Как увеличить работоспособность мозга. Мужчинам обязателен тестостерон для повышения работоспособности. Препараты, повышающие умственную работоспособность: фармакодинамика и фармакокинетика

Темп и напряженность работы заставляют многих задумываться над тем, как поднять работоспособность организма и повысить продуктивность своей деятельности. Самым простым вариантом видятся, разумеется, различные стимулирующие средства – от кофе в больших количествах до энергетиков.

Однако подобные методы повышения работоспособности в долгосрочной перспективе чреваты проблемами со здоровьем. Как же «встряхнуть» свой организм и стимулировать его к активной деятельности, не столкнувшись в вредными последствиями?

Для начала необходимо понять, что именно влияет на нашу способность работать, и каковы биологические основы.

Наша активность (как физическая, так и умственная), внимание, усидчивость, способность концентрироваться напрямую зависят от состояния нервной системы. Нервные клетки находятся в процессе непрерывной работы: они принимают сигналы друг от друга, обрабатывают их, проводят по нервным отросткам – каждую секунду в нашей нервной системе происходят тысячи процессов, и, разумеется, они требуют затрат энергии. Проведение сигнала по нервным отросткам – это электрическая активность, и необходимость для него энергии очевидна. Взаимодействие одной клетки с другой представляет собой активность иного характера, химическую – нервная клетка вырабатывает особые вещества, медиаторы, которые связываются с рецепторами другой нервной клетки и вызывают определенный «отклик». Синтез медиаторов тоже требует энергии.

Откуда же организм берет силы на все эти процессы? Естественным «генератором» энергии в клетке является окисление питательных веществ. Процессы окисления представляют собой «обработку» тех или иных веществ кислородом. Откуда клетки получают кислород? Разумеется, из воздуха, в процессе дыхания. Однако мало просто получить кислород – необходимо обеспечить условия до его доставки в ткани. За транспортировку кислорода «ответственна» кровь, поэтому необходимо обеспечить постоянный и равномерный ток крови в сосудах.

Помимо кислорода, клеткам необходимо множество веществ для синтеза нейромедиаторов. Для этого требуются аминокислоты, микроэлементы (кальций, магний), ферменты и многое другое.

И, наконец, для синтеза всех необходимых веществ и выработки энергии клеткам нужно время. Мозг и нервная система функционируют циклически – у каждой структуры головного мозга есть свои «рабочие часы», в которые они проявляют наибольшую активность, однако при этом они могут подавлять активность других структур. Дело в том, что нервным клеткам требуется время для выработки медиаторов, восстановления запаса необходимых веществ, образования новых связей. Однако все эти процессы происходят в мозге не одновременно, а по очереди. Поэтому для того, чтобы добиться от своей нервной системы максимальной отдачи, необходимо учитывать циклы активности и отдыха ее составляющих.

Впрочем, углубляться для этого в нейрофизиологию необязательно, достаточно иметь представление о работе основного цикла – суточного. С него и стоит начать рассказ о способах повышения работоспособности организма .

Самое важное условие для возвращения активности и сил – правильная организация сна. Практически все слышали о необходимости спать «не менее восьми часов в сутки», и многие считают, что этим правильный сон и ограничивается. На деле все устроено значительно тоньше и сложнее.

Режим активности и отдыха у большинства живых организмов на Земле обусловлен циклической сменой освещения. Исключение составляют разве что глубоководные рыбы и пещерные пресмыкающиеся, привыкшие жить в кромешной темноте. Организмы остальных живых существ, в том числе человека, очень чувствительны к уровню и качеству освещения.

На смене уровня освещенности построены циклические колебания интенсивности различных биологических процессов – так называемый циркадный ритм. Циркадному ритму подчиняются и уровень выработки гормонов, и активность пищеварительной системы, и работа различных участков мозга, и многие другие процессы в организме. Именно «попадание» в циркадный ритм гарантирует высокую работоспособность и хорошее самочувствие, в то время как несовпадение с ним чревато различными сбоями в организме . Условно говоря, организм «не понимает», что и в какое время ему необходимо делать.

Регулируется циркадный ритм гормоном под названием мелатонин, который вырабатывается в эпифизе. Именно мелатонин ответственен за то, чтобы биоритмы организма не сбивались. Вырабатывается этот гормон во сне, однако не в любое время, а только ночью, при отсутствии солнечного света. Недостаточный уровень мелатонина приводит к нарушениям работы организма на всех уровнях – от бессонницы и слабости до проблем с пищеварением и обострения хронических заболеваний. Очевидно, что в таких условиях говорить о работоспособности не приходится. Поэтому первое, что нужно сделать, если вы хотите вернуть себе силы и работоспособность – приучиться спать достаточное количество часов и обязательно в темное время суток.

При этом важно помнить, что оптимальное количество времени сна индивидуально для каждого человека. Далеко не всем подходят стандартные «восемь часов» –

кому-то необходимо девять, кому-то достаточно шести или даже пяти. Однако если вы заметили, что вам требуется больше десяти часов сна в сутки, это должно стать поводом насторожиться – особенно если такое состояние длится две недели и дольше. Повышенная потребность во сне может сигнализировать о целом ряде проблем со здоровьем – от нервного истощения до клинической депрессии и даже болезни щитовидной железы.

  1. Ложитесь спать ночью. Эта рекомендация может звучать абсурдно, однако многие хотя бы раз в жизни сталкивались с экзаменами, срочной работой и подобными ситуациями, вынуждающими бодрствовать по ночам. В экстренной ситуации это можно допустить, однако полностью переходить на ночной образ жизни вредно – снижается выработка мелатонина, и все отлаженные циклы организма расстраиваются. Однако переход на режим дневного бодрствования с ночным сном способен значительно улучшить ваше самочувствие уже через пару дней.
  2. Ложитесь спать и просыпайтесь примерно в одно и то же время. Это очень важно при восстановлении суточных циклов. Организм любит режим, и скажет Вам «спасибо».
  3. Обеспечьте себе перед сном достаточный уровень затемнения, тишину и свежий воздух. Также желательно, чтобы в помещении, где вы спите, не было слишком жарко.

Эта фраза известна многим, однако, что представляет собой «смена деятельности», понимают далеко не все. Для того, чтобы отдых действительно был эффективным, недостаточно переключиться на дело, немного отличающееся от основного занятия: если вы работаете программистом или дизайнером, то компьютерные игры в качестве отдыха вряд ли подойдут, а если, к примеру, занимаетесь переводами или готовитесь к экзамену, то чтение книги будет не лучшим вариантом.

Отдыхом может служить только кардинальная смена деятельности. Вам необходимо найти такое занятие, которое будет максимально отличаться от вашей работы. При этом, чем больше оно будет отличаться, тем эффективнее будет отдых.

Сегодня огромное количество людей работает в условиях малой подвижности. Лучший вариант отдыха в условиях сидячей работы – физическая активность. Любая – можно сделать легкую гимнастику, поприседать, даже просто пройтись. Это не только поможет отвлечься от основного вида деятельности, но и поднимет тонус мышц и активизирует кровообращение.

Физической активности стоит уделять особое внимание и не пренебрегать ею, если есть возможность. Речь не идет о спорте или даже регулярных тренировках – для того, чтобы почувствовать себя лучше, достаточно легкой зарядки. Даже минимальное движение помогает «разогнать» кровь по сосудам и улучшить снабжение тканей кислородом. А кислород, как уже было сказано, «сжигает» питательные вещества в клетках, превращая их в энергию.

Если говорить о долговременном отдыхе (отпуске, каникулах), то во время него полезно сменить обстановку. Идеальным вариантом будет поездка – необязательно долгое путешествие, поможет и простая вылазка за город. Главное – максимально отвлечься от работы. На время отпуска или каникул необходимо максимально изменить вид деятельности – такой отдых будет по-настоящему полезным.

