Определение слова профессия. Профессия. Основные аспекты выбора профессии

Екатерина Илешева
О профессиях детям

"Профессий много разных есть

И все их нам не перечесть.

Не так уж важно кем нам быть,

Достаточно свой труд любить"

Давайте с вами поговорим,что же такое профессия ?Какие они бывают?

Профессия-это труд , которому человек посвящает всю свою жизнь. Очень важно ребенку объяснить,почему на земле так много разных профессий ,для чего люди учатся и работают, зачем нужен тот или иной труд, что он дает людям. Нужно объяснить что любая профессия возникает тогда ,когда у людей есть в ней потребность. Каждый год появляются профессии которых раньше не было, и перестают быть нужными профессии которые когда-то были популярны.

Результат зависит от того как трудится человек,как относится к своей профессии ,своему труду. Если человек старается делать свое дело хорошо, ответственно и с любовью, то про такого человека можно сказать, что он мастер своего дела.

Как выбрать себе профессию ?

Важно, наверное, очень и очень важно, чтобы выбранная вами работа была по душе.

Профессий очень много-тысячи !

Публикации по теме:

«Чудо-завод на Вагонке живёт!» Сборник стихов о профессиях «Чудо – завод на Вагонке живёт!» Сборник стихов о профессиях Составители: Кошелева Н. И. Григорьева Ю. В. «Чудо – завод на Вагонке живёт!».

«Формирование представлений детей о профессиях в семье». Семинар-практикум для родителей Цель: развивать интерес родителей к конкретным приёмам и методам развития представлений о мире современных профессий у детей среднего дошкольного.

Конспект ОД в средней группе по познавательному развитию, ознакомлению с окружающим «О профессиях» Цели: Расширять и уточнять представления детей о труде людей разных профессий. Упражнять детей в умении определять название профессии по.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Дошкольникам о профессиях» Тема: Профессии Программные задачи: - Познакомить детей с несколькими видами профессий. - Показать значение трудовой деятельности в жизни.

НОД «Расскажем малышам о библиотеке». Детям старшего дошкольного возраста о профессиях работников библиотечной сферы Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Расскажем малышам о библиотеке» М. А. Дорохова,.

ООД по речевой и продуктивной деятельности лепке для старшего возраста «Книга о профессиях взрослых» Цель: Создание социальной ситуации развития познавательных и речевых навыков воспитанников. Задачи: Содействовать развитию речевых навыков:.

Сценарий развлечения «Кем быть?» (старший дошкольный возраст) Вступление. Разыгрывание сценки. Мы сегодня всех ребят Группы номер семь,.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

профессия

профессии, ж. (латин. professio). Род, характер трудовой деятельности, служащий источником существования. Плотник по профессии. Лица свободных профессий.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

профессия

И, ж. Основной род занятий, трудовой деятельности. По профессии инженер. Производственные профессии. Выбор профессии. Лица свободных профессий (люди умственного труда, не связанные служебными обязанностями или занимающиеся частной практикой). Самая древняя п. (о проституции).

прил. профессиональный, -ая, -ое. Профессиональное мастерство. Профессиональные интересы. П. союз (массовая добровольная организация, объединяющая работников какой-н. отрасли производства, сферы обслуживания и культуры),

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

профессия

ж. Род трудовой деятельности, занятий, требующих специальной подготовки.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

профессия

ПРОФЕССИЯ (лат. professio, от profiteor - объявляю своим делом) род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования.

Профессия

(лат. professio ≈ официально указанное занятие, специальность, от profiteer ≈ объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода. Наименование П. определяется характером и содержанием работы или служебных функций, применяемыми орудиями или предметами труда. По мере развития производительных сил общества, применения более совершенных орудий труда и технологии производства, возникновения новых видов производства и отраслей науки углубляется разделение труда . В связи с этим в рамках П., установленных по производственному признаку, ≈ металлург, горняк, строитель и т.д. ≈ выделяются специализированные П.: горновой доменной печи, забойщик, бетонщик и др. С научно-техническим. прогрессом связан процесс отмирания некоторых П. и возникновения новых. Например, с появлением землеройных машин упраздняется П. землекопа и получает распространение новая ≈ машинист экскаватора; с применением в угольных шахтах врубовых машин и комбайнов ликвидированы П. зарубщика, забойщика, навальщика. Многие П. подразделяются на специальности; слесарь-инструментальщик, слесарь-лекальщик; врач-терапевт, врач-хирург и т.д. По мере развития комплексной механизации и автоматизации, улучшения организации производства и организации труда растет научно-технический и культурный уровень работников материального производства, формируются рабочие П. широкого профиля (например, слесарь-наладчик, наладчик-эксплуатационник, оператор автоматических линий), обеспечивающие управление технологическими процессами и работой машин. Формирование П. широкого профиля, а также совмещение профессий (специальностей) делает труд более творческим и содержательным, что ведёт к постепенному стиранию различий между умственным и физическим трудом.

