2 социальные взаимодействия и социальные отношения. Социальные взаимодействия и отношения

Социология рассматривает общество как систему социальных связей, причем исходной клеточкой многие социологи (Сорокин П. А., Г. Зим-мель, К. Маркс и др.) называют социальное действие. Действие может считаться социальным только в том случае, когда человек его осознает, когда он испытывает на себе влияние поведения других людей и в свою очередь также воздействует на них.

Так как социальное взаимодействие осмысленно, то возникает вопрос о мотивах того или иного действия человека. Например, М. Вебер выделял «понимающую социологию и теорию социального действия»). Социальное действие выступает как социальная взаимосвязь между группами людей. Она может быть в виде социального контакта – мимолетного (пассажиры в автобусе, лифте) и в виде социального взаимодействия. Причем социальными взаимодействиями являются те действия, которые являются причиной и следствием ответных действий других людей.

Социальное взаимодействие происходит тогда, когда люди достаточно постоянно и устойчиво влияют на поведение друг друга. В результате этих постоянных взаимодействий обычно происходит изменение социальных отношений, в которых находятся люди.

Социальные отношения – отношения между группами людей, которые занимают в обществе различное положение и по-разному влияют на экономические, политические отношения (например, межнациональные, межгрупповые отношения). Характер социальных отношений зависит от того, какую цель преследуют субъекты этих отношений – статус, власть, богатство и т. д.

П. А. Сорокин делил социальные взаимодействия:

1) по количеству субъектов;

2) по характеру взаимоотношений (односторонние – двусторонние; солидарные – враждебные);

3) по деятельности (длительные, кратковременные);

4) по организованности (организованные – семья, партия и неорганизованные – толпа);

5) по сознательности (сознательные и нет). Таким образом, социальное взаимодействие очень сложное явление. Но без него невозможно существование общества.

Социальное взаимодействие можно разделить на такие простые элементы, как ожидание, реакция, действие. Они могут стать основой для определенных социологических концепций.

Формы взаимодействия людей, связь между ними определяют простые механизмы – язык, жесты, ценности.

Многие социологи считали социальное взаимодействие исходной клеточкой исследования общества (Маркс, Бухарин). В западной социологии К. Янг и Л. Фримен рассматривали теорию социального взаимодействия как центральную в социологии, так как с самого рождения человек является частью определенных взаимодействий в обществе.

Понимание социального взаимодействия как главной категории социологии не противоречит и теории М. Вебера и Т. Парсона о превосходстве «социального действия», так как социальное действие предполагает, во-первых, момент индивидуальных отношений, а во-вторых, ориентацию на других. И именно ориентация на других влечет за собой социальное взаимодействие.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социальные отношения и взаимодействие

Введение

Актуальность работы заключается в рассмотрении специфики отношений и взаимодействий, существующих в обществе, и особенностей их влияния на облик всего общества.

Цель работы состоит в изучении социальных отношений и взаимодействий.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) определить особенности социальных отношений;

2) рассмотреть социальные взаимодействия;

3) изучить формирование социальных отношений.

Социальные отношения и взаимодействие

Особенности социальных отношений

Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих ее членов. Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях. В данном случае уместно провести аналогию с химической наукой. Нельзя понять, что такое вода, исследуя только свойства кислорода и водорода. Ведь когда они соединяются, получается нечто новое по своим характеристикам. Примерно то же самое происходит, когда люди собираются вместе.

Социальные отношения Ї это "система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т. д.)" В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения Ї это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Необходимо отметить, что не тождественны и понятия социальная зависимость и социальные отношения. Зависимость является только элементом социальных отношений, она полностью не раскрывает их сущность. Социальные отношения Ї это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.

В разных науках и разговорном языке данное понятие употребляется в разных значениях. Например, неравное отношение сил, в данном случае "отношение" употребляется как равнозначное "соотношение". Или подчеркивается, что А находится в определенных отношениях к Б, если положение А в обществе зависит от Б. Более сложным будет очень часто употребляемое выражение "производственные отношения". В данном случае отмечается сложная объективная и независимая от индивида система зависимостей, в которую он попадает в процессе основанного на разделении труда производства.

Из всего многообразия употреблений понятия отношений выделяют два следующих наиболее важных его значения. В первом случае под ним подразумевается определенное состояние или положение А и Б, т. е. такое состояние взаимной зависимости, к возникновению которого они сознательно не стремились и не имели никаких субъективных намерений по этому поводу. Например, производственные отношения. Во втором случае Ї это сознательное и субъективно направленное действие А относительно Б, которое основано на осознании субъективно определенной зависимости одного от другого. Пример Ї отношения дружбы.

Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей.

Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т. д. В данной системе можно выделить следующие элементы:

Ї субъекты связи Ї два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

Ї связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;

Ї определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

Ї между индивидами как частью социальной группы;

Ї между группами индивидов;

Ї между отдельными индивидами и группами индивидов .

Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений.

Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Социальные взаимодействия

Социальная связь Ї это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. В социальной связи можно выделить: субъектов связи (двое и более людей), предмет связи (по поводу чего осуществляется связь), механизм регулирования взаимоотношений.

На вопрос, при каких условиях возникают социальные связи, существует единственный ответ: контакт должен вызывать взаимную заинтересованность. Люди должны понимать значение или ценность данного социального контакта для них. Это уже следующая ступенька в развитии социальных связей Ї социальные взаимодействия.

Социальное взаимодействие Ї это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого. Примером могут служить отношения учителя и ученика, начальника и подчиненного, родителей и детей.

Именно глубокая и тесная координация действий партнеров является основной характеристикой социального взаимодействия. Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями. Партнеры принимают на себя определенные функции, обретают совокупность прав и обязанностей, которые они должны выполнять по отношению друг к другу.

Люди осуществляют взаимодействия на разных уровнях общности. В соответствии с этим можно выделить межличностные отношения индивидов; личностно-групповые отношения; межгрупповые отношения. Развитие социальных отношений может происходить в двух направлениях: усиление связей, партнерских отношений или обособление и даже противостояние. К "основным формам социальных взаимодействий относятся сотрудничество, соперничество, конфликт" отношение взаимодействие социальный

Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами и др. Это основа объединения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи, взаимоподдержки, любви.

Соперничество проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определенного успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

Социальный конфликт Ї это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов. Конфликт Ї это противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. В зависимости от сфер противоречий конфликты подразделяются на личностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, конфликты с внешней средой и др.

Социальный конфликт может характеризоваться многими условиями, влияющими на его развитие:

Ї намерениями участников конфликта (добиться компромисса или полностью уничтожить соперника);

Ї отношениями к средствам физического насилия, в том числе вооруженного;

Ї уровнем доверия между сторонами (насколько они гoтoвы следовать определенным правилам взаимодействия);

Ї адекватностью оценки конфликтующими cтopoнaми истинного положения дел.

Анализируя тот или иной социальный конфликт, следует иметь в виду конкретную стадию, на которой он находится. Все социальные конфликты проходят три стадии: предконфликтную, непосредственно конфликтную и послеконфликтную.

Для успешного разрешения социальных конфликтов необходимо своевременно определить его истинные причины. Кроме того, противоборствующие стороны должны проявить обоюдную заинтересованность в отыскании путей устранения причин, вызвавших их борьбу. На nослеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между противостоявшими сторонами (сотрудники уволены, предприятие продолжает свою работу; по возможности снятие социально-психологической напряженности во взаимоотношениях администрации и оставшихся работников, поиск оптимальных путей для избежания такой ситуации в будущем).

Социальные конфликты могут привести как к дезинтегративным, так и к интегративным последствиям. Первые из этих последствий усиливают ожесточение, разрушают нормальные партнерские отношения, отвлекают людей от решения насущных проблем. Вторые Ї помогают разрешить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность группы, позволяют ее членам четче осознать свои интересы. Избежать конфликтных ситуаций практически невозможно, но вполне возможно добиться того, чтобы они были заключены в институциональные рамки, определенные нормированными отношениями.

Формирование социальных отношений

Почему же социальные отношения, порождаемые подчас сходными взаимодействиями, отличаются друг от друга по содержанию. Очевидно, социальные взаимодействия осуществляются на различной основе. В настоящее время ряд видных социологов: например, "Г. Лассвелл и А. Кэплэн считают, что основой, придающей социальным взаимодействиям определенные окраску и содержание и делающей из них социальные отношения, являются ценности".

В силу неравенства, существующего в обществе, ценности распределены среди членов общества неравномерно. В каждой социальной группе, в каждом социальном слое или классе существует свое, отличное от других распределение ценностей между членами социальной общности. Такое распределение обусловливает первоначальный характер взаимодействий, а затем и социальных отношений. Именно на неравном распределении ценностей строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношения дружбы, любви, партнерства и т. д.

Распределение ценностей в социальной группе называется ценностным образцом данной группы. Для измерения ценностного образца какой-либо определенной социальной группы используется распределительный индекс, показывающий дисперсию показателя какой-либо ценности среди членов группы. Чем выше этот индекс, тем менее равномерно распределяется данная ценность внутри социальной группы.

