На чьих ошибках учатся. Можно ли учиться на чужих ошибках, вместо того чтобы совершать свои? Что общего у тех, кто счастлив

Разбив путь к ее достижению на отдельные промежуточные этапы, можно без особого напряжения покорить намеченную вершину. Но, как бы ни так, именно на преодолении пошаговых этапов начинаются проблемы, связанные с принуждением себя к совершению очередного рывка. Начать какое-либо дело всегда проще, чем триумфально завершить его.

Все успехи и неудачи в нашей жизни зависят от того, насколько полно закончены начатые дела. Оставив свой проект на готовности 95%, можно навсегда забыть о нем, отдачи от него не будет (кроме полученного опыта в процессе его разработки). Простой пример: написав статью, но, не опубликовав её на сайте, работа будет не закончена и статья не принесёт никому пользы. Вот и получается, что зря затрачены время, силы, но не толка, не материального вознаграждения за этот труд не будет.

Что же нужно предпринять, чтобы научиться приводить начатые дела к успешному финалу?

Тщательный подход к выбору проектов

Причин, из-за которых возникает желание взять в реализацию несколько проектов одновременно, всего две: стремление к новизне и однообразие рутинных этапов работы уже начатых дел.

Осознание того, что завершить начатое дело не удалось по причине собственной лени, недочетов в процессе работы, неизбежно приводит к накоплению определенного дискомфорта, повышению уровня стресса, к субъективной оценке своей личности как неполноценной, ущербной. А от подобных выводов недалеко до психических расстройств и развитию комплекса неполноценности. Вот почему необходимо с особым вниманием относиться к выбору проектов для реализации, основанном на объективном осознании возможности 100% завершении выбранной задачи, к очередности их выполнения.

Научиться делать выводы из своих ошибок

Отрицательный результат – это тоже результат. Не завершив какое-либо дело по причине собственной лени, нерасторопности или под воздействием сторонних обстоятельств, не нужно рвать на себе волосы и впадать в депрессию. Необходимо трезво проанализировать ситуацию, сделать выводы на будущее. Не подведя итогов, мы будем в очередной раз пробовать идти вперед, который раз наступая на одни и те же грабли.

Подвергнув ситуацию с незавершением проекта анализу, мы должны сделать следующие выводы:

  • — время повернуть вспять невозможно, корить и упрекать себя в несостоятельности бесполезно, нужно простить себе свои просчеты и двигаться дальше;
  • — найдя первопричину своей неудачи, необходимо зафиксировать ее в своем сознании, дабы не повторить вновь;
  • — нужно найти в себе силы отказываться от выполнения нескольких проектов одновременно;
  • — выделив из потока дел 1 – 2 приоритетных, необходимо сконцентрироваться на их решении и благополучном завершении;
  • — по окончанию начатых проектов нужно зафиксировать положительные эмоции от получения положительного результата и на этой волне начать цикл работы над новым делом.

Отказ от неэффективных стратегий

Бывает, что люди годами применяют одну и ту же стратегию для достижения каких-либо целей, несмотря на то, что она не приносит положительных результатов. Нужно найти в себе силы выйти из замкнутого круга, признаться самому себе, что стратегия перестала быть действенной (даже если и была когда-то таковой), отказаться от нее, найти другие пути, разработать новую стратегию. Это решение и будет первым шагом для достижения успеха.

Нужно суметь вовремя сказать «нет» тому, что тормозит движение вперед. Для этого необходимо осознанно подходить к пониманию причин неудач. Не стоит искать и находить дополнительную мотивацию для выполнения дела, нужно уделить внимание поиску возможных путей по упрощению своей жизни. Стоит остановиться и задуматься: что же является балластом для движения вперед, откинуть его прочь, найти новые идеи, которые могут сработать и помочь достичь положительного результата.

Позитивная психологическая установка

Необходимо закрепить в сознании психологическую установку: «Я смогу!»

Без позитивного настроя невозможно плодотворно трудиться и осуществлять задуманное. Негативная установка, которая могла закрепиться из-за предыдущих неудач, может свести на нет все прилагаемые усилия для достижения цели. Поэтому просто необходимо провести определенную психологическую работу над собой. Для этого достаточно вспомнить те проекты (пусть даже совсем простые), которые удалось успешно завершить. А если в арсенале выполненных дел присутствуют сложные и трудоемкие проекты, то это просто замечательно! Итак, нужно:

  • — зафиксировать позитивную установку на реальность и достижимость поставленной цели ,
  • — конкретизировать задачу: выполнить начатое в срок (необязательно делать это блестяще, главное – сделать).

