Блокировка фокуса. Фиксация фокусировки для покадровой съемки. Экспериментируйте со стилями изображения

Мы подготовили для всех пользователей зеркалок Canon несколько хитростей, советов и трюков, способных помочь вам лучше освоить камеру и использовать её более эффективно. Статья будет интересна и новичкам и более опытным пользователям.

Любая зеркалка, независимо от модели, – это точно настроенный инструмент, сочетающий в себе как слаженно работающие механические элементы, так и высокотехнологичную электронику.

Большинство пользователей используют лишь незначительную часть функционала своих камер. Отчасти причиной этому служит недостаточная опытность начинающих фотографов или слабое знание возможностей своей зеркалки, но во многих случаях причина кроется совсем в другом – в особенностях функционала и управления, заложенных производителем.

Иногда Canon для группировки функций камеры выбирает не самый очевидный и логичный вариант, из-за чего пользователю бывает непонятно, как получить к ним доступ (и даже инструкция не всегда добавляет ясности в этом вопросе). Так что, для того чтобы эффективно использовать свою зеркалку Canon, вам нужно знать вот что:

В качестве формата изображения выбирайте RAW

Пользователю зеркалки доступны несколько вариантов формата и качества изображений, но для получения наилучших результатов вам всегда следует выбирать RAW (несжатый или со сжатием без потери качества). Изображения в этом формате демонстрируют лучший диапазон тонов, а также дают больше простора для маневра при редактировании. Выбор этого формата изображений оправдан практически всегда.

Если снимаете в JPEG, выбирайте максимальное качество

Хотя вам и следует использовать RAW-формат в большинстве случаев, бывают ситуации, когда компромиссным вариантом будет выбор JPEG максимального качества. Например, если вы собираетесь снимать непрерывную серию изображений, выберите JPEG с максимальным качеством – так вы сможете увеличить время съёмки камеры до момента заполнения её буфера.

При необходимости экономьте место на карте памяти

Выбор JPEG максимального качества также может пригодиться в случаях, если на вашей карте памяти не хватает места, потому что вы совсем забыли о необходимости взять с собой запасную.

Своевременно обновляйте прошивку камеры

Canon продолжает улучшать надёжность и производительность своих камер, даже после того, как они покинули завод. Вот почему нелишним будет регулярно мониторить официальный сайт на наличие обновлённой версии прошивки для вашей зеркалки. Проверьте в меню камеры, какую версию прошивки вы используете. Затем зайдите на официальный сайт Canon и найдите раздел «Поддержка», а затем – «Программное обеспечение». В этом разделе вы сможете проверить актуальность используемой в зеркалке прошивки и при необходимости скачать её обновление.

Попробуйте формат sRaw

Многие современные зеркалки Canon позволяют снимать не только в JPEG или RAW, но и в sRAW (RAW Size Small, то есть RAW малого размера), позволяющий сэкономить место на картах памяти. Но вы должны помнить, что при съёмке в sRAW, камера использует меньшее количество пикселей, поэтому файл изображения будет содержать меньше информации, чем обычный RAW-файл, а вам придётся мириться с более низким разрешением или качеством изображения.

Выполните диоптрийную настройку видоискателя

Мы уже писали о настройке видоискателя в статье.

Настройка видоискателя с учётом особенностей вашего зрения позволит видеть снимаемую сцену более чётко. Для диоптрийной настройки используется небольшое колёсико в правом верхнем углу видоискателя. Вращайте его в одну или другую сторону бля подстройки оптики видоискателя.

ВАЖНО! При настройке видоискателя ориентируйтесь на чёткость цифр внутри видоискателя, а не на резкость сцены!

Установите цветовое пространство Adobe RGB

Одна из наиболее глубоко спрятанных опций в меню вашей зеркалки – Цветовое пространство. По умолчанию в качестве цветового пространства задано sRGB , но если вы выберите Adobe RGB, то сможете захватывать более широкий цветовой диапазон. А это позволяет получить лучшие результаты при печати изображений.

