Воздействие рекламы на потребителя. Влияние рекламы на потребителя

Рекламное воздействие: влияние рекламы на потребителя

Влияние рекламы: таинство таинств

Пожалуй, один из наиболее таинственных и мистифицированных аспектов маркетинга – это психология воздействия рекламы. Еще бы – ведь это, надо полагать, такие секретные сверхмощные технологии, которые позволяют зомбировать ничего не подозревающую аудиторию через страницы газет и экраны телевизоров. И, безусловно, существует немало исследований и экспериментов, направленных на воздействие на подсознание потребителей через рекламу с помощью различных психотехнологий от НЛП до психоанализа или всевозможных подпороговых суггестивных воздействий.

Но, чтобы взглянуть на этот вопрос комплексно, давайте для начала посмотрим на историю развития психологии рекламы и те методологические традиции, которые в ней сложились.

Воздействие рекламы: история и методология

Вообще американцы любят считать основателем психологии рекламы и всевозможных рекламных воздействий психолога-функционалиста Уолтера Дилла Скотта – во всяком случае, он первым выпустил в начале 20 века книгу с названием «Психология рекламы», но публикации на эту тему были и раньше. В частности, еще в конце 19 века вышла посвященная этой же теме книга Александра Веригина «Русская реклама». Но в целом мы не ошибемся, если скажем, что полноценные исследования воздействия рекламы на человека начались в начале 20 в., притом марку держала не Америка, а Германия, и первой мы можем выделить именно немецкую методологическую традицию психологии влияния рекламы .

Немецкая традиция рекламного воздействия

В немецкой традиции реклама рассматривалась как суггестия – воздействие на волю потребителя с целью создания у него потребности в рекламируемом товаре. При этом предполагалось, что потребности можно создавать искусственно, с помощью какого-то хитрого внушения, а вопрос, нужен ли человеку этот товар, не ставился вовсе — предполагалось, что под грамотным рекламным воздействием человек обязан захотеть его купить.

Одним из первых идеологов немецкой традиции в психологии рекламы был Б. Витис, который выделял два базовых принципа: «интеллектуальная рецепция» (способность передавать мысли и суждения с помощью волевого импульса) и чувственность. Предполагалось, что, когда мы формируем нужную интеллектуальную установку и передаем ее с помощью волевого внушения на фоне чувственных образов, вызывающих сильные эмоции, у человека формируется соответствующая потребность, и он просто не может ей противиться.

Но, видимо, большой революции в продажах эта концепция не сделала, и эстафету принял другой немец – К. Т. Фридлендер, еще более рьяно доказывавший, что цель рекламы – воздействие на «непробужденного» зрителя, у которого еще нет никаких мыслей о приобретении нужного товара. Предполагалось, что для этого нужно использовать внушение, воздействие на инстинкты, привычки или мышление. Однако, и это не привело к революции в продажах.

Влияние рекламы: опыт нацистов

Но прорыв в области технологий массового внушения в скором времени все же произошел, притом здесь же, в Германии. Осуществили его такие ребята, как Иозеф Геббельс и Адольф Гитлер, которые с невероятным успехом использовали базовую фрейдистскую концепцию, что в жизни человека есть две базовых, определяющих силы: Эрос и Танатос.

Чтобы их мобилизовать, они с помощью развернутого ряда ритуалов превращали аудиторию, объединяющую различные слои общества, в толпу — особую временно возникающую общность людей, охваченную общим влечением. Фашисты исходили из фрейдистского сексуального образа: вождь-мужчина должен соблазнить женщину-массу, которой импонирует грубая, но нежная сила. Другой блок приемов, с помощью которых фашисты фанатизировали массы, обращаясь к подсознанию, опирается на другой главный в психоанализе Фрейда инстинкт — инстинкт смерти, Танатос . Культ смерти пронизывал всю пропаганду фашистов, когда возрождались древние культовые ритуалы, связанные со смертью и погребением, чтобы разжечь самые архаические взгляды на смерть, предложив, как способ «преодоления» смерти, самим стать ее служителями. В частности, именно так было создано СС.

