Что такое баланс белого или температура цвета, и как его исправить. Работа с тоновой кривой

Я очень редко конвертирую большое количество фотографий в Lightroom. Однако, не понаслышке знаю, что это такое. И прекрасно понимаю, как всякие мелочи постоянно крадут у нас драгоценное время.

Как часто приходится делать одно и тоже изо дня в день. Например, убирать шумы. Причем если поразмыслить над этим, то, как правило, значение “шумодава” всегда одинаково, ну разумеется, если применять его к определенной камере и к определенному значению ИСО. Как ни странно, Lightroom позволяет сделать это автоматически! Вам нужно только 1 раз настроить эти значения. И уже потом, при импорте, они будут автоматически применяться к фотографиям.

Исходя из логики вещей, нам нужно всего лишь знать, какой камерой и при каком ИСО сняты конкретные фотографии. Все это и многое другое записывается в метаданные к этим снимкам. А Lightroom может все это проанализировать.

Меньше слов, больше дела.
На небольшом примере я хочу показать настройку этого автоматического процесса.

4. И ставим галочку напротив “Make default specific to camera ISO setting”. Там самым, активируем дефолтное применение настроек для определенных ИСО.

6. После этого жмем на “alt”, и кнопка в нижнем правом углу меняет свое имя с “Reset” на “Set Default”. Кликаем на неё.

11. Выбираю любую фотографию и проверяю, совпадают ли настройки “шумодава” значению ИСО. Конечно же, совпадают Далее, все загруженные фотографии, содержащие в метаданных имя этой камеры и такое же ИСО будут автоматически принимать эти настройки. Эту операцию нужно проделать со всеми фотографиями ваших камер, снятых на разных ИСО.

Продолжаем изучать Лайтрум. Это прямое продолжение первой части статьи . В этой части рассмотрим 3 очень интересных функции – цветокоррекцию, повышение резкости и шумоподавление.

Цветокоррекция в Лайтруме разделена на 3 вкладки: HSL, Color, B&W . 2 первые – это практически одно и то же, но первая (HSL) предлагает пользователю работать со всеми цветами сразу, последовательно меняя их цветовой тон, насыщенность и яркость, а вторая (Color) разделяет основные цвета на отдельные группы и позволяет менять цветовой тон, насыщенность и яркость в отдельных вкладках. Как по мне, то удобнее пользоваться (HSL) + все 3 параметра изменения цветов выставить на одну панель, чтобы все и сразу было под рукой (нажать All). Третья вкладка – B&W предназначена для редактирования тонов черно-белой фотографии. В этом случае можно контролировать преобразования цветов в серые оттенки (например, красное платье сделать светло-серым или темно-серым, в зависимости от задумки автора фотографии).

Остановимся на HSL вкладке. Это довольно мощный инструмент для того, чтобы сделать фото более красивым и сочным. 3 параметра: HUE (цветовой тон), SATURATION (насыщенность), LUMINANCE (яркость) позволяют менять 8 основных цветов (не густо, но могло быть и хуже 🙂): красный, оранжевый, желтый, зеленый, цвет «морской волны», синий, пурпурный и фиолетовый (соответветсвенно: red, orange, yellow, green, aqua, blue, purple, magenta).

Передвигая бегунки влево-вправо, мы можем сделать траву более зеленой, небо более синим, а кожу человека – более загорелой. Понятно, что чтобы небо было более синим, нам нужно из параметра Saturation бегунки синего цвета и цвета морской волны пододвинуть немного вправо, а если из параметра Luminance бегунки того же цвета пододвинуть влево (уменьшить яркость), то небо станет еще более синим.

ДО цветокоррекции

ПОСЛЕ цветокоррекции

Часто бывает так, что даже корректировка Баланса Белого не придает коже того оттенка, который она имела реально в момент съемки. Вот тут поможет параметр Hue, который изменит тон красного и оранжевого так, что лицо будет менее красное, или фиолетовое. Я сам пользуюсь этим приемом даже при студийной съемке. С Hue главное не переборщить, а то цвета вообще кардинально поменяются.

Корректировку цветов на фото можно делать, если искусственный свет был «плохого качества», если была плохая погода, если фотокамера неточно передает цвета и т.д. и т.п. Мне больше всего нравится играться с цветами в на пейзажной фотографии.