Любопытное и необычное средство для восстановления сил и работоспособности – уборка.

Об уборке не принято думать, как о способе отдыха, но в данном случае не имеется в виду отмывание квартиры целиком на протяжении всех выходных. Под уборкой подразумевается минимальное приведение в порядок рабочего места и, если есть возможность и желание, пространства вокруг него. Уже сам процесс легкой уборки срабатывает как эффективное психотерапевтическое средство – вы обновляете пространство вокруг себя, вносите в него определенные изменения. Это способствует снятию психического напряжения и высвобождает силы для дальнейшей работы.

В ситуации, когда падает работоспособность и ощущается сильная усталость, первое, что приходит в голову – воспользоваться медикаментами. Это кажется наиболее простым и быстрым способом восстановить силы. Стоит сразу сказать, что это способ действительно весьма быстрый, однако назвать его простым вряд ли можно. Подбор необходимых средств – очень ответственный процесс; неподходящие лекарства или неверная дозировка способны наоборот истощить нервную систему, превратив обычную усталость в астенический синдром.

Среди медикаментов, которые помогают поднять работоспособность и при этом имеют минимальные риски при приеме, можно назвать:

  • глицин . Глицин – аминокислота, работающая как нейромедиатор. Связываясь с рецепторами в мозге, она способствует процессам торможения, что выражается в легком транквилизирующем эффекте и улучшении процесса засыпания;
  • средства-адаптогены . К адаптогенам относят средства, оказывающие умеренный тонизирующий эффект и повышающие мозговую активность. В качестве адаптогенов применяются настойки элеутерококка, женьшеня, аралии. Правда, мгновенного эффекта от них ждать не стоит – он проявится примерно через неделю приема;
  • поливитаминные комплексы . Польза витаминов очевидна всем. Но злоупотреблять витаминными препаратами не стоит – месячного курса будет более чем достаточно.

Вопрос «как повысить работоспособность » волнует многих. Ответ же на него оказывается проще чем кажется – необходимо просто прислушаться к своему организму: наладить сон, разнообразить повседневную деятельность, при необходимости поддержать нервную систему медикаментами, и силы снова вернутся к вам!

Здравствуйте, мои дорогие читатели и гости блога! Сильное переутомление чревато негативными последствиями. Мы начинаем чаще раздражаться, чувствуется сильнейший упадок сил, появляется . Все эти явления сказываются на качестве жизни и работе. При этом времени хватает все меньше и меньше, ничего не успевается, начальство недовольно – кажется, что замкнутый круг никогда не разорвется. Но к счастью существуют множество способов, как повысить работоспособность. Но для начала подробнее разберемся с причинами упадка сил.Основными факторами, которые оказывают сильное влияние на самочувствие человека и уровень его работоспособности, являются следующие:

  • переутомление и авитаминоз

Оба данных вида недомогания взаимно связаны. В большей степени, переутомлением страдают представительницы прекрасного пола. Они не только зарабатывают деньги, но и ведут дом и семью. Часто после длительного напряжения физических и эмоциональных сил организм ослабевает, и силы идут на спад. Появляется вялость, сильная бледность. Таким образом, тело подает сигнал о том, что срочно необходим отдых и витаминотерапия.

Часто является одним из превалирующих факторов ухудшения работоспособности. Отрицательная энергия и негативные мысли постепенно способствуют и вызывают постоянное внутреннее напряжение.

А, как известно, все болезни от нервов. Постепенно появляется внутренняя слабость, апатия ко всему, и безразличие. В данном случае, хорошим лекарством будет обретение . Необходимо посмотреть на жизнь с позитивной точки зрения, чтобы она заиграла яркими красками. В этом случае, работоспособность увеличится и депрессия отступит.

  • проблемы со здоровьем

Это причина, в большинстве случаев, является следствием первых двух. Проблемы со здоровьем гасят трудовой энтузиазм. Когда у человека что-то болит, то он не может ни о чем думать, кроме этого. Это сказывается на рабочем процессе, человек трудиться в замедленном режиме, делает ошибки и т.п.

Как повысить работоспособность

К основным способам, которые могут помощь в этом не легком вопросе, можно отнести следующие:

  • правильное питание

Мы есть то, что мы едим. Соблюдение и употребление качественной еды, оказывает большое влияние на здоровье. Употребление жирных и калорийных продуктов способствует возникновению чувства сытости и притупляет желание работать. Трудовой процесс лучше осуществлять в слегка голодном состоянии, в этом случае, мозговая активность и двигательная способность тела лучше.

Необходимо соблюдать режим дня. Он не должен начинаться с одной чашки кофе и заканчиваться обильным ужином поздно вечером. Это влечет за собой расстройство пищеварения и другие проблемы со здоровьем. Сначала будет сложно, затем вы привыкните жить согласно установленного режима питания.

Старайтесь кушать меньше фаст-фуда и кондитерских изделий. Отдайте предпочтение кашам, свежим овощам и фруктам. Они содержат много полезных витаминов и микроэлементов, которые необходимы для нормальной работы органов и систем. В отличие от еды быстрого приготовления, которая содержит много соли, жиров и простых углеводов.

  • оздоровительные процедуры

Организму человека необходимо периодически отдыхать и следить за состоянием здоровья. Поскольку, хорошее здоровье – это залог нормальной работоспособности. К основным оздоровительным процедурам можно отнести следующие:

  1. Чистка печени и пищеварительного тракта. Следите за рационом питания. Откажитесь от курения и употребления спиртных напитков. Посетите диетолога, который поможет подобрать специальную оздоровительную программу по очистке печени и пищеварительной системы.
  2. Лечение депрессии. В этом случае, успешное лечение зависит только от самого человека. Психолог может прописать лечебную диету и поддерживающие препараты, но главную роль здесь играет работа над собой.
  3. Укрепление сердечно-сосудистой системы. Согласно учению о психосоматике, сердце является вместилище любви, в том числе, любви к себе. Постоянная напряженная работа может спровоцировать сбои в его работе. Для того, чтобы не было сбоев в работе сердечно-сосудистой системе следует чередовать режимы работы и отдыха.
  4. . Необходимо спать не менее восьми часов в сутки. В случае несоблюдения этого, в организме развивается хроническое недосыпание. Это сказывается на качестве работы. Человек начинает медленнее соображать, делает ошибки и не может сделать задание к сроку.
  5. Хроническим недосыпанием и значительным упадком сил страдают люди, работающие в ночные смены. Организм не получает достаточно отдыха, так как дневной сон не обновляет силы. В этом случае, постарайтесь хотя бы ненадолго заснуть в ночную смену.
  6. Поддержание нормального гормонального уровня. Необходимо регулярно делать профилактические осмотры у эндокринолога. Расстройства гормонального фона в организме могут значительно снижать работоспособность, вызывая хроническую усталость, вялость и недомогания в теле. В случае наличия недуга врач пропишет курс необходимых препаратов.
  7. Снижение уровня тревоги стресса. В большинстве компаний специфика работы такова, что приходится трудиться в режиме многозадачности, а также ограниченного количества времени. Быстрое переключение с одного дела на другое вызывает быстрое переутомление мозга. Если поставленные руководителем задачи не получается выполнить к сроку, то у работника возникает перенапряжение и стресс.
  8. Чтобы сэкономить нервы и время, составьте график работ, по которому методично будете осуществлять поставленные задачи. Не злоупотребляйте антидепрессантами, они вызывают сонливость и снижение работоспособности. На время трудовых авралов, чтобы повысить умственную и физическую активность включите в рацион больше свежих овощей и фруктов, злаковых культур, орехов, пейте ромашковый чай.
  9. Хорошим средством является фитотерапия. Травяные чаи помогают активизировать работу иммунитета, органов и систем.
  • грамотное

Для того, чтобы на работе не было авралов и переутомлений необходимо правильно распределить объем выполнения работ в течение дня, месяца и года. Каждый день необходимо осуществлять определенный объем запланированной работы. Если этого не делать, то она будет накапливаться как снежный ком, все меньше вызывая желание с ней разбираться. Это сказывается на качестве работы и состоянии здоровья.