Очень скоро начались исследования психоанализа непосредственно в рекламе, притом по другую сторону океана, в Америке. Правда, опять же немцем – Эрнстом Дихтером, эмигрировавшим накануне войны из Вены и основавшим «Американский институт по изучению мотивации поведения».

Главная идея Дихтера была в том, что основная ценность товара для потребителя заключена не в его функциональном назначении, а в запрятанных глубоко в подсознании желаний, о которых сам покупатель может даже не подозревать. В большинстве случаев имелись ввиду «темные» инстинкты и желания, вытесненные в подсознание из-за неприемлемости для сознательного принятия, и ставка делась на конфликт субличностей и зачастую – активизацию наиболее «темных» и подавленных граней Эго.

Делалось это потому, что, как считал Дихтер, проще всего войти в союз с наиболее «темными» субличностями человека, активизировав порочные, подавляемые влечения и инстинкты. Но, несмотря на то, что у него активно консультировались в том числе наиболее влиятельные политики (в частности – Джон Кеннеди), во второй половине 20-го века в Америке начинает складываться совершенно другой взгляд на психологию рекламы, который, собственно, можно с полным правом считать американской методологической традицией.

Воздействие рекламы: американская традиция

Смена курса во многом была обусловлена перенасыщением рынка и развитием полноценного маркетинга с концепцией «производи не то, что умеешь, а то, за что люди готовы платить». Оказалось, что в условиях жесткой конкуренции целесообразно сконцентрироваться не на том, как бы что-нибудь втусовать ничего не подозревающей аудитории, а на том, как понять, что потребитель хочет на самом деле, и как до него наилучшим образом это донести.

Разумеется, делалось это не по доброте душевной, а потому, что на основе жесткой экономической статистики было показано, что рассматривать целевую аудиторию как объект суггестии в большинстве случаев нецелесообразно. Как писал Котлер, «Концепция маркетинга предполагает, что достижение компанией своих целей зависят от определения нужд и запросов целевых рынков, а также от более эффективного по сравнению с компаниями-конкурентами удовлетворения потребителей. Как ни странно, но этот подход только недавно стал использоваться в предпринимательской практике».

Как говорил относительно психологии воздействия рекламы известный специалист П. Друкер, «Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Цель маркетинга - узнать и понять клиента настолько, чтобы товар или услуга точно соответствовали его требованиям и продавали себя сами» . И в этом отношении цель рекламного воздействия – установление взаимоотношений.

Кто-то может сказать, что «но, как же, ведь есть же различные методы подпороговой суггестии, вроде метода 25-го кадра, которые позволяют незаметно для человека внушить ему любую идею!». Верно, об эффекте 25-го кадра еще в 50-х годах заявил некий Джеймс Вайкери, сославшийся, что этот метод был применен в одном из кинотеатров, в результате чего продажи поп-корна выросли на 58%, а кока-колы – на 18%. Однако, когда он захотел получить патент, комиссия сочла этот эксперимент обманом, в чем позже признался и сам Вайкери.

Влияние рекламы: от НЛП до прочих штуковин

Однако, это не означает, что методов психологического воздействия в рекламе не существует. С одной стороны, мы не можем говорить о каком-то жестком влиянии через рекламу как минимум потому, что такое влияние, в том числе влияние рекламы , предполагает постоянную обратную связь – каждый наш следующий шаг зависит от того, как объект влияния отреагировал на шаг предыдущий. Именно поэтому один из основателей НЛП Джон Гриндер честно сказал, что использование классического НЛП в рекламе невозможно. Иначе, если у нас нет обратной связи с объектом влияния, то откуда информация, то мы на него влияем?

С другой стороны, можно выделить общие паттерны в том же НЛП, которые чаще всего оказываются эффективными в рекламе, и зачастую это действительно позволяет повысить эффективность рекламного сообщения. Например, президент европейской ассоциации партизанского маркетинга Пол Хэнли считает технологии НЛП секретным секретом партизанского маркетинга и структурирует их в конкретные технологические приемы. Подобные шаблоны, которые на фоне общей статистики как бы показывают свою эффективность, есть и в психоанализе, например, на основе интерпретаций влияния цвета. Но нужно понимать, что это очень условно.