В своем стремлении к достижению ценностей люди вступают в конфликтные взаимодействия, если они считают существующий ценностный образец несправедливым, и активно пытаются изменить собственные ценностные позиции. Но они также используют кооперативные взаимодействия, если ценностный образец их устраивает или если надо вступать в коалиции против других личностей или групп. И, наконец, люди вступают во взаимодействия в форме уступок, если ценностный образец считается несправедливым, но часть членов группы по разным причинам не стремится изменить существующее положение.

Активность индивидов определяется двумя показателями:

1) ценностной экспектацией (это позиция, ожидаемая индивидом) Ї показателем, характеризующим удовлетворенность ценностным образцом;

2) ценностными требованиями (это позиции, которые пытается занять индивид в процессе распределения ценностей).

Бывает, что индивид или группа имеют высокие ценностные экспектации, но не предпринимают активных действий для занятия более высоких позиций. Только сочетание ценностных экспектации с повышенными ценностными требованиями приводит к активному взаимодействию, направленному на перераспределение ценностей. Реальная возможность в достижении той или иной ценностной позиции называется ценностным потенциалом.

Социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Анализ человеческих ценностей позволяет условно разделить их на две основные группы: ценности благосостояния и прочие ценности. Под ценностями благосостояния понимаются те ценности, которые являются необходимым условием для поддержания физической и умственной активности индивидов. В эту группу ценностей входят, прежде всего: благополучие, богатство, мастерство (квалификация), просвещенность. Благополучие означает здоровье и безопасность индивидов; богатство Ї услуги и различные материальные блага; мастерство Ї приобретенный профессионализм в некоторой практической деятельности; просвещенность Ї знания и информационный потенциал индивида, а также его культурные связи.

Прочие ценности, как правило, выражаются в действиях, как данного индивида, так и других. Наиболее значимыми из прочих ценностей следует считать власть, уважение, моральные ценности и аффективность. Самой значимой из них является власть. Это наиболее уникальная и высокая ценность, так как обладание ею дает возможность приобретать любые другие ценности. Уважение Ї это ценность, означающая статус, престиж, славу и репутацию. Стремление к обладанию этой ценностью по праву считается одной из основных человеческих мотиваций. Моральные ценности включают в себя доброту, великодушие, добродетель, справедливость и другие моральные качества. Аффективность Ї это ценности, включающие, прежде всего любовь и дружбу.

Эти определения, касающиеся социальных ценностей, приведены потому, что они являются ключом к пониманию практически всех видов социальных отношений. Такие отношения образуются в результате повторяющихся взаимодействий, когда, с одной стороны, наблюдается потребность в приобретении ценностей или контроля над ними, а с другой Ї имеются ресурсы желаемых ценностей. Предположим, один индивид обладает ресурсами в виде богатства, а другой не заинтересован в приобретении материальных ценностей. В этом случае возможен лишь один тип отношений Ї независимость каждого из индивидов, незаинтересованность и равнодушие. Всем известен, например, случай, когда Александр Македонский, обладавший властью, богатством и престижем, предложил воспользоваться этими ценностями философу Диогену Синопскому. Царь попросил философа назвать желание, предъявить любое требование, которое он немедленно выполнит. Но Диоген не имел потребностей в предложенных ценностях и выразил единственное желание: чтобы царь отошел и не загораживал солнца. Отношения почтения и благодарности, на которые рассчитывал Македонский, не возникли, Диоген остался независимым, как, впрочем, и царь.

Таким образом, содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Подход к изучению социальных отношений с точки зрения владения и обмена ценностями дает возможность проводить плодотворный анализ отношений в сфере политики, бизнеса, производства.

Заключение

Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих ее членов. Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях.

Социальные отношения Ї это система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т. д.). В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения Ї это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными).

Социальное взаимодействие Ї это систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга. Происходит как бы обмен действиями разного характера; при этом действия одного участника приспосабливаются к действиям другого.

Социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Подход к изучению социальных отношений с точки зрения владения и обмена ценностями дает возможность проводить плодотворный анализ отношений в сфере политики, бизнеса, производства.

Список использованных источников

1. Аверин, А.Н. Социология / А.Н. Аверин. Ї М.: ЮНИТИ, 2008. Ї 478 с.

2. Андреев, Ю.П. Общая социология / Ю.П. Андреев. Ї М.: ДАНАТА, 2007. Ї 387 с.

3. Бородкин, Ф.М. Общая социология / Ф.М. Бородкин. Ї М.: ЮНИТИ, 2008. Ї 474 с.

4. Коган, Л.Н. Социология / Л.Н. Коган. Ї М.: ЮНИТИ, 2008. Ї 367 с.

5. Кравченко, А.И. / Социология и политология / А.И. Кравченко. Ї М.: ДАНАТА, 2008. Ї 411 с.

6. Минаев, О.Г. Социология / О.Г. Минаев. Ї М.: ЮНИТИ, 2008. Ї 429 с.

