсуф принялся снимать всё вокруг.

Один из одноклассников втайне отправил снимок на конкурс - он занял призовое место. Мальчик вручил Каршу заслуженные 50 долларов. Юсуф отдал 10 долларов своему однокласснику, а оставшуюся сумму отправил родителям. Позже он признается, что на тот момент эти 40 долларов казались для него 4 миллионами. И он несколько недель ходил счастливым, гордясь своим поступком.

Бостон. Джон Гаро

Талант племянника не оставил равнодушным дядю, и Джордж решает отправить Юсуфа к известному Джону Гаро. Модный фотограф был частью армянской диаспоры и с радостью принял нового ученика. На Бойлстон-стрит парень изучал процессы печати и особенности фотографии.

Он наблюдал, как Гаро ведёт диалоги с теми, кого снимает; посещал музеи и художественные классы. Его любимым местом была библиотека и Бостонский музей изящных искусств.

В студии Гаро собиралась вся элита, молодой фотограф учился общению со знаменитостями. Шестимесячная стажировка продлилась на 2 года, после которых он вернулся в Шербрук. Сначала он был ассистентом дяди, потом работал помощником Джона Повиса, который впоследствии оставил ему свою студию.

Юсуф Карш начал независимую карьеру в 1933 году. Он имел всё, кроме связей, денег, клиентов и репутации. Несмотря на то что он умел разговаривать с любым человеком вне зависимости от его статуса и обладал фотографическим талантом, из-за Великой депрессии ему не раз пришлось одалживать небольшие суммы, чтобы поддерживать собственное дело.

Проводником в новое будущее стало знакомство с театром оттавы, где он встретил свою будущую жену, эмигрантку из Франции - Соланж Готье.

Новое начало

Спустя 6 лет в 1939 году они поженились. Несмотря на то что девушка была старше Юсуфа на 6 лет, они были идеальной парой. Оба канадца в первом поколении мечтали быть принятыми в высшее общество, но при этом не забывая свои корни и традиции.

Соланж обладала хорошим деловым чутьём, поэтому стала администратором в фотостудии мужа. Юсуф Карш начал фотографировать постановки, актёров; его снимки начали публиковаться в британских журналах и престижных местных газетах.

Карьера начала стремительно развиваться, он делал семейные снимки, портреты, конечно же, фотографировал свою любимую Соланж.

Случай, изменивший жизнь: история с сигарой

По воспоминаниям жены Карша, в тот день он вернулся домой в странном состоянии. Юсуф весь дрожал, и ей с трудом удалось узнать о произошедшем. А он всего лишь хотел сделать хороший портрет.

Неизвестно, то ли Черчилль был недоволен, то ли забыл о предстоящей съёмке, но на процесс он дал всего лишь 2 минуты и начал курить сигару. Парень пытался намекнуть ему, что она не сделает кадр торжественным и не добавит достоинства, но Уинстон не проникся тем, что сказал ему Юсуф Карш. Фотограф решился на отчаянный шаг, он выдернул сигару, метнулся к своему фотоаппарату и сделал вот такой кадр, на котором изображён набычившийся политик.

Впрочем, Черчиллю понравилась его наглость, и он разрешил сделать ещё несколько снимков, но уже улыбающимся.

Этот снимок стал очень популярным. Несмотря на то что за него он получил 100 долларов, именно эта фотосессия принесла ему известность.

Портрет величия

В 1943 году Каршу устроили поездку в Англию, где он сделал более 40 портретов военных. После ВОВ он сотрудничал с журналом "Лайф", для которого снимал знаменитостей.

Благодаря связям и известности Юсуф Карш в 1948 году смог перевезти семью из Алеппо в Канаду. Успокоившись за их судьбу, он полностью погрузился в работу. За 10 лет усердного труда он сделал самые лучшие портреты, а в 1958 году его включили в список 10 величайших мировых фотографов.