Да, мы можем выделить какую-то статистику о воздействии цвета на человека, в том числе в рекламе, но нужно понимать, что это будет восприятие цвета лишь в рамках определенной культурной парадигмы, притом не абсолютное, а статистическое. Например, вы знаете, что в некоторых азиатский странах белый цвет является цветом траура?

Совершенно другое дело, если вам удается понять, почему человек воспринимает цвет именно так, как он структурирует свое внутреннее мифологическое пространство и как мы можем подстроиться к его модели мировосприятия, и это тот путь, который пропагандируем мы, в частности, в русле моей системы мифомоделирования. И если нам это удается, мы автоматически подбираем те цветовые соответствия, которые нужны, независимо от того, как их интерпретируют психоаланитики.

Конечно, большинству рекламистов хотелось бы, чтобы им дали список инструкций в стиле «делайте желтые ценники, и будет вам счастье», и такой список сделать можно, но при этом подходе не стоит претендовать на понимание психологии влияния рекламы.

Влияние рекламы: наш взгляд

Другая проблема – многие думают, что они применят какую-то хитрую психологическую фишку, она занесет в мозг потребителя скрытое внушение, тогда в его голове что-то перевернется, и он совершит нужную покупку. При этом обычно этим людям и в голову не приходит мысль, что человек итак постоянно получает всевозможные внушения не только на уровне рекламы, но и на всех уровнях социальных воздействий, и итак нашпигован ими по самое дальше некуда. При этом даже глупо надеяться, что их рекламное воздействие окажется наиболее сильным.

Впрочем, этот подход может быть даже оправдан в некоторых нишах, например, продаже товаров через одностраничники, где товары покупаются очень дешево, продаются по сильно завышенной цене, и все покупки являются исключительно импульсивными, когда человек видит товар и говорит «хочу!». Например, это может быть нож-кредитка, продающийся за 700 руб, цена в закупе у которого составляет 20 руб. Естественно, если человек начнет сравнивать цены, он никогда не совершит здесь покупку, а из тех, кто сравнивать не начнет, большая часть успеет передумать, но на фоне общей статистики эта модель оправдана и здесь действительно актуально нашпиговать продающий сайт максимумом рекламных приемов – пусть шаблонных, но позволяющих хоть как-то увеличить эффективность продаж, особенно когда у нас много подобных продуктов, нам нужно срубить бабла на пике их популярности и особо некогда вникать в глубины психологии влияния рекламы.

Но этот подход совершенно неприменим в серьезном брендинге. Если мы хотим всерьез и надолго закрепить контакт с потребителем, мы обязаны понимать, что и как происходит в его голове. И для этого нам нужны не статистические шаблонные соответствия, а умение заглянуть в ту культурную парадигму, на основе которой человек сформировал свою модель мира, понять, в каком мире он живет, и какие образы, архетипы и мифологемы определяют его способы поведения и систему ценностей. И уже на основе этого подготовить такое рекламное сообщение, которое будет восприниматься потребителем как часть ЕГО мира.

Кроме этого нам необходимо понять, какие воздействия испытывает человек со стороны социума и культуры, каковы векторы этих воздействий, и как мы можем использовать их для усиления своего сообщения. А для этого нам необходимо понимать не только психологию рекламы, но и культурологию, а также общие принципы социальных манипуляций – даже те, которые происходят на уровне культуры, и на которые мы напрямую влиять не можем. Именно с этим работает мифомоделирование в контексте маркетинговых коммуникаций, и именно эти вопросы мы рассматриваем в нашем курсе

Кроме этого, качественный брендинг имеет еще и психотерапевтическую функцию, и я на конкретном примере покажу, как это происходит. Также мы разберем те стандартные технологии психологического воздействия, которые действительно оправдывают себя, в том числе элементы НЛП.