Для большей стимуляции процесса планирования можно составить специальный график работ на неделю. В нем можно указать какое количество времени нужно потратить в день для осуществления определенной части работы. Если с дисциплиной совсем туго, то можно придумать особую систему штрафов. Например, не уложился в отведенное количество времени – оставайся после работы, но выполни норму. Поставьте в офисе специальную копилку – монетницу, куда можно за любую провинность бросать монетку.

  • осуществление информационного фильтра

Хорошо быть разносторонней личностью. Но к восприятию любой информации необходимо подходить избирательно. Вам совершенно не нужен пустой информационный мусор, который будет накапливаться в голове, тормозя рабочий процесс. Выбирайте из большого потока информации лишь ту, которая будет нужна. Все остальное постарайтесь не воспринимать.

Особенно, тяжело в этом плане приходится людям, которые трудятся в больших помещениях. Со всех сторон доносится разная информация, которую человеческое ухо по инерции улавливает. Через некоторое время начинаются головные боли и достаточно сложно сосредоточиться на трудовом процессе. В этом случае, чтобы повысить работоспособность можно использовать наушники. Фоновая музыка в них позволят хорошо отрешиться от болтовни коллег и прочего информационного шума. Если нет возможности использовать наушники, то попробуйте использовать различные психологические техники позволяющие отвлечься от ненужной информации и сохранить силы.

Эта техника повышения работоспособности так называется, потому что автор для ее изобретения использовал кухонный таймер в виде помидора. К ее основным моментам относятся следующие:

  1. выберите наиболее приоритетные задачи из своего списка
  2. установите таймер и работайте 25 минут, и ни на что не отвлекайтесь
  3. сделайте перерыв в 5 минут и запустите таймер снова
  4. после того, как проработали четыре раза по 25 минут, можно сделать перерыв в 15 минут
  • соблюдение распорядка дня

Разработайте для себя определенный режим дня и старайтесь ему следовать. Через месяц выработается привычка, и вы сможете заметить, что стали успевать гораздо больше, чем ранее. В теле появилась бодрость и энергичность, ушли некоторые проблемы со здоровьем.

В этом случае, также не следует впадать в другую крайность, и исполнять расписание с фанатизмом. Через некоторое время такой жизни можно получить нервный срыв от бесконечного обилия серых и одинаковых дней. Поэтому, можно иногда позволить себе отступления от него.

  • не старайтесь сделать все сами

Это признак плохого руководителя и недоверия к людям. Подчиненные будут прохлаждаться, а вы трудиться без устали. Необходимо распределить работу таким образом, чтобы через определенный промежуток времени, слаженная работа коллектива дала прекрасный результат. Один человек не может выполнить работу двадцати, в этом случае, будут ошибки, недочеты в работе и срыв сроков.

  • меньше серфите в Интернете и социальных сетях
  • делайте небольшие перерывы в работе

Это необходимо. Когда мозг постоянно находится в напряжении и без отдыха, то через некоторое время наступает состояние переутомления. Поэтому, во время работы необходимо делать небольшие перерывы. Подумайте о чем-нибудь отвлеченном, пройдитесь, съешьте яблоко. Мозг за это время отдохнет и будет готов работать дальше. Тактика небольших отдыхов позволяет перезагрузить сознание и лучше генерировать идеи, если рабочий процесс связан с творчеством.

  • делайте производственную гимнастику

Это прекрасная практика держать тело в тонусе. Особенно хорошо она подойдет для офисных работников. К концу трудового дня работоспособность сильно снижается. Для того, чтобы сохранить умственную и физическую активность необходимо делать в течение 5-10 минут. Ее достаточно делать два раза в день, утром и в обед. В первой половине дня, она помогает проснуться и активизировать энергию организма. Во второй, снять напряжение, накопившееся в процессе работы.

Также делать производственную гимнастику полезно для здоровья. Снижается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и пищеварительного тракта.

Вот и все советы, которые помогут вам восстановить силы и улучшить работоспособность. Пишите в комментариях отзывы! До новых встреч!

Рассматривая физические упражнения как одно из основных средств оптимизации двигательной активности, следует признать, что на современном этапе реальная физическая активность населения не отвечает взросшим социальным запросам физкультурного движения и не гарантирует эффективного повышения физического состояния населения.

Системы специально организованных форм мышечной деятельности, предусматривающие повышение физического состояния до должного уровня (“кондиции”), получили название “кондиционных тренировок” “оздоровительных”.

Методы таких тренировок различаются по периодичности, мощности и объему.

Существуют три метода таких тренировок:

    Первый метод предусматривает преимущественное использование упражнений циклического характера (ходьба” бег, плавание, велосипед), проводимых непрерывно 30 и более минут.

    Второй метод предполагает применение упражнений скоростно-силового характера (бег в гору, спортигры, упражнения с сопротивлением, тренажеры), деятельность работы от 15 сек до 3 минут с числом повторений 3-5 раз с периодами отдыха.

    Третий метод использует комплексный подход к применению физических упражнений, стимулирующих как аэробную, так и анаэробную производительность, совершенствующих двигательные качества.

5.Умственная работоспособность. Утомление и его профилактика.

Работоспособность человека определяется его стойкостью к различным видам утомления - физическому, умственному и др. и характеризуется продолжительностью качественного выполнения соответствующей работы. Умственная работоспособность студентов, например, определяется успешностью усвоения учебного материала. Умственная работоспособность в значительной мере зависит от состояния психофизиологических качеств студентов. К их числу следует отнести общую выносливость, в том числе и физическую, быстроту мыслительной деятельности, способность к переключению и распределению, концентрации и устойчивость внимания, эмоциональную устойчивость.

Важное значение для успешного профессионального обучения имеет состояние здоровья студентов, их стойкость к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся во временном снижении его работоспособности в результате проведенной работы.

Ведущими причинами утомления являются нарушения в слаженности функционирования органов и систем. Так, нарушается обмен веществ в периферическом нервно-мышечном аппарате, угнетается активность ферментативных систем, понижается возбудимость и проводимость сигналов, происходят биохимические и биофизические изменения рецептивных и сократительных элементов структуры мышц. В ЦНС наблюдается снижение возбудимости и ослабление возбуждения нервных центров из-за мощной проприоцептивной импульсации. В эндокринной системе наблюдается либо гиперфункция при эмоциональном напряжении, либо гиперфункция при длительной и истощающей мышечной работе.

Нарушения в вегетативных системах дыхания и кровообращения связаны с ослаблением сократительной способности мышц сердца и мышц аппарата внешнего дыхания. Ухудшается кислородно-транспортная функция крови.

Таким образом, утомление является сложнейшим физиологическим процессом, начинающимся в высших отделах нервной системы и распространяющимся на другие системы организма.

Различают субъективные и объективные признаки утомления. Утомлению, как правило, предшествует чувство усталости. Усталость - сигнал, предупреждающий организм о дезорганизации в первичной деятельности коры мозга. К чувствам, связанным с усталостью можно отнести: чувство голода, жажда, боли и т.д.