Величайшие портреты Юсуфа Карша

Видеть насквозь людей и уметь продемонстрировать это окружающим - вот в чём заключался его талант.

Её выбрали из состава балетной группы, чтобы она сыграла роль Джиджи. Когда Юсуф фотографировал Хепберн, он отметил её утончённую восприимчивость, на что Одри рассказала о своей жизни во время Второй мировой. Спустя несколько лет Кремль разрешает Каршу сделать портрет Брежнева, но с одним условием: фотография должна быть такой же красивой, как у неё.

Также он фотографировал Эрнеста Хемингуэйя. По признанию Юсуфа, он ожидал увидеть одного из героев его романа, но встретившись с ним в 1957 году, заметил в Эрнесте своеобразную нежность. Таких робких людей он ещё не фотографировал - человек был жестоко побитый жизнью, но при этом непобедимый.

Звезда надежды

В 1959 году он перенёс сердечный приступ. Ухаживая за мужем, Соланж так и не решилась рассказать о собственной болезни - врачи обнаружили рак. Она умерла в 1961 году и не смогла закончить работу над биографией Юсуфа.

От боли утраты его вновь спасла работа. В детстве фотограф мечтал стать врачом, а болезнь супруги вплотную приблизила его к медицине. Он начал снимать пациентов и врачей. Вскоре он познакомился с медицинским редактором Эстреллитой Начбар, которая стала ему женой, подругой, помощником и учителем.

В 1992 году он решает закрыть студию в Оттаве и перестаёт заниматься коммерческими заказами. Спустя 5 лет они с женой переезжают в Бостон и поселяются недалеко от Музея изящных искусств. В 2000 году вышло издание Who’s Who, где были представлены портреты 100 значительных людей столетия. 51 фотографию для этой энциклопедии сделал Юсуф Карш.

Работы фотографа после смерти мужа (13 июля 2002 года) Эстреллита передала в бостонские больницы.

Юсуф Карш (Yousuf Karsh) канадский фотограф-портретист, армянского происхождения. фотопортретистов 20 века. На его долю пришелся Геноцид армян, Юсуф стал свидетелем смерти многих близких и родных ему людей. В 16 летнем возрасте родители отправляют мальчика к дяде фотографу, живущему и работающему в Квебеке. Юсуф Карш посещал школу и помогал своему дяде в фотостудии. Его дядя фотограф Нагаш, увидел в своем племяннике большой фотографический потенциал и организовал для Карша обучение в студии портретной съемки в Бостоне. Через четыре года Юсуф, полный желания и стремления посвятить свою жизнь фотографии, возвращается в Канаду и в Оттаве начинает работать студийным фотографом. С 1933 года – возглавляет студию. Через три года была организована первая персональная фотовыставка Юсуфа Карша. Работа фотографа была замечена премьер-министром Канады М. Кингом, и ему было предложено делать портреты высокопоставленных гостей страны. В 1941 году он фотографирует Уинстона Черчилля, после его выступления в Палате общин Канады.

Как вспоминал сам Юсуф, съемку Черчилля, сам Черчилль был не в настроении после выступления в Палате общин. У фотографа было всего две минуты, что бы правильно поставить премьер-министра и запечатлеть его. Юсуф очень переживал и нервничал, ведь перед ним находился человек, который уже вошел в историю, а самого фотографа ввел в ужас. При этом, образ Черчилля получился глубоким и воинственным. И вместе с тем, этот портрет попадает на обложку журнала Life. А образ Черчилля, созданный Каршем, принес Юсуфу международное признание, этот портрет был признан, как самый растиражированный фотографический портрет в истории. После того, как фотография была опубликована, сам Черчилль сказал Юсуфу, что тот смог бы и ревущего льва остановить и сфотографировать. Так портрет Черчилля получил название «Ревущий лев» (The Roaring Lion). Через время Юсуф делает еще один портрет Черчилля, и считает его любимым портретом. Премьер-министр все в той же позе и с той же рукой на бедре, но лицо Уинстона – уже более мягкое и улыбающееся.

