1 основные теории и концепции управления персоналом. Теории управления персоналом: современный взгляд на корпоративный менеджмент. Этапы развития науки управления персоналом

В настоящее время различают три группы теорий: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.

Видными представителями классических теорий являются: Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А.К. Гастев, П.М. Керженцев и др. К представителям теорий человеческих отношений относятся: Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ли-карт, Р. Блейк и др. Авторами теорий человеческих ресурсов являются: А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др.

Теории управления о роли человека в организации

Наименование теорий

Постулаты теорий

Задачи руководителей организации

Ожидаемые результаты

Классические теории

Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения, это присущее для них качество. То, что они делают, менее важно для них, нежели то, что они зарабатывают, делая это. Мало таких индивидов, которые хотят или могут делать работу, требующую творчества, самостоятельности, инициативы или самоконтроля

Главной задачей руководителя является строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Он должен разложить задачи на легкоусваиваемые, простые и повторяющиеся операции, разработать простые процедуры труда и проводить их в практику

Индивиды могут перенести свой труд при условии, если будет соответствующая заработная плата и если руководитель будет справедлив. Если задачи будут в достаточной мере упрощены и если индивиды будут строго контролироваться, то они смогут соблюсти фиксированные нормы производства

Теории

человеческих

отношений

Индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть интегрированными, признанными как индивиды. Эти потребности являются более важными, чем деньги, в побуждении и мотивированности к труду

Главная задача руководителя сделать так, чтобы каждый чувствовал себя полезным и нужным. Он должен информировать своих подчиненных о планах, а также учитывать их предложения по улучшению этих планов. Руководитель должен предоставлять своим подчиненным возможность определенной самостоятельности и определенный личный самоконтроль над исполнением рутинных операций

Факт обмена информацией с подчиненными и их участия в рутинных решениях позволяет руководителю удовлетворить основные потребности по взаимодействию индивидов и в чувстве их собственной значимости. Факт удовлетворения потребностей поднимает их дух и уменьшает чувство противодействия официальным властям, т.е. подчиненные охотнее общаются с руководством

Теории

человеческих

ресурсов

Труд для большинства индивидов приносит удовлетворение. Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют сами. Большинство индивидов способны к самостоятельности, к творчеству, к ответственности, а также к личному самоконтролю на более высоком месте по иерархии, чем то, которое они теперь занимают

Главной задачей руководителя является лучшее использование человеческих ресурсов. Он должен создать такую обстановку, в которой каждый человек может максимально проявить свои способности, содействовать полному участию персонала в решении важных проблем, постоянно расширяя самостоятельность и самоконтроль у своих подчиненных

Факт расширения самостоятельности и самоконтроля у подчиненных повлечет за собой прямое повышение эффективности производства. Вследствие этого полученное удовлетворение трудом может повыситься, поскольку подчиненные наиболее полно используют собственные ресурсы

.

ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ n классические теории - Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А. К. Гастев, П. М. Керженцев и др. , n теории человеческих отношений Э. Мэио, К. Арджерис, Р. Ликарт, Р. Блеик и др. n теории человеческих ресурсов А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор и др.

1. Классические теории (1880 по 1930 г.) n Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения. То, что они делают, менее важно для них, нежели то, что они при этом зарабатывают. n Главной задачей руководителя является строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Он должен разложить задачи на легко выполнимые, простые и повторяющиеся операции, разработать несложные процедуры труда и воплощать их на практике.

2. Теории человеческих отношений (1930 г.) n Индивиды стремятся быть полезными и значимыми они испытывают желание быть интегрированными в общее дело и признанными как личности. Эти потребности являются более важными в побуждении и мотивированности к труду, чем уровень заработной платы. n Главная задача руководителя - сделать так, чтобы каждый трудящийся чувствовал себя полезным и нужным. Он должен информировать своих подчиненных, а также учитывать их предложения, направленные на улучшение планов деятельности организации. Руководитель должен предоставлять своим подчиненным определенную самостоятельность, что предполагает личный самоконтроль над исполнением.

3. Теории человеческих ресурсов n Труд большинству индивидов доставляет удовлетворение. Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют сами. Большинство индивидов ответственны, способны к самостоятельности, к творчеству, к личному самоконтролю, даже большему, чем это требует занимаемое индивидом по иерархии место. n Главной задачей руководителя является более рациональное использование человеческих ресурсов. Он должен в коллективе создать такую обстановку, в которой каждый человек может максимально проявить свои способности. Руководитель способствует участию каждого в решении важных проблем, постоянно расширяя самостоятельность и самоконтроль у своих подчиненных.

Английская философия управления персоналом основывается на традиционных ценностях нации и теории человеческих отношений. Она предусматривает: n уважение личности работника, n искреннюю доброжелательность, n мотивацию работников и поощрение достижений, n обеспечение высокого качества работ и услуг, n возможность систематического повышения квалификации, n гарантии достойного заработка.

Американская философия управления персоналом построена на традициях конкуренции и поощрения индивидуализма работников и четко ориентирована на прибыль компании, от величины которой зависит личный доход работника. Для нее характерна: n четкая постановка целей и задач, n высокая оплата труда персонала, n поощрение потребительских ценностей.

Японская философия управления персоналом основывается на традициях уважения к старшему, коллективизма, всеобщего согласия, вежливости и патернализма. Здесь преобладает теория человеческих отношений. Ей присущи: n преданность идеалам фирмы, n пожизненный наем сотрудников в крупных компаниях, n постоянная ротация персонала, n создание условий для эффективного коллективного труда.

Российская философия управления персоналом весьма многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей и размера организации. Крупные акционерные организации, созданные на базе государственных, сохраняют прежние традиции и характеризуются: n четкой дисциплиной, n коллективизмом n хозяйственностью, n предусматривают повышение уровня жизни работников и сохранение социальных благ и гарантий в новых условиях хозяйствования.

Современная парадигма управления персоналом n Переход от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами. Человеческие ресурсы люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их человеческого ресурса.

Современная парадигма управления персоналом n Переход от управления персоналом к управлению человеческим капиталом. n К человеческому капиталу относятся приобретенные знания, навыки, энергия, способность к осознанным действиям, постоянному совершенствованию и развитию.

Виды человеческого капитала n Общий (перемещаемый). Это совокупность теоретических или достаточно универсальных знаний работника; n Социальный (неперемещаемый), под которым понимаются знания людей, специфики предприятия и своей работы, их личные связи, способы и культура общения, доверие.

Теория жизненных сценариев личности (Э. Берн). n «Я» хороший, «Все ОНИ» хорошие, «жизнь – хороша» сценарий «победителя» ; n «Я» плохой, «ОНИ» плохие, «жизнь – плоха» сценарий «побежденного» , «неудачника» ; n «Я» хороший, но «ОНИ» плохие, «жизнь – плоха» сценарий «озлобленного пессимиста» ; n «Я» плохой, а «ОНИ» хорошие – сценарий «комплекса неполноценности» .

