Статья 195.1 тк рф с комментариями

Новая редакция Ст. 195 ТК РФ

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.

В случае, когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Комментарий к Статье 195 ТК РФ

Особый порядок привлечения к дисциплинарной ответственности существует для штата управленцев компании. Об этом говорится в статье 195 Трудового кодекса РФ. По инициативе представительного органа работников работодатель обязан рассмотреть его заявление о нарушении руководителем организации (другим управленцем) российского трудового законодательства и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников (часть 1 ст. 195 Трудового кодекса РФ).

Если нарушение действительно произошло, работодатель обязан применить к "провинившемуся" руководителю дисциплинарное взыскание.

Другой комментарий к Ст. 195 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В соответствии с положениями ст. 370 ТК РФ профессиональные союзы вправе осуществлять контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены профессионального союза. Вместе с тем профсоюзам не предоставлено право участвовать в привлечении должностных лиц к ответственности. Они могут обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права. Такими органами могут являться органы государственной трудовой инспекции и суд.

2. На должностных лиц организаций-работодателей возлагается обязанность рассматривать представления соответствующих профсоюзных органов, иных избранных работниками представителей о выявленных нарушениях законов и иных актов о труде (см. ст. 22 ТК РФ и комментарий к ней). Такие представления могут иметь место в отношении руководителя организации, руководителей структурных подразделений организации и их заместителей. Работодателем для руководителя выступает собственно юридическое лицо, от имени которого в отношениях с руководителем выступает собрание участников, общее собрание акционеров или коллегиальный орган (см. комментарий к ст. ст. 273 - 275 ТК РФ). Именно к этим органам может обратиться представительный орган работников о допущенных руководителем нарушениях трудового законодательства. У работодателя при получении заявления возникают некоторые обязанности:

во-первых, рассмотреть его и проверить изложенные в нем факты;

во-вторых, при подтверждении фактов нарушения привлечь виновное должностное лицо (руководителя или его заместителей) к дисциплинарной ответственности;

в-третьих, довести до сведения представительного органа работников результаты рассмотрения и меры, принятые к нарушителям.

Вместе с тем очевидно, что вид дисциплинарного взыскания определяется работодателем самостоятельно, независимо от требований представительного органа работников, и мерой дисциплинарного взыскания не обязательно должно быть увольнение.

Введение в действие новой статьи 195.1 ТК РФ

Указанная статья была утверждена ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 федерального закона "О техническом регулировании"» от 03.12.2012 № 236-ФЗ.

До 1 июля 2016 года в ст. 195.1 отсутствовало определение профессионального стандарта, но федеральным законом от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"» соответствующие поправки были внесены.

Понятие квалификации означает требуемый уровень знаний, умений, необходимый опыт работы, а также наличие профессиональных навыков.

Профессиональный стандарт — это обобщенная характеристика квалификации, которая необходима работнику для осуществления определенной трудовой функции. Указание здесь на трудовую функцию — новелла ТК РФ.

Профессиональный стандарт устанавливает необходимый минимум познаний и навыков, которыми должен обладать работник при трудоустройстве на определенную должность. Стандарт представляет собою документ, вводимый в действие на федеральном уровне. При этом кроме перечня характеристик указанный документ содержит наименования должностей в соотнесении с определенными обязанностями, выполняемыми работниками.

ВАЖНО! С июля 2016 года из ст. 195.1 исключены сведения о порядке разработки, использования и утверждения профессиональных стандартов. Теперь эти сведения содержатся в двух новых статьях — 195.2 и 195.3 ТК РФ.

Сфера применения статьи 195.1 ТК РФ

Сфера, в которой обязательно нужно следовать профстандартам, ограничена следующими организациями и должностями:

  • государственные или более чем на 50% принадлежащие государству организации, в отношении которых принято соответствующее решение Правительства РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • трудовые функции, выполнение которых влечет получение льгот и привилегий либо наложение ограничений;
  • должности, требования к которым установлены законом.

В случае нарушения или неисполнения норм действующего законодательства, в частности ст. 195.1 ТК РФ, работодателю грозит административная ответственность за нарушение норм трудового права, которая может выражаться в наложении штрафа. Его размер варьируется от 1 000 до 20 000 руб. для должностных лиц и от 30 000 до 70 000 руб. для самой организации.