Алексей Недозрелов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Направления рекламного воздействия на поведение потребителей: когнитивное (познавательное), эмоциональное (аффективное) и поведенческое (конативное). Основные психологические приемы в рекламе. Методы психологического воздействия рекламы на потребителя.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2010

    Влияние на поведение, отношения и принятие потребителем воздействующих на него методов рекламы. Структура мотиваций потребителей. Процесс воздействия и восприятия рекламы. Когнитивные аспекты рекламного воздействия. Очевидность рекламных постулатов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Эволюция взглядов на поведение потребителей. Основные типы потребителей, распространённых в России. Эффективность психологического воздействия рекламы на поведение потребителя. Мотивации, которыми руководствуется индивид при выборе товара или услуги.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2011

    Факторы внешнего влияния на поведение потребителей: культура, ценности, демография, социальный статус, домохозяйство. Значимые тренды глобального народонаселения. Принятия решения о покупке. Удовлетворенность потребителя - успешная деятельность рынка.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Реакция потребителей на разные побудительные приемы маркетинга. Влияние культуры, субкультуры и социального положения покупателя. Процесс принятия решения о покупке. Факторы, влияющие на удовлетворенность или неудовлетворенность потребителя покупкой.

    презентация , добавлен 17.12.2014

    Реклама как метод управления людьми, процесс воздействия и восприятия. Механизм психологического воздействия рекламы на ее потребителя. Методы, к которым прибегают рекламодатели на телевидении, чтобы привлечь аудиторию и сделать свой товар более успешным.

    контрольная работа , добавлен 19.12.2012

    Гендерные особенности восприятия в создании рекламы. Изучение влияния рекламы на потребительское поведение мужчин и женщин. Рассмотрение моделей принятия решения о покупке: осознание потребности, поиск информации, выбор альтернатив, покупка и потребление.

    реферат , добавлен 06.05.2014

    Анализ механизмов воздействия рекламы на потребителя и их соотнесение с эффективностью в рекламной коммуникации. История и значение бренда P&G как источника значительного информационного потока. Применение механизмов воздействия на примере компании.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2014

    Экономическое содержание и сущность механизмов принятия решения о покупке. Факторы, оказывающие влияние на потребительское поведение. Маркетинговые методы оценки и анализа поведения потребителей. Методика анализа ценности марки для потребителя.

    дипломная работа , добавлен 05.09.2012

    Рассмотрение теоретических основ рекламы. Оценка эффективности рекламной деятельности, методы ее определения и их практическое применение. Изучение развития данного бизнеса в Российской Федерации. Исследование влияния рекламы на российского потребителя.

В различных сферах деятельности встречаются самые разные определения рекламы. С практической точки зрения основная цель коммерческой рекламы - стимулирование продаж тех или иных товаров или услуг в настоящий момент и/или в будущем. С этой целью реклама воздействует на покупателя и способствует приобретению рекламируемых товаров или услуг. В этом воздействии используется различные методы и приемы, направленные на работу с различными психическими структурами, причем как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Обозначим эти методы и приемы понятием "рекламное воздействие".

Стратегической задачей рекламы является увеличение продаж продукции той или иной компании. Не возникает сомнений в том, что потребитель знает как об этой задаче, так и о различных методах рекламы, то есть мы не рассматриваем методы скрытого рекламного воздействия. Некоторые из методов можно считать сложными, а некоторые - простыми и понятными. Приведем два примера именно простых и понятных методов - "утвердительные высказывания" и "выборочный подбор информации".

Утвердительные высказывания. Метод состоит в использовании утверждений, которые даются потребителю в качестве факта, и при этом подразумевается, что эти заявления очевидны потребителю и не требуют никаких доказательств собственной истинности. Большинство рекламы построена на использовании этого метода, по крайней мере, на второстепенных ролях.

Нередко предлагаемые потребителю высказывания с рациональной точки рения и в отрыве от рекламы выглядят как минимум преувеличением. Например, такие слоганы как: "Лучше пиво в руке, чем девица вдалеке " (реклама пива) или "Новый год вдвойне вкусней, если с вами MilkyWay" (реклама шоколада "MilkyWay").

Выборочный подбор информации. Этот метод основывается на специальном подборе и использовании только тех фактов, которые представляют рекламируемый товар в выгодном свете. Надо отметить, что этот метод часто встречается в политических кампаниях и в предвыборных рекламных роликах.