При социализме трудящимся предоставлена возможность выбора П. в соответствии с наклонностями, культурными и духовными запросами и с учётом интересов развития народного хозяйства. Приобретение П. обеспечивается развитием различных форм общего и специального образования и отсутствием безработицы.

См. также Профессионально-техническое образование, Среднее специальное образование, Высшее образование и статьи об отдельных отраслях специального образования, например, Горное образование, Медицинское образование.

А. С. Довба.

Википедия

Профессия

Это статья о роде трудовой деятельности. О повести Айзека Азимова см.: Профессия

Профе́ссия (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом) - род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Профессия (повесть Айзека Азимова)

«Профессия» - научно-фантастическая повесть американского писателя Айзека Азимова, впервые опубликованная в июле 1957 года журналом Astounding Science Fiction , позднее повесть была издана в сборнике «Nine tomorrows» - «Девять завтра» 1959 года. Перевод на русский язык - С. Васильевой.

Примеры употребления слова профессия в литературе.

Так случилось, что немного времени спустя в Абидос приплыл один из добрых друзей автора, врач по профессии , и встретил там арабов, ограбивших гробницу.

Люди творческих профессий могут надевать ожерелье на период занятий творчеством, поскольку аквамарин помогает раскрытию творческого потенциала.

Не лучше ли блокировать акселерацию вовсе не стремлением как можно раньше закрепить детей за профессиями , а созданием реальных условий для истинно детских забав, желаний, мыслей и чувств?

Слава Онищенко - очень сильный альпинист, по профессии он врач-хирург.

И здесь, как и в Германии, наиболее воинствующий антисемитизм утверждался, с одной стороны, в низших слоях среднего класса, который не сумел приспособиться к требованиям быстро развивавшейся индустриальной экономики, а с другой - среди студентов и людей свободных профессий .

Надо сказать, что все афинские казначеи и ростовщики были иноземцами, ибо эти профессии считались недостойными граждан.

Глубинные бомбы, сброшенные торпедным катером, взрывались белыми пенистыми фонтанчиками, увлекая за собой песок и разорванных в клочья осьминогов, собрат по профессии наконец выкарабкался на берег, словно оживший утопленник, тяжело затрещал ногами по гальке, плюхнулся на землю, стащил с себя резиновый бред, под которым оказался черный смокинг с гвоздикой в петлице, прыснул на резину из портативного аэрозоля, чиркнул зажигалкой -- пламя и пепел -- и двинулся на подвиги в ботинках, оставляющих на земле следы коровьих копыт.

Саркис Айрапетович рассказывал о том, как медленно падала с обрыва старая станция, как строили новую, как, начав работать механиком, осваивал он полярные профессии - радиста, метеоролога, аэролога, магнитолога.

Мандолинистов сменили балалаечники, балалаечников - русско-малороссийский хор с девицами, и, наконец, прочнее других утвердился в Гамбринусе известный Лешка -гармонист, по профессии вор, но решивший, вследствие женитьбы, искать правильных путей.

По профессии я - барристер и был назначен на должность королевского адвоката в последний год правления Королевы.

В жизни я избрала профессию эпидемиолога, человечную и благородную, мечтала избавлять людей от эпидемий, но я столкнулась с войной, такой же ужасной, как самая страшная эпидемия чумы, где бациллы превращались в оружие.

Миссис Эдуард Блумфилд была владелицей первоклассного пансиона, рассчитанного на четырех джентльменов с хорошей репутацией, предпочтительно посвятивших себя изучению какой-нибудь профессии .

Ян Питер Преториус родился в Блумфонтейне в 1942 году, значит, сейчас ему сорок девять, о своей профессии говорит, что он художник по вывескам, Куинн кивнул.

Профессия бортпроводника -- такая же серьезная и нелегкая, как и все другие.

Его несколько раз слегка брыкнули, он оказался зажатым между двумя коровами и претерпел еще многие неприятности, неотъемлемые от нашей профессии , и каждый раз он устраивал такой же спектакль.