В итоге, с большой степенью вероятности можно утверждать, что работа будет сделана в срок и с надлежащим качеством.

Настройка на выполнение трудных заданий

Каким бы интересным не показался начинаемый проект, всегда нужно иметь в виду, что в процессе его выполнения будут этапы, которые не доставят удовольствия. Неважно, какого рода будут сложности. Это может быть технически сложный момент, или же большой объем рутинной работы. Все хорошие проекты требуют вложения большого количества сил и времени. Поэтому необходимо настроиться на тот факт, что, какими бы трудными или нудными не были определенные этапы проекта, их все равно придется выполнить. В осознании этого постулата и есть твердость принятия решения довести дело до конца, в этом заключается ключевое различие между позывом начать проект и умением завершить его.

Если проанализировать неосознанное желание спасовать перед трудным этапом, то можно сделать вывод, что объективно это не более чем искусственное создание сопротивления прохождению определенного момента с вовлечением эмоций и оправданий своего нежелания работать. Для преодоления такого подсознательного «бунта» необходимо изменить интерпретацию данного этапа: представить его не как неприятную по каким-то параметрам работу, а как новую ступеньку вверх по лестнице успеха.

Конечно, можно браться только за заведомо легкие проекты. Но тогда потеряется ценность работы в общем, и самооценка себя как исполнителя, в частности.

Применить методы психологического воздействия на собственную волю

Небольшой пример: программист занимается созданием программы, у него в разработке объемный массив данных, который нужно структурировать, то есть работа простая, но нудная. И через некоторое время данный товарищ уже не занимается делом, а проверяет почту, списывается с друзьями. То есть он всякими способами откладывает выполнение неприятной ему работы. Согласитесь, данная ситуация очень напоминает все то, что периодически делаете и вы. В психологии эта ситуация (откладывание дел на потом) получила название прокрастинации.

Для преодоления внутреннего сопротивления, мешающего движению вперед, существует множество методик. Но главная сложность их выполнения – в нежелании систематически их применять. Чтобы подчинить свой разум насущным в данный момент действиям, нужно внушить себе следующую установку: «Только моя осознанная воля отвечает за все мои поступки и решения, только она должна руководить мной и моими действиями» . Ничего сверхсложного и необычного, но эта установка поможет в трудную минуту взять себя в руки и заставить действовать в нужном направлении. В момент, когда вы отвлечетесь от дела, в сознании возникнет импульс-сигнал о том, что вы уклонились от курса, что нужно вернуться к работе. Следующим немаловажным нюансом в применении описанной внутренней установки будет обязательность выдвижения этого сигнала на приоритетное положение, а не задвигание его на задворки сознания. Образ мышления каждого конкретного человека связан с его отношением сигналу разума. Существует два варианта:

  • — первый — игнорирование его. В данном случае прокрастинация станет неизменным спутником человека;
  • — второй — импульс-предупреждение является приоритетным в потоке сознания. Только в этом случае и происходит полная концентрация на выполнении необходимой работы, человек отожествляет желание своего «Я» с требованием разума сосредоточиться, убирается внутренний дискомфорт, возникающий при расхождении требований ленивого «Я» и сигналов сознания.

Не позволять себе заниматься самоуничижением

Если каждый раз, после неудачи, случившейся по вине ленивой части своего «я», оглядываться назад, то поневоле происходит отождествление своей личности с виновником провала. Человек начинает обвинять себя, заниматься самоуничижением. Такая позиция приводит к созданию замкнутого круга, выбраться из которого довольно сложно. Происходит занижение самооценки, и, как следствие – возникает неуверенность в собственных силах. И даже простые дела, которые ранее казались легко выполнимыми, начинают казаться неприступными вершинами.

Как же выбраться из создавшейся ситуации?

Во-первых, нужно перестать думать, что тот «лентяй», который не позволил вам завершить начатое дело, это и есть ваша основная сущность.

