^ Последующий контроль предусматривает, например, обязательное уведомление органа регулирования естественной монополии о сделках по приобретению более чем 10 процентов общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал субъекта естественной монополии
^ Требования, предъявляемые к осуществлению предпринимательской деятельности
Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, содержатся в различных нормативных правовых актах и соотносятся с различными ее аспектами.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в интересах различных субъектов . Субъектами такого интереса предстают государство, выступающее от имени общества в целом, контрагенты предпринимателей, инвесторы, потребители товаров, работники предприятий и др. Соответственно по данному основанию - в зависимости от субъекта, в интересах которого предъявляются требования, - может проводиться классификация требований.
Требования можно классифицировать в зависимости от адресата , к которому они предъявляются. Ряд требований предъявляется ко всем субъектам предпринимательской деятельности, другие же - к определенной категории субъектов. Например, различаются требования, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, финансово-промышленным группам.
Классифицировать требования можно исходя из характера деятельности . Так, специфические требования предъявляются при осуществлении банковской, страховой, инвестиционной и иных видов деятельности.
Выделить виды требований можно также в зависимости от стадии осуществления деятельности . Законодательством предусмотрены требования на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности. Это регистрация, получение лицензии, постановка на учет в государственных органах и др. В процессе осуществления хозяйствования предприниматели должны соблюдать нормы природопользования, санитарии, стандарты и другие требования к качеству продукции, требования по формированию себестоимости выпускаемой продукции, ведению бухгалтерского учета, требования пожарной безопасности и др. На стадии реализации результатов необходимо выполнить финансовые обязательства перед государством посредством уплаты налогов и неналоговых платежей, представить бухгалтерскую и статистическую отчетность. Определенные требования предъявляются и на стадиях реорганизации и ликвидации субъектов.
^ Предпринимательские договоры
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, а договором считается соглашение, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений. Другими словами, всякое договорное обязательство, именуемое в гражданском праве емким словом “сделка” (купля-продажа, поставка, мена, аренда, подряд и т.д.), должно оформляться договором. Они в целом разделяются на следующие виды:
1)Односторонняя - Сделка, для совершения которой необходимо и достаточно воли одной стороны. В частности:
Выдача доверенности физическим и юридическим лицом любому другому лицу на совершение различных юридических действий;
Завещание, т.е. добровольное действие гражданина по распоряжению принадлежащим ему имуществом на случай смерти;
Дарение, т.е. безвозмездная передача собственного имущества или его части другому физическому (юридическому) лицу при его жизни и дееспособности.
2)^ Двусторонние (многосторонние )- Сделки, для совершения которых необходимо, как минимум согласие двух сторон, которыми могут быть различные сочетания как физических, так и юридических лиц.
3)Консесуальные - сделки (договоры), вступающие в силу после того, как стороны достигли соглашения по всем существующим условиям и оформили его в соответствии с законом.
4)Реальные - сделки (договоры), для действительности которых, помимо заключения в требуемом законом виде, необходима реальная передача вещей или денег.
5)Предварительный - договор, по которому стороны обязуются заключить в будущем соглашение о передаче имущества(выполнении работ, оказание услуг) на условиях основного договора по предусмотренным законом требованиям.
6)^ Договор под отлагательным (отменительным) условием - сделка, при которой стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельств.
7)Письменный - сделка, подписанная сторонами или представителями на основе тех или иных требований, установленных законодательством РК.
8)Устный - сделки, исполняемые при самом их совершении, когда из поведения лица явствует воля совершить её. Подтверждается выдачей жетона, билета или другого знака.
9)Нотариальный - вид письменной сделки, совершённой после нотариального удостоверения, согласно установленным законодательным актам или соглашения сторон.
10)Возмездный - договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей.
11)Публичный - договор, заключённый коммерческой или другой организацией, который устанавливает её обязанности по продаже товаров, выполнению работ(услуг) в отношении каждого, кто к ней обратится.
12)Смешанный - договор, содержащий элементы различных договоров, предусмотренных законодательством.
13)Биржевой - соглашение о передаче прав и обязанностей в отношении товаров, ценных бумаг и другого имущества, допущенного к обращению на бирже, согласно законодательству и биржевым уставам.
14)^ Мнимый (притворный )- сделка, совершённая для вида без намерения вызвать юридические последствия или с целью прикрыть другую сделку.
15)Недействительный - сделка считается недействительной при нарушении требований, предъявлённых к форме, содержанию и участникам, а также свободе их волеизъявления.
16)^ Договор об отчуждении имущества - регламентируется содержание договоров купли-продажи, мены, дарения и т.д.