Однако в обоих вышеприведенных методах потребитель, как правило, не имеет ни малейшего сомнения в том, что эти методы используются. Как следствие этого факта применение только лишь этих методов не оказывает должного эффекта, однако, применение их совместно с другими способно усилить рекламное воздействие. А полное отсутствие этих двух методов может существенно его ослабить.

Использование слоганов. Этот метод - один из самых широко используемых. В рекламе часто используются разнообразные девизы, лозунги и слоганы. Это позволяет сфокусировать внимание потребителя на основных особенностях, названии и/или образе рекламируемого товара, используя для этого одну легкозапоминающуюся фразу, которая затем внедряется в сознание потребителя. Особенностью метода является то, что при использовании лозунга запоминается не только особенности рекламируемого продукта, сколько его положительный образ. Например, вместо торговых марок "Аквафреш", "Синерджи С", "Ice-white" используются слоганы "Тройная защита для всей семьи", "Чтобы кожа сияла здоровьем", "Для сохранения белизны зубов".

При использовании слоганов и лозунгов важным является создание четкой ассоциации между торговой маркой и слоганом. Для этого в состав слогана можно включить название рекламируемой торговой марки или компании, например: "Blend-a-med - пусть улыбка сияет здоровьем", "Весело и вкусно - McDonalds", "Maggi - добавь изюминку", "Roventa Delta - покоряет с первого взгляда" и др. Для усиления эффекта можно использовать короткие, рифмованные фразы, например: "Чистота - чисто тайд", "Мизим - для желудка не заменим", "Разыгрался аппетит - не тормози - сникерсни!", "Миф-автомат - чисто идеально и цена реальна" и др.

Метод "использование слоганов", безусловно, применяется не только в коммерческой рекламе. Свое применение он нашел и в рекламе политической. В пример можно привести такие слоганы: "Демократическое единство - во имя жизни, свободы и достоинства" (Федеральная партия "Демократическая Россия"), "Вместе со всеми ради блага каждого!" (Партия самоуправления трудящихся), "В единстве и согласии - к процветанию Российской Федерации!" (ПРЕС), "Демократия и частная собственность" (Партия экономической свободы) и др.

Концентрация на нескольких чертах или особенностях. Как правило, реклама лишена возможности воздействовать на потребителя продолжительное время. Это объясняется как особенностями размещения рекламы и высокой стоимостью рекламного, так и с особенностями восприятия этой рекламы потребителем. Как известно, потребители стараются избегать воздействия рекламы, претендуя на объективность собственных взглядов. Поэтому, конечно, всем хочется усилить рекламный эффект в условиях недостатка времени или рекламной площади. Для этого реклама концентрируется лишь на некоторых чертах имиджа и/или качеств и черт товара. В этом качестве может выступать образ товара, создающий хорошее настроение, увеличивающий привлекательность, способствующий улучшению здоровья, являющийся признаком высокого социального статуса, связанный с заботой о семье и так далее.

Здесь можно провести аналогию с методом "выборочный подбор информации", который зачастую используется в политической борьбе, когда информация о конкретных проблемах и задачах существенно упрощается и превращается в несколько, выигрышных для того или иного политика, черт. Здесь можно привести в пример Жириновского - этот метод очень типичен для него.

Дополнительное свидетельство. Метод этот основан на предположении, что если в подтверждение некоторого утверждения приводится дополнительное свидетельство его истинности, то потребитель будет больше доверять этому утверждению. Это подтверждение может быть как обезличенным, так и приписываться конкретным авторитетным лицам или группам. В первом случае это может быть абстрактная ссылка на "клиническую практику", "известную компанию", "квалифицированных экспертов" или "анализ с помощью компьютеров". Во втором - на экспертов того или иного журнала, организации или лаборатории ("специалисты Мобил", "лаборатории Гарнье" и т.д.).

В ряде случаев для повышения доверия можно использовать точное указание фамилии, имени и работы высказывающего то или иное суждение по поводу рекламируемого товара. Например, стилист известного фильма или известный актер. В этом случае потребитель больше склонен доверять рекламному предложению. Однако отметим, что вовсе не всегда упоминаемые в рекламе люди имеют реальных прототипов.

