Бондарь. Бондарное ремесло в посёлке Жаровск

Долгое время мой отец занимался столярным ремеслом: делал различные резные стулья, двери, столы и прочее. Все это не было основным доходом - существовало как сторонний не большой заработок, подработка. Но среди кучи бессмысленно храненных вещей в сарае ему не давали покоя две старенькие, почти развалившиеся бочки, с ржавым бондажем. Долгое время он сам не понимал, что они не дают ему покоя, но где-то глубоко мысль зрела - зрели вопросы о том как же делаются эти великолепные изделия... Конечно же еще с советским детством он застал бондарные цеха, где бочки пили на станках, но те бочки из сарая все же старше и вида не станочного.

Время шло, я рос, а бочки все стояли. И как-то невзначай упомянул я про них батюшке, да и вроде все на том. Позже приехал я дамой после длительного отъезда - бочек нет!!! А стоит значит у маменьки кадушка с мукой и такая несуразная и косая(ох, жаль не сфотографировал). Зашел я в мастерскую к отцу, который бочки разобрал и преступил к изучению... Такая самодеятельность особых плодов не дала, как показала кадка.

Тогда немного погодя, поехали мы к бабуле моей по отцу и расспросили: знает ли она чего? И рассказала она нам об одном пожилом бондаре который живет у них в п. Зоркальцево в Томской области и направила нас к нему сходить.

В общем встретились мы с этим милым "дедком", который будучи совсем юношей учился у одного бондаря ремеслу, дабы вынужден был чем-то зарабатывать, чтоб прокормить семью в которой остался единственным мужчиной.
Мы забрали его к себе в гости, показали мастерскую, и первую бочку сделали совместно, под руководством старого бондаря. Он поведал нам все секреты ручного ремесла и подарил старинные инструменты, подобными пользовались еще на Руси.
Мы взяли важные и не обходимые моменты процесса изготовления, убрали не актуальные для ручной работы в наше время. Заготовили древесину для клёпок (так называются дощечки из которых состоит бондарное изделие), которую оказалось довольно не просто заготавливать, так как данного рода заготовка довольно длительна и имеет несколько этапов долговременной сушки.

В целом, общая сумма затрат на заготовку материала составила 20 000 руб., в сумму входит: 14 т.р. - 1 м*3 Кедра(с первичной сушкой), металлические полосы для бондажа на 2 т.р, к ним же грунтовку и черную краску 2 т.р. и остальную часть суммы составляют клёпки и расход на дорогу.

Использовав весть этот материал, у нас вышло 12 изделий. Таким образом в среднем одно бондарное творение стоит в районе от 1500 р. - до 3000 р. (если это не купель) без учета труда и выдержки древесины.

Для начала мы выставили чуть ценники чуть выше затратных. К примеру, бочка на 30л. стоила 4 000р. (т.е. + 1000 к затратному ценнику).

Так и началось наше с отцом дело. Потихоньку мы начали обретать известность в узких кругах, начали поступать заказы, дело оказалось довольно прибыльным. Наращивая темпы мы заготовили достаточно большое для ручного труда количество изделий и решили устроить их продажу. Как раз к тому времени готовился международный фестиваль "Праздник топора", на ярмарке которого различные ремесленники и мастера выставляли свои шикарные изделия.

Мы заехали в самые первые дни и к 3-ему дню продаж у нас не осталось ничего!!! Затраты составили 25 000р., а чистая прибыль 30т.р. (с учетом того, что ценники к празднику мы подняли). В добавок к этому мы раздали много визиток и обеспечили себя заказами на долгое время. Почувствовав отдачу, нас еще сильней затянуло это дело и мы создали группу ВК.
И на данный момент наш прайс-лист выглядит так:

Из перечня этих товаров можно выделить самые востребованные, к ним относятся: Кадки, шайки и запарники. Кадки отлично подходят для засолки (огурцов, капусты, грибов) и хранения воды - в кадушке все приобретает необычный приятный вкус и аромат; шайки и запарники покупают различные магазины для сауны. Бочки, кончено, тоже не редко берут, но все же реже ранее упомянутых, так как людей, которые делают вина и настаивают коньяки будет поменьше. А насчет купелей часто интересуются, но берут редко, так как цена не маленькая и многих смущает доставка таких громоздких изделий.

В итоге бондарное ремесло приносит не плохой доход и эстетическое наслаждение.
Многое еще хотелось бы рассказать непосредственно о самом процессе изготовления бондарных изделий, а конкретно про бочки, потому что её создание - это самый сложный и интересный процесс из ряда остальных, но все это вы можете прочесть и посмотреть в нашей группе.




  • Плетение из лозы. Соломка. Береста
  • Бондарное дело
  • Ковка. Кузнечное дело
  • Мастера промыслов
  • Английские традиции и эталон качества - настоящий английский фарфор Wedgwood в продаже в России!


    Фарфоровая посуда для чаепития от Briswild. Чайные пары, конфетницы, чайнички, сахарницы...


    В продаже - столовая посуда (фарфор, керамика, стекло), чайные пары...