Форматируйте / очищайте карту перед использованием

Если вы собираетесь на фотопрогулку или просто планируете снимать в течение дня, то лучше очистите карту памяти от имеющихся на ней изображений, предварительно скопировав их на компьютер. Естественно, проще всего удалить все изображения разом, а не по одному. Для этого можно использовать команду «Удалить все» или же «Форматировать». Первая просто удаляет все изображения (кроме защищённых от удаления файлов), вторая же удаляет полностью всю информацию с карты памяти – независимо от того, защищена ли она от удаления или нет.

Не шумите!

Вас раздражает звук сигнала подтверждения фокусировки? Эта опция всегда включена по умолчанию в настройках зеркалок Canon. Выключите её, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания или не пугать обитателей дикой природы, которых вы собираетесь снимать.

Сброс настроек

Если вы чересчур увлеклись изменением параметров камеры и хотите вернуться к заводским настройкам, то вы можете использовать соответствующий пункт меню для сброса всех настроек. После этого камера вернется к тем параметрам, которые были предустановлены в ней на заводе. Затем вы можете начать экспериментировать с настройками своей зеркалки снова и снова!

Убедитесь, что ваши фотографии сохраняются

Функция «Съёмка без карты памяти» очень удобна для демонстрации возможностей камеры при её покупке в магазине, но крайне вредна при использовании камеры. Из-за неё вы можете снимать, забыв установить карту памяти, что приведет к потере всех отснятых фотографий. Чтобы избежать этого, отыщите в меню функцию «Съёмка без карты памяти» и отключите её.

Экспериментируйте со стилями изображения

Canon предлагает множество стилей изображения. Наиболее полезный из них – монохромный. Он позволяет вам определить, какие из отснятых изображений хорошо подойдут для преобразования в монохром на стадии постобработки. При этом RAW-файлы будут содержать цветные изображения (вы ведь не забываете снимать в RAW, так ведь?)

Парадоксально, но преобразование цветного RAW-изображения в монохромное при постобработке даёт гораздо лучший результат, чем фотографии, полученные непосредственно из камеры при съёмке в чёрно-белом режиме.

Используйте функцию Сдвиг программы

Программный режим (Р) на самом деле более полезен, чем многие пользователи думают. Он автоматически выставляет выдержку и диафрагму, основываясь на условиях освещённости и используемом объективе.

Тем не менее в программном режиме вы можете не просто навести камеру и снимать – вы можете изменить выдержку или значение диафрагмы, установленные камерой. Для этого в программном режиме вам достаточно просто повернуть колёсико, расположенное рядом с кнопкой спуска затвора. Это очень удобно, если вы хотите немного подстроить параметры, выбранные вашей зеркалкой автоматически.

Приоритет диафрагмы

Режим приоритета диафрагмы (AV) – отличный универсальный вариант для творческой съёмки. Вы задаёте значение диафрагмы, а камера подбирает выдержку с учётом выбранного режима замера экспозиции Вы устанавливаете диафрагму с помощью Основного набора, и камера устанавливает выдержку затвора с учетом режима замера экспозиции и Компенсации экспозиции, которую вы установили.

Режим приоритета диафрагмы также удобно использовать для выбора определенной выдержки. Всё очень просто: если вы хотите получить максимальную выдержку, вы просто вращаете главный диск до тех пор, пока в видоискателе не увидите желаемое значение выдержки. Это гораздо более гибкий в плане использования режим, чем Приоритет выдержки, в котором вы задаёте выдержку, а камера устанавливает значение диафрагмы.