Принципы новой парадигмы управления персоналом n опора на фундаментальные основы современного менеджмента - n n n n n качество, нововведения, персонал, сервис; этика качества предоставляемых образовательных услуг; честность и доверие к работникам; методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой; атмосфера в организации, содействующая раскрытию способностей работающих; долевое участие каждого работника в общих результатах; качество личной работы и ее постоянное улучшение; активный поиск менеджером обратной связи с подчиненными; открытое обсуждение уровня компетентности работников, имеющихся вакансий и путей их замещения; создание возможностей для всестороннего профессионального роста каждого работника; ответственность работника за собственное развитие (вместо ответственности руководителя за развитие персонала).

Методы управления персоналом n Административные методы; n Организационное воздействие; n Распорядительное воздействие; n Экономические методы; n Социально-психологические методы; n Социологические методы; n Психологические методы;

Система управления персоналом n n n кадровое планирование; набор и увольнение персонала; обучение и развитие персонала; мотивация и вознаграждение персонала; организация деятельности работников; оценка и аттестация кадров.

ТИПОВОЕ «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ» УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ n n n n n Цели 1 -го уровня: планирование и маркетинг персонала; учет и наем персонала; организация трудовых отношений; обеспечение нормальных условий труда; обеспечение развития персонала; мотивация и стимулирование персонала; социальное развитие персонала; развитие организационных структур управления; правовое обеспечение управления персоналом; информационное обеспечение управления персоналом

ТИПОВОЕ «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ» УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ n n n n n Цели 2 -го уровня: обучение персонала; повышение квалификации персонала; введение в должность и адаптация новых работников; оценка кандидатов на вакантную должность; аттестация персонала; реализация деловой карьеры; создание системы служебно профессионального продвижения; организация работы с кадровым резервом; организация рационализации и изобретательства

ТИПОВОЕ «ДЕРЕВО ЦЕЛЕЙ» УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Цели 3 -го уровня: n определение потребности в обучении; n распределение средств на обучение; n составление учебных планов и программ; n организация и оценка процесса обучения.

Маркетинг персонала n Маркетинг персонала - вид деятельности по изучению рынка рабочей силы с целью удовлетворения потребности организации в персонале, выявления круга источников и путей обеспечения этой потребности. Маркетинг персонала является условием роста человеческого ресурса организации за счет внешних источников.

Элементы кадровой политики n Политика занятости – обеспечение организации высококвалифицированным персоналом и сопровождение ротации n Политика развития – создание условий для повышения квалификационного уровня и продвижения работников n Политика оплаты – формирование конкурентной системы вознаграждения на основе результатов деятельности n Социальная политика – реализация социальной программы организации n Политика трудовых отношений – установление процедур разрешения трудовых конфликтов

Содержание кадровой политики Система мотивации Кадровое плани рование Аттестация персонала Анализ работы Поиск персо нала Адаптация Отбор пер сонала Обучение и Развитие персонала Оргкультура Контроль и аудит персонала

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ Cистема подбора персонала - множество взаимосвязанных элементов и процессов составляющих единое целое оказывающих целенаправленное воздействие на обеспечение притока в компанию специалистов, создающих добавленную стоимость компании

Элементы и процессы системы подбора персонала 1. Процесс создания вакансии и 2. 3. 4. 5. формирования заявки на подбор Процесс привлечения кандидатов на вакансию Процесс отбора кандидатов Процедура найма Завершение подбора

Служба персонала по отношению к системе подбора персонала являются разработчиками, методистами, соисполнителями и координаторами n n Разработчики разрабатывают и отстраивают саму систему подбора персонала. Методисты оказывают методическое сопровождение всех процессов, включенных в систему подбора персонала. Соисполнители принимают непосредственное участие во всех процессах системы по подбору персонала. Координаторы координируют работу всех элементов системы подбора персонала и действия всех участников процессов подбора

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНФИГУРАЦИЮ СИСТЕМЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА (1) ВНУТРЕННИЕ Стратегические цели компании, структура бизнеса компании. n Кадровая политика компании относительно привлечения специалистов. n Структура персонала компании: - уровень образования персонала, - гендерное соотношение, - возрастная структура, - наличие или отсутствие однотипного персонала и его численность, - наличие или отсутствие штучных специалистов и их численность и другое. n

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНФИГУРАЦИЮ СИСТЕМЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА (2) ВНУТРЕННИЕ n n n Структура и объем потребности в персонале. Уровень текучести кадров. Наличие (и состояние) или отсутствие системы обучения и развития персонала, подготовки кадрового резерва. Система мотивации персонала. Система социально-экономической и психологической поддержки персонала.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНФИГУРАЦИЮ СИСТЕМЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА (3) ВНУТРЕННИЕ n n n Состояние охраны труда в компании, техническое оснащение и условия работы. Уровень компетентности (подготовленности) руководителей структурных подразделений к участию в подборе персонала. Сезонность бизнеса компании. Бюджет на подбор персонала. Имидж компании.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНФИГУРАЦИЮ СИСТЕМЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА (4) ВНЕШНИЕ n Состояние рынка труда - Соотношение спроса и предложения. - Уровень зарплат. - Структура безработицы. - Отраслевые индикаторы. - Бизнес-конкуренты. Бизнесы-реципиенты. Бизнесы-доноры. - Демографическая ситуация. n Состояние законодательства, диктующего условия рынку труда

«НУЖЕН ТАКОЙ ЖЕ, НО БЕЗ КРЫЛЬЕВ»: ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАЯВКИ НА ПОДБОР ПЕРСОНАЛА Заявка - это форма, регламентирующая условия появления нового работника Основные функции заявки n фиксирует ключевые факторы описания вакансии, на которую ведется подбор n фиксирует договоренности службы персонала и внутреннего заказчика n заявка на формирование рабочего места (комплектация, сроки)

РАЗДЕЛЫ ЗАЯВКИ НА ПОДБОР ПЕРСОНАЛА n n n n Условия формирования вакансии (ввод новой должности или вакантная, временная или постоянная, бюджет). Наименование должности, подразделение, статус, количество. Основные и дополнительные задачи, которые будут поставлены перед новым сотрудником. Компетенции: образование, опыт (какой и сколько), что должен знать, что должен уметь, дополнительные требования (что желательно, но не обязательно), личностные характеристики. Условия работы: в чьем подчинении, наличие подчиненных, структура и размер компенсационного пакета, перспективы роста, допуск к конфиденциальной информации, наличие командировок, режим работы. Условия подбора (какие и с кем собеседования, тестирование, экспертная оценка профессионального уровня, кто принимает решение). Условия работы над заявкой (сроки, ответственные, закрытие заявки, служебные отметки об этапах подбора). Подписи заказчиков и исполнителей.