    Книги по разным видам промыслов, ремёсел, рукоделию. Шитьё и вышивка, мишки Тедди и куклы, одежда для кукол, роспись и резьба, скрапбукинг и бисер, украшения, квиллинг и карвинг...

    Бондарное дело

    В старину секреты бондарного промысла передавались от отца к сыну. Промысел бондаря был на Руси в почете. Хорошие бочары, например, снабжали своей продукцией не только жителей ближайших посёлков и городов, но и соседние страны.

    Древнейшие образцы русской бондарной посуды были обнаружены в ходе археологических раскопок. Были найдены фрагменты бочек, кадок, ведер, жбанов, ушатов, подойников, шаек, лоханей и прочих бондарных изделий. Все они сохранились в крестьянском хозяйстве и широко использовались до середины XX века.

    Чаще всего бондари совмещали своё ремесло с традиционными крестьянскими занятиями. Работали они преимущественно зимой, начиная с Покрова. Некоторые мастера занимались бондарным ремеслом круглый год, за исключением трёх-четырёх месяцев летом во время уборки урожая и сенокоса.

    • Купить дубовую бочку

      Здесь представлены товары бондарного дела, а именно бочки для хранения вина, коньяка, пива, кваса, самогона и виски. Каждая бочка изготавливается вручную из дуба высшего качества, которому более 100 лет, и оцинкованного металла. Дубовую бочку перед продажей обжигают!

    • Бондари и бондарное ремесло

      Благородность бондарных изделий идёт из старины. В давние времена были только благородные природные материалы, но сейчас для нас они стали роскошью. Предки знали толк в дереве и мастера прошлого славились своей работой...

      Комментарии: 1

    • Петербургская компания возрождает бондарное дело

      Петербургская компания возрождает бондарное дело.

      Национальный институт здоровья (НИЗ) проводит в Петербурге добровольную аттестацию товаров и услуг, направленных на сохранение здоровья человека. Горожанам представлена оздоровительная технология виноделия и хранения вина в дубовых бочках.

    • О бочках для вина

      О бочках для вина.

      Несмотря на то что, существует масса посуды из стекла, фаянса, серебра и т.д., настоящие вкусовые качества напитки приобретают только, когда они приготовлены и хранятся в деревянных бочках и кадках. Ведь на стадии приготовления алкогольные и неалкогольные напитки впитывают из дерева силу леса, позволяют нам насладиться незабываемым ароматом…. Попробуйте сами и угостите ваших друзей настоящими целебными напитками.

    • Купель - что это такое и зачем

      Купель - что это такое и зачем.

      Стремление содержать свое тело в чистоте, наверное, одно из самых древних желаний человека. Как написано в одном старинном трактате, омовение дает десять преимуществ: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин.

    • Купель - правила эксплуатации

      Купель - правила эксплуатации.

      Купель изготовлена из деревянных шпунтованных клёпок, склеенных между собой водостойким клеем и стянутых обручами из нержавеющей или оцинкованной стали.

      Внутри и снаружи купель покрыта экологически безвредным полимерным покрытием. Данное покрытие обеспечивает высокую степень защиты древесины от воздействия воды, что позволяет пользоваться купелью многие годы.

      Для удобного входа и выхода купель снабжена приставной лесенкой или подиумом, а внутри оборудована прочной сидушкой.

      Немного из истории бондарного ремесла

      Бондарное ремесло имеет богатую историю и давние производственные традиции во многих странах мира. В России, как и ремесла других народов, оно отличалось своими особенностями и национальным колоритом, всегда несло черты эпохи, органически связанные с географической средой. Но национальная форма не могла развиваться сугубо самостоятельно, то есть изолированно от культур соседних народов – белорусского, украинского и др. Изучение бондарного ремесла очень актуально и помогает выявить многие конкретные моменты этой связи, живого контакта, взаимовлияния культур, кроме того, оно имеет большое научно-познавательное и прикладное значение.

      Никто не знает, где, как и когда впервые появилась бондарная посуда, но она была известна уже в Древней Греции и Римской империи. В больших бочках греки и римляне перевозили и хранили растительное масло, вино, воду. Большую бочку диаметром 1 м и длиной 2 м археологи нашли в Венгрии, которая в давние времена входила в состав северных провинций Римской империи. Сделанные из сосны клепки были шириной 14 см и толщиной 2 см.

      Обработка дерева, в том числе и бондарное дело, занимая среди других ремесел одно из ведущих мест, была традиционным ремесленным занятием россиян. Очень высоким был уровень развития бондарного ремесла еще в Древней Руси. Бондарная посуда Х – ХV веков, найденная археологами в древнем Новгороде была восстановлена по найденным деталям – клепкам, обручам и донцам. Уже в те времена жители Новгорода пользовались всеми основными видами бондарной посуды, которая изготавливалась на протяжении всего последующего времени до наших дней. Древние мастера изготавливали бочки, кадки, ведра, шайки, жбаны, кружки и другие бондарные изделия. Некоторые найденные археологами древние бондарные изделия дошли до нас почти без изменений.