Самый простой способ настройки экспозиции

В вашей зеркалке есть множество режимов экспозиции и способов её настройки, но самый простой способ проверить экспозицию, какие бы вы ни использовали настройки – сделать снимок, а затем просмотреть его на ЖК-дисплее камеры. Гистограмма подскажет вам недоэкспонирован снимок или же, наоборот – переэкспонирован. После этого вы можете использовать , чтобы сделать следующий снимок более светлым или тёмным. Для этого вам нужно нажать кнопку Av +/-, а затем вращать диск, расположенный за кнопкой спуска затвора. Смещение в сторону «+» делает изображение более тёмным, в сторону «-» – светлее.

Какое значение компенсации экспозиции выбрать?

Если снимаемая сцена (или объект) преимущественно тёмная, камера будет переэкспонировать снимок, поэтому используйте отрицательную компенсацию экспозиции. Если сцена преимущественно светлая, выберите значение компенсации экспозиции +1 или +2 – так вы получите более сбалансированное в плане экспозиции изображение.

Частичный замер

Для съёмки объектов, расположенных на ярком или тёмном фоне, вам придётся использовать компенсацию экспозиции, чтобы не получить на фотографии только силуэт снимаемого объекта. Вы также можете выбрать режим замера экспозиции, при котором яркость замеряется только в центре кадра. Таким режимом в зеркалках Canon является частичный замер экспозиции, и он хорошо справляется с поставленной задачей в большинстве ситуаций.

Блокировка фокуса (AF-lock)

Одна из самых удобных функций зеркалок – блокировка фокуса, позволяющая автофокусу фокусироваться на определённой области снимаемой сцены. Чтобы использовать его перейдите в режим One-Shot AF, затем аккуратно нажмите наполовину кнопку спуска затвора, чтобы активировать систему автофокусировки. После того как камера сфокусируется, не отпуская палец с кнопки затвора, перекомпонуйте кадр и нажмите кнопку затвора полностью.

Блокировка автоэкспозиции (AE-lock)

К недостаткам блокировки фокуса можно отнести тот факт, что он блокирует и фокус и экспозицию. А это может привести к неправильному экспонированию кадра. Чтобы избежать этого, используйте кнопку блокировки экспозиции на задней панели камеры (отмечена звёздочкой). Используйте блокировку фокуса, как описано выше, затем, когда кадр перекомпонован, нажмите кнопку фиксации экспозиции, чтобы сбросить настройки экспозиции, прежде, чем сделать снимок.

Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии» . Подписывайся!

© 2014 сайт

Согласно устоявшейся традиции, автофокус активируется нажатием кнопки спуска наполовину, а полное нажатие спускает затвор. Однако зачастую гораздо удобнее разобщить спуск затвора и автофокус. или back-button focusing – это малопопулярная среди любителей схема управления автофокусом, при которой автофокус активируется не кнопкой спуска затвора, а самостоятельной кнопкой сзади камеры.

У некоторых фотоаппаратов имеется специальная фокусировочная кнопка AF-ON, а некоторые позволяют перепрограммировать кнопку AE-L/AF-L так, чтобы она отвечала за автофокус, а не за блокировку экспозиции.

К сожалению, инструкции к фотокамерам описывают эту возможность столь скупо, что неискушённый фотолюбитель может столкнуться с немалыми трудностями, пытаясь понять, зачем вообще нужна фокусировка задней кнопкой и как её правильно настроить, но постараюсь немного прояснить ситуацию.

Зачем нужна фокусировка задней кнопкой

Традиционная раскладка управления автофокусом хороша, когда спуск затвора должен происходить сразу же по достижении камерой точного фокуса. В тех же случаях, когда между наведением на резкость и спуском затвора должно пройти некоторое время, или же когда нужно сделать снимок не меняя дистанцию фокусировки, весьма желательно, чтобы автофокус и спуск затвора управлялись независимо друг от друга.

Рассмотрим пару типичных ситуаций, в которых традиционное управление автофокусом создаёт фотографу проблемы.