Разновидности ресурсов сети Интернет (1) Вид ресурса Краткое описание Электронные доски объявлений о поиске работы и работников (www. job. ru) Общедоступны, бесплатны, универсальны. Как следствие - захламлены. Использовать можно, но следует приготовиться к большому потоку «пустой породы» Работные сайты (www. job portal. ru) Интернет агентства подбору персонала (www. hh. ru) Общедоступны, но с управляемым контентом. Необходимый набор сервисов как для соискателей, так и для работодателей. Условно бесплатны. Удобны в работе по Качественный сервис, гарантии, многофункциональность, множество дополнительных удобств, нужная аудитория, относительно недорого

Разновидности ресурсов сети Интернет (2) Вид ресурса Краткое описание Специализированные Удобны целенаправленностью поиска в форумы нужной профессиональной среде. (www. dis. ru) Часто имеют специальные разделы для ищущих работу. Удобны для поиска специалистов среднего уровня, активно ищущих работу Интернет сообщества (www. je xecutive. ru) Поиск целесообразен лишь в том случае, если вы в сообществе состоите Специализированные профессиональные сайты (www. saldo. ru) Удобны целенаправленностью поиска в нужной профессиональной среде. По сути это биржи труда или службы занятости, встроенные в портал

Разновидности ресурсов сети Интернет (3) Вид ресурса Краткое описание Социальные сети (www. moikrug. ru) Поиск специалистов среднего уровня и молодых специалистов (в том числе выпускников). Возможно, в процессе развития социальных сетей станет возможным и поиск специалистов более высокого уровня Студенческие форумы Как правило, расположены на сайтах вузов. Иногда имеют отдельные сайты. Есть объединенные студенческие сайты с форумами. Можно использовать для поиска выпускников и молодых специалистов Интернет версии газет объявлений о работе (www. job today. ru) Аналогичны бумажным вариантам газет с объявлениями о работе

«САМ СЕБЕ РЕКРУТЕР»: РЕСУРСЫ ПО ПОИСКУ СПЕЦИАЛИСТОВ ü Внутренние ресурсы компании ü Кадровые агентства ü Профильные вузы ü СМИ ü Доски объявлений ü Профессиональные объединения ü Коллеги ü Собственная база соискателей ü Ярмарки вакансий ü Сайт компании

Факторы, влияющие на выбор ресурса § срочность подбора специалиста § бюджет § уровень искомого специалиста § мощность источника (самого ресурса) § назначение ресурса § ситуация на рынке труда (баланс спроса и предложения)

Способы поиска вакнасий 1) поиск по размещенным объявлениям (резюме) специалистов 2) размещение собственного объявления (вакансии)

Способы поиска вакансий Первый способ Второй способ Конкурс на свою персону объявляет соискатель: публикует резюме Конкурс на свою вакансию объявляет работодатель: публикует вакансию Работодатель проявляет интерес и предлагает свою вакансию Соискатель проявляет интерес и предлагает резюме для участия в конкурсе на вакансию Соискатель делает выбор и принимает решение об участии в конкурсе на вакансию или отказе. Работодатель принимает решение, допус тить соискателя к участию в конкурсе на вакансию или нет Заинтересованное лицо - работодатель. Работодатель демонстрирует свою привлекательность Заинтересованное лицо - соискатель. Соискатель демонстрирует свою привлекательность Соискатель принимает решение и заявляет свои условия Работодатель принимает заявляет свои условия решение и

КАДРОВЫЕ АГЕНТСТВА - ПОМОЩНИКИ ИЛИ? . . А у вас нет такого же, но без крыльев? К сожалению, нет. . . Будем искать. . . К/ф «Бриллиантовая рука» n Recruiting (рекрутинг) - это поиск и подбор персонала среднего и низшего звена n Exclusive Search («прямой поиск» или «целевой поиск») прямой целенаправленный поиск и подбор персонала высшего управленческого звена и редких специалистов («эксклюзивный поиск»)

КАДРОВЫЕ АГЕНТСТВА - ПОМОЩНИКИ ИЛИ? . . А у вас нет такого же, но без крыльев? К сожалению, нет. . . Будем искать. . . К/ф «Бриллиантовая рука» n Head Hunting разновидность метода Exclusive Search, охота за конкретным специалистом и его переманивание в компанию («охота за головой») n Preliminaring (прелиминаринг) - привлечение на работу через производственную практику или стажировку перспективных молодых специалистов (студентов и выпускников вузов)

Маркетинг персонала включает: 1) исследование рынка труда и рынка рабочей силы; 2) сегментирование рынка рабочей силы - процесс разбивки рынка труда на группы на основе различий: n а) квалификации (руководитель, экономисты, рабочие); n б) уровня оплаты труда; n в) учебных заведений, выпускающих и переподготавливающих специалистов;

Адаптация процесс приспособления к новым условиям работы в результате изменений в составе работников подразделения приспособление работника к организации (взаимное приспособление работника и организации).

Виды адаптации n Профессиональная адаптация - предусматривает приспособление работника к новым требованиям к содержанию труда на новом рабочем месте, приобретение дополнительных знаний, умений, навыков. n Психофизиологическая адаптация - адаптация работника к новым физическим и психологическим нагрузкам. n Социальная адаптация (социализация) - усвоение работником новых социальных норм, системы организационных ценностей, особенностей социального взаимодействия внутри коллектива, группы, принятых в организации моделей поведения работников. n Организационная адаптация – усвоение роли и организационного статуса своего рабочего места.

Трудовая адаптация процесс приспособления организма к новым для него условиям функционирования. Трудовая адаптация разделяется на следующие виды: § § профессиональная адаптация социально-организационная адаптация социально-психологическая адаптация психофизиологическая

Трудовая адаптация (1) 6 Профессиональная адаптация – это адаптация к самой трудовой деятельности со всеми обеспечивающими ее предметами и временными составляющими. На процесс профессиональной адаптации оказывают влияние: факторы среды, в которой осуществляется адаптация (это рабочее место, учебный, технологический процесс и т. д.); факторы, которые могут быть названы индивидуально-личностными, т. е. связанные с особенностями самого адаптанта; факторы управления процессом адаптации

Трудовая адаптация (2) 6 Социально-организационная адаптация это адаптация к самой организации, условиям ее организации и жизнедеятельности. Она включает в себя следующие аспекты: - административно – правовой, - социально – экономический, - управленческий, - рекреационно – творческий –

Трудовая адаптация (3) n Социально-психологическая адаптация - связана с вхождением нового работника в первичный коллектив. Факторы, играющие роль регуляторов адаптационного процесса: морально – психологический климат, идейную общность, сплоченность вокруг общественно значимых целей, взаимную требовательность и ответственность, взаимопомощь, личность адаптанта

Упражнение в группах n Определить условия и факторы, влияющие на эффективность: 1) профессиональной адаптации 2) организационной адаптации 3) социально психологической адаптации 4) Психофизиологической адаптации n Работа руководителя с адаптантом

2 ключевых мысли n "Правильные люди делают правильные вещи" ("Right people do right things") n Первые дни сотрудника в компании играют РЕШАЮЩУЮ роль в том, как он потом будет работать в компании и относится к ней

Первичная адаптация n Имеет место в отношении работников, вновь принятых в организацию n Призвана обеспечить их приспособление к новым условиям труда n Охватывает период от одного до трех месяцев (период испытательного срока), реже до шести-двенадцати месяцев