В 1967 году Юсуфу Каршу присваивается Орден Офицера Канады. Из 100 самых влиятельных людей 20 века, по версии International Who’s Who, составленной в 2000 году, Юсуф сфотографировал – 51 человека.

За свою фотографическую карьеру Юсуф Карш опубликовал 15 книг со своими фотопортретами. К каждому портрету идет небольшое описание фото сессии. Из всего списка моделей Карша можно отдельно выделить портреты: Мухаммеда Али, Фиделя Кастро, Уинстона Черчилля, Альберта Эйнштейна, Уайта Эйзенхауэра, принцессы Елизаветы, Роберта Фроста, Кларка Гейбла, Индиры Ганди, Эрнеста Хемингуэя, Одри Хепберн, Папы Иоанна Павла II, Грейс Келли, Жаклин Кеннеди, Джона Ф. Кеннеди, Пабло Пикассо, Папы Пия XII, Джорджа Бернарда Шоу, Яна Сибелиуса и Энди Уорхола. Юсуф Карш умер в возрасте 93 лет, в 2002 году, в Бостоне.






Более полувека канадский гражданин, армянин по национальности, всемирно известный (если верить Книге рекордов Гиннеса за 2000 год - самый известный) -портретист Юсуф Карш (Yousuf Karsh,1908-2002) создавал замечательные портреты своих современников.

Ему позировали многие видные художники и писатели, артисты и врачи, ученые и политические деятели. Сам Юсуф Карш выделял из своего обширного архива три фотопортрета : Уинстона Черчилля, Бернарда Шоу и Элеоноры Рузвельт.

О творчестве Карша и его методах работы написано очень много. Пишут о том, что он работал в основном в студии, использовал классическое освещение, добивался предельной резкости и проработки деталей. Но в такой манере снимали многие фотографы во все времена. Для того чтобы понять, в чем притягательность его фотографий, как ему удавалось «фокусировать объектив между кожей портретируемого и его рубашкой» лучше послушать его самого.

Юсуф Карш о фотографии (маленькие хитрости):

  • Сходство само по себе не ведет к успеху. Если, глядя на мои портреты, Вы узнаете об изображенных на них людях что-нибудь более значительное, если они помогут Вам разобраться в своих чувствах относительно кого-нибудь, чья работа оставила след в Вашем мозгу - если Вы взгляните на фотографию и скажете: «Да, это он» и при этом узнаете о человеке что-то новое - значит это действительно удачный .
  • Я пытаюсь зафиксировать на фотографии человеческие чувства и мысли. Но я не ворую «человеческие души» - скорее мы (мои «модели» и я) делимся друг с другом. Фотографирование становится актом совместной работы.

  • Смотрите и думайте до открытия затвора. Главные части фотоаппарата – это сердце и голова фотографа.
    В каждом человеке спрятана тайна и моя задача - открыть ее. Это открытие произойдет - если оно вообще произойдет - в ничтожно малый интервал времени. Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь еще сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф-портретист должен успеть сделать свою работу - или он проиграл.
  • Бывают очень короткие промежутки времени, когда все внутреннее богатство человека проявляется в его глазах, в жестах рук, в позе. Это момент для фотографа - мимолетный «момент истины».
  • В фотографии наука и искусство соединяются.

Юсуф Карш (Yousuf Karsh ) родился 23 декабря 1908 года в армянской семье в городе Мардин на юго-востоке Турции. Его детство никак нельзя назвать счастливым – достаточно вспомнить, оно прошло в самом центре геноцида армянского населения проводимой турецким правительством в первой четверти XX века. Два его дяди были арестованы, позднее без суда и следствия казнены – живыми брошены в колодец. Те, кто пережил погромы, погибал от многочисленных болезней – так, во время эпидемии тифа умерла сестра Юсуфа. Удивительно, но позже он вспоминал эти времена не только как нечто ужасное, а как «странную смесь смерти и красоты, гонений и покоя».