- (лат.). 1) исключительное занятие чем либо; преподавание чего нибудь, звание, ремесло, должность, призвание к чему либо, напр. профессия ученого, профессия адвоката. 2) публичное объявление, т. е. исповедание; также в католич. церкви… … Словарь иностранных слов русского языка

профессия - и, ж. profession f., пол. profesya <лат. professio < profiteri открыто объявлять. Род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся основным источником существования. БАС 1. А по оному кантракту обязался я… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Следователь … Википедия

См. занятие... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. профессия дело, занятие; деятельность, род занятий, специальность; ремесло; профиль, работа, квалификация, звание, призвание … Словарь синонимов

Все профессии это заговор специалистов против профанов. Джордж Бернард Шоу Доказательство истинности любого призвания любовь к тяжелой работе, которой оно требует. Логан Пирсолл Смит Нет профессий с большим будущим, но есть профессионалы с… … Сводная энциклопедия афоризмов

Секретарша, офис менеджер, секретутка Словарь русских синонимов. профессия №1 сущ., кол во синонимов: 3 офис менеджер (3) … Словарь синонимов

профессия - ПРОФЕССИЯ, квалификация, профиль, специальность, разг. ремесло … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Профессия - – это постоянная деятельность, требующая специальной подготовки. Профессия определяется видом и характером выполняемых строительных процессов: бетонщики выполняют бетонные работы, арматурщики – арматурные и т. д. [Бадьин Г. М. и др. Строительное… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

ПРОФЕССИЯ - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, являющихся результатом специальной подготовки и приобретённого опыта работы. Понятие «профессия» может подразумевать ряд… … Большая политехническая энциклопедия

Специальность, вид трудовой деятельности личности, требующий определенного образования, подготовки и навыков, опыта. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

- (от латинского professio), род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Профессии порождены разделением труда и служат выражением его дифференциации. К концу 20 века число… … Современная энциклопедия

Книги

  • Профессия архитектора , И. С. Николаев. Издание 1984 года. Сохранность оечнь хорошая. На большом историческом материале рассказывается о профессии архитектора, его роли в жизни общества. Уделяется внимание методам обучения…
  • Профессия - космонавт , Стейнерт Алексей. Профессия космонавта - одна из самых сложных, редких и опасных на Земле. Тех, кто покоряет космическое пространство, смело можно назвать героями. И пока миллионы людей по всему миру…

Что такое Профессия? Значение и толкование слова professija, определение термина

1) Профессия - - англ. profession; нем. Beruf. 1. Устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием. 2. Большая группа людей, объединенных общим родом занятий, трудовой деятельностью.

2) Профессия - – род занятий, вид трудовой деятельности, требующий от определенной подготовки, наличия необходимых знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специального обучения или на практике.

3) Профессия - - 1. Род трудовой деятельности, занятий, определяемый производственно-технологич. разделением труда и его функциональным содержанием. 2. Большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельности. В об-ве существует иерархия П., зависящая от степени сложности и ответственности выполняемой работы и отражающаяся в обществ. сознании в виде престижа профессий (см.). Совокупность П. и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру об-ва. Поскольку профессиональное разделение труда связано с его обществ. разделением (на умственный и физич., аграрный и индустриальный, организаторский и исполнительский и т. д. труд), поскольку профессиональная структура связана и взаимодействует с соц. структурой. Граница П., число и виды входящих в нее специальностей изменчивы, подвижны. Нарастающая специализация труда под воздействием научно-технич. прогресса сочетается и взаимодействует с формированием групп родственных профессий, появлением "сквозных" профессий, свойственных различн. отраслям производства. В процессе интеллектуализации трудовой деятельности возрастает специализация внутри профессий умственного труда, в то же время многие его виды "технизируются" благодаря применению современных компьютерных, множительных и т. п. устройств. В рез-те растущее число профессий занимает пограничное положение в обществ. разделении труда, сочетая в себе разные его виды. П. может быть описана с помощью системы признаков, характеризующих данный вид труда, требований к работнику той или иной П. - профессиограммы, составляемой, в частности, с помощью экспертных оценок и др. методов социологич. анализа. Ф.Р. Филиппов.

