Слайд 2
Слайд 3
Цель урока – рассмотреть былину с научной точки зрения, выяснить её отличительные признаки.
Слайд 4
что такое народный эпос? что такое былина? по каким признакам можно отличить былину от других произведений? как возникли и исполнялись былины? на какие группы делятся былины? какие известны былинные циклы? о чём рассказывают сюжеты былин? Каковы особенности композиции былины? в чём заключается своеобразие былинных образов? какие выразительные средства используются в былинах?
Слайд 5
В разных уголках Земли люди в древности сочиняли торжественные песнопения, повествующие о великих деяниях необыкновенных людей. Карелы называли эти песни руны, якуты – олонхо, буряты – улигер, жители Древней Руси – старины, или былины. Учёные-фольклористы используют для таких песен термин «народный эпос». Вяйнямёйнен, играющий на кантеле
Слайд 6
Произведения народного эпоса исполнялись напевно, речитативом с соблюдением особого ритма, в сопровождении струнных музыкальных инструментов. Напевы былин торжественны и величавы. В.Васнецов «Гусляры»
Слайд 7
1) широкий охват событий в пространстве и во времени; 2) патриотическая направленность; 3) героическое содержание сюжета: нередко это битва национального героя (богатыря) с врагами; 4) отношение к изображаемым событиям как к достоверным, отражающим историческую память народа.
Слайд 8
«фольклорная эпическая песня о героическом событии или примечательном эпизоде древней русской истории» (Т.Зуева) «русские народные эпические песни о богатырях» (Словарь русского языка в 4-х томах) «эпические песни, сложенные народом в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом XI – XVI в.в.» (Краткая литературная энциклопедия) «жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях и исторических событиях Древней Руси» (А. Квятковский) «жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня о богатырях и исторических событиях» (В.Коровина)
Слайд 9
Былина песня, народная, эпическая (повествует о значительных событиях) рассказывает о поступках народных героев - богатырей отражает исторические события Древней Руси, главным образом - XI – XVI в.в.
Слайд 10
Былины, вероятнее всего, возникли в Киевской Руси, выразив оформившееся самосознание русского народа.Однако вопрос о происхождении былин в науке до сих пор остаётся спорным.Существуют различные классификации русского былинного эпоса.
В.Васнецов «Баян»
Слайд 11
Задание: Познакомившись со статьёй учебника «О собирании, исполнении, значении былин» (С.14 -16), выясните, на какие группы делит былины учёный-фольклорист В.П.Аникин. Какой принцип в основе этой классификации? Запишите ответ.
Слайд 12
древнейшие (докиевские) – о Волхе, Дунае, Потыке; киевские – о Добрыне, Сухмане, Даниле Ловчанине, Чуриле, Соловье Будимировиче; владимиро-суздальские – об Илье Муромце, Алёше Поповиче; галицко-волынские – о Дюке; псково-новгородские – о Вольге и Микуле, Садко, Василии Буслаеве; черниговские – об Иване-гостином сыне; брянские – о князе Романе и братьях Ливиках... В основе классификации – циклизация по месту действия и героям.