Во-вторых, необходимо вспомнить, что основная функция «лентяя» — поддержание чувства самосохранения. Для примера: старый анекдот о мужике, который бездельничал, а на вопрос, почему он это делает, ответил: «А вдруг война, а я уставший». Вот и наш «лентяй» пытается оградить нас от лишних телодвижений во имя сбережения сил. Простим ему это и будем адекватно относиться к своим просчетам.

В-третьих: не зря человек несет гордое звание «homo sapiens» (человек разумный), наша разумность как раз и заключается в том, чтобы уметь управлять собой, своим сознанием, не позволять какой-либо части его превалировать над остальным. А глубокое раздробление личности – и вовсе относится к патологическим состояниям психики.

Вывод: управлять собой, своими поступками и делами – во власти каждого человека, необходимо лишь контролировать, чтобы многообразные составляющие нашего «я» не вступали бы между собой в драку.

Укрепление силы воли

Сила воли, подобно мышцам, поддается тренировке и укреплению. Даже если человек ощущает себя совсем слабохарактерным, то у него все равно есть шансы возродить и воспитать свою волю. Необходимо лишь выполнять некоторые упражнения.

Такой пример: раннее утро, совершенно не хочется вставать с постели. В сознании борются две стороны вашего «Я», активная и пассивная. Одна говорит: «Не хочу!», другая отвечает: «Надо!». Так вот, в подобном случае необходимо сосредоточиться, принять за факт, что активная сторона – это вы сами, а пассивная – кто-то посторонний, и твердо скомандовать: «Быстро встать и начать заниматься делами!». С вероятностью на 90% вы выполните команду своей силы воли. Ну, а если с первого раза не получится, то со второго – обязательно выйдет. Даже самая малая победа на пути воспитания воли – это шаг вперед. Сделав его, нужно как можно дольше удерживаться на достигнутом уровне, чтобы затем сделать новый шаг. Бывает, что человек срывается, откатывается назад в работе над собой. Не стоит отчаиваться и ругать себя, нужно просто начать все сначала.

Еще один прием по самовоспитанию: на протяжении 2 недель необходимо ежечасно (можно использовать будильник) останавливаться и задавать себе вопрос: «Чем я сейчас занимаюсь, контролирую ли свои действия, действую разумно или плыву по течению, подобно листку в реке?» .

Данные упражнения нужно выполнять время от времени для профилактики или же при наступлении хандры, депрессивного состояния, лени, прокрастинации. Упражнения позволят вернуть господство вашего активного волевого «Я». Необходимо всегда помнить о том, что эта часть вашего сознания и есть вы.

Им трудно закончить работу в срок. Они могут завалить экзамен, решив просто не сдавать его, хотя и хорошо к нему подготовились. Почему так происходит? «Такие люди живут вне времени, - поясняет аналитический психотерапевт Галина Березовская. - Они действуют под влиянием бессознательного, которое конфликтует с сознательной частью их психики. Что-то, болезненно пережитое в прошлом, мешает им сегодня устанавливать причинно-следственные связи, быть последовательными и ответственными, но тем самым оно защищает их от негативных эмоций и сильных переживаний».

Конфликт с реальностью

Пока проект не завершен, не дописана дипломная работа или не подготовлен отчет, кажется, что все еще в нашей власти. Поставленная точка означает, что с этого момента дело, которым мы были заняты, оказывается под пристальным вниманием других людей.

«Эта ситуация может провоцировать бессознательный страх, что результат не будет оценен по достоинству, а наши способности, увлеченность делом будут поставлены под сомнение, - рассказывает Галина Березовская. - Негативные ожидания могут быть так болезненны, что некоторые из нас непроизвольно начинают затягивать работу, легко переключаясь на другую». Таким людям это дает возможность избежать конфронтации с реальностью и защищает от разочарования. Пока работа не закончена, остается иллюзия собственного всемогущества.

«Особенно остро такие ситуации воспринимают те, кто был воспитан властной, контролирующей мельчайшие детали жизни матерью, - уточняет Галина Березовская. - Скорее всего, и став взрослым, такой человек будет нуждаться в одобрении, безусловной любви и избегать всего, что может усилить его неуверенность в собственных силах».