      Вероятно, первоначально человек использовал для изготовления деревянной посуды дуплистые стволы, затем предшественницей бондарной посуды стала посуда, выдолбленная из целого ствола. Дупляная и долбленая посуда стала применяться для хранения масла, меда, зерна. Так как на дуплянках от времени начинали появляться глубокие трещины, то чтобы предотвратить разрушение, их стали стягивать жгутами, веревками – так, вероятно, появились первые обручи. Затем обручами, деревянными и железными, стали стягивать изготовленные из деревянных дощечек различные сосуды. В бондарных мастерских стали изготавливать не только бочки и жбаны, но и огромные чаны для кузнечных и кожевенных предприятий. На некоторых литейных заводах бондарные опалубки применяли при литье пушек.

      В мастерских, на фабриках и заводах для хранения воды использовали деревянные чаны. Чтобы вода в них была постоянно холодной чаны почти полностью зарывали в землю. Влияние бондарной техники сказалось и при изготовлении колес. Так, в тележном колесе обод собирали из косяков. Каждый косяк прижимали к другому, подобно клепкам, скошенными кромками с помощью металлической шины, подобно обручу. Ступица (средняя часть колеса) стягивалась четырьмя обручами, как стягивалась бондарная посуда.

      В бондарном ремесле всегда ценилась красота бондарного изделия. Остроумная и рациональная конструкция изделий не только обеспечивает ему высокую прочность, но и придает особую привлекательность. Деревянные обручи, основное назначение которых связывать воедино клепки, в любом бондарном изделии играют роль простейшего рельефа в виде валика, выступающего над фоном. При увеличении количества обручей орнаментальный пояс становится более широким. Красоту изделия подчеркивает и ритмичное расположение обручей на боковой поверхности бондарной посуды.

      Совершенные формы бочки и кадушки на протяжении многих веков развития художественных ремесел служили образцом для подражания. Широко известны токарные изделия в форме бочонка, кухонные коробки для продуктов, подставки для ложек, копилки и др. Формы бондарной посуды привлекали и мастеров – стеклодувов, гончаров, кузнецов. В наше время красивые сосуды в форме бочонков с обручами и донышками и красивой ручкой изготовляют из керамики. Довольно часто к этой форме обращались и мастера, работающие с металлом. В XVI веке в распоряжении царского двора было много серебряной и золотой посуды, среди которой были и серебряные бочки с золотыми обручами. Знаменитые тульские самовары до середины XIX века выпускались в виде бочонка.

      Еще в первые десятилетия ХХ столетия большинство посуды в домашнем хозяйстве многих крестьян было из дерева, что говорит о большом значении бондарного промысли в жизни населения. В некоторых губерниях бондари среди других ремесленников в сельской местности занимали второе место, уступая по количеству лишь плотникам. Бондарный промысел не утратил своего значения и последующие годы, несмотря на войны, разруху и нищету. Бондарные изделия: бочки, бочонки, ушаты, дежи, ведра, кубельцы, баклаги – все, без чего не могла обойтись ни одна крестьянская семья, делалось в больших количествах.

      Имея тесную связь с сельским хозяйством, бондарное дело носило ярко выраженный сезонный характер. Сельские умельцы, владевшие разносторонними навыками в области обработки древесины, производили бондарные изделия преимущественно в осенне-зимний сезон, удовлетворяя собственные нужды и запросы односельчан и жителей соседних деревень. Для многих сельских ремесленников бондарный промысел часто был родословным занятием. Изготавливая различную посуду, бондарь не ограничивался продажей ее на местном рынке, а снаряжал осенью воз, груженный бочарной тарой, и оправлялся в соседние губернии или края, откуда возвращался и за проданные изделия привозил воз пшеницы. Многие бондари, унаследовав отцовское мастерство, нередко возили изготовленные своими руками бондарные изделия по прежним маршрутам.

      Во многих случаях одним из важнейших определяющих моментов в развитии бондарного дела было наличие лесов с древесиной соответствующего качества. Однако это соответствие не было повсеместным. Довольно часто были известны районы с небольшой лесистостью, но с широким развитием бондарного ремесла.

      До сих пор речь шла о деревообрабатывающих инструментах, используемых не только бондарями, но и другими древоделами - плотниками, столярами, токарями, резчиками. По наличию этих инструментов в мастерской трудно судить о профессии ее владельца. Но есть инструменты, которые встретишь только в бондарной мастерской, - круговой горбач, уторник, натяг, набойка и бондарная скоба. Круговой горбач используется бондарями для строгания внутренней поверхности бондарной посуды вдоль края, где предполагается врезать донышко. Он подготовляет (выравнивает) края клепок перед нарезкой уторов, в которые вставляют донце.

      Круговой горбач состоит из колодки, представляющей собой часть цилиндра, боковая поверхность которого является подошвой рубанка. В этом случае нож у него имеет прямое лезвие. Подошва может также быть закругленной к краям, то есть иметь сферическую или торцовую поверхность. Соответственно ей лезвие ножа у такого кругового рубанка будет закругленным, как у галтеля или шерхебеля. Стружки, образующиеся при строгании, выводятся через отверстие, вырезанное сбоку, и падают вниз. В отличие от столярного рубанка-горбача, он имеет направляющую доску, которая скользит во время работы по торцу бондарной посуды и обеспечивает постоянную ширину зачищаемой поверхности. Диаметр подошвы кругового горбача зависит от внутреннего диаметра остова бондарного изделия.