Слайд 13
Заполните схему по материалам учебника, С.15 ................... ................... .................. Киевский Новгородский
Слайд 14
основные герои – Садко, Василий Буслаев; затрагиваются социальные темы, что обусловлено своеобразием жизни в торговом Новгороде; исторические обстоятельства и бытовые подробности характерны для Новгорода: жизнь купечества, влияние Церкви, поездки в другие страны. действие происходит в Киеве или около него; в центре повествования – князь Владимир; основная тема – защита Русской земли от кочевников; исторические обстоятельства и быт характерны для Киевской Руси; основные богатыри – Илья Муромец, ДобрыняНикитич, Алёша Попович Киевский Новгородский
Слайд 15
О борьбе с чудовищами; о борьбе с иноземными врагами; о встречах и спасении родных; о сватовстве и борьбе героя за невесту; о состязаниях между богатырями... Г.Травников «Былина»
Слайд 16
Эпический Киев – символ единства и государственной самостоятельности Русской земли. Киев
Слайд 17
Былинный князь Владимир, благодаря художественному вымыслу, соединил по сходству имени черты двух исторических правителей Руси: Владимира Святославовича (княжил с 980 по 1015г.г.) и Владимира Мономаха княжил с 1113 по 1125г.г.). Князь Владимир в былине– образ благодушного правителя. Н.Карзин «Пир у князя Владимира» князь
Слайд 18
Защитник родной земли, человек необыкновенной физической силы и воинской доблести, носитель нравственных ценностей своего народа. Смысл жизни богатырь видит в служении родине. Ю. Арсенюк «Богатырская застава» богатырь
Слайд 19
Обладает сверхъестественной силой, под его тяжестью прогибается земля, силы в нём слишком много, за что богатыря не может носить Мать-сыра-Земля, и он гибнет. А.Рябушкин «Святогор»
Слайд 20
Сын княжны и Змея Горыныча, который унаследовал от отца способность превращаться в зверей и птиц, что использует только с благими целями, например, чтобы разузнать секреты врагов Русской земли. Рос в детстве «не по дням, а по часам», стремился стать мудрым, с 12-ти лет возглавляет воинскую дружину. И.Билибин «Вольга»
Слайд 21
Этот богатырь не воин, а пахарь. По-старинному – оратай. Мать-сыра-Земля его любит и помогает ему, поэтому крестьянин Микула может посрамить и Святогора, и Вольгу. Микула олицетворяет силы народные: сегодня он мирно трудится на пашне, а завтра, если придут враги на Русскую землю, возьмётся за меч. Е.Кибрик «Микула Селянинович» И.Билибин «Вольга и Микула»
Слайд 22
Доблестный воин, умеющий также хорошо петь и играть на гуслях; не знает себе равных в игре в шахматы. Добрыня – змееборец, олицетворение вежливости и изящного благородства. С.Москвитин «Добрыня Никитич»
Слайд 23
Родился в городе Муроме, в селе Карачарове. Прославив себя ратными подвигами, победив Соловья-разбойника и Идолище поганое, Илья становится первым богатырём князя Владимира, его признают за главного другие русские богатыри. Олицетворяет спокойную и уверенную в себе силу. Е.Кибрик «Илья Муромец»
Слайд 24
По мнению исследователей, прототипом любимого в народе богатыря было историческое лицо – силач по прозвищу Чоботок, родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре, причисленный к лику святых. Его нетленные мощи хранятся в Ближних Пещерах лавры.
Слайд 25
Благодаря современным научным методам, проведена реконструкция облика Ильи. Её результаты подтвердили многие сведения о герое былин: он имел богатырское телосложение, высокий рост и до 33-х лет не мог двигаться из-за паралича позвоночника.