17)Посреднические - раскрывают содержание юридических или фактических действий в чужом интересе.
оферта - это предложение заключить договор, а акцепт - принятие этого предложения.
Таким образом, важное значение имеет дата исполнения тех или иных обязанностей. Поэтому в гражданском праве нормы, в т.ч.сроки, принято подразделять на :
Императивные и диспозитивные;
Определённые и неопределённые;
Общие и частные;
Определяемые по промежуткам времени и в виде “момента времени”.
Говоря о форме заключения договора, необходимо подчеркнуть, что в хозяйственной жизни распространены, как правило, письменные, которые в свою очередь делятся на простые и нотариальные. В соответствии с Гражданским кодексом РК обязательная письменная форма сделок устанавливается для следующих случаев :
Осуществляемых в процессе предпринимательской деятельности;
Превышающих 100 месячных расчётных показателей (далее по тексту МРП);
В иных, предусмотренных законодательством или соглашение сторон случаях.
Помимо этого, сделка (договор) может быть недействительной при:
Отсутствии согласия хотя бы одной из сторон, т.е. под влиянием заблуждения, насилия, угрозы, обмана;
Несоблюдение формы, установленной законодательством или противоречии содержания требованиям закона;
Нарушении субъективного состава участников, т.е. участниками являются лица, не имеющие на это право;
Отсутствие лицензии;
Преследовании цели недобросовестной конкуренции и наличия умысла преступления.
В общем виде любой договор должен включать три основные части : вводную, содержательную и заключительную.
^ Вводная часть и реквизиты договора :
составление любого договора должно начинаться с его реквизитов, т.е. с указания вида договора, что индивидуализирует и облегчает его толкование. Далее необходимо установить его номер, дату и место подписания, которые являются критерием оценки правоспособности и дееспособности лиц, совершивших сделку, и определение формы договора.
В водной части договора определяются субъекты, правомочные заключить договор. Здесь указываются полные наименования фирм контрагентов, под которыми они внесены в единый реестр государственной регистрации, т.е. юридический статус сторон, а также их условные сокращённые наименования, под которыми они фигурируют в тексте договорного обязательства(например “Продавец” и ”Покупатель”, ”Поставщик” и ”Получатель”, ”Арендодатель" и “Арендатор” и т.д.).
Особое внимание следует обращать на должностной статус и полномочия лиц, подписывающих данный договор. Помимо этого, в вводной части любого контракта в обязательном порядке следует указывать наименование документа, из которого вытекают полномочия должностного лица на подписание договора.
на основании устава правом заключать договоры без доверенности обладают руководители обществ, предприятий и организаций. Другие лица - заместители руководителя, вице президенты, руководители филиалов и представительств - должны действовать на основании выданной и надлежащей оформленной и заверенной доверенности.
^ Содержательная часть договора , в отношении является самым главным разделом договора- можно отметить, что её объём, структура и сущность зависят от вида и конкурентных обстоятельств сделки. Иначе говоря, договор имеет предмет- то, по поводу чего и заключается соглашение между сторонами.
^ В заключительной части в обязательном порядке следует указывать:
Условия изменения и дополнения, сроки действия и продления договора.
Количество составленных сторонами договора экземпляторов и их места хранения;
Количество и содержание приложений к договору;
Юридические адреса, платёжные реквизиты и подписи сторон.
Все заключённые договоры(руководителем или от его имени другим работником) до их подписания должны в оперативном порядке пройти процедуру согласования соответствующими службами(юрист, бухгалтер, экономист и др.). Порядок согласования и перечень экспертов желательно оформить приказом руководителя предприятия. Причём все подписанные к исполнению договоры должны быть зарегистрированы в регистрационном журнале
^ Правовое регулирование рекламной деятельности
Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. "О рекламе" (далее - Закон о рекламе). Он регулирует отношения, возникающие как на товарном, так и на финансовом рынке. Действие Закона о рекламе не распространяется на политическую рекламу.
Требования к рекламе некоторых видов товаров и услуг содержатся не только в Законе "О рекламе", но и в других актах. Так, реклама лекарственных средств осуществляется в соответствии со ст. 16 Закона о рекламе и ст. 44 Федерального закона от 22 июня 1998 г. "О лекарственных средствах" Реклама пестицидов и агрохимикатов осуществляется в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 19 июля 1997 г. "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами". Требования к рекламе на рынке ценных бумаг определены гл. 9 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Приказом МВД РФ от 7 июля 1998 г. № 410 утверждена Инструкция о размещении и распространении наружной рекламы на транспортных средствах
Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения относительно различных характеристик, свойств, качеств товара; наличия его на рынке; возможности доставки, гарантийного ремонта и т.п.