7. Фролов, С.С. Общая социология / С.С. Фролов. Ї М.: ТК Велби, 2008. Ї 384 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Социальные отношения: типология, ценностные и нормативные характеристики. Социальные отношения зависимости и власти. Виды власти в современном обществе. Социальные отношения на международном уровне: глобальный уровень общества, международные отношения.

    дипломная работа , добавлен 14.06.2010

    Социальные отношения как устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Виды социальных деформаций. Симптоматика "гулаговской психологии". Механизмы психологической защиты личности.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2013

    Понятие и основные типы общества. Общественные отношения как отношения, которые возникают между людьми в процессе их жизнедеятельности. Нормы, регулирующие общественные отношения. Взаимодействие общества и природы. Структура общественных отношений.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Социальная структура общества, Семья как малая группа, отношения между поколениями. Социальные роли в подростковом возрасте. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества, значимость здорового образа жизни. Межнациональные отношения.

    презентация , добавлен 29.10.2013

    Социальные нормы как правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь, признаки и основные виды норм. Девиантное поведение в общественной жизни. Совокупность санкций, призванных удерживать индивидов от девиантного поведения.

    краткое изложение , добавлен 14.11.2011

    Гуманитарные дисциплины. Личность в системе социальных отношений. Этапы, агенты социализации. Десоциализация и Ресоциализация. Государство сущность, типы, функции. Черты гражданского общества. Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации.

    реферат , добавлен 30.09.2008

    Социальная сфера жизни общества как совокупность социальных отношений, под которыми понимается отношения между людьми. Анализ видов санкций: официальные, позитивные. Этнос как большая группа людей, которая отличается специфическими культурными чертами.

    презентация , добавлен 17.04.2013

    Социальные права как особая форма регулирования отношений в обществе со стороны государства, общая характеристика. Знакомство с функциями социальной политики: компенсаторная, кумулятивная, элективная. Анализ плана социально-экономического развития.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2013

    Универсальные принципы организации научного знания. Социальные связи и отношения. Определение и свойства социальных процессов. Описание социального процесса. Глобальная коммуникация: поток информации. Социальные изменения, происходящие в обществе.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Социальная система как совокупность социальных явлений и процессов, которые находятся в отношениях и связи между собой, образуя некоторый социальный объект. Окружающая среда, упорядоченность и установление границ системы. Социальные организации.

Введение

Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих ее членов. Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях.

Актуальность работы заключается в рассмотрении специфики отношений и взаимодействий, существующих в обществе, и особенностей их влияния на облик всего общества.

Цель работы состоит в изучении социальных отношений и взаимодействий.

Достижение цели предполагает решение ряда задач:

  • 1) определить особенности социальных отношений;
  • 2) рассмотреть социальные взаимодействия;
  • 3) изучить формирование социальных отношений.

Социальные отношения возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей. Содержание и смысл социальных отношений зависит от того, как соединяются во взаимодействиях потребность в ценностях и владение ими. Подход к изучению социальных отношений с точки зрения владения и обмена ценностями дает возможность проводить плодотворный анализ отношений в сфере политики, бизнеса, производства.

Социальные отношения и взаимодействие

Особенности социальных отношений

Нельзя понять человеческие отношения, изучая только индивидов и их особенности. Характеристика любой социальной группы гораздо сложнее, чем простая сумма характеристик составляющих ее членов. Социальные общности имеют собственную природу, они живут и развиваются по собственным законам. Поведение группы не складывается из суммы действий ее членов. Оно представляет собой взаимодействие, которое трудно или невозможно понять, имея сведения только об отдельных людях. В данном случае уместно провести аналогию с химической наукой. Нельзя понять, что такое вода, исследуя только свойства кислорода и водорода. Ведь когда они соединяются, получается нечто новое по своим характеристикам. Примерно то же самое происходит, когда люди собираются вместе.

Социальные отношения Ї это "система нормированных взаимодействий между партнерами по поводу чего-то, связывающего их (предмет, интерес и т. д.)" В отличие от социального взаимодействия, социальные отношения Ї это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). Необходимо отметить, что не тождественны и понятия социальная зависимость и социальные отношения. Зависимость является только элементом социальных отношений, она полностью не раскрывает их сущность. Социальные отношения Ї это сложная система, которая состоит не только из системы зависимостей, возникающей между партнерами по поводу связующего звена и их характера зависимостей.

В разных науках и разговорном языке данное понятие употребляется в разных значениях. Например, неравное отношение сил, в данном случае "отношение" употребляется как равнозначное "соотношение". Или подчеркивается, что А находится в определенных отношениях к Б, если положение А в обществе зависит от Б. Более сложным будет очень часто употребляемое выражение "производственные отношения". В данном случае отмечается сложная объективная и независимая от индивида система зависимостей, в которую он попадает в процессе основанного на разделении труда производства.