Слайд 26
Сын священника из города Ростова на богатырской службе удивляет не столько силой, сколько удалью, находчивостью, хитростью. Сметливый ум помогает этому озорному пересмешнику подчас больше, чем меч-кладенец. К.Васильев «Алёша Попович и красна девица»
Слайд 27
В.Васнецов «Богатыри»
Слайд 28
Историческим прототипом героя был новгородский купец Садко Сытинец. Былинный садко – человек торговый, путешественник, умеющий замечательно играть на гуслях. К.Васильев «Садко и владыко морской»
Слайд 29
Сухман Бова-королевич Василий Буслаев Ян Усмарь Настасья Микулична
Слайд 30
Художественное преувеличение: Его добрый конь да богатырскии С горы на гору стал перескакивать, С холмы на холму сталперемахивать, Мелки реченьки, озёрка промеж ног спущал. гипербола В.Васнецов «Богатырский скок»
Слайд 31
Одно явление или понятие проясняется через сопоставление с другим: Богатырь выезжает на своём коне «как есён сокол», «как бы белой кречет», конь под ним «как бы лютой зверь», копьё в руках «как свеча горит». сравнение Б.Ольшанский «Алёша Попович и Елена Краса» (фрагмент)
Слайд 32
Традиционные, универсальные для фольклора художественные определения: ДОБРЫЙ молодец, КРАСНА девица, травушка-МУРАВУШКА, палаты БЕЛОКАМЕКННЫЕ... постоянный эпитет В.Васнецов «Баян» (эскиз)
Слайд 33
Повторения слов: тавтологические («черным-черно», «много-множество»); синонимические («злодей-разбойник», «драться-ратиться») Палилогия, или подхват (повторение последних слов предыдущего стиха) повторы Б.Ольшанский «Из тёмной глубины веков»
Слайд 34
Стилистическое обрамление, не связанное с сюжетом, создают общий настрой: Высока ли высота поднебесная, Глубока глубота акиян-море, Широко раздолье по всей земли, Глубоки омоты Непровския... запев запев М.Щрилёв «Скоморохи»
Слайд 35
Первая обязательная часть сюжета (рассказывает о рождении богатыря, обретении им силы; говорится о месте действия, о том, откуда выезжает богатырь): В славном великом Нове-граде А и жил Буслай до девяноста лет... зачин М.Щрилёв «Утро Новгорода Великого»
Слайд 36
традиционные формулы, почти без изменений, переходящие из одной былины в другую: А то свищет Соловей да по-соловьему, Он кричит, злодей-разбойник, по-звериному... А ревел-то Алёшенька по-звериному, Зашипел-то Алёша по-змеиному... общие места
Слайд 40
Какие известны былинные циклы? О чём рассказывают сюжеты былин? Каковы особенности композиции былины? В чём заключается своеобразие былинных образов? Какие выразительные средства используются в былинах?
Слайд 41
Слайд 42
Библиотека русского фольклора: Былины. – М., 1988. Соловьёв В.М. Русская культура с древнейших времён до наших дней.- М., 2004 Зуева Т.В.Русский фольклор: словарь-справочник.-М.,2002 http://www.travnikov.ru/el-skaz.html http://allday.ru/index.php?newsid=145868 http://ricolor.org/europe/ukraina/mp/muromets/ http://www.pravoslavie.ru/put/sv/muromec.htmhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:Iliya_muromets_reconstruction01.jpg http://www.artlib.ru/index.php?id=11&idp=0&fp=2&uid=3224&idg=0&user_serie=0 http://biography.sgu.ru/works1.php?id=8
Посмотреть все слайды
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Былины
Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - « ста́рина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».
Историзм В центре множества русских былин стоит фигура киевского князя Владимира, которого можно отождествить с Владимиром II Мономахом (княжил 1113-1125). Илья Муромец упоминается в XIII веке в норвежской «Саге о Тидреке » и немецкой поэме « Ортнит », а в 1594 году немецкий путешественник Эрих Лассота видел его гробницу в Софийском соборе в Киеве. Алеша Попович служил у ростовских князей, потом перебрался в Киев и погиб в битве на реке Калке. В Новгородской летописи рассказывается о том, как Ставр Годинович навлек на себя гнев Владимира Мономаха, и его утопили за то, что он обокрал двух граждан Новгорода; в другом варианте той же летописи говорится, что его сослали. Дунай Иванович часто упоминается в летописях XIII века в качестве одного из слуг князя Владимира Васильковича, а Сухмана Долмантьевича (Одихмантьевича) отождествляли с псковским князем Домантом (Довмонтом).