Подзаконные акты к новой статье ТК РФ

Статью 195.1, по сути, нельзя отнести к нормам прямого действия — она требует принятия большого количества подзаконных актов: как самих профстандартов, так и нормативных положений, регулирующих их форму, создание, порядок использования.

Информация о принятых профстандартах, а также их проектах размещена на специальной странице сайта Минтруда.

Структура профстандарта зафиксирована в приказе Минтруда России «Об утверждении Макета профессионального стандарта» от 12.04.2013 № 147н. Правила разработки и утверждения утверждены постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23.

Особенность разработки профстандартов заключается в передаче права их создания всем желающим работодателям при условии соблюдения правил и уведомлении Минтруда России.

Одна из сложнейших задач, возникающих при введении профстандартов, — установление тождественности наименований должностей в ЕТКС (единых тарифно-квалификационных справочниках) и собственно профстандартов. Решение этой задачи возложено на Правительство РФ и Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

Ст. 195.1 ТК РФ представляет собою основополагающую норму о профессиональных стандартах, раскрывающую самые значимые в этой области правовые термины. Она применяется к ограниченному кругу организаций и должностей. Теоретический характер статьи не подразумевает прямого действия: ее применение опосредуется через конкретные нормы ТК РФ и подзаконные акты Правительства РФ и Минтруда.

Официальный текст :

Статья 195. Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников.

В случае когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Комментарий юриста :

Действие данной статьи распространяется на руководителей организации в целом, а также на руководителей любых структурных подразделений и их заместителей. К структурным подразделениям в целях применения трудового законодательства относятся как обособленные подразделения юридического лица, создаваемые в соответствии с Гражданским Кодексом (филиалы и представительства), так и любые иные обособленные структурные подразделения (цеха, отделы, участки, управления и т.д.). Соответствующее разъяснение содержится в пункте 16 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2.

Все указанные в статье 195 лица несут дисциплинарную ответственность как за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, так и условий коллективного договора, соглашения. Трудовое законодательство, согласно части 1 статьи 5 Трудового кодекса , состоит из Трудового кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. К иным актам, содержащим нормы трудового права, следует относить как иные (помимо законов) нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления), так и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Следует учитывать, что последствием нарушения вышеуказанных норм (актов) не обязательно будет увольнение, а лишь применение к соответствующему лицу дисциплинарного взыскания. Поскольку право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит работодателю, то он, разумеется, вправе в зависимости от конкретной ситуации применить к нарушителю любое дисциплинарное взыскание, предусмотренное трудовым законодательством. Однако в тех случаях, когда по вине соответствующего лица допущено серьезное нарушение (длительная задержка зарплаты из корыстной заинтересованности руководителя; нарушение норм об охране труда, приведшее к тяжелому несчастному случаю на производстве, и т.п.), представляется целесообразным применять к виновному руководящему работнику в качестве меры дисциплинарного взыскания именно увольнение (если возможность его применения в соответствующей ситуации предусмотрена законом). Представляется, что такой подход соответствует части 5 статьи 192 Трудового кодекса , согласно которой при наложении дисциплинарного взыскания должна учитываться тяжесть совершенного проступка.

Существенное отличие между процедурой привлечения к дисциплинарной ответственности указанных в статье 195 лиц по требованию представительного органа работников от общего порядка привлечения к дисциплинарной ответственности (статьи , Трудового кодекса) заключается в том, что работодатель в рассматриваемом случае не может не привлечь данных работников к дисциплинарной ответственности, если факты нарушений подтвердились (в то время как решение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности иных работников за совершение ими дисциплинарных проступков находится на усмотрении работодателя).

До применения меры дисциплинарного взыскания работодатель обязан, как следует из части 1 статьи 195, рассмотреть заявление представительного органа работников о допущенных нарушениях соответствующим руководящим работником и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. В соответствии со статьей 370 Трудового кодекса работодатель обязан это сделать в недельный срок. Как уже отмечалось, в случае когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта

Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Статья 195.2. Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов

Порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащимся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 195.3. Порядок применения профессиональных стандартов

Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах и обязательность применения которых не установлена в соответствии с частью первой настоящей статьи, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе давать разъяснения по вопросам применения профессиональных стандартов.

Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

При направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статья 197. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации

Работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование, а также на прохождение независимой оценки квалификации.

Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.