Из всего многообразия употреблений понятия отношений выделяют два следующих наиболее важных его значения. В первом случае под ним подразумевается определенное состояние или положение А и Б, т. е. такое состояние взаимной зависимости, к возникновению которого они сознательно не стремились и не имели никаких субъективных намерений по этому поводу. Например, производственные отношения. Во втором случае Ї это сознательное и субъективно направленное действие А относительно Б, которое основано на осознании субъективно определенной зависимости одного от другого. Пример Ї отношения дружбы.

Социальные отношения могут возникать и между людьми, которые контактируют только опосредованно, даже не зная о существовании друг друга, в данном случае взаимодействия между ними будут осуществляться не благодаря субъективному ощущению обязанности или намерению поддерживать данные отношения, а за счет институциональных учреждений более широких общностей.

Поэтому под социальными отношениями мы может подразумевать широкий круг социальных систем. Это может быть и дружба двух девочек, и отношения между учителем и учеником, и договор о труде между рабочим и работодателем, и сотрудничество между двумя предприятиями, и союз двух государств и т. д. В данной системе можно выделить следующие элементы:

Ї субъекты связи Ї два индивида, или две социальные группы, либо индивид и социальная группа;

Ї связующее их звено, которым может быть какой-нибудь предмет, интерес, общая ценность, создающие основу отношения;

Ї определенная система обязанностей и долженствований или установленных функций, которые обязательно должны выполнять партнеры по отношению друг к другу.

Можно утверждать, что общественные отношения возникают:

Ї между индивидами как частью социальной группы;

Ї между группами индивидов;

Ї между отдельными индивидами и группами индивидов .

Благодаря отношениям люди объединяются в различные совокупности. Произвольные же действия и взаимодействия не смогут привести к появлению внутренней организации социальных групп. В связи с этим изучение социальных действий и взаимодействий хотя и является необходимым, но оно только подготавливает исследователя к изучению интересующих его социальных отношений, и наиболее важное значение приобретает изучение сущностей социальных отношений.

Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

Социальное взаимодействие (интеракция) – это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Говоря иначе, это обмен действиями, которые сопряжены друг с другом. Именно сопряженность действий, их возобновляемость, регулярность отличают социальное взаимодействие от единичных социальных контактов, делают его основой социальной жизни.

Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П. А. Сорокин (2.7) разграничивал их следующим образом:

По количеству субъектов взаимодействия – на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов;

По продолжительности – на кратковременные и долговременные;

По характеру – на односторонние и многосторонние;

По организованности – на организованные и неорганизованные;

По сознательности – на сознательные и стихийные;

По «материи» обмена – на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые.

Как и все виды социальной связи, социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными. Первые возникают в ходе межличностного общения, вторые – в результате совместного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в процесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает).

Выделяют также два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнерство, политический альянс, торговый союз, движения солидарности и т. д.) и строится на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материально-хозяйственными, интеллектуальными, образовательными, управленческими и др.).

Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т. д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция – это соперничество, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качественный или дешевый товар). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (например, участие в творческом конкурсе, спортивных соревнованиях и т. д.). Даже если соперник известен, то главное – добиться лучших результатов на данном поприще. Конфликт – это всегда прямое столкновение соперников. В отличие от конкуренции для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.

Рассматривая сотрудничество и соперничество как основные типы социального взаимодействия, современная социология избегает крайностей в их оценке. Так, конфликтологи признают пользу соперничества и рассматривают конфликты как источник развития системы социальных взаимодействий (2.8).

На основе социальных взаимодействий формируются социальные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров.

Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером. Так, когда говорят о межгосударственных отношениях, то имеют в виду сложившуюся и воспроизводящуюся систему отношений между странами как в сфере хозяйственно-экономической, так и в политической, культурной, научной и др.

Среди социальных отношений особое место занимают отношения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость может принимать формы структурной и латентной (скрытой) зависимости. Первая связана с различием статусов (3.3) в группе, что характерно для организации, где подчиненные зависят от руководителя. Вторая возникает из-за обладания социально значимыми ценностями независимо от официального статуса (так, руководитель может иметь подчиненного, от которого зависит в денежном отношении).

Наибольший интерес среди социальных отношений зависимости представляют властные отношения, в социологическом объяснении которых существует два подхода. Первый подход связан с именем М. Вебера (2.5) и акцентирует внимание на личностных способностях одних людей контролировать действия других. Второй подход, называемый «системным», вытекает из того, что основой власти в организованном сложном обществе является официальный статус руководителя, заставляющий других подчиняться ему независимо от личностных качеств руководителя и подчиненных.