      Круговой бондарный горбач и приемы работы им

      На зачищенной горбачом поверхности нарезают узкие желобки - уторы, в которые вставляется донце. Инструмент, применяемый для их нарезки, называется уторником. Уторник несколько напоминает круговой горбач. Он также имеет направляющую планку, которая во время работы упирается в торцы клепок и скользит по ним. Нижняя часть инструмента - колодка, имеющая цилиндрическую поверхность, скользит по клепкам с внутренней стороны. В уторнике выдолблено два сквозных, расположенных перпендикулярно друг другу отверстия. В одно вставлен подвижной брус с закрепленным в нем стальным резцом, во втором - зажимный клин, с помощью которого выдвигаемый на различную высоту брус с резцом фиксируется в нужном положении. Благодаря этому можно нарезать уторы на различном расстоянии от края. Конструкция уторника подобного типа дошла до наших дней из глубокой древности благодаря простоте конструкции.

      Слева: двуручный уторник и его устройство (а - колодка; б - подвижной брусок; в - резец; г - направляющая; д - зажимной клин). Справа: нарезание уторного паза одноручным уторником

      Изготовить такой уторник не составляло большого труда бондарю- непрофессионалу, делавшему посуду лишь для нужд своей семьи. Бондари-профессионалы наряду с подобными инструментами применяли и более совершенные уторники, которыми уторный паз нарезался с помощью ножей. Один нож прорезал древесину на определенную глубину, другой подрезал ее под углом. В результате образовывался паз с аккуратно подрезанными стенками.

      В посуде, имеющей малые размеры, а также овальные днища, уторы нарезают одноручным уторником. Одноручный уторник целиком вырезают из одного бруска. Брусок делят на три части. Из одной части вырезают ручку, из средней - направляющий выступ, а из третьей - колодку с подошвой, имеющей цилиндрическую поверхность. В подошве прорезают сквозное отверстие, в которое вставляют резец. Перед нарезкой уторов остов бондарной посуды укладывают на козлах, укрепленных на скамье. Бондарь садится на скамью и прижимает ремнем остов к козлам. Одной рукой он ведет уторник, другой после ослабления ремня поворачивает ему навстречу остов. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будут получены уторы необходимой глубины.

      Бондарный натяг. Приемы натягивания металлического обруча на остов бондарной посуды

      Следующий инструмент, который встретишь только в бондарной мастерской, - натяг. С помощью натяга надевают (натягивают) на остов бондарной посуды металлические и деревянные уторные обручи. Он состоит из деревянного бруска с рукояткой на одном конце и металлическим крючком - на другом. При надевании на бочку или кадку обруч зацепляют крюком, а торец деревянного бруска упирают в край посуды. (Предварительно остов стягивают с помощью ворота канатом или прочной веревкой.) Нажав на рукоятку, часть обруча натягивают на край клепок. Затем натяг передвигают вдоль борта посуды и таким же образом натягивают на остов все остальные участки обруча.

      Натяг, показанный на наших рисунках, предназначен для работы с посудой небольших размеров. Деревянную часть его вырезают из древесины дуба, березы и бука. Крюк изготовляют из стальной полоски толщиной 2-2,5 мм. Для больших натягов крюки делают из стали толщиной 4-5 мм.

      Металлические, деревянные и комбинированные набойки. Внизу: набивание обруча деревянной набойкой с металлическим бойком Набойка - это «клин, тупое долото, полутрубка для набивки, осадки обручей». Так определяет этот сугубо бондарный инструмент В. И. Даль. В кратком и точном определении содержится информация о различных видах этого немудреного инструмента.

      Для насадки металлических обручей бондари просто-напросто использовали старое сточенное или сломанное долото, у которого на торце делали напильником неглубокий желобок. Благодаря ему набойка во время работы не соскакивает с обруча. Набойку- полутрубку использовали также для набивки и осадки стальных обручей. Изготовление ее отличалось исключительной простотой.

      Железную трубку расплющивали с одного конца и напильником растачивали на бойке небольшой желобок и - набойка готова. Но такая набойка удовлетворяла не каждого бондаря: при ударе молотком она вибрировала. Чтобы погасить вибрацию, трубку распиливали и надевали расплющенный конец на деревянный стержень с одной, а кольцо - с другой стороны. Такая набойка исправно служила многие годы.

      Для набивки и осадки деревянных обручей набойки, о которых шла речь выше, уже не годятся, так как металлические бойки мнут и раскалывают древесину. Поэтому набойка для деревянных обручей должна обязательно иметь деревянный боек. Простейшую набойку изготовляют из дубового, березового, букового, кленового или рябинового бруска или кругляша, которые стесывают с двух сторон так, чтобы образовался клин. Ударная часть деревянной набойки со временем может расщепиться. Для предупреждения раскалывания на нее надевают металлическое кольцо. Немаловажно и то, чтобы набойка удобно лежала в руке. С этой целью ее рукоятке придают округлую форму с небольшим перехватом между ручкой и бойком.