Отсутствие ясной цели

Заявив о том, что не за горами резкий взлет его карьеры, спустя год он, скорее всего, останется на прежней должности. С готовностью взвалив на себя неподъемный груз из множества дел, он вновь не сможет ни одно довести до конца… «Причина такого отношения к работе - ошибочное понимание своих обязанностей, - подчеркивает коуч Сеголен Колонна. - Иногда и работодатель не может четко определить, где начинается и заканчивается компетенция каждого работника». В результате сотрудники тонут в делах.

Лучшая мотивация - чувство удовольствия от уже сделанного

«Увлеченность идеей, страстный порыв выполнить некую задачу легко приходит и уходит, если у нас нет четкого представления, зачем мы это делаем», - поясняет коуч. И даже самое искреннее намерение не воплощается в конкретный результат.

Не настаивайте на том, чтобы такой человек немедленно вернулся к делу и объяснил причины, по которым он не стал его завершать, - это лишь спровоцирует переживание им своей слабохарактерности. Лучшая мотивация для него - чувство удовольствия от уже сделанного. Ведь причина его непоследовательности не в отсутствии силы воли, а в недостаточной ясности взгляда. Поэтому вопросы типа «Почему ты опять не завершил начатое?» стоит заменить на такие, которые подтолкнут к рациональным действиям, скажем: «Что ты планируешь делать, чтобы успешно реализовать намеченное?»

Бегство от страха смерти

Довести начатое дело до конца - значит расстаться с ним. Бессознательные переживания в такой момент могут быть созвучны ранним детским страхам. «Некоторые дети особенно остро ощущают вынужденное расставание с матерью или отлучение от ее груди, - говорит Галина Березовская. - Смертельный ужас - так можно определить их чувство в этот момент. Оно запечатлевается в бессознательном и неожиданно проявляется в ситуациях, ассоциативно напоминающих о той первой разлуке».

Личный опыт

Анастасия, 26 лет, менеджер:

«Я поступила в университет с первой попытки. Когда же пришло время сдавать сессию, у меня начался мандраж: я была уверена, что завалю экзамены. Этот страх был так силен, что я попала в больницу. Я всегда училась с удовольствием, но каждый раз накануне экзамена искала любую возможность избежать его. Я написала интересный диплом, но испытала такой ужас перед его защитой, что вынуждена была взять академический отпуск. Отчаяние привело меня к психотерапевту. Терапия помогла понять, что все эти годы мою волю парализовал детский страх оказаться не на высоте, вновь почувствовать себя изгоем в своей семье. Сегодня, спустя пять месяцев терапии, я, кажется, могу справиться с этим переживанием и надеюсь защитить диплом».

Оттягивая завершение работы, мы словно совершаем некий маневр, призванный помочь избежать одного из самых тяжелых переживаний.

Что делать?

Составьте четкий план. Среди множества проектов выберите тот, в котором вы чувствуете себя более компетентным. Определите его этапы и время, необходимое для реализации каждого. Реалистично оценивая свои силы, вы сохраните внутреннее равновесие, решая поставленную задачу.

Продвигайтесь к цели постепенно . Темп работы замедляется, когда энтузиазм, с которым вы начинаете новое дело, сходит на нет. Более разумно использовать рабочее время поможет календарь с помеченными датами окончания каждого этапа. Сверяясь с ним, можно скорректировать ритм работы.

Представьте результат . Спросите себя: что изменится в моей жизни, когда я завершу это дело? Я получу материальное вознаграждение, удовлетворение от сделанного или почувствую себя профессионально успешным? Ответы помогут сосредоточиться на поставленной цели.

Делайте себе подарки. Справиться с апатией и завершить дело, которым вы заняты, помогут маленькие призы. Например, дайте себе два дня отдыха - так вы сможете подвести итоги и наметить следующую цель.

Исследователи доказали, что люди дисциплинированные, с силой воли ведут более здоровый образ жизни, имеют меньше финансовых проблем и реже нарушают закон. Те, кто отказывает себе в удовлетворении спонтанных желаний, чувствуют себя намного лучше и счастливее. Кстати, по словам руководителя исследования, силу воли можно натренировать, как мускулы.

Но как заставить себя всегда доводить дела до конца и воспитать силу воли, чтобы всегда быть успешным? Рассказывает Ицхак Пинтосевич , эксперт в системном развитии личности, тренер по нейролингвистическому программированию, автор книг и тренингов для крупнейших международных корпораций.