Задачи первичной адаптации n информирование работника о специфике работы в n n n данной организации знакомство с организационными требованиями, нормами, правилами поведения знакомство с профессиональными требованиями, условиями труда на данном рабочем месте адаптация работника к особенностям социального взаимодействия внутри коллектива изучение особенностей самого работника и их адаптация к требованиям рабочего места, внешнего окружения адаптация организации к отдельным характеристикам нового работника (перераспределение функций, изменение требований, отдельных аспектов социального взаимодействия)

Мероприятия трудовой и социальной адаптации 1. Организационный аспект связан с изучением системы управления организацией и механизма функционирования отдельных ее звеньев, усвоением работником своей роли и своего статуса в организационной структуре. 2. Профессиональный аспект связан с приобретением необходимых в данной должности и на данном рабочем месте дополнительных знаний, умений и навыков. 3. Психофизиологический аспект связан с адаптацией к физическим и психологическим нагрузкам, обусловленным новыми условиями труда. 4. Социальный аспект предусматривает адаптацию к новым условиям социального взаимодействия, действующим нормам поведения, ценностям, сложившимся социальным ролям.

Общие программы адаптации включают в себя знакомство: с положением организации на рынке, имиджем, корпоративной культурой, миссией, спецификой деятельности, целями, общей и специфическими стратегиями развития, проводимой политикой в области ассортимента, качества обслуживания, работы с поставщиками, клиентами, n работой с персоналом, кадровой политикой, механизмами ее реализации. Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, собеседований, изучения фирменной литературы, документации, путем непосредственного общения с наставником. n n n n

Специальная программа профессиональной и социальной адаптации включает в себя § § § изучение должностных инструкций, непосредственных обязанностей, документооборота, действующих правил и процедур, границ поведения, особенностей организации трудового процесса, обуславливающих его эффективность, § стандартов выполнения работы и проч. проводится на рабочем месте

Оценка эффективности процесса адаптации на основе: n оценочных тестов, n устных опросов, n изучения мнения наставника, непосредственного руководителя, коллег по работе По результатам оценки кадровая служба составляет заключение о соответствии нового работника требованиям организации.

Последующая адаптация Проводится в результате: n внутреннего перевода работника на новое рабочее место, n в связи с происходящими реорганизациями n изменением организационного статуса или профессиональной роли работника. Программа адаптации разрабатывается исходя из ее целей и задач.

Конкретный набор действий зависит от компании и должности, но программа максимум следующая: n Непосредственный руководитель плотно побеседует с новичком: рассказывает ему его цели и задачи, его место в организационной структуре, вертикальные и горизонтальные связи и т. п. n Новичка представляют коллективу, знакомят его с будущими сослуживцами. Лучше, если непосредственный руководитель или HR лично пройдет с новичком по кабинетам, однако в большой компании всех не обойдешь (только свой департамент), поэтому делают email рассылку по компании с краткой информацией о новичке, его роли и прошлом опыте. Желательно с фотографией. n "Новобранцу" выдают буклет, который часто так и называется, например, "Курс молодого бойца". Там изложена история компании и ее достижения, оргструктура, ключевые клиенты и многое другое: все то, что необходимо знать "молодому" сотруднику. Конечно, выдают его должностную инструкцию, описания и регламенты исполнения тех бизнес процессов, в которых он будет принимать участие. Если необходимо, выдают каталоги продукции для изучения. Это прояснит его понимание компании и избавит окружающих от типовых вопросов. Естественно, что информацию, которая представляет собой коммерческую тайну, давать на этом этапе преждевременно. n Новичку организуют внутреннее обучение / стажировку.

n Новому сотруднику назначают наставника, который уделяет ему время, объясняет ему нюансы работы, знакомит с неписанными правилами коллектива. n Крупные компании проводят периодически специальные тренинги для новичков (new hire training, kick off training), причем, если компания западная, то в штаб квартире. Там выступают топ менеджеры, рассказывают о компании и ее достижениях, о требования к сотрудникам, о перспективах. Это очень сильно мотивирует: "сам большой босс говорил с нами"! А также, что очень важно, позволяет напрямую транслировать ценности компании от высшего руководства к сотрудникам. n Через некоторое время новичку устраивают экзамен на знание компании, своих задач, и всего остального. Конечно, о будущем экзамене он должен знать с самого начала, и готовиться к нему. Кстати, по итогам может приниматься решение о прохождении испытательного срока. n Если испытательный срок пройден, то молодого сотрудника важно поздравить с этим фактом, можно провести некую процедуру "инициации". Это психологически очень важно. Лучше публично, и чтобы это не было тривиальной пьянкой, а скорее торжественное поздравление первого лица компании с "успешным вступлением в ряды Сотрудников компании X" (именно так, с большой буквы: тут это еще возможно, потом поздно будет) и вручением памятного сувенира.

Профессиональное развитие - приобретение сотрудниками новых компетенции, знаний, умений и навыков, которые они используют или будут использовать в своей профессиональной деятельности; - процесс формирования у сотрудников организации новых профессиональных навыков и знаний. Основные методы профессионального развития: профессиональное обучение, развитие карьеры, образование.

Профессиональное обучение процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения. Основные виды профессионального обучения: - обучение на рабочем месте - обучение вне рабочего места (аудиторное обучение).

Факторы, влияющие на потребности организации в развитии своего персонала n динамика внешней среды (потребители, n n конкуренты, поставщики, государство); развитие техники и технологи, влекущее за собой появление новой продукции, услуг и методов производства; изменение стратегии развития организации; создание новой организационной структуры; освоение новых видов деятельности.

Форма заявки на профессиональное обучение n n n n Заявка на профессиональное обучение на 2009 г. Ф. , И. , О. сотрудника: Должность: Отдел: Ф. , И. , О. руководителя: 1. Обучение по (Опишите как можно более подробно Ваши потребности в профессиональном обучении. Например, если речь идет о компьютерном обучении, отметьте программы) Требуемый уровень Сроки обучения 2. Обучение по (Опишите как можно более подробно Ваши потребности в профессиональном обучении. Например, если речь идет о компьютерном обучении, отметьте «программы) Требуемый уровень Сроки обучения 3. Обучение по (Опишите как можно более подробно Ваши потребности в профессиональном обучении. Например, если речь идет о компьютерном обучении, отметьте программы) Требуемый уровень Сроки обучения Подпись сотрудника: Утверждение руководителя:

Методы обучение на рабочем месте Метод Издержки (подготовк (реализаци а) я) Область применения Инструкт высокие аж низкие простые операции, ручной высококвалифицированные сотрудники Ротация средние смежные профессии, руководителей высокие сложные профессии, высокое мастерство, ручной труд, высокая степень риска средние Наставни низкие чество труд, подготовка

Методы обучение вне рабочего места Издержк и (подгото вка) Издержки Область применения (реализация) низкие большой объем материала, множество концепций, большое число слушателей, ограниченные ресурсы Практическ средние ая ситуация средние иллюстрация концепций, принятие решений, рассмотрение альтернатив Деловые игры высокие практические навыки, иллюстрация концепций, виденье организации, подготовка руководителей низкие средние теоретические и практические навыки, концепции Лекция высокие Самообучен низкие ие высокие

Лизинг персонала n Лизинг персонала характерен для современного инновационного управления персоналом и означает подбор кадров на временные рабочие места за счет краткосрочной или среднесрочной аренды персонала другой организации. n Лизинг персонала осуществляется на основе долгосрочного или краткосрочного договора между лизинговой компанией (лизингода телем), сдающей в аренду персонал, и фирмой арен датором (лизингополучателем), которая постепенно вносит арендную плату за использование рабочей силы другой фирмы. n По истечении срока действия договора арендатор либо возвращает рабочую силу лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора, т. е. заключает новый договор.