      Обработка внутренней поверхности кадки скобелкой. Изготовление скобелки из стальной полоски

      Для выравнивания внутренних поверхностей бондарной посуды, особенно в стыках клепок, бондари применяют специальные бондарные скобелки. В отличие от скобеля скобелка имеет одну ручку. Благодаря этому ею мбжно снимать тончайшую стружку в малодоступных местах внутри узкой бондарной посуды. Скобелку изготовляют из инструментальной стали (можно использовать полотно косы или пилы). Из отожженной полоски толщиной 2 мм вырубают зубилом заготовку. Тонкие длинные концы заготовки (хвостовики) отгибают по отношению к полотну скобеля на 80°. Затем заготовку скобеля сгибают пополам на цилиндрической оправке. Хвостовики соединяют и обматывают стальной или медной проволокой. Заточив лезвие, скобелку закаляют и насаживают на деревянную ручку. Довольно хорошую скобелку можно сделать из полукруглого напильника. Он напоминает ложкарный резец, дугообразное лезвие которого наклонено к ручке под углом 15- 20°.

      Обработка внутренней поверхности чана скобелкой (прорисовка с японской гравюры XIX века). Изготовление скобелки из полукруглого напильника. Внизу: скобелка-кривулина, для ручки которой использован естественный изгиб древесного ствола

      Бондарную посуду перед обработкой скобелем укладывают вдоль на обычную скамью. Сверху на нее набрасывают веревку или ремень с петлями на концах. Бондарь садится верхом на скамью и вставляет ноги в петли. Натягивая веревку, он, словно тисками, удерживает бондарную посуду на скамье в определенном положении. Когда клепки на одном участке выравнены, ремень ослабляют, посуду поворачивают и фиксируют в этом положении. Так повторяют до тех пор, пока не будут полностью обработаны все клепки. При движении на себя скобелкой снимается тончайшая стружка: периодически накопившуюся стружку высыпают из бондарной посуды.

      Для обработки крупной бондарной посуды, например чанов, бондарю приходится забираться в нее вместе со скобелкой. Именно такой момент изобразил на гравюре японский художник Хо- кусай, живший в прошлом веке.

      Кроме тех инструментов, о которых было рассказано, в бондарном ремесле по ходу работы применяют ножовку, пилу-курков- ку, двуручную и лучковую пилу, выкружную пилу, дрель и коловорот, прямые и полукруглые стамески, киянку, лобзик, молоток, зубило, пробойники, напильники, ножницы по металлу и другие столярные и слесарные инструменты.

      Для измерения, разметки и проверки точности изготовления деталей бондарной посуды используют различные мерительные инструменты и шаблоны: линейку, треугольник, циркуль, матерчатый (портняжный) метр и бондарную скобу.

      От бондарной скобы во многом зависит успех работы. С ее помощью бондарь контролирует кривизну выпуклой поверхности клепки, определяет скосы боковых кромок и ширину клепок у торцов и в пуке (в середине). Бондарная скоба - самый распространенный шаблон, используемый в бондарном деле на протяжении многих столетий. Для каждого вида бондарной посуды делают свою скобу. Чем разнообразнее она, тем обширнее набор скоб у бочара. Размеры их зависят от величины обручной посуды, а деления на них - от разницы отношений окружностей в самой узкой и самой широкой части. Форма бочки условно делится на два усеченных конуса, имеющих общее основание в ее середине (пуке). Эту же геометрическую форму имеют кадки, ушаты, ведра и другая бондарная посуда с прямыми ладами. Близость формы дает возможность при изготовлении кадок и бочек применять шаблоны, построенные по единому принципу. Поэтому рассмотрим на конкретном примере, как выполняется расчет бондарной скобы для бочки. Наиболее распространены бочки, у которых наружные диаметры на торцах меньше диаметра в середине на 1/5, 1/6 и 1/7 части.

      Предположим, что нужно изготовить скобу для бочки, у которой диаметры на торцах на ]/ъ меньше диаметра в середине. Сначала вычерчивают шаблон на бумаге, а уже затем вырезают и наклеивают на тонкую дощечку или фанеру. На листе бумаги проводят дугу радиусом, соответствующим наибольшей окружности бочки (длину дуги делают равной примерно 1/10 части окружности). Это рабочая часть шаблона, все остальные контуры скобы можно нарисовать от руки, произвольно.

      Принцип расчета и изготовления шаблонов

      Вырезанный бумажный силуэт наклеивают на дощечку или фанеру и выпиливают по контуру лобзиком или вырезают ножом. Таким шаблоном можно уже определить направление и угол скоса боковой кромки, а также кривизну выпуклой поверхности клепки. Но для работы этого недостаточно - нужно на шаблон нанести деления, которые позволили бы точно определять ширину клепки у торцов и в середине. На одном конце дуги отмечают точку А, на другом - точку О.