Elizabeth Taylor

В 1922 году семейству Карш (родители и трое детей, из которых четырнадцатилетний Юсуф был старшим) позволили покинуть Турцию. Им запретили брать багаж, запретили пользоваться любыми средствами передвижения, поэтому на путешествие до города Алеппо (Сирия) вместо двух дней поездом они потратили целый месяц. Во время путешествия Юсуф пытался зарисовать сбросанные в кучу кости и черепа своих менее счастливых соплеменников; мальчика поймали и его отцу пришлось отдать последние деньги, чтобы спасти горе-художника от неминуемой смерти.

Прибыв в Сирию, родители Юсуфа умудрились за год-два «встать на ноги» – во всяком случае, они скопили достаточно денег, чтобы послать старшего сына в Канаду, где в городе Шербрук жил его дядя по материнской линии фотограф -портретист Джордж Нагаш. Путешествие было не из легких, еще больше проблем возникло у молодого человека на новой родине: он совсем плохо говорил по-французски, еще хуже – по-английски, до приезда в Канаду почти не учился в школе. Но что это значило по сравнению с тем, что его новые знакомые пытались подружиться с ним, а не забрасывали его камнями!

Юсуф Карш мечтал стать доктором, а пока проводил свободное время, помогая дяде Нагашу в фотостудии. К 1926 году его любовь к медицине несколько поутихла, молодой человек отдавал все свое свободное время фотографии. Он часто слонялся с подаренной дядей камерой по окрестностям Шербрука, потом сам печатал фотографии . «У них, конечно, не было никаких достоинств, но я учился, а дядя Нагаш был очень ценным и доброжелательным критиком», – вспоминал он. Но видимо что-то хорошее в снимках молодого человека все-таки было: однажды его приятель послал полученную от Карша в подарок фотографию на конкурс. Работа получила главный приз 50 долларов – это были первые деньги, которые он заработал на американском континенте.

Вскоре после этого события Джордж Нагаш послал племянника в Бостон к своему другу фотографу-портретисту Джону Гаро. В наши дни это имя упоминается только в связи с его знаменитым учеником, но в конце 1920-х годов Гаро был одним из самых известных портретистов на Атлантическом побережье Соединенных Штатов. Юсуф Карш с благодарностью вспоминал своего учителя: Гаро передал ему не только технические навыки, он научил своего молодого ученика «видеть и понимать». Вместо запланированных шести месяцев Карш провел в Бостоне более трех лет.

Jacqueline Kennedy

Вернувшись в Канаду в 1931 году, он открыл небольшую студию в центре Оттавы. Сначала дела его шли не очень хорошо – Карш был вынужден задерживать зарплату своему секретарю (целых 17 долларов в неделю) чтобы расплатиться с долгами за аренду. Однако вскоре дела стали поправляться, в ателье появились постоянные клиенты, фотографии молодого фотографа стали мелькать в популярном еженедельнике «Saturday Night».

Вскоре после открытия студии, Карша пригласили фотографировать репетиции и выступления группы актеров-любителей Малого театра Оттавы. Там он впервые столкнулся с осветительным оборудованием: «Безграничные возможности искусственного света просто ошеломили меня», – вспоминал он, – «Ведь в студии Гаро приходилось ждать нужный свет часами».

Один из ведущих артистов театра был сыном Генерал-губернатора и вскоре Каршу представилась возможность сделать первый в жизни парадный портрет важной особы в полном обмундировании, с мечом и другими регалиями. Он так волновался, что не смог толком настроить аппаратуру и естественно фотографии не получились. Однако Генерал-губернатора дал молодому фотографу-портретисту еще один шанс и Карш сумел им воспользоваться – полученные портреты были напечатаны в нескольких изданиях в Канаде и Великобритании.