^ Неэтичная реклама - это реклама, содержащая любого вида информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, возрастной группы, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Неэтичная реклама порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние; государственные или религиозные символы, национальную валюту.
^ Заведомо ложная реклама - такая, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
^ Скрытая реклама - реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие. Такая информация может присутствовать в передачах, изданиях, которые официально рекламными не являются. Скрытая реклама может распространяться путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами
^ Государственное регулирование рекламной деятельности можно подразделить на нормативное и организационное.
Нормативное регулирование осуществляется через установление в актах компетентных государственных органов правил осуществления рекламной деятельности и ответственности за нарушение этих правил.
Организационное регулирование осуществляется компетентными государственными органами, среди которых в первую очередь следует назвать Министерстю по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
^ Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
Под инновациями (нововведениями) понимают конечный результат творческой деятельности, реализованный в виде нового или усовершенствованного товара (работы, услуги).
^ Инновационная деятельность - это деятельность по разработке и внедрению инноваций. Она включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, подготовку кадров, организацию производства, проведение маркетинговых исследований и организацию рынка сбыта, посредническую и иную деятельность, направленную на создание или улучшение товаров (работ, услуг). Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, получение преимуществ в конкурентной борьбе и как результат - получение дополнительной прибыли
В зависимости от инновационной сферы, то есть сферы деятельности предпринимателей, выделяют инновации в промышленности и в отраслях сферы услуг. В промышленности различают два вида инноваций :
^ Источниками финансирования инновационной деятельности служат:
^ Объектом инновационной деятельности являются все виды новшеств, которые могут быть воплощены в товарах, работах, услугах с тем, чтобы эти продукты могли считаться новыми или усовершенствованными, то есть приобрели статус инноваций. Объектами инновационной деятельности могут быть: объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и др.); средства индивидуализации лиц и товаров (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товаров); результаты законченных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ и экспериментальных разработок и др.
Законодателем дифференцированно подошел к решению вопроса о моменте возникновения и основаниях охраны объектов интеллектуальной собственности и приравненных к ним по правовому режиму средств индивидуализации. Существует три системы правовой охраны :
Единого законодательного акта , определяющего понятие, виды инноваций, порядок осуществления инновационной деятельности, пока нет. Подзаконными актами разнога уровня регулируются отдельные аспекты инновационной деятельности организаций. Например, Постановлением Госкомстата России от 3 августа 1998 г. № 80 (с изм. от 30 марта 2000 г.) утверждена форма федерального государственного статистического наблюдения за технологическими инновациями предприятия (организации) и инструкция по ее заполнению, Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 утверждена концепция инновационной политики РФ на 1998- 2000 годы. Велика роль актов Российского агентства по патентам и товарным знакам.
^ Правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, прО1рамм для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров. Правовой режим некоторых объектов инновационной деятельности сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).
Инновационные отношения регулируются также международными договорами и оглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).
Основной правовой формой государственного регулирования являются правовые акты. Это многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок создания и внедрения инноваций, а также иные акты, нацеленные на создание рыночной инновационной инфраструктуры
Как было отмечено в первой главе учебника, предпринимательское право регулирует отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, в целях достижения (и с учетом) баланса частных и публичных интересов.
Публичные интересы можно определить как охраняемые правом общественные и государственные интересы. Их носителями являются общество и государство в целом, субъекты РФ, муниципальные образования, а их выразителями компетентные государственные органы и органы местного самоуправления 1 .
В литературе справедливо отмечается, что государственные и общественные интересы могут не совпадать, поэтому правомерно считать, что понятие «публичные интересы» охватывает как общественные, так и государственные интересы. В свою очередь, общественные интересы следует рассматривать в качестве разновидности публичных интересов .
Следует отметить, что публичными интересами признаны не только интересы всего общества и государства, но и больших социальных групп.
В интересах всего населения страны к предпринимателям предъявляются требования в области охраны окружающей среды, природопользования. Несоблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических требований способны причинить вред не только населению по месту нахождения предприятия, но и проживающим в других регионах и даже других странах.
В интересах государства, его финансовой и иной безопасности, обороноспособности устанавливаются различные требования к предпринимателям, в частности, вовремя платить налоги и сборы, соблюдать правила производства и продажи оружия и патронов к нему, соблюдать особый режим в закрытых административно-территориальных образованиях, не разглашать информацию, составляющую государственную тайну.