Оба подхода к объяснению сущности властных отношений подтверждаются социальной практикой. Так, возникновение политической партии нередко начинается с того, что появляется лидер, обладающий способностью к руководству людьми, оптимальному использованию ресурсов власти. Однако для укрепления своего влияния этот лидер должен получить официальный статус руководителя, узаконить свое общественное положение.

Социальные отношения охватывают очень широкий круг социальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственны-ми, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др. Из этого многообразия социальных отношений социологи-марксисты выделяют две основные их группы: материальные и идеологические. К первым относятся экономические, производственные, а также материальные отношения людей к природе; ко вторым – политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др. При этом идеологические отношения представляют собой надстройку над материальными общественными отношениями. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, на основе которого возникают различные социальные общности людей.


| |

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний по разделу “Социальная сфера общества”.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный метод (приемы: объяснение с элементами беседы, работа с текстом, презентацией).

Цели урока:

  • Образовательная:
обобщить и систематизировать знания обучающихся об основных формах социальных взаимодействий, признаках социального сотрудничества, причинах социальных конфликтов и путях их решения;
  • Развивающая:
  • развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • Воспитательная:
  • формировать у обучающихся толерантность, уважение к другим людям и чужому мнению.

    Оборудование: учебник, презентация, видеоклип, схемы, рабочий лист по теме. Приложение 2

    План урока:

    1. Социальное взаимодействие.
    2. Конфликты и способы их разрешения.
    3. Как ужиться в обществе?

    Ход урока

    • Организационный момент (создание у обучающихся настроенности на быстрое включение в работу, знакомство с Рабочим листом по теме).
    • Объявление темы урока (оформлена на доске), задачи на урок, плана урока. Приложение 1 (Слайды 1, 2, 3)
    • Мотивация, видеоролик “Солнечная система. Космическая музыка” (урок начинается с коммуникативного упражнения с целью создания у обучающихся эмоционального настроя на работу в группе). (Слайд 4)

    Инструкция к игре:

    Представьте себе, что вы – экипаж экспедиции, которая производила научные исследования в космосе на окололунной орбите. Вы собрали много интересных материалов, работа почти закончена. Но вдруг на борту случается непредвиденная ситуация, из строя выходит оборудование. Ваш космический корабль начинает терять высоту и вскоре потерпит крушение. Но есть шанс спастись, если освободиться от не самых нужных вещей, – и замедлить падение корабля. Но что выбросить? Ведь какие-то вещи могут пригодиться на Луне, а, сколько там придется жить, не знает никто.

    Вы получили список вещей, находящихся на борту космического корабля, и теперь необходимо последовательно “выбрасывать” вещи, чтобы удачно сесть на поверхность Луны. Первым номером отмечается то, что вы решаете выкинуть в первую очередь, второй номер – во вторую, четырнадцатым номером – то, что вы будете выкидывать в последнюю очередь. Работа абсолютно самостоятельная, с соседями ничего обсуждать нельзя. На всю работу у вас 1 минута.

    Когда принято индивидуальное решение, попробуйте его согласовать “в паре” со своим соседом. Затем пары объединяются в четверки и вновь ищут компромиссное решение. На работу в паре дается 1 минута, в “четверке” – 1 минута. Постарайтесь укладываться в обозначенное время, иначе ваш корабль разобьется, упав на поверхность Луны.

    Игра “Полет на Луну. Катастрофа на космическом корабле”.

    Список вещей, находящихся на борту космического корабля.

    Наименование предметов. Индивидуальная оценка. Групповая оценка. Коллективная оценка.
    1. Коробка спичек.
    2. Пищевые концентраты.
    3. 20 метров нейлонового шнура.
    4. Шелковый купол парашюта.
    5. Переносной обогреватель на солнечных батареях.
    6. Коробка сухого молока.
    7. Кислородные баллоны (2 шт. по 50 кг.).
    8. Звездная карта лунного небосклона.
    9. Самонадувающаяся спасательная лодка.
    10. Магнитный компас.
    11. 25 литров воды.
    12. Сигнальные ракеты.
    13. Аптечка первой помощи.
    14. Приемопередатчик на соляных батареях.

    В конце игры обучающиеся захотят узнать “правильный” ответ, в каком порядке надо было избавляться от вещей.

    Вопрос: На что, по вашему, была направлена игра? Разве ее смысл в том, чтобы определить, какая из вещей тяжелее?

    Смысл игры совсем в другом: определить, умеем ли мы продуктивно общаться друг с другом. Очень часто в сложных ситуациях, а тем более когда речь идет о борьбе за жизнь, многие теряют контроль над собой, забывают о том, что нужно уметь слушать и слышать друг друга . Вопрос: так как же научиться слышать и понимать друг друга, находить правильные решения?