В 1936 году в Канаду приехал американский президент Франклин Рузвельт и Карша пригласили фотографировать важного гостя. Позднее он вспоминал, что это был его первый опыт в качестве фотожурналиста, но что еще важнее – во время этой работы он познакомился с премьер-министром Канады Маккензи Кингом; вскоре они подружились и Карш получил возможность фотографировать всех сколько-нибудь значимых политических деятелей своей второй родины, а также ее гостей.

Eleanor Roosevelt

30 декабря 1941 года произошло событие, о котором Элеонора Рузвельт шутливо сказала: «Это, вероятно, было первым серьезным поражением Черчилля». И нанес это поражение всесильному премьер-министру Британии, как вы, наверное, догадались, Юсуф Карш, который был в то время достаточно известным в Канаде фотографом-портретистом, но не более того. Этот случай заслуживает того чтобы рассказать о нем более подробно.

Карш узнал о приезде Черчилля за несколько дней до памятного события – недаром он был дружен с Маккензи Кингом – и имел время установить оборудование и сделать все необходимые приготовления. Вечером 30 декабря он терпеливо ожидал пока Черчилль закончит свое выступление в палате общин. В конце-концов, премьер-министр в сопровождении своего канадского коллеги вошел в комнату для выступающих. Черчилль заметил приготовленное оборудование и грозно нахмурился: «Что происходит», – рявкнул он. Все, включая Кинга, в страхе молчали и тогда Карш сказал: «Сэр, надеюсь, вы разрешите мне сфотографировать вас в этот исторический момент?». «Почему меня не предупредили?» – продолжал возмущаться Черчилль. Кто-то из его окружения усмехнулся и фотограф-портретист на минуту подумал, что его сейчас вышвырнут из комнаты. Но видимо Черчилль решил, что не стоит накалять обстановку: «Хорошо. Две минуты и один снимок», – бросил он, закуривая сигару.

Юсуф Карш быстро окинул взглядом свою «модель». Осмотр вполне удовлетворил его, только сигара показалась лишней. А, может быть, фотограф вспомнил, что почти на всех изображениях у Черчилля была сигара в зубах, и не захотел, чтобы его снимок был «одним из многих». Он подождал минуту, потом пододвинул премьер-министру пепельницу, но тот не обратил на потуги фотографа никакого внимания. Тогда Карш подошел к Черчиллю и, пробормотав «Простите, сэр», выдернул сигару из губ не ожидающего такой наглости премьера. «Когда я вернулся к камере он выглядел настолько агрессивно и воинственно, словно хотел меня сожрать», – вспоминал Карш. В этот момент он и нажал на кнопку.

Winston Churchill

Фотография Черчилля сделала Юсуфа Карша знаменитым. Она была напечатана в журнале «Life» (кстати сказать, журнал заплатил фотографу всего 100 долларов), с нее делали плакаты и почтовые марки. «Это лицо вело нас за собой, посылало нас в бой, когда у нас не оставалось другой надежды», – говорил знаменитый американский журналист Эдвард Мюрроу – конечно несколько преувеличивая. На сегодняшний день это один из самых распространенных фотопортретов в мире, редко какая книга по истории Великобритании, Второй мировой войны или фотографии обходится без него.

После этого события Каршу не приходилось искать работу – она сама его находила. По меткому выражению британского фельдмаршала Монтгомери каждый желал быть «Karshed» (глагол, который можно перевести как «Карширован» или «сфотографирован Каршем»). У фотографа в прямом смысле слова не было отбоя от заказчиков – он фотографировал королей и президентов, римских пап и космонавтов, ученых и врачей, художников и писателей, актеров и музыкантов. Из 100 самых знаменитых людей XX века, по версии издания «International Who’s Who» (2000), Карш сфотографировал 51 – этот рекорд уже никогда не будет побит. Среди наиболее знаменитых его работ были портреты Альберта Эйнштейна, Пабло Пикассо, Альберта Швейцера, Томаса Манна, Сомерсета Моэма, Хуана Миро, Альберто Джакометти, Жана Кокто. Фиделя Кастро, Джона Кеннеди, Одри Хепберн, Эрнеста Хемингуэйя, Бернарда Шоу и Элеанор Рузвельт. При этом два последних, наряду с портретом Уинстона Черчилля, он считал своими лучшими произведениями.