Отметим еще одну группу интересов, признаваемых публичными и отражаемых в предъявляемых требованиях - интересы самих предпринимателей. Они заинтересованы в создании одинаковых стартовых условий для предпринимательской деятельности, равноудаленное™ от власти, недопустимости необоснованного протекционизма, создания особых условий деятельности органами государственной власти для «своих» предприятий.
Публичные интересы обеспечиваются путем предъявления государством требований в правовой форме к предпринимателям в процессе осуществления ими этой деятельности. Указанные требования - это содержащиеся в правовых актах указания, адресуемые предпринимателям, которые являются для них обязательными. Они формулируются в виде запретов, ограничений, обязывания к совершению определенных действий.
Запреты означают абсолютную недопустимость видов деятельности, включая недопустимость выдачи разрешений на них. Например, преступным (ст. 258 УК РФ) является бизнес по отлову, отстрелу и использованию мяса и шкур зверей, охота на которых полностью запрещена.
От адресатов требований - запретов требуется исполнение путем их соблюдения. Соблюдение таких требований обеспечивается пассивным поведением предпринимателей: они не должны совершать активных действий, приводящих к нарушению требований.
Ограничения являются относительными запретами - соответствующими видами деятельности нельзя заниматься без специального разрешения, но разрешение (лицензия) легитимирует эти виды деятельности.
Нормы-ограничения реализуются предпринимателями путем их соблюдения (пассивное поведение). Для этого достаточно не заниматься лицензируемыми видами деятельности без лицензии. Однако если лицо желает заниматься лицензируемым видом деятельности, оно обязано совершить ряд активных действий: подать пакет документов в лицензирующий орган, заплатить лицензионный сбор и совершить иные, предусмотренные законодательством действия.
Требования-обязывания устанавливают обязанности предпринимателей перед государством в виде совершения активных действий. Например, платить налоги и сборы, вовремя и по установленной форме представлять в налоговые органы налоговые декларации, бухгалтерскую отчетность и совершать иные, предусмотренные законодательством действия.
Ктссификация требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности, может быть проведена по различным основаниям.
Как отмечалось выше, в требованиях к предпринимателям отражаются социально-значимые интересы. Соответственно, требования могут быть классифицированы в зависимости от отражаемых в них интересов. Исполнение требований, отражающих интересы общества в целом и государства, обеспечивается деятельностью органов государственной (исполнительной) власти.
В зависимости от адресата, которого требования касаются, можно выделить требования обязательные:
В зависимости от субъекта, предъявляющего требования, различаются требования:
В зависимости от этапа (стадии) становления и развития предпринимательской деятельности можно выделить следующие требования:
Требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности, содержатся в различных нормативных правовых актах и соотносятся с различными ее аспектами.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в интересах различных субъектов. Субъектами такого интереса предстают государство, выступающее от имени общества в целом, контрагенты предпринимателей, инвесторы, потребители товаров, работники предприятий и др. Соответственно, в зависимости от субъекта, в интересах которого предъявляются требования, может проводиться классификация требований.
Требования можно классифицировать в зависимости от адресата, к которому они предъявляются. Ряд требований предъявляется ко всем субъектам предпринимательской деятельности, другие же -к определенной категории субъектов. Например, различаются требования, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, финансово-промышленным группам.
Классифицировать требования можно исходя из характера деятельности. Так, специфические требования предъявляются при осуществлении банковской, страховой, инвестиционной и иных видов деятельности.
Выделить виды требований можно также в зависимости от стадии осуществления деятельности. Законодательством предусмотрены требования на этапе подготовки к ведению предпринимательской деятельности. Это регистрация, получение лицензии, постановка на учет в государственных органах и др. В процессе осуществления хозяйствования предприниматели должны соблюдать нормы природопользования, санитарии, требования технических стандартов, ведению бухгалтерского учета, требования пожарной безопасности и др. На стадии реализации результатов необходимо выполнить финансовые обязательства перед государством посредством уплаты налогов и неналоговых платежей, представить налоговую, бухгалтерскую и статистическую отчетность и др. Определенные требования предъявляются и на стадиях реорганизации и ликвидации субъектов.
Понятие и признаки субъектов предпринимательского права.
Понятие предпринимательского права.
Субъект предпринимательского права - это лицо, которое в силу присущих ему признаков может быть участником хозяйственного (предпринимательского) правоотношения. Признаками субъектов предпринимательского права являются:
зарегистрированность в установленном порядке или легитимация иным образом;
наличие хозяйственной правоспособности (в науке предпринимательского права используется также понятие «хозяйственная компетенция»);
наличие обособленного имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;
Самостоятельная имущественная ответственность.