И хотя цветокоррекция в Лайтрум реализована не самым гибким способом, но зато быстро и удобно можно «сделать красиво». 🙂

Следующая панель в Lightroom – это Split Toning .

О ней рассказывать в общем-то и нечего. С ее помощью можно придать отдельный цветовой тон ярким и темным частям фото. Можно для них выбрать цвет и насыщенность. Но на самом деле, пользоваться этим инструментом резонно в монохромной фотографии (как бы черно-белой, но вместо серого используется другой цвет).

Панель Detail .

Эта панель отвечает за резкость снимка и за количество цифрового шума на нем. Одно и другое требует долгого разговора о своей сущности, причинах появления и т.д. Могу со всей ответственностью заявить, что поднимать резкость и «давить шум» лучше в Фотошопе. Там больший контроль за этим делом, маски и прочее. Можете прочесть урок фотошопа:

Но ведь если с прогулки или поездки привезены сотни фото – всех их редактировать и «вылизывать» в фотошопе нереально, поэтому будем пользоваться теми средствами, которые нам дает Лайтрум.

Что же мы имеем на вкладке Details ?

Ну во-первых Sharpening – то есть резкость. К ней прилагаются 4 бегунка: Amount (величина), Radius (радиус), Detail (детализация), Masking (маскировка). В большинстве случаев передвигается только первый бегунок – то есть Количество резкости.

Радиус не стоит трогать вообще, потому как он сильно портит изображение путем «захвата» смежных пикселей.

Детализацию можно попробовать добавить и найти баланс между ней и Величиной резкости. Кстати, это довольно новый инструмент, которого раньше не было в Лайтруме и он иногда позволяет получить более правильные результаты. Ведь в добавлении резкости так все зыбко и тонко…

Маскировка нужна для того, чтобы немного скрыть «шум» который появляется при поднятии резкости. Практического применения я не нашел, потому как маскировать резкость по всему полю картинки нет смысла, а маскировать в нужных областях этот параметр не дает.

В поднятии резкости нужно следить за тем, чтобы этот процесс сам по себе не вызвал появления цифрового шума и светлых ореолов на мелких деталях фото. И этот шум «шумодавов» не исправить. Нужно очень внимательно следить за картинкой на 100% масштаба. У панельки Detail есть вспомогательное окно со 100% масштабом деталей, но оно довольно слабо помогает.

Следует отметить 2 особенности: резкость в Adobe Lightroom довольно грубо реализована – это раз и в конечном файле после экспорта картинка выгладить не так, как в интерфейсе Лайтрума – это два. Не знаю почему, но я не раз замечал, что ЛР вводит меня в заблуждение относительно количества и качества повышения резкости на фото (в отличии от фотошопа, где все «правдиво»).

Не забывайте, что вы работаете с полноразмерной фотографией (10-30 мегапикселей), а экспортировать файл в JPG-формат можете размером в 500х500 пикселей. При изменении размера фото, неадекватность проявления резкости еще больше усугубляется. Вот почему нужно сначала уменьшать фото (что в Лайтруме недоступно до шага экспортирования), а только потом увеличивать резкость.

Обычно, резкость добавляется бегунком Amount. Передвигая его вправо на позицию 45-65 единиц можно добиться заметного повышения резкости, которое не скажется негативно на качестве снимка. Но опять же, проверяйте файл на выходе…

Во-вторых, на вкладке Detail есть раздел Noise Reduction (подавитель шума).

Шум бывает разный. Шум на цифровых фото – это не пленочный шум. Цифровой шум ужасен – он и цветной, и серый (по яркости). Чем больше ISO было выставлено при съемке – тем больше шума видно на фото. На дешевых камерах, несостоятельность маленьких сенсоров производители компенсируют «внутрекамерным шумодавом». Процессор камеры сам включает шумодав и картинка становится вроде как не шумной, но «рыхлой» и «грязной». Фотографию с мыльницы можно узнать по такой «рыхлости», а вот у зеркалок, или камер с большими матрицами, заметны просто точки, но картинка остается относительно гладкой и четкой.