Представьте себе, что вы собираетесь сфотографировать некий живописный пейзаж. Установив камеру на штатив, вы выбираете подходящую фокусировочную точку и, нажав кнопку спуска до первого упора, фокусируетесь на каком-нибудь сюжетно значимом объекте, будь то водопад, дерево или груда валунов. После этого вы отпускаете кнопку, перекомпоновываете кадр, и, добившись гармоничной композиции, фиксируете штативную головку. Теперь, если вы нажмёте на спуск (на камере или на дистанционном пульте), вы имеете все шансы получить несфокусированный снимок. Почему? Да потому что когда вы изменили компоновку кадра, активная фокусировочная точка переместилась с выбранного вами дерева или водопада на какие-нибудь кусты или скалы на заднем плане. Нажав на спуск, вы вновь активировали автофокус и позволили камере сфокусироваться совершенно не там где было нужно.

Первый способ избежать напрасной перефокусировки состоит в том, чтобы после наведения на резкость просто отключить автофокус с помощью переключателя на объективе. Вторым, более удобным решением будет использование фокусировки задней кнопкой.

Приведу ещё один пример. Допустим, вы снимаете портрет. Вы наводите фокусировочную точку на глаз портретируемого, нажимаете кнопку спуска наполовину и, удерживая её в таком положении, изменяете композицию кадра по вашему усмотрению. Затем вы нажимаете на кнопку полностью и делаете снимок. Но внезапно человек, которого вы фотографируете, улыбается и вы, не желая упускать фотогеничный момент, снова жмёте на спуск. Естественно, снимок окажется не в фокусе! Ведь фокусировочная точка опять сместилась и, при нажатии на спуск, камера навелась неизвестно куда. Вернуть же фокусировочную точку на глаза, заблокировать фокус и восстановить композицию кадра вы бы попросту не успели. Если бы за автофокус отвечала самостоятельная кнопка, перефокусировки бы не произошло.

Преимущества фокусировки задней кнопкой

Вся прелесть фокусировки задней кнопкой заключается в возможности самому решать: когда нужно активировать автофокус, а когда спустить затвор.

После разобщения спуска и автофокуса полунажатие кнопки спуска пробуждает только экспонометр и стабилизатор (при его наличии), а автофокус активируется исключительно задней кнопкой, которую вы нажимаете большим пальцем. Отпуская кнопку, вы блокируете фокус, даже если включен следящий режим автофокуса, что невозможно при традиционной схеме управления фокусировкой. Именно фокусировка задней кнопкой позволяет мне использовать следящий автофокус абсолютно для всех сюжетов. Работу же автофокуса в одиночном режиме легко имитировать, просто включая и выключая автофокус посредством задней кнопки.

С помощью задней кнопки вы можете сфокусироваться на любом элементе сцены, а затем, отпустив кнопку, свободно перекомпоновывать кадр, не опасаясь того, что камера решит самолично сместить фокус в момент спуска затвора. При этом вы сохраняете постоянный мгновенный доступ к следящему автофокусу, на тот случай, если вам внезапно потребуется сфотографировать какой-нибудь динамичный сюжет. Это особенно актуально для недорогих фотоаппаратов, которые не имеют переключателя режимов автофокуса на корпусе и, в силу этого, требуют частых путешествий по меню, что может существенно замедлить съёмку.

Если расстояние до объекта съёмки не меняется, то вам не нужно перед каждым кадром фокусироваться заново, ловя объект фокусировочной точкой. Отпадает также необходимость постоянно удерживать кнопку спуска полунажатой для блокировки фокуса, пока вы ждёте благоприятного случая, чтобы спустить затвор. Достаточно, единожды осуществив наводку на резкость, отпустить заднюю кнопку и спокойно дожидаться подходящего света или жеста, время от времени нажимая на спуск и ловя, таким образом, наиболее удачные моменты.