Долгое время былины не были записанными, пока ими не заинтересовались известные учёные Павел Николаевич Рыбников (1832-1885) и Александр Фёдорович Гильфердинг (1831-1872). Более 200 былинных текстов вошли в четырёхтомник «Песен, собранных П. Н. Рыбниковым». А. Ф. Гильфердинг издал 318 былин. Гильфердинг, Александр Фёдорович
Образы русских богатырей и витязей нашли широкое отражение в творчестве известных деятелей искусства, например, Михаила Александровича Врубеля - декоративное панно «Богатырь», или Виктора Михайловича Васнецова - «Богатыри» (картина, которую он писал почти двадцать лет). Михаил Врубель. Богатырь. 1898.
Виктор Васнецов. Богатыри на конях. 1896.
Разделяляют былины на произведения дохристианского и христианского периодов. К дохристианскому циклу принадлежат сказания о Святогоре, Миките Селяниновиче, Вольге, которые относятся к так называемым «бродячим сюжетам», коренящимся в общности религиозно-культовых элементов дохристианской Европы. Крещение Руси и эпоха святого равноапостольного князя Владимира стали ядром обширного христианского былинного цикла, в основании которого лежат достоверные исторические события и личности. Андрей Рябушкин. Пир богатырей у ласкового князя Владимира. 1888.
Группу богатырей, связанных с князем Владимиром и городом Киевом, делят на старших и младших. Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1878.
К старшим богатырям причисляют только Святогора, Вольгу Святославича и Микулу Селяниновича; прибавляет ещё Самсона, Сухана и далее Полкана, Колывана Ивановича, Ивана Колывановича, Самсона Ивановича, Самсона Самойловича и Молофера или Малафея; присоединяют также Дона Ивановича и Дуная Ивановича. Богатыри олицетворяют различных явлений природы: старшие богатыри - явления грозные, враждебные людям, происходящие во время зимы; так, напр., в образе Святогора олицетворяются исполинские, залёгшие всё небо тучи; младшие богатыри тоже явления природы, но благотворные для человека, происходящие летом; калики перехожие - это бродячие тучи, проливающие дождь; первоначально и те и другие представлялись божествами, но одни - старшим их поколением, титанами, разрушителями, а другие - оберегателями людей.
« Святогор ». 1942 Николай Константинович Рерих
«Самсон» - центральный фонтан дворцово-паркового ансамбля Петергоф
Младшие богатыри Младшие богатыри делятся на туземных и заезжих; к последним принадлежит: Соловей Будимирович, Чурило Пленкович, Дюк Степанович и др. Некоторые учёные делят богатырей на типы, относящиеся к эпохе дотатарской, татарской и послетатарской, или московской: к первой группе они причисляют Добрыню Никитича, Ивана Даниловича и Алёшу Поповича; ко второй: богатырей на заставе, Идолище, Илью Муромца, Василья Игнатьевича и богатырей, которые «перевелись»; к третьей: Микулу Селяниновича, Хотена Блудовича, Чурилу Пленковича, Дюка Степановича, Данила Ловченина, сорок калик со каликою, Соловья Будимировича. Кроме того, делят богатырей по ютолько самого Владимира, Добрыню, а также Вольгу Святославича, Ставра Годиновича, Ивана Даниловича, Чурилу Пленковича и отчасти Ивана Годиновича.
Андрей Рябушкин. Микула Селянинович. 1895.
Андрей Рябушкин. Волга Всеславьевич. 1895.
Иван Билибин. Илья Муромец и Соловей-разбойник
Андрей Рябушкин. Алёша Попович. 1895.
Виктор Васнецов. Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем. 1913-1918
Андрей Рябушкин. Садко, богатый новгородский гость. 1895.
Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы М Б ОУ «СОШ №20 им.А.А.Хмелевского» г.Курска Мальцева Ольга Николаевна Спасибо!
Проект Русские былины
Вступительная статья
Были́ны (стáрины) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII веков; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности.
Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «стáрина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Он предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам».
Словарик устаревших слов
Нарекать - называть, именовать.
Пожаловать – прийти в гости.
Раздольице (умен. Ласк.) – раздолье.
Кафтан – русская старинная мужская долгополая одежда.