      Отрезок дуги АО будет соответствовать ширине средней части самой широкой клепки. Ширина же ее у торцов будет на!Д меньше. Циркулем делят дугу АО на пять частей, затем от точки А откладывают 1/5 часть и получают точку В. Потом отрезок ВО делят тоже на пять частей - получают точку С. Остальные деления получают аналогично. Не трудно понять, что каждый последующий отрезок на 1/5 меньше предыдущего. Следует запомнить еще одну закономерность: если ширина средней части клепки равна отрезку АО, то ширина ее на торцах будет равна отрезку ВО - и так для каждой клепки.

      Бондари обычно буквенные обозначения на шаблоне не ставят, вместо них они ножом делают тонкие зарубки, а наклеенную бумагу снимают с поверхности дерева шлифовальной шкуркой или скобелкой. Определяя ширину узких частей клепки, каждый раз отступают вправо на одно деление. Но не всегда ширина измеряемой клепки соответствует какой-либо зарубке. Ее край может оказаться и между зарубками, поэтому, чтобы сделать шкалу более точной, между длинными зарубками наносят еще и короткие. Шаблон станет более удобным, если зарубки нанести и с обратной стороны.

      Есть еще менее старый и более точный шаблон. Им можно определять ширину клепки в сантиметрах. Поэтому понятно, что он мог появиться только с введением в нашей стране метрической системы. На одной стороне этого шаблона дугообразный вырез соответствует большему диаметру бондарной посуды, на другой - меньшему. Большую дугу делят на сантиметры, например на 7 см, как показано на рисунке. На малой дуге откладывают отрезок на 1/5 часть меньше, то есть 5 см 6 мм, и разбивают его на 7 частей.

      Таким образом, каждая седьмая часть на малой дуге будет равна 8 мм, то есть на 1/5 меньше соответствующего деления на большой дуге. Рассчитать шаблон для любой бондарной посуды можно и графическим способом. На листе бумаги из одного центра проводят две дуги, одна из которых соответствует большему диаметру посуды, а другая - меньшему. Большую дугу делят на 6, 7, 8 ... сантиметров, в зависимости от предполагаемых размеров самой широкой клепки. Через каждое деление из центра проводят лучи, которые разделяют малую дугу на соответствующее количество частей, находящихся в определенном пропорциональном отношении к отрезкам на большой дуге (1/5, 1/7, 1/6, 1/7 и т. п.).

      Могут быть какие-то другие (произвольные) отношения, полученные практически после разработки формы бондарного изделия. Лучи из центра указывают направление срезок узких кромок.

      Из чертежа аккуратно вырезают своеобразные выкройки. Каждая из них обязательно должна иметь часть дуги и луча. Выкройки наклеивают на фанеру или тонкую дощечку из однородной древесины лиственных пород (липы, березы, осины, бука). Дощечку аккуратно обрезают по начерченным линиям. Шаблону придают удобную и привлекательную форму. В данном случае части шаблона расположились так, что почти произвольно возник силуэт рыбки. И как ни странно, именно это обстоятельство делает шаблон намного удобнее.

      Дело в том, что порой много времени уходит на то, чтобы разобрать: какой стороной измерять широкую часть клепки, какой - узкую? Здесь же зрительный образ упрощает эту задачу. Легко запомнить, что скобой, расположенной на спине рыбки, измеряют только широкую часть клепок, а расположенной на брюшке - узкую. Чтобы еще больше подчеркнуть разницу между большой и малой скобами, одну половину шаблона можно окрасить в какой- нибудь яркий цвет, например в красный. Яркая окраска позволяет быстро находить шаблон, который может случайно оказаться затерянным в щепках и стружках. Так что привлекательный вид инструмента - это вовсе не украшательство.

      Пользоваться подобным шаблоном несложно. Измерив, например, бочечную клепку в середине, запоминают цифру, соответствующую ее ширине. На рисунке ширина клепки равна 5 см. Шаблон поворачивают и с помощью делений на малой скобе отмечают ширину для клепки у торца - она будет равна 5 делениям на малой скобе. Сделав отметки карандашом, стесывают лишнюю древесину. Но о том, как изготовлять клепки с помощью шаблона, будет рассказано несколько позже.

      Самодельный рейсмус и проведение им уровенной линии на поверхности бондарной посуды

      Края собранного бондарного остова опиливают по линии, проведенной специальным рейсмусом. Он состоит из подставки с закрепленным на ней вертикальным бруском, вдоль которого свободно может передвигаться колодка с металлической чертилкой или карандашом. В колодке между карандашом и вертикальным бруском выдолблено гнездо, в которое вставляют клин, фиксирующий одновременно колодку и карандаш в определенном положении. Для этой же цели, что и рейсмус, некоторые бочары используют острый стержень, вбитый в стену на заданном расстоянии от пола. Остов бондарного изделия прислоняют к кончику чертилки и вращают вокруг ее оси - появляется четкая риска, идущая строго по периметру. Хотя такой способ и вполне приемлем, все же лучше пользоваться универсальным рейсмусом. Чтобы подставка рейсмуса была более устойчивой, на нее кладут свинцовую шайбу. Отлить ее можно в консервной банке. Чтобы диск имел в середине прямоугольное отверстие, в банку помещают вылепленный из глины брусок.