Когда поднимать ISO и когда его опускать? – Поднимать нужно, когда не хватает света, . Лучше поднять ISO и потом бороться с шумом, чем сразу выбросить непригодную смазанную фотографию. Шум виден на темных участках фотографии, в тенях. Не ищите его на небе – ищите под кустиком! 🙂

Итак, что нам дает Adobe Lightroom:

В разделе Noise Reduction самым полезным бегунком является Luminance . По умолчанию его значение равняется нулю. И это правильно, потому что любые попытки задавить шум – задавят и детали в какой-то степени.

Сам же бегунок Luminance и есть самое действенное средство против шума в Лайтрум. В зависимости от количества шумов (значения ISO снимка, качества матрицы и тд) передвигая Luminance вправо, мы «замыливаем» цифровой шум. Именно «замыливаем», потому как вместе с шумом «уходят» и мелкие детали. Поэтому с помощью этого бегунка очень легко сделать снимок с самой дорогой камеры, снимком как будто сделанным старым мобильником. Осторожно двигайте ползунок Luminance и следите за изменениями на фотографии в 100% масштабе.

До использования функции подавления шумов

Подавление только шума по яркости

Бегунки Detail – для цветного шума и шума по яркости – призваны сохранить мелкие детали на фото, но действуют они очень слабо. Бегунок Contrast призван сохранить микроконтраст деталей, но так же малоинтересен. Конечно, эти параметры немного помогают, но, по-моему, если нужно вытянуть все детали по максимуму – лучше это делать в фотошопе.

А вот бегунок Color будет очень полезен. Как по мне, цветной шум намного более «ужасен» чем шум по яркости. Бегунок Color убирает цветные точки, точнее их обесцвечивает. Color независим от Luminancе .

Подавление шума по цвету и по яркости

Из своего опыта: если снимок сделан на ISO 200-320 (зеркалка Pentax K20D, кстати говоря, с довольно шумной матрицей) и экспортировать фото в JPG-файл, то даже при качестве сохранения файла 100% шума не видно, ну или почти не видно (искать надо). JPG сам по себе формат, который некачественно сохраняет мелкие детали, следовательно, и цифровой шум «сохраняется» с потерями. 🙂 Если снимки сделаны на малых ISO, попробуйте экспортировать фото без использования подавления шума, вдруг в конечном файле его не будет видно. 🙂

Пока что все. Тему Lightroom не закрыто…

Хотите поработать как профессиональный фотограф? Доступная аренда фотостудии отличный шанс устроить фотосессию с профессиональным оборудованием для красивой девушкой. Профессиональная фотостудия в Москве SUNLIGHTSTUDIO к вашим услугам.

Установка правильного баланса белого относится к числу самых важных операций правки фотографий, выполняемых в Lightroom. Правда, это одна из самых простых операций. Я лично всегда начинаю правку с установки подходящего баланса белого. Ведь если баланс белого установлен правильно, то и цвет воспроизводится верно, а значит, потребность в цветовой коррекции сводится к минимуму. Баланс белого устанавливается и корректируется на панели Basic (Основная правка), где находятся самые важные и наиболее часто используемые элементы управления из всего модуля Develop.

Находясь в модуле Library, щелкните на фотографии, которую требуется поправить, а затем нажмите клавишу «D», чтобы перейти к модулю Develop. Между прочим, если вы думаете, что и остальные модули - Slideshow, Print и Web - выбираются нажатием клавиши с их заглавными буквами, то глубоко ошибаетесь. К сожалению, переход к этим модулям осуществляется не так просто, как к модулю Develop. Но тут уж ничего не поделаешь! Итак, перейдя к модулю Develop, вы обнаружите в правой области боковых панелей элементы управления для правки фотографии, которая отображается с тем балансом белого, который был выбран во время съемки в цифровой фотокамере. Он так и называется As Shot (Как при съемке).

Элементы управления балансом белого находятся в верхней части панели Basic. На рисунке показан раскрывающийся список WB (Баланс белого), из которого выбираются предварительно заданные настройки баланса белого, в том числе и настройки, аналогичные установленным в фотокамере во время съемки. Примечание: существенное отличие в обработке изображений форматов JPEG и TIFF от изображений формата RAW состоит в том, что полный перечень предварительно заданных настроек баланса белого доступен только для фотографических изображений, фиксируемых в формате RAW. Если же изображение зафиксировано в формате JPEG, то количество вариантов выбора этих настроек сводится к трем: As Shot, Auto и Custom.