О значении знания степени утомления при различных видах умственного труда можно судить из того, что в стране каждый четвертый трудящийся занят умственным трудом. Существует множество видов умственного труда. Отличаются они организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью нервно-эмоционального напряжения.

Представители умственного труда объединены в отдельные группы. Таких групп семь:

    Инженеры, экономисты, бухгалтеры, работники канцелярий и др. Работу они выполняют в основном по заранее разработанному алгоритму. Работа протекает в благоприятных условиях, небольшое нервно-эмоциональное напряжение;

    Руководители учреждений и предприятий больших и малых коллективов, преподаватели средней и высшей школы. Для них характерны нерегулярность нагрузки, необходимость принимать нестандартные решения.

    Научные работники, конструкторы, творческие работники, писатели, артисты. Их работе свойственно создание новых алгоритмов, что повышает степень нервно-эмоционального напряжения.

    Группа лиц, работающих с машинами, оборудованием. Так называемый операторский труд. Высокая концентрация внимания, мгновенная реакция на сигналы. Разная степень умственного и нервно-эмоционального напряжения.

    Наборщики, контролеры, сборщики и др. Им свойственно высокое нервно-эмоциональное напряжение и локальное мышечное напряжение.

    Медицинские работники. Их труд связан с большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением, особенно у хирургов и сотрудников скорой помощи.

    В эту группу объединены студенты и учащиеся различных учебных заведений. Их труд требует памяти, внимания, мыслительных процессов, т.к. они постоянно воспринимают новую и в большом количестве информацию. Им присуще - ограничение двигательной активности, большое напряжение высших отделов ЦНС, психическое и эмоциональное напряжение.

Невнимательное отношение к чувству усталости, которое заложено в особенностях умственного труда, приводит к переутомлению, к перенапряжению.

Переутомление - это крайняя степень утомления находящаяся уже на грани с патологией. Переутомление может быть результатом больших физических и умственных нагрузок. Часто переутомление вызывают и неправильный образ жизни, недостаточный сон неправильны режим дня и т.д. К переутомлению приводят ошибки в методике подготовки, недостаточный отдых. В состоянии хронического переутомления организм становится более уязвимым, снижается его сопротивляемость к инфекционным заболеваниям. Таким образом, если утомление углубляется и не сменяется охранительным торможением, то можно говорить о переутомлении. При умелом перераспределении умственного и физического труда можно добиться высокой производительности труда и сохранить на долгие годы работоспособность.

Цикличность возбуждения и торможения в корковой деятельности мозга - “корковая мозаика” - причина неутомимости многих жизненно важных органов в организме. Ритм жизнедеятельности организма - основа мероприятий для борьбы с переутомлением. Необходимо понижать возбудимость корковых нервных клеток, повышать их чувствительность к раздражителям. Этим целям служат восстановительные мероприятия, о которых речь пойдет ниже.

При длительном умственном (интеллектуальном) труде, как и при неправильно поставленном учебно-тренировочном процессе, при нагрузках превышающих возможности организма может возникнуть ряд состояний, таких как: - перенапряжение и перетренированность.

Перенапряжение- это не только физиологическое. психологическое и биохимическое, но и социальное явление. Перенапряжение центральной нервной системы, вызывающее упадок сил, может привести к возникновению психических нарушений, к поражению внутренних органов. Иногда перенапряжение проходит быстро и бесследно, когда достижение цели принесло удовлетворение. В случаях, когда цель не достигнута, может наступить длительное психическое расстройство, прежде всего бессонница, которая может сопровождаться навязчивыми мыслями. В результате бессонницы и повышенного эмоционального возбуждения у человека появляются неадекватные реакции на действие окружающих, ухудшается физическое состояние.

Перетренированность - это состояние, при котором в качестве ведущего признака выступает перенапряжение ИНС. т.е. невроз. Спортсмен становится раздражительным, обидчивым, у него нарушается сон. ухудшается аппетит. Он худеет. Ухудшается координация движений, изменяется сердечный ритм, повышается кровяное давление.

На стандартные нагрузки организм перетренированного спортсмена отвечает большей, чем прежде реакцией:

    растет частота пульса;

    нарастает кровяное артериальное давление;

    ухудшается легочная вентиляция, возрастает кислородный долг.

При тяжелой степени перетренированности занятия спортом немедленно прекращаются на 2-3 недели. Причиной перетренированности являются не только чрезмерные, но и частые однообразные тренировки, а также нарушения тренировочного режима.

Использование чрезмерных физических и психических нагрузок, несоблюдение режима дня и питания могут приводить к различным заболеваниям. Во многом патологические нарушения возникают в результате снижения иммунобиологической активности. В состоянии высокой спортивной форме спортсмен чаще простуживается, легче заболевает гриппом, ангинами и т.п. Очевидно, высокая тренированность, связанная с использованием больших нагрузок, и психическое напряжение перед ответственными соревнованиями, снижают иммунобиологическую реактивность, что ведет к снижению сопротивляемости организма к внешним воздействиям.

Подобные расстройства снижают работоспособность, а это вызывает чувство недовольства собой, что еще больше усиливает эмоциональное напряжение, что приводит к нарушениям функций сердечно-сосудистой системы - гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, атеросклерозу.

Творческий умственный труд протекает на фоне положительных эмоций. Исполнительный умственный труд. которым заняты диспетчеры, операторы, чаще всего сопровождается отрицательными эмоциями (причина -аварийные ситуации, разлад в работе и др.).

При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количество адреналина, за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что приводит к сужению сосудов, питающих сердце. При частых отрицательных эмоциях поражается, прежде всего, сердце.

Под влиянием адреналина учащается ритм работы сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к сердцу питательных веществ и кислорода ограничивается.

Отметим, что при любой умственной работе какой бы сложной она не была, не происходит повышения уровня сахара в крови, но зато уменьшается количество лейкоцитов в крови.

Одной из наиболее неблагоприятных сторон умственной деятельности является снижение двигательной активности. В условиях ограниченной двигательной активности изменение сердечной деятельности, возникающие под влиянием интеллектуального напряженного труда, сохраняются дольше, чем в условиях нормальной двигательной активности

Напряженная умственная работа (как показывают исследования) сопровождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц. не имеющих прямого отношения к выполнению умственной работе.

Одновременно с повышением активности скелетных мышц отмечается у большинства людей повышение активности внутренних органов - усиливается дыхание и сердечная деятельность, повышается артериальное давление. затормаживаются функции пищеварительных органов.

Больше всего при умственной работе изменяются психические функции человека - внимание и память. Уставший человек плохо концентрирует внимание. Длительное выполнение учебной нагрузки усиливает утомление и может вызвать ряд неблагоприятных сдвигов в организме.

Многочисленные исследования показывают, что физическая культура и спорт могут оказывать исключительно эффективное влияние на факторы работоспособности и противодействовать преждевременному наступлению утомления. Для повышения работоспособности в течение учебного дня целесообразно использовать так называемые формы физического воспитания - физкультурные паузы - т.е. выполнения физических упражнений в перерывах между занятиями.

Современному человеку трудно успевать за требованиями, предъявляемыми научно-техническим прогрессом, справится с потоком информации даже в узкой области своей профессиональной деятельности, что в значительной степени относится и к студентам высших учебных заведений. Для большинства из них работа по специальности связана со значительным снижением физической нагрузки и возрастанием нервно-эмоционального напряжения (точность, быстрота, внимание). Сочетание растренированности организма и роста нервно-эмоционального напряжения в условиях интенсификации производства приводит к преждевременной утомляемости в производственной деятельности, к ранней потере трудоспособности.

Чтобы избежать этого, необходимо постоянно работать над собой, изучать особенности своего организма, научиться пользоваться своими скрытыми до времени способностями, вести здоровый образ жизни систематически пользоваться средствами физической культуры.