      Некоторые ученые полагают, что бондарная посуда была известна еще в Древней Греции, но применение ее было довольно ограниченным.

      Предполагается, что греческие мастера изготовляли в основном большие бочки, в которых перевозили и хранили растительное масло, вино и воду. Однако более или менее конкретные сведения о бондарной посуде относятся лишь к I-II векам нашей эры.

      Полено для клёпок Olivier Colas , CC BY-SA 3.0

      Археологи на месте Старой Ладоги в культурных слоях, относящихся к VIII-X векам, обнаружили остатки бондарной посуды. По раскопкам древнего Новгорода можно делать выводы об уровне развития бондарного ремесла на Руси в X-XV века.

      Посуда того времени была восстановлена по найденным деталям бондарной посуды: обручам, клепкам и донцам. После реконструкции стало очевидным, что новгородцы пользовались всеми основными видами бондарной посуды, которая получила широкое распространение во всех последующих веках.

      Unknown photographer , CC BY-SA 3.0

      Стародавние ремесленники в совершенстве владели бондарным ремеслом, превратив изготовление жбанов и ведер, бочек и лоханей, шаек и ушатов, кружек, подойников и стаканов в настоящее искусство.

      Особенности ремесла

      Бондарями испокон веков были только мужчины. Связано это с тем, что ремесло требует применение немалой физической силы.

      Бондарное ремесло — в его исконном, истинном варианте — уникально тем, что для него не нужно ничего искусственного. Всё можно брать от природы — бондарная техника подразумевает только дерево.

      Soerfm , CC BY-SA 2.0

      Деревянный остов стягивается деревянными же обручами. Безо всякого клея обручи надёжно сжимают клёпки остова и обеспечивают герметичность. Не требуется ничего металлического — ни гвоздей, ни шурупов. Любое соединение можно сделать на деревянных шкантах.

      Под изделием, собранным по бондарной технике, можно понимать любое изделие, остов которого состоит из гладко прифугованных друг к другу дощечек-клёпочек, стянутых обручами.

      Древесина

      Важным с бондарном деле было использование той иной древесины. Мастера учитывали породу дерева, влажность, условия роста, сезон заготовки и прочие условия. Одной из самых ценных пород считался дуб.

      Бондари, в совершенстве владея инструментом, тонко понимали и чувствовали пластику древесины. Зная различные качества определенных пород, они умело использовали их при изготовлении разных видов деревянной посуды.

      Unknown 1938 , CC BY-SA 3.0

      Необходимо, чтобы древесина хорошо кололась, обрабатывалась резанием (строгалась, пилилась), была достаточно упругой и вязкой, при распаривании легко гнулась.

      Из лиственных деревьев, древесина которых идет на бондарные клепки, широко используются дуб, лещина, липа, ольха, береза и тополь, а из хвойных - сосна, ель кедр, лиственница и можжевельник. В южных областях употребляют также бук и каштан.

      Дуб

      Это самый лучший материал. Дубовая древесина режется с большим трудом, но хорошо колется. Отличаясь большой упругостью, она после распаривания становится очень гибкой и легко гнется, а это необходимое качество при изготовлении бочек.

      wikipedia.org , CC BY-SA 3.0

      К тому же плотная и тяжелая древесина дуба хорошо сушится, мало коробится и растрескивается. Она заполнена особыми консервирующими веществами - тиллами, предохраняющими ее от поражения гнилостными микробами.

      Древесина дуба не боится воздействия влаги - наоборот, погруженная в воду, она становится еще прочнее.

      Осина

      Клёпки из ее древесины в большинстве своем шли на посуду, предназначенную для различных солений и квашений. Было подмечено, что капуста, заквашенная в осиновой кадушке, до самых жарких дней весны сохраняет белизну и упругость.

      Peter Wöhrer , CC BY-SA 3.0

      Склонность древесины осины к разбуханию считается в ряде случаев отрицательным явлением, но не в бондарном деле. Именно благодаря разбуханию осиновые клепки смыкаются кромками настолько плотно, что их трудно бывает порой различить.

      Липа

      Благодаря мягкости и однородности липовая древесина хорошо режется во всех направлениях, легко раскалывается как вдоль слоев, так и в радиальном направлении.

      Она почти не коробится и очень мало растрескивается. Одно из важнейших ее свойств - незначительное усыхание или, как говорят специалисты, устойчивость к потере объемности. Липовая кадушка, пролежавшая почти все лето порожней в ожидании урожая, практически не рассыхается.

      Секреты мастерства

      Представьте, что Вы зашли в бондарную мастерскую в тот момент, когда бочар фугует кромки готовых клепок. Может показаться, что он нарушает все правила, принятые в столярном деле: при строгании, фуганок, закрепленный вверх подошвой, остается неподвижным, в то время как клёпка, удерживаемая в руках мастера, перемещается вдоль него.

      Но именно этот оригинальный способ фуговки является одним из тех «секретов», без знания которых не стоит браться за изготовление даже простейшей кадушки. Или другая операция: набивка обруча.