4) Профессия - - 1) устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием; 2) большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельностью. Совокупность П. и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру общества. Поскольку профессиональное разделение труда связано с делением общества на социальные группы занятых отдельными видами труда и отношениями между группами в зависимости от их социального статуса и престижа профессий, то профессиональная структура связана и взаимодействует с социальной структурой. Более детальное описание элементов П. можно выразить следующим образом: общее образование - специальная подготовка - квалификация - специальность. Значение общего образования состоит в том, что в современных условиях оно является необходимой предпосылкой профессионального развития. Специальная подготовка включает в себя специфические знания трудовых функций, которые предстоит выполнять. Уровень квалификации определяется сочетанием уровней всех элементов П., причем существует естественная зависимость последующих элементов от предыдущих. Когда П. конкретизируется, став достоянием одного лица, занятого данным видом работы, она приобретает характер специальности. П. независимо от специальности существует лишь как предпосылка, которая должна быть реализована в действительном труде. Практическая связь П. и трудовой функции достигается на уровне специальности, которая завершает профессиональное развитие работника. Система однородных специальностей образует профессиональную общность или П. в широком смысле слова. Распределение занятого населения Республики Беларусь по профессионально-должностным группам (по данным 1998) выглядит следующим образом. Руководители составляют 13,6%; специалисты высшего уровня квалификации - 26,4%; специалисты среднего уровня квалификации - 9,5%; служащие - 6,9%; работники сферы обслуживания - 8,5%; квалифицированные рабочие промышленности - 19,6%; операторы, аппаратчики, машинисты промышленных установок - 7,8%; неквалифицированные рабочие - 7,7%. Граница П., число и виды входящих в нее специальностей изменчивы и подвижны. Нарастающая специализация физического труда в ходе научно-технического прогресса сочетается с формированием групп родственных профессий, появлением "сквозных" профессий, свойственных различным отраслям производства. В то же время многие виды умственного труда "технизируются" благодаря применению современных компьютерных устройств. В результате растущее число профессий занимает пограничное положение в общественном разделении труда, сочетая в себе разные его виды. Г.Н. Соколова

5) Профессия - (profession) - какая-либо профессиональная группа среднего класса, характеризуемая требованиями высокого уровня технических и интеллектуальных знаний, а также опыта, автономией в найме и дисциплине, связью с государственной службой. "Традиционными" профессиями являются право, медицина, богословие и вооруженные силы, но как сам термин, так и его применение все еще обсуждаются из-за появления новых сфер специализации, расширения на всякие виды занятости и для проведения различия между индивидуумами, которые обладают точно такими же знаниями и опытом по нетехническому стандарту (например, деньги, социальный класс) . В социологической литературе дебаты касались, как правило, проблем определения и наиболее существенных особенностей профессий. До 1970-х гг. в социологических исследованиях обсуждались профессии с их собственной точки зрения и таким образом отражалась функционалистская идеология экспертов главного критерия профессионального статуса. Иллюстрируют это работы Флекснера (1915), подчеркнувшего интеллектуальный, неручной характер профессий, требовавших длительного специального обучения, крепкой внутренней организации в плане общения, дисциплины и своей практической ориентации, которая рассматривалась как альтруистическая - мотивированная скорее служением обществу, чем личной выгодой. До недавнего времени повторялись эти темы, выделявшие высокий статус, который вытекал из перечисленных характеристик. Более поздние функционалисты продолжили дебаты о характере профессий, делая акцент на различных элементах, но совпадая по главным пунктам. Толкотт Парсонс (1964) привел иное доказательство. Он начал со знакомых особенностей понятного лишь посвященным знания и альтруизма, но добавил, что на основании знаний и опыта профессионал имеет власть над непрофессионалом и что характеристики профессионализма были отличительной и все более важной особенностью современных институтов Значение широкого масштаба профессионализации стало темой многих работ, не всегда имеющих ту же точку зрения, как у Парсонса или других функционалистов. Функционалисты были склонны подчеркивать высокий престиж и самоотреченность профессий, а другие подходы - их могущество и своекорыстие. Там, где выделялись выгоды профессионализма для общества, позже критики отмечали выгоды для самих профессионалов. Одним из самых первых исследований такого рода стал труд Хьюджеса (1952), который утверждал, что профессионалы работали не просто ради выгоды клиентов. Их организации и практика защищали и приносили пользу профессионалам. В частности, требование авторитетного знания означает, что только профессионалы в состоянии судить, была ли работа выполнена должным образом, а профессиональная организация может служить для защиты скорее профессионалов, чем клиента. Этот критический взгляд типичен и для более современных подходов. Джонсон (1972), разрабатывая вопрос об отношениях между клиентом и профессионалом, обратил внимание на власть профессионалов в определении потребностей и образа действий своих клиентов, а также в решении любых споров в свою пользу. Перри (1976) изучал медицинскую профессию и доказывал, что отношения "потребитель-производитель" является менее важным соображением, чем желание установить монополию практики - избавиться от конкурентных подходов. Претензия на уникальную компетентность, подкрепленная юридически, - основная стратегия профессионализации, а саморегулирование и контроль над притоком новых кадров - существенные составляющие процесса. Преимущества профессионального (монопольного) статуса призваны гарантировать высокое материальное вознаграждение, исключить посторонние суждения о работе и обеспечить гарантированное пребывание в должности тем, кто допущен к профессии. Подобный довод рассматривает профессионализацию как эгоистичную стратегию и ломает многие различия, проводившиеся прежде между родами занятий среднего класса и рабочего класса. Квалифицированные рабочие ручного труда, например, также пытались контролировать пополнение посредством ученичества и защищать обеспеченность своих членов с помощью профсоюзного движения, "ограничительными" определениями работы, а допуск к занятию определенных рабочих мест был строго ограничен членами ремесла. Рабочие ручного труда из-за таких факторов, как технологические изменения и положение на рынке в периоды высокого уровня безработицы, достигли меньше успехов, чем профессионалы, в сохранении монопольных привилегий, но имеются признаки того, что традиционные профессии, претендующие на монополию и автономию, также находятся под давлением. Так, растущая популярность и успех нетрадиционной медицины, предложения об изменениях в юридической профессии, включая ослабление монополии юрисконсультов на составление актов о передаче имущества, а адвокатов на представление интересов клиентов в высших судебных инстанциях, являются именно такими случаями. Эти изменения, однако, не уменьшили популярности профессионализации как стратегии социальной мобильности. Ведь материальное вознаграждение и престиж все еще очевидны.