Внешние признаки утомления.

УТОМЛЕНИЕ

Наблюдения

незначительное

значительное

При физическом труде

Окраска кожи

незначительное покраснение

значительное покраснение

Резкое покраснение, бледность, синюшность

Потливость

незначительная влажность на лбу и щеках

значительная (выше пояса)

Особо резкая, выступление солей

учащенное

(30 дых. в мин)

учащенное. Периодические дыхание через рот

Значительно учащенное, поверхностное одышка, глубокие вдохи

Движения

уверенные и точные

неуверенные, нарушения ритма

Замедлены, дрожание конечностей

Внимание

безошибочное выполнение указаний и правил

ошибки в работе. Отклонение от правил

Замедленная реакция, отсутствие интереса, неточность, апатия

Самочувствие

отсутствие жалоб

жалобы на усталость

Жалобы на головную боль, слабость

При умственном труде

Внимание

Резкие отвлечения

рассеянное, частое отвлечение

Ослабленная реакция

непостоянная, потягивание ног и туловища

частая смена поз повороты головы

Стремление положить голову на стол

Движение

неуверенные, замедленные

Суетливое движение рук и пальцев, почерк изменяется

Интерес к новому материалу

живой интерес, много вопросов

слабый интерес, много вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

Невысокая эффективность учебной деятельности студентов связана с тем, что занятия проходят при ограничении привычной для человека двигательной активности. Обнаружено, что после 6-ти часов учебных занятий у студентов наблюдается снижение уровня физических качеств, что отрицательно оказывается на их работоспособности.

В течение трудового дня, раньше или позже, начинает развиваться утомление, которое ограничивает эффективность и продолжительность работы.

Препараты, повышающие работоспособность, помогают справиться с временными физическими и умственными перегрузками, снять чувство усталости, стабилизировать и гармонизировать психо-эмоциональное состояние человека – то есть в значительной степени улучшить его самочувствие.

Кроме того, есть немало фармакологических средств для повышения адаптационных возможностей организма в ситуациях, когда под воздействием тех или иных внешних негативных факторов происходит сбой вегетативной и нейроэндокринной регуляции естественных физиологических процессов.

Однако необходимо иметь в виду, что - во избежание негативных последствий - применять препараты, повышающие работоспособность, следует только по рекомендации врача, так как многие из этих лекарственных средств имеют противопоказания и серьезные побочные эффекты.

Показания к применению препаратов, повышающих работоспособность

Снижение работоспособности человека – явное свидетельство того, что в его организме, как принято говорить, накопилась усталость от длительной физической работы или (намного чаще) постоянной умственной нагрузки, от переживания или подавления сильных эмоций, от нерационального режима (в частности, недосыпаний), нездорового образа жизни и т.п. Когда чувство усталости не исчезает даже после отдыха, врачи констатируют очень распространенное болезненное состояние современного человека - синдром хронической усталости. И показания к применению препаратов, повышающих работоспособность, в первую очередь, касаются данного синдрома, то есть, направлены на повышение устойчивости к физическим и умственным нагрузкам.

Препараты, повышающие настроение и работоспособность, также назначаются при вегетативных неврозах и астенических расстройствах, депрессии, упадке сил и мышечной слабости, в случаях патологического снижения способности концентрировать внимание в процессе работы или обучения. Медпрепараты данной фармакологической группы эффективны при нарушениях мозгового кровообращения, которые сопровождаются головокружениями, нарушением памяти и внимания; при состояниях тревоги, страха, повышенной раздражительности; при соматовегетативных и астенических расстройствах, связанных с абстинентном алкогольном синдромом.

Перечислить все названия препаратов, повышающих работоспособность, практически невозможно, но мы рассмотрим их основные группы и на применении некоторых из них остановимся более подробно.

Для повышения физической выносливости и ликвидации последствий многих болезненных состояний, снижающих уровень приспособляемости организма к внешним факторам, применяются препараты группы адаптогенов. С целью улучшения памяти и повышения умственной работоспособности в клинической практике повсеместно прибегают к ноотропам (нейрометаболическим стимуляторам). Причем в обоих случаях врачи назначают витаминные препараты, повышающие работоспособность - витамины группы B.

Препараты, повышающие умственную работоспособность: фармакодинамика и фармакокинетика

Препараты, повышающие умственную работоспособность, которые относятся к группе ноотропов, представлены в большом разнообразии. Это - Пирацетам, Деанола ацеглумат, Пикамилон, Кальция гопантенат, Фенотропил, Церетон и многие другие.

Фармакодинамика препаратов, повышающих работоспособность, базируется на способности их действующих веществ активизировать обмен нуклеиновых кислот, высвобождение серотонина из сенсорных нейронов, а также стимулировать синтез дофамина, норадреналина, ацетилхолина и основного источника внутриклеточной энергии - аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ). Кроме того, препараты данной группы повышают синтез РНК и протеинов в клетках. Итогом такого терапевтического воздействия становится улучшение энергетического состояния нейронов, усиление передачи нервных импульсов и более интенсивный метаболизм глюкозы в коре головного мозга, нервных узлах подкорки, мозжечке и гипоталамусе.

Также фармакодинамика препаратов, повышающих работоспособность, непосредственно затрагивает нормализацию структуры клеточных мембран нейронов, а при гипоксии способствует сокращению потребности нервных клеток в кислороде. В целом, эти препараты делают нервные клетки более устойчивыми к различным негативным воздействиям.

Фармакокинетика препаратов, повышающих работоспособность, зависит от биохимических свойств их конкретных компонентов. Поскольку ноотропы в преимущественном большинстве представляют собой аминокислоты и их производные, их биологическая доступность доходит до 85-100%. После приема внутрь они хорошо всасываются в желудке и попадают в различные органы и ткани, в том числе и головного мозга. При этом с белками плазмы крови не связываются, но проникают через ГЭБ и плаценту, а также в грудное молоко. Максимальная концентрация в плазме крови составляет от 1 до 5 часов, а время, в течение которого достигается наивысшая концентрация препаратов в клетках, колеблется в диапазоне от 30 минут до 4 часов.

Большинство препаратов, повышающих работоспособность, не подвергается метаболизму и выводится из организма почками (с мочой), билиарной системой (с желчью) или через кишечник (с калом).

Пирацетам

Пирацетам (синонимы - Ноотропил, Пирамем, Пиратам, Церебропан, Церетран, Циклоцетам, Цинтилан, Динацел, Оксирацетам, Эументал, Габацет, Герицитам, Мерапиран, Нооцефал, Нооцебрил, Норзетам и др.) выпускается в форме капсул (по 0,4 г), таблеток (по 0,2 г), 20%-го раствора для инъекций (в ампулах по 5 мл), а также гранулах для детей (по 2 г пирацетама).

Таблетированный Пирацетам рекомендовано принимать по таблетке 3 раза в день, а капсулы – 2 штуки в день (пред едой). После улучшения состояния дозировка снижается до 2 таблеток в сутки. Курс лечения составляет от 6 до 8 недель (его повторение возможно через 1,5-2 месяца). Способ применения и дозы Пирацетама в гранулах для детей (после 1 года, при церебростенических нарушениях): 30-50 мг в сутки (в два приема, перед едой).

Деанол ацеглумат

Форма выпуска лекарственного средства Деанол ацеглумат (синонимы - Деманол, Нооклерин) - раствор для приема внутрь. Данный препарат, повышающий настроение и работоспособность, оказывает позитивное воздействие на состояние тканей головного мозга, улучшает самочувствие при астении и депрессии. Его применение оправдано в случае необходимости облегчить процессы запоминания и воспроизведения значительных объемов информации. Как отмечают специалисты, на пожилых пациентов Деанол ацеглумат позитивно влияет при ряде невротических состояний, вызванных органическими поражениями головного мозга или черепно-мозговыми травмами.