      Kerkvorst , GNU 1.2

      Опытному бочару для этого потребуется несколько минут. С помощью специальных зажимов он ловко прикрепит три клепки к металлическому обручу и полученную треногу поставит на верстак. Затем с необыкновенной быстротой в нее будут вставлены все остальные клепки.

      И вскоре на верстаке вместо треноги уже стоит остов кадки. Кроме этих есть и множество других «секретов», которые выверены веками.

      В наше время

      Бондарное ремесло никак не потеряло свою актуальность. Натуральные бочки, и другие предметы бондарной посуды и мебели, нельзя заменить никакими современными технологиями. В виноделии нужных результатов можно достичь только в посуде из правильно подобранной древесины.

      Olivier Colas , CC BY-SA 3.0

      Для хранения масла — растительного и сливочного, продукции пчеловодства, квашений, солений, в банях и саунах — везде нужны бочарные изделия.

      Занимаются бондарным ремеслом сейчас, в основном частные мастера, небольшие артели, индивидуальные предприниматели. Расположены мастерские по всей России, там, где есть необходимые материалы.

      Фотогалерея









      Полезная информация

      Бо́ндарь
      Бо́ндарство

      Древнейшие образцы

      Такие образцы русской бондарной посуды были обнаружены в ходе археологических раскопок. Были найдены фрагменты бочек, кадок, ведер, жбанов, ушатов, подойников, шаек, лоханей и прочих бондарных изделий. Все они сохранились в крестьянском хозяйстве и широко использовались до середины XX века.

      Ремесло в обычной жизни

      Чаще всего бондари совмещали своё ремесло с традиционными крестьянскими занятиями. Работали они преимущественно зимой, начиная с Покрова. Некоторые мастера занимались бондарным ремеслом круглый год, за исключением трёх-четырёх месяцев летом во время уборки урожая и сенокоса.

      Дупляная посуда

      С неё, пожалуй, на Руси всё и началось. Она применялась для хранения масла и всевозможных сыпучих продуктов, таких, как мука и зерно, а так же для сбора мёда. Рано или поздно, но на стенках ульев и посуды появлялись глубокие сквозные трещины. И вот тогда был сделан первый шаг к бондарной посуде - был изобретен обруч. Долбленки и дуплянки, чтобы предотвратить растрескивание, начали стягивать всевозможными жгутами, веревкой, проволокой. Позднее появились, ставшие классическими, деревянные и металлические обручи.

      Применение дуба

      Из дубовых клёпок делали кадушки для квашения капусты и соления огурцов, кубелы для хранения сала и мяса-солонины. Яблоки, замоченные в дубовых кадках, до самой весны оставались крепкими и вкусными. Там, где от бондарной посуды требовалась особая прочность, дуб был незаменим. Лучшей колодезной бадьи, чем из дуба, вынужденной работать в самых суровых условиях, вряд ли сыскать. Есть у дубовой древесины и еще одно необычное свойство - она ускоряет закваску теста.

      Применение липы

      Бондарная посуда из липовых клепок хорошо сохраняет продукты. Немаловажно и то, что при этом она не придает им какого-либо неприятного запаха и привкуса. Самый лучший мед - в липовых бочонках: он долго хранит свой аромат и первозданную свежесть. Бондарная тара из липы считается лучшей для хранения и перевозки сливочного масла, которое очень долго не горкнет. А для перевозки такого деликатеса, как красная и черная икра, бочки из липы просто незаменимы. Липовая древесина - прекрасный материал для дорожной переносной посуды, предназначенной для воды и всевозможных прохладительных напитков: фляг, баклаг, лагунцов и тому подобного.

      Обручи

      Большое значение имеет древесига, из которой изготавливают обручи. Так сложилось, что в основном это древесина садовых деревьев. таких как: сирень, ирга, черёмуха, черешня, кора липы, ивы, дуба, ясеня, вяза, клёна и орешника.

      Бочарная трава

      Бондарная посуда, будь то кадка или бочка, иногда требует дополнительной доработки. Бывает,что мастер не уверен, что клепки пригнаны друг к другу с достаточной точностью, тогда-то и выручает его бочарная трава. В основном, это травы, имеющие грубую волокнистую стрктуру. Такие как рогоз, камыш и другие. Довольно часто готовая бондарная посуда, как говорят, течет уторами. Это значит, что есть щели в стыках между клепками остова и донышка. Их можно устранить с помощью специально подготовленных бочарных трав.

      Не только бочки

      Бондари производят далеко не только бочки и посуду. Существует ещё бондарная мебель. Это столы круглые и овальные, табуреты, пуфики и банкетки, тумбочки и прочая мебель, изготовленная по бондарной технике. Все они объединены тем, что дерево не распиливается на нужные детали, потом собирается и склеивается, как в столярном производстве. Бондарные изготавливаются по особой бондарной технологии, предусматривающей ручную обработку дерева и скрепление клепок обручами без клея. Таким образом, эту мебель можно считать 100% экологичной. В ней даже гвоздей нет.