Лишняя миля

Юлия Гарматина, «АиФ»:​ Психологи часто советуют: чтобы довести дело до конца, нужно иметь цель, представлять в подробностях то, чего пытаешься достичь. Многим мешают завершить начатое неудачи. Иногда просто не хватает силы воли, чтобы продолжать, руки опускаются…

Ицхак Пинтосевич: В момент, когда опускаются руки, всегда нужно сделать маленький шаг, не бросать начатое, чуть-чуть отдохнуть и продолжать. Потому что в следующий раз придётся начинать заново, а тут часть пути, пусть и микроскопическая, уже пройдена. Кажется, что легче избрать новый путь. Меняя стратегию в надежде, что другой путь будет легче, вы теряете время и силы. Трудности будут в любом случае.

- Чтобы стать успешным, вы советуете своим ученикам проходить так называемую лишнюю милю - то есть всегда делать чуть больше, чем от тебя ожидают. Но часто инициатива наказуема. Не получится ли так, что ты будешь делать чуть больше, но это никому не будет нужно?

- Сэм Уолтон , основатель крупнейшей сети магазинов в США, набирал людей в свою команду так: ездил по другим магазинам и смотрел, кто из продавцов самый активный. Такого человека он приглашал к себе на лучших условиях. Если опросить людей на улицах, кого они возьмут на работу - того, кто делает, что надо, или того, кто делает чуть больше, 100% опрошенных выберут второй вариант. Когда вы делаете чуть больше, это ваш накапливаемый потенциал, пусть сейчас его никто и не ценит. Рано или поздно это пригодится.

Никого не слушать

А как быть со здравым смыслом? Иногда именно он противостоит силе воли, если ты понимаешь, что твои усилия напрасны.

Если посмотреть на людей, которые достигают успехов, у них нет этой грани, которую можно назвать здравым смыслом. Они не слушают других. В жизни, как в спорте: есть спортсмены-чемпионы и есть физкультурники. Здравый смысл чемпиона и физкультурника - это две разные вещи. Определитесь с общей концепцией жизни. Если это концепция чемпиона, то, несмотря на травмы, измождение, прогнозы других людей, двигайтесь вперёд, доводите дело до конца. Если физкультурника - хочется более спокойной, размеренной жизни, то так и нужно поступать - осторожнее, чтобы не навредить здоровью, не пытаться ставить рекорды.

Чемпион не может быть для всех хорошим. Ему будут завидовать, его будут ругать, ему придётся чем-то жертвовать. Физкультурник может себе позволить потратить силы на то, чтобы нравиться всем.

- Говорят, если у тебя не получается что-то, значит, это тебе и не нужно. Согласны?

- Это неправда. Если не получается, значит, ты делаешь что-то неправильно. Но это ни в коем случае не значит, что тебе это не нужно. Томас Эдисон сделал несколько тысяч попыток, прежде чем изобрёл лампочку. Писательница Джоан Роулинг , автор «Гарри Поттера», получила отказ в первых десяти издательствах. Если бы она не пошла в одиннадцатое, то не стала бы миллиардершей. Джеку Лондону триста (!) раз отказывали в публикации его произведений.

- Ещё один распространённый совет: не думать о проблемах. Это возможно?

Да. Нужно думать не о проблемах, а о способах их решения. Не о том, что уже случилось, а о том, как сделать так, чтобы этого больше не было. Сосредотачивайтесь на целях, которые позволят избежать проблем. Если человек потерял бумажник, ему не надо сетовать на несправедливость мира. Нужно думать, как в следующий раз этого избежать, - это первая цель, как можно вернуть деньги - это вторая цель, как перейти на банковские карточки, чтобы не терять наличных, - это ещё одна цель.

Как научиться владеть ситуацией?

Человек с сильной волей умеет управлять не только своими делами, но и чувствами. Согласитесь: если у вас плохое настроение, всё валится из рук, а дела не спорятся. Эти упражнения помогут вам дер-жать эмоции под контролем.

1. Избавьтесь от негатива

Для этого включитесь в игру «Думай позитивно 21 день». Наденьте тоненькую резиночку на руку. Ваша задача - принимать решения 21 день только в позитивном настрое. Сорвались? Щёлкайте себя резинкой по руке так, чтобы было больно. Перевешивайте резиночку на другую руку и начинайте 21 день сначала.