Легитимация предпринимательской деятельности осуществляется посредством ее государственной регистрации. Правосубъектность регионов в настоящее время связана с уставами краев, областей, которые в соответствии со ст. 66 Конституции РФ принимаются представительным органом соответствующего субъекта РФ. Легитимация муниципальных образований осуществляется путем разработки ими своего устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно и подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Хозяйственная правоспособность как необходимый элемент правосубъектности означает совокупность прав, которыми наделен субъект в соответствии с законом и учредительными документами, а в некоторых случаях - на основании лицензии. Это возможность осуществления субъектом определенных видов предпринимательской деятельности, совершения сделок. Следует выделять общую, ограниченную, специальную и исключительную хозяйственную правоспособность.
Наличие общей хозяйственной правоспособности дает субъектам возможность иметь права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом. Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом (ст. 49 ГК РФ).
Субъект как носитель общей хозяйственной правоспособности может самостоятельно ограничить ее в учредительных документах. В этом случае говорят об ограниченной правоспособности. Сделки, совершенные организациями в противоречии с целями деятельности, определенно (исчерпывающим образом) ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ.
Некоторых субъектов предпринимательского права закон наделяет специальной правоспособностью, т.е. они могут иметь права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Специальной правоспособностью обладают унитарные предприятия, а также некоммерческие организации.
Исключительной правоспособностью обладают субъекты, избравшие для себя такой вид деятельности, относительно которой законодателем установлен запрет осуществлять наряду с нею какие-либо иные виды предпринимательской деятельности. Так, в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, созданные для осуществления страховой деятельности. Предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность. Исключительной является деятельность банков и других кредитных организаций, инвестиционных фондов, аудиторских организаций и др. Организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная или исключительная правоспособность, не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ. Кроме того, хозяйственная компетенция субъектов ограничивается лицензированием.
Предпринимательство-целесообразная деятельность граждан и их объединений,
направленная на производство и реализацию товаров и услуг и получение прибыли от этой деятельности. Предпринимательские права и обязанности регламентируются государственными законами. Законы определяют права и обязанности, а также определяют компетенцию государства во всех сферах деятельности и границы его вмешательства в работу предприятия. Применение государственного контроля и воздействия рационально в тех сферах, отраслях, регионах, ситуациях и явлениях социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые автоматически самими предприятиями, в то время как решение этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики в целом и предприятия в частности; поддержания социальной стабильности в обществе.
Все предприятия (частные, кооперативные, акционерные, коммерческие и некоммерческие и др.) не освобождаются от государственного контроля, который ведется над:
1) доходами предприятия и уплатой ими налогов;
2) санитарным состоянием производства;
3) назначением продукции и ее техническим уровнем;
4) соблюдением стандартов и технических условий производства;
5) правовой защитой наемного персонала;
6) некоторыми другими сторонами деятельности предприятия.
Хозяйственный и правовой контроль, причем очень жесткий, осуществляется во всех странах мира. Законодательством предусмотрено, что предприятие несет полную ответственность за все виды своей деятельности, в том числе:
1) за соблюдение интересов государства и прав граждан;
2) за соблюдение законов;
3) за сохранность окружающей среды;
4) за приумножение вверенного ему государством или акционерами имущества;
5) за повышение эффективности производства.
Предусматривается, что деятельность предприятия не должна нарушать нормальных условий работы других предприятий и организаций, ухудшать условия жизни граждан на прилегающей территории, ухудшать условия труда персонала. При этом государство либо государственный орган, как правило, не отвечают по обязательствам предприятия. Предприятия, в свою очередь, не отвечают по обязательствам государства и других органов.
Администрация предприятия обязана создавать нормальные условия труда для персонала. Решения по социальным и экономическим вопросам должны приниматься с участием трудового коллектива непосредственно или через профсоюзы. Между предприятием и трудовым коллективом заключается трудовое соглашение, в котором закрепляются взаимные обязательства:
1) по санитарному состоянию;
2) по технике безопасности работы;
3) условия режима работы предприятия и его подразделений, включая сменность работы и продолжительность одной смены;
4) продолжительность отпусков и размеры их оплаты;
5) условия и формы оплаты труда по различным категориям работников и др.
Местные органы власти и некоммерческие организации, а также другие коммерческие организации не вправе вмешиваться в осуществление внутренних хозяйственных и административных функций предприятия. Они могут выступать лишь в качестве
органов контроля правомерности хозяйственной деятельности предприятия, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия действующего законодательства.