Ernest Hemingway

Одним из секретов успеха Юсуфа Карша была большая подготовительная работа, и это относилось не только к технической стороне дела. Он старался как можно больше разузнать о своей будущей «модели», понять, что он хочет получить в конечном итоге, продумать основные приемы работы. С другой стороны, он сильно рассчитывал на то, что его герой раскроется во время съемки с неожиданной стороны. «В каждом человеке спрятана тайна и моя задача – открыть ее», – говорил фотограф – «Это открытие произойдет – если оно вообще произойдет – в ничтожно малый интервал времени. Человек может каким-нибудь непроизвольным жестом, блеском глаз или как-нибудь еще сбросить маску, которая отгораживает каждого из нас от внешнего мира. В этот интервал времени фотограф должен успеть сделать свою работу – или он проиграл». Как видно понятие «решающего момента» имеет значение не только для репортажной съемки. Заповеди Юсуфа используют многие современные фотографа, такие как семейный фотограф Мария Вальсова. В её портфолио, посмотреть которое можно здесь http://www.valsova.ru/ , имеется много отличных портретов, которые выполненны по всем канонам этого прекрасного жанра.

Может быть еще более важным свойством Карша была преданность к своему делу. «Я никогда не устану фотографировать лица людей», – говорил он. Или, в другой раз: «Я с нетерпением жду каждый рабочий день. Я чувствую, что у меня самая увлекательная работа в мире».

Alfred Hitchcock

Все это вместе взятое, а еще в большей степени необычайный талант Юсуфа Карша как фотографа-портретиста сделали свое дела: он был – и остается – одним из наиболее знаменитых фотографов всех времен и народов. Его книги расходятся огромными тиражами, выставки его фотографий проходят по всему миру, его работы входят в постоянные коллекции ведущих музеев. Карш оказал большое влияние на многих фотопортретистов , особенно в 1940-1950 годах. Некоторые критики утверждают, что он зачастую идеализирует персонаж, навязывает модели свою философию, рассказывает скорее о себе, чем о портретируемом. Однако никто не отрицает, что его портреты выполнены с необычайным мастерством и внутренний мир – модели или фотографа – оказывает чарующее внимание на зрителя. Он получил множество наград, премий, почетных званий и так далее и тому подобное. В 2000 году «Книга рекордов Гиннеса» назвала Юсуфа Карша самым выдающимся мастером портретной фотографии.

В июне 1992 года после 60 лет работы Юсуф Карш закрыл свою студию в Оттаве. «Теперь я просто буду фотографировать тех, кто мне нравится», – пояснил он свое решение. Он прожил еще десять лет, собирая картины известных художников, прочие художественные предметы. Удивительно, но из своих собственных творений он сохранил только фотографию своей второй жены.