Грош – старинная монета, оцениваемая в 2 копейки.
Обжи – оглобли сохи.
Сошка – соха - примитивное сельскохозяйственное орудие для вспашки земли.
Рогачик – рукоятка сохи.
Гужики – кожаные петли в хомуте, которые с помощью дуги прикрепляют оглобли к упряжке.
"Былины"
Рисунки П. Соколова-Скаля
Государственное издательство художественной литературы, 1955 год
В честь праздника - Дня детской книги - хочу представить книгу Русских былин с иллюстрациями Соколова-Скаля. Пересмотрел несколько книг, что бы что-то выбрать. Попались "Былины" с иллюстрациями Павла Петровича Соколова-Скаля. Ага! Корифей социалистического реализма, мастер батальной живописи, автор "Штурма Зимнего", "Гибели начдива (Щорс)", "Чапаева", "Сталина на Царицинском фронте" и прочая и прочая. Дважды Лауреат Сталинской премии. Отметился он и в детской книге. С его иллюстрациями были выпущены "Былины" и "Конек-горбунок".
Таких мастодонтов в сообществе нет. Но графика заслуживает того, чтобы быть опубликованной. Современных художников и признанных классиков детской иллюстрации много в , а вот подобные работы нечасто встречаются. Мне эти иллюстрации больше всего напоминают Коровина в "Малахитовой шкатулке", возможно интересно будет сравнить их с работами Рейнера. Далее все графические листы, всего их в книге 23 штуки.
Итак, дважды Лауреат Сталинской премии, который меня в детстве... но об этом в конце, сначала посмотрите.
"Говорит Вольга таковы слова:
"Божья помощь, оратаюшко!"
Орать, да пахать, да крестьяновати"
"Брал-то он сошку одной рукой,
Сошку с земельки повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.."
"А втепоры Волх, он догадлив был,
Со всей дружиною хороброю
Ко славному царству Индейскому
Тут же с ними во поход пошел"
"Наливаю чарочку питьица медвяного,
Подносят-то Илье Муромцу..."
"И поехали они к Северным горам,
И наехали путем-дорогую на великий гроб,
На том гробу подпись подписана:
"Кому суждено в гробу лежать,
Тот в него и ляжет"
"Ай ты, старый казак,
Старый казак Илья Муромец!
Не спускай-ка Соловья боле на свою волю!"
"Убил в поле трех татаринов,
Трех собак, наездников,
И сестру родную у них выручил,
Молоду Марфу Петровичну"
"И проколол уши у головы Тугарина Змеевича,
И привязал к добру коню,
И привез в Киев на княжецкий двор,
Бросил середи двора княжецкого."
"Пошла она в вишенье, в орешенье,
Во свой во хорош, во зеленый сад"
"Пришел Дюк в церковь соборную,
Крест кладет по-писаному,
Поклон ведет по-ученому."
"Рассержалось у Илейки сердце богатырское,
Расходились плечи могучие"
"От славного от города от Киева,
За три версты за мерные
Стояла застава великая:
Во-первых, стоял старый казак Илья Муромец,
Во-вторых, Добрынюшка Никитинич,
В-третьих, Михайло Потык сын Иванович.
Да стояло семь братцев Грядовичев..."
"И вскочил Михайлы на добра коня,
И поехал под войско нечестивое,
И начал он рубить с одного края"
"Кто бы сходил во Киев-град,
Снес письмо ко князю Владимиру,
Чтобы отдал стольный Киев-град
Без бою, без драки великая,
Без большого кровопролития?"
"И заходит Владимир князь в погреба во глубокие,
И сидит старый казак Илья Муромец,
Сидит-то за дубовым столом
И читает книгу Евангелье."
"Срубил ей по плеч буйну голову,
Рассек-разрубил тело женское
И куски разметал по чисту полю
Серым волкам на съедение"
"Больше мне в гусельки не игрывати.