Продолжайте, пока не выдержите 21 день без негативных мыслей. Это очень действенное упражнение.

2. Попрощайтесь с плохим настроением

В этом поможет упражнение, когда на всё, что происходит с вами со знаком «минус», вы находите три других события в своей жизни с огромным знаком «плюс». Например: «Я потерял кошелёк. Зато у меня повышение по работе. Зато я здоров. Зато скоро пойду в кино на интересный фильм». Выполняйте минимум 7 дней.

3. Учитесь быть честным с самим собой

Суть упражнения в том, чтобы научиться отделять факты и цифры от интерпретации. Например, вы говорите: «Я устал, не могу сегодня сделать дело». А где устали? В какой части тела? Насколько: не можете разгружать вагоны или даже встать с дивана? А если бы сейчас вам заплатили тысячу долларов? Силы тут же нашлись бы! Получается, что «устал» - это ложь. Оценивайте свои ощущения по 10-балльной шкале. Например, 10 - это устали так, что лежите без движения, а 5 - ещё есть потенциал.

Интернет-опрос

Что вы делаете, когда нервничаете?

  • Ничего - 36% (1353 голоса)
  • Ем сладкое - 21% (771 голос)
  • Пью валерьянку - 18% (678 голосов)
  • Курю, употребляю алкоголь - 17% (615 голосов)
  • Грызу ногти - 8% (306 голосов)

Говорят: “Дурак учится на своих ошибках, а умный на чужих”. Выходит так, что умные учатся у дураков. Или не так?

С самого раннего возраста за ошибки ребенок получает нарекания, замечания, выговоры, наказания. А если он это делает впервые? А если он не знает (не может и не должен!), как это делать и какой выйдет результат? Ребенок же учится, познает мир. Более того, если маленькому человечку не подсказывать все время, не мешать, а наоборот, подбадривать и восхищаться каждой его маленькой победой (для ребенка все победы значимы), то, возможно, он придумает свой исключительный способ для привычных дел. Именно так и вырастают гении, именно так делаются открытия.

И вот малыш вырос. Если у него стойкая боязнь ошибок, то он скорее предпочтет ничего не делать, только бы не ошибиться. Отсюда и трагедии. Ошибка может и должна рассматриваться как возможная часть процесса, нужно лишь принять ее и понять, что изменилось и как это можно использовать. А если не знаете, не понимаете - спросите, поищите информацию. Даже самая уникальная вещь уже где-то кем-то когда-то изучена, опробована и опубликована. Сидя в темной комнате, лучше попросить свечу, чем притворяться, что все в порядке. Знать все обо всем невозможно, да и не нужно.

Мы живем, чтобы учиться, развиваться, совершенствоваться. И в этом процессе ежедневно (а порой и ежечасно) с нами что-то происходит. “Мир меняется, и мы меняемся вместе с ним”. И самое лучшее, что человек может сделать для себя, это позволить себе меняться - развиваться. И если в этом процессе вы меняете свой взгляд на какие-то вещи, события, людей, значит, вы не стоите на месте. Вчера вы думали так, а сегодня иначе - значит, за день произошло что-то, что помогло вам передумать. А за один день может произойти так много!

Стоит запомнить: Вы имеете право делать ошибки и отвечать за них. Вы имеете право сказать “Я не знаю”, “Я не понимаю”. Вы имеете право изменить свое мнение, передумать и быть нелогичным.

Частные случаи:

Максим, 47 лет

Я не могу понять своего старшего сына. Ему 22 года, он отучился на программиста в колледже. А работать пошел в супермаркет продавцом-консультантом. Ведь логичнее было бы поступать в университет, пусть даже заочно, я бы помог - оплатил, или идти работать по специальности. Как его заставить прислушиваться к моему мнению? Он еще не знает жизни и не знает, как лучше поступить…

Ответ психолога

Заставить - никак. Прислушиваться к Вашему мнению - поверьте, он Вас слышит. А вот решения в 22 года пора ему принимать самому и самому нести за них ответственность. Или Вы хотите всегда все за него решать? А Вы знаете, как лучше? Лучше для кого: для Вас или для него? Да, он не знает, что ждет его впереди в жизни, но ведь это его жизнь. Он будет идти своей дорогой и узнавать ее с каждым своим днем, с каждым своим решением, с каждым своим поступком. Ваша роль “хорошего отца” теперь состоит в том, чтобы быть рядом: поддержать, когда он обратится за помощью, радоваться его удачам и гордиться его победами. И помните: то, что кажется логичным Вам, для него может быть совсем неразумным.