Фокус-ловушка

Ещё один фотографический трюк, который становится возможным благодаря заднекнопочной фокусировке, это фокус-ловушка или trap focus . Фокус-ловушка позволяет сделать снимок именно в тот момент, когда объект съёмки достигает заранее установленной дистанции фокусировки. Как же это работает?

Для начала вам нужно включить фокусировку задней кнопкой и убедиться, что для спуска затвора выбран приоритет фокуса. В одиночном режиме он включен по умолчанию, а в следящем режиме может потребоваться сменить приоритет. Теперь вы можете поставить ловушку.

Сперва постарайтесь по возможности точно определить место, где должен будет находиться объект в момент съёмки. Затем найдите любой элемент сцены, расположенный на точно таком же расстоянии от вас, что и ранее вычисленное место. Выберите подходящую точку фокусировки и, используя заднюю кнопку, сфокусируйтесь на соответствующем элементе пейзажа. Отпустите кнопку, чтобы заблокировать фокус и переместите активную фокусировочную точку туда, где, согласно вашему ожиданию, должен будет появиться объект. Нажмите на спуск и ждите. Область под фокусировочной точкой сейчас не в фокусе (вместо объекта там пустота) и приоритет фокуса не позволит камере спустить затвор, пока объект не окажется в фокусе. Когда же он попадёт в ловушку, затвор тут же сработает, и вы автоматически получите идеально сфокусированный снимок.

Разумеется, фокус-ловушку целесообразно использовать лишь в тех ситуациях, когда вы с достаточной точностью можете предсказать траекторию движения объекта. Хорошим примером таких ситуаций может служить конкур или что-либо наподобие кросс-кантри на горном велосипеде. Фокус-ловушка – весьма специфический приём, и успешное его применение требует известного опыта, но результат может быть весьма достойным.

Как настроить фокусировку задней кнопкой

В разных камерах фокусировка задней кнопкой включается и настраивается по-разному, но я попробую описать наиболее универсальные алгоритмы для фотоаппаратов Nikon и Canon.

Nikon

Если камера имеет отдельную кнопку AF-ON (а таких – меньшинство), то просто зайдите в основное меню (кнопка MENU), оттуда – в , найдите раздел Автофокусировка , а в нём пункт Активация АФ . Чтобы отключить активацию автофокуса при нажатии на кнопку спуска затвора выберите Только “AF-ON” . Собственно же фокусировка задней кнопкой включена по умолчанию.

При отсутствии кнопки AF-ON, её функцию придётся возложить на кнопку AE-L/AF-L, которая всё равно редко используется по назначению. Для этого нажмите кнопку MENU, в МЕНЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕК > Управление > Функция кнопки “AE-L/AF-L” , выберите AF-ON .

Независимо от модели фотоаппарата следует выбрать непрерывный следящий режим автофокуса (AF-C).

Процедура выбора режима автофокуса зависит от камеры. На старших моделях Nikon это делается при помощи кнопки режима автофокуса и главного диска управления либо же посредством специального переключателя. В младших камерах вам придётся дважды нажать на кнопку i , чтобы попасть в меню информационного экрана, найти там Режим фокусировки и выбрать AF-C .

Поскольку на младших Никонах кнопка AE-L/AF-L используется ещё и для защиты снимков от удаления, целесообразным будет отключить автоматический просмотр кадра сразу после съёмки. Для этого в МЕНЮ РЕЖИМА ПРОСМОТРА > Просмотр изображения выберите Выкл . Теперь просмотр доступен только через нажатие кнопки .

Canon

При наличии у камеры кнопки AF-ON вам нужно всего лишь запретить активацию автофокуса при нажатии на кнопку спуска затвора. Зайдите в основное меню (кнопка MENU), выберите > Дополнительно > Назначение элементов управления , выберите кнопку спуска затвора и назначьте ей функцию Начало замера .

Если кнопка AF-ON на вашей камере отсутствует, то за фокусировку будет отвечать кнопка блокировки экспозиции (✷). В разделе меню Установка пользовательских настроек > Дополнительно > Кнопка спуска /Блокировки AE выберите AE/AF, нет фиксации AE .