Победившая сторона. Развитием метода "Дополнительное свидетельство" является метод "Победившая сторона". В данном методе эксплуатируется желание людей быть в выигрыше, на "выигравшей стороне", в противовес "проигравшей".

Например, известный ролик про жителей "Вилларибо" и "Виллабахо", в котором первые, очевидно, выигрывают, применяя хорошее моющее средство. Отметим, что в оригинале ролик имеет еще более сильный эффект за счет названий деревень, который переводятся как "Верхняя деревня" и "Нижняя деревня". Или "более 20 миллионов людей используют нашу зубную пасту". Широкое применение этот прием нашел в политической рекламе - "Кандидат N1", "Наше дело - правое" и другие.

Использование авторитетов или групп влияния. Этот метод сходен с методом "Дополнительное свидетельство". Однако, если в методе "Дополнительное свидетельство" "свидетели" достаточно анонимны, то в этом методе этот источник выступает в виде отдельных авторитетных и известных для аудитории личностей или групп. В качестве таких "групп влияния" могут выступать известные телеведущие, актеры, деятели культуры, политики и т.д. Это приводит к более лояльному восприятию рекламы, на которую в достаточно сильной мере переносится положительный образ авторитетного лица, а сами высказывания, следовательно, воспринимаются с большим доверием.

Конечно, этот метод широко применяется и в политической борьбе. Например, в избирательных кампаниях зачастую участвуют известные артисты. Кроме того, в ряде случаев они являются членами того или иного движения, что влияет на имидж этих движений. Например, известный российский режиссер и актер Никита Михалков вошел в состав движения "Наш дом - Россия", а известный киноактер Арнольд Шварцнеггер выступал в поддержку Джорджа Буша во время выборов Президента США в 1992г.

Создание контраста. Часто встречается метод "создание контраста". Основная задача этого метода состоит в том, чтобы показать товар отличающимся от остальных, радикально улучшающим ситуацию, обладающим особенными свойствами и т.п. При этом основной акцент делается на эмоции. С этой целью используется достаточно широкий арсенал методов построения видеоряда, звукового ряда, комментариев, создания специальных игровых сюжетов и ситуаций.

В качестве примера можно привести один из рекламных роликов шампуня от перхоти, который начинается с черно-белого кадра, на котором женщина убирает щеткой перхоть с пиджака мужчины, а после представления рекламируемого шампуня показаны цветные кадры со счастливым мужчиной без следов перхоти. В рекламе Кока-колы яркий автопоезд "Всегда Кока-кола" освещает темный город и заставляет зажигаться огни.

Сравнение. В отличие от предыдущего метода, в котором эксплуатируются, в основном, эмоции, в этом методе предлагается разумная и наглядная демонстрация преимуществ того или иного товара по сравнению с другим, аналогичным.

Например, это может быть высказывание о преимуществах рекламируемого товара ("клиническая практика доказала, что Dirol эффективнее других жевательных резинок"), это может быть сравнение эффективности работы (сравнение отбеливателя Ace с "обычными отбеливателями"). В этом методе важна простота и наглядность (например, в рекламе спрея "Длянос" в одном кадре сравнивается высокая стопка носовых платков и одна упаковка спрея).

Обычно в качестве сравниваемого объекта выступает обезличенный и "обычный" аналог рекламируемого товара. Например, жевательная резинка сравнивается с другой жевательной резинкой, которая может называться просто "Gum" ("жвачка"). Однако иногда сравнение можно построить на недостатках других товаров, а сравнение может производиться с товаром из другого близлежащего сектора. Например, в рекламе конфет "Рондо" проводится сравнение с жевательными резинками, которые наделяются негативной окраской.