Признаки слабого руководителя: n n n слабый руководитель всегда сталкивается с не предвиденными обстоятельствами, которые не способен был предугадать, почувствовать их приближение и подготовиться к ним; он убежден, что все знает лучше других, старается все и везде сделать сам, участвует буквально во всех делах (сам звонит, подписывает и т. д.); письменный стол такого руководителя всегда за вален какими либо вещами, нужными и ненужными; слабый руководитель любит работать допоздна, по 10 14 ч в сутки;

Признаки слабого руководителя: n такой руководитель везде и всюду ходит с n n большим кейсом, который носит с работы домой, а из дома на работу; решения старается отложить «на завтра» , т. е. надеется, что вопрос решится сам или его решит кто то другой; никогда ничего не решает и не доводит до конца; вопросы накапливаются и давят на психику; все видит в черно белом цвете, для него не существует оттенков, нюансов; любит из мухи раздувать слона;

Признаки слабого руководителя: n старается принять лучшее решение вместо n n реального, т. е. выполнимого; такой руководитель фамильярен с подчиненными, пытается играть роль «хорошего парня» ; готов к любому компромиссу, бывает, склонен свалить вину на другого или на обстоятельства; у него всегда открыта дверь, т. е. в любой момент к нему может войти любой человек; при получении премии, наград, льгот он ставит свою фамилию первой.

ПРАВИЛА СИЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: n Руководитель не должен быть «погонщиком» , погонщик полагается на свою власть, а руководитель - на содействие и помощь тех, кого он ведет, погонщик заставляет жить своих подчиненных в мире слухов, догадок, интриг, а руководитель держит всех в курсе дела, привлекает к решению различных проблем. n Руководитель должен верить в свое дело, быть смелым, целеустремленным, решительным и уметь показать эти качества подчиненным. Должен уметь ценить время своих подчиненных. Руководитель дол жен быть строгим и требовательным, но строгость и требовательность никогда не должны переходить в придирчивость и жесткость. Одно из главных ка честв руководителя - уметь критиковать и воспринимать критику.

ПРАВИЛА СИЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: n Руководитель должен быть приветливым и тактичным, обладать чувством юмора, что способствует производительности труда. n Руководитель должен знать своих подчиненных; особенно это важно в больших коллективах, где всегда есть опасность, что человек может «потеряться» , быть незамеченным, невостребованным, n Хороший руководитель должен соблюдать культуру управления.

Культура управления n Культура управления - это комплексная обобщающая n n n характеристика управленческого труда, отражающая его качественные черты и особенности. Основными элементами культуры управленческого труда являются: культура содержания рабочего места; культура приема посетителей; личная культура управленческого персонала (моральные качества, чувство ответственности за порученное дело); культура работы с письмами и клиентами (ответ должен быть ясен, убедителен); культура составления управленческих документов (считается, что умелое расположение заголовка повышает восприятие информации, содержащейся в документе).

Корпоративная культура n Корпоративная культура - сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации, задающий общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях.

А. Я. Кибанов

Управление персоналом: теория и практика

Система управления персоналом

Учебно-практическое пособие

Под редакцией доктора экономических наук, профессора кафедры управления персоналом

Государственного университета управления, заслуженного деятеля науки РФ А. Я. Кибанова

1. КОНЦЕПЦИЯ И ФИЛОСОФИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

1.1. Теории управления – о роли человека в организации

Формирование науки управления персоналом началось вместе с формированием теории управления как науки, которое произошло более ста лет назад в самом начале периода промышленной революции. Тогда управление организацией и управление ее персоналом не различались. Кроме того, наиболее важные проблемы науки об управлении относились к управлению персоналом. Другими словами, теория и практика управления персоналом являлись основой управления как науки. В настоящее время научное направление «Управление персоналом» формируется на стыке теории и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономики труда, трудового права, политики и ряда других наук.

В связи с тем что теории управления персоналом (человеческими ресурсами) развивались вместе с различными школами управления, последние наложили отпечаток на название первых. За более чем столетие роль человека в организации существенно изменялась, поэтому развивались, уточнялись и теории управления персоналом. В настоящее время различают три группы теорий: классические теории, теории человеческих отношений и теории человеческих ресурсов.

Классические теории . Большинству индивидов труд не приносит удовлетворения, это присущее им качество. То, что они делают, менее важно для них, нежели то, что они зарабатывают, делая это. Мало таких индивидов, которые хотят или могут делать работу, требующую творчества, самостоятельности, инициативы или самоконтроля.

Главной задачей руководителя является строгий контроль и наблюдение за подчиненными. Он должен разложить задачи на легкоусваиваемые, простые и повторяющиеся операции, разработать простые процедуры труда и проводить их в практику.

Индивиды могут выполнить работу при условии, если будет соответствующая заработная плата и если руководитель будет справедлив. Если задачи будут в достаточной мере упрощены и если индивиды будут строго контролироваться, то они смогут соблюсти фиксированные нормы производства.

Теории человеческих отношений . Индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть интегрированными, признанными как индивиды. Эти потребности являются более важными, чем деньги, в побуждении и мотивированности к труду.

Главная задача руководителя – сделать так, чтобы каждый чувствовал себя полезным и нужным. Он должен информировать своих подчиненных о планах, а также учитывать их предложения по улучшению этих планов. Руководитель должен предоставлять своим подчиненным определенную самостоятельность и определенный личный самоконтроль над исполнением рутинных операций.

Факт обмена информацией с подчиненными и их участия в рутинных решениях позволяет руководителю удовлетворить основные потребности по взаимодействию индивидов и в чувстве их собственной значимости. Факт удовлетворения потребностей поднимает их дух и уменьшает чувство противодействия официальным властям, т. е. подчиненные охотнее общаются с руководством.

Теории человеческих ресурсов . Большинству индивидов труд приносит удовлетворение. Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, понимаемых ими, в разработке которых они участвуют сами. Большинство индивидов способны к самостоятельности, творчеству, ответственности, а также к личному самоконтролю на более высоком месте по иерархии, чем то, которое они теперь занимают.

Главной задачей руководителя является лучшее использование человеческих ресурсов. Он должен создать такую обстановку, в которой каждый человек может максимально проявить свои способности, содействовать полному участию персонала в решении важных проблем, постоянно расширяя самостоятельность и самоконтроль у своих подчиненных.