Профессия

Англ. profession; нем. Beruf. 1. Устойчивый и относительно широкий вид трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием. 2. Большая группа людей, объединенных общим родом занятий, трудовой деятельностью.

– род занятий, вид трудовой деятельности, требующий от определенной подготовки, наличия необходимых знаний, умений, навыков, приобретаемых в результате специального обучения или на практике.

1. Род трудовой деятельности, занятий, определяемый производственно-технологич. разделением труда и его функциональным содержанием. 2. Большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельности. В об-ве существует иерархия П., зависящая от степени сложности и ответственности выполняемой работы и отражающаяся в обществ. сознании в виде престижа профессий (см.). Совокупность П. и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру об-ва. Поскольку профессиональное разделение труда связано с его обществ. разделением (на умственный и физич., аграрный и индустриальный, организаторский и исполнительский и т. д. труд), поскольку профессиональная структура связана и взаимодействует с соц. структурой. Граница П., число и виды входящих в нее специальностей изменчивы, подвижны. Нарастающая специализация труда под воздействием научно-технич. прогресса сочетается и взаимодействует с формированием групп родственных профессий, появлением "сквозных" профессий, свойственных различн. отраслям производства. В процессе интеллектуализации трудовой деятельности возрастает специализация внутри профессий умственного труда, в то же время многие его виды "технизируются" благодаря применению современных компьютерных, множительных и т. п. устройств. В рез-те растущее число профессий занимает пограничное положение в обществ. разделении труда, сочетая в себе разные его виды. П. может быть описана с помощью системы признаков, характеризующих данный вид труда, требований к работнику той или иной П. - профессиограммы, составляемой, в частности, с помощью экспертных оценок и др. методов социологич. анализа. Ф.Р. Филиппов.

1) устойчивый и относительно широкий род трудовой деятельности, являющийся источником дохода, предусматривающий определенную совокупность теоретических знаний, практического опыта и трудовых навыков и определяемый разделением труда, а также его функциональным содержанием; 2) большая группа людей, объединенная общим родом занятий, трудовой деятельностью. Совокупность П. и их взаимосвязь образуют профессиональную структуру общества. Поскольку профессиональное разделение труда связано с делением общества на социальные группы занятых отдельными видами труда и отношениями между группами в зависимости от их социального статуса и престижа профессий, то профессиональная структура связана и взаимодействует с социальной структурой. Более детальное описание элементов П. можно выразить следующим образом: общее образование - специальная подготовка - квалификация - специальность. Значение общего образования состоит в том, что в современных условиях оно является необходимой предпосылкой профессионального развития. Специальная подготовка включает в себя специфические знания трудовых функций, которые предстоит выполнять. Уровень квалификации определяется сочетанием уровней всех элементов П., причем существует естественная зависимость последующих элементов от предыдущих. Когда П. конкретизируется, став достоянием одного лица, занятого данным видом работы, она приобретает характер специальности. П. независимо от специальности существует лишь как предпосылка, которая должна быть реализована в действительном труде. Практическая связь П. и трудовой функции достигается на уровне специальности, которая завершает профессиональное развитие работника. Система однородных специальностей образует профессиональную общность или П. в широком смысле слова. Распределение занятого населения Республики Беларусь по профессионально-должностным группам (по данным 1998) выглядит следующим образом. Руководители составляют 13,6%; специалисты высшего уровня квалификации - 26,4%; специалисты среднего уровня квалификации - 9,5%; служащие - 6,9%; работники сферы обслуживания - 8,5%; квалифицированные рабочие промышленности - 19,6%; операторы, аппаратчики, машинисты промышленных установок - 7,8%; неквалифицированные рабочие - 7,7%. Граница П., число и виды входящих в нее специальностей изменчивы и подвижны. Нарастающая специализация физического труда в ходе научно-технического прогресса сочетается с формированием групп родственных профессий, появлением "сквозных" профессий, свойственных различным отраслям производства. В то же время многие виды умственного труда "технизируются" благодаря применению современных компьютерных устройств. В результате растущее число профессий занимает пограничное положение в общественном разделении труда, сочетая в себе разные его виды. Г.Н. Соколова