Чтобы включить приоритет спуска для следящего автофокуса следует в меню Установка пользовательских настроек > Автофокус > Приоритет следящей AF выбрать Приоритет спуска . Для использования фокус-ловушки нужно выбирать Приоритет фокусировки . Настройка приоритета следящего автофокуса доступна не во всех камерах, и называться эта функция может немного по-разному.

Я отнюдь не настаиваю на безоговорочном преимуществе фокусировки задней кнопкой перед классической раскладкой. У неё есть свои минусы. Например, фокусировка задней кнопкой не слишком удобна при макросъёмке , а необходимость в определённых ситуациях удерживать нажатыми две кнопки одновременно может потребовать некоторой практики. Как и в случае с любым нестандартным приёмом, здесь многое зависит от личных предпочтений и от индивидуальной манеры съёмки.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Без цифрового фотоаппарата довольно трудно представить современную жизнь. Практически в каждой семье уже есть это «чудо техники». В данной книге собрано множество по-настоящему полезных практических примеров использования цифровой фототехники, каждый из которых основан на оригинальной идее или задаче.

Книга:

Разделы на этой странице:

Если в поле зрения камеры находится несколько объектов, то как ей распознать, какой из них интересует фотографа? Чтобы подсказать камере, на чем она должна сфокусироваться, существует функция так называемого запирания (блокировки) автофокуса (Autofocus Lock, AF-L). Блокируя фокус, фотограф принудительно фокусирует камеру на нужном объекте таким образом, что фокус сохранится до тех пор, пока не будет сделан снимок. После того как фокус заблокирован, можно изменить компоновку кадра.

Вот несколько типичных ситуаций, требующих применения блокировки автофокуса:

Очень темный объект съемки;

Объект расположен в тени, а фотограф – на ярком солнце;

При съемке низкоконтрастной сцены (например, человека в одежде того же цвета, что и фон);

Если в кадре множество повторяющихся структур: опоры ограды, многократные отражения и т. д.;

В кадре имеется один или несколько источников света.

Во всех этих случаях вы должны подсказать камере, на чем ей фокусироваться. Чтобы это сделать, наведите видоискатель на другой объект, который находится на том же расстоянии и освещен точно так же, как ваш объект. А затем…

1. Нужный объект фотограф сначала располагает в центре кадра так, чтобы маркеры видоискателя указывали прямо на него.

2. Совместив центр кадра с объектом съемки, фотограф слегка нажимает кнопку спуска (примерно до половины рабочего хода). Камера при этом запоминает измеренное расстояние до срабатывания затвора.

3. Теперь нужно выждать, чтобы светодиод, указывающий на правильность установки фокуса, перестал мигать. Это означает, что камера сфокусировалась на объекте и фокус заперт.

4. Теперь, удерживая кнопку затвора нажатой наполовину, фотограф компонует кадр по собственному вкусу.

5. Фотограф нажимает кнопку затвора до конца – и автофокус срабатывает.

Насколько точно срабатывает функция блокировки автофокуса, вы можете судить по фотографиям на рис. 4.20. Первый снимок фотограф сделал, указав с помощью автофокуса камере, что главным объектом съемки является дальняя фигурка, а вторая фотография получена с автофокусом, заблокированным на ближней статуэтке.


а


б

Рис. 4.20. Снимая первый кадр (а), фотограф заблокировал фокус на дальней фигурке, указав таким образом камере, что является главным объектом съемки. Второй снимок (б) получен с автофокусом, заблокированным на ближней фигурке

Если камере не удается сфокусироваться и, несмотря на все усилия фотографа, светодиод мерцает, никак не желая загораться ровным светом, то дело, скорее всего, в том, что объект съемки находится слишком близко. Отпустите кнопку затвора, отступите на несколько шагов и проделайте все сначала.