Факт расширения самостоятельности и самоконтроля у подчиненных повлечет за собой прямое повышение эффективности производства. Вследствие этого полученное удовлетворение трудом может повыситься, поскольку подчиненные наиболее полно используют собственные ресурсы.

Видными представителями классических теорий являются Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, Л. Урвик, М. Вебер, Г. Форд, А. К. Гастев, П. М. Керженцев и др. К представителям теорий человеческих отношений относятся Э. Мэйо, К. Арджерис, Р. Ликарт, Р. Блейк и др. Авторами теорий человеческих ресурсов являются А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак-Грегор и др. Классические теории получили развитие в период с 1880 по 1930 г. Теории человеческих отношений стали применять с начала 1930-х годов. Теории человеческих ресурсов являются современными.

История развития управления персоналом начинается с 1900 г., когда, по мнению исследователей, появилась специализация в этой области человеческой деятельности. До того времени функции управления персоналом были прерогативой руководителя, который до 80 % рабочего времени тратил на управление работниками.

Промышленная революция и развитие капитализма вытеснили мануфактуры и мастерские, на смену пришли фабрики с большим количеством работников, коллективным характером труда, его жесткой специализацией. Эти изменения сопровождались повышением интенсивности и эксплуатации труда, отдалением простых работников от собственников и работодателей, обострением социальных конфликтов на предприятиях и в обществе в целом. Для работы с кадрами и налаживания отношений между администрацией и персоналом требовались специальные служащие и даже специализированные подразделения.

На рубеже 1900-х годов часть функций управления персоналом стала передаваться в отдельные подразделения. 1912 г. считается приблизительной датой, когда впервые возник отдел кадров в современном понимании слова. В 1920-х годах подобные подразделения (отделы, департаменты) получили широкое распространение в США и странах Западной Европы.

Работники этой службы занимались отношениями между работодателями и наемными работниками, выясняли настроения рабочих, представляли их требования руководству, награждали рабочих за многолетний добросовестный труд и преданность организации, устраивали совместные праздники, ведали некоторыми жилищно-бытовыми вопросами работников, предотвращали создание профсоюзов или вели переговоры с ними, оформляли кадровую документацию.

В 1930-е годы работа отдела кадров была ориентирована на ведение переговоров о заключении трудовых договоров, общий контроль за деятельностью в области управления персоналом. В это десятилетие и в 1940-х годах принимались законы, корректирующие практику управления персоналом. Принятые в эти годы законодательные акты призывали предпринимателей заключать коллективные договоры, осуждали дискриминацию членов профсоюзов.

В 1950-1960-е годы большое внимание уделялось правовому обеспечению системы управления персоналом, что привело к необходимости разработки внутриорганизационных и регламентирующих документов. Претерпевает изменения система материального стимулирования. Наблюдаются отход от жесткого нормирования труда и переход к исчислению размеров вознаграждения в зависимости от конечных результатов работы сотрудника и деятельности организации в целом. Работники предприятий допускаются к участию в прибылях. В этот период формируется теория человеческого капитала, что явилось отражением резкого возрастания роли персонала в современном производстве.

В 1970-2000-е годы кадровые службы наряду с оперативным начинают заниматься перспективным, долговременным планированием трудовых ресурсов, и их участие в формировании стратегического управления организации становится ключевым и необходимым. В этот период внедряются новые методы работы с людьми, обеспечивающие учет интересов предпринимателей и персонала. Инновационные подходы к управлению персоналом способствуют реализации творческого потенциала персонала.

В настоящее время службы управления персоналом организаций решают сложные и многообразные задачи и представляют собой порой довольно крупные подразделения, включающие 50 служащих и более. Они строят свою работу на основе стратегического планирования и мышления, расширения гарантий занятости трудовых ресурсов.