Способ применения и дозы Деанол ацеглумата: взрослым препарат следует принимать внутрь по одной чайной ложке (5 мл раствора содержит 1 г действующего вещества) 2-3 раза в день (последний прием не должен быть позже 18 часов). Средняя суточная доза составляет 6 г (при максимально допустимой - 10 г, то есть 10 чайных ложек). Курс лечения данным препаратом длится от полутора до двух месяцев (в течение года можно проводить 2-3 курса). Во время лечения следует соблюдать особую осторожность при управлении автотранспортом или производственными механизмами.

Пикамилон

Ноотропный препарат Пикамилон (синонимы - Амилоносар, Пиканоил, Пикогам; аналоги - Ацефен, Винпоцетин, Винпотропил и др.) - таблетки по 10 мг, 20 мг и 50 мг; 10%-й раствор для инъекций. Действующее вещество никотиноил гамма-аминомасляная кислота повышает работоспособность мозга и улучшает память за счет расширения сосудов и активизации мозгового кровообращения. При инсультах Пикамилон улучшает состояние пациентов, имеющих нарушения движения и речи; эффективен при мигрени, вегето-сосудистой дистонии, астении и старческой депрессии. В профилактических целях может назначаться людям, которые находятся в экстремальных условиях - для повышения устойчивости как к физическим, так и умственным нагрузкам.

Способ применения и дозы Пикамилона: рекомендовано принимать по 20-50 мг препарата дважды или трижды в течение суток (независимо от еды); максимальная суточная доза составляет 150 мг; длительность терапии – 30-60 дней (повторный курс лечения проводится через полгода).

Для восстановления работоспособности показано проведение 45-дневного курса лечения - в сутки 60-80 мг препарата (в таблетках). В тяжелых случаях 10%-й раствор препарата вводится капельно в вену - по 100-200 мг 1-2 раза в сутки в течение двух недель.

Кальция гопантенат

Для восстановления работоспособности при повышенных нагрузках, а также при астеническом синдроме у взрослых препарат Кальция гопантенат (в таблетках по 0,25 г) следует принимать по таблетке три раза в день (через 20-25 минут после еды, утром и днем).

Данное лекарственное средство также широко используется в комплексной терапии нарушений функций головного мозга и врожденной мозговой дисфункции у детей с задержкой развития (олигофрении), при лечении ДЦП и эпилепсии. Дозировка в этих случаях - по 0,5 г 4-6 раза в течение суток (лечение продолжается не меньше трех месяцев).

Не допускается при лечении Кальция гопантенатом (торговые названия - Пантокальцин, Пантогам) одновременно назначать другие препараты-ноотропы или же средства, стимулирующие ЦНС.

Фенотропил

Лекарственное средство Фенотропил - форма выпуска: таблетки по 100 мг - ноотроп с действующим веществом N-карбамоил-метил-4-фенил-2-пирролидоном. Его применение рекомендовано для повышения устойчивости клеток головного мозга и стимулирования его когнитивных (познавательных) функций, а также для улучшения концентрации внимания и настроения. Препарат, так же как все ноотропы, стимулирует кровоснабжение головного мозга, активизирует внутриклеточный обмен веществ и приводит в норму нарушенные окислительно-восстановительные реакции в нервной ткани, связанные с расщеплением глюкозы.

Врачи назначают Фенотропил (Фонтурацетам) в зависимости от индивидуальных особенностей патологии и состояния пациентов. Средняя разовая доза составляет 100 мг (1 таблетка), таблетки принимают 2 раза (после еды, утром и днем, не позднее 15-16 часов). Средняя суточная доза не должна превышать 200-250 мг. Длительность курса терапии в среднем составляет 30 дней.

Церетон

Терапевтическое действие Церетона (дженерики - Глеацер, Ноохолин Ромфарм, Глиатилин, Делецит, Церепро, Холитилин, Холина альфосцерат гидрат, Холин-Боримед) обеспечивает его активное вещество альфосцерат холина, поставляющее холин (витамин B4) прямо к клеткам головного мозга. А холин необходим организму для выработки нейромедиатора ацетилхолина. Поэтому препарат Церетон не только приводит в норму функционирование рецепторов и клеток мозга, но и улучшает нервно-мышечную передачу и способствует повышению эластичности нейрональных клеточных мембран.

Среди показаний к применению данного лекарственного средства значатся деменции (в том числе старческая) и нарушения когнитивных функций мозга, ослабление внимания, энцефалопатии, последствиях инсульта и кровоизлияния в мозг. Капсулы Церетона принимаются в указанных случаях по одной штуке 2-3 раза в течение дня (до еды). Лечение может продолжаться от 3 до 6 месяцев.

Противопоказания к применению препаратов, повышающих работоспособность

Следует сразу же отметить, что использование препаратов, повышающих работоспособность, во время беременности, а также в период лактации противопоказано, хотя во многих случаях тиратогенное и эмбриотоксическое воздействие перечисленных лекарственных средств их производителями не изучалось.

Противопоказания к применению препаратов, повышающих работоспособность, следующие:

  • препарат Пирацетам не применяется детям до 1 года;
  • препарат Деанола ацеглумат не применяется при повышенной чувствительности, инфекционные заболеваниях мозга, лихорадочных состояниях, заболеваниях крови, почечная и печеночная недостаточности, эпилепсии;
  • препарат Пикамилон противопоказан при индивидуальной непереносимости, острых и хронических формах патологий почек;
  • препарат Церетон не может быть назначен пациентам, не достигшим 18 лет, а также при острой стадии инсульта;
  • Ацетиламиноянтарная (янтарная) кислота не применяется при стенокардии и глаукоме;
  • препарат Пантокрин противопоказан при атеросклерозе, органических патологиях сердца, повышенной свертываемости крови, воспалительных заболеваниях почек (нефритах), а также расстройствах стула (диарее).
  • настойки женьшеня, элеутерококка и аралии маньчжурской не применятся в лечении детей, при острых инфекционных заболеваниях, кровотечениях, гипертонии, эпилепсии, склонности к судорогам, бессоннице и патологиях печени.

Побочные действия препаратов, повышающих работоспособность

При назначении пациентам врачи должны учитывать побочные действия препаратов, повышающих работоспособность. А именно: Пирацетам может вызвать головокружение, головную боль, психическое возбуждение, раздражительность, нарушения сна, боль в области желудка, тошноту, рвоту, диарею, снижение аппетита, судороги; Деанола ацеглумат способен спровоцировать головные боли, нарушения сна, запоры, снижение массы тела, зуд, а у пожилых пациентов – состояние депрессии.

Побочные действия препарата Пикамилон выражаются в виде головокружения и головной боли, раздражительности, возбуждения, тревожности, а также тошноты и кожной сыпи с зудом. Для некоторых применение Фенотропила чревато бессонницей, раздражительностью, головокружением и головной болью, неустойчивым состоянием психики (плаксивостью, чувством тревоги, а также появление бреда или галлюцинаций).

У препарата Церетон отмечаются такие возможные побочные эффекты, как тошнота, головная боль, судороги, сухость слизистых, крапивница, бессонница или сонливость, повышенная раздражительность, запоры или диарея, судороги, состояние тревожности.

А вот побочные действия Мелатонина проявляются достаточно редко и выражаются в виде головной боли и ощущений дискомфорта в области желудка.

Препараты, повышающие физическую работоспособность

Препараты, повышающие физическую работоспособность, включают такие средства для повышения общего тонуса организма и активизации его адаптивных способностей, как Ацетиламиноянтарную кислоту, Мелатонин, Кальция глицерофосфат, Пантокрин, спиртовые настойки женьшеня, элеутерококка и других лекарственных растений.