(profession) - какая-либо профессиональная группа среднего класса, характеризуемая требованиями высокого уровня технических и интеллектуальных знаний, а также опыта, автономией в найме и дисциплине, связью с государственной службой. "Традиционными" профессиями являются право, медицина, богословие и вооруженные силы, но как сам термин, так и его применение все еще обсуждаются из-за появления новых сфер специализации, расширения на всякие виды занятости и для проведения различия между индивидуумами, которые обладают точно такими же знаниями и опытом по нетехническому стандарту (например, деньги, социальный класс) . В социологической литературе дебаты касались, как правило, проблем определения и наиболее существенных особенностей профессий. До 1970-х гг. в социологических исследованиях обсуждались профессии с их собственной точки зрения и таким образом отражалась функционалистская идеология экспертов главного критерия профессионального статуса. Иллюстрируют это работы Флекснера (1915), подчеркнувшего интеллектуальный, неручной характер профессий, требовавших длительного специального обучения, крепкой внутренней организации в плане общения, дисциплины и своей практической ориентации, которая рассматривалась как альтруистическая - мотивированная скорее служением обществу, чем личной выгодой. До недавнего времени повторялись эти темы, выделявшие высокий статус, который вытекал из перечисленных характеристик. Более поздние функционалисты продолжили дебаты о характере профессий, делая акцент на различных элементах, но совпадая по главным пунктам. Толкотт Парсонс (1964) привел иное доказательство. Он начал со знакомых особенностей понятного лишь посвященным знания и альтруизма, но добавил, что на основании знаний и опыта профессионал имеет власть над непрофессионалом и что характеристики профессионализма были отличительной и все более важной особенностью современных институтов Значение широкого масштаба профессионализации стало темой многих работ, не всегда имеющих ту же точку зрения, как у Парсонса или других функционалистов. Функционалисты были склонны подчеркивать высокий престиж и самоотреченность профессий, а другие подходы - их могущество и своекорыстие. Там, где выделялись выгоды профессионализма для общества, позже критики отмечали выгоды для самих профессионалов. Одним из самых первых исследований такого рода стал труд Хьюджеса (1952), который утверждал, что профессионалы работали не просто ради выгоды клиентов. Их организации и практика защищали и приносили пользу профессионалам. В частности, требование авторитетного знания означает, что только профессионалы в состоянии судить, была ли работа выполнена должным образом, а профессиональная организация может служить для защиты скорее профессионалов, чем клиента. Этот критический взгляд типичен и для более современных подходов. Джонсон (1972), разрабатывая вопрос об отношениях между клиентом и профессионалом, обратил внимание на власть профессионалов в определении потребностей и образа действий своих клиентов, а также в решении любых споров в свою пользу. Перри (1976) изучал медицинскую профессию и доказывал, что отношения "потребитель-производитель" является менее важным соображением, чем желание установить монополию практики - избавиться от конкурентных подходов. Претензия на уникальную компетентность, подкрепленная юридически, - основная стратегия профессионализации, а саморегулирование и контроль над притоком новых кадров - существенные составляющие процесса. Преимущества профессионального (монопольного) статуса призваны гарантировать высокое материальное вознаграждение, исключить посторонние суждения о работе и обеспечить гарантированное пребывание в должности тем, кто допущен к профессии. Подобный довод рассматривает профессионализацию как эгоистичную стратегию и ломает многие различия, проводившиеся прежде между родами занятий среднего класса и рабочего класса. Квалифицированные рабочие ручного труда, например, также пытались контролировать пополнение посредством ученичества и защищать обеспеченность своих членов с помощью профсоюзного движения, "ограничительными" определениями работы, а допуск к занятию определенных рабочих мест был строго ограничен членами ремесла. Рабочие ручного труда из-за таких факторов, как технологические изменения и положение на рынке в периоды высокого уровня безработицы, достигли меньше успехов, чем профессионалы, в сохранении монопольных привилегий, но имеются признаки того, что традиционные профессии, претендующие на монополию и автономию, также находятся под давлением. Так, растущая популярность и успех нетрадиционной медицины, предложения об изменениях в юридической профессии, включая ослабление монополии юрисконсультов на составление актов о передаче имущества, а адвокатов на представление интересов клиентов в высших судебных инстанциях, являются именно такими случаями. Эти изменения, однако, не уменьшили популярности профессионализации как стратегии социальной мобильности. Ведь материальное вознаграждение и престиж все еще очевидны.