    Поиском ответа на этот вопрос мы займемся сегодня на уроке (в Рабочем листе обозначены план урока и задача на урок).

    Задача на урок – выявить:

    Актуализация имеющихся знаний:

    • Определение понятия “общество”. (Слайд 5)
    • Поясните выражение “Общество – динамическая система” (с опорой на ПОПС-формулу)– непрерывные изменения. лайд 6, 7, 8)
    • Объясните, какую роль в непрерывных изменениях общества играет деятельность людей. (Слайд 9)
    • Каким образом осуществляется деятельность человека? (формула на доске). (Слайд 10)

    Структура деятельности.

    Мотив (то, что определяет направленность поведения человека, его активность).

    Субъект – тот, кто осуществляет деятельность.

    Объект – то, на что направлено действие.

    Цель – образ результата действия, предвосхищаемый результат (то, ради чего действует человек).

    Средства- это приемы и способы действий для осуществления деятельности.

    Действия- элемент деятельности, направленный на выполнение задачи.

    Результат – синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта.

    Деятельность – это активность человека, направленная на преобразование окружающей среды и самого себя. (Слайд 11)

    В повседневной жизни мы взаимодействуем друг с другом по различным вопросам.

    Эти связи, которые возникают между людьми, принято называть социальным взаимодействием.

    Социальное взаимодействие – это систематические и регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга (отношения учителя и ученика, начальника и подчинённого, родителей и детей). (Слайд 12)

    Основные формы социальных взаимодействий : сотрудничество, соперничество, конфликт.

    Сотрудничество предполагает участие в общем деле (деловое партнёрство, дружба, солидарность, политический союз между партиями, государствами, сотрудничество между фирмами).

    Соперничество проявляется в стремлении сторон превзойти друг друга, добиться определённого успеха в достижении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

    Конфликт – противоречие, столкновение интересов, взглядов, позиций. Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию противоположную по отношению к интересам другой стороны.

    В отличие от сотрудничества, соперничество , ориентировано на собственную победу при проигрыше партнера. Соперничество ведет к ссоре, войне, злобе, агрессии, разрушает отношения между людьми. (Слайд 13, 14)

    Вопрос: Какие виды соперничества вам знакомы?

    • спортивные соревнования (в древности),
    • рыцарские турниры (в средние века),
    • дуэли (17–18 век),
    • игры, соревнования, творческие конкурсы и мн.др. (в наше время).

    Примеры соперничества:

    в художественной литературе:

    • Моцарт и Сальери (А. Пушкина цикл пьес “Маленькие трагедии”),
    • Гвардейцы и мушкетеры (А. Дюма “Три мушкетера”),
    • Онегин и Ларин (А. Пушкин “Евгений Онегин”),
    • Ромашов и Саня Григорьев (В. Каверин “Два капитана”);
    • Ягудин и Плющенко (спорт – фигурное катание),
    • Карпов и Каспаров (спорт – шахматы),
    • СССР И США (за освоением космоса),
    • старший ребенок и младший (семья),
    • мир красоты (подиум).

    Тренинг “Рисуем вдвоем”: участники делятся на пары. Выдаётся лист бумаги и один фломастер на двоих. Ведущий по отдельности называет каждому участнику тему рисунка. Каждая пара молча рисует картину, держа один фломастер вдвоем. Затрагивается принцип сотрудничества, умение овладевать им, довериться друг другу и слаженно, не разговаривая, нарисовать картину, прийти к цели, получить результат.

    Учитель: Одной из форм социального взаимодействия является конфликт. (Слайд 15)

    Конфликт – это? Дайте определение? (Это противоречие, столкновение взглядов, позиций за одинаково значимую ценность.)

    Социальный конфликт это противоборство индивидов, групп, преследующих свои цели при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов.

    Причины социальных конфликтов: (Слайд 16)

    • физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
    • потребности в безопасности;
    • социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);
    • потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
    • высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.

    Виды социальных конфликтов: (Слайд 17)

    • Личностный конфликт.
    • Межличностный конфликт.
    • Межгрупповой конфликт.
    • Конфликт с внешней средой.

    Функции социальных конфликтов.

    Вопрос: какую роль играют конфликты в жизни общества (конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции в обществе).

    К позитивным функциям конфликтов относятся: (Слайд 18)

    • Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
    • Получение новой информации обоппоненте;
    • Сплочение коллектива организации при противоборстве свнешними трудностями, внешним врагом;
    • Выявление управленческих проблем ворганизации (подразделении).