1.2. Философия управления персоналом

Философия управления персоналом – это философско-понятийное осмысление сущности управления персоналом, его возникновения, связи с другими науками и направлениями науки об управлении, уяснение лежащих в основе управления персоналом идей и целей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 192 c.
2. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект, 2016. - 224 c.
3. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т.Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 239 c.
4. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие / Т.Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 239 c.
5. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: Учебное пособие / Т.Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 239 c.
6. Бедяева, Т.В. Управление персоналом на предприятии туризма: Учебник / Т.В. Бедяева, А.С. Захаров; Под ред. проф. Е.И. Богданов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 180 c.
7. Бугаков, В.М. Управление персоналом: Учебное пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 237 c.
8. Бухалков, М.И. Управление персоналом: развитие трудового потенциала: Учебное пособие / М.И. Бухалков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.
9. Бухалков, М.И. Управление персоналом: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 400 c.
10. Валиева, О.В. Управление персоналом. Конспект лекций: Пособие для подготовки к экзаменам / О.В. Валиева. - М.: А-Приор, 2012. - 176 c.
11. Валиева, О.В. Управление персоналом. Конспект лекций / О.В. Валиева. - М.: А-Приор, 2012. - 176 c.
12. Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: Учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2013. - 96 c.
13. Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: Учебное пособие / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 96 c.
14. Герчиков, В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании: Учебное пособие / В.И. Герчиков. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 282 c.
15. Гладкий, А.А. 1С Зарплата и управление персоналом 8.3. 100 уроков для начинающих / А.А. Гладкий. - М.: Эксмо, 2015. - 272 c.
16. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. - М.: Дашков и К, 2015. - 288 c.
17. Зайцева, Н.А. Управление персоналом в гостиницах: Учебное пособие / Н.А. Зайцева. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
18. Зайцева, Т.В. Управление персоналом: Учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб.. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.
19. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Социально-трудовые отношения, рынок труда и занятость персонала: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2012. - 64 c.
20. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2013. - 64 c.
21. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: Теория и практика. Организация, нормирование и регламентация труда персонала: Учебно-практическое пособие / Л.В. Ивановская. - М.: Проспект, 2013. - 64 c.
22. Ивановская, Л.В. Управление персоналом организации: Учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Л.В. Ивановская. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 695 c.
23. Исаева, О.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО / О.М. Исаева, Е.А. Припорова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 244 c.
24. Кабанов, А.Я. Управление персоналом: теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кабанов, Е.В. Каштанова. - М.: Проспект, 2015. - 56 c.
25. Каштанова, Е.В. Управление персоналом: теория и практика. Управление деловой карьерой, служебно-профессиональным продвижением и кадровым резервом: Учебно-практическое пособие / Е.В. Каштанова. - М.: Проспект, 2013. - 64 c.
26. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом организации: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2012. - 48 c.
27. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Теория и практика. Организация профориентации и адаптации персонала: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2012. - 56 c.
28. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка и отбор персонала при найме и аттестации, высвобождение персонала: Учебно-практическое пособие / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2013. - 80 c.
29. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда: Монография / А.Я. Кибанов, Ю.А. Дмитриева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 229 c.
30. Кибанов, А.Я. Управление персоналом: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, Г.П. Гагаринская, О.Ю. Калмыкова, Е.В. Мюллер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 238 c.
31. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг, интернационализация: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 301 c.
32. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: актуальные технологии найма, адаптации и аттестации: Учебное пособие / А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. - М.: КноРус, 2012. - 368 c.
33. Куприянчук, Е.В. Управление персоналом: ассессмент, комплектование, адаптация, развитие: Учебное пособие / Е.В. Куприянчук, Ю.В. Щербакова. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 255 c.
34. Лахметкина, Н.И. Управление персоналом (для ссузов) / Н.И. Лахметкина. - М.: КноРус, 2013. - 208 c.
35. Ловчева, М.В. Управление персоналом: теория и практика. Делопроизводство в кадровой службе: Учебно-практическое пособие / М.В. Ловчева. - М.: Проспект, 2013. - 80 c.
36. Лукичева, Л.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Л.И. Лукичева; Под ред. Ю.П. Анискин. - М.: Омега-Л, 2013. - 263 c.
37. Лукьянова, Т.В. Управление персоналом: Теория и практика. Психофизиология профессиональной деятельности и безопасность труда персонала: Учебно-практическое пособие / Т.В. Лукьянова. - М.: Проспект, 2012. - 72 c.
38. Лукьянова, Т.В. Управление персоналом: Теория и практика. Управление инновациями в кадровой работе: Учебно-практическое пособие / Т.В. Лукьянова. - М.: Проспект, 2012. - 72 c.
39. Лукьянова, Т.В. Управление персоналом. Теория и практика. Управление инновациями в кадровой работе / Т.В. Лукьянова и др. - М.: Проспект, 2015. - 72 c.
40. Макринова, Е.И. Управление персоналом в гостиничном менеджменте: Учебное пособие / Е.И. Макринова, А.Г. Васильев, А.С. Васильева. - СПб.: Троицкий мост, 2013. - 208 c.
41. Маслова, В.М. Управление персоналом: толковый словарь / В.М. Маслова. - М.: Дашков и К, 2014. - 120 c.
42. Маслова, В.М. Управление персоналом: Учебник для бакалавров / В.М. Маслова. - М.: Юрайт, 2013. - 492 c.
43. Маслова, В.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО / В.М. Маслова. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 492 c.
44. Маслова, В.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для академического бакалавриата / В.М. Маслова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 492 c.
45. Маслова, В.М. Управление персоналом: Учебник и практикум для СПО / В.М. Маслова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 492 c.
46. Мелихов, Ю.Е. Управление персоналом: портфель надежных технологий: Учебно-практическое пособие / Ю.Е. Мелихов, П.А. Малуев. - М.: Дашков и К, 2015. - 344 c.
47. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Организация обучения олнительное профессиональное образование персонала: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2012. - 72 c.
48. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Компетентностный подход в управлении персоналом: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2013. - 72 c.
49. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2013. - 72 c.
50. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: Теория и практика. Аудит, контроллинг и оценках расходов на персонал: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2013. - 80 c.
51. Митрофанова, Е.А. Управление персоналом: теория и практика. Аудит, контроллинг и оценка расходов на персонал: Учебно-практическое пособие / Е.А. Митрофанова. - М.: Проспект, 2015. - 80 c.
52. Михайлина, Г.И. Управление персоналом: Учебное пособие / Г.И. Михайлина, Л.В. Матраева. - М.: Дашков и К, 2016. - 280 c.
53. Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: Учебник для академического бакалавриата / Е.Б. Моргунов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 424 c.
54. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: Учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - Люберцы: Юрайт, 2014. - 513 c.
55. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом: Учебник для бакалавров / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 513 c.
56. Оксинойд, К.Э. Управление персоналом: теория и практика. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: Учебно-практическое пособие / К.Э. Оксинойд. - М.: Проспект, 2012. - 64 c.
57. Оксинойд, К.Э. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: Учебно-практическое пособие / К.Э. Оксинойд. - М.: Проспект, 2014. - 64 c.
58. Полякова, О.Н. Управление персоналом: Учебник / И.Б. Дуракова, Л.П. Волкова, Е.Н. Кобцева, О.Н. Полякова. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 570 c.
59. Радченко, Л.А. 1C:Зарплата и управление персоналом 8.2 / Л.А. Радченко. - М.: КноРус, 2013. - 352 c.
60. Решетникова, К.В. Конфликты в системе управления: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Менеджмент организаций", "Государственное и муниципальное управление", "Управление персоналом" / К.В. Решетникова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 175 c.
61. Семёнов, А.Г. Управление персоналом (для бакалавров) / А.Г. Семёнов, Т.Е. Баева, С.Н. Бекасова. - М.: КноРус, 2013. - 432 c.
62. Сосков, В.И. Управление персоналом организации / В.И. Сосков. - М.: КноРус, 2013. - 512 c.
63. Сотников, С.А. Управление персоналом организации / С.А. Сотников. - М.: КноРус, 2013. - 512 c.
64. Тебекин, А.В. Управление персоналом: Учебник / А.В. Тебекин. - М.: КноРус, 2013. - 624 c.
65. Троицкая, Н.А. Управление персоналом / Н.А. Троицкая, М.В. Шилимов. - М.: КноРус, 2013. - 624 c.
66. Федорова, Н.В. Управление персоналом: Учебник / Н.В. Федорова, О.Ю. Минченкова. - М.: КноРус, 2013. - 432 c.
67. Яхонтова, Е.С. Стратегическое управление персоналом: Учебное пособие / Е.С. Яхонтова. - М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. - 384 c.

Управление персоналом в системе менеджмента организации

1. Сущность управления персонала.

Часть менеджмента (Ме) занимающегося людьми в трудовой деятельности и их взаимоотношениями в организации. Управление людьми представляет собой компонент управления любой организации на ряду с управлением материальными и финансовыми ресурсами. Однако по своим свойствам люди существенно отличаются от других используемых организации ресурсов, а значить требуют особых метод управления.

Специфика человеческих ресурсов состоит из след.:

В отличии от машин человек наделен интеллектом

Люди в следствие обладанием интеллектом способствуют постоянному совершенствованию

Трудовая жизнь человека продолжается в современном обществе 30-50 лет.

В большинстве случаев люди приходят в организацию осознанно с определенными целями и ожидают от организации предоставления возможностей для реализации этих целей.

От взаимодействия сотрудника с организацией является таким же необходимом условием продолжением этого же взаимодействия как и удовлетворенность организации.

Каждый работник уникален обладает отличительными особенностями поэтому реакция разных членов организации на один тот же метод управления может быть различным.

2. Кадровая политика

Существует 3 власти которая оказывают существенное влияние на стратегию и стиль руководства.

1. Охлократия – это господство толпы. Характеризуется отсутствием четкого подчинения нормам, морали и правам когда общественное влияние и поведение определяется на стихийном собрании митинги, сходки людей в ее основе лежит критика и отрицание существуещих законов и государств общественные морали институтов власти.



2. Автократия – это неограниченная влась в обществе 1 лица. Автократия хороша тогда, когда принцип проводится принципиально новая политика в обществе государстве, на предприятии, когда нужно сломить сопротивление толпы. И старые традиции и подчинить ее главного лидера

3. Демократия – предусматривает власть народа на основе общественного самоуправления.