Форма выпуска Ацетиламиноянтарной кислоты (янтарной кислоты) – таблетки по 0,1 г. Общетонизирующее воздействие данного средства базируется на его способности стабилизировать и одновременно стимулировать нейрорегуляторные процессы центральной нервной системы. Благодаря этому прием янтарной кислоты снимает усталость и выводит из состояния связанной с ней депрессии.

Способ применения и дозы Ацетиламиноянтарной кислоты: обычная доза составляет для взрослого 1-2 таблетки в день (только после приема пищи, запивая стаканом воды). Детям до 6 лет назначается 0,5 таблетки в день, после 6 лет – целая таблетка (один раз в сутки).

Препарат Мелатонин повышает содержание в мозге и гипоталамусе гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК) и серотина, а также действует как мощный антиоксидант. Вследствие чего данное лекарственное средство используют в комплексной терапии депрессивных состояний и расстройств ЦНС, бессонницы, сниженного иммунитета.

Мелатонин назначают взрослым по 1-2 таблетки перед сном. Во время его приема нельзя употреблять алкоголь и курить. Детям до 12 лет это лекарство противопоказано; детям старше 12-ти дают одну таблетку в сутки (непосредственно перед сном).

Кальция глицерофосфат (таблетки по 0,2 и 0,5 г) применяется в качестве препарата, повышающего работоспособность, благодаря тому, что это вещество может усиливать синтез белка, а более активные анаболитические процессы в тканях организма, в свою очередь, повышают тонус всех его систем. Поэтому медики рекомендуют принимать Кальция глицерофосфат при общем упадке сил, хронической усталости и нервном истощении. Кроме того, кальций очень полезен для укрепления костей.

Препарат нужно принимать по одной таблетке трижды в день (перед едой), но его нельзя сочетать с кислыми продуктами и напитками, а также с молоком.

Пантокрин - жидкий спиртовой экстракт молодых (неокостеневших) рогов марала, изюбра и пятнистого оленя - является стимулятором ЦНС и применяется при астенических состояниях и низком артериальном давлении. Способ применения и дозы: перорально, по 30-40 капель за 30 мин до приема пищи (2-3 раза в течение дня). Курс лечения длится 2-3 недели, повторные курс проводится после перерыва в 10 дней.

Препараты, повышающие физическую работоспособность, многие десятилетия представляет классика - настойка женьшеня (корня), элеутерококка, аралии маньчжурской и лимонника китайского.

Присутствие в составе этих биогенных стимуляторов тритерпеновых гликозидов, которые влияют на энергетические процессы в организме, объясняет их безусловную эффективность в регулировании метаболизма глюкозы. Эти настойки врачи рекомендуют принимать при физической и умственной усталости, повышенной сонливости и низком артериальном давлении.

  • Пирацетам повышает эффективность гормонов щитовидной железы, препаратов-нейролептиков, психостимуляторов и антикоагулянтов;
  • Пикамилон сокращает действие снотворных препаратов и усиливает действие наркотичесих анальгетиков;
  • Кальция гопантенат продлевает действие снотворных, а также может усилить эффекты противосудорожиых препаратов и стимуляторов ЦНС;
  • прием Ацетиламиноянтарной кислоты с успокоительными препаратами (седативными антидепрессантами и транквилизаторами) может значительно нивелировать их воздействие.
  • применение настоек женьшеня, элеутерококка и аралии маньчжурской усиливает действие препаратов-психостимуляторов, а также кордиамина и камфоросодержащих лекарств. А одновременный прием тонизирующих настоек с транквилизаторами или противосудорожными средствами полностью блокирует терапевтический эффект последних.

Передозировка вышеуказанных препаратов может привести к нежелательным последствиям. В частности, может быть бессонница, повышенная раздражительность, дрожание конечностей (тремор), а у пациентов после 60 лет - приступы сердечной недостаточности и резкие колебания АД.

Условия хранения препаратов, повышающих работоспособность, практически одинаковые и предполагают их хранение в сухом, защищенном от света месте, при комнатной температуре (не выше +25-30°С.). Обязательное условие: место их хранения должно быть недоступным для детей.

А срок годности данных препаратов производители, как положено, указывают на упаковке.

В динамичную эпоху жесточайшей конкуренции и обильной информации успех личности во всех сферах жизни напрямую зависит от размеров интеллектуального капитала. Однако постоянные перегрузки и хронические стрессы не способствуют ясности мышления и высокой производительности головного мозга.
Неспособность сконцентрировать внимание, мышечная слабость, безучастность к происходящим событиям, утрата интереса к увлекательным мероприятиям – отчетливые симптомы ухудшения функционирования мозга. На такие сигналы можно не обращать пристального внимания, если эти признаки возникают в вечерние часы после напряженного рабочего дня или они появляются в период вирусного заболевания.

Однако если такие симптомы начинают одолевать после полноценного ночного отдыха и постоянно мешают привычной деятельности, необходимо принять меры для активизации работы мозга.

Мозг человека – удивительный орган, тайны которого до сей поры изучены не полностью. Несмотря на то, что на работу «главного компьютера» человека оказывает влияние некоторая доля генетических факторов, функции мозга необходимо ежедневно совершенствовать: развивать память, улучшать способности к концентрации, шлифовать логику и анализ.
В случае пренебрежительного отношения индивидуума к своему организму первые признаки снижения производительности мозга появятся, не дожидаясь преклонного возраста. Подтверждено многочисленными исследованиями, что у людей старше 40 лет постепенно ухудшаются когнитивные и мнестические функции.
Некоторым зрелым особам становится все труднее сосредоточиться на одном задание. Им все сложнее удержать в голове важные детали задачи. Более трудоемким занятием становится четкое изложение своих мыслей, проведение необходимого анализа, составление логического вывода.

Ухудшение производительности «главного компьютера – нельзя считать нормой. Установлено, что сохранить ясность ума и прекрасную память можно до глубокой старости, если не пускать процесс биологического увядания на самотек, вести правильный образ жизни и ежедневно тренировать свой мозг.

Причины снижения работоспособности мозга
Не всегда причина падения производительности мозга – естественные возрастные изменения организма. Существует огромный ряд факторов, влияющих на мозговую активность, которые актуальны и для людей трудоспособного возраста, и для детской аудитории. Опишем основные причины падения производительности мозга.

Фактор 1. Хроническое стрессовое состояние или однократное психическое напряжение
Длительное действие негативных внешних факторов или одноразовая сильная нервная встряска, ощущение иррациональной тревоги или внезапный испуг вызывает разрушение клеток нервной системы и препятствует формирования новых нейронных связей. Следствием этого является ухудшение качества всех познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия и ощущений.

Фактор 2. Недостаток сна
Депривация сна уменьшает способности личности к концентрации внимания, вызывает провалы в памяти, является причиной неясной речи, инициирует замедление всех реакций. Можно утверждать, что лишение человека сна – страшная пытка, коварная серьезными последствиями в соматическом здоровье и психической сфере.

Фактор 3. Депрессивные состояния
При депрессии наблюдается значительное снижение синтеза нейромедиатора серотонина, что вызывает не только подавленное состояние, но и «награждает» особу когнитивными нарушениями, препятствуют качественной интеллектуальной деятельности. Падение уровня другого нейромедиатора – дофамина инициирует значительный дефицит внимания, снижение объема рабочей памяти, угнетение исполнительных функций.

Фактор 4. Нарушение функционирования щитовидной железы
Недостаточное производство гормонов щитовидной железы приводит к задержке психического и физического развития у детей, вызывает существенное ухудшение интеллектуальных способностей у взрослых. От дефицита таких гормонов страдает весь головной мозг, включая отделы, отвечающие за внимание и память.