Айгуль, 56 лет

Помогите мне, пожалуйста. Я не могу общаться с сыном и его семьей. Понимаю, что, возможно, сама виновата - старалась во всем подсказывать и сыну, и молодой снохе, что и как лучше. Они, как потом высказал сын, часто ссорились из-за меня. И вот весной на дне рождения внука мы очень сильно поссорились. Теперь сын только звонит раз в 2-3 недели и говорит, что все у них нормально и они очень заняты, чтобы приезжать ко мне в гости, а когда я звоню, он берет трубку, чтобы только сказать, что занят и позже сам перезвонит. Что мне делать?

Ответ психолога

Наладить отношения с сыном и его семьей нужно обязательно. Это хорошо, что Вы понимаете причину конфликта, значит, Вам будет легче не наступать на эти грабли в другой раз. Как только Вы признаетесь себе, что Ваш сын и его жена - взрослые люди и их нужно не воспитывать и поучать, а только любить и наслаждаться общением с ними, ваш конфликт будет исчерпан. А повод помириться придумать легко. Поверьте, они тоже переживают и хотят мира и согласия в отношениях с родными, особенно с мамой.

Здравствуйте! Сегодня у меня будет небольшое лирическое отступление. За недолгое время моего путешествия по сети Интернет, то тут то там, почти на каждом шагу меня преследуют (не подумайте что у меня паранойя) всевозможные советы, рекомендации. Иногда они являются полезными для меня, а иногда просто раздражают, если не имеют под собой основания.

Конечно же нужно прислушиваться к чужим советам, со стороны порой виднее. Нужно уметь учиться на ошибка. Другой вопрос на чьих ошибках учиться: на своих или чужих?

Мне очень нравится цитата из потрясающего фильма «Москва слезам не верит»:

Не учите меня жить, лучше помогите материально.

Многие скажу, что нужно учиться на чужих ошибках , но я почему-то склоняюсь к другому варианту. Если самому допустить ошибку, разобраться в ней, проанализировать случившуюся ситуацию и найти выход из неудачного положения, то опыт придется как никогда кстати. Порой лучше самому наступить на грабли и, так сказать, в полной мере прочувствовать на себе неудачу. Чтобы потом в полной мере восполнить утраченное.

Это дает силы для консолидации полученных знаний и применения полученного опыта на практике. Очень часто приходится принимать решения, от которых возможно будет многое зависеть. Таким образом воспитывается , приобретается закалка и иммунитет к похожим ситуациям в будущем.

Все перечисленные аспекты в полной мере касаются и блогосферы. Каждый день мы получаем новые знания, развиваемся вместе с всемирной паутиной, отслеживаем новые тенденции и стараемся следовать им. Но иногда, к сожалению, встречаются агрессивно настроенные пользователи, которые готовы из кожи вон лезть, лишь бы доказать свою правоту, навязывающие свое мнение. Так и хочется им ответить: «Не учите меня жить!».

Для себя я сделал вывод, что иногда полезно учиться именно на своих ошибках. Это касается и того как вести блог, и как его продвигать, да всего что угодно! Не допускать резко отрицательного отношения к себе на своем же блоге. Мой блог — это мой виртуальный мир, в котором я являюсь полноправным хозяином и имею полное право на спокойное общение.

Не нужно путать конструктивную критику с хамским поведением. Критика всегда полезна, а если она еще и объективна — то полезна вдвойне, так как дает возможность подумать и принять меры.

И в заключение я хочу сказать Вам, что не нужно все принимать слишком близко к сердцу. Если Вы видите нелестные отзывы о своем блоге, то постарайтесь понять что является причиной такого отношения, прежде чем обижаться и обвинять всё и вся. Научитесь владеть своими . Можете меня покритиковать в комментариях или высказать свою точку зрения на этот счет 😉