Типы власти в обществе сформулировали 3 основных и один комбинированный стиль руководства:

Авторитарный – характеризуется тем что руководитель в принятии решений всегда ориентируется на собственные цели, критерии и интересы. Практически не советуется с коллективом, ограничивается узким кругом единомышленников

Демократический – основа на сочетании принципа единоличия и общественного самоуправления. Руководитель такого типа обычно избирается на собрании трудового коллектива или собственников и должен выражать интересы большинства.

Либеральный – заключается в том, что руководитель в принятии решения ориентируется на цели и интересы отдельных групп трудового коллектива, постоянно пытается маневрировать чтобы соблюсти паритет интересов

Смешанный – предусматривает сочетание выше перечисленных типов. Здесь могут преобладать у руководства.

Кадровая политика должна находить отражение в след.документах:

Устав предприятия

Философия предприятия

Правила внутреннего трудового распорядка

Трудовой договор / контракт

Приложение об оплате труда

Положение об аттестации кадров

Философия предприятия – это совокупность морали и административных норм и правил взаимоотношений персонала.

Философия предприятия включает в себя:

Цели и задачи предприятия

Декларация прав сотрудников

Деловые и нравственные качества оплата

Оплата и оценка труда

Социальная плата

Социальная гарантия

Увлечения.

Теория управления персоналом

Управлением персоналом начилось вместе с формированием теории управлением как науки, что произошло более ста лет в самом начале периода промышленной революции. Тогда управление организации и управление персоалом не различалось. Формируется на стыке:

Теории и организации управления, психологии, социологии, конфликтологии, этики, экономика труда, трудовое права.

С различными школами управления, последнее налодился отпечаток на название 1го. В настоящее время различат 3 группы теории:

Классические теории,

Теория человеческих отношений

Теория человеческих ресурсов

Известно Тейллор, Файоль, Эверсен, Гастер, Креженцев.

К теории человеческих отношений отностся Мэйо, Арджельс, Ликард, Блейк.

Представители человеческих ресурсов являются Маслоу, Герц Берк, Марк Грегор

Теория управления о роли человека в организации.

теория Основные постулаты Задачи руководителя организации Ожидаемые результаты
Классичесския теория Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворение. ТО что они делают менее важно для них, нежели то, что при этом зарабатывают. Индивидов которые хотят или могут делать работу требующую качества, творчества, самостоятельности, инициативы или самоконтроля не много Главная задача руководителя является строгий контроль и наблюдение за подчиненными он должен разложить задачи по легко усваиваемой, простые и повторящиеся операции, разработать простые процедуры труда и проводить их практику. Индивиды могут выдержать свой труд при условии если будет установлено соответствующая заработная плата и ели руководитель будет справедлив. Если задачи будут достаточной мере упрощены а индивиды будут находится под строгим контролем то они в состоянии выполнить фиксированные нормы производства.
Теория человеческих отношений Индивиды стремятся быть полезными и значимыми, они испытывают желание быть интегрированными в общее дело и признанными как личности эти потребности являются более важными в побуждении и мотивированности к труду чем уровнеь заработной платы. Главная задача руководителя сделать так чтобы каждый подчиненный чувствовал себя полезным и нужным он должен их информировать, а также учитывать их предложения направленные на улучшение деятельности организации. Руководитель должен предоставлять своим подчиненным определенную самостоятельность, что предполагает личные самоконтроль над исполнением рутинных операций. Факт обмена информацией с подчиненными и их участие в рутинных решениях позволяет руководителю удовлетвворить их основные потребности о взаимодействии и чувстве собственной значимости. Возможность удовлетворения этих потребностей поднимает дух подчиненных и уменьшает желание противодействовать руководителю, то есть подчиненные будут охотнее общаться с ним.
Теория человеческих ресурсов Тут для большинства индивидов доставляет удовлетворение. Индивиды стремятся внести вклад в реализацию целей понимаемых ими в разработке которых они учавствуют сами. БОльшинство индивидов ответсвтенно способно к самостоятельности к творчеству к личному самоконтролю даже к большему чем это требует занимаемые индивидом места в соответствии иерархии. Главная задача руководителярациональное использование человеческим реурсом. ОН должен в коллективе создать такую обстановку которая каждый человек может максимально проявить свои способности. Руководитель содействует участию каждого в решении жизненном важных проблем, в расширении самотсоятельности и самоконтроля у своих подчиненных. Расширения влияния производства, самостоятельность и самоконтроль подчиненных повлекут за собой прямое повышение эффективности производства. В следствии этого полученное удовлетворения трудом может повысится по скольку подчиненные наиболее полно используют собственную возможность

Безопасные условия труда и создание предпосылок для хорошей работы

Обеспечение безопасных условий труда, организация труда

1910-1920 Эффективность производства Повышение заработков на основе более высокой производительности труда Мотивация, обучение, стимулирование высокой производительности
Индивидуальная особенность работников Учет индивидуальных особенностей при проектировании работ Разработка психологических тестов, учет предложений работников при проектировании работы
Профсоюзы социальное партнерство Сглаживание глубоких противоречий между работниками и работодателями Организация взаимодействия и сотрудничества на производствк
Экономические гарантии и социальные поддержка Гарантии экономической и социальной безапасноссти Организация пенсионного обеспечения
Возможность проявления инциативы и развитие самодисциплины Подготовка управленческого персонала с учетом изменения его роли в организации коллективной формы организации труда
1960-70 Сотрудничество развития и углубления партнерства Расширение участия в обсуждении и принятии управленческих решений Отработка процедур совместного участия в управлении, разделении ответственности
Переменны труда Соответствие содержания работы изменения способностей и запросов устранении монотнности и однообразия в работе Чередование работ, развитие коллективных организаций труда
Движение персонала Надежная гарантия занятости в том числе периоды экономического спада перераспределения рабочей силы, переподготовка
2000-… Координальные изменения в оставе рабочей силы, дифицит квалифицированного труда Расширение возможностей для адаптации постоянно меняющимся условиям потребностей производства Стратегическое управление и планирование трудовым ресурсам расширением гарантий занятости, переподготовка, создание гибких форм мотивация и стимулирования….

Семинар 2

Оформление трудовых отношений

Главным документом при поступлении на работу является трудовой договор, который регулирует взаимоотношения работника и работодателя.

Условие трудового договора – основные требования к содержанию договора установлены статей 57 ТК, он включает в себя опееделенные сведения и обязательные условия.

Локальные нормаивные акты компании. По терминалогией трудового кодекса локальными нормативными актами будут считаться следующие документы:

Штатное расписание

Правила внутреннего распорядка.

График отпусков

Правила охраны труда

Отстутствие данных документов может быть расценена проверяющим из трудовой инспекции как нарушение трудового законодательства. В результате как компанию так и ее должностные лиц могут привлечь к ответственности по статье 5,27 Кодекса об административных правонарушениях.

Локально нормативные акты..