Как все. Важно связать тот или иной товар с конкретной аудиторией потребителей рекламы и товара. Это можно сделать с помощью увеличения идентификации человека или группы, участвующей в рекламе, с аудиторией. Иными словами, потребители будут в большей степени воспринимать рекламируемый товар как относящийся к ним, если потребители этого товара из рекламы воспринимаются как "свои". Еще одной психологической уловкой, на которой основано использование этого метода, является преодоление недоверия к рекламе. В случае, если в рекламе будут использованы образы, близкая к аудитории потребителей манера поведения и речи, потребители будут склонны в большей степени доверять этой рекламе.

С этой же целью реклама "привязывается" к праздникам (например, приближаясь к 31 декабря, рекламные сообщения начинают поздравлять с "новым годом", приобретать специфическое "новогоднее" оформление и т.д.), использует особенности социально-экономической ситуации (например, один из рекламных роликов моющего средства содержит слова "тратить надо с умом").

Именно так объясняется четкая связь между предполагаемой группой покупателей какого-либо продукта и их образом, присутствующим в рекламе. Например, если жевательная резинка "Wrigley"s" предназначена для молодежи, то в ее рекламных роликах участвуют молодые актеры, делается акцент на участие как молодого человека, так и девушки попарно, используется молодежный сленг и т.д. В рекламном ролике "бальзама Битнера" участвует семья из ребенка, бабушки, мужа и жены ("бальзам Битнера - здоровье нашей семьи").

Основная цель рекламы, как известно, окупить затраты на ее создание, а при небольшом успехе, еще на этом и заработать. Реклама может увеличивать объемы продаж, улучшать имидж товаров или фирмы, а может быть просто жизненно необходима для поддержания существующего уровня продаж. В последнем случае речь может идти о уже раскрученных брендах типа "Coca-Cola" или "Samsung". Они занимают более или менее стабильную долю рынка и их главная задача - удержать ее.

Реклама воздействует на психические структуры человека, действуя как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Последний отличается тем, что лишь единицы могут с полной уверенностью признать его у себя. Большинство же потребителей рекламы пребывает в уверенности, что если бессознательное у них и есть, то особой роли в их жизни не играет. Чем и пользуются создатели рекламы.

Заметное или скрытое, грубое или деликатное, воздействие рекламы не всегда заметно потребителю. Он скорее будет отрицать, что на его решение оказала влияние рекламная информация.

Социологические исследователи потратят много времени прежде, чем выяснят, насколько вредно воздействие рекламы, и какую роль оно играет в общекультурном контексте. Важность влияния рекламы на выбор потребителя неоспорима. Нельзя сказать, что без рекламы информационное пространство стало бы чище или интереснее. Человеку комфортнее, когда его окружают ориентиры, а реклама направляет его к нужному продукту.

Реклама как носитель эстетической информации формирует чувство вкуса у потребителя, помогает ему определиться в своих пожеланиях путем навязывания рекламного образа. Рекламное сообщение выступает в роли оперативного источника информации о самой новой продукции, отражает современные культурные веяния, которым подвергается аудитория. Бизнес без рекламы впал бы в отчаяние.

Эффективная рекламная кампания определяет успех продаж, а также успех торговли в целом. Поэтому рекламная деятельность выделена в самостоятельную отрасль науки, которая имеет свою терминологию, методологию, объект и предмет. Учитывая все эти факторы, можно ли назвать рекламу исключительно негативным социокультурным явлением? Реклама нужна, несмотря на то, что обилие рекламной информации иногда утомляет, раздражает, мешает сосредоточиться на мыслительном процессе.

Но воздействие рекламы на потребителя заключается не в пустой нагрузке его подсознания, а в том, чтобы он выбирал предлагаемую продукцию. Чтобы этого достичь, рекламист должен умело применять механизмы и методы эмоционально-психического воздействия на аудиторию, о которых мы сегодня поговорим.

Принцип психологического воздействия

Все решения, которые принимает индивидуум, имеют психологическую подоплеку.

Таблица воздействия цветов на психику человека

Поэтому основной задачей рекламиста выступает поиск таких инструментов, которые способны всколыхнуть подсознание, лишить потенциального покупателя покоя, и даже внушить ему, что без этой вещи его жизнь неполноценна. Психологическое воздействие рекламы на человека заключается уже в процессе восприятия и переработки рекламной информации.