Люди характеризуются большим количеством социальных признаков. Занимая различное положение в экономической, политической и культурной структуре общества, они принадлежат к разным социальным группам, категориям населения. Так, человек может быть учащимся, работающим, безработным, пенсионером, инвалидом, руководителем, подчиненным, предпринимателем, преступником, следователем, учителем, строителем, родителем, супругом и т.п. Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежность - это наиболее важные социальные характеристики любого человека.

По профессиональному признаку люди делятся на большие группы или категории людей, занимающихся одинаковым видом трудовой деятельности. Следовательно, выбрать себе профессию - значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Профессия - это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определенной категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности.

Как появились профессии?

Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить публично, объявлять, заявлять. Отсюда, кстати, и слово "профессор". Но происхождение слова "профессия" скорее запутывает, чем объясняет наше понимание его смысла. Обратимся к истории.

Очень давно, у первобытных людей, когда еще не существовало разделения труда, не было и разных профессий. Каждый человек вынужден был всем заниматься сам. Впрочем, кое-какое разделение труда все-таки было - между мужчинами и женщинами. Мужчины, как правило, охотились на животных, строили жилище, делали оружие, орудия, лодки. Женщины - собирали съедобные растения, готовили пищу, делали одежду, растили детей.

Потом по мере развития общества стали возникать рыночные отношения между людьми и появилась специализация людей по видам труда. Одни люди становились охотниками, другие - рыбаками, третьи - земледельцами, четвертые - строителями, пятые - ткачами, шестые - гончарами, седьмые - кузнецами, восьмые - знахарями, колдунами, шаманами, жрецами. Они обменивались друг с другом продуктами своего труда. Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Что такое профессиональная трудовая деятельность?

Не любой человеческий труд может считаться профессиональным. Например, уход за своими собственными детьми не является профессиональной деятельностью, хотя его и можно назвать трудом. А вот уход за детьми в детском саду, который осуществляет няня, является в полном смысле этого слова профессиональным. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются два условия.

Во-первых, профессия характеризуется наличием определенного уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании: дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

Во-вторых, профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причем, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

Чем профессионал отличается от любителя и дилетанта?

Профессионал - это квалифицированный человек, продающий результаты своеготруда.

В отличие от профессионала, дилетант - это человек, характеризующийся отсутствием требуемого стандартного уровня профессиональной квалификации. Тем не менее, некоторые дилетанты пытаются зарабатывать деньги, пользуясь недостаточной компетентностью некоторых людей, нарочно или ненамеренно вводя их в заблуждение относительно качества своего труда.

Напротив, любитель - это человек, занимающийся каким-либо видом трудовой деятельности не ради заработка, а для собственного удовольствия. Это не мешает некоторым любителям достигать уровня профессиональной компетентности и качества деятельности, не уступающего уровню многих профессионалов.

Например, увлечение составлением гороскопов можно считать просто хобби. Но когда человек имеет диплом астролога и составляет гороскопы для клиентов, это уже можноназвать профессией. Или если человек занимается спортом ради своего удовольствия, то мы считаем его просто любителем, а если он зарабатывает этим себе на жизнь - то он профессиональный спортсмен.

Как связаны между собой профессия и увлечение?

Ваше увлечение может стать профессией. Равно как Ваша профессия может быть для Вас увлекательной. Любое Ваше увлечение может быть ценным с профессиональной точки зрения. И если Вы умеете делать красивые вещи, шить, вкусно готовить, стричь, делать массаж или уколы, выращивать цветы или разводить домашних животных, ремонтировать бытовую технику, писать компьютерные программы, играть в шахматы, ходить в туристические походы, заниматься восточными единоборствами, танцуете или занимаетесь историей города, то Вы не только имеете возможность полноценно отдыхать, общаться с интересными людьми и быть интересным собеседником. Любое Ваше увлечение может стать поводом для завязывания деловых знакомств, источником дополнительного дохода или даже поворотным пунктом для выбора новой профессии. Конечно, идеальным вариантом для человека является случай, когда его профессия является одним из его увлечений, хобби. В этом случае человек получает от своей профессии максимум удовольствия и ходит на работу с желанием и энтузиазмом. Если это не так, то человек ищет возможности реализации своих интересов и склонностей где-то еще. А к профессии относиться как к вынужденной деятельности, средству удовлетворения других потребностей.