Фактор 5. Недостаток или переизбыток эстрогена
Усиленная или недостаточная выработка женского гормона эстрогена может вызвать колоссальные сбои в функционировании головного мозга. Несоответствующий уровень содержания этого гормона является причиной резкого ухудшения памяти, снижения способности к сосредоточению.

Фактор 6. Злоупотребление спиртными напитками
Чрезмерное употребление алкоголя имеет далеко идущие негативные последствия для состояния мозга. Алкоголизм – это провалы памяти, помутнение сознания, органические изменения мозговых клеток, сжатие мозга и, как следствие, – психоз Корсакова и полный распад личности.

Фактор 7. Черепно-мозговые травмы
Плачевные следствия травм головы могут проявиться как мгновенно, так и спустя продолжительный срок. Распространенные осложнения черепно-мозговых травм: нечеткость речи, выраженное снижение интеллекта.

Фактор 8. Сосудистые патологии
Хронические сосудистые нарушения или острое нарушение кровоснабжения головного мозга крайне негативно отражаются на функционировании «главного компьютера». Проблемы с сосудами являются причиной ухудшения интегративной деятельности мозга, препятствует консолидации памяти, затрудняет процессы обучения.

Как повысить производительность мозга: тренировка ума
Чтобы иметь подтянутую атлетическую фигуру необходимо регулярно тренироваться, обеспечивая мышцам разумную долю нагрузки. Это утверждение справедливо и для высокого уровня высшей нервной деятельности, для отличных показателей интеллектуальных способностей, для отсутствия проблем с когнитивными функциями и памятью: следует регулярно тренировать головной мозг.

Правило 1. Ежедневно выполняем зарядку для ума

  • Стараемся запомнить максимум новой информации, для этого заучиваем наизусть стихи, анекдоты, отрывки из художественной литературы.
  • Приступаем к изучению нового иностранного языка.
  • Разгадываем ребусы, кроссворды.
  • Решаем логические и математические задачи.
  • Играем в настольные игры, условия которых требуют логики и анализа.
  • Вместо калькулятора выполняем арифметические подсчеты в уме.
  • Мысленно прокладываем маршрут к месту назначения, не используем навигатор.
  • Пытаемся вспомнить требуемый телефонный номер, не заглядывая в список контактов в телефоне.
  • Вспоминаем и записываем на листе бумаге дни рождения родственников и друзей.
  • После просмотра кинофильма пересказываем сюжет, называем имена актеров.
  • Записываем и заучиваем необычные высказывания и остроумные цитаты.
  • В вечернее время восстанавливаем последовательность событий дня и анализируем произошедшие события.
  • Перечисляем фамилии известных писателей, поэтов, художников.
  • Делаем попытки назвать как можно больше понятий из одной сферы, например: перечисляем все известные виды животных.
  • Играем в компьютерные игры, требующие внимания, например: поиск спрятанных вещей.

  • Правило 2. Включаем в рацион пищу для мозгов
    Повысить качество мозговой деятельности сможет корректировка своего рациона. Ученые установили, какие продукты способствуют максимальной активности мозга и увеличивают интеллектуальный потенциал человека. В числе незаменимых для мозга компонентов следующие продукты.
  • Мускатный виноград содержит антоцианы – вещества, обеспечивающие протекание метаболических процессов в организме.
  • Яблоки способны устранить дефекты нервной системы. Они являются мощным очистителем крови и препятствуют деформации сосудистых стенок, что благоприятно сказывается на продуктивности мозговой деятельности.
  • Холин, именуемый также витамин В4, обладает выраженным антиатеросклеротическим и ноотропным действием, улучшает метаболические процессы в нервной ткани. Самый щедрый на холин продукт – яичный желток.
  • Улучшить производительность головного мозга способны омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты, которые содержатся в морепродуктах и морской рыбе, например: в лососи.
  • Ценный продукт для качественного функционирования «главного компьютера» – фолиевая кислота, на которую богата листовая зелень, например: шпинат.
  • Предотвратить естественные возрастные изменения вполне под силу мощному антиоксиданту – токоферолу. Ценные продукты, содержащие витамин Е, – оливковое, подсолнечное, кукурузное масло.
  • Источник энергии для мозговой ткани – таурин. Максимальное содержание этой аминокислоты определяется в мясе индейки, цыпленка, тунца, в сырой красной рыбе и устрицах.
  • Защитить нейроны от разрушения способно регулярное употребление зеленого чая.
  • Грецкий орех предотвратит развитие гипертонии, атеросклероза, ишемической болезни сердца.

  • Правило 3. Избавляемся от вредных привычек
    Об ущербе, который приносит здоровью табакокурение и злоупотребление спиртными напитками, написано немало трактатов. Однако существуют персоны, которые искренне убеждены, что алкоголь и сигарета помогают им думать лучше и быстрее. Ошибочность такой точки зрения доказана в результате многочисленных научных исследований.
    Табак и этанол – ложные активаторы мозговой деятельности, которые на кратковременный срок создают иллюзию того, что мозг начал функционировать продуктивнее. На самом деле эти вредные привычки приводят к разрушению существующих нейронных связей, из-за чего ухудшаются когнитивные и мнестические функции психики. Вывод прост: чтобы повысить производительность мозга необходимо раз и навсегда распрощаться с пагубными пристрастиями.

    Правило 4. Энергично двигаемся
    Энергичные физические упражнения, пешая прогулка быстрым шагом, плавание, езда на велосипеде активизируют работу всех систем организма. Благодаря ежедневной получасовой зарядке удается добиться улучшения эластичности кровеносных сосудов, усилить кровообращение и циркуляцию лимфы, естественным путем очистить организм от шлаков и токсинов. Физические упражнения стимулируют восстановление нервной ткани, способствуют появлению новых нейронных связей, что, в конечном итоге, благоприятно отразиться на работоспособности мозга.

    Правило 5. Проводим массаж головы
    Ежедневный массаж головы и воротниковой зоны усиливает кровообращение в сосудах головного мозга и способствует венозному оттоку. Идеальный вариант – один раз в сезон посещать салон профессионального массажиста, а в остальное время выполнять массаж самостоятельно. Выполнять процедуру можно и классическим способом – руками, и, используя специальное устройство – массажер. Улучшить циркуляцию крови способно элементарное расчесывание волос щеткой в течение 10 минут.

    Правило 6. Используем цветотерапию, применяем эфирные масла
    Установлено, что каждый конкретный цвет оказывает определенное действие на функционирование организма. Некоторые оттенки возбуждают нервную систему и активизируют работу мозга, другие успокаивают и умиротворяют. Улучшить производительность головного мозга способна картинка, выполненная в ярких желтых тонах – этот цвет существенно улучшает интеллектуальные способности личности. Насыщенный оранжевый цвет станет эффективным стимулятором для достижения новых высот и самоутверждения.

    Достигнуть прогресса в работоспособности мозга можно с помощью ароматерапии. Натуральные эфирные масла с цитрусовым ароматом и запахом древесины оказывают тонизирующее действие на организм, способствуя развитию когнитивных функций.

    Правило 7. Развиваем свои способности
    Чтобы открыть свои скрытые таланты используем проверенный прием: на непродолжительное время блокируем один из каналов восприятия. Мы можем принимать пищу с закрытыми глазами, чистить зубы или расчесываться левой рукой. Стараемся, закрыв глаза, определить предмет на ощупь и распознать продукт по запаху. Также развиваем способность к амбидекстрии – тренируем функции обеих рук, например: рисуем геометрические фигуры двумя руками одновременно.