Mikhail Gorbachev

Nikita Khrushchev

Этот портрет Уинстона Черчилля изменил всю мою жизнь. Я знал, делая его, что это был важный снимок, но я не мог даже и предполагать, что он станет одним из наиболее широко воспроизводящихся изображений в истории фотографии. В 1941 году Черчилль посетил сначала Вашингтон, а затем Оттаву. В то время, премьер-министр - Маккензи Кинг, пригласил меня для съемки. После того, как провели провода и выставили свои прожектора и камеры, мы ждали в спикерской палате. Премьер-министр, об руку с Черчиллем, в сопровождении свиты, ввел его в комнату. Я включил прожектора, «Что это, что это?» - удивленно проворчал Черчилль. Никто не имел смелости объяснить ему в чем дело. Я робко шагнул вперед и сказал: "Сэр, я надеюсь, что мне достаточно повезет, и я смогу сделать Ваш портрет по случаю этого исторического события". Он посмотрел на меня и спросил: "Почему меня не предупредили? Все кругом начали смеяться. Тогда Черчилль закурил новую сигару, пыхнул ею в воздух, и потом великодушно уступил. Вы можете сделать один снимок". Черчилль всегда был с сигарой. Я протянул ему пепельницу, но он не захотел избавиться от неё. Я вернулся к своей камере и убедился, что с оборудованием все в порядке. Я ждал, он продолжал энергично чавкать сигару. Я ждал. Потом, шагнул к нему, и не раздумывая, но все таки почтительно, сказал - простите меня, сэр, и вынул сигару изо рта. К тому времени, когда я вернулся к камере, он выглядел настолько воинственно, что мог бы меня растерзать. Именно в тот миг, я и сделал этот снимок.

Пабло Пикассо (Pablo Picasso), 1954

Вилла маэстро для проведения фотосъемки, была просто кошмарна. С его буйными детьми, которые ездили на велосипеде через огромные залы, да еще и вся переполненная полотнами. Потому я охотно принял альтернативное предложение Пикассо. Мы договорились встретиться позже, в Валори, в его керамической галерее. "Его сегодня не будет здесь – так нас приветствовал владелец галереи, когда я прибыл со своим помощником и двумястами фунтами оборудования. Так он говорил всем фотографам, искавшим возможности сфотографировать Пикассо". К всеобщему нашему удивлению, "старый Лев" не только приехал на съемку, но нам даже не пришлось его ждать, и для этого он даже одел свою новую рубашку. Он мог частично видеть себя в моём большеформатном объективе, потому интуитивно переместился всем корпусом.

Эрнест Хеменгуэй (Ernest Hemingway), 1957

Я ожидал встретить в авторе обобщенный образ из героев его романов. Вместо этого в 1957 году, в его доме "Finca Vigía" возле Гаваны, я нашел человека, в котором проскальзывала своеобразная нежность. Такого робкого человека, я еще никогда не фотографировал - человек, жестоко побитый жизнью, но казалось бы совершенно непобедимый. Он все еще страдает от последствий катастрофы самолета, которое произошло во время его четвертого сафари в Африке. Я прошел накануне вечером в любимый бар Хемингуэя " La Floridita" , для того чтобы сделать свою "домашнюю работу" и оценить образец его любимого снадобья - "Дайкири". Но одно можно сказать точно! Когда я пришел к нему к девяти часам утра, Хемингуэй крикнул из кухни - "Что вы будете пить? Мой ответ был, как я думал, безукоризненным - "Дайкири", сэр. Боже, Карш – возразил Хемингуэй - "в этот час дня!?"

Джордж Бернард Шоу (George Bernard Shaw), 1943

Леон Эдель, биограф Генри Джеймса, отметил, что “способ знакомства с людьми у Бернардо Шоу заключался в том, чтобы очаровывать их тем, что был очарован ими сам”. Шоу приехал, врываясь в комнату с такой энергией, как у молодого человека, хотя ему было почти девяносто лет. Его манера, его старческая близорукость с пронизывающим взглядом, его блестящее остроумие, и его колючая борода, все было так рассчитано, чтобы внушить мне страх; вначале это так и было. Он, очевидно, любил играть, и принял роль безобидного Мефистофеля и защитника дьявола. Он сказал, что я мог бы сделать хорошую фотографию, но не такую хорошую, как ту, которую он видел на недавнем званом обеде, где он мельком выглядывал из-за плеча его хозяйки, прекрасный портрет его самого: “Ужасную, вы понимаете, дьявольскую карикатуру, но абсолютно натуральную”. Он прошел мимо дамы, приблизился к своему изображению, и понял, что он смотрит в зеркало! Старик изучал меня насмешливо, чтобы увидеть, оценил ли я его маленькую шутку. Это был тот момент, когда я запечатлел его на своем портрете.