Что следует узнать о профессиях?

Планируя свою карьеру, неизбежно приходится собирать сведения о разных профессиях, оценивать их, сравнивать между собой. Для того чтобы не упустить никакой важной информации о профессиях, желательно, чтобы признаки, на которые Вы ориентировались при сборе профессиональных сведений, были наиболее существенными, и количество этих признаков было достаточно полным и исчерпывающим.

Любую профессию можно подробно описать с помощью довольно большого количества признаков. Для простоты понимания все характеристики профессии можно условно разделить на несколько больших категорий: технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Технологические характеристики профессии включают в себя описание следующих вещей:

Каков предмет труда? На что преимущественно направлена трудовая деятельность специалиста? Это могут быть другие люди, техника, информация, искусство или природа.

В чем заключаются цели труда? Может быть это материальное производство, создание каких либо духовных ценностей, обслуживание и уход за людьми, техникой или природой.

С помощью каких средств осуществляется трудовая деятельность? Какие ручные, механизированные и автоматизированные средства используются в процессе труда?

Какие трудовые операции применяются в ходе деятельности? Какие физические, умственные и социальные действия приходится выполнять специалисту.

Каковы характеристики рабочего места специалиста? Где ему приходится работать: в помещении, в кабине, на открытом воздухе.

В каком климате он наиболее часто работает? Приходится ли ему работать преимущественно на одном месте или часто разъезжать. Работает ли он в основном в коллективе или индивидуально.

Чем характеризуется рабочее время специалиста? Работает ли он в жестком или свободном режиме. Приходится ли ему работать посменно, в ночное время, вахтами. Как часто специалист вынужден выполнять работу в нерабочее время, работать длительное время без перерывов, работать в вынужденном темпе, работать неритмично: с паузами и простоями.

Каковы бывают ошибки в трудовой деятельности? К каким последствиям они могут приводить. Какими причинами они могут вызываться.

Экономические характеристики описывают:

В каких отраслях используется данная профессия? В промышленности, строительстве, транспорте, связи, сельском хозяйстве, бытовом обслуживании, жилищном хозяйстве, образовании, здравоохранении, науке, культуре, торговле, финансах, управлении, обороне, охране порядка.

Каков спрос на данную профессию на рынке труда, требуются ли специалисты этой профессии, каковы перспективы найти себе работу по ней.

В каких пределах изменяется оплата труда среди представителей данной профессии?

Педагогические характеристики определяют:

  1. Какие требования предъявляет профессия к уровню и содержанию образования?
  2. Какие учебные заведения осуществляют подготовку по данной профессии?
  3. Какие знания и навыки необходимы для успешной профессиональной деятельности?

Медицинские характеристики профессии определяют:

  1. Какой уровень здоровья требуется для данной профессии?
  2. Какие медицинские противопоказания существуют для данной профессии?
  3. Какие неблагоприятные условия труда присущи данной профессии?

Это могут быть вредные климатические факторы, нарушение биологических ритмов, вынужденная поза и ограниченная подвижность, большие физические нагрузки, однообразие деятельности, вынужденный темп, сложность ситуаций, опасность, риск, угроза поражений, внезапность и неожиданность, быстрая смена действий, помехи и посторонние раздражители, неприятные впечатления, повышенная ответственность, работа в одиночестве, конфликты между людьми.

Психологические характеристики профессии содержат информацию о том, какие требования предъявляет профессия к различным психологическим особенностям человека:

  1. К его органам чувств: зрительному, слуховому, осязательному восприятию;
  2. К двигательным качествам: силе и выносливости, скорости и точности движений, подвижности, ловкости;
  3. К умственным способностям: сосредоточению внимания, запоминанию, пониманию, пространственному воображению, логическим рассуждениям;
  4. К чертам характера: общительности, самостоятельности, сдержанности, решительности, настойчивости, ответственности и т.д.

Сколько существует профессий?

В разные времена количество профессий значительно менялось. Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями.

В документе, который называется "Единый тарифно-квалификационный справочник", насчитывается более 7 тысяч названий профессий, имеющихся на сегодняшний день в России. Считается, что в мире их около 40 тысяч.

Сильно меняется не только количество профессий, но и их состав, соотношение. В наше время появляются новые профессии и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые, напротив, постоянно делятся, дробятся, размножаются. Поскольку, именно сейчас наша жизнь претерпевает значительные изменения, происходит стремительное развитие общественных отношений, в условиях современного рынка труда появляется большое количество новых, непривычных и незнакомых для нас профессий, хотя в более развитых странах они уже давно стали обычными.