В фотографии, показанной на шаге 1, подвенечное платье невесты имеет слишком заметный синеватый оттенок, да и вся фотография выглядит холодновато, а следовательно, ей требуется незначительная коррекция баланса белого. Примечание: если вы хотите выполнить данное упражнение, используя то же изображение, что и приведенное на этих страницах, загрузите его по адресу www.kelbytraining.com/books/lightroom2 . Итак, выберите вариант Auto из раскрывающегося списка WB, чтобы посмотреть, как фотография будет выглядеть при автоматически устанавливаемом балансе белого. В этом случае она будет иметь еще более заметный синеватый оттенок. Если выбрать любой из трех следующих вариантов установки баланса белого, то фотография приобретет желтоватый, т. е. более теплый оттенок. Так, при выборе варианта Daylight (Дневной свет) ее оттенок станет чуть теплее, при выборе варианта Cloudy (Облачно) - еще теплее, а при выборе варианта Shade (Тень) - заметно теплее. Выберите вариант Cloudy, как показано на рисунке слева, чтобы придать фотографии более теплую окраску - возможно, даже слишком теплую окраску, поскольку теперь подвенечное платье невесты будет иметь не синеватый, как первоначально, а желтоватый оттенок, хотя наша цель в этом упражнении - сделать так, чтобы подвенечное платье невесты приобрело естественный белый цвет.

Если вы выберете любой из двух оставшихся вариантов, Tungsten (Освещение лампами накаливания) или Fluorescent (Освещение люминесцентными лампами), то фотография приобретет слишком заметный синеватый оттенок. А вариант Flash (Вспышка) аналогичен варианту Daylight. Опробуйте все эти варианты, чтобы посмотреть, как они влияют на внешний вид фотографии. И последний вариант, Custom (Специальный), на самом деле не является предустановкой, а лишь означает, что вы фактически собираетесь установить баланс белого вручную, используя ползунки, расположенные ниже рассматриваемого здесь раскрывающегося списка. А теперь, когда вы ознакомились с назначением различных предустановок баланса белого, постарайтесь придерживаться во время правки своих фотографий следующих рекомендаций. Прежде всего, быстро пройдитесь по всем предустановкам баланса белого, чтобы обнаружить среди них наиболее подходящую. В данном примере как наиболее подходящий был выбран вариант Flash. При таком балансе белого фотография приобретает умеренную, но не слишком теплую окраску, как показано на рисунке слева.

Итак, выбрав наиболее подходящий вариант установки баланса белого, можете воспользоваться ползунками Temp (Цветовая температура) и Tint (Оттенок), чтобы окончательно откорректировать баланс белого до оптимальной величины. На рисунке верхняя часть панели Basic показана в укрупненном виде, чтобы лучше были видны оба ползунка Temp и Tint. Шкалы перемещения этих ползунков специально окрашены так, чтобы вам, как пользователю, было понятно, что же происходит с фотографией при перемещении ползунка в определенном направлении. Левая часть шкалы перемещения ползунка Temp окрашена синим, а правая - желтым, наглядно показывая, что именно делает ползунок, перемещаясь в заданном направлении. Так, если фотографии требуется придать синеватый оттенок, ползунок Temp следует переместить влево. Аналогично, если фотографии требуется придать пурпурный оттенок, то ползунок Tint следует переместить вправо. Подобная мелкая деталь в графическом оформлении обоих ползунков на самом деле оказывает большую помощь при установке баланса белого.

Если после выбора варианта Flash установки баланса белого фотография приобретет слишком желтый оттенок, что вполне возможно, то щелкните на ползунке Temp и перемещайте его понемногу влево, т. е. в сторону синего оттенка, пока не устраните желтоватую окраску подвенечного платья и оно не станет белоснежным (не перемещайте ползунок слишком далеко влево, иначе фотография вновь приобретет первоначальный синеватый оттенок). На рисунке показан результат коррекции баланса белого после установки ползунка Temp на отметке 4292. Итак, для установки правильного баланса белого выберите сначала наиболее подходящий вариант его предустановки из раскрывающегося списка WB, а затем откорректируйте полученный результат с помощью ползунка Temp. Если вам кажется, что фотография имеет теперь слишком заметный пурпурный оттенок, попробуйте устранить его, переместив ползунок Tint в сторону зеленого оттенка. Но, опять же, делайте это понемногу, иначе невеста на фотографии будет выглядеть так, как будто ей стало плохо на торжественном событии.