У каждого человека есть свои представления о вещах, свои чувства: радость, надежда, отчаяние, зависть, чувство собственного достоинства.

Факторы воздействия рекламы

Не для кого не секрет, что реклама оказывает воздействие на человека, она им манипулирует и навязывает многие вещи. Сегодня мы рассмотрим 5 основных факторов воздействия рекламы, 5 факторов, за счет которых реклама пользуется успехом в подсознании человека.

Большие заголовки

Замечено, что человек обращает внимание на большие заголовки в первую очередь, сначала прочитает, то, что написано большими буквами, если заинтересовало, то будет разглядывать рекламу дальше. Поэтому один из первых успехов в рекламе интригующие заголовки. Точно, так же и с цветами, существует гамма цветов, на которую большинство людей обращают внимание больше, чем к другим цветам.

Влияние на подсознание

Цель рекламы

Цель рекламных ходов в рекламе, новостях, кино и мультфильмах – это деньги и власть.
Кто бы, что не говорил, но информация сегодня является практически самым дорогим товаром. Как сказал Томас Маколей Бабингтон «Делать деньги без рекламы, может только монетный двор». Реклама, это не только способ дохода, но и власть. Через подсознание человеком управляют, его заставляют верить, человек это «растение», которое поливают своими приправами.Это всего лишь 5 факторов, воздействия рекламы, но самом деле их на много больше, некоторые даже не известны человеку, и знайте, что реклама влияет на каждого человека.

Видео о рекламе, и вся правда о том, как с помощью нее происходит мощное воздействие на эмоции и сознание человека.

Влияние рекламы на познавательную сферу

Когнитивный компонент мы называем одним из базовых, потому что он включает ряд таких процессов как мышление, речь, восприятие, воображение и т.д. Какую цель преследует реклама? Выделить товар или услугу, и щ\заставить потребителя воспользоваться ею. Значит, воздействие рекламы на когнитивную сферу достаточно сильно, и актуальность исследования когнитивных процессов в рамках рекламной деятельности неоспорима.

Ощущения. На их основана когнитивная деятельность человека. Хотим мы этого или нет, любой объект находит отражение в нашем сознании, если мы с ним взаимодействуем. Реклама воздействует на широкий спектр наших ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и т.д. В чем секрет? В том, чтобы вызвать в потребителе иллюзию ощущения. Например, в рекламе одного автомобиля вначале сказано, что некоторые ощущения невозможно забыть.

Далее следует нарезка красивых видео, где человеческая рука притрагивается к морским кораллам, шелку и т.д. То есть зритель получает порцию эстетических чувств, он очарован. И вдруг возникает момент, в котором человек кладет руки на руль автомобиля – и это тоже то самое ощущение, которое невозможно забыть!

Мышление. Чтобы не вдаваться в научные подробности, скажем, что мыслительный процесс начинается тогда, когда человек пытается установить связи и отношения между предметами. Потребитель видит сюжет рекламы и усваивает или не усваивает ее – это зависит от информационного наполнения сообщения. Избыток информации о товаре, равно, как и ее недостаток, снижает эффективность ролика.

Восприятие. Определенные тексты, лозунги, изображения и звуки используются в рекламе целенаправленно. Они наделены силой, которая воздействует на сознание потребителя.

График изменения поведения покупателя при просмотре рекламы

Возникает реакция на рекламу на рациональном, эмоциональном и подсознательном уровнях.
Рациональное восприятие основано на логическом подходе. Получая сведения о товаре, человек задумывается о преимуществах, которые он получит, о пользе товара, о решении существующей проблемы.

Человеком во время покупки правят не только прагматичные цели, но и возможность почувствовать приятные эмоции. На человеческих чувствах неплохо получается играть у создателей рекламы! Сначала продемонстрировать в сюжете рекламы, как плохо без этой вещи, а затем – как комфортно от ее наличия. И все, потенциальный покупатель загорелся идеей приобрести товар.

Память. Потребитель должен запомнить не рекламу, а товар, о котором она информирует. Если же запоминается сюжет или музыка, или персонаж из рекламы – это говорит о ее низкой эффективности.