Али взять мне гусли с собой во сине море?"
"Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во сине море."
Итак, дважды Лауреат Сталинской премии, который меня в детстве ставил в тупик. Как я уже писал, я публикую собственные книги. А что это у них такие выражения лиц и глаза безумные? Потом, позже, уже подростком я прочел "Поход викингов" (а "Былина" все же младший школьный возраст - Илья Муромец, Алеша Попович, богатыри. Язык, правда, сломаешь с этими былинами, но своего рода сказки) и узнал слово "берсерк". Берсерк — викинг, посвятивший себя богу Одину, перед битвой приводивший себя в ярость. В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Вот тогда я и решил, что на иллюстрациях половина берсерков, и они были не только у викингов. Такое вот восприятие советской книжной графики.
Вашему вниманию предлагается небольшой экспериментальный иллюстрированный словарик. Пусть весьма неполный, но зато свой собственный. Дается объяснения нескольким сотням слов и понятий в разной степени связанным с иконописью. Статьи очень кратки, но всё-таки, лучше знать мало обо всём, чем много ни о чём. На кого рассчитан словарь. Словарь этот можно отнести к разряду популярных, а следовательно, рассчитан он на самый широкий круг читателей. Что входит в словарь. Словарные статьи затрагивают множество тем: технология иконописи и стенописи, сведения по иконографии и архитектуре, термины, связанные с богослужением, исторические, биографические, искусствоведческие понятия, некоторые устаревшие слова и т. д. Как пользоваться словарем. Словарик построен по принципу записной книжки: справа Вы видите подписанные ярлычки страниц со словарными статьями, выбрав один из них, Вы можете открыть лист со словами, начинающимися на выбранные буквы. Вот список страниц словаря: А-Б|В-Г|Д-Е|Ж-З|И-К|Л-М|Н-О|П-Р|С-Т|У-Ф|Х-Ц|Ч-Ш|Щ-Ы|Э-Я|0-9, A-Z, сокращения|орфоэпия, орфография|список статей|литература Названия статей в большинстве случаев дается в единственном числе, например: «КАНОН», а не «КАНОНЫ». После названия статьи через запятую приводятся возможные синонимы или варианты написания, например: «АУРИПИГМЕНТ, аврепигмент, аврипигмент, урипигмент... желть, раушгельб, ражгиль». Могут приводится данные по акцентологии в квадратных скобках, ударная гласная условно показана красным цветом, например: [апсида] К некоторым терминам в круглых скобках дается краткая этимологическая справка, например: «ХЛАМИДА (лат. chlamidis - плащ) ». Даты приводятся по по двум стилям - «старому» (юлианскому календарю) и «новому» (григорианскому), например: «4 (17) сентября». Ссылочная система словарика построена на основе гиперссылок. Щелчок по слову статьи, являющемуся ссылкой, ведет к соответствующей статье словаря, например: «восьмиконечный нимб » По возможности, я постарался привести иллюстрации к статьям, но из-за экономии места и времени загрузки размеры у картинок достаточно маленькие. Чтобы рассмотреть картинку подробнее, просто щелкните по ней. Часть специфических ссылок обозначается значками: - ссылки на книги и тексты - на изображения (иконы, монументальная живопись и др.) - на архитектурные сооружения - на страницы и сайты в интернете Если же после словарной статьи Вы встретите вот такой значок: , то, щелкнув по нему, можете узнать более подробную информацию о слове или понятии (в произвольной форме).Вы можете также заглянуть в список всех статей Словарика (там, помимо прочего, видно и текущее количество словарных статей) и в список неописанных еще слов Пока не нашлось места и времени для странички об орфоэпии (правильном произношении слов). Список используемых источников приведен на последней странице словаря. О составителях словаря можно узнать на странице «об авторах». Интересна ли Вам его форма и содержание? Может быть, у Вас есть дополнения или замечания? Обо всех найденных ошибках и неточностях сообщайте Несусвету.