А теперь, когда вы освоили два описанных выше способа установки баланса белого (сначала выбор только предустановки, а затем дополнительную коррекцию баланса белого с помощью ползунков Temp и Tint), я хотел бы продемонстрировать свой собственный способ, посредством которого обычно добиваюсь наиболее точных результатов. Он заключается в применении инструмента White Balance Selector, доступного в виде крупной пипетки в левом верхнем углу области установки баланса белого на панели Basic. Щелкните сначала на этом инструменте, чтобы активизировать его, а затем на том участке фотографии, который, на ваш взгляд, выглядит светло-серым, но не белым. Ведь если в видеокамерах баланс белого устанавливается по сплошному белому цвету, то в цифровых фотокамерах - по светло-серому. В примере, приведенном на рисунке слева, в качестве образца для установки баланса белого выбран участок тени на подвенечном платье невесты, который выглядит светло-серым, т. е. там, где область светов должна быть белой. Достаточно было щелкнуть на этом участке, чтобы установить правильный баланс белого, при котором ползунок Temp автоматически переместился бы к отметке 4150, а ползунок Tint - к отметке -15. В итоге фотография приобрела едва уловимый зеленоватый оттенок, гармонично уравновешивающий в ней цвета.

Сетка увеличенных пикселей, появляющаяся при выборе инструмента White Balance Selector, предназначена для того, чтобы увеличить участок изображения, на котором находится курсор, и тем самым помочь правильно выбрать участок нейтрально серого цвета. Мне лично эта сетка только мешает. Если же она раздражает и вас, то можете избавиться от нее, сбросив флажок Show Loupe (Показывать в увеличительном виде) на панели инструмента White Balance Selector (этот флажок обведен кружком на рисунке слева). Теперь на экране должна отображаться только пипетка без надоедливой сетки увеличенных пикселей.

Помимо сетки увеличенных пикселей, у инструмента White Balance Selector имеется и другое полезное вспомогательное средство в виде панели Navigator, расположенной в верхней части левой области боковых панелей. Польза от панели Navigator состоит в том, что, при наведении курсора в форме пипетки на разные участки фотографии, на этой панели сразу же отображается в предварительно просматриваемом виде тот результат установки баланса белого, который получится, если щелкнуть на данном участке фотографии. Это очень удобное средство, позволяющее сэкономить немало времени и труда в поисках подходящего баланса белого. Так, если поместить курсор в форме пипетки на участке стены за левым плечом невесты, то на панели Navigator сразу же будет показан тот результат установки баланса белого, который получится, если щелкнуть на данном участке изображения. В данном случае место для установки баланса белого выбрано неудачно. Подбирать баланс белого с помощью пипетки рассматриваемого здесь инструмента можно сколько угодно методом проб и ошибок, но, откровенно говоря, пользоваться для этой цели панелью Navigator намного проще и удобнее.

Кроме того, об установке баланса белого в Lightroom нужно знать следующее. Во-первых, для того чтобы завершить работу с инструментом White Balance Selector, щелкните еще раз на темно-сером кружке слева вверху на панели Basic или же на кнопке Done (Готово), расположенной на правом краю панели данного инструмента. Во-вторых, на панели инструмента White Balance Selector находится флажок Auto Dismiss (Автоматическое освобождение). Если этот флажок установлен, то данный инструмент сразу же возвратится в исходное состояние на панели Basic, как только вы щелкнете один раз на выбранном участке изображения. Я лично сбрасываю этот флажок, чтобы иметь возможность выбирать разные участки изображения, не активизируя для этого каждый раз инструмент White Balance Selector. В-третьих, для возврата к исходному балансу белого достаточно выбрать вариант As Shot из раскрывающегося списка WB. И в-четвертых, если вы находитесь в модуле Library и вам нужно выбрать инструмент White Balance Selector, нажмите клавишу «W», чтобы перейти к модулю Develop и сразу же активизировать этот инструмент. На рисунке (а также на цветной вклейке этой книги) приведена для сравнения рассматриваемая здесь фотография до и после коррекции.