    К негативным функциям конфликтов относятся: (Слайд 19)

    • Большие эмоциональные затраты научастие вконфликте;
    • Конфликт всегда сопровождается стрессом;
    • Снижение дисциплины, ухудшение психологического климата вколлективе;
    • Сложное восстановление деловых отношений.

    Стадии социального конфликта. (Слайд 20)

    1. Предконфликтная ситуация
    (это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.
  • Непосредственно конфликт
  • (это активная часть конфликта, в ходе которой сторонами предпринимаются действия, направленные изменение поведения противника).
  • Разрешение конфликта (
  • изменение требований одной из сторон, когда соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте).

    Учитель: напомню, задача на урок – выявить формы социальных взаимодействий, а главное найти и охарактеризовать пути решения социальных конфликтов. Нас интересует природа и сущность социальных конфликтов. Но главная наша задача – научиться преодолевать конфликты.

    Методы предупреждения: (Слайды 21, 22, 23)

    Предупреждение конфликтов– деятельность по созданию и укреплению таких условий жизнедеятельности, при которых исключается возможность возникновенияконфликтов .

    Поддержание сотрудничества – универсальный способ предотвращения конфликтов.

    1. Метод согласия предполагает проведение мероприятий, нацеленных на вовлечение потенциальных участников конфликта в общее дело, в ходе осуществления которого они лучше узнают друг друга, привыкнут сотрудничать, совместно разрешать возникающие проблемы.

    2. Метод доброжелательности развитие способности к сопереживанию и сочувствию другим людям. Этот метод требует исключения из взаимоотношений враждебности, агрессивности, невежливости.

    3. Метод уважения личности противника. Если нет уважения к противнику, не будет большого желания вникать в его планы, разгадывать его намерения и замыслы. Неинтересно же побеждать слабого. А между тем “ничто не делает полководца более великим, как проникновение в замыслы врага” (Н. Макиавелли).

    4. Метод взаимного дополнения . Он предполагает опору на такие способности партнера, какими не располагаем мы сами. Так, люди творческие нередко не склонны к монотонной, рутинной, технической работе. Однако для успеха дела нужны и те, и другие. Метод взаимодополнения особенно важен при формировании рабочих групп, которые в этом случае часто оказываются весьма прочными.

    Вывод: предотвращению конфликта способствует все, что обеспечивает сохранение нормальных деловых отношений, укрепляет взаимное уважение и доверие.

    Вопрос: Хотите ли вы знать, какой стиль поведения в конфликтной ситуации присущ вам? Проводится тестирование оценки собственного поведения в конфликтной ситуации. (Слайд 24)

    Тест “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.

    Постарайтесь искренне ответить на вопрос: “Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?”. Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа.

    Часто – 3 балла.
    От случая к случаю – 2 балла.
    Редко – 1 балл.

    1. Угрожаю или дерусь.

    2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.

    3. Ищу компромиссы.

    4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

    5. Избегаю противника.

    6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.

    7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем– категорически нет.

    8. Иду на компромисс.

    9. Сдаюсь.

    10. Меняю тему…

    11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

    12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.

    13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

    14. Предлагаю мир.

    15. Пытаюсь обратить все в шутку.

    Обработка результатов теста:

    Подсчитайте количество балов под номерами 1,6,11 это тип поведения “А” и т.д.

    Тип “А” – 1, 6, 11.
    Тип “Б” – 2, 7, 12.
    Тип “В” – 3, 8, 13.
    Тип “Г” – 4, 9, 14.
    Тип “Д” – 5, 10, 15.

    Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

    “А” – это “жесткий” тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

    “Б” – это “демократичный” стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворяли бы обе стороны.

    “В” – “компромиссный” стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

    “Г” – “мягкий” стиль. Своего противника вы “уничтожаете” добротой. С готовностью вы встаете на точку зрения противника, отказываясь от своей.

    “Д” – “уходящий” стиль. Ваше кредо – “вовремя уйти”. Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

    Учитель: На сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрели с разных сторон взаимодействие человека и общества. Оно не всегда складывается легко и успешно. Однако, “убежать” от людей нельзя, человек – существо социальное. И задача каждого индивида – наладить максимально полезное взаимодействие с обществом. (Слайд 25)

    Итог урока – проверка выполнения задачи, поставленной на урок (по рабочему листу) – выявить:

    • основные формы социальных взаимодействий;
    • признаки социального сотрудничества;
    • причины социальных конфликтов и пути их решения.

    Рефлексия: (Слайд 26)

    Сегодня на занятии я узнал, что … и понял, что …

    Задание для самоподготовки: §15 учебника.

    1. Задание (письменно) “Сегодня на занятии я узнал, что … и понял, что …”.
    2. Обработка результатов теста “Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации”.